«Что такое Монтессори-группа?» Консультация для воспитателей. Группы монтессори

Современные дошкольные учреждения в числе преимуществ, выгодно отличающих их от многочисленных конкурентов, перечисляют методику Монтессори. Кому-то это словосочетание знакомо, но большинству - совершенно ни о чем не говорит. Система была придумана еще в начале ХХ столетия итальянским врачом Марией Монтессори. Она особенно уже тем, что пережила своего автора и нашла множество последователей. Методика Монтессори оказалась неподвластной политическим режимам и времени. В чем же ее особенность?

Система обучения Монтессори основана на принципе свободы, который проявляется в игровой форме обучения и самостоятельных упражнениях ребенка. В основе методики лежит индивидуальный подход к каждому малышу. Взрослый человек – всего лишь его помощник.

Занятия по Монтессори проводятся в соответствии с индивидуально разработанным планом для каждого ученика в специально созданной обстановке. Для обучения используют разнообразные пособия, которые позволяют ребенку контролировать себя и анализировать свои ошибки. При этом воспитатель только направляет малыша.

Методика Монтессори для детей может применяться как в группах и детских садах, так и в домашнем обучении. Она позволяет ребенку проявить свои личные способности и потенциал. Обучение по Монтессори развивает творческие способности, логику, внимание, память и моторику. Очень много внимания в занятиях уделяется коллективным играм, в ходе которых у малыша развиваются навыки общения и самостоятельность. Характерной особенностью системы является то, что занятия проводятся в разновозрастных группах. При этом младшие детки нисколько не мешают старшим, а, наоборот, помогают им.

Автор системы считала, что каждый ребенок по своей природе умный и любознательный, но не всякий попадает в среду, которая помогает раскрыться его способностям. Поэтому задачей взрослого является помощь малышу в развитии, в самостоятельном познании мира, создание для этого подходящих условий. Методика Марии Монтессори предполагает принятие малыша таким, какой он есть. Самая главная задача взрослого – побудить ребенка к развитию и обучению.

Влияние методики на детей

Основное влияние методики на детей заключается в развитии самостоятельной, уверенной в своих возможностях личности. Дети Монтессори не воспринимают обучение как тяжелую обязанность, поскольку занятия проводятся без принуждения, критики или грубого вмешательства взрослого. Главный акцент в системе сосредоточен на том, какие потребности испытывает ребенок этой возрастной категории, на его способностях и уникальности каждого.

Обучение по методике Монтессори предполагает, что ребенок испытывает радость от процесса. Связано это с возможностью изучать то, что ему в данный момент интересно. Организация учебного процесса таким образом помогает ребенку расти уверенным в себе и усваивать увиденное с максимальной эффективностью.

Методика развития Монтессори позволяет ребенку быть самостоятельным, рано получать практические навыки. Даже малыш, обучающийся по этой системе, может одеться без помощи взрослого, накрыть на стол и т. д. Самостоятельность подкрепляется тем, что дети решают, что они хотят узнать сейчас и с кем они будут работать в данный момент. Главным лозунгом методики Монтессори является девиз «Помоги мне сделать это самому».

Основы обучения

  • первый этап детства (от рождения до 6 лет);
  • второй этап детства (от 6 до 12 лет);
  • юность (от 12 до 18 лет).

Важнейшим этапом развития ребенка как личности является раннее детство. В этот период получает основное развитие душа ребенка. Если взрослый человек уже воспринимает окружающий мир, частично фильтруя его, то малыш впитывает впечатления, и они становятся частичкой его души. Возраст до 6 лет, согласно методике, является второй эмбриональной фазой развития.

Далее наступает этап лабильности, когда ребенок проходит фазу чувствительности. Он становится особенно восприимчив к некоторым процессам окружающего мира, например, к социальным аспектам, движению или речи. Занимаясь интересным делом, в этом возрасте ребенок уже способен к глубокой концентрации. То есть он постигает явление или процесс, вследствие чего формируется его интеллект и происходит развитие личности.


Важным этапом развития детей является усовершенствование чувств, для чего им необходимо все пощупать, потрогать или попробовать на вкус. На основании этого автор убеждена, что интеллект малыша развивается не благодаря абстракции, а с помощью органов чувств. Поэтому основу методики раннего развития Марии Монтессори составляет единство ощущения и познания.

В соответствии с этим методика Монтессори предполагает специальные учебные пособия и развивающие игры. Например, взяв в руки один шарик в блоке из сотни, малыш способен получить представление о единице и сотне задолго до того, как сможет абстрактно представить себе эти числа.

Занятие по методике Монтессори возможно только в условиях специально созданной среды, которая позволяет малышу постепенно становиться независимым от взрослых. Автор методики уверена в том, что атмосфера вокруг ребенка должна соответствовать его росту и пропорциям. Малыш должен иметь возможность выбрать место для занятия, передвинув самостоятельно стол и стул. Даже простую перестановку стульев Монтессори считает тренировкой моторики.

Обстановка, в которой формируется личность ребенка, должна быть по возможности эстетичной. Малышу с раннего детства следует научиться обращаться с хрупкими предметами, например, фарфором и стеклом. Такие вещи необходимо держать в доступности для ребенка.

Монтессори была убеждена, что важным биологическим принципом жизни человека является стремление ребенка к самостоятельности и независимости от взрослого. В процессе физического развития необходимо помочь достичь малышу духовной автономности. Взрослому отводится роль союзника, который создаст условия для этого, поможет развиваться стремлениям ребенка к познанию. В этом процессе учителем является сам ребенок.

При обучении необходимо учитывать, что нет двух одинаковых детей, каждый индивидуален. Поэтому планы обучения должны ориентироваться на конкретного ребенка.

Плюсы и минусы методики

Несмотря на множество преимуществ, система не получила повсеместного развития в мире. Связано это с тем, что методика Монтессори имеет как плюсы, так и минусы, которые кому-то подходят, а кому-то нет.

К плюсам можно отнести следующее :

  1. Автор методики – женщина. Женщина-врач, всей душой болеющая за своих воспитанников.
  2. Большой уклон сделан на то, что малыши впитывают ощущения и впечатления подобно губке. При этом важно не только видеть, слышать, но и пробовать, щупать. Именно на развитие мелкой моторики (бусинки, горошки, шнурки) направлена идея системы Монтессори. Доказано, что при развитии мелкой моторики крохи стимулируются и совершенствуются его психологическое развитие и речь. Конечно, такие занятия предполагают контроль безопасности ребенка взрослым, чтобы малыш не засунул мелкие предметы в ухо или нос.
  3. Занятия дают возможность маленькому человеку учиться самостоятельности, самообразовываться.
  4. Обучение детей по методике Монтессори позволяет приобрести уверенность в себе, поскольку полностью исключает порицание, наказание, критику или принуждение.
  5. Занятия имеют быстрые заметные результаты. Дети младшего дошкольного возраста часто умеют считать, писать и читать.
  6. Индивидуальное отношение к потребностям и возможностям ребенка.
  7. Отсутствие соревновательности в группах.
  8. Возможность выбора вида занятия по интересам.

Минусы:

  1. Система изначально рассчитана не на каждого ребенка, она создавалась для развития и адаптации умственно отсталых детей. Очень подвижному малышу будет непросто заниматься по системе Монтессори.
  2. Несмотря на то что методику адаптировали к потребностям нормального малыша, в дальнейшем у ребенка могут возникать сложности с принятием школьных порядков.
  3. К минусам системы некоторые относят разный возраст детей в группе. Это спорный момент. В семьях дети тоже бывают разного возраста, но это не мешает им развиваться, не мешая друг другу.
  4. В первоначальную систему Монтессори не включаются сказки, поскольку автор считала их неполезными, как и любое другое абстрактное обучение. Сейчас методика немного меняется, в некоторых группах сказки уже используются.
  5. Многие педагоги называют метод Монтессори искусственным, поскольку дети живут в своем микромире и зачастую оторваны от социальной реальности.

Методика в домашних условиях: организация зон и основные правила

Методика Монтессори в домашних условиях редко применяется. Связано это со сложностью создания всех необходимых зон дома. Целесообразнее выбрать несколько упражнений, которые позволят развить способности ребенка. При этом нужно использовать предметы, находящиеся под рукой.


Например, чтобы малыш усвоил понятие объема, можно показать ему два стакана – полный и пустой. Когда ребенок будет переливать жидкость из одной емкости в другую, у него формируется представление о наполнении стакана, об объеме и понятиях «больше» и «меньше».

Игры по Монтессори позволяют без труда развить мелкую моторику ребенка. Полезным станет раскладывание пуговиц по цветам или размерам. Чувство прекрасного в малыше разовьет уход за купленным для него комнатным цветком. При этом лучше выбирать цветущие растения. Как приятно будет ребенку, когда цветок, за которым он ухаживал, расцветет.

Раннее развитие детей по системе Монтессори в домашних условиях предполагает создание определенной среды, способствующей самопознанию. Необходимо устроить в комнате несколько специальных зон. В одной зоне нужно расположить игрушки.

Как таковых игрушек в прямом смысле этого слова система Монтессори не подразумевает. Это означает, что их основная функция – не развлечение, а развитие практических навыков. В начале обучения это достаточно простые предметы – пластмассовый утюжок, набор посуды. Играя с ними, ребенок получает навыки самообслуживания.

Позже понадобятся игрушки по методике Монтессори и специальные приспособления, с помощью которых малыш освоит основы счета, ознакомится с количеством, разовьют моторику и внимательность.

В другой зоне следует расположить материалы, позволяющие ребенку развить логическое мышление и фантазию.

Отдельно можно создать зону реальной жизни, в которой малыш будет учиться самостоятельно мыть, пересыпать, одеваться, рисовать и т. д.

Правила развития по Монтессори:

  • Нельзя трогать малыша, если он сам не обращается к взрослому.
  • Нельзя плохо отзываться о ребенке.
  • Необходимо сосредоточиться на развитии положительных качеств в ребенке.
  • Подготовка среды требует педантичности. Необходимо показывать ребенку, как правильно работать с материалом.
  • Ни одно обращение ребенка к взрослому не должно оставаться без внимания.
  • К ребенку, допустившему ошибку, следует относиться с уважением, у него есть возможность исправить ее. Но следует пресекать попытки неправильного применения материала или действия, которые опасны для здоровья и жизни малыша.
  • Нельзя принуждать отдыхающего ребенка к действию. Следует уважать его наблюдения за работой других или размышления о том, как он собирается сделать это.
  • Следует помогать тем, кто хочет работать, но не может выбрать занятие.
  • В основе воспитания лежит милосердие, любовь, забота, тишина и сдержанность.
  • Взрослый, общаясь с малышом, должен предлагать ему то лучшее, что есть в нем и у него.

С какого возраста ребенок может начинать занятия?

Возраст детей, с которыми можно заниматься по системе Монтессори, определен в соответствии с возрастными группами, которые выделила автор. Он может варьировать в разных школах и группах, но, как правило, возможны занятия с 8 месяцев.

Главное условие – ребенок должен уверенно сидеть, а еще лучше - ползать. Примерно к 3 годам детки могут заниматься без мам. Таким образом, система Монтессори подходит в любом возрасте.

Распространенные ошибки и заблуждения

На сегодняшний день, решаясь на обучение ребенка по методике Монтессори, можно порекомендовать родителям самостоятельно прочитать книгу Мари-Элен Пляс «60 занятий с ребенком по методике Монтессори». Известным современным пособием к родителям можно назвать книгу этого же автора «Учим буквы по методике Монтессори».

К сожалению, сегодня легко столкнуться с непрофессионализмом так называемых последователей Монтессори, которые на самом деле не знакомы с ее системой. Обучение детей такими педагогами может быть основано на плагиате других авторов.

Например, некоторые современные преподаватели, как скептически относящиеся к методике, так и, наоборот, увлеченные ею, указывают на то, что Монтессори на самом деле отрицала возможность обучения малыша до 3 лет. Создание групп для деток самого раннего возраста считают распространенным заблуждением, поскольку такие занятия не позволяют развиваться самостоятельности. Ведь присутствие мамы на занятиях исключает это понятие.


О системе Монтессори ходят многочисленные мифы :

  • Методика создана только для умственно отсталых детей. Это заблуждение. Она была впоследствии адаптирована для абсолютно нормального ребенка.
  • Цель методики – раннее образование. Это не так. Действительно, детки, занимающиеся по этой системе, рано читают и пишут. Но, только благодаря развитию способностей ребенка, самостоятельности, уверенности в себе.
  • Методика может заменить программное образование. Это не так. Воспитанники системы Монтессори легко и успешно обучаются, рано начинают писать, читать и выполнять в уме сложные арифметические действия. Но эта система на сегодняшний день не заменяет общеобразовательные программы.
  • Система создана искусственно, поэтому ребенок не сможет применить навыки вне ее. Это не так, малыш в ходе обучения приобретает главный навык – способность мыслить и действовать самостоятельно, который будет востребован в любых условиях.
  • Речь детей, занимающихся по системе Монтессори, ограниченна, поскольку воспитатель на занятиях мало говорит. Это миф. Занятия подразумевают развитие речи, педагог достаточное время говорит с малышом.

Независимо от того, являются ли родители поклонниками методики Монтессори или нет, в воспитании ребенка немаловажным будет правило: если взрослые уважают и поощряют действия малыша, он обязательно вырастет самостоятельным и инициативным.

Полезное видео о методике Монтессори



Группы Монтессори

«Помоги мне это сделать самому» - это основной принцип нашей группы, работающей с использованием метода выдающегося итальянского врача, педагога, математика и философа Марии Монтессори .

В сентябре 2005 г. мы открыли группы кратковременного пребывания , работающие по системе Марии Монтессори для детей от 3 до 6 лет.

М. Монтессори называла свою педагогику системой раскрытия человеческого потенциала в свободной и самостоятельной деятельности ребенка в специально подготовленной взрослыми развивающей среде.

Ничто так не развивает разум, как воспитание чувств ребенка. Хорошо развитая сенсорика - основа для воспитания математического мышления. С помощью сенсорных материалов ребенок может реально ощутить такие абстрактные понятия как «вес», «размер», «цвет», «форма», «величина» и проанализировать их. На маленьком коврике ребенок уже в 4 года может выложить из сотен бусин, стерженьков, кубов и их цифровых изображений картину десятичной системы. Материалы составлены так, чтобы ясно была видна связь арифметики и геометрии. Красно-синие штанги дают представление о прямой и отрезке, а знаменитый Золотой материал помогает представить единицу - точку, десяток - прямую, сотню - квадрат десяти, тысячу - куб десяти. Вычисление площадей и объемов, возведение в степень и извлечение корня становится доступными действиями для пяти- шестилетних детей.

Через «космическое» воспитание в педагогике Монтессори объединены познания ведущих наук о мире (астрономии, геологии, биологии, географии, истории, физики, химии и т.д.) для создания у малыша единого образа мира и «развития его индивидуальности». Содержание предмета - два огромных мира - мир внешний и внутренний. Детям дается возможность добывать информацию непосредственно из ощущений, подключая все органы чувств. Они проводят опыты с различными телами и веществами, познавая их свойства. Учитель рассказывает о первоосновах мира (земле, воде, огне, воздухе) через изучение конкретных тел и веществ. Изучаются растения, животные и человек, их строение, развитие и размножение.

Огромное значение в развитии речи ребенка Монтессори придает зрелости его сенсомоторики и органов восприятия. Множество материалов предназначены для этого: штриховка, рисование форм, складывание мозаики, выкалывание и другие материалы. Сначала ребенок учится писать, обводя шершавые буквы (ведь выражать собственные мысли проще, чем понимать чужие), а уж затем - читать. Дети сами пишут стихи и короткие истории и сами их записывают.

Ребенок может самостоятельно без помощи взрослого делать то, к чему он уже готов в своем развитии: чистить ботинки, заплетать косичку, мыть чашки, прибивать гвозди, стирать белье, утюжить, отвинчивать гайки, нанизывать бусы, работать с цветами, фруктами, семенами. Ребенок приобретает опыт. Ему приятно осознавать, что он уже многое может делать сам, что у него многое получается и это осознание живет у него внутри. В группе Монтессори идет не просто подготовка к школе, идет подготовка к жизни.

В некоторых странах, например, Голландии, эта система имеет статус государственной образовательной программы. Многолетний мировой опыт работы (почти 100 лет!) показал эффективность этой системы в развитии мотивации и способности детей к обучению.

Занятия с использованием метода Монессори проводятся в небольших группах (до 7 детей) и индивидуально.

Группы разновозрастные для детей от 3 до 6 лет. По системе М.Монтессори обучаются дети с нормативным развитием и дети с особенностями в развитии (нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллектуального развития).

В центре проводятся индивидуальные развивающие занятия в среде Монтессори для детей, имеющих серьезные проблемы в развитии (в возрасте от 3 лет и старше):

Монтессори-педагогика
является альтернативной системой воспитания и образования детей, разработанной итальянским врачом, психологом, педагогом Марией Монтессори . На протяжении почти 100 лет ее успешно применяют в практической работе с детьми воспитатели и учителя всего мира.

Подробнее о методе Монтессори

Суть метода Монтессори - это свободная работа детей в созданной педагогом развивающей предметно-пространственной среде. М. Монтессори заметила, что в разные периоды детства ребенок особенно концентрируется на определенных занятиях, воспринимает мир с особой интенсивностью. Она называла эти периоды сензитивными. Именно в эти моменты ребенок легко приобретает важные для своего развития знания, умения, навыки. Конечно, можно добиться результатов в развитии ребенка, и не обращая внимания на сензитивные периоды его роста, но это потребует от взрослого большого усилия воли, труда и напряжения. Учитывая сензитивные фазы, учитель наполняет окружающую ребенка среду определенными дидактическими материалами.

Создавая развивающую среду для групповой работы с детьми, особенно для детей с разным уровнем развития, следует обеспечить ребенку возможность самостоятельного выбора деятельности и на актуальном для него уровне. Все представленные в группе материалы имеют прямую цель и косвенную, что соответствует зонам актуального развития (то, что ребенок способен сделать самостоятельно) и ближайшего развития (то, что ребенок может сделать с помощью взрослого) (по Л.С. Выготскому). Помощь развитию ребенка осуществляется посредством комплекса материалов, относящихся к разным учебным разделам: упражнения по приобретению навыков практической повседневной деятельности; развитие сенсорики; развитие речи; математика и другие. Задача педагога - помочь ребенку организовать свою деятельность, стимулировать его к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, учитывая индивидуальность ребенка, естественный ход его развития, не нанося вреда психическому и физическому здоровью, что нередко бывает при, модном сегодня, раннем обучении детей.

В Монтессори-системе большое внимание уделяется воспитанию самостоятельности детей. «Чем раньше мы начинаем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а, следовательно, самостоятельных и свободных людей», - говорила М. Монтессори. Тезис о необходимости воспитания самостоятельности выглядит для большинства современных педагогов банальностью, и проблема состоит в методах такого воспитания. Каким образом можно способствовать проявлению самостоятельности детей? Какую роль в воспитании самостоятельности играют упражнения по овладению навыками практической повседневной деятельности?

При ответе на эти вопросы следует выделить несколько факторов: подготовительная среда и притягательный характер материалов, с которыми работает ребенок, возможность самоконтроля и особое поведение педагога. Организуя подготовленную среду, нужно создать детям свободный доступ ко всем предметам. У детей должна быть возможность самостоятельно взять материал с полки и, позанимавшись с ним, поставить его на место. Размеры и вес материалов должны быть подходящими для детей. Сами материалы должны эстетично выглядеть, обладать привлекательностью. Важную роль в развитии самостоятельности играет возможность самоконтроля. Ребенку нужно дать возможность самому контролировать и исправлять свои ошибки. Педагогу нужно познакомить ребенка со способами самоконтроля, учить замечать свои ошибки. Главная задача педагога четко и ясно показать ребенку, как надо обращаться с каждым материалом, с каждой вещью в группе и обязательно дать возможность ребенку самому поработать, поупражняться с материалом. Педагог не вмешивается в работу ребенка без необходимости, помня о том, что «каждая предоставленная ребенку помощь, не являющаяся необходимой, служит препятствием его развитию». Еще один важный аспект воспитания самостоятельности - самостоятельный выбор материала.

«Почти всегда маленькому ребенку, еще чаще старшему ребенку его занятие предписывается. Во всех этих вещах мы предоставляем ребенку совершенно свободный выбор, так как мы выяснили, что также и при выборе занятия ребенок руководствуется очень сильными внутренними мотивами. Ребенок, который сам выбирает занятия, может тем самым выразить и удовлетворить свою внутреннюю потребность». Умение самостоятельно делать выбор, принимать решение - одно из важных социальных качеств. Это умение не приходит само собой, а приобретается постепенно путем тренировок.

Пространство группы разделено на «зоны»:

Зона упражнений в практической жизни . Упражнения по овладению навыками, необходимыми человеку в повседневной жизни (УПЖ) образуют один из базовых разделов Монтессори-педагогики, предназначенный для воспитания и обучения как самых маленьких (2-3 летних детей), так и более старших. В процессе этой деятельности, ребенок учится самостоятельно заботиться о себе (одеваться, раздеваться, мыть руки, причесываться, чистить обувь, переливать воду, пересыпать сыпучие материалы, пользоваться пипеткой, пинцетом, ножницами, ножом и т.д.). Он научается заботиться об окружающей среде, о помещении, в котором он находится (подметать, вытирать пыль, мыть стол, стирать, мыть посуду и т.д.), учится правилам хорошего тона, поведения в обществе, а так же выполняет комплекс специальных упражнений на развитие общей координации движений, общей и мелкой моторики. УПЖ способствуют физическому, психическому и социальному развитию ребенка. Занятия УПЖ развивают психические процессы ребенка, такие как внимание, память, мышление, способность концентрированно работать и планировать свою деятельность. Важной задачей УПЖ является помощь социальному развитию детей, формирование у них позитивного социального поведения, знакомство с культурой поведения в обществе, обучение навыкам повседневной деятельности и личной гигиены.

Сенсорная зона . В этой зоне собраны материалы для утончения, развития органов чувств. На освоение и различение формы предметов, размера, цвета, веса и т.д. Большое внимание уделяется развитию осязания и слуха ребенка. Благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям, ребенок формирует запас знаний, которыми может оперировать его интеллект. Без этого запаса теряется способность к абстрагированию. Контакт происходит с помощью органов чувств и движений. «Чувственное восприятие составляет главную и едва ли не единственную основу умственной жизни» - говорит М.Монтессори.

Математическая зона. Эта зона тесно связана с материалами для развития чувств ребенка. Здесь дети получают представления о количестве предметов, порядковом и количественном счете, учатся распознавать и писать цифры, знакомятся с десятичной системой.

Зона родного языка. Дидактический материал в этой зоне способствует развитию речи, обогащению словарного запаса, формированию обобщающих понятий, знакомит со звуками и буквами.

Космическая зона. Здесь собраны материалы по расширению представлений об окружающем мире.

Кроме классического Монтессори-материала в группе представлены другие развивающие игры.

С целью воспитания у детей привычки к взаимопомощи формируются разновозрастные группы. Это полезно для социального и интеллектуального развития, как младших, так и старших детей. Младшие могут попросить помощи у старших, а старшие, помогая и отвечая на вопросы, сами лучше понимают суть дела. Дети общаются не только со сверстниками, а учатся устанавливать доброжелательные отношения и с младшими, и со старшими детьми.

  • Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в «Домах ребенка». М., 1993.
  • Монтессори М. Руководство к моему методу. М., 1916.
  • Монтессори-материал. Школа для малышей. М., 1992.
  • Сорокова М. «Жизненная практика» и сенсорное развитие дошкольников по методу М. Монтессори. М., 1998.
  • Домашняя школа Монтессори. М., 1997.
  • Монтессори в России. Новый взгляд. - Вып.1-2. М. 1992-93.
  • Сумнительный К.Е. Как помочь ребенку построить себя? (Беседы о Монтессори-педагогике). М., 1999.
  • Терри Мелоу. Монтессори и ваш ребенок: Руководство для родителей. Пер. с англ. - М.,1997.
  • М. Монтессори. Из серии «Педагогика детства». М. 2001.

Уникальную методику раннего развития детей Марии Монтессори выбирает очень много родителей для воспитания своих детей. Эта система развивающих занятий используется для развития малышей и подходит для коррекционных классов. Мария Монтессори, одна из наилучших педагогов, смогла совершить настоящую революцию в воспитании в свое время. Она призывала воспитывать в детях самостоятельность и поощряла свободное воспитание. Ее система имеет мировое признание и в наше время.



Немного фактов из жизни Марии Монтессори

В 1870 году, 31 августа, в городе Кьяровалле, в семье выдающихся известных аристократов Монтессори-Стоппани, появилась на свет девочка. Имя, которое ей дали родители – Мария. Она переняла все лучшее, что было у ее родителей. Отец – награжденный орденом Италии, государственный служащий, мать выросла в семье либералов.

Родители старались дать дочери наилучшее образование. Мария училась отлично, имела хорошие математические способности. В 12 лет девочка столкнулась с социальным неравенством, когда хотела поступить в техническую школу, где учились только мальчики. Авторитет отца Марии, ее способности в обучении сделали свое дело, и ее приняли на учебу. Она окончила школу превосходно, несмотря на то, что ей приходилось постоянно подтверждать право учиться на равных с молодыми людьми.

В очередной раз разрушить стандарты у нее получилось в 1890 году, когда она начала обучение в Римском Университете на факультете медицины. В 1896 году, впервые за весь период развития Италии появилась девушка врач, Мария Монтессори, успешно защитившая диссертационную работу по психиатрии.

Во время студенчества Мария устроилась на подработку в больницу при Университете ассистентом. Именно тогда она первый раз столкнулась с работой с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Она стала внимательно изучать литературу о приспособлении таких детей к жизни в социуме. Огромное влияние на деятельность Марии оказали работы Эдуарда Сегена и Жана Марка Итара.

Ее уверенность в том, что грамотная работа педагога с ними окажет намного большее влияние на их развитие, чем лекарственные препараты, привела ее к появлению идеи о создании методики, опирающейся на развивающую среду.

Она начинает изучать различные литературу по теории воспитания и образования, педагогике. В 1896 году Мария начинает работу с ребятами, имеющими ограниченные способности, и готовит их к экзаменам в младшей образовательной школе. Результативность, которую показали ее выпускники, была просто ошеломляющей.



В 1898 году Мария решается родить ребенка вне брака. В тот же период жизни она становится директором Ортофренического института по подготовке особых детей. Отказаться от дела, которому она решила посвятить свою жизнь, означало для нее предать саму себя, и поэтому она приняла решение отдать своего сына на воспитание в приемную семью.

В 1901 году она поступает на факультет философии. Одновременно с учебой, Мария не прекращала работу в школе. Ее поражало то, в каких условиях проводится образовательный процесс, строгая дисциплина на занятиях, стремиться к всестороннему развитию личности никто из педагогов не хотел. В воспитании же особых детей вообще очень часто применялись насильственные методы.

В 1904 году Мария становится завкафедрой антропологии в Римском Университете. По-прежнему она продолжала ставить эксперименты в образовательном процессе школы, вести исследования. И вот, в 1907 году, с мыслями о том, что в социуме не хватает гуманности и просвещенности, она открывает собственное учебное заведение – «Дом ребенка». Все свои остальные годы жизни она посвящает развитию и введению своей системы, воспитательному процессу.

В 1909 году Монтессори начинает опыт проведения международных учебных семинаров. Тогда на него попали много учителей разных стран. В этот же период она печатает свое первое издание, в котором рассказывает о «Доме ребенка» и приемах работы с ребятами, использующиеся в школе. Мария постоянно занималась усовершенствованием своей системы, проводила курсы для обучения педагогов всего мира.

Забрать своего сына Марио из приемной семьи она смогла, когда ему исполнилось 15 лет. С тех пор Марио стал ее верным помощником, взял на себя все организаторские моменты в ее работе. Он всерьез был заинтересован системой Марии и стал отличным преемником своей матери.

В1929 году была создана международная ассоциация Монтессори.

Из-за событий, происходящих в мире, Мария вместе с сыном были вынуждены иммигрировать в Индию, где прожили 7 лет. В послевоенный период она возвращается в Европу и до конца жизни продолжает развитие и внедрение своей системы.

Не забросив дело своей матери, Марио передал его своей дочери, Ренильде. Именно у нее получилось внедрить педагогику Марии Монтессори в Россию в 1998 году.

Если вам интересна жизнь Марии Монтессори, посмотрите следующее видео.

История возникновения методики

Внедрять свою систему Мария Монтессори начала, занимаясь с особыми детьми, детьми у которых наблюдалась задержка психического развития, детьми, приспособление к социуму которых протекало очень тяжело. Применяя игры, основой которых была тактильная восприимчивость, создавая специальную развивающую среду, Мария стремилась развивать у этих детей способности самообслуживания. Она старалась адаптировать ребят к жизни в обществе, не ставя перед собой целью повышение уровня интеллектуального развития.

Однако, результаты были очень неожиданными. Всего за год работы с ними, они оказались на одном уровне интеллектуального развития и даже выше чем у их абсолютно здоровых ровесников.



Обобщив свои знания, теоретические разработки различных педагогов и психологов, собственные исследования и опыт Мария выстроила это все в одну систему, названную методом Монтессори.

После этого, метод Монтессори был опробован и в образовании здоровых ребят, что не составило никаких сложностей. Ее система легко подстраивалась под уровень развития, возможности и потребности любого ребенка.



Что такое методика Монтессори

Кратко обозначить основную философию методики Монтессори можно, сказав о том, что ребенка нужно направлять на самостоятельные действия.

Взрослый должен только помогать ему в его самостоятельности и подсказывать, когда его попросят. Нельзя при этом заставлять ребенка что-либо делать, доказывать ему, что только твое представление об окружающем верно, во время отдыха или наблюдений ребенка подходить к нему.

К таким выводам Мария Монтессори пришла опираясь на идеи о том, что:

  • с момента появления на свет ребенок уникален. Он уже личность.
  • У каждого маленького человека природой заложено желание развиваться и трудиться.
  • Родители и учителя должны помочь ребенку раскрыть его потенциал, а не быть идеалами в характере и способностях.
  • Взрослые должны только подсказывать ребенку в его самостоятельной деятельности, не обучая. Они должны терпеливо дожидаться проявления инициативы от самого малыша.



Суть метода

Главным девизом Монтессори в работе было – помоги ребенку сделать самостоятельно.

Предоставив ребенку максимальную свободу и организовав индивидуальный подход к каждому, она умело направляла детей на самостоятельное развитие, не стараясь переделать их, а признавая их право быть самими собой. Это помогало ребятам достичь самых высоких результатов самостоятельно, без подсказок взрослых. Мария Монтессори не допускала того, что детей можно сравнивать, устраивать между ними соревнования. Общепринятых критериев оценивания в ее педагогике не допускается, так же как и поощрения ребят, наказания и принуждения.

Ее метод основывается на том, что каждый ребенок хочет скорее стать взрослым, а достичь этого он сможет, только учась и приобретая жизненный опыт. Именно поэтому дети сами будут стремиться учиться как можно скорее, а педагог должен только наблюдать за этим процессом и помогать по необходимости.



Предоставленная ребенку свобода, под наблюдением взрослого, воспитывает в нем самодисциплину

Дети могут самостоятельно выбирать тот темп и ритм, при котором получение знаний ими будет наиболее эффективно. Они могут сами определять, сколько им потребуется времени для занятия, какой материал использовать в обучении. Если возникает потребность изменить окружающую обстановку, ребенок вполне может это сделать. И самым главным самостоятельным выбором является направление, в котором они хотят развиваться.

Задача педагога при этом использовать все доступные средства для развития самостоятельности, способствовать развитию чувственного восприятия ребенка, особое внимание уделяя осязанию. Педагог должен с уважением относиться к выбору ребенка, создать для него среду, в которой малышу будет комфортно развиваться, быть нейтральным наблюдателем и помощником по необходимости. Педагог не должен стремиться, чтобы дети были похожи на него. Ему недопустимо вмешиваться в процесс приобретения самостоятельности ребенком.



Методика Монтессори не допускает наставлений, поощрений, наказаний и принуждений

Принципы системы Монтессори:

  • Ребенок, который принимает решения без помощи взрослых.
  • Развивающая среда, предоставляющая ребенку возможность развиваться.
  • Воспитатель, который может вмешаться в процесс развития ребенка, только по его просьбе о помощи.



Развивающая среда

Развивающая среда – это главный элемент, без которого педагогика Монтессори функционировать не будет.

Вся мебель и оборудование развивающей среды должны быть подобраны строго соответствуя возрасту, росту и пропорциям малыша. Дети должны самостоятельно справляться с необходимостью перестановки мебели. Они должны уметь делать это как можно тише, стараться не мешать другим. Такие перестановки, по мнению Монтессори, отлично развивают моторику.

Ребята могут сами выбирать место, на котором будут заниматься. Помещение, в котором они занимаются, должно иметь много свободного пространства, света и доступа свежего воздуха. Приветствуется панорамное остекление окон для максимального обеспечения дневным светом, продумывается хорошее освещение.



Интерьер должен быть эстетичным и элегантным. Цветовая палитра для него выбирается спокойная, не отвлекающая внимание ребенка от деятельности. В обстановке должны присутствовать хрупкие предметы, чтобы дети учились уверенно пользоваться ими и понимать их ценность. Также украшать помещение могут комнатные цветы, за которыми ребенок может с легкостью ухаживать , они располагаются на доступной ему высоте.

Обязательна возможность ребенка свободно пользоваться водой. Для этого раковины, так же как и унитазы, необходимо устанавливать на доступном ребенку по высоте уровне.

Учебные пособия располагаются на уровне глаз малыша, для того, чтобы он имел возможность пользоваться ими без помощи взрослого. Всех экземпляров материала, предоставленного в пользование детям, должно быть по одному. Это поспособствует обучению ребенка поведению в обществе, научит учитывать потребности находящихся рядом. Главное правило использования материалов – кто первый взял, тот и пользуется. Дети должны учиться договариваться между собой, обмениваться. Навыки заботы о своем окружении ребята приобретают без помощи взрослых.



Зоны для развивающих занятий

Развивающая среда делится на несколько зон, таких как практическая, сенсорная, математическая, языковая, зона космоса и зона для гимнастических упражнений. Для каждой из этих зон используются соответствующие материалы для занятий. В основном применяются деревянные игрушки, т.к. Мария Монтессори всегда выступала за натуральность используемых материалов.



Практическая

По-другому ее называют зоной для практических упражнений в повседневности. С помощью материалов этой зоны дети приучаются к жизни в домашних условиях, в обществе. У них формируются навыки практической жизни.

С помощью материалов для упражнений из этой зоны дети учатся:

  • ухаживать за собой (учатся одеваться, раздеваться, готовить);
  • заботиться обо всем, что находится рядом (ухаживать за растительным и животным миром, прибираться);
  • различным способам движения (уметь двигаться спокойно, бесшумно, ходить по линии,вести себя тихо);
  • приобретают навыки общения (приветствовать друг друга, общаться, правилам поведения в обществе).



В практической зоне используются следующие материалы:

  • бизиборды (рамки из дерева, на которых расположены разнообразные застежки: пуговички разных размеров, кнопки, бантики, шнуровки и шнурки для наматывания на крепления, липучки, ремешки);
  • сосуды для переливания воды;
  • средства для очистки (например, металлов);
  • живые цветы;
  • комнатные растения;
  • разнообразные вазоны для живых цветов;
  • ножницы;
  • совочки;
  • лейки;
  • скатерти;
  • полосы, которые наклеиваются или рисуются на полу для ходьбы, и предметы, которые надо пронести по ним (стакан с жидкостью, свечки);
  • проводятся беседы и ролевые игры.

Пособий для практикования в повседневной жизни множество. Самое важное, чтобы своими размерами, видом, цветовым сочетанием, удобностью для использования они соответствовали потребностям детей.





Сенсорная

Здесь используются материалы, которые способствуют сенсорному развитию ребенка. С помощью этих материалов у ребенка также развивается мелкая моторика, их использование готовит малыша к знакомству с различными предметами школьной программы.

Здесь используются следующие виды материалов:

  • блоки с цилиндрами-вкладышами, розовая башня, красные штанги, коричневая лестница – необходимы для формирования умения определять размеры;
  • цветные таблички учат различать цвет;
  • шершавые таблички, разные виды тканей, клавишная доска, доска для ощупывания – тактильная восприимчивость;
  • звонки, шумовые цилиндры – развивают слух;
  • сенсорные мешочки, геометрические тела, сортеры, геометрический комод, биологический комод, конструктивные треугольники – способствуют умению малыша различать и называть формы предметов, в том числе и на ощупь;
  • тяжелые таблички – учат различать вес;
  • коробочки с запахами нужны для развития обоняния;
  • вкусовые баночки для различения вкусовых свойств;
  • теплые кувшины – восприятие температурных различий.

Каждый материал развивает только какой-то один из органов чувств, что дает ребенку возможность сосредоточить внимание именно на нем, изолируя другие.







Математическая

Математическая и сенсорная зоны тесно взаимосвязаны между собой. Когда ребенок сравнивает предметы между собой, измеряет их, упорядочивает, то он уже изучает математические понятия. Такие материалы, как розовая башня, штанги, цилиндры прекрасно готовят детей к усваиванию математических познаний. Здесь предлагается работа с конкретным материалом, что делает усвоение математики ребенком значительно проще.



Здесь используются:

  • числовые штанги, цифры, изготовленные из шершавой бумаги, веретена, цифры и кружки – нужны для знакомства с числами от 0 до 10.
  • Золотой материал из бусин, числовой материал, комбинирование этих материалов знакомят детей с десятичной системой.
  • Башня из разноцветных бусин, 2 ящика бусин и двойных досок – знакомят с понятием «число» и числами от 11 до 99.
  • Цепочки из различного количества бусин дают представление о линейных числах.
  • Марки, таблицы математических действий (сложение, вычитание, умножение, деление), игра в точки помогают познакомиться с математическими действиями.
  • Геометрический комод, конструктивные треугольники – познакомят малыша с основами геометрии.







Языковая

Эта зона тоже имеет тесную взаимосвязь с сенсорной. Материалы, используемые в зоне для сенсорного развития, способствуют развитию речи ребенка. Цилиндры, сортеры, ткани способствуют развитию мелкой моторики, которая оказывает огромное влияние на развитие речи. Звоночки и шумящие коробочки отлично развивают слух. Биологические карты, геометрические фигуры способствуют различению формы. Педагоги, работающие по системе Монтессори, ежедневно предлагают речевые игры и упражнения, стимулируют развитие речи ребенка, следят за правильным произношением и верным употреблением слов. В арсенале учителей множество вариантов игр для развития речи (игры на запоминание и узнавание предметов, игры-поручения, описания, рассказы и многое другое).



Также могут использоваться:

  • металлические фигуры-вкладыши;
  • азбука из шершавой бумаги;
  • подвижный алфавит;
  • карточки и коробочки с изображениями различных предметов;
  • рамки для штриховки;
  • коробочки с фигурками для первого интуитивного чтения;
  • подписи к предметам;
  • книжки.







Зона космоса

Зона космоса в педагогике Монтессори – это зона, где дети получают знания об окружающей их действительности. Самое главное, что следует учитывать педагогу, это построение занятия от определенных конкретных действий к абстрактным. Часто детям предлагается наглядность с каким-либо явлением и возможность самому придти к выводам.



В этой зоне можно увидеть:

  • разнообразную литературу для поиска необходимой информации;
  • солнечную систему, континенты, ландшафты, природные зоны – способствуют развитию географических представлений;
  • классификация животных, среда их обитания дают понятие о зоологии;
  • классификация растений, среда обитания – знакомят с ботаникой;
  • линии времени, календари – формируют представление о истории;
  • различные материалы для проведения экспериментов, четыре стихии – знакомят с наукой.





Для гимнастических упражнений

Место для этой зоны может выделяться далеко не всегда. Часто это пространство между выстроенными по периметру столами. В этой зоне организуются спортивно-оздоровительные мероприятия для малышей с элементами аэробики, упражнениями с фитболом, палкой. Включает в себя подвижные игры, ходьбу, бег.



Со скольки месяцев стоит проводить такие развивающие занятия?

Система Монтессори не только имеет такое название «система», но и именно ей и является. Она предлагает родителям более целостно взглянуть на детскую природу. Очень хорошо, когда родители познакомились с основными принципами и сутью методики еще до появления на свет своего первенца. Это поможет им подготовиться к рождению малыша со знанием основных потребностей мамы и новорожденного. Ведь по мнению Монтессори, обучение малыша начинается именно с готовности родителей к этому, так как они для малыша будут самым важным окружением.

Первые два месяца жизни малыш и мама еще очень зависимы друг от друга, поэтому маме важно сконцентрироваться только на ребенке. После этого ребенок уже начинает проявлять активный интерес к окружающему миру, становится более подвижным. С этого момента мама с крохой уже может начать посещение монтессори-класса, который называется нидо, если в нем организовано пространство для самых маленьких. В этот период это скорее окажется полезнее для матери, позволит ей отвлечься от забот о малыше и разнообразить досуг, проводя его вместе с ним. Потребности ребенка в посещении класса нидо пока еще нет. При желании всю развивающую среду и используемые материалы (такие, как мобили) можно воспроизвести в домашних условиях.



С того момента, когда кроха начнет ползать, посещение класса нидо может дать ему намного больше возможностей для развития. Вполне возможно начинать оставлять малыша там без матери. Это подойдет для мам, у которых есть необходимость выйти на работу или для семей, у которых нет возможности обеспечить много свободного пространства, создать дома обстановку и приобрести материалы для крупных движений крохи, подготавливающих его к ходьбе. Для этого пригодятся разнообразные большие брусья, тяжелые столы и стулья для детей, лесенки. С помощью этих материалов кроха будет учиться стоять, ходить с опорой, залезать на них и слезать обратно, сидеть.





Когда ребенок начинает ходить он переходит в класс, под названием тодлер. В России создание таких классов пока не распространено, для этого требуется специальное Монтессори-образование. Однако родителям, которые хорошо подготовились, это не сложно будет сделать и дома.

Посещая тодлер-класс, кроха сталкивается с необходимостью соблюдать правила поведения, учится общаться со своими сверстниками, взаимодействовать с ними, сотрудничать с педагогом. Это окажется хорошей подготовкой малыша к посещению садика. К сожалению, в домашних условиях воссоздать это родители не смогут.



Следует учитывать, что до 3 лет, долгое расставание крохи с мамой очень тяжело. Поэтому идеальным будет посещение тодлер-класса только на половину дня. Это будет невозможно, если мама выйдет на работу и будет занята полный рабочий день. Но далеко не каждые родители смогут себе финансово позволить посещение частного монтессори-класса тодлер, если мама при этом будет продолжать быть домохозяйкой. Если же малыш будет ходить на занятия 2-3 раза в неделю, а не каждый день, то ему потребуется большее количество времени, для того чтобы включиться в работу. Такие посещения подойдут в качестве компромиссного решения.

Делаем вывод, посещать монтессори классы можно начинать с достижения ребенком возраста 2 месяцев, если у мамы есть потребность в этом. Для ребенка это станет интересным, не ранее, чем с того момента, когда он поползет. Посещение крохой Монтессори класса до 3 лет даст хорошую базу для будущего посещения детского сада.





Монтессори-классы и Монтессори-уроки

Педагогика Монтессори, как уже говорилось, основывается на самостоятельном развитии ребенка в специально подготовленной развивающей среде. На этом и основывается процесс образования, где ребята выражают свои потребности, а педагог помогает им в их деятельности, с помощью наблюдений и индивидуальной работы с каждым.

Сама Мария Монтессори всегда называла процесс обучения именно занятиями, а не играми, не смотря на возраст ребят. Учебным материалом она называла дидактические пособия, выполненные из натуральных материалов. Все материалы, предлагаемые для занятий, были уникальными, находящимися в классе только в 1 экземпляре.



В своей методике Мария Монтессори предлагает 3 типа уроков:

  • Индивидуальные. Педагог работает только с одним учеником, предлагая ему учебный материал. Он показывает и объясняет, как с ним можно работать, где применять. Используемые материалы должны возбуждать интерес у ребенка, привлекать его, отличаться от других каким-либо свойством, будь то толщина, высота, ширина, иметь возможность ребенку самостоятельно проверить ошибки, увидеть, где он выполнил действие неправильно. После этого ребенок приступает к самостоятельной деятельности.
  • Групповые. Педагог занимается с ребятами уровень развития которых приблизительно одинаковый. Остальные дети в классе работают самостоятельно, не мешая группе. Соблюдается тот же алгоритм работы, что и на индивидуальных занятиях.
  • Общие. Педагог работает со всем классом сразу. Уроки не длительные, сжатые. В основном общие занятия проводятся по музыке, гимнастике, биологии, истории. После того, как основная информация получена детьми, они самостоятельно принимают решение заниматься со специальным материалом по теме или им это на данный момент не интересно. Работа продолжается самостоятельно.

Этот период получил название исследовательского, ребенку интересен окружающий его мир, события и явления.

  • Дети возрастом 12-18 лет. Этот последний возрастной период получил название ученого. Ребенок видит взаимосвязь между различными фактами, ищет свое место в мире, создает свою картину мира.
  • В школах Монтессори разновозрастные классы, от 6 до 9 лет, и от 9 до 12. Перейти в следующий класс ребенок может только тогда, когда ему позволят его потребности и возможности. Использование разновозрастных классов помогает детям постарше стать заботливее, а младшим придает уверенности в себе.

    В классе нет четкой постановки целей и задач на учебный год. Программа рассчитывается на 3 года, а вот в каком темпе ученик будет ее усваивать, зависит только от него. Если ему подходит быстрый темп – это хорошо, если ребенок привык работать медленно и обстоятельно, то его торопить никто не будет. Самостоятельно выбрав зону для занятия, ребенок может там работать индивидуально или в группе других ребят. Самое главное правило, которое должны все соблюдать – не мешай работать другому. Свои отношения в коллективе ребенок выстраивает сам. За всем происходящим в классе наблюдают педагоги, которые оказывают помощь при необходимости.







    Посмотрите следующее видео об особенностях методики.

    Плюсы и минусы системы

    Не смотря на то, что педагогика Монтессори признана одной из лучших в мире, есть много критикующих ее. Поэтому следует внимательно изучить ее положительные и отрицательные стороны.

    Плюсы

    1. Дети по системе Монтессори развиваются без вмешательства взрослых и давления из вне.
    2. Индивидуальный темп развития.
    3. Ребята познают мир, совершая открытия. Это способствует лучшему усвоению материала.
    4. Педагогика Монтессори склоняется к предоставлению детям свободы.
    5. Ученики учатся уважать личное свободное пространство других.
    6. Нет критики, негатива, насилия по отношению к детям.
    7. Интеллект ребенка развивается через органы чувств. Большое внимание уделяется развитию моторики, что немаловажно для его развития в целом.
    8. Разновозрастные группы формируются исходя из интересов детей.
    9. Обучение и помощь оказывают не взрослые люди, а ребята постарше, доступным для ребенка языком. Приучение заботиться о ближних.
    10. Ученики получают важное умение с самого раннего возраста – принимать решения самостоятельно.
    11. Быстро прививаются навыки самообслуживания.
    12. Развивается умение взаимодействовать в социуме, воспитывается самодисциплина: нельзя мешать другим, шуметь, прибирать рабочее место, иметь терпение и многое другое.
    13. Педагогика Монтессори подразумевает сотрудничество со взрослым.





    Минусы

    1. Мало времени уделяется развитию воображения, креативности, недостаточно развиваются навыки коммуникации.
    2. В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности, однако Монтессори считала, что от игр и игрушек ребенок не получает никакой пользы для практической жизни.
    3. Дети мало знакомятся со сказками, которые рассказывают о противостоянии добра и зла, учат выходам из жизненных ситуаций.
    4. Поступая в традиционную школу ученику сложно перестроиться на другое отношение к педагогу. В системе Монтессори педагог лишь наблюдатель, а в школе педагог является авторитетом.
    5. Бывают случаи, когда дети с трудом адаптируются в традиционной школе и ее дисциплине.
    6. Дети не прилагают много усилий во время работы с предметами, в дальнейшем это может проявиться в том, что ребенок с трудом будет себя заставлять выполнять активные действия.
    7. Малое количество двигательной активности. В основном занятия проходят в спокойной обстановке, исключая ее.



    Заповеди для родителей

    1. Дети учатся тому, что их окружает.
    2. Если вы постоянно будете критиковать ребенка – он научится осуждать.
    3. Дети, которых часто хвалят, учатся оценивать.
    4. Демонстрируя малышу враждебный настрой, вы учите его драться.
    5. Ребенок научится быть справедливым, если вы будете с ним честны.
    6. Высмеивая ребенка, вы воспитываете в нем робость.
    7. Ребенок научиться верить, если будет жить с чувством безопасности.
    8. Ребенок будет постоянно испытывать чувство вины, если вы его будете позорить.
    9. Одобрение учит малыша хорошему к себе отношению.
    10. Снисхождение научит ребенка быть терпеливым.
    11. Часто подбадривая ребенка, вы поможете ему приобрести уверенность в себе и своих силах.
    12. Ребенок научится находить любовь, если его будет окружать атмосфера дружбы и он будет чувствовать себя необходимым.
    13. Никогда нельзя говорить о малыше плохо, ни в его присутствии, ни в его отсутствии.
    14. Чтобы для плохого не осталось места, сосредоточьтесь на воспитании в нем хорошего.
    15. Всегда слушайте ребенка, который к вам обратился, и отвечайте на его вопросы.
    16. Имейте уважение к малышу, допустившему ошибку, позвольте ему ее исправить.
    17. Помогайте ребенку в поиске, если ему это необходимо, и будьте незаметными, если ребенок уже все нашел.
    18. Для помощи ребенку освоить новое используйте заботу, сдержанность, тишину и любовь.
    19. Обращайтесь к ребенку только в хорошей манере, отдавайте ему то лучшее, что у вас имеется.



    Юлия Даудрих
    «Что такое Монтессори-группа?» Консультация для воспитателей

    Мария Монтессори – первая женщина-врач в Италии, известный педагог, посвятившая всю свою жизнь созданию специальной методике воспитания детей . Она организовала школу для аномальных детей (в то время так называли детей с ограниченными возможностями, где разрабатывала и применяла на практике разнообразный дидактический материал. В 1900году на состоявшейся в Риме своеобразной олимпиаде учащихся начальной школы, аномальные дети Монтессори превзошли детей из обычных учебных заведений по чтению, счету, письму. Это произвело настоящую педагогическую сенсацию. Результаты многократно проверялись и перепроверялись, однако опровергнуть их было нельзя. Вывод был один : метод и материалы, которые применялись столь эффективно для обучения аномальных детей, могут быть позитивно использованы и для интеллектуального, сенсорного развития обычных детей.

    С того момента Монтессори посвящает свою жизнь обычным детям.

    Монтессори метод уникален . Его основной девиз звучит так :

    "ПОМОГИ МНЕ СДЕЛАТЬ ЭТО САМОМУ"

    Когда впервые сталкиваешься с историей педагогической системы Марии Монтессори поражаешься тому , с какой ненавистью относились к ней идеологи всех тоталитарных режимов прошлого столетия. Едва придя к власти, и Муссолини, и Сталин, и Гитлер сразу издают указ о закрытии Монтессори -школ начинаются гонения на педагогов этой системы. И неудивительно, ведь ключевое слово в системе Монтессори – это «СВОБОДА» . И цель воспитания – воспитание свободных , независимых, самостоятельно мыслящих людей, умеющих принимать решения и нести за них ответственность. Ясно, что как раз таких людей панически боялись диктаторы всех времен.

    Понятия «свобода» и «дисциплина» занимают важное место в системе Монтессори . У Монтессори свобода - не вседозволенность, а защита права ребенка на индивидуальность, на принятие самостоятельного, ответственного решения.

    СВОБОДА – ЭТО УВАЖЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ ДРУГОГО

    Свобода достаточно часто понимается как разгул и анархия. Монтессори пояснила , что ее интересует независимость ребенка от воли взрослого. Человек независим, когда он умеет обслуживать себя сам, когда он может освоить новое с минимальной посторонней помощью.

    Тот, кто впервые заходит в группу Монтессори удивляется , что дети свободно перемещаются по ней, берут с полок любые предметы, но при этом никто не бегает и не кричит. Дети сосредоточенно работают и без напоминания взрослых ставят взятый материал именно туда, откуда его взяли. Это поразительное сочетание дисциплины и свободы - прямое следствие независимости.

    Каждый ребенок может по собственному усмотрению решать, чем бы ему хотелось сегодня заняться. Свобода выражается в возможности выбирать наилучшее для себя и другого. Но свобода ограничивается интересами коллектива, наличием правил обращения с материалом, правила игры или труда.

    СВОБОДА КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ТАМ, ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ СВОБОДА ДРУГОГО.

    Несмотря на наличие большой степени свободы, в группе есть и жестко регламентированные правила поведения для детей, родителей и педагогов. Эти правила немногочисленны и, что важно, сформулированы в позитивной форме, а не в виде запретов.

    Даже 2-3 летние малыши отлично знают, что они не должны шуметь и баловаться, когда другие дети погружены в размышления. Что, поиграв они обязательно должны убрать игры и материалы на полку, тщательно вытереть за собой грязь и лужи, чтобы другим потом было удобно и приятно заниматься.

    В группе Монтессори занимаются дети разного возраста – от 3 до 7 лет. Новички, впервые придя, легко усваивают принятые здесь правила поведения, глядя на старожилов. Младшие дети учатся правилам группы, уважению к старшим. Старшие показывают малышам упражнения, как правильно играть в дидактические игры, показывают им буквы, цифры, опекают их и чувствуют себя более самостоятельными и ответственными.

    В этой группе дети сами учат друг друга.

    Группа Монтессори отличается тем , что дети разного возраста, но из одной семьи могут одновременно ее посещать. Младшие дети получают в лице старших своеобразных наставников, пример для подражания и ориентир для роста. Польза для старших не меньше – они сами с удовольствием выступают в роли учителей, и в этой роли могут не только укрепить собственные знания, но и почувствовать ответственность за другого человека.

    Со временем между ними складываются взаимоотношения, характерные для большой семьи. Исчезает конкуренция, появляется желание помогать другому.

    Монтессори всегда говорила : "МОЙ САД ГОТОВИТ К ЖИЗНИ, А НЕ К ШКОЛЕ"

    Вот нескольких интересных моментов методики.

    Мария Монтессори предавала большое значение слову.

    «ВЕДИ СЧЕТ СЛОВАМ СВОИМ» - говорила она. Монтессори сознательно избегает слова «игра» , предпочитая ему слово «работа» . Это сделано специально, поскольку в понимании взрослого человека «игра» - нередко несерьезное, пустое времяпрепровождение. Поэтому, по мнению взрослых, с этим занятием можно не считаться и отвлекать или даже прерывать деятельность ребенка по своему усмотрению.

    Также в группе Монтессори стоит запрет на употребление слова «МОЛОДЕЦ» . Почему?

    Когда же мы, самые близкие ребенку люди начинаем хвалить его, произнося «молодец» или «умница» , в его сознании формируется зависимость от похвалы. Как показывают исследования и практика, она отражается не лучшим образом на дальнейшей жизни ребенка.

    Эта зависимость также вредна и опасна, как и любая другая. И что самое страшное, остается на всю жизнь. При этом потребность в познании уменьшается, а зависимость от похвалы растет, и ребенок начинает что-то делать не потому, что ему интересно, а чтобы мы его похвалили.

    Следует помнить, что наши дети не всегда будут находиться рядом с нами. Их жизнь будет проходить в коллективе. И в любом коллективе, к сожалению, могут присутствовать недоброжелательные или просто равнодушные люди. Отсутствие ожидаемой похвалы может привести к дискомфорту, как минимум. И к стрессу - в худшем случае.

    Говоря ребенку, молодец, мы оцениваем не конкретные его поступки, а его личность. Поэтому в будущем, не дождавшись похвалы, малыш будет думать, что не оценен не только его труд, но и он сам как личность.

    Однако мы обязательно должны хвалить детей, но похвала не должна касаться личности ребенка. Нужно хвалить за отдельные действия следующими словами : замечательно, хорошо, здорово, прекрасно у тебя получилось, красиво нарисовал и прочее.

    Это, кстати, касается и порицания : неодобрительная оценка должна относиться только к огорчившему родителей поступку ребенка, а не к его личности в целом.

    Таким образом, ребенок получает необходимую эмоциональную оценку от близкого, потребность в познании у него остаётся, а зависимость от похвалы не возникает.

    ЛЮБИТЕ И ПООЩРЯЙТЕ СВОИХ МАЛЫШЕЙ, НО ДЕЛАЙТЕ ЭТО ПРАВИЛЬНО!

    А теперь немного о среде группы Монтессори .

    День начинается со свободной работы. Утром дети приходят, приводят себя в порядок и выбирают, чем они будут сегодня заниматься. Когда педагог замечает, что ребенок впервые взял материал для работы, то предлагает ему алгоритм действия с этим предметом. Иногда дети получают очень короткий и конкретный трехступенчатый урок. А иногда молча показываем способ работы с материалом.

    Группа условно поделена на зоны, где педагог не может сказать ребенку "не трогай" или "нельзя".

    В зоне практической жизни ребенок учится обслуживать себя и других. В одном углу находится «мокрая зона» , где малыши могут сколько угодно взбивать пену, переливать воду, вылавливать из воды шарики и выполнять прочие упражнения с водой.

    В другой части комнаты «сыпучая зона» - здесь можно перебирать крупу, пересыпать ее, просеивать через сито и делать еще очень много интересного.

    Можно по настоящему постирать вещи в тазике и погладить их горячим утюгом, нарезать острым ножом овощи для салата и потереть морковку.

    Зона сенсорного развития научит малыша различать предметы по определенным признакам. Здесь находятся материалы, развивающие тактильные ощущения, зрение, слух, обоняние. Дети учатся различать предметы по форме, по величине, распознавать плоские геометрические фигуры, основные цвета, различать звуки по громкости и высоте.

    В математической зоне находится материал, который поможет ребенку освоить понятие количества и о связи его с символом. Дети знакомятся с десятичной системой при помощи знаменитого золотого материала, и выполняют математические действия на сложение и вычитание, умножение и деление.

    В языковой зоне дети учатся чтению и письму. Организация языкового материала предусматривает развитие как устной, так и письменной речи. Дети получают представление о звуках и буквах русского языка; расширяют свой словарный запас, учатся давать логически связанные ответы, самовыражаться.

    И, наконец, «космическая зона» . Здесь ребенок может получить первые представления об окружающем мире, о взаимосвязях явлений и предметов, об истории и культуре разных народов.

    Также в Монтессори группе очень интересен метод звучащей музыки, который можно применять в традиционных группах детского сада.

    Всем нам хорошо известна ситуация : дети играют, занимаются свободной деятельностью и воспитателю для того , чтобы привлечь их внимание с целью навести порядок в группе и собрать детей для организованной деятельности (прогулка, занятие, обед) приходится громко и заметьте неоднократно говорить : "собираем игрушки", "ребята, наводим порядок". В Монтессори группе все намного иначе. При необходимости собрать детей и перейти на другой вид деятельности, воспитатель , либо кто-то из детей по его просьбе включают музыку (музыка спокойная, без слов) . Звучание тихой музыки – знак сбора на общий круг. Начатая работа заканчивается, материалы ставятся на полки.

    Что же такое КРУГ ?

    В основном "дети Монтессори " познают мир самостоятельно. Но каждое утро на 15-20 минут все собираются вместе.

    На кругу обсуждаются события, происходящие в жизни детей дома и в детском саду. Здесь же отмечаются дни рождения детей и другие важные события. В кругу дети выполняют дыхательные и пальчиковые упражнения, беседуют на различные темы, проводят ритуалы. Круг всегда ведет воспитатель , но он лишь помогает общему разговору.

    Круг кончается. Но дух общей доброжелательности, уважения, доверия остается надолго, и, в конце концов, становится неотъемлемой частью уклада жизни Монтессори группы . Ребенок, выходящий из стен Монтессори-школы в семь лет , помимо общеобразовательных знаний владеет еще умениями, за которые его обязательно оценят во взрослой жизни.

    Первое - умение делать выбор и принимать решения.

    Второе - умение быть ответственным за эти решения, за себя и свои поступки.

    И, наконец, третье - умение быть автономным. Это то, чем в очень малой степени владели советские граждане. Способность "не сбиваться в кучу", не рассматривать коллектив как единственный способ выживания, - естественная черта воспитанников Монтессори - группы , где основная ставка делается на индивидуальность и неповторимость личности каждого ребенка.