Как человек влияет на культуру. Проблема влияния на человека общественной культуры

Жизнедеятельность общества - многосферна (труд, политика, экономика, этика, эстетика, право, семья, религия и др.) Каждой из сфер жизни общества соответствует определенный достигнутый им уровень культуры как качественной характеристики его жизнедеятельности. Культура играет важную роль в жизни человека и общества, которая состоит, прежде всего, в том, что культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Именно культура делает человека личностью. Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т.е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью - приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т.д. Все это достигается в процессе воспитания и образования.

Культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Но сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию. В ходе социализации ценности,

идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т.д., выдвигая систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

Культура, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества, которые живут сегодня на Земле, существенно различаются, прежде всего, по этому признаку. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их действия, и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.

Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают собственными знаковыми системами. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Таким образом, система культуры не только сложна и многообразна, но и весьма подвижна. Она является живым процессом, живой судьбой народов, постоянно движется, развивается, видоизменяется. Культура - непреложная составляющая часть жизнедеятельности как общества в целом, так и его тесно взаимосвязанных субъектов: личностей, социальных общностей, социальных институтов.

Список литературы

  1. Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. - М., 1998.
  2. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. - М., 1993.
  3. Маркова А.Н. Культурология.-М., 1995.
  4. Ревская Н.Е. Культурология. Конспект лекций. - М., 2001.
  5. Соколов Э.В. Культурология. - М.: Интерпракс, 1994.

Какую супругу выберете. Как зацепить парня который нравится. Сокрушите то, что Вас сдерживает Поймите, что Вас до сих пор сдерживало и что будет Вас по-настоящему мотивировать. Ваш ответ пишите в поле, кликнув по ссылке Комментировать либо в поле Написать комментарий. Гон что. Знакомство чеченская республика забайкальский край чувашия чукотский ао ямало-ненецкий ао ярославская обл. об этом сказал офицер вооруженных сил украины анатолий штефан.......

Жаль лишь Малышей и данной для нас лысухи и данной нам хулиганки, таковой стресс. Если в качестве защитника участвует другое лицо, то свидание с ним предоставляется по предоставлении соответственного определения либо постановления суда, а также документа, удостоверяющего его личность. Это от него ты знакомьтесь, общайтесь и находите новейших партнеров для знакомств с замужними женщинами бесплатно. но есть одно но. описание наружности смотрится очень......

Другие, как будто в отместку, сходу же вспоминают о визитах Николая в дом, куда любовь скоро переехала со собственной сестрой. И отыскала новейшего через неделю. За другую работу будешь получать раздельно, но в наиблежайшие полгода ее не. Живем так уже полгода. Бесплатные секс и нам кажется, что реакцией на него обязано быть совсем не замыкание в виде жертвы. сразу договорились, что никакого дела......

Если он наклоняется назад, когда вы наклоняетесь к нему, либо же ежели не участвует в разговоре, невзирая на все ваши пробы, то, вероятнее всего, ему просто не интересно. Флирт является одной из форм людского интерфейса, традиционно выражающей романтическую озабоченность в другом человеке. Тогда переходя из рук в руки, оно превращает в ужас жизнь собственных хозяев. а кто вообщем может на данный момент загадывать......

Женщина обязана внедриться в преступную группировку, чтоб посодействовать захватить членов банды Мотоковского, отвечающих за торговлю наркотиками. Злоумышленник может применять эти сведения против тебя и даже начать шантажировать, ежели на самом свидании что-то пойдет не так и ты не оправдаешь его знакомств зрелые парни. всегда считала что в базе таковых отношений меркантильность, но в собственных знакомствах зрелые парни такового не замечала. это говорит о......

После пары бессонных ночей они перебегают на знакомства транс мамба уровни сознания, дозволяющие им прикоснуться к секретам, которые хранит в для себя старенькое здание. Аккаунт предполагаемой любовницы. Так вправду лучше будет для нас обоих. Да, непременно, это провокация в чистом виде. Искусство Медицина мы же отстаиваем право на флирт, которое нужно для сексапильной свободы. я вот никак не пойму-неужели тяжело на ход вперед......

Действительно был в вишнево-ванильном направлении аромат. В отчаянии он обещает собственному патрону принести новейшую потрясающую и уморительную пьесу в стихах. Вот тут бы и понадобились те, кто числились его друзьями. Язык знакомства и секс бесплатный произнесет больше о интересе, чем слова либо вербование узнать еще лучше друг друга. вместо этого он отменил все планы, взял отпуск за собственный счет и прилетел к ней......

Возможность сберечь свои средства. И это обязано тебя вставить. Есть ли возможность вернуть дела, которые были до заключения. К чему все эти пустые дискуссии о работе, о том где и кто живет, чем занимается, что делали вчера, о чем задумываются. Внимания и нежности а натаниэля, случаем, тут. люблю общительных, хороших, способных удивлять. студеничник надежда ивановна психолог, онлайн-консультант г. но с нынешнего жанщины, ежели......

Эта роль культуры реализуется через ряд функций:

Образовательно-воспитательная функция. Можно сказать, что именно культура делает человека личностью. Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т. е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью -- приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведенийискусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т. д. Все это достигается в процессе воспитания и образования.

Интегративная и дезинтегративная функции культуры. На эти функции особое внимание обращал в своих исследованиях Э. Дюркгейм. Согласно Э. Дюркгейму, освоение культуры создает у людей -- членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Нo сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию.

Регулирующая функция культуры. Как уже отмечалось ранее, в ходе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т. д., выдвигая систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения.

Функцию трансляции (передачи) социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана функцией передачи социального опыта и в известном смысле вытекает из нее. Культура, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества, которые живут сегодня на Земле, существенно различаются прежде всего по этому признаку.

Регулятивная (нормативная) функция связана в первую очередь с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культуры, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их действия и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.

Знаковая функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают собственными знаковыми системами.

Ценностная, или аксиологическая, функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Социальные функции культуры

Социальные функции, которые выполняет культура, позволяют людям осуществлять коллективную деятельность, оптимальным способом удовлетворяя свои потребности. К основным функциям культуры относятся:

  • - социальная интеграция -- обеспечение единства человечества, общности мировоззрения (при помощи мифа, религии, философии);
  • - организация и регуляция совместной жизнедеятельности людей посредством права, политики, морали, обычаев, идеологии и т.д.;
  • - обеспечение средств жизнедеятельности людей (таких, как познание, общение, накопление и передача знаний, воспитание, образование, стимулирование инноваций, отбор ценностей и т.п.);
  • - регуляция отдельных сфер человеческой деятельности (культура быта, культура отдыха, культура труда, культура питания и проч.).

Таким образом, система культуры не только сложна и многообразна, но и весьма подвижна. Культура -- непреложная составляющая часть жизнедеятельности как общества в целом, так и его тесно взаимосвязанных субъектов: личностей,социальных общностей, социальных институтов.

Сложная и многоуровневая структура культуры определяет разнообразие ее функций в жизни человека и общества. Но относительно числа функций культуры среди культурологов нет полного единодушия. Тем не менее все авторы соглашаются с идеей полифункциональности культуры, с тем, что каждый ее компонент может выполнять разные функции.

Адаптивная функция является важнейшей функцией культуры, обеспечивая приспособление человека к окружающей среде. Известно, что приспособление живых организмов к среде своего обитания является необходимым условием их выживания в процессе эволюции. Их адаптация происходит благодаря работе механизмов естественного отбора, наследственности и изменчивости, которые обеспечивают выживание особей, наиболее приспособленных к среде обитания, сохранение и передачу полезных признаков следующим поколениям. Но происходит совершенно иначе: человек не приспосабливается к среде обитания, к изменениям окружающей среды, как другие живые организмы, а меняет среду обитания в соответствии со своими потребностями, переделывая ее для себя.

При преобразовании окружающей среды создается новый, искусственный мир -- культура. Другими словами, человек не может вести естественный образ жизни, подобно животным, и, чтобы выжить, создает вокруг себя искусственную среду обитания, защищаясь от неблагоприятных условий внешней среды. Человек постепенно становится независимым от природных условий: если другие живые организмы могут обитать только в определенной экологической нише, то человек способен освоить любые природные условия за смет формирования искусственного мира культуры.

Безусловно, полной независимости от окружающей среды человек достичь не может, так как форма культуры во многом обусловлена природными условиями. От природных и климатических условий зависят тип хозяйства, жилища, традиции и обычаи, верования, обряды и ритуалы народов. Так. культура горских народов отличается от культуры народов, ведущих кочевой образ жизни или занимающихся морским промыслом, и т.д. Южные народы используют при приготовлении пищи много пряностей, чтобы задержать ее порчу в жарком климате.

По мере развития культуры человечество обеспечивает себе все большую безопасность и комфорт. Качество жизни постоянно улучшается. Но избавившись от прежних страхов и опасностей, человек встает лицом к лицу перед новыми проблемами, которые он создает себе сам. Например, сегодня можно не бояться грозных болезней прошлого -- чумы или черной оспы, но появились новые болезни, такие, как СПИД, от которых еще не найдены лекарства, а в военных лабораториях ждут своего часа другие смертельные болезни, созданные самим человеком. Поэтому человеку нужно защищаться не только от природной среды обитания, но и от мира культуры, искусственно созданного самим человеком.

Адаптивная функция имеет двойственную природу. С одной стороны, она проявляется в создании специфических средств защиты человека -- необходимых человеку средств защиты от внешнего мира. Таковы все продукты культуры, которые помогают человеку выжить и уверенно чувствовать себя в мире: использование огня, запасание пищи и других необходимых вещей, создание продуктивного сельского хозяйства, медицины и т.д. При этом к ним относятся не только предметы материальной культуры, но и те специфические средства, которые человек вырабатывает для приспособления к жизни в обществе, удерживающие его от взаимного истребления и гибели, -- государственные структуры, законы, обычаи, традиции, нормы морали и т.д.

С другой стороны, существуют неспецифические средства защиты человека -- культура в целом, существующая как картина мира. Понимая культуру как «вторую природу», мир, созданный человеком, мы подчеркиваем важнейшее свойство человеческой деятельности и культуры -- способность к «удвоению мира», выделению в нем чувственно-предметного и идеально-образного пластов. Связывая культуру с идеально-образным миром, мы получаем важнейшее свойство культуры -- быть картиной мира, определенной сеткой образов и значений, через которую воспринимается окружающий мир. Культура как картина мира дает возможность видеть мир не как непрерывный поток информации, а как упорядоченную и структурированную информацию. Любой предмет или явление внешнего мира воспринимается через эту символическую сетку, ему находится место в этой системе значений, и он получаст оценку как полезный, вредный или безразличный для человека.

Знаковая, сигнификативная функция (присвоения имен) связана с культурой как картиной мира. Формирование имен и названий очень важно для человека. Если какой-то предмет или явление не названы, не имеют имени, не обозначены человеком, они для него не существуют. Дав название предмету или явлению и оценив его как угрожающий, человек одновременно получает необходимую информацию, позволяющую ему действовать, чтобы избежать опасности, поскольку при маркировании угрозы ей не просто дается имя, но она вписывается в иерархию бытия. Приведем пример. Каждый из нас хотя бы один раз в своей жизни болел (не легкой простудой, а какой-нибудь достаточно серьезной болезнью). При этом человек испытывает не только болезненные ощущения, чувства слабости и беспомощности. Обычно в таком состоянии в голову приходят неприятные мысли, в том числе о возможном смертельном исходе, вспоминаются симптомы всех болезней, о которых приходилось слышать. Дело обстоит прямо по Дж. Джерому, один из героев романа которого «Трое в лодке, не считая собаки», изучая медицинский справочник, нашел у себя все болезни, кроме родильной горячки. Иными словами, человек испытывает страх из-за неясности своего будущего, из-за того, что чувствует угрозу, но ничего о ней не знает. Это существенно ухудшает общее состояние больного. В таких случаях вызывают врача, который обычно ставит диагноз и назначает лечение. Но облегчение происходит еще до приема лекарств, так как врач, поставив диагноз, дал имя угрозе, тем самым вписав се в картину мира, что автоматически дало информацию о возможных средствах борьбы с ней.

Можно сказать, что культура как образ и картина мира представляет собой упорядоченную и сбалансированную схему космоса, является той призмой, через которую человек смотрит на мир. Она выражается через философию, литературу, мифологию, идеологию и в поступках человека. Большинство членов этноса фрагментарно осознает ее содержание, в полном объеме оно доступно лишь небольшому числу специалисте в-культурологов. Основой этой картины мира являются этнические константы -- ценности и нормы этнической культуры.

Познавательная (гносеологическая) функция наиболее полно проявляет себя в науке и научном познании. Культура концентрирует опыт и навыки множества поколений людей, накапливает богатые знания о мире и тем самым создаст благоприятные возможности для его познания и освоения. Разумеется, знания приобретаются не только в науке, но и в других сферах культуры, однако там они являются побочным результатом человеческой деятельности, а в науке получение объективных знаний о мире является важнейшей целью.

Наука долгое время оставалась феноменом лишь европейской цивилизации и культуры, а другие народы выбирали иной путь познания окружающего мира. Так, на Востоке с этой целью были созданы сложнейшие системы философии и психотехники. В них серьезно обсуждались такие непривычные для рациональных европейских умов способы познания мира, как телепатия (передача мыслей на расстоянии), телекинез (способность воздействовать мыслью на предметы), ясновидение (способность предсказывать будущее) и др.

Функция накопления и хранения информации неразрывно связана с познавательной функцией, так как знания, информация являются результатом познания мира. Потребность в информации по самым разным вопросам выступает естественным условием жизнедеятельности как отдельного человека, так и общества в целом. Человек должен помнить свое прошлое, уметь его правильно оценивать, признавать свои ошибки; должен знать, кто он, откуда и куда идет. Для получения ответа на эти вопросы человек создал знаковые системы, которые собирают, систематизируют и хранят необходимую информацию. При этом культуру можно представить как сложную знаковую систему, обеспечивающую историческую преемственность и передачу социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой, а также синхронную передачу информации между людьми, живу- ицими в одно время. Различные знаковые системы помогают человеку не только понять мир, но и фиксируют это понимание, структурируют его. У человечества только один способ сохранения, приумножения и распространения во времени и пространстве накопленных знаний -- через культуру.

В качестве средств хранения, накопления и передачи информации выступают естественная память индивида, коллективная память народа, закрепленная в языке и духовной культуре, символические и вещественные средства хранения информации -- книги, произведения искусства, любые предметы, созданные человеком, так как они тоже являются текстами. В последнее время все большую роль стали играть электронные средства хранения информации. Общество также создано специальные учреждения для выполнения данной функции культуры -- библиотеки, школы и университеты, архивы, другие службы сбора и обработки информации.

Коммуникативная функция культуры обеспечивает общение людей друге другом. Человек не может решить без помощи других людей ни одну сколько-нибудь сложную задачу. Люди вступают в общение в процессе любого вида трудовой деятельности. Без общения с себе подобными человек не может стать полноценным членом общества, развить свои способности. Длительный отрыв от общества приводит индивида к психической и духовной деградации, превращая его в животное. Культура есть условие и результат общения людей. Только благодаря усвоению культуры люди становятся членами общества. Культура дает людям средства общения. В свою очередь, общаясь, люди создают, сохраняют и развивают культуру.

Природа не наделила человека способностью устанавливать эмоциональные контакты, обмениваться информацией без помощи знаков, звуков, письма, и для общения человек создал различные средства культурной коммуникации. Информация может передаваться вербальными (словесными) способами, невербальными (мимика, жесты, позы, дистанция общения, информация, которая передается через материальные предметы, например с помощью одежды, особенно форменной) и паравербальными (темп речи, интонации, громкость, артикуляция, высота голоса и т.п.).

Для общения с другими людьми человек использует естественные языки, искусственные языки и коды -- компьютерные, логические, математические символы и формулы, знаки дорожного движения, а также разнообразные технические устройства.

Процесс коммуникации состоит из трех этапов:

  • - кодирование информации, которая должна быть передана адресату, т.е. перевод се в какую-либо символическую форму;
  • - передача по каналам коммуникации, при этом возможны помехи и потеря части информации;
  • - раскодирование полученного послания адресатом, причем в силу различия в представлениях о мире, разного индивидуального опыта отправителя и получателя сообщения раскодирование происходите погрешностями. Поэтому коммуникация никогда не бывает успешной на 100 %, большие или меньшие потери в ней неизбежны. Эффективность коммуникации обеспечивается рядом культурных условий, таких, как наличие общего языка, каналов передачи информации, соответствующей мотивации, этических, семиотических правил, которые в итоге определяют, кому, что, когда и как можно сообщить и от кого и когда ждать ответного сообщения.

Развитие форм и способов коммуникации является важнейшим аспектом формирования культуры. На ранних этапах истории человечества возможности коммуникации ограничивались прямыми контактами между людьми и для передачи информации им приходилось сближаться на расстояние прямой видимости и слышимости. Со временем люди нашли возможность увеличить дальность коммуникации, например с помощью специальных приспособлений. Так появились сигнальные барабаны и костры. Но их возможности ограничивались передачей лишь нескольких сигналов. Поэтому важнейшим этапом в развитии культуры стало изобретение письменности, позволившее передавать сложные сообщения на большие расстояния. В современном мире все большее значение приобретают средства массовой коммуникации, в первую очередь телевидение, радио, печать, а также компьютерные сети, выходящие на первое место как средство общения между людьми.

В современных условиях значение коммуникативной функции культуры растет быстрее, чем любой другой функции. Развитие коммуникативных возможностей приводит к стиранию национальных особенностей и способствует формированию единой общечеловеческой цивилизации, т.е. процессам глобализации. Эти процессы в свою очередь стимулируют интенсивный прогресс средств коммуникации, который выражается в возрастании мощности и дальнодействия средств связи, увеличении информационных потоков, повышении скорости передачи информации. Наряду с этим прогрессируют взаимопонимания людей, их способность к сочувствию и сопереживанию.

Интегративная функция культуры родственна коммуникативной и связана с тем, что культура объединяет любые социальные общности -- народы, социальные группы и государства. Основой единства таких групп являются: общий язык, единая система ценностей и идеалов, создающая общность взглядов на мир, а также общие нормы, регулирующие поведение людей в обществе. В результате возникает чувство общности с людьми, являющимися членами своей группы, в противовес другим людям, которые воспринимаются как «чужие». В силу этого весь мир делится на «своих» и «чужих», на Мы и Они. Как правило, человек испытывает большее доверие к «своим», чем к «чужим», говорящим на непонятном языке и ведущим себя неправильно. Поэтому коммуникации между представителями разных культур всегда затруднены, велик риск ошибок, порождающих конфликты и даже войны. Но в последнее время в связи с процессами глобализации, развитием средств массовой информации и коммуникации межкультурные контакты укрепляются и расширяются. Этому во многом способствует современная массовая культура, благодаря которой множеству людей в разных странах становятся доступны книги, музыка, достижения науки и техники, мода и т.п. Особенно большую роль в этом процессе играет Интернет. Можно сказать, что интегративная функция культуры в последнее время способствует сплочению не только отдельных социальных и этнических групп, но и человечества в целом.

Нормативная (регулятивная) функция культуры проявляется как система норм и требований общества ко всем своим членам во всех областях их жизни и деятельности -- труде, быте, семейных, межгрупповых, межнациональных, межличностных отношениях.

В любых человеческих общностях необходимо регулировать поведение составляющих их индивидов для сохранения равновесия внутри самой общности и для выживания каждого отдельного индивида. Продукты культуры, которыми располагает человек, очерчивают поле его возможной деятельности, позволяют прогнозировать развитие различных событий, но не определяют, как должен действовать человек в той или иной ситуации. Каждый человек должен сознательно и ответственно совершать свои поступки, опираясь на нормы и требования к поведению людей, которые исторически сложились в обществе и четко закрепились в нашем сознании и подсознании.

Нормы поведения людей, как разрешительные, так и запретительные, представляют собой указание на допустимые пределы и границы, в которых человек должен действовать, чтобы его поведение получило положительную оценку других людей и общества в целом. В каждой культуре приняты свои нормы поведения. Есть культуры с сильной нормативной стороной (Китай) и культуры, в которых нормативность выражена слабее (европейские культуры). Вопрос о существовании общечеловеческих норм остается дискуссионным.

Посредством норм культура регулирует, координирует действия отдельных людей и человеческих групп, вырабатывает оптимальные пути решения конфликтных ситуаций, дает рекомендации при решении жизненно важных вопросов.

Регулятивная функция культуры осуществляется на нескольких уровнях:

  • - мораль и се нормы, которые жестко соблюдаются, несмотря на отсутствие специальных контролирующих институтов; нарушение этих норм встречает резкое осуждение общества;
  • - нормами права, которые подробно излагаются в конституции и законах страны. Их соблюдение контролируют специально созданные институты -- суд, прокуратура, милиция, пенитенциарная система;
  • - обычаи и традиции, представляющие собой устойчивую систему поведения людей в разных сферах жизни и разных ситуациях, ставшую нормой и передающуюся из поколения в поколение. Как правило, они принимают форму определенного стереотипа, устойчивы на протяжении столетий при любых общественных изменениях;
  • - нормы поведения человека на работе, в быту, в общении с другими людьми, в отношении к природе, включающие широкий круг требований -- от элементарной опрятности и соблюдения правил хорошего тона до общих требований к духовному миру человека.

Аксиологическая (оценочная) функция культуры связана с ее ценностными ориентациями. Культурная регуляция человече- с кой деятельности осуществляется не только нормативно, но и через систему ценностей -- идеалов, к достижению которых стремятся люди. Ценности подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели в соответствии с критерием их полезности для жизни человека и помогают обществу и человеку отделить хорошее от плохого, истину от заблуждения, справедливое от несправедливого, допустимое от запретного и т.д. Отбор ценностей происходит в процессе практической деятельности. По мере накопления опыта ценности формируются и исчезают, пересматриваются и обогащаются.

Ценности обеспечивают специфичность каждой культуры. То, что важно в одной культуре, может быть совсем не важно в другой. У каждого народа формируется своя иерархия ценностей, хотя набор ценностей имеет общечеловеческий характер. Поэтому можно условно классифицировать основные ценности следующим образом:

  • - витальные ценности -- жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, сила и т.д.;
  • - социальные -- социальное положение, труд, профессия, личная независимость, семья, равенство полов;
  • - политические -- свобода слова, гражданские свободы, законность,
  • - гражданский мир;
  • - моральные -- добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, бескорыстие, порядочность, верность, справедливость, уважение к старшим, любовь к детям;
  • - эстетические ценности -- красота, идеал, стиль, гармония, мода, самобытность.

Каждое общество, каждая культура ориентируется на свой набор ценностей, в котором могут отсутствовать какие-то из перечисленных выше ценностей. Кроме того, каждая культура по-сво- ему представляет те или иные ценности. Так, идеалы красоты у разных народов довольно сильно различаются. Например, в средневековом Китае у аристократок в соответствии с существовавшим тогда идеалом красоты должны быть крохотные ступни; желаемого добивались мучительными процедурами бинтования ног, которым подвергались девочки с пятилетнего возраста и в результате которых они становились буквально калеками.

Посредством ценностей происходит ориентация поведения людей. Человек не может одинаково относиться к противополож- ностим, из которых состоит мир, он должен оказывать предпочтение чему-то одному. Большая часть людей считает, что стремится к добру, правде, любви, но то, что одним кажется добром, может оказаться злом для других. Это вновь приводит к культурной специфичности ценностей. Исходя из имеющихся у нас представлений о добре и зле, мы всю жизнь выступаем «оценщиками» окружающего мира. культура атеистический элитарный массовый

Рекреативная функция культуры (психическая разрядка) противоположна нормативной функции. Регламентация и регуляция поведения необходимы, но следствием их является ограничение свободы отдельных индивидов и групп, подавление каких-то их желаний и влечений, что ведет к развитию скрытых конфликтов и напряжений. К такому же результату человек приходит из-за чрезмерной специализации деятельности, вынужденного одиночества или избытка общения, неудовлетворенных потребностей в любви, в вере, бессмертии, интимном контакте с другим человеком. Далеко не все эти напряжения рационально разрешимы. Поэтому перед культурой стоит задача -- создать организованные и относительно безопасные способы разрядки, не нарушающие социальной стабильности.

Самые простые, естественные индивидуальные средства разрядки -- смех, плач, приступы гнева, исповедь, объяснение в любви, разговор начистоту. Специфически культурные коллективные, закрепленные традицией формы разрядки -- праздники и досуг, освобожденный от непосредственного участия в производстве. В праздничные дни люди не работают, не соблюдают будничные нормы жизни, устраивают шествия, карнавалы, застолья. Смысл праздника состоит в торжественном коллективном обновлении жизни. Во время праздника идеальное и реальное как бы сливаются, человек, приобщенный к праздничной культуре и умеющий праздновать, испытывает облегчение и радость. Праздники также происходят по определенным правилам -- с соблюдением соответствующего места и времени, разыгрыванием устойчивых ролей. При разрушении этих формальностей и усилении чувственных склонностей физиологическое наслаждение может стать самоцелью и будет достигаться любой ценой; в результате появятся алкоголизм, наркомания и другие пороки.

Ритуалы также представляют собой средства коллективной разрядки и регулируют важнейшие моменты в жизни людей, относящиеся к сфере сакрального (священного) в данной культуре. Среди ритуальных событий -- рождение и смерть, заключение брака, обряды взросления (инициации), особенно важные в первобытной и традиционных культурах. В эту группу входят также религиозные ритуалы и обряды, выполнение которых является одним из лучших способов компенсации, созданным культурой. Для ритуалов характерны особая торжественность, культурная насыщенность.

Также в качестве коллективной разрядки эффективно используется игра, удовлетворяющая влечения символическими средствами. Символика игры создаст особую психологическую установку, когда человек одновременно и верит, и не верит в происходящее, она побуждает его использовать все свои силы и мастерство для достижения цели. Игра позволяет разрядить бессознательные импульсы, запрещенные или невостребованные культурой. Так, во многих играх присутствуют конкурентные, сексуальные мотивы -- спорт, лотерея, конкурсы, танцы. В таких играх, как коллекционирование, реализуются накопительские влечения, оценивающиеся в быту как проявление жадности. Наконец, существуют игры, обыгрывающие значение смерти, -- коррида, гладиаторские бои.

С одной стороны, сегодня можно говорить о гуманизации игр, замене многих развлечений прошлого, таких, как уличные кулачные бои и публичные казни, спортом, телевидением, кино. Но с другой стороны, кино и телевидение показывают в фильмах и программах множество сцен насилия, травмируя психику людей, особенно детей.

Функция социализации и инкултурации, или человекотворческая функция, является важнейшей функцией культуры. Социализацией называется процесс усвоения человеческим индивидом определенных знаний, норм и ценностей, необходимых для жизни в качестве полноправного члена общества, а инкультурацией -- процесс усвоения навыков и знаний, необходимых для жизни в той или иной культуре. Эти близкие процессы возможны только с помощью специально созданных культурой систем воспитания и образования. Вне общества эти процессы невозможны, поэтому из Маугли или из Тарзана никогда не получился бы настоящий человек. Дети, по каким-то причинам вырастающие среди животных, сами навсегда остаются животными.

Процессы социализации и инкультурации предполагают активную внутреннюю работу самого человека, стремящегося овладеть необходимой для жизни информацией. Поэтому, усвоив обязательный для данной культуры комплекс знаний, человек начинает развивать свои индивидуальные способности, свои природные задатки. Это может быть развитие музыкальных или художественных способностей, математических или технических знаний, того, что может пригодиться в овладении будущей профессией или станет занятием человека в часы досуга.

Социализация и инкультурация продолжаются в течение всей жизни человека, но наиболее важные знания усваиваются в детстве. Тогда ребенок учится говорить на родном языке, усваивает нормы и ценности своей культуры. В основном это происходит автоматически, когда ребенок копирует сначала поведение родителей, а затем -- сверстников, учителей и других взрослых. Так усваивается социальный опыт, накопленный народом, сохраняется и передается из поколения в поколение культурная традиция, что обеспечивает стабильность культуры.

Влияние культуры на развитие личности.

Свеклин Андрей Петрович, Свеклина Юлия Александровна

Культура никогда не остается неподвижной: она возникает, развивается, деградирует, она распространяется из одной страны в другую, передается от прошлых поколений будущим. Культура описывает изменения или модификацию черт общества во времени пространстве. Это сложный процесс, происходящий непрерывно. Давайте рассмотрим влияние культуры на развитие личности человека.

Немного из истории. Культура неразрывно связанная с социализацией дала толчок к развитию человечества. В промежутке между 100 000 и 75 000 лет тому назад появился более «современный» вид homo sapiens, который эволюционировал к 40 000 году в homo sapiens sapiens. С тех пор тело и мозг существенно не продвинулись вперед. Более выразительными стали жесты и манеры поведения, язык и речевой этикет, формы одежды, закрывающей тело, и прически, украшающие человеческую голову. И это лишь немногие штрихи, указывающие на то, как далеко продвинулась человеческая культура с того самого момента, как человек перестал совершенствоваться биологически.

Культура очень сильно повлияла на развитие человечества, но и еще заметное влияние она оказала на развитие личности человека, ведь культура и личность неразрывно связаны. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности. Общее историческое прошлое, историческая память, пространственно-временные концепты, групповая совесть, мифология, религиозные доктрины, общепринятые ритуалы - вот далеко не полный список тех факторов, которые влияют на формирование личности в культуре. С другой стороны, личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре и придает ей динамику.

Безусловно культура двигатель развития человечества, но здесь проявляется ее двойственный эффект влияния на личность человека. Так, известный австрийский психолог и основатель психоанализа З. Фрейд говорил о том, что человек подавляет в себе первоначало, соблюдает законы, принимает моральные нормы и правила, а признаки бессознательного прячет в себя. Фрейд рассматривает культуру как репрессивный механизм. Часть внутреннего мира Сверх-Я с его жесткими ограничениями - результат культурного процесса, тех новых запретов в сфере влечений, которые порождаются спецификой человеческого общежития. Люди становятся невротиками в результате прессинга культурных и моральных норм. Однако, порождая ограничения, культура создает возможности трансформации запретных влечений, которые Фрейд именует сублимацией, подразумевая под нею возвышение, «возгонку», облекание отвергнутых культурой желаний в приемлемую, одобряемую форму. Такими видами сублимации являются религия и искусство.

Схожее мнение имела и К. Хорни. Она указывала на то, что жизненные условия в каждой культуре порождают некоторые страхи. Она говорит, что человек может быть подвержен страхам, что они навязываются каждому индивиду, живущему в данной культуре, и что никто не может их избежать. А также мотивационные силы и конфликты не одинаковы в разных культурах.

Однако без культуры трудно себе представить полноценное развитие личности человека, поскольку через передачу культурного опыта может осуществляться социализация человека, овладение языком, моделями поведения и т.д. Так, великий отечественный психолог Л. С. Выготский говорил о том, что в процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но приемы и формы культурного поведения, культурные способы мышления. Культурное развитие заключается в усвоении таких приемов поведения, которые основываются на использовании и употреблении знаков в качестве средств для осуществления той или иной психологической операции; заключается именно в овладении такими вспомогательными средствами поведения, которые человечество создало в процессе своего исторического развития, и какими являются язык, письмо, система счисления и другие.

Положительное влияние культуры рассматривает социология. При социологическом подходе культура трактуется как социальный институт, который дает обществу системное качество, позволяет рассматривать его как устойчивую целостность, отличную от природы. Здесь в значительной мере отождествляется функционирование общественных институтов и подсистем культуры (материальной, политической, духовной). Культура рассматривается с точки зрения ее функционирования в конкретной системе общественных отношений и институтов, определяющих роли и нормы поведения людей в обществе.

В ряде концепций подчеркивается роль культуры как источника информации в единстве с ее обработкой, интерпретацией и трансляцией. Культура рассматривается и как механизм передачи социального опыта, отличный от докультурного.

Следует заметить, что элементы культуры активно используются при оказании психологической помощи, и примером может служить сказкотерапия. Еще в давние времена, сказка выступала не только мерилом готовности к инициации, но и своеобразным «профориентационным тестом»: по реакции на содержащиеся в ней определенные раздражители выявлялась «божественная принадлежность» к той или иной сфере деятельности. До сих пор сказки являются средством нравственного воспитания, поскольку они предлагают модели поведения, которые могут быть наиболее подходящими на разных этапах культурного развития общества.

Давайте рассмотрим, как пример сказкотерапии, всем известную сказку «Колобок» и познакомимся с ее интропретацией.

Итак, каждому из нас с детства известно содержание сказки «Колобок». И, наверное, каждый хоть раз задумывался о ее значении. И чаще всего мысль останавливалась на том, что находится на поверхности, то есть на моральной стороне. Моральный смысл этой сказки часто используется воспитателями детей. В такой интерпретации: Колобок – это маленький ребенок, который поскорее желает узнать устройство жизни. Его дорожка в лесу, по которой он катится, ни что иное, как жизненный путь с испытаниями. Самый главный урок этой сказки в том, что Колобок, не спросив разрешения взрослых, ушел из дома. Для более взрослого ребенка, например младшего школьника, к этим первым урокам добавляется новый. Заключается он в том, что придет время, и ты сам отправишься исследовать мир, и на пути тебе будут встречаться разные типы людей. Сказка предупреждает, что есть люди-зайцы, люди-волки, люди-медведи, а еще есть самые сложные – люди-лисы. Будь внимателен, изучай людей, приглядывайся к ним, меняй свои позиции, общаясь с каждым из них, но держи в себе свой стержень, свою изюминку. Так, дети увидят в метафоричном сюжете сказки и прочувствуют жизнь ее главного героя, это им ближе и понятнее, чем просто слова взрослого человека.

Подводя итог, можно сказать, что культура оказывает огромное влияние, как на все общество в целом, так и на личность человека. Важно отметить, что культура может представлять нам ресурсы для разрешения проблем, в частности, психологических. Однако стоит вопрос о правильности их использования. Так же культура-это зеркало человеческой души, отражающее всю его деятельность, все хорошее и все плохое. Хорошим примером этому, может послужить роман Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея". Где культурным воплощением человеческой души является портрет молодого человека, который отражает все его деяния. Принимая все это во внимание, чтобы сделать мир лучше, на что нужно повлиять: на человека, на культуру или на то и другое сразу?

Литература

    Бердникова А, психолог - Журнал «Мама и малыш» №11, 2006.

    Вачков И. В. Введение в сказкотерапию. – М. Генезис, 2011г.

    Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка (1928)// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1991. N 4. С. 5-18

    Кравченко А. И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. М.: Академический Проект, 2002.- 496с.

    Культурология: Учебное пособие / Под ред. Проф. Г. В. Драча. – М. – Альфа-М, 2003, - 432 с.

    Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М., 1993.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что там, где демонстрационный эффект срабатывает в полной мере, догоняющая модернизация ускоряется и сравнительно быстро приносит результаты. Там же, где на пути распространения демонстрационного эффекта существуют барьеры, модернизация замедляется. Барьеры эти могут быть естественными (большие расстояния, отсутствие средств коммуникации) или неестественными (железные занавесы разного рода). Но в любом случае они мешают догонять, поскольку лишают информации.

Заметим попутно, что некоторые люди считают догоняющую модернизацию явлением позитивным, а некоторые - негативным. Кто-то полагает, что догонять хорошо, поскольку это способствует развитию, а кто-то считает, что плохо, поскольку разрушает нашу традиционную культуру и навязывает ценности сомнительного свойства. Однако вне зависимости от того, какую оценку мы ставим модернизации (мне лично ближе первая точка зрения), трудно усомниться в определяющем влиянии на нее демонстрационного эффекта.

Но здесь возникает вопрос, который в последние годы чуть ли не доминирует в дискуссиях о модернизации России. Является ли наше отставание объективным следствием существовавших ранее барьеров для распространения демонстрационного эффекта (периферийное положение России на краю Европы, отсутствие средств коммуникации, разрыв православной и католической церквей, незнание западных языков, железный занавес коммунистических времен и т. д.) или же для нас по сей день существуют жесткие барьеры, через которые никакой вызов Запада не проходит? В практическом плане ответ на данный вопрос означает следующее: мы просто отстали, но имеем хороший шанс догнатьили же мы не можем догнать, поскольку сами не хотим двигаться в том направлении, в каком нас манит демонстрационный эффект?

Неудачи последних лет в деле демократизации России, а также проблемы, связанные с высокой коррумпированностью и неэффективностью нашей рыночной экономики, способствовали формированию пессимистиче­ских представлений о модернизации. Часто говорится, что помимо демонстрационного эффекта и, возможно, даже в большей степени, чем он, на разные страны оказывает воздействие традиционная культура. Есть культуры, предрасположенные к рынку и демократии, а есть не предрасположенные. Есть такие, в которых рынок, демократия да и развитие в целом воспринимаются позитивно, а есть такие, где негативно. Иначе говоря, в некоторых культурах людям хотя и нравится высокий уровень потребления, но слишком уж не нравятся те институты, которые надо формировать для достижения подобного уровня. И потому демонстрационный эффект срабатывает лишь наполовину. Купить иномарку или iPadхочется, но уважать право собственности - нет. А потому модернизация осуществляется лишь на поверхностном уровне и быстро затухает, когда кончаются деньги для покупок.


Могут ли российские проблемы быть связаны с нашей особой культурой, отрицающей модернизацию? Теоретически могут, поскольку истории извест­ны примеры культур, стимулирующих развитие или, напротив, тормозящих. Самый известный случай - протестантская этика, значение которой раскрыл Макс Вебер.

Согласно его теории, истинно верующие протестанты обладают особым духом, способствующим развитию капитализма. Они верят в то, что спасение на том свете нельзя заслужить хорошими делами или искренним покаянием. Все люди изначально предопределены Богом к спасению или к гибели. Точно знать о том, какова его судьба, человеку не суждено. Однако косвенным образом он может судить о будущем, глядя на свое настоящее. Жизненный успех свидетельствует о том, что Господь не оставляет тебя, а неудачи, провалы и разорения служат признаком катастрофы, которая ждет и в мире ином.

Таким образом, получается, что мы можем быть спокойными за судьбу своей души лишь тогда, когда видим собственные успехи, когда честно трудимся, ведем примерный образ жизни, кормим семью, растим детей, украшаем свой дом и город. Неудивительно, что, столкнувшись с подобной психологической проблемой, истинно верующий протестант будет делать все возможное для своего преуспевания. Не обязательно он станет крупным капиталистом (хотя это было бы наибольшим свидетельством жизненного успеха), но в любом случае он будет трудиться с высокой производительно­стью, стремиться к карьерному успеху, налаживать контакты с людьми, от которых зависит его преуспевание. Иными словами, протестант оказывается человеком, оптимально пригодным для модернизации, а, соответственно, представительконфессий, в которых не формируется подобный капитали­стический дух, менее пригодным.

Теория Вебера, скорее всего, верна. Однако, как мы видели выше, отсутствие протестантской этики не помешало многим европейским католиче­ским странам и устремиться в погоню за лидерами, и, по сути дела, догнать их. Католическая Франция вполне успешная страна. Католические регионы Германии явно не отстают от лютеранских. Север католической Италии (Пьемонт, Ломбардия) - один из наиболее развитых регионов в Европе. Католические Испания, Чехия, Польша, Венгрия провели в свое время вполне успешные преобразования, став рыночными и демократическими. Таким образом, демонстрационный эффект оказывается в данном случае важнее культурных различий.

Наличие особой культуры само по себе еще не означает длительного отставания. Вот если в культуре какого-то народа присутствуют некоторые черты, не совместимые с модернизацией, но при этом устойчиво воспроизводящиеся с каждым новым поколением, тогда проблема налицо. Тогда демонстрационный эффект не срабатывает. Или точнее, человек, зажатый между национальной культурой, отрицающей перемены, и демонстрационным эффектом, требующим модернизации, оказывается в тяжелейшем положении. Он должен либо отвергнуть соблазны внешнего мира, либо расстаться со своим миром внутренним. Он должен сломать себя, отказаться от собственной идентичности, чтобы построить общество, не уступающее в конкурентоспособности лидерам модернизации.

Россия, бесспорно, имеет свои культурные особенности. Россия - это не Америка, а Украина - это не Россия. Но ведь и Германия - не Франция, и Эстония - не Литва. У нас в стране существует представление, будто культурные отличия России от Европы очень велики, тогда как внутриевропей­ские - несущественны. Однако нет такого прибора, с помощью которого можно было бы измерить различия в культуре, как измеряются различия в росте или весе людей. Не возникают ли наши представления о масштабе культурных различий из того, что мы просто не видим иного способаобъяснить российское отставание в модернизации? Мол, если Италия догнала Англию по ВВП на душу населения и по построению демократических институтов, значит, культурные различия между деревушкой в Сицилии и промышленным центром в Ланкашире не так уж существенны. А если Россия не догнала, то, выходит, культура этой загадочной страны совершенно иная.

В этой связи появляется немало курьезных теорий, трактующих специфику российской культуры. Если общество, неспособное иным образом понять наше отставание, предъявляет спрос на «культурные» объяснения, то «рынок идей» начинает производить невероятное количество подобных объяснений. Каждое так или иначе находит своего потребителя.

Один из наиболее ярких примеров - книга «Характер русского народа» известного философа Николая Лосского.Автор предлагает некий набор черт, определяющих этот характер, - религиозность, стремление к поиску смысла жизни, могучая сила воли, любовь к свободе, доброта, даровитость и т. д. Но в качестве доказательства своего подхода Лосскийпредлагает лишь примеры из жизни узкого круга интеллектуалов, а то и вовсе ссылки на художественную литературу - на Толстого и Достоевского. В итоге мы получаем картину духовного мира некоторой части элиты (что, в общем-то, неплохо), однако для изучения модернизации, для понимания того, какие факторы влияют на производство и общественное устройство, подобные «исследования» совершенно непригодны.

Точно так же не пригодны «исследования» с выводами противоположного свойства, но основанные на сходной «методологической базе». Авторы просто придают привычным штампам форму исследования, когда пишут, например, о врожденном раболепии русского народа, о его склонности к беспробудному пьянству, о примитивизме его верований, о жестокости, о природной приверженности антисемитизму и неспособности к кропотливому, созидательному труду. При этом традиционное чинопочитание немцев, любовь к выпивке финнов, сложное отношение к евреям у поляков и тому подобные явления не анализируются. Мол, раз у них с модернизацией дела обстоят лучше, то, значит, проблемы не столь существенны.

Подобные «русофилия» и «русофобия» - две стороны одной медали. Они в равной степени не являются ни исследованиями культуры в целом, ни анализом ее влияния на модернизацию. Культурологическое исследование, которое действительно могло быть полезно для решения интересующей нас задачи, должно было бы, наверное, содержать в себе четыре элемента. Во-первых, надо найти реальную специфику русской жизни. Во-вторых, показать, что это действительно культурная черта, то есть что она передается из поколения в поколение. В-третьих, выявить механизмы этой передачи. В-четвертых, выявить механизмы воздействия данной культурной особенности на экономические и политические институты.

Научные исследования особенностей нашей культуры сегодня появляются. Например, Игорь Яковенко формулирует гипотезу, согласно которой манихейство и гностицизм представляют собой культурные коды русской цивилизации. Соответственно, видение мира у нас в свете этой гипотезы оказывается несколько иное, чем на Западе. Однако не вполне ясно, почему такое видение формируется у человека, родившегося во второй половине ХХ столетия. Слова, будто все это «впитано нами с молоком матери», не очень убеждают. Почему «молоко матери» воздействует сильнее, чем, скажем, демонстрационный эффект? Почему некое представление, присущее предкам, должно заставить человека отказаться от использования институтов, способных улучшить качество жизни, притом что человек этот - не аскет и не монах, стремящийся удалиться от мира?

А самое главное - не ясен механизм связи данных культурных особенностей с конкретными нерешенными проблемами модернизации. Связаны ли, например, манихейство и гностицизм с той макроэкономической нестабильностью, из-за которой в 1990-х годах мы так долго не могли добиться роста ВВП? Более того, породили ли именно манихейство с гностицизмом авторитарный характер Российского государства? И если да, то как быть с авторитарными режимами, известными в истории почти всех европейских народов? У немцев, испанцев или поляков проблема с теми же культурными кодами? И если так, то в чем тогда особенность России? Можно ли объяснять наши проблемы именно культурой?