Российская художественная академия. Выставочные залы российской академии художеств. Основные направления деятельности РАХ

Российская академия художеств была основана графом И.И. Шуваловым. Сами выставочные залы были открыты в 1948 году. По сей день они остаются одной из самых известных достопримечательностей Москвы.

Основу выставки составляет творчество ведущих современных отечественных и зарубежных художников. Помимо этого, в Выставочных залах можно увидеть экспозиции, раскрывающие историю российского искусства. Также на показ выставляются дипломные и учебные работы студентов художественных институтов и работы молодых художников.

На втором этаже, в торжественной анфиладе, проходят персональные и групповые выставки художников. Они отражают и демонстрируют основные тенденции развития современного художественного процесса.

Кроме выставок в Залах Российской академии художеств проходят различные семинары и конференции, посвященные вопросам искусств, проблемам художественной жизни, а также вечера, посвященные творчеству известных российских художников.

Здание, внутри которого находятся Выставочные залы, в Москве известно как Морозовский особняк. В основе особняка — главный дом городской усадьбы XVIII-XIX веков. В нем в 1904–1906 годах была размещена коллекция живописи, что превратило дом в музей. Некоторые парадные помещения, такие как Дубовый зал или Белый зал, сохранили свою изысканную отделку до наших дней.


Часы работы:

  • среда-воскресенье — с 12.00 до 20.00;
  • вторник — с 12.00 до 22 .00;
  • понедельник — выходной.

Стоимость билетов:

  • полный — 100 рублей;
  • льготный — 50 рублей.

Последняя среда месяца — день бесплатного посещения музея.

Российская академия художеств (РАХ) - государственная академия наук Российской Федерации, государственное учреждение культуры - отраслевая академия наук в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна и художественного образования. Учредителем РАХ является Правительство Российской Федерации.

Российская академия художеств
(РАХ )
Международное название Russian Academy of Arts
Прежние названия Академия художеств СССР (1947-1991)
Год основания 1757
Тип государственная академия наук
Президент З. К. Церетели
Академики 215
Члены-корреспонденты 327
Расположение Россия Россия : Москва
Метро 01 «Кропоткинская»
Юридический адрес город Москва , улица Пречистенка , дом 21
Сайт www.rah.ru
Награды

Высшим органом РАХ является Сессия (Общее собрание действительных членов и членов-корреспондентов). В промежутках между сессиями деятельностью РАХ руководит Президиум во главе с Президентом.

Преемственность

Российская академия художеств является правопреемницей Академии художеств СССР , созданной в 1947 году на базе Все . Всё имущество Академии художеств СССР после распада СССР перешло Российской академии художеств, а членам Академии художеств СССР были присвоены звания действительных членов и членов-корреспондентов РАХ .

По своему юридическому статусу Российская академия художеств является федеральным государственным бюджетным учреждением .

«Стремясь к новому и утверждая достойное положение современного российского искусства в мире, Академия художеств сохраняет свои традиции и сложившуюся исторически структуру. Сейчас в неё входят, как и прежде, отделения Живописи, Скульптуры, Архитектуры. К ним добавились отделения Графики, Театрально-декорационного искусства, Декоративно-прикладного искусства, Дизайна, Искусствознания и художественной критики. Российская академия художеств на протяжении своей 250-летней истории осуществляла художественные связи между центром и регионами. Это касалось воспитания художников, создания местных очагов культуры, развития архитектурных и монументальных ансамблей. В наши дни её региональные отделения работают в Санкт-Петербурге, Поволжье, Урале, Сибири и на Дальнем Востоке. Иными словами, деятельность Академии сегодня охватывает все виды и жанры пространственных искусств на территории нашей страны.»

Основные направления деятельности РАХ

Академическая система художественного образования

Российская академия художеств является государственной творческо-научной организацией. Образование является одним из главных аспектов деятельности. Ведётся работа по сохранению и творческому развитию традиций отечественной академической школы, организации и совершенствованию системы художественного образования сохранены и развиваются важнейшие элементы отечественного художественного образования - величайшей ценности российской культуры, получившей мировое признание. В целях содействия творческому развитию системы академической художественной школы, Президиумом РАХ был создан Совет по художественному образованию, который в тесном сотрудничестве с Научно-методическим управлением Академии и руководством академических учебных заведений координирует вопросы академического художественного образования .

Учебные заведения РАХ:

  • Московский академический художественный лицей Российской академии художеств
  • Санкт-Петербургский академический художественный лицей им. Б. В. Иогансона Российской академии художеств

Научная деятельность

Особое внимание в рамках исследований уделяется актуальным процессам взаимодействия сферы изобразительного искусства, науки и образования по проблемам междисциплинарного характера и кросс-культурного диалога в мировом художественном пространстве .

Кафедра ЮНЕСКО Изобразительных искусств и архитектуры

Кафедра была создана в 1998 году и вошла в структуру Российской академии художеств. Совместно с секторами культуры и образования ЮНЕСКО кафедра ЮНЕСКО Российской академии художеств, стремится к всеобщему признанию значимости художественного образования как платформы для устойчивого развития, развития творчества, инноваций и культурного разнообразия. Кафедру возглавляет народный художник CCCP и России, президент Российской академии художеств, Посол Доброй Воли ЮНЕСКО Зураб Церетели .

Членство в Академии

Члены Академии избираются общим собранием Российской академии художеств.

Членство в Академии является пожизненным .

Численность членов Академии устанавливает Правительство Российской Федерации .

Выборы членов Академии проводятся не реже 1 раза в 3 года .

Отделения Академии

Руководство Академии

Высшим органом управления РАХ является общее собрание Академии. Членами общего собрания Академии являются действительные члены и член-корреспонденты . Общее собрание Академии созывается президиумом Академии по предложению президента Академии не реже 1 раза в год.

В промежутках между общими собраниями деятельностью РАХ руководит Президиум во главе с Президентом.

Президиум Академии состоит из президента и вице-президентов Академии, главного учёного секретаря президиума Академии, заместителя главного учёного секретаря президиума Академии, академиков-секретарей отделений Академии, председателей региональных отделений Академии и других членов Академии.

Число членов президиума Академии определяет общее собрание Академии. Президиум Академии избирается на 5-летний срок. Распределение обязанностей между вице-президентами и членами президиума Академии осуществляет президент Академии.

Президент Академии избирается общим собранием РАХ из числа её действительных членов сроком на 5 лет. Избранный президент Академии вступает в должность после его утверждения Правительством Российской Федерации.

Президент РАХ :

  • З. К. Церетели .

Вице-президенты РАХ :

  • Герой Социалистического Труда, народный художник СССР Т. Т. Салахов ,
  • народный художник РСФСР А. А. Бичуков
  • народный художник РФ А. А. Любавин
  • народный архитектор РФ М. М. Посохин (секретарь Отделения архитектуры)
  • А. А. Золотов
  • заслуженный деятель искусств РСФСР В. А. Леняшин
  • Заслуженный деятель искусств РФ Д. О. Швидковский (секретарь Отделения искусствознания).
  • заслуженный художник РФ А. Л. Бобыкин (секретарь Отделения дизайна)

Члены Президиума РАХ :

  • народный художник СССР В. И. Иванов
  • народный художник СССР В. М. Сидоров ,
  • народный художник СССР А. М. Шилов ,
  • народный художник РСФСР А. И. Алексеев ,
  • народный художник РСФСР А. Н. Бурганов ,
  • народный художник РСФСР А. П. Левитин ,
  • народный художник РСФСР Р. Ф. Фёдоров ,
  • народный художник РСФСР О. М. Савостюк ,
  • народный художник РФ Е. Н. Максимов (академик-секретарь Отделения живописи),
  • народный художник РФ Л. И. Савельева (академик-секретарь Отделения декоративно-прикладного искусства),
  • народный художник РФ А. Г. Акритас ,
  • народный художник РФ Н. И. Боровской,
  • народный художник РФ В. А. Глухов ,
  • народный художник РФ А. Н. Ковальчук ,
  • народный художник РФ Б. А. Мессерер (академик-секретарь театрально- и кинодекорационного искусства),
  • народный художник РФ Н. А. Мухин ,
  • народный художник РФ Т. Г. Назаренко ,
  • народный художник РФ В. И. Нестеренко ,
  • народный художник РФ П. Ф. Никонов ,
  • народный художник РФ С. Н. Олешня ,
  • народный художник РФ С. П. Оссовский,
  • народный художник РФ А. И. Теслик,
  • народный художник РФ А. В. Цигаль ,
  • народный художник РФ А. С. Чаркин ,
  • народный художник РФ А. Д. Шмаринов,
  • народный художник РФ Е. В. Ромашко,
  • народный художник РФ А. И. Рукавишников ,
  • заслуженный художник РФ Ф. А. Рукавишников ,
  • заслуженный художник РФ А. Д. Боровский ,
  • заслуженный художник РФ К. В. Худяков ,
  • заслуженный художник РФ В. Г. Калинин ,
  • заслуженный архитектор РФ Н. И. Шумаков ,
  • заслуженный деятель искусств РСФСР В. В. Ванслов ,
  • заслуженный деятель искусств РФ О. А. Кривцун,
  • М. А. Бусев,
  • С. П. Колов,
  • А. Н. Коротаева,
  • Т. А. Кочемасова,
  • К. В. Петров,
  • А. И. Рожин,
  • М. М. Фаткулин,
  • О. Р. Хромов,
  • Е. З. Церетели,
  • А. Г. Ястребенецкий.

Академические организации

Президенты

Печатные издания

В 2009 году Российская Академия Художеств при поддержке Министерства культуры РФ начала издавать собственный журнала «ACADEMIA». Журнал был создан с целью информирования общественности о деятельности Академии, а также с целью популяризации и повышения интереса к

0 499

Фото Российской Академии Художеств

Время: 12:00 до 20:00 часов со среды по воскресенье, кроме праздников. Во вторник работа продлена до 21 часа.

Стоимость: взрослый - 100 руб., для студентов, пенсионеров – в 2 раза ниже, для посетителей моложе 18 лет – бесплатно.

Адрес:

Российская Академия художеств - Москва, улица Пречистенка, 21

Станция метро:

Парк Культуры, Кропоткинская

Как добраться:

Российская Академия художеств (РАХ) – самый крупный в России государственный центр художественной культуры в сферах архитектуры, изобразительного и декоративного искусства, дизайна и образования.

Рождение и становление

Еще в 1724 г. Петр Великий, предвидя славное будущее страны в области культурных достижений, планировал учредить «академию наук и курьезных художеств» – первое российское заведение, целью которого являлось изучение и развитие отечественной науки и культуры. В царствование Екатерины I в Академии наук ввели преподавание искусства скульптуры и живописи.

Но только в сентябре 1757 г. указом Елизаветы Петровны была учреждена Императорская Академия художеств. Серьезную роль в ее создании приняли великий ученый Михаил Ломоносов и знаменитый меценат Иван Шувалов, который и представил «Доношение» по созданию «особой трех знатнейших художеств академию». Учреждение было открыто в Петербурге, но в течение 6 лет было причислено к основанному Шуваловым Московскому университету.

Просветитель немедленно пригласил в качестве преподавателей уникальных зарубежных мастеров - зодчего Жана Валлен-Деламота, художников Клода Лоррена, Георга Шмидта, Жана Де Велли, скульптора Николя Жилле, принял первый набор учащихся из талантливых подростков разных сословий. Уже через год Шувалов подарил Академии собственное великолепное собрание живописных полотен, скульптуры и литературных трудов, тем самым заложив фундамент обширной библиотеки и музейного комплекса.

Академия стала «родовым гнездом» российских талантов, которых принимали на учебу, невзирая на статус. Так, блистательный Рокотов стал учащимся «по словесному приказанию», а гениальный Федор Шубин, будучи истопником, был просто «истребован» в стены Академии за талант.

Преподаватели и студенты принимали участие в возведении и оформлении знаменитых архитектурных ансамблей: собора Воскресения Христова на Крови, Казанского и Исаакиевского соборов, московского храма Христа Спасителя.

Выпускники академии, закончившие ее в разное время - живописцы Карл Брюллов, Антон Лосенко, Илья Репин, Александр Иванов, Василий Суриков, скульпторы Марк Антокольский, Иван Мартос, архитекторы Василий Баженов, Андрей Воронихин, Николай Бенуа и другие - представили миру высочайшую степень художественного мастерства и преподавательского искусства.

Академия художеств в XX-XXI веках

После революции 1917 г. Императорскую Академию художеств упразднили, и лишь через долгие пятнадцать лет - в 1932 г. началось ее воссоздание. В 1947 г. в столице была учреждена Академия художеств СССР.

Здание на Пречистенке, где в 1948 г. разместился Президиум и выставочные залы академии, известно как «особняк семьи Морозовых», возведенный в 1871 г. по проекту Петра Кампиони в стиле городской усадьбы. Художественная коллекция крупного русского промышленника и мецената Ивана Морозова, размещенная в здании, была уникальным собранием творений Ренуара, Клода Моне, Писсарро, Ван-Гога, Поля Сезанна, Родена, Пабло Пикассо, а также Врубеля, Левитана, Васнецова, Константина Коровина и других гениев.

В особняке были открыты знаменитые Выставочные залы, которые уже 70 лет считаются культурной достопримечательностью Москвы. Более чем за два столетия своей деятельности в музее Академии была собрана драгоценная коллекция русской и западноевропейской живописи, графики, скульптуры, чертежей, карт и архитектурных образцов.

В конце 90 гг. прошлого века провели обширную реставрацию фасада и интерьеров главного здания. С 1991 г. академия получила статус федерального учреждения и свое современное название - Российская Академия художеств. В 2001 г. выставочные площадки академии стали гораздо шире, благодаря открытию «Галереи искусств» в здании №19 на Пречистенке.

Современная Академия художеств в Москве бережет давние культурные традиции. Как и прежде, она является центром художественного просвещения и образования, занимается рассмотрением художественных проектов в области живописи, архитектуры, скульптуры, активно влияя на развитие всех видов искусства, содействует формированию музейных коллекций, проводит масштабные выставки ведущих современных отечественных и зарубежных мастеров, работающих в разных видах изобразительного искусства.

Полезная информация

До остановки «Академия художеств» можно доехать с Гоголевского бульвара на троллейбусе 15 или автобусе 5, 15, если выйти на станции метро «Кропоткинская».

Как добраться:

Мысль о создании Академии наук и художеств в России была высказана Петром I еще в конце 1690-х годов.

Академия художеств была учреждена решением Сената 6 ноября 1757 года в царствование императрицы Елизаветы Петровны в Петербурге по инициативе великого русского ученого М.В. Ломоносова и известного просветителя того времени И.И. Шувалова.

В 1764 году Екатерина II, утвердив Устав и штаты, даровала Императорской Академии художеств Привилегию. В том же году по проекту архитектора Ж.Б. Валлен-Деламота и А.Ф. Кокоринова началось строительство каменного здания Академии на берегу Невы, которое закончилось в 1788 году.

Художники и архитекторы первого шуваловского выпуска Академии А.П. Лосенко, Ф.И. Шубин, В.И. Баженов, Ф.С. Рокотов, И.Е. Старов задали тот высочайший уровень художественной практики и педагогики, которые составили славу отечественного искусства.

Значение Российской академии художеств

Она была центром художественного просвещения, активно влияла на развитие всех видов искусства, содействовала формированию музейных коллекций, вела большую научно-исследовательскую работу, проводила выставки и конкурсы.

Императорская Академия художеств выступила инициатором основания провинциальных художественных школ и училищ, в которых преподавали выпускники Академии, а позднее - и музеев при них.

РАХ в наши дни

Российская академия художеств - крупнейший центр отечественной художественной культуры.

Она является наследницей Императорской Академии художеств и правопреемницей Академии художеств СССР.

В настоящее время Академия со всеми входящими в ее состав творческими, педагогическими, научно-исследовательскими и музейными учреждениями представляет собой не имеющую аналогов в мире организацию, реализующую общенациональные интересы в сфере развития художественной культуры и эстетического воспитания, утверждающую фундаментальные гуманистические ценности.

Российская Академия художеств принадлежит к особо ценным объектам национального достояния народов России.

Высший орган Академии художеств - Сессия (Общее собрание действительных членов и членов-корреспондентов). В промежутках между сессиями деятельностью Академии руководит Президиум во главе с президентом.

Деятельность Академии

Под эгидой Академии художеств открываются новые художественные учебные заведения в различных регионах страны. Проводится широкая реконструкция старейших художественных вузов.

Академия художеств принимает активное участие в осуществлении крупнейших художественных проектов, таких как воссоздание храма Христа Спасителя в Москве, сооружение мемориала Победы на Поклонной горе и многих других.

Заботясь о будущем российской художественной культуры, она стремится сохранить и обогатить педагогические принципы отечественной художественной школы, объединить все самое талантливое и значительное, что есть в искусстве нашей страны.

Несмотря на изящное имя, первая Академия художеств возникла как вполне практический проект. Задумана она была Петром I по образу европейских «академий наук и художеств» того времени и существовала при Академии наук. А это значит, что искусство в некотором смысле служило науке. Рисовальщики и граверы делали ботанические и этнографические зарисовки, готовили карты и лишь иногда выполняли портретные заказы. Вскоре назрел конфликт между научными и художественными нуждами, поскольку Академии наук требовались главным образом граверы. И тогда по инициативе Михаила Ломоносова и фаворита императрицы Елизаветы Петровны Ивана Шувалова в 1757 году открылась собственно Академия художеств, на этот раз при Московском университете. Впрочем, занятия шли и в Санкт-Петербурге, в особняке Шувалова, ставшего первым президентом Академии и предложившего для нее пышное название - Академия трех знатнейших искусств. Шесть лет спустя это учебное заведение наконец стало самостоятельным и получило статус императорского. Среди его первых учеников - Федор Рокотов , Василий Баженов и Антон Лосенко, первый русский исторический живописец.

Поначалу в Академии преподавали приглашенные иностранцы, исключением был лишь Александр Филиппович Кокоринов, который возглавил архитектурный класс, а со временем стал и ректором. Он не только многое сделал для развития учебного заведения, но и вместе с французским архитектором Жан-Батистом Валлен-Деламотом разработал проект здания Академии художеств в Санкт-Петербурге. Закладка фундамента состоялась в 1765 году, но строительство закончилось только в 1788-м. Со временем вид этого здания стал одной из визитных карточек Северной столицы.

Основание Академии совпало с расцветом классицизма в Европе. А потому в качестве образцов для обучения в первую очередь были выбраны античная скульптура и архитектура. Ученики часами копировали классические изображения, оттачивая мастерство.

Для лучших из них была создана система стипендий, а обладателей золотых медалей за конкурсную работу отправляли на учебу за границу. Первыми пенсионерами Академии стали Баженов и Лосенко, уехавшие учиться за границу еще в 1760 году. Отличникам Академия выделяла заказы на работу, чтобы материально поддержать талант художника. Например, знаменитую картину «Явление Христа народу» Александр Иванов в течение 20 лет писал в Италии по заказу Академии.

В ее стенах зародилась русская школа классической архитектуры, чей яркий представитель Матвей Казаков перестроил в конце XVIII века центр Москвы в классическом стиле. Ему принадлежат здание Сената в Кремле, Голицынская больница и многие другие сооружения.

Преподавание живописи и скульптуры отделили от архитектурного образования только в середине XIX века. Поэтому многие блестящие архитекторы получали и живописную специальность. К примеру, Андрей Воронихин, создатель Казанского собора в Санкт-Петербурге, удостоился звания академика «перспективной живописи».

Со временем слепое копирование классических образцов, которое сыграло свою роль при создании школы, стало тормозом для творчества. Это осознавали и власти, и сами художники. Попытки преобразовать систему делались с разных сторон.

В начале правления император Николай I издает указы о сохранении и изучении древнерусских памятников. Народность как мировоззренческая идея проникает во все виды искусств - от зодчества и живописи до музыки и литературы. Академик архитектуры Константин Тон , которому Николай покровительствовал, в конце 1820-х на основе рисунков и обмеров древнерусских храмов разрабатывает так называемый русско-византийский стиль. Однако классическая традиция тоже сохраняется. По проекту Тона перестраиваются парадные залы Академии художеств и оформляется набережная с гранитной пристанью. Тогда же здесь устанавливаются фигуры древнеегипетских сфинксов.

В начале XIX века недовольство академической системой проявлялось в своеобразной попытке эмиграции. Орест Кипренский , Сильвестр Щедрин, уже упомянутый Александр Иванов и многие другие талантливые художники годами жили и работали за границей и не спешили возвращаться на родину.

В середине столетия недовольство вылилось в протест. В ноябре 1863 года ученики Академии, допущенные к участию в конкурсе на золотую медаль, попросили заменить им задание: вместо исторического сюжета позволить писать на свободную тему. Получив отказ, все 14 человек покинули стены Академии. Несколько лет спустя они основали знаменитое Товарищество передвижных художественных выставок. В октябре 1893 года по указу императора Александра III, который велел «переменить все... передвижников позвать», в Академии провели реформу. Теперь здесь выставлялись работы молодой талантливой молодежи, например, художников из объединения «Мир искусства»;.

Академия в послереволюционное время

После революции Академию на время упразднили как «государственное учреждение, проводившее после свержения самодержавия, при Временном правительстве, политику в интересах эксплуататорских классов». На ее основе возникли Свободные художественные мастерские, а в 1932 году в Ленинграде открылась Всероссийская академия художеств, которую возглавил Исаак Бродский, автор официальных портретов Ленина, Сталина, Ворошилова и других большевиков.

В 1937 году в ее стенах начинают изучать теорию искусства. Преподают студентам и сотрудники Эрмитажа, и блестящий художественный критик Николай Пунин, муж Анны Ахматовой.

В 1947-м Всероссийская академия художеств преобразована в Академию художеств СССР, которая получает в Москве здание на Пречистенке. Когда-то этот особняк принадлежал последнему представителю рода Потемкиных - графу Сергею Павловичу, литератору и поклоннику искусств. В его доме нередко бывал Пушкин . В конце XIX века здание приобрел предприниматель и меценат Иван Морозов. До революции он хранил здесь свое уникальное собрание французской живописи (Сезанн, Ренуар, Дега, Ван Гог) и произведения русских художников XIX века. Для этой коллекции архитектор Лев Кекушев даже перестроил интерьеры здания. В 1918 году собрание Морозова было национализировано, в особняке открылся Музей нового западного искусства. В 1947 году музей расформировали, часть его коллекции передали в ГМИИ им. Пушкина , часть - в Русский музей . А здание досталось Академии художеств СССР. В том же году в составе Академии открылся научно-исследовательский институт истории и теории искусства.

Почти одновременно с Академией возник и ее музей. В его собрание входили как произведения классического европейского искусства, от Рубенса до Делакруа, так и работы русских художников и скульпторов, учившихся в стенах Академии. И хотя значительную часть своего богатого собрания музей на сегодня утратил (многие его экспонаты еще до революции были переданы в Русский музей и другие российские музеи), он и сегодня дает прекрасное представление об истории русского искусства. Здесь можно увидеть полотна Аргунова, Рокотова, Боровиковского, Брюллова , Поленова, Фешина, Салахова. Из скульптуры — работы на библейские, мифологические и исторические темы выдающихся российских скульпторов XVIII-XX веков Пименова, Гордеева, Козловского, Антокольского, Аникушина.

Академия художеств сегодня

С 1998 года в Академии художеств существует кафедра ЮНЕСКО изобразительных искусств и архитектуры. Одна из ее основных задач - привлечь внимание к значимости художественного образования для развития творчества и культурного разнообразия. Она активно участвует и в международной выставочной деятельности.

В 2007 году 250-летний юбилей Академии художеств был внесен в список памятных дат ЮНЕСКО.