Античная культура. В.Ф. Горохов. Античная культура: У истоков европейской цивилизации

Обладание собственностью и возможность ра-ботать на себя и свою семью в определённой степени защищала че-ловека от эксплуатации со стороны частных лиц. Наличие полити-ческих и социальных прав обеспечивало гражданам достаточно ус-тойчивое общественное положение, открывало возможность прямого участия в политической деятельности и влияния на жизнь своего государства. Расцвету культуры способствовало также нали-чие политической свободы , отсутствие идеологического, духовного контроля над жизнью людей и их творческой деятельностью .

Наи-более тяжёлый и изнурительный труд был переложен на плечи ра-бов, что давало свободным людям время, необходимое для духовно-го их развития. Таким образом, весь уклад жизни античных обществ способствовал раскрытию творческих возможностей свободного полноправного человека.

К тому же в античных государствах была достигнута массовая грамотность населения. Это открывало возможность приобщения широких сло-ёв населения к политической деятельности, культуре и литературе.

Уровень развития культуры в Греции и её достижения в этой области были настолько велики, что некоторые специалисты полагают возможным говорить о «греческом чуде».

В Греции получила значительное развитие философия как осо-бая область познания мира, осмысления законов его существования и развития, сложился ряд философских направлений и школ, соз-данных различными выдающимися мыслителями. Ряд филосо-фов — Фалес, Гераклит, Анаксагор и др. — отстаивали идею первич-ности материального мира. Философ V-IV вв. до н. э. Демокрит по-лагал, что материальный мир состоит из мельчайших частиц — атомов, которые находятся в постоянном движении. Он также от-стаивал принцип причинности, помогающий осмыслить суть всего происходящего. В трудах Платона выдвигались положения о пер-вичности нематериального, идеального начала и вторичности ма-териального мира. Выдающийся философ-энциклопедист Аристо-тель в своём учении совмещал материалистический взгляд на мир с идеализмом, признавая наличие божественного начала, под влия-нием которого происходит развитие материи. Аристотель осущест-вил классификацию видов государственных устройств и произвёл анализ многих современных ему государств.

История

В Древней Греции возникла и получила значительное развитие историческая наука. Её основателем был Геродот, который, расска-зывая о Греко-персидских войнах, описал предшествовавшую им историю Греции и многих восточных стран. Фукидид — младший со-временник Геродота — умножил историю Пелопоннесской войны. Историк эллинистического времени Полибий оставил труд, посвя-щённый многовековой истории войн Рима за власть над Средизем-номорьем.

В трудах древнегреческих историков предпринимались попытки исследовать причины исторических событий, роль вы-дающихся личностей в истории, установить взаимосвязь различных событий и процессов. В трудах рим-ского историка Тита Ливия дан подроб-ный очерк истории Рима от основания го-рода до эпохи империи. В сочинениях Публия Корнелия Тацита, Гая Светония Транквилла раскрыты многие события времён империи, даны характеристики императорам. Большую известность в ми-ре приобрели сочинения философа Лу-ция Аннея Сенеки, императора Марка Ав-релия. Они были представителями стои-цизма — учения, отводившего важное место нравственному самосовершенствованию человека.

География

В античности совершаются первые дальние морские путешествия, открываются и заселяются ранее неведомые земли. В античное время лучше всего была изучена среди-земноморская область Земли: юг Европы, запад Азии, север Африки.

Театр

Древняя Греция

Значительный вклад Древняя Греция внесла в развитие мирового теат-рального искусства: греки создали театр как один из важнейших видов массовых зрелищ. В Греции театр являлся также важным средством формирования общественного гражданского сознания . Древнегреческие трагики Эсхил, Софокл и Еврипид и коме-диографы Аристофан и Менандр вошли в число выдающихся дра-матургов мира.

Древний Рим

Первые римские пьесы были подражанием греческим и носили драматический характер. В императорскую эпоху Древнего Рима население предпочитало смотреть комедии. Представления становились все более и более зрелищными: много музыки, танцев и спецэффектов. Некоторые актеры приобретали такую известность, что их поклонники не давали им проходу.

Ораторское искусство

Практическими потребностями античного общества была рож-дена теория красноречия, которая была необходима в политиче-ской борьбе, а также в судебных спорах. Греция и Рим оставили бо-гатое наследие в области ораторского искусства. Наиболее знаме-нитыми ораторами явились Демосфен в Афинах и Цицерон в Риме.

Литература

Художественная литература также является одним из достижений античной культуры. В Греции и Риме сложились различные литера-турные жанры — эпическая и лирическая поэзия, трагедия и комедия, роман, эпистолярный жанр и др. Многие произведе-ния писателей и поэтов античного времени представ-ляют собой выдающиеся образцы мировой литерату-ры — поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида, комедии Аристофана и Плавта, роман Апулея «Золотой осёл», письма Мар-ка Туллия Цицерона и Луция Аннея Сенеки.

Среди наивысших достижений римской поэзии — творчество писателей и поэтов Вергилия, Горация, Ка-тулла, Овидия. Вергилий в поэме «Энеида» воспевал героическое прошлое Рима. Катулл и Овидий основ-ное внимание уделяли описанию человеческих чувств.

Живопись в античные времена

Портрет

см. Древнеримские игры и развлечения Материал с сайта

Европейская цивилизация уходит своими корнями в период античности. Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством (в основном, побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от 2-го тысячелетия до н. э. до первых веков христианства), античная культура раздвинула рамки исторического существования, заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания. В историческом плане под античностью подразумевается период истории, охватывающий греко-римское рабовладельческое общество.

Понятие античности в культуре возникло в эпоху Возрождения . Так итальянские гуманисты называли самую раннюю культуру из известных им. Это название сохранилось за ней и поныне как привычный синоним классической древности, точно отделяющий греко-римскую культуру от культурных миров древнего Востока. Античная культура космологична и основана на принципе объективизма, в целом для нее характерен рациональный (теорийный) подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем.

Античная культура - культура Древней Греции и Рима - стала фундаментом всей европейской цивилизации. Именно к ней восходят литературные жанры и философские системы, принципы архитектуры и скульптуры, основы астрономии, математики, естествознания. В этой связи античность привлекает внимание современников.

Античность по разному рассматривается учеными. Так, А. Ф. Лосев связывает античность с зарей, детством человеческого духа, считает, что античность была греческим чудом. Ф. Ницше видит в античности “античный ужас”. В греческой религии и искусстве он увидел два противоположных начала - апполоническое и дионисийское. На бурных празднествах в честь Диониса античный человек освобождался от обычных запретов, забывал апполонические законоположения.

Таким образом, везде, куда проникало дионисийское начало, апполоническое упразднялось или уничтожалось. А. Боннар считает, что греческого чуда не существует, греческий народ всего лишь развивает и продолжает эволюцию, начатую народами жившими до него. Этот сложный, противоречивый, зачастую античеловечный и кровавый процесс становления новой европейской цивилизации сделал новый шаг в медленном продвижении человечества вперед.

Культура Древней Греции .

Благоприятную обстановку для зарождения греческой цивилизации создали: борьба за демократию, историческое наследие крито-микенской культуры, а также природные условия. Основой взлета греческой культуры был рабовладельческий полис - демократически управляемый город-государство. Расцвет греческого полиса в IV-V веках до н. э. стал одновременно золотым веком, классической эпохой античности. Однако изнанкой культурного взлета был рабский труд. Рабство было причиной внутренней слабости греческого мира, который не мог противостоять варварским нашествиям.


Прежде всего, античность привлекает современника гуманизмом и ощущением свободы личности. Греки стремились увеличить власть человека над природой, утвердить и возвысить свою человеческую сущность. Воспитание подчиняется решению задачи всестороннего совершенствования человека. Основу литературного образования составляли произведения Гомера , Гесиода , Эзопа.

Если попытаться определить доминанту сознания грека - гражданина полиса, то ею, вероятнее всего, будет ощущение свободы. В Греции не было трепета перед понятием высшей власти, что ее отличало от восточных деспотий. Полисное устройство государства воплощалось в участии граждан в народных собраниях, судах, в принятии решений о делах государственной важности. Это имело прямое влияние на умонастроение граждан. Идеалом гражданина были полисные, социальные интересы, участие в обсуждении и осуществлении государственных дел. Письменность из профессионального навыка превращается в личный. Общество ставит перед собой задачу воспитания активной личности.

В культуре Греции обращает на себя внимание стремление к идеальной норме и столкновение идеальной модели с реальной действительностью. Герои Гомера своими подвигами возвышаются над обычными людьми, Эсхил славит идеи патриотического долга, Софокл изображает людей, какими они должны быть. Модель идеального управления - полисная демократия. Однако в условиях рабовладения такой строй может быть назван демократическим лишь с известной долей условности. По подсчетам А. Боннара, в Афинах, например, своими гражданскими правами могли пользоваться всего лишь 14240 граждан из 400 тысяч.

Для античности характерно насаждение организованности над хаосом. Полис - это организованная структура, космос - обустроенный мир, мир богов организован согласно общественному строю на земле. Мировоззрение древнего грека носило космологический, мифологический, политеистический характер. Космос для грека - это абсолютное божество. Сам термин “космос” указывает не только на мир, но и на лад, строй, порядок и красоту. И если все окружающее прекрасно, то верность ему становится незыблемым принципом греческого искусства. Весь космос трактуется как универсальная общинно-родовая формация, в которой существуют вполне земные родственные отношения. Земля трактуется как мать всего существующего, как мать всех богов и людей. Античный человек созерцал действительность. Для него весь мир являлся в разных обобщающих словах, т.е. мифах.

Культура Древнего Рима .

В I веке до н. э. в античном мире возвышается Рим. С ним связана поздняя эллинистическая культура.

Особенностью древнеримской культуры является:

а) преемственность, открытость римской культуры (можно выявить этрусское и греческое влияние, показать веротерпимость римлян);

б) двуязычность римской культуры (греческий и латинский языки);

в) просветительство, систематизаторство, энциклопедизм науки и образования;

г) продолжает углубляться интерес к внутреннему миру человека, наблюдается психологизм в литературе и искусстве.

Проникнув во внутренний мир человека, римская культура подготовила общественное сознание античности к восприятию христианства. Для раскрытия этих особенностей можно использовать богатый материал периода расцвета культуры в Римской империи .

Период правления Августа (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.) и век Антонинов (II в.) рассматривается как золотой век римской культуры. С ним связаны прославленные имена архитектора Ветрувия, историка Тита Ливия, поэтов Вергилия, Горация, математика, астронома и географа Клавдия Птолемея, анатома и физиолога Галена, философов Сенеки и Эпиктета и др.

Римские художники, писатели, поэты и философы ориентируются на гениев классической культуры Греции, однако естественность греческой классики сменяется рассудочностью, сдержанностью и самодисциплиной. Широкое распространение получает греческий язык. В 90-80-е гг. до н. э. римская знать говорила по-гречески так же свободно, как российские вельможи изъяснялись по-французски в XVIII в. Столичная молодежь могла слушать греческих философов без переводчика.

Развивается архитектура и изобразительное искусство. В Риме развернулось интенсивное строительство, реставрировались древние водопроводы, реконструировались дороги и мосты. Август гордился тем, что оставляет мраморным Рим, который принял кирпичным. Было опубликовано “Десять книг о строительном искусстве” Марка Ветрувия Поллиона. Были созданы специальные здания для народных собраний, судей, был воздвигнут Пантеон (храм всех богов), построен Форум Августа. Построено множество храмов. В римской архитектуре проявляется греческое влияние при сохранении древних местных традиций храмового и погребального зодчества.

Начиная с I века н. э. эллинистическо-римскую культуру захватывает идея реставрации. Литераторы пытались возродить все идейные и стилистические особенности писателей классической Греции, в науке пытались систематизировать накопленное. Философской реставрацией древней мифологии стал неоплатонизм.

Культуре императорского Рима присущ энциклопедизм, стремление освоить и систематически представить уже накопленные достижения. Плиний Старший на основе двух тысяч трудов греческих и римских авторов составил энциклопедическую “Естественную историю”. Оригинальный вклад внес в область права выдающийся законовед эпохи Адриана Сальвий Юлиан, который просмотрел все существующие преторские эдикты (преторы осуществляли верховную судебную власть), отобрал из них все, что соответствовало новым условиям жизни, привел их в систему, а затем превратил их в единый преторский эдикт. Таким образом, был учтен весь ценный опыт в предшествующих судебных решениях.

Изначально своим главным признанием Рим считал власть над миром. Уступая грекам пальму первенства в науках и искусстве, римляне превыше всего ставили умение властвовать. Достигнув желаемого, приобретя власть над миром, Рим утратил цель: пик имперского могущества одновременно стал кризисом и гибелью римской идеи.

С падением Рима завершается античная культура, но ее традиции продолжают жить. Художественные образы античности вдохновляли мастеров Возрождения, эпохи классицизма. В России эстетика и искусство классицизма получили распространение в XVIII в. Оды М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, трагедии А. П. Сумаркова, театральная деятельность Ф. Г. Волкова, архитектура В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, скульптура И. П. Мартоса и др. наполнили классицизм новым национальным содержанием. В дальнейшем обращение к образам античности наблюдается в серебряном веке русской культуры.

Античная культура стала одной из самых развитых культур древнего мира. Она выделяется полнотой, разнообразием составных частей культуры (литература, искусство, философия и т. д.), гуманистической направленностью. Античность внесла большой вклад в сокровищницу мировой культуры. Взаимодействие и развитие греческого и римского элементов в культуре создали европейскую цивилизацию.

Античная культура (от латин. “antiquus” - “древний”) - совокупность идеалов, норм, ценностей, идей и традиций - всех направлений греко-римской древности в области литературы, искусства, эстетического, этического, политического сознания, мифа, религии, философии и науки. Географические рамки античной культуры - территория Древней Греции и Рима, хронологические - от истоков крито-микенской культуры (рубеж III-II тысячелетий до н.э.) до первых веков нашей эры. Однако воздействие античной культуры на мировую выходит далеко за эти пределы. Античная культура - колыбель, отправная точка в развитии европейской культуры.

В развитии древнегреческой культуры выделяют следующие этапы:

· Крито-микенский или эгейский (по названию Эгейского моря) - III тысячелетие до н. э. - XII в. до н.э.;

· Гомеровский период - XI-IX в.в. до н.э.;

· Архаический период - VIII-VI в.в. до н.э.;

· Классический период - с конца VI в. - до последней трети IV в. до н.э.;

· Эллинистический период - с последней трети IV в. - до середины II в. до н.э.

Критскую культуру собственно нельзя назвать греческой, так как она была создана догреческим населением острова Крит. До настоящего времени ученые не смогли определить, к какой языковой группе отнести древнейших жителей Крита. Письменность критян, так называемое слоговое линейное письмо А, до сих пор не дешифрована. Однако невозможно изъять этот остров из культурной истории древнегреческого общества. Сами греки вели свою историю с Крита. Остров Крит неоднократно фигурирует в греческой мифологии, которая прославила его сказаниями о влюбленных богах и царевнах, о героях, побеждающих злые силы, о первом полете человека (мифы о Тесее и Минотавре, об Икаре и Дедале, о похищении Европы и др.). На Крите родился сам главный греческий бог Зевс.

Критскую цивилизацию иногда называют “дворцовой” цивилизацией. На острове находился целый ряд городов-государств. Центром каждого государства был дворец. На Крите найдены остатки обширных дворцов. Это комплексы построек, группирующихся вокруг большого внутреннего двора. Расположены они очень причудливо, на разных уровнях, соединяются между собой лестницами, коридорами, некоторые уходят под землю. Общая площадь самого известного Критского дворца - в Кноссе - велика (24 тысячи квадратных метров). Здание было двух-, а возможно, и трехэтажное; дворец имел прекрасную систему водоснабжения, терракотовые ванны, продуманную вентиляцию и освещение. Кносский дворец заставил ученых вспомнить греческий миф о Лабиринте. Раскопки показали, что художественная фантазия греков имела под собой реальную почву.

Стены помещений дворца покрыты многочисленными фресками. На них, а также на каменных и золотых критских сосудах постоянно встречаются изображения быка. Исследователи полагают, что образ могучего и свирепого бога - быка олицетворял дикие разрушительные силы природы. В раскопках встречается изображение и другого божества - великой богини-Матери, которая имеет разные воплощения: то грозной повелительницы диких животных, то благостной покровительницы растений. Но на Крите не найдено ничего, похожего на храмы. Вероятно, религиозные церемонии совершались в священных рощах и пещерах.

Живопись - это главное украшение критских дворцов. В ней явственно ощущается влияние египетского художественного канона (например, тип построения фигуры). Но за сходством обнаруживаются более глубокие различия. Вместо строгого геометризма форм, симметрии, суровой величественной простоты египетского искусства в критских росписях на первый план выходит непринужденность, изысканность и прихотливость форм, асимметрия. Эти качества характеризуют и настенную живопись (в которой очень часто встречаются изображения женщин - “придворных дам”), и декоративно-прикладные изделия. Многие предметы быта, найденные в помещениях Кносского дворца, выполнены на высоком художественном уровне. Это, прежде всего, керамика - сосуды различных форм и различного назначения. В критской керамике преобладают морские мотивы.

В конце XV века до н.э. остров Крит постигла катастрофа. Его города превратились в развалины. Мнения исследователей о причинах катастрофы расходятся. Многие считают, что остров подвергся опустошительному завоеванию греков-ахейцев с территории Балканского полуострова. Возможно, сюда присоединилось и стихийное бедствие - землетрясение, извержение вулкана.

Критской культуры не стало, но еще около трех столетий близкая ей микенская культура существовала на греческом материке. Микенская культура (по названию одного из раскопанных городов - Микены) была создана греками - ахейцами, но испытала значительное влияние критской культуры. Однако микенская культура значительно отличалась от критской. Изысканной, утонченной культуре Крита противостояла суровая и мужественная культура материковой Греции.

В критских поселениях не было крепостных стен, военных укреплений, в то время как города-государства ахейской Греции были защищены мощными стенами, сложенными из огромных каменных глыб. Греки, в отличие от критян, не чувствовали себя в безопасности; их поселения были уязвимы с суши. Да и сами греки-ахейцы были более воинственны, чем критяне. Жизнь была суровой, наполненной войнами, которые длились годами. Об одном из военных конфликтов, продолжавшемся 10 лет, рассказывается в знаменитой греческой поэме “Илиада”. Здесь миф переплетается с реальностью. Археологи нашли остатки реальной Трои на побережье Малой Азии. Не исключено, что Гомер преувеличил масштабы этого военного похода (согласно поэме, в нем участвовали почти все ахейские государства, а предводителем всего войска был избран царь Микен Агамемнон). Но историческая реальность этого похода ни у кого из исследователей не вызывает сомнений.

Суровость и мужественность микенской культуры нашли отражение и в тематике настенных росписей: излюбленными были сцены войны и охоты. Исчезает легкость и изящество критского изобразительного искусства. Керамика имеет более простой и однообразный орнамент. В микенской культуре широко использовалось золото. В гробницах правителей найдены разнообразные изделия из этого драгоценного металла: короны, кубки, украшения и, что самое интересное, золотые посмертные маски царей. Оружие - бронзовые мечи, щиты, кинжалы - инкрустировалось золотом и серебром.

До 50-х годов XX столетия микенская цивилизация разговаривала с нами лишь языком величественных памятников архитектуры и живописи. Но в 1953 году ученые смогли прочесть глиняные таблички микенских дворцов. Была расшифрована письменность ахейской Греции - так называемое слоговое линейное письмо Б. Но дешифровка не смогла дать ответы на все вопросы исследователей. Тексты глиняных табличек содержат в основном сведения хозяйственного характера. Многое в истории микенской культуры и цивилизации остается невыясненным.

Как и критскую, микенскую культуру постигла катастрофа. Она была уничтожена нашествием с севера Балканского полуострова других греческих племен - дорийцев. Дорийцы находились на значительно более низком уровне развития, чем жители Микенской Греции. Поэтому следующий за крито-микенской эпохой период получил название “темные века”. Другое название этого периода - гомеровский. Именно к этому времени относят исследователи создание поэм “Илиада” и “ Одиссея”, которые являются важнейшим источником информации о “темных веках”. Поход на Трою состоялся еще в догомеровскую эпоху (в XIII или XII веке до н.э.). Но Гомер повествует о событиях прошлого на фоне современной ему действительности. Из этих поэм ученые черпают сведения о религиозных верованиях, семье, хозяйстве, традициях и других сторонах жизни греков в данный период.

Свидетельства гомеровского эпоса существенно дополняет и расширяет археология. Результаты раскопок показывают, что так называемое дорийское завоевание отбросило Грецию на несколько столетий назад. Вместо полисной системы (полис - это город-государство) вновь утверждаются родовые отношения. Была уничтожена письменность (не найдено ни одной надписи этого периода). Не сохранилось ни одного крупного архитектурного памятника (очевидно, строили из дерева или необожженного кирпича). Нет памятников скульптуры и живописи. В росписи керамики безраздельно господствует так называемый геометрический орнамент, что является признаком первобытного искусства.

Таким образом, во многом это было время культурного упадка. Но вместе с тем, как считает большинство исследователей, это был период накопления сил перед новым стремительным подъемом. Огромное значение для последующего развития греческого общества имело освоение греками выплавки и обработки железа.

Архаический (от греческого слова “архайос” - “древний”) период, по мнению некоторых исследователей, - это время наиболее интенсивного развития древнегреческого общества. Это период возникновения и укрепления полисной системы, строительства городов, развития ремесла и торговли, складывания внутригреческого рынка. Величайшим достижением архаической эпохи стало создание алфавитного письма. Греки заимствовали финикийский алфавит, добавив в него знаки для обозначения гласных звуков. Создание алфавитной письменности способствовало постепенной демократизации системы обучения. Это позволило со временем сделать грамотными почти всех свободных жителей Греции.

Именно в этот период происходит складывание собственно греческой культуры. На процесс ее формирования значительное влияние оказали три культурных фактора: эгейская культура (еще сохраняющаяся в Малой Азии), культура греков - дорийцев, восточная культура (Египет и Месопотамия). В архаическую эпоху греки начинают осознавать себя единым народом, отличным от других народов, которых они стали называть варварами. Себя греки именовали эллинами, а свою страну - Элладой. Этническое самосознание греков находило выражение и в некоторых общественных установлениях. Начиная с 776 года до н.э. стали устраиваться Олимпийские игры, на которые допускались только эллины.

Античная культура Древней Греции складывалась на протяжении нескольких столетий в условиях особой государственной системы - городов-полисов. Различия между ними носили достаточно выраженный характер - их граждане говорили на разных языковых диалектах, пользовались собственными календарями и монетами, почитали своих богов и героев.

Тем не менее, с VIII-VI вв. до н. э., периода возникновения и расцвета полисного строя, складываются вполне отчетливые черты греческой архаики.

К ним относятся:

1 интерактивный, синтезирующий характер (интеракция - взаимодействие) древнегреческой культуры: она синтезировала достижения разнотипных древних культур, избегая слепого подражания;

2 космологизм, означавший, что Космос являлся абсолютом культуры: он воплощал в себе Мир, Вселенную, порядок, противостоящий Хаосу;

3 каноничность, с водившаяся к соблюдению канонов (правил, ориентированных на достижение идеала) в философии, искусстве, строительстве, в пропорциях гармонической человеческой фигуры;

4 состязательность как одна из черт, которая характеризовала различные сферы жизни греческого общества - художественную, спортивную и др. Первые Олимпийские игры были проведены в 776 г. до н.э.;

5 диалектичность, выражавшаяся в единстве противоположностей (первоначально термин «диалектика» означал умение вести беседу).

Становление и развитие культуры греческих полисов (городов-государств) базировалось на достижениях в области производительной деятельности народов Древней Греции - в развитии горного дела и металлургии, строительной техники и архитектуры, керамического и текстильного производства, флота.

С падением полиса (IV в. до н. э.) начинается упадок греческой культуры, которая, тем не менее, сохранила свои основные достижения, дав толчок развитию европейской культуры в целом.

Мифология. Греческая мифология сложилась во II тыс. до н. э. В это время окончательно оформился пантеон богов, живущих на горе Олимп и подчиненных власти одного бога - Зевса, «отца людей и богов». Каждое олимпийское божество было наделено определенными функциями: Афина - богиня войны, высших родов искусства, ремесел, охранительница городов и стран; Гермес - бог торговли; Артемида - богиня охоты; Афродита - богиня любви к красоты и т.д.

Пантеон богов воспроизводился в архитектурных сооружениях (храм Артемиды и др.). Человекоподобные изображения богов стали основной формой развития античного искусства Древней Греции.
Религия. Огромное значение в древнегреческой религии имели представления о загробном мире. Властелином царства мертвых являлся Аид, у ног которого находится пес Цербер. Самая мрачная часть Аида - Тартар - пропасть, где томятся души особо провинившихся людей. Представлений о греховности человека перед богом у греков не было.

Философия. Особое место в древнегреческой культуре занимает философия. Именно Древняя Греция явилась той ступенью социокультурного развития, на которой родилась философия. Ее зарождение, связанное с разложением мифа, основывалось на осмыслении и обобщении научных знаний, характерных для того времени, и анализе мира повседневности. В результате сформировался отличительный признак философии - стремление к мудрости, к постижению мира и места человека в нем. В Древней Греции сформировались известные философские школы: милетская (VI в. до н.э.) и элейская (VI - V вв. до н. э.). В историю философской мысли вошли имена древнегреческих философов - Сократа, Платона, Аристотеля и др. Грандиозные философские системы включали в себя основные мировоззренческие положения, учение о бытии и небытии, диалектику, теорию познания, эстетику, логику, учение о государстве и др.

Древнегреческая философия явилась исходной основой всего последующего развития западноевропейской философии.

Наука. В тесном взаимодействии с философией развивались естественно-научные взгляды древних греков. Они носили характер преднауки, в которой знания еще были включены в предметно-практическую деятельность человека.

Древнегреческая наука была единой, нерасчлененной, не распавшейся на философию и естествознание и его отдельные дисциплины. Мир понимался как единое целое.

Античная наука увековечила себя в истории духовной культуры созданием атомистики. Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита служило мировоззренческим и методологическим основанием развития науки вплоть до XIX в. «Физика» Аристотеля была посвящена изучению природы и положила начало физической науке.

В Древней Греции стали формироваться и биологические знания. Начальные научные представления о зарождении живых организмов разрабатывали Анаксагор, Эмпедокл и Демокрит. Величайшим врачом античности был Гиппократ. Ряд биологических трактатов написал Аристотель.

На рубеже VII-VI вв. до н. э. возникла история как самостоятельный жанр литературы. Первым историком античного мира считается «отец истории» Геродот, который посвятил свои произведения описаниям войн. В целом, история, как наука, ориентировалась на описание конкретных, единичных исторических событий.

Художественная культура. Древнегреческая литература - древнейшая из европейских литератур, у истоков которой (VIII в. до н. э.) находятся «Илиада» и «Одиссея», приписываемые слепому певцу Гомеру. В древнегреческой литературе появляется лирика и трагедия.

Высокого уровня развития достигли архитектура (храмы Аполлона, Артемиды, Зевса, Афинский акрополь), скульптура (статуя Зевса, «Дискобол», Афродита Книд- ская), возник театр. Театр Греции - древнейший на территории Европы, достиг своего расцвета в V веке до н.э. Драматургия и театр возникли из сельских праздников в честь бога Диониса, где распевались торжественные и печальные оды, из которых родилась трагедия, а также веселые песни, из которых родилась комедия. Театр был государственным учреждением, поэтому государство брало на себя организацию театральных представлений, на время которых приостанавливались все дела города.

В архаическую эпоху возникла ордерная система постройки храмов (выделение несущих и весомых частей), которые строились в честь богов.

В целом древнегреческая художественная культура и искусство ориентировались на идеалы возвышенного и прекрасного.

Со второй половины IV в. до н. э. начинается новый период в древнегреческой истории и культуре - период эллинизма.


В широком смысле понятие «эллинизм» означает этап в истории стран Восточного Средиземноморья со времени походов Александра Македонского (334-323 гг. до н.э.) до завоевания этих стран Римом. В 86 г. до н.э. римляне завоевали Афины, в 30 г. до н.э. - Египет. 27 г. до н.э. - дата рождения Римской империи.

Эллинистическая культура не была единообразной. Культурная жизнь различных центров отличалась в зависимости от уровня экономики, развитости общественных отношений, соотношения этнических групп. Общим было то, что классическими образцами социальной экономики и политического развития выступили древнегреческое искусство и литература, философия, наука, архитектура. Широкое распространение получила научная литература, связанная с именами Евклида, Архимеда, Птолемея. Выдающиеся открытия были сделаны в области астрономии. Так, в III в. до н. э. Аристарх Самос- ский первым в истории науки создал гелиоцентрическую систему мира, которую воспроизвел в XVI в. Н. Коперник. Яркими являются бессмертные творения - Венера Милосская, «Лаокоон» и др.

В III в. до н. э. литература получила развитие в новых культурных центрах, главным образом в Александрии, где была одна из лучших библиотек - Александрийская.

Древняя Греция является колыбелью европейской цивилизации, все ее достижения в своей основе связаны с идеями и образами древнегреческой культуры. Культура Древней Греции содержала в себе истоки всех последующих достижений европейской культуры в области философии, естественных наук, литературы, искусства. Многие отрасли современной науки выросли на основе трудов древнегреческих ученых и философов.

Эпоха античной культуры начинается с образования греческих полисов - городов-государств - на присредиземноморских землях Эллады и Малой Азии в начале I тысячелетия до н.э. и завершается с падением Римской империи в V веке н.э. В Греции и Риме в эту эпоху интенсивно развивается скотоводство, земледелие, добычи металлов в рудниках, ремесло, торговля. Распадается патриархальная родоплеменная организация общества. Растет имущественное неравенство семей. Родовая знать, богатеющая благодаря использованию труда рабов, ведет борьбу за власть. Общественная жизнь протекает бурно - в социальных конфликтах, войнах, смутах, политических переворотах.

Античная культура на протяжении всего времени своего существования остается в объятиях мифологии. Более того, она сливает разрозненные племенные мифы в единую религиозно-мифологическую систему, которая становится основой всего античного мировоззрения.

Однако динамика общественной жизни, усложнение социальных отношений, рост знаний подрывают архаические формы мифологического мышления. Торговые связи и мореходство расширяют кругозор древних греков. Алфавитное письмо дает грекам возможность записывать различные сведения, наблюдения, которые трудно было уложить в мифологические каноны. Необходимость поддерживать общественный порядок в государстве требует замены племенных норм поведения упорядоченными кодексами законов. Публичная политическая жизнь стимулирует развитие ораторского мастерства, культуры мышления и речи. Совершенствование ремесла, строительства, военного искусства все больше выходит за рамки освященных мифом образцов.

Таким образом, расцвет мифологии в античную эпоху сопровождается борьбой против архаических традиций мифологического сознания, сковывающих свободу мысли, рост знаний, развитие трудовой деятельности. Стремление разрешить это внутреннее противоречие античной культуры составляет движущую силу ее развития.

История античной эпохи разделяется на две частично накладывающиеся друг на друга фазы - греческую и римскую античность.

Главными сферами греческой культуры становятся философия и искусство. Они вырастают из мифологии и пользуются ее образами. Но вместе с тем они приобретают значение, выходящее за ее пределы.

Древнегреческая философия - дитя мифологии – создала принципиально отличный от мифологического тип мышления. Мифологическое сознание удовлетворяется описаниями, философское же требует доказательств. Философское мышление стремится дать объяснение действительности путем рационального, логического рассуждения с помощью абстрактных понятий. Философия считает необходимым четко отличать факты и логические выводы от вымыслов и предположений; вместе с ней развиваются и начатки научных знаний - астрономии, математики, биологии, медицины.



Искусство Древней Греции, как и философия, исходит из мифологии и черпает из нее свои темы и сюжеты. Однако оно начинает служить не только ритуально-мифологическим целям. Произведения искусства приобретают свою собственную, эстетическую ценность, которая определяется не их культовым назначением, а художественными достоинствами. Искусство превращается древними греками в самостоятельную область культуры, сферу деятельности, направленной на удовлетворение эстетических потребностей. В нем возникают как особые его виды архитектура, скульптура, лирическая поэзия, драма, театр. Древнегреческий стиль в искусстве - стиль, соразмерный человеку, уравновешенный, гармоничный. Чувственное наслаждение вещами, их зримой и осязаемой гармонией, соразмерностью, пропорциональностью - вот что прежде всего должно было доставлять искусство античному человеку.

Древнегреческое искусство во многом предопределило развитие художественной культуры более поздних исторических эпох. В нем родились классические архитектурные стили, каноны скульптурного изображения человеческого тела, образцы любовной лирики, трагедии, комедии. Из греческого языка взято и само слово театр (в буквальном переводе - зрелище, место для зрелищ). Театральные представления, соединявшие в себе изобразительное, сценическое, литературное, музыкальное творчество, были любимым развлечением древних греков. В Афинах городские власти даже выдавали бедным деньги на их посещение. Древнегреческие театры представляли собою громадные сооружения, вмещающие до 17 тысяч зрителей.

Римская античность заимствует многие идеи и традиции греческой культуры. Римская мифология дублирует греческую, философия использует различные идеи учений греческих мыслителей. В эпоху римской античности достигают высокого уровня развития ораторское искусство, художественная проза и поэзия, историческая наука4 механика, естествознание. Архитектура Рима использует эллинские формы, но отличается гигантизмом, свойственным имперским масштабам государства и амбициям римской аристократии. Наиболее грандиозными являются общественные сооружения (огромный амфитеатр Колизей вмещал 50 тысяч зрителей). Римские скульпторы и художники следуют греческим образцам, но, в отличие от греков, развивают искусство реалистического портрета и предпочитают ваять не обнаженные, а «закрытые» статуи.

Как греки, так и римляне любили всякого рода зрелища - олимпийские состязания, бои гладиаторов, театральные представления. Как известно, римский плебс требовал «хлеба и зрелищ». Все античное искусство было подчинено принципу зрелищности .

Важнейшие культурные новации римской античности связаны с развитием политики и права. Управление огромной Римской державой потребовало разработки системы государственных органов и юридических законов. Древнеримские юристы заложили фундамент правовой культуры, на который до сих пор опираются современные правовые системы. Но четко оговоренные законодательством взаимоотношения, полномочия и обязанности бюрократических учреждений и чиновников не устраняют напряженность политической борьбы в обществе. Политические и идеологические цели существенно влияют на характер искусства и всей культурной жизни общества. Политизированность - характерная черта римской культуры.

Античная культура сохраняет мифологическую оболочку и при этом развивает формы культурной жизни, не вмещающиеся в эту оболочку и разрывающие ее. Это противоречие проявляется в антиномиях , которые пронизывают всю античную культуру.

1. Чувства и разум. Мифологическое сознание не знает абстракций, оно оперирует наглядным, образным, чувственно доступным материалом. Даже боги и человеческие души представляются в нем наблюдаемыми, телесными. Для античного человека весь окружающий мир - космос – был чем-то вроде уютного жилища, наполненного чувственно данными, видимыми и осязаемыми вещами. Греков отпугивало все, что недоступно взору, что превосходит возможности наглядного представления.

Возможно, этому способствовал характер греческого ландшафта: расчлененное бухтами и реками побережье, ограниченные горами долины, разбросанные в Эгейском море острова - всюду взгляд наталкивается на преграды, замыкающие небольшие участки пространства. Античные люди испытывали страх перед бесконечностью. Греки не стремились познать необъятные просторы вселенной. В Афинах времен Периклабыли запрещены занятия астрономией. И землю, и весь космос греки представляли в виде замкнутых шаров. Даже боги их обитали на близком, видимом и осязаемом Олимпе. Древнегреческая математика была наглядной, и речь шла в ней исключительно о конечных величинах. Открытие иррационального числа вызвало у античных математиков настоящий ужас, отразившийся в предании о гибели того, кто сделал это открытие.

Но жизнь античного общества ставила перед людьми проблемы, которые можно было решать лишь на основе рациональных, логически последовательных рассуждений. Авторитет разума, его приоритет над чувствами становился необходимым условием достижения успеха в экономике, правовом законодательстве, судебной практике, государственном управлении, военном деле и т.д. Логика и точный расчет проникали и в искусство - в каноны архитектуры, стихосложения, изображения человека. Античная философия все глубже погружалась в дебри абстрактного мышления. Все это привело к тому, что разум в сознании античного человека превратился в верховного властителя и арбитра, устанавливающего истинное положение вещей, в главную силу, управляющую миром. Радуясь чувственно воспринимаемой телесности вещей и боясь всего недоступного чувствам, античный человек в то же время превыше чувственности ставил логику. Способность рационально мыслить считалась самым важным достоянием человека. Вера в мощь человеческого разума, в его великие возможности была отличительной особенностью античной культуры.

2. Судьба и борьба («ананке» и «агон»). Следуя традициям мифологического образа мышления, греки возлагали ответственность за события своей жизни на богов. Греки считали, что каждому предопределено прожить жизнь в соответствии с предначертаниями судьбы, и никто не в силах предотвратить то, что с ним должно произойти. Ананке (судьба, рок, неотвратимость, неизбежность) властвует над всем миром.

Казалось бы, представление об ананке должно обрекать человека на полную пассивность. Однако людям не дано знать заранее, что написано в книге судеб, и они действуют по собственному разумению. Но если человек пытается нарушить волю богов и уклониться от выпавшей ему на долю судьбы, жизнь его неизбежно превратится в трагедию. Жанр трагедии у греков - это форма художественного описания борьбы героя с неотвратимой ананке и последствий такой борьбы, которые тем ужасней, чем больше воли и настойчивости герой проявляет: Эдип, узнав, что ему предсказано стать убийцей отца и жениться на матери, уходит из дома, но именно это и приводит его к выполнению предсказанного, а его стремление к истине, добру и справедливости оборачивается страшными несчастьями для него и всего его города. Появление трагедии в античной культуре - результат осознания греками способности человека нарушать предписания судьбы, несмотря на наказание за это. Поведение трагического героя показывало еще неизведанные потенции человека.

3. Социальность и индивидуальность . В Древней Греции на смену прежним родоплеменным общинам пришло объединение людей по месту поселения – полис . Греки и римляне полагали, что отсутствие полисов есть признак варварства, и, завоевывая новые земли, всюду строили города. Считалось, что иначе люди жить не могут. Жить по-человечески, не по-варварски, - значит жить в полисе, участвовать в полисной жизни. Само понятие человека у греков стало связываться с тем, что он является свободным гражданином, принадлежит к сообществу граждан полиса. Рабы, не имеющие права участия в жизни полиса, не считались людьми. Вся жизнь человека в полисе, его права и обязанности определялись его статусом гражданина. Полис для грека был единственным местом, где он чувствовал себя в безопасности и жил полноценной жизнью. Там его охраняли и боги, и законы. Там он имел право на защиту от насилия и произвола. Поэтому не было ничего страшнее для грека или римлянина, чем изгнание из города и отнятие звания гражданина.

Общественная жизнь в полисе, с одной стороны, вела к усилению социальных связей и зависимостей. А с другой, она стимулировала развитие самосознания личности, имеющей свободу действовать согласно своей собственной воле, независимо от требований общества. Эти две тенденции весьма противоречиво сочетались друг с другом.

В раннем периоде античности представление о своеобразии и неповторимости человеческой личности было весьма смутным. В древнегреческом языке даже не было слова «личность» (оно происходи от латинского слова persona - личина, актерская маска). О том, насколько чужд был тогда древним грекам интерес к человеческой личности, свидетельствует их искусство. В театре актеры скрывали свое лицо под масками. Античные скульптуры прекрасны, но неиндивидуализированы, а их лица с глазами, лишенными зрачков, маловыразительны. И зрители, и ваятели обращали внимание на тело, а не на душу.

Пигмалион, влюбившийся в изваянную им Галатею, был очарован ее телесной красотой – душевные ее качества его не волновали. В Греции было не принято делать индивидуализированные портреты. Даже статуи в честь победителей олимпиад запечатлевали идеализированные человеческие фигуры, а не черты атлетов.

Однако организация жизни в полисе создавала условия для появления ярких и сильных личностей, способных мыслить не по общепринятым канонам и отстаивать свои взгляды. Античная культура неизбежно шла к проникновению во внутренний духовный мир личности, к осознанию многообразия, сложности и противоречивости индивидуальных человеческих характеров.

Сам факт, что индивид может быть духовно независим от общества, что он может мыслить и действовать вопреки общественным требованиям, был своего рода открытием для греков. Но из этого открытия следовала возможность ставить личные интересы выше общественных и осознание того, что далеко не всегда расхождение между индивидом и обществом заслуживает порицания. Граждане полиса стали осознавать, что «человек» и «гражданин» - это не одно и то же, что «человеческое» в личности подчас вступает в конфликт с «гражданским». Сократ отверг приоритет социального над индивидуальным. Благодаря его учению, всей его жизни и смерти в общественную мысль вошел принцип независимости «истинного мудреца» от обстоятельств социальной жизни с ее суетой и борьбой за сиюминутные блага. Он поставил суд совести выше народного суда, самосознание личности - выше коллективного сознания, право личности на самовыражение - выше нравственно-правовой практики государства.

В Римской империи сократовский подход к пониманию человеческой индивидуальности развивали философы-стоики. В римском искусстве началась художественная разработка уникального мира личности - в литературе и портретной скульптуре. Изобразить лицо «похоже» могли и древнегреческие веятели, но только в Риме появляется психологический скульптурный портрет.

Однако для античной культуры в целом все же было характерно преобладание общественного над личным, социального над индивидуальным.