Магическая единственность музыкального произведения презентация. Единство музыкального произведения. Запись на доске

Единство музыкального произведения

  1. С чем проявляются традиции и новаторство в музыкальном произведении.
  2. Средства музыкальной выразительности, их роль в создании музыкального произведения (на примере Антракта к III действию из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера).

Музыкальный материал:

  1. Р. Вагнер. Антракт к III действию. Из оперы «Лоэнгрин» (слушание);
  2. П. Чайковский. Интродукция к балету «Спящая красавица» (слушание);
  3. Я. Дубравин, стихи В. Суслова. «Всюду музыка живёт» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Понимать значение средств художественной выразительности в создании музыкального произведения.
  2. Владеть отдельными специальными музыкальными терминами, отражающими знание средств музыкальной выразительности.

«Не бойся слов теория, гармония, полифония и т. п.
Относись к ним дружески, и они тебе улыбнутся».

Р. Шуман

Представьте себе, что вы пришли в театр. Скоро раздвинется тяжёлый занавес и начнётся спектакль. Герои старой сказки ещё не появились на сцене, но музыка уже звучит, и вы захвачены ею.

Оркестр играет интродукцию (интродукция - слово латинского происхождения, означает «введение» - краткое вступление к оперному или балетному спектаклю ) к балету Петра Ильича Чайковского «Спящая красавица».

О чём эта музыка? ... Внезапно на вас обрушивается мощное и жёсткое звучание огромного оркестра. «Колючие», изломанные мелодические линии, резкое звучание диссонантных (диссонанс - сочетание двух или нескольких звуков, образующих напряжённое, резкое созвучие. Слово «диссонанс» происходит от латинского dissonantia, что значит «нестройное звучание» ) аккордов, грозные кличи духовых инструментов создаёт музыкальный портрет злой феи Карабос.

Но вот лёгкий ветерок пассажа арфы переносит нас в волшебный мир Добра и Красоты: на фоне нежнейшего аккомпанемента появляется прекрасная мелодия. Это тема феи Сирени. Она спокойно парит, освещаемая светлыми красками консонантных (консонанс - благозвучное сочетание двух или более звуков. В переводе с латыни consonantia означает «согласное звучание» ) аккордов. Музыка звучит хрупко, беззащитно. Разве может такая фея противостоять натиску злобной Карабос?

Давайте проследим за тем, как будет развиваться тема феи Сирени. Сначала мелодию исполняют только два инструмента: флейта и английский рожок. Затем её ведут скрипки, и вот наконец из неё рождается новая тема: она звучит у медных духовых инструментов торжественно и победно. В итоге развития лирическая мелодия превратилась в героическую.

Чем же вызвано такое превращение?

Издавна торжественные церемонии встреч, парадов, приветствий открывались праздничными сигналами фанфар. Эти духовые инструменты играли мелодии, использующие звуки мажорных трезвучий. В дальнейшем такие мелодии стали называть фанфарными. Они всегда связаны с выражением радости. А если их к тому же исполняют медные духовые инструменты, то они приобретают героический, торжественный характер. Поэтому, слушая интродукцию, мы верим, что фея Сирени победит Карабос, добро одолеет зло.

Чтобы поведать об этом, слова не нужны. Музыка рассказала сказку своим языком, более сильным и выразительным.

Но как понять музыкальный язык? Чем он отличается от речи?

Музыкальный язык богат и разнообразен, потому что в его словаре не просто звуки, а мелодия, лад, ритм, гармония, тембр, динамика, темп, штрихи, фразировка...

Всеми этими элементами музыкального языка в их всевозможных сочетаниях пользуются композиторы, создавая музыку.

Музыкальный материал, то есть мелодия, гармония и ритм, безусловно, неисчерпаем.
Пройдут миллионы лет, и если музыка в нашем смысле будет ещё существовать, то те же семь основных тонов нашей гаммы, в их мелодических и гармонических комбинациях, оживляемые ритмом, будут всё ещё служить источником новых музыкальных мыслей.

П. Чайковский

Музыкальное произведение мы обычно воспринимаем целиком, в единстве всего, из чего оно состоит. Трудно, порой просто невозможно выделить в его звучании что-то одно - мелодию, ритм или тембры. Каждый композитор в своём творчестве стремится к созданию их единства. Дело ведь не в том, что он изобретает какие-то новые средства выразительности, а в том, что каждый раз он подчиняет их своему замыслу, своим представлениям о мире, о жизни, о людях.

Как неповторимы люди, так неповторимы и их дела. Возьмите любую простую вещь - два разных человека сделают её совершенно по-разному! Тем более это относится к вещам сложным, заключающим в себе не только мастерство, но и душевную энергию - ведь в их создании участвуют воспитание, опыт, вкусы, привычки, образование и многое-многое другое. Поэтому мы не удивляемся тому, что два композитора, живущие в одно время и в одной стране, порой так непохожи друг на друга, как непохожи два разных произведения даже одного композитора или две разные скрипки одного мастера.

Чтобы понять музыкальное произведение, мы обращаемся обычно к двум сторонам - традиции (традиция – то, что унаследовано от предшествующих поколений), в которой оно возникло, и неповторимому «почерку» его автора.

Почему необходимо обращение к традиции?

Потому что всё в мире возникает постепенно, ничто не приходит ниоткуда. Каждая река вытекает из своего истока и впадает в своё море; мастерству предшествует ученичество, зрелости - юность... Новая песня рождается из песенных особенностей своего времени, новый ритм - из ритмических, новый тембр - из тембровых. Любое явление, взятое в отрыве от породивших его корней, выглядит нелепо, как пришелец ниоткуда.

Почему же мы вновь и вновь ищем в искусстве его уникальность (уникальный – единственный в своём роде), неповторимость?

Потому что в каждом значительном произведении, сколь бы сильно ни выражалась в нём традиция, обязательно есть то, чего ещё не было и никогда уже не будет, потому что миг творчества, как и любой миг, неповторим.

Единство старого и нового, образующее каждое музыкальное произведение, вызывает естественный вопрос: в чём оно проявляется? В биографии композитора? В названиях его произведений? Отчасти - да.

И жизнь композитора, и названия его произведений, - всё это помогает нам понять многое в его творчестве.

Но понимать музыку следует учиться у самой музыки, в которой фантазия, вдохновение, понимание мира нашли самое полное своё выражение.

И хотя музыка воздействует целостно, всё же она очень разная: в одних случаях в такой целостности солирует ритм, а в других - мелодия, в одних мы погружаемся в волшебный мир гармонии, в других - в многокрасочное тембровое царство. Это естественно: ведь в каждом произведении общий замысел диктует выбор необходимых средств выразительности.

Было бы странно, если, например, образы сказочного мира вдруг воплотились бы в угловатых, острых ритмах, а не в красочной гармонии и оркестровки. Также было бы странно, если бы испанские танцы зазвучали славянской плавностью линий, и т. д.

К счастью, этого никогда не бывает. Музыкальные сказки по-прежнему, как и всегда, неторопливы и красочны, а испанские танцы быстры и ритмичны.

Каждое настроение, каждое чувство, переживание и характер имеют своих музыкальных «представителей». Что-то выражает себя в мелодии, что-то - в гармонии, а что-то - в особенных динамических средствах.

Вот почему понимание музыки требует обращения к тому, что называется, средствами музыкальной выразительности. Эти средства образуются такими сторонами музыки, как ритм, мелодия, гармония, полифония, фактура, тембры и динамика. Разумеется, приведённый ряд может быть продолжен. Каждому музыканту известно, насколько важны различные штрихи, входящие в понятие артикуляции, ускорения и замедления темпа, образующие область музыкальной агогики, как необыкновенно выразительна роль педали.

Вслушайтесь в музыкальные произведения и постарайтесь подумать не только над тем, что музыка слагается из различных сторон своего звучания, но и то, чем именно выразительна каждая сторона. И тогда из текучести и разнообразия, всегда лежащих в основе музыкальных произведений, вы сможете выделить особенные черты, появляющиеся то в гармонии, то в тембрах или ритмах и образующие ту неповторимость «лика», которая всегда отличала великие произведения музыкального искусства.

Вопросы и задания:

  1. Что образует единство музыкального произведения?
  2. Что, кроме знания традиции и новаторства, помогает нам лучше узнать музыкальное произведение?
  3. Послушайте Антракт к III действию оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера. Можно ли согласиться, что сила воздействия этой музыки связана с единством всех её выразительных средств? Для ответа на этот вопрос постарайтесь охарактеризовать особенности ритма, лада, мелодии, тембров, динамики. (Описание произведения в уроке )

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Вагнер. Вступление к 3 действию из оперы «Лоэнгрин», mp3;
Чайковский. Тема Карабос из балета «Спящая красавица», mp3;
Чайковский. Тема Феи Сирени из балета «Спящая красавица», mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Магическая единственность» музыкального произведения

Музыкальное произведение – сочинение, состоящее из звуков с текстом или без текста, исполняемое голосом или с помощью инструментов. Музыкальное произведение – это единое целое, как и любое художественное произведение.

Самыми важными и яркими средствами музыкальной выразительности являются: мелодия гармония ритм лад тембр Поддерживая и обогащая друг друга, они выполняют единую творческую задачу – создают музыкальный образ и воздействуют на наше воображение. Средства музыкальной выразительности

Мелодия Когда слушаешь музыку, невольно обращаешь внимание на ведущий голос, главную музыкальную тему. Это звучит мелодия. Греческое слово мелодия состоит из двух корней: melos и ode, что означает «пение песни». Мелодия – это содержание произведения, его стержень. Она передает главные художественные образы.

Гармония

Это слово пришло к нам из Греции и в переводе означает «стройность», «созвучность», «слаженность». Гармония имеет 2 смысла: приятная для слуха слаженность звуков, «благозвучие»; объединение звуков в созвучия и их закономерное последование. Гармония

Ритм Ритмом в музыке называется чередование и соотношение различных музыкальных длительностей. Ритм – тоже греческое слово и переводится как «мерное течение». Благодаря ритму мы отличаем марш от вальса, мазурку от польки и т.д.

Лад Лад в музыке создает настроение. Оно может быть радостным, светлым или, наоборот, задумчивым, печальным. Лад – славянское слово и переводится как «мир», «порядок», «согласие». В музыке лад означает взаимосвязь и согласованность звуков, различных по высоте. Самыми распространенными ладами являются мажор и минор.

Тембр Тембр в переводе с французского означает «окраска звука». Тембр – это отличительный знак каждого музыкального инструмента или человеческого голоса.

О каких музыкальных произведениях сложнее говорить? О музыкальных произведениях, никакой программы не содержащих. О музыкальных произведениях непрограммной музыки. Несмотря на отсутствие литературной программы, такие произведения имеют не менее богатое музыкальное содержание.

Какие бывают музыкальные произведения непрограммной музыки Концерты; Симфонии; Сонаты; Этюды; Инструментальные пьесы…

Что такое соната? Сона́та (итал. sonare - звучать) - жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано. Как правило, соло или дуэта. Л. В. Бетховен

«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке, вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках» Д.Д. Шостакович.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика восприятия музыкального произведения у учащихся 5-7 классов методом «Музыкальной живописи».

Меня заинтересовала психологическое и эмоциональное состояние ребенка, который приходит на урок музыки. Появилось желание отследить эти процессы в динамике, попытаться помочь ребенку восстановить гарм...

Данная методическая разработка посвящена рассмотрениюнекоторых методов и приемов, способствующих формированию навыков игры на фортепиано. Методы и приемы, перечисленные в данной работе, являются актуа...

001. Формирование навыков эмоционально-образного восприятия музыкальных произведений в курсе музыкальной литературы с использованием информационно-коммуникационных технологий (на примере разбора цикла фортепианных пьес «Времена года» П. И. Чайковского)

Семинар для преподавателей культуры, музыки и искусства довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации «Формирование навыков эмоционально-образного восприятия му...

Слайд 2

Музыка- это вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах, активно воздействующих на психику человека. Музыка играла и играет огромную роль в жизни человека. Одна из главных ее функций - объединять людей, поскольку язык музыки понятен без перевода.

Слайд 3

Откуда же появилась музыка?

Раньше всего возникла народная музыка. Первоначально звуки первых инструментов (они были ударными) сопровождали утомительный и однообразный труд. Затем появилась военная и культовая музыка.

Слайд 4

Еще в Древней Греции музыканты подавали сигналы войскам и играли в храмах.

Слайд 5

Так постепенно сформировались две основных составляющих музыки - профессиональная и народная.

Слайд 6

Со временем к ним добавилось и деление музыки на культовую и светскую.

  • Слайд 7

    Музыкальное произведение – сочинение, состоящее из звуков с текстом или без текста, исполняемое голосом или с помощью инструментов. Музыкальное произведение – это единое целое, как и любое художественное произведение.

    Слайд 8

    Самыми важными и яркими средствами музыкальной выразительности являются: мелодия гармония ритм лад тембр Поддерживая и обогащая друг друга, они выполняют единую творческую задачу – создают музыкальный образ и воздействуют на наше воображение. Средства музыкальной выразительности

    Слайд 9

    Мелодия

    Когда слушаешь музыку, невольно обращаешь внимание на ведущий голос, главную музыкальную тему. Это звучит мелодия. Греческое слово мелодия состоит из двух корней: melos и ode, что означает «пение песни». Мелодия – это содержание произведения, его стержень. Она передает главные художественные образы.

    Слайд 10

    Гармония

    Слайд 11

    Гармония

    Это слово пришло к нам из Греции и в переводе означает «стройность», «созвучность», «слаженность». Гармония имеет 2 смысла: приятная для слуха слаженность звуков, «благозвучие»; объединение звуков в созвучия и их закономерное последование.

    Слайд 12

    Ритм

    Ритмом в музыке называется чередование и соотношение различных музыкальных длительностей. Ритм – тоже греческое слово и переводится как «мерное течение». Благодаря ритму мы отличаем марш от вальса, мазурку от польки и т.д.

    Слайд 13

    Лад

    Лад в музыке создает настроение. Оно может быть радостным, светлым или, наоборот, задумчивым, печальным. Лад – славянское слово и переводится как «мир», «порядок», «согласие». В музыке лад означает взаимосвязь и согласованность звуков, различных по высоте. Самыми распространенными ладами являются мажор и минор.

    Слайд 14

    Слайд 15

    Тембр

    Тембр в переводе с французского означает «окраска звука». Тембр – это отличительный знак каждого музыкального инструмента или человеческого голоса.

    Слайд 16

    О каких музыкальных произведениях сложнее говорить? О музыкальных произведениях, никакой программы не содержащих. О музыкальных произведениях непрограммной музыки. Несмотря на отсутствие литературной программы, такие произведения имеют не менее богатое музыкальное содержание.

    Слайд 17

    Какие бывают музыкальные произведения непрограммной музыки

    Концерты; Симфонии; Сонаты; Этюды; Инструментальные пьесы…

    Слайд 18

    Что такое соната? Сона́та (итал. sonare - звучать) - жанринструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано. Как правило, соло или дуэта. Л. В. Бетховен

    Конспект урока музыки в 7
    классе
    «Магическая единственность
    музыкального произведения».

    Тема: Магическая единственность» музыкального произведения.
    Цели урока:
     Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого
    человека.
     Развивать внимательное и доброжелательное отношение к
    окружающему миру.
     Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям,
    потребность в музыкальных переживаниях.
     Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение,
    проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
     Формирование слушательской культуры на основе приобщения к
    вершинным достижениям музыкального искусства.
     Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание
    музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности,
    осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
    Музыкальный материал урока:
     Ю. Шевчук. Что такое осень (пение).
     А. Вивальди. Лето. III часть. Из цикла «Четыре концерта для
    скрипки с оркестром «Времена года» (слушание).
    Ход урока.
    Всякое подлинное произведение искусства убедительно.
    И не важно, воплощает ли оно прекрасные идеи и образы или намеренно
    заостряет тёмные, неприглядные стороны жизни.
    Оно убедительно и тогда, когда окрыляет нас, пробуждает высокие
    стремления, и тогда, когда заставляет содрогаться от переживаемого ужаса.
    Почему же одни произведения умирают, едва появившись на свет, а иные –
    живут в веках, приобщая к своим глубинам всё новые и новые поколения?

    В 5,6 классах на уроках музыки вы познакомились с наиболее
    значительными музыкальными жанрами (жанры песни, романса, хоровой
    музыки, оперы, балета; музыкально­изобразительные жанры) и средствами
    музыкальной выразительности (ритм, мелодия, гармония, полифония,
    фактура, тембр, динамика).
    В этом году нам предстоит познакомиться с музыкальным содержанием и
    формой.

    Всякое подлинное произведение искусства убедительно. Оно убедительно
    независимо от того, воплощает ли прекрасные идеи и образы или намеренно
    заостряет темные, неприглядные стороны жизни.
    Оно одинаково убедительно тогда, когда окрыляет нас или, наоборот,
    заставляет содрогаться от переживаемого ужаса. (Пр. искусство кино)
    Значит, подлинность произведения искусства зависит не просто от выбора
    темы, но еще от чего­то, что присутствует не в каждом сочинении. Что же это
    такое? Что делает произведение бессмертным? Почему иные произведения
    умирают, едва появившись на свет, а иные – живут веками?
    Наша задача найти эту скрытую суть произведения.

    Много веков назад древнегреческий ученый Аристотель подчеркнул
    разницу между прекрасным лицом и прекрасно нарисованным лицом. Он
    угадал и подчеркнул, что смысл искусства в поиске и воплощении скрытой
    сущности вещей.

    Умение видеть скрытое, глубинное – одно из необходимых условий
    подлинного творчества. О муках творчества написаны десятки книг.
    Французский писатель Г. Флобер писал: «О искусство, искусство! Что же это
    за чудовищная химера, выедающая нам сердце?» Трудно найти ту истинную
    фразу или мелодию, единственную, которая отвечала бы замыслу создателя.
    Красота, гармоничность, загадочность природы музыкального искусства
    кроется в единстве содержания и формы музыкального произведения.
    Итог урока.
    Тот, кому судьба предназначила быть творцом, носит в душе идеал, с
    которым он сверяет всё, что создаёт.
    Такой идеал – «магическая единственность» замысла и его воплощения
    – единство содержания и формы.
    «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир
    высоких чувств. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее.
    Благодаря музыке, вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы
    увидите жизнь в новых тонах и красках», ­ Д.Д. Шостакович.
    Д/з. выучить термины.

    О единстве содержания и формы в художественном произведении

    1. Постановка проблемы, связанной с изучением главной темы года.
    2. Воплощение глубин искусства - важнейший критерий подлинного творчества.
    3. Что составляет «магическую единственность» замысла и его воплощения.

    Художественный материал:

    Поэзия:

    1. Ф. Тютчев. «Не то, что мните вы, природа...»;
    2. А. Вивальди. Сонет, предваряющий концерт «Лето»

    Живопись:

    1. И. Репин, И. Айвазовский. «Пушкин у моря»

    Музыка:

    1. А. Вивальди. «Лето». III часть. Из цикла «Четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года» (слушание).

    Характеристика видов деятельности:

    1. Эмоционально воспринимать образы различных видов искусства.
    2. Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и другими видами искусства (с учётом критериев, представленных в учебнике).
    3. Рассуждать о яркости образов в музыке и других видах искусства (с учётом критериев, представленных в учебнике).

    «Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из неё Человека…»

    А. де Сент-Экзюпери

    Музыка! Как прекрасна и поистине безгранична эта область человеческой культуры! Целый океан живых страстей, возвышенных мечтаний и благородных стремлений человечества заключён в творениях музыкальной классики.

    Сокровища музыки, накопленные в течение веков поколениями людей, необычайно многообразны. Музыка окружает нас повседневно, всюду и везде - в труде и в быту, в дальних походах или дружеских встречах, в дни всенародного горя или праздничных гуляний. Музыкальные звуки сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни. Трудно найти на земле человека, который мог бы прожить без музыки, обойтись без каких-либо, хотя бы простейших музыкальных впечатлений.

    Мир музыки поистине безбрежен. Он охватывает разные эпохи истории, разные слои общества, различные, очень непохожие друг на друга национальные традиции. Поверхностно мыслящий слушатель иной раз с лёгкостью отбрасывает чуждую ему музыку, рождённую в далёком прошлом или в чужих странах и континентах. Между тем музыкальная культура XX столетия, благодаря расцвету современных средств массовой информации (радио, телевидение, грамзаписи), а также усилившимся контактам между нациями, заметно расширила свои хронологические и географические рамки.

    Мы намного больше знаем о музыкальном прошлом, шире ориентируемся в музыке народов Азии, Африки, Латинской Америки. Просвещённый слушатель сегодня испытывает особую эстетическую радость, постигая очарование музыкальной старины, немеркнущее обаяние пьес Моцарта и Гайдна, Куперена и Вивальди. Он не перестаёт восхищаться вечно живыми творениями великого Баха, нисколько не потерявшими своей красоты и мудрости. Шедевры баховской музыки не только не стареют, но как будто ещё сильнее, глубже захватывают людей XXI столетия. Так же не стареет для нас чудесная музыка Глинки, всякий раз поражая своей вечно юной эмоциональной прелестью.

    Глубочайшие творения классического искусства живут века, не теряя своей свежести. Они отобраны человечеством из сотен и тысяч образцов и вошли в золотой фонд мировой культуры. Такие произведения не стареют, время бессильно перед ними. Обладая высоким художественным совершенством, воплощая передовые идеи человечества, они сохраняют до наших дней значение своего рода эталона, образца, порой недосягаемого.

    Прошло более двухсот пятидесяти лет после того, как Иоганн Себастьян Бах завершил свою прославленную си-минорную Мессу, а люди и поныне жадно вслушиваются в эту музыку, проникнутую мудростью и силой чувств. Более полутораста лет назад написана Девятая симфония Бетховена, но в наши дни каждое её исполнение проходит при переполненных залах. Виктор Гюго сказал когда-то, что шедевр искусства рождается навеки. В этом отличие вечно живой классической музыки от музыки неглубокой, модной, но быстро стареющей.

    Естественно, что не всякая симфония или опера обязательно лучше, содержательнее, глубже любой песни. Лучшие творения народного искусства, в частности прекраснейшие песни различных народов мира, так же бессмертны, как и признанные произведения композиторов-классиков.

    Когда-то А. И. Герцен писал своему сыну: «Есть классические художественные творения, без которых человек не есть полный человек». Он имел в виду, что люди, которые проходят мимо этих великих богатств, непростительно обедняют свой духовный мир, лишают себя несравненной интеллектуальной радости. А жизнь, лишённая красоты, не освещённая светом искусства, превращается в нечто унылое, бесцветное, механическое.

    Почему же одни произведения умирают, едва появившись на свет, а иные – живут в веках, приобщая к своим глубинам всё новые и новые поколения?

    Много веков назад древнегреческий философ Аристотель подчёркивал разницу между прекрасным лицом и прекрасно нарисованным лицом. Великий мыслитель одним из первых угадал, что смысл искусства не в изображении красивых явлений, а в поиске и воплощении скрытой сущности вещей.

    Умение видеть скрытое, глубинное – одно из необходимых условий подлинного творчества. Об этом писал замечательный русский поэт Ф. Тютчев, учивший нас истинному пониманию природы.

    Не то, что мните вы, природа,
    Не слепок, не бездушный лик,
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь, в ней есть язык.

    Однако самого тонкого слуха, самого острого зрения, самой чуткой интуиции недостаточно для того, чтобы на свет появилось произведение искусства. Мало увидеть и понять – нужно ещё и воплотить. С воплощением порой связана самая напряжённая сторона творчества – та, что вынуждает исписывать горы бумаги, проделывать невероятные путешествия, переживать невероятные путешествия, переживать минуты глубокой тревоги – и всё ради одной единственной фразы, штриха, мелодии.

    Истинное искусство действительно требует от художника полной самоотдачи и самозабвения. Дело не только в том, что создание художественного произведения поглощает много времени. Главное - найти ту истинную фразу или мелодию, единственную, которая отвечала бы замыслу её создателя.

    Среди музыкантов не редкость признания в том, как порой после бесплодных долгих поисков нужные интонации или созвучия внезапно приходили как бы свыше, потрясая своей убедительностью, истинностью. Так, Йозеф Гайдн, когда его осенила мелодия (в оратории «Сотворение мира» выражающая рождение света), воскликнул, ослеплённый её блеском: «Это не от меня, это свыше!»

    Поэтому среди объяснений загадочной природы музыкального искусства одним из первых стоит признание его божественной сущности. И тот, кому судьба предназначила быть творцом, изначально носит в душе некий идеал, с которым он сверяет всё, что создаёт. Такой идеал – некая «магическая единственность» замысла и его воплощения или, если воспользоваться научным определением, единство содержания и формы.

    Музыка окружала Антонио Вивальди всю его жизнь. Он впитал её вместе с воздухом родного города – солёным, пахнущим морем, звенящем от песен. Ему ничего не приходилось выдумывать – мелодии роились в его голове, точно пчёлы в улье. Нужно было только отлить их в чёткую форму, подчинить законам композиции. Он в совершенстве владел всеми тайнами своего ремесла, но главным считал чувство. Никогда не понимал тех, порой весьма искусных мастеров, которые в своих сочинениях видели лишь повод для хитроумных контрапунктических головоломок. Музыка, лишённая радости, не греющая душу, - зачем она?

    Это была прекрасная мысль: написать четыре концерта для скрипки с оркестром, соответствующие смене времён года. Какое разнообразие картин, какое неисчерпаемое богатство красок! Весна, с её сияющим небосводом, томительная нега летнего полдня, великолепие осенней охоты и, наконец, радостная забава зимы – коньки. Он населил музыку щебетом и пересвистом птиц, журчанием ручьёв, громкими криками охотничьих рогов. С упоением живописал яростную симфонию грозы: шум тугих дождевых струй, завывание ветра, ослепительные зигзаги молний. Порой всё это виделось ему так ясно, что вместе с музыкой к нему приходили слова. Он вписывал их в партитуру, надеясь, что стихи помогут лучше понять сочинение.

    «Лето»

    В полях лениво стадо бродит.
    От тяжкого, удушливого зноя
    Страдает, сохнет всё в природе,
    Томится жаждой всё живое.

    Вдруг налетает страстный и могучий
    Борей, взрывая тишины покой.
    Вокруг темно, злых мошек тучи.
    И плачет пастушок, застигнутый грозой.

    От страха, бедный, замирает:
    Бьют молнии, грохочет гром,
    И спелые колосья вырывает
    Гроза безжалостно кругом.

    Нет, в звуках картины времён года получились гораздо ярче.

    Иван Константинович Айвазовский соединил воедино две своих музы – море и Пушкина, и посвятил картину поэту.
    Примечательно, что пейзаж, то есть изображение моря, написан Айвазовским, а фигура поэта – Ильёй Ефимовичем Репиным. Это связано с тем, что возможности к портретному изображению Айвазовским были весьма ограничены, а вот морские пейзажи он рисовал просто гениально.
    По заверениям исследователей, картина имеет прямую связь со стихотворением «К морю». В нём поэт описывает прощание с гордой «свободной стихией», сравнивает её со своим другом, чей «шум призывный» останется в сердце навсегда.

    Прощай, свободная стихия!
    В последний раз передо мной
    Ты катишь волны голубые
    И блещешь гордою красой.

    Присмотритесь к полотну – пейзаж на нём романтический, морской, но суровый. Черные глыбы камней свалены бесформенной кучей, будто руками сказочного великана. Сам фон полотна серый, почти белёсый, а вот фигура Пушкина, вся в чёрном, имеет резкий контраст со всей тональностью. Левой рукой, отведённой в сторону, поэт словно прощается с морем, таким близким его душе, а в правой он держит шляпу. Ветер растрепал волосы Пушкина, сорвал с его головы капюшон, но он только наслаждается солёными брызгами бушующей стихии. Его лицо спокойно и вдохновенно, а взгляд устремлён за горизонт…
    Если говорить о море, то именно оно – самое загадочное и романтичное создание природы. Человек сталкивался с ним повсеместно, видел от него радости и горе. Поэты, писатели и художники не могли пройти мимо маринистических мотивов, поэтому столь велико количество произведений, посвящённых морю. Следует сказать, что Пушкина, как творческого человека, не могла не привлечь романтика моря.
    Для него оно стало близким другом, прощание с которым не даст забыть о времени, проведённом вместе. Кажется, что вольная атмосфера моря передалась и самому Пушкину, который ощутил единение со стихией и влечение к ней. Неудивительно, что море на холсте Айвазовского кажется живым, а у каждого, кто хоть раз видел картину, создаётся впечатление, что оно общается с поэтом.

    Презентация

    В комплекте:
    1. Презентация, ppsx;
    2. Звуки музыки:
    Вивальди. Лето. III часть (из цикла «Времена года» для скрипки с оркестром), mp3;
    3. Сопровождающая статья, docx.