Космос в искусстве. «Границ научному познанию и предсказанию предвидеть

Тема космоса - его покорения и освоения, космических полетов и возможной встречи с другим, инопланетным разумом, иными цивилизациями не новая. Тема космических перелетов, казалось бы, абсолютно научная, тема узкопрофессиональная, с различной периодичностью и степени популярности поднимается в литературе и кинематографии.

Космос, идея освоения человеком Вселенной, тема покорения человеком иных, отличных от мира Земли, знакомства с иными цивилизациями не могла обойти стороной изобразительное искусство. Говоря о космической теме в живописи, хотелось бы выделить несколько направлений в теме «Космос и художник». Такими темами являются космический реализм, описывающий будни покорителей космоса, реалии сегодняшнего дня и, более популярная тема – научно-фантастическая.

Сама идея космической темы в живописи, имеет свои этапы развития, проходя свой путь – в зависимости, от понимания в обществе самой идеи космических полетов – от иллюстраций к произведениям Герберта Уэллса, Эдгара Берроуза и Константина Циолковского до полотен и выставок, посвященным будням космонавтов и астронавтов, видению технологий завтрашнего дня.

И с развитием науки, ростом технических знаний в начале ХХ века, меняется творческий подход писателей, которые от абсолютно фантастических идей покорения космоса и путешествий сквозь время силой разума (подобно героям романов Берроуза) к идее покорения космоса подходят более прагматично. И с переходом от «фэнтези» к научной фантастике в литературе, соответственно, меняются работы художников-иллюстраторов. Создание первых, нельзя сказать научных, но фантастических фильмов о полетах в космос и покорении Марса, также давало тему для размышлений и реализации в иллюстративных работах.

После публикаций Константина Циолковского книг различного направления, от научных трудов до научно-фантастических произведений, покорение космоса перестает быть фантастикой. Пусть в качестве иллюстраций к различным фантастическим рассказам, но идея была жива. Глядя на картины художников посвящающих теме космоса, путешествий по дорогам Вселенной, не видно и тени примитивизма, отсутствие понимания темы. Даже в иллюстрациях к работам К. Циолковского, где космонавт облачен в жесткий скафандр, явно прослеживается понимание опасности нахождения в безвоздушном пространстве. И ведь действительно, космонавт Алексей Леонов чуть не погиб во время своего первого выхода в открытый космос. Причина – мягкий скафандр, по вине которого он едва смог вернуться на корабль.

И все же стоить отметить, что приоритетным направлением оставался реализм. Задачей художника считалось показать героев своей эпохи. Летчиков, рабочих и колхозников – в довоенный период, героев фронта и тыла – военный период и народ- победитель в послевоенный.

Не занимая лидирующих позиций в изобразительном искусстве, тема «космических дорог» оставалась достаточно популярной в качестве иллюстраций к научно-фантастическим романам – как советских, так и зарубежных писателей. Одним из «гуру» такого направления, можно назвать Юрия Павловича Швеца, известного как по эскизам к фантастическим фильмам, так и своими отдельными работами на подобные темы.

Несомненно, интерес к космосу, его покорению человеком, возрос после полета Юрия Гагарина в космическое пространство 12 апреля 1961 года. Но собственно, кроме самой идеи говорить было не о чем. Работы художников представлялись в темах подобной: «Покорение космоса советским человеком» или на темы: «Есть ли жизнь на Марсе?», «Климат Венеры – планеты туманов». Это были в основном иллюстрации к научно-популярным изданиям и фантастическим рассказам.

Картины Алексея Леонова, увидевшие свет в 1967 году начинают менять ситуацию. Алексей Архипович Леонов, летчик-космонавт, совершивший свой первый полет в марте 1965 года – как второй пилот корабля «Восток-2». Во время этого полета, был совершен выход в открытый космос. В июле 1979 года, совместно с В. Кубасовым, на корабле «Союз-19» - совершил второй полет. Во время этого полета, была произведена стыковка кораблей «Союз» и «Аполлон».

Космонавт, знающий космос не из сюжетов романов и имеющий собственное представление о дорогах, ведущих во Вселенную, создает как собственные полотна, так и работы в соавторстве с Андреем Соколовым, творчество которого, с 1957 года – выхода первого советского спутника на орбиту Земли, посвящалось теме космоса. Творчество Андрея Константиновича, сыграло заметную роль не только в отечественной живописи, «Фонтаны рая» - книга писателя-фантаста Артура Кларка, написана под впечатлением от его картины «Лифт в космос».

Большую роль в развитие направления космической живописи, сыграл популярный журнал «Техника - молодежи», который не только рассказывал своим читателям о новейших достижениях, таких как ракетоплан или реактивный ранец, но и проводивший с конца 60-х годов конкурсы живописи, связанной с фантастикой, такие как «Мир завтрашнего дня» или «Сибирь завтра».

На территории бывшего СССР, космическая тема особо стала популярна в 70-х годах ХХ столетия. В 1973 году, на больших экранах станы под названием Советский Союз, выходит первая часть научно-фантастического фильма-дилогии «Москва – Кассиопея», в 1984 году – вторая, «Отроки во Вселенной». Эти фильмы, несомненно, лучшие в линейке фантастических фильмов для детей.

На подобных фильмах, в которых изображались космические корабли, показывалось предполагаемое оборудование, популярно доносились идей дальнейшего развития техники (фотонные двигатели, позволяющие развить и превысить скорость света). Фильмы, предназначенные для детей и подростков, доносили будущим художникам картину технологий завтрашнего дня, новых идей и устремлений человечества в понятном для них формате.

В 1977 году, журнал «Техника – молодежи» открывает конкурс «Время – Пространство – Человек». За три года первого этапа конкурса, на него было прислано свыше 1000 картин. 200 присланных работ, были опубликованы на страницах журнала, 500 авторских работ выставлены в галереи живописи связанной с фантастикой и космосом. Конкурс просуществовал до момента распада Советского Союза, впрочем, в тот период, сами исследования космоса и покорения Вселенной были «не на злобе дня».

Тема космоса конца 80-х – начала 90-х годов, это не просто мечты о звездных дорогах, это период, когда ломались стереотипы в политике и живописи, период, когда возможность сотрудничества двух великих держав, СССР и США, взаимопонимания между народами государств, находящихся в состоянии «холодной войны», начинали видеть друг в друге союзников. Это хорошо видно в совместных работах Андрея Соколова и Роберта МакКолла. Города будущего американского художника, космические станции и корабли в его картинах – это фактически, невоплощенная реальность.

Космическая реальность и фантастика, вымысел художника и научные знания. Насколько выдумка близка к действительности? В работах Уолтера Маейрса, американского художника, который увлекается астрономией, мы видим картины далеких планет нашей солнечной системы.

Время, пространство, человек. Тема космоса, покорения Вселенной – это то, что позволят увидеть будущее глазами художника, увидеть далекие миры, космические корабли и города. Фантазия, взгляд сквозь время и пространство – идея, которая была актуальной, и долгое время будет оставаться таковой.

Освоение человеком космоса открыло новую страницу в истории искусства. В рамках серии публикаций, посвященных празднованию Дня космонавтики на этой неделе, «Йод» подготовил материал про то, как тема космоса получила отражение в самых разных сферах человеческой культуры - от живописи до дизайна одежды и мебели.

С того момента, как первый в истории спутник был запущен на орбиту Земли в 1957 году, космос завладел умами миллионов людей. Художники и поэты вдохновлялись космосом, мечтали о нём и порой даже заглядывали в будущее, предвосхищая то, чему ещё только суждено было сбыться.

Важнейшее событие той эпохи - полёт человека в космос - нашло отражение в творчестве таких художников, как Александр Дейнека . В его картине «Покорители космоса» ракеты взлетают с космодрома одна за другой, люди только успевают их строить. В честь первого человека в космосе, Юрия Гагарина , писали стихи и песни, на русском и других языках мира. Владимир Высоцкий посвятил ему свое стихотворение «Я первый смерил жизнь обратным счетом». О нем до сих пор снимают фильмы, число которых уже составляет около полусотни.

Александр Дейнека, «Покорители космоса»

Освоение космоса стало поворотным пунктом в творчестве многих художников. Так, например, с запуском первого космического спутника изменилась судьба Андрея Соколова , сына одного из руководителей строительства космодрома Байконур . Он стал первым в мире художником, который рисовал открытый космос не покидая своей мастерской. Он запечатлел такие вехи в истории космонавтики, как полёт на Луну и выход человека в открытый космос. А также изобразил то, о чем тогда только можно было мечтать, и что, возможно, ждёт человечество в обозримом будущем - высадка на Марсе, Венере, других планетах и их спутниках.

Начиная с середины 60-х годов Соколов начинает работать в соавторстве с космонавтом Леоновым . Знаменитый советский лётчик-космонавт Алексей Леонов, первый человек, вышедший в открытый космос, - одновременно талантливейший художник, запечатлевший космос на своих картинах прямо с орбитальной станции. Каждая его работа - уникальна, потому что является не плодом творческого воображения или скопированным с фотографии телескопа изображением, а подлинным свидетельством виденного автора своими глазами живого космоса.

Андрей Соколов и Алексей Леонов, «Космические шоферы»

Недавно в Третьяковской галерее прошла церемония передачи музею двух картин Алексея Леонова. Событие было приурочено к масштабной выставке «Оттепель», посвященной знаковому историческому периоду в отечественной истории, сообщает ТАСС.

Не могла не отреагировать на такую животрепещущую для общества тему, как покорение космоса и мода. Космические мотивы нашли отражение в коллекциях таких дизайнеров, как Пако Раббан, Пьер Карден , Эмилио Пуччи. Футуристические линии, яркие и блестящие ткани, необычные прически и аксессуары - всё это сильно изменило образ и стиль жизни на Западе.

Кадр из фильма «Фотоувеличение»

Дизайн техники и интерьеров также во многом изменился под влиянием новых идей. Пылесосы «Сатурн», часы «Ракета», обтекаемая по форме мебель и блестящие металлические поверхности служат ярким примером того, как промышленный дизайн подхватывал космические тенденции.

Советский пылесос «Сатурн»

По сей день тема космоса остается неисчерпаемым источником вдохновения во всех сферах человеческой культуры. Степень взаимного влияния искусства и науки так высока, что порой бывает сложно понять, что именно было первоисточником - то ли научные открытия привели к созданию произведений искусства, то ли художественный вымысел вдохновил учёных и конструкторов.

Живопись дает возможность увидеть несозданное, поместить взгляд в точку, где еще не было фотокамеры, поэтому неудивительно, что тематика космоса достаточно хорошо в ней представлена. Эта публикация - ни в коем случае не обзор всех художников, изображавших космос, а скорее пробежка по вехам через призму моего вкусового восприятия.


Художник Анатолий Мущенко

Вряд ли получится найти первого "космического художника", но у истоков этого жанра явно стояли иллюстраторы фантастики Жюля Верна. "С Земли на Луну" и "Вокруг Луны" читали будущие пионеры космонавтики, и, запуская свои ракеты, они могли вспоминать картину эпического, пусть и не реалистичного, выстрела колумбиады.

В 1920-х годах в СССР была группа художников-космистов "Амаравелла", но они вдохновлялись в основном идеями Рерихов, Блаватской, Чюрлёниса и культур Востока, поэтому рисовали всякую неопределенную мистику. Вряд ли картина Сергея Шиголева "Работа в космосе", написанная в 1927 году, изображает реальных людей, работающих в реальном космосе.

Судьба Шиголева сложилась печально, но другим представителям его поколения удалось сделать больше. Челси Боунстелл (старше Шиголева на 7 лет) стал маяком в живописи для американцев, мечтающих о космосе. Его иллюстрации появлялись в журналах начиная с середины 1940-х и использовались в книге "Покорение космоса" 1949 года, которую зачитывали до дыр мальчишки, пораженные в самое сердце советским спутником.


В 10 км над полюсом Луны,


Маленький спутник

В СССР работал Юрий Швец. Он больше трудился для кино, художником-постановщиком, и его труд виден в прекрасных фильмах Клушанцева, но и картины вполне могли вам попадаться.


Увы, в реальности 1996 год прошел под знаком совсем других событий


Стартовая площадка орбитальной космической станции

Затем пришла очередь художников, которые, кроме фантазий, видели космические полеты непосредственно. Пол Калли (официальный сайт), например, стал единственным художником, приглашенным зафиксировать процесс облачения в скафандры астронавтов "Аполлона-11" перед стартом. Кроме этого он писал картины и активно рисовал для почтовых марок.


Нил Армстронг


"Мощь"

Заметного успеха уже успела добиться молодая художница Анастасия Просочкина. Ее работы сочетают художественный взгляд и внимание к техническим деталям (Анастасия консультируется у работников отрасли). Самобытный стиль пользуется популярностью, картины заказывали и Роскосмос, и частные космические компании.

На краудфандинговой платформе "Планета" заканчивается проект Анастасии по выпуску космического календаря, и уже собрано в пять раз больше требуемой суммы. Радует, что идея повесить себе на стену календарь на следующий год с космическими рисунками интересна и широкой общественности.

Кроме указанных выше ссылок на сайты художников, огромную и уникальную коллекцию космического арта собрал паблик

Мы подготовили эту статью на основе лекции, прочитанной Ксенией Подлипенцевой, искусствоведом, куратором художественных проектов, в рамках фестиваля «Библионочь-2018».

Космос - тема, волновавшая художников в разные эпохи, но, пожалуй, наиболее своеобразно она была представлена в космизме, футуризме и супрематизме.

Космизм - особое явление первой половины XX века. Основоположником русского космизма считается Николай Фёдоров, создавший план так называемого «общего дела ». Согласно представлениям Фёдорова, человечеству надо объединить все усилия для того, чтобы достигнуть бессмертия и осваивать космос.

Конечно, можно сказать, что идея бессмертия восходит к православной традиции, но есть существенное различие. Прежде всего, в том, что Фёдоров говорил о бессмертии не только души, но и тела. Причём «бессмертные» должны были ещё и озаботиться тем, чтобы оживить всех, кто жил когда-либо ранее. Поскольку подобное рано или поздно привело бы к перенаселению Земли, Фёдоров предполагал, что к тому моменту люди уже достигнут такого уровня знаний, что им будет под силу переселиться на другие планеты, хотя в то время, естественно, никакого технического оснащения для полётов в космос ещё не было.

Помимо Фёдорова, это направление также разрабатывали Сергий Булгаков, Павел Флоренский, Константин Циолковский. А с точки зрения живописи самым известным космистом был Николай Рерих, обращавшийся к жанру философского пейзажа.

Прежде всего, это пейзаж «обобщённый», в нём нет акцентуации на индивидуальных чертах конкретной местности. Не менее важной особенностью является свет: свет на картине не столько явление физического мира, сколько маркер духовного состояния художника. Наконец, на полотнах Рериха всегда выделяется небо: даже горы принимают очертания облаков или напоминают иные небесные объекты.

Люди на полотнах Рериха, как правило, не располагаются в центре, то есть не являются главными героями, хотя и нельзя сказать, что их «задавливает» бесконечное небо: скорее, все элементы картины находятся в гармонии, ведь основная идея творчества художника - это гармония человека и Вселенной.

Пожалуй, высокой оценкой для Рериха можно считать признание Гагарина, который так описал свой полёт в космос:

«Лучи просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, чёрному. Неописуемая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха».

Не менее значимым направлением в начале прошлого столетия был футуризм : зародившись в Италии, он наиболее громко заявил о себе в России, став одним из самых радикальных явлений авангарда. Футуризм считал себя провозвестником новой эры, воспевая, однако, не столько будущее, сколько стремительно развивавшееся настоящее заводов и машин.

Будетляне, первая группа писателей-футуристов, не раз в своём творчестве обращались к фантасмагорическим для того времени образам покорения Вселенной. Однако в футуристической живописи космический мотив всё же не являлся ведущим. Самыми яркими примерами здесь можно назвать «Пустоту» Натальи Гончаровой, произведение, написанное в период её увлечения беспредметной живописью, и серию картин «Пространство».

Несмотря на всю агрессивность и самоуверенность футуризма, к началу Первой мировой он начал потихоньку затухать, раскалываясь на разнообразные течения и уступая место другим направлениям искусства.

Супрематизм связывают, прежде всего, с его создателем - Казимиром Малевичем. И конечно же, самая знаменитая картина, ассоциирующаяся с именем этого художника, - «Чёрный квадрат», абсолютно уникальная вещь по количеству существующих интерпретаций. В этом периоде Малевич отказался от предметности, заявив, что живопись должна выражать не предмет, а ощущение художника от предмета. Иными словами, Малевич призывал отказаться от «посредника» формы и писать ощущение.

На картине - чётко очерченный чёрный квадрат, граничащий с белым фоном; необходимо учитывать, что произведение, как правило, экспонируют на белой стене. Представьте мысленно, как белый фон холста сливается с белым фоном окружения, а сам квадрат отдаляется всё дальше и дальше, постепенно превращаясь в чёрную точку… Нет смысла искать в «Чёрном квадрате» особый сюжет или иную картину, якобы спрятанную под слоем краски. По сути, «Чёрный квадрат» - это попытка графически представить бесконечность Вселенной.

Евгений Ковтун, искусствовед

из статьи «“Победа над солнцем” - начало супрематизма»

Супрематический метод состоял в том, что Малевич взглянул на землю как бы извне, внутренняя «духовная» вселенная подсказала ему этот взгляд, и сразу же рухнули незыблемые каноны пространствопостроения. В супрематических станковых работах исчезает представление о «верхе» и «низе», «левом» и «правом» - все направления равноправны, как в космическом пространстве. Пространство картины больше неподвластно земному тяготению (ориентация «верх - низ»), оно перестало быть геоцентричным, то есть «частным случаем» вселенной. Возникает самостоятельный мир, замкнутый в себе, обладающий собственным полем сцеплений-тяготений и в то же время соотнесенный как равный с универсальной мировой гармонией.

Главный элемент на картинах Малевича - супремы (от лат. supremus - наивысший), геометрические фигуры, нарисованные в отрыве от земли, отражали идею художника о космическом городе, комплексе, свободно парящем в воздухе, создание которого было бы возможно благодаря будущим научно-техническим достижениям.

Более конкретно разрабатывал космическую тему один из любимых учеников Малевича - Илья Чашник, считавший супрематизм «мироощущением беспредметных, природных и космических сложений». В его самой известной работе «Красный круг на чёрной поверхности» можно угадать планету в бескрайнем космическом пространстве и находящуюся рядом с ней космическую станцию, хотя по-прежнему речь идёт именно о супрематической композиции. Интересно, что эту картину часто можно встретить на обложках книг научной фантастики.

Конечно, перечисленными направлениями космическая тема не ограничивается: чего стоит причудливый «соцфутуризм», рисовавший светлое будущее освоения других планет и контактов с инопланетными существами. И хотя в XXI веке появились новые, небывалые возможности для изучения Вселенной, стоит признать, что в прошлом столетии тема космоса вызывала гораздо больший ажиотаж - по крайней мере, в искусстве.

Своими впечатлениями о выставке «Космос завтрашнего дня» делится известный американский художник, ученый, главный редактор журнала «Леонардо» Фрэнк МАЛИНА.

Здесь, на выставке в Баку, оценивая творения моих собратьев – художников-фантастов, беседуя с восторженными, скептически настроенными, потрясенными посетителями, я не раз задавался вопросом: каковы пути и возможности изобразительных искусств в эпоху освоения околоземных просторов? Древняя мечта человека обрести крылья, летать в воздухе осуществилась, как известно, в начале нынешнего века. Естественно, развитие авиации повлияло и на зрительное восприятие художников. Некоторые из них пытались создать на холстах впечатление быстрого движения тел, пользуясь обычными приемами живописи. Другие разрабатывали так называемое «кинетическое» искусство, создающее у зрителя ощущение реального движения во времени. Третьи как бы вводили в свои произведения «авиационные» сюжеты: так рождались пейзажи, напоминающие просторы матушки Земли, наблюдаемые с борта летящего самолета. Но в общем-то я бы не сказал, что искусство эпохи воздухоплавания можно было сравнить – с точки зрения эстетики – с достижениями классической живописи.

Что же нового привнесла (или привнесет) в искусство астронавтика, чем обогатят его новые представления о Земле и вселенной?

Для большинства из нас первый полет в самолете – переживание более острое, нежели первая поездка верхом на лошади или в автомобиле. А первый космический полет вызывает еще более сильные ощущения.

Искусство «космического века» вплоть до недавнего времени носило характер иллюстрирования пейзажей других планет на основании либо скупых астрономических сведений, либо научно-фантастических домыслов; встречались и сюжеты, взятые из космической технологии. Советский космонавт Алексей Леонов сделал несколько замечательных зарисовок Земли, видимой из космоса, – и сразу стало ясно, что действительность может быть намного прекрасней и неожиданней воображаемого. Именно творчество Алексея Леонова и его соавтора Андрея Соколова навело меня на мысль разнообразить свои творческие приемы. Так, к примеру, я начал вводить в кинетические картины и композиции изображения космических траекторий и орбит, хотя и реальных, но невидимых как для человека, так и для его приборов.

Выход представителя земной цивилизации в космическое пространство можно сравнивать по своему значению с переходом наших предков с дерева на землю. Психологические и философские последствия этого выхода для будущего развития человечества могут быть огромными. Впервые в истории человек получил возможность наблюдать самого себя в чуждой ему среде, которая простирается бесконечно во все стороны мира. Обживая эту среду, он должен заботиться не только о запасах воздуха и пищи, но и о том, чтобы не угас в нем прометеев огонь творчества. Какие полотна будут висеть на стенах космических кораблей, бороздящих эфирные волны? Что увидят наши дети (а может быть, и мы?) в картинной галерее на Луне или на Марсе? Вопросы далеко не праздные. Ибо там, в небе, законы восприятия разительно отличаются от земных.

Представим себя, например, на Луне. Там нет атмосферы и, стало быть, нет рассеяния света. Небо кажется черным, а звезды и планеты видны всегда. Тени тоже совершенно черные. Оценивать расстояние на Луне труднее, чем на Земле, смотреть на Солнце или на отражающие его лучи. полированные поверхности опасно. Очевидно, живописцу здесь легче всего будет создавать гравюры.

Зато возможностям скульптора на Луне позавидуешь! Тут можно без заметных усилий сооружать памятники под стать египетским пирамидам, притом практически вечные! Кинетические объекты, движимые ветром, на Луне невозможны, но энергия солнечного света в вакууме заставит двигаться кинетические скульптуры. Какой они будут формы? В какие цвета окрашены? Засияют ли фосфоресцирующим светом или будут подсвечены изнутри? На эти и другие бесчисленные вопросы ответит недалекое будущее. Но уже теперь я убежден: результаты, полученные на нынешней стадии выхода человека в космос, заслуживают большего внимания со стороны мастеров, работающих в области изобразительного искусства. Выставка «Мир 2000 года» – залог того, что искусство не стоит на месте, что оно вечно в движении, что спектр земных красок раздвигается в космические пределы. Удачи вам и вдохновения собратья-живописцы!