Художественное произведение как идейно-эстетическое целое и целостный образ мира. Критерии художественности. Основы теории литературы: Учебно-методическое пособие Литературное произведение как идейно художественная система

Текст и произведение – не одно и тоже. Они принципиально различны.

Слово «текст» чаще всего используется в лингвистике. «Textus» в переводе с латыни значит сплетение, структура, строение, ткань, связь, связное изложение.

Текст – система знаков, связанных между собой. Текст существует неизменным, на определенном материальном носителе. Существует наука «текстология», которая изучает первоначальные тексты, оригиналы. Но текст все равно подвижен. Текст многомерен, то есть может быть по-разному прочитан разными людьми. Распахнутость текста во внешний мир превращает текст в художественное произведение, а не простую систему знаков.

Текст существует сам по себе, он замкнут. Развитие мысли отражено в тексте произведения.

Текст становится произведением тогда, когда вступает в диалог с читателями.

При прочтении произведение изменяется (в башке читателя. Писатель думал одно, когда писал, а читатель воспринимает по своему ), но и по-разному воспринимается читателем. Очень важно перечитывание. Уникальная особенность искусства – со второго прочтения лит произведения начинается улавливание деталей, тонов, открываются разные стороны произведения.

Произведение меняется вместе с нами. (каждый воспринимает х.п. по своему и берет из него своё)

«Гомер каждому: и юноше, и мужу, и старцу столько дает, сколько кто может взять».

Восприятие худ произведения имеет 2 этапа:

    стадия восторга (непосредственное восприятие худ произведения)

    стадия худож-ного наслаждения

    анализ – попытка понять произведение

«Надо сначала перечувствовать, а потом понять» - Белинский.

Разграничивается представление о внешних и внутренних сторонах лит произвед-я.

Форма и содержание – основополагающие понятия, которые содержат обобщенные представления о внутренних и внешних сторонах произведения.

Форма – система средств и приёмов в которой эта реакция находит свое отражение.

Функции формы:

    Функция выражения содержания

    Форма должна оказать эстетическое воздействие на читателя

2 подход:

Когда в произведении выявляют слои, уровни

Произведение – трёхуровневая структура:

Сюжет относится и к форме, и к содержанию. Сюжет объединяет эти два понятия.


26. /Тема 5. Раздел 3. Чехов. Пари..doc
27. /Тетрадь по литературе. 27.05.doc Драма о любви Драма как род литературы
Литературное произведение как художественное целое Литературное произведение – это, по определению литературоведа Ю. М. Лотмана, «сложно построенный смысл»
Эпические произведения о любви Эпос как род литературы
Тема о родине
Александр Исаевич Солженицын (11 декабря 1918 – 3 августа 2008) Рис. 15. Фотография А. И. Солженицына «У писателей, озабоченных правдой, жизнь и никогда проста не бывала, не бывает (и не будет!)»
Эпические произведения о Родине
Тема Об обманах и искушениях Вопросы и задания
Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) Рис. Портрет Гоголя
Обманы и искушения в лирике Петербург как город обманов вошел в литературу в XIX веке. Н. В. Гоголь в повести «Невский проспект»
Литература. 8 класс. Часть 1 Содержание Вступление первое Вступление второе Литературное произведение как художественное целое Интерпретация художественного произведения Тема о любви Образ-символ,
Литература. 8 класс. Часть II содержание Тема Об обманах и искушениях Заметки на полях. Искушение
Тема о страшном и страхе Сюжет, фабула, мотив и лейтмотив в литературном произведении
Эдгар Аллан По (19 января 1809 – 7 октября 1849) Рис. Портрет Э. А. По
Страшное и страх в эпических произведениях
Николай Васильевич Гоголь (20 марта (1 апреля) 1809 – 21 февраля (4 марта) 1852) Рис. А. Иванов. Портрет Н. В. Гоголя
Обманы и искушения в эпосе «Хочется быть счастливым!»
Тема о нравственном выборе
Николай Степанович Гумилёв (3 (15) апреля 1886 – август 1921) Рис. 34. Портрет Н. С. Гумилева
Антуан де Сент-Экзюпери (29 июня 1900 – 31 июля 1944) Рис. 41. Фотография Сент-Экзюпери
Проблема нравственного выбора в лиро-эпических произведениях Вопросы и задания
Михаил Афанасьевич Булгаков (3 (15) мая 1891 – 10 марта 1940) Рис. 38. Фотография М. А. Булгакова
Проблема нравственном выборе в эпосе Вопросы и задания
Тема о любви Раздел о любви в лирике
скачать doc

Литературное произведение как художественное целое

Литературное произведение – это, по определению литературоведа Ю.М.Лотмана, «сложно построенный смысл».

Поскольку литература – это искусство слова, основу этого построения составляет письменный текст .

Из последовательности слов и предложений возникают образы художественного произведения, которые в сочетании друг с другом создают художественный мир. Это воображаемый мир, который, однако, можно воспринимать как особую реальность, испытывая при этом настоящие эмоции.

Мир, созданный воображением писателя, может быть очень похож на реальный мир, а может существенно отличаться от него. Но истинный художник никогда не копирует реальность, в которой существует, а пересоздаёт ее: изображает пространство и время (хронотоп), заполняет его предметами (подробностями и деталями), создает образы людей (персонажей), рассказывает историю их жизни (сюжет), выражая во всех этих компонентах свое отношение к миру (авторскую позицию).

Подлинное произведение искусства захватывает читателя, заставляет его испытывать глубокие чувства. Замечательное определение читательской реакции дал А. С. Пушкин в стихотворении «Элегия»: «Над вымыслом слезами обольюсь». Оказывается, вымышленный писателем художественный мир может вызвать настоящие слезы.

Однако слезы или смех – первая реакция на произведение. Следующий шаг – объяснение, интерпретация его.

Интерпретация художественного произведения

Что же должно быть главным результатом чтения произведения художественной литературы для высокоразвитого читателя? Разве недостаточно получать от чтения удовольствие, испытывать разные чувства, узнавать что-то новое?

Действительно, все это очень важно. Но все же главной целью для высокоразвитого читателя будет создание интерпретации художественного произведения.

Интерпретация – это понимание читателем литературного произведения, его художественного смысла.

Художественный смысл – это мысли или суждения автора, которые скрыты тексте. Эти суждения, как правило, являются открытием автора, важным для читателей. Поэтому художественный смысл ещё называют истиной, открытой писателем, а также позицией автора.

Вероятно, здесь кто-то из вас удивится: «А разве смысл произведения – это не его содержание?» Дело в том, что в художественных произведениях содержание не равно смыслу: за конкретной историей, рассказанной автором, или показанной им картиной всегда кроется обобщение, размышление писателя о сложных проблемах действительности.

Например, в рассказе «Васюткино озеро», который вы читали в 5 классе, В.П. Астафьев создал образы мальчика Васютки и тайги. Васютка – хороший помощник рабочих колхозной бригады, и поэтому в начале рассказа он чувствует себя излишне уверенно. Это приводит к тому, что мальчик, отправившись в тайгу, повел себя бесцеремонно по отношению к природе и таёжным жителям – кедровке, глухарю. Читая о том, как Васютка заблудился, погнавшись за глухарём, мы воспринимаем это событие как заслуженное наказание героя. Оказавшись в опасности, Васютка опомнился, задумался, вспомнил о правилах, которые необходимо соблюдать в тайге, и начал вести себя иначе, поэтому и спасся, при этом открыв новое озеро, полное рыбы.

В этой истории Васютка выступает в роли ученика, а тайга – в роли строгой и требовательной учительницы, которая учит ответственному, серьёзному поведению. Словами «ученик» и «учитель» обозначим обобщённые значения образов Васютки и тайги.

А теперь вспомним сюжет и в соответствии с ним проведём смысловые связи между главными образами. Это поможет осознать художественную идею рассказа, его смысл. В.П. Астафьев утверждает, что человек – ученик природы и нужно как можно лучше учиться её законам. Другого пути у человека нет – бунт против природы может обернуться суровым наказанием, даже гибелью.

Надеемся, вы убедились, что между содержанием произведения и его смыслом есть существенная разница. Но, не узнав все содержание, к смыслу вы не придете. Поэтому так важно читать произведения не в сокращении, не в кратком изложении, а полностью.

Если читатель плохо понял смысл текста, то его суждения и оценки будут поверхностными. Чтобы полноценно осмыслить произведение, т.е. интерпретировать его, необходимо проанализировать текст.

Есть и особые читатели, для которых интерпретация становится профессией. Одни профессиональные читатели выражают своё понимание позиции автора в слове, точнее, в текстах: они пишут статьи и книги, в которых рассуждают, доказывают и объясняют свои интерпретации. Такие аналити­ческие словесные интерпретации, выраженные в слове, называются толкованиями .

Другие профессиональные читатели – художники, режиссёры, актёры – создают художественные интерпретации, то есть выражают своё понимание позиции автора с помощью художественных образов. Художественными интерпретациями литературных произведений становятся кинофильмы, мультфильмы, театральные спектакли, балеты и оперы, песни и романсы, пантомимы, книжные иллюстрации, картины. Иногда интерпретациями становятся и произведения художественной литературы. Чтобы понять художественные интерпретации, нам нужно пройти заново путь осмысления этого нового произведения искусства: понять его сюжет, содержание художественных образов, понять позицию автора, а затем сравнить позицию автора произведения художественной литературы и позицию автора его художественной интерпретации в другом виде искусства.

Зачем читателю нужно понимать смысл художественного произведения? Дело в том, что читая, мы вступаем в диалог с автором произведения. Те истины, которые открыл писатель, он стремится донести до своего читателя, помочь ему осмыслить жизненные явления, предостеречь от ошибок. Согласитесь, в разговоре всегда важно понять собеседника. С ним можно не согласиться, спорить. Читая художественное произведение, мы познаем внешний мир и обогащаем свой внутренний мир. Но происходит это не так, как при чтении научной литературы. Художественное произведение позволяет нам пережить события вместе с героями, обдумать происшедшее вместе с ними, а значит, посмотреть на мир глазами другого человека. Такой опыт бесценен.

Чужие интерпретации также позволяют нам обогатить и уточнить собственное понимание.

Тема 1. О любви

Искусство слова о любви

О любви говорить трудно. Так много уже сказано, так стара эта тема. Удивительно, почему же ее никак не может исчерпать искусство.

Что такое любовь, благо она или зло, боль несет она или радость, чудо она или болезнь, пытались выразить многие, жившие давно и недавно. И у вас будет своя, особенная любовь, какой не будет и не было ни у кого другого. Зачем же тогда читать о любви? Возможно, чтобы быть готовым к встрече, чтобы узнать ее, не перепутать с подобием любви, чтобы знать, какой она бывает…

Читая произведения, представленные в этой теме, вы встретитесь с разными образами любви. Их запечатлели поэты, прозаики и драматурги, творившие в разные эпохи и на разных языках. Так создавалось многоголосие, где у каждого голоса своя мелодия и ни один не отвергает другого. Все вместе они создают портрет многоликой любви.

Вслушайтесь в каждую мелодию любви, постарайтесь откликнуться на переживания авторов, постарайтесь понять содержание образов, созданных ими, – возможно, тогда ваша любовь будет могучим, сильным и прекрасным чувством.

Вы уже знакомы с термином «образ-символ». В этом году образы с символическим значением будут встречаться вам часто. Поэтому прочитайте статью об этом понятии.

Образ-символ, или символический образ

На вопрос о том, что такое «знак», вы ответите без затруднения. «Знак – это то, что что-либо значит», – такой ответ логичен. Знаки окружают нас: слова, дорожные знаки, торговые брэнды. И мы не испытываем затруднений в общении с ними. Мы знаем, за каждым знаком скрыто определенное значение. Голубь с лавровой ветвью – означает мир, сова – мудрость, амур – любовь; кирпич в красном круге – запрещение проезда, шагающий человечек – переход, маленькая вытянувшаяся в прыжке пума – фирма «Пума», производящая спортивную одежду и обувь…

В быту мы часто называем их символами: есть олимпийская символика, военная символика, школьная символика…

Однако, если вы были внимательными учениками в течение трех лет, то скажете: «Разве сова, амур, голубка – это символы? Это аллегории!» И будете правы. В обычной жизни мы часто путаем метафору, аллегорию и символ. И ничего страшного не происходит. А вот в литературе путать их опасно: у каждого из только что названных тропов есть своя функция в произведении, и, если мы припишем одному тропу функцию другого, то исказим смысл образа.

Символы, аллегории, метафоры – близкие родственники. Метафора лежит в основе аллегории и символа, именно поэтому мы так часто путаем их. Переносное значение по сходству какого-либо признака между предметами и явлениями – главный признак метафоры, аллегории и символа. Чем же эти тропы отличаются друг от друга?

Аллегория – троп, в котором абстрактное явление предстает в конкретной форме. Как выглядят мудрость, мир, глупость? Древние греки считали, что сова и змея – животные, наделенные мудростью. Поэтому и стали воплощать абстрактное понятие в их конкретном облике. Сова стала атрибутом богини Афины – богини не только справедливой войны, но и мудрости. А змея над чашей – и сегодня воспринимается как аллегория медицины. Конечно, прямого сходства между совой, змеёй и мудростью нет. Сходство возникло из представлений человека о том, кому присуще это качество.

Образ-символ столь же древний. Символы появлялись постепенно. Дело в том, что человек, наблюдая за миром природы, наделял ее человеческими качествами. Море играло огромную роль в жизни древних греков: это был путь между городами и колониями, это был источник пропитания. Это была жизнь, но это была и смерть. Море было огромным, бескрайним: что таилось в его дали, в его глубине? Так постепенно море связывалось в сознании человека с жизнью и смертью, тайной, свободой (кто может покорить море?). Каждый раз это была метафора. Постепенно разные метафорические значения соединились в одном образе моря, закрепились за ним, т.е. стали устойчивыми. Родился символ.

От аллегории символ отличает именно множественность значений. Другое отличие в том, что в символе всегда сохраняется и первое исходное значение. Если перед вами образ-символ «море», то за первым значением стоят другие. Вспомните стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус». В нем мы увидим образ моря, который одновременно сохраняет и прямое значение (море – водное пространство) и символизирует человеческую жизнь, свободу и тайну.

Вся история культуры человечества пронизана образами-символами. Люди с древних времён передавали в символах свои знания о законах мироздания, об устройстве вселенной, о духовных ценностях или законах организации общественной жизни.

Со временем за многими образами природы и быта закрепились определённые значения символов, ставшие универсальными.

Скала стала символом, означающим и стойкого, мужественного человека, и суровой неприступность, мощь, неизменность, постоянство, опасность.

Бескрайняя степь – безграничность, простор, свобода, воля.

Лес – другой мир, опасность, тайна.

Солнце – жизнь, творчество, справедливость и одновременно – очистительный огонь, власть, сила.

Вы можете прочесть о символах в словарях или энциклопедиях символов. Если такого словаря у вас нет, то воспользуйтесь сетью Интернет, в которой можно отыскать любой словарь. Словарь символов, как и словарь В.И.Даля, поможет вам воспринимать и понимать произведения искусства и многие другие явления нашей жизни.

Художественная литература создаёт условия для существования и развития образов-символов. Писатели часто используют образы-символы культуры. Порой автору удаётся создать новые символы. Обратимся для примера к уже упоминаемому стихотворению М.Ю.Лермонтова «Парус». В стихотворении за образом паруса вы увидели образ мятежной человеческой души, стремящейся к внутренней гармонии и не находящей ее в этом мире. Более глубокое значение этого символа – романтическое мировосприятие.

Задания


  1. Какие образы – символы любви – вы знаете? В каких произведениях вы их встретили?
Читая в этом разделе стихотворения о любви, обращайте внимание на образы, имеющие метафорическое, аллегорическое и символическое значение и пытайтесь расшифровать их, помня об особенностях каждого.

Раздел 1. Лирика о любви

Вы уже многое знаете о таком роде литературы, как лирика. Теперь настало время синтеза отдельных представлений в единое целое.

Лирика как род литературы

Очень давно, когда словесной искусство существовало только в стихотворной форме, всех художников слова называли поэтами. Сегодня мы чаще используем это слово, имея в виду авторов стихотворных произведений, прежде всего лирических. Лирика – один из трёх родов литературы. Как же лирический поэт создает художественный мир?

Как и любой человек, поэт испытывает на себе влияние мира: он сталкивается с разными людьми и явлениями и, конечно, переживает все, что с ним случается. Наверное, вы уже приготовились воскликнуть: «Мы знаем: лирика – это выражение переживаний, чувств человека!» Не торопитесь. Кое о чем вы забыли. Если вы правы, то любой выплеск наших эмоций и будет лирикой. Что же вы упустили? Момент творчества. Да, эмоциональный отклик на случившееся всегда будет источником, причиной лирического произведения. Но в процессе создания произведения настоящий поэт переплавляет эмоции сначала в образы, мысли-чувства, а потом в словесную, чаще всего стихотворную форму. Эмоции для поэта – материал для творчества.

Внешний мир, который может присутствовать в стихотворении, а иногда занимать в нем центральное место, как в пейзажной лирике, всегда связан с внутренним миром лирического героя или автора, так как изображается именно с его точки зрения. Значит то, каким видит мир герой (автор), открывает читателю переживания, оценки автора. Поэтому так важны в лирике стилистические детали – изобразительно-выразительные средства языка.

Не менее важен и ритм лирического стихотворения: он может быть плавным, размеренным, протяжным – и создавать интонацию размышления, атмосферу покоя, умиротворения. А может быть четко пульсирующим – передавать динамику, бодрость, радость. Значит, ритм становится средством выражения авторского отношения к миру.

В творческом акте автор словно раздваивается: он пишет о своих субъективных переживаниях, но в момент творчества смотрит на себя уже со стороны, наблюдает за своими реакциями на мир. Работа над произведением становится не просто способом выплеснуть переживания и приобщить к ним читателя, а дорогой к познанию самого себя.

Русский филолог А.А.Потебня очень точно отметил важнейшую черту лирики: лирику он назвал поэтическим познанием, «которое, объективируя чувство, подчиняя его мысли, успокаивает это чувство, отодвигая его в прошедшее и таким образом даёт возможность возвыситься над ним». Поэтому поэт не невольник своих переживаний, а их господин.

Открытия, которые совершает поэт, важны и для читателя. Ведь и читатель – человек, и он сталкивается с тем же миром, в котором живет или жил поэт. Произведение отделяется от своего создателя и начинает жить самостоятельной жизнью – в сознании читателя.

В процессе создания лирического произведения поэт преображает свой личный внутренний опыт и делает его всеобщим. Ведь читая стихотворение, мы удивляемся, как это получается, что поэт пишет так, как мы чувствуем, как мы думаем, но только лучше, точнее, красивее. Вы с этим не раз сталкивались, но, возможно, просто не осознавали до конца.

В детстве и юности большинство людей пишут стихи. Поэтами становятся единицы. Из этого не следует, что нужно забросить сочинительство – напротив, поэтический опыт всегда полезен. Только хотелось бы, чтобы, сочиняя, вы помнили один из важнейших секретов лирики: пережив какое-либо событие, испытав какое-либо переживание, начиная акт творения, автор смотрит на свой внутренний мир со стороны, отбрасывает частности и ищет поэтическую форму, ритм, рифму, звуки и краски, слова-образы, чтобы выразить самое главное, самое существенное в своем открытии. Да, некоторые поэты, например М.И.Цветаева, отмечают, что пишут так, словно им кто-то диктует произведение свыше, другие, как А.А.Ахматова, сравнивают сочинение стихотворения с рождением ребенка, третьи, среди них В.В.Маяковский, уподобляют творчество тяжёлой физической работе. Так что каждый сочиняет, как и живет, как и читает, по-своему. Главное – что остается после тебя. Поэт оставляет читателям свой, наполненный мыслями и переживаниями мир.

В этом разделе учебника вы сможете услышать голоса итальянцев Данте Алигьери и Франческо Петрарки (XIII –XIV век), уже знакомого вам английского поэта и драматурга Вильяма Шекспира (XVI–XVII век) и русских поэтов, с которыми вы не раз встречались – Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова (первая половина XIX века), Николая Алексеевича Некрасова (вторая половина XIX века), – и Александра Александровича Блока (конец XIX – начало XX века), чье имя вам, пожалуй, еще не знакомо.

Если вы заинтересуетесь подробностями их жизни и творчества, то загляните «На книжную полку» в конце раздела. Впрочем, перед встречей необходимо кое-что вам рассказать и объяснить: иначе из-за слишком большого расстояния во времени вы можете искаженно понять смысл стихотворений.

Данте Алигьери (1265 – 1321)

Рис. 1. Андреа дель Кастанье. Данте Алигьери

30 мая 1265 года во флорентийской семье Алигьери родился мальчик, которого назвали Дуранте, уменьшительным его именем стало Данте. Наверное, родители ребенка, о которых мало что известно, не предполагали, что это домашнее имя войдет в историю литературы и мировой культуры как имя величайшего поэта и будет известно каждому образованному человеку на земле даже семь столетий спустя.

О детстве и юности будущего поэта тоже почти ничего не известно. Но то, что мы знаем, вызывает удивление. В мае 1274 года девятилетний мальчик встретил на празднике восьмилетнюю девочку, Беатриче Портинари, и влюбился в нее. Вторая встреча произошла через девять лет, когда Беатриче уже была замужем. О своем чувстве к ней, которое он пронес до конца жизни, Данте рассказал в книге «Новая Жизнь», состоящей из сонетов и канцон и авторских комментариев к ним.

Для нас кажется невероятным, что безответное чувство могло быть таким долгим. Невероятной кажется и чистота чувства поэта: Беатриче была для него идеалом женщины, ее он обожествлял. Его любовь не была земным чувством, которое сводит мужчин и женщин и объединяет в семью. Идеал боготворят и оберегают.

И здесь, безусловно, проявилась не только особенность личности Данте, но и влияние литературой традиции, а именно провансальской 1 лирики трубадуров 2 , в которой воспевалась Прекрасная Дама.

Заметки на полях

XII – XIII века, как вы помните, время рыцарей и крестовых походов, время, когда о них складывались легенды и песни. Прекрасной Дамой для рыцаря могла стать любая женщина, но чаще всего ею становилась супруга их сюзерена – господина, которому служил рыцарь. Рыцарь приносил ей клятву верности и посвящал свои подвиги, прославляя ее имя и красоту в турнирах и в битвах. Никакой награды от Прекрасной Дамы рыцарь ждать не мог: в лучшем случае – благосклонный взгляд, перчатка или какой-то скромный подарок. Многие рыцари даже плохо представляли, как выглядит их Прекрасная Дама. Как вы понимаете, о любви земной речи быть не могло, а возвышенное чувство, чаще всего выдуманное, скоро превратилось в традицию, условный ритуал служения, о котором мы помним до сих пор, связывая слово «рыцарь» с благородным поведением и по отношению к женщине.
В «Новой Жизни», следуя провансальской традиции трубадуров, Данте скрывает имя своей возлюбленной. Он не создает образы времени и места действия: все происходит в каком-то городе, владыкой которого является Амор (Амур). Он и говорит с поэтом о любви, дает ему наставления, советы, делает предупреждения. Конечно, Амур – это аллегория любви, которая и оказывается для поэта высшей ценностью, направляющей и определяющей его жизнь.

Даже после смерти Беатриче в 1290 году Данте продолжал поклоняться ей. Даже после своей женитьбы в 1298 году он продолжал воспевать Беатриче, тогда как о своей жене не написал ни слова. В знаменитой эпической поэме «Божественная комедия», с которой вам еще предстоит познакомиться, поэт создаст идеальный образ Беатриче и сделает ее своим проводником по чистилищу и раю.

Данте прожил сложную жизнь. Он увлекся политикой и из-за политических интриг своих противников был изгнан из родной Флоренции. Скончался поэт и мыслитель в Равенне. Там он и похоронен.

Рис 2. Надгробный памятник Данте

Задание

Стихотворения Данте, Петрарки, Шекспира и Пушкина, которые вы будете читать, написаны в форме сонета. Прочитайте статью и подготовьте рассказ о том, чем сонет отличается от лирического стихотворения.

Сонет

Родиной сонета является Италия – страна Данте и Петрарки. С их именами и связывают в истории литературы развитие сонета. Слово происходит от итальянского sonettо, образованного от прован­саль­ского sonnet, означающего «песенка». Первые сонеты во многом напоминали народные песни, о чем до сих пор говорит название этой формы.

Сонетом стали называть стихотворную форму, в которой 14 строк разделены на строфы особым образом. В первой и второй строфах по четыре строки, а третьей и четвертой по три. Четверостишия называют катренами, а трехстишия – терцетами. Рифмуются строки в строфах тоже по строгим правилам, но в разных странах выработалась собственная рифмовка. Рифмы принято обозначать латинскими буквами Вот как рифмуются строки в классическом, итальянском сонете: abab abab cdc dcd (или cde cde ). Вы легко убедитесь в этом, прочитав сонеты Данте и Петрарки: особенность рифмовки переводчики стремятся сохранить. Во Франции прижилась несколько иная система: abba abba ccd eed (или ccd ede ).

Но сонет – это не только художественная форма. Его содержание развивается тоже по правилам. В композиции сонета всегда есть эмоциональный перелом. В классических сонетах он приходился на переход от катренов к терцетам. Например, у Данте в катренах описывается общее впечатление, которое вызывает Беатриче, а в терцетах акцент делается на личных чувствах поэта. У Петрарки перелом происходит между терцетами: в последнем поэт запечатлевает уже не образ Лауры, а ее влияние на свою душу, для которой Лаура – солнце, освещающее весь мир.

Название жанра, сонет, говорит о том, что это произведение звучащее. Потому сонет должен быть мелодичным. Это достигается и чередованием мужских и женских рифм, игрой звуков в слове. Если ударение в рифмующихся словах падает на последний слог, например: «ответ – привет», «тайник – язык», то это мужская рифма, если ударение на предпоследнем слоге, например: «тревоги – дороги», «Бога – дорога» – это женская рифма. Мужская рифма резко обрывает строку, женская придает более протяжное звучание. Мужские и женские рифмы переплетаются в сонете так же, как и образы.

Изменения в сонетную форму внес английский поэт и драматург В.Шекспир. Он предпочел иную строфику – три катрена и одно заключительное двустишие – «сонетный ключ», в котором обобщалось содержание стихотворения. Рифмовка тоже стала иной: abab cdcd efef gg.

В России первый сонет был написан в 1735 году В.К.Тредиаковским, правда, это был перевод с французского. Популярной формой сонет стал в России в начале XIX века, но расцвет сонетной формы приходится на конец XIX – начало XX века.

Сонет, как отмечали исследователи, при строгости и сжатости формы обладает способностью выявлять все богатства поэтического языка. Литературовед Л.Гроссман в статье «Поэтика русского сонета» называл сонет «самой требовательной из стихотворных форм», так как традиционно стиль сонета основывался на возвышенной лексике и интонации, точных и редких рифмах, на запрете на переносы и на повторение знаменательного слова в одном и том же значении. Сонет с момента его зарождения всегда оставался интеллектуальным жанром лирики.

Существует множество теоретических точек зрения, раскрывающих его значение, однако в качестве определяющего для этого параграфа может выступать следующее умозаключение: литературное произведение - это продукт немеханической деятельности человека; предмет, созданный при участии творческого усилия (В.Е. Хализев).

Литературное произведение

Литературное произведение представляет собою высказывание, зафиксированное как последовательность языковых знаков, или текст. В теории литературы под текстом понимается материальный носитель образов. Он превращается в произведение, когда читатель проявляет к тексту характерный интерес. В рамках диалогической концепции искусства, этот адресат произведения является незримой личностью творческого процесса писателя. Как важный интерпретатор созданного творения читатель ценен персональным, другим взглядом в восприятии всего произведения.

Чтение - сотворческий шаг литературного мастерства. К такому же выводу приходит В.Ф.Асмус в работе «Чтение как труд и творчество»: «Восприятие произведения требует и работы воображения, памяти, связывания, благодаря которой читаемое не рассыпается в сознании на кучу отдельных независимых, тут же забываемых кадров и впечатлений, но прочно спаивается в органическую и целостную картину жизни».

Ядро любого произведения искусства образуют артефакт и эстетический объект. Артефакт - это внешнее материальное произведение, состоящее из красок и линий, или звуков и слов. Эстетический объект - совокупность того, что является сущностью художественного творения, закреплено материально и обладает потенциалом художественного воздействия на зрителя, слушателя, читателя.

Внешнее материальное произведение и глубины духовного поиска, скрепленные в единство, выступают художественным целым. Целостность произведения - категория эстетики, характеризующая онтологическую проблематику искусства слова. Если Вселенная, мироздание и природа обладают известной целостностью, то и модель любого мироустройства, в данном случае - произведение и заключенная в нем художественная реальность - также обладают искомой целостностью.

Согласованность целого и частей в произведении были открыты в глубокой Древности. Платон и Аристотель связывали понятие красоты с целостностью. Вложив свое понимание в формулу «единой полноты целого», они уточнили гармоничную согласованность всех частей произведения искусства, поскольку «полнота» может оказаться и избыточной, «переливающей через край», и тогда «целое» перестает быть в себе «единым» и утрачивает свою целостность.

Мир художественного творчества не континуален (не сплошной и не общий), а дискретен (прерывистый). По словам М.М. Бахтина, искусство распадается на отдельные, «самодовлеющие индивидуальные целые» - произведения, каждое их которых «занимает самостоятельную позицию по отношению к действительности».

Формирование точки зрения учителя-словесника, критика, редактора, филолога, культуролога на произведение усложняется и тем, что не только границы между произведениями искусства размываются, но и сами произведения обладают разветвленной системой персонажей, несколькими сюжетными линиями, сложной композицией.

Литературный цикл

Целостность произведения еще сложнее оценить, когда писатель создает литературный цикл.

Под литературным циклом обычно понимается группа произведений, составленная и объединенная самим автором на основе идейно-тематического сходства, общности жанра, места или времени действия, персонажей, формы повествования, стиля, представляющая собою художественное целое. Литературный цикл распространен в фольклоре и во всех родах словесно-художественного творчества: в лирике («Фракийские элегии» В. Теплякова), в эпосе («Записки охотника» И. Тургенева, «Дым Отечества» И. Савина), в драме («Три пьесы для пуритан» Б. Шоу, «Театр революции» Р. Роллана).

Исторически сложилось, что литературный цикл является одной из главных форм художественной циклизации, т.е. объединения произведений, наряду с другими ее формами: сборником, антологией, книгой стихов, рассказов и прочими блоками.

Множество отдельных лирических произведений в цикле имеет значение не складывания, а объединения. Лирические циклы получили широкое распространение еще в творчестве древнеримских поэтов Катулла, Овидия, Проперция, подаривших миру замечательные элегии.

В период Возрождения заметную популярность приобрели циклы сонетов.

Поскольку литературное развитие в XVIII в. требовало неукоснительного следования жанрам, то и основными единицами появившихся стихотворных книг были жанрово-тематические: оды, песни, послания и др. Соответственно, каждый вид поэтического сборника XVIII столетия имел свои композиционные принципы, и поэтический материал внутри томов располагался не в хронологическом порядке, а в соответствии со схемой: Богу - царю - человеку - себе. В книгах того времени наиболее заметными частями были начало и конец.

На рубеже XVIII-XIX вв. в связи с индивидуализацией художественного сознания сформировалась эстетика случайного и преднамеренного. Развитие художественного мышления эпохи зависело от инициативы творческой личности и ее стремления воплотить все богатство человеческой индивидуальности, ее задушевной биографии. Первым русским лирическим циклом в таком качестве, по мнению ученых, явился цикл А. С. Пушкина «Подражание Корану», в котором разнообразными гранями раскрылась единая поэтическая личность художника. Внутренняя логика развития творческой мысли писателя, а также единство формы и содержания произведения связывали все подражания в целостный поэтический ансамбль.

На особенности литературного мышления эпохи, а также на проблему изучения циклизации в творчестве Пушкина, проливает свет специальное исследование М.Н. Дарвина и В. И. Тюпы.

Литературные опыты XIX столетия во многом предвосхитили расцвет русского цикла в конце XIX-начале XX вв. в творчестве поэтов символистов В.Брюсова, А. Белого, А. Блока, В. Иванова.

1. Художественное произведение - это «самостоятельная и законченная единица художественного труда» (КЛЭ, т. 5, стлбц. 366). Именно произведение становится итогом эстетического освоения действительности художником и выражением его эстетического отношения к ней. Все общие свойства и стороны искусства выступают в отдельном произведении в конкретном целостном воплощении. Как это происходит?

2. Литературное произведение - это не только некий текст, но и воображаемая художественная реальность, запечатленная в тексте и намеченная посредством особым образом организованного текста. Поэтому художественное произведение всегда б о л ь ш е художественного текста.

Художественное произведение - это относительно завершенный образ мира , воплощающий определенную эстетическую концепцию действительности. Разумеется, никакое художественное произведение не в силах объять целый мир. Но образ мира - это не «копия мира» и не «сколок» с какого-то фрагмента действительности, литературное произведение - это особая художественная система, в которой из отдельных, вполне исчислимых образов, запечатленных в пределах ограниченного словесного текста, формируется целостный, безграничный образ мира, аналог всей действительности, сконцентрировавший в себе постигаемый художником эстетический смысл человеческой жизни.

Вырабатывая представление о специфике художественного произведения как образа мира, студент должен освоить два важнейших теоретических положения:

1) Образ мира в художественном произведении - это образ Космоса, «сокращенная Вселенная». (Это выражение, которым М. Е. Салтыков-Щедрин охарактеризовал искусство в целом, вполне применимо к отдельному произведению как квинтэссенции искусства.) Генетически образ мира, созидаемый в художественном произведении, восходит к мифопоэтической модели мира, которая всегда носила «космографический» характер, то есть наглядно демонстрировала вселенский порядок, объясняла законы мироустройства, оправданность бытия. С возникновением художественного сознания произошла перестановка в мифопоэтической модели Космоса: в произведении искусства человек с периферии мироздания переместился в центр Космоса, а все явления вселенского универсума, которые в мифологии были воплощением знания о законах природы, разместились вокруг человека, приобрели ценностное значение по отношению к человеку - стали эстетической мерой его судьбы и поведения. (Уже в народных сказках солнце задерживалось на небе, чтобы помочь добру молодцу, совершающему доброе дело. А в шолоховском «Тихом Доне» Григорий Мелехов, только что похоронивший свою Аксинью, видит над собою черное солнце.) Образ мира как «человекоцентричный Космос» есть универсальная эстетическая мера, с которой искусство подходит к объективной действительности, пытаясь постигнуть ее смысл, ее благостность или враждебность духовной сути человека. Даже в тех произведениях, где заявляются концепции, ставящие под сомнение самый смысл бытия и существования человека: например, в искусстве барокко (XVII в.) и модернизма (XX в.) - образ мира создается по контрасту с образом Космоса (как «минус-Космос»), как трагическая или саркастическая демонстрация Хаоса, бес-порядка, бес-смыслицы.


2) Образ мира, воплощенный в художественном произведении, всегда у с л о в е н - он созидается посредством определенных приемов, носящих конвенциональный характер, т.е. определенного кода, одинаково понимаемого автором и читателем. Какого-то единого, универсального принципа организации литературного произведения в целостный образ мира не существует. Если в мифологиях происходит непосредственнное запечатление мирового универсума (ареопаг олимпийских богов в греческой мифологии, образ Мирового Древа, Реки Жизни, Библейская мифология), то уже в героическом эпосе Гомера создается «иллюзия всемирности» . Если, например, в романе выпукло выступают характерные стороны художественной реальности, образуя некий метафорический образ мира, то художественный мир чеховского рассказа представляет собой своеобразную синекдоху - часть от целого как концентрированное и выразительное воплощение эстетической сущности всего целого. А, например, в лирическом стихотворении реалии только обозначены целой системой «сигналов», которые предназначены для того, чтобы вызвать у читателя определенные ассоциации (ассоциативный фон ), и при их посредстве произвести перекодировку «глобальной модели мира», существующей в его сознании. (См. характеристику основных типов моделирования образа мира в работе Н. Л. Лейдермана «Литературное произведение».)

Путем теоретического абстрагирования можно выявить общую структурную модель литературного произведения, изучение которой позволит понять основные принципы формирования при ее посредстве разнообразных образов мира.

3. Какова же эта общая структурная модель литературного произведения ? В современном литературоведении утвердился взгляд на художественное произведение как на сложную систему, состоящую из следующих взаимосвязанных структурных уровней и их подсистем:

- уровень концептуальный (его подсистемы - тематика, проблематика и конфликт, идейный пафос);

- уровень «внутренней формы» (его подсистемы - субъектная и пространственно-временная организации художественного мира);

- уровень «внешней формы» (его подсистемы - речевая и ритмико-мелодическая организации текста).

Как соотносятся между собой эти уровни в процессе чтения? Непосредственно воспринимается «внешняя форма», на ее основе складываются представления о предметных чувственно-наглядных и эмоционально-невещественных образах, а возникающий из системы этих образов некий воображаемый художественный образ жизни (как «модель мира») становится воплощением определенной эстетической концепции действительности.

4. Совершенно очевидна соотнесенность структурных уровней произведения с основными сторонами художественной деятельности: познавательно-оценочная сторона искусства осуществляется прежде всего через концептуальный уровень произведения, моделирующая (созидательная) сторона - через уровень внутренней формы, а знаково-коммуникативная сторона - через «внешнюю форму».

Текст – это словесное речевое произведение, представляющее собой сложное сферхразовое единство, в котором все речевые единицы строго организованы. Художественный текст представляет собой систему , все уровни которой взаимозависимы и взаимосвязаны: различные «этажи» художественной конструкции эквивалентны по своему смыслу и равнопротяжены тексту. Последнее означает вовлеченность в структурные связи каждого слоя всех без исключения знаковых единиц данного текста.

«Система» текста разбита на уровни . Уровень литературного произведения, на котором реализуются лишь естественные законы языка и речепостроения принято называть первичным или лингвистическим. Уровни, на которых реализуются другие критерии подбора языкового материала, называют сверхлингвистическими, вторичными: звуковой, лексический, ритмический, композиционный, сюжетно-событийный. Именно вторичные уровни текстовой организации обеспечивают тексту художественную целостность.

Понятие текста немыслимо без понятия контекст . Контекст – это относительно законченный по смыслу текстовой фрагмент, в пределах которого наиболее точно и конкретно выявляется смысл и значение отдельного входящего в него слова (фразы) или взятого из него в качестве цитаты выражения. В художественной литературе контекст определяет конкретное содержание, выразительность и стилистическую окраску не только отдельных слов, фраз, высказываний, но и различных художественных средств (в том числе поэтических фигур, стихотворных ритмов и др.). Понятие контекста относительно, в качестве такового может выступать произведение (контекст для отдельного образа), цикл (контекст для отдельного произведения, входящего в него), поэтическая книга , авторский сборник , наконец, контекстом может выступать весь корпус произведений писателя, или творчество собратьев по перу .

С категорией текста коррелируют такие понятия как подтекст и интертекст . Подтекстом называют невербализованные, скрытые смыслы произведения, выраженные в наличном тексте посредством системы намеков, недомолвок и иносказаний.

Под интертекстом понимают совокупность форм «чужого слова», (цитат, реминисценций, аллюзий, парафраз и т. п.), функционирующих в конкретном произведении (с апеллятивной, полемической, пародийной, символико-метонимической целью).

Главным показателем завершенности становится заголовочно-финальный комплекс (или: «рама текста»), который традиционно указывает на «внешние» границы текста, отделяющие его от внеположной ему семиотической и внесемиотической «среды».

Субъектно-объектная организация произведения – это организация произведения по отношению к персонажному и предметному мирам. Литературный персонаж – это любое лицо, которое получает в произведении статус объекта описания. «Субъектом» лирического произведения является лирический герой, который представляет собой объективацию авторского сознания. Объектный уровень организации произведения связан с предметным миром произведения.

Предметный мир произведения – это предметы и явления окружающего мира, попавшие в художественное произведения и ставшие носителями определенных художественных смыслов.

С феноменом системности литературного текста связаны основные принципы его рассмотрения.

Комментарий – это пояснения к тексту, часть научно-справочного аппарата книги (собрания сочинений, мемуаров, переводных, документальных и других изданий). Как правило, пояснения исходят от издателя, а не от автора и включают в себя: сведения о происхождении и истории текста; о месте произведения в истории литературы (философии, культуры, различных гуманитарных и естественных знаний); сведения об упоминаемых в тексте событиях, фактах и лицах (реалии): вскрытие авторских намеков и подтекста; лингвистические и прочие пояснения, необходимые для наилучшего понимания текста современным читателем.

Анализ – процедура мысленного «расчленения» художественного текста, выделение и описание отдельных единиц, его составляющих. Исходная задача литературоведа по отношению к художественному произведению состоит в описании того, что в нем формализовано. Аналитическое описание не является чисто формальной операцией занятием, поскольку не только предполагает выделение и систематизацию значимых компонентов формы, но ставит своей целью уяснение отношений элементов формы к художественному целому. Б.В. Томашевский писал: «Каждый прием изучается с точки зрения его художественной целесообразности, то есть анализируется: зачем применяется данный прием и какой художественный эффект этим достигается» (Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 2001. С. 26). Анализируя произведение, следует помнить о содержательной функции художественных средств и приемов, то есть об их подчинении единому смысловому заданию, авторскому замыслу.

Интерпретация – это истолкование художественного содержания, смысла произведения, основанное на его целостном восприятии и анализе его формальных элементов. М. Бахтин, размышляя о субъективно-научном факторе восприятия произведения, обосновывает интерпретацию как «познавательную» и одновременно «инонаучную» форму знания (предполагающую равноправное сосуществование нескольких диаметрально противоположных и одновременно истинных суждений относительно объекта), критерием которого является «не точность познания, а глубина проникновения» в суть вещей.

При интерпретации, полагает В.Е. Хализев, следует руководствоваться тремя принципами. Во-первых, помнить, что художественное содержание не может быть ограничено его единственной трактовкой; во-вторых, интерпретация произведения, если она претендует на объективность и научность, не должна быть произвольной, но опираться на системные закономерности функционирования формальных элементов; в-третьих, интерпретация литературного произведения не должна быть иммантентным истолкованием, но должна сопровождаться контекстуальным изучением произведения (Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. С. 290–291).

Контекстуальное рассмотрение произведения предполагает изучение связей литературного произведения с внешними по отношению к нему факторами. Различают: а) «текстовые» контексты (место произведения в цикле, авторском сборнике, во всем творчестве данного писателя, в ряду произведений других писателей, в жанровой парадигме, например романной, если изучаемое произведение относится к жанру романа и т. п.); б) «внетекстовые» контексты (биография писателя, картина мира, психологические и философские модели, общественно-эпохальные факторы, культурная традиция и т. п.); в) контексты «восприятия литературных произведений» (о них см. последний раздел справочных материалов).

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:


УТВЕРЖДЕНО кафедрой истории журналистики и литературы Составитель – д-р филол. наук, проф. Л.Г. Кихней

Пояснительная записка
Настоящая работа представляет собой первый опыт создания комплексного учебно-методического пособия нового типа. Программа, отражающая основное содержание курса, сопровождается справочным разделом,

Цели и задачи курса
Цель курса – разъяснить смысл и происхождение основных литературоведческих понятий и терминов, сформировать систему литературоведческих знаний и помочь овладеть студенту первич


Литература как вид искусства. Искусство как создание эстетических ценностей. Категория «эстетического», специфика эстетической деятельности и понятие эстетической функии. Классификация видов искусс

Роды литературы
Принцип деления литературы на роды как историко-теоретическая проблема. Критерий определения родовой сущности произведения в зависимости от типа авторского сознания и его проявления в структуре про

Литературные жанры
Категория литературного жанра как исторически изменяющегося типа произведения и одновременно устойчивой формально-содержательной целостности. «Содержательно-типологическая», «формалистская», «генет


Содержание художественного произведения и его категории. Замысел и его воплощение. Единство объективно-исторического отражения (тематика, проблематика) и субъективно-идеологического осмысления (иде

Литературное произведение в формальном аспекте
Соотношение формы, содержания и материала произведения. Художественная форма как совокупность способов, приемов и средств воплощения художественного содержания на разных «уровнях» произведения. Кон

Литературное произведение как художественное целое
Понятие текста. Художественный текст как система. Текст и контекст. Заголовочно-финальный комплекс как показатель завершенности произведения. Понятия текста и контекста; текста и подтекста; текста


Категории художественного метода, литературного направления, течения и стиля. Художественный метод как принцип отбора и оценки писателем явлений действительности. Соотношение понятий метод

Специфика художественной литературы как вида искусства
Литература – это прежде всего вид художественного творчества, один из видов искусства. Стало быть, определение сущности художественной литературы следует начать с выявления сути понятия искусства,

Роды литературы
Художественные произведения принято объединять в 3 группы – именуемые литературными родами. Это эпос, лирика и драма,выделяемые еще античными философами.

Литературные жанры
Жанр в литературе принято определять как исторически сложившийся тип произведений, относящихся к одному литературному роду. Поиск единых оснований для жанровой классификац

Литературное произведение в содержательном аспекте
Содержание художественного произведения – это совокупность значений, выражающаяся в целостной системе смыслов произведения. Следует заметить, что понятия смысл и содержан

Стихосложение
Ритм художественной речи. Разделение литературы на поэзию и прозу. Понятие ритма в поэзии. Системы стихосложений (метрическая, тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая). Размеры класс

Закономерности исторического развития литературы
Рассмотрение закономерностей литературного процесса включает в себя исследование генезиса (происхождения) и последующего развития литературы. Закономерности диахронического (исторического) развития

Наличие этической доминанты в осмыслении истории, культуры и искусства
Суть акмеистической поэтики – в воплощении объективно существующего, но скрытого от поверхностного взгляда родства явлений. Семантические сближения и образные ассоциации базируются на выявлении общ

Вопросы для обсуждения
1. Эпос как род литературы. Предмет и содержание эпоса. 2. Разнообразие повествовательных форм. Образ повествователя. 3. Жанровая дифференциация эпоса. Исторические жанровые формы

Вопросы для обсуждения
1. Характерные особенности драмы как литературного рода. Предмет и способы драматического освоения мира. 2. Специфика драматического конфликта. 3. Роль и значение сценических моно

Вопросы для обсуждения
1. Лирика как род литературы. Предмет и содержание лирики. 2. Лирическое переживание и способы его воплощения. 3. Лирический субъект. Образ лирического героя. Автор, лирический ге

Вопросы для подготовки к экзамену
1. Теория литературы как наука. Теория литературы в системе гуманитарных дисциплин. 2. Теория литературы и другие литературоведческие дисциплины. 3. Понятие искусства. Художествен

Дополнительная
Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Литературно-критические статьи. – М., 1986. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Эпос и роман. – СПб., 2