Пояснительная записка обучение дошкольников музыкальной грамоте программа обучения. Как выучить ноты с ребенком

На первый взгляд музыкальная грамота кажется невероятно сложной и непонятной.

Но в силах родителей и педагогов объяснить все ребенку и заинтересовать его. Как научить ребенка читать ноты, запоминать их расположение и звучание? Обо всем этом мы и расскажем в данной статье.

С чего начать изучение?

Стоит заметить, что если в семье ребенка есть человек, который разбирается в музыкальной грамоте, лучше поручить обучение малыша ему. Если нет, маме или папе придется изучать ее параллельно с сыном или дочерью. Что нужно знать родителям:

  1. Все музыкальные композиции базируются на 7 основных нотах. Меняется их последовательность, длина звучания, а вот расположение никогда.
  2. Для начала помогите ребенку заучить последовательность звуков.
    По порядку: до – ре – ми – фа – соль – ля – си – до.
    Через одну: до – ми – соль – си или ре – соль – си – до. Малыш должен знать их, как скороговорку.
  3. После запоминания названий дайте ребенку послушать звучание. Можно найти записи в интернете. Это необходимо для того, чтобы малыш воспринимал ноты не как рисунки на бумаге, а как звуки, которые складываются в музыкальные произведения или песни.
  4. Далее научите ребенка рисовать ноты в нотной тетради. Каждая строка начинается со скрипичного ключа, за которым следуют ноты. Их расположение напрямую зависит от звучания. Как правило, более низкие звуки находятся ниже, высокие – в верхних строчка нотного ряда.

Изучаем музыкальную грамоту в игровом процессе: как правильно заинтересовать?

Возможно, дошкольнику и даже школьнику будет неинтересно учить ноты, сидя за столом с карандашом в руках. В этом случае можно использовать игровой процесс. Для этого понадобятся:

  • плотный картон белого цвета;
  • ножницы;
  • прищепки или держатели для бумаги;
  • плотная нить.

Нарисуйте ноты на листах и дайте ребенку самостоятельно их вырезать. Когда все будет готово, натяните 4 крепких нити, которые будут изображать нотный стан, как в музыкальной тетради. На него совместно с малышом развесьте ноты в правильном порядке.

#40 | УЧИМ НОТЫ | УЧИМ ЦИФРЫ | Уроки от Пинги и Кроки |

Ноты для начинающих. Нотная грамота за 15 минут

Запоминай-ка НОТЫ. Сольфеджио для малышей. Песенка мультик видео для детей. Наше всё!Наше всё!

Когда он запомнит их расположение, дайте ему задание прикрепить одну или несколько в разных линиях. Обязательно поощряйте ребенка за каждый правильный ответ. Такая игра поможет ребенку запомнить названия и расположение нот, а поощрение мамы или папы станет вдохновением для новых достижений!

Также для изучения можно использовать обучающие компьютерные программы, которые ориентированы на ребенка дошкольного и школьного возраста. Помимо знакомства со звучанием определенного звука ребенок сможет поиграть в мини-игры, которые помогут ему освоить нотную грамоту. Проводите такие занятия или игры 20-30 минут. Потом делайте перерыв на 1-1,5 часа.

Давайте малышу время для отдыха и игр!

Методическая разработка мастер-класса «Обучение детей 5-7 лет нотной грамоте и игре на металлофонах (ксилофонах)"

Цель:
Обучение участников мастер-класса игре на музыкальных инструментах с помощью нотной грамоты в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами игры в обучении детей игре на детских музыкальных инструментах используя нотную грамоту.
2. Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов, их мотивацию на системное использование в практике.

Ход мастер-класса:

Здравствуйте, уважаемые педагоги, сегодня я хотела бы рассказать в своей методике о системе обучения нотной грамоты и об игре на музыкальных инструментах – металлофонах или ксилофонах. В детский садах на музыкальных занятиях в основном обучают либо методом «подыгрывания» по принципу Карла Орфа, или повторов ребенком за педагогом, сколько раз стучать и по каким пластинкам на металлофонах. А между тем обучение детей нотной грамоте прежде всего идет осмысление в игре на металлофонах. Развивается мелодический и звуковысотный слух,развивается чувство ритма. Игре на детских музыкальных инструментах способствует развитию музыкальной памяти, внимания, это помогает особенно когда дети играют в оркестре чувства ответственности и товарищества. Ведь каждый отвечает за свою партию в оркестровке исполняя русские народные мелодии. Свою работу я построила от простого к сложному. Я разработала свою программу по обучению детей нотной грамоте «Цветные горошенки». Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Мною был подобран материал из русских народных попевок. На каждую нотку с детьми разучивалась определенная попевка, таким образом дети запоминали ноты и разучивали партии на металлофонах и ксилофонах. Определенный цвет на пластинках тоже помогал в обучении игре на музыкальных инструментах. Например: нотка «до»-красного цвета, дети играют попевку «Андрей-воробей»,«ре»-розовая, дети уже знали попевку «Петушок» и так далее по выбору музыкального руководителя.

Когда дети свободно будут играть по звукоряду можно уже раздавать карточки с двумя или тремя нотами. Дети уже знают ноты и самостоятельно сами могут разучивают песенки. Это очень удобно так как детей в подгруппах по десять человек, и от педагога требуется небольшая помощь если кто не справляется из детей.Это очень удобно не надо стоять над каждым и показывать где и по каким пластинкам надо стукнуть, дети сами разучивают свою партию. А звучать она будет по мелодии. Это очень красиво! Например, всем известно русская народная мелодия «Я на горку шла» и ваши дети не просто ударяют по любым пластинкам, а играют по нотам с мелодией. Вот в чем красота, мелодию слышно! Вот вам дорогие педагоги и номер на утренник, десять человек выигрывают основную мелодию, а другие дети играю на звенящих, ударных и шумовых инструментах. Таким образом участвуют все дети! А не только одни и те же, «одаренные», это помогает преодолению излишней застенчивости, скованности у некоторых ребят когда наконец ребенка тоже заметили и пригласили вместе со всеми быть равноправными участниками исполнительства! Цветовое решение во многом облегчило задачу по обучению детей нотной грамоте и позволило охватить большое количество детей. У детей в процессе занятий накапливается большой опыт исполнительства разных песенок построенных на разных звуках.Мною было замечено, что дети могли подбирать по слуху песенки самостоятельно. Они осмысленно вслушивались в мелодию и ритм и играли на металлофонах - формируется навык слуховой ориентации в мелодии.Начинать занятия лучше в старшей группе, пусть это будут небольшие оркестровки, но дети чтоб уверенно играли на трубочках металлофонах. Можно использовать песенки «Динь-дон», «Василёк», «Дождик» любые по усмотрению педагога. Тогда как в подготовительной группе можно перейти более сложным оркестровкам. Это может быть и «Турецкий марш» или «Шарманка» композитора Моцарта. Игра на детских музыкальных инструментах оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера; совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве жизни.
Карточки с нотами и ритмическими рисунками.


Музыкальные инструменты с разноцветным звукорядом

Ирина Ершова
Обучение детей дошкольного возраста нотной грамоте

Игре на детских музыкальных инструментах в нашем детском саду уделяется особое внимание, так как детское музицирование способствует развитию музыкальной памяти, внимания, расширяет музыкальное воспитание ребенка.

Почему я решила обучать детей нотам ? Используя цветовую или цифровую систему в обучении можно быстро научить ребенка играть на инструменте, но в этих случаях слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребенок играет механически.

Наибольший развивающий эффект обучения достигается при игре по слуху. Но и этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Трудности в обучении игре на музыкальных инструментах и натолкнули меня на мысль научить детей играть по нотам .

Изучив литературу, я пришла к выводу – дети быстрее осваивают игру на музыкальном инструменте, зная ноты.

Дети подготовительной группы уже владеют навыками игры на шумовых инструментах, ударных, металлофоне. Когда я предложила организовать в группе оркестр и научить играть по нотам, дети обрадовались.

Обучение нотной грамоте я провожу на музыкальных занятиях и отдельно в кружке, который дети назвали «ФА – СОЛЬ - КА» . Разработала перспективный план и поставила цель :

Подобрать материал доступный, интересный и посильный для детей ;

Добиваться активности детей в игровых заданиях ;

Постоянно поддерживать интерес, используя нетрадиционные методы обучения ;

Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, любовь к музыке.

Последовательность обучения детей старшего дошкольного возраста нотной грамоте :

Первый этап обучения - развитие у детей ритмической пульсации

Вначале я разучиваю с детьми игровые упражнения :

Назови имя хлопками

Назови слово хлопками

Назови предложение хлопками

определи количество слогов в словах (стул – нора – машина – телевизор)

Затем дети по картинкам подбирают слова и самостоятельно проигрывают ритмический рисунок на музыкальных инструментах.

Затем задание усложняется. Дети знакомятся с ударным слогом и выделяют его акцентом.

Знакомство с длительностями. Короткие слоги записываются палочкой (с флажком или хвостиком) и называются восьмая и четвертная.

Так мы перешли к длительностям, интересные стихи, потешки, пособия. карточки, игры помогли детям четко усвоить ритмический рисунок.

Игры :

1. Спрячь слово в ритмический рисунок (картинки)

2. Определи слово по ритмическому рисунку (Зайка – заинька – зайчонок)

3. «Живые нотки»

Описание игры : в руках у детей по 1 длительности . Они встают в шеренгу. Ведущий ребенок прохлопывает сложившийся ритмический рисунок.

Дети с нотами в руках меняются местами. Игра повторяется.

4. «Топай – хлопай» - в начале 1 строчки нарисованы ладошки , а на нижней строке – сапожки. Ритм выкладывается

нотками – магнитами. Ребенок воспроизводит ритмический рисунок хлопками и притопами. Здесь же знакомлю детей с паузой (знак молчания) .

Второй этап обучения - знакомство с нотами

Используя «музыкальные часы» , я познакомила детей с названием нот (где какая живет) . Интересные стихи про нотный стан , скрипичный ключ, помогли детям быстро запомнить и узнавать ноты.

ИГРЫ С НОТАМИ :

1. «Нотки заблудились»

2. «Ноты спрятались в словах»

3. «Назови соседей»

4. «Музыкальные сказки»

5. «Нотное домино »

Третий этап обучения - игра по нотам

Я использую иллюстрированный способ записи нот и обозначение ступеней условными знаками, который позволяет быстро и качественно обучить детей игре на детских музыкальных инструментах и основам нотной грамоты .

На музыкальных инструментах (металлофонах и ксилофонах) приклеила картинки, обозначающие ноты :

ДО – домик (дождик) . РЕ – репка, МИ-мишка (голова, ФА – фартук, СОЛЬ – солнышко. ЛЯ – лягушка, СИ – сирень

Дети вначале играют на 1, затем на 2 звуках. Песенки легко можно транспонировать, так как дети быстро ориентируются и находят нужный звук. Вначале обучения запись нот дается в картинках (без линеек, в дальнейшем - на линеечках.

Дети разучивают песню со словами, затем называя ноты и используя звучащие жесты, и только потом переходят к игре на инструменте.

Я считаю, что только осмысленное осознание нотного текста дает возможность успешного развития у детей музыкального слуха , памяти и творческих способностей.

Пояснительная записка

1. Наглядный (зрительная и слуховая наглядность).
2. Словесный (объяснение, рассказ, беседа, вопросы, поэтическое слово).
3. Метод практической деятельности (упражнения, задания, самостоятельная работа и т.д.).

В работе представлены разработки интегрированных занятий «Хор с элементами теории музыки» Чтобы наглядно представить опыт моей работы, предлагаю несколько разработки занятий на осенний квартал. Занятия «Хор с элементами теории музыки» проводятся 1–2 раза в неделю по 25 минут в группе из 8 – 10 человек. Параллельно с ними могут проводиться индивидуальные занятия по музыкальному инструменту по выбору детей и родителей.

Почему Комплексная методика «Музыкальное развитие старших дошкольников в процессе обучения пению и музыкальной грамоте»

Из огромного разнообразия учебного материала свой выбор основы развивающего обучения, я остановила на Комплексной методике, состоящей из Творческой работы с использованием оздоравливающей «Дыхательной гимнастики Е.Стрельниковой», «Фонопедического метода развития голоса» В.Емельянова в органичной связи с изучением нотной грамоты. Эту Комплексную методику я применяю на дополнительных музыкальных занятиях с детьми группы Детского сада (вокальный кружок, возраст 6 лет).

Какие задачи я ставлю в работе?

– Осуществление комплексного подхода к процессу музыкального обучения на основе синтеза музыкальной грамоты и пения.

– Развитие эмоциональной отзывчивости детей к музыке, их увлеченности процессом музыкальных занятий.

– Накопление в активной деятельности – пении, выразительной декламации, пластике, играх разнообразных музыкально – слуховые представлений.

– На основе знаний, полученных по музыкальной грамоте, в певческой деятельности и играх – углубить и расширить музыкально-слуховые представления о высоте звуков, длительностях, силе звучания, ладах музыки.

Выбор методов музыкального воспитания зависит также от того, каким источником будут пользоваться дети при получении знаний.

– Первым источником является сама музыка, поэтому часть времени обязательно должна отводиться слушанию музыки.

– Вторым источником получения знаний является слово педагога, которое подводит детей к целостному восприятию музыкального образа и пониманию содержания конкретных музыкальных произведений.

– Третьим источником является непосредственная музыкальная деятельность самих детей, поэтому вне упражнений не могут быть выработаны умения и навыки в пении, ритмике, проявиться инициатива и активность.

Для реализации этих задач, предлагаю применять три взаимосвязанных метода работы:

– наглядный (зрительная и слуховая наглядность);

– словесный (объяснение, рассказ, беседа, вопросы, поэтическое слово);

– метод практической деятельности (упражнения, задания, самостоятельная работа и т.д.).

Остановлюсь на каждом методе отдельно.

Наглядный метод

Наглядный метод позволяет в конкретных образах показать детям явления, события окружающей действительности, рассказать о чувствах и действиях людей, животных, познакомить с предметами быта.

Наглядный метод включает следующие компоненты:

1. Слуховую наглядность, т.е. непосредственное слушание музыки ребенком, как специальное, так и во время исполнения им песен и музыкально-ритмичных движений.

2. Тактильную наглядность – непосредственное ощущение телом волновых колебаний музыкального звучания.

3. Зрительную наглядность, которая в процессе музыкального воспитания сочетается со слуховой наглядностью. К зрительной наглядности относятся: показ певческих приемов, движений в играх, упражнениях, показ картинок, предметов.

Словесный метод

Словесный метод обращен к сознанию ребенка. Слово педагога помогает понять содержание музыкального произведения, пробуждает воображение, способствует проявлению творческой активности. Словесный метод включает в себя следующие приемы:

1. Объяснение. Используется, когда предлагается новое произведение для слушания, разучивания, упражнения, игры. Оно может быть также обязательным рассказом перед слушанием программных музыкальных произведений и исполнением словесно музыкальных игр.

2. Пояснения. Они даются при показе упражнений, различных певческих приемов в ходе занятия. Например: чтобы потянуть длинную ноту в конце песни, говорю: «Давайте послушаем себя, споем протяжно, долго последний звук».

3. Поэтическое слово. Чтение небольшого прозаического или поэтического литературного произведения или фрагмента перед исполнением музыки также помогает детям глубже понять и почувствовать ее образный строй. Например, перед слушанием пьесы «Баба яга» П.И.Чайковского, читается стихотворение Е.Огневой «Баба-Яга»

«…В том глухом лесу жила
Баба страшная Яга,
Баба страшная Яга вместо носа кочерга…
Ходит-бродит здесь и там
По болотам, по лесам».

Это стихотворение мы еще разучиваем для выразительной декламации как речевое упражнение во время вокально-хоровой работы.

Иногда, перед слушанием новой песни, можно прочитать детям ее текст, для лучшего эмоционального настроя.

4. Беседа. В процессе беседы дети делятся впечатлениями от прослушанного произведения, дают оценку образам.

5. Вопросы. Это скорее составляющая беседы. Я задаю вопросы в связи с содержанием произведения, уточняя форму, характер, средства выразительности музыки. Или задаю вопросы перед каким-либо заданием. Например: Знаете ли вы …? Видели…? и т.д.

Метод практической деятельности

Это деятельность детей в виде систематических упражнений. В пении, и в музыкально-ритмических упражнениях, необходимо руководить детьми, чтобы они выполняли задания правильно и выразительно. Использование перечисленных методов обуславливает применение следующих видов музыкальной деятельности: слушание, пение, деятельность по формированию музыкального слуха, музыкально-ритмические движения.

Слушание

Слушание музыки является внутренним процессом сосредоточения, который дает детям возможность воспринимать и понимать различные виды, жанры музыкального искусства. При систематическом слушании музыки дети начинают различать и осознавать выразительные средства, жанры (виды музыки), композицию произведений, что естественно углубляет эстетические чувства. В процессе необходимой речевой практики, которая имеет место в анализе музыкальных произведений, формируется умственная деятельность. При помощи бесед, загадок, вопросов ребята учатся замечать сходства между произведениями, соотносить содержание произведений с окружающей жизнью, овладевают специальной музыкальной терминологией; так же формируется их произвольное внимание, волевые качества.

Для слушания желательно подбирать музыку с четко определенным жанром (песня, танец, марш), программную музыку (например: Э. Григ сюита «Пер Гюнт», П. Чайковский фортепианный цикл «Детский альбом», балет «Щелкунчик», Н. Римский-Корсаков сюита «Шехеразада», М. Мусоргский фортепианный цикл «Картинки с выставки» и т.д.).

Стимулируют воображение и внимание музыкальные загадки, которые очень хорошо представлены в пособии Н.Н. Алпаровой (см. список литературы №1), очень любимый мной «Музыкальный букварь» Н.А.Ветлугиной (см. список литературы №5) и др.

Пение следует рассматривать как развивающее и воспитывающее средство. Песня воздействует на чувства в яркой, образной форме, углубляет имеющиеся представления об окружающей жизни. Пение следует также рассматривать как средство укрепления организма детей. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. На уроках я использую «Дыхательную гимнастику» Стрельниковой (см. список литературы №12) систему упражнений «Фонопедического метода развития голоса» В.Емельянова. Звукообразующие движения при выполнении фонопедических упражнений игрового характера способствуют развитию эмоциональных, регистровых, звуковысотных, ладовых, метроритмических, музыкально-слуховых представлений детей, развитию певческого голоса и слуха детей.

Музыкально-ритмические движения

Известно, что при помощи движения, ребенок познает мир. Выполняя различные движения в играх, песнях дети углубляют свои познания о действительности. Учитывая специфику возраста (6–7 лет) я веду обучение с применением игр пластического интонирования. В зависимости от прохождения материала по нотной грамоте прибавляются движения по изображению долей, ритмического рисунка музыки. Для развития чувства ритма, закрепления теоретических понятий я использую «Азбуку музыкально-творческого саморазвития» Е.Юдиной «Мой первый учебник по музыке и творчеству» (см. список литературы №22)

Чтобы наглядно представить опыт моей работы, предлагаю несколько разработки занятий на осенний квартал. Занятия «Хор с элементами теории музыки» проводятся 1–2 раза в неделю по 25 минут в группе из 8 – 10 человек. Параллельно с ними могут проводиться индивидуальные занятия по музыкальному инструменту по выбору детей и родителей.

Занятие №1

Тема: Музыкальный звук

I. Слушание. Теория.

Музыка – большое, замечательное королевство. Царствует в нем королева Мелодия. Она любит все красивое и благозвучное. В королевстве Мелодии все говорят на особом музыкальном языке и подчиняются специальным правилам.

– Представьте, что я читаю книжку:

Зеленый дуб налево ходит,
У лукоморья говорит,
Золотая ночью песнь ученый
Направо кот на дубе том…

– Понятно, о чем стихи? Подвести разговор с детьми к тому, что музыка – это речь. В ней есть смысл, порядок и красота. Музыка говорит с нами звуками, а звуки поют или играют на музыкальных инструментах. (Постучать что-нибудь) – Это звуки? (Да)

– Эти звуки поют? – (Нет) – Они шумовые. Эти звуки мы слышим, а можем спеть? (Нет).

Записать: звуки

музыкальные
шумовые

Как не бывает одинаковых людей, так и не бывает одинаковых звуков. Звуки бывают высокие, средние и низкие.

Низкие звуки – толстые, важные, грубые. Они похожи на медведя (показать изображение и сыграть низкие звуки)

Мы поем и говорим средними звуками. Сыграть несколько звуков или мелодию. Какой зверь пляшет под такую музыку, кого музыка изображает? (Обычно говорят зайчик).

Высокие звуки – тоненькие, звонкие. Они поют как птички.

– А теперь я вам буду играть музыку, а вы угадывайте, о ком эта музыка, кого она изображает?

Сыграть пьесы Николаева «Медвежонок», «Птички», «Зайчик». Послушать ответы детей после каждой пьесы, выяснить, почему они дают тот или иной ответ.

III. Беседа

– Скажите, а какие истории о музыке вы знаете? (послушать ответы)

– Оказывается, музыка обладает волшебной силой…

1) о музыканте, победившем крысиное войско
2) Легенда о Пане

– Слушание мелодии в исполнении флейты

VI. Рефлексия

– Ребята, о чем мы сегодня поговорили? (О музыке)

– С помощью чего музыка с нами разговаривает? (Звуки)

– Какие бывают звуки? (Музыкальные, шумовые, высокие, средние, низкие)

– Сегодня я вам рассказала сказки о музыке. А вы подумайте дома: где можно встретиться с музыкой в жизни?

Занятие №2

Тема: Музыка вокруг нас.

I. Повторение «Беседа о музыке в жизни человека»

– Вспомнить рассказы о Музыке

– Напомнить о домашнем задании, послушать ответы детей о музыке в жизни

– Привести ответы в систему: музыка на праздниках, в концертных залах, в записи, по ТV, дома

– А труд людей музыка сопровождает? (рассказ о волжских бурлаках, тащивших барды с зерном; показ картины Репина «Бурлаки на Волге»)

– Слушание русской народной песни «Эх, ухнем»

II. Вокально-хоровая работа. Пение.

– Как звучала песня?

– Каких звуков в этой песне больше: высоких или низких?

– А вы хотите научиться петь?

– Давайте будем учиться вместе со зверушками.

А) Знакомство учащихся с упражнениями «Фонопедического Метода» (далее «ФМ») происходит на примере сказки «Как собрались звери петь», во время которой я предлагаю ребятам включиться в игру – подражание, активно используя мимические и голо сообразующие действия.

Преподаватель:

«…На опушке, там, где ели,
Собрались лесные звери
Научиться хором петь…
Вот мартышка – непоседа
Стукнула осла – соседа:
«Ослик только для тебя буду корчить рожи я»

По рассказу дети выполнят артикуляционную гимнастику:

– Сначала мелко «шинкуется» язык зубами от кончика до его основания с постепенными чередующимися движениями наружу и внутрь ротовой полости, затем боковые части языка, кончик которого закладывается между верхними и нижними рядами зубов поочередно с левой, а затем с правой стороны.

Следующим движением язык прокалывает как «шпага» поочередно левую и правую щеки, мышцы над верхней и под нижней губами.

– Следующие артикуляционные упражнения представляют собой активные движения лицевой мускулатуры:

– Поочередно шинкуется зубами нижней челюсти – верхняя губа и зубами верхней челюсти – нижняя губа.

– Губы «вытягиваются» вперед в «трубочку» и активно изменяют свое положение в «улыбку сомкнутыми губами».

Выполнив артикуляционную гимнастику, учитель продолжает повествование сказки:

«… А в траве среди цветов тихо молвила змея:
«Хоть я не умею петь, но могу вот так шипеть …»

После активного вдоха А, беззвучный выдох переводится в шипение горлом, при этом нижняя челюсть опущена до предела вниз, верхняя губа приподнята к кончику носа, верхний ряд зубов открыт.

Рассказ не завершен:

«… На опушку, там, где ели,
Собрались лесные звери
научиться хором петь…
Вдруг стремительно примчалась

Бабушка Яга…
Сказку страшную сказала …»
Рассказываем страшную сказку:

При максимальном опущенной нижней челюсти (опускать выдвижением челюсти вперед, а затем вниз) речевым голосом при переходе из нефальцетного (низкого) в фальцетный (высокий) регистр произносится последовательность гласных: у, уо, уоа, уоаэ, уоаэы, ы, ыэ,ыэа, ыэао, ыэаоу.

Перевод гласных осуществляется за счет активной работы губ, которые на последовательность гласных уоа вытягиваются вперед, а на гласные ыэ приподнимаются вверх, обнажая зубы и десны.

Завершаем сказку словами «… А затем села в ступу и улетела…»

– Дети по моему показу речевой интонацией имитируют умчавшуюся ступу с Бабой Ягой на гласную «У» при переходе от низкого регистра в высокий, используя прием глиссандо и сопровождая регистровые изменения голоса движениями правой руки вверх:

У (высокий регистр)
(низкий регистр) У

Б) Разучивание попевок «Иду по лестнице», «Эхо».

III. Рефлексия.

– Давайте вспомним, где же мы встречаемся с музыкой в жизни?

– Какую народную песню слушали? Кто ее поет? (подсказать, показав картинку)

– Беседа о том, что получилось, понравилось, что нежно повторить еще раз.

Занятие №3

Тема: Музыка – язык чувств.

I. Слушание.

– Пою песни «Дождик» и «Солнышко» (см. список литературы №5)

– Сравнить характер песен с характером людей: смелый или нерешительный, грустный или веселый и т.д.

– Посмотреть на картинки в книге и дать названия картинкам, ответить на вопрос: «Какая из картинок соответствует песням «Дождик» и «Солнышко».

– А теперь музыкальные загадки. Я сыграю два музыкальных отрывка – один называется «Гроза», а другой «Мама», а вы скажете: какой отрывок я сыграла первым, а какой вторым, почему?

– После прослушивания и беседы о характере этих пьес соотнести музыку с цветом: розовый и серый. Играть еще раз, а ребята поднимают одну из цветовых карточек и объясняют свои действия.

II. Вокально-хоровая работа

1) закрепление упражнений комплекса «ФМ» в драматизации сказки «Как собрались звери петь»:

– артикуляционная гимнастика,

– интонацинно-фонетические упражнения,

2) Пение попевок.

3) Разучивание песни об осени по выбору преподавателя.

III. Рефлексия.

– Давайте вспомним, пьесы с каким названием и настроением слушали сегодня?

– Беседа о том, что получилось, понравилось, что нежно повторить еще раз.

Занятие №4

Тема: Музыка – язык чувств.

I. Слушание

Сыграть пьесу «Дождик»

– Что это за музыка? Как она называется?

– Какое у нее настроение? (Грустное). В музыке грустное настроение называют минор, а веселое настроение – мажор.

– Сейчас вы услышите музыку. Когда я закончу ее играть, скажите весело или грустно она звучала, и что вам хотелось под нее делать? М.Глинка «Полька»

– После прослушивания выяснить лад музыки, т.е. ее характер, ее настроение – веселая -мажор.

– Под музыку хотелось двигаться – танцевать – это танец «Полька»

– Дать понятие Танец – музыка для движений.

– А каких звуков: высоких, средних или низких было в «Польке» больше?

II. Игра в регистры.

«Птички, зайки, мышки» с помощью рук. Высокие звуки – руки наверху, средние – на столе, низкие – под столом.

III. Вокально-хоровая работа.

К упражнениям комплекса «ФМ» добавить упражнения дыхательной гимнастики Стрельниковой, повторять попевки, разучивать новые песни по выбору преподавателя.

Занятие №5

Тема: Музыка – язык чувств.

I. Слушание.

Отгадайте загадку? Знакома ли вам музыка? Какой у нее характер?

– «Полька» Глинка – это музыка веселая, быстрая, под нее хочется танцевать.

– А сегодня новая музыка: сыграть «Болезнь куклы» П.Чайковского

Какие чувства вызвала у вас эта музыка? Какая грустная мелодия, изображает вдохи и плач куклы. Эта пьеса называется «Болезнь куклы», написал ее композитор Петр Ильич Чайковский (портрет). Композитор – это человек, который сочиняет музыку. Дети разобрали на части куклу, а собрать не могли, бедняжка сломалась…

II. Игра «Зайцы и медведь».

Учить различать регистры, развивать слуховое внимание, выполнять легкие прыжки зайцев и тяжелую поступь медведей.

Сначала слушать отдельно музыку «Зайцев» и «Медведя» В беседе с детьми раскрыть образы героев. Затем можно рассказать сказку: «Жили-были веселые зайчики. Любили они резво прыгать по зеленой полянке. Но им часто медведь мешал. Только они распрыгаются, а он идет – переваливается. Задумали зайки его перехитрить. Как только услышали, что медведь идет, спрятались в норки. Сидят тихо, не шевелятся. Ушел медведь, и снова весело запрыгали зайки по полянке». Затем выбрать медведя и сыграть в игру под музыку.

III. Вокально-хоровая работа:

– Впевание попевок «Эхо», «Иду по лестнице».

– Дать понятие длинных и коротких звуков. На флонереграфе выложить полоски разной длинны, в соответствии с ритмом попевок.

– Работа над песней по выбору.

IV. Рефлексия.

Какую новую музыку сегодня слушали? Кто ее автор? Какой характер у музыки?

Беседа о том, что получилось, понравилось, что нежно повторить еще раз.

Занятие №6

Тема: Музыка вокруг нас.

I. Музыкальное восприятие.

– Какую пьесу мы слушали на прошлом уроке? О ком она? («Болезнь куклы»)

– А кто ее сочинил? (П.И.Чайковский)

– Как называют человека, который сочиняет музыку? (Композитор)

– Сыграть еще раз эту пьесу

Задание для слушания: прослушайте еще раз пьесу «Болезнь куклы» и скажите, каким новым словом вы определите характер музыки (на доске вывесить или написать подсказку: мажор, минор)

II. Игра «Синоптики».

– Ребята, скажите, а с помощью чего музыка с нами разговаривает? (с помощью звуков)

– А какие бывают звуки? (Высокие, средние и низкие)

– Сыграть примеры высоких, средних, низких звуков разными штрихами (Стаккато, легато, нон легато)

– Одинаково я играла? (нет) А как? (открыто, плавно, не очень плавно сверху, будто шагала).

В музыке такие способы игры называют остро, как дождик – стаккато … плавно – легато, шагом, не плавно – нон легато ----------.

Сейчас мы поиграем в синоптиков. Это люди, которые погоду определяют. Раздать карточки с изображением дождя, града, снега. Сыграть три вариации на тему песни «Во саду ли, в огороде», и определить какая музыка рисует дождь, град, снег, выяснить что: дождь – стаккато, град – нон легато, снег – легато. Играть музыку, дети поднимают карточки с рисунками дождя, града, снега, в зависимости от музыки. Можно варьировать по – разному правила этой игры (делить на команды или группировать детей вокруг одной картинки)

III. Вокально-хоровая работа.

К упражнениям предыдущих уроков прибавить пение гласной о на стаккато (.), легато (----), нон легато (– – –). Для удобства вывесить или нарисовать на доске таблицу:

IV. Рефлексия.

Ребята мы сегодня узнали, что музыка может разговаривать с нами не только разными звуками по высоте – высокими, средними, низкими, но еще разными по исполнению.

Музыка звучит плавно – это? (Легато)

остро – это? (Стаккато)
грозно, тяжело играет – это? (Нон легато)

Занятие №7

Тема: Музыка – язык чувств.

I .Слушание.

А. – Прослушать марш (например, Чайковский «Марш деревянных солдатиков»). Что хочется делать под эту музыку? (Шагать)

– Это марш

– Где встречаемся с такой музыкой? Побеседовать о марше, привести к выводу, что это один из видов музыки.

– Марш – «шествие». Под музыку людям шагать удобнее. Звуки марша сами командуют движением. Движения четкие.

– Давайте устроим парад. Из рук сделаем человечка. Будем слушать музыку, шагать четко.

– По любой марш дети «шагают» руками по столу

– Скажите, а как музыка исполнялась? На легато, стаккато, нон легато? (Нон легато)

Б. – А вот эта музыка как звучит? Весело или грустно, плавно или остро?

– В.А.Моцарт «Колокольчики звонят» (Весело – мажор и остро – стаккато)

II. Игра «Музыкальный ежик» (речевая, ритмическая)

– Не приходилось вам встречать музыкальных ежиков? Например, таких, которые играют на барабанах? А вот поэту Григорию Виеру приходилось.

С барабаном ходит ежик.
Бум-бум-бум!
Целый день играет ежик:
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами…
Бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно.
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он,
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались:
Бум-бум-бум!
И удары раздавались:
Бум-бум – бум!
Ой, как зайчики струхнули!
Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули…
Бум-бум-бум!

– Сейчас мы устроим интересную игру

– Скажите, какие слова все время повторялись? (Бум)

– Сколько ударов барабана изображают эти слова? (Три)

– А теперь вы будете играть на воображаемом барабане на повторяющихся словах, а я буду читать стихи.

– Затем выбрать «Барабанщика (ов)» (дать ребенку, нескольким детям барабаны) и прочитать стихи снова.

III. Вокально-хоровая работа.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой

Упражнения «ФМ» на примере сказки «Как собрались звери петь

Повторение попевок и песен.

IV. Рефлексия.

– Звучит «Марш деревянных солдатиков». Что это за музыка? (марш)

– А кто шагает? (Солдатики)

– Написал этот марш уже известный вами композитор Петр Ильич Чайковский (показать портрет)

– Беседа о том, что получилось, понравилось, что нежно повторить еще раз.

Дети выходят из класса под музыку марша.

Занятие №8

Тема: Виды музыки (марш, танец).

I. Музыкальное восприятие. Повторение изученного материала.

– Дети входят в класс под музыку Марша

– Вы вошли в класс под музыку. Что это за музыка, какой ее вид? (марш)

– Какой характер у музыки?

– А сейчас я вам предлагаю послушать знакомую музыку; можно ли ее назвать маршем? (слушание «Полька» М.Глинки)

– Беседа о различии танца и марша. Дать понятие еще одного вида музыки танца – музыка для движений (не для шествия)

II. Вокально-хоровая работа.

Разучивание песни Блага «Танец»

После прослушивания

– Дети, кто из вас хочет рассказать, о чем поется в песне? (выслушать ответы детей)

– А о каком виде музыки эта песня? (О танце)

– Эта песня и называется «Танец»

– Но прежде чем ее разучить, мы должны подготовить горло

III. Речевые упражнения в драматизации стихотворения «Два шута»

Белый шут и рыжий шут разговор такой ведут:

– «Где купили вы, сеньор, этот красный помидор?»

– «Вот невежливый вопрос! Это – собственный мой нос!»

Чтение стихотворения по ролям, изменяя интонацию: весело, грустно, завистливо, задиристо и т.д.

IV.Слушание. Итог урока.

– Сейчас я сыграю вам пьесу, а вы внимательно послушайте и определите какой это вид (жанр) музыки: марш или танец

– Звучит «Вальс» из «Детского альбома» П.Чайковского (Выслушать ответы детей)

– Это танец – Вальс. Музыка вальса легкая, нежная, похожа на кружение снежинок в воздухе.

– Еще какой вид музыки вы знаете? (Марш)

– А какая по характеру музыка у марша?

Выход из класса под музыку марша.

Занятие №9

Тема: Виды музыки.

I. Слушание. Музыкальная игра.

– «Вальс Чайковского (из «Детского альбома»), вспомнить музыку, название, характер.

– «Полька» Глинки, сравнить с «Вальсом». Игра «Снеговики и снежинки» (учить детей различать спокойную и бодрую танцевальные мелодии)

– Можно всем классом, можно на две группы.

Под музыку «Польки» – дети хлопают в ладоши под музыку «Вальса» – плавно вращают кистями рук. Или под «Польку» двигаются шагом польки, а под «Вальс» – кружатся и легко бегают.

II. Ритмические упражнения.

А) «Игра в имена»

– Поделить имя каждого ребенка на части (слоги – доли)

На – та – ша – 3 удара – 3 доли

– Дома: поделить имена родственников на доли-части и прохлопать, если дети умеют писать, то все записать, отметив каждую часть палочкой.

Б) «Музыкальный ежик»

Изменить задание. В месте, где «…Ночью яблоки срывались… и до конца слова Бум-бум-бум» – заменять не хлопками, а тихими ударами.

III. Вокально-хоровая работа.

1) упражнения «дыхательной гимнастики»,
2) артикуляционная гимнастика (урок №2),
3) интонационно-фонетические упражнения (урок №2),
4) голосовые сигналы доречевой коммуникации (урок №2),
5) пение попевок и работа над песней «Танец».

На занятии вводится упражнение «вопросы – ответы» (интонационно-фонетическое), которое используется в драматизации сказки «Как собрались звери петь».

После выполнения упражнения «Страшная сказка», продолжаю повествование «…Удивленно вопрошала…», и затем исполняю вопросно-ответные интонации в следующей последовательности гласных: уу, уо, оа, аэ, эы, ыы.

Приемом подражания дети вторят преподавателю. Имитации вопросно-ответных интонаций гласных звуков исполняются в двух регистрах (низком и высоком) с использованием приема глиссандо, с передачей в мимику двух различных состояний (удивления и утверждения). Пример:

При выполнении этого упражнения, учитель обращает внимание детей на то, чтобы нижняя челюсть имела опущенное положение, мышцы щеки были не напряжены, а пальцы обеих рук контрольным движением смыкали между собой. По окончании сказки, я задаю вопросы детям:

– Скажите, что происходило с лицом, когда мы изображали проказы обезьянки, вопросы Бабы-Яги? (они становились подвижными, чувствовали, как они работают).

Занятие №10

Тема: Виды (Жанры) музыки.

I. Слушание.

– Ребята, какие жанры (виды) музыки вы знаете? (песня, танец, марш)

– Какие марши мы с вами слушали? (вспомнить)

– Какие танцы?

– А песни вы знаете?

– Что такое песня? Из самого слова ясно, что песню поют.

– А где поют песни? (на эстраде, дома, в школе и т. д.)

– А о чем поют? (о том, что любят, как не любят со слезами и смехом)

– А почему нам песня всегда очень понятна? (есть слова)

– Давайте споем песни, которые уже знаем.

II. Вокально-хоровая работа.

1) Повторение упражнений «ФМ»

2) Пение песен

3) Разучивание «Песни козлят» из оперы М. Коваля («Музыка» 1 класс средних общеобразовательных школ)

Учитель поет песню и старается четко показать сочетание трех жанров в песне:

Начало-марш, середина-танец, конец-песня.

Выяснить: о чем песня, характер музыки, в беседе привести к тому, что под эту песню хочется шагать и танцевать. Значит, все жанры музыки, могут сочетаться друг с другом, могут звучать вместе.

Разучивание «Песни козлят».

III. Ритмические упражнения.

1) Проверка домашнего задания: имена-доли.

2) «Ритмический диктант»

Белым-бело
Белым-бело
Всю землю снегом замело
Нарядным стало все село
Белым-бело.

Отмечать слоги палочками, т.е.

IV. Слушание.

– Прослушайте пьесу П.И. Чайковского и определите, что это: песня, танец, марш? («Мазурка» из «Детского альбома»)

– Это танец

– Да, этот танец называется мазурка, это польский народный танец.

– Побеседовать о характере музыки.

V. Домашнее задание.

Определять жанр слушаемой музыки.

Занятие №11

Тема: Маскарад (жанры музыки – обобщение)

I. Слушание.

– Сегодня у нас будет маскарад. Вы услышите музыку, с которой уже знакомы и услышите новые пьесы (показать маски или картинки). За масками будет скрываться музыка, а вы будете ее угадывать.

Итак, маскарад начинается. А это – подсказка (открыть «Детский альбом» П.И. Чайковского). Чайковский написал много музыки для детей, и в этом альбоме мы найдем ответы на музыкальные загадки.

Прослушать «Марш деревянных солдатиков», «Мазурка», «Вальс», «Болезнь куклы» (дети должны дать название и определить жанр музыки).

– Звучит «Камаринская» (из «Детского альбома»)

– Знаете эту музыку?

– Какой вид (жанр) музыки? (танец)

– Это русская пляска «Камаринская» (показать изображение русской пляски)

– Беседа о характере музыки (веселая, громкая, удалая, так и хочется прыгать, притоптывать). Музыка эта появилась очень давно. А как же ей удалось прожить столько лет? (прослушать ответы детей)

Музыка прозвучала, звуки исчезли, а в памяти людей остались. Так и передавалась музыка от дедов к сыновьям, и уже никто не помнит авторов, и музыка стала народной. А композиторы часто используют народные песни и танцы в своих сочинениях. Они ездили по деревням, слушали, записывали. Так вот П.Чайковский уложил пляску «Камаринская» в детскую пьеску. Он ее изменил – обработал, сделал ярче, интереснее, чтобы она понравилась нам.

– Слушание еще раз и сразу включить «Камаринскую» М.И.Глинки.

– И что же произошло? Похожа эта музыка на «Камаринскую» Чайковского? (да)

– Композитор М.И. Глинка «пропел» «Камаринскую» голосами разных инструментов. Одна пляска – а как по-разному звучит. И получилось превращение народной музыки в новую музыку композиторов.

– А кто такие композиторы? (люди, которые сочиняют музыку)

– А сейчас вы услышите незнакомую музыку, послушайте и скажите что это: песня, танец, марш? (звучит «Танец маленьких лебедей» П. И. Чайковского, более подробно речь об этом танце пойдет в теме « Куда ведет нас танец», а сейчас это только забегание вперед)

– После прослушивания выяснить жанр и характер музыки

II. Вокально-хоровая работа.

А сейчас узнаем, какие песни пришли на наш маскарад?

А) Повторение упражнений предыдущих уроков

– Задание детям перед выполнением упражнения: ознакомиться с последовательностью выполнения упражнения и придумать ему название.

– Упражнение: Вытянув губы «трубочкой» максимально вперед, как для губного свиста, вдувать воздух, при этом используется контрольное движение – поставить ладонь перед губами на расстоянии 10-15 см., контролируя тем самым интенсивность и равномерность выдоха. Затем повторное выдувание совмещаем со звуком «у», сохраняя интенсивность воздушной струи.

По окончании показа, упражнение выполняется вместе с детьми. Выполнив упражнение, ребята называют придуманные ими образы («задувает ветер», «вьюга» и т. д.)

В) Скороговорка на «р.» – профилактика дисфонии, активизирует тонус голосовых связок.

Красный краб в крапинку
И рыжий краб в царапинку
По календарю по графику
Встречали пароход.
Красный краб в крапинку
Нашел у пирса вафельку,
А рыжий краб в царапинку –
Целый бутерброд.

Г) Работа над песнями.

III. Обобщение:

– Какие новые музыкальные произведения вы сегодня услышали?

(«Камаринская», «Танец маленьких лебедей»)

– Кто сочинил эту музыку? (М.Глинка, П.Чайковский)

– В каком жанре написаны эти произведения? (танец).

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

Куда ведут нас песня, танец, марш?

В этой четверти происходит знакомство с крупными жанрами жанрами:

Балет . На примере балетов П.И.Чайковского «Лебединое озеро», «Щелкунчик».

Симфония и инструменты симфонического оркестра (симфония №4 Чайковского – песня «Во поле береза стояла», симфония №1 Прокофьева – танцы менуэт, гавот. Инструменты – симфоническая сказка «Петя и волк» С.Прокофьева)

– Опера «Семеро козлят» М.Коваля.

Путешествие в Звукляндию

Знакомство с нотной грамотой:

Нотный стан, музыкальные ключи, расположение нот на нотном стане.

– Настроение музыки обозначить ладами – мажор, минор.

– Пульс музыки, сильная и слабая доли, ритмическая пирамида, размер.

– Скорость звучания музыки– темпы.

– Динамические оттенки.

– Клавиатура фортепиано: клавиши, тон, полутон, сложение тонов в пределах октавы.

– Знаки альтерации.

– Средства музыкальной выразительности.

Литература:

  1. Алпарова Н.Н
. и др. «Музыкально – игровой материал для младших школьников «На лугу». – М.: Владос 1990
  • Апраксина О.А
  • . Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе/ под ред. Белобородовой В.К – М.: Музыка 1971
  • Ахияров К.Ш
  • . Кашапова Л.М. Национальная музыкальная культура в школе: теория и практика: монография – Уфа 1998
  • Виноградов Л.
  • Раскрыть музыку в ее целостности «Искусство в школе» №5 1994
  • Ветлугина
  • «Музыкальный букварь» – М.: Музыка 1997
  • Вопросы методики воспитания слуха: сб. статей под ред. А.Л.Островского 1967
  • Выготский Л.С
  • . Психология искусства М.: Педагогика 1987
  • Давыдова Е.В
  • . Методика преподавания сольфеджио. М.: Музыка 1986
  • Закон об образовании Российской Федерации и Республики Башкортостан
  • Зимина А.Н
  • . Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. – М.: Владос 2000
  • Кашапова Л.М
  • . Музыкальное образование и современная школа. Вып. 1. Уфа: БИРО 2000
  • Картавцева М.В
  • . Развитие музыкальных способностей на уроках сольфеджио / Методические рекомендации для преподавателей ДМШ. М.1989
  • Кочеткова И.Н
  • . «Парадоксальная гимнастика Стрельниковой» – М.: «Советский спорт» 1989
  • Кленов А.С
  • . «Там, где музыка живет».– М.: Педагогика – Пресс 1994
  • Леонтьева Е.А
  • . «Музыкальная Азбука». – Саратов 1999
  • Немов Р.С
  • . Психология кн. 2 – М.: Владос 2000
  • Развитие творческой активности младших школьников в условиях комплексного воздействия искусств/ методические рекомендации для учителей. Сост. Кечкина И.Г., Аронина А.И. – Куйбышев 1991
  • Теплов Б.М
  • . Психология М. 1953
  • Царева Н.А
  • . «Уроки Госпожи мелодии» 1 класс ДМШ – М.: РОСМЭН-Пресс 2001
  • Школяр Л.В
  • . и др. Теория и методика музыкального образования детей: научно – методическое пособие 2 издание. – М.: Флинта:Наука 1999
  • Юдина Е.И
  • . «Мой первый учебник по музыке и творчеству». – М.: Аквариум 1997

    Методика обучения игре на детских музыкальных инструментах.

    Игре на детских музыкальных инструментах в любом дошкольном образовательном учреждении должно уделятся особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. Дети слышат звучание детских музыкальных инструментов и играют сами (в зависимости от возраста) во время различных видов деятельности: пения, музыкально-ритмических движений, развлекательных игр. Работа по обучению игре на музыкальных инструментах проводится организованно и последовательно. Знакомство с инструментами осуществляется при непосредственной образовательной деятельности, на музыкальных развлечениях, досугах и во время индивидуальной работы с детьми.

    Принцип обучения «от простого к сложному» должен сохраняться на всех этапах и во всех видах работы. На нем основан и порядок введения инструментов, и связь обучения игре на Д. М. И. с другими аспектами музыкальной подготовки.

    Первоначальное обучение игре на музыкальных инструментах осуществляется при непосредственной образовательной деятельности, но этого не достаточно. Поэтому важно, чтобы все попевки и упражнения, которые разучивались, были закреплены в группе под руководством воспитателей, повторять и закреплять пройденный материал, давать возможность детям проявить творческую инициативу и самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.

    Для того чтобы облегчить работу воспитателей, и заинтересовать детей предлагается:

    активно использовать ритмические карточки;

    записывать упражнения и попевки при помощи «цветной» нотной грамоты, что прежде всего является методическим пособием для воспитателей и дидактическим для детей.

    Упражнения с карточками позволяют сделать работу по развитию чувства ритма более эффективной. Ведь именно ритм и музыкально-ритмическое воспитание занимает ведущую роль в элементарном музицировании.

    В средней группе ритмические карточки – это, прежде всего, методический материал для воспитателей. При работе с карточками эффективен прием подтекстовки длительностей, где длинный звук обозначается слогом «та», короткий звук – слогом «ти». Важно, чтобы ритмические карточки были организованы, то есть соответствовали размеру: четыре четверти, три четверти или две четверти. В игровой форме можно моделировать ритмические фразы из попевок. Активная работа с ритмическими рисунками способствует накоплению различных ритмических шаблонов, которые юные музыканты используют при игре на музыкальных инструментах не только при импровизации, но и при игре по партитуре, стоит только лишь вспомнить тот или иной ритмический рисунок, который был выучен раньше.

    «Цветная» нотная грамота - это доступный и интересный способ знакомства малыша с миром звуков. На каждой пластине металлофона, в приделах октавы, имеется цветная метка, которая, позволяет быстро находить нужную ноту. Ноты второй октавы дублируются: цвет остается тот же, но появляется знак «птичка-кавычка», ребенку объясняю, что название нотки такое же, но звук более высокий. Начинать знакомство с «цветными» нотами можно в средней возрастной группе, используя метод последовательности и доступности. Объясняю, что каждая нотка окрасилась в свой цвет, предлагаю найти красную нотку на металлофоне, ребенок с удовольствием это делает, ударяя по пластине молоточком - отрабатываем технику удара.

    Необходимо отметить, что в работе с детьми, применять методику игры по цветной нотной грамоте целесообразно при первоначальном освоении музыкальных инструментов и при разучивании упражнений или попевок.

    Одним из главенствующих способов обучения детей игре на музыкальных инструментах является – игра по слуху. Ребенок осмысленно вслушивается в мелодию и ритм и играет на инструменте - формируется навык слуховой ориентации в мелодии.

    Необходимо, чтобы инструментальные попевки и упражнения, при разучивании, сопровождались пением, так как пропевание позволяет детям лучше представить направление движения мелодии, развивает музыкально-слуховое представление.

    В старшей и подготовительной группе диапазон попевок расширяется и, на мой взгляд, «цветная» нотная грамота помогает эффективней работать с музыкальным материалом. Во время самостоятельной музыкальной деятельности и музицирования в группе воспитатель может помочь юному музыканту, если необходимо, вспомнить ритмический рисунок, направление мелодии, так как всегда под рукой музыкальные карточки. (Необходимо проводить с воспитателями мастер- классы и семинары практикуму по теме музицирования).

    Важно, чтобы весь материал преподносить детям доступно, последовательно и в игровой форме.

    Предлагаю методику использования «Цветной» нотной грамоты.

    Использование «Цветной» нотной грамоты при игре на металлофоне: детям сложно первоначально добиваться правильного удара по пластине металлофона (молоточек не отскакивает, звук гаснет, чтобы упражнения по отработке правильного удара не были скучными, предлагается использовать цветные флажки, соответствующие пластинам на инструменте с цветными метками:

    Музыкальный руководитель предлагает поиграть в игру на внимание. Участвует несколько детей 3-5 человек, по количеству металлофонов. Руководитель показывает флажок определенного цвета – исполнители последовательно ударяют по пластине инструмента. Далее задание усложняется: задается определенный ритмический рисунок, также по показу флажка уже другого цвета звучит музыкальная фраза на всех инструментах по очереди.

    Более сложный вариант: используется несколько звуков (несколько цветов). По показу цветных флажков в определенной последовательности музыканты исполняют музыкальную фразу по очереди, затем - исполняется одновременно.

    Так в игровой форме можно отрабатывать удары и добиваться красивого звучания при игре на металлофоне.

    Использование «Цветных» нот при импровизации (6-7 лет) :

    Музыкальный руководитель показывает несколько флажков разного цвета, и предлагает детям придумать и исполнить короткую музыкальную фразу, используя предложенные ноты. Дается несколько минут для самостоятельной работы, а затем юные музыканты исполняют свою импровизацию поочередно. Дошкольникам предлагается вспомнить один из ритмических рисунков, так как к этому возрасту у них уже накоплен определенный запас ритмических модулей, а затем использовать предложенные ноты. И желательно, чтобы получилась законченная музыкальная фраза – предлагается начинать и заканчивать мелодию на одном и том же звуке.

    Применение «Цв. Н.» при игре на диатонических колокольчиках:

    У каждого музыканта по одному колокольчику в руке. Все сидят или стоят в последовательности диатонического звукоряда. Желательно, чтобы мелодия или песня, которая предлагается для исполнения была знакома. Исполнители ритмически воспроизводят рисунок (на слоги та; ти, если это песня- поют слова. Музыкальный руководитель показывает флажки в определенной последовательности, а дети воспроизводят звук в момент показа флажка соответствующего цвету колокольчика. При первоначальном исполнения руководитель напевает ритмический рисунок вместе с юными музыкантами. При дальнейшем разучивании нет необходимости музыкальному руководителю показывать цветные флажки, каждый ребенок, как правило, запоминает момент своего вступления.

    Музыкальный номер с применением диатонических колокольчиков можно показать на открытых мероприятиях и праздниках в сопровождении аккомпанемента исполненным музыкальным руководителем или параллельно звучащей фонограммой в темпе, который выдерживают юные музыканты. Этот вариант эффективно можно использовать на праздничных мероприятиях, где музыкантами будут родители - музыкальный номер без предварительной подготовки.

    Хочу отметить, как показывает практика, что использование «Цветных» нот при обучении игре на музыкальных инструментах детям очень нравится, процесс обучения превращается в игру:

    Т. Э. Тютюнникова:

    ДЕТИ ИГРАЮТ,НО ОНИ НЕ ОСОЗНАЮТ, ЧТО ИХ УЧАТ

    Умелое и грамотное использование «Цветной» нотной грамоты музыкальным руководителем и воспитателями является интересным и доступным методом в процессе музыкального воспитания дошкольников в области музицирования.