Орнаментальные мотивы мордовской вышивки. Введение в мордовский народный орнамент

Оксана Артамонова

Мордовский орнамент «Розетка» с использованием элемента

«квадрат с продленными сторонами» на керамической тарелке с использованием техники точечная роспись.

Художественное творчество мордовского народа формировалось с учетом традиций финно-угорского мира и взаимодействия с культурами соседних народов. Наиболее ярко оно проявилось в орнаментике народного мордовского костюма, бытовых и ритуальных предметах, зодчестве.

Веками формировавшийся образ мира воплотился в присущих только мордовскому народу знаковой системе, орнаментальных композициях. Орнаментальные мотивы возникли как ассоциации с явлениями окружающей природы, с растениями, плодами, животными.

Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов.

Весь орнамент состоит из зигзагов, кругов, волнистых линий, розеток, квадратов, ромбов.

Круг в мордовской этнознаковой символике используется как символ солнца, луны, колеса, кольца. Он олицетворял собой силу, которая дарила жизнь всему сущему.

Квадрат – порядок, истину, справедливость, мужское начало.

Зигзаг – считается символом воды. Издревле человек почитал водные источники: родники, реки, озера, моря. У многих народов мира распространены мифы о том, что все в мире произошло из воды, которая является первоосновой всего сущего. В мордовских мифах вода (Иневедь, т. е. большая, великая вода) также является первичным элементом мироздания, она соответствует началу мира. По представлениям мордвы, Великая вода была и своеобразной преградой, отделяющей мир живых от потустороннего мира, где обитают умершие и сверхъестественные существа.

Цвета в мордовских узорах (орнаментах) носят символическое значение

1) Белый цвет. Символизирует изобилие, благо, добро, жизнь, чистоту, святость, сдержанность, невинность.

2) Красный цвет. Является одним из самых распространенных и любимых у мордвы, обозначая любовь, красоту, силу, смелость, эмоциональность, здоровье, тепло, победу.

3) Черный цвет. Его восприятие является негативным либо нейтральным.

4) Желтый цвет. Символизирует зрелость, полезность, ценность.

Мы живём в Мордовии. Должны знать ценности своего народа. Самый благодатный путь – возрождение забытых национальных ценностей. Не показное сувенирное, а каждодневное погружение (обращение) к истокам даст положительный результат и поможет проникнуться искусством мордвы.

Публикации по теме:

Конспект НОД в подготовительной группе с использованием регионального компонента: «Башкирский национальный орнамент» Тема: Башкирский национальный орнамент Программное содержание: - познакомить воспитанников с понятием «орнамент», дать понятие «башкирский.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций рыбок (пресноводных). Беседа о местах обитания рыб (озеро, река, море). сделать заготовки.

Цели и задачи занятия: развивать у детей эстетическое восприятие природы; научить передавать изображение цветов, используя технику пластилинографии;.

Мастер-класс «Оформление осенней берёзы с использованием техники квиллинг» Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития.

Здравствуйте! У меня готова следующая тарелочка. На этот раз захотелось попробовать изобразить маки. Для работы потребовалось следующее:.

ООД по изодеятельности «Зимний пейзаж» с использованием нетрадиционной техники рисования Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально – художественная, продуктивная. Тема: Сказочный зимний лес. Тип: интегрированное.

В мордовской народной вышивке преобладает геометрические орнамент и еще две категории орнаментальных мотивов: изображения птиц и деревьев. Меньшее распространение получили изображения птиц, но не рассмотреть пути и закономерности их появления в рукоделии нельзя, поскольку в других видах декоративно-прикладного искусства мордовского народа птички встречаются в большом ассортименте. Практически во всех могильниках мордвы 1 тыс. нашей эры встречаются уникальные привески с подвесками в виде лапок водоплавающих птиц и небольшие подвесочки-уточки. Весьма своеобразным украшением женщин в 8-11 вв. была так называемая бляха "с дверцей". Сама "дверца" (крышечка) изображала туловище и голову птицы, а орнамент по полю бляхи - крылья и хвост.

Рис. 27. Украшения в виде уточек и лапок водоплавающих птиц.

В нашем распоряжении имеются четыре изображения семейства пернатых в орнаменте вышивки, исполненные с достаточной реалистичностью. Выбрано несколько геометрических орнаментальных мотивов, аналогичные изображения которых у других народов трактуются исследователями как изображения птиц. На одной из вышивок уточки изображены плывущими одна за другой в виде бордюра, на трех других - изображения птиц парные, стоящие по сторонам дерева и обращенные головами друг к другу. Подобные геральдические композиции из птиц с деревом распространены в искусстве чувашей, марийцев, башкир, обских угров. Позаимствованные из восточного искусства геральдические изображения птиц и дерева обрели у народов Поволжья иную трактовку, произошли значительные изменения в форме.

Известные изображения птиц в мордовской вышивке трудно связать с каким-либо определенным видом птицы. Замечено, что в двух случаях они изображены с крыльями, изображения ног имеются только в одном случае. В вышивке панара бордюр образован из геральдических композиций, в промежутках между этими композициями из птиц и дерева включены антропоморфные фигуры, занимающие место дерева. В вышивке покая из коллекции ГМЭ изображения птиц, предстоящих у дерева, являются основными в нагрудных вышивках, отходящих от наплечных розеток. Оба изображения птиц и дерева подчеркнуты горизонтальным элементом, на концах которого видны тоже птицы или конские головы. Контаминация образов птиц и коня - явление, присущее декоративно-прикладному искусству мордвы. Достаточно вспомнить огромное количество ажурных привесок, найденных в могильниках мордвы, у которых щитки имели изображения конских голов, а внизу на цепочках подвешивались лапчатые подвески. Геометрические орнаменты, приведенные в качестве изображений птиц в мордовском орнаменте, мало напоминают изображения птиц, S-образные фигуры, прямые кресты с тюльпанообразными концами. Но в искусстве обских угров, марийцев и башкир процесс замены реалистических изображений птиц на более абстрактные геометрические фигуры показан этнографами убедительно. Но лишь в двух модификациях геометрические мотивы можно связать с геральдической композицией птиц, предстоящих у дерева (S-образные мотивы и прямой крест с тюльпановицными концами). В других случаях изображения птиц направлены головами в стороны от предполагаемого дерева и скорее похожи на конские головы, распространенных в древнем декоративном искусстве мордовского народа.

Другая категория мотивов (имитация деревьев) представлена в мордовском орнаменте полнее. Деревья в геральдических композициях попадается столько раз, сколько имеется изображений птиц. Во всех остальных случаях символы деревьев составляют бордюр или трехчастную композицию с выделением центрального дерева. Материалы орнамента дают возможность проследить процесс замены в вышивке реалистических изображений деревьев в геометрические мотивы: исчезают корни, появляется ромб на вершине, ветви превращаются в зигзагообразные и рогообразные элементы. Если согласиться, что вертикальная прямая с отходящими от нее симметрично рогообразными элементами - мотив дерева, то мы имеем чрезвычайно широкую популяризацию в мордовской вышивке орнаментальных мотивов, в основе которых лежит символика дерева. На некоторых вышивках среди изображений деревьев встречаются антропоморфные фигуры. Похожие присутствуют в мордовском орнаменте, но отсутствие исходных форм и переходных к геометризированным антропоморфным узорам не позволяет утверждать с достаточной степенью уверенности о наличии в мордовском орнаменте развитого класса антропоморфных мотивов.

Рис. 28. Схемы простейших сетчатых орнаментов и построение бордюров.

Главенствующим в мордовской вышивке являются геометрический орнамент, по характеру и многосложности среди которых выделяется более двадцати групп. Основными являются зигзаги, квадраты, ромбы, треугольники, роговидные узоры, кресты, восьмиконечные звезды, вытянутые шестигранники, S-овидные фигуры, сложные розетки, построенные на основе ромба или на основе правильных восьми- и шестиугольников; многие орнаментальные мотивы состоят из нескольких элементов различных групп. Не все исходные варианты разнородных групп узоров равнозначны в формировании богатства орнамента мордовской вышивки: одни дают 3-10 вариаций узоров, другие десятки вариантов. Зигзаг дает мало вариантов узоров, но его применение заставляет признавать зигзаг основным орнаментальным мотивом рукоделия. Особая категория - мелкие окаймляющие узоры, созданные декоративными швами и фактически применяющиеся во всех вышивках. Среди них ряды параллельных прямых (вертикальных и наклонных), мелкая сетка, Г-образные и рогообразные, рогообразные с крестиками на концах, крестики, квадраты, ромбы с продленными сторонами, ромбы на уголках зигзагов, вильчатые узоры, крючки, спирали. Швы, заполняющие фигуры на эрзянских панарах и покаях, также дают большую коллекцию подобных узоров. Среди них появляются и новые: кресты и ромбы, у которых стороны выполнены мелкими треугольниками, ромбы со вписанными квадратами и, наоборот, квадраты и ромбы с диагоналями и соединенными серединами сторон, ромбы с одной диагональю, восьмиконечные розетки, решетчатые ромбы, спирали.

Планирование орнамента на одежде и головных уборах мордвы не является произвольным. В зависимости от формы и размерности орнаментируемой площади выбиралась композиция орнамента, величина фигур. Для орнамента мордовской вышивки характерны такие виды симметрии, как сетка, бордюр и розетка.

Сетка, особенно косая, как вид симметрии, широко представлена в вышивках. Прямая встречается в вышивке пулагаев, но реже. Сетчатый орнамент превалирует в декоре головных уборов и более поздних пулагаев. У головных уборов сетчатый орнамент служит для декора лобной части, тыльной стороны и лопасти. Косая сетка имеет ромбическую ячейку, прямая - квадратную. В орнаменте мордовской вышивки встречается несколько типов косых сеток. Простейшие из них широко распространены в оформлении лобных и тыльных сторон эрэянских головных уборов и представляют собой или косую сетку с заполнением ячейки-ромба концентрическими фигурами, или орнаментальные мотивы располагаются в каждой ячейке на равном расстоянии друг от друга по горизонтали и вертикали. В сетках этого типа применяются и контуры вокруг фигур, но интервалы между фигурами не меняются. В ряде случаев в узлах сеток ютятся дополнительные орнаментальные мотивы. В случаях, когда они имеют более крупные размеры, нежели основной узор, общий вид декора меняется, его основа делается менее заметной, на первый план выступает негатив узора. Сочетание нескольких элементов в начинке ячеек сетки, оконтуривание отдельных орнаментальных мотивов или их частей дает до 4-5 вариантов узоров при одинаковом графике сетки. На этом примере очевидно сохранение традиций и мастерство вышивальщицы, ее стремление выразить свою индивидуальность.

Рис. 29. Схемы простейших розеток из сетки и орнамента из ромбов (вверху) и схемы построения орнаментов из сеток и ромбов (внизу).

Видоизменения сеток начинают выглядеть значительно сложнее, если узор захватывает всю площадь ячейки. Особую сложность приобретают сетки, у которых основные орнаментальные мотивы построены на основе ромба с продленными сторонами по горизонтали или вертикали, или во все стороны; на основе ромба с тремя отростками на каждой стороне; на основе ромба с продленными и загнутыми сторонами. Выполнение орнамента в таких сетках делается с соблюдением равенства линий узора и фона. Негативные фигуры повторяют контуры позитивных фигур или получаются новые орнаментальные мотивы. Многообразие редакций узоров, что усиливает художественные достоинства вышивки, достигается расположением основных орнаментальных мотивов в каждой ячейке-ромбе наклонной сетки или размещением основного мотива лишь в ромбах-ячейках, примыкающих друг к другу только по горизонтали и вертикали. Второй способ более продуктивен, поскольку появляется возможность вводить в орнамент добавочные позитивные узоры, увеличивается вариативность негативных узоров. Идентичность линий фона и узора позволяет строить сетку из узоров, которые далеки от исходных вариантов, так как для построения их использовались позитивные и негативные узоры. Большая продуктивность второго способа объясняется возможностью приумножения альтернатив узоров за счет сближения ромбов по горизонтали, или по вертикали, или по горизонтали и вертикали вместе. Целый ряд негативных узоров, полученных в сетках из ромбов с продленными сторонами или с тремя стеблями на каждой стороне, стал использоваться самостоятельно в качестве основных (позитивных) узоров. Среди них часто встречается мотив прямого креста, построенного из пяти ромбов, с рогообразными мотивами на четырех конечных ромбах. Нередко применяется мотив ромба с продленными сторонами-гребешками.

Исходной версией для получения оригинальной группы узоров стала сетка, построенная на основе ромба с продленными и загнутыми сторонами. Полученные с ее помощью негативные Т-образные узоры уже сами создают сетки, в которых выполняют уже роль орнаментальных мотивов.

Весьма распространенным видом симметрии в мордовском орнаменте является бордюр, применявшийся в вышивке подавляющего большинства частей одежды и головных уборов, подчеркивая их контуры, приумножая значение горизонтальных или вертикальных плоскостей. Бордюры из простейших фигур (наклонные отрезки прямых, зигзаги, ромбы, косые кресты) со сплошь вышитым фоном и заключенные между двумя горизонтальными (или вертикальными) параллельными прямыми применялись для отделки лопастей сорокообразных головных уборов, наплечных вышивок панаров, шва спереди на эрзянских панарах. Увеличение вариантов бордюров такого рода происходило за счет ниток разного цвета, удвоения или утроения контуров, введение дополнительных элементов в пробелы между фигурами.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Исследовательский проект тема « Традиции мордовского орнамента: история и современность» Выполнила: Павлова Ю. 2016 г.

2 слайд

Описание слайда:

Мордва – это народ, говорящий на одном из финно-угорских диалектов. Проживает он в бассейнах двух рек, Мокши и Суры, и в междуречье Белой и Волги. Это один из коренных народов Российской Федерации. В границах самой республики Мордовия проживает треть этого народа, а большая его часть расселена по соседним областям РФ. Кстати, сами представители этого народа себя так не называют. Этот этноним произошел из слова, переводящегося как «мужчина, человек». Мордва делятся на две основные этнические группы – эрзя и мокша

3 слайд

Описание слайда:

Что такое орнамент Часто предметы быта, одежда, архитектурные сооружения украшаются орнаментом – узором из одинаковых повторяющихся фигур. Однако в древности орнамент имел не столько функцию украшения, сколько служил оберегом, защитой человека от злых сил.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Веками формировавшийся образ мира воплотился в присущих только мордовскому народу знаковой системе, орнаментальных композициях. Орнаментальные мотивы возникли как ассоциации с явлениями окружающей природы, с растениями, плодами, животными. Это образы коня, утицы, процветающей ветви, восходящие к языческой древности, культу деревьев и воды, культу природы, частью которой чувствовал себя человек. Образ дерева мы можем увидеть на предметах утвари, на одежде. Дерево изображалось в виде горизонтальных линий, косых крестов, елочек, которые складывались в оригинальные композиции. В мордовской вышивке, украшениях немало узоров, связанных с образом водной птицы. Орнамент на мордовской утвари

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Головные уборы - важная часть в комплексе мордовского народного костюма. В прошлом отражали социальное, семейное, общественное положение. От головного убора зависела и прическа. Прическа – (сеендема – мокшанская, судрявкс – эрзянская). У мордвы играла существенную роль в комплексе народного костюма. Выполняла не только эстетическую и практическую функцию, но и отражала социальное положение человека. Традиционной прической девушек конца 18 в. – коса. В мордовских народных песнях подчеркивается светлый цвет волос («светлее солнца»). Более старинная мордовская прическа – из нескольких, косичек, сохранилась у лукояновской мордвы – эрьзи до начала 20в. У мордвы – мокши был распространен обычай подрезать около ушей волосы и укладывать их в виде завитков (усманят).

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Часто на разных предметах весь орнамент состоит из одних только зигзагов, кругов, волнистых линий, в другом случае – розеток, квадратов, ромбов, происхождение которых восходит к древним родовым знакам. Каждый знак декора в прошлом был осмыслен и сообщал о связях человеческой жизни с миром божественным и загробным. Круг в мордовской этнознаковой символике использовался как символ солнца, луны, колеса, кольца. Треугольник символизировал завершение, женское начало. Квадрат – порядок, истину, справедливость, мужское начало Фрагмент вышивки передника.Конец XIX – начало XX в. Казанская губерния, Чистопольский уезд Фрагмент вышивки рубахи покай. XIX – начало XX в. Самарская губерния, Ставропольский уезд

10 слайд

Описание слайда:

Особый интерес представляет женская одежда, в ней более устойчивы традиционные черты. Изготовленная вручную, праздничная одежда бережно хранилась и передавалась по наследству. Мордовский народный костюм сохранил многие самобытные и архаичные черты в своем облике. Покрой одежды и головных уборов мокшанских женщин и комплекс нагрудных и набедренных украшений позволяют воспроизвести черты предшествующих современному костюму деталей. В узорах мордовских вышивок прослеживается символика, восходящая к древним верованиям народа. Женская мордовская одежда с орнаментом

11 слайд

Описание слайда:

Между девушками каждой деревни шло постоянное соревнование в искусстве вышивания. А на свадьбе было принято демонстрировать многочисленные вышитые невестой рубашки, платки, полотенца и другие подарки, прежде чем она вручит их жениху и его родственникам, участникам свадебной церемонии. Широкое распространение у мордвы получили браслеты, перстни, кольца. Археологические изыскания свидетельствуют о самобытности древнего ювелирного производства у мордвы. Женское мордовское соревнование в искусстве вышивания

12 слайд

Описание слайда:

Традиционный костюм мокши Традиционный костюм эрзи Традиционный народный костюм в разной степени сохранился у мокши и эрзи. Если мордовки-мокшанки ещё довольно часто одевают его, имеют как будничные, так и праздничные варианты национальной одежды, то мордовки-эрзянки наряжаются в него гораздо реже, лишь по праздникам или на концерты художественной самодеятельности. Свахи надевают его на свадьбу, а некоторые пожилые женщины берегут в качестве посмертной одежды.

Художественное шитье на плечевой одежде мордвы производилось вокруг шейного выреза, по плечам, рукавам, подолу и продольным швам полотнищ. Количество, колорит и состав орнаментальных мотивов зависели от назначения одежды. Наиболее богатой смотрится праздничная обрядовая одежда.

Вышивка нательных рубах и верхней распашной одежды.

Стержневую декоративную нагрузку выполняли декоры наплечные и по подолу. Наплечная с каждой стороны начиналась у шейного выреза и заканчивалась на границе плеча и рукава розетками. На праздничных рубахах наплечные вышивки переходили в нарукавные, достигавшие обшлагов. От плечевых по спине и груди вдоль швов центрального полотнища спускались вниз симметричные неширокие кромки. На подоле они заканчивались полурозетками, имеющими сзади форму ступенчатых пирамид, а спереди - веерообразную. Полурозетки сзади смещены к центру полотнища, а передние полурозетки сшивными швами делились на две симметричные фигуры. По обшлагам рукавов и краю подола располагались бордюры. Однако спереди в нижней части центрального полотнища орнамент резко менялся, образуя композиционный центр.

Рис. 6. Композиция вышивок на подоле (1 - спереди, 3 - сзади) и на плечах (2) рубахи мордвы-мокши.

Рис. 7. Орнаментация на плечах женских рубах зубова-полянской мордвы-мокши.

Рис. 8. Композиции орнаментов на подолах рубах мордвы-мокши.

Рис. 9. Вышивки по подалам спереди и сзади соответственно.

В верхней секции вышитых продольных полос располагались полурозетки или розетки. Когда продольные полосы спереди отсутствовали, исчезали и полурозетки. Подобная компоновка узоров присуще для мордвы-мокши. В Старошайговском и прилегающих районах продольные узорные полосы спереди отсутствовали, значительно уменьшилась вышивка спереди на подоле по окружности имитации разреза, зато на спине вертикальные полосы вышивок соединялись горизонтальной, образующей основание треугольника, обращенного вершиной вниз.

На рубахах мордвы-мокши Зубово-Полянекого района и Пензенской области имитация разреза и продольные узорные полосы сзади отсутствуют. Зато в точках соединения рукавов с полотнищем имеются прямоугольной формы вышивки наляз, отсутствующие у других групп мордвы. Вдобавок, наплечные композиционные сюжеты, переходящие на праздничных рубахах в нарукавные, у зубово-полянской мордвы-мокши опускаются на спину и соединяются сзади шейного выреза.

Отсутствие продольных полос, розеток на подоле характерно для рубах мордвы-эрзи сел Дракино и Кажлодка Торбеевского района: по бокам вышивались треугольные и прямоугольные розетки. На архаичных экземплярах рубах мордвы-мокши также встречаются вышитые розетки на подолах по бокам.

Рис. 10. Композиции вышивок на рубахах (вверху слева), наплечниках (вверху справа) и на подоле (внизу) обрядовой одежды мордвы-эрзи.

На эрзянских рубахах орнаментация располагалась широкой полосой с обеих сторон центрального шва и объединяла в единое целое сюжеты по подолу, развитую нагрудную и наплечную. Вышивка на обрядовых уборах занимала большую площадь, порою закрывала холст целиком. Но расположение вышивок на обрядовой и будничной одежде одинаково. Основу наплечного узора составлял ромб, обращенный одной вершиной к декольте. От противоположной вершины шла наплечная композиция, переходящая в нарукавную. Последняя заканчивалась шитьем по обшлагу, широком на обрядовом облачении. Нагрудная сюжетная линия, иногда занимавшая на покаях всю верхнюю часть рубахи, опускалась до конца шейного выреза и состояла из продольных примыкающих друг к другу полос. Композиция орнамента отличается от мокшанского: отсутствуют передние парные полурозетки; центральная имитация разреза, сильно вытянута по вертикали и примыкает к нагрудной. Позади имеются крупные полурозетки, соединяющиеся с наплечной продольными полосами. На будничном одеянии 19 - начала 20 вв. орнаментация по подолу превратилась в узкую полосу бордюра, полурозетки исчезли.

У мордвы-терюхан отмечается наличие узких полос вышивок вокруг шейного выреза, узоров вокруг имитирования переднего разреза. Сопоставление орнамента на рубахах мордвы-мокши Зубово-Полянского района и мордвы-терюхан, локализует общие черты: наблюдается сходство в покрое рубах, едва выражены декорации по швам полотна, отсутствует или слабо выражена имитация разреза на подоле, имеются усовершенствованные наплечные вышивки.

Расположение на рубахах вышивок в виде полос, идущих вдоль швов на спине и груди, или окаймляющих подол, концы рукавов, предопределило и композицию узора. В подавляющем большинстве случаев эти декоры представлены бордюрами.

Рис. 11. Народный орнамент вышивок по подолу и обшлагам рукавов женских рубах.

Особенность орнамента мордвы - однотипность состава декоративного рисунка по подолу, исключая моделирование разреза спереди. Основной элемент - ромб, ромб с диагоналями, ромб с продленными, продленными и загнутыми сторонами. Вариативность орнаментальных мотивов достигается за счет различных расстояний между ромбами, усложнения соединяющих их перемычек. Неизменным элементом является фигура из двух слитных ромбов или отдельных частей ромбов. В ромбовидных бордюрах активное участие в образовании новых элементов принимает фон. Исходный элемент - ромб с продленными сторонами и ромб с тремя ответвлениями на ребрах. Более проработанный орнамент характерен для мордвы-мокши Зубово-Полянекого района и мордвы-эрзи из сел Дракино и Кажлодка Торбеевского района. Окаймляющие бордюры выполнялась темного цвета шерстью с редкими вкраплениями вышивок зеленого, желтого и красного цветов.

Рис. 12. Народный орнамент вышивок на рукавах верхней женской одежды мордвы-терюхан.

Рис. 13. Народный орнамент вышивок на спине женских рубах зубова-полянской мордвы-терюхан.

Орнаментальные мотивы указанных бордюров свойственны еще нескольким группам украшений: рукава и наплечники мордвы-терюхан, наспинные и наплечные мордвы-мокши Зубово-Полянского района и боковые розетки на подоле мордвы-эрзи из сел Дракино и Кажлодка и прилегающих мокша-мордовских сел.

Нарукавные украшения представляют собой заполненный горизонтальными рядами бордюров прямоугольный кусок холста, охватывающий рукав шушпана. Наплечники оформлялась шестиугольной розеткой. Наспинные вышивки наля имеют прямоугольную форму, нарушенную контурами ромбов. Вышивки лафтушкат по композиции встречаются двух видов: первый имеет вид розетки трапециевидной формы, большее основание обращено в сторону шеи; второй - узкая полоска на плече заканчивается 3-5 розетками-ромбами. Розеткам на подолах рубах из села Дракина характерна треугольная или прямоугольная с треугольным наверху завершением форма. Все перечисленные образцы (исключая лафтушкат второго типа и терюханских рукавов) имеют одну особенность: полностью вышит фон, а контуры различных вариантов ромбов или производных от них фигур вышиты черной или темно-синей шерстью. Розетки налхз дракинской мордвы композиционно, по колориту и составу орнаментальных мотивов являются приближенной копией наспинных вышивок наляг зубовополянекой мордвы-мокши.

Вышивание на рукавах шушпана мордвы-терюхан состоит из нескольких горизонтальных зон. По краю обшлага размещается вышивка кояксы, орнамент которой разительно отличается от остальных рядов вожапри и характеризуется асимметричностью построения, представляет собой бордюр из треугольников, заполненных различными вариантами фрагментов ромбов. Орнамент других горизонтальных зон повторялся. Обычно орнамент первой зоны совпадал с орнаментом третьей, второй - с орнаментом четвертой.

Подмечая особенности разнобразия декорирования, следует указать, что орнамент ее строго прямолинейный, геометрический. Скругление углов, типичное для орнамента мордвы-мокши, здесь отсутствует. Исключение составляет Т-образная фигура в шитье наляг и налхз. Негатив узора (фон) в равной степени, что и позитив, выступает в качестве формообразующего элемента, зависящего от равенства контуров узоров и оставленного между ними фона. Октагон и бордюры, характерные для других видов вышивок, здесь отсутствует.

Центральная декорация на подоле, розетки по подолу, наплечники и нарукавники мокшанских панаров по представленности орнаментальных мотивов, композиции, и технике выполнения представляют собой другую группу украшений. Если в орнаменталистике первой группы основную нагрузку несли контуры узора, то в отделке по плечам, рукавам, подоле, груди и спине этого уже не наблюдается. Правда, сохраняются четкие контуры орнаментальных мотивов, но они обязательно заполняются сплошной вышивкой. Нарушается равенство фона и узора (негатива и позитива), налицо стремление полностью заполнить фон различными декоративными элементами. Для этой группы орнаментальных мотивов характерно скругление прямоугольных контуров, довольно широкое использование кругов и овалов. По композиции сюжеты делятся на три группы. К первой относятся наплечные и нарукавные (по рукавам и обшлагам) и представлены они бордюрами, заключенными в пространство между двумя параллельными полосами. Мотивы орнамента разнообразны: зигзаг, ромб, круг, восьмиконечная звезда и ее элементы, рогообразные фигуры, прямые и косые кресты, Т-образные фигуры. Встречаются и более сложные мотивы, состоящие из развитых розеток и построенных на основе круга, ромба и крестов. Среди них - вписанная в круг восьмиконечная звезда, круг с рогообразными аппендиксами, кресты с раздвоенными и рогообразнозагнутыми концами, прямые кресты с тюльпанообразными фигурами на концах, косые кресты с Т-образными фигурами на концах и т. п.

Рис. 14. Окаймляющие бордюры в лобной части и народный орнамент лопастей бабань панга.


Рогообразные элементы орнаменталистики этой группы располагаются в два-три яруса и объединяются вертикальным элементом. Получается древовидная фигура, широко распространенная в сюжетах других частей одежды. Специфичным мотивом является и восьмилепестковая розетка, часто заключенная в круг или четырехугольник, реже - в ромб.

На некоторых праздничных панарах мотивы наплечных и нарукавных вышивок одинаковы, на других - различны. На нарукавных неоднократно обнаруживается сплошное заполнение холста, без выделения черным контуром. Сплошная вышивка представляет собой мозаичную полосу, состоящую из небольших ромбов. Вышиты эти ромбы завертывающимся по спирали стежком. Естественно, что базисный орнаментальный мотив этих нарукавных украшений - ромб, образующий 1-3 бордюра. Общий вид этих нарукавных украшений явственно отличается от других вышивок на мокшанских панарах.

Розетки на подоле по композиции подразделяются на два типа. Задние имеют форму ступенчатых пирамид. Практически основу всех розеток подобного рода составляет фигура ромба в разных его вариантах или восьмиугольник, нередко вписывающийся в ромб. Чаще розетки построены следующим образом: в центре - малый четырех- восьмиугольник, а по макушкам ромба - ромбические вариации, восьмиугольных розеток, прямых крестов. Пространство среди основных мотивов заполнено мелкими фигурами, декоративными швами, а вся розетка по внешнему контуру оформлялась рогообразными, П-образными элементами, крючками и другими простыми элементами. По концепции орнаментальных мотивов задние розетки на подоле отличаются от бордюров вышивки по подолу, наплечных и розеток спереди.

Рассуждая о ромбе как основе орнаментальных мотивов розетки сзади на подоле, имея в виду поставленный на одну из вершин тетрагон, то основу орнаментальных мотивов розеток спереди на подоле составляет лежащий горизонтально прямоугольник и построенные на его основе мотивы: квадрат с продленными сторонами, с отростками на гранях, с продленными и загнутыми сторонами. Особенностью построения розеток является построение по прямой сетке. Розетка позади на подоле представляет из себя верхнюю долю ромба, а спереди - верхнюю половину косого креста и напоминает своим внешним видом древовидную фигуру с двумя или четырьмя ветвями, заключенными в общий, контур.

Ансамбль орнаментальных мотивов у розеток одинаков спереди и сзади, но не встречаются круг, полуовал, восьмиконечная и восьмилепестковая розетка.

Наиболее развитой в этой группе является отделка, имитирующая разрез, симметричная относительно оси тела и занимающая все полотнище. Совокупность орнаментики и техника вышивания не отлична от наплечных и нарукавных, однако центральная шире, исполнена в виде нескольких полос бордюра, располагающихся одна над другой. Композиция видоизменяется в центре, когда полосы бордюра меняют направление на 90 градусов и поднимаются вверх, огибая "разрез". Там появляются новые элементы, меняется ритм узора, не разрушающего целостного восприятия. В мотивах центрального декора заметнее просматривается квадрат в качестве структурного элемента. Квадрат возникает как обрамление бордюра из ромбов, заключенных между горизонтальными полосами. Он инициирует самостоятельное функционирование, образует новые элементы; крестообразные мотивы начинают связываться с квадратом, а не с ромбом. Более завершенный вид получают восьмиконечные и восьмилепестковые розетки, розетки на основе круга, прямого и косого креста.

К описываемой группе узорного вышивания относятся нагрудные и наспинные украшательства. Состав орнаментальных мотивов подобен розеткам позади на подоле. Треугольные розетки большим основанием примыкают к вертикально расположенным вышивкам. Значительная их часть формируется вокруг Т-образной фигуры, положенной горизонтально, или состоят они из 3-4 элементов в виде буквы Т горизонтально.

Рис. 15. Варианты простейших орнаменталов (верх) и наплечников мордвы-эрзи из с. Дракино (низ).

Продольные каймы вышивок сзади выполнялись подобно технике росписи, внешним видом резко отличались от всех других. Орнаментика небогата: фрагменты ромбоидов и квадратов, рогообразные мотивы, Г- и Т-образные фигуры. Но ажурность достигается использованием техники росписи, а геометрические контуры делают ее уникальной. Нечто подобное встречается в наплечных вышивках мордвы-эрзи из сел Дракино и Кажлодка, в отделке головных уборов мордвы-мокши, обрядовых рубахах мордвы-эрзи. Но в продольных украшательствах на панарах мордвы-мокши она получила наибольшее распространение.

Общность декоративного оформления, расположение его основных масс, построение вышитых сюжетов на мокшанских и эрзянских рубахах не предполагает абсолютной тождественности. Есть несколько особенностей, позволяющих выделить вышивку на эрзянских панарах: большая площадь особенно в области плеч и груди, на рукавах; частичное отсутствие обозначения специальным швом контуров орнаментальных фигур. Они выделяются цветом, техникой вышивания. Орнаментальные фигуры с ясно обозначенным контуром сосредотачиваются в области плеч, на обшлагах рукавов, отчасти спереди в области стилизации разреза и на подоле треугольные розетки, которыми завершаются полосы вышивок сзади.

Богатая и своеобразная материальная и духовная культура мордовского народа формировалась в процессе сложных и разносторонних взаимоотношений его с кочевниками юга и с народами лесной полосы Восточной Европы. При этом определяющее значение с последней четверти 1 тыс. нашей эры имели контакты мордвы с восточнославянскими племенами, а затем - со сформировавшимся иа их основе русским народом.

Мордва, численность которой составляет свыше одного млн. человек является самым крупным из народов финно-угорской языковой семьи и од ним из крупных народов Среднего Поволжья. Коренная этническая территория на западе ограничивалась нижним течением Оки, на севере - Волгой, на востоке захватывала долину Суры, на юге простиралась до верховий Суры и Мокши. В ходе исторического развития мордва широко расселялась за пределами коренной этнической территории. В настоящее время мордва живет вперемежку с русскими и татарами, составляя по переписи 1989 г. около 33% населения республики.

Мордва этнически неоднородна и состоит из двух крупных этнических общностей: эрзи и мокши. Выделяются небольшие этнографические группы: мордва-терюхане, мордва-эрзя (шокша) и мордва-каратаи. Названия этих групп связаны с их географическим расселением, а языково-культурные особенности обусловлены влиянием инонационального окружения.

Сложная этническая история мордвы нашла свое отражение и в декоративно-прикладном искусстве. Мордовский народ не только создавал сам, но и творчески осваивал культурные достижения соседних народов, вкладывая свое понимание красоты в создаваемые произведения культуры. Яркое представление о мастерстве древних ювелиров, гончаров, ткачей и резчиков в 1 - начале 2 тыс. нашей эры дают находки бытовых предметов, украшенных орнаментом, различных металлических украшений, бус, вышитых тканей, сделанные во время археологических раскопок.

В 18 - начале 20 вв. древние традиции прикладного искусства мордвы получили свое яркое воплощение в шитье бисером, в изготовлении украшений из бисера, бус, пуговиц, металла и раковин, художественной обработке дерева. Значительное распространение имели узорное ткачество, вязание и аппликация. Но наиболее яркой и выразительной была вышивка. Ее самобытность и высокие художественные достоинства, сложность орнаментальных форм давно привлекали внимание исследователей. Уже в путевых очерках, описаниях и дневниковых записях, первых обобщающих исследованиях о народах России путешественников и ученых 19 в. имеются свидетельства о широком распространении вышивки, о, ее орнаменте. В трудах практически всех исследователей, изучавших материальную культуру мордовского народа, имеются сведения о вышивке, ее колорите и орнаменте, технике исполнения. Из дореволюционных исследователей несомненная заслуга в изучении мордовской народной вышивки, ее орнамента принадлежит финскому ученому-этнографу А.О. Гейкелю. И поныне его монография дает довольно четкое представление о составе орнаментальных мотивов мордовской народной вышивки 19 века. Предпринятые Гейкелем поиски исходных форм орнаментальных мотивов привели к появлению 63 таблиц рисунков простейших элементов, встречающихся в искусстве многих народов мира. Формалистический подход к изучению орнамента мордвы, поиски "общефинских", "прафинских" орнаментальных мотивов не позволили Гейкелю дать объективную оценку орнаменту мордовской народной вышивки.

В советской этнографической литературе, посвященной материальной и духовной культуре локальных групп мордвы, орнаменту вышивки уделяется уже большее внимание и с иных позиций. Имеется много ценных замечаний по технике вышивания, составу орнаментальных мотивов, их происхождению. Орнамент, рассматривается в качестве исторического источника. Изучая орнамент народов Сибири как исторический источник (в частности орнамент обских угров), С.В. Иванов неоднократно привлекал для сравнительных характеристик многие орнаментальные мотивы мордовской вышивки, рассматривал вопросы их происхождения. Совершенно естественно, что в Трудах Мордовской этнографической экспедиции Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая и ордена "Знак Почета" Научно-исследовательского института языка, литературы, истории и экономики отведено значительное место, особенно в третьем томе "Народная одежда мордвы". В этой монографии В.Н. Белицер на обширном, научно документированном материале рассматривает расположение и колорит вышивки на будничной и обрядовой одежде, касается состава орнаментальных мотивов и вопросов их происхождения.

Особое место в изучении орнамента мордовской народной вышивки принадлежит Т. А. Крюковой. Уже сама постановка темы исследования ("Мордовское народное изобразительное искусство") предполагала кроме публикации памятников народного творчества обращение именно к орнаменту вышивки как наиболее массовому виду народного творчества. И здесь Крюкова сумела выделить локальные группы мордвы, отличающиеся по колориту вышивки и составу орнаментальных мотивов, отметила зависимость композиции вышивки и орнамента от характера и назначения одежды, обратила внимание на устойчивость традиций в композиции и составе орнаментальных мотивов, рассматривала вопросы развития орнамента в историческом плане. Большим достоинством монографии является публикация значительного количества образцов вышитой одежды и орнамента в черно-белом и цветном исполнении.

В последнее время вопросы состава и композиции мордовского орнамента привлекают все большее внимание исследователей. В статьях В.Н. Мартьянова рассматриваются вопросы происхождения ряда орнаментальных мотивов, композиция и семантика редких в мордовской вышивке сюжетных композиций. Но в целом вопросы происхождения, типового состава орнамента, использования его в качестве исторического источника, анализа в искусствоведческом плане еще ждут своего исследователя.

Рассматривая состав орнаментальных мотивов, композицию и типовой состав орнамента вышивки, мы обращаемся к вышивке только женской одежды. Во, многом это связано с тем, что мужская народная одежда утратила свои самобытные черты (в том числе, вероятно, и вышивку) уже в 17 в. Традиционная женская одежда, напротив, сохраняла на протяжении довольно длительного времени свои многие самобытные черты в покрое основных частей одежды, в расположении и колорите вышивки, в составе ее орнаментальных мотивов.

В декоративный комплекс женского традиционного костюма у локальных групп мордвы В 19 - начале 20 века входили рубахи, сарафаны, штаны, юбки, кофты, платья, передники, безрукавки, курточки, верхняя одежда из холста, сукна и меха, различные типы головных уборов, многочисленные головные, шейные, нагрудные, поясные и наручные украшения, обувь из лыка и кожи.

Для исследования был выбран орнамент вышивки трех групп предметов как наиболее устойчивых и традиционных по покрою и расположению вышивок. В первую группу входят нательные рубахи и распашная одежда, во вторую группу - головные уборы, в третью - поясная одежда и украшения, в которых использовалась вышивка.

Иллюстрируя свои теоретические положения черно-белыми рисунками, мы понимаем условность трактовки многих узоров вышивки. При черно-белом исполнении орнамента не всегда удается передать характерное для мордвы оконтуривание орнаментальных мотивов, заполнение элементов узора разными по цвету нитками, включение контура орнаментального мотива в позитив и негатив узора и т. д. Но В то же время графическое изображение орнамента позволяет более четко определить характерный состав орнаментальных мотивов, выделить исходные элементы орнамента. Применяя при характеристике орнамента такие понятия как "позитив" и "негатив", мы исходим из того, что вышитый красной или черной ниткой узор - это позитивный узор, а невышитый белый фон холста между позитивными контурами узора - это негативный узор.

Вышивка плечевой одежды

Истоки народной вышивки уходят в далекую древность. Можно предположить, что уже в 5-7 вв. вышивка существовала как самостоятельный вид декоративной отделки костюма. У населения, оставившего Армиевский могильник, существовало несколько видов ткани. Один из них, употреблявшийся для изготовления одежды, представлен тканью из шерсти, причем на одном обрывке отчетливо заметен орнамент в виде косых клеток. Нитка, при помощи которой изготовлялся орнамент, в настоящее время имеет более светлый тон». Наличие вышивки зафиксировано и в других археологических памятниках мордвы: в Курманском могильнике мы находим те же кресты и круги, исполненные цветной нитью по гладкому полю ткани полотняного переплетения. В Крюково-Кужновском могильнике, как бы вторя узору ломаной саржи, на ткани вышиты ромбы. Все образцы вышивки выполнены кручеными вдвое шерстяными цветными нитями по шерстяной ткани иного, чем нити, цвета. Лучшая сохранность тканей в могильниках 12-17 вв. позволяет более определенно говорить о широком распространении вышивки. Так, в Коринском и Сарлейском могильниках найдены вышитые фрагменты рукавов, головных уборов, лент от какого-то нагрудного украшения.

Покрой плечевой одежды

Рис. 1. Женская народная одежда мордвы-мокши. Покрой и расположение вышивок.

Расположение вышивок на плечевой холщовой одежде 19-20 вв. зависело от покроя одежды, ее назначения. У всех групп мордвы рубаха была туникообразной, но выделялись два варианта покроя - мокшанский и эрзянский. У мордвы-мокши в основе рубахи было одно полотнище холста, перегнутое на плечах поперек и составляющее перед и спину. При сшивании основного полотнища с боковыми получалось четыре шва: два спереди и два сзади (далеемокшанский покрой). Основу нательной рубахи мордвы-эрзи составляют два полотнища холста, перегнутые на плечах поперек. При сшивании получалось тоже четыре шва, но расположение их было другое: по середине спины и груди и два по бокам (далее эрзянский покрой, рис.2). По своему покрою нательная рубаха мордвы-эрзи (панар, покай) отличается не только от рубахи мордвы-мокши, но и от рубах всех других финно-язычных народов Поволжья и Прикамья, а также чувашей, у которых покрой рубах близок к мокшанскому. Следует обратить внимание еще на одно обстоятельство: у всех народов Поволжья, за исключением мордвы-эрзи, бытовали женские холщовые штаны, доходящие до щиколоток.

Рис. 2. Мужская и женская народная одежда мордвы-эрзи. 1 - мужская нательная рубаха; 2 - женская нательная рубаха; 3 - обрядовая рубаха покай; 4 - женская нательная рубаха мордвы-терюхан; 5 - верхняя распашная одежда из холста руця.

В связи с различным кроем рубах мордвы-мокши и мордвы эрзи наблюдается в настоящее время и довольно четкое различие в расположении вышивок на них. Вышивка на мокшанской рубахе, располагаясь вдоль швов, образовывала две группы параллельных линий спереди и на спине, идущих от плеч и заканчивающихся полурозетками, а на эрзянской - вышивка концентрировалась вдоль шва на груди. В то же время целый ряд фактов позволяет высказать предположение о том, что у предков мордвы-эрзи в далеком прошлом (предположительно - в начале 1 тыс. нашей эры) была распространена наплечная одежда, скроенная по типу мокшанской. Факты эти следующие. На многих эрзянских рубахах сохранились спереди и сзади на подоле рудименты парных вышитых полурозеток, а также продольные полосы вышивок на груди и спине, характерные для мокшанских рубах и соответствующие их крою. Особенно хорошо они прослеживаются на обрядовой одежде мордвы-эрзи - покаях. В селе Алемаеве (Нижегородская область) в конце 19 в. зафиксирован покай, скроенный по типу мокшанской рубахи и с соответствующим расположением вышивок. Очень близок к мокшанскому, возможно, является вариантом мокшанского, покрой нательной рубахи мордвы-терюхан.

Рис. 3. Женская народная одежда мордвы. Покрой и расположение вышивок. 1 - нательная рубаха мордвы-мокши; 2-4 - нательная рубаха мордвы-эрзи.

Общим для всей мордвы является покрой верхней распашной одежды из холста типа халата. Основу составляет одно полотнище холста, перегнутое на плечах поперек и разрезанное спереди (мокшанский покрой).

Кроме того, в могильниках на этой территории встречается височная привеска с бипирамидальным грузиком на одном конце и спиралькой - на другом; часто - западная, иногда - южная ориентировка погребенных; часто встречается обряд погребения женщин на боку, в скорченном положении, с пилокерями (специфическими накосниками). Естественно возникает вопрос о том, где и когда могли произойти события, которые привели к изменениям в покрое нательной рубахи мордвы-эрзи, в декоративном комплексе всего костюма, а следовательно, и к изменениям в расположении вышивок.

Одной из составных и специфических частей декоративного комплекса костюма мордвы-эрзи является набедренник (пулай, пулагай, пулакш и др. названия). Наибольшее число аналогий эрзянскому пулаю из археологических материалов имеется в погребальном инвентаре муромских могильников. Простейшие типы поясных украшений муромы находят свое продолжение в поясных украшениях. Симметричность расположения больших прямоугольных ажурных привесок в более сложных поясных украшениях муромы, их ярусность повторяются и в эрзянских пулаях, особенно из Нижегородской и Самарской областей. Так пулай из на состоит из двух сплошь вышитых кусков холста, укрепленных симметрично на узком тканом пояске. Эта традиция выделения двух вышитых прямоугольников. располагавшихся при одевании пулая симметрично на ягодицах, сохраняется вплоть до начала ХХ века. Основу ряда пулаев составляет кусок холста размером около 15х45 см. Разделен он на три части. По бокам - прямоугольники вышивок размером 15х20 см, середина оставлена невышитой. В пулаях, относящихся к более раннему времени, невышитая середина занимала третью часть (или более) всей ширины пулая. Со временем эта средняя часть сократилась и к началу 20 века превратилась в вертикальную разделительную полосу между вышитыми прямоугольниками. ширина этой полосы колебалась в пределах двух - шести сантиметров, Подобная разделительная полоса между двумя вышитыми прямоугольниками характерна для всех пулаев мордвы-эрзи Нижегородской области. Рудименты разделительной полосы встречаются и на пулаях мордвы-эрзи Самарской области.

Рис. 4. Верхний и средний ряд - схемы поясных украшений мордвы-эрзи. Штриховкой отмечены зоны вышивки. Нижний ряд - Украшение мордвы-эрзи ожа нучка и украшение муромы.

Рис. 6. Композиция и состав орнаментальных мотивов вышивки поясных украшений мордвы-эрзи.

В муромских древностях встречается сложное украшение, состоящее из одного - четырех "коромысел" С колокольчатыми или бутыльчалыми подвесками и пронизей, соединяющих эти "коромысла". Высказывались предположения, что это украшение - привеска для косы, наспинное украшение или специальное поясное. Прямой аналогией специфическому муромскому украшению из "коромысел" является наспинное украшение теньгушевской мордвы-эрзи ожа - ничка. Оно представляет собой надеваемые на плечи и перекрещивающиеся на спине красные шерстяные лямки, к концам которых на уровне пояса пришивались узкие, вытянутые в горизонтальном положении прямоугольные куски бересты или картона, обшитые кумачом, монетами и раковинами. Прямоугольники из бересты (картона) располагались в два-три яруса и соединялись между собой в центре узкой полосой ткани. Приведенные факты позволяют говорить о сходстве поясных украшений муромы и мордвы-эрзи, причем не в отдельных частях, а в построении их в целом. Возможно, следует говорить более определенно: эрзянские пулаи генетически связаны с муромскими поясными украшениями.

Рассматривая одежду русских рязанского Поочья, отмечают сохранившиеся в ней к началу 20 века следы влияния "чудского" населения, проживавшего на этой территории в 1 тыс. нашей эры. Среди этих следов - "эрзянский" шов, встречающийся в вышивках русских бывших Спасского и Михайловского уездов Рязанской губернии, и широко распространенный "мордовский" лапоть. А у русских села Мелихова бывшего Касимовского уезда бытовал своеобразный пояс с бахромой, напоминавший в какой-то мере эрзянский пулай. О древних контактах мордовского населения со славянским в рязанском Поочье свидетельствуют и лингвистические данные. Появление у мордвы-эрэи иного покроя нательной рубахи, отличного от всех других финноязычных народов Поволжья и Прикамья, было связано с длительными этническими контактами мордвы-эрзи и вятичей в рязанском Поочье и позднее с русскими в западной части Волго-Окско-Сурского междуречья. И, возможно, восточные славяне, у которых рубашка шилась из четырех продольных полотнищ холста и которая является общеславянской. могли повлиять на изменение покроя нательной рубахи мордвы-эрзи. В связи С изменением покроя нательной рубахи мордвы-эрзи стала формироваться на протяжении 1 тыс. нашей эры и отличная декоративная отделка. Однако на более древних образцах, особенно на обрядовой одежде (и прежде всего на покаях), сохранились рудименты декоративной отделки, свидетельствующие о некогда существовавшем едином покрое рубахи у мордвы-мокши и мордвы-эрэи.