Чем характеризуется доминантное занятие. Музыкальные занятия в детском саду. Эффективные игровые методы и приёмы в работе с детьми на музыкальных занятиях

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ФРОНТАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Рубрика (тематическая категория) Музыка

В младшем возрасте занятия по подгруппам постепенно приобретают более четкую структуру. Отдельные виды музыкальной деятельности начинают выделяться в самостоятельные разделы. По содержанию занятия приближаются к фронтальным. Во второй младшей группе они уже проводятся со всœей группой детей и имеют всœе разновидности фронтальных занятий. Индивидуальные занятия и занятия по подгруппам продолжают проводиться по мере крайне важно сти. В среднем и старшем дошкольном возрасте основными становятся фронтальные занятия. Οʜᴎ делятся на типовые, доминантные, тематические и комплексные.

Типовые занятия. Вариативность их структуры. Типовые фронтальные занятия включают всœе виды музыкальной деятельности: восприятие (раздел занятия ʼʼСлушание музыкиʼʼ и восприятие произведений по ходу занятия), исполнительство (пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах), творчество (песенное, танцевальное и игровое, музицирование на инструментах), музыкально-образовательный вид (сведения о музыке и способах ее исполнения).

Вместе с тем использовать всœе виды музыкальной деятельности на каждом занятии за 15-30 минут (в зависимости от возраста) зачастую невозможно. Здесь важно, чтобы отсутствие какого-либо вида деятельности не было постоянным.

Фронтальные занятия имеют традиционно сложившуюся в практике работы структуру, но крайне важно постоянно варьировать ее. Любое однообразие притупляет интерес, в т.ч. одно и то же построение занятия.

Рассмотрим вариативность структуры фронтальных занятий.

Уже вход детей на занятие в зал должна быть различным - под звучание марша (или танца) и без музыки. Предпочтительнее, чтобы ребята входили под музыку, но возможен и другой вариант.

В случае если дети входят в зал под звуки марша, важно проследить, чтобы уже с этого момента они прислушивались к музыке и согласовывали ходьбу с ее звучанием. Характер движений во вводной ходьбе может меняться (ходьба спортивным шагом, спокойная, умеренно бодрая, высоко поднимая колени, со сменой направления движений и т. д.). В разделœе ʼʼМетоды развития музыкального восприятияʼʼ были рассмотрены приемы, активизирующие слуховое внимание детей (контрастное сопоставление фрагментов маршей, беседа и т. д.). Чтобы поддерживать интерес к обучению, марши, звучащие в начале и в конце занятия, через неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время нужно менять, так как постоянное исполнение одного и того же марша притупляет эмоциональные реакции детей, музыка начинает восприниматься ими как привычный звуковой фон.

Далее следуют музыкально-ритмические упражнения. В случае если до занятия ребята мало двигались, эти упражнения позволяют им сменить вид деятельности. Движения под музыку, согласующиеся с ее характером, активизируют музыкальное восприятие, слуховое внимание. В этом разделœе занятия дети под руководством педагога стремятся выразительно выполнить знакомые движения в соответствии с настроением музыки, запомнить их, чтобы затем использовать в танцах, обучаются новым движениям.

После этого дети садятся, и педагог переходит к другим разделам: ʼʼСлушание музыкиʼʼ, ʼʼПениеʼʼ, ʼʼИгра на музыкальных инструментахʼʼ, включая творческие задания.

Завершается занятие танцем или игрой. Иногда в конце за таким образом, слушание музыки, беседа о ее содержании чередуются с пением.

При распевании и по ходу занятия ребятам предлагаются творческие задания. Чтобы осознать характер звукообразования, дикции, дети могут использовать движения руки (плавные или четкие), игру на музыкальных инструментах (барабане, дудочке).

Занятие не будет статичным, в случае если вы включите в него народные игры с пением, хороводы.

Чистота интонации в пении зависит от того, осознают ли дети направление движения мелодии. По этой причине рекомендуется применять игру на музыкальных инструментах, позволяющую моделировать направление движения мелодии, которую детям предстоит затем передать голосом, а также музыкально-дидактические игры. Так слушание музыки, музыкально-ритмические движения и игра на музыкальных инструментах помогают улучшить качество пения.

В случае если доминируют музыкально-ритмические движения, такое занятие тоже сопровождается слушанием музыки, беседой о ее характере, который дети должны будут передать в движениях. Можно инсценировать, оркестровать хороводы с пением, которые предполагают развитие действия. Включение в занятие музыкальных игр (сюжетных, бессюжетных) делает его занимательным, позволяет совершенствовать слуховое внимание, умение вовремя и выразительно передать смену характера музыки. На таких занятиях широко используются творческие задания, игры-угадайки с элементами пантомимы (изображение животных и т. д.). Дети импровизируют танцевальные движения, коллективно сочиняют танцы.

На доминантных занятиях необязательно привлекать всœе виды музыкальной деятельности детей, а отбирать лишь те, которые помогают выполнить поставленные задачи.

В случае если доминантное занятие посвящено развитию одной из музыкальных способностей и всœе задания в различных видах деятельности направлены на решение этой задачи, подбираются и соответствующие музыкально-дидактические игры и упражнения. Доминантные занятия могут иметь определœенную тему или сюжет. Οʜᴎ проводятся от 3 до 12 раз в квартал, применяют их начиная со второй младшей группы.

\^ Тематические занятия. Выделяют три разновидности этих занятий: собственно тематические, музыкально-тематические и сюжетные - исходя из характера избранной темы, наличия сюжета.

Тема должна быть взята из жизни и связана с музыкой (собственно тематическое занятие), к примеру: ʼʼОсеньʼʼ, ʼʼПрирода и музыкаʼʼ и т. д. Тематическое занятие иногда проводят вместо праздничного утренника.

Вместо концерта͵ подготовленного силами детей, на таком занятии педагог рассказывает об интересных событиях из истории, жизни, посвященных праздничной дате, сопровождает повествование музыкой. Произведения звучат и на фортепиано, и в грамзаписи. Ребята могут исполнить свои любимые песни, танцы (необязательно посвященные праздничному событию). Эти свободные занятия сильнее воздействуют на детей, чем заученное мероприятие.

На занятии, не связанном с праздничной датой, тема не должна формально объединять материал. Здесь главное - с помощью избранной темы показать возможности музыки, связать ее с жизнью. К примеру, на занятии ʼʼПрирода и музыкаʼʼ важно подобрать выразительный музыкальный репертуар (уже знакомые произведения и новые). Детям раскрывают изобразительные и выразительные возможности музыки, объясняют, как музыкальными средствами можно отразить различные жизненные явления, передать настроение, созвучное картинœе природы: любование ее красотой, завороженность (ʼʼРосинкиʼʼ С. М. Майкапара), тревогу, смятение (ʼʼЗимнее утроʼʼ П. И. Чайковского), могущество, силу (ʼʼМореʼʼ Н. А. Римского-Корсакова), чистоту, нежность, беззащитность (ʼʼПодснежникʼʼ П. И. Чайковского из цикла ʼʼВремена годаʼʼ) и т. д.

Музыкально-тематическое занятие еще одна разновидность тематического занятия. Тема его связана с самой музыкой, позволяет наиболее полно дать детям представления о музыкальном искусстве, выразительных возможностях музыкального языка, познакомить их с инструментами и т. д. Темы таких занятий бывают различными: ʼʼТемп в музыке и его выразительное значениеʼʼ, ʼʼТембр в музыкеʼʼ, ʼʼРегистрʼʼ, ʼʼДинамикаʼʼ, ʼʼИнтонация в музыке и речиʼʼ, ʼʼНародные музыкальные инструментыʼʼ, ʼʼИнструменты симфонического оркестраʼʼ, ʼʼРусская народная песняʼʼ и т. д.

Сюжетное музыкальное занятие не только объединœено общей темой, но имеет единую сюжетную линию. Сказочный или игровой сюжет придает занятию занимательность, увлекательную форму, развивает воображение, дает простор творческой фантазии.

Дети всœегда с интересом воспринимают сказочную ситуацию и по ходу действия сочиняют свои марши, песенки, танцы. Фрагменты классической музыки изобразительного характера усиливают впечатление необычности обстановки, дают толчок творчеству (ʼʼУтроʼʼ, ʼʼВ пещере горного короляʼʼ Э. Грига, ʼʼМореʼʼ Н. А. Римского-Корсакова, ʼʼМарш Черномораʼʼ М. И. Глинки и др.).

Учитывая зависимость отсюжетной линии ребятам предлагаются творческие задания, в которых крайне важно не только сочинить мелодию, но и передать в ней определœенное (заданное) настроение: ʼʼСпой свой марш так, чтобы нас не услышали злые волшебники, но так, чтобы нам было не страшно выбираться из темной пещерыʼʼ, ʼʼСколько налетело комаров! Давайте сочиним веселую полочку и спляшем, чтобы отогнать ихʼʼ (музыкальный руководитель Н. Н. Хаочева. Москва).

Комплексное занятие имеет те же разновидности, что и тематическое. Тема должна быть взята из жизни или позаимствована из сказки, связана с определœенным сюжетом, и, наконец, темой должна быть само искусство.

Это многообразие тем обогащает содержание комплексных занятий, предоставляет педагогу широкий выбор.

Тема, взятая из жизни или связанная со сказкой, к примеру ʼʼВремена годаʼʼ, ʼʼСказочные персонажиʼʼ, помогает проследить, как один и тот же образ передается разными художественными средствами, найти сходство и отличие в настроениях и их оттенках, сравнить, как показан образ ранней весны, только просыпающейся природы и бурной, расцветающей, и отметить при этом наиболее яркие выразительные особенности художественного языка каждого вида искусства (звуки, краски, слова).

Важно, чтобы смена художественной деятельности не носила формальный характер (дети слушают музыку о весне, рисуют весну, водят весенние хороводы, читают стихи), а объединялась бы задачей - передать сходное с музыкой настроение в рисунке, движениях, стихах. В случае если произведения не созвучны по образному содержанию, а лишь объединœены общей темой, к примеру, после прослушивания фрагмента пьесы П. И. Чайковского ʼʼНа тройкеʼʼ из цикла ʼʼВремена годаʼʼ (нежного, мечтательного), звучат строки из поэмы Н. А. Некрасова ʼʼМороз, Красный носʼʼ - ʼʼНе ветер бушует над бором...ʼʼ (суровые, несколько торжественные), не соответствующие характеру музыки, но близкие ей по теме, крайне важно обратить внимание детей на контраст настроений, иначе цель занятия не будет достигнута.

Поиски образных движений в воображаемой ситуации подготавливают детей к творчеству, расковывают их фантазию. При этом тематические занятия, несмотря на увлекательную форму, не должны носить характер развлечения или отрепетированного мероприятия.

Все виды тематических занятий применяются в каждой возрастной группе. Различны лишь содержание репертуара, сведения о музыке.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ФРОНТАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ" 2017, 2018.

Традиционные , или как их еще называют типовые, музыкальные занятия являются наиболее распространенными в практике дошкольных учреждений. В их структуру входят почти все виды музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах), последовательность которых может быть различна. Проведение традиционных занятий обеспечивает систематичность и последовательность усвоения учебного материала, постепенное усвоение определенных умений и навыков.

Доминантные занятия - это занятия, в структуре которых доминирует, преобладает какой-либо из видов музыкальной деятельности. Используется этот тип занятий для преодоления отставания детей в определенном виде музыкальной деятельности. В этом случае другие виды музыкальной деятельности являются вспомогательными. В связи с этим принято выделять несколько вариантов структуры доминантного занятия :

занятие с доминированием восприятия-слушания музыки;

занятие, в структуре которого доминирует певческая деятельность;

занятие с доминированием музыкально-ритмической деятельности;

занятие, в структуре которого преобладает игра на детских музыкальных инструментах

Тематические. Отличительной чертой является то, что здесь музыкальный материал по всем видам музыкальной деятельности объединен единой темой. Это дает возможность сконцентрировать внимание детей на одной теме в процессе всего занятия. При этом активность детей значительно повышается. Структура тематических занятий должна быть гибкой. Она зависит от выбранной темы, музыкального репертуара, возраста детей. В процессе тематического занятия может использоваться вспомогательный художественный материал - произведения устного народного творчества (загадки, потешки, считалки, игры-забавы и др.), предметы изобразительного творчества (рисунки, картины, репродукции и др.)

Комплексные занятия - это занятия, в процессе которых обучающие и воспитательные задачи реализуются средствами сразу нескольких видов художественной деятельности (музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театрализованной).

Форма организации таких занятий необычна . Она позволяет создавать положительный эмоциональный фон, атмосферу радости, сотворчества. Дети чувствуют себя на таких занятиях более раскованными, раскрепощенными. Педагог помогает детям реализовать их творческие возможности, стимулирует их активность, самостоятельность детей, участвует в совместной деятельности с ними. В комплексных занятиях учебные задания и художественный материал объединяются общей темой. В этом комплексные занятия схожи с тематическими. Но, в отличие от тематических, тема в них раскрывается средствами разных видов искусства . Все виды художественной деятельности в таком занятии объединены единым художественным образом . Это позволяет детям постепенно осознать, что один и тот же образ или явление можно выразить разными художественными средствами.

Основными методами и приемами раб. с дет. на МЗ являются:

Наглядно-слуховой (исполнение педагогом песен, игра на муз инструм);

Наглядно-зрительный (показ репродукций картин, игрушек, изображений инструментов, портретов композиторов; использование цветных карточек для определения характера произведения и закрепления нового слова в словаре ребенка; моделирование расположения звуков по высоте и их ритмических соотношений. Опора на зрительную наглядность значительно облегчает усвоение музыкальных знаний.

Словесный метод применяется, когда педагог сообщает детям различные сведения о музыке, поясняет ее содер-е, разъясняет, как применить тот или иной прием исполнения, овладеть определенными навыками и т.д.

Используя практический метод (показ приемов исполнения, вариантов творческ импровизаций и т.д.), педагог рассказывает детям о способах действий, необходимых им в исполнительской и творческой деятельности. Этот метод облегчает детям усвоение муз знаний, помогает закрепить их на собствен опыте.

Практические приемы - оркестровка, передача характера музыки в движениях - позволяют глубже прочувствовать и осознать значение средств музыкальной выразительности: акцентов, динамики, пауз, темпа.

Приемы:Совместные действия ребенка со взрослым; подражание действиям взрослого;жестовая инструкция;собственные действия ребенка по вербальной инструкции взрослого.

При проведении МЗ необходимо соблюдать ряд условий: регулярность проведения; простоту и доступность; выразительность; сочетание в рамках одного занятия различных методов работы учителя и видов д. детей; повторяемость предложенного материала не только на музыкальных, но и на других видах занятий; использование ярких дидактических пособий; активное и эмоциональное участие взрослых.

Основные направления кор-пед раб:

1.Слушание музыки.

3.Музыкально-ритмические движения и танцы.

4.Игра на элементарных музыкальных инструментах

5.Театрализованная деятельность.

Игровая форма заданий помогает без особых затруднений усвоить многие достаточно сложные музыкальные понятия и представления (высота, длительность звуков ит.д.).

Другим видом исполнительской музыкальной деятельности в ДОУ являются музыкально-ритмические движения на уроках корр ритмики . Использование ритмики, музыкально-ритмических средств обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического R.

Структура музыкального занятия для детей

Обучение ребенка музыке будет успешным, если педагогом был выбран правильный подход к построению музыкальных занятий. Если говорить коротко, то для дошкольников эффективными считаются занятия, в которых используются разные виды деятельности, применяется игровая методика. При правильном построении музыкальных занятий осуществляется систематическое и всестороннее развитие детей, направленное на достижение поставленных целей. При этом малышам интересно выполнять задачи педагога, они с удовольствием знакомятся с новым материалом, приобретая новые и полезные навыки, умения, знания.

Виды музыкальных занятий

Прежде чем начать занятия музыкой с ребенком, педагог должен определить вид этого занятия, что поможет подобрать дальнейшую структуру и последовательность работы.

Виды музыкальных занятий

Характеристика

Индивидуальная работа и работа с подгруппами Чаще применяется в занятиях с младшими дошкольниками, которым сложно работать большими группами. Длительность таких занятий - 5-10 минут, частота – 2 раза в неделю. Для эффективности индивидуальных занятий объединяют разные виды деятельности, используют игровые приемы, яркие наглядные атрибуты. Индивидуальные занятия могут понадобиться не только детям, которые отстают от своих сверстников: часто подобная работа направлена на развитие и совершенствование конкретных музыкальных способностей, на обучение игры на музыкальных инструментах. Работа с подгруппами уместна, когда несколько детей проявляют интерес к одному музыкальному виду деятельности.
Фронтальные занятия Охватывают все виды музыкальной деятельности, проводятся с детьми всей группы.
Доминантные занятия Доминантное занятие актуально для развития конкретной музыкальной способности, и заключается в доминировании одного из видов музыкальной деятельности:
  • восприятия музыки;
  • пения;
  • музыкально-ритмических движений;
  • игры на музыкальных инструментах;
  • детского музыкального творчества.
Тематическая работа Тематические занятия предусматривают использование всех видов музыкальной деятельности, объединенных общей темой. Различают 3 вида таких занятий: собственно тематическое (может проводиться вместо утренника), музыкально-тематическое, где тема занятия связана непосредственно с музыкой (например, «Динамика», «Тембр в музыке» и т.д.), и сюжетное, которое объединено единой темой и имеет общую сюжетную линию.
Комплексные занятия Содержат различные виды искусства и художественной деятельности, чаще бывают фронтальными, проводятся с группой детей. Целью комплексных занятий является:
  • познакомить детей со спецификой различных видов искусства;
  • акцентировать внимание на особенностях художественных средств разных видов искусства;
  • научить передавать свои мысли и настроения за счет разных видов деятельности.
Рекомендуемая частота таких занятий – раз в месяц.
Типовые занятия Как правило, на типовых занятиях используются различные виды музыкальной деятельности. На практике же выясняется, что во время занятий не используется какой-то один вид деятельности, например, игра на музыкальных инструментах. Если это явление имеет непостоянный характер, то нарушений в организации типового занятия нет – это норма.

Каким требованиям должно отвечать музыкальное занятие?

Хороший педагог, профессионал своего дела, составляя музыкальное занятие должен учитывать общепринятые требования:

  1. Физическую, умственную и эмоциональную нагрузку ребенка.
  2. Последовательность используемых видов музыкальной деятельности и репертуара.
  3. Связь развития музыкальных способностей, освоения навыков и знаний, разучивание музыкального репертуара.
  4. Возрастные особенности учеников, наличие и специфику отклонений в развитии.
  5. Соответствие занятий учебным задачам музыкального развития.

В большей степени эффективность музыкальных занятий зависит от:

  • учебного материала, его качества и содержания;
  • поставленных целей и задач;
  • особенностей ребенка (возрастных и индивидуальных);
  • методов, приемов обучения;
  • профессионализма педагога и его умения контактировать с ребенком.

Структура стандартного музыкального занятия

Стандартное занятие на развитие музыкальных способностей ребенка включает 4 основных направления:

  1. Слушание музыки.
  2. Ритмика.
  3. Развитие слуха.
  4. Развитие способностей к музицированию.

С каждым новым занятием материал должен усложняться и обогащаться новой информацией. Однако не стоит забывать о повторении уже пройденного материала. В каждом музыкальном занятии должна присутствовать новизна, сюрприз, элемент неожиданности. Педагог должен тщательно продумывать каждую секунду предстоящего занятия, тщательно готовиться к его проведению. В музыкальных занятиях приветствуется импровизация – она позволяет творчески подходить к решению поставленных задач, что очень полезно для развития познавательных процессов ребенка.

В музыкальном занятии должны использоваться разные методы музыкальной деятельности. В целом структура занятия может выглядеть так:

  1. Вводная часть занятия: музыкально-ритмические упражнения. Задача: настроить ребенка на занятие, развитие танцевальных навыков, разучивание простых танцевальных движений.
  2. Основная часть занятия:
    a) Слушание музыки. Задача: воспитывать в ребенке умение вслушиваться в мелодию и аккомпанемент, которые создают художественно-музыкальные образы, учить эмоционально реагировать на прослушиваемые произведения.
    b) Пение и подпевание. Задача: развивать певческие навыки ребенка, способствовать развитию музыкального слуха, учить петь чисто, не напрягая голос, правильно забирать и распределять дыхание во время пения.
    c) Музыкально-дидактические игры. Задача – познакомить ребенка с музыкальными инструментами, их особенностями и характеристиками; развивать познавательные процессы ребенка и музыкально-сенсорные способности.
  3. Заключительная часть занятия. Игра или пляска на выбор. Задача: вызывать у детей интерес к занятиям, желание заниматься музыкой; доставлять эмоциональное наслаждение от выполняемых действий, вызывать чувство радости.

Любое музыкальное занятие можно и нужно корректировать, подстраивать под необходимые цели и задачи, учитывая степень усвоения детьми изучаемого материала и их психоэмоционального состояния. И главное помнить, что музыкальное занятие должно обучать и развивать способности ребенка.

Что влияет на эффективность музыкального занятия?

Существует несколько правил, влияющих на успешность и эффективность музыкальных занятий с детьми.

  1. Педагог должен продумать занятие заранее, тщательно изучить его.
  2. Материал должен отвечать возрасту ребенка, быть последовательным.
  3. Занятия должны включать разные виды музыкальной деятельности.
  4. Наличие музыкально-педагогического оборудования на занятиях музыкой обязательно (музыкальные игрушки и инструменты, дидактические игры музыкального характера, звуковые и экранные пособия со специальным оборудованием, записи классической музыки, костюмы, атрибуты и многое другое).
  5. Важно использовать игровую методику обучения, моменты неожиданности.
  6. Занятия должны быть эмоционально насыщенными, веселыми и интересными.

Не менее важно, чтобы занятия проводились регулярно. Ребенка ничто не должно отвлекать, пока он занимается музыкой, поскольку несосредоточенность негативно влияет на восприятие и запоминание материала, а значит, занятие будет неэффективным, при этом драгоценное время будет потрачено впустую.

Глава11. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

ЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ И ТРЕБОВАНИЯ,

ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ИХ ПРОВЕДЕНИЮ

Основной формой музыкального воспитания и обучения ребен­ка в дошкольном учреждении являются музыкальные занятия. В процессе занятий дети приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на музыкальных инструментах. Музыкальные занятия - это художественно-педагогический процесс, способствующий разви­тию музыкальности ребенка, формированию его личности и освое­нию действительности через музыкальные образы. Благодаря целенаправленному обучению знания, усваиваемые детьми, систе­матизируются и углубляются, расширяется их общий и музыкаль­ный кругозор, формируются творческие способности. Музыкаль­ные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма, что способствует подготовке к обучению в школе. На них осуществляется планомер­ное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных осо­бенностей. Содержание занятий ориентировано на задачи, отве­чающие общей цели музыкального воспитания: обучение детей умениям и навыкам в сфере музыкальной деятельности и осуще­ствление этого процесса в единстве с воспитанием. Они выполня­ются в соответствии с требованиями раздела программы «Музы­кальное воспитание».

В содержании репертуарного музыкального материала отра­жаются события прошлого и настоящего нашей страны, явления природы и предметы близкого детям окружения. Знакомя детей с произведениями различного эмоционально-образного содержа­ния, педагоги побуждают их к сопереживанию, формируя тем са­мым нравственно-этические качества личности, закладывая перво­начальные основы культуры.

В содержание занятий входит новый иповторный материал. Новой может быть песня, игра или пляска, произведение для слушания и анализа, упражнение-композиция. Повторный матери­ал - это их разучивание, совершенствование в ходе различных вокальных и двигательных упражнений. Проводятся также заня­тия, полностью построенные на повторном материале, где целесо­образно вводить варианты знакомых игр и плясок, творческие за­дания. Известно, что чем чаще повторяется процесс восприятия того или иного музыкального материала, тем легче и качественнее идет усвоение навыков музыкальной деятельности. Однако меха­ническое повторение разученного недопустимо. Оно не только не помогает обучению, но и наоборот ухудшает качество исполне­ния, закрепляет ошибки, если они имели место. В процессе обуче­ния, руководствуясь принципами дидактики, педагоги должны по­этапно усложнять задания, творчески подходить к введению того или иного репертуара, обращать внимание на их эмоциональную насыщенность.

Центральной фигурой сложного педагогического процесса, осу­ществляемого на занятиях, является музыкальный руководитель. Воспитатель - его активный помощник. Так как каждый вид музы­кальной деятельности имеет свои особенности, музыкальному руководителю необходимо владеть большим арсеналом средств психологического и педагогического воздействия на детей, ви­доизменяемых в зависимости от уровня их возрастного развития, специфики исполняемого и программных задач конкретного заня­тия. В целом, придерживаясь программы, музыкальный руководи­тель имеет право подбирать материал по своему усмотрению, комбинировать виды той или иной деятельности, методические приемы обучения.

ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

Музыкальная педагогика определяет в качестве основных три типа музыкальных занятий, обеспечивающих оптимальное разви­тие каждого дошкольника.

Фронтальные занятия. Наполнены различными видами музы­кальной деятельности, проводятся со всеми детьми группы.

Небольшими подгруппами, где продолжается разучивание мате­риала, усвоение которого требует от тех или иных детей больших усилий, затраты дополнительного времени. На этих занятиях разу­чиваются сюрпризные номера для праздников, развлечений.

Индивидуальные занятия, где совершенствуются навыки более одаренных детей, их исполнительское мастерство; осуществляет­ся подготовка сюрпризных моментов, также разучиваются песни, пляски, игровые роли с застенчивыми, малоактивными детьми или теми, которые по той или иной причине долгое время не посещали детский сад. Здесь же проводится проверка уровня музыкальных способностей, степени усвоения навыков.

В зависимости от содержания и структуры эти занятия подраз­деляются на типовые, тематические, по слушанию музыки, разви­тию творчества, по обучению игре на инструментах, комплексные, с доминированием одного вида деятельности.

Наиболее распространенным является типовое занятие. Оно состоит из трех частей. Первая часть осуществляет задачи активи­зации внимания, его сосредоточения на звучании музыки, внесения организованности в работу, создания рабочего настроения. Начи­нается эта часть занятия с ходьбы детей, которая должна согласо­вываться с характером, формой и средствами выразительности музыкального произведения. Обычно для ее проведения использу­ются бодрые марши. По ходу занятия даются задания на совершен­ствование основных движений: ходьбы, бега, подскоков, прыжков и различных перестроений. (Ни в коем случае нельзя вводить де­тей под звучание марша из-за двери, ибо в этом случае многие дети не начинают движение одновременно со звучанием музыки.) Так как основой жизнедеятельности организма является движение, то в первой части занятия идет обучение музыкально-ритмическим и двигательным навыкам в процессе какого-либо одного вида упраж­нений: образного, подготовительного, композиционного.

Во второй части занятия педагог переходит к пению или слуша­нию (в зависимости от интенсивности движений первой части), учитывая при этом этапы разучивания произведения. В младших группах дети поют две-три песни, перед исполнением которых проводятся музыкально-дидактические упражнения на различение высоты, тембра, силы, длительности звуков. В средней и старшей группах - три песни, перед которыми проводятся упражнения по развитию слуха в виде распевания специально подобранных попевок, исполняемых подгруппами или индивидуально. Для слушания музыки детям предлагается специальный репертуар, указанный в программе или дополнительный. Это может быть и музыкальный материал песен, игр, плясок, которые в дальнейшем будут разучи­ваться с детьми. Обычно дети слушают и анализируют одно про­изведение, но можно - для сравнения по сходству или контрас­ту - исполнить два уже знакомых произведения. После пения или слушания, когда уровень внимания падает, с детьми проводится хо­рошо разученная ранее игра или пляска (в младших группах воз­можно их соединение.) В них совершенствуются музыкально-рит­мические умения и навыки, ведется работа над выразительностью исполнения. Многократно повторяя игру или пляску, дети начина­ют выполнять ее непринужденно, придумывать варианты образных движений в играх, фигур в танцах.

После игры или пляски (без перерыва) начинается третья часть занятия, одной из задач которой является приведение возбужден­ного организма к нормальному состоянию, снижение физической нагрузки. Музыкальный руководитель играет марш спокойного характера, дети идут, постепенно выстраиваясь в колонну, останав­ливаются с окончанием звучания марша. Проводится оценка заня­тия. У старших детей спрашивают, а младшим говорят, чем они за­нимались и как, чтобы закрепить полученные ими знания. После этого педагог высказывает необходимые замечания по поводу уча­стия детей в занятии, их поведения (если это необходимо).

Методика проведения типовых занятий разработана с достаточ­ной полнотой, однако для повышения эффективности обучения педагог должен относиться к их построению творчески. В зависи­мости от сложности репертуара, степени его усвоения, особеннос­тей поведения детей музыкальный руководитель может, например, исключить слушание музыки или ритмические упражнения, танец, игру, остановиться на более углубленном разучивании только од­ной песни и т. д.

Тематическое занятие вызывает у детей более глубокий эмо­циональный отклик вследствие объединения его содержания одной темой. На таких занятиях достигается целостность, взаимосвязь всех видов детской музыкальной деятельности. Темы занятий могут быть самыми разнообразными: от игровых («Наш поезд», «Любимые игрушки», «Поездка в гости к бабушке») до учебно-познавательных («Музыкальные жанры», «О чем нам рассказыва­ет музыка», «Танцы разных народов», «Что и как рисует музыка» и т. д.). Начало, ход, окончание тематических занятий свободны от каких-либо установок. Они зависят от выдвинутых педаго­гом программных требований, особенностей развития детей дан­ной группы, используемого музыкального материала, логики развития темы.

Занятие по слушанию музыки. Обычно оно проводится с детьми, уже имеющими опыт музыкальной деятельности, обладающими определенным запасом музыкальной терминологии, т. е. в средней и старшей возрастных группах. Но и здесь оно сокращено по вре­мени, так как не включает смен деятельности, и внимание детей притупляется. Занятие по слушанию музыки обычно продолжает­ся 10 (в средней группе) и 20-25 (в старших группах) минут, его можно проводить и в вечернее время. Но это не развлечение, не концерт, ибо здесь присутствуют элементы обучения: после слуша­ния каждого произведения в грамзаписи или исполненного педаго­гом с детьми проводится его анализ. Отмечаются характер и сред­ства выразительности произведения, его жанр и форма. На таких занятиях целесообразно слушать произведения в исполнении ор­кестра, различных музыкальных инструментов, певцов, сравнивать вокальные и инструментальные произведения, программные и не­программные. Для облегчения восприятия произведений в целом в занятие включается образное и поэтическое слово педагога, пе­ние самих детей, иллюстративный материал - картинки, детали народных костюмов, образные игрушки, предметы прикладного ис­кусства и т. д. На занятие дети приходят как обычно (без маршировок), слушают 4-5 произведений (из них 1-2 незнакомых), анали­зируют их и спокойно уходят, чтобы не нарушить звучанием марша впечатлений от услышанного.

Занятия по развитию творчества также проводятся в старшем дошкольном возрасте, когда дети уже обладают некоторым объе­мом знаний, умений и навыков в области пения, музыкаль­но-ритмических движений, игры на инструментах, когда у них в до­статочной степени развиты самокритичность, самоконтроль, оце­ночные суждения, музыкальный вкус. В младших группах творчес­кие задания включаются в ту или иную деятельность на типовых, тематических, комплексных занятиях. Практикой установлено, что в содержание творческих занятий можно включать три элемента из ниже перечисленных: сочинение кратких мелодий или небольших попевок на заданный текст: выполнение образных упражнений; со­ставление пляски-импровизации; сочинение плясовых, маршевых или колыбельных мелодий на металлофоне; проведение сюжетных игр и придумывание их вариантов; сюжетных и несюжетных этю­дов; инсценирование незнакомых песен под исполнение педагога. Разумеется, составные элементы занятия должны быть не однотип­ными и глубоко затрагивать эмоциональную сферу ребенка. По­этому педагогу самому следует быть на занятии «актером» и «ре­жиссером», применять игровые приемы воздействия на детей, организовывать их активную поисковую мыслительную деятель­ность, поддерживать инициативность и самостоятельность, от­носиться ко всем творческим, даже самым элементарным прояв­лениям детей с доброжелательностью и вниманием. Необходимо вызывать у ребенка желание быть не только исполнителем, но и автором тех или иных игровых ситуаций, танцев, мелодий, т. е. раз­вивать исполнительскую и продуктивную стороны творчества дош­кольников.

Обучение игре на инструментах сначала проводится воспита­телем на индивидуальных занятиях. По мере продвижения детей в этой области музыкальный руководитель организует занятия по подгруппам и фронтальные по обучению игре в ансамбле и ор­кестре. Обычно они состоят из трех частей: ознакомление с новым произведением, показ способов звукоизвлечения мелодии и ее рит­мичного сопровождения инструментами ударной группы; совер­шенствование исполнения знакомых произведений; подбор мело­дий по слуху или их сочинение.

Комплексные занятия. На них в равной степени представлены музыка, изобразительные искусства и литература. Такие занятия обычно проводятся не часто и служат показателем уровня эстети­ческого развития детей данной группы. Они требуют согласован­ной предварительной работы музыкального руководителя и воспи­тателей. Комплексные занятия, как правило, не преследуют задач обучения чему-либо новому, а включают материал, закрепляющий умения детей в сфере художественной деятельности, расширяю­щий их знания о разнообразных видах, жанрах, средствах вырази­тельности произведений искусств. Например, детям показывают репродукции картин с осенними пейзажами, предлагают желаю­щим прочитать стихотворения об осени, затем исполняют фраг­мент пьесы П.И. Чайковского «Октябрь», беседуют о характере музыки, ее настроении и просят изобразить в рисунках свои впечатления.

Занятия с доминированием одного вида деятельности. Про­водятся они обычно тогда, когда музыкальный руководитель счи­тает необходимым уделить выработке навыков той или иной музы­кальной деятельности большего количества времени. Исключение составляет пение, так как известно, что певческий голос формиру­ется у детей лишь к возрасту 9-12 лет и до этого периода для его охраны следует удерживать их от длительного пения. На одном за­нятии рекомендуется исполнять 2-3 песни, а на вечерах досуга, праздниках - 4-5. Такие занятия позволяют наверстать упущен­ное в обучении навыкам, способствуют более углубленному изучению материала по разделам музыкально-ритмических движении, игры на инструментах, музыкально-дидактических игр. Например, дети выполняют подготовительное упражнение к несюжетной игре, затем упражнение-композицию, слушают какое-либо вокальное произведение, разучивают песню, а затем проводят сюжетную игру. В данном случае на занятии доминирует музыкально-ритмическая деятельность.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОСТРОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

Для музыкальных занятий в детском саду должна быть создана определенная обстановка. Обычно они проводятся в зале, куда не проникают посторонние шумы, мешающие процессу сосредоточе­ния, восприятия музыкальных произведений и выполнения зада­ний. На занятия дети должны являться в удобной для движений одежде или специальных костюмах, мягкой обуви - чешках. Перед началом каждого занятия помещение проветривается, пол проти­рается влажным способом. Во время карантина, наложенного на ту или иную группу, а также в младшей группе в начале года занятия проводятся в групповой комнате на вокальном материале или с музыкальными игрушками-инструментами. В летнее время заня­тия по возможности проводятся на свежем воздухе, где желательно петь, выполнять музыкально-ритмические движения в сопровож­дении аккордеона или баяна.

Для музыкальных занятий в режиме дня отведено постоянное время, установлена определенная их продолжительность: 2 раза в неделю преимущественно в утренние часы в каждой возрастной группе, по 15-18 минут в младших, 18-25 - средней, 25-30 - стар­шей, 35-45 - подготовительной к школе группах.

Во время пения и слушания музыки детям следует сидеть на сту­льях, поставленных рядами, как можно ближе к инструменту по правую руку от музыкального руководителя. Стулья должны соот­ветствовать возрасту иросту детей. Пособия к занятию готовятся заранее и лежат так, чтобы их было удобно взять и положить в ходе занятия без излишней затраты времени. Дети не должны долго ожидать начала занятия, так как это их дезорганизует и утомляет.

На типовых занятиях при пении и слушании музыки можно за­фиксировать места посадки. Например, в младших группах самые маленькие по росту, а также отличающиеся неустойчивым внима­нием, беспокойные дети сидят в первом ряду, чтобы лучше видеть и слышать задания и исполнение музыки педагогом. В средней и старших группах в первом ряду сидят дети с несформированным слухом, небольшим диапазоном голоса, недостаточно дисциплини­рованные и вновь поступившие. Такое размещение позволяет им лучше слышать правильное пение педагога и детей, сидящих сзади. Она ежеминутно находятся под контролем музыкального руково­дителя и воспитателя. По мере необходимости дети меняются мес­тами. На других занятиях посадка детей определяется видами дея­тельности, методикой работы педагога.

Коллективу детского сада следует относиться к музыкальным занятиям с должным вниманием. Во время их проведения недопус­тимы окрики, громкие разговоры, приходы и уходы взрослых. Не­допустим и подход к некоторым детям, как к будущим музыкан­там, танцорам. Подобное отношение воспитывает у одних детей тщеславие, зазнайство, у других вызывает чувство зависти, обиды. На занятиях все дети должны вести себя непосредственно, искрен­не переживать удачи и неудачи друг друга, испытывать чувства до­верия и симпатии к педагогам и уверенности в своих силах.

Одним из главных условий воспитания культурного слушателя является глубокое эмоциональное переживание содержания музы­кальных произведений. Возникает оно на основе интереса. Учиты­вая удивительную особенность детского воображения - его актив­ность при восприятии музыки - следует опираться на имеющийся у детей музыкальный опыт, не навязывать им в процессе обучения готовые движения, формулировки, а вызывать ощущение, что му­зыка - важная часть жизни: не развлечение, не дисциплина, ко­торую изучают, а нечто, создаваемое самим человеком. Процесс музыкального воспитания всегда должен быть понятен ребенку, эмоционально увлекателен, чтобы он не только воспринимал, но и размышлял о воспринятом, умел слушать и слышать. Ибо запомнить на всю жизнь, научиться чему-то можно только тогда, когда воспринимаемое будет понято и прочувствовано глубоко, по-настоящему.

Поэтому в младших группах по большей части проводятся тематические музыкальные занятия игрового плана, вызывающие лишь положительные эмоции по отношению к окружающему. Од­ной из основных задач таких занятий является воспитание интере­са к музыке, желания слушать ее, петь, плясать, играть в ее сопро­вождении. В средней группе занятия приобретают более четкую структуру. В процессе их проведения детям предъявляются требо­вания правильного и выразительного выполнения учебных зада­ний. Используя все виды занятий, в старшей группе педагог добивается освоения программных требований каждым ребенком. В разновозрастных (ночных) группах, а также группах малокомп­лектных детских садов занятия строятся с учетом материала, соот­ветствующего возрастным подгруппам, а также условий и возмож­ностей дошкольного учреждения. Основные виды занятий:

1. Занятие начинается одновременно со всеми детьми, а закан­чивается разновременным уходом на прогулку сначала детей млад­шего, потом среднего, а затем старшего возраста.

2. Дети приходят на занятия в разное время: сначала старшие, затем средние и последними младшие. Обычно такое занятие про­водится после завтрака, и по его окончании все дети одновременно уходят на другие занятия.

3. Занятие проводится одновременно с детьми всех возрастов. Его материал распределяется таким образом, чтобы для одной под­группы он был новым, а для других - повторным. Понятно, что младшие дети, наблюдая деятельность более старших и принимая в ней посильное участие, развиваются более успешно, а старшие не приобретают всех определяемых программой умений и навыков. Поэтому с последними надо проводить дополнительную работу.

4. Музыкальный руководитель занимается отдельно с каждой возрастной подгруппой. Одновременно воспитатель проводит занятие по изобразительной деятельности, а помощник воспита­теля - игры спокойного характера. При такой организации за­нятия выполняются все программные требования, рекомендуемые для детей.

Особенно сложно организовать процесс музыкальных занятий в сельских и встроенных в жилые дома городских малокомплект­ных дошкольных учреждениях.

Если на занятиях по математике, изодеятельности педагог име­ет возможность работать с подгруппами детей, предоставляя им право самостоятельно выполнять задания или поиграть в игровом уголке, то само звучание музыки не располагает к этому. Дети не­избежно прислушиваются к звучанию музыкальных произведений, пению, радостному оживлению во время игр, поскольку в двухгрупповых детских садах нет зала, инструмент обычно находится в груп­повой комнате. Следовательно, возможен лишь вариант объедине­ния детей в ходе занятия и, в некоторых случаях, более ранний уход (для одевания на прогулку) детей младшего и среднего дошколь­ного возраста. Однако это нежелательно, так как одетые дети ожи­дают несколько минут воспитателя и старших детей. А если с ними выходит в раздевальную комнату воспитатель, то он пропускает часть занятия с детьми старшего возраста, не видит, как идет про­цесс усвоения навыков, с кем надо поработать в свободное время, какую музыку включить в другие занятия, в программу вечеров развлечений, творческие игры. В группах малокомплектных ДОУ обычно объединяются дети младшего и средне-старшего возраста, которых обучают одновременно. Однако существуют дошкольные учреждения, особенно в сельской местности, где в одной группе находятся дети всех возрастных подгрупп. В таком коллективе осо­бенно важно предусмотреть связь между всеми видами детской музыкальной деятельности, учитывать умственную, физическую и эмоциональную нагрузку детей, соответствие материала и про­граммных требований их возрастным возможностям.

Понятно, что в разновозрастных группах всегда в лучшем поло­жении находятся дети промежуточного возраста, например, дети 5 лет при объединении детей 4-5-6-летнего возраста. Для млад­ших детей материал иногда сложен, для старших - слишком прост. Следует ориентироваться на программу пятилетних и в то же вре­мя восполнять недостающее звено в работе с шестилетками. Этому способствуют самостоятельные, выявляющие интересы детей фор­мы музыкальной деятельности, различные по содержанию вечера развлечений, обогащающие эмоциональную сферу ребенка, позво­ляющие включить в работу дополнительный музыкальный мате­риал или тот, который невозможно (по степени трудности) было включить в работу объединенной группы. Действительно, как орга­низовать занятие, когда в группе находятся 10 детей 5 лет, 12 -4 лет и только три ребенка 6 лет? Вероятнее всего, эти трое будут отвечать на более сложные вопросы при анализе произведений, иногда исполнять песни своего репертуара, которые будут слушать их младшие товарищи, показывать движения, исполнять индиви­дуальные роли в сюжетных играх. Однако более сложный реперту­ар группы шестилеток им придется усваивать в процессе индиви­дуальных занятий. Время общего занятия для этих детей немного сокращается.

Занимаясь с младшими товарищами, эти дети не должны ощу­щать превосходство над ними или скуку. Разница в знаниях, уме­ниях и навыках при правильном педагогическом руководстве не является препятствием для совместной деятельности, а наоборот, дает возможность старшим помочь малышам, быть внимательны­ми, заботливыми, чуткими, великодушными. Благодаря контактам со старшими детьми у младших расширяются познания в области анализа музыкальных произведений. Они быстрее усваивают му­зыкальную терминологию, оперируют ею и, следовательно, усваивают навыки словесного общения. Старшие же дети, учитывая воз­раст младших, придают своим действиям воспитательную направ­ленность, делятся опытом, а через него и отношением к миру музыки.

Практика показала, что хотя выполнение программных требо­ваний в разновозрастном коллективе и сопровождается некоторы­ми сложностями в силу разного психического развития детей, методических приемов воздействия на них, режима, все же совмес­тное обучение старших и младших дает положительные результа­ты, особенно при проведении тематических занятий, музыкаль­но-дидактических игр, занятий, включающих творческие задания, дидактические упражнения с пособиями, иллюстративным матери­алом. В качестве примера рассмотрим поквартальное содержание работы в группе детей 4-5-6-летнего возраста.

Первый квартал. Необходимо выявить возможности детей 4 лет, строить их взаимодействия с более старшими товарищами так, чтобы дети не были скованными, не стеснялись из-за отсут­ствия тех или иных навыков, принимали помощь старших, но не становились бы иждивенцами, стремились посильно проявить себя в любом виде деятельности. Заинтересованность в музыкальной де­ятельности помогает собранности и сосредоточенности детей. Поэтому лучше в начале учебного года планировать тематические занятия, наполненные творческим содержанием (образные упраж­нения, инсценирование песен, сюжетные игры с пением). Большое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми на занятиях и в быту, а также повторению материала, ранее разученного детьми старших подгрупп. В процессе первоначального ознакомления с музыкальными произведениями следует обращаться с вопросами ко всем детям, но от шестилеток требовать полного ответа, пяти­леткам при затруднениях задавать наводящие вопросы, а за че­тырехлеток порой отвечать педагогу, но так, чтобы ребенок почув­ствовал симпатию к взрослому, утверждался в своих знаниях: «Вова подумал, что... Как внимательно Таня слушала музыку, она, конечно, знает, что это пляска» и т. д.

В соответствии с содержанием и задачами деятельности педагог отбирает программный и дополнительный музыкальный матери­ал, учитывая при этом осеннюю тематику.

Второй квартал. Педагог уже знает возможности четырехле­ток, проверил навыки детей, в курсе взаимоотношений в коллек­тиве. Он совершенствует умения каждой возрастной подгруппы на программном материале, индивидуально работает со старшими песни для сольного исполнения или пения небольшими подгруп­пами. С детьми всех подгрупп готовит сюрпризные моменты для новогоднего праздника. Воспитывает выдержку, самостоятель­ность, умение выслушивать товарищей, помочь им в освоении тех или иных навыков.

Третий квартал. В процессе занятий проверяются и закрепля­ются результаты обучения. Дети приобрели опыт в пении, движе­ниях. У них появился интерес к совместной деятельности. Индиви­дуальные занятия помогают подготовить различный по степени трудности материал для выступлений во время праздников. В этом квартале проводятся все виды занятий: типовые, тематические, творческие, комплексные. На занятиях по слушанию музыки, ко­торые трудны для младших детей в силу своей статичности, следу­ет давать увлекательные музыкальные сказки («Теремок», «Реп­ка», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди» и др.) или два-три произведения композиторов, хорошо известных детям всех под­групп. В этом квартале во всех видах деятельности, а в основном в области музыкально-ритмических движений, детям даются раз­личные творческие задания, предполагающие проявления самосто­ятельности и активности. Причем дети 6 лет должны исполнять эмоционально-выразительно. В мае следует проверить уровень му­зыкального развития детей - каждой подгруппы и каждого ребен­ка в отдельности.

Четвертый квартал. Это - оздоровительный период. Матери­ал, пройденный за три предыдущих квартала, повторяется и совер­шенствуется. По возможности занятия проводятся на свежем воз­духе с использованием пения, хороводных игр и плясок, различных упражнений с физкультурными элементами. Большое место от­водится инсценированию песен под пение педагога. Для слуша­ния музыки и выполнения движений используется грамзапись, по возможности аккордеон или баян. Проводятся дидактические игры. Музыка звучит на физкультурных занятиях, прогулках, ве­черах досуга. В этот период занятия на воздухе можно проводить по возрастным подгруппам. С шестилетками занимается педагог, а с детьми пяти- и четырехлетнего возраста - двое наиболее актив­ных и способных детей. Они по предварительному согласованию с педагогом проводят хорошо известные хороводные игры, пляски, дидактические игры, поют песни возрастного репертуара.

В большинстве детских садов в сельской местности нет музы­кальных руководителей, и занятия ведет воспитатель. В этом слу­чае используется в основном вокальный репертуар, грамзапись, движение младших детей под пение старших, игра на ударных инструментах, пение с голосом взрослого. По возможности, на му­зыкальные вечера развлечений, праздники приглашается аккорде­онист или баянист. С ним предварительно необходимо разучить детский репертуар и обговорить особенности исполнения музыки, рассчитанной на восприятие ребенка.

Конспект доминантного музыкального занятия «В гости к Гномику пойдем, чудо-песенку найдем!» (подготовительная группа)

Задачи:
Образовательные:
1.Учить детей петь осмысленно и художественно выразительно, чисто интонируя мелодию.
Развивающие:
2.Продолжать развивать подвижность артикуляционного аппарата, расширять звуковысотный диапазон.
Воспитательные:
3.Воспитывать у детей интерес к пению.
4.Формировать нравственные качества: чувство сопереживания, желание оказать помощь (Гномику).
Словарная работа: Активизация словаря: «нотный стан».
Индивидуальная работа: активизировать малоактивных стеснительных детей.
Предшествующая работа: предварительное разучивание песни «Пестрый колпачок» Г.Струве, распевок «Чудо-лесенка», «Ау», танца «Чик и Брик».
Используемый материал:
Дидактические средства: нотный стан на мольберте, нотки-бусинки разного цвета (7 штук);
Аудиосредства: музыкальный центр, диск с записью музыки.
Методические приёмы по структуре занятия:
Мотивация : музыкальный руководитель обращается к детям с просьбой помочь Гному собрать нотки-бусинки (мотив личной заинтересованности).
Музыкальное приветствие «Здравствуйте, гости!»
Коммуникативная игра «Приветствие» И. Картушиной
Игра с пением «Кто поздоровался?» И. Картушиной
Упражнение «Едем, едем на лошадке»
Работа над дыханием. Упражнения «Холодный ветер», «Греем ручки», «Снежинка», «Эхо».
Вокально-интонационные упражнения: «Ау», «Чудо-лесенка», «Сугробы».
Игра с движением. «На дворе у нас мороз…»
Вокально-интонационное упражнение «Вьюга».
Слушание песни «Тилли-бом» Е. Зайцевой
Разучивание песни «Тилли-бом» Е. Зайцевой
Исполнение песни «Пестрый колпачок», муз. Г. Струве
Музыкально-ритмический танец «Чик и Брик» Т.Суворовой

Ход занятия:

Дети заходят в зал.
Музыкальное приветствие музыкального руководителя с детьми «Здравствуйте, ребята». Ответное музыкальное приветствие детей.
Муз. руководитель: Ребята, у нас сегодня гости, поприветствуем и наших гостей.
Музыкальное приветствие «Здравствуйте, гости» под музыку
«Здравствуйте, здравствуйте, Дорогие гости!
Здравствуйте, здравствуйте, Милости мы просим!»
Муз. руководитель: А теперь, поздороваемся друг с другом под музыку.
Коммуникативная игра «Приветствие». Под музыку дети свободно гуляют по залу, с окончанием музыки останавливаются и здороваются разными способами с теми, кто оказался рядом. Повторяется 3 раза.
Муз. руководитель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в музыкальную игру «Кто поздоровался?»
Игра с пением «Кто поздоровался?». Водящий стоит в центре круга с закрытыми глазами. Кто-то из детей поет: «Здравствуй, Мария (имя водящего)!», водящие отгадывает по голосу ребенка, подходит к нему и пожимает ему руку.
Музыкальный руководитель берет конвертик.
Муз. руководитель: Сегодня утром я встретила Почтальона, он передал для вас письмо от Гномика из волшебного леса, (показывает конвертик), хотите узнать, что он нам пишет? (открывает):
«Дорогие друзья, у меня случилась беда! Сердитая вьюга налетела на наш лес, и мои нотки-бусинки разлетелись по всему лесу и теперь я не могу петь свою любимую песенку. Ребята, помогите мне, пожалуйста, собрать нотки-бусинки! Гномик»
– Ну что, хотите отправиться в лес и помочь доброму Гному собрать его нотки-бусинки?
Дети: Да!
Муз. руководитель: А на чем мы поедем?
Дети: На лошадке! На санках!

Упражнение «Едем, едем на лошадке»
Едем, едем на лошадке (дети щелкают языком)
По дороге зимней гладкой (Щелкают языком)
Сани скрипят (скрип, скрип, скрип)
Бубенчики звенят (динь, динь, динь)
Дятел стучит (тук, тук, тук)
Вьюга свистит (свист)
Едем, едем на лошадке (щелкают языком)
По дороге зимней гладкой (щелкают языком)
Холод, холод, стужа, стужа (у-у-у)
Снег пушистый кружит, кружит (кружатся)
Ехали мы ехали, наконец, доехали.
Тпру-у, приехали!
Муз. руководитель: Ой, ребята, смотрите, вот и первая нотка-бусинка! (показывает на нотку-бусинку, которая лежит на пенечке) Надо вернуть нотку на свое место, на нотный стан. (Музыкальный руководитель прикрепляет первую нотку-бусинку) Куда надо вернуть нотку?
Дети: На нотный стан.
Муз. руководитель: А какая погода в лесу? Вам холодно?
Дети: Да, холодно в лесу, снежок идет.
Муз. руководитель: Сейчас я предлагаю вам согреться. Немножко старания – разовьешь дыхание.
Упражнения на дыхание.
Почувствуйте холод на своих ладошках.
Словно волшебник – мороз
На окна узоры нанес.
Упражнение «Холодный ветер».
Мы погреемся немножко
Согревай свои ладошки.
Упражнение «Греем ручки».
Появился ветерок,
Мы подуем на снежок
Упражнение «Снежинка».
Муз. руководитель: Ну, вот мы и согрелись. Ребятки, я открою вам секрет, в этом лесу живет волшебное эхо. Послушаем его.
Упражнение «Эхо».
Муз. руководитель : Эхо, скажи нам, пожалуйста, ты не видело нотки-бусинки, которые потерял Гномик?
Эхо: Видело-ло-ло-ло! На елочке-елочке-елочке!
Муз. руководитель : Посмотрите, какая красивая елочка, а что это на ней? (дети находят вторую нотку-бусинку на елочке и один их детей прикрепляет ее на нотный стан).
Муз. руководитель: Где мы разместим нотку-бусинку?
Дети: На нотном стане.
Муз. руководитель: Молодцы, еще одну нотку-бусинку нашли! Как вы думаете, чей домик виднеется вдалеке?
Дети: Домик Гномика!
Муз. руководитель: Надо нам позвать Гномика.
Упражнение «Ау!» – добиваться звучания головного резонатора на звуке «У», повтор 3 раза с повышением на полтона.
Муз. руководитель: Что-то Гномик не появляется, может, его нет дома? Заглянем в домик, посмотрите – здесь лесенка! Предлагаю вам спеть попевку «Чудо-лесенка», может Гномик нас услышит!
Упражнение-попевка «Чудо-лесенка».
Муз. руководитель: Я заметила на крыше, еще одну бусинку? (прикрепляют третью нотку-бусинку) Куда ее нужно прикрепить?
Дети: На нотный стан.
Муз. руководитель: Гномика дома нет, наверное, он тоже ищет в лесу нотки-бусинки для своей песенки. Пойдем по его следам. Посмотрите, сколько снега намело! Обращает внимание на волнообразно разложенную на полу верёвку, снежинки-точки – между волнами вверху и внизу. Посмотрите, на что похож этот рисунок?
Ответы детей.
Муз. руководитель: Мне тоже кажется, что этот рисунок похож на снежные сугробы. Снежные сугробы часто имеют причудливые формы. Сейчас так и хочется спеть песенку сугроба.
Упражнение «Сугробы». Пение по линии и точкам на звук «у» и «о» (На полу из верёвочки выкладываются «сугробы»)
Муз. руководитель: Кто хочет придумать свою песенку? Дети меняют движение верёвки и поют «новую песенку». После упражнения находят четвертую нотку-бусинку.
Игра с движением «На дворе у нас мороз»
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замёрз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать. (Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами.)
А теперь представим лето.
Речка солнышком согрета.
Мы плывём, плывём, плывём,
Дно ногами достаём. (Плавательные движения руками.)
Мы выходим из речушки
Направляемся к опушке. (Ходьба на месте.)
Муз. руководитель: А как называется природное явление, когда дует сильный ветер и идёт снег?
Дети: вьюга, метель…
Муз. руководитель: Попробуем изобразить вьюгу.
Упражнение «Вьюга». Пение в унисон с повышением на полтона.
Муз. руководитель: Ребята, я хочу вас познакомить с новой песенкой?
«Тилли-бом» Е. Зайцевой – слушание.
Вопросы:
Про кого эта песня?
Какая музыка по характеру (печальная, тоскливая, веселая, добрая, нежная, задушевная)
«Тилли-бом» Е. Зайцевой – разучивание.
Приемы:
Пение музыкального руководителя.
Музыкальный руководитель поет куплет, дети припев.
Муз. руководитель: Ребята, как хорошо спели! У нас появилась еще одна нотка-бусинка (на фортепиано находит шестую нотку-бусинку)
Под музыку «Пестрый колпачок» заходит Гномик. У него в руках седьмая нотка-бусинка.
Гномик: Здравствуйте, ребята! Вы получили мое письмо?
Дети: Да! Мы нашли шесть ноток-бусинок.
Гномик: Спасибо, вам ребята, что помогли мне собрать нотки-бусинки и теперь я могу спеть вам свою веселую песенку!
Гномик поет первый куплет песни «Пестрый колпачок».
Гномик: Хотите споем все вместе?
Дети вместе с Гномиком исполняют песню «Пестрый колпачок»
Исполнение песни «Пестрый колпачок»
Приемы:
Пение по фразам «цепочкой».
Тихо – громко.
Инсценировка песни «Пестрый колпачок»
Гномик: Как с вами весело, что хочется даже потанцевать!
Танец «Чик и Брик»
Гномик: Спасибо вам еще раз и до свидания!
Дети прощаются с гостями и уходят в группу.