Применение ИКТ на уроках музыки "Мир человеческих чувств. Трагедия любви в музыке". Музыка и эмоции Музыкальные произведения в которых воплощаются человеческие чувства

МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Урок 13

Тема: Мир человеческих чувств.

Цели урока: развивать умение выделять, прослеживать особый внутренний мир личных переживаний человека через музыку композиторов-романтиков.

Материалы к уроку: музыкальный материал, портреты композиторов.

Ход урока:

Организационный момент.

Звучит произведение «Жаворонок» М. И. Глинки.

Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Проникая глубже в тайны гармонии, научись выражать наиболее тонкие оттенки чувств».
(Р. Шуман)

Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о романсе.

Работа по теме урока.

1. Повторение изученного.

Вы, наверное, согласитесь с тем, что трудно сегодня встретить человека, который бы ничего не знал о романсе – музыкальном жанре, столь популярном и в наши дни. Давайте вспомним, что же такое романс. (Слово романс уводит нас в далекие средние века, в Испанию. По-романски, значит по-испански, то есть это одно и то же. Так отличали пение на родном испанском языке от песнопений на церковном латинском. Позже название «романса» распространилось по всему свету. Романсами стали называть произведения для голоса в сопровождении фортепиано либо гитары. В романсе раскрываются очень тонкие и глубокие личные переживания.)

В отличие от песни, в романсе используются более сложные средства выразительности и более сложные формы, чем простая куплетная, характерная для песни. Композитор стремится передать точные интонации поэтической речи и отразить всю череду лирических образов и настроений.

Песню можно петь с сопровождением и без него. Романс не обходится без музыкального сопровождения, потому что оно вместе с мелодией не только передает содержание, но и углубляет его, участвуя в создании музыкального образа. Романс - это особый возвышенный строй чувств и поэтическое видение мира.

Мы это слышим в современных и старинных романсах, часто исполняемых блистательными эстрадными звездами, оперными знаменитостями, бардами под нехитрые переборы гитары и различными вокальными группами. Каждый из исполнителей затрагивает струны близкой ему темы.

2. Слушание музыкального произведения.

Романс - авторское произведение. У романса должен быть поэт, сочинивший стихи, и композитор, написавший к ним музыку. Небольшое вокальное произведение, объединяющее два целительных потока – поэзию и музыку, - рассказывает нам о чувствах человека, о его любви, радости, счастье, печали, грусти.

Романс «Ночь печальна» - произведение, редкое по глубине поэтического чувства, по тонкости музыкального воплощения. С. Рахманинов был величайшим мастером вокальной лирики; его творчество отмечено печатью огромного самобытного таланта и художественного вкуса. То же можно сказать и о литературном наследии И. Бунина, чьё дарование в области прозы и поэзии породило немало подлинно великих страниц.

Творческий союз двух гениальных мастеров привёл к созданию этого проникновенного музыкально-поэтического высказывания. «Ночь печальна, как мечты мои» уже в первых строках бунинского стихотворения звучит мотив, ставший традиционным для русского искусства, мотив единства природы и человеческой души. Но в сравнении с глинкинским «Жаворонком» он значительно усложнился: в нем показано не просто лирическое чувство, а длинная цепь образов, понятных и вместе с тем иносказательных.

Далеко, в глухой степи широкой
Огонёк мерцает одинокий.

Одиночество сердца подобно огоньку, единственной живой точке посреди глухого неодушевлённого пейзажа.

В сердце много грусти и любви.

Эта строка неожиданно вносит щемяще-тёплое чувство. Мы лучше начинаем понимать героя, его живую печаль, обращённую в безмолвие ночной степи. И музыка – до сих пор мерно звучащая, окрашенная минорным ладом, вдруг светлеет, наполняется новым дыханием. Порыв к другому человеку, желание излить сердце нарушают ритмичное движение музыки.

Но кому и как расскажешь ты,
Что зовёт тебя, чем сердце полно?

Вопрос, заключённый в этих строках, так и остаётся безответным. Степь по-прежнему пуста, вокруг - ни души. Одиночество человека сливается с печалью ночи - и все это находит необыкновенно тонкое музыкальное воплощение. Порыв сменяется прежним мерным звучанием, и повторение первоначальной строки в партии солиста звучит как тихое смирение.

Заключительная вокальная фраза так и остаётся не досказанной, в ней словно повисает интонация вопроса. Однако течение музыки не останавливается, ее поток подхватывает эту последнюю интонацию, и затем, уже до самого конца, музыка звучит одна, без человеческого голоса, как бы договаривая то, что невозможно выразить словами.

Мы видим, какой одушевлённой становится природа, близкая чувствам человека, как много скрытого смысла в каждом пейзаже. «Ночь печальна» - не оттого ли она печальна, что печален человек, созерцающий ее? А если бы он был весел, такой ли безмолвной и глухой показалась ему степь?

Стихи многих поэтов сами по себе музыкальны. Возьмём, к примеру, творчество замечательного немецкого поэта Генриха Гейне - одного из крупнейших лирических поэтов XIX века. Недаром Роберт Шуман, принадлежащий к поколению художников-романтиков, открывших тончайшие оттенки человеческих настроений, преклонявшихся перед богатством внутреннего мира человека, обратился к творчеству этого великого поэта. Среди лучших песенных циклов Шумана - «Любовь поэта», написанных на стихи Генриха Гейне. Цикл состоит из шестнадцати романсов, в них - волнующая история любви поэта.

Сейчас мы с вами прослушаем первую песню (романс) этого цикла «В сиянье тёплых майских дней». (Слушание музыкального произведения).

Что вы можете рассказать об этом произведении? Какие чувства оно в вас вызвало? Как звучала музыка? (Прозвучал романс «В сиянье тёплых майских дней» Р. Шумана на слова Г. Гейне из цикла «Любовь поэта». Музыка звучала как-то по-весеннему свежо, светло, в произведении говорится о пробуждении природы, звонком пении птиц.)

Действительно, это чудесный весенний романс - первый в цикле. «Пробуждение души», жизнь сердца близки и созвучны движениям, происходящим в природе:

В сиянье тёплых майских дней
Листок раскрылся каждый,
Во мне тогда проснулась
Любви и ласки жажда.

Поэтические ароматы, вздохи и томление Шуман превращает в нежные звуки фортепиано. А голосу поручает выразительные, словно стихи, мелодии.

3. Работа с учебником.

Откройте учебники на стр. 85. Вы видите перед собой репродукцию картины Исаака Левитана «Цветущие яблони», написанную в технике импрессионизма. Рассмотрите её внимательно. Как вы думаете, созвучна ли романсу Шумана данная картина? (Думаем, что да, при взгляде на эту картину возникают ощущение свежести, света, лёгкого ветерка, весеннее настроение.)

Импрессионизм получил наибольшее развитие тоже в XIX веке. Импрессионизм (от фр. impression - впечатление).

Художники данного направления стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать мимолетное впечатление. Для художников данного направления живописи характерна передача тонких настроений, психологических нюансов. Чувствуете, как это близко к пониманию романса.

Эти картины необыкновенно прозрачны и поэтичны, как и романсы. Переверните страничку, что вы видите? Верхняя картина Клода Моне «Уголок сада в Монжероне», изображающая лето. Ниже картина В. Поленова «Осень в Абрамцеве», передающая красоту тёплого осеннего дня. На следующей странице картина И. Грабаря «Февральская лазурь», где изображены берёзки в тёплый, солнечный зимний день.

Мы можем сказать о том, что каждое время года, каждая краска, цветок, запах несут в себе целый мир образов, близких и понятных человеку с его вечным стремлением к счастью, любви, красоте.

В творчестве романтиков возникает целый круг сюжетов, мотивов, интонаций, которые углубляют тему человеческих чувств. Прочитайте текст на стр. 87-88 ваших учебников. Какой мы можем сделать вывод? (Романс «В сиянье тёплых майских дней» - первый романс в цикле «Любовь поэта» - рассказывает о любви. В нём звучит робкая надежда на будущее счастье, мелодические фразы несколько неопределённы, интонации по большей части неуравновешенного характера.)

А какую роль играет аккомпанемент? (Аккомпанемент – неотделяемая часть произведения, представляющая непрерывное движение.)

Верно, здесь до последнего аккорда сохраняется неустойчивость гармонии, которая в большинстве составляет диссонанс. Диссонанс в переводе с латинского означает «нестройно звучу». Этим музыкальным термином называют сочетание двух или нескольких звуков, которые образуют напряжённое, острое звучание. Быть может, этот диссонанс несёт в себе предчувствие последней катастрофы разочарования - тяжелого и скорбного пути «любви поэта», выраженного в 16 романсах цикла.

Ребята, музыка Роберта Шумана поразительна живописна. Он умел написать звуками портрет, пейзаж, бытовую сцену так, что они становились маленькими историями большой жизни. Он был не только замечательным композитором и пианистом, но и создателем музыкально-литературного журнала, в котором рассказывал о музыкальном искусстве и о том, как следует слушать музыку великих мастеров.

4. Вокально-хоровая работа.

Учитель наигрывает «Жаворонок» М. И. Глинки.

Ребята, знакома ли вам эта мелодия, откуда она? (Это романс «Жаворонок» на сл. Кукольника, муз. М. И. Глинки.) Правильно. Этот романс созвучен романсу «В сиянье тёплых майских дней»? (И да, и нет. Да, потому что весна - свет, свежесть, радость. Нет - потому что грусть присутствует и в том, и в другом произведении. У Глинки грусть светлая, а у Шумана - какая-то неопределенная, предчувствие разочарования, предательства.)

Сегодня мы с вами разучим первый куплет романса «Жаворонок».

Итог урока.

Чем романс отличается от песни?

Домашнее задание:

  1. Попробуйте определить главное отличие романса от песни.
  2. Почему некоторые романсы существуют самостоятельно, а некоторые объединяются в цикл?
  3. Почему так велика в романсе роль фортепианного сопровождения?
  4. В «Дневнике музыкальных наблюдений» запишите стихотворение, на которое вы сочинили бы романс, если бы были композиторами.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 15 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Глинка. Жаворонок (в исп. БДХ), mp3;
Рахманинов. Ночь печальна, mp3;
Шуман. В сиянье тёплых майских дней, mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект урока, docx.

Разработки уроков (конспекты уроков)

Основное общее образование

Линия УМК В. В. Алеева. Музыка (5-9)

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

УМК по музыке Т. И. Науменко, В. В. Алеева.

Тип урока: комбинированный (закрепление, изучение нового материала)

Вид урока: урок-размышление.

Художественно-педагогическая идея: « Весь трепет жизни всех веков и рас // Живет в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас.» Максимилиан Волошин

Цель урока: Cформировать у учащихся установку на общечеловеческие нравственные и духовные ценности, подготовить к восприятию сложного, порой противоречивого внутреннего мира человека, воссозданного в музыке разных эпох.

Задачи:

  • образовательная: сформировать представление о стилевых особенностях творчества русского композитора П. И. Чайковского на примере увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» и способности бардовской песни раскрывать эмоциональный мир человека.
  • воспитательная: воспитать у учащихся через творчество П. И. Чайковского и Ю. Визбора духовно-нравственные качества: гуманизм, взаимопонимание, преданность, умение находить компромисс, неприятие насилия над личностью, веру в добро и любовь.
  • развивающая: развить эмоциональную отзывчивость и музыкальное мышление.

Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, ИД, интерактивная презентация, презентация Power Point, фортепиано.

План урока:

Структура урока

Действия учителя

Действия учащихся

1. Орг. момент – 2-3 мин.

Приветствие. Посадка.

Вход в класс, приветствие, подготовка к уроку.

2. Актуализация знаний - 5 мин.

Задает вопросы по пройденному материалу по теме «Мир человеческих чувств»

Отвечают на вопросы учителя.

3. Слушание музыки – 15 мин.

Знакомит с новым произведением по данной теме, которое будет звучать на уроке, его авторами и жанром, предлагает обратиться к презентации и по тексту пролога выделить и назвать главные образы, которые могли бы стать главными в музыке. (Презентация в Power Point).

Слушают речь учителя, пролог из трагедии и выделяют главные образы данного произведения.

Предлагает, представив себя композиторами, попытаться создать музыкальные образы, руководствуясь таблицами Интерактивной презентации.

После выявления главных образов создают с помощью Интерактивной презентации предполагаемые музыкальные версии этих образов.

Учитель предлагает вслушаться в музыку П. И. Чайковского и сравнить свои предположения о музыкальных образах с композиторским выражением.

После создания предполагаемых образов слушают музыку П. И. Чайковского и сравнивают со своими образами и делают выводы, насколько совпали мнения слушателей и композитора.

Предлагает повторное слушание для определения выраженных в музыке человеческих чувств.

Слушают повторно фрагмент произведения и определяют выраженные в каждом образе чувства.

Дает домашнее задание и обобщает разговор стихами.

Записывают домашнее задание.

4. Хоровое пение – 18 мин.

Знакомит и показывает песню Ю. Визбора «Ты у меня одна», предлагая сопоставить мир человеческих чувств.

Учащиеся прослушивают песню и определяют, какие чувства выражает эта песня, чем схожа с произведением П. И. Чайковского и в чем ее отличие.

Обобщив ответы детей, предлагает разучить песню и работает над разучиванием I и II куплетов.

Учащиеся разучивают песню.

5. Закрепление и обобщение – 4 мин.

Задает вопросы о прослушанном и исполненном музыкальном материале, их значение в понимании и раскрытии темы урока и делает обобщение.

Отвечают на вопросы учителя, закрепляя пройденный материал. Слушают обобщение учителя.

Ход урока

1. Оргмомент

Вход в класс, приветствие, посадка.

2. Актуализация знаний

У: Сегодня мы продолжим с вами разговор о музыке, посвященной вечной теме в искусстве. Может быть, вы вспомните и сами назовете, что это за тема?

Д: Это тема – «Мир человеческих чувств».

У: Верно, а как вы думаете, часто ли художники, поэты, музыканты, драматурги обращались и обращаются к этой теме?

Д: Достаточно часто.

У: Давайте обратимся к художественно-педагогической идее нашего урока, вдумайтесь в ее смысл и скажите, как она сможет работать в нашем уроке, почему именно ее я выбрала для сегодняшнего урока? (Читаю).

Д: Эти строки скрывают в себе очень широкий и глубокий смысл. Они говорят о том, что сегодняшний человек, наш современник, переживает те же чувства, что испытывали другие люди. Новые поколения не изобретают новых отношений и чувств, они переживают те же, что могли пережить люди, жившие далеко от нас и в пространстве и во времени.

У: Молодцы, вы очень точно поняли смысл этих строк. Скажите, а как мы сможем ее связать с произведениями искусства, в частности с музыкой, которая будет звучать на уроке?

Д: Любое произведение искусства говорит нам о людях, их переживаниях, страстях. А музыка именно тот язык, который, как ни одно искусство, ярко и понятно расскажет об этом!

3. Слушание

У: Замечательно, вы разобрались в направленности нашего сегодняшнего урока, и я приглашаю вас к знакомству с новым музыкальным произведением, которое раскроет перед нами удивительный мир – мир человеческих чувств.

Взгляните на экран (Слайды 3, 11 и 12 ).

Сегодня мы узнаем печальную историю, которую поведал миру почти 4 века назад великий английский драматург, поэт и актер – Уильям Шекспир. Человек, которого больше всего интересовали человеческие отношения, чувства и готовность отстаивать свои взгляды и принципы, даже погибая за них. Эта история рассказана в трагедии «Ромео и Джульетта». Послушайте ее начало – Пролог – и подумайте, что является основой сюжета? (Слайд 4 )

Д: Сюжет этого произведения основан на конфликте двух враждующих семей, который привел к гибели их детей.

У: Как вы думаете, почему погибли их дети – их звали Ромео – сын Монтекки и Джульетта – дочь Капулетти?

Д: Наверное, потому, что полюбили и хотели быть всегда вместе, но родители, скорее всего, не допустили этого, таким образом они остались вместе и воспротивились слепой ненужной вражде.

У: Взгляните на задание и подумайте над ним. (Слайд 5 ) Есть ли место человеческим чувствам в этой непростой истории?

Д: Да, конечно, здесь могут проявиться очень разные, яркие и противоречивые чувства.

У: Ну, а какие же, на ваш взгляд, образы композитор, который бы стал писать музыку к этой истории, должен был обязательно показать?

Д: Скорее всего это Любовь Ромео и Джульетты и Вражда родителей.

У: Верно, вы, как настоящие композиторы, справились с этой задачей! Вы выделили и назвали главные образы. Но давайте уточним, какой образ показать первым – Любовь или Вражду? Что было сначала?

Д: Вражда. Но, несмотря на нее, появилась Любовь!

У: Молодцы! Взгляните на экран, как точно у вас все получилось! (Слайды 6 и 7 ).

А теперь давайте попробуем «сочинить» музыку этих образов, прибегнув к основным музыкально-выразительным средствам и используя Интерактивную презентацию (или таблицы на слайдах 15 и 16 ).

(Учащиеся подбирают музыкально-выразительные средства к образу Вражды и образу Любви, тем самым создавая образы в целом). Проверяем полученный результат, уточняем.

У: Ну, что ж, вы настоящие мастера, очень ярко представили образы. А теперь я хочу вас познакомить с уже созданной музыкой по этой трагедии. Автором этой музыки является хорошо нам знакомый композитор – Петр Ильич Чайковский (Слайд 8 ). Это увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

Знаком ли вам жанр увертюра ? Что это такое?

Д: Увертюра – оркестровое вступление к опере, балету, спектаклю или кинофильму, в котором в краткой форме показаны главные образы произведения. Иногда увертюра может быть самостоятельным симфоническим произведением.

У: Вполне исчерпывающий ответ, осталось только выяснить, к какому типу отнести нашу увертюру?

Д: Скорее всего, это самостоятельное произведение.

У: Да, действительно, это так. Сегодня мы услышим фрагмент из увертюры П.И.Чайковского, слушая музыку, попытайтесь ответить на данные вопросы – (Слайд 10 ).

Слушание фрагмента увертюры П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта».

Ответы детей на вопросы №1 и 2, помещенные на слайде №10, пометка в таблице матрицей зеленого цвета совпавшие элементы с выбором композитора и красным – отличающиеся (в простой таблице + и -).

Повторное слушание фрагмента и ответы на оставшиеся задания. Проверка их.

У: Ребята, мне бы хотелось, чтобы вы еще и еще раз вдумались не только в музыку этого произведения, но и над поступком наших героев. Напишите дома в тетрадях свое размышление о том, как вы относитесь к поступку Ромео и Джульетты, сумели ли они таким образом сохранить свои чувства или их любовь умерла вместе с ними? Как вы думаете, каков финал этой увертюры, какой темой, Вражды или Любви, закончит автор свою увертюру и почему?

(Запись домашнего задания).

Таким образом, мы сегодня с вами еще раз смогли убедиться в том, что музыка очень ярко может передавать чувства людей до малейших оттенков и не только передавать, но и заставлять слушателя, то есть нас с вами сопереживать им.

Они уносят дух – властительные звуки!
В них – упоение мучительных страстей,
В них – голос плачущей разлуки,
В них – радость юности моей!

Взволнованное сердце замирает,
Но я тоски не властен утолить;
Душа безумная томится и желает
И петь, и плакать, и любить!

В. Красов

4. Хоровое пение

У: Ребята, сегодня я хочу представить вам еще одно музыкальное произведение – песню, созданную в 20 веке известным бардом Юрием Визбором (слайд 10 ). Юрий Визбор – поэт, бард, журналист, сценарист, создатель молодежной радиостанции, сам снялся в нескольких фильмах. Большая часть его песен связана с альпинистской тематикой. Послушайте его песню и скажите, может ли современная музыка выражать чувства людей? Есть ли сходство у этой песни с музыкой П.Чайковского, о чем говорит она и как звучит?

Прослушивание песни Ю.Визбора «Ты у меня одна» и беседа о ней.

Учитель обобщает ответы детей и делает вывод, что и в 20 веке и во всех других эпохах люди любят, страдают, проносят свои чувства через любые невзгоды и испытания, как и герои Уильяма Шекспира.

Разучивание песни, при разучивании использует приемы «эхо», пение по цепочке и др.

При работе над песней уделить особое внимание манере исполнения: негромкое, теплое, задушевное звучание должно правдиво передать ту доверительную дружескую обстановку, в которой обычно исполняются бардовские песни.

5. Закрепление и обобщение урока

У: С какой музыкой мы сегодня встретились на уроке?

В какое время были созданы эти произведения? Что общего у этих произведений?

Чему научила нас музыка сегодня?

Ответы детей.

Обратитесь еще раз к художественно-педагогической идее сегодняшнего урока и скажите, нашли ли мы подтверждение смысла их в музыке и разговоре на этом уроке?

Ну, что ж, пришла пора прощаться, урок закончился, но я надеюсь, что сегодняшний урок заставит нас с вами еще и еще раз поразмышлять над чувствами и взаимоотношениями людей, будет учить нас строить эти взаимоотношения и развивать чувства.

Литература:

  1. Кабалевский Д. Б. «Как рассказывать детям о музыке?» М., «Просвещение», 1989.
  2. «Музыка». Программа для общеобразовательных учреждений. В. В. Алеев, Т. И. Науменко. М., «Дрофа», 2003.
  3. «Музыка» Т. И. Науменко, В. В. Алеев. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, 8 класс. М., «Дрофа», 2002.
  4. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», версия 2004 г., ресурсы Интернет, www.KM.ru .
  5. Смолина Е.А. «Современный урок музыки». Творческие приемы и задания. Ярославль, Академия развития, 2006.
  6. «Я познаю мир» Детская энциклопедия, том «Музыка», М., «Астрель» 2002.
  7. «…И музыка, и слово…» (Стихи к музыкальным произведениям). Составитель Н. В. Лещова, ГОУ СПО «Омский музыкально-педагогический колледж», Омск, 2005.

Влияние музыки на эмоциональную сферу человека

Для практики эстетического воспитания очень важным представляется нахождение путей формирования у школьников высокой эмоциональной культуры. Воспитание способности откликаться на всю гамму человеческих переживаний является одной из важных задач музыкального воспитания. Для этого учитель музыки должен располагать сведениями относительно того, на основе каких закономерностей происходит отражение в музыке эмоций человека.

Во всех существующих программах музыкального воспитания и методических рекомендациях подчеркивается, что музыка является средством развития эмоциональной сферы учащихся, однако предлагаемый репертуар выстраивается по историческому, тематическому или по жанровому принципам. Ни в одной из существующих программ музыкального воспитания не удалось обнаружить принципов отбора музыкальных произведений по их эмоциональному содержанию, а также тех объективных оснований, по которым то или иное музыкальное произведение можно отнести к выражению определенного эмоционального состояния. В музыкальных программах ничего не говорится о связи ценностного отношения к объекту и характере испытываемых при этом переживаний. Как правило, констатируется, что если человек что-то любит, то это каким-то образом должно его волновать. Главный вопрос - выявление связи между эмоциональной сферой человека и закономерностями ее отражения в музыке, т.е. перевод житейских эмоций в эстетические, до сих пор в музыкознании с достаточной полнотой не раскрыт.

Поиски решения рассматриваемой проблемы имеют давнюю историю. Древнегреческие философы, в трудах которых мы находим разработку принципов этического воздействия музыки на человека, исходили из ее подражательной природы. Подражая тому или иному аффекту при помощи ритма, мелодии, тембра, звучания того или иного музыкального инструмента, музыка, по мнению древних, вызывает в слушателях тот же самый аффект, которому она подражает. В соответствии с этим положением в античной эстетике были разработаны классификации ладов, ритмов, музыкальных инструментов, которые следует применять для воспитания у личности античного гражданина соответствующих черт характера.

В средние века данная проблема изучалась в рамках теории аффектов, устанавливающей связь между эмоциональными проявлениями человека в жизни и способами их отражения в музыке. В этой теории было подробно рассмотрено взаимодействие темпов, ритмов, ладов, тембров в передаче эмоциональных состояний, их действие на людей с различными темпераментами, но законченной концепции моделирования эмоций в теории аффектов так и не было создано.

Из современных исследований следует отметить работы В.В. Медушевского, который указывает, что «принцип моделирования подразумевает наличие определенного соответствия между семантической структурой музыкального произведения и нашими интуитивными представлениями об эмоциях».

Эксперимент: Для выявления наиболее существенных параметров отражения эмоции в музыке группе пяти музыкантов-экспертов было предложено 40 музыкальных произведений с заданием разложить их по общности выражаемых в них эмоциональных состояний. Требовалось дифференцировать музыкальные произведения по параметрам «гнев», «радость», «печаль», «спокойствие». В результате эксперимента было отобрано 28 произведений, которые всеми экспертами были отнесены к выражению эмоций одной и той же модальности. Предлагаемая модель категоризации эмоций на основе двух параметров (темпа и лада) подчиняется закону количественных изменений и переходу их в качественные отличия. Одна и та же мелодия, исполненная в мажорном или же минорном ладу, быстром или медленном темпе, будет в зависимости от этого передавать другую эмоцию. Поэтому если бы мы задались целью поместить различные музыкальные произведения в предлагаемой сетке координат, то одни из них в зависимости от интенсивности выраженной эмоции будут располагаться ближе к одной из осей координат, а другие дальше. Например, очень грустное произведение будет находиться от оси ординат дальше, чем произведение, выражающее легкую элегическую печаль.

Как показывает практика педагогических наблюдений, приведенная категоризация эмоций на основе двух компонентов средств музыкальной выразительности достаточно четко проявляется при восприятии музыки эпохи барокко (А. Вивальди, И.С. Бах), венских классиков (Ф. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен), композиторов-романтиков (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф.Шопен, Ф. Лист, Э. Григ, И. Брамс), русской классической музыки (П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Глазунов), современной музыки (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович).

В традиционных по средствам музыкальной выразительности произведениях можно выделить следующие закономерности, которые следует учитывать при восприятии музыки для понимания заложенных в ней эмоций:

1. Медленный темп+минорная окраска звучания в обобщенном виде моделируют эмоцию печали и передают настроения грусти, уныния, скорби, сожаления об ушедшем прекрасном прошлом.

2. Медленный темп+мажорная окраска моделируют эмоциональные состояния покоя, расслабленности, удовлетворенности. Характер музыкального произведения в этом случае будет созерцательным, уравновешенным, умиротворенным.

3. Быстрый темп+минорная окраска в обобщенном виде моделируют эмоцию гнева. Характер музыки в этом случае будет напряженно-драматическим, взволнованным, страстным, героическим.

4. Быстрый темп+мажорная окраска моделируют эмоцию радости. Характер музыки жизнеутверждающий, оптимистический, веселый, радостный, ликующий.

Дальнейший анализ предложенной модели отражения эмоций в музыке показал, что в своих характеристиках она в некотором смысле изоморфна известной классификации темпераментов, предложенной Айзенком. Но вместо параметра «интроверсия-экстраверсия» в нашей модели берется темп - медленно-быстро, а вместо «стабильность-нестабильность» - параметр мажор - минор. В обеих моделях для характеристики как темперамента человека, так и настроения музыкального произведения оказывается достаточным располагать показателями двух переменных - темпа (либо психической активности, либо музыкального произведения) и качественной особенности эмоционального переживания, раскрываемого в одном случае в понятии «стабильность-нестабильность», а в другом - мажорного или минорного лада. Главное это то, что между эмоциональной жизнью человека и ее проявлением в природном темпераменте, с одной стороны, и отражением ее особенностей в музыке - с другой, существуют определенные зависимости и связи,

Известно, что холерики и сангвиники отличаются быстрым темпом психической активности, в то время как меланхолики и флегматики - более медленным. Если меланхоликов и холериков отличает неустойчивость, нестабильность настроения, то флегматиков и сангвиников будут отличать именно устойчивость, общая мажорность эмоционального мироощущения.

В упоминаемой выше теории аффектов постулировалось положение о том, что слушателям более всего нравится та музыка, которая в наибольшей степени соответствует их природному темпераменту. Была поставлена задача проверить это положение в эксперименте. 58 школьникам VIII-IX классов предлагалось прослушать несколько музыкальных произведений, выражающих различные эмоции (печаль, радость, гнев, спокойствие).

Участникам эксперимента было предложено оценить каждое из прослушанных произведений по пятибальной шкале - от -2 до +2 с градациями - «совсем не нравится», «не нравится», «безразлично», «нравится», «очень нравится». Также нужно было проранжировать прослушанные произведения по степени их предпочтения.

Личностный опросник Айзенка «Экстраверсия-нейротизм» (форма А), позволил выявить темперамент участников эксперимента. В ходе анализа восемь анкет были исключены как недостоверные, так как количество баллов по шкале «Ложь» превышало 5 единиц. Из оставшихся 50 анкет в 21 случае мы получили совпадение выявленного при помощи опросника темперамента школьника с характером наиболее понравившейся музыки. В 29 случаях школьникам нравилась та музыка, которая не соответствовала особенностям их темперамента. Таким образом, предположение о том, что школьникам больше всего должна нравиться та музыка, которая в наибольшей степени соответствует их природному темпераменту, подтвердилось не полностью. Мы обнаружили, что предпочтение музыкальных произведений, настроение которых соответствует особенностям темперамента того или иного школьника, отмечается главным образом у тех из них, которые обладают, небольшим музыкальным опытом. Музыкально развитые учащиеся, живо реагирующие на музыку, ставили высокие оценки всем прослушанным произведениям и затруднялись в выборе наиболее понравившегося. Такие школьники как бы отходили от своих природных предпочтений и могли оценивать положительно музыку иного по сравнению с их темпераментом характера. Можно предполагать, что живость реагирования на музыкальные произведения, различные по характеру, говорит о развитости эмоциональной сферы учащихся. Однако нахождение более тонких корреляций между уровнем развития эмоциональной сферы учащегося, уровнем его музыкальной отзывчивости и особенностями его природного темперамента требует дальнейшего изучения.

Музыкальное воспитание, предлагая учащимся в содержании музыкальных произведений эмоции различной модальности, делает их одновременно и более способными к переживанию тех эмоциональных состояний, которые не входят в структуру эмоций их природного темперамента, тем самым расширяя и углубляя контакты с окружающими людьми и действительностью.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ НА МУЗЫКУ

Особое место в повышении уровня нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения принадлежит музыке, которая, активно воздействуя на сознание человека и его эмоциональную сферу, является важнейшим, незаменимым средством духовного развития личности. Восприятие выразительного значения музыкального языка, проникновение в содержание произведения, в его эмоциональный смысл, возможно только при наличии способности эмоционально отзываться на музыку, поэтому воспитание в детях любви к музыке, умения сопереживать заключенному в ней образно-эмоциональному смыслу является одной из основных задач музыкального воспитания детей.

В психологии эмоциональную отзывчивость (восприимчивость, чувствительность) понимают :

    как свойство индивида легко, быстро и гибко эмоционально реагировать на различные воздействия – социальные события, процесс общения, особенности партнёров и т.д.

    как эмоциональную реакцию на состояние другого человека, как основную форму проявления действенного эмоционального отношения к другим людям, включающую сопереживание и сочувствие;

    как показатель развития гуманных чувств и коллективистских отношений.

Эмоциональная отзывчивость на произведения искусства понимается :

    как умение откликаться на события, явления, произведения разных жанров;

    как способность сопереживать героям, соотносить литературные факты с жизненным опытом;

    как способность эмоционального сопереживания музыке;

    как эмоциональный отклик на произведения искусства.

Эмоциональная отзывчивость выступает отправной точкой развития эстетических чувств, отношений, потребностей, а также эстетических вкусов и интересов личности.

Эстетические чувства и эстетические эмоции составляют высший этап развития человеческих чувств, являются показателем уровня духовной жизни человека.

По И. Канту «эмоциональная отзывчивость является катализатором мышления (точнее интеллекта), поскольку изначально облагораживает ум, эстетизируя его».

Дошкольный возраст это период, когда преобладает чувственное познание мира. Именно в этом возрасте необходимо учить душу трудиться: сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям.

Эстетическое воспитание направлено на развитие умений дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.

Одним из ярких средств воспитания является музыка. Эмоциональная отзывчивость на музыку – основа музыкальности. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в отношениях с людьми, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку (А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили, О.П. Радынова).

Музыка есть эмоциональное познание. Поэтому основным признаком музыкальности Б.М. Теплов называет переживание музыки, при котором постигается ее содержание. «Поскольку музыкальное переживание по своему существу – эмоциональное переживание и иначе как эмоциональным путем нельзя понять содержание музыки, центром музыкальности является способность человека эмоционально отзываться на музыку ».