Беседа с детьми на тему этикет. Правила ведения беседы. Этические беседы с младшими школьниками

Цель:

Беседа — игра «Этикет и мы» проводится с целью повышения уровня общей культуры детей и развития навыков пользования формами этикета.

Для проведения мероприятия выбрана игровая форма. Игра помогает снять психологическое напряжение, усилить интерес к мероприятию, позволить за короткое время погрузить детей в различные стандартные ситуации, требующие знания этикета, и закрепить эти знания через игровые ситуации.

Тема « Будь всегда вежливым »

Цель: Воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам. Раскрывать перед детьми сущность понятия «вежливость»: вежлив тот, кто всегда внимателен, добр к людям,родным, близким, окружающим взрослым и детям. Систематизировать правила вежливого поведения. Упражнять детей в анализе своих поступков, в понимании того, соответствуют ли они правилам вежливости.

Педагог, обращаясь к детям, говорит:

— Случалось ли у вас такое, чтобы вы не знали, как нужно поступить? Например: встретились у входа в детский сад с чьей-то мамой и не знаете, войти в дверь первым или подождать, пока она пройдет? Педагог дает возможность детям вспомнить правило. Ответы детей.

Дети, когда вас кто-нибудь толкнул, не помог, был не справедлив с вами, что вы тогда чувствовали? Огорчение, обиду? А может быть, кто-нибудь из вас сам случайно был неловок или невнимателен? Как узнать, правильно ли ты себя ведешь?

Дети вспоминают случаи из жизни. Создается обстановка непринужденности. Ребята слушают, вместе размышляют, правильно ли они поступали в той или иной ситуации.

Педагог побуждает детей к самостоятельным суждениям, предлагает вспомнить известные им правила и подводит детей к верным ответам.

Педагог подбирает для беседы двух-трех детей. Один из них хорошо усвоил правила поведения, другой многого не знает.

— Когда при встрече говорим «здравствуйте», этим приветствием желаем человеку здоровья и вообще всего хорошего. Если произнести это слово приветливо и сделать поклон головой, то мы доставим человеку, которого приветствуем, радость, он обязательно улыбнется. А если это же слово сказать небрежно, не поворачивая головы, то такое приветствие не очень-то приятно. А какими еще вежливыми словами можно приветствовать?

  • Добрый день. Добрый вечер. Доброе утро.
  • А прощаясь?
  • Сказать не только «до свидания», но и «всего доброго».
  • Надо здороваться со взрослыми и детьми. За руку здороваются только взрослые. Не кричать через улицу свое приветствие, это невежливо. Если педагог твоей группы стоит не один, то надо сказать всем «здравствуйте».

Дети повторяют правила.

Пользуйся словами вежливого обращения, — говорит педагог.

  • «Здравствуйте», «До свидания», «Пожалуйста», «Будьте добры», «Извините», «Спасибо», «Благодарю», «Разрешите войти» и другое.
  • Будь приветлив и вежлив со всеми взрослыми.
  • Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговор.
  • На улице, дома, в детском саду, в школе, в транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко; веди себя сдержанно; не требуй к себе особого внимания.
  • Не ешь во время спектакля, демонстрации кинофильма.
  • Слушай старших внимательно, стой при этом спокойно, смотри в лицо собеседнику.
  • Умей выслушать товарища, не перебивая. С уважением относись к труду и отдыху старших, не мешай взрослым, не шуми, не капризничай.
  • Уступай в транспорте место взрослым и малышам. Подай стул или уступи место вошедшему взрослому.
  • Подними и вежливо подай оброненный кем-то предмет /карандаш, варежку и т. п..
  • Мальчикам: пропускай вперед девочек в транспорт, в помещение.
  • Помоги малышу или сверстнику надеть пальто, застегнуться, повязать шарф.
  • Делись с товарищами игрушками, книгами, играй дружно.
  • Умей признать, что был неправ.
  • Старайся уступить товарищу в спорте, игре, помочь ему договориться с ним.

КАЖДОМУ РЕБЕНКУ НАДО ЗНАТЬ ЭТИ ПРАВИЛА И ВЫПОЛНЯТЬ ИХ!

Тема « МОЙ ДРУГ МОЙДОДЫР » личная гигиена

ЦЕЛЬ: Воспитание у детей культуры внешнего вида — создание единства внешнего и внутреннего состояния маленького человека.

  • Встреча с доктором Айболитом
  • Рассказ доктора Айболита: Личная гигиена — это поддержание чистоты своего тела. Она необходима не только для сохранения своего тела, здоровья, но и для развития хороших, доброжелательных отношений с окружающими людьми.

Кто опрятен — тот опрятен.

Рассказывает о позиции этикета, о правилах ухода за телом и лицом, руками и ногами, о необходимости личных предметов гигиены: носового платка, зубной щетки, расчески, мочалки или губки, полотенец для лица и тела.

  • Загадывает загадки о предметах личной гигиены. Альбом, (приложение)
  • Беседа с детьми.

Примерные ВОПРОСЫ:

Что вы делаете для того, чтобы внешне выглядеть красиво?

Что такое «личная гигиена» ?

Почему необходимо быть чистым и опрятным человеком?

Чистые ли у вас руки, лицо, уши, шея, зубы?

Когда их следует мыть?

Почему необходимо стричь ногти на руках и ногах?

Что значит «принимать душ» ? Когда это следует делать?

Для чего человеку служит нос? Когда и где мы можем его чистить.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

В домашних условиях необходимы три важных условия воспитания гигиенической культуры: постоянная индивидуальная работа с ребенком, личный пример старших в семье, наличие красивых предметов личной гигиены в ванной комнате. С раннего детства приучать детей к душу, позволяя самостоятельно его принимать. Следует говорить о необходимости содержания в чистоте половых органов, не делая при этом страшного или смущенного лица. Ребенок сам должен следить за чистотой трусиков. Надо постоянно говорить о правилах пользования туалетом, о соблюдении в нем чистоты и порядка.

Тема « Мы едем в автобусе ».

Цель. Познакомить с правилами поведения в транспорте.

  • Во второй половине дня на прогулке педагог предлагает детям поиграть в «поездку в автобусе». Вместе с детьми устанавливают «ширму-автобус», расставляют стулья, прикрепляют «кассу с билетами»… Затем педагог, обращаясь к детям, говорит:
  • Ребята хотят покататься с нами в автобусе… Покатаем их? /Дети радостно выражают согласие/. Но, прежде чем пригласить детей, вспомним главные правила поведения в автобусе. Ведь они будут брать с нас пример.

Дети перечисляют правила. Педагог дополняет. Затем он предлагает детям занять места.

  • А кто у нас будет водителем? /Вызывает Женю/. Теперь в путь.

Женя, подвези нас, пожалуйста, к детям. Водитель объявляет маршрут, дети едут. На одной из остановок педагог садится с куклой НЕЗНАЙКОЙ. Один из детей уступает педагогу место, педагог благодарит ребенка.

Во время поездки Незнайка громко разговаривает, требует место у окошка, пытается стать Ногами на сиденье, разбрасывает конфетные обёртки. Педагог просит детей напомнить НЕЗНАЙКЕ, как надо себя вести в автобусе, как поступать в разных случаях. Дети с охотой указывают Незнайке на его ошибки. Тот благодарит, он теперь всё хорошо запомнил и знает, как надо себя вести.

Затем в автобус приглашают детей — небольшими группами: автобус делает несколько «рейсов», группы меняются.

Для освоения правил поведения очень способствуют игры — упражнения, когда педагог одной фразой описывает какую-либо ситуацию, а дети также коротко характеризуют ее последствия или отвечают, как при этом надо себя вести. Если в начале игры дети затрудняются с ответами, педагог сам заканчивает два-три первых примера. Но уже вскоре, поняв суть игры, дети включаются в нее очень активно.

Педагог, корректируя ответы детей, объясняет примерно так:

  • Если ты станешь прыгать в автобусе, громко разговаривать, то….
  • Это будет мешать другим пассажирам, — заканчивает ребенок.
  • Если ты залезешь на сидение с ногами, будешь сорить, то…
  • В автобусе будет грязно, и другим пассажирам — детям и взрослым — будет в нем неудобно и неприятно, — говорит другой ребенок.

Для игры-упражнения могут быть выбраны, конечно, и положительные примеры. Педагог говорит:

  • Если девочка шла, споткнулась о камень, упала и уронила книгу, то…

Надо помочь ей встать, почистить одежду, поднять упавшую книгу, — продолжают дети.

Полезно с детьми повторить правила поведения в транспорте:

  • ПРЕЖДЕ ЧЕМ ВОЙТИ В АВТОБУС, ТРОЛЛЕЙБУС, ТРАМВАЙ, ДАЙ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОЙТИ ВЫХОДЯЩИМ.
  • ПРОПУСТИ ВПЕРЕД ИНВАЛИДОВ. ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ, МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ, В СЛУЧАЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПОМОГИ ИМ.
  • В ВАГОНЕ НЕ ОСТАНАВЛИВАЙСЯ У ДВЕРЕЙ, А ПРОЙДИ ВПЕРЕД, ОСВОБОЖДАЯ МЕСТО ДРУГИМ ПАССАЖИРАМ. СТОЯТЬ И ПРОХОДИТЬ

НАДО ТАК, ЧТОБЫ ПО ВОЗМОЖНОСТИ НЕ БЕСПОКОИТЬ ДРУГИХ ПАССАЖИРОВ, НЕ ЗАДЕВАТЬ ИХ СВОЕЙ СУМКОЙ, НЕ НАСТУПАТЬ НА НОГИ.

  • СТАРАЙСЯ САДИТЬСЯ ТОЛЬКО В ТОМ СЛУЧАЕ, КОГДА УБЕДИЛСЯ, ЧТО РЯДОМ НЕ СТОЯТ ПОЖИЛЫЕ ИЛИ БОЛЬНЫЕ ЛЮДИ, МАЛЕНЬКИЕ ДЕТИ, ЖЕНЩИНЫ.
  • НЕ ЗАНИМАЙ СИДЕНЬЕ ПОЛНОСТЬЮ, ЕСЛИ ОНО РАСЧИТАННО НА ДВОИХ.
  • НЕ СТАВЬ НА СИДЕНЬЯ СУМКИ И ПАКЕТЫ, ЕШИ КТО-ТО СТОИТ РЯДОМ И ДРУГИХ СВОБОДНЫХ МЕСТ НЕТ, ЛУЧШЕ ПОСТАВИТЬ ВЕЩИ НА КОЛЕНИ ИЛИ НА ПОЛ ОКОЛО СЕБЯ.
  • УСТУПАЯ КОМУ-НИБУДЬ МЕСТО, МОЖНО СКАЗАТЬ: «САДИТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА». МОЖНО СДЕЛАТЬ ЭТО МОЛЧА.
  • ОБРАЩАТЬСЯ К СТОЯЩЕМУ РЯДОМ ЧЕЛОВЕКУ С ПРОСЬБОЙ ПЕРЕДАТЬ ДЕНЬГИ НА АБОНЕМЕНТЫ ИЛИ АБОНЕМЕНТ НА КОМПОСТЕР СЛЕДУЕТ ВЕЖЛИВО И СПОКОЙНО: «ПОЖАЛУЙСТА, ПЕРЕДАЙТЕ /прокомпостируйте/…» НЕ ЗАБУДЬ ПОБЛАГОДАРИТЬ ЗА ОКАЗАННУЮ УСЛУГУ.
  • НЕ ВХОДИ В ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ С МОРОЖЕННЫМ, ПИРОЖКАМИ, ПИРОЖНЫМ И т.д., ЧТОБЫ НЕ ИСПАЧКАТЬ ОДЕЖДУ СВОЮ И ПАССАЖИРОВ. В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ НЕ СОРИ И НЕ СТРЯХИВАЙ СНЕГ ИЛИ ДОЖДЕВЫЕ КАПЛИ С ОДЕЖДЫ.
  • ЧИХАЯ И КАШЛЯЯ, ПОЛЬЗУЙСЯ НОСОВЫМ ПЛАТКОМ.
  • НЕ ПРИВОДИ В ПОРЯДОК СВОЮ ВНЕШНОСТЬ. НЕ ЧИСТИ НОГТИ, НЕ КОВЫРЯЙ В ЗУБАХ, УШАХ ИЛИ НОСУ.
  • НЕ ЗАГЛЯДЫВАЙ В ГАЗЕТУ ИЛИ ЖУРНАЛ ДРУГОГО ПАССАЖИРА, ЧТОБЫ НЕ БЕСПОКОИТЬ ЕГО.
  • НЕ РАЗГЛЯДЫВАЙ ПАССАЖИРОВ.
  • НЕ ПЕРЕГОВАРИВАЙСЯ ГРОМКО СО СВОИМИ СПУТНИКАМИ. НЕ СМЕЙСЯ ГРОМКО.
  • НЕ ПРИСЛУШИВАЙСЯ К РАЗГОВОРАМ ДРУГИХ ПАССАЖИРОВ.
  • К ВЫХОДУ ГОТОВСЯ ЗАРАНЕЕ, ЧТОБЫ НЕ ПРОБИРАТЬСЯ ПОТОМ ЧЕРЕЗ ТОЛПУ ПАССАЖИРОВ.
  • НАПРАВЛЯЯСЬ К ВЫХОДУ, СПРАШИВАЙ СТОЯЩИХ ВПЕРЕДИ, НЕ ВЫХОДЯТ ЛИ ОНИ, В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ОНИ ЕДУТ ДАЛЬШЕ, ВЕЖЛИВО И СПОКОЙНО ПОПРОСИ ПРОПУСТИТЬ ТЕБЯ.
  • МУЖЧИНЫ И МАЛЬЧИКИ ВЫХОДЯТ ИЗ ТРАНСПОРТА ПЕРВЫМИ И ПОМОГАЮТ СПУСТИТЬСЯ СВОИМ СПУТНИЦАМ.

Тема « Мой дом, наведу порядок в нем «.

Цель: Воспитание у детей культуры поведения, желание поддерживать чистоту и порядок в доме, в классе.

У каждого человека есть свой дом, который не только является местом жительства, но и характеризует его личность: беспорядок в доме показывает, что главная черта его хозяина — проявляемая во всем Беспорядочность. Человек, не любящий свой дом и не делающий ничего, чтобы сделать его чистым, красивым, невнимателен и к своим близким и друзьям.

Пригласить гостей в грязный дом — значит показать неуважение к ним. Следить за домашней чистотой и порядком необходимо.

Работа над понятиями;

дом, наведение красоты, соблюдение порядка, следить за домом, уют, хозяин дома Примерные вопросы:

  • Для чего человеку нужен дом?
  • Расскажите о доме, в котором вы живете (квартира, комната,).
  • Как вы помогаете маме или бабушке содержать дом в чистоте?
  • Кто создает в доме уют? Что такое уют?
  • Какая одежда должна быть на человеке, убирающемся в доме: чистая и красивая; опрятная; новая; грязная, старая и дырявая; трудно

или легко отстирываемая? Почему вы так думаете?

  • Сима пришла из детского сада (из школы) и расстроилась: в её комнате грязно и неуютно, носки валяются под кроватью, на стуле лежит бельё.

«Бабушка,- закричала Сима,- ну что же ты не убралась в моей комнате? Как я буду в такой грязи? Ничего не ска­зала. Как вы думаете, почему?

Закрепление:

В детском саду (школе) ежедневно дают поручения по наведению порядка и чистоты.. Уборку группы (класса) детскими силами можно проводить регулярно: к празднику, родительском; собранию т.п.

Работа с родителями:

Необходимо приучать ребенка отвечать за порядок в своей квартире, комнате. Важно, чтобы с детских лет ребенок любил свой дом, помогал взрослым в создании в нем красоты и порядка. Похвала и поощрение способствуют закреплению в сознании дошкольника убеждения в необходимости жить в уютном, чистом и красивом доме. Напоминать ежедневно терпеливо и спокойно о том, что следует убирать свои вещи и игрушки на место. Этому учат и девочек и мальчиков. Таким образом воспитывается чувство ответственности за свой дом.

Тема « Как понравиться людям ».

Цель: Воспитание у ребенка культуры внешнего вида — создание единства внешнего облика и внутреннего состояния маленького человека.

Каждый человек нуждается в любви и желает им нравиться. Взрослые придумали правила, помогающие человеку быть приятным и привлекательным для себя и окружающих, и назвали их « искусством нравиться». А также чтобы понравиться людям нужно обращать внимание и на внешний облик. Рассматривая значение одежды и обуви жизни человека обращаем внимание на этикетные моменты: она дает окружающим сведения о человеке (интересуется ли человек своей внешностью, в богатой или бедной семье живет, любит заниматься спортом или нет, идет в гости или гулять и т.д.).

Давайте сначала поговорим об искусстве нравиться людям.

Существуют правила искусства нравиться:

  • любить людей;
  • быть красивым и привлекательным;
  • быть добрым и веселым, внимательным и заботливым к людям;
  • приветствовать людей при встрече и говорить приятные слова при прощании;
  • уметь красиво сидеть, стоять, ходить;
  • уметь слушать своих собеседников;
  • говорить людям комплименты;
  • обращаясь к человеку, называть его по имени. При этом следует быть искренним в проявлении любви к людям.

Быть аккуратно и чисто одетым — значит уважать людей находящихся рядом. С красиво хорошо одетым человеком приятно общаться, хочется дружить. Соблюдая этикет, мы надеваем тот вид одежды, который наиболее соответствует возрасту, занятию, сезону. Существуют виды одежды:

  • легкая и теплая; весенняя, летняя, осенняя, зимняя;
  • верхняя и нижняя;
  • нарядная, праздничная и ежедневная;
  • спортивная и вечерняя.

Одежда может быть красивая и некрасивая; чистая и грязная; удобная и неудобная, опрятная и неопрятная.

За сохранностью и чистотой своей одежды и обуви каждый следит сам. Сочетание различной одежды, которую надевает человек, называется костюмом. Например: Пиджак и брюки, жакет и юбка, платье и жакет.

Провести работу над понятиями:

  • вежливость, доброта,
  • искренность, искусство нравиться,
  • комплимент, любовь,
  • привлекательность, приветствие, умение слушать.
  • аккуратность,
  • внешний вид,
  • костюм,

Примерные вопросы по беседе:

  • Что значит «любить»? Кого вы любите?
  • Что вы делаете для того, чтобы вас любили: мама, папа, друзья, ребята в группе?
  • Какие добрые слова мы говорим друзьям и близким? Для чего мы их говорим?
  • Какими словами мы приветствуем своих знакомых при встрече? Зачем это следует делать?
  • Что значить « уметь слушать собеседника».
  • Что значит уважать людей находящихся рядом?
  • С каким человеком приятно общаться: с красиво и опрятно одетым или наоборот?
  • Как вы думаете, для чего нужна одежда?
  • Как вы храните одежду и ухаживаете за ней?
  • Можно ли в один ящик положить брюки, носки, свитер, майки, трусики?
  • Почему платья, пиджаки вешают в шкаф на плечики? Где висят пальто и куртки?

Закрепление.

Важно постоянно наблюдать за поведением детей, доброжелательно оценивая выполнение правил искусства нравиться. Периодически говорить детям: как ты красиво выглядишь, какая добрая улыбка и т.д. А также обращать внимание на внешний вид и одежду, отмечая, что она очень красивая, чистая и соответствует сезону.

Работа с родителями.

Желательно обращать внимание родителей на умение детей быть приятными в общении, что влияет на их положение в детском и взрослом коллективе. Также предоставить возможность самому ребенку оценивать свой внешний вид, т.е. следить за одеждой и обувью, чистотой бельевых ящиков.

Тема «Зачем человеку завтракать, обедать, ужинать».

Цель: Обогащать словарь детей словами — аппетит, клетки, жиры, белки, углеводы.

Приучать детей к правильному режиму. Дать детям понять, что организм сам регулирует количество принимаемой пищи, необходимое ему для нормального роста и развития.

Материал: Иллюстрации с изображением белковой и углеводной пищи; строение внутренних органов человека

Если задать вопрос — зачем человек ест?

Можно сразу ответить — чтобы не умереть с голоду. Так что оно так, но почему пища так важна для жизни?

Наверно, трудно это объяснить. Не беда, попробуем в этом разобраться вместе.

Для начала хочу спросить, знаете ли вы, что наше тело состоит из удивительных, крохотных частичек — клеток?

Каждая клетка — живой организм, она живет, дышит, питается, растет, стареет и умирает.

Только 2-3 месяца живут клетки, которые придают нашей крови красный цвет.

А клетки, которые живут, находятся внутри желудка, стареют и умирают уже через 5 дней! Отжившие клетки заменяются новыми. На смену им рождаются молодые клетки. Так продолжается всю жизнь человека.

  • Догадайся, откуда берется материал для этой непрерывной работы.
  • Верно, из пищи.

В детском возрасте потребность в пище особенно велика. Дело в том, что у всех людей клетки одинаковой величины. Но у высоких людей их больше, чем у детей. А вы растете, а это значит, что количество клеток в твоем теле день за днем прибавляется.

А все вещества, необходимые для роста и развития твоего организма, приходят с пищей, которую ты потребляешь.

Вот почему нужно слушать взрослых, когда тебе говорят: Ешь хорошо, а то не вырастешь! Недостаток питательных веществ замедлит образование и рост новых клеток.

Из этих веществ и состоит вся наша пища — белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода.

Теперь, вы понимаете, почему пища так важна для жизни? Но это еще не все. Нужна нам пища еще и потому, что это «топливо», которое согревает наше тело и приводит в движение разные органы. При переваривании пищи в организме выделяется энергия, которая нужна нам для того, чтобы дышать и говорить, ходить и бегать, играть и работать. Она необходима для поддержания нормальной температуры тела, работы мозга, сердца, почек, и всех тех клеток организма.

Зачем организму нужно переваривать пищу, «расщеплять» её на мельчайшие частицы.

Да затем, что только в таком виде пища становится доступной клеткам нашего тела.

Ведь клетки очень — очень маленькие. Детям обжорство так же вредно, как и голодание.

Вы должны получать каждый день определенное количество пищи. Ребята с избыточным весом менее подвижны, быстро устают, но самое главное превышение веса приводит ко многим болезням. Мало есть тоже вредно. При недоедании ребенок слабеет, худеет, быстро устает от физических нагрузок, болеет и плохо растет.

Нужно, чтобы твое питание было разнообразным. Для переваривания пиши организму требуется часа три. Вот и есть нужно примерно часа через три с половиной — четыре часа.

Постарайся кушать в одно и тоже время.

Надеюсь, сейчас вы поняли, почему так важно соблюдать режим, почему так важно соблюдать режим, почему так важно завтракать, обедать и ужинать?

Для того, чтобы быть здоровым, сильным, бодрым!

Приятного аппетита!

ГКООУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении
Шафрановская санаторная школа­интернат
Классный час в 5 группе на тему:
«В гостях у этикета»

Провела: Шангареева Минзаля Юнусовна
2014 год
«Поведение - это зеркало,
в котором каждый показывает
свой облик».
Гете

Класс 5
Тема: «В гостях у этикета»
Форма работы с детьми: беседа, игра.
Цель: закрепить знания детей о правилах культурного поведения.
Задачи:
1.Продолжить формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;
способствовать накоплению учащимися опыта нравственных взаимоотношений в
коллективе;
воображение.
3.Воспитывать чувства товарищества, взаимоуважения, доброты.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экзаменационные билеты с номерами,
листочки с ручками, куртка, платок, шары,
Предварительная подготовка.
1. Работа с детьми.
Предупредить девочек (каждую в отдельности), чтобы они подыграли ребятам и помогли
им выполнить упражнения по этикету, объяснив, что игра поможет их взаимоотношениям с
мальчиками, улучшит атмосферу в группе.
2. Реквизит.
Заготовить экзаменационные билеты. По ходу игры мальчики тянут билеты с номерами
заданий, воспитатель читает по книге задания, а мальчики выполняют упражнения по
этикету. В карточках нужно указать конкретные имена и фамилии девочек класса.
План беседы
1. Мотивация к занятию

3. Игра на вежливость «Экзаменационный билет».
4. Итог беседы

1. Мотивация к занятию.
Ход беседы
Воспитатель:
Здравствуйте!
Мы сегодня поклонившись
Друг ­ другу сказали: Здравствуйте!
Что особого тем мы хотели сказать?
Просто здравствуйте!
Мы больше ничего не сказали.
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?!
Воспитатель: А вот еще одно стихотворение. (читают девочки 4 класса)
Сеньор Этикет
У сеньора Этикета
Есть всегда на все ответы:
Как входить и где стоять,
Кому место уступать,
Как прилично одеваться,
Где молчать, а где смеяться,
Как к обеду пригласить,
Что подруге подарить.
В школе, в доме, на работе,
И в трамвае, в самолете,
И в театре, и в кафе,
Пригодиться он тебе.
И пора нам всем понять –
Чтоб воспитанными стать,
Чаще надо к Этикету,
Обращаться за советом.
Воспитатель:
Ребята, о чем это стихотворение?
Примерные ответы детей:
­ О вежливости.
­ О доброте.
­О культуре поведения, этикете.
Что же такое этикет?

“Этикет – это правила поведения человека среди других людей”.
Воспитатель:­ Ребята, правила культурного поведения называется «этикет». Как вы
думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить?(об этикете).Правил этикета очень
много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, в школе, на работе. Но все
эти правила сводятся к одному, главному принципу: «Уважай окружающих людей». Если
будешь исходить из этого принципа, никогда не ошибешься! Сегодня я предлагаю
продолжить наш разговор по этой теме: « В гостях у этикета». (слайд 1).Сегодня мы с
вами закрепим правила о культуре поведения в повседневной жизни, научимся оценивать
свои поступки и других.
Воспитатель: Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например,
дикая яблоня от культурной, породистой яблони? (слайд 2)
Примерные ответы детей:
– Дикая яблоня растет, где и как попало, а культурная – в саду.
– За дикой яблоней никто не ухаживает, а культурную ­ поливают, удобряют, прививают.
– Плоды у дикой яблони не красивые, невкусные, а у культурной ­ плоды хорошие.
Воспитатель: Люди тоже бывают культурные и некультурные. Чем они отличаются?
(слайд 3, 4)
Примерные ответы детей:
– Некультурные не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не
стыдно
Воспитатель: Как вы считаете, людям приятнее общаться с культурным человеком или с
некультурным?
Дети отвечают, что с культурным человеком общаться интереснее и приятнее.
Воспитатель: Яблоне можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку
можно сделать прививку? Что можно ему привить?
Примерные ответы детей:
– Можно сделать прививку от гриппа, от дифтерии.
– Можно привить правила культуры, хорошие манеры.
– Можно привить хорошие навыки, привычки.
Воспитатель: Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения,
каким он станет?
Дети хором отвечают: культурным
Воспитатель: Что значит быть культурным человеком?
– Это значит соблюдать правила культурного поведения.
– Значит, вести себя так, чтобы себя не опозорить.
– Значит, вести себя так, чтобы родителям за тебя не было стыдно.
Воспитатель: Я с вами согласна. А как вы думаете, какого человека в старину называли
«неотесанный»?
– Человека невоспитанного, необразованного, некультурного.
– Того, который ничему не учился.
– Того, которого никто не уважает.
Воспитатель: Действительно. Обтесать бревно или камень – значит сделать их гладкими
блестящими. Неотесанный – значит необработанный. А в переносном значении
неотесанный ­ значит невоспитанный, невежественный человек. Так объяснятся значение
этого слова в словаре Даля.
Воспитатель: Хотите ли вы быть культурными людьми?
Дети отвечают утвердительно.

2. Работа в группах. «Проблемные вопросы»
Воспитатель: Каждый день мы с вами сталкиваемся с этим словом «этикет» Так какие
же правила поведения вы знаете? А сейчас мы это проверим. У вас на партах лежат
листочки. На этих листочках напишите, какие правила поведения в обществе вы
вспомнили?
Работа по рисункам. (слайд 5­21 слайды).
(Дети находят к каждому рисунку правила поведения в обществе).
Молодцы, ребята, вот сколько правил вы вспомнили. А сейчас мы с вами поиграем.
3.Игра на вежливость «Экзаменационный билет». (слайд 22)
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, ребята, что такое экзамен?,а почему игра называется
«экзаменационный билет»? Примерные ответы детей: (экзамен – это проверка знаний,
проверка знаний о культуре поведения в общественных местах, экзамен – это
проверочное испытание по какому­нибудь учебному предмету)
Мы сейчас проверим ваши знания о культуре поведения. Каждый из вас вытянет билет, а я
прочитаю вам задания, какое правило этикета вам нужно выполнить. Вы выполняете
правило и получаете награду – аплодисменты.
Итак, начинаем. Кто первый?
Мальчики вытягивают билетики с номерами. Воспитатель читает текст задания по
книге и подсказку о том, как нужно выполнять это задание.
Пригласить (Искандарову Диану) на танец.
Помочь (Степанвой Диане) надеть куртку.
Выйти с (Гильмутдиновой Эльвиной) за дверь.
Задания для карточек:
1.
(Надо, чтобы мальчик открыл дверь и пропустил девочку вперед)
С девочкой воспитателю нужно договориться заранее, что как только выпадет этот
билет, она выйдет к доске и медленно направится к двери
2.
(Нужно подойти к девочке, наклонить голову и сказать: «Можно пригласить тебя на
танец?», затем взять девочку за руку и вывести ее к доске)
С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она ответила: «Хорошо»
3.
(Нужно взять у девочки куртку и держать, пока девочка вставит руки в рукава, потом
сзади поправить воротник на куртке)
С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она, как только выпадет это билет,
вышла к доске с курткой, пиджаком или пальто
4.
За партой сидят две девочки. Они беседуют. Спросите у одной из них, который час.
(Нужно подойти к двум девочкам, которые сидят за партой, и сказать: «Извините, что я вас
перебиваю, (Искандрова и Степанова), скажи, пожалуйста, который час?»
5.
(Нужно сказать: «Простите»)
6.
(Нужно постучать, открыть дверь и сказать: «Здравствуйте, я опоздал, разрешите,
пожалуйста, войти»)
Для этого упражнения мальчик должен выйти за дверь, постучать и войти.
7.
(Нужно сказать: «Извините, пожалуйста, я, наверное, ошибся номером»)
8. Сядьте на стул, затем уступите место учителю. Ваши слова и действия
Вы звоните другу. Но вам отвечают: «Здесь таких нет». Ваши слова в ответ.
Вы чихнули (Скажи «ап­чхи!»). Ваши действия.
Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия.

(Нужно встать, обратиться к учителю и сказать: «Садитесь, пожалуйста, (имя, отчество
воспитателя)»
9. Поздравьте (Искандарову Диану) с Днем рождения, пожелай ей чего­то хорошего.
10. Вы идете по улице. Впереди старушка с тяжелой сумкой. Предложите ей свою помощь.
(нужно подойти к «старушке» и сказать: «Давайте я вам помогу»)
Нужно попросить одну из девочек сыграть роль старушки (надеть платочек и взять
большую сумку)
11.Поблагодарить всех девочек, которые приняли участие в игре.
Воспитатель: Наш экзамен завершен. Что вы усвоили из этого экзамена для себя?
– Мы получили аплодисменты девочек, значит, мы вели себя культурно.
– Каждый из нас стал чуточку культурнее, а значит, и сдал экзамен.
– Мы получили знания о том, как нужно вести себя в разных ситуациях.
5. Подведение итогов.
Воспитатель: Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам
смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил
поведения?
Примерные ответы детей.
– Сейчас правила поведения тоже нужны, потому что без них люди не будут уважать друг
друга
– Без правил нельзя жить в обществе, люди поссорятся
– Правила очень нужны. Дети должны учиться у взрослых, как себя вести, иначе они
превратятся в дикарей.
Воспитатель: Какие правила поведения вы вспомнили? (…)
­ Ребята, что вас заинтересовало в нашей сегодняшней беседе?
­ Что нужного вы запомнили?
­ Кто работал активно, кто допускал ошибки?
­ С каким настроением вы уходите? А сейчас мы это узнаем, посмотрев «дерево
настроения». У вас на партах лежат смайлики с разными настроениями. По очереди
выйдите к доске и прикрепите ваш смайлик настроения на наше дерево.(Оценка
результатов).
Чтобы не возникали неприятности, огорчения, ссоры, нужно всем запомнить очень важные
правила культуры поведения и руководствоваться ими в повседневной жизни.
И запомните, что вежливым, воспитанным и культурным человек не рождается, а
становится.
На этом наш классный час подошел к концу.
Спасибо вам, ребята, за активное участие!

Самоанализ
Провела: Хамадярова Гульнара Яугитовна.
Класс: 11детей;
Тема: « В гостях у гнома Этикета или праздник вежливости»;
Цель: закрепление знания детей правил культурного поведения;
Задачи:1.Формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;
формировать опыт нравственных взаимоотношений в коллективе;
2.Развивать умение правильно оценивать себя и других; развивать речь, мышление,
воображение.
3.Воспитывать чувства товарищества, взаимоуважения, доброты;
Оборудование: ноутбук, мультимедиа проектор;
Форма работа с детьми: беседа, игра, сказка;
Методы: словесные, практические, наглядные, игровые;
Актуальность:
Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая
должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу
ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о
необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано
с развитием и воспитанием ребенка. Интерес к проблеме формирования культуры
поведения обусловлен тем, что резко снижается воспитательное воздействие семьи и
российской национальной культуры в сфере воспитания. Перед образовательными
учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего
детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств.
В течении пяти лет мы с детьми проводили беседы, игры, викторины о культуре поведения,
разыгрывали различные сценки с участием детей из других групп.

Классный час для 5-8 классов «Разговор об этикете»

Цели:

  • развитие культуры общения коммуникативных навыков школьников;
  • привитие этических норм бесконфликтного общения с младшими, с ровесниками и со взрослыми.

Задачи:

  • Развитие у учащихся чувства ответственности за свое поведение.
  • Воспитание уважительного отношения к окружающим.
  • Формирование эстетического вкуса в манерах поведения.

Оборудование: набор предметов для практического занятия.

Ход классного часа

Вступление

Учитель: Здравствуйте, ребята. Я думаю, что тему классного часа вы определите, когда послушаете следующее стихотворение

Ученик: (читает отрывок из стихотворения С. Маршака " Ежели вы вежливы"):

Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
То место без протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме,
И помощь ей предложите
Без просьбы - то есть сами.
И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьете.
И ежели вы вежливы,
Вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И целом переплете.
И ежели вы вежливы, -
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным, не робея.

Учитель спрашивает ребят о теме классного часа.

Учитель: Вы правы и сегодня мы будем говорить о вежливости, об этикете, о добром отношении к людям. Сегодня на уроке мы познакомимся с историей возникновения этикета; проведем дискуссии; разберем и обсудим жизненные ситуации и выполним практикум. Мне бы хотелось, чтобы вы были активны и высказывали свое мнение.

Факты из истории

Первый ученик: Начнем с истории. Первые упоминания об этикете как установленном порядке поведения уходят вглубь тысячелетней истории человечества. Один из самых известных литературных текстов Древнего Шумера - "Первые моральные идеалы". Высокие моральные качества, по мнению шумеров, были дарованы человеку богами, и человек должен был следовать этим божественным предначертаниям. Со временем правила поведения разных народов видоизменились, отражая различные условия их жизни. Наряду с повседневным появился деловой этикет.

Второй ученик: Первые пособия по правилам поведения, трактаты, появились в Средние века. Первый трактат о поведении был издан в 1204 году испанским священником Педро Альфонсо и назывался "Дисциплина клерикалис". На основе этого сочинения были составлены книги по этикету. Они содержали правила поведения за столом, ведения беседы, приема гостей и т.п.

Слово "этикет" произошло от названия карточек, "этикеток", которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV-XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека.

Третий ученик : На Руси первые письменные правила поведения были составлены князем Владимиром Мономахом. В своих "Поучениях" мудрый князь писал: "Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях,: где не остановитесь в пути, везде напойте и накормите всякого просящего: чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, - простой ли человек, или знатный - угостите пищей и питьем: Больного посещайте, мертвого приходите проводить: «Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово»

Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе - всей этой тонкой науке поведения - обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности.

Беседа

Учитель: А сейчас, в настоящее время, какого человека можно назвать культурным и вежливым? Где и каким образом человек получает первые навыки этикета? Рождается ли ребенок сразу вежливым и воспитанным? Что надо сделать для того, чтобы тебя считали вежливым? Хорошо ли быть вежливым или этого надо стесняться? Всегда ли человека, строго придерживающегося правил поведения, можно считать культурным? На чем основаны требования культуры поведения в семье, школе, обществе?

(ученики отвечают на вопросы учителя, начинается дискуссия)

Жизненные ситуации .

Учитель: Ребята, чтобы перейти к следующей части нашего урока, необходимо одному из представителей команды взять листочек бумаги, в котором описана жизненная ситуация и даны вопросы, на которые необходимо дать ответы.

Ситуация 1 . Школьная перемена. Ученики выходят из кабинета, мальчики начинают бегать и играть. За игрой не замечают библиотекаря, несущего стопку книг, один мальчик, назовем его Костя, толкает библиотекаря, книги рассыпаются по полу, но Костя этого не замечает и бежит дальше. Библиотекарю ничего не остается, как поднять книги самой. Один из одноклассников Кости, Егор, оказывается рядом и помогает собрать книги. "Простите его, - говорит Егор,- Костя у нас такой несобранный! Давайте я помогу вам отнести книги". Казалось бы, неприятный инцидент исчерпан, библиотекарь доволен. Так ли это, как вы думаете? Что скажете про Костю и Егора? Как бы вы поступили в данной ситуации?

(ответы учеников)

Ситуация 2. В дверях магазина встречаются мальчик с девочкой. Мальчику надо выйти из магазина, а девочке войти. Мальчик уступает дорогу девочке, а за его спиной в это время собирается несколько человек. "Чего встал? Выходи быстрее! - кричит парень сзади. - Не задерживай, я тороплюсь!". На что мальчик ему отвечает: Что, по-вашему, мог ответить мальчик этому парню? Как мог повести себя парень? Какой могла бы быть реакция стоящих рядом людей?

(ответы учеников)

Ситуация 3.

1) У вас день рождения. Гости приглашены в пять часов, но кое-кто из гостей приходит раньше. Стол еще не накрыт, вы не одеты в праздничную одежду. Вы в растерянности:

2) Вы звоните другу, чтобы узнать домашнее задание. К телефону подходит бабушка. Каким будет ваш разговор с ней?

3) Мальчик просит у одноклассника компьютерный диск с игрой, в которую давно мечтал поиграть. "А что ты мне за это дашь?" - спрашивает тот. После долгих уговоров и обещаний подарить новый журнал о машинах тот соглашается дать диск.

Вопросы для обсуждения : В каких случаях поведение участников ситуаций можно считать красивым? Какое поведение вы одобряете? Как бы вы поступили в каждой из приведенных ситуаций?

(ответы учеников, дискуссия)

Практическая часть

Учитель: Ребята, вам необходимо будет сейчас проявить свои актерские способности и разыграть жизненные ситуации. Каждой команде предлагается три одинаковые ситуации и есть возможность заработать за каждый правильный ответ баллы.

Что ж, посмотрим на практике, насколько хорошо вы владеете правилами этикета.

Задание 1. "Встреча гостей". В каждой группе 5 человек от команды. Мы распределяем роли: хозяин, хозяйка, подруга хозяйки, друг хозяина, гость.

Представим себе ситуацию: гость звонит в дверь. Кто должен открыть дверь? (команды обсуждают)

Предполагаемый ответ : дверь обычно открывает хозяин, хозяйка выходит из кухни или комнаты встретить только почетного гостя, в остальных случаях она продолжает заниматься приготовлениями к столу. (Если команда ответила правильно, ей дается 2 балла)

Задание 2. "Приветствие ". Вопрос: как нужно здороваться с пожилым человеком, с мужчиной, с женщиной, с ровесником? (команды обсуждают)

Предполагаемый ответ: Младший по возрасту первым приветствует старшего, для рукопожатия первым руку протягивает старший, если он этого не делает, то руки не протягивают. Если здороваются мужчина с женщиной, то первой руку протягивает женщина. Если здороваются равные между собой люди, например офицер с офицером, то первым здоровается тот, кто вежливее. Не подать руки, если тебе протягивают руку - очень невежливо и даже оскорбительно. (За правильный ответ команде присуждаются 4 балла)

Задание 3. "Подарки" . От каждой команды требуются три человека - один будет выбирать и дарить подарки, двое других - принимать их. На столе разложены возможные подарки: книга, репродукция картины, носовой платок, шарфик, дорогая ручка, блокнот, диск и т. п. Задача: выбрать подарок и объяснить, почему именно этот предмет выбран в качестве подарка.

Предполагаемый ответ: Книгу дарят в том случае, если знают ее содержание. Картину дарят, если знают вкусы виновника торжества. Носовой платок дарить не положено, это - к ссоре. Подарок не должен быть ненужным и бесполезным. Прежде чем подарить подарок, с него нужно снять этикетку-ценник. Дарить нужно только новые вещи.(Команды получают за этот конкурс 3 балла).

Задание 4. "Да - нет" . Командам по очереди учитель задает вопросы, на которые требуется положительный или отрицательный ответ. За каждый правильный ответ - 1 балл.

  1. За столом ведут громкие разговоры? (нет)
  2. Сливочное масло сначала кладут себе на тарелку, потом намазывают на хлеб? (да)
  3. Печенье, сухари, фрукты за столом берут руками? (да)
  4. Хлеб со стола берут вилкой? (нет)
  5. Мальчик первым входит в темную комнату? (да)
  6. Если молодой человек и девушка идут по дороге, с одной стороны которой дома, а с другой едут машины, то молодой человек идет со стороны дороги? (да)
  7. На день рождения дарят четное количество цветов? (нет)
  8. Уместно ли детям посылать комплименты очень пожилым людям? (нет)
  9. Когда взрослый человек входит в класс, ребята приветствуют его стоя. (да)

Подведение итогов.

Учитель: Подведем итоги нашей практической части классного часа (Объявляются баллы, набранные командами).

Учитель: Уважение вызывает тот человек, который, следуя установленным правилам и нормам поведения (т. е. этикету), не забывает о том, что главным является не только то, что он делает, но и как он это делает, в какой форме. Один и тот же поступок в одном случае может быть уместным и красивым, а в другом - грубым и бестактным. Все зависит от того, насколько мы учитываем обстоятельства, настроение, особенности характера людей, с которыми мы общаемся.

В понятие культура входит не только внешнее проявление отношения к людям, к природе, к животным, к миру вещей, но и внутренняя культура и красота человека. Эта красота выражается в характере личных потребностей и интересов, в образе жизни, в культуре речи, в красоте мимики и жестов, в постоянном совершенствовании таких качеств, как принципиальность, благородство, отзывчивость, тактичность, честность и бескорыстие. Вы живете среди людей, и каждый ваш поступок и желание отражаются в людях. Знайте, что существует граница между тем, что хочется, и тем, что можно: Проверяйте свои поступки сознанием: не причините ли вы зла, обиды, неприятности людям. Поступайте так, чтобы людям, окружающим вас, было хорошо. Будьте добрыми и чуткими к людям. Помогайте людям словом, делом и поступком. Ведь каждому приятно иметь дело с добрым, культурным, воспитанным, вежливым человеком.

Релаксация: смайликом покажите свое мнение о классном часе


«Этикет». Конспект занятия-беседы по нравственному воспитанию.

Пояснительная записка:

Этикет - важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве.

Нормы поведения, к сожалению, некоторым людям приходится изучать уже в зрелом возрасте. И иногда это становится настоящей проблемой. Поэтому мое твердое убеждение - осваивать основы этикета лучше с детского сада. Тем более сегодня, когда дети с родителями активно путешествуют по миру. Знание правил поведения уберегут от неловких ситуаций и всяческих нелепостей.

С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в детском саду и т. д.) и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательное отношение к своим поступкам нужно начинать с дошкольного возраста. Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческие способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе.

Особое место при обучении дошкольников правилам этикета может быть отведено беседе. Беседа помогает выяснить уровень знания и понимания детьми норм и правил поведения, побуждает детей к осознанию поступков, явлений, ситуаций морального характера.

1. Познакомить с понятием «этикет».

2. Закреплять знание детьми вежливых слов.

3. Упражнять в использовании вежливых слов.

4. Воспитывать такие качества как отзывчивость, желание помочь другим; стремление радовать окружающих хорошими поступками.

Предварительная работа:

1. Загадки про этикет.

2. Заучивание стихотворений об этикете, вежливых словах.

3. Правила этикета в гостях.

4. Речевой этикет.

Материал к беседе:

Ордена Доброты и Вежливости на каждого ребенка.

Ход беседы:

Дети входят в зал.

Воспитатель:

Здравствуйте, милые дети!

Вы прекрасней всех на свете.

Дети: (Здравствуйте ).

Воспитатель: Первые слова, которыми мы начинаем день – это «Доброе утро». А что мы говорим этими словами, ребята?

Дети:

Желаем веселья, счастья, хорошего настроения, хотим, чтобы весь день был радостным, светлым, добрым.

Воспитатель:

Крайне, важно дети знать правила общения с окружающими вот некоторые правила речевого этикета.

Правила речевого этикета.

1. Приветствовать при встрече знакомых, прощаться при расставании;

2. Применять в речи вежливые слова: «спасибо», «пожалуйста», «извините»;

3. Обращаться ко взрослым уважительно, на «Вы»; не оскорблять других детей;

4. Просить прощения за проступок;

5. Не обсуждать поведение посторонних, не ябедничать;

6. Не перебивать чужой разговор;

7. Уметь сдерживать свои отрицательные эмоции.

Воспитатель:

Дети, а теперь давайте разгадаем загадки про этикет.

Загадки про этикет:

Очень в садик я спешил,

Поздороваться забыл:

С другом лучшим и с соседом,

И с прохожим в беседе.

Обидные последствия,

Коль не сказал.

Дети: (Приветствия )

Когда собрался уходить,

Ты должен вежлив быть.

Слова «пока» и «до свидания»-

То слова.

Дети: (Прощания )

Если буду я не прав,

То сразу, без сомнения,

Я попрошу прощения

Дети: (Извинения )

Я «спасибо» говорю,

Значит, я.

Дети: (Благодарю )

Бык ромашек накосил

И барана пригласил.

Тот один съел угощенье,

Но сказал: «…»

Дети: (Прошу прощенья! )

Мама с папою сидят,

Торт с конфетами едят.

Скажет вежливая дочь:

«Разрешите …»

Дети: (Вам помочь! )

Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем: «…»

Дети: (Будь здорова! )

Дети Даша и Егорка

Сыр для пиццы трут на терке.

Просят мышки из норы:

«Дайте! Будьте.»

Дети: (Так добры! )

Повстречал кабан в лесу

Незнакомую лису.

Говорит красавице:

«Разреши …

Дети: (Представиться! )

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы меня очень порадовали.

А вы знаете, существует много стихов о вежливости и вежливых словах, и мы с вами некоторые разучим, но сначала физкультурная минутка.

Физкультминутка:

Ванька-встанька:

Ванька-встанька, (Прыжки на месте )

Приседай-ка. (Приседания. )

Непослушный ты какой!

Нам не справиться с тобой! (Хлопки в ладоши. )

Вверх рука и вниз рука

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки. )

Приседание с хлопками:

Вниз - хлопок и вверх - хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем - будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой. )

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево. )

Воспитатель: А сейчас разучим стишки.

Что такое «этикет»?

Мы сейчас дадим ответ.

Это правила такие,

Надо знать их с малых лет!

Что такое этикет?

Это можно,

Этикет, как этикетка

И хорошая отметка,

Но не только в дневнике,

У людей на языке…

Очень просто жить культурно.

Все прекрасно,

Что не дурно.

В садик не бери конфетки,

Ведь другим обидно деткам.

Маму провожай спокойно,

И веди себя достойно.

Воспитательницу слушай,

Без приказа спи и кушай.

Если испечем печенье,

Всем друзьям на угощенье,

Скажем мы им: «Не стесняйтесь,

На здоровье угощайтесь!».

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Что такое «здравствуй»?

Лучшее из слов.

Потому что «здравствуй»-

Значит «будь здоров».

Неземная красота,

Выньте палец изо рта!

Девочки и мальчики,

Не сосите пальчики.

Дорогие детки,

Пальцы – не конфетки.

Если вежливыми стать

И воспитанными быть,

То всегда и всюду будут,

Уважать вас и любить!

Слова чудеснейшие эти

Услышать каждый очень рад,

Добреют взрослые и дети

И улыбнуться вам спешат.

Воспитатель:

Крайне важно ребята знать правилам поведения в гостях. Следует знать, что, находясь в чужом доме необходимо соблюдать нормы гостевого этикета:

Нормы гостевого этикета:

1. Приходить в гости только по приглашению хозяев;

2. Поприветствовать хозяев дома;

3. Не опаздывать к назначенному времени;

4. Соблюдать правила общения;

5. Не трогать предметы и вещи в доме без спроса;

6. Не настаивать на своих желаниях;

7. Соблюдать правила поведения за столом;

8. Не бегать по квартире, не кричать, не мусорить, не разбрасывать вещи;

9. Не задерживаться в гостях надолго;

10. Поблагодарить хозяев дома за гостеприимство перед тем, как уйти.

Воспитатель:

Я знаю, что все вежливые люди не бывают злыми, это всегда умные и добрые люди и я уверена, что вы тоже станете такими же, и я каждого из вас хочу наградить орденом Доброты и Вежливости. (Достаю и вручаю каждому ребенку орден Доброты и Вежливости ).

Вместо заключения:

Положение человека в обществе, течение жизни напрямую зависит от восприятия окружающими его как личности. Добиться уважительного, доброго отношения к себе подвластно только тем, кто следует правилам, принятым в обществе – культурным, воспитанным, вежливым людям. Родители должны помочь ребенку, на каждой из ступеней его развития, в усвоении элементарных, но таких необходимых норм этикета. Важно делать это с любовью и добротой, чтобы ребенок знал, что у него всегда есть поддержка близких и родных людей.

Ольга Чусовитина
Беседа «Правила этикета»

Правила этикета

Знают люди с детских лет,

«Что такое – этикет » .

Этикет – это волшебные правила , которые помогут тебе стать воспитанным, вежливым и дружелюбным человеком. Зная эти правила , ты сможешь более легко и просто общаться со своими друзьями, родителями, близкими и совсем незнакомыми тебе людьми. Без труда научишься, как правильно здороваться , дарить подарки и принимать их, как ходить в гости, говорить по телефону и многому другому…

Ну что, ты готов учиться? Тогда за дело!

Правила приветствия

Правила приветствия - очень важный шаг в изучении правил этикета . Ведь первое, что мы делаем при встрече со знакомым человеком - это приветствуем его.

Очень важно знать, что воспитанный человек никогда не ждет, что с ним поздороваются. Не давай опередить себя – делай это сам, особенно если встречаешь знакомого старше себя по возрасту.

Неприлично махать руками и кричать «во все воронье горло» , если люди, с которыми ты хотел бы поздороваться, находятся далеко от тебя. Достаточно будет, встретившись с ними взглядом, просто приветливо кивнуть им.

Никак нельзя назвать приветствием громкие, удивленные возгласы : «ба - кого я вижу» , «ну наконец-то» , «где ты пропадал» .

Не бойся лишний раз поздороваться с человеком, если повстречал его в течение дня не однажды. Поприветствуй его улыбкой, либо кивком головы, или легким взмахом руки.

Правила поведения за столом

Не клади на стол локти : они могут помешать соседу, да и занимают много места. Очень неприлично раскачиваться на стуле.

Не разговаривай с полным ртом – прожуй и проглоти, потом говори, не чавкай – старайся есть беззвучно.

Чтобы было легче жевать – не откусывай слишком больших кусков.

Клади на тарелку столько еды, сколько сможешь съесть.

Мясо, поданное большим куском, принято есть с вилкой и ножом : вилка - в левой руке, нож – в правой . Небольшими кусочками нарезаешь мясо, нож отлаживаешь в сторону, вилку берешь в правую руку – и ешь себе ! Такая манера еды демонстрирует воспитанность (тарелка выглядит более аккуратной) .

Не нужно есть ложкой то, что можно есть вилкой, а также не пользуйся ножом, если можно обойтись при помощи все той же вилки. Например, рыбу, котлету, заливное ножом не режут – отламывают вилкой небольшие кусочки.

Гарнир (картофель, овощи, макароны) набирай на вилку с помощью хлеба, а не с помощью пальцев.

Руки и губы вытирай салфетками, ни в коем случае руками, скатертью, либо одеждой.

Если тебе захотелось попробовать какое-то блюдо, находящееся вдалеке от тебя, не тянись к нему через весь стол, а попроси вежливо передать.

Из общей посуды накладывай еду не своей ложкой либо вилкой, а теми, что находятся на общем блюде.

Такие сладости, как торты и пирожные, не едят с руки, а отламывают ложечкой в тарелке.

И самое главное : необходимо обязательно поблагодарить того, кто готовил и подавал вам блюда, сказать волшебное «спасибо» !

Правила поведения за столом очень важны в современном мире. Праздничный стол, поход в кафе или ресторан, романтический или дружеский ужин не может обойтись без элементарных правил этикета .

Правила вежливости при разговоре

Так приятно, когда тебя внимательно слушают! Но знаешь ли ты, что слушать нужно тоже уметь!

Если к тебе кто-то обращается, а ты в это время чем-то занят, отложи на время свои дела и посмотри на собеседника , покажи ему свою готовность участия в разговоре.

Никогда не перебивай! Слушай внимательно и до конца. Твои замечания и подсказки собеседнику во время его разговора – неуместны.

Когда в разговоре участвуют несколько человек, тебе не стоит реагировать на речь, не обращенную к тебе.

Когда собеседник в твоем присутствии начинает вести себя бестактно, говорить резко и раздражительно, постарайся прекратить разговор, но мягко и без вызова.

Если ты слышишь, что в твоем присутствии начинают обсуждать и обзывать других, постарайся перевести разговор на другую тему.

Всегда помни, что долгий разговор очень утомителен для собеседника . Не будь излишне болтлив.

Поверь, твоему слушателю есть, что сказать, так дай ему возможность вступить в разговор.

Будь доброжелательным и внимательным к тому, с кем говоришь. Сумей вовремя завершить разговор, если видишь, что твой собеседник спешит , прежде чем он сам скажет тебе об этом. Постарайся поменять тему разговора, если заметил, что она неприятна для человека, либо неинтересна.

Чтобы не поставить своего слушателя в неловкое положение, не используй в разговоре слов, значения которых он может не знать, а также тех, смысл которых тебе самому не совсем ясен.

Чтобы не прослыть «сплетником» («сплетницей» , не критикуй и не обсуждай других людей. Об отсутствующих говорят только хорошо, либо лучше совсем ничего.

Некрасиво во время разговора размахивать руками (жестикулировать) . Выражайся точно и ясно и этого будет достаточно, чтобы собеседник без труда тебя понял.

Правила ведения беседы

Правила ведения беседы помогут тебе правильно начинать и вести разговор. Ты узнаешь, как заинтересовывать собеседника и не надоесть ему в процессе беседы . К тому же, эти правила сделают тебя еще более воспитанным и культурным, чем раньше.

Не хвастайся. Не унижай собеседника , стараясь его подколоть или возвыситься за его счет.

Если тебе задают вопросы - обязательно отвечай на них.

В компании невежливо шептаться с кем- то одним. Остальные могут подумать, что вы говорите о них гадости, либо могут предположить, что вы пренебрегаете ими.

Не вмешивайся в беседу двоих , когда они говорят наедине. В этот момент лучше всего деликатно удалиться.

Не имей привычки жаловаться. Образ постоянного нытика отталкивает людей.

Старайся запоминать, о чем вы говорили в прошлый раз, чтобы при новой встрече показать собеседнику , как он вам был интересен.

Не засоряй свою речь ругательствами, жаргонными и грубыми словами.

Старайся говорить не слишком громко, особенно в общественном месте. Поверь, слушают не того, кто громче кричит, а того кто умеет говорить интересно и умно.

Теперь ты знаешь правила ведения беседы , а значит теперь ты можешь поддержать любой разговор, будучи уверенным в том, что твой собеседник останется о тебе только хорошего мнения.

Правила дружбы

С кем ты проводишь большую часть своего времени? Конечно же, с друзьями. А знаешь ли ты о правилах дружбы ?

Если нет, то обязательно ознакомься с ними :

Всегда помогай своему товарищу : если умеешь что-то делать, научи и его этому; если товарищ попал в беду, помоги ему, чем сможешь.

Говори другу правду «в глаза» : если он в чем-то не прав – скажи ему об этом , либо похвали, когда он совершил хороший поступок. Останови товарища, если он делает что-то плохое.

Старайся не ссориться с друзьями, не спорь по пустякам. Не зазнавайся, если у тебя получается что-то лучше, чем у них. Не завидуй товарищам – нужно уметь радоваться их успехам. Если ты поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться .

Научись принимать помощь, советы и замечания от других ребят

Правила дружбы

Правила дружбы помогут тебе приобрести много друзей, которые будут счастливы с тобой дружить и проводить свое свободное время.

Есть такая пословица - «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей!»

Если ты действительно хочешь, чтобы у тебя было много друзей, прислушайся к нескольким советам :

Никогда не груби своим товарищам, не повышай на них голос. Не называй их обидными словами, не высмеивай их неудачи. Не давай им прозвищ, не унижай их – это обидно.

Не старайся кого-нибудь ударить или толкнуть, чтобы занять удобное для тебя место.

Не забывай здороваться со всеми своими друзьями. Даже с теми из них, кто совсем маленький. Дружить можно и нужно и с малышами, и с большими ребятами, и с мальчиками, и с девочками.

Если ты за что-либо обиделся на своего друга, постарайся поскорей простить ему свою обиду и помириться. Не злись!

Если твой друг попросил у тебя что-либо – никогда не жадничай, дай ему! Всегда делись с друзьями тем, что у тебя есть.

Будь обязательным! Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда попросил твой друг или когда ты сам пообещал) .

Не ябедничай по пустякам, но о серьезных проделках все же необходимо рассказать взрослым.

Правила дружбы должен знать каждый школьник - ведь они помогают найти друзей не только на время учебы, но и на всю жизнь.

Правила этикета - Как вести себя со взрослыми

А знаешь ли ты как вести себя с взрослыми? Всегда ли ты соблюдаешь эти правила ? Если ты будешь хорошо знать и выполнять эти правила , то тебя всегда будут считать воспитанным, культурным и интеллигентным ребенком.

Прежде всего, к взрослым принято обращаться на “вы”. Приветствия, которые ты употребляешь в общении с ровесниками и родственниками : “привет” и “пока” по отношению к посторонним тебе взрослым людям неуместны. Употребляйте вместо них такие, как : “здравствуйте” и “до свидания”.

Младшие должны всегда здороваться первыми, впрочем, как и с любыми знакомыми, не дожидаясь, пока они поприветствуют вас раньше.

По правилам мужчины (мальчики) при встрече друг с другом подают правую ладонь для рукопожатия. Если у тебя на руках надеты перчатки, не забудь перед приветствием снять ту, которой будешь здороваться.

Поцелуи и обнимания при встрече – это очень личное. Позволить себе такое приветствие ты можешь себе только с близкими и хорошо знакомыми людьми, при обоюдном согласии.

Нельзя вмешиваться в разговор взрослых и комментировать то, что они говорят друг другу. А уж если захотелось что-то непременно сказать или задать вопрос, нужно спросить разрешения.

Повторно встретив кого-то в течение дня не забывай о таких волшебных словах приветствия, как : “доброе утро”, “добрый день”, “добрый вечер” или “рад видеть тебя /вас снова”. Даже простого кивка головы и добродушной улыбки будет достаточно в данной ситуации.

Ну всё, теперь ты знаешь, как вести себя со взрослыми. Относись к взрослым и пожилым людям уважительно – это признак хорошего воспитания!