Главная прелесть главное очарование искусства. Элементы музыкальной речи. Язык и форма музыкального произведения

«Душой музыкального произведения» назвал мелодию Дмитрий Дмитриевич Шостакович . Как «самую существенную сторону музыки» определил ее Сергей Сергеевич Прокофьев . Мелодия - «главная прелесть, главное очарование искусства звуков, без нее все бледно, мертво, несмотря на самые принужденные гармонические сочетания, на все чудеса контрапункта и оркестровки», - писал когда-то замечательный русский музыкант, композитор и критик А. Серов .

Греческое слово «melodia» означает пение песни и происходит от двух корней - melos (песнь) и ode (пение). В музыкальной науке мелодию определяют как одноголосно выраженную музыкальную мысль. Это выразительный напев, который может передать различные образы, чувства, настроения. Есть музыкальные произведения, в частности народные песни, которые состоят из одной только мелодии.

Есть и сочинения, носящие название «Мелодия», например, «Мелодия» С. Рахманинова .

В профессиональной музыке мелодию дополняют другие компоненты - гармония , инструментовка , различные приемы полифонического письма.

Л. В. Михеева

Это слово очень красиво само по себе. По-гречески мягкое, благородное. Однажды я увидела плакат с названием выставки "Мелодии огня" и поразилась, насколько верно найден словесный образ. Мелодия, означавшая у древних греков "пение песни", стала словом, обозначающим некую звуковую линию - со своими изгибами, изломами. Линия в пространстве состоит из точек. Линия во времени - из звуков. Те и другие линии бесконечно разнообразны. Но те и другие подчинены общим законам.

Гибкие и прямые, хрупкие и жестко-устремленные, они могут быть простыми и сложными, примитивными и изысканными, томными и энергичными.

Подобно тому как человеческая речь состоит из сопряженных по смыслу слов, так и мелодия состоит из сопряженных по смыслу звуков. Вы понимаете, конечно, что не всякое последование слов - речь. Точно так же не всякое последование звуков - мелодия.

Конечно, музыка - это не всегда только мелодия. Музыка-мелодия - в одноголосной песне, в напеве флейты, скрипки или другого инструмента.

Мы не называем мелодией музыку, исполняемую барабаном, потому что вся она - на одном звуке. А в мелодии должны быть звуки разные по высоте.

Звуковысотный рисунок мелодии - это, однако, не все. Не менее важен ее ритмический рельеф. Одно и то же последование звуков ритм может изменить до неузнаваемости.

В музыке многоголосной - фортепианной, симфонической, хоровой - мелодия обычно выделяется на фоне аккомпанирующих ей голосов. Однако, чем более мелодичны другие голоса, тем богаче музыка, и тем более волнующее воздействие она оказывает на людей.

М. Г. Рыцарева

1)Художественный образ в музыке.

Если художественный образ - это особая форма отражения и познания окружающей жизни, если это своеобразный способ воплощения ее индивидуальной неповторимости, то в разных искусствах общие черты художественного образа проявляются, как уже говорилось, только при помощи специфических особенностей их языка.

В музыке - совокупными, согласованными средствами всех элементов музыкальной речи, ее интонационно-мелодическим строем, выразительными особенностями метра, ритма, темпа, лада, гармонии, динамических оттенков, а также внутренним строением, т. е. композицией каждого музыкального произведения. Сущность музыкального образа сосредоточена в мелодии и зачастую может таиться даже в мелодии одноголосной, наигрыше. Музыкальный критик А. Серов говорил, что в мелодии главная прелесть, главное очарование искусства звуков, без нее все бледно, мертво, несмотря на самые интересные гармонические сочетания, на все чудеса оркестровки. Стоит привести и высказывания других музыкантов по этому поводу. По убеждению -Корсакова, «чистая мелодия, шедшая от Моцарта через Шопена и Глинку, жива и поныне должна жить, без нее судьба музыки - декадентство». «Большие композиторы, - говорил Рахманинов, - всегда и прежде всего обращали внимание на мелодию, как на ведущее начало в музыке.

Мелодия -

это музыка, главная основа всей музыки, поскольку совершенная мелодия подразумевает и вызывает к жизни свое гармоническое оформление. Музыка как живое искусство рождается и живет в результате единения всех видов деятельности . Общение между ними происходит через музыкальные образы, т. к. вне образов музыка (как вид искусства) не существует . В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении. Слушание музыкального образа, - т. е. жизненного содержания, воплощенного в музыкальных звуках, обусловливает все остальные грани музыкального восприятия.

Восприятие -

субъективный образ предмета, явления или процесса непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов. Иногда термином восприятия обозначается также система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т. е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения.

Как образ восприятие есть непосредственное отражение предмета в совокупности его свойств, в объективной целостности. Это отличает восприятие от ощущения, которое также является непосредственным чувственным отражением, но лишь отдельных свойств предметов и явлений воздействующих на анализаторы.

Образ –

субъективный феномен, возникающий в результате предметно - практической, мыслительной деятельности. Представляет собой целостное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные категории (пространство, движение, цвет, форма, фактура и т. д.).

В информационном отношении образ представляет собой необычно емкую форму окружающей действительности.

2)Традиции народного орнамента.

Орна ́ мент (ornamentum - украшение) - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д. ...

Народный орнамент - это не просто украшение. Как писал критик «это связная речь, последовательная мелодия, имеющая свою основную причину и не назначенная для одних только глаз, а также и для ума и чувства» . Когда-то в глубокой древности в каждом мотиве орнамента заключался особый смысл. Он выражал представления народа о мире, природе, людях, давал условное обозначение целым явлениям жизни. Со временем представления менялись, древние мотивы и образы забывались или обретали новое содержание. Сегодня значения одних узоров утрачены навсегда, о других можно только догадываться. Слово «красный» означало также «красивый». Красный цвет нитей в применении к орнаменту дополнял его былой смысл красотой исполнения узоров на полотне.

В каждом виде текстильного искусства были свои выразительные средства в создании орнаментальных композиций. Большое значение придавалось сочетанию цветов, древняя народная символика которых позволяла мастеру подчеркивать идею его произведения. Огромное богатство символического орнамента создававшегося веками позволяло умелому мастеру при украшении любого предмета подбирать соответствующий его познанию узор или барельеф , носящий пожелание счастья, успеха, здоровья, расцвета и т. п.

Особенностью почти всех мастеров нашего народного декоративного орнамента являлась их многосторонность. Почти каждый из них был резчиком, художником, аппликатором, вышивальщиком и мастером художественного литья и лепки. Каждый завиток орнамента имеет свой смысл - цвета и орнаменты - те же буквы, которыми мы выражаем наши мысли, - говорили старые умельцы. В декоративных орнаментах..., собранных частично в альбоме можно подметить поразительное сходство многих орнаментов с дошедшими до нас древними орнаментами в развалинах Кучи и пещерных храмах Дунхуаня, виденных еще знаменитым танским монахом Сюан-цзаном во время его путешествия в Индию. Века и тысячи километров отделяют... от этих прославленных фресок и это сходство орнаментов и их композиций лишний раз говорит о большой и многовековой преемственности культурной традиции наших старых мастеров народного декоративного орнамента, искусству которых должны быть посвящены работы наших искусствоведов.

Происхождение орнамента доподлинно неизвестно. В нём запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека, творчески преобразующей, упорядочивающей природу или религиозного содержания. В орнаменте, особенно в народном творчестве, где он имеет самое широкое распространение, запечатлелось фольклорно -поэтическое отношение к миру. Со временем мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную и архитектоническую выразительность. Важное значение в генезисе и дальнейшем развитии орнамента имели эстетические общественные потребности: ритмическая правильность обобщённых мотивов была одним из ранних способов художественного освоения мира, помогающим осмыслить упорядоченность и стройность действительности. Возникновение орнамента уходит своими корнями в глубь веков и, впервые, его следы запечатлены в эпоху палеолита. В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему; поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране. Особенного развития достигает орнамент там, где преобладают условные формы отображения действительности: на Древнем Востоке , в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков , в европейском средневековье. В народном творчестве, с древнейших времён, складываются устойчивые принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции. Например, в Индии сохранилось древнее искусство ранголи (альпона)- орнаментальный рисунок - молитва.

По характеру композиции, орнамент может быть ленточным, центрическим, окаймляющим, геральдическим , заполняющим поверхность или же сочетающим некоторые из этих типов в более сложных комбинациях. Это связано с обусловленной формой декорируемого предмета.

По используемым в орнаменте мотивам его делят на:

геометрический , состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали; более сложные специфически орнаментальные мотивы - меандр и т. п.);

растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и пр. (лотос, папирус, пальметта, акант и т. д.); зооморфный, или животный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных.

В качестве мотивов используются также человеческие фигуры , архитектурные фрагменты, оружие, различные знаки и эмблемы (гербы).

Особый род орнамента представляют стилизованные надписи на архитектурных сооружениях (например, на среднеазиатских средневековых мечетях) или в книгах (т. н. вязь). Нередки сложные комбинации различных мотивов (геометрических и звериных форм - т. н. тератология, геометрических и растительных - арабески).

Билет №22

1)Язык и форма музыкального произведения.

Музыкальная форма -

это комплекс взаимодействующих выразительных средств, воплощающих в музыке определённое идейно-художественное содержание.

Музыкальная форма -

это композиционный план музыкального произведения, его строение. Мельчайшая единица музыкальной формы - мотив, а её начальный компонент - музыкальная тема . Соотношение тем, тип их развития создают основу, на которой зиждется композиционный план музыкального произведения.

Язык музыки является одним из художественных языков , поскольку она располагает специфическими художественными семиотическими системами объективации, среди которых выделяются простые и сложные. К последним в науке относят воплощение музыки в нотных знаках, а затем в звуках. В свою очередь, процесс объективации - есть перевод идей из внутренних, заключенных в сознании общества, во внешние художественные формы, художественные произведения. В них объективная реальность предстает в диалектической связи с человеком и обществом. Следует отметить, что в идеях, которые воплощаются в художественных произведениях, содержатся концентрированный социально-исторический опыт преобразования общества, оценка обществом культурно-исторической ситуации и результаты познания мира в связях с личностными отношениями людей к нему. Иными словами, в художественных произведениях содержится синтетический набор гносеологических и аксиологических моментов . В свою очередь, адекватное восприятие художественного произведения достижимо лишь благодаря «акту дешифровки», что невозможно без знания того языка, который его выражает.

Музыкальный язык народа, в отличие от языка разговорного, служит для выражения в музыкально-поэтической форме его собственных чувств и мыслей, для удовлетворения его духовных потребностей в рамках норм и исторически сложившихся традиций, выработанных коллективом . В результате музыкальные напевы становятся символами различных жизненных явлений и чувствований, и то, что они следуют «сквозь душевный строй ряда поколений» определенного этноса и проходят столь длительное испытание прочности и несомненности воздействия, превращает их в необычайно стойкие окристаллизовавшиеся звуковые комплексы. В древних интонациях и их комбинациях общество, зачастую неосознанно, вследствие одинакового раздражения-восприятия усваивало единые духовные ценности. Благодаря такого рода естественному отбору, в музыкальных интонациях не оставалось ничего субъективного, а выкристаллизовывалась объективная картина бытия .

2)Древнерусская иконопись.

Икона (от греческого слова, обозначающего "образ", "изображение").

Возникла до зарождения древнерусской культуры, и получила широкое распространение во всех православных странах.

Иконы на Руси появились в результате миссионерской деятельности византийской Церкви в тот период, когда значение церковного искусства переживалось с особенной силой. Что особенно важно и что явилось для русского церковного искусства сильным внутренним побуждением, это то, что Русь приняла христианство именно в эпоху возрождения духовной жизни в самой Византии , эпоху ее расцвета. В этот период нигде в Европе церковное искусство не было так развито, как в Византии.

С глубокой древности слово "Икона" употребляется для отдельных изображений, как правило, написанных на доске. Своей декоративностью, удобством размещения в храме, яркостью и прочностью своих красок иконы, написанные на досках (сосновых и липовых, покрытых алебастровым грунтом левкасом), как нельзя лучше подходили для убранства русских деревянных церквей.

Большое распространение на Руси получила как станковая живопись – икона, так и монументальная – фреска, мозаика. Первые живописцы, работавшие на Руси, были греки . Первое упоминание о иконописце относится к 11 веку, это монах Алимпий Киево-Печерской лавры.

Икона – образ – видимое изображение невидимого мира или изображение святых. В иконах заложена огромная духовная и нравственная сила. На иконах изображали Богородицу, Иисуса Христа, лики святых.

Икона – это не предмет поклонения, это духовная связь, молитвенное состояние, общение с Богом, Богородицей, Святыми. Иконы писали на деревянных досках. Перед написанием иконы монахи выдерживали строгий пост, а затем приступали к работе с чистыми помыслами. История сохранила не так много имён иконописцев. Разные мастера писали разные части икон, главный мастер был духовным наставником. Это так называемое соборное (вместе) творчество.

До наших дней дошли иконы византийского мастера Феофана Грека , он расписал более сорока церквей в разных городах страны. Иконописное творчество осваивалось и русскими монахами. История дала нам имя художника, известного всему миру своим творением «Троица» Андрей Рублев .

Инок Троице-Сергиевой лавры. Он расписывал Благовещенский собор Московского Кремля, Успенский собор во Владимире, Троицкий храм в Троице-Сергиевой лавре. На иконе «Живоначальная Троица» мы видим трех ангелов Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух. Это ветхозаветный сюжет явления Аврааму Триединого Бога.

Все на этой иконе символично: на заднем плане дом – творение рук человеческих, горы – небесный мир, дерево – мир нерукотворный природный. На столе жертвенная чаша, символизирует крестную жертву Христа во искупление грехов всего человеческого рода.

Цвета иконы:

красный – царская власть; мученичество;

синий – небесная неземная сфера;

зелёный – жизнь, надежда на духовное пробуждение;

золотой – божественный свет; белый – чистота и безгреховность.

Андрей Рублев похоронен в Спасо-Андронниковом монастыре.

Билет №23

1)Понятие о музыкальных жанрах .

Музыка - (от греч. musike - букв. - искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки - лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения. Музыка делится на жанры - песня, хорал, танец, марш, симфония, сюита, соната и др.

Музыкальный жанр -

многозначное понятие, характеризующее роды и виды музыкального творчества в связи с их происхождением, условиями исполнения и восприятием. Понятие музыкального жанра отображает основную проблему музыковедения и музыкальной эстетики - взаимосвязь между внемузыкальными факторами творчества и её сугубо музыкальными характеристиками. Музыкальный жанр является одним из важнейших средств художественного отождествления. Понятие музыкального жанра может рассматриваться в более широком и более узком аспекте. В более широком говорят о оперном, симфоническом, камерном жанре и т. д. В более узком различают жанры лирической и комической оперы; симфонии и симфониетты; арии, ариозо, каватины и т. п. Ряд исследователей (в частности В. Цукерман) различают первичные и вторичные музыкальные жанры. Первичные непосредственно связанны с условиями их бытования, а вторичные жанры формировались в условиях концертного исполнительства. Е. Назайкниский выделяет три исторических формы функционирования жанров - синкретическую, эстетическую и виртуальную. В синкретической форме, которая характеризуется синхронностью творчества и восприятия, музыкальный жанр выступает прежде всего как канон, который обеспечивает воспроизведение соответствующей определенной традиции ситуации. В эстетической форме, появившейся с распространением нотной записи, музыка становится эстетическим феноменом и на первый план выходят семантические функции. В виртуальной форме, которая благодаря распространению звукозаписи характеризуется возможностью воспринимать музыку в различных условиях, на первый план выходят структурообразующие функции жанра, что нередко приводит к путанице терминов музыкального жанра и стиля, особенно в популярной музыке.

Блюз (англ. blues от blue devils - меланхолия, грусть) - первоначально - сольная лирическая песня афроамериканцев, впоследствии - направление в музыке.

Джаз (англ. Jazz) - форма музыкального искусства, возникшая в начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение.

Инструментальная музыка

Инструментальная музыка - музыка или запись которая, в отличие от песенной, исполненяется без слов (текстов песен).

Кантри (англ. Country, второе название - кантри энд вестерн англ. country and western) - наиболее распространённая разновидность американской фолк-музыки белых жителей («ковбоев») Юга и Юго-Запада США.

Классическая музыка

Музыка прошлого, выдержавшая испытание временем и имеющая аудиторию в современном обществе.

Музыка народов мира

Этническая (англ. World music, этника, этно, музыка народов мира, музыка мира) - аналог английского термина «world music».

Ска (англ. Ska) - музыкальный стиль, появившийся на Ямайке в конце 1950-х гг. Возникновение стиля связано с появлением звуковых установок (англ. «sound systems»), позволявших танцевать прямо на улице.

Реггей (англ. reggae, другие варианты написания - «регги» и «рэгги»), являясь зачастую общим наименованием для всей ямайской музыки, впервые возник в 1968 году.

Рок, панк и метал (англ. Rock music) - обобщающее название многих направлений современной музыки, существующих с середины 1950-х годов.

Панк, панки, панк-рокеры, пункера (от англ. punk - отбросы) - контр-культура, возникшая в середине 1970-х годов в США и в Великобритании, характерной особенностью которой является любовь к быстрой и энергичной рок-музыке (панк-року) и свободе.

Народная музыка (или фольклорная, англ. folk) - традиционная музыка отдельно взятого народа или культуры. Она несёт в себе частичку самобытности народа, отражает его ментальность.

Хип-хоп (англ. Hip-hop) - молодёжная субкультура, появившаяся в США в конце 1970-х в среде афроамериканцев.

Шансон (фр. Chanson - "песня") - французские эстрадные песни конца XIX-XX вв., исполненные в стилистике кабаре.

Поп-музыка

Поп-музыка - это широкий термин (жанр), обозначающий музыку, созданную с использованием электронного оборудования.

2)Пекинская народная опера.

Пекинская опера

" Пекинская Опера" это слияние всех жанров театрального искусства(оперы, балета, пантомимы, трагедии и комедии).За счет богатства репертуара, мастерства актеров и сценических эффектов она нашла ключик к сердцу зрителей и вызвала их интерес и восхищение.

А ведь театр "Пекинской Оперы" это не только место для удобного размещения зрителей, но и чайная. В пьесах прекрасно сочетается творчество писателей-драматургов династий Юань и Мин () и элементы циркового искусства. Основными особенностями традиционного театра являются свобода и расслабление. Для того чтобы соответствовать этим требованиям артисту необходимо знать основы национального актерского мастерства, это "четыре умения" и "четыре приема".

Первые четыре - это пение, декламирование, перевоплощение и жестикуляция; вторые четыре - "игра руками", "игра глазами", "игра туловищем" и "шаги". Пение занимает очень важное место в "Пекинской Опере. Артисту сначала нужно влезть в чужую кожу, перенять характер и язык персонажа, затем мастер и внешне должен стать похожим на него, слышать и чувствовать как он, стать ему родным человеком. Очень большую роль в исполнении партии играет дыхание, во время пения используют "смену дыхания", "тайное дыхание", "передышку" и другие приемы.

После своего образования "Пекинская Опера" стала богатым собранием певческого мастерства.Необычное использование голоса, тембр, дыхание и другие аспекты используются для достижения наибольшего сценического эффекта. Декламирование в "Пекинской Опере" это монолог и диалог. Театральная культура на протяжении истории развивалась основываясь на совокупности требований высокого сценического искусства и обрела яркие, чисто Китайские особенности. Это необычный стиль и три вида декламирования различного назначения - монологи на древнем и современном языках и рифмованные диалоги. Перевоплощение - одна из форм проявления "Гун-фу". Оно сопровождается пением, декламированием и жестикуляцией. Актерское мастерство так же имеет различные формы. "Высокое мастерство" показывает сильные, волевые характеры; "приближенное к жизни" - слабые, несовершенные. Еще есть мастерство "рифмованного стиля" - исполнение относительно строгих, подтянутых движений в сочетании с ритмичной музыкой, и мастерство "прозаического стиля" - исполнение свободных движений под "расхлябанную" музыку. В "рифмованном стиле" наиболее важным элементом является танец. Мастерство танца тоже можно разделить на два вида. Первый вид это песня и танец. Артисты одновременно песней и танцем создают перед нами картины и декорации. Второй вид это чисто танец. Артисты используют только танцевальные движения для передачи настроения и создания целостной картины происходящего. На протяжении всей истории развития театра в Китае инсценировались народные танцы.Жестикуляция - это элементы акробатики используемые во время представления. В "Пекинской Опере" есть такие персонажи которых можно представить только применяя акробатическое искусство. Все сцены жестокой войны в спектаклях составлены из акробатических трюков, есть даже специальные "военные пьесы". В каждой части представления артист применяет особые способы игры: "игру руками", "игру глазами", "игру телом" и "шаги". Это и есть "четыре умения" о которых уже говорилось выше.
. На этих восьми китах - "четырех способах игры" и "четырех видах мастерства" стоит " Пекинская Опера". Хотя это, конечно, не все. Ведь фундамент пирамиды искусства "Пекинской Оперы" заложен глубоко в культуре Китая.

Мысли, чувства, образы окружающего мира передаются в музыке звуками. Но почему определенная последовательность звуков в мелодии создает печальное настроение, а другая, наоборот, звучит светло и весело? Почему одни музыкальные произведения вызывают желание петь, а иные – танцевать? И почему от прослушивания одних возникает чувство легкости и прозрачности, а от других – грусти.

Каждое музыкальное произведение отличается определенным набором характеристик. Эти характеристики музыканты называют элементами музыкальной речи. Содержание пьес передается разными элементами музыкальной речи, создающими определенный образ.

Главным средством музыкальной выразительности является мелодия. Именно с мелодии начинается музыка как особое искусство: первая услышанная, первая пропетая мелодия становится одновременно и первой музыкой в жизни человека. В мелодии – то светлой и радостной, то тревожной и сумрачной – слышатся нам человеческие надежды, печали, тревоги, раздумья. У Пушкина в «Каменном госте» есть такое сравнение: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает; но и любовь мелодия». Там, где обычный слух улавливает мелодию лишь в звучаниях, великий поэт видит силу, которая является самым ярким человеческим чувством. Мелодия – «главная прелесть, главное очарование искусства звуков, без нее все бледно, мертво…», - писал когда-то замечательный русский музыкант, композитор и критик А.Серов. «Вся прелесть музыки – в мелодии», – говорил И.Гайдн. «Без мелодии музыка немыслима», – слова Р.Вагнера.

Разберемся с этим выразительным средством конкретнее. Мелодия – основа музыкального произведения, развитая, законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Это выразительный напев, который может передать различные образы, чувства, настроения.

Греческое слово «melodia» означает «пение песни», так как происходит от двух корней: melos (песнь) и ode (пение). Есть музыкальные произведения, в частности народные песни, которые состоят из одной только мелодии.

Анализ речи человека дает представление о ее строении: звуки объединяются в слова, слова – во фразы, фразы – в предложения. Похожее строение имеет и мелодия. Самая маленькой частью мелодии является мотив - короткая законченная музыкальная мысль.

Мотивы объединяются в музыкальные фразы, а фразы – в музыкальные предложения. Каждая мелодия имеет свой музыкальный рисунок, который называется мелодической линией. Несмотря на небольшой размер, мелодия вмещает в себя все составляющие драматургического развития: начало (рождение основного мотива), развитие, кульминация и заключение.

Проанализируем пьесу А.Г.Рубинштейна , которая так и называется «Мелодия».

В ее основе – трехзвучный мотив, который, покачиваясь, как бы набирается силы для дальнейшего развития. Четыре фразы образуют два предложения, а они, в свою очередь, составляют простейшую музыкальную форму – период. Развитие главной интонации достигает вершины во втором предложении (12 такт), где происходит подъем мелодии на самый высокий звук.

Можно выделить основные типы мелодии.

Если мы слышим протяженную мелодию с достаточно широким диапазоном, звучащую legato, ровными длительностями, с чередованием гаммообразного движения с ходами на широкие интервалы, то речь идет о кантилене (в переводе с итальянского «напевная»). Примерами кантилены являются темы II части Симфонии №5 П.И.Чайковского в исполнении валторны, Прелюдия №4 ми-минор Ф.Шопена.

Музыкальные темы, содержащие мотивы, напоминающие человеческую речь, называются речитативом. Мастерски использует речитатив в вокальном цикле «Детская» великий русский композитор М.П.Мусоргский . Так в песне «С няней» при помощи мелодизированного речитатива композитору удалось создать яркий, выразительный образ, передать все переживания и страхи ребенка.

Третий вид мелодии – мелодии инструментального типа. Они характеризуются немалой виртуозностью, сложными ритмическими рисунками, часто их сложно напеть. Диапазон таких мелодий превосходит диапазон человеческого голоса.

Мелодии инструментального типа могут складываться из непрерывного звукового движения. Такие мелодии встречаются в программно-изобразительной музыке. Например, Ф.Мендельсон «За прялкой», Ж.Бизе «Волчок», Н.А.Римский-Корсаков «Полет шмеля», «Вечное движение» Н.Паганини. Последнее среди скрипичных произведений считается чрезвычайно сложным. Мелодия мчится с бешеной скоростью, не останавливаясь ни на одно мгновение.

Каждая мелодия содержит ту или иную интонацию, определяющую ее характер. Слово интонация (от латинского «intono» – громко произносить) имеет много значений. В музыке - прежде всего это звуковое воплощение музыкальной мысли: мельчайший мелодический оборот, выразительный интервал. «Интонация – носительница музыкального содержания» – писал Б.Асафьев. Знакомые нам по урокам сольфеджио музыкальные интервалы, как сказано выше, тоже могут нести в себе определенную музыкальную интонацию. Например, восходящая кварта придает музыке энергичный, часто героический характер, чистая квинта звучит спокойно, дает ощущение простора, секста (особенно малая) несет в себе лиричность.

Еще в эпоху Возрождения композиторы знали эти особенности интонаций и использовали их. В их распоряжении были так называемые риторические фигуры, ставшие схемами мелодий, которые подсознательно ассоциировались у слушателей с определенными эмоциями и образами.

Anabasis – движение вверх, которое символизирует подъем.

Catabasis – движение вниз, которое передает грусть скорбь, горе.

Pasus durinsculis (жесткий шаг) – секундовое движение вниз, передает страдание

Saltus durinsculis (жесткий прыжок) – скачки по хроматическим интервалам, тоже передает горе, страдание.

Suspiratia – нисходящая секундовая интонация вздоха.

Eclamatio – движение на сексту вверх, интонация возгласа, восклицания.

Интонация призыва – атрибут героического в музыке. Часто используется в маршевой музыке, в гимнах, песнях, имеющих активный, энергичный, боевой характер.

Например, песня А.В.Александрова «Священная война», призывающая народ на защиту Родины от фашистов, или песня Французской революции «Марсельеза» Руже де Лиля, являющаяся ныне гимном Франции, имеют общую особенность – начало мелодии с восходящей кварты.

Интонация плача, жалобы (от итальянcкого lamento) – воплощение образов страдания, горя, сомнения. Для этой интонации характерны нисходящие малосекундовые ходы, медленный темп, плавный ритм, умеренная динамика. Эти особенности встречаются в пьесах «Первая утрата» Р.Шумана, «Болезнь куклы» П.Чайковского, «Сиротка», «В углу» из вокального цикла «Детская» М.Мусоргского, в печальных песнях и плачах («Деревенская плакальщица» Р.Щедрина из фортепианного цикла «Альбом для юношества»).

Часто мы слышим интонацию плача в произведениях, не привязанных к определенной тематике. Прелюдия f-moll (из II тома «ХТК») И.С.Баха – тому подтверждение. Прелюдия написана в медленном темпе, интонация плача присутствует в коротких мотивах мелодии, которая складывается из терций и секст.

Интонации вопроса, ответа, просьбы и угрозы. Когда мы спрашиваем о чем-то, интонация нашего голоса повышается, при ответе, наоборот, понижается. Однако, если в разговоре высота нашего голоса нечеткая, то в музыке это звучит конкретнее и выразительнее. К тому же, если в музыкальных произведениях присутствует в основном восходящее движение с остановкой на неустойчивой ступени – это, вероятнее всего, интонация вопроса. И, наоборот, интонация ответа содержится в нисходящем движении с остановкой на устойчивом звуке.

В фортепианном цикле немецкого композитора Роберта Шумана «Фантастические пьесы» есть пьеса «Почему?». Уже в названии слышится вопрос. В музыке же многократно проходит тема, где то грустно, то растерянно, то настойчиво звучит тот же вопрос «Почему?».

Тема вступления к симфонической поэме «Прелюды» композитора пианиста, дирижера Ференца Листа тоже содержат интонацию вопроса. Она особенно выразительно звучит в длинных пассажах струнных инструментов, которые поднимаются из низкого регистра.

Интонация ответа очень часто звучит, как и в разговоре людей, вслед за интонацией вопроса. Обычно она звучит утверждающе, заканчивается на устойчивой ступени лада.

Интонация просьбы. Когда обращаемся к кому-нибудь с просьбой, мы повторяем ее несколько раз. В пьесе немецкого композитора Роберта Шумана«Детская просьба» из цикла «Детские сцены» маленький ребенок о чем-то настойчиво просит взрослых. Раз от раза повторяется один и тот же умоляющий мотив, а в конце пьесы мелодия будто «зависает» в воздухе, заканчиваясь на неустойчивой ступени.

Интонация угрозы. В I части симфонии №5 немецкого композитора Людвига ван Бетховена в теме главной партии звучит интонация угрозы. Недаром сам автор говорил: «Так судьба стучится в дверь». После грозного мотива, звучащего в унисон, тот же мелодический оборот приобретает просящую интонацию, интонацию жалобы.

Показательным в отношении разных музыкальных интонаций является отрывок из симфонической сюиты Н.А.Римского-Корсакова «Шехеразада». Сюита имеет четыре части, первая из них, первоначально названная композитором «Море и Синбадов корабль», открывается темой султана Шахриара. Она звучит грозно и непреклонно в унисон у низких струнных инструментов оркестра. Следом за темой султана перед слушателем предстает образ прекрасной Шехеразады. Мелодия, звучащая у солирующей скрипки, словно вьется между нотными строчками, приобретая то успокаивающие, то просящие интонации.

Для интонационного анализа можно взять так же темы из Симфонии №3 Л.Бетховена, Фантазии c-moll и d-moll В.Моцарта, пьесу «Два еврея, богатый и бедный» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского.

Ритм – обнаруживает себя повсюду в окружающем мире. Ритмично чередуются времена года, месяцы, недели, дни и ночи. Ритмичны человеческое дыхание и биение сердца. Ритмичны архитектурные сооружения, дворцы и дома с их симметрично расположенными окнами, колоннами и лепными украшениями. Ритм является одной из первооснов жизни: он присутствует в живой и неживой природе, мы его слышим и видим – в шуме морского прибоя, в узоре на крыльях бабочки. Композитор Н.А.Римский – Корсаков считал, что ритм самым главным средством музыкальной выразительности. Ритм вносит в мелодию порядок, выстраивает и согласует звуки во времени. В музыкальном языке высота звука подобна гласным, а длительности – согласным. Но в любом языке важны одинаково как гласные, так и согласные. Поэтому нельзя сказать, что важнее – мелодия или ритм.

Ритм– греческое слово «rithmos» означает мерное течение. Ритм организует музыку во времени. Музыкальный ритм – это чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов. Ритм – яркое выразительное средство. Часто он определяет и характер, и даже жанр музыки. Преобладание равных длительностей при спокойном темпе делает мелодию плавной, степенной. Напротив, разнообразие длительностей придает ей прихотливость, гибкость, изящество. Благодаря ритму мы можем и отличить марш от вальса, мазурку от польки. Для каждого из этих жанров характерны определенные ритмические фигуры, которые повторяются в течение всего произведения.

В знаменитой оркестровой пьесе французского композитора Мориса Равеля «Болеро» ритм играет не только выразительную, но и формообразующую роль. Неизменная ритмическая формула испанского танца выдержана здесь на протяжении всего произведения (оно написано в форме 12-ти вариаций). «Железный ритм» словно в тисках держит напевную мелодию.

Очень большую роль ритм играет в джазовой музыке. Ритм может существовать и без мелодии. Сложный ритм некоторых восточных и африканских мелодий воспроизводится лишь с помощью ударных инструментов.

Метр – система организации музыкального ритма, порядок чередования сильных и слабых долей. В переводе с греческого слово «metron» означает мера, размер. Понятие метра встречается не только в музыке, но и в литературе. То, что в поэзии называется хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест, гекзаметр, в музыке обозначается цифрами 2/4, 3/4, 6/8 и носит название музыкального размера.

Метр или размер бывает простым – двудольным, трехдольным, сложным – 4-ех, 6-ти, 9-ти, 12-ти дольным (от сложения однородных метрических групп), смешанным – 5-ти, 7-ми дольным (от сложения неоднородных метрических групп).

Слово «гармония» – возникло далеко за пределами музыки: ведь люди издавна называли гармонией красоту и соразмерность, где бы она себя ни проявляла – в архитектурном ли сооружении, состоянии души или человеческой фигуре. Древние греки словом «гармония» определяли периоды мирной жизни, свободные от войн и потрясений. Поэтому не случайно слово «гармония» в музыке относится к ее коренному и основному свойству – благозвучию.

Гармония – греческое слово «harmonia» переводится как созвучие, стройность, соразмерность. Гармония – это аккорды, сопровождающие мелодию. Благодаря ей усиливается выразительность мелодии, она становится ярче, насыщеннее по звучанию.

Сальери в пушкинской маленькой трагедии говорит: «Поверил я алгеброй гармонию…». В этой фразе заключен смысл научного, исследовательского подхода к искусству. И тогда возникает еще одно выразительное свойство гармонии в музыке – объединение звуков в созвучия и последовательности созвучий, которые изучает музыкальная наука.

С течением времени менялся характер и особенности всех музыкальных выразительных средств, в том числе и гармонии. Поэтому при изучении говорят о различных стилях – гармонии классической, романтической, джазовой и т.д. Есть музыкальные произведения, в которых гармония главенствует, определяет характер, настроение пьесы. В прелюдии C-dur из первого тома «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха неторопливая, плавная смена разложенных аккордов, в чередовании напряжений и спадов, в неуклонном движении к торжественной кульминации и последующем завершении образует законченное и стройное произведение. Оно проникнуто настроением возвышенного покоя. В этой прелюдии нет мелодии. Гармония исчерпывающе полно выражает настроение пьесы.

Одно из самых популярных произведений Ф.Шопена Прелюдия e-moll из фортепианного цикла «24 прелюдии». В ней повторяющийся мотив «расцвечивается» разнообразными аккордами, придавая мелодии выразительность, внутреннее развитие и движение.

При изучении гармонии невозможно обойти понятия консонанса и диссонанса. Консонанс – мягкое звучание, звуки дополняют друг друга. Это все чистые интервалы, терции и сексты. В диссонансах звучание резкое, яркое. К ним относятся секунды, септимы, тритоны.

В современной музыке понятия консонанса и диссонанса уже не имеют того принципиального значения, как в эпоху Гайдна, Моцарта и Бетховена.

XX столетие обогатило музыку новыми звучаниями. Приобрели популярность «кластерные» гармонии. Кластер – созвучие, образованное секундами (от английского cluster – гроздь, пучок). К первым образцам использования подобных гармоний можно отнести сцену бури в начале оперы «Отелло» Д.Верди (C – Cis – D). Кластерные гармонии использованы

Р.К. Щедриным в 1-ой части Сонаты для фортепиано, К.Пендерецким в «Плаче по жертвам Хиросимы». Украинский композитор Жанна Колудуб в фортепианном цикле «Снежная королева» при помощи кластеров создала образ злого и коварного тролля, который хотел завладеть светом.

Способ изложения музыкального материала называется фактурой.

Наибольшее распространение имеет гамофонно-гармонического фактура. Она имеет множество разновидностей. Основные из них:

а) мелодия с аккордовым сопровождением; При этом аккомпанемент может быть либо в виде аккордов, либо арпеджио, как в Ноктюрне «Грезы любви» Ф.Листа . Напевная мелодия звучит в среднем регистре, «обволакиваясь» богатым арпеджированным аккомпанементом.

б) аккордовая фактура; это последовательность аккордов, в котором верхний голос представляет собой мелодию, как в Прелюдии c-moll Фредерика Шопена.

Аккорды могут быть изложены и в виде арпеджио, как в Прелюдии C-dur И.С.Баха.

в) унисонная фактура; мелодия излагается одноголосно или в унисон (в переводе с латинского – «один звук»)

Примером унисонной фактуры может служить тема главной партии I части

Симфонии №2 «Богатырской» А.П.Бородина.

Другой важнейший вид – полифоническая фактура

Полифония – вид многоголосной фактуры, в которой все голоса равноправны. Каждый голос полифонической фактуры – самостоятельная мелодия. Количество голосов в полифонической фактуре варьируются от двух до двенадцати. Однако, в большинстве полифонических произведений количество голосов не более четырех. Полифония своего расцвета достигла в эпоху барокко, в творчестве немецких композиторов И.С.Баха и Г.Генделя. Большой популярностью до сего времени пользуется «Хорошо темперированный клавир» И.С.Баха, состоящий из двух томов, в каждом из которых 24 прелюдии и фуги, написанных во всех тональностях мажора и минора. Фуга C-dur из I тома ХТК – яркий образец четырехголосной полифонической фактуры.

Часто в различных произведениях можно найти сочетание гомофонно-гармонической и полифонической фактуры.

Таким образом, фактура – это способ изложения всех составляющих музыкального материала: мелодии, аккордов, фигураций, подголосков и т.д. В процессе сочинения того или иного произведения композитор комбинирует эти средства музыкальной выразительности, обрабатывает: ведь factura дословно переводится как «изготовление», «обработка». Фактура неразрывно связана с жанром музыкального произведения, его характером, стилем.

Лад – не просто стройность и согласие. Это специальный термин, который означает взаимосвязь звуков между собой, их согласованность, слаженность. Лад – это объединение звуков, различных по высоте и тяготеющих друг к другу. Основной звук лада – самый устойчивый, к которому тяготеют все остальные, – называется тоника.

Лад влияет на характер музыки, придает ей эмоциональную окраску. Традиционно считается, что музыка, написанная в мажоре, светлая, веселая, бодрая, радостная. А минорная – грустная, печальная, лиричная.

Во все времена в обсуждение художественной выразительности этих двух противоположных ладов вовлекались не только музыканты, но и писатели, поэты и философы: «мое убеждение таково, – писал великий немецкий писатель и мыслитель И.В.Гете, – мажорный лад побуждает к деятельности, отправляет в широкий мир… Минорный выражает все невыразимое и томительное».

Сравним «Польку» и «Старинную французскую песню» из «Детского альбома» П.И.Чайковского. Обе пьесы написаны в размере 2/4, звучат в умеренном темпе. Однако при прослушивании «Польки» мы ощущаем радость, а «Старинная французская песня» навевает грусть. Причина проста. Автор выбрал для написания веселого танца Си-бемоль мажор, а «Старинная французская песня» звучит в соль миноре.

Мажор и минор – самые известные и самые распространенные лады. Нередко композиторы подчеркивают выразительность этих ладов, сопоставляя их. Этот прием помогает выявить особенности, подчеркнуть выразительность мелодии, показать тот или иной образ с разных сторон. Так, например, происходит в «Песне Сольвейг» из сюиты Э.Грига «Пер Гюнт». Подобный прием мы находим и в классических вариациях В.Моцарта, Л.ван Бетховена. Одна из вариаций всегда звучит в одноименном миноре.

Интересным примером использования мажора и минора является детская пьеса Д.Б.Кабалевского «Клоуны». Их чередование в мелодии рисует изменчивый характер клоуна, моментальную смену эмоций, смеха и грусти.

Однако музыкальные лады не ограничиваются только мажором и минором. Существуют разновидности этих основных ладов: натуральный, гармонический, мелодический; старинные диатонические лады – лидийский, миксолидийский, дорийский, фригийский и т.д., а так же пентатоника. Существуют лады, придуманные композиторами для музыкальной характеристики определенных образов и персонажей: хроматический, целотоновый и т.д.. Целотоновую гамму использовал М.И.Глинка для создания фантастического образа Черномора в опере «Руслан и Людмила».

В музыке XX столетия появились новые тенденции ладовой окраски произведений. Появилась атональная музыка, лад которой невозможно определить. Примером может служить пьеса №1 А.Шенберга из «5 пьес для фортепиано».

Темп – «tempus» в переводе с латинского означает «час». Этот термин означает скорость исполнения произведения или отдельных его частей. От темпа во многом зависит характер мелодии. Для обозначения темпа используются итальянские термины.

Медленные темпы:

Grave – медленно, торжественно;

Lento - медленно

Largo – очень медленно и широко;

Adagio – медленно, спокойно;

Средние темпы:

Andante – в темпе спокойного шага. Аndantino -

Moderato – умеренно, сдержанно;

Быстрые темпы:

Allegro – быстро, весело. Аllegretto – довольно оживленно.

Vivo – живо, Vivace – очень живо

Presto – скоро, Prestissimo – очень скоро

Кроме этих, основных темпов, часто встречаются такие разновидности, как

Иногда к этим определениям темпа прибавляют такие итальянские слова, как molto или assai – очень; poco – немного; non troppo – не слишком.

Кроме обозначения скорости исполнения произведения, композиторы часто добавляют обозначение характера.

Аgitato – взволнованно Grazioso – грациозно

Animato –с душой Leggiero – легко

Brilliante – блестяще Maestoso – торжественно

Commodo – удобно Risoluto – решительно

Con brio – живо Semplice – просто

Con fuoco – с огнем. Giocoso – игриво, весело

Cantabile – певуче Doloroso – скорбно

Dolce – нежно

Energico – энергично

Espressivo – страстно

Для точного исполнения темпа произведения в нотном тексте имеются особые значки, при помощи которых исполнитель узнает сколько четвертей он должен сыграть в минуту. Так, если = 60, то каждую секунду надо играть одну четверть или должное количество длительностей ей соответствующих. Особый прибор – метроном помогает измерению пульсации четвертей.

Существуют музыкальные жанры, которые имеют определенный, постоянный темп, ритм и размер. Прежде всего это танцевальные жанры. Так, например, для итальянского танца тарантеллы характерны быстрый, стремительный темп, размер 6/8, равномерное ритмическое движение восьмыми нотами. «Тарантелла» С.С.Прокофьева из сборника «Детская музыка» отвечает всем признакам жанра. Беспрерывно кружащаяся мелодия намекает на легенду о происхождении танца: итальянцы представляли, что танцуя, они уворачиваются от укусов ядовитого паука – тарантула.

Постоянные ритм, метр и темп принадлежат австрийскому танцу вальсу и испанской сарабанде. Вальс имеет размер ¾, пружинистый и равномерный ритм с метрической опорой на первую долю, довольно подвижный темп. Сарабанда – танец-шествие, для нее также характерен трехдольный метр, неторопливый темп и специфический ритм.

Чешский танец полька имеет двудольный размер, живой темп, веселый характер. Польки писали композиторы разных стран: чешские композиторы Б.Сметана и А.Дворжак, русские – М.И.Глинка, С.В.Рахманинов, австрийцы – отец и сын Штраус. Полька «Трик-трак» Иоганна Штрауса написана в размере 2/4, исполняется в быстром темпе.

Жанр марша так же имеет свой специфический ритм, метр и темп. Большинство маршей написаны в размере 4/4, имеют пунктирный ритм и умеренный темп. И.Штраус «Марш Радецкого». ;

Динамика. Музыкальная динамика возвращает нас к первоистокам музыки. Ведь громкие и тихие, как и разнообразные оттенки, существует и вне музыкальных произведений. Гроза гремит, а моросящий дождик шуршит еле слышно; грозен шум морского прибоя, а плеск озера ласков и совсем не страшен. И даже такие чисто музыкальные особенности как crescendo –постепенное нарастание звучности и diminuendo – постепенное ее ослабление, так же присутствуют и в природе. Динамические оттенки или нюансы так же связаны в музыке с разными уровнями звучности и придают музыкальным произведениям выразительность и напряженность. Динамические оттенки обозначаются в нотах латинскими буквами.

f – форте, громко;

ff – фортиссимо, очень громко;

mf – меццо форте, не слишком громко;

mp– меццо пиано, не слишком тихо;

p – пиано, тихо;

pp – пианиссимо, очень тихо;

crescendo – постепенное усиление звука;

diminuendo – диминуендо, постепенное затихание;

sf – сфорцандо, резкий акцент.

sottovoce – сотто воче, вполголоса

Во вступлении к I части Концерта для фортепиано с оркестром №2 С.В.Рахманинова партия фортепиано иллюстрирует всю палитру динамических оттенков. Начинается тема с pp и, постепенно, с каждым новым аккордом динамика возрастает (crescendo ), достигая вершины звучности на ff у всего оркестра.

Регистр. Человеческий голос, голос каждого музыкального инструмента имеет свой диапазон (расстояние от самого нижнего до верхнего звука). Диапазон делится на регистры: низкий, средний и верхний, то есть зоны звучания. Произведения в низком регистре звучат мрачно, тяжело, в среднем - напевно и мягко, в высоком – звонко и прозрачно.

низкий регистр средний регистр высокий регистр

Тембры нередко сравнивают с красками в живописи. Подобно краскам, выражающим цветовое богатство окружающего мира, создающим колорит произведения и его настроение, музыкальные тембры также передают его образы и эмоциональное настроение. Музыка неотделима от тембра, в котором она звучит. Каждое, даже самое маленькое, произведение непременно содержит указание на инструмент, который должен ее исполнять. Таким образом, тембр является важным выразительным средством, сообщая музыкальному произведению необходимую характерность звучания.

Удар пальцев по инструменту может быть мягким, ласковым, резким, крепким. Звукоизвлечение, дыхание у вокалиста или исполнителя на духовых инструментах тоже возможно в разной манере. Все это – артикуляция (с латинского –«ясно произносить») или штрихи - способ извлечения звука музыкантом.

Главные штрихи:

Legato (легато) – связно.

Nonlegato (нон легато) – не связно.

Marcato (маркато) – подчеркивая, выделяя.

Staccato (cтакатто) – отрывисто.

Pizzicato (пиццикато) – игра у струнных пальцем по струнам.

Arco (арко) – игра смычком.

Glissando (глиссандо) – скользя по струнам или клавишам.

От вида избираемых композитором и исполнителем штрихов зависит создаваемый образ. Например, в пьесе П.И.Чайковского «Сладкая греза» использован штрих legato, поэтому она звучит мягко и лирично. А в «Пещере горного короля» Э.Грига без штриха staccato и акцентов невозможно было бы создать фантастические образы гномов и троллей, которые добывают в горных пещерах золото.

Таким образом, каждый музыкальный инструмент имеет свой характерный набор штрихов, свою звуковую палитру, свой диапазон и свой тембр.


Мысли, чувства, образы окружающего мира передаются в музыке звуками. Но почему определенная последовательность звуков в мелодии создает печальное настроение, а другая, наоборот, звучит светло и весело? Почему одни музыкальные произведения вызывают желание петь, а иные – танцевать? И почему от прослушивания одних возникает чувство легкости и прозрачности, а от других – грусти. Каждое музыкальное произведение отличается определенным набором характеристик. Эти характеристики музыканты называют элементами музыкальной речи. Содержание пьес передается разными элементами музыкальной речи, создающими определенный образ. Главным средством музыкальной выразительности является мелодия. Именно с мелодии начинается музыка как особое искусство: первая услышанная, первая пропетая мелодия становится одновременно и первой музыкой в жизни человека. В мелодии – то светлой и радостной, то тревожной и сумрачной – слышатся нам человеческие надежды, печали, тревоги, раздумья. У Пушкина в «Каменном госте» есть такое сравнение: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает; но и любовь мелодия». Там, где обычный слух улавливает мелодию лишь в звучаниях, великий поэт видит силу, которая является самым ярким человеческим чувством. Мелодия – «главная прелесть, главное очарование искусства звуков, без нее все бледно, мертво…», - писал когда-то замечательный русский музыкант, композитор и критик А.Серов. «Вся прелесть музыки – в мелодии», - говорил И.Гайдн. «Без мелодии музыка немыслима», - слова Р.Вагнера. Разберемся с этим выразительным средством конкретнее. Мелодия – основа музыкального произведения, развитая, законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Это выразительный напев, который может передать различные образы, чувства, настроения. Греческое слово «melodia» означает «пение песни», так как происходит от двух корней: melos (песнь) и ode (пение). Есть музыкальные произведения, в частности народные песни, которые состоят из одной только мелодии. Анализ речи человека дает представление о ее строении: звуки объединяются в слова, слова – во фразы, фразы - в предложения. Похожее строение имеет и мелодия. Самая маленькой частью мелодии является мотив - короткая законченная музыкальная мысль. Мотивы объединяются в музыкальные фразы, а фразы - в музыкальные предложения. Каждая мелодия имеет свой музыкальный рисунок, который называется мелодической линией. Несмотря на небольшой размер, мелодия вмещает в себя все составляющие драматургического развития: начало (рождение основного мотива), развитие, кульминация и заключение.

Можно выделить основные типы мелодии. Если мы слышим протяженную мелодию с достаточно широким диапазоном, звучащую legato, ровными длительностями, с чередованием гаммообразного движения с ходами на широкие интервалы, то речь идет о кантилене (в переводе с итальянского «напевная»). Примерами кантилены являются темы II части Симфонии №5 П.И.Чайковского в исполнении валторны, Прелюдия №4 ми-минор Ф.Шопена. Музыкальные темы, содержащие мотивы, напоминающие человеческую речь, называются речитативом. Мастерски использует речитатив в вокальном цикле «Детская» великий русский композитор М.П.Мусоргский. Так в песне «С няней» при помощи мелодизированного речитатива композитору удалось создать яркий, выразительный образ, передать все переживания и страхи ребенка. Третий вид мелодии – мелодии инструментального типа. Они характеризуются немалой виртуозностью, сложными ритмическими рисунками, часто их сложно напеть. Диапазон таких мелодий превосходит диапазон человеческого голоса. Мелодии инструментального типа могут складываться из непрерывного звукового движения. Такие мелодии встречаются в программно-изобразительной музыке. Например, Ф.Мендельсон «За прялкой», Ж.Бизе «Волчок», Н.А.Римский-Корсаков «Полет шмеля», «Вечное движение» Н.Паганини. Последнее среди скрипичных произведений считается чрезвычайно сложным. Мелодия мчится с бешеной скоростью, не останавливаясь ни на одно мгновение.

Каждая мелодия содержит ту или иную интонацию, определяющую ее характер. Слово интонация (от латинского «intono» - громко произносить) имеет много значений. В музыке - прежде всего это звуковое воплощение музыкальной мысли: мельчайший мелодический оборот, выразительный интервал. «Интонация – носительница музыкального содержания» - писал Б.Асафьев. Знакомые нам по урокам сольфеджио музыкальные интервалы, как сказано выше, тоже могут нести в себе определенную музыкальную интонацию. Например, восходящая кварта придает музыке энергичный, часто героический характер, чистая квинта звучит спокойно, дает ощущение простора, секста (особенно малая) несет в себе лиричность. Еще в эпоху Возрождения композиторы знали эти особенности интонаций и использовали их. В их распоряжении были так называемые риторические фигуры, ставшие схемами мелодий, которые подсознательно ассоциировались у слушателей с определенными эмоциями и образами.Anabasis – движение вверх, которое символизирует подъем.Catabasis – движение вниз, которое передает грусть скорбь, горе.Pasus durinsculis (жесткий шаг) – секундовое движение вниз, передает страданиеSaltus durinsculis (жесткий прыжок) – скачки по хроматическим интервалам, тоже передает горе, страдание.Suspiratia – нисходящая секундовая интонация вздоха.Eclamatio – движение на сексту вверх, интонация возгласа, восклицания. Интонация призыва – атрибут героического в музыке. Часто используется в маршевой музыке, в гимнах, песнях, имеющих активный, энергичный, боевой характер. Например, песня А.В.Александрова «Священная война», призывающая народ на защиту Родины от фашистов, или песня Французской революции «Марсельеза» Руже де Лиля,являющаяся ныне гимном Франции, имеют общую особенность – начало мелодии с восходящей кварты.

 Лад – не просто стройность и согласие. Это специальный термин, который означает взаимосвязь звуков между собой, их согласованность, слаженность. Лад - это объединение звуков, различных по высоте и тяготеющих друг к другу. Основной звук лада – самый устойчивый, к которому тяготеют все остальные, - называется тоника. Лад влияет на характер музыки, придает ей эмоциональную окраску. Традиционно считается, что музыка, написанная в мажоре, светлая, веселая, бодрая, радостная. А минорная – грустная, печальная, лиричная. Во все времена в обсуждение художественной выразительности этих двух противоположных ладов вовлекались не только музыканты, но и писатели, поэты и философы: «мое убеждение таково, - писал великий немецкий писатель и мыслитель И.В.Гете, - мажорный лад побуждает к деятельности, отправляет в широкий мир… Минорный выражает все невыразимое и томительное». Сравним «Польку» и «Старинную французскую песню» из «Детского альбома» П.И.Чайковского. Обе пьесы написаны в размере 2/4, звучат в умеренном темпе. Однако при прослушивании «Польки» мы ощущаем радость, а «Старинная французская песня» навевает грусть. Причина проста. Автор выбрал для написания веселого танца Си-бемоль мажор, а «Старинная французская песня» звучит в соль миноре. Мажор и минор – самые известные и самые распространенные лады. Нередко композиторы подчеркивают выразительность этих ладов, сопоставляя их. Этот прием помогает выявить особенности, подчеркнуть выразительность мелодии, показать тот или иной образ с разных сторон. Так, например, происходит в «Песне Сольвейг» из сюиты Э.Грига «Пер Гюнт». Подобный прием мы находим и в классических вариациях В.Моцарта, Л.ван Бетховена. Одна из вариаций всегда звучит в одноименном миноре. Интересным примером использования мажора и минора является детская пьесаД.Б.Кабалевского «Клоуны». Их чередование в мелодии рисует изменчивый характер клоуна, моментальную смену эмоций, смеха и грусти. Однако музыкальные лады не ограничиваются только мажором и минором. Существуют разновидности этих основных ладов: натуральный, гармонический, мелодический; старинные диатонические лады - лидийский, миксолидийский, дорийский, фригийский и т.д., а так же пентатоника. Существуют лады, придуманные композиторами для музыкальной характеристики определенных образов и персонажей: хроматический, целотоновый и т.д.. Целотоновую гамму использовал М.И.Глинка для создания фантастического образа Черномора в опере «Руслан и Людмила». В музыке XX столетия появились новые тенденции ладовой окраски произведений. Появилась атональная музыка, лад которой невозможно определить. Примером может служить пьеса №1А.Шенберга из «5 пьес для фортепиано».



Регистр. Человеческий голос, голос каждого музыкального инструмента имеет свой диапазон (расстояние от самого нижнего до верхнего звука). Диапазон делится на регистры: низкий, средний и верхний, то есть зоны звучания. Произведения в низком регистре звучат мрачно, тяжело, в среднем - напевно и мягко, в высоком – звонко и прозрачно. низкий регистр средний регистр высокий регистр

 Динамика. Музыкальная динамика возвращает нас к первоистокам музыки. Ведь громкие и тихие, как и разнообразные оттенки, существует и вне музыкальных произведений. Гроза гремит, а моросящий дождик шуршит еле слышно; грозен шум морского прибоя, а плеск озера ласков и совсем не страшен. И даже такие чисто музыкальные особенности как crescendo –постепенное нарастание звучности и diminuendo – постепенное ее ослабление, так же присутствуют и в природе. Динамические оттенки или нюансы так же связаны в музыке с разными уровнями звучности и придают музыкальным произведениям выразительность и напряженность. Динамические оттенки обозначаются в нотах латинскими буквами. f– форте, громко; ff– фортиссимо, очень громко; mf – меццо форте, не слишком громко; mp меццо пиано, не слишком тихо; p – пиано, тихо; pp– пианиссимо, очень тихо; crescendo– постепенное усиление звука; diminuendo – диминуендо, постепенное затихание; sf – сфорцандо, резкий акцент. sottovoce – сотто воче, вполголоса Во вступлении к I части Концерта для фортепиано с оркестром №2 С.В.Рахманинова партия фортепиано иллюстрирует всю палитру динамических оттенков. Начинается тема с pp и, постепенно, с каждым новым аккордом динамика возрастает (crescendo), достигая вершины звучности на ff у всего оркестра.

 Тембры нередко сравнивают с красками в живописи. Подобно краскам, выражающим цветовое богатство окружающего мира, создающим колорит произведения и его настроение, музыкальные тембры также передают его образы и эмоциональное настроение. Музыка неотделима от тембра, в котором она звучит. Каждое, даже самое маленькое, произведение непременно содержит указание на инструмент, который должен ее исполнять. Таким образом, тембр является важным выразительным средством, сообщая музыкальному произведению необходимую характерность звучания.Удар пальцев по инструменту может быть мягким, ласковым, резким, крепким. Звукоизвлечение, дыхание у вокалиста или исполнителя на духовых инструментах тоже возможно в разной манере. Все это – артикуляция (с латинского –«ясно произносить») или штрихи - способ извлечения звука музыкантом. Главные штрихи:Legato(легато) – связно. Arco(арко) – игра смычком. От вида избираемых композитором и исполнителем штрихов зависит создаваемый образ. Например, в пьесе П.И.Чайковского «Сладкая греза» использован штрих legato, поэтому она звучит мягко и лирично. А в «Пещере горного короля» Э.Грига без штриха staccato и акцентов невозможно было бы создать фантастические образы гномов и троллей, которые добывают в горных пещерах золото. Таким образом, каждый музыкальный инструмент имеет свой характерный набор штрихов, свою звуковую палитру, свой диапазон и свой тембр. 

Удар пальцев по инструменту может быть мягким, ласковым, резким, крепким. Звукоизвлечение, дыхание у вокалиста или исполнителя на духовых инструментах тоже возможно в разной манере. Все это – артикуляция (с латинского –«ясно произносить») или штрихи - способ извлечения звука музыкантом.Главные штрихи: Legato(легато) – связно. Nonlegato (нон легато) – не связно. Marcato (маркато) – подчеркивая, выделяя. Staccato (cтакатто) – отрывисто. Pizzicato (пиццикато) – игра у струнных пальцем по струнам. Arco(арко) – игра смычком. Glissando(глиссандо) – скользя по струнам или клавишам.

Главные штрихи: Legato(легато) – связно. Nonlegato (нон легато) – не связно. Marcato (маркато) – подчеркивая, выделяя. Staccato (cтакатто) – отрывисто. Pizzicato (пиццикато) – игра у струнных пальцем по струнам. Arco(арко) – игра смычком. Glissando(глиссандо) – скользя по струнам или клавишам.

Раздел пока пуст