Положительные эмоции и здоровье. Влияние положительных и отрицательных эмоций на здоровье человека

Эмоции – важная составляющая человеческой жизни. Люди подвержены как положительным, так и отрицательным эмоциям. Какие из них преобладают в большей степени, зависит от образа жизни человека, его окружения и отношению к жизни.

Многие из нас слышали, что негативные эмоции могут подорвать здоровье, позитивные - «вылечить» от недугов. Если говорить о психическом состоянии человека, то эмоции откладывают определённый отпечаток. Но как они влияют на здоровье, знают не многие.

В народе говорят: «Все болезни от нервов». Да и врачи нередко используют эту фразу, пытаясь объяснить причину очередного недуга. Многочисленные исследования показывают, что отдельные эмоции по-разному влияют на здоровье человека. Но прежде чем выяснить, как это происходит, нужно разобраться, какие эмоции носят положительный характер, а какие - отрицательный.

Положительные и отрицательные эмоции

По определению эмоции не могут быть положительными или отрицательными. Просто в зависимости от того, что мы ощущаем в данный момент времени, наше самочувствие и здоровье может улучшаться или ухудшаться. Однако в обществе прочно закрепилось стереотипная классификация чувств: положительные и отрицательные.

    Положительными эмоциями принято считать:
  • смех и радость;
  • сочувствие и интерес;
  • любопытство и вдохновение;
  • восторг и восхищение.
    К отрицательным эмоциям относят абсолютно противоположные чувства:
  • грусть и печаль;
  • неуверенность и стыд;
  • раздражение и зависть;
  • тревога и ненависть;
  • чувство вины и безразличие;
  • гнев и волнение.

Это основной список человеческих эмоций, который при желании можно дополнить и разнообразить. Но ясно одно: когда мы испытываем положительные эмоции, у нас поднимается настроение, улучшается самочувствие, появляется интерес к жизни и желание действовать. Когда нами завладевают отрицательные эмоции – мы впадаем в уныние, апатию, озлобляемся на окружающий мир, нас перестаёт интересовать сама жизнь и окружающие люди.

Как влияют отрицательные эмоции на здоровье человека?

Древние целители утверждали, что каждая болезнь взаимосвязана с определённым переживанием. Агрессия способна нарушить функционирование желудочно-кишечного тракта, спровоцировать головные боли, гипертонию и проблемы с зубами. Ревность вызывает нарушения в пищеварении, бессонницу и головные боли. Страх связан с сердечными заболеваниями, нарушениями в органах дыхания, ухудшениями слуха, остроты зрения и болезнями почек. Беспокойство вызывает проблемы кровообращения и болезни центральной нервной системы. Ненависть способствует развитию рака, болезней печени и язвы желудка.

Как влияют положительные эмоции на здоровье человека?

Любая положительная эмоция повышает работоспособность нервной системы, улучшает сон, стабилизирует эмоциональное состояние, способствует выработке гормонов радости (эндорфины) и оказывает позитивное влияние на гормональный фон организма. Чем больше положительных эмоций ощущает человек, тем меньше он подвержен стрессу и различным заболеваниям.

Как управлять эмоциями?

Лучшее средство избавления от отрицательных эмоций – это их «выброс». Такие эмоции нельзя держать в себе, но от них и не должны страдать окружающие люди. Справиться с неврозами помогает физическая активность. Любимое хобби или увлечение помогает отвлечься от обид и переживаний. Арт-терапия (переписывание проблем на бумагу) позволяет перекрыть отрицательные эмоции положительными. Лекарственная терапия - седативные фитопрепараты, в составе которых содержатся успокаивающие травы.

Доброго времени суток, дорогие подписчики «здорового» блога сайт ! ?

Многие из наших единомышленников уже успели добиться определенных результатов, избавившись от лишних килограммов или набрав мышечной массы.

Некоторым посетителям сайта помогли диетические методики, а другие сочли полезной информацию об особенностях тренировочного процесса. В результате мы все меняемся, ежедневно покоряя новые высоты на пути к заветной цели.

Однако многие подписчики задаются актуальными вопросами, возникающими в процессе смены привычного образа жизни: Как совершенствовать свое тело без вреда для здоровья? Какие сопутствующие факторы оказывают влияние на организм? Из-за чего может ухудшиться самочувствие?

Откуда возникают заболевания, если мы придерживаемся правильного питания и регулярно тренируемся?

Определяемся с терминологией

Эмоции – это индивидуальное видение человеком ситуации, субъективное отношение к происходящему событию. Получается, что спектр таких состояний напрямую зависит от особенностей нервной системы и мировоззрения. Каким образом тогда оказывается воздействие на организм? Как влияют эмоции на здоровье человека?

Друзья, все просто – вне зависимости от происходящей ситуации, воздействие эмоций на общее состояние организма одинаковое. Если разбираться с классификацией наших реакций, то можно выделить основные характеристики эмоциональных всплесков в сознании. Они могут:

  • Передаваться между людьми и представителями животного мира.
  • Сопровождать все процессы жизнедеятельности.
  • «Провоцироваться» ситуациями, существующими только в воображении человека.
  • Сопровождаться характерными физическими реакциями тела на испытанный спектр эмоций.
  • Разделяться по масштабам воздействия на подсознание.
  • Быть краткосрочными или продолжительными.

Эмоции классифицируют на 3 вида: негативные, положительные и нейтральные . В зависимости от происходящей ситуации возникает соответствующая реакция организма, которая отображается сразу на поведении человека.

Друзья, обратите внимание: «Не путайте эмоции с чувствами, ведь они возникают не в отношении конкретного объекта, а отображают ситуацию в целом. Если вам страшно, то это эмоция. Если вы боитесь злой собаки, то это ваше субъективное чувство к животному. Другими словами эмоции являются обобщенным состоянием чувств».

Прямая связь эмоционального состояния и здоровья

На организм человека оказывают влияние как положительные, так и негативные эмоции. Чтобы осознать масштабы воздействия эмоциональных реакций на здоровье, предлагаю ознакомиться с научными наблюдениями специалистов из области психологии:

  • Страх, неуверенность в собственных силах, отсутствие воли – причины заболевания почек (неудивительно, что испуганный человек не может полноценно контролировать процесс мочеиспускания).
  • Грусть, тоска, печаль – эмоциональный спектр, который сказывается на функционировании органов дыхания (легких).
  • Отчаяние, затяжная депрессия – возможная причина появления заболеваний сердца и сосудов.
  • Агрессия, гнев, злоба и раздражение – верные «спутники» проблем с печенью.
  • Самобичевание, вина – «симптоматика» головных болей и бессонницы.
  • Чрезмерная радость, продолжительный смех – мощная нагрузка на сердце, негативно влияющая на работу сосудов.
  • Обида, подавленность – причины возникновения проблем с горлом и пищеварительным трактом.

Ребята, следует отметить, что только продолжительное пребывание в определенном эмоциональном состоянии, может негативно сказаться на здоровье. Если вы периодически злитесь или расстраиваетесь – это нормально. Не нужно отправляться в медицинский центр и проверять состояние почек. ? Просто старайтесь дозировать свои эмоциональные порывы.

Научное подтверждение: «Нейрофизиолог Чарльз Шеррингтонс берегов туманного Альбиона выявил, что первоначально в сознании человека возникает реакция переживания, затем появляются соматические и вегетативные изменения в жизнедеятельности. Таким образом, эмоции напрямую воздействуют на ход мыслей людей, оказывая влияние на физическое состояние и здоровье».

Рекомендации психологов: контролируем собственные эмоции

В Национальном институте психологии США выявили основные способы контроля над эмоциональным фоном. Следуя незамысловатым рекомендациям специалистов, можно самостоятельно предотвратить появление в организме многих хронических заболеваний:

  • Позитивное мышление. Старайтесь спокойней воспринимать ситуации, происходящие с вами в течение дня. Друзья, естественно, бывают моменты, в которых эмоции «берут верх» над рассудком, но стараться держать свое сознание под контролем необходимо.
  • Рациональная физическая активность. Как избавиться от стресса? Все просто, ребята – нужно периодически заниматься спортом, выплескивая весь негатив на беговую дорожку. Актуальный метод, которым пользуются многие известные люди.
  • Доверие. Зачастую, чтобы изменить свое эмоциональное состояние, достаточно просто пообщаться с близким вам человеком, рассказав «о наболевшем». Не зря ведь у алтаря влюбленные люди произносят многозначительную фразу: «И в горести, и в радости».
  • Правильный настрой. Не бывает безвыходных ситуаций, существуют моменты, когда мы не хотим искать решение проблемы. Избавиться от депрессивного настроя трудно, но просто необходимо, чтобы эмоциональное состояние не отразилось со временем на здоровье.
  • Создание гармоничной атмосферы. Друзья, окружите себя приятными вам людьми и положительными эмоциями. В доброжелательной обстановке зачастую просто некогда расстраиваться.

Актуальный совет: «Периодически занимайтесь эмоциональной гимнастикой, прокручивая в памяти моменты, положительно влияющие на ваше сознание. Таким образом, можно стабилизировать свое состояние, вспомнив в нужное время событие, вызывающее у вас улыбку».

Большинство рекомендаций подходит для людей, испытывающих угнетение и занимающихся самобичеванием. Именно такие эмоции наиболее опасны для организма. Думаю, что с состоянием чрезмерной радости каждый из нас способен справиться самостоятельно. Правда? ?

Эксперимент подтверждает благотворное влияние положительных эмоций на организм

Ученые из института Северной Каролины с кафедры психологии провели исследование, в котором задействовали 65 человек. В течение 1,5 месяцев добровольцы пребывали в благоприятной для себя атмосфере, испытывая положительные эмоции минимум 1 час в день.

Результаты научного эксперимента в очередной раз доказывают важность позитивного восприятия мира. Через 6 недель у людей произошли следующие изменения в жизнедеятельности организма – повысился иммунитет, нормализовалось давление в кровеносных сосудах, пропали головные боли и появился крепкий сон, стабилизировались процессы функционирования нервной системы, улучшилось общее психическое состояние.

Причиной всему стали гормоны радости (эндорфины), которые вырабатываются в организме человека, получающего от жизни удовольствие. Однако во всем должна быть мера, поэтому стремиться к долголетию, увлекаясь юмористическими передачами сутками напролет тоже не нужно – такая методика скорее приведет к инсульту, не став эликсиром вечной молодости».

Ребята, самое главное, что я сегодня хотел до вас донести – эмоции влияют на здоровье, но их можно контролировать. Помните, что мысли – материальны, а значит, мы сами являемся творцами своих судеб.

Невозможно представить жизнь без расстройств и огорчений, но разбавлять их положительными впечатлениями просто необходимо, ведь всего должно быть в меру.

Если регулярно заниматься в тренажерном зале, правильно питаться и следить за ходом своих мыслей, то состояние гармонии между душой и телом вам обеспечено. ?

Друзья, если у вас есть ценная информация, которая сможет дополнить мою статью, то обязательно поделитесь ей – мы всегда прислушиваемся к мнению единомышленников. Общими усилиями мы создаем веб-ресурс для людей, которые ценят свое время, заботятся о здоровье и хотят жить долго, счастливо.

Совсем скоро мы вновь увидимся с вами на виртуальном пространстве Start-health! До новых встреч, дорогие друзья! ?

Как эмоции влияют на наше здоровье?

Подробности Дата: 11.09.2013 07:33

Или все болезни от нервов, и только сифилис от удовольствия;)

Сегодня хочу поговорить о том, как же эмоции влияют на нас, наше здоровье в целом и отдельные органы в частности, на психологическое состояние и наше настроение. И, как следствие, на наш образ мыслей и действий, то есть на наше мировосприятие и жизнь в целом. Поговорить о том, как бороться с отрицательными эмоциями и научиться получать положительные!

Начнем по порядку. Что же такое эмоции? И какие они бывают?

Эмоции – это наше субъективное и сугубо индивидуальное отношение к происходящему. С точки зрения психологии, эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) – это состояния, связанные с оценкой значимости для человека действующих на него факторов.

Такие положительные эмоции как интерес, приятное удивление, радость, восторг, ликование, восхищение, эйфория, окрыленность обогащают наш мозг и положительно влияют на мыслительные процессы, создают внутренние ресурсы для действия, помогают нашему иммунитету противостоять вирусам, микробам, различным болезням и, наконец, поддерживают наше хорошее настроение, сопутствуют и способствуют успеху во всех сферах жизни.

Негативные эмоции (от лат. negatio – отрицание и emovere – возбуждать, волновать) возникают в неприятной для нас или опасной для нашей жизни ситуации. Это неприятные переживания, которые приводят к проявлению поведения, направленного на устранение источника физической или психологической опасности.

Эмоции являются основой для формирования разнообразных чувств. Например, эмоция гнева лежит в основе таких чувств, как злость, раздражение, ненависть, обида. А на основе эмоции страха формируются такие чувства, как опасение, ужас, стыд, стеснительность.

Ученые разных стран, изучающие влияние эмоций на здоровье человека, пришли к очень интересным выводам. Например, немецкие ученые установили связь каждого отдельного органа человека с определенным участком мозга через нервные пути.

Американские ученые развивают теорию диагностирования заболеваний по настроению человека и говорят о возможности предупреждения болезни до начала ее развития таким образом. Этому способствует существующая профилактическая терапия улучшения настроения и накапливание положительных эмоций.

Эмоции тесно связаны с вегетативной нервной системой – это часть нервной системы, которая регулирует деятельность внутренних органов, желёз внутренней и внешней секреции, кровеносных и лимфатических сосудов и отчасти мускулатуры. То есть эмоции первичны, а физиологические реакции вторичны – это механизм возникновения психосоматических заболеваний.

Как эмоции влияют на организм человека?

Почему когда мы испуганы, то можем бежать намного быстрее?

Почему сердце начинает биться сильнее и чаще, когда мы ожидаем результаты экзамена или выступаем перед большой аудиторией?

Потому что эмоции подготавливают нас к определенным действиям. Соответствующая эмоция подготавливает наше тело к соответствующему поведению: если мы испуганы, то тело мобилизуется для бегства; если мы испытываем гнев, то тело готовиться нападать. В организме происходят соответствующие процессы, чтобы подготовить нас для действий в конкретной ситуации. Так, во время опасности повышается свертываемость крови и происходит ее отток от поверхности тела – это уменьшит потерю крови в случае ранения.

При возникновении радости высвобождаются катехоламины – гормоны, препятствующие воспалительным процессам. В это же время происходит выброс эндорфинов, которые способны уменьшить болевые ощущения.

Наибольшее влияние эмоции оказывают на сердечнососудистую систему. Сильный гнев и длительное раздражение способствуют нарушению работы сердца и развитию такого заболевания как гипертония.

Кровообращение тоже во многом зависит от эмоций: изменяться пульс, давление, тонус кровеносных сосудов. Положительные эмоции вызывают приток крови к коже, а также улучшают состав крови.

Эмоции изменяют ритм дыхания. Люди, постоянно испытывающие стресс чаще страдают инфекционными заболеваниями верхних дыхательных путей. А у людей, испытывающих положительные эмоции, дыхание становиться более легким.

Ученые доказали, что пессимистично настроенные люди с заниженной самооценкой, часто испытывающие тревогу и страх больше других страдают от головных болей, болезней желудка и позвоночника. И наоборот, оптимисты менее подвержены простудным заболеваниям. Кроме того, люди, часто испытывающие положительные эмоции легче засыпают и крепче спят, а это очень серьезно влияет на самочувствие.

Проблема с зубами – перестань раздражаться!

Беспокоят проблемы с кожей – прекрати завидовать!

Агрессия и раздражение вызывают расстройство функций желчного пузыря, хронические расстройства желудка, изжогу, мигрени, проблему с зубами, гипертонию.

Отчаяние , депрессия - воздействует на часть мозга, которая отвечает за обоняние, инстинктивное поведение, память, сон.

Беспокойство – расстройство пищеварения, диарея, проблемы с сердцем, нарушения кровообращения, дрожь.

Тревога – проблемы с сердцем, расстройство пищеварения, проблемы с зубами, синусит.

Ревность – расстройство сна, проблемы с пищеварением и спиной, мигрени.

Высокомерие и надменность – заболевания дыхательных путей и суставов, расстройство функций печени.

Ненависть, жажда мести – кожные расстройства, заболевания желчного пузыря, печени, проблемы с желудком, рак.

Зависть – проблемы с желудком и желчным пузырем, нарушение пищеварения, заболевания кожи, зубов, сердца.

Страх – гипертония, сердечные заболевания, астма, хронические заболевания органов дыхания, мигрени, болезни зубов, болезни почек, расстройства пищеварения, проблемы с осанкой, глазами, зубами, слухом.

Бессилие приводит к гипотонии, головокружению, утомляемости.

Неуверенность – заболевания дыхательных путей, проблемы с осанкой, нарушения функций печени, расстройства пищеварения, мигрени.

Скука – депрессия, проблемы с кровообращением, расстройство функций желчного пузыря, проблемы с кожей и волосами, пониженный иммунитет.

Недовольство – пониженный иммунитет, проблемы с сердцем и кровообращением, зажатость и нарушение осанки, повышенный аппетит и избыточный вес, болезни дыхательных путей, мигрени.

Ярость – проблемы с желудком и желчным пузырем, заболевания зубов, геморрой, респираторные заболевания, проблемы с сердцем, проблемы с почками и мочевым пузырем, напряженность и судороги, рак.

Что делать?

В лечении психосоматических заболеваний вначале важно уловить основную негативную эмоцию. Затем главной задачей становится её трансформация – нужно сменить негатив на позитив: страх – на смелость, неприятие – на благожелательное отношение и т. д. Когда человек обретает внутреннюю гармонию, тогда он и мир вокруг начинает воспринимать гармонично.

С возрастом люди болеют чаще именно потому, что отвыкают радоваться жизни, приобретая при этом привычку переживать по любому поводу. Избавление от привычки к чрезмерным негативным переживаниям поможет быстрее вернуть утраченное здоровье. Так что радуйтесь – и будете здоровы!

Изменить своё эмоциональное состояние, и тем самым улучшить свое здоровье, можно переключив внимание на то, что вызывает положительные эмоции.

В окружающем нас мире существует довольно много вещей, которые способны улучшить наше настроение. Это и окружающая нас природа (солнечный свет, восходы и закаты, море и шум прибоя, цветы, приятные природные запахи и ароматы, пение птиц), и музыкальные произведения, содержащие определенный набор звуков; даже еда, которую мы принимаем внутрь, а также одежда определенных цветов, которую мы носим. И это темы следующих заметок.

А иногда достаточно просто улыбнуться ☺

Мы жаждем наполнить твою жизнь положительными эмоциями! Присоединяйся!

Цыбулина Анастасия Сергеевна

Н. Амосов

Эмоции – один из важных аспектов учебной деятельности. Эмоции оказывают сильнейшее влияние на все составляющие учебного процесса: на эффективность, на познавательную активность учащихся. Эмоции – настоящее психологическое горючее для роста, развития и деятельности. При этом важно подчеркнуть, что положительное влияние оказывают положительные эмоции, а отрицательные - отрицательное. В связи с этим в мировой психологии серьезно возрос интерес к созданию у учащихся положительных эмоциональных состояний. Ряд исследователей считает, что эмоциональный коэффициент учащихся более важен, чем интеллектуальный коэффициент.

Проблема проекта : каким же образом эмоции влияют на наше здоровье? Повышают ли положительные эмоции работоспособность? И что поможет поднять или поддержать хорошее настроение? На эти вопросы я постараюсь ответить.

Скачать:

Предварительный просмотр:

«ПОРТФОЛИО»

НА ТЕМУ:

Руководитель проекта:

Бутурлиновка

2014 г.

  1. Статистические данные.
  1. Выводы и рефлексия.
  1. Литература.

Введение.

Для здоровья одинаково необходимы четыре условия: физические нагрузки, ограничения в питании, закаливание,

время и умение отдыхать. И еще пятое - счастливая жизнь!

Н. Амосов

Эмоции

Проблема проекта

Цель проекта

Проектный продукт

Теории возникновения эмоций.

Влияние положительных и отрицательных эмоций на иммунитет человека.

лимфоцитов

Изучая влияние эмоций на здоровье человека, врачи установили, что когда человек смеется, усиливается приток крови к мозгу, клетки серого вещества получают больше кислорода. Происходит некое «биохимическое ободрение», которое ликвидирует усталость, очищает верхние дыхательные пути и улучшает циркуляцию крови в сосудистой системе, вырабатывается гормон счастья. А железы внутренней секреции начинают вырабатывать вещества, снимающие головную боль. Также

Ученые из Саарландского университета (Германия) проводили исследования влияния занятий спортом на продолжительность жизни человека, опубликованное в издании «Circulation». По мнению ученых, активная физическая нагрузка препятствует укорачиванию теломеров – последовательностей ДНК, которые контролируют кончики хромасом.

завидуют ревности вины Жалость Жадные

Статистические данные.

  • Когда учитель улыбается

разных возрастных групп.

Неудачников

  • Звуковое воздействие.
  • Факт:
  • Дефицит серотонина
  • Помогите другим.
  • Радуйтесь успехам других.
  • Наслаждайтесь едой.
  • Установите цели.
  • Заведите новое знакомство.
  • Простите себя.
  • Оденьтесь хорошо.
  • Делайте комплименты.
  • Улыбайтесь.
  • Действуйте.
  • Сон.
  • Выводы.

    1. Врачи открыли, что искренний смех, стимулируя выделение эндорфинов, дофамина, а также нейромедиаторов серотонина. Того самого, который, по мнению российских ученых продлевает жизнь.
    2. Таким образом, активные занятия спортом препятствуют старению клеток, а это, в свою очередь, продлевает жизнь человеческого организма.

    Рефлексия: в ходе работы над проектом, я открыла для себя много новой и полезной информации о влиянии эмоциональных состояний на здоровье и долголетие человека, которая поможет мне и моим сверстникам сделать правильные выводы о сохранении собственного здоровья, продлении долголетия. Я научилась собирать статистические данные по данной теме, на их основе – делать выводы. Я с удовольствием сделала презентацию к своему проекту. Надеюсь, что мой проектный продукт в виде полезных рекомендаций будет полезен и другим подросткам, а так же их преподавателям. Защита данного проекта была проведена на уроке – конференции по теме: «Исследование влияния различных факторов на онтогенез человека». С этой же темой проекта я буду выступать 8 февраля на научно – практической конференции, посвященной Дню Российской Науки.

    Литература.

    1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М.: «Глобус», 1978.

    2.Шувалова В.С. Здоровье учащихся и образовательная среда. - М.: «Просвещение», 2000

    3. Лю Хуэйин. Исследование теории эмоционального интеллекта / Лю Хуэйин // Материалы международной конференции молодых ученых гуманитарных факультетов МГУ имени М.В.Ломоносова «Актуальные проблемы гуманитарных наук в 21 веке ». М.: МАКС Пресс, 2005 г.

    4. Лю Хуэйин. О возникновении эмоций при исследовании некоторых

    классических подходов к проблеме эмоций /Лю Хуэйин // «Современные гуманитарные исследования». М.: « Спутник». № 4 (17), 2007 г. ISSN 1012-9103.

    5. Лю Хуэйин. Исследование функций эмоций в воспитании студендов /

    Финансовая поддержка Чжэнчжоуского университета, проект № 2005-ZX-454. http:\\ www2. zzu.edu.cn \ kyc\ index.asp. 2005г.


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное учреждение Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа № 1

    Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся

    «ПОРТФОЛИО»

    Информационно – исследовательский проект

    НА ТЕМУ:

    «Как влияют эмоции на здоровье и долголетие человека?»

    Цыбулина Анастасия Сергеевна– ученица 11 класса МОУ БСОШ №1, дважды обладатель Гран-при в номинации «Успех моей будущей профессии» Московского Международного Форума «Одаренные дети» (2009,2010 г.г.).

    Руководитель проекта:

    Искра Ольга Юрьевна - заместитель директора МОУ БСОШ №1 по НМР, Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации, победитель конкурса лучших учителей РФ.

    Бутурлиновка

    2014 г.

    1. Введение. Цели и задачи проекта.
    1. Обзор литературных источников о влиянии эмоций на здоровье и долголетие человека.
    1. Теории возникновения эмоций.
    2. Влияние настроения на работоспособность персонала и учеников.
    3. Влияние положительных и отрицательных эмоций на иммунитет человека.
    1. Статистические данные.
    1. Проектный продукт – полезные рекомендации.
    1. Выводы и рефлексия.
    1. Литература.

    Введение.

    Для здоровья одинаково необходимы четыре условия: физические нагрузки, ограничения в питании, закаливание,

    время и умение отдыхать. И еще пятое - счастливая жизнь!

    Н. Амосов

    Эмоции – один из важных аспектов учебной деятельности. Эмоции оказывают сильнейшее влияние на все составляющие учебного процесса: на эффективность, на познавательную активность учащихся. Эмоции – настоящее психологическое горючее для роста, развития и деятельности. При этом важно подчеркнуть, что положительное влияние оказывают положительные эмоции, а отрицательные - отрицательное. В связи с этим в мировой психологии серьезно возрос интерес к созданию у учащихся положительных эмоциональных состояний. Ряд исследователей считает, что эмоциональный коэффициент учащихся более важен, чем интеллектуальный коэффициент.

    Проблема проекта : каким же образом эмоции влияют на наше здоровье? Повышают ли положительные эмоции работоспособность? И что поможет поднять или поддержать хорошее настроение? На эти вопросы я постараюсь ответить.

    Цель проекта : исследовать влияние положительных и отрицательных эмоций на здоровье и долголетие человека, собрать статистические данные по теме, создать проектный продукт в виде полезных здоровье сберегающих рекомендаций.

    Проектный продукт : полезные рекомендации, продлевающие долголетие и сохраняющие здоровье человека.

    Теории возникновения эмоций.

    Научные взгляды на природу и сущность эмоциональных проявлений представлены двумя основными направлениями.

    • Современная история эмоций начинается с появления в 1884 г. статьи У. Джемса "Что такое эмоция?". У. Джемс и независимо от него Г. Ланге сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено изменениями, как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов под влиянием внешних воздействий. Ощущения, связанные с этими изменениями, и есть эмоциональные переживания. По Джемсу "мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что смеемся". Таким образом, периферические органические изменения, которые обычно рассматривались как следствие эмоций, стали их причиной. Отсюда становится понятной упрощенная трактовка произвольной регуляции эмоций - считалось, что нежелательные эмоции, например горе, можно подавить, если намеренно совершать действия, характерные для достижения положительных эмоций. Концепция Джемса - Ланге вызвала ряд возражений. Основные положения критики были высказаны У. Кенноном, который обратил внимание на то обстоятельство, что телесные реакции, возникающие при различных эмоциях, очень походи друг на друга и как таковые недостаточны для того, чтобы удовлетворительно объяснить качественное многообразие человеческих эмоций. Кроме того, искусственно вызываемые у человека органические изменения далеко не всегда сопровождаются эмоциональными переживаниями.
    • Опубликовав в 1872 году книгу "Выражение эмоций у человека и животных", Ч. Дарвин показал эволюционный путь развития эмоций и обосновал происхождение их физиологических проявлений. Суть его эволюционной теории возникновения и развития эмоций состоит в том, что эмоции либо полезны, либо представляют собой лишь остатки (рудименты) различных целесообразных реакций, которые были выработаны в процессе эволюции в борьбе за существование. Разгневанный человек краснеет, тяжело дышит и сжимает кулаки потому, что в первобытной своей истории всякий гнев приводил людей к драке, а она требовала энергичных мышечных сокращений и, следовательно, усиленного дыхания и кровообращения, обеспечивающих мышечную работу. Потение рук при страхе он объяснял тем, что у обезьяноподобных предков человека эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветки деревьев. Тем самым Дарвин доказывал, что в развитии и проявлении эмоций не существует непроходимой пропасти между человеком и животными. В частности, он показал, что во внешнем выражении эмоций у антропоидов и слепорожденных детей имеется много общего.
    • "Ассоциативная" теория В. Вундта (1880) предусматривала до некоторой степени влияние представлений на чувства, и, с другой стороны, характеризовала эмоции как внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений. "Телесные" реакции Вундт рассматривает лишь как следствие чувств. По Вундту, мимика возникла первоначально в связи с элементарными ощущениями, как отражение эмоционального тона ощущений; высшие же, более сложные чувства (эмоции) развились позже. При возникновении в сознании человека эмоции она всякий раз вызывает по ассоциации соответствующее ей, близкое по содержанию низшее чувство или ощущение, которое и вызывает те мимические движения, которые соответствуют эмоциональному тону ощущений. Так, например, мимика презрения (выдвигание нижней губы вперед) сходна с движением, сопровождающим выплевывание чего-либо неприятного, попавшего в рот человеку.

    Влияние настроения на работоспособность учеников.

    Вы когда-нибудь задумывались о том, как настроение влияет на вашу работу, работу ваших одноклассников или персонала в учебном заведении?

    Представим, утром вы встали на 5 минут позже обычного, ночью вам приснился дурной сон, за завтраком вы посадили пятно на белоснежной блузке, но переодеваться уже некогда, вы бежите в школу / на работу, опаздываете, входите в класс злым и подавленным… И всё? Неужели как прилежный ученик или опытный педагог вы сегодня не реализуетесь?!

    Действительно ли плохое настроение окрашивает наш день в мрачные краски и снижает производительность? В конце концов, некоторые люди достигают потрясающих результатов, работая именно в состоянии нервного напряжения. А у других получается успокоиться и избавиться от плохого настроения, обустраиваясь на рабочем месте, просматривая почту и совершая прочие рутинные процедуры. Но таких - единицы, большинство же не может выбраться из омута утреннего раздражения и злости, и, конечно, такое состояние напрямую сказывается на работе. Но как?

    И этот факт нельзя игнорировать. Наоборот, учебным заведениям следует задуматься, как изменить в лучшую сторону настроение учеников и персонала с утра. Многие скажут, что это - «мелочь». Но на эту проблему все же стоит обратить внимание, потому что эта «незаметная мелочь» серьезно влияет на результаты работы всего коллектива. Например, в учебном заведении, где обучаюсь я, стало традицией проведение лёгкой утренней зарядки в классах. Благодаря утренней зарядке кровообращение нормализуется, и организм учащегося просыпается, вместе с кровью мозг обогащается кислородом и энергией необходимой ему для умственной деятельности. Наблюдения показали, что учащиеся выполняют свои обязанности тщательнее и внимательнее, когда они в хорошем настроении. Но хорошее настроение отнюдь не побуждает работать производительнее – количество упражнений и выученных параграфов, обрабатываемых «счастливыми» людьми, не возросло. Эффект отрицательного настроения немного иной. Ученики в плохом настроении выполняют меньше упражнений и меньше внимания уделяли своей работе в целом.

    Влияние положительных и отрицательных эмоций на иммунитет человека.

    В западной медицинской науке исторически сложилась традиция выделять конкретную часть организма и рассматривать ее отдельно. Английские слова «science» (наука) и «scissors» (ножницы) произошли от одного корня. Оба слова связаны с понятием разрезания чего-либо на части. Сегодня же передовым направлением считается изучение механизмов взаимодействия между этими частями. Например, настроение и иммунная система до недавнего времени рассматривались как совершенно независимые компоненты. Теперь их считают взаимосвязанными частями большой системы. Благодаря этому открытию появилась новая отрасль медицины, которая называется психоневроиммунология. На сегодняшний день также просматриваются связи между настроением и интеллектуальными способностями.

    • Каким образом настроение влияет на иммунитет?

    Работникам медицинской сферы давно известно, что оптимизм помогает пациентам преодолеть болезнь. Например, наблюдая за людьми с ВИЧ-инфекцией, ученые выявили взаимосвязь между оптимистическим настроем, более поздним развитием симптомов и большей продолжительностью жизни.

    Чем же объясняется связь между оптимизмом и сопротивляемостью болезни? С практической точки зрения, оптимистически настроенные пациенты могут лучше справляться с болезнью благодаря более точному выполнению предписаний врачей. Впрочем, настроение оказывает и непосредственное влияние на иммунную систему. Эксперименты показали, что оптимистический настрой повышает уровень лимфоцитов в крови, а именно природных клеток-киллеров и вспомогательных Т-лимфоцитов. Депрессивное состояние, напротив, уменьшает количество этих клеток и таким образом снижает устойчивость организма к инфекциям и болезням.

    Еще одно психологическое состояние, оказывающее влияние на иммунную систему, - это стресс. В нашем подверженном хроническому стрессу обществе связь постоянных стрессов и вирусных инфекций, таких как простуда, не вызывает сомнений. Например, основной процент простудных заболеваний среди студентов приходится на период экзаменационной сессии. Почему? Ответ на этот вопрос можно найти в крови. Выяснилось, что у студентов-медиков уровень лимфоцитов в крови во время сессии значительно понижается по сравнению с обычным состоянием. Впрочем, здесь есть нюансы. Первокурсники, еще не растерявшие оптимизм, отличались повышенным уровнем лимфоцитов по сравнению с другими студентами.

    Позитивное отношение к жизни может помочь пожилым людям справиться с возрастным снижением эффективности иммунной системы. Другие взрослые люди с ярко выраженным чувством субъективной компетентности (когерентности), которое представляет собой способность индивида к спланированной и согласованной деятельности, направленной на управление ходом событий, отличались хорошим здоровьем и повышенной активностью клеток - киллеров. Их показатели превышали средние для людей этой возрастной группы. Во время проведения недавних исследований ученые измерили уровень субъективной компетентности у тридцати здоровых пожилых людей, которые переезжали на новое место жительства. Переезд - это источник стресса для любого человека, но у людей с повышенным уровнем СК иммунная система понесла минимальные потери.

    • Смех + физические нагрузки = долголетие.
    • Эмоции, как фактор ухудшения здоровья.

    Интересное исследование было проведено одним австрийским психологом, который в течение пяти лет наблюдал за двумя тысячами добровольцев. В ходе исследования ему удалось выделить наиболее вредные для здоровья эмоции. И так, результаты исследования показали, что у людей, которые завидуют чужим успехам, в два с половиной раза выше риск инфаркта. Наличие чувства ревности приводит к гормональным расстройствам. Причем, прежде всего, уменьшается выработка половых гормонов – тестостерона, что является причиной мужской импотенции. Чувство вины делает более частыми простудные заболевания, повышает предрасположенность к инфекциям, увеличивает риск развития онкологических заболеваний. Жалость к себе становится причиной заболеваний печени. Кроме того, у тех, кому себя жалко, увеличивается выработка гормона слабости, снижается содержание сахара в крови, могут возникнуть проблемы с приемом пищи. Жадные люди чаще других страдают расстройствами пищеварения.

    Статистические данные.

    Зависимость эмоциональных состояний учащихся от особенностей поведения учителя на уроках.

    • Когда учитель улыбается , радость испытывают 80% учеников. Безразличное отношение к положительно настроенному учителю испытывают 5% учеников.
    • Когда учитель ходит по классу, спокойствие испытываю 30% учеников.
    • Когда у учителя приятный голос, чувство радости испытываю 80% учеников.
    • Когда учитель поощряет «меня», р адость испытывают 20% учащихся, а спокойствие – 60%.

    Обработка результатов показала: эмоциональные состояния учеников зависят, в первую очередь, от характера учителя (улыбчивый, злой),

    Во-вторых, от той атмосферы, которую создает учитель на уроке,

    В-третьих, каким языком пользуются учителя (с юмором, с приятным голосом или строго и т.д.),

    В-четвертых, от методов обучения (поощрение, наказание).

    Вывод: Эмоциональные состояния учителей и учеников взаимосвязаны друг с другом и влияют на учебный процесс.

    Эмоционально-психологическое самочувствие учащихся

    разных возрастных групп.

    Недостаточная сформированность психической сферы детей, особенности их индивидуального темперамента, типа нервной системы приводят к тому, что часто реакции на события проявляются в виде отрицательных эмоций и невротических состояний.

    Как характеризуют свое психическое самочувствие школьники или их родители? Примерно у каждого второго школьника оно обычно близкое к норме. Другая половина делится на две части: одна - подвержена резкой смене настроения; другая – постоянно пребывает либо в крайнем возбуждении, либо в подавленном состоянии.

    С возрастом изменяется распределение школьников по уровням психического самочувствия. Чаще других попадают в группу "относительной нормы" дети 7-8 лет, стоящие в самом начале школьного пути (70% от общего числа). Однако уже к концу 1-го года обучения доля учащихся, имеющих нормальное психическое самочувствие, снижается до 50%; в 1,5 раза увеличивается удельный вес учеников, для которых характерно возбужденное состояние; в 2 раза чаще у детей встречается подверженность резкой смене настроения. Некоторая стабилизация психического самочувствия наблюдается у учеников 10-11 лет. Другим периодом количественных и качественных изменений в параметрах психического здоровья школьников является возраст 15-17 лет: отклонения от нормы испытывает каждый второй старшеклассник (резкая смена настроения, возбужденное или подавленное состояние). Каждый третий школьник и его родители считают, что за время учебы существенно ухудшается психическое самочувствие ученика - ребенка, подростка, юноши. В среднем положительные и отрицательные эмоции учащихся в школе практически уравновешены. Однако вызываются они часто разными событиями и действуют на каждого ребенка индивидуально. Если случается пережить неприятную ситуацию, которую не ожидали: 5% школьников, по их собственному мнению, никак не реагируют, что свидетельствует о высокой устойчивости психики; у 55% портится настроение, но протекает реакция при низком (малозаметном) выходе эмоций. 22% школьников испытывают ухудшение настроения, раздражительность, заметные окружающим (реакция умеренная длительная); 13% учащихся в данной ситуации переживают состояние аффекта (сильное, но кратковременное реагирование); 5% школьников подвержены сильным продолжительным психическим переживаниям, переходящим в состояние подавленности и даже отчаяния. Катализатором психических процессов у детей являются удачи и неудачи в школе. Реакция на неожиданную ситуацию позволяет обнаружить то, что скрыто в повседневной жизни: устойчивость психики, активность переживаний, продолжительность реакции.

    На вопрос: "Часто ли тебя преследуют неудачи в школе?" - 27% учащихся ответили положительно; 22% родителей подтвердили данную реакцию. Неудачников больше среди учеников в возрасте 11 и 15 лет (до 50%). Кроме "плохой оценки", оцениваемой большинством опрошенных как горе, сходным образом воспринимается "несправедливость учителя" (17%), "трудности в изучении предмета" (12%). "Домашние задания", "нелюбимые предметы", "оценка, которую не заслужил" вызывают отвращение, соответственно, у 39, 31, 16%. Дети испытывают как страх перед "оценками" и контактами с учителем, так и стыд за "неправильный ответ" (28%) и положение "когда у всех хорошо, а у меня плохо" (17%). В среднем отрицательные эмоции имеют место у 92% учащихся.

    Любое психическое состояние детей нуждается в управлении, поддержке и коррекции со стороны взрослых. Ученики в возрасте 7-11 лет совершенно не могут управлять своими эмоциями: они чаще других переживают состояние аффекта (до 20%). испытывают страх и волнение. Необходимо учить их справляться со своими эмоциями, не выплескивать их на окружающих. Подростки 14-15 лет чаще пребывают в плохом настроении, которое не могут скрыть (в среднем каждый третий). Они нуждаются в регулярной поддержке и обучении тому, как справиться с раздражительностью, какими способами защитить себя от сильного возбуждения (около 40%), как не допустить перехода самокритики в самоуничижение (примерно треть). Ученики более старшего возраста, кроме волнений и плохого настроения ощущают необъяснимое чувство страха и чувство общей подавленности. Им необходима конкретная помощь в выборе практических путей преодоления душевного кризиса.

    Если нагрузки сделать ежедневной привычкой, то можно застраховать себя от подавленного состояния. Хорошее настроение после фитнеса сохраняется до 12 часов. для поддержания хорошего настроения нам требуется 30 минут умеренной физической активности в день, и так не менее пяти дней в неделю.
  • Звуковое воздействие. Опытным путём доказано, что звуковой ряд классической музыки оказывает мощное гармонизирующее действие на организм. Но можно использовать и ритмичные композиции современных композиторов, а также звуки природы (шум воды, пение птиц и т. д.). Чаще слушайте то, что вам нравится, что не оставляет вас равнодушным.
  • Факт: воздействие живой природы, будь то прогулка по городу, игра с домашними животными или вы просто понюхаете цветок, несомненно поднимет настроение.
  • Мощным защитным действием от депрессии обладает какое-либо хобби или творчество. Когда человек что-то создаёт и получает ожидаемый результат, то у него происходит выброс гормонов радости (эндорфинов), которые очень надёжно защищают от всех видов депрессии.
  • Дефицит серотонина , например, вызванный снижением уровня серотонина в мозге является одним из факторов формирования депрессивных состояний и тяжелых форм мигрени. Поэтому не исключайте из рациона питания бананы, сливы, инжир, чёрный шоколад, которые способствуют биосинтезу серотонина и часто улучшают настроение.
  • Сосредоточьтесь на своих успехах. Качество вашей жизни, зависит от качества ваших мыслей. Сосредотачиваясь на своем успехе, вы испытываете удовлетворение и радость.
  • Помогите другим. Помощь другим - отличный способ поднять настроение и ваше мнение о себе улучшается.
  • Радуйтесь успехам других. Празднование чужого успеха иногда бывает приятней, чем празднование своих собственных достижений.
  • Наслаждайтесь едой. Пища замечательна, потому что она затрагивает все пять из ваших чувств. Иногда ваше настроение может спасти вкусная еда и необычная сервировка стола.
  • Установите цели. Когда у вас есть четко поставленные цели, ваша жизнь приобретает большую значимость. А значит тратить время на грусть вам просто некогда.
  • Заведите новое знакомство. Люди - коммуникабельные существа. Нет ничего приятней, чем новое знакомство.
  • Восстановите общение со старым другом. Найдите время, чтобы связаться со старым другом, которого вы давно хотели увидеть, но не могли найти подходящий момент. Совместные воспоминания непременно поднимут ваш дух.
  • Проведите время с друзьями и семьей. Наиболее остро чувство любви и счастья человек испытывает, находясь в кругу близких людей.
  • Простите себя. Каждый человек склонен испытывать за что-либо чувство вины. Постарайтесь простить себя. А лучше посетите храм. Только тогда вы ощутите душевную свободу и несомненно прекрасное настроение.
  • Оденьтесь хорошо. Ваша одежда отражает то, что у вас внутри. Она может как хорошо, так и плохо влиять на ваше эмоциональное состояние.
  • Делайте комплименты. Сделав человеку приятно, вы сами почувствуете прилив радости.
  • Улыбайтесь. Между вашей физиологией и психологией существует обратная связь. Когда у вас хорошее настроение, вы улыбаетесь, и наоборот, если вы улыбнетесь, у вас появится хорошее настроение.
  • Действуйте. Продвижение к поставленной цели дает вам возможность почувствовать удовлетворение.
  • Сон. Частой причиной подавленности является недосыпание. Постарайтесь лечь спать раньше или поспите днём. Ведь сон – это лучшее лекарство, в том числе и от плохого настроения.
  • Выводы.

    1. В процессе исследований выяснилось, что и хорошее, и плохое настроения оказывают влияние на эффективность работы человека, но хорошее - более сильное. Настроение, которое вы «приносите» с собой на работу / в школу, гораздо сильнее влияет на общее настроение вашего дня, чем события, которые происходят на рабочем месте.
    2. Эксперименты показали, что оптимистический настрой повышает уровень лимфоцитов в крови, а именно природных клеток-киллеров и вспомогательных Т-лимфоцитов. Депрессивное состояние, напротив, уменьшает количество этих клеток и таким образом снижает устойчивость организма к инфекциям и болезням.
    3. Позитивное отношение к жизни может помочь пожилым людям справиться с возрастным снижением эффективности иммунной системы.
    4. Обработка результатов показала: эмоциональные состояния учеников зависят, в первую очередь, от характера учителя (улыбчивый, злой), во-вторых, от той атмосферы, которую создает учитель на уроке, в-третьих, каким языком пользуются учителя (с юмором, с приятным голосом или строго и т.д.), в-четвертых, от методов обучения (поощрение, наказание).
    5. Эмоциональные состояния учителей и учеников взаимосвязаны друг с другом и влияют на учебный процесс.
    6. В среднем положительные и отрицательные эмоции учащихся в школе практически уравновешены. Однако вызываются они часто разными событиями и действуют на каждого ребенка индивидуально. Катализатором психических процессов у детей являются удачи и неудачи в школе. Реакция на неожиданную ситуацию позволяет обнаружить то, что скрыто в повседневной жизни: устойчивость психики, активность переживаний, продолжительность реакции.
    7. Любое психическое состояние детей нуждается в управлении, поддержке и коррекции со стороны взрослых.
    8. Учеников в возрасте 7-11 лет необходимо учить справляться со своими эмоциями, не выплескивать их на окружающих.
    9. Подростки 14-15 лет чаще нуждаются в регулярной поддержке и обучении тому, как справиться с раздражительностью, какими способами защитить себя от сильного возбуждения (около 40%), как не допустить перехода самокритики в самоуничижение (примерно треть).
    10. Ученикам старшего возраста необходима конкретная помощь в выборе практических путей преодоления душевного кризиса.
    11. Эмоции – настоящее психологическое горючее для роста, развития и деятельности.
    12. Врачи открыли, что искренний смех, стимулируя выделение эндорфинов, дофамина, а также нейромедиаторов серотонина. Того самого, который, по мнению российских ученых продлевает жизнь.
    13. Таким образом, активные занятия спортом препятствуют старению клеток, а это, в свою очередь, продлевает жизнь человеческого организма.
    14. Зависть, ревность, вина, жадность, жалость – увеличивают риск онкологических заболеваний, инфаркта, а так же приводят к гормональным расстройствам.

    Рефлексия: в ходе работы над проектом, я открыла для себя много новой и полезной информации о влиянии эмоциональных состояний на здоровье и долголетие человека, которая поможет мне и моим сверстникам сделать правильные выводы о сохранении собственного здоровья, продлении долголетия. Я научилась собирать статистические данные по данной теме, на их основе – делать выводы. Я с удовольствием сделала презентацию к своему проекту. Надеюсь, что мой проектный продукт в виде полезных рекомендаций будет полезен и другим подросткам, а так же их преподавателям. Защита данного проекта была проведена на уроке – конференции

    Эмоции и духовное взаимодействие между людьми

    Вы замечали, что мы по-разному себя ощущаем и ведем рядом с другими людьми? «Изменилось настроение», — говорим мы. На самом же деле меняется не только душевный настрой, но и физиология нашего организма, которая мгновенно реагирует на происходящее вокруг.Люди неосознанно воспринимают «язык» тела и мимики друг друга всеми своими органами чувств. Сопереживание, подражание, копирование заложено в нас на генетическом уровне.Не в нашей власти контролировать эти способности по своему произволению: сопереживать или подражать только тогда, когда мы этого хотим и настолько, насколько нам это нужно.Мы, как сообщающиеся и переливающиеся сосуды, передаем свои настроение, переживания, нервные взаимосвязи - друг другу, «заражая и заражаясь». Согласитесь, что такие чувства, как гнев, страх, возмущение очень заразительны ? Точно так же, как смех и улыбка.

    Влияние эмоций на здоровье

    Эмоции (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — это субъективные реакции человека и высших животных на любые внешние и внутренние раздражители. Эмоции сопровождают все процессы жизнедеятельности человека, могут вызываться ситуациями или событиями, существующими только в нашем воображении.

    Другими словами, это личное отношение, реакция человека на происходящие с ним события. Сегодня ученые много спорят о том, насколько вредны негативные эмоциональные проявления для здоровья людей. И существует мнение, что в разумных количествах стресс даже полезен, так как помогает организму держаться в тонусе, не раскисать и подталкивает к действию. Однако продолжительное воздействие на организм сильных эмоций, как положительных, так и отрицательных, вызывает состояние стресса ичревато возникновением проблем со здоровьем.

    Человечеству давно известно, что эмоции имеют прямое воздействие на здоровье. Об этом свидетельствуют распространенные в народе поговорки: «Все болезни от нервов», «Здоровье не купишь - его разум дарит», «Радость молодит, горе старит», «Ржа ест железо, а печаль - сердце». Еще в древности медики определили связь души (эмоциональной составляющей) с физической составляющей - телом человека. Древние знали, что все, что влияет на мозг, в равной степени воздействует и на тело.

    Однако уже в XVII веке, во времена Декарта, это было забыто. И человека благополучно «разделили» на две составляющие: разум и тело. А болезни определили как либо чисто телесные, либо душевные, которые и лечить показывалось абсолютно различными способами.

    Только теперь мы стали смотреть на человеческую природу, как когда-то Гиппократ - в ее целостности, то есть, понимая, что невозможно разделить душу и тело. Современная медицина накопила достаточно данных, которые подтверждают, что природа большинства заболеваний психосоматическая,что здоровье тела и духа взаимосвязаны и взаимозависимы. Ученые различных стран, изучающие влияние эмоций на здоровье человека, пришли к очень интересным выводам. Так, известный английский нейрофизиолог Чарльз Шеррингтон, лауреат Нобелевской премии, установил следующую закономерность: первым возникает эмоциональное переживание, следом происходят вегетативные и соматические изменения в организме.

    Немецкие ученые установили связь каждого отдельного органа человека с определенным участком мозга через нервные пути. Американские ученые развивают теорию диагностирования заболеваний по настроению человека и высказывают возможность предупреждения болезни до начала ее развития. Этому способствует профилактическая терапия улучшения настроения и накапливание положительных эмоций.

    Здесь важно понимать, что не одноразовое огорчение провоцирует соматическое заболевание, а длительные негативные переживания, вызванные стрессом. Именно эти переживания ослабляют иммунитет и делают нас беззащитными. Ставшее хроническим чувство беспричинной тревоги, депрессивные состояния и подавленное настроение являются хорошей почвой для развития множества болезней. К подобным негативным душевным проявлениям относятся злость, зависть, страх, уныние, паника, гнев, раздражительность, то есть эмоции, которых нужно стараться избегать.Даже православие относит такие эмоции, как гнев, зависть и уныние к смертным грехам, и не случайно. Ведь каждое такое настроение может привести к серьезным заболеваниям организма с очень печальным исходом.

    Значение эмоций в восточной медицине

    Восточная медицина так же утверждает, что настроение и определенные эмоции могут служить причиной заболеваний определенных органов.По мнению представителей восточной медицины, физическое здоровье и эмоции достаточно тесно связаны между собой. Наши чувства, как плохие, так и хорошие, значительным образом влияют на наш организм.

    Причем, представители восточной медицины находят связь эмоций с различными органами.

    Так, например, проблемы с почками могут быть вызваны чувством страха, слабой волей и неуверенностью в себе. Поскольку почки отвечают за рост и развитие, их правильная работа особенно важна в детском возрасте. Китайская медицина призывает воспитывать в детях мужество и уверенность в своих силах. Такой ребенок будет всегда соответствовать своему возрасту.

    Главным органом дыхания являются легкие. Нарушения в работе легких могут быть вызваны грустью и печалью. Нарушение функции дыхания, в свою очередь, может вызывать множество сопутствующих заболеваний. Лечение атопического дерматита у взрослых, с точки зрения восточной медицины, должно начинаться с обследования всех органов, в том числе и легких.

    Отсутствие жизненной силы и энтузиазма может негативно сказаться на работе сердца. Также для хорошей работы главного органа, следуя китайской медицине, противопоказаны плохой сон, депрессии и отчаяние. Сердце регулирует функцию кровеносных сосудов. Его работу можно легко определить по цвету лица и языка. Аритмия и учащенное сердцебиение являются главными симптомами нарушения работы сердца. Это, в свою очередь, может привести к психическим расстройствам и расстройствам долговременной памяти.

    Раздражение, гнев и обида влияют на работу печени. Последствия дисбаланса печени могут быть очень тяжелыми. Это рак молочной железы у женщин, головные боли и головокружения.

    Китайская медицина призывает испытывать только положительные эмоции. Только так можно сохранить хорошее здоровье на долгие годы. Однако вряд ли у современного человека получится избавиться от отрицательных эмоций, как по мановению волшебной палочки. Есть ли у нас в этой ситуации выход?

    Прежде всего, следует помнить, что эмоции нужны нам, так как внутренняя среда организма должна обмениваться энергией с внешней средой. И такой энергетический обмен не принесет вреда, если в нем будут задействованы естественные, заложенные природой эмоциональные программы: печаль или радость, удивление или отвращение, чувство стыда или гнева, интерес, смех, плач, злость и т.д. Главное, чтобы эмоции были реакцией на происходящее, а не результатом «накручивания» себя, чтобы они проявлялись естественно, без чьего бы то ни было принуждения, и не утрировались.

    Естественные эмоциональные реакции не следует сдерживать, важно только научиться корректно их проявлять. Более того, следует научиться уважать проявление эмоций другими людьми и адекватно их воспринимать. И уж ни в коем случае не следует подавлять эмоции, какую бы окраску они ни носили.

    Аюрведа о подавлении эмоций

    Подавленные эмоции не растворяются в теле бесследно, но образуют в нем токсины, которые накапливаются в тканях, отравляя организм. Какие это эмоции, и каково их влияние на тело человека? Рассмотрим подробнее.

    Подавленный гнев - полностью меняет флору в желчном пузыре, желчном протоке, тонком кишечнике, ухудшает питта-дошу, вызывает воспаление поверхности слизистой оболочки желудка и тонкой кишки.

    Страх и беспокойство - меняют флору в толстой кишке. В результате живот вспучивает от газа, который скапливается в складках толстой кишки, причиняя боль. Часто эту боль ошибочно относят к проблемам сердца или печени.

    Подавленные эмоции являются причиной дисбаланса тридоши , что в свою очередь влияет на агни, который ответствен за иммунитет в организме. Реакцией на такое нарушение может быть возникновение аллергии на такие вполне безобидные явления, как: пыльца, пыль и цветочный запах.

    Подавленный страх будет причиной нарушений связанных с продуктами, повышающими вата-дошу. Подавление эмоций питта-доши (гнев и ненависть) может вызвать повышенную чувствительность к пище, которая ухудшает питта, у людей с питта-конституцией от рождения . Такой человек будет чувствителен к горячей и пряной пище.

    Люди с капха-конституцией, подавляющие эмоции капха-доши (привязанность, алчность), будут иметь аллергическую реакцию на капха-пищу, т.е. окажутся чувствительны к пище, ухудшающей капха (молочные продукты) . Следствием этого могут быть запоры и хрипы в легких.

    Иногда дисбаланс, порождающий болезненный процесс, может вначале возникнуть в теле, а затем проявиться в уме и сознании - и, как следствие, привести к определенному эмоциональному фону. Таким образом, круг замыкается. Дисбаланс, проявившийся вначале на физическом уровне, позже действует на ум через беспорядки в тридоша. Как мы показали выше, беспорядок вата провоцирует страх, депрессию и нервозность. Излишек питта в теле станет причиной гнева, ненависти и ревности. Ухудшение капха создаст гипертрофированное чувство собственничества, гордости и привязанности. Таким образом, существует прямая зависимость между диетой, привычками, окружением и эмоциональными нарушениями. Об этих нарушениях можно судить и по косвенным признакам, которые проявляются в теле в виде мышечных зажимов.

    Как обнаружить проблему

    Физическим выражением эмоционального напряжения и накопившихся в теле эмоциональных токсинов являются мышечные зажимы, причинами которых могут стать как сильные переживания, так и излишняя строгость воспитания, недоброжелательность сотрудников, неуверенность в себе, наличие комплексов и т.д. Если человек не научился избавляться от негативных эмоций и постоянно мучается какими-либо тяжелыми переживаниями, то они рано или поздно проявляются в мышечных зажимах в лицевой зоне (лоб, глаза, рот, затылок), шее, грудной области (плечи и руки), в поясничной, а также в области таза и нижних конечностей.

    Если подобные состояния временные и вам удается избавляться от негативных эмоций, провоцирующих их, то нет причин для беспокойства. Однако хроническая мышечная зажатость в свою очередь может привести к развитию различных соматических заболеваний.

    Рассмотрим некоторые эмоциональные состояния, которые, находясь в хронической форме, могут вызвать те или иные заболевания.

    Подавленность - вялое настроение, независящее отобстоятельств, втечение длительного времени. Эта эмоция может вызывать достаточно серьезные проблемы сгорлом, аименно частые ангины идаже потерю голоса.

    Самоедство - чувство вины завсе, что вы делаете. Результатом может стать хроническая головная боль.

    Раздражение - чувство, когда вас раздражает буквально все. В этом случае неудивляйтесь частым приступам тошноты, откоторых лекарства неспасают.

    Обида - ощущение себя униженным иоскорбленным. Будьте готовы красстройству желудочно-кишечного тракта, хроническим гастритам, язвам, запорам идиареям.

    Гнев - вызывает прилив энергии, которая стремительно нарастает и внезапно выплескивается. Гневливый человек легко расстраивается от неудач и не способен сдерживать свои чувства. Его поведение неправильно и импульсивно. В результате страдает печень.

    Чрезмерная радость - рассеивает энергию, она распыляется и теряется. Когда в жизни человека главное— получение удовольствия, он не способен удерживать энергию, всегда ищет удовлетворения и всё более сильной стимуляции. А в результате такой человек склонен к неконтролируемой тревоге, бессоннице и отчаянию. В этом случае часто поражается сердце.

    Печаль - прекращает действие энергии. Человек, ушедший в переживание печали, отрывается от мира, его чувства сохнут, а мотивация вянет. Защищая себя от радостей привязанности и боли потерь, он устраивает свою жизнь так, чтобы избегать риска и капризов страсти, становится недосягаем для подлинной близости.У таких людей бывает астма, запоры и фригидность.

    Страх - обнаруживает себя, когда выживание оказывается под вопросом. От страха энергия падает, человек каменеет и теряет контроль над собой. В жизни человека, объятого страхом, преобладает ожидание опасности, он становится подозрительным, замыкается от мира и предпочитает одиночество. Он критически настроен, циничен, уверен во враждебности мира.
    Изоляция может отрезать его от жизни, сделав холодным, твёрдым и бездуховным. В теле это проявляется артритом, глухотой и старческим слабоумием.

    Таким образом , наряду с коррекцией питания и образа жизни, подобранных аюрведическим врачом в соответствии с вашим конституциональным типом , очень важно научиться управлять своими эмоциями, взять их под контроль.

    Как работать с эмоциями?

    На этот вопрос Аюрведа дает совет: эмоции нужно наблюдать отстраненно, с полным осознанием наблюдая за тем, как они разворачиваются, постигая их природу, а затем дать им возможность рассеяться.Когда эмоции подавляются, это может быть причиной нарушений в уме и, в конечном итоге, в функциях организма.

    Вот несколько советов, неуклонно следуя которым, вы сможете улучшить свою эмоциональную ситуацию.

    Проверенный, но требующий от вас постоянных усилий способ заключается в доброжелательном отношении к окружающим. Старайтесь мыслить позитивно, доброжелательно относиться к окружающим, чтобы положительный эмоциональный настрой способствовал укреплению здоровья.

    Практиковать так называемую духовную гимнастику. В обычной жизни мы выполняем ее каждый день, прокручивая в голове привычные мысли, сопереживая всему окружающему — звукам из телевизора, магнитофона, радио, красивым видам природы и т.д. Однако нужно делать это целенаправленно, понимая, какие впечатления вредят вашему эмоциональному здоровью, а какие способствуют поддержанию нужного эмоционального фона. Правильная духовная гимнастика вызывает соответствующие физиологические изменения в теле . Вспоминая то или иное событие своей жизни, мы вызываем и закрепляем в организме соответствующие тому событию физиологию и нервные взаимосвязи. Если вспоминаемое событие было радостным и сопровождалось приятными ощущениями, это приносит пользу. А если мы обращаемся к неприятным воспоминаниям и вновь переживаем отрицательные эмоции, то в организме происходит закрепление стрессовой реакции на физическом и духовном планах . Поэтому очень важно научиться различать и практиковать положительные реакции.

    Эффективным способом «выведения» стресса из организма является правильная (не чрезмерная) физическая активность, требующая достаточно высоких энергетических затрат, например, плавание, занятия в тренажерном зале, бег и т.п. Очень хорошо помогают прийти в норму йога, медитация и дыхательная гимнастика.

    Средством избавления от душевного беспокойства как следствия стресса является доверительная беседа с близким человеком (хорошим другом, родственником).

    Создавайте правильные мыслеформы. Прежде всего , подойдите к зеркалу и посмотрите на себя. Обратите внимание на уголки своих губ. Куда они направлены: вниз или вверх? Если рисунок губ имеет наклон вниз, значит, вас что-то постоянно тревожит, печалит. У вас очень развито чувство нагнетания ситуации. Едва только неприятное событие произошло, как вы уже нарисовали себе страшную картину. Это неправильно и даже опасно для здоровья. Вы просто обязаны взять себя в руки прямо здесь и сейчас, глядя в зеркало. Скажите себе, что с этим покончено! Отныне - только позитивные эмоции. Любая ситуация - это испытание Судьбы на выносливость, на здоровье, на продление жизни. Безвыходных ситуаций не бывает - об этом нужно помнить всегда. Недаром в народе говорится, что время наш лучший лекарь, что утро вечера мудренее. Не принимайте скоропалительных решений, отпустите ситуацию на некоторое время, и решение придет, а с ним и хорошее настроение, и положительные эмоции.

    Каждый день просыпайтесь с улыбкой, чаще слушайте хорошую приятную музыку, общайтесь только с жизнерадостными людьми, которые добавляют хорошее настроение, а не отнимают вашу энергию.

    Таким образом, каждый человек сам несет ответственность и за болезни, от которых он страдает, и за выздоровление от них. Помните, что наше здоровье, как и эмоции и мысли - в наших руках.

    Рагозин Борис Владимирович, в рач Аюрведы