Особенности русской национальной культуры кратко. Характерные особенности русской национальной культуры. Разрыв между этнической и национальной культурой

На русскую культуру оказали влияние: природа, национальный характер, историческая судьба государства, влияние религии и т.п. Возрастание континентальности и пустынности климата сказывается на запоздании культур. Колыбель русской культуры - Восточно-европейская (Русская) равнина (от заполярья до черного моря) - огромный массив. Рельеф равнины определил неустойчивость климата. Исторически Россия переходная страна между Европой и Азией. Культура связывала ее с Европой, природа - с Азией. Возникла историческая концепция евразийства (Вернадский).

Сильное влияние оказало татаро-монгольское иго. Т.к. Русь была раздроблена, это спасло ее от завоевания другими странами, Золотая Орда принесла идею великодержавия, религиозную идею царя. Евразийские народы строили государственность, исходя из принципа первичности прав каждого народа на определенный образ жизни, отсюда концепция соборности.

На фоне холодов, засух, голода, завоеваний развертывались демографические и этнические процессы, их итогом было формирование русской нации. Этапы формирования:

1. Распад индоевропейского языкового единства и этноса, выделение нового этноса, Говорившего на праславянском языке

2. Расселение славян после гуннского нашествия (5-6 в.), утрата единства, возникновение западных, южных и восточных славянских племен

3. Формирование первых гос.образований у восточных славян (поляне, древляне, северяне и пр.), объединение их в Древнерусское Киевское государство (7-10 в.)

4. складывается единая народность в условиях Киевской Руси, затем раздробленность (11-12)

5. Распад древнерусской народности, формирование русского, украинского и белорусского народов (13-16 в.).

Непрерывная колонизация и переселения начались в 7 веке, приходилось огромными усилиями отвоевывать у природы земли под пашню. Водный путь «из варяг в греки» вел от Финского залива к Черному морю через Волхов и Днепр, вдоль него и формировалось русское государство. Патриархально-родовой уклад быстро разрушался.

Национальный тип великоросса, известного своей неприхотливостью в быту, редкой выносливостью и долготерпением формировался в постоянной борьбе с суровой природой на скудной почве, которую он отвоевал у леса.

Национальный характер - опора любой национальной культуры. Русский народ всегда осознавал свое историческое призвание, отсюда формирование определенных высоких целей, идеалов, канонов. Русская идея - идея созерцающего сердца, свободно и предметно передающего свое видение воле для действия и мысли для осознания и слова. На Руси не было такого уважения к коммерческому делу, как на Западе.

В русском народе всегда была отреженность, не привязанность к семье, Государству, он обращен к небу, в этом духе его воспитало православие, оно внушало идею обязанности, а не идею права. МЫ не воспринимали буржуазного строя, отсюда особый интерес в культуре к социальным вопросам, стремление к праведному, справделивому мироустройству. Отрицательное отношение к ценностям западной цивилизации. Важной чертой русского характера является патриотизм.

Огромное значение для культуры имела одаренность русского народа (сколько имен мы дали миру!), любовь к красоте и дар творческого воображения.

Большую роль в развитии самосознания русского народа сыграла православная церковь. Православный выбор сблизил Россию с западом и отделил от Востока и тех вариантов культурного развития, которые связаны с буддизмом, индуизмом и мусульманством. Падение Византии в XVв.в. сделало Московское княжество единственным независимым православным государством в мире.

Целостность обширной страны, присоединившей к себе территории с разнообразным этническим составом населения, держалась не на централизованной самодержавной власти, а на единстве культуры.

Православие являлось фактором, обособлявшим русский народ от других народов Европы и Азии. Противостояние его католицизму препятствовало культурным контактам с западной Европой. Это оставляло Россию в стороне от развития западноевропейской культуры. Это вело к культурной отсталости от Запада, особенно в научном и техническом отношении.

Пётр Iположил начало приобщению России к мировой культуре. Как писал В.О. Ключевский, ПётрIхотел не просто заимствовать готовые плоды чужого знания и опыта, а «пересаживать самые корни на свою почву, чтобы они дома производили свои плоды» 9 .

Проникновение западноевропейской культуры в Россию в XVIIIвеке способствовало культурному, экономическому и политическому подъёму страны. Но это был сложный и противоречивый процесс, наталкивающийся на сопротивление сторонников старины. Новый тип культуры стал складываться среди сравнительно узкого круга людей. Народ продолжал жить старыми верованиями и обычаями, просвещение его не коснулось. Возник разрыв между старой и новой культурами. Старый, допетровский тип культуры сохранил свое неродное, деревенское бытие и надолго замкнулся в формах русской этнической культуры. А русская национальная культура, освоив плоды европейской науки, искусства, философии, в течениеXVIII-XIXв.в. приняла форму господской, городской, светской, «просвещённой» культуры и стала одной из богатейших национальных культур мира. В общественной мысли разрыв между этнической и национальной культурами породил разрыв между славянофилами и западниками.

Крепостное право, державшее в темноте и забитости крестьянство, царский произвол, подавляющий всякую живую мысль, общая экономическая отсталость России в сравнении с западноевропейскими странами препятствовали культурному прогрессу. И тем не менее, несмотря на эти неблагоприятные условия и даже вопреки им Россия вXIXв, сделала поистине гигантский скачок в развитии культуры, внесла громадный вклад в мировую культуру. Такой взлет русской культуры был обусловлен рядом факторов. В первую очередь он был связан с процессом формирования русскойнации в переломную эпоху перехода от феодализма к капитализму, с ростом национального самосознания и являлся его выражением. Огромное значение имел и тот факт, что подъем русской национальной культуры, совпал с началом революционно-освободительного движения в России. Важным фактором, способствовавшим интенсивному развитию русской культуры, являлось тесное общение и взаимодействие ее с другими культурами. Передовая западноевропейская общественная мысль оказывала сильное влияние и на культуру России. Это было время расцвета немецкой классической философии и французского утопического социализма, идеи которых пользовались широкой популярностью в России. Не следует забывать и влияния наследия Московской Руси на культуруXIXв.: усвоение старых традиций дало возможность прорасти новым росткам творчества в литературе, поэзии, живописи и других сферах культуры. Н. Гоголь, Н. Лесков, П. Мельников-Печерский, Ф. Достоевский и др. творили свои произведения в традициях, древнерусской религиозной культуры. Но и творчество других гениев русской литературы, чье отношение к православной культуре более противоречиво, - от А. Пушкина и Л. Толстого до А. Блока - несет неизгладимую печать, свидетельствующую о православных корнях. Огромный интерес вызывают картины М. Нестерова, М. Врубеля, К. Петрова-Водкина, истоки творчества, которых уходят в православную иконопись. Яркими явлениями истории музыкальной культуры стали древнее церковное пение (знаменитый распев), а также позднейшие опыты Д. Бортнянского, П. Чайковского и С. Рахманинова.

Конец XIX- началоXXстолетия сегодня часто называют «серебряным веком». Он занимает совершенно особое место в российскойкультуре. Это противоречивое время духовных поисков и блужданий, породило целую плеяду выдающихся творческих личностей. Оно значительно обогатило все виды искусств и философию. На пороге нового века начали меняться глубинные основы жизни. КонецXIX- началоXXв. представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и духовной жизни России. Великие потрясения, которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Важной чертой этого периода является усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру.

Отношение к Западу для русского общества всегда было показателем ориентиров в его поступательном историческом движении. Идеалы «русской европейскости», ориентирующие развитие русского общества по пути европейских культур, получают достойное воплощение в просвещении, науке, искусстве. Русская культура, не теряя своего национального лица, все более обретала черты общеевропейского характера. Возросли ее связи с другими странами. Это отразилось на широком применении новейших достижений научно-технического прогресса - телефона и граммофона, автомобиля и кинематографа. Самое же важное заключается в том, что Россия обогатила мировую культуру достижениями в самых разнообразных областях.

Советской культурой традиционно называют период в истории культуры России с 1917 по 1991 г., т.е. время существования советской власти и под ее руководством, - в отличие от той отечественной культуры XX века, которая создавалась и распространялась русскими эмигрантами в диаспоре. Однако фактически история советской культуры (как, впрочем, и история культурырусского зарубежья) начинается гораздо раньше Октября 1917 г. Уже в начале XX века появляются первые пролетарские поэты и прозаики получают распростра­нение революционные песни, возникают первые теоретические концепции пролетарского искусства, пролетарской культуры, в печати выступают литера­турные критики, обосновывая свои суждения и оценки положениямимарксистской философии и социалистическими идеями публикуются исследования первых ученых-литературоведов и искусствоведов, исповедующих марксизм и последовательно придерживающихся социологического подхода к изучению лите­ратуры и искусства, общественной мысли и культуры в целом.

Завершение культурной революции предполагало смысловую однозначность: жестокое подавление любого инакомыслия или «разномыслия» и насильственное утверждение социокультурного монизма. Эра «культурного плюрализма» закончилась вместе с нэпом; недаром 20-е годыXXвека в советской культуреподчас называют «культурным нэпом».

В сознании основной массы населения началось утверждение узкоклассового подхода к культуре. Широко в обществе распространились классовая подозрительность к старой духовной культуре, «анти»- интеллигентские настроения. Постоянно распространялись лозунги о недоверии к образованности, о необходимости бдительного отношения к старым специалистам, которые рассматривались как антинародная сила. Характерными чертами искусства этого времени становятся парадность, помпезность, монументализм, прославление вождей. Изобразительное искусство Запада, начиная с импрессионистов, объявлялось целиком упадническим.

После смерти Сталина черты тоталитаризма долгое время продолжали существовать в культурной политике. Реформы, начавшиеся после смерти Сталина, создавали более благоприятные условия для развития культуры. Но административно-бюрократическая система, сложившаяся в. конце 20-х -начале 30-х годов, пустила глубокие корни. Попытки преодолеть последствия культа личности Сталина не затронули основ этой системы, а лишь придали ей некоторую демократическую видимость. Усиление административного нажима можно проследить в различных сферах культурной жизни.

Начало 90-х годов проходило под знаком ускоренного распада единой культуры СССР на отдельные национальные культуры, которые не только отвергали ценности общей культуры СССР, но и культурные традиции друг друга. Такое резкое противопоставление различных национальных культур привело к нарастанию социокультурной напряженности, к возникновению военных конфликтов и вызвало в дальнейшем распад культурного пространства.

Ликвидация идеологических барьеров создала благоприятные возможности для развития духовной культуры. Однако экономический кризис, переживаемый страной, сложный переход к рыночным отношениям усилили опасность коммерциализации культуры, утраты национальных черт в ходе ее дальнейшего развития, негативного воздействия американизации отдельных сфер культуры (прежде всего музыкальной жизни и кинематографа) как своего рода расплаты за "приобщение к общечеловеческим, ценностям". Духовная сфера переживала в середине 90-х годов острый кризис.

В современной отечественной культуре диковинным образом соединяются несоединимые ценности и ориентации: коллективизм, соборность и индивидуализм, эгоизм, нарочитая политизированность и демонстративная аполитичность, государственность и анархия и т. п.

Ключевой проблемой становится сохранение самобытной национальной культуры, ее международного влияния и интеграция культурного наследия в жизнь общества; интеграция России в систему общечеловеческой культуры в качестве равноправного участника мировых художественных процессов.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

    Как возникла и развивалась культура?

    Что представляет собой культура модерна?

    Чем характеризуется современная культура?

    Каковы тенденции развития современной культуры?

Основная литература.

    Андреева О.И. Мировая художественная культура: учеб. пос. для ссузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 347 с.

    Антология исследований культуры. Интерпретации культуры (культурология). – СПб, Изд-во СПбГУ, 2007, 722с.

    Баткин Л. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. – М, 1994.

    Блок М. Апология истории. – М., 1973.

    Данилевский Н. Россия и Европа. - М, 1991.

    Духовная культура Китая. Т. II. Мифология и религия. – М.: Ин-т Дальнего Востока РАН, изд. «Восточнаяя литература», РАН, 2007, 869с.

    Дюби Ж. Европа в средние века. – Смоленск, 1996

    Жигульский К. Праздник и культура. – М., 1985.

    Культурология. История мировой культуры М.: Культура и спорт. 2001.

    Маркова А.Н. Культурологи. История мировой культуры. Москва «Юнити» 1998г.

    Маркузе Г. Одномерный человек. – М., 1994.

    Миллс Ч. Властвующая элита. – М., 1959.

    Хейзинга Й. Осень средневековья. – М., 1995.

    Швейцер А. Культура и этика. – М., 1983.

    Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993.

Дополнительная литература.

          Антология исследований культуры. Интерпретации культуры (культурология). –СПб, Изд.-во СПбГУ, 2007, 722с.

    Маркарян Э. Теория культуры и современная наука. - М., 1983.

    Маркова А.Н. "Культурологи. История мировой культуры". Москва "Юнити" 1998г.

    Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. - М., 1991.

    Фромм Э. Бегство от свободы. - М, 1990.

    Шендрик А.И. Культура в мире: драма бытия. Избранные работы по теории и методологии культуры, социологии культуры, социальной философии. – М.: Изд.-во МГУ, 2007, 704с.

    Шпенглер О. Закат Европы. - М., 1993.

Характерные черты русского культурного архетипа.

Особенностью русского культурного архетипа является потребность в центральном событии. На протяжении ХХ в., когда потрясения социального порядка активно меняли социокультурную картину мира и отдельных национальных культур, таким центральным событием для нашей страны становились революция, победа в Великой Отечественной войне. Теперь Россия во многом испытывает сложности и трудности своего социокультурного бытия, потому что у нее нет центрального события, вокруг которого могла бы объединиться нация, которое питало бы культурные корни. Это проявляется в виде психической потерянности, культурной разбросанности, отсутствия идеалов, подавленности, неверия целых поколений, а также в более сильном, чем обычно, разногласии между поколениями. Поиск события -- так можно охарактеризовать наше современное культурное состояние. Когда оно будет найдено, выделено, затем оформлено в национальном сознании, тогда возможно построение вокруг него системы ценностей, равновесие в культурном, социальном, глобальном плане.

Не менее важным положением при характеристике современной социокультурной ситуации в России становится смена ценностей, которую мы пережили на протяжении ХХ века. Чистый рационализм претит русскому человеку. Духовная же жизнь не имеет единого начала, и поиск ее идеалов тоже сведен к личностным экспериментам при максимальных возможностях экспериментирования с различными учениями, религиями, причем это происходит с позиций акцентированного глобализма, снятия культурных границ. Это придает еще большую неустойчивость данным процессам внутри современной русской культуры.

Также характерной чертой современной социокультурной ситуации в России можно назвать неравномерность происходящих социокультурных изменений. Данные явления наблюдаются, во-первых, внутри различных социальных групп и проявляются в степени их приобщения, принятия и участия в социокультурных изменениях. В настоящее время разрыв такого рода представляется одним из угрожающих факторов, препятствующих созданию благоприятных условий для вывода современной России из нынешнего состояния.

Различие между культурой России и российской цивилизацией.

Термин "цивилизация" (от лат. civilis -- гражданский, государственный, политический, достойный гражданина) был введен в научный оборот французскими просветителями для обозначения гражданского общества, в котором царствует свобода, справедливость, правовой строй.

Цивилизация как целостная система включает в себя различные элементы (религию, экономическую, политическую, социальную организацию, систему образования и воспитания и т. д.), которые согласованы друг с другом и тесно взаимосвязаны. Каждый элемент этой системы несет в себе печать своеобразия той или иной цивилизации.

Чтобы уяснить особенность цивилизации, необходимо рассмотреть отношение понятий "культура" и "цивилизация".

В культурологии существует довольно сильное течение, противопоставляющее культуру цивилизации. Начало такому противопоставлению положили русские славянофилы, утверждая тезис о духовности культуры и бездуховности цивилизации как чисто западного явления. Продолжая эта традиции, Н.А. Бердяев писал о цивилизации как "смерти духа культуры". В рамках его концепции культура -- символична, но не реалистична, между тем динамическое движение внутри культуры с ее кристаллизованными формами неотвратимо влечет к выходу за пределы культуры, "к жизни, к практике, к силе". В западной культурологии последовательное противопоставление культуры и цивилизации осуществил О. Шпенглер. В своей книге "Закат Европы" (1918) он описал цивилизацию как конечный момент в развитии культуры, означающий ее "закат" или упадок. Шпенглер считал главными чертами цивилизации "острую холодную рассудочность", интеллектуальный голод, практический рационализм, смену душевного бытия умственным, преклонение перед деньгами, развитие науки, безрелигиозность и тому подобные явления.

Однако в культурологии имеется и противоположный подход, по сути дела отождествляющий культуру и цивилизацию. В концепции К. Ясперса цивилизация интерпретируется как ценность всех культур. Культура составляет стержень цивилизации, но при таком подходе нерешенным остается вопрос о специфике культуры и цивилизации.

С моей точки зрения, проблема отношения понятий "культуры" и "цивилизации" может найти приемлемое решение, если понимать цивилизацию как некий продукт культуры, ее специфическое свойство и составляющую: цивилизация -- это создаваемая обществом в ходе культурного процесса система средств его функционирования и совершенствования. Понятие цивилизации при такой трактовке указывает на функциональность, технологичность.

Понятие культуры -- связано с постановкой и реализацией человеческих целей.

Лекция 14

Становление и характерные черты Русской культуры

Зарождение русского этноса, временные рамки, истоки и исторические корни древнерусской цивилизации является сложной и отчасти нерешенной проблемой. В отечественной литературе по этому вопросу высказываются различные точки зрения. Однако ученые сходятся во мнении, что реальными предшественниками русского этноса были восточные славяне, принадлежавшие к группе индоевропейских народов. Индоевропейцы – это земледельческие племена с яркой и интересной культурой, сформировавшиеся к VI тыс. до н. э. в районе среднего и нижнего Дуная и Балканский полуострова. Постепенно расселяясь по территории Европы, индоевропейцы вступали во взаимодействие с коренным населением, частично ассимилировали его, в результате возникали новые культуры, одной из которых стала восточнославянская. В становлении русского этноса принимали непосредственное участие соседствующие с восточными славянами на севере племена балтов, германцев, кельтов, финно-угров на юге, иранцев и скифо-сарматов и др. Таким образом, к моменту складывания древнерусская народность, т. е. те древнерусские летописные племена, о которых писал в «Повести временных лет» Нестор, представляла собой результат взаимного смешивания нескольких этнических компонентов: индоевропейского, тюркского, балтского, финно-угорского, скифо-сарматского и в некоторой степени германского.

В процессе этногенеза славяне познавали окружающий их мир, составляли представление о нем, которое ярко и образно переводили в систему религиозных верований, в цикл аграрно-магических обрядов, а также обрядов, связанных с культом предков. Таким образом сложилась славянская языческая картина мира.

Славянское язычество прошло несколько стадий в своем развитии. Первый этап язычества далеких языковых предков славян пришелся на пору мезолита, это эпоха «берегинь» и «упырей». Нужно заметить, что это общечеловеческая стадия верований, в том числе и индоевропейцев. Люди «клали требы упырям и берегиням», те и другие представлялись им во множественном числе, т. е. не были персонифицированы. Представлялись как силы добра и силы зла, которым люди приносили жертвы. С наступлением земледельческой стадии развития люди стали зависимыми от погодных условий: солнца, дождя, поэтому родились представления о всемогущих, грозных и капризных божествах неба, от воли которых зависел урожай. Все магически-религиозные верования ранних земледельцев связаны с аграрным культом. Символом плодородия считалась женщина. Земледельцы отождествляли способность женщины к деторождению со способностью земли плодоносить. Неудивительно, что первыми в матриархальном земледельческом обществе появились женские божества – Рожаницы; Бог-мужчина возник позже – с наступлением патриархата.

Земледельцы энеолита выработали следующую систему представлений: земля, вспаханная и засеянная, уподоблялась женщине, «понесшей в чреве своем», дождь олицетворялся с грудью женщины; над небом, землей и дождем властвовали две хозяйки мира – Рожаницы, мать и дочь. В бронзовом веке появляется еще одно божество – Род. Это мужское патриархальное божество заняло главенствующее положение по отношению к Рожаницам.

В жизни восточных славян значительное место занимали праздники и погребальные языческие обряды. Три основных праздничных комплекса обрядов были связаны с аграрным культом: «зимние святки» с 24 декабря по 6 января, купальский цикл «зеленых святок» с 19 по 24 июня и осенние праздники Рода и Рожаниц с 29 августа по 9 сентября. Эти ритуальные праздники связаны с молениями и заклинаниями о хорошем урожае. Погребальный обряд восточных славян прошел длительный эволюционный путь, он гармонично сочетает в себе два культа: аграрный и культ предков (один из древнейших человеческих культов). До принятия христианства восточные славяне следовали обряду сжигания на погребальных кострах праха умерших родственников. Этот обряд совпал с развитием земледелия. В это время рождается идея души, которая вместе с дымом костра поднимается к небу; прах же родственников, т. е. то, что оставалось после погребального костра, предавался земле, которая была источником благ для земледельцев.

С возникновением государственности пантеон древнерусских богов становится более сложным. Появляется бог неба – Сварог, бог солнца – Даждьбог, бог ветра – Стрибог и другие. Развитие земледелия способствовало становлению культа богини – Макошь – хозяйки рога изобилия и матери-земли. Развитие скотоводства привело к культу бога Велеса – покровителя скота.

На третьем этапе развития языческой религии Древней Руси начинает формироваться иерархия богов и постепенно создается их пантеон. Главным божеством становится Перун – бог грома и молнии, покровитель княжеской дружины. Все другие боги включаются в этот пантеон, частично расширяя и изменяя свои функции. Так, бог скота Велес становится одновременно богом богатства и торговли.

У славян существовали довольно развитые формы языческой обрядности, т. е. организованной, упорядоченной системы магических действий, практическая цель которых состояла в воздействии на окружавшую природу с целью заставить ее служить интересам земледельцев. Языческие ритуалы по пышности, торжественности и силе воздействия на человеческую психику не уступали христианским. Языческие верования, требовавшие наглядного символического воплощения религиозных представлений, способствовали развитию древнерусского искусства.

Таким образом, в результате синтеза и частичной ассимиляции различных культур, складывания первоначальных основ государственности и религиозных представлений на значительной части Восточной Европы сформировалось своеобразное общество – Древняя Русь, положившая начало формированию русского этноса и Российского государства.

Хронологически период средневековой русской культуры ограничен рамками от XI до XVII в. Он включает в себя формирование культуры древнерусской народности: Киевская Русь; сохранение культурных традиций во время монголо-татарского владычества; становление культуры русского народа.

К IX в. на территории Восточной Европы, в результате создания необходимых предпосылок для возникновения государственности, сложилось два племенных центра. На юге с центром в Киеве и на севере с центром в г. Новгороде. Зачинщиком объединения севера и юга явился новгородский князь Олег, захвативший обманом Киев в 882 г. Затем, на протяжении трех лет, «примучили» (подчинили) древлян, северян, радимичей, восточных кривичей. Образованное Олегом древнерусское государство представляло собой федерацию княжеств, возглавляемую великим киевским князем. Отношения между Киевом и другими землями регулировались договорами. Договор определял право князя на полюдье – основной источник благосостояния князя и его дружины.

Объединение земель и «примучивание» племен не являлось самоцелью, причины гораздо прагматичнее: дань (полюдье), а это в основном пушнина, рыба, воск, мед и последующая выгодная торговля этими товарами с Византией и Халифатом. Для более удобной торговли Олег подчинил себе территорию торгового пути из «варяг в греки». И хотя, как уже говорилось, уровень общественного развития норманнских и славянских племен существенно не отличался, варяги – инородный этнос, которому необходимо было укорениться, поэтому насилие являлось существенным средством вживания. Свидетельством этому служит летописный рассказ о походе князя Игоря в землю древлян за данью и последовавшие за ним трагические события. Во время княжения Святослава с племенными князьями было покончено: их либо истребили, либо свели на роль посадников. Практически все восточнославянские земли оказались в руках «Володимирова племени», т. е. династии великих киевских князей. Однако это не значит, что народ в Х – XI вв. являлся бесправным, не следует забывать о том, что славянские племена не перешагнули еще строй военной демократии, поэтому варяжские князья с дружинами вынуждены были признавать и совет родоплеменной знати и народное собрание, т. к. находиться в состоянии постоянной войны с завоеванным населением им было не по силам, да они и сами еще не знали другого уровня общественных отношений. И тем не менее, именно в это время наметилась тенденция к отрыву княжеской власти от народа, это объясняется «чужеродностью» Рюриковичей. В функции киевского князя в Х в. входило военное и дипломатическое руководство, то есть организация обороны и походов, и сами они непременно участвовали в военных походах, поддерживали военно-политическое господство над «примученными» соседями. Великие князья обладали и религиозной властью: они приносили жертвы богам перед походом, проводили религиозные реформы, по сути, выполняли обязанности верховных жрецов. Князья занимались регулированием общественных отношений, сами судили в сложных ситуациях, накладывали штрафы, княжеский суд вершился гласно. Они же совместно с уважаемыми представителями от земель проводили законодательную работу, в XI–ХII вв. разработаны «Правда» Ярослава и Ярославичей, Устав Владимира Мономаха, церковные княжеские уставы. Таким образом, постепенно формы государственного управления сливали воедино некогда разрозненные племена. Но еще раз необходимо напомнить о том, что князь в Киевской Руси – это еще не самодержавный государь, ему оказывали сопротивление, вернее, свободные общины являлись соправителями князей.

Население, которое объединяла Киевская Русь, было оседлым, т. е. земледельческим, хозяйство носило ярко выраженный натуральный характер, поэтому экономической тяги племена и племенные союзы славян друг к другу в тот период не испытывали. Интерес варягов к этому этническому ареалу определила специфика промыслов, которыми занималось население (охота на пушного зверя и пернатую дичь, бортничество, производство воска, о спросе на эту продукцию уже говорилось). Данная форма материального производства определила географию завоеваний варяжских князей в Х в., т. е. можно утверждать, что в определенной степени специфическая черта хозяйства восточнославянских племен также повлияла на формирование первоначальных границ территории государства.

Слияние территории проходило по воле великого князя и его дружины, но надо учитывать и то, что были объединены люди одной земледельческо-промысловой психологии, глубоких противоречий в культуре материального производства не существовало, это один из положительных факторов становления единого государства.

Существенную роль сыграл фактор общности языка, который внутренне цементировал земли Киевской Руси. Представители всех восточнославянских племен понимали друг друга, а значит бессознательно чувствовали родство. Есть много трактовок этнонима «славяне», обычно его производят от «слава» или от «слова», считая, что так называли себя племена, понимающие друг друга.

Уже говорилось о язычестве славянских племен; язычество, наряду с другими глубинными внутренними факторами, помогло создать единое государство. Варяги, пришедшие на славянские земли, в подавляющем своем большинстве также были язычниками, таким образом, и в религиозных воззрениях глубоких противоречий не проявлялось. Единственное, что вносило определенное недоразумение в отношения, – это разнообразие имен языческих богов, т. к. в разных племенах один и тот же функциональный бог назывался разными именами. Поэтому в 980 г. князь Владимир попытался из разноцветья языческих божеств создать гармоничное сочетание, отражающее, на его взгляд, картину окружающего мира. Только он в основу миропонимания положил не пространственный принцип как в Збручском идоле, а принцип иерархии, т. е. выделил главного бога – Перуна (покровитель воинов, оружия, войны) и подчиненных ему: Хорса (божество солнечного светила), Даждьбога (древнее божество природы, солнечности, «белого света», подателя благ; он был покровителем русских князей и народа, которым они управляли), Стрибога («Отец-бог» или «Небо-бог», древнее первенствующее божество неба, он также известен в славянских землях под именами Рода, Святовита, Сварога), Симаргла (бог семян, ростков, корней растений, охранитель побегов и зеленей, в широком смысле – символ вооруженного добра), Макошь («Мать урожая», древняя богиня земли и плодородия). При некоторой несхожести идей, заложенных в основу Рода-Святовита (Збручского идола) и Пантеона Владимира, эти две композиции божеств представляют собой высшую форму предгосударственного язычества, т. к. являются попыткой, пусть через языческое мироощущение, упорядочить картину окружающего мира и общественной жизни.

Иными словами, можно сказать, что было совершено объединение территории и людей, уже судьбою предназначенных друг другу.

С Х в. доминантной формой интеграции средневековой культуры Руси стало христианство. Христианство сформулировало новую и единую для всего государства христианскую картину мира. Общеизвестно, что христианство в Киевской Руси мучительно вживлялось в полнокровную и не изжившую себя языческую психологию. Двоеверие прослеживалось до второй половины ХIII в., особенно сильно оно проявлялось в народной среде. Но целенаправленное внедрение православия во все сферы жизни сделало свое дело: общественное сознание пропиталось христианскими духовными ценностями, они стали официальным нравственным фундаментом государства, помогли укрепить его единство. По мнению В. В. Бычкова, в культурном плане – это время активного приобщения Руси к христианским ценностям, а через них к ценностям, накопленным и созданным древними народами Ближнего Востока, Греции, Рима, Византии; это время формирования национальных духовных ценностей, становления самобытного понимания мира (в русле православия), складывания своеобразного эстетического сознания и высокой художественной культуры.

Христианство на Русь пришло из Византии. Этому были причины политического и экономического характера, нас же интересует другой аспект: эстетический. Почему сознание славян было ближе византийской эстетике? Ведь своеобразие эстетического сознания славян не в последнюю очередь способствовало выбору государством формы религии, а затем ее становлению и вживанию в нее.

Анализ показывает, что для эстетического сознания восточных славян были характерны яркая образность и богатая фантазия, хорошо развитая ассоциативность мышления. Сила в представлении древнего человека являлась одним из главных свидетельств полноты жизни, поэтому в эпосе практически всех народов постоянно фигурирует культ силы и ее эстетизация. Славянский фольклор сохранил мотив силы в былинах. Созерцание и описание сверхчеловеческих сил и страшило, и радовало, это хорошо ощущается в дошедших до наших дней текстах былин, в них присутствует смешанное чувство восторга и страха перед неуправляемой стихией физических сил.

С эстетизацией силы связан еще один мотив – описание богатырского снаряжения, одежды, жилища. На социальном уровне одним из выражений силы служило богатство, а искусственная красота (роскошная утварь, одежда, украшения, искусная работа) являлась для древнего человека знаком богатства. Поэтому прямое восхищение силой (в ней была заключена и разрушительная энергия) в народном сознании восточных славян приняло более опосредованные формы – в эстетизации богатства, роскоши, искусных украшений, которыми наделялся носитель силы. Эстетизация богатства в фольклоре нередко облечена в прекрасные формы. «Золотой» в фольклоре – всегда высшая степень оценки.

Таким образом, одним из достаточно очевидных аспектов восточнославянского эстетического сознания можно считать эстетизацию драгоценных материалов. Одной из причин ее, несомненно, был их блеск, сверкание, т. е. родство со светом. Эстетика света и блеска драгоценных материалов была унаследована от древности, она получила продолжение в средневековой языческой и христианской культуре.

Византийская эстетика и художественная культура перевела жизнерадостное славянское мироощущение, тесно связанное с природой, на язык рафинированной христианской эстетики, она наполнила его новым содержанием, ведь в некоторых проявлениях византийская эстетика была понятна и близка славянам.

Христианство на Руси, по мнению многих ученых, было воспринято прежде всего и глубже всего на уровне художественно-эстетического сознания, именно в этом направлении Русь наиболее активно, плодотворно и самобытно развивала на протяжении всего средневекового периода свою духовную культуру. А вот христианская оппозиция человек – Бог не была сразу воспринята на Руси во всем ее утонченном византийском смысле, древнерусские люди оказались наиболее чувствительны к конкретным художественно-эстетическим реализациям этой оппозиции.

К осознанию оппозиции человек – Бог люди пришли посредством эстетического сознания: обостренного интереса к «красоте церковной» и пышной обрядовой стороне христианства, т. к. все это входило в понятие красоты у славян-язычников. Богатство и красочность интерьеров церкви и обряда поражали присутствующих и подводили их к мысли о величии и силе Бога, а уважение к силе было одной из составляющих славянской эстетики. Не случайно в летописи рассказывается о том, как были поражены и покорены внешним великолепием Софийского собора в Константинополе послы князя Владимира. Князь, судя по летописному рассказу, в том числе и под влиянием их впечатлений об увиденном, решил приобщить Русь к христианству. Архитектура храма, живопись, музыка, слово, т. е. синтез искусств в эстетике литургии (церковного богослужения) создавал чувственный образ прекрасного, светоносного, но в то же время могущественного Бога-Вседержителя. Приобщение к вере в единого христианского Бога-создателя через языческую искренность и чувственность является своеобразной чертой постижения христианства на Руси, оно шло долго и трудно, но к ХV в. глубоко укоренилось в психологии человека и культуры и стало неотделимым от древнерусской эстетики.

Программирование новой картины мира в умах людей шло по нескольким направлениям. Одним из самых важных было, конечно, непосредственное воздействие на эмоции человека, которые, в свою очередь, создавали глубокое чувственное восприятие рождающегося мировоззрения и его эстетики. Чувственное восприятие человека было поражено архитектурой крестово-купольного храма и эстетикой литургии, через них оно и постигало новую веру, а посредством единой православной формы богослужения в разных уголках страны люди ощущали принадлежность к единой культуре.

На Руси был введен с XI в. единый архитектурный стиль храма: крестово-купольный. В пору расцвета Киевской Руси были построены великолепные соборные храмы, прославляющие ее величие. Еще Владимир для строительства первого каменного храма в Киеве – Успения Богородицы (Десятинной церкви) – пригласил греческих мастеров, которые и познакомили Русь с крестово-купольной системой строительства храмов, она укоренилась во всем древнерусском зодчестве. Основой крестово-купольного храма является квадратное или прямоугольное помещение с четырьмя столбами в середине, столбы соединялись арками, поддерживавшими барабан купола. Центром храма было подкупольное пространство, залитое светом, проникающим через окна барабана. Центральный неф с трансептом создавали в плане форму креста. С восточной стороны к зданию примыкали, как правило, три апсиды, в больших храмах их могло быть пять, строили церкви и с одной апсидой. В средней апсиде размещался алтарь.

Храм является символической моделью христианства, его внутреннее строение воплощало христианскую идею – спасение человека от греховных помыслов и приобщение к божественной благодати. Одна из основных категорий средневековой христианской культуры – категория времени. Время в христианстве понималось как прямой вектор, который связывает сотворение мира и страшный суд. Земная жизнь (человеческий вектор) дана людям, чтобы они совершили свое восхождение к Богу путем праведной жизни. Центральный неф в храме выражает символически эту прямую линию (от рождения человека к восхождению его к Богу), человек идет по нефу с запада (вход) на восток к алтарю, где пребывает «божественная сущность», то есть проходит символически от мира видимого к миру невидимому. Верхний регистр росписей с Пантократором – (Христом-Вседержителем) – и апостолами в куполе – это «мир горний», принадлежащий Богу; нижний регистр с росписями из земной жизни Иисуса Христа – мир физический; соединяет их средний регистр – композиция заступничества, чаще это деисусная композиция на главном ряду иконостаса: Спаситель, перед которым молятся Богородица и Иоанн Предтеча, – это символический образ моления Церкви за грешных людей, воссоединяющий их с Иисусом Христом.

Бог, по христианскому учению, предстает абсолютной красотой. Проявления Бога в христианских храмах представлены через его модификации: свет и цвет. Известна евангельская мысль о том, что Бог есть свет («нетварный свет», т.e. несотворенный), он является его сущностью, но он недоступен для зрения, его можно постичь только праведникам сверхчувственно-чувственным видением в акте особой мистической практики. Однако мысль о светоносной сущности Бога открывала широкий простор эстетическому сознанию и художественному творчеству, проявленному в архитектурных формах церкви. Окна по фасадам церкви, особенно окна барабана купола, фокусируют мощные пучки света, в подкупольное пространство; в куполе, по канону, находится изображение Христа-Вседержителя. Свет и изображение соединяются в восприятии человека, попадая в пучки света он чувственно ощущает присутствие Бога и соединение с ним. Этому способствует горение свечей и мерцание красок икон.

«Прекрасное» (Бог) могло быть явлено и через символику цвета, а также его сочетания. В Византии была разработана богатая цветовая символика, нашедшая свое художественное воплощение в церковной живописи. Пурпурный цвет считался божественным и царским; голубой и синий – цветами трансцендентных сфер; белый – цветом чистоты; черный – символом смерти, ада; красный – цветом жизни, огня и цветом спасения. Многозначна была символика золотого цвета, выступавшего, прежде всего, образом божественного света и реально выражавшего его в храмовой живописи: мозаиках и иконах. Именно поэтому древние мастера выкладывали золотые мозаичные фоны, а иконописцы писали изображения на золоте фонов. Яркая и звонкая цветовая гамма икон покоряла эмоциональную сферу древнерусского человека глубже, чем абстрактное книжное слово. Таким образом, архитектура церквей, их символика знакомила с христианской картиной мира, делала ее близкой, понятой, родной для людей, населяющих эти территории, связывала народ и культуру новым «культурным смыслом» – христианскими ценностями и традициями, которые на этих ценностях произрастали. При содействии архитектуры и символики церквей формировался новый «образ мира».

Со временем очертания древнерусских церквей стали знаком, символом принадлежности территории и людей к единой древнерусской, а затем и русской культуре. После нашествия Батыя строительство храмов на Руси замирает, даже в Новгороде и Пскове, страдающих к тому еще от шведов и немцев. На протяжении почти всего ХIII в. храмовое строительство не ведется, может быть, и строились деревянные церкви, но они, естественно, не сохранились. Однако уже в конце XIII в. каменное зодчество в этих городах возрождается. Новгородские мастера не строили больше таких мощных соборов как Софийский или Георгиевский, они возродили тип храма второй половины ХII в.: небольшой четырехстолпный, одноглавый, как правило, с одной апсидой. Во-первых, не было средств на грандиозное строительство, князья перестали строить храмы в Новгороде, уж очень он стал самостоятельным и не всегда любезно обходился со своими князьями, а во-вторых, заказчиками стали выступать боярские семьи, купцы или жители определенного прихода (уличане), поэтому церкви перестали производить впечатление могущества, но от этого они не стали менее величественными и спокойно-строгими, они излучали огромную силу, отвечающую духу времени и нравам людей той поры.

Московское искусство и, в частности, зодчество, складывалось на художественных традициях домонгольской Руси, особая роль принадлежала культуре Владимиро-Суздальского княжества, где в ХII в. были построены такие шедевры зодчества, как Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова Богородицы на Нерли. На рубеже XIV-ХV вв. а также в первые три десятилетия ХV в. церковное зодчество Московского княжества выработало для себя некоторые общие черты: четкость пропорций, стройность, динамичность. Когда смотришь на эти спокойные, уравновешенные церкви, то ощущаешь, что их построили люди, скопившие достаточно нравственных и физических сил, чтобы дать отпор Золотой Орде, воссоединиться и утвердить себя среди соседних народов и государств.

Подъем строительства церквей в XIV-XV вв. не случаен. Глубоко укоренившиеся в генетической памяти народа силуэты крестово-купольных церквей стали знаком возрождения и восстановления связей древнерусской культуры. Так, не случайно для ХV в. творчество Андрея Рублева, ведь художественный образ «Троицы» лучится спокойствием, уравновешенностью и силой (неважно, что это выражено через иконописный канон), это не что иное, как отражение определенных тенденций в культуре, выходящей из долгого летаргического сна. Такой стиль в иконописном творчестве не только отражал, но и направлял развитие культуры в единое национальное русло, т. к. живопись Андрея Рублева – это философия в красках, философия любви, надежды, добра, всепрощения, милосердия, взаимопонимания.

Огромна роль древнерусской литературы в формировании единой средневековой культуры Руси, она, как и церковная эстетика, внедряла в общественное сознание идеи христианских духовных ценностей, воспитывала чувство принадлежности к единой древнерусской культуре.

Проповедь любви к людям в противовес вражде и распрям, постоянно царившим между русскими князьями, с особой силой звучит у русских летописцев, которые наиболее ясно видели печальные последствия неисполнения этой вроде бы простой, но трудноосуществимой нравственной заповеди. Древнерусские летописцы были монахами, поэтому неслучайно, что в их писаниях, казалось бы не имеющих прямого отношения к религиозной литературе, звучит мотив христианской этики; неслучайно, что первые жертвы княжеской междоусобицы братья Борис и Глеб, невинно убитые, стали и первыми русскими святыми. Христианские формулы основных нравственных норм и законов сразу же наполнялись на Руси конкретным историческим, социальным или бытовым содержанием, переносились на почву реальной действительности и или укоренялись в ней в качестве жизненно значимых ориентиров, или отбрасывались как не имеющие практического применения. «Повесть временных лет», «Сказание о Борисе и Глебе», «Слово о погибели русской земли», «Задонщина» и ряд других произведений, рассказывая о трагедиях братоубийственных войн или о единстве русских людей, явленном в Куликовской битве, пропитаны мыслями о взаимопонимании и единении людей, о необходимости присутствия в их отношениях любви, а не агрессивности; эти произведения воспитывали чувство принадлежности к одной религии, одному народу, ее исповедывающему, наконец, к одной культуре, они формировали патриотически-государственную тенденцию в культуре.

Особое место среди доступной для всех слоев населения нравоучительной литературы занял «Домострой» – свод практической житейской морали, это, по сути, та же религиозная этика, только переведенная на бытовой язык. Он составлен протопопом Сильвестром в ХVI в. (Сильвестр был духовным наставником Ивана Грозного), т. е. уже в период оформившегося централизованного русского государства. «Домострой» включал: во-первых, правила веры, во-вторых, почитания царя и светской власти, в-третьих, правила отношений с представителями духовной власти, в-четвертых, общие житейские правила и хозяйственные экономические указания. «Домострой» рассматривал и регулировал жизнь человека от рождения и до смерти через призму религиозно-нравственных принципов. Важное место в «Домострое» занимали проблемы внутрисемейных отношений: как детей своих воспитывать в поучении и страхе божьем; как детей учить и страхом спасать; как детям отца и мать любить, и беречь, и повиноваться им, и утешать их во всем; как учить мужу свою жену, как ей Богу угодить, и к мужу своему приноровиться, и как свой дом лучше устроить, и всякий домашний порядок и рукоделье всякое знать, и слуг учить. В завершающей части наставления Сильвестр еще раз напоминает о том, что необходимо жить в заповедях божьих, страхе божьем, законе христианском, заботах добрых, все дела делать по-божески. Таким образом, «Домострой» – это своеобразный итог, завершивший сформирование христианской картины мира и отразивший ее не с высот философско-религиозных, а с точки зрения обычного человека.

Таким образом, на формирование типологического единства культуры Средневековой Руси оказали влияние следующие факторы: форма материального производства, единство языка и письменности, древнерусское язычество, форма общественных, а позднее государственных отношений. Доминантной формой интеграции средневековой культуры явилось православие, поэтому культура Средневековой Руси, как и культура европейского средневековья, рассматривается через призму христианства, т. к. оно определяло все стороны жизни в этот период времени.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА IX–XVII ВВ.

Блок А

А1. Какие из перечисленных черт характерны для русской культуры?

а) бинарность

б) состязательность

в) плавность эволюции

г) периферийность развития

А2. Чертами русской ментальности считаются:

а) мессианские настроения

б) расчетливость, прагматизм

в) общинность

г) склонность к размеренной, методичной деятельности

д) культ закона

А3. Какое из событий может рассматриваться как рубеж, за которым русская культура оказалась в положении культурного одиночества?

а) крещение Руси

б) Великая Схизма 1054 г.

в) гибель Византийской империи

г) Отечественная война 1812 г.

д) отмена крепостного права

А4. Монолитность русской культуры сохраняется вплоть до:

а) монголо-татарского нашествия

б) Смутного времени

в) реформ Петра I

г) Октябрьской революции 1917 г.

А5. Какие два понятия связаны со славянским язычеством?

в) капище

д) вельва

е) базилика

А6. К числу древнейших книг Руси, дошедших до наших времен, относятся:

а) Остромирово Евангелие

б) Слово о полку Игореве

в) Радзивиловская летопись

г) Изборники князя Святослава Ярославича

д) Домострой

А7. В каких русских городах в XI в. были построены Софийские соборы?

б) Новгород

в) Владимир

г) Полоцк

д) Переяслав

А8. Храмовое зодчество Киевской Руси испытывало сильнейшее влияние:

а) византийского архитектурного стиля

б) восточнославянского языческого зодчества

в) архитектуры Северной Европы

г) арабской архитектурной традиции

а) Владимир Мономах

б) Феодосий Печерский

в) митрополит Иларион

г) Андрей Боголюбский

д) ни один из предложенных вариантов не является верным

А10. Как назывался почерк, которым писали книги на Руси в XI–XIII вв.?

б) уставное письмо

г) иератическое письмо

А11. К какому иконографическому типу относится Владимирская икона божьей матери?

а) Елеуса (Умиление)

б) Одигитрия (Путеводительница)

в) Оранта (Молитвенница)

г) Неопалимая Купина

А12. Что можно назвать одной из особенностей русской культуры XII–XV вв.?

а) следование в русле развития культур католического Запада

б) доминирование новгородской культурной традиции

в) полицентризм

г) ярко выраженный светский характер культуры

А13. Кто из известных русских иконописцев написал в начале XV в. знаменитую икону «Троица» для собора Троице-Сергиева монастыря?

а) Феофан Грек

б) Андрей Рублев

в) Дионисий

г) Симон Ушаков

А14. Кто является архитектором Успенского собора Московского Кремля?

а) Аристотель Фиораванти

б) Марко Фрязин

в) Пьетро Солари

а) Нил Сорский

б) Витус Беринг

в) Афанасий Никитин

г) Аввакум Петров

д) Василий Поярков

А16. Первыми двумя известными книгопечатниками в России считаются:

а) Франциск Скорина

б) Никифор Тарасиев

в) Иван Федоров

г) Петр Мстиславец

д) Невежа Тимофеев

А17. Памятник русской нравоучительной литературы XVI в., представляющий собой свод житейских правил, советов и наставлений, носит название:

а) Домострой

б) Пандекты

в) Синопсис

г) Судебник

А18. Когда в каменном храмовом зодчестве России начинает распространяться шатровый стиль?

г) в начале XVIII в.

А19. Что такое парсуна?

а) один из символов власти русских царей

б) материя, используемая для изготовления парусов и живописных холстов

в) условное наименование произведений портретной живописи XVII в.

г) часть церкви, отделенная от общего помещения иконостасом

А20. Каким стилем завершается развитие русской средневековой архитектуры?

а) классицизмом

б) нарышкинским барокко

в) неогреческим

г) елизаветинским барокко

Ответы на задания блока А

Задание А1. Для русской культуры характерны бинарность и периферийность развития (а, г).

Задание А2. Чертами русской ментальности считаются мессианизм и общинность (а, в).

Задание А3. Культурное одиночество Руси связывают с гибелью Византийской империи (в).

Задание А4. Монолитность русской культуры сохраняется до реформ Петра I (в).

Задание А5. С язычеством славян связаны понятия «волхв» и «капище» (б, в).

Задание А6. К числу древнейших книг Руси, дошедших до наших времен, относятся «Остромирово Евангелие» (1056–1057) и «Изборники Святослава» (1073 и 1076 гг.) (а, г).

Задание А7. В XI в. Софийские соборы были построены в Киеве, Новгороде и Полоцке (а, б, г).

Задание А8. Храмовое зодчество Киевской Руси испытывало сильнейшее влияние византийского архитектурного стиля (а).

Задание А10. Почерк, которым писали книги на Руси в XI–XIII вв., известен как «устав» или «уставное письмо» (б).

Задание А11. Владимирская икона божьей матери относится к иконографическому типу Елеуса (Умиление) (а).



Задание А12. Одной из особенностей русской культуры XII–XV вв. можно назвать полицентризм (в).

Задание А13. Знаменитую икону «Троица» для собора Троице-Сергиева монастыря написал Андрей Рублев (б).

Задание А14. Архитектором Успенского собора Московского Кремля является Аристотель Фиораванти (а).

Задание А15. Книгу «Хождение за три моря» написал Афанасий Никитин (в).

Задание А16. Первыми двумя известными книгопечатниками в России считаются Иван Федоров и Петр Мстиславец (в, г).

Задание А17. Памятником русской нравоучительной литературы XVI в. является «Домострой» (а).

Задание А18. Шатровый стиль начинает распространяться в XVI в. (б).

Задание А19. Парсуна – это условное наименование произведений портретной живописи XVII в. (в).

Задание А20. Развитие русской средневековой архитектуры завершается нарышкинским или московским барокко (б).

Блок В

В1. Каким термином обозначают прерывистость исторического развития культуры, свойственную, в том числе, русской культуре?

В2. Соотнесите имя восточнославянского божества и приписываемую ему функцию:

а) Велес 1) покровитель скота, торговли, богатства

б) Перун 2) бог солнечного света и плодородия

в) Стрибог 3) бог-громовержец

г) Даждьбог 4) бог ветра и бурь

В3. Какие два алфавита изначально существовали в древнеславянской письменности?

В4. Расположите события культурной жизни Киевской Руси в хронологическом порядке:

а) крещение Руси князем Владимиром

б) создание древнейшей части «Русской правды» Ярославом Мудрым

в) создание «Поучения Владимира Мономаха»

г) завершение строительства Десятинной церкви Успения Богородицы в Киеве

В5. Соотнесите название произведения с периодом, в который оно было создано:

а) «Слово о погибели Русской земли» 1) XI век

б) «Слово о полку Игореве» 2) XII век

в) «Слово о законе и благодати» 3) XIII век

В6. О чем повествует произведение древнерусской литературы «Задонщина»?


В7. Расположите события культурной жизни Московской Руси в хронологическом порядке:

а) издание в Москве «Апостола» – первой датированной печатной книги

б) возведение Грановитой палаты Московского кремля архитекторами Марко Руффо и Пьетро Солари

в) Стоглавый собор, упорядочивший деятельность Русской православной церкви

г) Флорентийская уния, начало автокефалии Русской православной церкви

В8. Соотнесите имя исторического персонажа и сферу его деятельности:

а) Федор Конь 1) зодчий

б) Авраамий Палицын 2) иконописец

в) Семен Дежнев 3) путешественник, исследователь Сибири

г) Симон Ушаков 4) писатель и историк

В9. Расположите события культурной жизни Московского государства в хронологической последовательности:

а) церковная реформа патриарха Никона, начало Раскола

б) открытие в Москве Славяно-греко-латинской академии

в) возведение собора Василия Блаженного

г) первый спектакль русского придворного театра

В10. В каком веке в России начали отчетливо проявляться тенденции к обмирщению культуры?

Ответы на задания блока В

Задание В1. Прерывистость развития культуры называют дискретностью.

Задание В2. Велес – покровитель скота, торговли, богатства (а-1); Перун – бог-громовержец (б-3); Стрибог – бог ветра и бурь (в-4); Даждьбог – бог солнечного света и плодородия (г-2).

Задание В3. В древнеславянской письменности изначально существовали два алфавита: глаголица и кириллица.

Задание В4. Крещение Руси князем Владимиром (988–990) – завершение строительства Десятинной церкви в Киеве (996) – создание древнейшей части «Русской правды» (1016 или 1030-е гг.) – создание «Поучения Владимира Мономаха» (самый конец XI – начало XII вв.) (а, г, б, в).

Задание В5. «Слово о погибели Русской земли» – XIII век (между 1238 и 1246 гг.)
(а-3); «Слово о полку Игореве» – XII век (между 1185 и 1199 гг.) (б-2); «Слово о законе и благодати» – XI век (между 1037 и 1050 гг.) (в-1).

Задание В6. «Задонщина» посвящена победе московского князя Дмитрия Ивановича над татарами, одержанной им в 1380 г. на берегах Дона, на Куликовом поле.

Задание В7. Флорентийская уния, начало автокефалии Русской православной церкви (1439 и 1448 гг.) – возведение Грановитой палаты (1487–1491) – Стоглавый собор (1551) – издание в Москве «Апостола» (1564) (г, б, в, а).

Задание В8. Федор Конь – зодчий (а-1); Авраамий Палицын – писатель и историк
(б-4); Семен Дежнев – путешественник, исследователь Сибири (в-3); Симон Ушаков – иконописец (г-2).

Задание В9. Возведение собора Василия Блаженного (1555–1560) – Церковная реформа патриарха Никона (1650–1660-е гг.) – первый спектакль русского придворного театра (1672) – открытие в Москве Славяно-греко-латинской академии (1687) (в, а, г, б).

Задание В10. Тенденции к обмирщению русской культуры начали отчетливо проявляться в XVII веке.

Блок С

С1. «Одна из наиболее печальных черт нашей своеобразной цивилизации заключается в том, что мы еще только открываем истины, давно уже ставшие избитыми в других местах. (...) Это происходит оттого, что мы никогда не шли об руку с прочими народами; мы не принадлежим ни к одному из великих семейств человеческого рода; мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, и у нас нет традиций ни того, ни другого. Стоя как бы вне времени, мы не были затронуты всемирным воспитанием человеческого рода. (...)

Что у других народов превратилось в привычку, в инстинкт, то нам приходится вбивать в головы ударами молота. Наши воспоминания не идут далее вчерашнего дня; мы, так сказать, чужды самим себе. Мы так странно движемся во времени, что с каждым нашим шагом вперед прошедший миг исчезает для нас безвозвратно. Это – естественный результат культуры, всецело основанной на заимствовании и подражании. (...)

Мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок».

1. Какому русскому мыслителю принадлежат приведенные выше строки?

2. Основоположником какого направления в русской культурфилософской мысли является автор данного отрывка?

3. Охарактеризуйте позицию этого направления относительно роли России и Европы в историческом развитии.

4. Назовите других представителей этого направления.

С2. «Принадлежит ли Россия к Европе? К сожалению или к удовольствию, к счастию или несчастию – нет, не принадлежит. Она не питалась ни одним из тех корней, которыми всасывала Европа как благотворные, так и вредоносные соки непосредственно из почвы ею же разрушенного древнего мира, – не питалась и теми корнями, которые почерпали пищу из глубины германского духа. Не составляла она части возобновленной Римской империи Карла Великого, которая составляет как бы общий ствол, через разделение которого образовалось все многоветвистое европейское дерево, – не входила в состав той теократической федерации, которая заменила Карлову монархию. (...) Одним словом, она не причастна ни европейскому добру, ни европейскому злу; как же может она принадлежать к Европе? Ни истинная скромность, ни истинная гордость не позволяет России считаться Европой».

1. Какому русскому мыслителю принадлежит этот отрывок? В какой работе он проанализировал отношения между упомянутыми цивилизациями?

4. К какому идейному направлению принадлежит этот автор?

С3. «…В наиболее ранних вариантах древнерусского законодательства («Русская правда») характер возмещения («виры»), которое нападающий должен был заплатить пострадавшему, пропорционален материальному ущербу (характеру и размеру раны), им понесенному. Однако в дальнейшем юридические нормы развиваются, казалось бы, в неожиданном направлении: рана, даже тяжелая, если она нанесена острой частью меча, влечет за собой меньшую виру, чем не столь опасные удары необнаженным оружием или рукояткой меча, чашей на пиру или «тылесной» (тыльной) стороной кулака».

1. О каких функциях культуры идет речь в данном отрывке?

2. Почему менее опасная пощечина влекла за собой больший штраф, чем рана, нанесенная мечом?

3. Мораль какой части древнерусского общества отражали данные юридические нормы?

4. Приведите примеры аналогичного замещения реального вреда «культурным знаком» (один-два примера).

Ответы на задания блока С

Задание С1.

1. Это отрывок первого из «философических писем» русского мыслителя Петра Яковлевича Чаадаева.

2. Публикация «письма» стала теоретическим выражением того направления в русской мысли, которое получило название «западничества».

3. «Западничество» представляет собой русскую разновидность европоцентризма – представления о Европе как оптимальной и наиболее эффективной модели социального и культурного развития. Западники считали Россию не самостоятельной цивилизацией, а частью – притом отсталой – европейского мира. Поэтому они полагали, что главная задача России состоит в приобщении к европейской культуре и цивилизации. Для этого необходимо копировать политическую и экономическую систему Западной Европы.

4. Русское западничество не было однородным. В нем существовало два направления: либеральное и революционное. Либеральные западники (Т.Н. Грановский, В.П. Боткин, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин) были сторонниками парламентской формы правления. К революционному западничеству относились В.Г. Белинский, Н.П. Огарев и А.И. Герцен. Они рассматривали западный капитализм как антигуманный строй и впоследствии перешли на позиции социализма.

Задание С2.

1. Это цитата из работы Николая Яковлевича Данилевского «Россия и Европа».

2. Данилевский отрицал принадлежность России к Европе, потому что Россия развивалась на собственной лингвистической, этнической и вероисповедной базе. Она не входила в состав политических объединений Европы и опиралась на иные культурные традиции, иные культурно-исторические начала – не на наследие латинского Рима, а на наследие греческой Византии.

3. Данилевский обосновал мысль, высказанную до него славянофилами, что Россия представляет собой особую, самобытную цивилизацию, не похожую ни на европейский, ни на азиатский мир. Он называл ее славянским культурно-историческим типом и полагал, что этот новый тип идет на смену дряхлеющей германо-романской цивилизации.

4. Данилевский был наиболее ярким представителем «почвенничества» – направления в неославянофильстве.

Задание С3.

1. В данном отрывке речь идет о регулятивной и символической функциях культуры.

2. Рана, нанесенная боевой частью оружия, не бесчестила, а считалась даже почетной. Тот, кто признавался достойным поединка, признавался социально равным. Напротив, пощечина или палочный удар бесчестили, поскольку так били раба. Такой удар был оскорблением для воина и поэтому наказывался строже.

3. Подобные юридические нормы отражали мораль дружинной среды, т.е. военной знати Древней Руси. Эти нормы свидетельствуют о формировании в воинской среде понятия чести.

4. Например, в Западной Европе при посвящении в рыцари настоящий удар (в знак признания посвящаемого достойным воинской раны) был заменен символическим приложение меча к плечу. В дворянском кодексе чести при вызове на дуэль реальная пощечина (т.е. прямое оскорбление действием) заменилась символическим жестом – бросанием перчатки.

8 КУЛЬТУРА ИМПЕРАТОРСКОЙ РОССИИ (XVIII – НАЧАЛО XX ВВ.)

Блок А

А1. Какие черты были свойственны проводимой Петром I модернизации русского общества?

а) прямое заимствование элементов европейской культуры

б) плавный характер изменений

в) забота о благосостоянии всех слоев населения

г) гармонизация русской традиции и европейских новшеств

д) форсированный характер изменений

А2. Выдающимися деятелями культуры петровских времен являлись:

а) Г. Державин

б) А. Кантемир

в) М. Щербатов

г) Ф. Прокопович

д) С. Дягилев

е) П. Могила

А3. Какие изменения произошли в российской культуре в начале XVIII в.?

а) введен гражданский шрифт

б) открыто первое женское учебное заведение

в) введено летоисчисление от Рождества Христова

г) появился архитектурный стиль ампир

А4. Как называлось руководство для воспитания молодых дворян, впервые опубликованное в 1717 г.?

а) «Юности честное зерцало»

б) «Кормчая»

в) «Дуэльный кодекс»

г) «Город Солнца»

А5. Первым в России публичным музеем стала Кунсткамера, открытая для посетителей в:

А6. По чьей инициативе был открыт Московский университет?

а) И.И. Бецкого

б) М.В. Ломоносова

в) Екатерины II

г) Б.Х. Миниха

А7. Представителем радикального крыла русского Просвещения, выдвинувшим одним из первых идею революционного переустройства российского общества, являлся:

а) В.Н. Татищев

б) А.Н. Радищев

в) И.И. Шувалов

а)М.И. Козловский

б) А.М. Опекушин

в) К.Б. Растрелли

г) Э.М. Фальконе

А9. Кто из перечисленных литераторов является ярким представителем романтизма?

а) Н.В. Гоголь

б) В.А. Жуковский

в) М.Е. Салтыков-Щедрин

г) Н.А. Некрасов

А10. Сторонники какого направления общественно-политической мысли идеализировали допетровскую Русь, видели в ней истинные основы российской цивилизации?

а) западники

б) масоны

в) славянофилы

г) революционные демократы

А11. Основоположником русской классической музыкальной школы считается:

а) М.И. Глинка

б) П.И. Чайковский

в) А.С. Даргомыжский

г) Ц.А. Кюи

А12. Кисти какого живописца принадлежит полотно «Последний день Помпеи»?

а) Андрея Рублева

б) Карла Брюллова

в) Валентина Серова

г) Михаила Врубеля

А13. Кто написал картину «Бурлаки на Волге»?

а) Михаил Нестеров

б) Василий Суриков

в) Илья Репин

г) Леон Бакст

д) Константин Коровин

А14. Основателями какого творческого объединения, созданного в противовес Академии художеств, были живописцы И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, Н.Н. Ге, В.Г. Перов, И.И. Шишкин?

а) Товарищество передвижных художественных выставок (Передвижники)

б) Мир Искусства (Мирискусники)

в) Новое общество художников

д) Ослиный хвост

А15. Какая сфера деятельности объединяет С.С. Пименова, В.И. Демут-Малиновского, Б.И. Орловского, П.К. Клодта, И.И. Мартоса, М.М. Антокольского?

а) музыка

б) литература

в) живопись

г) скульптура

А16. Как называется направление в архитектуре, для которого характерно смешение различных стилей, разнородных элементов?

а) обскурантизм

б) минимализм

в) эклектика

г) контаминация

А17. Представителями стиля модерн в русской архитектуре являются:

а) А.Н. Воронихин, К.И. Росси

б) А.И. Штакеншнейдер, К.А. Тон

в) П. Беренс, О.К. Вагнер

г) Л.Н. Кекушев, Ф.О. Шехтель

а) Константин Бальмонт

б) Игорь Северянин

в) Владимир Маяковский

г) Сергей Есенин

А19. Московский Художественный театр был основан в 1898 г.:

а) С.И. Мамонтовым и С.П. Дягилевым

б) В.Ф. Комиссаржевской и В.Э. Мейерхольдом

в) К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко

А20. Какие русские ученые стали лауреатами Нобелевской премии в начале XX в.?

а) Д.И. Менделеев

б) А.Д. Сахаров

в) И.И. Мечников

г) И.П. Павлов

д) А.С. Лаппо-Данилевский

Ответы на задания блока А

Задание А1. Проводимой Петром I модернизации были свойственны прямое заимствование элементов европейской культуры и форсированный характер изменений (а, д).

Задание А2. Выдающимися деятелями культуры петровских времен являлись А. Кантемир и Ф. Прокопович (б, г).

Задание А3. В начале XVIII в. были введены гражданский шрифт и летоисчисление от Рождества Христова (а, в).

Задание А4. Руководство для воспитания молодых дворян называлось «Юности честное зерцало или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов» (а).

Задание А5. Кунсткамера была открыта для посетителей в 1719 г. (в).

Задание А6. Одним из инициаторов открытия Московского университета был М.В. Ломоносов (б).

Задание А7. Представителем радикального крыла русского Просвещения являлся А.Н. Радищев (б).

Задание А9. Ярким представителем романтизма был В.А. Жуковский (б).

Задание А10. Идеализация допетровской Руси была свойственна славянофилам (в).

Задание А11. Основоположником русской классической музыкальной школы считается М.И. Глинка (а).

Задание А12. Полотно «Последний день Помпеи» написал Карл Брюллов (б).

Задание А13. «Бурлаки на Волге» – картина И. Репина (в).

Задание А14. Художники Крамской, Мясоедов, Ге, Перов, Шишкин входили в число основателей «Товарищества передвижных художественных выставок» (а).

Задание А15. Пименов, Демут-Малиновский, Орловский, Клодт, Мартос, Антокольский – выдающиеся русские скульпторы (г).

Задание А16. Направление в архитектуре, для которого характерно смешение различных стилей, называется эклектикой (в).

Задание А17. Представителями стиля модерн в русской архитектуре являются Л.Н. Кекушев и Ф.О. Шехтель (г).

Задание А18. Поэтом-символистом был К. Бальмонт (а).

Задание А19. Московский Художественный театр был основан К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко (в).

Задание А20. Лауреатами Нобелевской премии в области медицины в начале XX в. стали И.И. Мечников (1908) и И.П. Павлов (1904) (в, г).

Блок В

В1. Соотнесите имя представителя русской культуры XVIII в. и сферу его деятельности:

а) Д.И. Фонвизин

б) Г.Р. Державин

в) Ф.Г. Волков

г) И.И. Шувалов

1) публицист, драматург, создатель русской бытовой комедии

2) актер, театральный деятель, «отец русского театра»

3) государственный деятель, крупнейший поэт второй половины столетия

4) государственный деятель, меценат, инициатор учреждения Московского университета и Петербургской Академии художеств

В2. Сопоставьте имя зодчего с названиями возведенных им памятников:

а) Б.Ф. Растрелли

б) Д. Трезини

в) Ю.М. Фельтен

1) Здание Двенадцати коллегий, Петропавловский собор

2) Зимний дворец, Смольный собор

3) Большой Эрмитаж, Чесменская церковь

В3. Соотнесите имена представителей русской культуры XVIII в. и сферу их деятельности:

а) И.Н. Никитин, А.П. Антропов, И.П. Аргунов, Д.Г. Левицкий, Ф.С. Рокотов

б) А.Г. Шедель, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти, А. Ринальди

в) А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков, М.М. Херасков

1) художники-портретисты

2) литераторы

3) архитекторы

В4. Какое новое направление, характеризующееся повышенным интересом к человеческим чувствам и стремлением к более конкретному изображению переживаний героев, возникает в русской литературе в конце XVIII в.?

В5. Соотнесите названия научных и образовательных центров с именами правителей, в годы царствования которых они были учреждены:

а) Московский университет

б) Петербургская Академия наук

в) Санкт-Петербургский практический технологический институт

г) Царскосельский лицей

2) Елизавета Петровна

3) Николай I

4) Александр I

В6. Соотнесите имена русских ученых XIX в. и сферы их научных интересов:

а) А.М. Бутлеров

б) Н.И. Лобачевский

в) Н.М. Пржевальский

г) И.М. Сеченов

д) А.С. Попов

1) математик, создатель неевклидовой геометрии

2) химик, создатель теории химического строения органических веществ

3) географ, путешественник, исследователь Центральной Азии

4) физик, электротехник, изобретатель радиотелеграфа

5) физиолог, патолог, психолог

В7. Расположите литературные произведения по времени их первой публикации – от самого раннего к самому позднему:

а) «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина

б) «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского

в) «Мертвые души» (первый том) Н.В. Гоголя

г) «Поединок» А.И. Куприна

В8. Соотнесите имя русского живописца XIX в. и жанр, к которому относится основная часть его творческого наследия:

а) О. Кипренский 1) маринизм

б) И. Айвазовский 2) портрет

в) В. Верещагин 3) пейзаж

г) И. Шишкин 4) баталистика

В9. Сопоставьте имена русских поэтов и названия литературных течений, представителями которых они являются:

а) Н.С. Гумилев 1) символизм

б) В.Я. Брюсов 2) футуризм

в) В.В. Хлебников 3) акмеизм

г) С.А. Есенин 4) имажинизм

В10.Укажите соответствие между именами представительниц русской культуры и сферой их деятельности:

а) В.В. Холодная 1) балерина

б) З.Е. Серебрякова 2) актриса немого кино

в) А.П. Павлова 3) художница

г) З.Н. Гиппиус 4) литератор

Ответы на задания блока В

Задание В1. Д. Фонвизин – публицист, драматург (а-1); Г. Державин – государственный деятель, поэт (б-3); Ф. Волков – актер, театральный деятель
(в-2); И. Шувалов – государственный деятель, меценат (г-4).

Задание В2. Б. Растрелли – Зимний дворец, Смольный собор (а-2); Д. Трезини – Здание Двенадцати коллегий, Петропавловский собор (б-1); Ю. Фельтен – Большой Эрмитаж, Чесменская церковь (в-3).

Задание В3. Никитин, Антропов, Аргунов, Левицкий, Рокотов – художники-портретисты (а-1); Шедель, Леблон, Микетти, Ринальди – архитекторы (б-3); Кантемир, Тредиаковский, Сумароков, Херасков – литераторы (в-2).

Задание В4. Литературное направление конца XVIII в., характеризующееся повышенным интересом к человеческим чувствам и стремлением к более конкретному изображению переживаний героев, называется сентиментализмом.

Задание В5. Московский университет (1755) основала Елизавета Петровна (а-2); Петербургскую Академию наук (1724) – Петр I (б-1); Санкт-Петербургский практический технологический институт (1828) – Николай I (в-3); Царскосельский лицей (1810) – Александр I (г-4).

Задание В6. Бутлеров – химик (а-2); Лобачевский – математик (б-1); Пржевальский – географ (в-3); Сеченов – физиолог (г-5); Попов – физик (д-4).

Задание В7. «Бедная Лиза» (1792) – «Мертвые души» (1842) – «Преступление и наказание» (1866) – «Поединок» (1905) (а, в, б, г).

Задание В8. О. Кипренский – портретист (а-2); И. Айвазовский – маринист (б-1); В. Верещагин – баталист (в-4); И. Шишкин – пейзажист (г-3).

Задание В9. Н. Гумилев – представитель акмеизма (а-3); В. Брюсов – символизма
(б-1); В. Хлебников – футуризма (в-2); С. Есенин – имажинизма (г-4).

Задание В10. В. Холодная – киноактриса (а-2), З. Серебрякова – художница (б-3), А. Павлова – балерина (в-1), З. Гиппиус – литератор (г-4).

Блок С

С1. «Болезнь эту, вот уже полтора столетия заразившую Россию, все расширяющуюся и укореняющуюся, (...) приличнее всего, кажется мне, назвать европейничаньем; и коренной вопрос, от которого зависит вся будущность, вся судьба не только России, но и всего славянства, заключается в том, (...) окажется ли эта болезнь прививною, которая, подвергнув организм благодетельному перевороту, излечится, не оставив за собою вредных неизгладимых следов (...)

Все формы европейничанья, которыми так богата русская жизнь, могут быть подведены под следующие три разряда:

1. Искажение народного быта и замена форм его – формами чуждыми, иностранными (...)

2. Заимствование разных иностранных учреждений и пересадка их на русскую почву с мыслию, что хорошее в одном месте должно быть и везде хорошо.

3. Взгляд как на внутренние, так и на внешние отношения и вопросы русской жизни с иностранной, европейской точки зрения; рассматривание их в европейские очки».

1. Какой период русской истории, для которого характерно было «европейничанье», имеет в виду автор отрывка?

3. Какие направления в русской мысли породила проблема культурно-исторического своеобразия России по отношению к Европе?

4. Назовите других представителей того направления, к которому принадлежал автор отрывка.

С2. «При Александре стиль «Людовика XVI» уступает место стилю «Империи». Это есть последний шаг в развитии классического стиля. (...) Стремление к крайней простоте линий соединяется со страстью к колоссальным размерам. (...) Истинным завершителем александровского стиля – и всего петербургского периода архитектуры – является Карл Росси. (...) Своими постройками он придал монументальному Петербургу окончательный теперешний вид. Росси работал не только над зданиями, но и над улицами и площадями. Такой характер имеют все четыре главные работы Росси».

1. О каком периоде «александровского стиля» идет речь в тексте?

2. Назовите четыре главные работы К. Росси в Санкт-Петербурге.

3. К какому архитектурному стилю относится творчество Карла Росси?

4. Назовите монументальные сооружения других архитекторов, появившиеся в столице России в александровское время.

С3. «Многое из творческого подъема того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. Но тогда было опьянение творческим подъемом, новизна, напряженность, борьба, вызов. В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувство заката и гибели с чувством восхода и надеждой на преображение жизни. Но все происходило в довольно замкнутом круге, оторванном от широкого социального движения. (...) Культурный ренессанс явился у нас в предреволюционную эпоху и сопровождался острым чувством приближающейся гибели старой России. Было возбуждение и напряженность, но не было настоящей радости».

1. О каком периоде «творческого подъема» и «ренессанса» в русской культуре пишет автор приведенного отрывка?

2. Каким термином обозначают состояние европейской и русской культуры конца XIX – начала XX вв., характеризующееся общим мировоззренческим кризисом, пессимистическими настроениями, крайним индивидуализмом и субъективизмом, аморальностью, утонченным эстетизмом, тяготением к иррационализму и мистике?

4. Перечислите основные литературные течения, сложившиеся в России в рассматриваемую эпоху.

Ответы на задания блока С

2. Для этого периода русской истории был характерен резкий культурный разрыв между дворянской верхушкой и основной массой населения страны. Разрыв был порожден реформами Петра I, который модернизировал Россию по европейским образцам, причем насаждал их прежде всего в высших слоях русского общества.

3. При обсуждении проблемы своеобразия России сформировались славянофильство и западничество. Славянофилы отстаивали идею самобытности России, самостоятельности ее культурно-исторического развития. Западники рассматривали Россию как отсталую окраину европейского мира, задача которой заключается в том, чтобы догнать Европу.

4. Данилевский развивал идеи славянофилов. К числу основоположников славянофильства принадлежали И.В. Киреевский, А.С. Хомяков и К.С. Аксаков. К «младшим славянофилам» относились Ю.Ф. Самарин и И.С. Аксаков.

Задание С2.

1. Речь идет о первой четверти XIX в. – периоде правления Александра I.

2. Четырьмя главными работами К. Росси считаются: Михайловский дворец с прилегающей к нему площадью; ансамбль Дворцовой площади, образованный полукружием здания Главного Штаба и Министерств иностранных дел и финансов с аркой посередине; площадь и окружающие улицы около Александринского театра; здания Сената и Синода на Сенатской площади.

3. Зодчество К. Росси относится к классицизму (русскому ампиру).

4. Первое монументальное здание в Петербурге времен Александра I – Казанский собор (1801–1811) архитектора А.Н. Воронихина. К этому же времени относится строительство Адмиралтейства (1806–1815) архитектора А.Д. Захарова и здания Биржи со стрелкой Васильевского острова (1805–1810, архитектор Ж.Ф. Тома де Томон). В александровское время также началось строительство Исаакиевского собора, растянувшееся на сорок лет (1817–1857, архитектор О. Монферран).

2. Это культурное явление называют декадансом или декадентством.

3. Представителями русского «религиозно-философского ренессанса» являлись В.С. Соловьев, Д.С. Мережковский, Л. Шестов, Н.А. Бердяев (автор приведенного отрывка), С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, В.В. Розанов, С.Л. Франк и др.

4. Основными литературными течениями Серебряного века были символизм, акмеизм и футуризм.