Режиссура как спец отрасль в театральном искусстве. Профессия режиссер. Театральный режиссёр двадцатого века

Нынешние подростки грезят о славе и признании, они хотят работать в киноиндустрии, создавать собственные масштабные видеопроекты. Многие, в том числе и девочки, уже не мечтают быть актрисами. Они полагают, что намного больше возможностей таит в себе режиссерское поприще. Прежде чем выбирать факультет в институте культуры или в театральном училище, необходимо получить четкое представление о том, кто такой режиссер.

Свобода самовыражения

Чаще всего на режиссерское отделение поступают независимые молодые люди, которые творчески мыслят, любят и умеют самовыражаться, а также не боятся экспериментировать. так заманчиво - быть идейным вдохновителем театральной постановки, пьесы, спектакля, короткометражного или полнометражного фильма. Многие находят себя, снимая рекламные ролики и видеоклипы. Кто такой режиссер?

Большая ответственность

По сути, это художественный руководитель театральной постановки или телевизионного проекта. Он отвечает за организацию процесса от начала до самого конца. Юным школьникам нелишним будет узнать, что помимо широких полномочий на режиссера возложена ответственность за успех мероприятия. Если молодые люди любят самовыражаться и имеют массу творческих идей, одного этого для успеха на профессиональном поприще может быть недостаточно. Здесь необходимы также организаторские и лидерские навыки. Именно поэтому так много невостребованных режиссеров и провальных проектов.

Замысел проекта, разработка концепции, драматургия

Работа над проектом начинается с определения концепции и замысла. Люди, имеющие навыки в написании сценария, часто совмещают работу режиссера-постановщика и сценариста. Однако, для наилучшего результата необходима помощь извне. Именно поэтому после того как концепция определена, начинаются поиски хорошего драматурга. Людям, которые работают в сфере театра или кино не первый год, проще: они наработали достаточное количество связей. Молодые постановщики отличаются креативностью и неформальным подходом. Часто они прибегают к помощи своих однокурсников по театральному институту.

Художественная группа

Что делает режиссер после того, как определится с концепцией и выберет для сотрудничества сценариста, отвечающего его требованиям? Начинается набор в постановочную группу. К примеру, если это театральная постановка, помимо утвержденных актеров, обязательно присутствие костюмера, хореографа, ассистентов и их помощников, мастеров по свету и звуку, гримеров.

Если постановка того требует, то для работы будут привлечены мастера, ответственные за трюки. Для грандиозной пьесы одного режиссера бывает недостаточно, поэтому художественный руководитель берет себе помощника. Затем вся набранная группа приступает к репетиционной деятельности, после чего уже следуют спектакли. Итак, мы узнали, кто такой режиссер театра. Теперь поговорим о кино и телевизионных проектах.

Кино и телевидение

В какой-то степени театральные постановки видятся более простыми в исполнении. Сегодняшнюю молодежь все больше привлекают прибыльные кинопроекты. Однако, чтобы осуществить свой замысел, необходимо найти продюсеров, ведь в наши дни мало кто снимает на любительскую камеру, задействовав при этом непрофессиональных актеров. Помимо создания концепции замысла, режиссер фильма должен детально продумать съемочные сцены, рассчитать смету. И уже затем, исходя из имеющихся на руках финансов, начинается подбор съемочной группы.

В малобюджетные проекты приглашаются неизвестные, но амбициозные актеры. При наличии у проекта влиятельных спонсоров и продюсеров, режиссер может предлагать работу известным, хорошо себя зарекомендовавшим исполнителям. Наличие громкого актерского имени в проекте - это почти беспроигрышный шаг. Несмотря на то что за работу востребованному мастеру придется выплачивать высокий гонорар, зрительский интерес компенсирует расходы кассовыми сборами. По всему видно, что режиссер фильма - достаточно ответственная, требующая риска профессия. Известно, что далеко не каждый проект окупается в прокате.

Необходимые качества и умения

Работа режиссера-постановщика видится заманчивой, однако, она требует от профессионала максимальной отдачи. Порой съемки длятся по 18 часов в сутки. Поэтому режиссер на площадке должен уметь выполнять не только свою работу. Требуя от актеров точного исполнения сцены, он также должен обладать немалой долей исполнительского мастерства. По сути, этот человек является связующим звеном и держит в своих руках нити управления процессом. Он должен разбираться в тонкостях света, знать выигрышные ракурсы, отчасти быть костюмером.

Этот человек принимает непосредственное участие в подборе декораций. Он не обделяет своим вниманием каскадерские трюки, визуальные и технические эффекты, звукозапись. Если потребуется, главный режиссер может вмешаться в и скорректировать те или иные движения. Как видите, эта профессия требует быть мастером на все руки и разбираться во всех премудростях кинематографа. Именно поэтому широкого признания добиваются лишь единицы.

Работа в группе

Постановочная работа отнимает очень много энергии. Что делает режиссер, если сотрудники съемочной группы отказываются выполнять те или иные указания? Эта работа требует и навыков педагога-психолога и опытного руководителя. Для того чтобы взаимодействовать с людьми, руководитель проекта должен обладать сильной волей и умением отстаивать собственную точку зрения. Режиссера можно сравнить с кукловодом, держащим все нити управления процессом в своих руках. Однако, эта деятельность намного более тяжелая и непредсказуемая, ведь вместо кукол у режиссера в наличии имеются люди, каждый из которых обладает яркой индивидуальностью.

Заключение

Статья будет полезной будущим абитуриентам театральных учебных заведений и их родителям. Вы узнали, кто такой режиссер, каковы его полномочия и сфера деятельности. Несомненно, к плюсам профессии можно отнести творческие перспективы, работу с уникальными и интересными личностями, а также признание в случае успеха. Недостатков также хватает: режиссерская деятельность отнимает практически все свободное время, нельзя сбрасывать со счетов затяжные творческие кризисы и безденежье в случае провала проекта. Так или иначе, эта профессия является одной из самых сложных. Принимая решение, это необходимо учитывать.

Специализации: Режиссер драмы; Режиссер музыкального театра; Режиссер цирка; Режиссер эстрады Формы обучения: очная, очно-заочная, заочная Экзамены: литература (профильный), русский язык, история / обществознание (на выбор вуза), иностранный язык (на усмотрение вуза)
Профессиональный экзамен или творческий экзамен или собеседование на усмотрение вуза

Кем работать

Театральный спектакль, эстрадное шоу, цирковое представление… Любое из этих действ превратилось бы в хаос, если бы не режиссер. Он продумывает идею, превращая смутную идею в законченный проект. Проводит прослушивание претендентов на главные и второстепенные роли. Придумывает спецэффекты. В случае эстрадных и цирковых представлений определяет очередность номеров. Проводит репетиции. Курирует работу вспомогательного технического персонала.

Перспективы

Выпускники этой специальности работают в драматических и музыкальных театрах, концертных агентствах, цирке. Сотрудничают с музыкальными группами, сольными исполнителями и эстрадными артистами. Ставят массовые представления различного формата, в том числе детские. О средней заработной плате режиссера говорить сложно: есть специалисты, которые зарабатывают сотни тысяч рублей за проект, есть и те, кто работает за оклад в 15-20 тысяч рублей.

Многовековая история театра знает периоды рассвета и упадка, насчитывает тысячи имен великих артистов. Сотни раз знающие и любящие театр люди пытались объяснить волшебное искусство сцены, открыть тайны воздействия на людей.

Каждая эпоха оставила свою теорию театра. Возникало множество театральных направлений. Но не кто кроме Станиславского не соединил единую стройную систему творческий опыт выдающихся актёров 19-20 вв, не открыл объективные законы поведения человека на сцене, не пытался найти сознательный путь к актёрскому подсознанию. Он не только великий актёр и мыслитель, но и блестящий режиссёр. Создавший определённое театральное направление.

Система Станиславского создаёт артиста, режиссёра - создаёт спектакли

Система проста как всё гениальное. И не мыслимо сложна. Кто знает и любит жизнь. Поймёт её. Кто талантлив освоит.

Законы системы рождены практикой и практика подтверждает её. Каждый художник должен однажды открыть её в себе самом. А открыв, развивать и совершенствовать законы творчества.

Всего за сто лет понятие режиссёр переживает существенную революцию. Режиссёр - управитель, распорядитель. В середине прошлого века понятие режиссёр, большего не предполагал. Распорядитель - как на празднестве, иначе - сценариус. Пьесу разучивали и разыгрывали артисты. Режиссёр же следил, чтобы костюмеры, реквизиторы, гримёры, осветители, рабочие хорошо и во время обслуживали артистов.

Искусство театральной режиссуры - приобретение второй половины XIX века. Существуют некоторые разночтения по поводу того, когда же и с кого «всё началось». Одни театроведы ведут историю режиссуры с герцога Мейнингенского и его помощника Л Кронека, другие - с А. Антуана и О. Брама, третьи начинают историю новой театральной эпохи с основателей Московского художественного театра Станиславского и Немировича-Данченко. Однако новейшее театроведение снова отодвигает время зарождения режиссёрского искусства на несколько десятилетий назад и ведёт его историю точно с середины прошлого века, связывая возникновение режиссёрского театра в Европе с деятельностью Чарльза Кина в лондонском театре Принцессы (1850 - 1859 гг.) и Генриха Лаубе в венском Бургтеатре (1849 - 1867 гг.) Разумеется, не потому только, что именно Лаубе действительно оказался первым в истории театра, кто превратил режиссуру в самостоятельную профессию. Он пришёл в Бургтеатр, будучи уже известным драматургом, но, возглавив театр, пьес больше не писал, поскольку считал, что обязанности руководителя театра и режиссёра невозможно совмещать ни с какими другими занятиями. Дело вовсе не в том, что до середины XIX века вообще не существовало режиссуры как профессии. Суть в другом - в том конкретном перевороте, который свершался в театральном искусстве на рубеже XIX и XX веков. Театр актёрский становился театром режиссёрским. В этом всё и дело. Появилась не просто новая профессия, зарождался принципиально новый вид искусства - искусство театральной режиссуры.

Вся середина и вторая половина XIX века - это предрежиссёрская эпоха в театре. Это время, когда режиссёры уже были, но искусства режиссуры ещё не существовало. Режиссура только получала права гражданства. Профессия, должность режиссёра уже реально существовала в театре, была означена а театральной номенклатуре, но функции режиссуры по-прежнему продолжали оставаться сугубо вспомогательными.

На рубеже столетий, возникновение режиссёрского театра в Европе застало современников «врасплох». Появление режиссёра в качестве первого творческого лица всё смешало: традиции, иерархию, взаимоотношения артиста с публикой и критикой, саму структуру театрального производства. Вторжение режиссуры в сценическое искусство было воспринято как нечто всерьёз угрожающее самой природе театра, в фигуре театрального режиссёра виделась опасная разрушительная сила. А начинался режиссёрский, как это часто и бывает в новом деле, действительно не очень убедительно. В 1889 году, попробовал свои силы в режиссуре, осуществив постановку одноактной комедии П. Гнедича « Горящие письма», Константин Станиславский. Спектакли знаменитого европейского театра стали хорошей школой для ищущего актёра и начинающего режиссёра.

Театр XX века - эпоха великих режиссёров. Что это значит? Это значит, что мы живём в эпоху режиссёрского театра. Современный театр - театр 070998является лидером театрального процесса, возглавляет и ведёт театральное дело, именно режиссёр сегодня определяет творческое лицо театра, его идейную направленность, репертуарную политику, его художественный стиль, почерк, метод, организационную и творческую структуру, его эстетические и этические принципы.

«Что» и «как» в режиссуре - это взаимоотношения режиссёра и автора (с его эпохой, средой, социальными обстоятельствами), режиссёра и актёра, режиссёра и времени, в котором сам он живёт и ставит данный спектакль. Режиссёр ответственен и за логику соединения всех художественных структур спектакля, и - это, быть может, самое главное - за сопряжение театра с жизнью.

Режиссёр должен уметь прочитать и понять пьесу, он должен также уметь слышать и понимать жизнь. Только при субъективном, сугубо индивидуальном подходе режиссёра к пьесе возможно режиссёрское творчество, возможно создание, рождение нового самостоятельного содержания. И содержание это будет наполнено режиссёрской индивидуальностью, личностным отношением и к миру пьесы и к миру самой жизни.

Исходя из сверх- и сверхзадачи автора, из всего мира автора и конкретной целостной жизни его пьесы и опираясь на собственное знание, свой сокровенный, душевный, человеческий опыт, режиссёр создаёт самостоятельную концепцию пьесы и спектакля. Именно эта самостоятельность делает режиссёра художником, творцом, интерпретатором. Найти дорогу, не заблудиться в колдовском лабиринте сцеплений, составленном самой природой и спецификой театрального творчества, - вот основная задача всех художников театра. Трудности актёра в этой работе - ни с чем не соизмеримы. Создание сценического характера, тайна рождения живого человека в предлагаемых автором и режиссёром обстоятельствах, то есть соединение человека-актёра с индивидуальностью автора, чужой душой роли, замыслом режиссёра, - что может быть сложнее, необъяснимее, загадочнее?... И как нужна здесь актёру рука режиссёра, чуткая и умная рука режиссёра-педагога. Руководителя актёра и его помощника, который, говоря словами Немировича-Данченко, способен «одновременно и следовать за волей актёра и направлять её». Актёр - ведомый в этой работе, ведущий - режиссёр.

«Как сказал Немирович-Данченко: режиссёр существо трёхмерное»

1. Режиссёр толкователь спектакля

2. Режиссёр - зеркало сражающее индивидуальные качества актера (уметь манипулировать, быть хорошим педагогом и психологом)

3. Режиссёр организатор спектакля.

«Театральный режиссёр сегодня - это не постановщик, это автор спектакля, - пишет Г.А. Товстоногов. - возможности режиссёра в трактовке пьесы сегодня безграничны. Его роль и ответственность создания спектакля возросла во много раз, даже по сравнению с годами расцвета режиссёрского творчества самого Станиславского… Не нужна боятся признать этого, как вообще не нужно бояться признавать естественные изменения в искусстве…».

Режиссёр ответственен и за логику соединения всех художественных структур спектакля, и - это быть может, самое главное - за сопряжение театра.

К.С. Станиславский очень большое внимание уделял вопросам этики. Он включает этику как решающее условие жизни и развития искусства. В «Заметках об артистической этике и дисциплине» он писал о том, что артист должен подчиняться не только этическим законам, принятым в обществе, но и артистической этике («узкопрофессиональной этике сценической деятельности»). Еще одно из этических норм в театре - знание текста, так как путающийся в словах актер мешает и своим партнерам и зрителю. Особо надо отметить необходимость определенных взаимоотношений между режиссером и актером. Необходимо сознательное, для своего же успеха, подчинение воли режиссера и других художественных руководителей спектакля.

Практические результаты, достигнутые Станиславским, сделали его систему величайшим достижением театральной культуры, общепризнанным, научно обоснованным методом актерского творчества. Истинным материалом режиссуры, с точки зрения Станиславского является не тело и не психика актера, а его творчество. Отсюда вытекают гл. функции режиссера:

1) вызвать в актере творческий процесс;

2) непрерывно поддерживать и направлять его к определенной цели в соответствии с общим идейно-художественным замыслом спектакля;

3) согласовывать результат творчества каждого актера с результатом творчества остальных исполнителей для создания гармонически целостного единства спектакля.

В театре, как и во всяком коллективном творчестве, необходима некая организация, образцовый порядок для того, чтобы внешняя, организационная часть спектакля протекала правильно, без перебоев. Такой организацией служит железная дисциплина. Но ещё большего порядка, организации и дисциплины требует внутренняя, творческая сторона - она требует внутренней дисциплины и этики. Без этого не удастся провести на сцене всех требований «системы».

Этическое воспитание является одним из важнейших принципов, лежащих в основе профессионального воспитания актёра. Как работник театрального искусства он должен чувствовать свою ответственность перед зрителем, перед театральным коллективом, перед автором пьесы, перед партнёром и перед самим собой. Чувство ответственности помогает преодолеть себялюбие и содействовать своим творчеством и своим поведением укреплению сплоченности и единства коллектива.

Если актёр не является носителем таких качеств, как принципиальность, правдивость, прямота, чувство долга, моральная ответственность за себя и за коллектив, то ему неоткуда взять эти качества и тогда, когда он находится на сцене. Для создания внутренней жизни образа у актёра нет иного материала, кроме того, который содержится в его собственном интеллектуальном и эмоциональном опыте. «Маленький» человек не сыграет большой роли.

Заботиться о воспитании театрального коллектива должен, прежде всего, режиссёр. Если он в этом отношении беспомощен или бездарен, то он не только плохой воспитатель, но и неполноценный режиссёр. Ведь по-настоящему хороший спектакль может вырасти только в условиях хорошей морально-творческой атмосферы.

История появления профессии режиссера

В ходе разнообразных реформ и перемен в политической, культурной, социальной жизни отлаженная начала давать сбои и потребовала перестройки. Разрушение началось с разлада стройности драматургического действия, в работе труппы распалась принятая иерархия. Ранее было заведено так, что все действие строилось вокруг одного из героев, один человек играл главную роль на сцене на протяжении всей пьесы. Существовала своеобразная пирамида труппы, вершиной которой были премьеры, следующей ступенью – те, кто играл роли второго плана, еще ниже в этой иерархии находились третьестепенные исполнители.

Но стали появляться пьесы, где действие охватывало не одну сюжетную линию, и существовало несколько героев, вместо одного главного. Трехступенчатую иерархию сменил ансамбль, на первый план выходил то один, то другой исполнитель в зависимости от развития пьесы. Подобная драматургия уже не позволяла осуществлять одному актеру спонтанное режиссирование, уже не создавалось ролей, вокруг которых было закручено все действие. В ходе пьесы возникало несколько центров. Драматурги также теряли свою значимость. Параллельно возрастала роль декораторов, что еще больше углубляло конфликтную ситуацию. Авторы пьес не желали сдавать позиции, свое мнение старались навязывать исполнителям и художникам через множественные ремарки и авторские указания.

Изначально режиссер появился из среды актеров, драматургов и лишь после стал автономной фигурой. Этот процесс хотя и был довольно стремительным, но обязанности представителя новой профессии постепенно менялись и сформировались не сразу.

Задачи первых режиссеров русского театра

  1. Изначально он обязан был решать организационные вопросы.
  2. Затем появилась обновленная должность директоров – это набор труппы, выбор репертуара, актеров определенного плана, размещение в подходящих зданиях.
  3. Другое направление деятельности — организация самого творческого процесса работы над пьесой.
  4. Большее значение стало уделяться подготовительному этапу. В него входило: поиск материалов, например, для постановок исторической тематики, читка пьесы, репетиции.
  5. Возникла необходимость сплочения труппы вокруг одного человека, подчинения его воле и соблюдение дисциплины. Эту задачу и стал решать режиссер.
  6. Не менее важной его обязанностью стала функция воспитания коллектива в соответствии с репертуаром и правилами.
  7. Появилась необходимость воспитания и зрителя в новых традициях и правилах.
  8. Расширение функциональных возможностей особенно выразилось в например, в создании сложных мизансцен. Они могли появиться только при содействии режиссера, который видел подмостки из зрительного зала. Мизансцена наравне с пластикой и словом стала языком постановки.

Когда все это сосредоточилось в руках одного человека – режиссера, тогда он, а не драматург или актер, стал автором представления. Его замысел и композиция стали основой, сам спектакль от этого получался более целостным.

В Европе эта должность появились во второй половине XIX века. В России этот процесс шел в более медленном ритме, на то были свои исторические причины. Россия была юным театральным государством. Развитие этого вида искусства в обеих столицах замедлял монопольный закон . По нему в Москве и Санкт-Петербурге могли работать только императорские театры, тогда как в провинции существовала частная антреприза. Монополия была отменена в 1882, это послужило основанием для возникновения частных сценических площадок, но им трудно было соревноваться с действующими, поэтому они открывались и закрывались, не выдерживая конкуренции.

Московский Художественный театр как колыбель русской режиссуры

К тому времени, когда появился МХТ, публика столицы уже была готова и с нетерпением ждала рождение нового храма Мельпомены. Историческая обозначила основополагающие идеи существования нового театра. Во время их знаменитой беседы обсуждались вопросы:

  • сценической этики,
  • технической стороны дела,
  • организации процесса,
  • репертуара,
  • построения взаимоотношений в коллективе и между двумя руководителями.

По всем пунктам у них уже был особый план реформирования старого сложного сценического организма, и эти идеи не противоречили, а лишь дополняли друг друга. Двойное руководство позволило использовать организаторский талант Станиславского — ему была отдана постановочная часть, а Немирович отвечал за литературную сторону процесса. В труппу были включены Москвин, Книппер, Мейерхольд и другие актеры-любители Алексеевского кружка и выпускников Филармонического общества. Программа будущего театра у новых директоров сложилась сразу, не все удалось выполнить на первых порах, что-то далось легко, к чему-то пришлось идти долгие годы.

Идеалом была труппа без иерархии, созданная на творческом и социальном равенстве. Весь процесс подготовки и работы над пьесой в МХТ был построен иначе, чем это было принято раньше. Большое внимание уделялось подготовительному этапу постановки: прочтению пьесы, ее разбору, многократным и генеральным репетициям. Подготовительный процесс захватил и воспитание зрителя: нельзя было ходить по залу во время действия, заходить после третьего звонка, прерывать аплодисментами действие.

Немирович большое значение уделял качеству драматургии в репертуаре. Здесь не было ничего случайного, но и не существовало ограничений по стилю или тематике. Первые десять лет в репертуаре можно было проследить несколько направлений:

  • историко-бытовое (А. Толстой),

  • интуиции и чувства (Чехов),

  • общественно-политическое (Ибсен, Горький),

  • социально-бытовое (Гауптман, Л. Толстой),

  • фантастики, символизма (Островский, Метерлинк).

Первой была пьеса «Царь Федор Иоан­но­вич» А. Толстого. Драма соответствовала поставленным целям нового храма Мельпомены. Оба режиссера почерпнули вдохновение из гастролей труппы герцога Мейнингенского, оттуда они взяли стремление к исторической подлинности, гармонию в каждом элементе действия, тщательную проработку массовых сцен. Постановка оказалась успешной, но Немирович говорил, что МХТ родился не с этой премьерой, а гораздо позже, в скромной череде рабочих будней.

В репертуаре были анонсированы следующие спектакли:

  • «Антигона» Софокла,

  • «Чайка» Чехова,

  • «Гедда Габлер» Ибсена,

  • «Венецианский купец» Шекспира,

  • «Потонувший колокол», «Ганнеле» Гауптмана,

  • «Самоуправцы» Писемского.

Именно «Чайка» ознаменовала рождение новой сценической площадки. Премьера, состоявшаяся 17 декабря 1898 года, не была шумной, зал был полупустой, но именно с этой пьесы начался успех. Эта и другие : «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» в корне поменяли драматическое искусство нового века.

МХТ сразу стал модным и любимым у интеллигенции, которая увидела в его постановках свои идеалы.

Роль и значение МХТ

Революционные идеи Станиславского и Немировича получили свое развитие. К 1910 году режиссерский театр разделился надвое. Первый – литературный и психологический, разграничивающий сцену и зрительный зал невидимой стеной. Второй – с импровизацией, по духу похожий на комедию дель арте. Одновременно существовали всевозможные виды сценического искусства обоих направлений, они взаимно влияли и дополняли друг друга.

За пятнадцать лет со дня знаменательной встречи Станиславского и Немировича-Данченко:

  • появился МХТ, он развил свое влияние на драматическое искусство начала XX века,
  • родилась новая творческая профессия режиссера,
  • свершилась смена автора спектакля,
  • рождение новой профессии помогло формированию драматической сцены как самостоятельного искусства,
  • режиссура, выросшая из мхатовского опыта, стала развиваться в разных направлениях.

Новый театр режиссера В.С.Мейерхольда

Через четыре сезона Мейерхольд, ведущий актер труппы, уйдет из нее, решив испробовать себя в новой роли режиссера. Сначала он создаст «Товарищество новой драмы», потом будет пробовать себя, работая в филиале МХТ. Он попытается освободиться от излишней натуральной правды мейнингенской школы. Его студия станет воплощением идеи условного драматического искусства.

Теория и практическое воплощение символистского театра нашло отражение в творчестве Метерлинка. Основываясь на этом и развивая идею статичного представления, Мейерхольд на исходе 1906 года в Петербурге у Комиссаржевской ставит спектакль «Балаганчик». В театре-балагане нет литературного источника. По драматургическому замыслу, актер становится центром импровизационного действия. В основе действия лежит сценарий – череда драматических ситуаций, но не с конкретными героями, а с образами-масками без индивидуальных черт, где сценическое пространство и предметный мир условны. Исполнители должны были изучить технику прошлых эпох, чтобы использовать в игре приемы гротеска и балагана.

Русская режиссура Серебряного века

Для мировой сцены явил миру пять великих режиссеров, каждый из которых оставил свой неповторимый след в искусстве. М. Чехов так охарактеризовал их:

  • Константин Станиславский – с преданностью правде внутренней жизни,
  • Владимир Немирович-Данченко – с точностью мышления, ощущением структуры и целостности,
  • Всеволод Мейерхольд – с демоническим воображением видеть во всем зло,
  • Евгений Вахтангов – с насыщенной театральностью,
  • Александр Таиров – со стремлением к красоте.

Эти режиссеры расширили границы драматического искусства, указали на возможность выбора в творческом методе создания спектакля, убедили, что на сцене все допустимо и все возможно. А сами остались в отечественной театральной истории как великие мастера русского режиссерского театра, став родоначальниками многих и многих последующих направлений и школ.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Средства массовой информации, развлечения в виде фильмов, шоу, пьес, театральных постановок и тому подобного прочно вошли в нашу жизнь. Теперь мы и представить себе не можем, как бы жили и развлекались, если бы не было телевизора и театра. А ведь все эти постановки и фильмы кто-то придумывает, разрабатывает сценарий, воплощает задуманное в игре актеров. Вот об этой профессии мы и поговорим в этой статье.

В любом кино, шоу и постановке фигурирует профессия "Режиссер". Под загадочным названием скрывается определенная должностная инструкция. Хотя человек, далекий от отрасли создания кино, понимает список действий режиссера достаточно смутно. А возможно, и не представляет его вовсе. Итак, что же это за профессия - режиссер?

По сути, режиссер - самое главное лицо на Именно от него зависит актерская игра, наличие и вид декораций, качество фильма, правильно подобранный актерский состав, состав сценаристов, озвучка, специальные эффекты и так далее. Профессия "Режиссер" подразумевает непрерывное общение со множеством людей и управление ими. Без него на площадке наступил бы хаос и полное непонимание между людьми.

Профессия "Режиссер": описание

Данная профессия является очень сложной, емкой, но и увлекательной. Режиссера можно сравнить с дирижером оркестра. Именно он руководит действиями всех специалистов, которые находятся на съемочной площадке. Его задача - добиться продуктивности во взаимодействиях людей, скоординировать последовательность и необходимость выполнения разных задач, донести до творческого состава, что и от кого именно требуется, а главное - в какой срок и в каком виде. Профессия "Режиссер" - самая важная в области кинематографа и театральных постановок. Именно благодаря этим людям нашему вниманию представлены действительно захватывающие и увлекательные шедевры мирового кино и постановок.

История профессии

История профессии "Режиссер" не так уж длительна, как можно было бы предположить. Появилась она только во второй половине девятнадцатого века. До этого такая должность отсутствовала. Казалось бы, как же тогда функционировали театры? В те времена постановкой спектаклей занимались либо сами авторы произведений, либо актерская труппа в совокупности. Необходимость в режиссерах появилась с увеличением количества театров, а также с появлением киноиндустрии.

Востребованность профессии

Профессия "Режиссер кино" является одной из самых престижных на настоящий момент. Пробиться к широким экранам, работать над фильмами, которые впоследствии увидят миллионы людей, - заветная мечта многих людей, связавших свою жизнь с режиссурой. Однако действительно достичь таких высот дано далеко не каждому. На данный момент режиссер может заниматься не только киномонтажом, но и сопровождать праздники и концерты разного масштаба, ставить спектакли в театрах, работать с группой аниматоров и так далее. Так что, можно сказать, что востребованность средняя. В большом кино ее почти нет, а в совсем скромных кругах ее достаточно, но не хватает желающих работать от раза к разу, да еще и за небольшое вознаграждение.

Человеческие качества

Для того чтобы пробиться на хорошее положение в этой профессии, следует обладать набором определенных человеческих качеств. Профессия "Режиссер киномонтажа и театра" исключительно творческая. У кандидата в режиссеры должно быть исключительное чувство прекрасного. Вывести игру актеров на совершенный уровень, прочувствовать временные составляющие постановки, увидеть, какие необходимы дополнительные и основные эффекты, освещение, последовательность действий и так далее. Режиссер должен видеть картину целиком и одновременно по частям, чтобы не упустить из виду ни одной важной детали. К тому же должны быть хорошо развиты коммуникативные качества. Все-таки придется постоянно работать с огромным количеством самых разных людей, объяснять им их задачи, находить к каждому подход.

Навыки и умения режиссера

Обучиться профессии режиссера можно в колледжах, академиях, университетах, институтах культуры и кинематографии. Хоть одно из в любом городе предоставляет возможность учиться этому ремеслу. Профессия "Режиссер театра и кино" требует отличного знания как зарубежных, так и национальных, как современных, так и исторических. Режиссер должен разбираться в жанрах, уметь правильно излагать свои мысли, как устно, так и письменно. Важно развитое ораторское искусство и грамотная речь. Ни один режиссер не сможет чего-то добиться в этом деле без лидерских данных. Воображение, широкий кругозор, личная артистичность, способность быстро принимать самые неожиданные решения - всем этим в обязательном порядке должен обладать режиссер. Особенности профессии требуют постоянного совершенствования этих данных.

Обязанности режиссера

Этот человек отвечает за подбор сценария, его чтение, корректирование. В его задачах состоит сотрудничество со сценаристами и продюсерами, поиск средств на экранизацию. режиссер" и "Режиссер кино" подразумевает непосредственное участие в постановке и организации экранизации или театрального представления. Эти люди отбирают подходящих претендентов на ту или иную роль, проводят с ними подготовительные работы, объясняют суть будущей роли, нюансы игры, назначают время съемок и репетиций. На заключительном этапе в обязанности режиссера входит проверка должного уровня на всех этапах работы. Ему необходимо убедиться в качественности звукового сопровождения, освещения, музыки, декораций, работы стилистов и так далее. Режиссер заключает в себе самого главного кооператора всех представителей на съемочной площадке. К тому же он - организатор, менеджер и управляющий в одном лице. В его задачи входит и раскрутка своего детища, реклама, продажа в кинотеатры или театры. Без его активного участия никто и никогда не услышит о новом шедевре.

Наиболее известные вузы

Практически все российские режиссеры являются выпускниками двух известных московских вузов. Это Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК) и Эти два вуза выпустили немало творческих и талантливых личностей. Поступить туда достаточно сложно. И скорее всего, учиться придется на платной основе. Бюджетных мест предусмотрено всего 5-8. Но перспективы, которые дают своим студентам данные учебные заведения, стоят тех денег, которые предстоит отдать за обучение. Образование и известность места, в котором оно получено, является очень важным моментом в карьере публичного человека.

Плюсы и минусы работы режиссера

Работа режиссера достаточно трудоемка, требует полной отдачи от человека. Для того чтобы пробиться к более-менее завидному положению, придется очень много работать. Иногда даже сутки напролет. Искать возможности, находить и завязывать полезные знакомства, поддерживать связь одновременно со множеством нужных людей. К тому же придется вложить немало эмоций и собственных чувств в творческий процесс и процесс донесения своей точки зрения до окружающих людей. Работать придется много, долго, упорно и не всегда с хорошей оплатой труда. Возможно, для того чтобы получить хороший проект, придется пройти несколько конкурсов на бесплатной основе. Зато если уж задуманное будет воплощено, уважение, положение в обществе и материальная сторона вопроса не смогут не порадовать.

Зарплатные ожидания

Начинать карьеру можно с В зависимости от общей стоимости проекта, зарплата у ассистентов колеблется от двадцати тысяч до сорока. Режиссеры и продюсеры различных масштабных конференций и выставок, различных презентаций, рассчитанных на большое количество участников, могут получать оклад в размере от семидесяти до двухсот тысяч рублей за проект.

Оценить средние зарплаты по этой профессии достаточно сложно. Успешные режиссеры могут получать миллионы за свои кинофильмы, а рядовые представители отрасли, занимающиеся малобюджетными картинами и постановками, могут работать действительно за копейки. В театре режиссер может получать как процент от выручки за весь спектакль, так и четко фиксированный оклад. Оклад обычно в таких случаях составляет от тридцати пяти до пятидесяти тысяч рублей в месяц. Процентная ставка может быть выгодней, однако она не обещает стабильности.