Сколько стоит обучение в щукинском театральном училище. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Театральный институт имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения

Театральный институт имени Бориса Щукина - самое известное учебное заведение в России, в котором готовят актеров и режиссеров. Большинство мастеров сцены и съемочной площадки прошли через этот институт с многолетней славной историей.

История института

Театральный институт имени Бориса Щукина был основан в 1914 году. Одним из главных инициаторов его создания стал Евгений Вахтангов. На тот момент он работал в Московском художественном театре. Уже тогда у него появилась идея основать студию, в которой актеры могли бы совершенствовать свое мастерство. Вахтангов задумал на личном примере проверить, как работает система Станиславского. Он начал активно приглашать любителей, которые мечтали о сцене, считая своей главной задачей распространение системы Станиславского. При этом ему крайне был интересен и собственный поиск.

Студенты охотно взялись осваивать систему знаменитого режиссера прямо по ходу репетиций спектаклей. Первой постановкой стала "Усадьба Ланиных" по мотивам одноименной пьесы Зайцева. Премьера состоялась в здании Охотничьего клуба, находившегося на Воздвиженке. Артистов ждал полный провал. Вахтангов после этого согласился, что изучать систему необходимо планомерно и постепенно.

Театральный институт имени Бориса Щукина своим днем рождения считает 23 октября. Именно в этот день Вахтангов прочитал первую лекцию для студентов.

Первые успехи

После этого студенты студии Вахтангова выпустили спектакль только через 4 года. Им стало "Чудо святого Антония" по произведению Мориса Метерлинка. К этому времени удалось сформировать студийную этику, освоить элементы театральной школы, организовать сильный и "боеспособный" коллектив. Спектакль публика приняли более благосклонно. Были даже положительные рецензии.

К 1920 году здоровье Вахтангова сильно ухудшилось. Для того чтобы спасти студию, он убедил руководство Московского художественного театра взять ее под свою опеку. Так появилась третья студия МХТ. В 1921 году она открылась с новой редакцией пьесы Метерлинка.

Вахтангов успевает поставить еще и "Принцессу Турандот" Гоцци, в которой наиболее ярко проявился его художественный метод, который он сам называл "фантастическим реализмом". Театральный актер и режиссер скончался в 1922 году от рака желудка.

Новым главой студии назначают Бориса Захава. В 1926 году он добивается присвоения студии нового статуса - государственного театра. И в таком виде существует до 1937 года.

Новый этап в жизни института

В 1937 году театральный институт имени Бориса Щукина переезжает в новое здание. Теперь он располагается на Большом Николопесковском переулке. Школа становится техникумом. Обучения ведется на протяжении 4 лет.

Известный советский актер театра и кино Борис Щукин умирает в 1939 году. В память о нем училищу присваивают его имя. Советскому зрителю Щукин больше всего запомнился ролями в картинах Михаила Ромма "Ленин в Октябре" и "Ленин в 1918 году".

Стоит отметить, что и на них берут не всех. Для того чтобы попасть на эти курсы, нужно проявить себя на предварительном прослушивании. Конкурсная комиссия оценит художественное чтение вами басни, стихотворного произведения или прозаического отрывка.

В программу подготовительных курсов включены предметы "мастерство актеры", "ритмика", "история русского и зарубежного театра", а также "история отечественной литературы". Отдельно будут заниматься сценической речью. Занятия ведут педагоги института, которые в будущем будут принимать у вас вступительные экзамены, а затем, возможно, и преподавать у вас.

Если поступить на бюджетное отделение не удалось, то есть шанс получить образование на платной основе. В этом случае сумма составит от 100 до 250 тысяч рублей в год, в зависимости от выбранного факультета.

День открытых дверей

Для того чтобы привлечь новых абитуриентов, проводит ежегодно Театральный институт имени Бориса Щукина день открытых дверей. Он проводится накануне нового набора. Когда в школах уже заканчиваются занятия, а выпускники активно начинают подыскивать вуз для получения высшего образования. Абитуриентам расскажут, в каких условиях им предстоит учиться, ответят на все интересующие вопросы. Для этого нужно только приехать в Театральный институт имени Бориса Щукина. Адрес - город Москва, Большой Николапесковский переулок, дома 12а, строение 1.

Чем привлекает этот вуз?

Главное преимущество этого вуза - особенности преподавания. Все основано на трех главных факторах.

Первое - это выстраивание элементов актерского мастерства в строгой логической последовательности.

Второе - целый учебный год посвящают созданию сценического образа. Студенты с преподавателями занимаются наблюдением, выполняют упражнения на фантазию, учатся перевоплощению, разыгрывают этюды, основанные на классическом литературном материале.

И наконец, последнее, но не менее важное. В Щукинском институте не действует система разрозненных творческих мастерских, как это бывает в других театральных вузах. Воспитание и обучение будущих артистов проводится централизованно. С каждым трудится вся кафедра актерского мастерства.

В этих составляющих и заключается секрет успеха института.

schedule Режим работы:

Пн., Вт., Ср., Чт., Пт. c 09:00 до 19:00

Галерея ТИ им. Б.Щукина



Общая информация

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Театральный институт имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова»

Лицензия

№ 02347 действует Бессрочно с 19.08.2016

Аккредитация

№ 02612 действует с 09.06.2017

Результаты мониторинга Минобрнауки для ТИ им. Б.Щукина

Показатель 2019 2018 2017 2016 2015 2014
Показатель эффективности (из 5 баллов) 4 5 5 4 5 5
Средний балл ЕГЭ по всем специальностям и формам обучения 69.59 70.22 67.19 66.26 85.91 64.29
Средний балл ЕГЭ зачисленных на бюджет 69.7 67.3 70 66.40 95.00 66
Средний балл ЕГЭ зачисленных на коммерческой основе 69.3 72.9 66 66.90 75.00 63
Средний по всем специальностям минимальный балл ЕГЭ зачисленных на очное отделение 49 56.5 45 47.50 69.00 57
Количество студентов 366 356 381 373 362 346
Очное отделение 235 235 261 233 241 205
Очно-заочное отделение 0 0 0 0 0 0
Заочное отделение 131 121 120 140 121 141
Все данные Отчет Отчет Отчет Отчет Отчет Отчет

О ТИ им. Б.Щукина

История становления театрального института имени Бориса Щукина

Легендарный Театральный институт Бориса Щукина отмечает в этом году свой первый вековой юбилей. История вахтанговской школы начинается еще в конце 1913 года, когда группа студентов-активистов приняли решение организовать собственную театральную студию. Руководителем молодого, стихийного, творческого объединения стал Евгений Вахтангов, именно он поставил на новой сцене первый спектакль, после которого и было принято решение о необходимости начала учебного процесса.

За годы своего существования институт несколько раз менял свои имя. Лишь в 1945 году вуз получил свое почти современное название: «Высшее театральное училище имени Бориса Щукина», в честь любимого ученика основателя вуза. С 2002 года учебному заведению присвоен статус института.

О качестве преподавания в Театральном институте Бориса Щукина говорит слава его великих выпускников. Среди них такие метры своего дела как Миронов, Варлей, Ярмольник и многие другие. Кроме знаменитых актеров, учебное заведение может похвастаться плеядой звезд режиссерского дела и телевидения. К главной миссии вуза относится не только подготовка творчески одаренных людей служению мира искусства, но и сохранение национальной культуры.

Театральный институт имени Бориса Щукина располагает комплексом собственных зданий для обеспечения образовательного процесса. К ним относится главный корпус, здание, где располагается режиссерский факультет, постройки хозяйственного назначения для хранения театрального инвентаря и собственное общежитие для студентов.

Дополнительное образование театрального института

На базе учебного заведения реализованы платные курсы повышения квалификации. Основной их особенностью является индивидуальный, авторский подход. Слушатели могут выбрать программы стажировки по следующим направлениям:

  • актерское мастерство;
  • речь;
  • движение или танец на сцене.

По завершению обучения, студенты получают государственное свидетельство, подтверждающее полученные навыки.

Для абитуриентов организованы подготовительные курсы. Отбор среди желающих проводится на основании прослушивания. Для творческого выступления необходимо подготовить отрывок из басни, стихотворения или произведения в прозе.

Кафедры театрального института

Базовое высшее образование осуществляется по направлению бакалавриат. Студенты могут определиться с одной из семи кафедр вуза.

Выпускающая кафедра актерского мастерства на данный момент является основной, входя в состав одноименного факультета. Обучение проводится строго на очной, дневной форме, в течение 4 лет. Каждый студенческий курс возглавляет художественный руководитель, который определяет учебную и творческую деятельность, несет ответственность за ее результаты.

С данным курсом неразрывно связана и кафедра сценической речи. Образовательный процесс данного направления построен на классических, фундаментальных знаниях и основах. К главным задачам кафедры относится:

  • формирование правильного произношения;
  • развитие слуха;
  • постановка голоса и навыков владения им;
  • работа по созданию правильной дикции и многое другое.

Слушатели старших курсов участвуют в практических занятиях на чтецких концертах. Помимо очных авторских занятий, студенты имеют возможность заниматься самостоятельно, основываясь на методической литературе, которая была разработана и выпущена педагогами вуза.

Не менее важными составляющими актерского мастерства является пластичная и музыкальная выразительность. Музыкальное направление было организовано в 2003 году. Главными предметами данной кафедры считается ансамбль, пение, теория музыки. Под эгидой театрального института им. Бориса Щукина на регулярной основе проводятся концерты, на которых студенты могут продемонстрировать свои хореографические и динамические навыки.

Общепрофессиональная кафедра вуза посвящена искусствоведению. Уникальным является тот факт, что обучение общим гуманитарным дисциплинам также проводится по авторской методике местных педагогов. Аналогичное направление реализовано на кафедре философии, истории и теории культуры. Каждая лекция является составной частью общего полотна курса, и только полное его прохождение гарантирует достаточной объем знаний.

В 1959 в институте был организован режиссерский факультет и кафедра с соответствующим названием. По окончанию курса студенты представляют свою финальную работу – дипломный спектакль, и получают диплом по специальности режиссер драмы. Поступить на данное направление довольно непросто, ведь очные группы набираются не ежегодно.

Учебные спектакли

Огромную роль в образовательном процессе занимают учебные спектакли на сцене театра. Молодые актеры могут попробовать себя как в классических, так и современных, а иногда и детских постановках.

Театральный институт имени Б. Щукина предоставляет своим студентам возможность обучения по окончании базового курса в магистратуре и аспирантуре вуза.

Каждый, кто когда-либо хотел стать актером, знает не понаслышке, что в театральном училище имени Щукина очень строгий отбор и много желающих, но если тебя зачисляют на один из факультетов, то определенно будут получены самые лучшие знания.

Институт имени Бориса Щукина был открыт при Государственном театре им. Вахтангова. Училище готовит специалистов по двум направлениям: "Актер театра и кино" и "Режиссер театра". Здесь есть возможность обучаться как на бюджетной основе, так и на платной после прохождения конкурса и объявления результатов.

Училище находится в здании, которое было построено в тридцатых годах двадцатого века в лаконичном стиле с элементами арт-декора: высокие окна, декоративные карнизы, мощный цоколь - все придает зданию монументальность и основательность. Уже в 1937 году училище переехало именно в это здание, когда отделилось от театра, хотя и осталось под его началом, и только лишь в 2003 году его капитально отремонтировали.

История создания

Щукинское театральное училище было открыто в 1914 году, когда впервые Евгений Вахтангов провел свое первое занятие в любительском актерском кружке.

Сам Евгений Вахтангов когда-то был учеником Станиславского, но выбрал немного другую линию обучения и уже в 1913 году поставил свой первый спектакль. Однако его учителя не слишком оценили данную постановку, так как не видели в режиссере самостоятельную личность, а только своего ученика. Но Вахтангов долго и упорно трудился, находясь в поисках своей системы образования, идя от простого к сложному, чтобы донести до зрителя суть постановки.

Первое название «Московская драматическая Студия Е. Б. Вахтангова» было присвоено после того, как в 1917 году состоялась премьера спектакля. К сожалению, в эти годы Вахтангов болел раком и практически перестал присутствовать на занятиях, а свой самый известный спектакль «Принцесса Турандот» даже не смог увидеть и в 1922 году скончался от продолжительной болезни. Его последователи долго отстаивали здание и право на существование актерской школы и смогли получить статус Государственного театра им. Вахтангова, при котором существовала актерская школа.

В 1932 году школа получила статус среднего учебного заведения, в 1939 году ему присвоили имя Бориса Щукина, а в 1945 году - звание высшего театрального училища. Только лишь в 2002 году училище было переименовано в институт.

Щукинское училище: факультеты и дополнительное образование

Какие факультеты существуют в данном учебном заведении? Как было сказано ранее, Щукинское театральное училище в Москве обучает по двум направлениям: актеры и режиссеры, где срок обучения составляет от 4 до 5 лет. Однако дополнительно после окончания института можно поступить в магистратуру «Театральное искусство» с обучением на 2 года и в аспирантуру по двум направлениям: «Искусствоведение» и «Теория и история искусства» со сроком обучения на 3 года по очной форме.

Дополнительно в училище проводят различные курсы для абитуриентов и для повышения квалификации, такие как сценическая речь, пластика, режиссура драмы, музыкальная выразительность.

Актерский факультет

Щукинское актерское училище обучает студентов мастерству на протяжении 4 лет, но прежде чем прийти на занятия, предстоит пройти некоторые испытания в виде экзаменов и прослушивания. Первое, что должен сделать будущий студент, - прочитать отрывок из басни, стихотворения или прозаический отрывок. При этом могут попросить что-то одно, а могут и несколько.

Далее идет проверка музыкальных, голосовых и речевых данных, а также исполнение какой-либо сценки. Тот, кто проходит все эти три этапа, переходит в следующий тур отбора, где предстоит показать свои познания в русском языке, литературе, знания истории в объеме школьной программы.

Решение о зачислении принимает комиссия, которая выносит свой вердикт на основании результатов всех сданных экзаменов.

Режиссерский факультет

В 1959 году в училище было открыто направление, где стали обучать мастерству режиссеров театра. Сегодня такое направление также существует, но форма обучения только заочная, так как училище Щукинское принимает уже тех людей, которые имеют определенный опыт и знают основы, но хотели бы получить дополнительное образование.

Большинство учеников - это режиссеры из разных городов России, которые уже работают в театре, и дипломная работа по окончании обучения должна быть поставлена в родном театре.

Как поступить в училище

Каждый, кто мечтает стать актером, знает, что поступить в то или иное учебное заведение, где обучают актерскому мастерству, непросто, и училище Щукинское не является исключением.

Первое, что необходимо сделать, - записаться на прослушивание за 5 дней до его начала. Далее нужно прийти на прослушивание, которое может длиться несколько дней, так как в зал запускают по 10 человек. На первом этапе отсеивается основная масса, где каждому предстоит прочитать какой-нибудь отрывок из басни, стихотворение или прозу.

Если удача улыбнулась и вы прошли в следующий тур, то он будет сложнее предыдущего. В этом туре будут оценивать сразу все: талант, харизму, внешность и пластику, и нужно постараться показать все свои умения.

Далее необходимо будет исполнить этюд на усмотрение комиссии и пройти собеседование, где будут разговаривать о ваших знаниях, касающихся театра, литературы и истории, и напоследок сыграть героя из предложенных пьес, предварительно подготовившись.

За каждый тур комиссия выставляет баллы и плюсует их к баллам за ЕГЭ по литературе и русскому языку, которые необходимо сдать в школе. Чем больше будет баллов, тем выше шансы поступить.

Бывает и так, что те, кто поступил, отсеиваются на первом курсе за профнепригодность и отсутствие на занятиях. Не стоит отчаиваться и тем, кто не смог поступить с первого раза, обязательно нужно попробовать в следующем году.

Дополнительно перед началом набора можно пройти двухмесячные курсы, где расскажут об основах актерского мастерства, помогут в работе с пластикой и речью. Это очень важные и нужные курсы, которое дает Щукинское училище. Адрес этого учебного заведения будет представлен вашему вниманию в конце статьи.

Известные ученики Щукинского училища

За более чем 90 лет училище Щукинское выпустило свыше 500 учеников, многие из которых стали известными и востребованными актерами и режиссерами театра и кино. Можно долго перечислять их, но можно назвать некоторых, чтобы понять, насколько востребовано данное учебное заведение, куда каждый год стремятся попасть будущие актеры.

В разные годы выпускниками училища стали следующие люди: Леонид Ярмольник, Нонна Гришаева, Павел Любимцев, Максим Суханов, Андрей Соколов, Максим Аверин, Мария Порошина и многие другие.

Известный советский актер Василий Ливанов вспоминает, что пошел в училище Щукинское по двум причинам: здесь преподавали Рубен Симонов и Борис Захава, которые когда-то учились у самого Вахтангова, а вторая причина в том, что в училище дают больше свободы, чего не было ни во МХАТе, ни в Малом театре.

Как рассказывает Екатерина Гусева, она случайно попала в училище. Ее заметила ассистентка Евгения Симонова, который на тот момент был преподавателем, на последнем звонке, где одиннадцатиклассница Катя разыгрывала сценки и пела песни. Вместе с ней выпускался и племянник ассистентки, которая в конце вечера подошла к Екатерине и предложила попробовать поступить в училище.

Преподаватели училища имени Щукина

Училище Щукинское сохраняет свои традиции и культуру преподавания и имеет такую особенность - преподавателями являются бывшие ученики, а ныне выпускники, которые знают всю "кухню" изнутри и тем самым могут лучше подать информацию и научить всему тому, что сами знают.

Ведь именно ученик Евгения Вахтангова, известный актер Борис Щукин, в свое время также преподавал в вахтанговской школе.

Можно перечислить несколько известных фамилий людей, которые в разные годы преподавали в институте: Владимир Этуш (который и по сей день занимает должность художественного руководителя института), Александр Ширвиндт, Борис Щукин, Евгений Симонов, Василий Лановой, Людмила Максакова и другие.

Где находится училище и как добраться

Щукинское училище в Москве находится по адресу: Большой Николопесковский переулок, д. 12 а. Добраться на метро можно до станции "Арбатская" или "Смоленская" либо на автобусе или троллейбусе до остановки "Октябрьская".

Официальная биография

История вахтанговской школы - Высшего театрального училища, а ныне Театрального института имени Бориса Щукина - насчитывает уже почти девять десятилетий.

В ноябре 1913 года группа московских студентов организовала любительскую театральную студию и пригласила в качестве руководителя молодого актёра Московского Художественного театра, ученика Станиславского, будущего великого русского режиссёра Евгения Багратионовича Вахтангова.

Студийцы предложили Вахтангову постановку спектакля по пьесе Б.Зайцева "Усадьба Ланиных". Премьера состоялась весной 1914 года и закончилась провалом. "А теперь давайте учиться!" - сказал Вахтангов. И 23 октября 1914 года Вахтангов провёл первое занятие со студийцами по системе Станиславского. Этот день считается Днём рождения Училища.

Студия всегда была одновременно и школой, и экспериментальной лабораторией.

Весной 1917 года после успешного показа студенческих работ "мансуровская" (по имени одного из московских переулков на Арбате, где она располагалась) студия получила своё первое название - "Московская драматическая Студия Е.Б.Вахтангова". В 1920 году она была переименована в III Студию МХТ, а в 1926 году - в Театр им. Евгения Вахтангова с постоянно действующей при нём театральной школой. В 1932 году школа становится специальным средним театральным учебным заведением. В 1939 году ей присвоено имя великого русского актёра, любимого ученика Вахтангова Бориса Щукина, в 1945 году дан статус высшего учебного заведения. С этого времени она известна как Высшее театральное училище (с 2002 года - Театральный институт имени Бориса Щукина) при Государственном академическом Театре им. Евгения Вахтангова.

Вахтанговская школа - не просто один из театральных институтов, а носитель и хранитель театральной культуры, её лучших достижений и традиций.

Наши выпускники преподают актёрское мастерство во многих театральных школах России. Профессора и педагоги Института постоянно выезжают на консультации, проводят семинары и мастер-классы в больших и малых театральных центрах страны, а в последние годы - и за рубежом.

Педагогический состав Института формируется только из наших выпускников, которые передают вахтанговские заветы из поколения в поколение, а принципы школы - из рук в руки. Бессменным руководителем школы с 1922 по 1976 год был ученик Вахтангова, студиец первого набора, выдающийся русский актёр и режиссёр Борис Захава. Нынешний Художественный руководитель института - народный артист СССР, вахтанговец, знаменитый актер театра и кино, профессор В.А.Этуш занимал пост ректора в течении 16 лет (с 1986 по 2002гг.). С июня 2002 года ректор института - народный артист РФ, ведущий актер Театра им.Евг.Вахтангова, профессор Е.В.Князев.

Школа по праву гордится своими выпускниками. Среди них множество выдающихся актёров российского театра и кинематографа, творчество которых уже стало историей. Это Б.Щукин, Ц.Мансурова, Р.Симонов, Б.Захава, А.Орочко, И.Толчанов, В.Куза, О.Басов, В.Яхонтов, А.Горюнов, В.Марецкая, А.Грибов, А.Степанова, Д.Журавлёв, Н.Гриценко и многие другие. На современной российской сцене работают М.Ульянов, Ю.Борисова, Ю.Яковлев, В.Этуш, В.Лановой, А.Демидова, А.Вертинская, О.Яковлева, К.Райкин, А.Калягин, А.Ширвиндт, Л.Максакова, И.Купченко, М.Державин, В.Шалевич, Е.Князев, С.Маковецкий, М.Суханов, Е.Симонова, О.Барнет, И.Ульянова, Н.Усатова… Этот список постоянно пополняется. Есть театры, актёрский состав которых почти полностью сформирован из "вахтанговцев". Это прежде всего Театр им. Евг.Вахтангова, а также Театр на Таганке под руководством Ю.Любимова. Много выпускников Школы в труппе Театра Ленком под руководством М.Захарова, в Театре Сатиры и в "Современнике".

Без вахтанговских актёров невозможно представить творчество таких выдающихся мастеров отечественного кинематографа как И.Пырьев, Г.Александров, Ю.Райзман, М.Калатозов и других. Среди самых прославленных актёров отечественного кино - "щукинцы" О.Стриженов, Т.Самойлова, Р.Быков, В.Ливанов, А.Миронов, А.Кайдановский, Л.Филатов, Н.Гундарева, Л.Чурсина, Ю.Назаров, Л.Зайцева, Н.Русланова, Н.Варлей, А.Збруев, Н.Бурляев, И.Метлицкая, Ю.Богатырев, Н.Волков, Л.Ярмольник, В.Проскурин, Л.Борисов, Е.Коренева, А.Ташков, Ю.Беляев, А.Белявский, А.Пороховщиков, Е.Герасимов, А.Соколов, С.Жигунов и другие.

Многие выпускники института стали широко известны благодаря телевидению - А.Лысенков, П.Любимцев, А.Гордон, М.Борисов, К.Стриж, А.Гольданская, Д.Марьянов, С.Урсуляк, М.Ширвиндт, Я.Арлозоров, А.Семчев, О.Будина, Е.Ланская, Л.Вележева, М.Порошина и многие другие.

Вахтанговская школа дала российской сцене известных режиссёров - Н.Горчакова, Е.Симонова, Ю.Любимова, А.Ремизову, В.Фокина, А.Вилькина, Л.Трушкина, А.Житинкина. В её стенах делал свои первые режиссёрские и педагогические опыты знаменитый Юрий Завадский. Она воспитала великого Рубена Симонова, которому Театр им.Евг.Вахтаногова обязан самой блестящей эпохой своего существования.

Школа помогала и помогает рождению новых театральных студий и коллективов. Это прежде всего театр Юрия Любимова на Таганке, возникший из дипломного спектакля "Добрый человек из Сезуана" Б.Брехта; молодёжный молдавский театр "Лучаферул" в Кишинёве; театр-студия имени Р.Н.Симонова в Москве; театр "Современник" в Ингушетии; студия "Учёная обезьяна" в Москве и другие.

И сегодня Театральный институт имени Бориса Щукина имеет устойчивую репутацию театрального ВУЗа, готовящего элиту российского театра, кино и телевидения.

В настоящее время в Институте, наряду с российскими студентами, аспирантами и магистрами обучаются студенты и аспиранты из Южной Кореи, США, Франции, Израиля, Эстонии, Латвии, Украины и Молдовы.

Неофициальная биография

23 октября 1914 года считается днем рождения Театрального Института имени Бориса Щукина. В этот день (по старому стилю 10 октября) Евгений Вахтангов прочел свою первую лекцию по системе К.С.Станиславского, собравшимся вокруг него студентам Коммерческого института. С этого дня началась история. Но была еще и предистория.

Евгений Богратионович Вахтангов (1883 – 1922), ученик К.С.Станиславского и Л.А.Сулержицкого, сотрудник МХТ и студиец Первой Студии МХТ (1912), поставил свой первый профессиональный спектакль по пьесе Г.Гауптмана «Праздник мира» в Студии осенью 1913 года. В этой постановке он выразил свое отношение к миру и театру. Но его учителя, видя в нем только ученика, а не самостоятельное творческое лицо, в постановку вмешались: ломали и исправляли. Вахтангов же в творческую личность развился очень быстро. Уже к 1911 году он мыслил самостоятельно и свободно. Познакомившись с работой Станиславского по системе, записал: « Хочу образовать Студию, где мы учились бы. Принцип – всего добиваться самим. Руководитель – все. Проверить систему К.С. на самих себе. Принять или отвергнуть ее. Исправить, дополнить, или убрать ложь». (Вахтангов. Сборник материалов, М.ВТО,1984, стр. 8.

Желание проверить открытия Учителя, зависимое положение в театре и Первой студии заставили Вахтангова искать возможности организовать собственную студи. Встреча со студентами Коммерческого института произошла глубокой осенью 1913 года помимо воли Вахтангова. Они сами выбрали и нашли его, предложив возглавить их любительский кружок и поставить спектакль. Вахтангов согласился. Встреча произошла 23 декабря 1913 года на квартире, которую снимали сестры Семеновы, на Арбате. Вахтангов пришел торжественный, празднично одетый, даже смутил своим видом будущих студийцев. Вахтангов начал встречу с того, что объявил свою преданность К.С.Станиславскому и МХТ, а задачей назвал распространение системы Станиславского.

На первой же встрече договорились о постановке пьесы Б.Зайцева «Усадьба Ланиных». На март 1914 года было снято помещение Охотничьего клуба, где они собирались сыграть спектакль.

Вахтангов сразу же принялся за дело, но, понимая, что у любителей нет никакого опыта, стал заниматься с ними упражнениями по системе. Занятия продолжались два с половиной месяца. 26 марта спектакль состоялся. Исполнители играли свои роли в упоении, но через рампу до зрителей их энтузиазм не доходил. Вахтангов бегал за кулисами и кричал им: «Громче! Громче!» - его не слышали. После спектакля он сказал: «Вот мы и провалились!» Но и тут ему не поверили. Пошли в ресторан отмечать премьеру. В ресторане художник спектакля Ю.Романенко предложил всем взяться за руки, образовать цепь. « Теперь минутку помолчим, и пусть эта цепь навсегда свяжет нас друг с другом в искусстве» (Летопись училища, т.1, стр.. Вахтангов предложил студентам-любителям начать учиться искусству театра. Для этого надо было найти помещение, где можно было бы работать. С этим и разошлись до осени. Но когда Вахтангов пришел в театр, его ждал гневный разнос К.С.Станиславского, получившего сведения из газет о провале работы Вахтангова. Он запретил Вахтангову работать вне стен МХТ и его студии.

И все же 23 октября 1914 года состоялось первое занятие новой студии. Она называлась в разное время: «Студенческой студией», «Мансуровской студией» (по местонахождению Мансуровский пер. д. 3).»Студией Вахтангова». Но работала тайно, чтобы Станиславский и МХТ не знали о ней.

Вахтангов строил Дом. Студийцы все делали своими руками, так как Вахтангов считал, что Дом становится только тогда твоим, когда ты вобьешь в стены его хотя бы один гвоздь.

Занимаясь системой Станиславского, Вахтангов изменил порядок элементов системы, предложив путь от простого к сложному: от внимания к образу. Но в каждом последующем элементе заключались все предыдущие. При создании образа должны были быть использованы все элементы системы. Делали упражнения, этюды, отрывки, импровизации, самостоятельные работы. Показывали избранным зрителям Исполнительские вечера. А в 1916 году Вахтангов принес в студию первую пьесу. Это было «Чудо святого Антония» М.Метерлинка. Пьеса была сатирическая, но Вахтангов предложил ее поставить, как психологическую драму. Это было естественно, ведь студийцы не были еще готовыми актерами, в освоении образа они шли от формулы Станиславского «Я в предполагаемых обстоятельствах». Поэтому Вахтангов и требовал от них оправдания поведения воплощаемого образа. Спектакль показали в 1918 году, и был он фактически выпускным для первой группы учеников.

Первыми студийцами были студенты Коммерческого института, среди которых Б.Е.Захава, Б.И.Вершилов, К.Г.Семенова, Е.А.Алеева, Л.А.Волков. Постепенно в Студию приходили новые студийцы: П.Г.Антокольский, Ю.А.Завадский, В.К.Львова,А.И.Ремизова, Л.М.Шихматов. В январе 1920 года в студию были приняты Б.В.Щукин и Ц.Л. Воллерштейн (взявшая себе псевдоним Мансурова). Каждый, желающий стать студийцем, проходил сначала собеседование, которое определяло, может ли он стать студийцем по своему нравственному и интеллектуальному уровню. И только после этого претендента экзаменовали. Вахтангов, строя театр и желая иметь постоянную школу при нем, присматривался к ученикам и определял, кто из них будет педагогом, кто режиссером. Главное было развить в учениках самостоятельность.

В 1919 году Вахтангов прошел через две операции на желудке. Они не дали результатов – развивался рак. Желая спасти студию, Вахтангов обратился к своим учителям во МХТ и попросил взять его студию в число студий МХТ. Осенью 1920 года Вахтанговская студия стала Третьей студией МХТ. Перейдя в Академическое ведомство, студия получила собственное здание на Арбате, маленький, полуразрушенный особняк Берга, который студийцы своими руками превратили в театр. 13 ноября 1921 года театр открылся спектаклем «Чудо святого Антония» М.Метерлинка уже в новом, сатирическом решении. Для театра Третьей студии МХТ ставит Вахтангов и свою знаменитую «Принцессу Турандот» К.Гоцци, в которой наиболее ярко выразилось направление вахтанговского театра. Сам он его назовет «фантастическим реализмом». Поставленная в традициях театра комедии дель Арте, «Принцесса Турандот» поразила Москву 1922 года своей театральностью, свободой актерского выявления, фантазией режиссера и художника(И.Нивинский). «Принцесса Турандот» оказалась последним спектаклем Вахтангова. 29 мая 1922 года он умер. Студийцы остались без вождя и должны были строить театр, к которому стремился их руководитель, в одиночестве. Студийцам удалось отстоять свою самостоятельность, не потерять здания, не разрушить, существующую внутри студии школу, и в 1926 году получить статус Государственного театра имени Евгения Вахтангова.

Много лет, до 1937 года маленькаявахтанговская школа существовала внутри театра. Будущие актеры принимались в школу по принципу их необходимости театру. Прием в школу означал прием в театр. Они учились и работали в спектаклях театра сразу, с первого курса. А педагогами были ученики Вахтангова: Б.Захава, В.Львова, А.Ремизова, Л.Шихматов, Р.Симонов…

В 1925 году во главе школы был поставлен Б.Е.Захава (1896 – 1976), который и руководил школой до самой своей смерти.

В 1937 году школа переехала, во вновь построенное здание по Б.Николопесковскому пер д.12а, и отделилась от театра. Была она на правах техникума, но уже с четырехгодичным сроком обучения. Артисты, выпущенные из школы, разъезжались по разным театрам страны. В 1939 году умер Борис Васильевич Щукин (1894 – 1939), блистательный артист вахтанговской школы, педагог, режиссер. В память его, в том же году, училищу было присвоено имя Б.В.Щукина. В 1945 году училище было приравнено к Высшим учебным заведениям, оставив за собой старое название. С 1953 года в училище начинают учиться целевые курсы – группы студентов из национальных республик, которые, в большинстве случаев становятся основателями новых театров. Традиция национальных коллективов сохраняется до сих пор. Сейчас в институте учатся две Корейские и Цыганская студии. В 1964 году из дипломного спектакля «Добрый человек из Сезуана» Б.Брехта образовался нынешний театр на Таганке во главе с Ю.П.Любимовым, выпускником училища, актером театра им. Вахтангова и педагогом училища. В 1959 году было создано заочное режиссерское отделение, выпустившее многих знаменитых режиссеров.

После смерти Б.Е.Захавы целое десятилетие училищем управлял чиновник из Министерства. Он нравственно и художественно не справился с управлением таким сложным организмом, как училище. И в 1987 году на пост Ректора единогласно был выбран Народный артист СССР В.А.Этуш.В данный момент он является Художественным руководителем Института. При Ректоре Этуше училище вышло на международную арену: ученики и педагоги стали выезжать со своими работами в разные страны мира, вести занятия в школах разных стран. Был организован и специальный фонд «Вахтангова 12а», который в трудную минуту всегда поддерживает училище.

В 2002 году училище было переименовано в Театральный институт имени Бориса Щукина, а в 2003 году был избран новый Ректор – Народный артист России Евгений Владимирович Князев. С молодым энтузиазмом новый Ректор решил вернуть институт к вахтанговским традициям. Начал с того, что совершенно преобразил внешний вид института. Проведя капитальный ремонт, насытив здание аппаратурой и новой мебелью – Ректор поднял престиж института.

В учебном театре каждый год с осени до весны идут дипломные спектакли, а исполнители ролей нередко получают престижные премии за лучшее исполнение. Такими премиями в разные годы отмечены М.Аронова, Н.Швец, Д.Высоцкий. В течение ряда лет первые премии получают спектакли института на фестивале студенческих спектаклей в г.Брно (Чехия).

Поступить в Щукинское училище — задача вовсе не из простых. Если вы мечтаете здесь учиться, придется постараться, чтобы достигнуть своей цели. В вузе давно сложились свои традиции и история, работает закоренелый состав преподавателей, и место здесь найдется далеко не для каждого.

Итак, вы решили поступить во что бы то ни стало. Вот вам инструкция как максимально вложиться в этот процесс.

  1. Запишитесь на прослушивание. Сделать это вы можете самостоятельно в вывешенных списках в течение пяти дней перед его началом.
  2. Придите на прослушивание. Длится оно несколько дней, поэтому если вы не успели или не смогли прийти в первый день, можете попробовать на следующий. Запускают в зал по 10 человек. Вас попросят встать в центре и исполнить какое — нибудь стихотворение, басню, или прозу. На этом этапе отсеивается большая часть абитуриентов. Те, кому повезет, должны на сайте училища посмотреть, когда будет проходить следующий тур.
  3. Далее туры будут еще сложнее. На следующем этапе вероятнее всего будет оценивать сам мастер. Вас попросят спеть и исполнить танец. Здесь будут оцениваться все: харизма, голос, внешность, пластика.
  4. Потом будут еще более сложные задания. Комиссия предложит вам исполнить этюд, на ее усмотрение. Потом состоится собеседование, где будут оценивать ваши интеллектуальные способности, а также знание театра и литературы. На сайте института вы можете выбрать, какого героя вы бы хотели сыграть из предложенных пьес. На каждом этапе отсеиваются сотни участников, остаются только 15 — 20 человек.
  5. За каждое испытание поступающему выставляются баллы, плюсуются еще баллы за ЕГЭ по русскому и литературе. Общее их количество и сказывается на поступлении. Те, у кого они выше, имеют и выше шансы. Однако поступить — это еще полдела. Нужно продержаться хотя бы первый курс. Многие отсеиваются практически сразу в начале обучения за профнепригодность. Если вы не поступили в этом году, не отчаивайтесь, попробуйте в следующем. Заядлые студенты каждый раз пробуют попасть в желанный список. Так что, если поставили себе цель поступить на актерский факультет, то придется особо постараться. При Щукинском училище работают двухмесячные курсы. Там вам могут помочь поработать над вокалом, актерским мастерством, пластикой, репертуаром.

Обратите внимание

Вас могут попросить исполнить один и тот отрывок, только в разных стилях. Например, представить, что вы на войне или в ночном клубе.

Потренируйтесь над разными вариантами репертуара. Выбирайте тот, который вам наиболее подходит по типажу. Если вы девушка, то лучше выглядеть естественно. Надеть платье до колена и минимум косметики на лице.

Статьи по теме: