Государственный музей истории российской литературы имени В. Даля. Государственный музей истории Российской литературы им. В.И. Даля (государственный литературный музей) Издательство литературный музей

Копия иконы 1870 г. с изображением святых Космы и Дамиана. Праобразами святых послужили Пушкин и Даль. Оригинал иконы храниться в музее истории религий.

Впоследствии В. И. Даль и А. С. Пушкин неоднократно встречались, они беседовали о русской литературе, народном творчестве, русском языке, обсуждали лингвистические находки Даля. В. И. Даль в воспоминаниях пишет, что именно Пушкин настаивал на обязательном и скорейшем завершении словаря.

Последнюю ночь перед смертью Пушкина Даль провел у его постели, позже он напишет очерк о его смерти. Далю умирающий поэт передал на память свой золотой перстень с изумрудом. Даль отказывался, но Пушкин настоял. Через год из Оренбурга Даль писал князю Одоевскому:

«Теперь перстень Пушкина для меня настоящий талисман. Как гляну на него, пробежит по мне искорка и хочется приняться за что-нибудь порядочное»

К счастью, перстень — подарок Пушкина Далю, сохранился до наших дней. После кончины В. И. Даля перстень находился у его средней дочери Ольги Владимировны Демидовой. Ольга вышла замуж за Платона Демидова, семья Даля породнилась с знаменитым родом русских горнозаводчиков Демидовых. Ольга передавала перстень на знаменитую пушкинскую выставку 1880 года. А после выставки подарила перстень великому князю Константину Константиновичу — президенту Российской Академии наук, который в свою очередь по завещанию передал его в Пушкинский дом — Институт русской литературы в Санкт-Петербурге. В 1950-е годы, когда создавался музей-квартира Пушкина на Мойке, перстень был передан в этот музей и его приключения на этом закончились. К сожалению, перстень находится в запасниках музея, увидеть его можно только на выставках.

Словарь В. И. Даля как сокровищница русского языка

Было такое выражение в дореволюционной России: «Комната русского культурного человека — это стол, стул и Даль». Словарь Даля — явление исключительное. Даль составил свой словарь один, без помощников и этому труду было отдано пятьдесят три года жизни. Первое слово для словаря Даль записал в 17 лет, когда молодым мичманом направлялся к месту службы, а последние четыре новых слова, услышанных от прислуги, он записал уже прикованный к постели, за неделю до смерти. В середине XIX в., в период расцвета русской классической литературы, он, как и Пушкин, призывал современников обратиться к живой русской речи. Даль критиковал ранее издававшиеся академические словари, в основе которых лежала книжно-письменная речь. «Пришла пора, — писал В. И. Даль в „Напутном слове“ к своему словарю, — подорожить народным языком». Официальные академики того времени в ответ на критику всячески игнорировали труд Даля и отказывались с ним сотрудничать. Но словарь Даля увидел свет. Издание словаря было уникальным культурным событием того времени. По количеству включённых в него слов (более 200 тысяч) этот словарь остался непревзойденным и поныне. В словаре собрано бесчисленное количество синонимов, эпитетов, образных выражений русского языка. Словарь и сегодня является настольной книгой этнографов и лингвистов, к нему постоянно обращаются писатели и переводчики. По сути, словарь Даля стал энциклопедией русской народной жизни середины XIX века, по словарю можно изучать язык, быт и нравы наших предков.

Всего было четыре издания словаря Даля. Последнее изданние было напечатано в 1998 году и оно явилось повторением третьего еще дореволюционного издания, никаких изменений в него не было внесено.

Не все современники разделяли взгляды В. И. Даля. Пропагандируя народную речь, Даль несколько принижал значение нормированного литературного языка. Известен такой эпизод его словесной полемики с поэтом В. А. Жуковским. Они обсуждали две формы выражения одной и той же мысли. Общелитературная форма в то время выглядела так: «Казак седлал лошадь как можно поспешнее, взял товарища своего, у которого не было верховой лошади, к себе на круп и следовал за неприятелем, имея его всегда на виду, чтобы при благоприятных обстоятельствах на него напасть». А Даль предложил такой вариант этой фразы: «Казак седлал уторопь, посадил бесконного товарища на забедры и следил неприятеля в назерку, чтобы при спопутности на него ударить» и считал этот вариант более выразительным. Жуковский с ним не соглашался и говорил, что мысль выражена на местном диалекте и в целом непонятна для русского человека.

Еще одной крайностью была позиция В. И. Даля относительно иноязычных слов в русском языке, которые считал «сухой прищепой» на живом теле русского языка. Включая иноязычные слова в свой словарь, Даль подыскивал, а иногда и сам изобретал подходящие для них русские замены. Вместо слова инстинкт он предлагал употреблять слово побудок, вместо слова горизонт рекомендовалась целая серия русских синонимов: кругозор, небозём, небоскат, завес, закрой, озор. Французское слово пенсне у Даля превратилось в смешное русское слово — носохватка. Вместо слова эгоист предлагал использовать слова самотник или себятник. Замены интересные, остроумные, но не естественные. Разумеется, псевдорусские слова не прижились в нашем языке.

Государственный литературный музей в Москве (Москва, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Государственный литературный музей в Москве - один из крупнейших музеев такого профиля в мире: в его коллекции более 500 тысяч единиц хранения. История русской литературы от её возникновения до наших дней - вот главная цель существования музея. Официальный слоган гласит: «Сохраняем прошлое - создаём будущее», и в справедливости по крайней мере его первой части сможет убедиться каждый пришедший в Трубниковский переулок, 17. Полная коллекция «Окон ТАСС» и автомобиль Пришвина, рукописи Пушкина и редкие фотографии поэтов Серебряного века, великолепные полотна Лермонтова и кольца Маяковского и Лили Брик - вот лишь мизерная часть музейных интересностей.

Кроме прочего, у Литературного музея есть двенадцать филиалов - домов-музеев русских писателей.

Немного истории

Государственный литературный музей в Москве ведёт свою историю с 1934 года - тогда при Библиотеке имени Ленина была организована первая коллекция экспонатов, имеющих отношение к литературному творчеству русских и советских писателей. Государство поддерживало молодой музей и уже через десять лет в его фондах содержалось более 1 миллиона единиц хранения. В 1968 году музей стал головным литературным музеем страны, а к 1995 году владел двадцатью зданиями в центре Москвы. Сегодня основная экспозиция размещается в здании в Трубниковском переулке; помимо этого в состав музея входят дома Герцена, Чехова, Лермонтова, Пастернака, Чуковского, Пришвина и других русских писателей.

В экспозиции музея рукописи Тургенева и черновики «Дамы с собачкой», наброски Тургенева на бланке «Английского отеля» в Афинах, рукописи Есенина, Хармса и Ахматовой.

Что посмотреть

Государственный литературный музей владеет поистине уникальными фондами. Главный интерес посетителей обычно вызывает коллекция рукописей. В экспозиции представлены оригинальные письма Островского и Герцена, рукописи Тургенева и черновики «Дамы с собачкой», наброски Тургенева на бланке «Английского отеля» в Афинах, рукописи Есенина, Хармса и Ахматовой.

Зал мемориальных предметов русских литераторов предлагает полюбоваться на кольца Маяковского и Лили Брик (первое - с хаотично расположенными буквами Л, Ю и Б), письменный стол Вертинского и расшитую золотыми колосьями папку для бумаг А. Островского, «попугаево» кольцо Есенина и ручку Бунина, ермолку Гоголя и письменный прибор Фадеева.

Коллекция живописи из более 2000 картин представляет портреты русских писателей и полотны, вышедшие из-под их руки, в коллекции фотографий и негативов перед вами предстанет частная жизнь Толстого и Есенина, Маяковского и Блока, а в числе экспонатов коллекции декоративно-прикладного искусства - посмертные маски Ахматовой, Шевченко и Достоевского.

Адрес, часы работы и стоимость посещения

Адрес: Москва, Трубниковский переулок, 17.

Часы работы: в среду, пятницу, субботу и воскресенье - с 11:00 до 18:00, во вторник и четверг - с 14:00 до 20:00; понедельник и последний день каждого месяца - выходные.

Вход - 250 RUB, пенсионерам и студентам - 100 RUB, лицам до 16 лет вход бесплатный.

Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Московский зоопарк - один из старейших зоопарков в Европе и четвёртый по площади зоопарк России после зоопарков Ярославля, Ростова-на-Дону и Новосибирска. Основан в 1864 году. Имеет стабильное количество посетителей в год - до 3,5 млн. человек. Входит в первую десятку зоопарков мира по посещаемости. В 1862 г. в московском Манеже прошла выставка животных, организованная Комитетом по акклиматизации животных и растений. По окончании выставки на руках у организаторов осталось много живых «экспонатов». Тогда и встал вопрос об открытии в Москве зоологического сада. Главным инициатором его создания был профессор Московского университета Анатолий Петрович Богданов. Рассматривались несколько вариантов размещения зоосада: Измайлово, Царицыно, Пресненские пруды. Выбор был сделан в пользу Пресни. Решающим фактором стала достаточная близость к центру города, а значит, удобство для потенциальных посетителей. Для устройства «живого музея на открытом воздухе» был засыпан один из прудов, у частных лиц были выкуплены соседние участки земли. И 31 января 1864 г. (12 февраля н. с.) Московский зоологический сад открылся. Любопытный факт. В 1681 г. подле Пресненских прудов был построен загородный дворец царя Федора Алексеевича. При царской резиденции находился Потешный двор, для которого в 1685 г. «на дело ларя белому медведю» опустили 13 досок полуторных сосновых, да под ларь этот смастерили «колеса самые добрые». Таким образом, первый зверинец существовал на Пресне еще в XVII веке. Первые постройки Зоологического сада спроектировал архитектор П.С. Кампиони. Он же доставил в Москву группу животных, подаренных Парижским акклиматизационным садом. Многие любители животных жертвовали Зоосаду деньги, дарили зверей. Командир фрегата «Светлана» И.И. Бутаков привез из кругосветного плавания коллекцию австралийских животных. Император Александр II подарил слона. В конце 1870-х – начале 1880-х годов в Ботаническом отделении Зоологического сада действовал «Семейный сад», устроенный известным антрепренером М.В. Лентовским. В последующие годы в Зоосаде были построены дополнительные павильоны и вольеры. При этом работали здесь известные московские зодчие: Л.Н. Кекушев, С.К. Родионов. В конце XIX века на углу Б. Грузинской и Б. Пресненской (ныне – Красная Пресня) улиц вместо простенькой деревянной арки появился нарядный вход с двумя башнями по проекту архитектора К.К. Гиппиуса. Действовала Биологическая станция, здание которой в неоклассическом стиле было возведено по проекту Р.И. Клейна (Конюшковская улица, дом 31, стр. 1). Существенно пострадал зоосад во время событий 1905 г.: был разрушен целый ряд зданий, сгорела библиотека, уничтожен Аквариум. В 1919 г. Зоологический сад национализировали. В последующие годы его территория существенно увеличилась, были созданы научные лаборатории и научно-исследовательские подразделения, а сам он получил новое, привычное для нас название, – Зоопарк. В 1936 г. в Зоопарке был построен новый вход, по проекту скульпторов В.А. Ватагина и Д.В. Горлова, просуществовавший до 1964 г. К 850-летию Москвы, в 1990-е годы, Зоопарк реконструировали (работы велись МНИИП «Моспроект 4»). Появилась новая входная группа, целый ряд новых вольеров, различные тематические экспозиции. В настоящее время в Московском зоопарке содержится более 1100 видов и почти 8000 экземпляров различных представителей фауны.

Фонды музея хранят архивные рукописи писателей и культурных деятелей XVIII–XXI веков, уникальные древние гравюры XVII-XVIII веков с видами Москвы и Петербурга, миниатюры и портреты политических и культурных деятелей, первые печатные книги и древнейшие рукописи, редчайшие издания произведений классиков литературы, рукописи Николая Гоголя, Денис Фонвизина, Николая Карамзина, Михаила Лермонтова и других выдающихся литераторов.

Лучшие произведения живописи, оригинальная и печатная графика, фотографии и негативы, скульптура и книги, звукозаписи и афиши, коллекции лубков и плакатов, фольклора и окон ТАСС - вся история страны нашла свое отражение в этих стенах.

Государственный Литературный музей обладает бесценным фондом, его сотрудники - огромным опытом по организации выставочных вернисажей. Каждое из них вызывает огромный культурно-просветительный резонанс. Ежемесячно в музейных помещениях проводится 20-40 мероприятий различного характера - выставка и конференция, олимпиада и концерт, литературный вечер и пленэр. Список можно продолжать до бесконечности.

Музей имеет свой издательский дом, который предлагает общественности научные издания, художественную и методическую литературу и ежегодный альманах. В последнее время активную спонсорскую помощь музею оказывают частные коммерческие структуры.