Воздействие искусства на духовный мир человека. О силе искусства и его влиянии на человека Влияет ли искусство на человека

Искусство оказывало па общество влияние с самых первых дней своего становления как отрасли культуры. Это отрасль культуры, выражающая не практическое, а эстетическое, незаинтересованное отношение к действительности с позиций прекрасного. Предпосылкой возникновения искусства выступает мистическое воображение, направленное на достижение определенных целей. «Вряд ли можно сомневаться в том, что все человеческое искусство первоначально развивалось на службе ритуала и что автономное искусство - „искусство для искусства" - появилось лишь на следующем этане культурного развития» . Постепенно воображение отрывалось от мистических корней и становилось самоценным. А когда искусство довлеет над основными проблемами, стоящими перед человеком, и претендует на их решение, оно становится главенствующей отраслью культуры.

Искусство - синтез мистики и языка (в том числе языка живописи, пластики и иных форм культуры), и чем большее значение приобретали речь и мышление, тем выше становилась роль искусства. Когда появилось слово, оно должно было рассматриваться как нечто сверхъестественное хотя бы потому, что имело огромное социальное значение, и это отразилось на значении искусства. Литература вырастала из словотворчества, творила язык, который затем использовался для создан ия м и фол оги и.

Искусство создает эмоциональные связи в условиях, когда логические связи еще отсутствуют. В этом смысле искусство названо «мышлением в образах». Вначале так и было. На следующем этане эмоциональные связи заменяются логическими, приближая возникновение мифологии и философии.

Первобытное искусство с его танцами и наскальными рисунками состояло на службе мистики, а точнее магии, которая вдохновлялась мистическими представлениями. II тем не менее это была не только видимая, но и рационализированная мистика, поскольку в самой дифференцированности произведений искусства, их построении, композиции и содержании должны присутствовать элементы рациональности. Говоря точнее, искусство изначально не мышление в образах, а образы, ведущие к мышлению. В своем развитом виде искусство - целостное мышление-чувствование, в котором слиты отражательный, вообража- тельный и смысловой моменты. Этим искусство отличается от науки, религии и философии, поскольку в первой преобладает отвлеченно- рациональный отражательный момент, во второй - отвлеченно-чувственный воображательный, а в третьей - смысловой, определяемый главным для философии - поиском смысла жизни как высшей цели.

Искусство рассматривалось Л.Н. Толстым как способ единения людей на чувственном уровне. «Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их» . Это слияние достигается не непосредственно, как в мистике, а опосредованно через звуки, слова, движения. Цель искусства, но Толстому, - любовное единение всех людей, и вдохновляется оно любовью, помогающей передавать свои чувства другим.

Вывод Толстого имеет отношение к культуре в целом. Вся культура является способом единения людей, а различные отрасли ее отличаются тем, как именно оно осуществляется. Искусство объединяет людей на уровне воображения, как религия - па уровне веры, философия - на уровне понятий, наука - на уровне теорий. Искусство в социальном смысле отличается от других отраслей культуры формой, но не сутью.

Главным мерилом искусства Толстой считал степень заразительности, хотя важно, конечно, и внутреннее совершенство. Подлинное произведение искусства способно перевернуть душу человека и его жизнь. Искусство самоценно в себе самом и не должно подчиняться какой-либо внешней идее. Но как отрасль культуры оно отвечает высшим потребностям людей и главенствует тогда, когда составляет сердцевину их поисков и переживаний. Вершиной искусства остается время, когда, появившись в форме обрядов и ритуалов, оно играло основную духовную роль в жизни людей, объединяя в них то, что преобладало, пока они не стали видом Homo sapiens, - их чувства.

Искусство прокладывает новые пути для человечества, обеспечивая посредством воображения поиск альтернатив будущего; творит прекрасное и открывает гармонию в мире; «примиряет с жизнью» (Н.В. Гоголь); дополняет и завершает бытие, «соблазняя на дальнейшую жизнь» (Ф. Ницше). Искусство - способ внутренней гармонизации личности, вид магического воздействия на мир, имитация действительности с целью ее изменения. Искусство выполняет компенсаторную роль при запрете прикосновения к предмету, создавая его двойники. Искусство делает вечным слово, и человек - носитель слова - присоединяется к вечному. Это способ художника преодолеть смерть.

И трагедия, и музыка, но Ф. Ницше, ведут к вечному. «„Мы верим в вечную жизнь!"- так восклицает трагедия, между тем как музыка есть непосредственная идея этой жизни» }