Диагностика музыкальных способностей детей в игровых тестах. Мониторинг музыкальных способностей детей (методика) Задания для проведения диагностики музыкальных способностей

Рабочая программа принята малым педагогическим советом ДОУ, протокол № 4, от 12.05. 2010г.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Для выявления и объективного оценивания уровня развития музыкальных способностей дошкольников (развитие ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма) использую методику О.П. Радыновой «Оценка музыкального развития ребёнка».

Диагностика музыкальных способностей детей

Группы

Ладовое чувство:

Музыкально-слуховые представления:

Чувство ритма:

Младшая группа

Внимание,

Просьба повторить,

Внешние проявления (эмоционально-двигательная активность ребёнка во время звучания музыки),

Узнавание знакомой мелодии.

Подпевание знакомой мелодии с сопровождением.

Воспроизведение в хлопках простейшего ритмического рисунка, мелодии из 3-5 звуков,

Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки,

Соответствие ритма движений ритму музыки.

Средняя группа

Внимание,

Просьба повторить,

Наличие любимых произведений,

Высказывания о характере музыки (двухчастная форма),

Определение, закончилась ли мелодия,

Определение правильности интонации в пении у себя и других.

Пение малознакомой попевки (после нескольких её прослушиваний) с сопровождением,

Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3-4 звуков на металлофоне.

Воспроизведение в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии,

Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с контрастными частями,

Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма),

Внимание.

Старшая, подготовительная группа

Внимание,

Просьба повторить,

Наличие любимых произведений,

Внешние проявления (эмоциональные),

Высказывания о музыке с контрастными частями,

Узнавание знакомой мелодии по фрагменту,

Определение, закончилась ли мелодия,

Окончание на тонике начатой мелодии.

Пение знакомой мелодии с сопровождением,

Пение знакомой мелодии без сопровождения,

Пение малознакомой мелодии без сопровождения.

Воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии,

Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с малоконтрастными частями,

Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма).

Критерии оценки:

    Высокий уровень : внимательно, увлеченно слушает музыку; использует образную речь; определяет форму музыкального произведения; проявляет желание выражать характер музыки через пластику (движения выразительные, соответствуют характеру музыки); наличие любимых произведений; точное выполнение заданий.

    Средний уровень : слушает музыку, иногда отвлекается, не выражает особых эмоций; при определении характера музыки, использует одно – два определения; с незначительной помощью педагога определяет форму музыки; двигается, комбинируя знакомые образные танцевальные движения, но преобладает однообразная пластика; неточное выполнение заданий, иногда отказ от выполнения.

Виды музыкально-дидактических игр

Возраст детей

Развитие звуковысотного слуха

Развитие чувства ритма

Развитие динамического восприятия

Развитие тембрового восприятия

Развитие ладотонального и гармонического слуха

3 года

«Птицы и птенчики» Е.Тиличеевой с.22, (2)

«Кто по лесу ходит?», «Трубы и барабан»

Е.Тиличеевой (2)

«Тихие и громкие звоночки» Р.Рустамова, «Кто в домике живет?»

«Угадай на чем играю?» Е.Тиличеевой

«Курица и цыплята» Н.Кононовой с.24 (2)

4 года

«Лесенка» Е.Тиличеевой (1)

«Сыграй как я», «Учитесь танцевать» Н.Кононовой (2)

«Тише-громче в бубен бей» Е.Тиличевой

«Солнышко и дождик»

5 лет

«Качели», «Спите куклы» Е.Тиличеевой с.88 (4)

«Придумай ритм» Н.Кононовой (5)

«Громко-тихо запоем» Н.Кононовой с.42 (2)

«Угадай музыкальный инструмент», «Догадайся, кто поет?» Е.Тиличеевой

«Сколько нас поёт?»

6-7 лет

«Бубенчики» Е.Тиличеевой с.107 (1)

«Сыграй как я», «Учитесь танцевать» Н.Кононовой

«Охотники и зайцы» Е.Тиличеевой

«Волшебная посылка» (в ней 5 муз.инструментов); «Догадайся кто поет?»Е.Тиличеевой

«Ученый кузнечик»

Диагностическая карта музыкальных способностей детей

_______________________________ группа

п/п

Ф.И.ребенка

Ладовое чувство

Музыкально-

слуховые представления

Чувство ритма

Начало учебного года

Конец учебного года

Начало учебного года

Конец учебного года

Начало учебного года

Конец учебного года

Методическая литература

(основной инструментарий для диагностики)

    Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 96 с., ил. – (Детский сад: день за днем).

    Беляева Л.С., Трудков А.М. Музыкально-педагогическая диагностика. Учебно-методическое пособие. – Мурманск: МГПИ, 2000.

    Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы музыкального руководителя. – М.: Просвещение, 1982.

    Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед.институтов, учащихся пед.училищ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей дет.сада / О.П.Радынова, А.И.Катинене, М.Л.Палавандишвили; Под ред. О.П.Радыновой. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 223 с.

Результаты диагностики за последние 5 лет:

Уровень

2006-07 уч.г.

2007-08 уч.г.

2008–09 уч.г.

2009-10 уч.г.

2010-11 уч.г.

и выше среднего

    Музыкально - образовательные технологии музыкального развития

Осуществляя цели и задачи образовательной области «Музыка», использую различные формы специально организованной образовательной и музыкально-досуговой деятельности дошкольников, где широко применяю современные методы развивающего обучения :

Специально организованная музыкально-образовательная деятельность

Музыкально-досуговая деятельность

По структуре

Музыкально-просветительская

Познавательно-зрелищная

Творческая

Развлекательная

Фронтальные

Подгруппами Индивидуальные

Тематические

Интегрированные

Комплексные

Доминантные

Музыкальные беседы (беседы о музыке),

музыкально-литературные композиции (вечера), концерты-загадки,

музыкальный музей

Праздник музыки, концерты с участием учащихся музыкальной школы, музыкальные конкурсы и викторины

Кукольный театр «Петрушка», оркестр детских музыкальных инструментов, музыкально-театрализованные игры, музыкально-дидактические игры, драматизации,

инсценировки.

Праздники, развлечения, утренники, музыкальная игротека, театрализованные развлечения, фольклорные и народные праздники

В специально организованной музыкально-образовательной деятельности создаётся для дошкольников увлекательная атмосфера поисковых и проблемных ситуаций, которая побуждает к творческой самостоятельности, требует активного музыкального мышления, слухового внимания, быстроты ориентировки, способствует развитию детской самостоятельности во всех видах деятельности.

Для полноценного развития каждого ребенка, укрепления его психического и физического здоровья, формирования привычки к здоровому образу жизни организована музыкально-оздоровительная работа в ДОУ. Использование технологий здоровьесбережения эффективно при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех музыкально-оздоровительной работы невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование в группе.

Виды используемых в музыкальной деятельности здоровьесберегающих технологий представлены в таблице:

Виды здоровьесберегающих технологий

Задачи

Примеры

Валеологические песенки-распевки

С них начинаются все музыкальные занятия. Поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Доброе утро!

Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)
Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)
Будет веселее. (хлопают в ладоши)
Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)
Разотрем ладошки (движения по тексту)
Ушки мы теперь потрем (потирают ушки)
И здоровье сбережем. (разводят руки в стороны)
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы!

Дыхательная гимнастика

Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствует восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

"Цветок".

(упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).

И.П. - стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Это упражнение рекомендуется выполнять рано утром, повернувшись к солнцу.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

"Жаба Квака"

(комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)

Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны) с ладко-сладко позевала. (дети зевают)
Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения, глотают) д а водички поглотала, на кувшинку села, песенку запела: "Ква-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко)
Квэ-э-э-! Ква-а-а-а!
Жизнь у Кваки хороша!

Оздоровительные и фонопедические упражнения

Разработки В.Емельянова, М.Картушиной способствуют укреплению хрупких голосовых связок детей, проводятся для подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей, корректируют произношение звуков.

"Динозаврик"

Четыре динозаврика, ура, ура, ура!
Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра!
Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить!
И мы все время заняты, нам некогда грустить!

Игровой массаж

Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

1-я точка: "В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли"

2-я точка: "Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок"

3-я точка: "Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим"…и т.д.

Пальчиковые игры

Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

"Кошка"

Посмотрели мы в окошко (пальцами обеих рук делают "окошко")
По дорожке ходит кошка ("бегают" указательным и средним пальцами правой руки по левой руке)
С такими усами! (показывают "длинные усы")
С такими глазами! (показывают "большие глаза")
Кошка песенку поет, (хлопки в ладоши)
Нас гулять скорей зовёт! ("зовут" правой рукой)

Речевые игры

Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

"Дождь"

Дождь, дождь, дождь с утра. (хлопки чередуются со шлепками по коленям)
Веселится детвора! (легкие прыжки на месте)
Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. (притопы)
Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. (хлопки)
Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)
А скорее догоняй! (убегают от "дождика")

Музыка в повседневной жизни дошкольника

Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

Музыка для встречи детей и их свободной деятельности (И.С.Бах. "Шутка", И.Брамс. "Вальс", А.Вивальди "Времена года",

"Антошка" В.Шаинский, "Веселые путешественники" М.Старокадомский и др.)

Музыка для пробуждения после дневного сна (Э.Григ "Утро", А.Дворжак "Славянский танец", К.Сен-Санс "Аквариум" и др.)

Музыка для релаксации (Т.Альбиони "Адажио",

Л.Бетховен "Лунная соната",

К.Глюк "Мелодия", К.Сен- Санс "Лебедь" и др.)

Использование текстовой, звуковой, графической и видеоинформации в музыкально-образовательной деятельности дошкольников обогащают методические возможности занятий, придают им современный уровень; служат средством активизации познавательной деятельности воспитанников; средством реализации их творческого потенциала; способствуют воспитанию интереса к музыкальному искусству, формированию духовного мира детей; активизируют стремление учащихся к самостоятельному изучению предмета; развивают умение ориентироваться в широком объёме информации, анализировать её, выделяя существенное.

деятельности , а также его нравственную позицию. В.А.Сластёнин рассматривает профессиональную компетентность ...

  • Педагогические условия обеспечения личностно-профессионально ориентированного обучения

    Документ

    И эффективность использования каждой из технологий. Но для того, чтобы определять уровень профессиональной компетентности в реальной профессиональной деятельности ...

  • Методический материал для подготовки к экзамену по педагогике

    Закон

    ... профессиональная компетентность» как готовность и способность специалиста принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности . Профессиональная компетентность ... портфолио дает возможность включить механизмы самооценки ...

  • Чтобы правильно организовать процесс развития музыкальных способностей ребенка, необходимо знать исходный уровень его развития . В этой связи и актуальна проблема диагностики (diagnosis – распознавание – греч.).

    Что нужно диагностировать (объекты диагностики музыкального развития ребенка)?

    1. Мотивация в занятиях музыкой. 2. Специальные музыкальные способности. 3. Креативные свойства ребенка.

    Следует помнить, что единичный тест не может быть точным , он не покажет все возможности и способности ребенка. Даже комплекс методик не эффективен, если это будет одноразовая диагностическая процедура.

    Необходима диагностика-процесс , потому что достоверность и объективность результатов этого процесса растет пропорционально объему информации .

    В ДОУ диагностика может осуществляться в процессе организации цикла специальных музыкальных образовательных ситуаций с детьми (групповые, подгрупповые, индивидуальные).

    Диагностика по Прасловой Галине Адамовне (к.п.н., доцент кафедры дошкольной педагогики Российского гос. университета им. А.И. Герцена).

    Цель – определить уровень развития музыкальных способностей воспитанников.

    1. Мотивация в занятиях музыкой

    Решающее значение в определении музыкальных способностей ребенка будут играть его эмоциональное переживание музыки, живой отклик на ее звучание, желание заниматься различными видами музыкальной деятельности.

    1. Специальные музыкальные способности

    а) диагностика чувства ритма включает выполнение заданий на воспроизведение в хлопках ритмического рисунка прозвучавшего музыкального отрывка;

    б) диагностика двигательных способностей, можно выявить в процессе различных музыкальных игр. В ходе игры исполняется музыкальное произведение с меняющимся ритмическим рисунком. Детям предлагается определить это изменение, отразив его в смене характера движения. Тем самым выявляется не только способность отражать в движении ритмический рисунок, но и быстрота реакции, способность к быстрой смене движений.

    в) диагностика звуковысотного слуха осуществляется на уровне различения регистров , определения направления движения мелодии.

    г) диагностика музыкально-слуховых представлений связана с выявлением способности ребенка воспроизводить мелодию по слуху голосом или на музыкальном инструменте.

    д) диагностика ладового чувства основывается на выявлении способности ребенка различать ладовое тяготение звуков , реагировать на эмоциональное содержание музыки в зависимости от ее ладовой окраски, допевать окончание мелодии, прервавшейся на неустойчивом звуке.

    3. Креативные свойства ребенка (творческие способности).

    Осуществляется в процессе выполнения посильных творческих заданий на сочинение и импровизацию попевок, мелодий, передачу характера музыки в музыкально-ритмических движениях, нахождение своего варианта окончания мелодий и т.д.

    Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в

    Музыкальные способности - это совокупность (система) психомоторных, чувственно-эмоциональных и рациональных функциональных свойств индивида, проявляющихся в его эмоциональной отзывчивости на музыку и успешной реализации музыкальной деятельности.

    В изучении музыкальности необходимо применять не только специфические (собственно музыкальные) методы, но и общепсихологический инструментарий исследования свойств личности.

    Предлагаемые методические рекомендации диагностики музыкальных способностей детей представляют собой систему игровых тестов, направленных на изучение структурных компонентов музыкальности: звуковысотного, темпо-метроритмического, тембрового, динамического, гармонического (ладового), формообразующего чувства; эмоциональной отзывчивости на музыку как главного компонента музыкальности, а также когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей.

    Преимущества предлагаемых тестов состоят в том, что они:

    1) опираются не только на оценку знаний, но и на изучение познавательной деятельности в целом (в нашем случае, специфики музыкально-мыслительной деятельности);

    2) применимы для массового исследования;

    3) дают сравнимые между собой результаты.

    Мотивирующим аспектом организации выполнения тестовых заданий выступает игровая форма их предъявления.

    До предъявления музыкальных игр-тестов педагог должен установить доверительные отношения с ребёнком, используя "нейтрально-развлекательный" игровой материал и, лишь затем, вовлечь ребёнка в диагностическую ситуацию. Необходимо помнить, что педагог должен убедиться в том, что ребёнок понял суть задания.

    При любом результате выполнения диагностических заданий педагог должен избегать оценочных суждений, подкрепляя стремление ребёнка играть в предложенную ему музыкальную игру своей заинтересованностью в его действиях.

    При групповом обследовании детей педагогу будет необходима помощь ассистента. Здесь ещё раз следует отметить, что атмосфера во время тестирования должна быть спокойной, исключительно доброжелательной, психологически комфортной.

    Практические диагностические тесты

    1. Диагностика чувства темпа и метроритма

    Игра-тест на выявление уровня развития чувства метра "Настоящий музыкант"

    Тест позволяет определить реактивно-метрические способности. Все задания предъявляются в размере 4/4 в умеренном темпе в объёме четырёх тактов.

    Игра предполагает вовлечение ребёнка в исполнение на музыкальных инструментах, например на фортепиано (возможно, на металлофоне), простой мелодии.

    Цель: выявление уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции в соответствии с изменяющимся темпом.

    Если ребёнок соглашается поиграть на инструменте (необходимо создать доброжелательную атмосферу), ему предлагается следующая инструкция: "Давай сначала выберем, какую музыку мы будем исполнять (называется ряд простых детских песенок)". После определения ребёнком понравившегося ему произведения (например, "В траве сидел кузнечик" в ля-миноре) ребёнок двумя руками равномерно чередует исполнение звуков ми третьей и ми четвёртой октавы. После пробы своей "партии" ребёнок играет "вступление" (два такта), а затем к игре подключается педагог (он исполняет мелодию с аккомпанементом). Педагогу рекомендуется мелодию завершить, даже если ребёнок остановился или ошибся. Обязательно следует похвалить ребёнка за исполнение песенки.

    В случае правильного исполнения мелодии в умеренном темпе, ребёнку далее предлагается сыграть про "шаловливого кузнечика" в быстром темпе (80-90 ударов в минуту), и про "ленивого кузнечика" в медленном темпе (50-60 ударов).

    После успешного исполнения необходимо "посадить кузнечика в поезд" и прокатить его с ускорением и замедлением.

    Критерии оценки:

    • адекватное исполнение ребёнком своей партии в умеренном, быстром и медленном темпах, а также с ускорением и замедлением фиксируется как высокий уровень темпо-метрической регуляции;
    • адекватное исполнение всех восьми тактов только в двух темпах (например, умеренном и быстром или умеренном и медленном ) соответствует среднему, нормативному уровню развития чувства темпа;
    • ситуативно-сбивчивое, но завершённое исполнение песенки только в умеренном темпе (допускаются аметрические ошибки в 2-4 тактах) показывают слабый уровень двигательного опыта моторной регуляции;
    • сбивчивое и незавершённое ребёнком исполнение - низкий уровень.

    2. Тест - игра на изучение чувства ритма

    "Ладошки"

    Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.

    Стимулирующий материал

    1. Детская песня "Дин-дон"

    2. Детская песня "Петушок"

    3. М. Красев "Ёлочка"

    Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается "спрятать" голос и "спеть" одними ладошками.

    Критерии оценки:

    1. точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов - высокий уровень;
    2. воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом) - средний уровень;
    3. адекватное метрическое исполнение с пением 4 -5 тактов - слабый уровень
    4. неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса - низкий уровень.

    3. Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха)

    "Гармонические загадки"

    Цель: выявить степень развития гармонического слуха, т.е. способности определять количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в ладовых созвучиях.

    Педагог исполняет созвучие (интервал или аккорд) и затем предлагает ребёнку отгадать сколько звуков "спряталось" в нём, а также определить как звучит созвучие: весело или грустно. Следует исполнить 10 созвучий.

    Критерии оценки:

    • слабый уровень - угадано ребёнком 1-3 созвучия
    • средний уровень - угадано ребёнком 4-7 созвучий
    • высокий уровень - угадано ребёнком 8-10 созвучий

    "Повтори мелодию"

    • определить уровень развития произвольных слухо-моторных представлений:
    • вокального типа, т.е. возможностей управлять мускулатурой голосовых связок в соответствии со слуховыми представлениями интонационного эталона мелодии;
    • инструментального типа, т.е. возможности подбирать по слуху на инструменте (фортепиано) мелодический образец.

    Стимулирующий материал могут составить простые попевки или песенки.

    Ребёнку предлагается:

    • спеть любую известную ему песенку;
    • повторить голосом мелодию, сыгранную педагогом на инструменте;
    • подобрать по слуху на инструменте предложенную мелодию.

    Критерии оценки:

    • слабый уровень - последовательное исполнение звуков вверх или вниз по направлению к тоническому звуку в диапазоне терции;
    • средний уровень - опевание тоники и последовательное исполнение тетрахорда (вверх - вниз по направлению к тонике) в удобном для ребёнка диапазоне;
    • высокий уровень - опевание, последовательное и скачкообразное (на кварту, квинту, малую или большую сексты) исполнение мелодических линий в диапазоне октавы и более.

    4. Диагностика чувства тембра

    Тест - игра "Тембровые прятки"

    Цель: выявление уровня развития тембрового слуха по показателю адекватно дифференцированного определения инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии.

    Стимулирующий материал составляет аудиозапись музыкального фрагмента в исполнении:

    • детского голоса;
    • женского голоса;
    • мужского голоса;
    • хора;
    • струнных смычковых инструментов;
    • деревянных духовых инструментов;
    • медных духовых инструментов;
    • фортепиано;
    • оркестра.

    Ребёнку предлагается прослушать аудиозапись музыкального фрагмента в различных исполнениях и определить тембровое звучание музыки.

    Критерии оценки:

    • низкий уровень развития тембрового чувства - адекватное определение только однородных тембров;
    • средний уровень - адекватное определение однородных тембров и смешанных тембров;
    • высокий уровень - адекватное определение различных тембровых соотношений в исполнении предъявленного музыкального фрагмента.

    5. Диагностика динамического чувства

    Тест - игра "Мы поедем в "Громко-тихо""

    Цель: определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула.

    Стимулирующий материал:

    • Барабан или бубен;
    • фрагменты музыкальных пьес: Х.Вольфарт "Маленький барабанщик"; К.Лонгшамп-Друшкевичова "Марш дошкольников".

    Ребёнку предлагается поиграть в "громко-тихо". Педагог играет на фортепиано, а ребёнок - на бубне или барабане. Ребёнку предлагается играть так, как играет педагог: громко или тихо. Адекватное исполнение контрастной динамики "форте-пиано" оценивается в 1 балл.

    Затем педагог исполняет музыкальный фрагмент так, чтобы звучание музыки то усиливалось, то ослаблялось; ребёнку предлагается повторить динамику звучания на барабане или бубне. Адекватное динамическое исполнение "крещендо" и "диминуэндо" оценивается в 2 балла; всего - 4 балла.

    Критерии оценки:

    • слабый уровень динамического чувства - 1 балл;
    • средний уровень - 2-3 балла;
    • высокий уровень - 4-5 баллов.

    6. Диагностика чувства музыкальной формы

    Тест-игра "Незавершённая мелодия"

    Цель: выявить уровень развития чувства завершённости (целостности) музыкальной мысли.

    Стимулирующий материал подбирается педагогом самостоятельно.

    Ребёнку предлагается прослушать несколько мелодий и определить, какие из них прозвучали полностью, а какие "спрятались" раньше времени.

    Стимулирующий материал строится в следующем порядке:

    1-я мелодия - не доигрывается последний такт;

    2-я мелодия - доигрывается до конца;

    3-я мелодия - не доигрывается последняя фраза мелодии;

    4-я мелодия - прерывается на середине второй фразы (из четырёх);

    5-я мелодия - доигрывается до конца.

    Критерии оценки:

    • слабый уровень - правильно определены 1-2 пункты;
    • средний уровень - правильно определены 3-4 пункты;
    • высокий уровень - правильно определены все 5 пунктов.

    7. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку

    Тест "Музыкальная палитра"

    Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. конгруэнтного переживания и смысловой рефлексии содержания музыки.

    Стимулирующий материал: музыкальные пьесы из "Детского альбома" П.И.Чайковского:

    1. "Утреннее размышление"

    2. "Сладкая грёза"

    3. "Баба-Яга"

    4. "Болезнь куклы"

    5. "Игра в лошадки"

    Ребёнку предлагается прослушать данные музыкальные пьесы и попробовать определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы представляются во время звучания музыки.

    1-й (вербальный) вариант задания: подобрать слова, подходящие ребёнку для выражения его переживания музыки;

    2-й (невербально-художественный) вариант задания: ребёнку предлагается нарисовать образы, картинки, которые ему представляются во время прослушивания музыки;

    3-й (невербально-двигательный) вариант задания: ребёнку предлагается двигаться под музыку так, как ему это представляется во время звучания музыкального фрагмента.

    Критерии оценки:

    • низкий уровень эмоционально-образного осмысления характеризуется уклонением (фактическим отказом) ребёнка от проекции своих состояний или его неспособностью в ситуации музыкального воздействия даже на простейшее самовыражение своих впечатлений, мыслеобразов, настроений в невербально-художественной, двигательной или вербальной форме. К этому же уровню относятся и неконгруэнтные формы самовыражения ребёнка в ситуации музыкального стимулирования его эмоционального опыта;
    • средний (нормативный) уровень развития эмоциональной отзывчивости характеризуется способностью к конгруэнтно репродуктивной форме отображения уже имеющегося опыта переживаний, состояний, мыслеобразов, вызванных воздействием музыкального фрагмента; соответствующей изобразительной и вербальной характеристикой ребёнком своих переживаний и мыслеобразов основного содержания музыки (без особых детализаций своего отображения);
    • высокий уровень эмоциональной отзывчивости характеризуется конгруэнтной характеристикой осмысления эмоционально-образного содержания музыки. Креативность самовыражения ребёнка в изобразительной, двигательной и словесной форме проявляется в следующих особенностях формы самовыражения:
    1. оригинальность (необычность, новизна) отображения мыслеобраза, идеи;
    2. детализация (разработанность) своей идеи или образа;
    3. беглость порождения идей, т.е. способность порождать большое количество новых, но адекватных музыкальному воздействию мыслеобразов;
    4. гибкость, т.е. различность типов, видов, категорий идей и мыслеобразов на один музыкальный материал.

    8. Диагностика когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей

    Выявить уровень когнитивного компонента музыкально-эстетических ориентаций ребёнка можно с помощью краткой беседы-анкеты.

    Примерные вопросы анкеты.

    1. Ты любишь музыку?
    2. Нравится ли тебе петь? Если, да, то, что именно, какие песни?
    3. Где тебе нравится петь больше - в детском саду, школе, музыкальной школе или дома?
    4. Поют ли твои родители (дома или в гостях)?
    5. Какие песни тебе нравится петь, а какие - слушать?
    6. Где ты чаще слушаешь музыку - в концертном зале или дома по телевидению и радио?
    7. Что ты больше любишь - петь, рисовать или танцевать под музыку?
    8. Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком-либо инструменте? Каком?
    9. Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи? Если, да, то, какие?
    10. Слушаешь ли ты какую-нибудь музыкальную радиопрограмму?
    11. Какие исполнители (певцы, музыканты) тебе особенно нравятся и почему?

    Критерии оценки уровня когнитивного компонента музыкально-эстетической направленности ответов ребёнка:

    • низкий уровень развития когнитивного компонента музыкальных предпочтений, вкусов характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к музыкальным видам деятельности;
    • средний уровень - выражается в наличии интереса к музыке, но с явным предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров (конкретных произведений), вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки;
    • высокий уровень - ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальным видам деятельности и разножанровой направленности (по названным ребёнком произведениям - как эстрадно-развлекательных, так и классических жанров).

    Тест "Музыкальный магазин"

    Цель: изучение практико-ориентированных предпочтений, реального выбора музыкальных ориентаций, характеризующих музыкальные вкусы (поведенческие реакции) личности.

    Стимулирующий материал: фрагменты аудиозаписи музыкальных произведений различных жанров и направлений:

    • народная вокально-хоровая музыка;
    • народная инструментальная музыка;
    • народная вокально-инструментальная музыка;
    • классическая вокально-хоровая музыка;
    • классическая инструментально-симфоническая музыка;
    • классическая вокально-инструментальная музыка;
    • современная классика авангардного направления;
    • современная развлекательная музыка;
    • духовная музыка.

    Ребёнку предлагается выбрать в музыкальном магазине понравившуюся музыку. Выбирать можно любое количество музыкальных записей.

    Критерии оценки:

    • низкий уровень музыкально-эстетических вкусов характеризуется выбором лишь развлекательных образцов музыкального искусства;
    • средний уровень - выбор двух образцов различных направлений музыкального творчества;
    • высокий уровень - проявление интереса к трём (и более) различным музыкальным направлениям (жанрам) с предпочтением классических произведений.

    9. Изучение мотивационного компонента музыкальных вкусов ребёнка

    Тест "Хочу дослушать"

    Данный тест предполагает естественную ситуацию слушания музыки на музыкальных занятиях с детьми. В качестве стимулирующего материала предлагается набор разнохарактерных фрагментов музыкальных произведений. Диагностической такая ситуация становится в случае, если педагог намеренно прерывает музыку на кульминационном моменте её звучания. Ситуация незавершённости музыкальной формы (образа) вызывает у детей с высокой мотивационной направленностью на музыкальную деятельность ярко выраженную реакцию-просьбу завершения прослушиваемой музыки.

    Поэтому после остановки музыки на кульминации педагог обращается к детям с вопросом: будем ли дослушивать музыку до конца или достаточно того, что уже прозвучало?

    Признаки, по которым оценивается уровень мотивационной направленности, следующие:

    • проявленная потребность в завершении музыкального фрагмента оценивается как мотивационная готовность ребёнка к развитию своих музыкальных способностей;
    • индифферентное или отрицательное отношение (т.е. отказ от завершения прослушивания) интерпретируется как несформированная мотивация музыкальной деятельности

    Итоговые показатели уровней развития структурных компонентов музыкальных способностей желательно заносить в специальную индивидуальную карту "Диагностический конструктор" (Приложение 1) , с помощью которой педагог может не только наглядно представить себе как слабые стороны музыкальности и личностной ориентации ребёнка (что и должно явиться в дальнейшем основой для конкретизации педагогических задач в музыкально-эстетическом развитии ребёнка), так и "сильные" структурные характеристики его музыкальности, способные служить опорой в построении эффективной педагогической работы в развитии личности ребёнка.

    Наталья Квитка

    Проект по художественно – эстетическому развитию «Развитие чувства музыкального ритма у детей дошкольного возраста в музыкально- ритмических движениях ».

    Актуальность. Современное ДОО - это уникальное образовательное учреждение нового типа, совершенно непохожее на детский сад еще десятилетней давности. В условиях модернизации образования, вариативности программ и типов дошкольных учреждений все острее обозначается необходимость решения проблемы целостного развития ребенка . Необходимым условием гармоничного развития ребенка является полноценное музыкально -эстетическое воспитание, развитие основ восприятия музыки . Об этом свидетельствует обязательность художественно-эстетического воспитания и развития детей , прописанное в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) .

    Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка , формируется личность человека.

    Музыкальное воспитание для детей дошкольного возраста имеет важное значение, как для интеллектуального развития , так и для физического. Для развития музыкальных способностей необходимо не только пение или слушание музыки , но и музыкально- ритмические движения .

    Музыкально- ритмические движения служат делу познания ребёнком окружающей действительности и, в то же время, - являются средством выражения музыкальных образов , характера музыкальных произведений . Выдающийся музыкальный педагог А . Д. Артоболевская, в книге "Первая встреча с музыкой " утверждает, что музыкальные способности детей проявляются и развиваются , прежде всего, через движение с музыкой .

    Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и формируется внутренний духовный мир ребенка.

    Говоря о развитии музыкальных способностей в музыкально- ритмической деятельности имеют в виду, прежде всего способность ощущать ритмическое своеобразие в музыке и передавать это в своих движениях . Поэтому перед педагогом стоит задача учить воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать с ними свои движения .

    Видя красоту движения в играх , плясках, хороводах, стремясь выполнить движение как можно красивее , изящнее, согласовать его с музыкой , ребенок развивается эстетически , приучается видеть и создавать прекрасное.

    Значение музыкально- ритмических движений в жизни ребенка заключается в том, что они :

    1. обогащают эмоциональный мир детей и развивают музыкальные способности ;

    2. развивают познавательные способности;

    Таким образом, тема музыкально- ритмического развития детей в музыкально- ритмических движениях является актуальной в дошкольном педагогическом процессе.

    Цель исследования : отобрать методические рекомендации для развития чувства музыкального ритма в музыкально- ритмических движениях у детей младшего дошкольного возраста .

    Объект исследования : содержание и организация образовательной деятельности на уровне дошкольного образования .

    Предмет исследования : чувство музыкального ритма и его развитие у детей младшего дошкольного возраста в музыкально- ритмических движениях .

    Гипотеза исследования : если использовать .

    Учитывая объект, предмет и цель исследования, мы сосредоточили внимание на решении следующих задач :

    1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.

    2. Разработать диагностику исследования ;

    3. Разработать методику .

    4. Провести педагогический эксперимент в три этапа.

    Методы исследования :

    Теоретические :

    1. Анализ научно-методической, педагогической литературы.

    Эмпирические :

    1. Наблюдение.

    2. Беседа.

    3. Педагогический эксперимент в три этапа.

    База исследования : МДОУ детский сад комбинированного вида №2 «Звездочка» Люберецкий муниципальный район Московской области.

    Проект рассчитан на 3 месяца.

    Проект предполагает проведение одного занятия в неделю кружковой работы, как часть традиционной музыкально- ритмической деятельности , индивидуальную работу, а также работу в свободное от занятий время и работу во вторую половину дня.

    Продолжительность занятия –15-20 минут

    1 этап – подготовительный (1неделя)

    Анализ научно-методической, педагогической литературы.

    Научные исследования в области музыкальной педагогики и опыт многих дошкольных учреждений , а также исторический опыт свидетельствуют о том , что музыкальное воспитание оказывает влияние на всестороннее развитие личности . Основоположником современной теории ритмического воспитания явился швейцарский музыкант , педагог, пианист и дирижер Жак Эмиль Далькроз (1865-1950, который считал, что ребенку сначала надо пережить то, что он впоследствии должен усвоить.

    В нашей стране система ритмического воспитания разработана Н. Г. Александровой, Е. В. Кононовой. Специальные исследования проведены Н. А. Ветлугиной, А. В. Кенеман, Б. М. Тепловым.

    Б. М. Теплов в работе «Психология музыкальных способностей » дал определение понятию «чувство ритма » . Музыкально- ритмическое чувство - восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке . Это способность активно переживать музыку , чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Ритм - одно из выразительных средств музыки , с помощью которого передается содержание.

    Чувство ритма развивается , прежде всего, в музыкально - ритмических движениях , соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки . Согласованность ритма движений и музыки также одно из условий, необходимых для развития этой способности . Занятия ритмикой позволяют прочувствовать и выразить в движениях смену настроений в музыкальном произведении , совершенствовать чувство ритма с помощью координации движений и музыки .

    Музыкально- ритмическое воспитание (ритмика ) - это специальный предмет, который имеет целью активизировать музыкальное восприятие детей через движение , прививать им навык осознанного отношения к музыке , помогает выявить их музыкальные творческие способности. Занимаясь ритмикой , дети активно участвуют в передаче характера музыки , ее темпа, динамики, ритма , формы. Развитие чувства ритма – это основная задача ритмики .

    Работа с родителями

    Одними усилиями воспитателя на занятиях без поддержки родителей трудно добиться желаемого результата.

    Цель работы с родителями : приобщение семьи к формированию положительных эмоций и чувств ребёнка , поддержание заинтересованности, инициативности родителей к жизни детского сада.

    Музыкальное воспитание и развитие ребёнка в семье зависит от условий,

    которые определяются врождёнными музыкальными задатками , образом жизни семьи её традициями, отношением к музыке , общей культурой. Изучить эти условия помогает анкетирование родителей в начале проектной деятельности

    Анкетирование родителей «Мой ребёнок и музыка » :

    Вопросы Результаты

    1. Какое место в жизни вашего ребёнка занимает музыка ?

    2. Любит ли он её слушать? Какую музыку предпочитает ?

    3. Какое самое любимое произведение вашего ребёнка? А ваше?

    4. Любит ли он под эту музыку двигаться , танцевать? 5. Понимает ли он содержание музыки ?

    6. Передаёт ли в движении характер музыки , её ритм ?

    7. Насколько эмоционально ребёнок

    реагирует на музыку ?

    8. В чём это выражается?

    10. Каково ваше участие в музыкальном развитии ребёнка :

    Есть ли дома фонотека детской

    музыки ? Посещаете ли вы детские спектакли? Смотрите ли вы по телевизору музыкальные программы вместе с ребёнком?

    Обсуждаете ли вы их?

    Вывод : большинство родителей не интересуются музыкальным воспитанием детей , не знают их любимых музыкальных произведений , не видят их музыкальных способностей .

    Решение проблемы : правильно организовать работу по музыкальному

    воспитанию в семье, проводить беседы, консультации о музыке , совместные праздники и досуги, привлекать родителей к активному участию в жизни ДОУ и группы в частности. По результатам анкетирования выбираются формы сотрудничества.

    Составляется план работы с родителями, успешное выполнение которого зависит от активности и инициативы со стороны родителей, целенаправленности и дифференцированного подхода к сотрудничеству с семьёй со стороны ДОУ.

    Формы работы с родителями :

    Индивидуальные беседы; Досуги и развлечения ;

    Оформление наглядного материала, дидактических игр;

    Родительские собрания и консультации;

    Дни открытых дверей;

    Домашние задания;

    Ведение блога на сайте МДОУ.

    2 этап - исследовательский этап (2,5 месяца)

    В экспериментальном исследовании приняли участие 16 воспитанников младшей группы МДОУ №2 д/с «Звездочка» . Исследовательская работа проходила в три этапа : констатирующий, формирующий и контрольный.

    Цель опытно-экспериментальной работы : выявление начального уровня развития чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста и разработка и апробация методики развития чувства музыкального ритма у детей данного возраста посредством музыкально – ритмических движений .

    Выявление уровня (констатирующий эксперимент)

    Цель : Определение начального уровня развития чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста .

    Задачи :

    1. Разработать диагностические задачи;

    2. Провести диагностику уровня развития музыкально- ритмического чувства ;

    3. Составить критерии оценки уровня развития чувства ритма ;

    4. Обработать полученный результат.

    Чтобы выявить уровень развития чувства музыкального ритма мы использовали методику диагностики О. П. Радыновой и провели два диагностических задания : первое – на исполнение ритмического рисунка с помощью хлопков, и второе – танец под музыку .

    Диагностика чувства ритма

    1 задание. Воспроизведение в хлопках ритмического «Ах вы сени» (аудиозапись) .

    Педагог предлагает детям прослушать мелодию русской народной песни «Ах вы сени» , затем прохлопывает ритмическую последовательность . После этого педагог предлагает детям самим прохлопать ритм мелодии .

    (в баллах) :

    3 балла - точное выполнение ритмического рисунка .

    2 балла - допускает небольшие неточности.

    1 балл - ритмический рисунок не соответствует мелодии.

    2 задание. Соответствие движений характеру музыки , соответствие ритма движений ритму музыки .

    Звучат фрагменты из трех произведений.

    1) Т. Ломова «Мелодия» ,

    2) М. Журбин «Марш» ,

    3) А. Гречанинов «Моя лошадка» .

    Ребенку предлагается задание - потанцевать под музыку . Дети должны передать в движениях характер музыки , ритм .

    Критерии и оценки выполнения задания (в баллах) :

    3 балла - выразительные движения , смена движений в соответствии с характером музыки и ритмом .

    2 балла - есть желание двигаться под музыку , но движения не всегда соответствуют характеру музыки .

    1 балл – ребенок начинает делать движения под музыку , но они не передают характер и ритм музыки .

    В соответствии с критериями нами было выделено три уровня развития чувства ритма : высокий, средний и ниже среднего.

    Высокий - 6 баллов

    Средний - 4-5 баллов

    Ниже среднего – 3-1 балл

    Анализ результатов констатирующей диагностики представлен в таблице 1.

    Таблица 1.

    1 Варвара Б. 2 2 4

    2 Даниил Б. 1 2 3

    3 Варвара В. 2 2 4

    4 Анастасия Е. 2 2 4

    5 Семен К. 2 2 4

    6 Григорий К. 1 2 3

    7 Иван К. 2 2 4

    8 Ульяна П. 1 2 3

    9 Роман С. 1 2 3

    10 Наталья С. 2 2 4

    11 София С. 2 2 4

    12 Эвелина С. 2 2 4

    13 Артем С. 1 2 3

    14 Таисия Т. 1 1 2

    15 Анна Т. 1 2 3

    16 Денис Л. 2 2 4

    По итогам выполненных заданий, учитывая общий балл, мы распределили и получили следующие результаты, представленные в таблице 2.

    Таблица 2.

    № Имя, фамилия ребенка Общий балл Уровни

    1 Варвара Б. 4 С

    2 Даниил Б. 3 НС

    3 Варвара В. 4 С

    4 Анастасия Е. 4 С

    5 Семен К. 4 С

    6 Григорий К. 3 НС

    7 Иван К. 4 С

    8 Ульяна П. 3 НС

    9 Роман С. 4 С

    10 Наталья С. 4 С

    11 София С. 3 НС

    12 Эвелина С. 4 С

    13 Артем С. 3 НС

    14 Таисия Т. 2 НС

    15 Анна Т. 3 НС

    16 Денис Л. 4 С

    Результаты диагностики в процентном соотношении представлены на диаграмме Рисунок 1.

    Как видно из таблицы 2 и рисунка 1, 9 детей (56%) находятся на среднем уровне, 7 детей (44%) детей нет .

    Анализируя отдельно каждый показатель, можно констатировать, что наибольшее затруднение у детей вызвало первое задание. Ритмический рисунок , хотя и с небольшими неточностями, исполнили 9 детей (56%, а у остальных 44% ритмический рисунок не соответствовал ритму заданной мелодии .

    С удовольствием и желанием потанцевали под музыку 15 детей , но у них не было смены движений в зависимости от характера музыкального произведения , его ритма . Один ребенок не смог воспроизвести в хлопках ритмический рисунок мелодии и выполнить движения , соответствующие характеру музыки .

    Развитие чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста в музыкально – ритмических движениях (формирующий эксперимент)

    Исходя из результатов констатирующего эксперимента, мы наметили дальнейшую работу по развитию чувства музыкального ритма .

    Для дальнейшей исследовательской деятельности мы разделили данную группу детей на две подгруппы , по 8 человек в каждой (экспериментальную и контрольную) .

    В начале формирующего эксперимента нами была сформулирована и поставлена цель дальнейшей работы.

    Целью формирующего этапа опытно-экспериментальной работы является развитие чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста в музыкально – ритмических движениях .

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

    1. Разработать задания для развития чувства музыкального ритма .

    2. Провести экспериментальное исследование.

    Важную роль в развитии чувства ритма , прежде всего, выполняют музыкально – ритмические упражнения , а так же музыкальные игры . В них дети отражают и передают в движении ритмический рисунок звучащей музыки . Так же в музыкальных играх развивается быстрота двигательной реакции, способность к быстрой смене движений в соответствии с характером музыки .

    В своей работе мы использовали следующие задания на развитие чувства музыкального ритма :

    «Ноги и ножки» муз. В. Агафонникова

    Использовалась аудиозапись «Ноги и ножки» муз. В. Агафонникова.

    Методика проведения : Педагог предлагает детям погулять, но обращает внимание, что прошёл дождик, и на земле образовались лужи. Чтобы не промочить ноги, нужно перешагивать через лужи. Дети вместе с педагогом шагают «большими ногами» . Затем педагог сообщает, что впереди тропинка и по ней надо бежать. Дети бегут «маленькими ножками» . После чего движения выполняются под музыку в сопровождении пения педагога. (Текст песни : «Большие ноги шли по дороге : топ-топ-топ топ-топ-топ. Маленькие ножки бежали по дорожке : топ-топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ-топ-топ».) Когда дети освоят движения под пение , упражнение проводится только под инструментальную музыку .

    «Ножки весело стучат» муз. Г. Ф. Вихаревой.

    «Ножки весело стучат» музыка Г . Ф. Вихаревой.

    Методика проведения : педагог дает детям прослушать новую песню, которая называется «Ножки весело стучат» , вместе с детьми определяет, что песня веселая. Затем предлагает детям потанцевать. Педагог показывает движения в соответствии с текстом песни, а дети повторяют. Обращает внимание детей на ритмичность музыки , говоря, что выполнять движения нужно дружно , всем вместе. В первом куплете («Как у наших у ребят ножки весело стучат» ) - они топают одной ногой; во втором («А устали ножки, хлопают в ладошки » ) – хлопают в ладоши; в третьем («А потом в присядочку пляшут дети рядышком» ) – выполняют «пружинку» ; а в четвертом («А как пустятся бежать – никому их не догнать» ) – бегут «стайкой» по кругу. В припевах дети кружатся «топотушкой» . В конце танца педагог хвалит всех детей .

    «Матрёшки» под ред. Л. Е. Казанцевой.

    Использовалась аудиозапись песни «Матрёшки» под ред. Л. Е. Казанцевой, кукла – неваляшка.

    Методика проведения : Педагог говорит детям, что к нам в гости пришла кукла – неваляшка. Дети смотрят, как она качается. Затем педагог просит детей покачаться также , как куколка. Дети выполняют движения , поочерёдно отрывая ноги от пола (передают метрическую пульсацию) . После этого педагог предлагает детям потанцевать под музыку . Дети танцуют по показу педагога, ритмично выполняя движения , в соответствии с текстом песни : «Мы матрешки, вот какие крошки, и у нас, и у нас чистые ладошки »– показывают ладошки ; «Мы матрешки, вот какие крошки, И у нас, и у нас новые сапожки» - выставляют ногу на пятку; «Мы матрешки, вот какие крошки, Поплясать, поплясать мы хотим немножко» - выполняют «пружинку» ; «Ох устали мы плясать, теперь будем отдыхать» - качают головой. В начале каждого куплета дети покачиваются с ножки на ножку, изображая матрёшек.

    «Розовые щёчки» муз. Г. Ф. Вихаревой

    Использовалась аудиозапись песни «Розовые щёчки» муз. Г. Ф. Вихаревой.

    Методика проведения : педагог предлагает детям прослушать песню «Розовые щечки» и определить характер музыки . Мелодия очень веселая. Затем педагог приглашает детей потанцевать . Дети ритмично выполняют движения в соответствии с текстом песни по показу педагога. В первом куплете (текст песни : «Малыши, малыши - розовые щечки. А у нас, а у нас - звонкие ладошки ») - дети ритмично хлопают в ладоши , во втором (текст : «Малыши, малыши - розовые щечки. А у нас кулачки - словно молоточки» ) – ритмично ударяют кулачком по кулачку, в третьем (текст : «Малыши, малыши - розовые щечки. А у нас, а у нас - весело в садочке!» ) – выполняют «пружинку» , а в четвертом куплете (текст : «Малыши, малыши - розовые щечки. А у нас, а у нас - ротик на замочке!» ) – указательный палец ритмично прикладывают к губам.

    Музыкальная игра «Солнышко и дождик» муз. М. Раухвергера.

    Использовалась аудиозапись мелодии «Солнышко и дождик» муз. М. Раухвергера.

    Методика проведения : Педагог проводит беседу о том, что делают дети на прогулке, когда светит солнышко (гуляют, играют) . Что они будут делать, если вдруг пойдёт дождик (будут прятаться под зонтик или под крышу) . Затем, дети слушают музыку «Солнышко и дождик» . После этого, педагог приглашает детей погулять . Музыка звучит спокойно , напевно. Педагог поёт : смотрит солнышко в окошко, светит в нашу комнату, а дети спокойно ходят в разном направлении, передавая шагами метрическую пульсацию. Далее педагог поет : мы похлопаем в ладошки , очень рады солнышку. Дети вместе с воспитателем хлопают в ладоши, передавая ритм мелодии . Под звуки металлофона педагог раскрывает зонтик, подпевая «дождь идет» , и все дети прячутся под зонтик. А педагог спрашивает : «Никого дождь не замочил, все успели спрятаться?» В последствие, эту игру можно использовать на прогулке.

    Проверка эффективности проделанной работы на формирующем этапе эксперимента (контрольный эксперимент)

    С целью определения эффективности разработанной методики по развитию чувства музыкального ритма в музыкально – ритмических движениях был проведен контрольный эксперимент, который проводился с экспериментальной и контрольной группами.

    Задачи контрольного эксперимента :

    1. Выявить динамику развития чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста .

    2. Определить эффективность разработанной методики развития чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста в музыкально – ритмических движениях .

    На данном этапе использовался тот же диагностический материал и критерии оценки, что и на констатирующем этапе эксперимента.

    Результаты контрольной диагностики в экспериментальной и контрольной группах приведены в таблице 4 и таблице 5.

    № Имя, фамилия ребенка Задание 1 Задание 2 Общий балл

    1 Варвара Б. 3 2 5

    2 Даниил Б. 2 2 4

    3 Варвара В. 3 3 6

    4 Анастасия Е. 3 2 5

    5 Семен К. 3 3 6

    6 Григорий К. 2 2 4

    7 Иван К. 3 2 5

    8 Ульяна П. 2 2 4

    № Имя, фамилия ребенка Задание 1 Задание 2 Общий балл

    1 Роман С. 1 2 3

    2 Наталья С. 2 2 4

    3 София С. 2 2 4

    4 Эвелина С. 2 2 4

    5 Артем С. 1 2 3

    6 Таисия Т. 1 1 2

    7 Анна Т. 1 2 3

    8 Денис Л. 2 2 4

    Индивидуальная динамика результативности контрольной диагностики в контрольной и экспериментальной группах представлена на диаграмме рисунок 2 и на диаграмме рисунок 3.

    Рисунок 2. Индивидуальная динамика результатов контрольной диагностики детей экспериментальной группы.

    Рисунок 3. Индивидуальная динамика результатов контрольной диагностики у детей контрольной группы .

    Как видно из гистограмм в экспериментальной группе произошли изменения. Особенно улучшились результаты у двоих детей . По итогам диагностики их общий результат увеличился на два балла. У остальных детей результат улучшился на один бал.

    Анализируя индивидуальные изменения в контрольной группе, можно заключить, что изменений в результатах на контрольном этапе эксперимента у детей данной группы не произошло.

    Общую картину распределения детей контрольной и экспериментальной групп по уровням развития чувства музыкального ритма можно увидеть в таблице 6 и таблице 7.

    Таблица 6.

    Результаты контрольной диагностики в экспериментальной группе.

    1 Варвара Б. 5 С

    2 Даниил Б. 4 С

    3 Варвара В. 6 В

    4 Анастасия Е. 5 С

    5 Семен К. 6 В

    6 Григорий К. 4 С

    7 Иван К. 5 С

    8 Ульяна П. 4 С

    Таблица 7.

    Результаты контрольной диагностики в контрольной группе.

    № Фамилия, имя ребенка Кол-во баллов Уровень

    1 Роман С. 3 НС

    2 Наталья С. 4 С

    3 София С. 4 С

    4 Эвелина С. 4 С

    5 Артем С. 3 НС

    6 Таисия Т. 2 НС

    7 Анна Т. 3 НС

    8 Денис Л. 4 С

    В экспериментальной группе двое детей переместились на высокий уровень, трое улучшили свои результаты до среднего уровня. И трое детей остались по-прежнему на среднем уровне, но у них произошли изменения в результатах отдельных показателей.

    В контрольной группе у детей не произошли изменения уровня развития чувства музыкального ритма .

    Распределение детей по уровням развития чувства музыкального ритма по итогам контрольной диагностики в экспериментальной группе можно увидеть на диаграмме рисунок 4.

    Рисунок 4. Распределение детей экспериментальной группы по уровням развития чувства музыкального ритма

    Из вышесказанного можно сделать вывод об эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе эксперимента.

    3 этап - заключительный этап.

    Подведение итогов реализации проекта

    В процессе опытно – исследовательской работы мы наблюдали за детьми, проводили беседу о характере прослушанной музыки и провели педагогический эксперимент в три этапа.

    На констатирующем этапе эксперимента мы выявили уровень развития чувства музыкального ритма у детей дошкольного возраста . Для диагностики использовались два диагностических задания. Первое задание на воспроизведение в хлопках ритмического рисунка мелодии русской народной песни «Ах вы сени» , и второе – соответствие движений характеру музыки , соответствие ритма движений ритму музыки .

    В итоге мы выявили, что 56% детей находятся на среднем уровне, 44% детей на уровне ниже среднего. С высоким уровнем детей нет .

    В ходе формирующего эксперимента мы разработали и провели целенаправленную работу по развитию чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста в процессе музыкально – ритмических движений . На этом этапе осуществлялась проверка гипотезы «Если использовать музыкально- ритмические движения в музыкальных играх , то это будет способствовать развитию чувства музыкального ритма ».

    Цель контрольного эксперимента - выявить динамику развития чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп. Результаты диагностики свидетельствовали об эффективности разработанной и проведенной на формирующем этапе методике.

    Таким образом, сопоставив данные констатирующего и контрольного эксперимента, мы выяснили, что использование музыкально- ритмических движений в музыкальных играх способствуют развитию чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста .

    В итоге цель, поставленная в начале исследовательской работы «отобрать методические рекомендации для развития чувства музыкального ритма в музыкально- ритмических движениях у детей младшего дошкольного возраста » достигнута. Доказана гипотеза исследования : если использовать музыкально- ритмические движения в музыкальных играх , то это будет способствовать развитию чувства музыкального ритма . Поставленные задачи решены.



    http://www. domisolka. nm. ru/Diagnostika/Tarasova. html

    Диагностика музыкальных способностей детей

    (по Тарасовой)

    Вторая младшая группа.

    Развитие ладового чувства.

    1. Эмоциональная отзывчивость на музыку . Д. Кабалевский «Клоуны».

    2 балла – слушает внимательно, выражает свои эмоции в соответствии с

    характером произведения

    1 балла – незначительно выражает эмоции, отвлекается

    0 баллов – равнодушен к звучащей музыке

    2. Наличие любимых произведений .

    3. Узнавание знакомой песенки .

    2 балла – узнал по мелодии

    1 балл – узнал со словами

    0 баллов – не узнал

    5-4 балла – высокий уровень

    3-2 балла – средний уровень

    1-0 баллов – низкий уровень

    1. .

    0 баллов – отказ

    5 балов – высокий уровень

    4-3 балла – средний уровень

    2-0 баллов – низкий уровень

    Развития чувства ритма.

    1. Воспроизведение в хлопках ритмического рисунка мелодии (3-5 звуков).

    2 балла – воспроизводит точно ритм

    1 балл – воспроизводит метр

    0 баллов – беспорядочные хлопки

    2. Соответствие движения характеру музыки . Р. Глиэр «Вальс».

    1 балл – движение соответствует характеру музыки

    0 баллов – движение не соответствует характеру музыки, отказ


    3. Соответствие движения ритму музыки . П. Чайковский «Марш деревянных

    солдатиков».

    4 - 3 балла – высокий уровень

    2 – 1 балл – средний уровень

    0 баллов – низкий уровень

    Уровень развития музыкального мышления.

    1. Репродуктивное мышление.

    Определить жанр произведения (использование картинок). (Что можно под эту

    музыку делать?)

    Р. Шуман «Марш», П. Чайковский «Песня жаворонка»,

    М. Глинка «Полька».

    3 балла – высокий (без ошибок)

    2 балла – средний (1 ошибка, правильно выбрал картинку; определил

    без ошибок, неправильно выбрал картинку).

    1 – 0 баллов – низкий (2 ошибки, не определил).

    2. Продуктивное мышление.

    Сыграй ты, сочини свою музыку (3 сочинения). О чём играл?

    5 баллов – музыкальная мысль, законченная мелодическая фраза.

    4 балла – сочинение включает элементы мелодии и оригинальный ритм.

    3 балла – мелодическое и ритмическое однообразие во всех трёх сочинениях.

    2 балла – просто перебирает пластинки, клавиши.

    1- 0 баллов - отсутствие мелодии и ритма, отказ.

    5 – 4 – высокий уровень

    3 – 2 – средний уровень

    1 – 0 – низкий уровень

    19 – 15 баллов – высокий уровень

    14 – 7 баллов – средний уровень

    6 – 0 баллов – низкий уровень

    Средняя группа.

    Развитие ладового чувства.

    1. Проявление интереса к музыкальным инструментам .

    2 балла – проявляет интерес к звучанию инструмента, желание играть

    1 балл – самостоятельно не проявляет интереса, действует по просьбе

    0 баллов – отказ

    2. Наличие любимых произведений .

    1 балл – есть любимые произведения

    0 баллов – нет любимых произведений

    3. Высказывание о характере музыки . (2-х частная форма)

    2 балла – чувствует характер музыки, ассоциация с образом

    1 балл – чувствует общий характер, настроение

    0 баллов – отказ или несоответствие музыки и высказываний ребёнка

    4. .

    1 балл – узнал

    0 баллов – не узнал

    5. Ощущение тоники

    3 балла - одна ошибка

    2 балл - две ошибки

    1 балл - более двух ошибок

    0 баллов - не ощущает тонику

    6. Сравнение мелодии с оригиналом (1-е, 3-е проигрывание – окончание на тонике,

    2-е, 4-е – на доминанте).

    3 балла – верно определяет

    2 балла – с одной ошибкой

    1 балл – с двумя ошибками

    0 баллов – более двух ошибок

    13 – 11 баллов – высокий уровень

    10 – 5 баллов – средний уровень

    Музыкально-слуховые представления.

    1. Пение знакомой песни с сопровождением .

    2. Пение малознакомой попевки с сопровождением (после 2-3 прослушиваний).

    5 баллов – чисто интонирует всю мелодию

    4 балла – чисто интонирует отдельные отрезки мелодии

    3 балла – интонирует общее направление мелодии

    2 балла – интонирует 1-2 звука

    1 балл - проговаривает слова песни в ритме


    0 баллов – отказ

    3. Подбор хорошо знакомой попевки на металлофоне (3-4 звука).

    2 балла – справился сам

    10 – 8 баллов – высокий уровень

    7 – 4 балла – средний уровень

    4 – 0 баллов – низкий уровень

    Развитие чувства ритма.

    1.

    инструментах . В. Майкапар «В садике».

    1 балл – воспроизводит метр

    2. Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями.

    3. (с использованием смены ритма).

    Ф. Обер Марш из оперы «Фенелла».

    1 балл – движение соответствует ритму музыки

    0 баллов – движение не соответствует ритму музыки, отказ

    Общий уровень музыкального развития:

    28 – 21 балл – высокий уровень

    20 – 10 баллов – средний уровень

    9 – 0 баллов – низкий уровень

    Старшая группа.

    Развитие ладового чувства.

    1. Наличие любимых произведений .

    1 балл – есть любимые произведения

    0 баллов – нет любимых произведений

    2. Высказывание о музыке (контрастные части).

    2 балла – чувствует характер каждой части, связывает с образом

    1 балл – различает характер контрастных частей, не связывает с образом

    0 баллов – отказ или несоответствие образа и музыки

    3. Узнавание знакомой мелодии по фрагменту .

    1 балл – узнал

    0 баллов – не узнал

    4. Ощущение тоники (определить, закончена ли мелодия), 5 мелодий.

    4 балла - правильно ощущает тонику

    3 балла - одна ошибка

    2 балл - две ошибки

    1 балл - более двух ошибок

    0 баллов - не ощущает тонику

    5. Закончить начатую мелодию на тонике.

    1 балл – справился

    0 баллов – не справился

    9 – 7 баллов – высокий уровень

    6 – 4 балла – средний уровень

    3 – 0 баллов – низкий уровень

    Музыкально-слуховые представления .

    1. Пение знакомой песни с сопровождением .

    3 балла – чисто интонирует всю мелодию

    2 балла – интонирует отдельные отрезки мелодии

    1 балл – интонирует общее направление мелодии

    0 баллов – проговаривает слова песни в ритме, отказ

    2. Пение знакомой песни без сопровождения .

    3 балла – чисто интонирует всю мелодию

    2 балла – интонирует направление мелодии

    1 балл – проговаривает слова песни в ритме

    3. Пение малознакомой песни с сопровождением .

    4 балла – чисто интонирует отдельные отрезки мелодии

    3 балла – интонирует общее направление мелодии

    2 балла – интонирует 1-2 звука

    1 балл - проговаривает слова песни в ритме

    0 баллов – отказ

    4. Пение малознакомой песни без сопровождения .

    5 баллов – чисто интонирует мелодию

    4 балла – чисто интонирует отдельные отрезки мелодии

    3 балла – интонирует общее направление мелодии

    2 балла – интонирует 1-2 звука

    1 балл - проговаривает слова песни в ритме

    0 баллов – отказ

    5. Подбор по слуху хорошо знакомой попевки .

    2 балла – справился сам

    1 балл – справился с помощью взрослого

    0 баллов – не справился, отказ

    6. Подбор по слуху малознакомой попевки .

    3 балла – справился сам

    2 балл – справился с помощью взрослого

    1 балл – частично справился с помощью взрослого

    0 баллов – не справился, отказ

    21 – 18 баллов – высокий уровень

    17 -8 баллов – средний уровень

    7 – 0 баллов – низкий уровень

    Развитие чувства ритма.

    1. Воспроизведение ритмического рисунка мелодии в хлопках, на ударных

    инструментах . Д. Шостакович «Гавот».

    3 балла – правильно воспроизводит ритм

    2 балла – воспроизводит то ритм, то метр

    1 балл – воспроизводит метр

    0 баллов – действует беспорядочно

    2. Соответствие движений характеру музыки с малоконтрастными частями.

    Д. Шостакович «Лирический вальс».

    1 балл – движения соответствуют характеру музыки

    0 баллов – движения не соответствуют характеру музыки, отказ

    3. Соответствие движений ритму музыки (с использованием смены ритма)

    1 балл – движение соответствует ритму музыки

    0 баллов – движение не соответствует ритму музыки, отказ

    5 – 4 балла – высокий уровень

    3 – 2 балла – средний уровень

    1 – 0 баллов – низкий уровень

    Общий уровень музыкального развития:

    35 – 27 баллов – высокий уровень

    26 - 12 баллов – средний уровень

    11 – 0 баллов – низкий уровень