Упражнения для школьников на внимание. Упражнение "Спрятанное слово". Понятие внимания, его виды. Исследования внимания в трудах зарубежных и отечественных психологов

Мозг человека устроен так, что если бы у нас не было своеобразного фильтра в виде внимания, то количество информации из внешнего мира перегрузило бы его. Для нормальной и комфортной жизни внимание каждого человека должно иметь объем, устойчивость, концентрацию, избирательность, распределение, переключаемость и произвольность. Если в любой из этих частей при развитии замечены отклонения, то у ребенка будет отставание в развитии.

Это одна из мандалы. На санскрите это слово обозначает круг, а круг вызывает поверхность, расположенную вокруг центра. Этот центр - зародыш, бинду. Суть мандалы заключается в наличии исходной точки, из которой исходит периферия. Это определение расширяет концепцию мандалы до представления любой фигуры, организованной из медианной оси. Ось или центр - это место сосредоточенной энергии.

Мандала в различных формах встречается во всех древних культурах как символ глубокого существа, предлагаемого посвященным. Тибетцы называют его «освободителем зрения». Их танки, это хорошо известно, отличные средства визуальной концентрации. Что касается нас, мы с большим интересом изучаем геометрические фигуры, называемые «янтры», чистые формы мандалы, которые мы представляем мастерам как архетипы восприятия. Эти треугольники и круги, объединенные в квадраты, с постоянной ссылкой на центр, не будут предлагать ключ, чтобы помочь структурированию человеческого мозга во время роста?

Чтобы этого не произошло, для младших школьников разработаны специальные упражнения для развития и концентрации внимания.

Существует огромное количество игр для младших школьников, которые используются для развития произвольного внимания. Мы расскажем вам о самых интересных и лучших из них.

Первая игра состоит в том, чтобы дети попытались передать смысл стихотворения. Всех играющих нужно разделить на три команды. Ведущих в игре трое и каждый их них читает по четверостишию. Но не по порядку, а наоборот, сначала каждый читает первую строку своего четверостишия, потом вторую и так далее.

Рене Гюйхес в своей прекрасной книге «Формы и силы» продемонстрировала связь между формой и звуком. Таким образом, споры ликопод, рассеянные на диафрагме, рисуют геометрические кластеры к испусканию колебаний, что аналогично расположению солнечной системы. Выброс праведных звуков, которые традиция передает нам в форме «мантр», несомненно, может быть воспринята в перспективе открытия и лучшего использования человеческого потенциала. Это обширный предмет, который, без сомнения, будет предметом дальнейшего развития.

Нам еще нужно обнаружить влияние определенных форм и звуков на наш мозг и наше сознание. Одно несомненно: дети и первобытные люди любят рисовать и смотреть на мандалы. Давайте служить этому спонтанному вкусу, чтобы научить их сосредоточиться и запомнить.

Развитие памяти и внимания. 5 игр с детьми на внимание и память

Детям может быть трудно сразу уловить смысл стиха, поэтому чтение можно повторить дважды. Каждая из команд должна понять и передать смысл своего стихотворения. Для этого задания лучше использовать сложные стихи, так тренировка произвольного внимания и особенности памяти будет происходить намного лучше.

Очевидно, что йога не требует, чтобы ее практиковали, любого сложного аппарата. Он не требует ни гаджета, ни продукта, ни инструмента; никакой алхимической реторты, даже золотые и серебряные иглы иглоукалывания. «Ничто в руках, ничто в карманах» у йога, похоже, мало связано с нашим миром, загроможденным машинами. Он вызывает в себе, единственным эффектом своего сознания, саморегулируемую силу, которая может по своему усмотрению динамизировать или расслабляться, биоэнергетику, присущую ее связям, нервам, железам, даже своим эмоциям и к его изображениям.

Вторая игра называется «Запутанная перекличка» и ведущий будет один. Во время игры ведущий должен называть имена и фамилии играющих младших школьников. Но это упражнение на то и называется запутанным, что ведущий то имя называет правильно, но ошибается в фамилии, то фамилию путает, а имя говорит правильно. Все детки должны быть предельно внимательны, чтобы откликнуться на свое имя и фамилию. Эта игра будет очень живой и полезной для развития произвольного внимания.

Именно этот контраст с импульсом потребительского общества интересует нас! Он приносит ему необходимое дополнение, правильный противовес. В результате принятие таких методов, как йога, имеет решающее значение для нашего выживания. Когда неконтролируемые язвы цивилизации называются гипертонией, сердечно-сосудистыми заболеваниями, депрессией и бессонницей, и так велика пауза между силой материальной культуры во внешнем мире и нищетой имеющихся в ее распоряжении средств, чтобы доминировать несколько кубических метров мяса и кости, пересекаемые изнурительными фантазиями, безотлагательность очевидна: открыть детям безопасные средства доступа к реальному мастерству.

Еще одна прекрасная игра называется «Собери из букв слово». Учитель должен предложить деткам определенный набор гласных и согласных букв. За пять минут каждый должен из этого набора букв собрать как можно больше слов.

Последняя выбранная игра для развития произвольного внимания – это «печатная машинка». Для задания нужно специально подготовить карточки с буквами, которые можно закрепить на одежде ребенка, чтобы всем было видно. Играть должен целый класс, чтобы все буквы от А до Я были разобраны. Ведущий должен произнести слово, а детки, как на пишущей машинке, должны хлопать, когда в слове появляется их буква, по принципу пишущей машинки.

В повседневной жизни класса, как часто мы останавливаемся, чтобы повторить эту формулу? Конечно, мы стараемся привлечь внимание наших учеников, но формула не волшебна. В начале этого года может быть полезно подумать о средствах, которые будут реализованы, чтобы облегчить в классе эту работу внимания и слушания, которая является фундаментальной. Вот три направления мысли и приглашения, чтобы класс в движении.

Нам нужно, чтобы взрослые ловили глаз нашего собеседника. Для маленьких детей, примерно до 10 лет, внимание к тому, что живет вокруг них, еще не переведено таким образом, разработанным и кодифицированным Мы все знаем, что маленькие дети могут быть очень заняты, когда вы разговариваете с другом, вы не беспокоитесь об этом, вы говорите почти так, как будто его там не было. неожиданно, через несколько дней он вдруг обратится к слову, обмениваемому предельно точно. Он мог быть внимательным к вашему разговору, продолжая свою забавную деятельность.

Собери из разных букв

Развитие концентрации внимания

Концентрация и ее развитие крайне важно для любого ребенка. Для детей младшего школьного возраста быстрое получение навыков концентрации возможно при игре.

и внимание. Практические занятия с психологом

Кроме того, мы не можем сказать, что ребенок внимателен, потому что он смотрит на нас, когда мы говорим, но только потому, что он будет соответствующим образом реагировать на информацию, которая передается, что, в свою очередь, может быть очень актуальным для осуществления другие, казалось бы, более внимательные, окажутся более обездоленными. Таким образом, до цикла 3 мы не можем рассчитывать на захват глаз, чтобы обеспечить внимательное слушание студентов. Уверен, что у нас нет волшебной палочки дирижера, и необходимо, чтобы в классе были моменты молчания.

Первая игра довольно проста, но она позволяет легко способствовать концентрации внимания у младшего школьника. Всех детей нужно посадить в круг и каждых из них должен назвать свое имя и любимый фрукт. Но вот только если первый игрок назовет только свое имя и фрукт, то второй должен повторить слова первого и назвать свои. Последний играющий должен будет назвать имена и фрукты всех играющих. Такие игры прекрасно подходят для развития памяти и индивидуальной особенности мышления.

Каждый учитель имеет свой репертуар: колокол, хлопать в ладоши, транслировать кусок Все эти идеи полезны и функциональны, внимание и концентрация связаны с навыками бдительности, которые необходимо обучить, а также связаны с планированием проекта и желанием действовать. Некоторые подходы, такие как йога, софология. Практика, обычно используемая певцами и музыкантами, может помочь нам развить эту способность.

Научитесь дышать. Возможны многие упражнения. Они могут практиковаться в классе, сидеть и продержаться всего несколько минут. Поэтому, вместо того, чтобы говорить, тише, слушайте, будьте осторожны, мы можем занять эти минуты, чтобы попросить детей дышать. Научитесь отмечать вдохновения и истекает. Вдохните на 3 удара, выдохните также. Вдохните, блок, выдох, блок. Нарисуйте треугольник на доске, идите бок о бок с медленно движущимся мелом с каждой стороны и попросите учеников следить за вашим движением, вдыхая и затем выдыхая. выпустить слишком много энергии или даже чувство беспокойства.

Прекрасно подходят для концентрации игры, в которых нужно раскрасить половинку картинки точно также, как раскрашена первая половинка. Можно усложнить это упражнение, попросив младшего школьника сначала дорисовать, а потом раскрасить картинки.

Для концентрации младших деток можно использовать самые обычные тексты в рабочих тетрадях. Вы можете попросить детей найти в тексте все буквы А и обвести их кружочком, а буквы Т подчеркнуть. После выполнения задания школьники могут поменяться тетрадками и проверить ошибки друг у друга, это тоже будет тренировкой концентрации и мышления.

Высокие вдохи способствуют оксигенации мозга. Двигайтесь и дышите. Сопутствующие движения и дыхание требуют еще большего присутствия для себя, например, опыта, простого для того, чтобы сжимать пальцы во время вдоха и расслабления во время выдоха. Несмотря на это, вы внимательно относитесь к этому простому движению, и вы развиваете свои навыки внимания. Упражнение может быть сложным, пальцы рук, пальцев ног, рук, рук, ног, лица. Упражнения, такие как подсвечник, который выучили и предлагали три раза подряд, обеспечивают расслабление, дыхание и одно и то же внимание.

Переключение внимания

Для каждого младшего школьника уметь переключать внимание с одного предмета на другой, для обучения этому можно использовать следующие игры и упражнения.

Первая игра поможет научить малыша переключать внимание, и будет развивать индивидуальные особенности мышления детей. Она называется «Считаем с помехами» и проводится в течение трех минут, играющий должен называть цифры от 1 до 20, но при этом записывать их в обратном порядке, от 20 к 1. После нужно посчитать сколько ошибок было допущено.

Студенты стоят рядом со своим столом; ноги слегка раздвинуты и параллельны, руки вдоль тела. Воодушевляя, студенты поднимают свои предплечья и кладут руки на плечи; выдохните в этом положении. При вдохе поднимите локти на плечи, выдохните в этом положении. При вдыхании, открытые руки вертикально, выдыхайте в этом положении, вдыхая, оттягивая локти назад, выдыхайте, принося руки к плечу. Вдохните в эту позицию, выдохните, принося локти к груди. Вдохните в эту позицию, выдохните, поднося руки к вашим бедрам.

Это упражнение описывается несколькими авторами и происходит от йоги. Наконец, простые упражнения равновесия также требуют внимания. Точно так же старайтесь расти на цыпочках, вдыхая и возвращаясь вниз, пока вы выдыхаете, вы заметите необходимое внимание, которое вы поставили на карту. Чтобы помочь, может быть полезно воспользоваться визуальной точкой поддержки, Предложив это студентам, вы, таким образом, заметите трудности некоторых, кто достигнет баланса. Предложить эти несколько упражнений может спровоцировать первые времена сумасшедших смехов; это нормально; то объясните цель преследуемой, вы увидите, что студенты тоже получат удовольствие.

Прекрасно тренирует переключение и другие особенности памяти и мышления упражнение «Угадай слово». Детям дают записанные на доске примеры, которые нужно сосчитать. Если счет будет правильный, то можно будет, исходя из полученных цифр, узнать, такое слово было зашифровано ниже, в двух линиях. В первой нужно расположить буквы, а каждую букву подписать цифрой.

Здесь вы, от повторений до разных студентов. От простейшей после школы к повторению, направленному на конкретное восстановление предмета, какие упражнения вы можете назначить между встречами, чтобы оптимизировать время повторения? Какие методы учат ваших учеников помогать им стать более плодовитыми?

Эффективный метод послешкольного обучения

Какую педагогику нужно принять во время учебы в школе? И если вы начали давать уроки повторений? Наши учителя так счастливы. Без хорошего способа работы никакая работа не будет эффективной. Для каждого вопроса существует определенный метод, а также для каждого учителя. Каждый метод немного падает выше преддоходов, которые поступают из начальной школы. Что должен делать учитель, чтобы помочь своим ученикам лучше во время повторений?

Простым вариантом игры станет упражнение для младших детей, основанное на том, что ведущий говорит слова, обозначающие разные предметы. Дети должны хлопать, когда ведущий назовет предмет какого-то определенного вида, например, письменные принадлежности. Так будет происходить развитие быстрого мышления у детей, а также произвольного внимания.

Научите молодых людей хорошо программировать

Научите студентов, как определить приоритетность исследования! Речь идет о предоставлении консультаций по организации во время учебы в школе. И это происходит от элементарного до зрелости. Практические советы и здравый смысл, помочь им хорошо и научить молодых людей эффективно развиваться.

Сначала дайте вашему ученику список заданий на следующий день. И пусть он выделяет приоритеты, а затем элементы, которые могут временно проходить в фоновом режиме. По мере того, как студент прогрессирует, учитель должен посоветовать ему начать учиться с предметами, взвешивающими его.

Развитие наблюдательности

Существует большое количество разных упражнений и вариантов игры, которые тренируют наблюдательность ребенка, а заодно занимаются развитием его памяти и особенности мышления. Если у детей наблюдается проблема с выше перечисленными параметрами личности, то мы можем предложить следующие упражнения для их корректировки.

Эффективные методы обучения

Психологически, всегда легче в конечном итоге с тем, что вы любите. Награда приходит в конце. Первый совет дать: Быть быстрым, как только вы вернетесь домой. Время между окончанием урока и началом дневного исследования должно быть как можно короче. Лучше всего повторять повторения в тот же день, когда рассматриваемый вопрос преподавался в школе.

Это позволит молодому человеку легко реагировать на уроки, извлеченные из его краткосрочной памяти. Аналогичным образом, будет легче хранить и упорядочивать записки, сделанные в школу в тот же день, когда они были приняты, а не через 15 дней! В пословице говорится: «Бейте железо, пока оно не станет горячим».

Прекрасно подходят для тренировки наблюдательности и короткосрочной памяти картинки, на которых нужно найти отличия. На первый взгляд такие изображения абсолютно одинаковы, но когда малыш начнет присматриваться, он найдет отличия.

Делать заметки эффективно

Если нет безопасного и эффективного метода, прогресс не наступит! Записки важны для государственного обучения. Если среднее - это то, что еще недостаточно развито, старшая школа отмечает, является изначальной. Учителя ничего не говорят. Без подробных заметок, когда вы вернетесь домой, это будет невозможно, чтобы сдержать ключевые моменты урока и правильно пройти.

Вот некоторые трюки, чтобы научить ваших учеников во время послешкольной сессии, потому что они делают хорошие заметки. Чтобы сделать это, вы должны уметь отличать теорию от анекдотов, в том, что говорит учитель. Усовершенствуйте своего ученика такими понятиями, как «существенное» или «помнить». Получите хороший метод, чтобы принять во внимание стресс и время. Чем ваши ученики привыкли к этому упражнению, тем больше они становятся эффективными.

  • Делайте заметки только о самых важных вещах и давайте примеры.
  • Тогда вам нужно знать, что самое важное.
  • Захватите написанное.
Вы можете дать уроки о том, что ваш ученик плохо учился в школе.

Для того чтобы лучше рассмотреть картинку и найти различия, кликните по ней и она увеличится.

Существуют прекрасные игры для тренировки наблюдательности и коррекции индивидуальной особенности памяти, для которых не нужны никакие приспособления. Нужно выстроить играющих в одну линию и попросить детей запомнить внешний вид каждого из тех, кто играет.

После этого одного младшего школьника нужно попросить выйти из комнаты, а участники игры должны внести мелкие изменения в свой внешний вид – перестегнуть пуговку, снять значок, распустить волосы. Вернувшийся в комнату игрок должен по памяти восстановить особенности внешности каждого игрока и назвать, что именно изменилось.

У этого упражнения есть вариации, когда вам нужно потренировать наблюдательность и индивидуальные особенности мышления и памяти ребенка, а также поспособствовать тому, что у детей будет происходить косвенное развитие произвольного внимания.

Вы должны будете положить перед малышом десять предметов и попросить его рассмотреть их внимательно, а потом попросите отвернуться. После этого измените расположение предметов или же замените одни на другие. Повернувшийся кроха должен сказать, что именно изменилось.

Распределение внимания

Для того, чтобы научить малыша правильно распределять свое внимание и проводить небольшую тренировку памяти, нужно использовать следующие простые упражнения:

  1. Школьник в течение одной минуты рисует квадратики на листочке и одновременно считает, сколько раз хлопнул в ладоши взрослый.
  2. Довольно сложное упражнение используется для распределения такой особенности мышления как внимание. Малыш должен одной рукой рисовать кружки, а другой треугольник одновременно. Это удается не всем и не сразу.

Похожие игры родители могут практиковать и придумывать сами. Нужно лишь постараться, чтобы ребенок делал два дела одновременно. К примеру, записывал слова и слушал стихи одновременно. Так будет вырабатываться помехоустойчивость, а также решаться проблема плохой памяти.

Обязательно стоит придумывать игры вместе с детьми. Так вы сможете проследить, как происходит развитие у ваших детей, а они в свою очередь смогут поиграть в самостоятельно придуманные игры на развитие произвольного внимания.

РАЗВИТИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ

Корректурные задания

Выполнение корректурных заданий помогает раз­витию концентрации внимания и самоконтроля при вы­полнении письменных работ. Ребенку предлагают находить и вычеркивать опреде­ленные буквы в печатном тексте.

Потребуются любые печатные тек­сты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки. Для детей 6-11 лет желательно использовать тек­сты с крупным шрифтом.

Корректурные упражнения должны проводиться ежед­невно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течение 2-4 месяцев. Занятие может быть индивидуальным или груп­повым.

Инструкция: В течение 5 минут найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (можно указать любую букву): и малень­кие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора.

По мере овладения игрой правила усложняются: меня­ются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и др.; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачер­кивается, вторая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т.п. Все изменения в правилах оговариваются в начале занятия.

По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания – 4 и меньше пропусков. Больше 4-х пропусков – слабая концентрация.

Задание лучше проводить в форме игры, придерживаясь следующих правил:

1. Норма разрешаемых пропусков на каждом занятии должна меняться и приблизительно рав­няться тому реальному количеству пропусков, которые делает ребенок.

2. Время проведения занятия ни в коем случае не дол­жно превышать 5 минут.

3. Объем просмотренного текста не имеет значения и может быть разным у разных детей: от 3-4 предложений до нескольких абзацев или страниц.

Чаще всего после первых 3-4 недель занятий наблюдается сокраще­ние ошибок в письменных заданиях в 2-3 раза. Для зак­репления навыков самоконтроля необходимо продолжать занятия в течение 2-4 месяцев. Если после 4 месяцев заня­тий улучшений не наступает, их нужно прекратить и об­ратиться за помощью к логопеду.

При работе с детьми 6-8 лет очень важно соблюдать условие: каждое занятие начинать с нового договора о возможном количестве ошибок. Необходимо исходить из реально допущенного количества ошибок, с тем, чтобы у ребенка не возникало чувства безнадежности, невозмож­ности достичь нужного результата.

При проверке договоритесь, что ребёнку нужно воспринимать задание так, как будто оно выпол­нялось кем-то другим –, так как дети, проверяя свой текст, отталкиваются от смысла (а он уже известен), и призывы читать внимательно дела не улучшают: дети не видят пропущенных и неправильно написанных букв. Приписывание выполненного задания другому, отчужда­ет собственную работу и позволяет критически отнестись к ней.

«Найди слова»

Вариант 1: В каждом из написанных слов нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово.

Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

Вариант 2: В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще – существительные, но могут быть глаголы, прила­гательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок.

Ребенку дают бланк с напечатанными на нем 5-ю строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв нужно отыскать 10 слов (3-х, 4-х, 5-ти сложных) и подчеркнуть их. На выполнение задания отводится 5 мин. Пока­зателем успешности может служить число правильно най­денных слов и скорость выполнения задания.

Пример задания:

ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧ

ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР

ФРШУБАТВВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЪЩМОЖ

БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФСПТУЧ

ОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ

Вариант 3: В таблицу вписаны слова, а свободные клетки заполняются любыми буквами. Нужно найти слова как можно скорее (слова могут быть написаны как по горизонтали, так и по вертикали или "змейкой").

Пример: В этой таблице спрятаны 10 названий животных.

ТРЕНИРОВКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВНИМАНИЯ

Основной принцип упражнений: ребенку предлагают одновременное выполнение двух разнонаправленных за­даний. По окончании упражнения оп­ределяется эффективность выполнения каждого задания.

Каждой руке - своё дело

Детей просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать не­сложные примеры.

Счет с помехой

Ребенок называет цифры от 1 до 20, одновременно за­писывая их в обратном поряд­ке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. Подсчитывают время выполнения задания и число ошибок.

Чтение с помехой

1) Ребёнок читает текст, одновременно выстукивая каран­дашом какой-либо ритм.

2) При чтении ребёнок ищет ответы на вопросы.

Упражнение на тренировку распределения внимания

Ребенку предлагают вычеркнуть в тексте 1 или 2 буквы и в это же время ставят аудиозапись с какой-либо сказкой. Потом проверяют, сколь­ко букв ребенок пропустил при зачеркивании, и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки. Первые неудачи при выполнении этого достаточно трудного за­дания могут вызвать у ребенка отказ, но в то же время первые успехи окрыляют.
Достоинством подобно­го задания является возможность его игрового и сорев­новательного оформления.

Развивающие игры и упражнения на внимание для детей

1. Упражнение "Следи за своей речью"

В двадцатые годы прошлого столетия была очень популярна такая игра на внимание. Ведущий говорит: "Барыня купила гардероб. В нем 100 рублей, что хотите, то купите, ""да"" и ""нет"" не говорите, черное и белое не покупать". И начинает задавать каверзные вопросы, пытаясь "вырвать" у отвечающего запрещенные слова.

Вы хотите купить черное платье?

Я хочу купить зеленое платье.

А разве зеленое вам к лицу?

Мне просто нравится зеленый бархат.

Это будет бальное платье?

Бальное.

Ваше зеленое платье должно быть длинным?

Проигрыш . Надо было, например, сказать "Разумеется".

Это игра, с одной стороны, на выработку умения задавать психологически сложные, "градом сыплющиеся" вопросы, отвлекая тем самым внимание отвечающего на обдумывание сложного ответа от не использования запрещенных слов, а с другой стороны, на развитие внимания у отвечающего на вопросы.

Можно просто договориться, какие слова или части речи нельзя говорить и после этого задавать самые разные вопросы. Вопросов должно быть много. Это откровенная проверка внимания.

Например, такие:

Вы сегодня завтракали? Ваша прическа вам нравится?

Вы сегодня не опоздали на занятия? Вы левша? Кино вы любите?

Какие цветы вам нравятся, а какие не нравятся? Почему?

2. Упражнение "Запрещенная буква"

В этой игре каждому придется следить за самим собой, чтобы не проговориться.

А проговориться не мудрено, как мы в этом сейчас убедимся.

Одного из участников игры назначают водящим. Поочередно обращаясь к играющим, водящий каждому задает какой-нибудь несложный вопрос, требуя на него немедленного ответа. Например: "Сколько тебе лет?", "С кем ты сидишь за партой?", "Какое ты любишь варенье?" и т. п. Тот, к кому обращен вопрос, должен тотчас же дать любой ответ, но не употребляя в своей фразе буквы, которая по уговору объявлена запрещенной. Предположим, что запрещенной объявлена буква "А".

Разумеется, водящий постарается подыскать каверзные вопросы, отвечая на которые обойтись без буквы "А" было бы затруднительно. "Как тебя зовут?" А спросит он, скажем, товарища, которого зовут Ваня. Ясно, что тот не может назвать своего имени. Придется ему отделаться шуткой. "Не могу вспомнить!" - ответит он, находчиво обходя приготовленную для него ловушку. Тогда водящий с таким же неожиданным вопросом обратится к другому участнику игры.

Игра ведется в быстром темпе, долго раздумывать не разрешается. Замешкался, не ответил сразу или же, растерявшись, употребил в своем ответе запрещенную букву, становись на место водящего и задавай вопросы. Победителями мы будем считать тех, кто ни разу не попал в ловушку и давал быстрые, находчивые ответы.

Как вариант игры - условием может быть непроговаривание запрещенной буквы, т.е. ее надо замещать в словах на любую другую.

3. Упражнение "Скрытая подсказка"

В этой игре разрешается подсказывать, хотя и не совсем обычным способом.

Выбираем водящего и объявляем его отгадчиком. Попросим отгадчика на минутку уйти из комнаты или отойти в сторонку. Тем временем загадаем какое-нибудь слово. Это должно быть имя существительное единственного числа, состоящее из четырех-пяти букв, причем все буквы в нем должны быть разные, например "стол", "комар", "доска", "парус" и т. п. Таких слов множество, подбирать их долго не придется.

Задача водящего - отгадать задуманное нами слово. Так как это трудно, то придется ему помочь, то есть кое-что подсказать, но, разумеется, не прямо, а каким-нибудь косвенным путем, полагаясь на его сообразительность и внимание.

Предположим, что загаданное слово "комар". Отгадчику оно неизвестно.

Прошу подсказать первую букву, - обращается он к играющим.

Это его право - требовать подсказку, причем подсказывать могут три любых участника игры, каждый по-своему.

Первая буква загаданного слова "К".

Как же подсказать ее, прямо не называя?

Делается это таким образом. Трое играющих поочередно произносят по одному какому-нибудь слову, односложному или двухсложному, в состав которого входит буква "К". Допустим, один назовет слово "компас", другой - "сурок", третий - "капля".

Во всех трех словах повторяется буква "К".

Отгадчик выделит эту букву и запомнит ее.

Давайте вторую букву! - требует он.

Трое других играющих подскажут ему вторую букву, скажем, такими словами: "урок", "слон", "крот". Выделив трижды повторяемую в них букву "О", отгадчик постарается ее также запомнить.

Если отгадчик будет внимателен и не запутается в наших подсказках, то мы предоставим ему право самому назначить нового водящего, чтобы продолжить игру. А если не отгадает задуманного нами слова, мы снова заставим его водить: пусть еще потренирует свое внимание.

4. Упражнение "Спрятанное слово"

В играх часто ищут спрятанный предмет.

Но прятать и отыскивать можно не только предметы. В игре, с которой мы сейчас познакомимся, искать придется спрятанные слова. А прятать их мы будем среди других слов.

В такой игре зоркость глаза и наблюдательность уже не помогут, понадобятся другие качества: сосредоточенность, внимание и находчивость. Начинается игра, как обычно, с выбора водящего. Мы будем "прятать" слова, он будет их "отыскивать".

Попросим водящего на некоторое время уйти из комнаты и загадаем какую-нибудь известную пословицу или строчку из всем знакомого стихотворения. Допустим, мы решили спрятать пословицу "Язык до Киева доведет". Разобьем этот текст на части: "язык", "до Киева", "доведет". Для чего нужна такая разбивка, станет понятным из дальнейшего описания игры.

Возвращается водящий. Ему докладывают, что "спрятана" пословица и что он, приступая к ее поискам, может задать три любых вопроса трем любым участникам игры. Водящий поймет, что текст загаданной пословицы разделен на три части и что первый, к кому обратится он с вопросом, должен вставить в свою ответную фразу первую часть загаданного текста, второй - вторую часть текста и третий - последнюю часть текста.

Посмотрим, как это получится.

"Что ты видел сегодня во сне?" - предположим, спросит водящий одного из участников игры. Тому нужно ввести в свои ответ первую часть загаданного текста - слово "язык", но так, чтобы получше спрятать его среди других слов. Он может сказать: "Видел во сне, что я приехал в чужой город, зашел в столовую, и там мне подали такое блюдо, что и название его невозможно выговорить: язык сломаешь". "Где растут лимоны?" - допустим, спросит водящий другого. Тот может отделаться шуткой: "В теплых странах и в саду у моего дедушки: он живет в колхозе, двадцать километров не доезжая до Киева".

Фраза как будто и гладкая, но слова "до Киева", быть может, заставят водящего насторожиться и взять их на заметку. На последний вопрос, каким бы он ни был, можно дать уклончивый ответ: "Не будь таким любопытным, это до добра не доведет". ДогадаЙся, какая пословица нами загадана.

Упражнение на усиление концентрации слухового внимания

Для этого очень удобно проводить арифметические диктанты, однако смысл упражнения заключается в том, что каждое задание состоит из нескольких действий.

Например, учитель сообщает:

Приведем некоторые из них:

1 класс - "Даны два числа: 6 и 3... Сложите первое число и второе... и от полученного числа отнимите
2... Затем отнимите еще 4... Пишите!.." (ответ: 3)
"Даны два числа: 15 и 23... Первую цифру второго числа прибавьте к первой цифре первого числа... отнимите от полученного числа 2, а теперь прибавьте 7... Пишите!.." (ответ: 8)
2 класс - "Даны два числа: 27 и 32... Первую цифру второго числа умножьте на первую цифру первого
числа... и от полученного произведения отнимите вторую цифру второго числа... Пишите!.." (ответ: 4)
"Даны два числа: 82... и 68... К первой цифре второго числа прибавьте вторую цифру первого числа... и полученную сумму разделите на 4... Пишите!.." (ответ: 2)
3 класс - "Даны два числа: 54 и 26... Ко второй цифре первого числа прибавьте вторую цифру второго
числа... и полученную сумму разделите на первую цифру второго числа... Пишите!.." (ответ: 5)
"Даны два числа: 56 и 92... Вторую цифру первого числа разделите на вторую цифру второго числа... Полученное частное умножьте на первую цифру второго числа... Пишите!.." (ответ: 27)

Упражнение на концентрацию и устойчивость внимания

Школьникам предлагается без ошибок переписать следующие строчки:

а) АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА
ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА

б) ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ
ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА
КЛАТИМОР

в) РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННА
ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА
ФИЛЛИТАДЕРРА

г) ГРУММОПД

д) ВАТЕРПРООФЕТТА
СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ
ЕММАСЕДАТОНОВ

е) ГРАСЕМБЛАДОВУНТ

ж) ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА
ХЛОРОФОНИМАТА
ДАРРИСВАТЕНОРРА

з) ЛАЙОНОСАНДЕРА

и) МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНТАЛИ ТЕЛИГРАНТОЛЛИАДЗЕ

к) МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН

л) МУСЕРЛОНГРИНАВУПТИМОНАТОЛИГ РАФУНИТАРЕ

м) АДСЕЛАНОГРИВАНТЕБЮДАРОЧАН

н) БЕРМОТИНАВУЧИГТОДЕБШОЖАНУЙ
МСТЕНАТУРЕПВАДИОЛЮЗГЛНИЧЕВЯН

о) ОСТИМАРЕ

Так, объем внимания влияет на овладение навыком счета, концентрация внимания необходима для овладения чтением, а для обучения письму нужно развитое распределение внимания.