Умеем ли мы экономить. Анкеты Охранная грамота природы

Анкета №1.

на определение уровня экологической культуры.

  1. Убеждены ли Вы в необходимости сохранения природы? Почему?
  2. Проявляете ли Вы интерес к экологическим проблемам? В чем это выражается?
  3. Назовите ведущие экологические проблемы мира, России, Томской области
  4. Что такое природа?
  5. Что такое экология?
  6. Что такое охрана природы?
  7. Каковы правила поведения человека в природе?
  8. Какую ценность имеет природа для человека, Вас лично?
  9. Испытываете ли Вы потребность в постоянном общении с природой?
  10. Какие экологические, природоохранные дела проводились в Вашей школе?
  11. Что Вы сделали и что смогли бы еще сделать полезного по защите природы?
  12. Чем привлекает Вас природоохранная деятельность?
  13. Какой поступок Ваших товарищей Вы считаете самым хорошим (плохим) по защите природы?
  14. Что по Вашему мнению люди могли бы сделать наиболее полезного по охране природы?
  15. Какими принципами должен руководствоваться человек, строя свои отношения с природой?
  16. Как Вы оцениваете уровень своей экологической культуры?

имею низкий уровень

имею средний уровень

имею высокий уровень

затрудняюсь определить.

Анкета № 2.

Охранная грамота природы

(анкета на выявление интереса к экологическим проблемам,

уровня экологических знаний).

  1. Что такое природа?
  2. Что значит охранять природу?
  1. Для кого человек должен охранять природу?
  1. От кого человек должен охранять природу?
  1. Что такое Международная Красная книга?
  2. Что означает красный цвет Красной книги?
  3. Какого цвета страницы имеет Международная Красная книга?
  1. Какие животные, обитающие на территории России, занесены в Международную Красную книгу?
  2. Какие Вы знаете формы охраняемых природных территорий?
  3. Какие заповедники расположены на территории России и Томской области?
  4. Назовите экологические проблемы мира? России и Томской области?
  1. Что называют легкими планеты? Почему?
  2. Правильно ли делить растения и животных, на полезных и вредных?
  1. Что лично ты можешь сделать для охраны природы?

Анкета № 3.

Отношение к природе и ее охране

(среди предлагаемых вариантов ответов необходимо пометить выбор «+»)

  1. Как Вы относитесь к природе?

а) бережно;

б) ответственно

в) безразлично;

г) с любовью;

д) неопределенно.

  1. Чем обусловлено Ваше отношение к природе?
  1. Что является главным фактором загрязнения окружающей среды?

а) транспорт;

б) промышленность;

в) сельское хозяйство;

г) деятельность человека;

д) атомные электростанции.

  1. Кто, на Ваш взгляд, в первую очередь должен заниматься решением экологических проблем?

а) правительство

б) министерство охраны природы;

в) каждый человек;

г) специалисты в области охраны окружающей среды;

д) партия «зеленых»;

  1. Существует ли, по Вашему мнению, такая экологическая информация, которую не стоит распространять широко?

б) скорее да, чем нет;

в) скорее нет, чем да;

  1. Каковы главные проблемы охраны природы?
  1. Назовите природные объекты в нашей стране, которые находятся на грани экологической катастрофы.
  1. На ком лежит наибольшая ответственность за нарушение экологического равновесия?

а) руководителях промышленных предприятий;

б) министерствах;

в) каждом конкретном человеке;

г) ученых;

д) системе образования.

  1. Что, на Ваш взгляд, лежит в основе экологической культуры?

а) страх за свое собственное будущее, за все живое на земле;

в) здоровье будущих поколений;

г) осознание ответственности за дальнейшую эволюцию биосферы;

  1. Хотели бы Вы, чтобы Ваша будущая профессия была связана с природой, охраной природ

Приложение 2

Проективный тест.

(характер действий учащихся в той или иной ситуации, непосредственно связанной с природой).

Задание: закончить начатую фразу.

1. Если я выберу профессию, связанную с явлениями природы, например,_______________________________________то_________________

2. Встретив в лесу браконьера, я

3. К людям, которые любят природу, я отношусь, потому что

4. Если бы я был художником и оказался на реке или у моря

5. Я хотел бы побывать в экологическом лагере школьников, потому что (чтобы)

6. В ближайшее время хотелось бы побывать в походе, чтобы

Ситуативный тест.

(выявление уровня развития экологического сознания, ценностных экологических ориентаций).

Задание : прочитай рассказ Б. Васильева «Великолепная шестерка» и ответьте на следующие вопросы:

1. Какую ценность имеет природа для человека?

2. По отношению человека к природе можно ли судить об общем уровне развития, уровне культуры человека?

3. Как бы Вы охарактеризовали отношение к природе «великолепной шестерки», вожатой, старика-конюха?

4. Насколько соответствует поведение главных героев рассказа нормам, правилам поведения человека по отношению к животным?

5. Дайте оценку поведения и деятельности главных героев рассказа в отношении к природе.

6. Чтобы Вы могли предложить в разрешении ситуации (проблемы), описанной в рассказе?

«Экологическая этика».

(выявление знаний о правилах и нормах поведения в природе).

Задание: напишите сочинение (рассказ) о своей прогулке в лес – как надо вести себя во время прогулки в лес, сформулируйте правила поведения человека в природе.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ :

Анализируя результаты тестирования, педагог определяет:

· спектр сформулированных норм и правил поведения человека в природе;

· повторяемость отдельных норм и правил;

· стремление учащихся к самоидентификации с нормами и правилами;

· уровень рефлексии учащимися норм и правил поведения человека в природе;

· уровень личностного осознания учащимися норм и правил поведения;

· адекватность экологического сознания и поведения учащихся в природе.

«Общение с природой».

1.Как часто ты бываешь в лесу, парке, сквере?

  1. Почти каждый день.
  2. Почти каждые выходные.
  3. Один раз в месяц.
  4. Один раз в сезон.
  5. Только во время каникул: а) летних; б) осенних; в) зимних; г) весенних.
  6. Очень редко.
  7. Затрудняюсь ответить.

2. С кем ты чаще всего бываешь на природе?

Проставь цифры: 1 – постоянно; 2 – иногда; 3 – никогда.

а) с педагогом;

б) с родителями;

в) с родственниками;

г) с друзьями;

д) с ребятами из творческого объединения.

3. Чем ты любишь заниматься на природе? Обведи нужные ответы кружком.

  1. Заниматься спортом (бегать, кататься с горки и т.д.).
  2. Работать в саду, огороде.
  3. Рисовать, фотографировать.
  4. Любоваться природой, ее красотой.
  5. Собирать цветы.
  6. Слушать звуки, шумы, пение птиц.
  7. Собирать ягоды, грибы.
  8. Подкармливать зимующих птиц, белок.
  9. Совершать походы, экскурсии.
  10. Расчищать от мусора родники, берега рек.
  11. Озеленять территорию улицы.
  12. Купаться, загорать, отдыхать.
  13. Наблюдать за птицами, насекомыми и другими животными.
  1. С кем ты беседуешь на экологические темы? Проставь цифры (1- постоянно; 2 – иногда; 3 – никогда).

а) С родителями.

б) С другими родственниками.

в) С педагогом.

г) с друзьями.

д) Ни с кем.

ж) Допиши _________________________

2. Какую помощь по охране и восстановлению природы можешь оказать ты и твои друзья? (Напиши).

Какие из перечисленных ниже дел являются для тебя:

5) самыми интересными;

4) очень интересными;

3) в значительной степени интересными;

2) мало интересными;

1) наименее интересными.

Поставь против каждого пункта оценку в соответствии со степенью твоей заинтересованности в данном занятии:

1) чтение книг, журналов, газет на экологическую тему;

2) просмотр и обсуждение телепередач на экологическую тему;

3) очистка улиц, парков от загрязнения;

4) выступление перед сверстниками на экологическую тему;

5) охрана птиц, заготовка корма, подкормка зимующих птиц, изготовление кормушек, искусственных гнездовий;

6) выпуск листовок, плакатов на экологическую тему;

7) фотографирование;

8) участие в конкурсах, выставках, акция, операциях.

Обработка полученных данных. Обработка данных по каждому блоку позволит определить уровень готовности воспитанников к выполнению экологически значимых видов деятельности.

  • < Назад

1.1. Умеем ли мы экономить?

Потребление энергии человечеством непрерывно растет. Разница между человеком каменного века и современным человеком огромна, особенно в использовании энергии.


Пещерный человек потреблял около 1% того количества энергии, которую потребляет современный житель Земли. Значит, на Земле стало больше энергии? Нет! Она стала более доступна, но её не стало больше, чем раньше.

Если вспомнить закон сохранения энергии , то количество энергии в природе постоянно. Она не возникает из ничего и не может исчезнуть в никуда. Она просто переходит из одной формы в другую. Никто еще не смог доказать это теоретически, но факт остается фактом, и мы должны это признать и придерживаться этого до тех пор, пока кто-нибудь не докажет обратное.

Итак, проблема разумного использования энергии является одной из наиболее острых проблем человечества. От результатов решения этой проблемы зависит место нашего общества в ряду развитых в экономическом отношении стран и уровень жизни граждан.

Поэтому при составлении плана работы над исследовательской работой по физике "Как сэкономить электричество", я задумался, а умеем ли мы экономить энергию в своём собственном доме?

Чтобы картина была полной, я решил провести анкетирование среди работников академии: учителей, воспитателей, тренеров, работников офиса.

Всего в анкетировании приняло участие 62 работника . Были составлены вопросы, затрагивающие основные способы экономии энергии в семье. Анкеты были розданы, а затем обработаны. Результаты оказались неплохими.



1. 16 - 20 ответов – «Да »

55% всех респондентов могут стать министрами по охране природы, умеют экономить электроэнергию, заботятся о бюджете семьи.

2. 11 до 15 ответов «ДА »

40% являются хорошим примером всех остальных, но мало обращают внимание на экономию воды.

3. 6 до 10 ответов «ДА »:

У 3 % участников анкетирования много хороших привычек, которые могут служить основой для дальнейшей работы над собой, но им надо задуматься о таких, казалось бы, мелочах, как зашторивание окон, проветривание комнат.

4. От 1 до 5 ответов «ДА »:

2% участников анкетирования еще многому надо научиться.

Но как выяснилось, моим друзьям, товарищам не всегда удаётся экономить. Среди них я проводил опрос.

1. На вопрос «Выключаю воду, когда намыливаюсь в душе » был один положительный ответ - 3%.

2. Плотно закрывают водопроводный кран, чтобы из него не капала вода- 85%.

3. 1 человек из опрошенных ребят выключает воду, когда чистит зубы - 3%.

4. Пишут на обеих сторонах бумажного листа - 75%.

5. Выключают свет, когда выходят из комнаты - 50%.

6. Выключают зарядное устройство из розетки, когда телефон зарядился (когда находятся дома) - 34%.

7. Выключают компьютер, планшет, ноутбук из сети, когда ложатся спать (в домашних условиях) - 25%.

Вывод напрашивается сам - мы мало знаем об экономии энергии, пока больше потребляем, чем отдаём .

Учимся экономить!!!

В рамках недели «Энергосбережение» было проведено анкетирование педагогов «Умеем ли мы экономить?». Педагоги были проанкетированы с целью проверить уровень знаний и умений в области энергосбережения. Нами были подведены итоги.

По результатам анкетирования мы выяснили, что у 60 % наших педагогов сформированы экономически правильные действия. У 40% наших педагогов знания и действия в области энергосбережения находятся на среднем уровне и им в этом направлении необходимо еще поработать.

Ниже мы представляем вашему вниманию данную анкету. Вы можете для себя ее пройти и определить на сколько Вы экономный и бережливый человек.

Анкета «Умеем ли мы экономить?»

№ п\п

Вопросы

Да

Нет

Мы проветриваем помещение быстро, не открываем надолго окна.

Мы не преграждаем путь теплу, неудачно расставленного мебелью перед батареями

На ночь опускаем жалюзи, закрываем шторы, чтобы уменьшить потери тепла через окна.

Установили дома окна со стеклопакетами.

Для освещения используем энергосберегающие лампочки.

Мы часто используем местное освещение (настольную лампу, бра, торшер), что позволяет уменьшить количество электроэнергии.

Содержим окна в чистоте, для лучшей освещенности.

При приготовлении пищи закрываю кастрюлю крышкой.

Для подогрева воды чаще пользуюсь газовой плитой, чем электроприборами.

Электробытовые приборы не оставляем в «режиме ожидания».

Используем емкость стиральной машины оптимально, выбирая наиболее рациональные режимы стирки.

Подсчитайте все ответы: за каждое «Да» вы получаете 1 балл, за каждое «Нет» 0 баллов.

Если у вас получилось:

От 1 до 5 баллов: вам ещё многому надо научиться, чтобы стать сознательным человеком, так что начните это делать прямо сейчас.

От 6 до 9 баллов : у вас много хороших привычек, которые могут служить основой для дальнейшей работы над собой и над электросбережением в вашем доме.

От 9 до 11 баллов : вы являетесь хорошим примером всем остальным, ваше поведение и действия экономически правильные, вы заслуживаете похвалы.

  •  покупки в интернете. Покупая в интернете, можно существенно сэкономить. Например, для себя можно покупать одежду и обувь в интернет магазине женской одежды . А также одежду для детей, косметику, книги, бытовую технику, всё, что угодно! Вы можете быть хоть в Москве, хоть в Киеве, хоть в деревне Кукуево, но получите понравившийся товар дешевле, чем в магазине. Это связано с тем, что интернет-магазины несут гораздо меньшие издержки, нежели их оффлайновые собратья: не надо тратить огромные средства на аренду помещений, на продавцов и многое другое.
  •  счетчики. Многие знают, что установив счётчики на все приборы учёта, можно сэкономить. Но что-то останавливает людей их ставить- цена ли счётчика или банальная лень. И очень даже зря. На электроэнергию очень выгодно ставить двухтарифные счётчики, ведь ночью тариф гораздо дешевле. На ночь можно запускать стиральную машину, посудомойку, мультиварку. Поставив счётчики на воду, можно контролировать расход воды и тоже экономить.
  •  учёт расходов. Это, собственно, и есть составление бюджета. Нужно записывать ВСЕ свои расходы, а потом анализировать их, чтобы понять, в чём вы слишком расточительны. Всегда берите чеки в магазинах, чтобы легче было потом вспомнить свои траты. Для удобного анализа расходов рекомендую установить специальную программу на компьютер или приложение на телефон. Таких программ сейчас очень много, Google и Play market вам в помощь!
  •  списки. Бывает ли у вас такое, что идёте в магазин за хлебом, а покупаете при этом целую сумку продуктов. Всё, кроме хлеба) У меня было, и не раз. В таких случаях очень помогают списки. Заранее, перед походом в магазин, оставьте список необходимого, возьмите столько денег, сколько нужно только на этот список (примерно) и вперёд! Навряд ли получится купить что-то лишнее. И кстати, в продуктовый магазин лучше не ходить на пустой желудок, ведь когда мы голодны, мы готовы скупить всё, что надо и не надо.
  •  скидки. Очень большая конкуренция в мире ритейла заставляет продавцов снижать цены на товары. Магазины постоянно придумывают акции на популярные товары, так давайте этим пользоваться! Правда, у продавцов свой расчёт — покупая один товар по акции, вы купите ещё десять по обычной или даже по завышенной. Поэтому специалисты по экономии семейного бюджета рекомендуют покупать в нескольких магазинах, тем более, акции обычно не повторяются, и можно с выгодой можно купить один продукт в одном магазине, другой во втором. Многие магазины выпускают свои газеты или листовки с текущими акциями, не побрезгуйте ими, они вам пригодятся при планировании выгодных покупок. А вот бонусные карты ииразличные накопительные программы не всегда выгодны. Так магазины пытаются сделать из вас постоянного покупателя, который будет покупать всё только у них, и по акциям и без.

Вот и все способы сэкономить, которые мне показались несложными и привлекательными. Следуя предложенным методам, вы сможете неплохо поправить свой бюджет! Надеюсь, была полезна)

А вы уже начали экономить? Участвуйте в опросе, посмотрим, сколько нас таких, заботящихся о своих денежках)

Коновалова Тамара

Для чего и ради чего работает экономика? Главная цель экономики – повышение благосостояния людей. Однако последнее время с экрана телевизора и в разговорах взрослых я всё чаще слышу слово «кризис». На уроке экономики мы познакомились с этим понятием, и я уже могу сказать, что кризис наносит огромный вред государству и людям, в нём живущим. В семье отражается состояние экономики любой страны.

Цель моей работы – исследовать бюджет моей семьи и обосновать возможность его экономии в кризис.

Для достижения своей цели я составила план действий и выделила следующие задачи :

  • изучить литературу по данной теме
  • найти материалы в сети Интернет
  • проанализировать бюджет своей семьи
  • провести опрос населения
  • проанализировать цены в магазинах
  • сделать выводы

Гипотеза моего исследования – семейный бюджет можно сэкономить в период кризиса.

Выбранная тема актуальна , так как деньги лишними не бывают.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №2»

города Котовска Тамбовской области

Направление – экономико-математические науки

Обучающаяся 4 Б класса

Руководитель – Олейникова Валентина Николаевна,

учитель начальных классов

Котовск

2009

Введение ………………………………………………………………………………

…..……… 3

Введение

Кто не считает свои деньги,

тот проявляет неуважение к своему труду.

Народная мудрость

Для чего и ради чего работает экономика? Главная цель экономики – повышение благосостояния людей. Однако последнее время с экрана телевизора и в разговорах взрослых я всё чаще слышу слово «кризис». На уроке экономики мы познакомились с этим понятием, и я уже могу сказать, что кризис наносит огромный вред государству и людям, в нём живущим. В семье отражается состояние экономики любой страны.

Некоторые взрослые считают, что говорить о деньгах с детьми неприлично, вульгарно или слишком рано. Другие, наоборот, думают, что ребенок должен с самого раннего детства всё зарабатывать сам.

Я же считаю, что необходимо говорить о том, что волнует и беспокоит. Способность к самоограничению – важный воспитательный шаг, умение не транжирить зря, но и не скупиться на по-настоящему нужное – хорошая черта.

У каждой семьи есть свой семейный бюджет. В нашей семье он складывается из заработной платы мамы и заработной платы папы. В период кризиса необходимо подумать о том, как сохранить семейный бюджет. Поэтому я думаю, что выбранная мною тема очень актуальна .

Цель моей работы – исследовать бюджет моей семьи и обосновать возможность его экономии в кризис.

Для достижения своей цели я составила план действий и выделила следующие задачи :

изучить литературу по данной теме

найти материалы в сети Интернет

проанализировать бюджет своей семьи

провести опрос населения

проанализировать цены в магазинах

сделать выводы

Объект исследования – экономика

Предмет – семейный бюджет во время кризиса

Гипотеза – семейный бюджет можно сэкономить в период кризиса.

Практическая значимость моей работы заключается в том, что после её завершения я смогла дать некоторые рекомендации по сохранению семейного бюджета в кризис.

При проведении своей работы я использовала следующие методы и приёмы получения информации:

анализ литературы

работа в сети интернет

консультации с руководителем

анкетирование

обобщение, сравнение результатов

1.Основная часть

1.1. Теоретические основы семейной экономики

В сложившейся экономической ситуации, в период кризиса, многие семьи ощутили нехватку средств на привычные расходы.

Экономи́ческий кри́зис - нарушение в ходе развития экономики; проявляется в абсолютном падении производства, банкротстве предприятий, росте безработицы и др., и в итоге - в снижении жизненного уровня, благосостояния народа.

Кризис заставил не только государство, но и каждую семью по-новому подходить к планированию семейного бюджета.

Бюджет семьи (семейный бюджет) - роспись денежных доходов и расходов семьи, составляемая обычно на месячный срок в виде таблицы, баланс семейных расходов и доходов.

Главные правила планирования семейного бюджета:

доход должен делиться всегда на две части, первую часть вы расходуете, вторую откладываете

у каждого человека должен быть резервный фонд, это деньги на черный день

третье - время от времени, хотя бы раз в год, делайте анализ своих расходов. Наверняка у вас есть статьи, без которых можно обойтись, либо их уменьшить.

В такой ситуации, когда заработные платы уменьшаются, а цены ежедневно растут на все товары и услуги, то нужно вести домашнюю бухгалтерию по-новому. Первоначально нужно расписать план по статьям, такие как:
- доход - сумма всех активов, имеющих в наличии, зарплаты, дополнительные доходы, поступающие в семью,

Расходы - они бывают всевозможными “на что угодно и куда не нужно”.

Что же касается доходов, не нужно забывать, что в период кризиса, они могут и не поступать в запланированном Вами, полном объёме, или вообще не поступать в семейный бюджет. В этой ситуации не нужно расслабляться, необходимо активизироваться в поиске дополнительных, всевозможных доходов. Ведь каждый человек, который берёт на себя ответственность за семью, понимает, что от него зависит уровень и качество жизни всей семьи. В доходной части расписываем примерный доход за месяц, и лучше всего откладывать эту сумму на месяц вперёд.

Про расходы можно говорить очень долго, так как человек, привыкший в условиях стабильности, жить хорошо, неохотно хочет менять условия своей жизни, но обстоятельства вынуждают нас меняться, и возможно это хорошо. Бюджет расходов разбиваем на категории по степени важности:

Продукты питания, (оптовые покупки, на оптовых базах)
- затраты на товары химического назначения (оптовые покупки, на оптовых базах)
- расходы на оплату жилья по коммунальным платежам,
- все необходимые телефонные расходы,

Оплата транспорта,

Одежда, обувь (оптовые покупки, на оптовых базах или там где есть скидки)

Дополнительные непредвиденные расходы,

Медицинское обслуживание и т. д.

Важным фактором при формировании домашней бухгалтерии учитывать, что бы расходы не превышали доходы, и даже по возможности оставался дополнительный запас средств.
Такой просчитанный семейный бюджет позволит семье контролировать финансовую ситуацию, иметь в запасе временной период не оказаться, в трудной ситуации, без средств существования, растратив их бесконтрольно на развлечения и незапланированные покупки.

Такой подход даёт возможность семье сохранять спокойствие, контролировать ситуацию, дожить до следующего финансового пополнения семейного бюджета.
Такой подход является реальным шансом, что бы выжить и пережить глобальный финансовый кризис.

1.2. Опрос населения

Что делать с деньгами в период кризиса? Как распределить свой семейный бюджет таким образом, чтобы на все хватало?

Проведя опрос среди взрослых, я узнала о том, как семьи с разным уровнем доходов привыкают к новым условиям жизни, насколько они готовы к переменам. Опрос проводился среди взрослых людей, которые сами обеспечивают своё проживание.

Опрос состоял из трех приведённых ниже вопросов:

1) На что вы больше всего тратите свой доход?

2) На что вам не хватает средств?

3) На чём можно экономить?

Мною были опрошены 30 человек, результаты опроса приведены в виде диаграмм.

А умеем ли мы покупать? Покупать так, как мы иногда покупаем, «все брали, и я взяла» - не годится. Я заметила, что некоторые люди легко определяют, где и что можно купить, причём за выгодную цену, а другие покупают все подряд, невзирая на цену.

Самая крупная статья семейных расходов - затраты на питание. Говорят, на питании экономить не следует. Но и тратить бездумно деньги на продукты - тоже роскошь непозволительная. Как же определить золотую середину? Умелая хозяйка всегда найдет возможность сократить расходы на питание. Например, если в рационе один продукт заменить другим, более дешевым, но не уступающим по питательным свойствам, калорийности, то расходы на питание можно сократить примерно на 20%. При этом меню остается достаточно разнообразным.

Сокращение пищевых отходов и потерь от порчи продуктов еще один резерв экономии. Обширная современная литература по домоводству дает много рецептов по сохранению продуктов и их переработке.

Определенную экономию средств может дать закупка больших партий овощей, картофеля, ягод и других продуктов в период уборки урожая и их правильное хранение.

Сбалансировать бюджет можно за счет уменьшения употребления мучных изделий, сладостей. Если вести учет статьям расхода, то сразу будет видно, где и на чем более выгодно экономить.

1.3. Практическая часть

Исследование №1. Изучение семейного бюджета

В Дании существует очень интересная поговорка: «Датчанин живет, как принц, потому что экономит, как нищий». Справедливость такой постановки вопроса можно отнести к каждой семье, каждому человеку в любой стране. Изучая семейную экономику, мы понимаем, что для удовлетворения своих потребностей нам необходимо рационально производить расходы. Существует несколько классификаций расходов. Возможны следующие статьи:

Прежде всего - на удовлетворение материальных потребностей (на покупку продуктов питания, обуви, одежды, предметов быта, на оплату жилья, бытовых услуг и т.д.).

Второе - на удовлетворение духовных потребностей (на получение образования, зрелищные мероприятия - кино, театр, футбол и т.д.).

Третье - на удовлетворение социальных потребностей (га зеты, журналы, политическая литература и т.д.).

Четвертое - на удовлетворение неразумных потребностей (сигареты, алкоголь, чрезмерное количество сладких продуктов, не очень нужных, но престижных вещей).

Пятое - на удовлетворение жилищной потребности (на строительство собственного дома, ремонт квартиры, строительство дачи, гаража, оплату труда строителей и т. д.).

Шестое - расходы на закупку необходимых материалов, оплату энергии, пользование транспортом и др., связанные с надомным и индивидуальным трудом.

Седьмое - расходы на ведение личного подсобного хозяйства (на покупку минеральных удобрений, скота, корма, семян, саженцев, строительство помещений и др.).

Опрос населения заставил меня задуматься над тем, куда тратятся наши семейные деньги. Я решила изучить бюджет своей семьи.

Бюджет семьи (папа, мама, ребенок) на март 2009г.:

Доходы

Сумма

Расходы

Сумма

Примечание

1.Заработная плата:

Папа

Мама

2.Материальная помощь от бабушки

8000

4340

1000

1.На питание

2.На гигиенические и моющие средства

3.На коммунальные услуги:

Плату за жильё,

Электроэнергию,

Газ,

Телефон,

Сотовый телефон,

Интернет

4.На услуги:

Парикмахерскую

Ремонт обуви,

Транспортные (такси)

5.На оплату

Хор,

Фонд школы,

Фонд класса,

Англ. язык

6. На приобретение

Бисера и др. материалов (кружок),

Учебных пособий,

Канцтоваров

7.На товары длительного пользования

8. На содержание автомобиля

9.На приобретение лекарств

10.На культурно-информационные потребности

11.На содержание аквариума

12.На непредвиденные расходы

5000

500

2800

200

145

330

500

180

180

480

30

20

10

300

60

50

500

1000

30

Итого:

13340

Итого:

12415

Проанализировав опрос населения и бюджет своей семьи, я пришла к выводу, что больше всего средств люди тратят на продукты. Таким образом, чтобы сохранить семейный бюджет необходимо уменьшить эту статью расходов.

Исследование №2. Анализ цен в магазинах

Мы с мамой чаще всего покупаем продукты в магазинах «Магнит», «Алекс» и «Наташа». Я решила проанализировать цены в этих магазинах и сделать вывод: где продуктовый набор обходится дешевле.

Сыр (кг)

Произведя расчеты, я поняла, что дешевле обходится покупка продуктов в магазине «Алекс», на втором месте – магазин «Магнит». Дороже всего продукты в магазине «Наташа»

Заключение

Человеческие потребности и возможности практически всегда не совпадают. Потребности безграничны, а деньги, к сожалению, всегда ограничены. Поэтому необходимо научиться соразмерять свои потребности и свои возможности. Надо уметь расходовать деньги так, чтобы не попадать в финансовые катастрофы, и вместе с тем не бояться тратить на то, что действительно необходимо. Расходуя деньги, нужно всегда отдавать отчёт, какие это деньги, собственные или заёмные. Нужно всегда помнить, что деньги, взятые в долг, нужно отдавать.

СОВЕТЫ

Получив деньги, не тратьте из них ни копейки, по крайней мере, сутки: дайте им "переночевать" у вас в кошельке. На следующий день ваше желание тратиться поутихнет.

Не носите с собой крупных сумм. Когда в кошельке есть деньги, трудно удержаться, чтобы не купить что-нибудь ненужное, но симпатичное. Когда денег нет, можно пострадать над симпатичным, а потом понять, что не такое оно и симпатичное было.

Считайте почаще денежки: отрезвляет и организовывает. Так вы скорее определите, какая статья семейного бюджета напоминает "черную дыру", в которую денежки улетают, не принося пользы.

Откладывайте. Начните с маленьких сумм, при любом доходе всегда реально откладывать примерно 10% от общей суммы.

Держите семейный совет. Обсуждайте денежные вопросы в кругу семьи и не бойтесь привлекать к этому детей: пусть они не смогут активно поучаствовать в обсуждении, но послушать и понять структуру бюджета семьи и критерии принятия финансовых решений будет для них очень полезно.

Экономьте без фанатизма. Экономия - не единственный способ создания благосостояния. Система дисконтных карт, распродажи, счетчики потребления коммунальных услуг и прочее помогают рационально тратить, не затягивая пояса.

Моё исследование показало, что даже в кризис можно найти возможность экономить, если внимательно подходить к этому вопросу. Данная работа позволила мне и моей семье экономно расходовать деньги.

Список литературы

Жизнь по минимуму// Аргументы и факты.-2004. -№10.

Загорулько М.М. Основы экономической теории и практики. Учебно-методическое пособие. Волгоград, 1995.

Как растут цены // Аргументы и факты- 2005. -№17.

Подорожало всё// Житьё-бытьё.-2009. -№10

Райзберг Б.А. Экономическая энциклопедия для детей и взрослых. М., 1995.

Тамбовчане стали богаче в три раза// Житьё-бытьё.-2008. -№12