Важную роль в китайской культуре играет. Культура китая. Живопись и каллиграфия

Культура Китая восходит к очень глубокой древности и отличается не только богатством своих материальных и духовных ценностей, но и огромной жизнестойкостью. Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей. В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности, сохраняя монолитность. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия Китая. Каждая из культурных эпох тесно связана с социально-политическими, экономическими и другими особенностями данного исторического периода и представляет собой определённый этап развития культуры. Таких культурных эпох в истории Китая несколько. История и культура древнего Китая охватывает период от II в. до н. э. - до III в. н. э. В эту эпоху входит культура Китая периода династии Шан (Инь) и династии Чжоу, а также культура империи Цинь и Хань. Культура Китая III-IX вв. охватывает два исторических периода: период Южных и Северных династий и период объединения Китая и создания танского государства. Культура Китая X-XIV вв. включает в себя период пяти династий и образования империи Сун, а также период монгольских завоеваний и привление династии Юань. Культура Китая XV-XIX вв. - это культура периода династии Мин, а также период завоевания Китая маньчжурами и правления маньчжурской династии Цин. Обилие и разнообразие керамических изделий - от бытовой посуды до жертвенных сосудов - и их техническое совершенство свидетельствуют, что культура этого периода стояла, несомненно, выше яншанской. К этому времени относятся и первые гадальные кости, на которых имеются знаки, нанесённые с помощью сверления. Изобретение письменности является важнейшим признаком того, что общество вышло из периода варварства и вступило в эпоху цивилизации. Древнейшие китайские надписи дают возможность проследить процесс возникновения и первоначальное развитие гиероглифической письменности. Развитию письменности содействовал переход от письма на узких бамбуковых дощечках к письму на шелке, а затем и на бумаге, впервые в мире изобретённой китайцами на рубеже нашей эры, - с этого момента писчий материал перестал лимитировать объём письменных текстов. В конце I века до н. э. была изобретена тушь.

Для передачи всего богатства китайского языка применялись знаки (иероглифы), фиксирующие те или иные единицы языка. Подавляющее большинство знаков представляло собой идеограммы - изображения предметов или сочетания изображений, передающих более сложные понятия. Но число применявшихся иероглифов было недостаточно. В китайском письме каждое односложное слово должно было выражаться отдельным иероглифом и даже многочисленные омофоны - сходно звучащие слова-однослоги - в зависимости от их смысла изображаются разными иероглифами. Теперь число знаков было пополнено, с тем чтобы учесть и более редкие понятия, и доведено до 18 тыс., знаки были строго классифицированы. Начали составляться словари. Так были заложены предпосылки для создания обширной письменной литературы, включающей не только поэзию и афоризмы, рассчитанные и на устное запоминание, но и художественную прозу, прежде всего историческую. Самым выдающимся историком-писателем был Сыма Цянь (около 145 - 86 гг. до н. э.) Его личные взгляды, сочувствовавшие даосским настроениям, расходились с ортодоксальными конфуцианскими, что не могло не отразиться на его труде. По-видимому, за это инакомыслие историк попал в опалу. В 98 г. до н. э. по обвинению в сочувствии к полководцу, оклеветанному перед императором У - ди, Сыма Цянь был приговорён к позорной каре - кастрированию; реабилитированный позднее, он нашёл силы возвратиться на служебное поприще с одной целью - завершить труд своей жизни. В 91 г. до н. э. он закончил своё замечательное произведение «Исторические записки» («Ши цзи») - сводную историю Китая, включавшую также описание соседних народов от древнейших времён. Труд его повлиял не только на всю последующую китайскую историографию, но и на общее развитие литературы. В Китае творило много поэтов и писателей в разных жанрах. В элегическом жанре - поэт Сун Юй (290 - 223 гг. до н. э.). Лирика поэта Цюй Юаня (340 -278 гг. до н. э.) славится своей изысканностью и глубиной. Ханьским историком Бань Гу (32 -92 гг.) в этом жанре создан труд «история династии Хань» и многие другие. Сохранившиеся литературные источники, по большей части произведения так называемой классической литературы древнего Китая, позволяют проследить процесс возникновения и развития китайской религии, философии, права и возникновение очень древних социально-политических систем. Этот процесс мы можем наблюдать на протяжении целого тысячелетия. Китайская религия, так же как и религиозные воззрения всех народов древности, восходит к фетишизму, к другим формам культа природы, культа предков и тотемизма, тесно связанного с магией. Специфика религиозной структуры и психологических особенностей мышления всей духовной ориентации в Китае видна во многом. В Китае тоже есть высшее божественное начало - Небо. Но китайское Небо - это не Яхве, не Иисус, не Аллах, не Брахман и не Будда. Это высшая верховная всеобщность, абстрактная и холодная, строгая и безразличная к человеку. Её нельзя любить, с ней нельзя слиться, ей невозможно подражать, как и нет смысла ею восхищаться. Но в системе китайской религиозно-философской мысли существует, кроме Неба, и Будда (представление о нём проникло в Китай вместе с буддизмом из Индии в начале нашей эры), и Дао (основная категория религиозного и философского даосизма). Причём Дао в его даосской трактовке (существует и иная трактовка, конфуцианская, воспринимавшая Дао в виде Великого Пути Истины и Добродетели) близко к индийскому Брахману. Однако именно Небо, всегда было центральной категорией верховной всеобщности в Китае. Специфике религиозной структуры Китая свойствен и ещё один существующий для характеристики всей китайской цивилизации момент - незначительная и социально не существующая роль духовенства, жречество. Все эти и многие другие важнейшие особенности религиозной структуры Китая были заложены в глубокой древности, начиная с эпохи Шан-Инь. У иньцев был немалый пантеон богов и духов, который они почитали и которому приносили жертвы, чаще всего кровавые, в том числе человеческие. Но с течением времени на передний план среди этих богов и духов всё более отчётливо выходил Шанди, верховное божество и легендарный родоначальник иньцев, их предок - - тотем. Шанди воспринимался как первопредок, заботившийся о благосостоянии своего народа. Смещение в культе Шанди акцента в сторону его функций первопредка сыграло в истории Китайской цивилизации огромную роль: именно оно логически привело к ослаблению религиозного начала и к усилению начала рационального, проявившегося в гипертрофировании культа предков, ставшего затем основой основ религиозной системы Китая. Чжоусцев было такое религиозное представление, как почитание Неба. С течением времени культ Неба в Чжоу окончательно вытеснил Шанди в главной функции верховного божества. При этом на Небо перешло представление о прямой генетической связи божественных сил с правителем: чжоуский ван стал считаться сыном Неба, и этот титул сохранился за правителем Китая до XX века. Начиная с эпохи Чжоу Небо в его основной функции верховного контролирующего и регулирующего начала стало главным всекитайским божеством, причём культу этого божества был придан не только сакрально-теистический, сколько морально-этический акцент. Считалось, что великое Небо карает недостойных и вознаграждает добродетельных. Культ Неба стал главным в Китае, а полное его отправление - прерогативой лишь самого правителя, сына Неба. Отправление этого культа не сопровождалось мистическим трепетом или кровавыми человеческими жертвами. Также существует в Китае культ умерших предков, культ Земли, тесно связанный с магией и ритуальной символикой, с колдовством и шаманством. Все отмеченные системы верования и культов в древнем Китае сыграли огромную роль в становлении основной традиционной китайской цивилизации: не мистика и метафизические абстракции, но строгий рационализм и конкретная государственная польза; не эмоциональный накал страстей и личная связь индивида с божеством, но разум и умеренность, отказ от личностного в пользу общественного, не духовенство, направляющее эмоции верующих в русло, возвеличивающее бога и усиливающее значение религии, но жрецы-чиновники, исполняющие свои административные функции, частью которых были регулярные религиозные отправления.

Все эти специфические особенности, складывавшиеся в иньско-чжоуской китайской системе ценностей за тысячелетие, предшествовавшие эпохе Конфуция, подготовили страну к восприятию тех принципов и норм жизни, которые навсегда вошли в историю под наименованием конфуцианства. Конфуций (Кун-цзы, 551-479 до н. э.) родился и жил в эпоху больших социалистических и политических потрясений, когда чжоуский Китай находился в состоянии тяжёлого внутреннего кризиса. Высокоморальный Цзюнь-цзы, сконструированный философом в качестве модели, эталона для подражания, должно было обладать двумя важнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством долга. Конфуций разработал и ряд других понятий, включая верность и искренность (чжен), благопристойность и соблюдение церемоний и обрядов (ли). Следование всем этим принципам будет обязанностью благородного Цзюнь-цзы. «Благородный человек» Конфуция - это умозрительный социальный идеал, назидательный комплекс добродетелей. Конфуций сформулировал основы того социального идеала, который хотел бы видеть в Поднебесной: «Пусть отец будет отцом, сын - сыном, государь - государем, чиновник - чиновником», то есть пусть всё в этом мире хаоса и сумятиц станет на свои места, все будут знать свои права и обязанности и делать то, что им положено. И общество должно состоять из тех, кто думает и управляет - верхов, и тех, кто трудится и повинуется - низов. Такой социальный порядок Конфуций и второй основоположник конфуцианства Мэн-цзы (372 - 289 до н. э.) считали вечным и неизменным, идущим от мудрецов легендарной древности. Одной из важных основ социального порядка, по Конфуцию, было строгое повиновение старшим. Любой старший, будь то отец, чиновник, наконец, государь, - это беспрекословный авторитет для младшего, подчинённого, подданного. Слепое повиновение его воле, слову, желанию - это элементарная норма для младших и подчинённых, как в рамках государства в целом, так и в рядах клана, корпорации или семьи. Успехам конфуцианства в немалой степени способствовало и то, что это учение базировалось на слегка изменённых древних традициях, на привычных нормах этики и культа. Апеллируя к самым тонким и отзывчивым струнам души китайца, конфуцианцы завоёвывали его доверие тем, что выступали за милый его сердцу консервативный традиционализм, за возврат к «доброму старому времени», когда и налогов было меньше, и люди жили лучше, и чиновники были справедливее, и правители мудрее… В условиях эпохи Чжаньго (V-III вв. до н. э.), когда в Китае ожесточённо соперничали различные философские школы, конфуцианство по своему значению и влиянию стояло на первом месте. Но, несмотря на это, предлагавшиеся конфуцианцами методы управления страной тогда не получил признания. Этому помешали соперники конфуцианцев - легисты. Учение законников - легистов резко отличалось от конфуцианского. В основе легистской доктрины лежал безусловный примат писаного закона. Сила и авторитет которого должен держаться на палочной дисциплине и жестоких наказаниях. По легистским канонам, законы разрабатывают мудрецы - реформаторы, издаёт их государь, а осуществляют на практике специально отобранные чиновники и министры, опирающиеся на мощный административно-бюрократический аппарат. В учении легистов, почти не апеллировавших даже к Небу, рационализм был доведён до своей крайней формы, порой переходившей в откровенный цинизм, что можно легко проследить на примере деятельности ряда легистов - реформаторов в различных царствах чжоуского Китая в VII-IV вв. до н. э. Но не рационализм или отношение к Небу было основным в противостоянии легизма конфуцианству. Важнее было то, что конфуцианство делало ставку на высокую мораль и другие традиции, тогда как легизм выше всего ставил закон, державшийся на строгих наказаниях и требовавший абсолютного повиновения сознательно оглуплённого народа. Конфуцианство ориентировалось на прошлое, а легизм бросал этому прошлому открытый вызов, предлагая в качестве альтернативы крайние формы авторитарной деспотии. Грубые методы легизма для правителей были более приемлемыми и эффективными, ибо они позволяли твёрже держать в руках централизованный контроль над частным собственником, что имело огромное значение для усиления царств и успехов в их ожесточённой борьбе за объединение Китая. Синтез конфуцианства и легизма оказался не столь уж сложным делом. Во-первых, несмотря на многие различия, легизм и конфуцианство имели немало общего: сторонники обеих доктрин мыслили рационалистически, для тех и других государь был высшей инстанцией, министры и чиновники - его основными помощниками в управлении, а народ - невежественной массой, которой следовало руководить должным образом для её же блага. Во-вторых, синтез этот был необходим: введённые легизмом методы и инструкции (централизация администрации и фиска, суда, аппарата власти и т. п.), без которого нельзя было управлять империей, в интересах той же империи следовало сочетать с уважением к традициям и патриархально-клановым связям. Это и было сделано.

Превращение конфуцианства в официальную идеологию явилось поворотным пунктом как в истории этого учения, так и в истории Китая. Если ранее конфуцианство, призывая учиться у других, предполагало за каждым право самому размышлять, то теперь входила в силу доктрина абсолютной святости и непреложности других канонов и мудрецов, каждого их слова. Конфуцианство сумело занять ведущие позиции в китайском обществе, приобрести структурную прочность и идеологически обосновать свой крайний консерватизм, нашедший наивысшее выражение в культе неизменной формы. Конфуцианство воспитывало и образовывало. Начиная с эпохи Хань, конфуцианцы не только держали в своих руках управление государством, но и заботи - лись о том, чтобы конфуцианские нормы и ценностные ориентиры стали общепризнанными, превратились в символ «истинно китайского». Это и привело к тому, что каждый китаец по рождению и воспитанию должен был прежде всего быть конфуцианцем, то есть с первых шагов жизни китаец в быту, обращении с людьми, в исполнении важнейших семейных и общественных обрядов и ритуалов действовал так, как это было санкционировано конфуцианскими традициями. Даже если он со временем становится даосом или буддистом, или даже христианином, - всё равно, пусть не в убеждениях, но в поведении, обычаях, манере мышления, речи и во многом другом, часто подсознательно, он оставался конфуцианцем. Воспитание начиналось с малолетства, с семьи, с приученных к культу предков, к соблюдению церемониала и т. д. Система образования в средневековом Китае была ориентирована на подготовку знатоков конфуцианства. Конфуцианство - регулятор жизни Китая. Центализованное государство, существовавшее за счёт ренты - налога с крестьян, не поощряло чрезмерного развития частного землевладения. Коль скоро усиление частного сектора переходило допустимые границы, это вело к значительному снижению доходов казны и расстройству всей административной системы. Возникал кризис, и в этот момент начинал действовать конфуцианский тезис об ответственности императоров и их чиновников за дурное управление. Кризис преодолевался, но восстание, которое его сопровождало, уничтожало всё, что было достигнуто частным сектором. После кризиса центральная власть в лице нового императора и его окружения становилась сильней, а часть частного сектора начинала всё сначала. Конфуцианство выступало и как регулятор во взаимоотношениях страны с Небом, и - от имени Неба - с различными племенами и народами, населявшими мир. Конфуцианство поддержало и вознесло созданный ещё в иньско - чжоуское время культ правителя, императора, «сына Неба», управляющего Поднебесной от имени великого Неба. Конфуцианство стало не просто религией, а также и политикой, и административной системой, и верховным регулятором экономических и социальных процессов - словом, основой всего китайского образа жизни, принципом организации китайского общества, квинтэссенцией китайской цивилизации. В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство формировало умы и чувства китайцев, влияло на их убеждения, психологию, поведение, мышление, речь, восприятие, на их быт и уклад жизни. В этом смысле конфуцианство не уступает ни одной из великих решений мира, а кое в чём и превосходит их. Конфуцианство заметно окрасило в свои тона всю национальную культуру Китая, национальный характер населения. Оно сумело стать, во всяком случае для старого Китая, незаменимым.

Не смотря на широкое распостранение конфуцианства, большое распространение имела в древнем Китае и другая философская система, принадлежавшая Лао-цзы, резко отличавшаяся от конфуцианства своим ярко выраженным умозрительным характером. Впоследствии из этой философской системы выросла целая сложная религия, так называемый даосизм, который просуществовал в Китае свыше 2000 лет. Даосизм в Китае занимал скромное место в системе официальных религиозно-идеологических ценностей. Лидерство конфуцианцев никогда им всерьёз не оспаривалось. Однако в периоды кризисных ситуаций и больших потрясений, когда централизованная государственная администрация приходила в упадок и конфуцианство перестало быть эффективным, картина нередко менялась. В эти периоды даосизм и буддизм подчас выходил на передний план, проявляясь в эмоциональных народных взрывах, в эгалитарных утопических идеалах восставших. И хотя даже в этих случаях даосско - буддийские идеи никогда не становились абсолютной силой, но, напротив, по мере разрешения кризиса постепенно уступали лидирующие позиции конфуцианству, значение бунтарско - эгалитаристских традиций в истории Китая не должно преуменьшаться. Особенно если, принимать во внимание, что в рамках даосских сект и тайных обществ, эти идеи и настроения были живучи, сохранялись веками, переходя из поколения в поколение, и тем накладывали свой отпечаток на всю историю Китая. Как известно, они сыграли определённую роль и в революционных взрывах XX века. Немалое влияние оказали на китайский народ и его культуру буддийская и индо - буддийская философия и мифология. Многое из этой философии и мифологии, начиная от практики гимнастики йогов и кончая представлениями об аде и рае, было воспринято в Китае, причём рассказы и легенды из жизни будд и святых причудливо переплетались в рационалистическом китайском сознании с реальными историческими событиями, героями и деятелями прошлого. Буддистская метафизическая философия сыграла свою роль в становлении средневековой китайской натурфилософии. С буддизмом связано в истории Китая очень многое, в том числе и, казалось бы, специфически китайское. Буддизм был единственной мирной религией, получившей широкое распространение в Китае. Но специфические условия Китая и характерные черты самого буддизма с его структурной рыхлостью не позволили этой религии, как и религиозному даосизму, приобрести преобладающее идейное влияние в стране. Как и религиозный даосизм, китайский буддизм занял своё место в гигантской системе религиозного синкретизма, которая сложилась в средневековом Китае во главе с конфуцианством. В истории и культуре средневекового Китая огромную роль играла обновлённая и модифицированная форма древнего конфуцианства, получившая название неоконфуцианство. В новых условиях централизованной империи Сун, для решения задач усиления административно - бюрократического начала необходимо было «обновить» конфуцианство в соответствии с новыми социальными условиями, создать прочное теоретическое обоснование существующего строя, выработать принципы конфуцианской «ортодоксии», которые можно было бы противопоставить буддизму и даосизму. Заслуга создания неоконфуцианства принадлежит целой когорте крупных китайских мыслителей. В первую очередь это Чжоу Дунь-и (1017-1073 гг.), взгляды и теоретические разработки которого заложили основы философии неоконфуцианства. Положив в основание мира беспредельное и обозначив его «Великий Предел» как основу, как путь космоса, в движении которого рождается сила Света (Ян), а в покое - космическая сила Тьмы (Инь), он утверждал, что от взаимо - действия этих сил проистекает рождение из первобытного хаоса пяти стихий, пяти родов вещества (вода, огонь, дерево, металл, земля), а из них - множества вечноизменяющихся вещей и явлений. Основные принципы учения Чжоу Дунь-и были восприняты Чжан Цзаем и братьями Чэн, но самым ярким представителем философов сунского периода был Чжу Си (1130-1200 гг.) именно он выступил как систематизатор основных принципов неоконфуцианства, на долгие годы определивший основные идеи, характер и формы обновлённого и приспособленного к условиям средневековья, конфуцианского учения. Как отмечают современные учёные, неоконфуцианство было более религиозным и склонным к метафизике, чем раннее конфуцианство, и вообще, средневековая китайская философия характеризовалась религиозным уклоном. В ходе заимствований у буддистов и даосистов различных сторон их учений была создана основа для разработки логического метода неоконфуцианства, который был возведён в ранг одной из важнейших частей конфуцианского канона, смысл которого заключался в том, что сущность знания - в постижении вещей. С приходом к власти китайской династии Мин императоры не выражали особой готовности принять конфуцианскую доктрину в качестве единственной опоры в государственном строительстве. Конфуцианство было сведено на положение лишь одного из трёх учений о постижении Пути Неба. Развитие общественного сознания китайцев в минский период привело к возникновению индивидуалистических тенденций. Первые признаки такого рода персоналистических тенденций появились в самом начале минского времени. У минских мыслителей, и в первую очередь, у Ван Ян-мина (1472-1529 гг.), мерилом человеческих ценностей стала не столько конфуцианская социализированная личность, сколько личность персонализированная. Центральным понятием философии Ван Ян-мина является лянчжи (врождённое знание), наличие которого у каждого человека даёт право на достижение мудрости. Ярким своеобразным последователем Ван Ян-мина был философ и писатель Ли Чжи (1527-1602 гг.). Ли Чжи акцентировал внимание на индивидуальном предназначении человека и поиске им своего Пути. Центральным понятием философии Ли Чжи было тун синь (детское сердце), некоторый аналог лянчжи Ван Ян-мина. Ли чжи резко расходился с Ван Ян-мином в оценке конфуцианской концепции человеческих отношений, полагая, что в их основе лежат насущные человеческие потребности, без удовлетворения которых никакой морализм не имеет смысла. Так, в результате сложного процесса синтеза религий, норм этики в позднесредневековом Китае возникла новая комплексная система религиозных представлений, был сформирован гигантский и постоянно обновлявшийся сводный пантеон божеств, духов, бессмертных, патронов - покровителей и т. п. Всякое религиозное движение, представляющее собой проявление человеческих чаяний, социальных перемен и надежд на благой результат с верой в высшую предопределённость такого развития событий, всегда тесно взаимосвязаны с конкретными социально-политическими, культурными и прочими особенностями региона или страны в целом. Особую роль в религиозном движении в Китае играли народные секстанские верования, доктринальные принципы, ритуальные и организационно-практические формы которых наиболее полно сформировались к XVII веку. Религиозная активность сект всегда была достаточно широкой и многообразной, сохраняя при этом подчинённость основным целям и ценностям вероучения.

В течение всей истории китайской культуры каждая из существующих эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Многие черты материальной культуры шан-иньского периода указывают на её генетические связи с неолитическими племенами, населявшими бассейн Хуанхэ в III в. до н. э. Немалое сходство мы набдюдаем в керамике, характере земледелия и применения сельскохозяйственных орудий. Однако по крайней мере три важнейших достижения присущи периоду Шан-Инь: употребление бронзы, возникновение городов и появление письменности.Шанское общество находилось на грани медно-каменного и бронзового веков. В так называемом Иньском Китае происходит общественное разделение труда на земледельцев и специализированных ремесленников. Шанцы возделывали зерновые культуры, выращивали садово-огороднические культуры, тутовые деревья для разведения шелкопряда. Скотоводство также играло значительную роль в жизни иньцев. Самым главным ремесленным производством было бронзолитейное. Существовали довольно крупные ремесленные мастерские, где из бронзы изготовляли всю ритуальную утварь, предметы вооружения, детали колесниц и т. д. В период династии Шан (Инь) получило развитие монументальное строительство и, в частности, градостроительство. Города (размером примерно в 6 кв. км) строились по определённому плану, с монументальными зданиями дворцово-храмового типа, с ремесленными кварталами, бронзолитейными мастерскими. Эпоха Шан-Инь была сравнительно недолгой. На место иньской конфедерации городов-общин встало раннегосударственное объединение в пределах нижнего и среднего течения Хуанхэ - Западное Чжоу и культура пополняется новыми отраслями. Образцы древнейших стихотворных произведений дошли до нас в надписях на бронзовых сосудах XI-VI вв. до н. э. Рифмованные тексты этого времени имеют определённое сходство с песнями. В них был закреплён исторический, нравственный, эстетический, религиозный и художественный опыт, приобретённый за тысячелетия предшествующего развития. Историческая проза этого периода представляет собой надписи на ритуальных сосудах, которые рассказывают о передаче земель, военных походах, наградах за победу и верную службу и т. д. приблизительно с VIII в. до н. э. при дворах ванов ведётся регистрация событий, посланий и создаётся архив. К V в. до н. э. из кратких записей о событиях в разных царствах составляются своды, один из которых - летопись Лу, дошёл до нас в составе конфуцианского канона.

Кроме повествований, описывающих те или иные события, конфуцианцы зафиксировали в своих трудах и знания в области общественной жизни, однако потребности повседневной жизни вызвали появление зачатков целого ряда наук и их дальнейшее развитие. Необходимость счёта времени и составление календаря явились причиной развития астрономических знаний. В этот период вводится должность летописцев-историографов, в обязанности которых входило занятие астрономией и календарным вычислением. С расширением территории Китая росли познания и в области географии. В результате экономических и культурных контактов с иными народностями и племенами, было накоплено много сведений и преданий, относительно их географического месторасположения, быта, специфических продуктов, производимых там, местных мифов и т. д. В период династии Чжоу медицина отделяется от шаманства и знахарства. Знаменитый китайский врач Бянь Цяо описал анатомию, физиологию, патологию и терапию. Он - один из первых врачей, кто производил операции под наркозом, используя для этого специальный напиток. В области военной науки значительный вклад был внесён китайским теоретиком и полководцем Сунь - цзы (VI-V вв. до н. э.). ему приписывают авторство трактата о военном искусстве, где показана взаимосвязь войны и политики, указаны факторы, влияющие на победу в войне, рассматриваются стратегия и тактика ведения боевых действий. Среди многочисленных научных направлений существовала сельскохозяйственная школа (нунцзя). В книгах, посвященных теории и практике ведения сельского зозяйства, собраны сочинения, где описываются методы и способы обработки почв и посевов, хранения продуктов, разведения шелковичного червя, рыбы и съедобных черепах, ухода за деревьями и почвами, выращивания скота и т. д. Период династии Чжоу ознаменован появлением многих памятников искусства древнего Китая. Вслед за переходом к железным орудиям, изменилась техника земледелия, вошли в обращение монеты, улучшилась техника ирригационных сооружений и градостроительства. Следом за крупными сдвигами в хозяйственной жизни, развитием ремёсел, произошли заметные перемены в художественном сознании, возникли новые виды искусства. На протяжении всего периода Чжоу активно развивались принципы градостроительства с чёткой планировкой городов, обнесённых высокой глинобитной стеной и разделённых прямыми, пересекающимися с севера на юг и с запада на восток улицами, разграничивающими торговые, жилые и дворцовые кварталы. Значительное место в этот период занимает прикладное искусство. Широкое распространение получают бронзовые зеркала, инкрустированные серебром и золотом. Бронзовые сосуды отличаются нарядностью и богатством орнамента. Они стали более тонкостенными, а украшались инкрустацией драгоценными камнями и цветными металлами. Появились художественные изделия бытового назначения: изысканные подносы и посуда, мебель и музыкальные инструменты. К периоду Чжаньго принадлежит первая картина на шёлке. В родовых храмах наличествовали настенные фрески, изображавшие небо, землю, горы, реки, божеств и чудовищ. Одной из примечательных черт традиционной цивилизации древнекитайской империи становится культ образования и грамотности. Было положено начало официальной системе образования. В начале II века появляется первый толковый словарь, а позднее специальный этимологический словарь. Значительными были и научные достижения в Китае этой эпохи. Составленный во II в. до н. э. трактат содержит сжатое изложение основных положений математических знаний. В этом трактате зафиксированы правила действий с дробями, пропорции и прогрессии, применение подобия прямоугольных треугольников, решение системы линейных уравнений и многое другое. Особых успехов добилась астрономическая наука. Так, например, текст, датируемый 168 г. до н. э., указывает движение пяти планет. В I в. н. э. был создан глобус, воспроизводивший движения небесных тел, а так же прототип сейсмографа. Важным достижением этого периода является изобретение прибора, названного «указателем юга», который применялся как мореходный компас. Ярким примером соединения теории и практики является история китайской медицины. Лекари применяли большое число препаратов из трав и минералов. Лекарства нередко включали в себя до десяти и более ингредиентов, а их применение очень строго дозировалось. Имперский период истории древнего Китая характеризуется появлением нового жанра исторических сочинений, развитием жанра прозо-поэтических произведений «фу», которые получили название «ханьские оды». Литература отдаёт дань чувственной и сказочной тематике, получают распространение книги легенд с фантастическими описаниями. Во время правления У-ди при дворе была учреждена Музыкальная палата (Юэ фу), где собирались и обрабатывались народные мелодии и песни. Значительное место в культуре древнекитайской империи занимает архитектура, скульптура и живопись. В столицах возводились дворцовые комплексы. Создаются многочисленные комплексы гробниц знати. Получает развитие портретная живопись. Портретными фресками украшались дворцовые помещения. В период Южных и Северных династий ведётся активное строительство новых городов. С III по VI вв. в Китае построено более 400 новых городов. Впервые стала применяться симметричная планировка городской застройки. Создаются грандиозные храмовые ансамбли, скальные монастыри, башни - пагоды. Используются как дерево, так и кирпич. К V веку появились статуи в виде огромных фигур. В грандиозных статуях мы видим динамику тел и мимику лиц.

В V-VI вв. среди разнообразных художественных изделий значительное место занимает керамика, которые по своему составу становятся очень близки к фарфору. В этот период получает широкое распространение покрытие керамических сосудов глазурью бледно-зелёного и оливкового цвета. Картины IV-VI вв. приобретают форму вертикальных и горизонтальных свитков. Они писались тушью и минеральными красками на шелковых полотнищах и сопровождались каллиграфическими надписями.Расцвет творческих сил народа особенно ярко проявился в живописи танского периода. В её произведениях ярко проявилась любовь к своей стране и её богатой природе. Работы выполнялись на шёлке или бумаге в виде свитков. Прозрачные и плотные краски, напоминающие акварель и гуашь, были минерального или растительного происхождения.

Танский период, ставший временем расцвета страны и золотым веком китайской поэзии, подарил Китаю подлинных гениев, среди которых Ван Вэй, Ли Бо, Ду Фу. Они являлись не только поэтами своего времени, но и провозвестниками новой эпохи, ибо в их произведениях уже заложены те новые явления, которые в дальнейшем станут характерными для целого ряда писателей и обусловят взлёт духовной жизни страны. Проза VII-IX вв. продолжала традиции предшествующего периода, представляющего собой сборники побасенок, анекдотов. Эти произведения получают своё развитие в виде авторских новелл и имеют форму писем, докладных записок, притч и предисловий. Отдельные сюжеты новелл впоследствии легли в основу популярных драм.

Китай является одним из древнейших государств, культура которого имеет свои особенности и привлекает своей самобытностью миллионы путешественников со всего мира. Самые древние памятники китайской культуры датируются V-III тыс. до н.э. Именно в Китае были найдены останки одного из древнейших предков человека – синантропа, жившего более 400 тысяч лет назад.

Однако археологические свидетельства говорят о том, что цивилизация в Китай пришла позже, чем в Египет, Индию или Шумер – примерно в 11 тысячелетии до нашей эры. Долгий период, вплоть до середины 1 тысячелетия до нашей эры в Китае отсутствовали оросительные системы, и сама цивилизация существовала очень изолированно.

Одной из первых культур древнего Китая была культура Яншао – примерно 3 тысячи лет до нашей эры. Уже в этот период жители Китая строят дома, углубленные в землю, возделывают землю, приручают животных, владеют различными ремеслами. Есть документальные свидетельства их навыков пиктографической письменности. Они восхваляли Солнце, Луну, различные природные явления, превознося культ предков.

Китайская культура имеет целый ряд особенностей До наших дней сохранились остатки керамических сосудов - блюд, кувшинов, чаш. Мастера украшали их различными геометрическими узорами, а также зооморфными узорами. Во II тысячелетии вместе с образованием цивилизации, культура Китая претерпевает большие изменения. Этот период характеризуется распадом первобытного общества и образованием первых государств. Дошедшие до сегодняшних дней остатки города-государства Шан, свидетельствуют о том, что уже в то время город имел четкую планировку и окружался глинобитной стеной толщиной 6 метров. Дворец правителя Шан стоял на глинобитной платформе, возвышаясь над другими постройками. Внутри него были обнаружены скульптуры из камня животных и людей, настенные росписи, сделанные яркими красками красного, белого и черного цветов. Эпоха Шан характеризуется изобретением бронзового литья, появлению письменности с иероглифами. На останках жертвенных животных, на черепаховых щитах можно увидеть этому документальные подтверждения. В это время существенно меняются представления китайцев о загробной жизни, вырастает значение культа предков. Так, гробница правителя Шана отличается двухъярусностью, присутствием в ней целого арсенала предметов, которые могут «пригодиться» правителю для загробной жизни – колесницы, оружие, предметы быта из бронзы и нефрита, керамики. Гробницу охраняли стражники в виде полулюдей-полузверей.

Культурные особенности Китая в бронзовую эпоху характеризуются усилением веры в мифологических и религиозных покровителей. Об этом свидетельствует огромное число сосудов из бронзы для жертвоприношений. Крышки и ручки таких сосудов вырезались в форме голов наиболее почитаемых животных – быка, тигра, барана, дракона. Поверхность таких сосудов вырезалась в виде чешуи, что приумножало магическое действие жертвоприношения.

В I тыс. до н.э. жизнь древнего Китая меняется во всех областях цивилизации. В начале этого периода происходит смена правления Шан на правление Западного Чжоу, которые также стали называть себя царями - «ван». Именно в этот период заканчивается формирование и упорядочивание религиозного учения о «божественном» происхождении всех «ван». Оно опиралось на мифологическое представление данного культа Неба, как высшего божества. Была создана первая стройная и единая древняя история Китая, которая основывалась на культе китайских мудрецов – правителей древности. Ван Чжоу был провозглашен Сыном Неба и его Единственным земным воплощением. Ему причислялись магические способности – «дэ», которые позволяли ему быть посредником между Небом и народом Китая. Его стали называть владыкой Поднебесной. Позже власть переходит к Восточному Чжоу – в 8 веке до нашей эры. Конец первого тысячелетия до нашей эры характеризуется преобладанием культурного этноцентризма, который в дальнейшем получил еще больший расцвет. Этнос хуася превозносит китайское происхождение, как единственно заслуживающее уважения и поклонение. Все другие народы назвались варварами.

Характеристика культуры Китая

Древняя китайская культура отличается от других древних культур своей самобытностью и неповторимостью. Ее рационализм, прагматичность и обращение к ценностям реальной земной жизни существенно отличает ее от индийской культуры. Еще одной из главных ее характерных особенностей, является огромная роль традиций, ритуалов и церемоний. Это и послужило появлению выражения «китайские церемонии». Китайская культура тесно связана с религией и поклонением божественным силам природы. Верховным божеством для них является Небо, главный храм – храм Неба, а свою страну они называют Поднебесной. Китайцы поклоняются с древнейших времен Солнцу и другим светилам, горам и водным стихиям.

Танцевальные па Особенности Китая проявляются в эстетизации и поэтизации. В Китае раньше, чем где бы то ни было, возникают пейзажная живопись, архитектура и лирические произведения о природе.

В цивилизации наступает период, когда активно растут новые центры торговли, в городах увеличивается население по полумиллиона. В ходу появляется железо и орудия быта из него, развиваются ремесла. Впервые появляются гидротехнические сооружения, позволяющие активно развивать земледелие.

Период с 5 по 8 век до нашей эры называют периодом «Борющихся царств», когда в Китае шла борьба за власть между несколькими сильными царствами. Царство Цинь сыграло в этот период немаловажную роль для развития Китая. Происходит невиданный расцвет науки и культуры именно в этот период, называемый также периодом «соперничества ста школ». Был создан солнечно-лунный календарь, уточняется продолжительность года, создается каталог звезд, вычисляются периоды лунных затмений, создается теория движения небесных светил – «дао». Большие достижения происходят и в области математики. Развитие астрономии, географии, математики и философии приводят к развитию скептического отношения к религиозным верованиям. Доказательством этому может служить трактат «Вопросы к небу», в котором критикуются мифологические аспекты религии.
Также этот период считается золотым веком китайской философии. Именно отсюда берут начало основные течения философии – конфуцианство, легизм и даосизм.

Великий Конфуций и его последователи

Великий Кун-цзы жил в период с 551 до 479 г.г. до н.э., и темой для своих философских размышлений избрал отношения между людьми. Он считал, что путь к миру и порядку лежит через соблюдение норм и вековых традиций китайского народа. Конфуций считал, что главная задача воспитания человека состоит в освоении им определенных норм и строгих правил поведения, которые смогут регулировать отношения между разными группами людей, например, между старшими и младшими по возрасту, между разными по социальному уровню людьми, между детьми и их родителями и т.д.

Конфуций — человек изменивший мир

Он был категорическим противником внесения в отношения всего нового, в том числе и реформ. По его мнению, ключом к решению современных проблем может стать только древняя мудрость предков. Только многовековой опыт прошлых поколений и традиции помогут найти человеку свое место в жизни и принять истину, что правитель должен быть правителем, отец – отцом, а сын - сыном! Конфуций рассматривал государство, как проекцию семьи, в которой главная роль, главному носителю норм и правил, бесспорно, отводится мудрому правителю.

Конфуций и его последователи распространяли свое учение не только на религию и философию, но и на весь уклад жизни. Оно помогает найти ответ на любой вопрос, начиная с вопроса о смысле жизни, и заканчивая любой жизненной ситуацией. Именно это учение легло в основу древнекитайской образовательной системы, где основополагающими были гуманитарные науки. Конфуцианство способствовало формированию в китайском обществе широкого сословия образованных чиновников, которые составили привилегированную элиту. Данное учение способствовало развитию культурного китайского этноцентризма.

Особенности Китая - философское учение даосизм

В этот же период в Китае формируется еще одно философское направление – даосизм. Его основателем и духовным лидером считается Лао-Цзы. Главной особенностью данной философии является отказ от активной жизни и созерцание всего окружающего. Главным направлением данного учения является изучение законов природы и следование этим законам. За основу учения взята идея о «пути природы» и вечной изменчивости мира. Даосизм, так же как и учение Конфуция, выходит за рамки религии и философии, распространяясь на весь уклад жизни. Многое в данном учении почерпано из буддизма и йоги, например, дыхательные практики. Конечной целью в этом направлении, является достижение бессмертия. Даосизм проповедует теорию «недеяния», в том числе и для правителя, рассуждая, что лучшим правителем является тот, о котором народ знает только то, что он есть.

Одной из сфер жизни, куда распространялся интерес даосизма, является естествознание, астрология, алхимия. В конце концов, эксперименты алхимиков привели к тому, что был изобретен порох. Наука о связи космического пространства и земной поверхности привела к изобретению компаса. Астрологические прогнозы на все случаи жизни стали очень популярны, и ни один уважающий себя правитель не принимал важное решение без совета личного астролога.

Кроме того, многие принципы даосизма легли в философскую основу многих китайских единоборств, в частности ушу.

Легизм – философия сурового закона

Третьим влиятельным философским направлением в Китае, стал легизм. Первоначально он являлся оппонентом сторонников конфуцианства, но позже почти полностью вошел в это философское течение. Главным основополагающим критерием создания прочного и сильного государства, как считали легисты, является соблюдение законов. Они считали, что мораль и традиции не могут быть основой для политики. Они были сторонниками жесткой дисциплины, повиновения и жестокого наказания за проступки. Они разработали систему государства, в основе которой лежит диктаторство. Почти до начала 20 столетия концепция деспотического государства с элементами конфуцианства лежала в основе китайской государственности.

Художественная культура древнего Китая

В эпоху «Борющихся царств» отмечается много событий их художественной культуры. Расширяется круг тем, которые отражаются в искусстве. Именно в это время был создан первый архитектурный трактат «Чжоули». В нем четко изложены основные принципы архитектурной планировки города с указанием ширины дорог, размерных параметров зданий, и толщины стен зданий и сооружений.

Литературные достижения этого периода отмечены знаменитой «Книгой песен», в которой собрано около трех сотен песен и стихов. Редакторство данного памятника словесности приписывается Конфуцию. Среди поэтов известны Цюй Юань, который создавал и лирические произведения, и трагические. Его «Ода скорби» широко известна в Китае. Первым воспевателем женской красоты и глубокого чувства любви мужчины к женщине, стал Суп Юй.

Наивысшего расцвета культура Китая достигла в период с III века до нашей эры по III век нашей эры. Причиной этому стали обширные изменения во всех областях жизни.

Приверженец легизма министр Циньского царства Шан Ян стал инициатором проведения полномасштабных реформ во всех областях жизни. Благодаря ему, в стране появилось единое законодательство, было развито судопроизводство, наследование титулов и привилегии были упразднены, проведены реформы в армии. В ней все колесницы заменились на конницы, на смену бронзовому оружию пришло железное. Жесткая дисциплина, строгий порядок и подчинение, жестокие наказание и насилие - вот основные принципы, по которым проводились реформы. Однако, именно благодаря проведению всех реформ, царство Цинь смогло подчинить себе все остальные «Борющиеся царства» и стало мощной централизованной державой. В 221 году до нашей эры правитель Цинь стал именовать себя Императором Цинь. Через 15 лет династия Цинь сменяется династией Хань, которая правила до самого конца существования Древнего Китая, то есть до 220 года нашей эры. В этот период Китайская Империя считается одной из самых сильных в мире. Ее население составляет одну пятую часть всего населения мира (примерно 60 миллионов человек).

Страна на глазах преображается. Появляются дороги, связывающие города с селами, развивается сельское хозяйство, которое применяет много новых технологий для выращивания культур. В стране строится много каналов, которые стали отличной дешевой альтернативой транспортным артериям. Процветает торговля.

Музыка — одно из важнейших направлений культуры Китая

Широкое развитие получили ремесла. Китайская империя становится эксклюзивным мировым поставщиком шелка. Он производится в больших объемах и становится главным товаром экспорта. Также широкое признание получил изобретенный в Китае лак. Он использовался для покрытия оружия, различных предметов быта, снаряжения для боевых действий, деревянных изделий, и т.д. Лак не только отлично защищал изделия от негативных внешних воздействий, но и придавал им красивый вид. Много споров о том, кто же первым изобрел бумагу. Китайцы считают это изобретение своим подарком всему человечеству. Первая бумага появилась в период со 2 по 1 век до нашей эры. Иероглифическое письмо широко применяется и находит свое распространение в Японии и Вьетнаме, Корее.

В период правления этих двух династий Китай устанавливает широкие торговые связи с другими странами. Большое значение имел «Великий шелковый путь», общая протяженность которого составляла более семи тысяч километров. Торговые караваны везли в Индию, Средиземноморские страны, Иран, в Среднюю Азию не только высококачественные шелка, но и железо, лаки, никель, драгоценные металлы, изделия из бронзы, керамику.

Философия Китая имеет множество особенностей Древний Китай вошел в историю и как основоположник математических исчислений с отрицательными числами, о чем упоминается в трактате «Математика в девяти книгах». Китайские ученые не обходят стороной астрологию, создаются новые расширенные карты звездного неба, создается небесный глобус. Медицинская наука пополняется 36-ю трактатами, собравшими полные сведения о болезнях и методах их лечения, создается первый фармакологический трактат. Отдельным пунктом стоит отметить изобретение первого в мире сейсмографа.

Архитекторы Древнего Китая отличаются особым взглядом на планирование городов и строительство домов. Одним из знаменитых архитектурных творений этой эпохи стала Великая китайская стена. Общая длина этого сооружения составляет более шести тысяч километров. Ширина стены недалеко от Пекина составляет от пяти до восьми метров, а высота - десять метров. Также одним из грандиозных памятников архитектуры Древнего Китая является захоронение императора Цинь-Ши-хуанди. Его масштабы и наполнение поражают. Внутри подземного дворца-усыпальницы охраняют покой императора воины из керамики, стоящие плечом к плечу, колесницы и кони, готовые сорваться в бой в любую секунду по приказу императора. Глиняная армия из тысяч воинов выполнена в натуральную величину. Национальные особенности Китая заключаются в глубокой вере в загробную жизнь. Именно поэтому захоронения величайших правителей были столь обширными и богатыми.

Изобретения, которые дал миру Китай

К наиболее известным изобретениям, которые открыл миру Китай, является порох, компас, шелк, книгопечатание, бумага, чай, фарфор, акупунктура, ветряные мельницы, парашют, спички и много всего другого. Иногда изобретение того или иного предмета происходит независимо друг от друга в разных концах света. Есть свидетельства изобретения пароварки, вилки, различных приспособлений для культивирования, земледелия, и др.

Национальные особенности кухни Китая

В Китае очень любят и умеют готовить, при этом научиться этому можно только у мастера на дому. Специальных заведений, где бы обучали поварскому искусству, нет. Одной из особенностей кухни Китая считается приготовление овощей. Их не подают в сыром виде. Овощи обязательно проходят тепловую обработку. Как нигде больше, в Китае можно встретить приготовленными различных насекомых – саранчу, кузнечиков, муравьев, а также змей. В качестве экзотики можно продегустировать курицу с сахаром, блюдо продается во многих магазинах. Что касается спиртных напитков, то в Китае не принято их употребление без серьезного повода. Дома в семьях никогда не пьют. Для этого собираются в баре и обязательно компанией. Одним из их любимых напитков является пиво, которое имеет особый вкус и несколько слабее, привычного для европейцев (около 4 градусов). «Чокаться» китайцы любят с каждым, с обязательными пожеланиями.

Особенности культуры населения Китая

В Китае большинство мужского населения курит, женщины, практически, не курят. Проблемы со зрением встречаются у 70% населения. Светлая кожа считается украшением женщины, поэтому загорать в Китае не принято. Многие считают китайцев «узкоглазыми», сами же китайцы считают, что их размер глаз соответствует жителям европейских стран, а вся проблема в нависающем веке. Пословица «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят», абсолютно не подходят к Китаю. В Китае очень чисто только потому, что там постоянно убирают. Китайцы любят мусорить еще больше, чем наши соотечественники.

Население Китая не знает, что такое «Отпуск». В их обиходе нет такого слова. Они очень трудолюбивы и отдыхают только в выходные. Всего два раза в год эти выходные несколько продолжительные – в феврале на Китайский Новый год и в октябре, во время празднования образования КНР.

Фамилии китайцев не отличаются разнообразием. Всего насчитывается около сотни фамилий. Самыми распространенными являются фамилии Ли и Ван. Из-за разнообразия диалектов, изучить китайский язык очень сложно. Всего их около двух сотен и некоторые из них больше напоминают совершенно другой язык. Наиболее популярен диалект «Mandarin». Из-за огромного населения, в Китае на английском языке говорят больше людей, чем в Америке или в Англии.

В Китае вас никто не пригласит в гости, это не принято. Нельзя обнимать и целовать девушку при знакомстве. Еще не стоит вести себя очень эмоционально, повышая голос и жестикулируя, вы можете обидеть китайца таким проявлением чувств. Если вы хотите вручить визитку китайцу, то стоит сделать это двумя руками. В привычном нам понимании понятия «очередь» у китайцев нет. «Кто первый встал – того и тапки!» Это про Китай! Многие китайцы не утруждают себя переодеваться, для того, чтобы сходить в магазин, поэтому не удивляйтесь, если в магазине вы встретите китайца в пижаме, это в порядке вещей. Возрастные люди в Китае часто занимаются специальной гимнастикой, напоминающей кунг-фу в медленном исполнении. Делают они это прямо на улице, никого не стесняясь, чаще по утрам. Если вы решите воспользоваться городским транспортом, то вам придется «потолкаться», так как обычая сначала выпускать людей, которые выходят из него, а потом садиться, в Китае нет. Китай знаменит своим скоростным поездом Maglev, курсирующим от Шанхая до аэропорта. Долгое время он был самым быстрым в мире, так как развивает скорость до 413 км/ч. Особенность его движения состоит в том, что он движется на магнитной «подушке», не касаясь рельс.

Китайская медицина насчитывает многовековую историю и базируется на изучении организма человека, на его биологически активных точках, его реакциях при воздействии механическими или другими методами. Целебные свойства растений, которые произрастают в Китае, изучались многими поколениями целителей и имеют научные подтверждения. В Китай приезжают за исцелением тысячи людей ежегодно.

Какие виды лечения можно встретить в китайских клиниках:

  • акупунктура – воздействие специальными иглами на биологически активные точки. Рефлексотерапия является методикой, направленной на облегчение состояния больного, на нормализацию в его организме всех процессов. Данная методика широко используется для лечения заболевания нервного характера, сердечно-сосудистой системы, для укрепления иммунной системы, снижения болевых ощущений и т.д. Именно в Китае многие клиники работают в помощь для оздоровления детей с ДЦП, по восстановлению после тяжелых аварий и травм;
  • массажи классические, массаж стоп, с использованием различных приспособлений (вакуумный). Массаж отлично помогает справиться с нервным напряжением, активизирует кровообращение, снимает боль и укрепляет иммунитет;
  • грязелечение;
  • лечение с использованием глины;
  • скобление каналов позволяет избавиться от застойных процессов в организме;
  • фитотерапия. Фитосборы, как правило, готовятся индивидуально для каждого пациента, в зависимости от его заболевания, от тяжести его состояния и от его переносимости тех или иных ингредиентов. Сборы трав на основе старинных рецептов создаются из сырья, выращенного в экологически чистых условиях. Из отваров и настоев трав готовят также ванны для пациентов, различные полоскания и обертывания, примочки и орошения;
  • лечение минеральными источниками;
  • лечение термальными водами.

Например, посещение курорта в Байдахе, отлично восстанавливает собственные защитные силы организма через укрепление собственной иммунной системы, через использование старинных методик китайских целителей. Пять минеральных озер, обладающих поистине, чудодейственными свойствами, лежат в основе оздоровления курорта Удалянчи. Если вы хотите совместить отдых в одном из самых чистых мест на планете и уникальные оздоровительные методики, то стоит посетить курорты Санья. Знаменитые термальные источники этого курорта известны всему миру.

Хорошие статьи в продолжение:

История Поднебесной насчитывает не одну тысячу лет, поэтому немудрено, что за все время существования этой страны сформировалась удивительная культура, которая так сильно отличается от путей развития других государств. Свою роль в создании этой уникальности сыграл тот факт, что Китай долгое время находился в изоляции, практически не пересекаясь с западными странами и не перенимая у них культурные ценности . Кроме того, активнее насаждение коммунистической идеологии также не могло не повлиять на развитие цивилизации Поднебесной. Итак, какая же она — культура Китая?

Архитектура Поднебесной: пагоды и дворцы из дерева

Китайские строения сложно спутать с какими бы то ни было другими. Такие характерные особенности, как двусторонняя симметрия, наличие внутренних двориков, протяженность вширь, соблюдение строгой иерархии в расположении помещений, а также декоративная отделка стен и крыш — все это делает архитектуру Китая узнаваемой и неподражаемой .

Несмотря на то, что в последнее время в Поднебесной активно возводятся строения, имеющие западный типаж, традиционная китайская архитектура по-прежнему не утрачивает своей актуальности. Доказательство тому — многочисленные храмы, пагоды и дворцы, которые соседствуют с выполненными из бетона и стекла высотными домами.

Как мы уже сказали, китайские постройки обязательно имеют двустороннюю симметрию — она должна символизировать гармонию, равновесие и баланс. Интересно, что в отличие от западных домов, китайские строения вытянуты не вверх, а вширь. Это дает возможность использовать всю отведенную для постройки площадь, расположив внутри построек зеленые дворики, отдельные корпуса и крытые галереи-переходы. Их расположение обычно подчинено строгой иерархии — наиболее значимые корпуса располагаются по центральной оси, тогда как менее значимые находятся с краю.

Соблюдение требований фэн-шуя — еще одна характерная особенность китайских строений . Так, большинство из них располагается к воде передней частью, а к возвышенностям — задней.

Что касается материала традиционных построек, то в особом почете здесь всегда было дерево — именно из него возводились почти все постройки, тогда как каменные дома были большой редкостью.

Обращают на себя внимание крыши китайских построек — большая часть из них имеет ступенчатую структуру с меняющимся уровнем наклона. Храмы и дворцы обычно имеют плавные крыши с несколько приподнятыми уголками, которые кроются черепицей и украшаются керамическими или деревянными фигурами.

Китайские картины

В традиционной культуре Китая важное место отводится живописи, которая поражает любого западного человека своей тонкой организацией и сложной эмоциональной составляющей. Этот вид искусства являлся важным компонентом культуры древнего и средневекового Китая, и не теряет своей актуальности и по сей день, органично переплетаясь с современным западным изобразительным искусством и не теряя при этом своей самобытности.

Интересно, что в императорский период профессиональных живописцев здесь практически не было — рисованием занимались чиновники и аристократия . Наибольшего расцвета китайская живопись достигла во времена династий Тан и Сун.

Отличительная черта художественной культуры Китая состоит в том, что картины представляют собой свитки, выполненные на шелке, бумаге или пластинах бамбука, которые вешались на стену. Многие из них дополнялись несколькими стихотворными строками, которые отражали внутреннее состояние автора картины.

Самый распространенный мотив китайской живописи — это горные и речные пейзажи, изображения цветов и бамбука, птиц и животных, а также портретная живопись. Наряду с полноцветными изображениями важное место занимало использование туши.

Графика и каллиграфия считаются в Китае неотделимыми от живописи. Искусство красивого написания иероглифов здесь в большом почете.

Литературное наследие

История литературы Китая уходит своими корнями в седую древность — первые найденные археологами тексты датируются эпохой династии Шан. Ведущее место в культуре Поднебесной традиционно занимает историография и этико-философские трактаты, тогда как художественной литературе отводится второстепенная роль. Классикой считаются сборники конфуцианских идей, нашедшие воплощение в Тринадцатикнижии, Пятикнижии и Четверокнижии. Династийные хроники также признаны основополагающими в формировании китайской литературы.

Нельзя обойти вниманием китайскую поэзию, которая по праву считается одной из наидревнейших в мире . Вплоть до ХХ века она не испытывала на себе западного влияния, что позволило сформировать четыре уникальных направления — фу, цы, ши и цюй.

Развлекательные романы — жанр литературы, ставший особо популярным в период династии Мин. Наиболее значимые из них — это «Троецарствие», «Путешествие на Запад» и «Речные заводи».

Музыка

Как и другие отрасли художественной культуры Китая, история музыки Поднебесной насчитывает несколько тысячелетий. Так, например, бамбуковая флейта считается одним из самых древних инструментов мира . Несложно догадаться, что вплоть до ХХ столетия музыка Китая практически никак не пересекалась с западной музыкальной традицией, однако тесно переплеталась со средневосточной, центрально- и южноазиатской.

Все уделяли музыке большое внимание. Согласно конфуцианству, это ответвление культуры имело космологическую природу, а также было тесно связано с обществом и политикой. По мнению последователей даосизма, музыка должна была выступать как следствие психоэмоциональных реакций человека и способствовать его соединению с окружающим миром. Ну а китайские буддисты обращали внимание на мистическую основу музыки, которое должно было способствовать в постижении человеком бытия.

Традиционная китайская музыка обычно исполняется сольно или же небольшими ансамблями. Инструмента изготавливаются из бамбука, дерева, металла, шелка, тыквы, камня и глины.

Вышивка

Этот вид прикладного искусства занимает важное место в культурном наследии Китая и насчитывает не одну тысячу лет. Наиболее ранние примеры вышивки, найденные археологами, относятся к периоду династии Чжоу — это были предметы ритуальной одежды.

Бурное развитие вышивки приходится на время правления династии Хань. Именно в этот период происходит формирование четырех основных направлений данного типа декоративно-прикладного искусства — Сян, Юэ, Шу и Су.

Китайская вышивка отличается необыкновенной нежностью и тонкостью работы и обязательно выполняется шелковыми нитками. Интересно, что первоначально ею занимались мужчины, а не женщины.

Роспись по ткани: искусство батика в Китае

В культурном наследии Поднебесной важное место занимает такой вид прикладного искусства, как рисунки, выполненные на ткани вручную. Это направление имеет долгую историю, так как считается, что уже во времена династий Цинь и Хань искусство батика имело место. Однако только в период династии Тан батик получил широкое распространение. Украшенные росписью ткани вывозились в это время в Европейские страны по великому шелковому пути.

Китайская кухня

Для китайцев гастрономия имеет особое значение: есть на ходу или совмещать еду с просмотром телевизора считается неприемлемым. Кухня Китая очень разная и зависит от местности.

  • Кантонская кухня . Она славится своими легкими закусками и мясными блюдами. В пищу здесь употребляется большинство видов местного мяса, кроме козлятины и баранины. Самое известное блюдо — димсан, то есть особый вид небольших закусок.
  • Сычуаньская кухня — превалирует пряность и острота, которые достигаются благодаря использованию местных сортов перца, орехов, женьшеня, кунжута, чеснока и так далее.
  • Аньхойская кухня знаменита блюдом из бамбука и грибов. В ней много овощей и трав.
  • Шаньдунская кухня . Здесь правят бал морепродукты и злаковые.
  • Фуцзяньская тесно переплетается с японской. Особое место при приготовлении блюд здесь занимает способ нарезки ингредиентов.
  • Кухня Цзянсу прославлена далеко за границами Китая. Отличается особой тщательностью в подборе ингредиентов, за счет чего блюда получаются очень нежными.
  • Хунаньская — знаменита активным использованием копченостей, а также вяленых продуктов. Блюда в основном острые.
  • Чжэцзянская кухня представлена нежными блюдами, имеющими умеренные ароматы.

Что касается основных ингредиентов, то самое важное место занимает рис, который употребляется в варенном и жареном виде . Также из этого злака готовят лапшу, лепешки и другие блюда. Употребление сои также играет важную роль. Из нее готовится традиционный сыр тофу, а также соевое молоко, паста, масло и уксус. Не игнорируют китайцы и овощи и зелень — пекинская капуста, сельдерей, горький огурец, проростки бобов, листья горчицы и кресс-салат занимают свою нишу в китайской кухне. Что касается мяса, то практически все его виды идут в пищу. Важная роль отводится также приправам, среди которых имбирь, гвоздика, кунжутное масло, укроп, бадьян.

Китая уходит в глубокое прошлое. Она отличается богатством духовных и материальных ценностей, а также огромной жизнестойкостью. Многочисленные мятежи, воины и разрушения, совершаемые завоевателями, не сломили и не ослабили эту цивилизацию, не порушили ее основные ценности и идеалы.

На протяжении всей истории культура древнего Китая старалась сохранить свою монолитность и не утратить активность. Каждая эпоха оставляла после себя огромное наследие самобытных, разнообразных и неповторимых по красоте и мастерству памятников. Творения живописи, зодчества, архитектуры и ремесел являются бесценными артефактами культурного наследия этой страны.

Культура древнего Китая кратко

Архитектура

Вместе с проникновением на территорию Китая буддизма (VI в. до н. э), здесь начинают появляться культовые сооружения - пагоды и скальные монастыри. Состоят они из нескольких сотен малых и больших гротов, расположенных в толще скалы.

С 1127 г. сооружают первые дворцы, храмы и монастыри. Строятся они преимущественно из дерева, бамбука, глины, тростника.

В эпоху правления императора Хань активно возводятся погребальные комплексы, оформленные росписями, рельефами и украшенные статуями мифологических животных.

Многие архитектурные сооружения Китая имеют одну общую черту - это приподнятые углы крыши, в результате чего кровля кажется слегка прогнутой.

Скульптура

Возникновение этого вида искусства связано с развитием ремеслиничества. Китайцы создают керамические изделия и украшают их красочной росписью в виде сеток, спиралей и раковин. Также появляются ритуальные сосуды, погребальные урны и другие предметы.

Появление скульптур, изделий из камня и кости, а также бронзовых сосудов, украшенных золотом и драгоценными камнями относят к 2 в. до н.э. В 4 в до н.э. начинается активное производство фарфора и лаковых изделий.

Художественная культура древнего Китая отражает главные духовные ценности конфуцианства и даосизма:

  • Духовное совершенство.
  • Близость природы и человека.
  • Поиск гармонии в явлениях природы (животных, цветах, деревьях).

Эти идеалы поспособствовали формированию уникального Культура древнего Китая пронизана идеями гармоничного соединения окружающего мира и человека. Это отражается как в каллиграфии, так и в живописи.

В традиционной культуре Китая письменность рассматривается как отдельная область эстетики и этики, ведь индивидуальное своеобразное написание иероглифов отражает душевные переживания автора. Издавна каллиграфическим письменам придавалось магическое значение, поэтому их хранят в каждом доме. Китайцы полагают, что иероглиф является идеальной моделью художественного произведения, так как в нем сочетаются простота формы, символичность, глубина и строгость.

Одним из высших достижений культуры этой страны является живопись на свитке. Этот новый вид искусства полностью освобожден от декоративной функции, он создан исключительно для созерцания. Основные жанры, в которых писали на свитке - это портрет (бытовой, исторический), пейзаж, жанр «цветы и птицы».

В китайском портрете соединены реалистическая достоверность и символичность, немного граничащая с карикатурностью. Картины отличает то, что каждый предмет, изображенный на ней, глубоко символичен. Цветок, дерево, птица или животное характеризует определенный поэтический образ. Так сосна символизирует долголетие, аист - святость и одиночество, а бамбук - счастье и стойкость. Традиционные пейзажи создавались в форме вытянутого помогало создать ощущение необъятного пространства.

Все произведения древнекитайского искусства несут в себе нравственный смысл и идею самосовершенствования человека, побуждая восхищаться красотой природы и искусной работой мастера. Видимо поэтому красота и выразительность, которую несет в себе культура древнего Китая, восхищает ценителей прекрасного. Она открывает новое видение мира и новую эстетику.

Письменность древнего Китая

Развитие письменности как части культуры древнего Китая, кратко можно напрямую связать с изобретениями, сделанными в начале времен. Дело в том, что первые приборы для письма представляли собой бамбуковую дощечку и заостренную палочку. Но изобретение шелка, кисточки и туши, сделали процесс письма более удобным и комфортным, следующим импульсом было изобретение бумаги. В XV века до нашей эры в Поднебесной для закрепления мыслей письменным способом применялось порядка 2000 иероглифов. Эти иероглифы до нашего времени составляют основу письменности современного Китая.

Литература древнего Китая

Благодаря развитой письменности, до наших времен дошли многие памятники литературы древнего Китая, например «Книга песен» составленная ориентировочной в I тыс. до. н.э. и содержащая 300 произведений. Благодаря дошедшим до нас письменным памятникам известные имена первого поэта китайской цивилизации Цюй Юань, историков Сыма Цянь и Бань Гу, чьи труды на долгое время развития культуры Китая в древности стали своеобразным стандартом исторической литературы и классической китайской прозы.

Архитектура, живопись, прикладные искусства

Китайцы, уже в I тыс. до н.э., умели строить здания в несколько этажей. Схема была проста: опора из деревянных столбов, крыша покрытая черепицей из обожженной глины. Особенность таких крыш проявлялась в загнутых вверх краях, такой стиль называется пагода. До наших времен дошли пагода Сун-юэ-сы и «Большая пагода диких гусей». Об уровне развития архитектуры и строительства говорит то, что к III веку до нашей эры было отстроено более 700 дворцов для императора и его приближенных. В одном из дворцов был выстроен зал, в котором одновременно могло собраться 10 000 человек.
Синхронно с развитием архитектуры, развивались и, живопись, прикладные искусства. Особенностью развития живописи, было применение туши для рисования на бумаге, шелке.
Не могут не вызывать восхищение, дошедшие до нашего времени резные фигурки из нефрита и слоновой кости. Развитие художественной керамики, стало предтечей появления фарфора.

Развитие науки в Древнем Китае

Науку как часть культурного наследия древнего Китая кратко можно описать как перечень достижений математики, астрономии, медицины. Математики древнего Китая изучили и описали свойства прямоугольного треугольника, ввели понятие отрицательных чисел, изучили свойства дробей, описали арифметическую прогрессию, разработали методы решения систем уравнений.
В I веке до нашей эры ученые древнего Китая написали трактат «Математика в девяти главах», где были собраны все знания накопленные в Поднебесной.
Развитие математики, соответственно дало импульс развитию астрономии, во II тысячелетии до н.э. год в Поднебесной делился на 12 месяцев, а месяц соответственно на 4 недели (т.е. точно так же как в наше время). Астроном Чжан Хэн, во II веке до нашей эры был создан небесный глобус изображавший движение светил и планет.
Развитие знаний в различных областях науки привело к тому что, в Поднебесной был изобретен компас, придумали и изготовили водяной насос.

Музыка

На рубеже веков, в Китае был написан трактат «Юэцзи», он суммировал представления древнего Китая о музыке. Начало музыкального развития пришлось на I тысячелетие до нашей эры. Была организована система подготовки музыкантов, танцоров. Для этого была создана придворная плата Юэфу. Она занималась, в том числе и регламентацию написания и исполнения музыкальных произведений. Музыкальная культура древнего Китая, кратко говоря, была под контролем императора.