Инструментальный ансамбль классической музыки. Детские инструментальные коллективы Современные инструментальные коллективы

Вокально-инструментальный ансамбль

Вока́льно-инструмента́льный анса́мбль (сокращённо ВИА ) - официальное наименование признанных государством профессиональных и самодеятельных музыкальных групп в Советском Союзе в 1966-1986 годах. Термин «ВИА» в советское время был синонимом термина «музыкальная группа » (мог применяться даже к иностранной группе), но со временем стал ассоциироваться именно с советскими рок -, поп - и фолк -группами.

Появление

Термин «вокально-инструментальный ансамбль», как и само обозначаемое этим термином явление, появился в СССР в 1960-х годах, на волне увлечения советской молодёжи популярными течениями западной музыки. Именно тогда в СССР стали создаваться музыкальные коллективы, призванные стать собственными аналогами (разумеется, с поправкой на идеологию) западных рок-групп . Поскольку «рок-группами» именовать их не разрешалось по идеологическим соображениям (официально считалось, что рок-музыка есть «продукт разлагающейся западной культуры»), для таких коллективов было придумано название «вокально-инструментальный ансамбль», или, сокращённо, «ВИА».

ВИА создавались при тех или иных уже существующих творческих объединениях: местных филармониях, театрах, концертных объединениях. Официальный статус отделял ВИА от «авторской песни » того же периода, которая проходила по категории художественной самодеятельности . Помимо профессиональных ВИА, существовали аналогичные самодеятельные коллективы.

Особенности

Типичный ВИА состоял из 6-10 и более человек, в число которых обычно входили по нескольку вокалистов и мультиинструменталистов, во главе стоял художественный руководитель, который мог входить, а мог и не входить в число исполнителей. Участники менялись, а различные песни могли исполняться различными солистами. Если в рок-группах солист обычно одновременно играл на каком-либо инструменте, то в ВИА солист гораздо чаще только пел. Большинство музыкантов ВИА были профессионалами, уровень исполнительского мастерства был достаточно высок.

ВИА использовали обычный для поп- и рок-групп набор инструментов: электрогитары, ударную установку, различные варианты электронных клавишных, таких как электроорганы и синтезаторы, аппаратуру звукоусиления. В дополнение к этому набору, как правило, имелась духовая секция, могли использоваться также различные народные инструменты, в особенности в ВИА с фолк-уклоном.

На внешний вид артистов ВИА и манеру поведения на сцене накладывался целый набор ограничений, диктуемых идеологическими соображениями. Типичной концертной одеждой были обычные пиджачные костюмы, а у ВИА, специализирующихся на народной тематике - различные варианты одежды в «народном стиле», на исполнение песен военно-патриотической тематики ансамбль мог выйти в военной форме. Не поощрялось активное движение по сцене, как правило, музыканты и солист стояли практически неподвижно в течение всего номера. Разумеется, любые выраженно «роковые» атрибуты, такие как необычные причёски, татуировки, клёпанная кожаная одежда, металлические аксессуары и прочее в том же духе безусловно исключались.

Записи профессиональных ВИА издавались на советском рекорд-монополисте, государственной фирме «Мелодия », а организовывали концерты территориальные филармонии и концертные объединения: Москонцерт , Ленконцерт, Росконцерт , Госконцерт, Республиканские и областные филармонии.

Иногда ВИА выступали как аккомпанирующий состав известного сольного исполнителя, как, например: Юрий Антонов и группы «Аракс » и «Аэробус », Алла Пугачёва и ВИА «Рецитал», София Ротару и ВИА «Червона рута », Валерий Ободзинский и ВИА «Верные друзья ».

Репертуар

Популярность, расцвет и исчезновение

ВИА как отдельное явление советской музыкальной культуры просуществовали в общей сложности чуть более 20 лет. В период 1960-х - 1970-х, начала 1980-х годов они были чрезвычайно популярны, особенно у молодежи. Наиболее известные ансамбли давали по несколько концертов в день в течение всего года, исполняемые ими песни постоянно транслировались по радио и телевидению, выпускались многочисленные и хорошо продававшиеся альбомы. Например:за четыре года (1970-1974)только тираж первого миньона ансамбля «Веселые ребята» был продан в количестве 15 миллионов 975 тысяч экземпляров , а тираж несколько раз переиздаваемого альбома «У нас, молодых» (1975-1979) ВИА «Самоцветы» достиг 2,5 миллионов копий . Концертные организации получали от наиболее популярных ансамблей большую прибыль, поэтому, например, годовой план, утвержденный Москонцертом ансамблю Весёлые ребята , составлял ежегодно с 1970 года до 500 концертов .

Большинство ВИА прекратили своё существование в конце 1980-х годов. Этому способствовал целый ряд обстоятельств, прежде всего - выход из подполья рок-музыки и упразднение механизмов регулирования деятельности эстрадных исполнителей, ограничений на репертуар и строгих критериев профессионального отбора музыкантов. Сыграло свою роль и повышение качества музыкальной аппаратуры, появление дешёвых синтезаторов и семплеров, дающих возможность производить качественную поп-музыку без привлечения большого штата музыкантов. Да и репертуар большинства ВИА, состоящий из позитивных шлягеров и «идеологически выдержанных» композиций в новых политических условиях стал гораздо менее востребован.

Большинство коллективов распалось, хотя некоторым удалось выжить, преобразовавшись в группы самой разной музыкальной направленности, от поп-музыки до хард-рока. Значительная часть музыкантов распавшихся ВИА осталась на эстраде, войдя в состав новых групп или начав сольную карьеру. Очень многие современные российские деятели поп-музыки - это бывшие музыканты ВИА 80-х.

Некоторое количество старых, широко известных ВИА продолжают существовать по сей день, хотя и в сильно изменённом составе. Среди них - «Весёлые ребята», «Земляне», «Песняры», «Цветы». Некоторые известные ВИА (например, «Поющие гитары» и «Самоцветы») были воссозданы во второй половине 1990-х годов, на волне увеличения популярности музыки 1960-1970-х годов. Они записывают ремейки своих шлягеров, выступают с концертами, где звучит обычно наиболее популярная часть старого репертуара. Некоторые ВИА ("Самоцветы", "Песняры", "Земляне", "Ялла", "Синяя птица", "Лейся, песня", "Здравствуй, песня", "Кобза", "Краяни", "Сябры") исполняют и новые песни, не уступающие их известным шлягерам. В некоторых случаях, например в ВИА «Песняры», возникло сразу несколько составов, претендующих на одно и то же название и исполняющих один репертуар.

Наиболее известные ВИА

ВИА Период Руководитель Место создания Связанные исполнители
Аракс 1968-1983, 1989-2004, с 2006 Сергей Рудницкий Москва , РСФСР Юрий Антонов , Сергей Беликов, Анатолий Алешин
Ариэль с 1969 Валерий Ярушин Челябинск , РСФСР Валерий Ярушин, Лев Гуров, Борис Каплун, Ростислав Гепп, Сергей Шариков, Александр Тибелиус, Олег Гордеев
Верасы с 1971 Василий Раинчик Белорусская ССР ,Минск Александр Тихонович, Ядвига Поплавская, Татьяна Тарасова, Люцина Шеметкова
Весёлые ребята с 1966 по настоящее время Павел Слободкин Москва , РСФСР Леонид Бергер,Александр Лерман,Александр Барыкин ,Людмила Барыкина,Александр Градский ,Алла Пугачёва ,Анатолий Алешин,Вячеслав Малежик ,Алексей Глызин ,Александр Буйнов,Александр Добронравов,Александр Добрынин, Сергей Рудницкий,Юрий Чернавский .
Горизонт с 1976 по 1989 Владимир Беляков Чебоксары , РСФСР
ВИА «Здравствуй, песня!» с 1977 по 1987. С 1987 года работает как ВОКС Здравствуй, песня!" Аркадий Хаславский,
позднее с 1983 по 1987 Игорь Матвиенко стал музыкальным руководителем,
а с 1987 года Аркадий Хаславский вновь становится художественным руководителем
как ВИА Здравствуй, песня! - Владимирская филармония (1977), Североосетинская филармония (1977 - 1980), Краснодарская филармония (1980 - 1987), как ВОКС Здравствуй, песня! - Томская филармония (1987 - 1988), Химкинский молодёжный центр (1988), Подольский ПкиО им. В. Талалихина (1988 - 1989) Галина Шевелева , Марк Рудинштейн , Игорь Матвиенко , Олег Кацура , Сергей Мазаев , Николай Расторгуев .
Земляне с 1974 Владимир Киселёв,
позднее Сергей Скачков
Ленинград , РСФСР Сергей Скачков, Юрий Жучков, Виктор Кудрявцев, Вероника Степанова
Каскад с 1983 Андрей Сухов Ярославль , РСФСР
Красные маки 1975 - 1989 Валерий Чуменко Тула , РСФСР Валерий Чуменко, Александр Лосев , Юрий Коганович, Юрий Веселов , Владимир Заседателев, Юрий Чернавский , Аркадий Хоралов, Александр Барыкин , Владимир Кузьмин , Руслан Горобец, Павел Жагун , Яак Йоала , Михаил Шуфутинский , Ксения Георгиади , Владислав Андрианов, Сархан-Сархан, ритм-группа Рыжов-Китаев , Николай Кирилин, Дмитрий Малолетов
Лейся, песня 1975-1984 Виталий Кретов Москва , РСФСР Любэ , Ария , Валерий Кипелов , Михаил Шуфутинский
Орэра 1958-1980(?) Роберт Бардзимашвили Грузинская ССР , Тбилиси Нани Брегвадзе , Вахтанг Кикабидзе
Песняры 1969-2003,
(гастрольные составы действуют по настоящее время)
Владимир Мулявин Белорусская ССР ,Минск Владимир Мулявин, Леонид Борткевич, Анатолий Кашепаров, Валерий Дайнеко, Игорь Пеня, Олег Аверин, Виктор Смольский ...
Поющие гитары 1966 Анатолий Васильев Ленинград , РСФСР Анатолий Васильев, Ирина Понаровская, Валентин Бадьяров, Григорий Клеймиц
Поющие сердца 1971- Виктор Векштейн Москва , РСФСР Ария
Самоцветы с 1971 Юрий Маликов Москва , РСФСР Ирина Шачнева, Валерий Белянин, Елена Преснякова, Сергей Беликов, Анатолий Могилевский, Валентин Дьяконов, Владимир Винокур , Александр Барыкин , Алексей Глызин , Владимир Кузьмин
Новые Самоцветы с 2006 Инна Маликова Москва Михаил Веселов,Александр Постоленко, Яна Дайнеко, Андрей Диевский
Синяя птица 1974-1991,
(с 1999 гастрольные составы действуют по настоящее время)
Роберт Болотный, Михаил Болотный Куйбышев , РСФСР Сергей Дроздов
Сябры с 1974 Валентин Бадьяров, Анатолий Ярмоленко Белорусская ССР ,Гомель
Цветы с 1972

Группами.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Сover "Дыханье-Наутилус Помпилиус". УРОК ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ.

Субтитры

Появление

Термин «вокально-инструментальный ансамбль», как и само обозначаемое этим термином явление, появился в СССР в 1960-е годы, на волне увлечения советской молодёжи популярными течениями западной музыки. Именно тогда в СССР стали создаваться музыкальные коллективы, призванные стать собственными аналогами (разумеется, с поправкой на идеологию) западных рок-групп . Поскольку рок-группами именовать их не разрешалось по идеологическим соображениям (рок-музыка была объявлена «продуктом разлагающейся западной культуры»), для таких коллективов было придумано название «вокально-инструментальный ансамбль», или, сокращённо, «ВИА».

ВИА создавались при тех или иных учреждениях культуры: местных филармониях, театрах, концертных объединениях. Официальный статус отделял ВИА от «авторской песни » того же периода, которая проходила по категории художественной самодеятельности . Помимо профессиональных ВИА, существовали аналогичные самодеятельные коллективы.

Особенности

Типичный ВИА состоял из 6-10 и более человек, в число которых обычно входили по несколько вокалистов и мультиинструменталистов, во главе стоял художественный руководитель , который мог входить, а мог и не входить в число исполнителей, а также музыкальный руководитель. Участники менялись, а различные песни могли исполняться различными солистами. Если в рок-группах солист обычно одновременно играл на каком-либо инструменте, то в ВИА солист гораздо чаще только пел. Большинство музыкантов ВИА были профессионалами, уровень исполнительского мастерства был достаточно высок.

ВИА использовали обычный для поп- и рок-групп набор инструментов: электрогитары, ударную установку, различные варианты электронных клавишных, таких, как электроорганы и синтезаторы, аппаратуру звукоусиления. В дополнение к этому набору, как правило, имелась духовая секция, могли использоваться также различные народные инструменты, в особенности в ВИА с фольклорным уклоном («Песняры », «Ариэль », «Кобза», «Ялла »).

На внешний вид артистов ВИА и манеру поведения на сцене накладывался целый набор ограничений, диктуемых идеологическими соображениями. Типичной концертной одеждой были обычные пиджачные костюмы, а у ВИА, специализирующихся на народной тематике, - различные варианты одежды в «народном стиле», на исполнение песен военно-патриотической тематики ансамбль мог выйти в военной форме («Каскад»). Не поощрялось активное движение по сцене, как правило, музыканты и солисты стояли практически неподвижно в течение всего номера. Разумеется, любые выраженные роковые атрибуты, такие, как необычные причёски, татуировки, клёпаная кожаная одежда, металлические аксессуары и прочее в том же духе, безусловно исключались.

Записи профессиональных ВИА издавались на советском рекорд-монополисте, Всесоюзной фирме грампластинок «Мелодия» , а организовывали концерты территориальные филармонии и концертные объединения: Союзконцерт , Москонцерт , Ленконцерт , Росконцерт , Госконцерт , республиканские и областные филармонии.

Иногда ВИА выступали как аккомпанирующий состав известного сольного исполнителя, как, например: Юрий Антонов и группы «Аракс » и «Аэробус », Алла Пугачёва и ВИА «Рецитал», София Ротару и ВИА «Червона рута », Валерий Ободзинский и ВИА «Верные друзья», Владимир Мигуля и группа «Земляне », Лев Лещенко и «Спектр».

Репертуар

Стиль музыки, исполнявшийся ВИА, разнообразен. Он включал в себя как фолк и народные песни («Песняры », «Ариэль »), так и диско («Красные маки», «Здравствуй, песня»), рок-музыку («Земляне », «Цветы») и синти-поп («Веселые ребята»). Звучание ВИА рассматривают как специфический жанр в советской популярной музыке. Следует отметить, что именно ВИА сформировали и подготовили музыкальный пласт развития биг-бита и поп-музыки, сформировали зрительскую аудиторию для следующего музыкального направления в СССР - рок-музыки. Однако в исполнении музыки ярко выраженные роковые элементы, будь то длинные инструментальные соло или слишком громкий голос артистов, не рекомендовались. Не приветствовались современные ритмы и новейшие направления - новая волна и пр. Потому песни у ВИА были, как правило, длиной не более 3-4 минут и без серьёзной импровизации.

В текстах песен ВИА звучали патриотические и военно-патриотические мотивы, любовная лирика (в крайне «платонизированном» варианте), чисто советские мотивы романтики труда, встречались песни-шутки, романсы, народные песни, песни на актуальные темы (вроде строительства БАМа). В основном песни несли подчеркнуто позитивный заряд, прославляли советский образ жизни, говорили о счастье, радости, трудовых свершениях и боевых подвигах. Критика, протест, тема конфликта человека и общества допускались только в «обличительных» песнях о проблемах капиталистического мира. Не поощрялось и заострение внимания на проблемах молодёжи.

Заметное место в репертуаре многих ВИА («Веселые ребята», «Поющие гитары») занимали кавер-версии песен западных групп (с текстами на русском языке, часто крайне далёкими от оригинала по смыслу, но, как правило, фонетически сходными с ним). В записях и в представляемых на утверждение программах выступлений кавер-версии иногда маскировались: менялись названия, музыка могла приписываться членам Союза композиторов, участникам группы или несуществующим авторам, песня именовалась «американской народной» и так далее. Также ВИА нередко использовали фрагменты западных песен в собственных произведениях, подавая их как свою музыку. На концертах могли исполняться и оригинальные западные песни.

Взаимоотношения ВИА и рок-групп

Отношения между ВИА и самодеятельными рок-группами 1970-х - начала 1980-х годов были достаточно сложными и многоплановыми. С одной стороны, существовал определённый антагонизм, связанный с разницей в статусе и признании, с другой - музыканты нередко переходили из ВИА в группы и обратно, а часть ВИА представляли собой «легализовавшиеся» тем или иным путём самодеятельные группы. Так, вышеупомянутая группа «Аракс» приобрела официальный статус через три года после создания, в 1974 году , когда вошла в труппу театра «Ленком ». Группа «Земляне » также начинала как андеграундная рок-группа и лишь потом сменила статус, заключив контракт с Кемеровской филармонией. Официальный статус имели группы "Интеграл", "Диалог", "Автограф", «Карнавал», «Динамик», «Машина времени » (в период с конца 1979 до второй половины 1980-х, когда работала под эгидой государственного объединения «Росконцерт»).

В целом бездонная пропасть лежала между профессиональными ВИА, даже если они робко пытались пискнуть что-то со сцены в своё оправдание, ВИА самодеятельными, бравшими с них пример, и группами. Это, однако, не переходило в конфронтацию. Все понимали, что так устроен мир. Пойти, например, работать в ансамбль «Весёлые ребята» к Слободкину так и называлось - «продаться в рабство». Это компенсировалось спокойной жизнью без цепляний, милиции, хорошей аппаратурой и стабильным, по тем временам высоким заработком. «Чесали» тогда ребята по три - по четыре [концерта] в день. Было ясно, что эти суровые условия диктует сама жизнь, и никто из «подпольных» «продавшимся» в спину не плевал. Андрей Макаревич . «Всё очень просто»

Рок-группы отличались от ВИА не только модусом вивенди (рок-дискурс - исключительно авторский ), но и вытекающими из последнего жанровыми особенностями самой исполняемой ими музыки, превращая ВИА в развлекательное и подчёркнуто полистилистическое музыкальное варьете .

Популярность, расцвет и дальнейшая история

ВИА как отдельное явление советской музыкальной культуры просуществовали в общей сложности чуть более 20 лет. В период 1960-х - 1970-х, начала 1980-х годов они были чрезвычайно популярны, особенно у молодёжи. Наиболее известные ансамбли давали по несколько концертов в день в течение всего года, исполняемые ими песни постоянно транслировались по радио и телевидению, выпускались многочисленные и хорошо продававшиеся альбомы. Например, за четыре года (1970-1974) только тираж первого миньона ансамбля «Веселые ребята» был продан в количестве 15.975.000 экземпляров, а общий тираж несколько раз переизданного альбома «У нас, молодых» (1975-1979) ВИА «Самоцветы» достиг 2,5 миллионов копий . Концертные организации получали от наиболее популярных ансамблей большую прибыль. ВИА работали очень интенсивно, например, годовой план, утверждённый Москонцертом ансамблю «Весёлые ребята» , составлял ежегодно с 1970 года до 500 концертов. . Популярность ВИА была столь высока, что на гастролях группа могла работать в средних размеров городе неделю, ежедневно давая по два, в выходные - по три концерта и каждый раз собирая полный зал.

Всеобщий кризис вокально-инструментальных ансамблей в СССР начался уже с Олимпиады-80 , когда из тени ненадолго вышла рок-музыка и было смягчено отношение к некоторой части западной эстрады. Строгая советская цензура делала своё дело. Репертуар многих советских ансамблей становился всё более рядовым, серым, обыденным, что не могло не повлиять на вкусы слушателей. Аудитория ВИА, в основном молодёжь, всё больше стала увлекаться рок-музыкой, диско, «новой волной», электронной музыкой. Ансамбли стали терять былую популярность. По этой и другим причинам в начале 80-х некоторые ВИА распались, некоторые музыканты эмигрировали за рубеж, другие пытались создать новые ансамбли и группы, стремясь следовать более современному репертуару и новым музыкальным направлениям. Многие ВИА стали активно исполнять перепевы западных исполнителей, пытаясь таким образом вновь привлечь к себе аудиторию. 1983-85 годы, время активной борьбы властей с рок-музыкой и западной эстрадой в СССР, дали вокально-инструментальным ансамблям второй шанс, в результате чего многие ВИА изменили свой репертуар, а их исполнение и звучание стало больше соответствовать духу времени.

Многие ВИА прекратили своё существование в конце 1980-х годов. Этому способствовал целый ряд обстоятельств, прежде всего - вызванные горбачёвской перестройкой окончательный выход из подполья рок-музыки и упразднение прежних механизмов регулирования деятельности эстрадных исполнителей, ограничений на репертуар и строгих критериев профессионального отбора музыкантов. Сыграло свою роль и повышение качества музыкальной аппаратуры, появление дешёвых импортных синтезаторов и семплеров, дающих возможность производить качественную поп-музыку без привлечения большого штата музыкантов. Да и репертуар большинства ВИА, состоящий в основном из позитивных шлягеров и «идеологически выдержанных» композиций, в изменившихся политических условиях стал гораздо менее востребован.

С развалом СССР немало коллективов, не сумев приспособиться к пришедшим из-за рубежа новым веяниям, распались, хотя некоторым удалось выжить, преобразовавшись в группы самой разной музыкальной направленности, от поп-музыки до хард-рока. Значительная часть музыкантов распавшихся ВИА смогла остаться на эстраде, войдя в состав новых групп или начав сольную карьеру. Очень многие современные российские деятели поп-музыки - это преимущественно бывшие участники ВИА 80-х.

Тем не менее, некоторое количество старых, широко известных ВИА продолжают существовать по сей день, хотя и в сильно изменённом составе. Среди них - «Земляне», «Песняры», «Цветы», «Ариэль». Некоторые известные ВИА (например, «Поющие гитары» и «Самоцветы») были воссозданы уже во второй половине 1990-х годов, на волне увеличения популярности музыки советских времён. Эти группы записывают ремейки своих шлягеров, выступают с концертами, где звучит обычно наиболее популярная часть их старого репертуара. Некоторые ВИА («Земляне», «Цветы», «Самоцветы», «Песняры») исполняют и новые песни, нисколько не уступающие их известным шлягерам. В некоторых случаях (например в случае с ВИА «Песняры», «Лейся, песня», «Синяя птица», «Земляне»), возникло сразу несколько составов, претендующих на одно название и исполняющих одинаковый репертуар. Сегодня вокально-инструментальные ансамбли нацелены прежде всего на аудиторию среднего и старшего возраста, передавая ей атмосферу ностальгии по временам молодости и романтики.

Наиболее известные ВИА

ВИА Период Руководитель Место создания Связанные исполнители
Акварели 1974 - 1988 Александр Тартаковский Москва , РСФСР Виталий Попов, Вячеслав Сидельников, Алексей Игумнов, Николай Румянцев, Игорь Кузьмин, Александр Мухатаев
Аракс 1968 - 1983, 1989-2004, с 2006 Сергей Рудницкий Москва , РСФСР Юрий Антонов , Сергей Беликов , Анатолий Алешин
Ариэль с 1969 Валерий Ярушин Челябинск , РСФСР Валерий Ярушин , Лев Гуров , Борис Каплун, Ростислав Гепп, Сергей Шариков, Александр Тибелиус, Олег Гордеев
Верасы с 1971 Василий Раинчик Белорусская ССР , Минск Александр Тиханович, Ядвига Поплавская, Татьяна Тарасова, Люцина Шеметкова
Весёлые ребята с 1966 по настоящее время Павел Слободкин Москва , РСФСР Леонид Бергер, Александр Лерман , Александр Барыкин , Людмила Барыкина , Александр Градский , Алла Пугачёва , Анатолий Алешин , Вячеслав Малежик , Алексей Глызин , Александр Буйнов , Александр Добронравов , Александр Добрынин , Сергей Рудницкий , Юрий Чернавский .
Голубые гитары 1969 - И. Гранов Москва В. Малежик, Р. Бабаян, И. Крутой
Горизонт с 1976 по 1989 Владимир Беляков Чебоксары , РСФСР
Добры молодцы с 1969 Анатолий Киселёв Ленинград , РСФСР
Здравствуй, песня! с 1977 по 1987. С 1987 года работает как ВОКС «Здравствуй, песня!» Аркадий Хаславский,
позднее, с 1983 по 1987, Игорь Матвиенко стал музыкальным руководителем,
а с 1987 года Аркадий Хаславский вновь становится художественным руководителем
как ВИА «Здравствуй, песня!» - Владимирская филармония (1977), Североосетинская филармония (1977-1980), Краснодарская филармония (1980-1987), как ВОКС «Здравствуй, песня!» - Томская филармония (1987-1988), Химкинский молодёжный центр (1988), Подольский ПкиО им. В. Талалихина (1988-1989) Галина Шевелева , Марк Рудинштейн , Игорь Матвиенко , Олег Кацура, Сергей Мазаев , Николай Расторгуев .
Земляне с 1976 Владимир Киселёв,
позднее Сергей Скачков
Ленинград , РСФСР Сергей Скачков , Юрий Жучков, Игорь Романов , Юрий Ильченко , Андрей Храмов
Каскад с 1983 Андрей Сухов Ярославль , РСФСР
Коробейники с 1970 Александр Попов,

Валерий Приказчиков

Москва, СССР Александр Попов, Владимир Семёнов , Александр Левшин , Александр Юдов, Владимир Чуйкин, Юрий Меньшов, Анатолий Мурыгин
Красные маки 1975 - 1989 Валерий Чуменко Тула , РСФСР Валерий Чуменко, Александр Лосев , Юрий Коганович, Юрий Веселов , Владимир Заседателев, Юрий Чернавский , Аркадий Хоралов , Руслан Горобец , Павел Жагун , Владислав Андрианов, Сархан-Сархан, ритм-группа Рыжов-Китаев , Николай Кирилин, Дмитрий Малолетов
Лейся, песня 1974 - 1984 1974-1976 - Валерий Селезнев и Михаил Плоткин, 1976-1980 - Михаил Шуфутинский, 1980-1983 - Виталий Кретов Кемерово, Тула, Кемерово,

До настоящих дней вокально инструментальные ансамбли (ВИА) остаются поистине популярными. Они представляют собой профессиональные, а также самодеятельные музыкальные коллективы родом из СССР. Расцвет ансамблей пришелся на 60 - 80 годы прошлого столетия. Термин прежде воспринимался в виде синонима для понятия «музыкальная группа», потому он использовался даже относительно иностранных артистов. Однако впоследствии ВИА начали ассоциироваться только с советскими группами, выступающими в таких жанрах, как поп, фолк, рок.

Особенности истории ВИА

Коллективы начали появляться в СССР в 60 годы прошлого столетия. Советская молодежь проявляла особенное почтение и трепетное отношение к популярным течениям западной музыки, в результате чего местные группы стремились стать аналогами западных знаменитостей, но при этом в творчестве проявлялась поправка на идеологию. В связи с тем, что рок-группами представителей музыкального мира нельзя было называть, в историю творческие люди вошли как советские вокально инструментальные ансамбли. ВИА могли создаваться при разных культурных учреждениях, в том числе местных филармониях, театрах, а также концертных объединениях. Среди представителей музыкального мира, которые сумели достичь высокого уровня популярности, следует отметить объединения «Авангард», «Поющие гитары», «Веселые ребята».

Состав

В большинстве случаев вокально инструментальные ансамбли состояли, по крайней мере, из шести человек. Но иногда количество участников достигало десяти и даже превышало данную цифру. Коллектив состоял из нескольких вокалистов, мультиинструменталистов, художественного и музыкального руководителей. Участники менялись, причем разные песни исполнялись различными солистами. Нужно отметить, что вокально инструментальные ансамбли СССР всегда создавались только из профессионалов с очень высоким уровнем мастерства, что способствовало успешному развитию коллективов.

Какими были ВИА?

Для достижения популярности группы должны были стремиться радовать своих слушателей, почитателей. Этого удавалось достичь, только если присутствовал специальный подход к исполнению различных песен. Предполагалось использование набора музыкальных инструментов, в том числе электрогитары, ударной установки, клавишных, аппаратуры звукоусиления. В большинстве случаев дополнительно применялась духовая секция, определяющая близость ВИА к фольклорным источникам. Среди таких известных групп значатся «Ариэль», «Кобза», «Песняры». Во времена СССР, к сожалению, вокально инструментальные ансамбли сталкивались с многочисленными ограничениями относительно внешнего вида и манеры поведения на сцене. Требования объяснялись идеологическими соображениями. Артисты должны были выбирать пиджачные костюмы или народную одежду, военную форму. Активная деятельность на сцене оказывалась под запретом, потому участники коллективов стояли практически неподвижно. Репертуар ВИА включал в себя разнообразные песни в следующих стилях: фолк, народный, диско, рок. При этом все вокально инструментальные ансамбли должны были соблюдать определенные правила, являющиеся неизменными. Это соответствовало требованиям

Заключение

Теперь вы знаете, какой смысл вложен в термин "вокально инструментальный ансамбль". Название «Земляне» до сих пор помнят миллионы людей. Также среди наиболее известных групп следует упомянуть «Ариэль», «Песняры», «Красные маки», «Веселые ребята». В XXI столетии можно ознакомиться с творчеством ВИА и составить о них личное впечатление.

ЦИТАТЫ О МУЗЫКЕ

  • «Биение сердца — первое зарождение музыки…»
  • «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия» А. С. ПУШКИН
  • «Музыка должна высекать огонь из души человека!» ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН
  • «В музыке нет ничего особенного. Надо просто ударять по правильным клавишам в правильное время – а инструмент играет сам» ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ
  • «Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чём» ЭДВАРД ГРИГ
  • «- Значит, только некоторые слышат?
    - Только те, кто слушают…» АВГУСТ РАШ
  • «Вот вы говорили о смысле… нашего… жизни… бескорыстности искусства… Вот, скажем, музыка… Она и с действительностью-то менее всего связана, а если и связана, то безыдейно, механически, пустым звуком, без ассоциаций. И тем не менее музыка каким-то чудом проникает в самую душу! Что же резонирует в нас в ответ на приведённый к гармонии шум? И превращает его для нас в источник высокого наслаждения… И объединяет… И потрясает! Для чего все это нужно? И, главное, кому? Вы ответите: никому. И… И ни для чего, так. Бескорыстно. Да нет… вряд ли… Ведь все, в конечном счете, имеет свой смысл… И смысл, и причину…» ЦИТАТА ИЗ ФИЛЬМА «СТАЛКЕР»
  • «Без музыки жизнь была бы несправедливой» НАДПИСЬ НА ЗАБОРЕ. 2007 ГОД.
  • «Шлягер: песня, которая позволяет вам думать, что и вы умеете петь» АРНОЛЬД ГЛАЗГОУ
  • «- Какая вы виолончель?МСТИСЛАВ РОСТРОПОВИЧ:
    — Я – вторая, первых много»
  • «От музыканта требуется не проповедь, а исповедь. Люди находят в ней созвучное себе» ОЛЬГА АРЕФЬЕВА
  • «Песня на то и песня, чтоб не от мира сего» ВАДИМ МЕСЯЦ
  • «Нет противоречия между искусством серьёзным и искусством популярным, настоящее искусство всегда серьёзно и всегда популярно» ДЖОАННА МАКГРЕГОР, британская пианистка
  • «Художнику нужны три вещи: похвала, похвала и ещё раз похвала» СЕРГЕЙ РАХМАНИНОВ
  • «Если никто не будет хотя бы иногда проливать слезу, то появятся неприятные вопросы: что мы тут, собственно, делаем?» АЛЕКСАНДР ВЕДЕРНИКОВ, музыкальный руководитель Большого театра.
  • «Слишком глупое, чтобы быть произнесенным, всегда можно спеть» ВОЛЬТЕР
  • «Звук – форма продолженья тишины…» ИОСИФ БРОДСКИЙ
  • «Художник он был – отличный, музыкант – хороший, пианист – средний, человек – добрый» ГЕНРИХ НЕЙГАУЗ в шутку о себе
  • «Великие певцы прошлого часто пропадали от тяжелой жизни, современные же пропадают от хорошей» БОРИС БАРАБАНОВ
  • «Писать о музыке — это всё равно что танцевать об архитектуре» ФРЭНК ЗАППА

Последние новости

Новогодняя пора - время больших надежд и сказочных открытий. Наверное, именно поэтому праздничный концерт, который прошел 21 декабря 2018 года на кафедре нормальной физиологии, так и назывался - «Зимние грезы»

http://сайт/wp-content/uploads/2019/01/image16.png 800 1200 Администратор Администратор 2018-12-21 23:12:30 2019-01-17 16:26:57 Концерт “Зимние грёзы” - добрая традиция

Дорогие коллеги! Любителей классической музыки 21 декабря приглашаем на новогодний концерт! В теплой, "домашней" атмосфере аудитории кафедры физиологии (Моховая 11, стр.4) вы насладитесь великой музыкой русских и зарубежных композиторов.

http://сайт/wp-content/uploads/2018/12/Novogodnyj-kontsert-21-dekabrya.jpg 525 700
Администратор http://сайт/wp-content/uploads/2019/02/logo4_1.png Администратор 2018-12-11 20:28:43 2018-12-20 16:03:13 Новогодний подарок любителям классической музыки

В церемонии приняли участие министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, представители городской администрации, члены Ассоциации выпускником Сеченовского университета, сотрудники, студенты, а также один из потомков Склифосовского.

http://сайт/wp-content/uploads/2018/10/IMG_2776.jpg 800 1200
Администратор http://сайт/wp-content/uploads/2019/02/logo4_1.png Администратор 2018-10-12 11:16:35 2018-10-19 11:29:28 Открытие памятника Склифосовскому в Москве
http://сайт/wp-content/uploads/2018/05/IMG_5086.jpg 480 720
Администратор http://сайт/wp-content/uploads/2019/02/logo4_1.png Администратор 2018-05-27 16:38:20 2018-05-30 20:28:04 В гостях у Чехова

26 мая, в преддверии Международного дня детей, в детском Лечебно-реабилитационном научном центре «Русское поле» состоялся благотворительный концерт Ансамбля классической музыки Сеченовского университета.

http://сайт/wp-content/uploads/2018/05/IMG_5051.jpg 480 720
Администратор http://сайт/wp-content/uploads/2019/02/logo4_1.png Администратор 2018-05-26 16:03:15 2018-05-30 16:14:51 Прекрасная музыка – детям!
http://сайт/wp-content/uploads/2017/12/IMG-20171227-WA0049.jpg 648 1152
Администратор http://сайт/wp-content/uploads/2019/02/logo4_1.png Администратор 2017-12-27 23:03:45 2018-01-12 16:36:15 Новогодний концерт

22 декабря Ансамбль классической музыки принял участие в торжественном открытии конференции "Рак пищевода: прошлое, настоящее, будущее... Профессор А.С.Мамонтов - 55 лет в онкологии"

http://сайт/wp-content/uploads/2018/01/IMG-20171222-WA0009.jpg 683 1024
Администратор http://сайт/wp-content/uploads/2019/02/logo4_1.png Администратор 2017-12-22 23:43:51 2018-01-12 16:51:22 Участников конференции встретили классической музыкой

Программу "Осеннее танго" представил Ансамбль классической музыки Культурного центра Университета (рук.Олеся Касьянова-скрипка, Леонг Жао Хонг-альт, Анна Масленникова-виолончель, Олег Канадин-аккордеон).

http://сайт/wp-content/uploads/2017/11/IMG-20171125-WA0048.jpg 774 1032
Администратор http://сайт/wp-content/uploads/2019/02/logo4_1.png Администратор 2017-11-25 18:52:09 2018-04-04 13:57:04 25 ноября в преддверии Дня матери в санатории"Звенигород" состоялся концерт для отдыхающих

23 ноября на кафедре нормальной физиологии состоялся концерт Ансамбля классической музыки Сеченовского университета. Концерт прошел в рамках IV Всероссийской олимпиады по нормальной физиологии в честь памяти академика К.В. Судакова

http://сайт/wp-content/uploads/2017/11/IMG-20171124-WA0004.jpg 765 1200
Администратор http://сайт/wp-content/uploads/2019/02/logo4_1.png Администратор 2017-11-23 19:54:53 2018-04-04 13:56:55 Концерт в рамках IV Всероссийской олимпиады по нормальной физиологии в честь памяти академика К.В. Судакова
http://сайт/wp-content/uploads/2017/05/277b7668ae9fa4d5263159a0b1afd100-1.jpg 426 640
Администратор http://сайт/wp-content/uploads/2019/02/logo4_1.png Администратор 2017-05-09 21:06:51 2017-05-30 13:32:46 Студенты Сеченовского университета 9 мая приняли участие в городском концерте «МЫ ПОМНИМ! МЫ ГОРДИМСЯ!»

Наличие на любом мероприятии живой инструментальной музыки придется по душе гостям-меломанам. Сегодня музыкальные коллективы весьма востребованы для таких мероприятий как свадьбы, корпоративные вечеринки, юбилеи и прочие торжества. Они исполняют различный музыкальный репертуар, тем самым угождая самым взыскательным аудио-гурманам.

Какие они - инструментальные ансамбли в Москве?

Ансамбль - это совместное исполнение музыкального произведения нескольким количеством участников. Так, ансамбли могут представлять собой дуэт, трио, квартет и т.д. Это камерный тип музыки, но также ансамбль может быть составной частью оперы, ВИА или кантаты. Поэтому вы можете заказать инструментальный коллектив в Москве разного направления и состава. Сегодня существуют разнообразные стили ансамблевого музицирования от ударных инструментов и старинной музыки, до рок- и джаз-коллективов. Как правило, в состав коллектива входит немного участников, что позволяет слышать игру каждого из них.

Чем вызвана востребованность инструментальных коллективов в Москве?

В жизни любого человека присутствует музыка. Она позволяет глубже прочувствовать ситуацию, а также через нее можно передать общее настроение торжества. Невозможно себе представить свадебную церемонию без звучащего марша Мендельсона. Поэтому многие стараются на свое торжество в обязательном порядке заказать инструментальный проект.

Сегодня специализированные компании предлагают услуги по организации выступлений музыкальных коллективов и групп. Это может быть как фоновое сопровождение праздника, так и отдельная шоу-программа. Инструментальное шоу полностью удовлетворит потребности приглашенной публики и создаст непередаваемую атмосферу праздника и позитива. Это особенно актуально, если в ваши планы входит организация мероприятия в классическом стиле. Электроинструменталисты - это непревзойденные виртуозы, их присутствие будет уместно на праздновании любого торжества. Причем это может быть как одиночный исполнитель, так и коллектив участников. Музыкантов можно пригасить не только для выступления на торжественном событии, но и для печальных мероприятий. Сегодня в Москве востребовано приглашение оркестра для музыкального сопровождения любых мероприятий.

При заказе инструментального коллектива компания-организатор поможет в оказании услуги и предоставит всю необходимую информацию. Можно выбрать не только стиль исполнения, но и количество участников.