Общее достояние народов самарского края. Народы - история развития самары. Разнообразие национальностей и народностей Самарской области

В степях самарского Заволжья с середины XVII века столкнулись два хозяйственно-экономических уклада – оседлый земледельческий и кочевой скотоводческий. Для царского правительства, крайне заинтересованного в наиболее эффективном использовании плодородных степных земель, кочевники представлялись населением, препятствовавшим аграрному освоению края. Именно поэтому первые мероприятия правительства в XVII веке были связаны с организацией на данной территории сторожевых разъездов и оборонительных линий.

Первой линией, обеспечившей продвижение земледельческого населения в северные районы Самарского Заволжья, стала Закамская, построенная в 1652-56 годах.

В крепости на оборонительные линии переселялись жители разных районов России, преимущественно верхневолжских и центральных. Изначально формировался многонациональный состав населения Самарского края – наряду с русскими переселенцами на оборонительные линии селились мордва, татары, чуваши, здесь же была поселена «шляхта», этническую принадлежность которой сложно определить – этим термином обозначилась социальная группа переселенцев.

Наделённые за службу землями казаки, конные стрельцы, бывшие дворцовые крестьяне из русских, мордвы и чувашей, а также татары-общинники – все они были отнесены в первой четверти XVIII века к категории государственных крестьян – однодворцев.

Правительственная политика поселения служилых людей на оборонительные линии создавала реальную возможность для аграрного освоения района Закамской черты. В конце XVII – начале XVIII веков в заселении района приняли участие и дворяне, и переведённые ими на земли Заволжья крепостные крестьяне.

Усиление крепостничества в центральных районах России после издания Соборного Уложения 1649 года, политика христианизации народов Поволжья отозвались в Самарском крае в XVII – начале XVIII веков значительным увеличением численности беглых крестьян различного этнического происхождения. Среди беглых – выходцев из мордвы, татар и чувашей преобладали в ранний период некрещённые; с поселением этих групп на башкирских землях Самарского Заволжья связано появление особой социальной группы – тептяро-бобылей.

Закамская линия создавала возможность для заселения, главным образом, северных районов Самарского края – степень освоения остальных территорий земледельцами была невелика.


Массовое заселение края связано со строительством в 30-е годы XVIII века Ново-Закамской и Оренбургской оборонительных линий. Первая шла от Алексеевска по реке Сок, в конце соединялась со старой Закамской линией; Оренбургская начиналась от города Самара и шла на юго-восток к Оренбургу. В 1734 году в Самаре была создана Оренбургская экспедиция с административной задачей присоединения земель вдоль линии и налаживания отношений с народами, входящими в состав России.

Вскоре после строительства крепостных Ново-Закамской и Оренбургской линий вся местность между ними к северу от реки Самары, по рекам Кинель, Сок и Кондурча стала быстро заселяться.

В 1745 году часть земель Самарского Заволжья была передана в ведомство Ставропольского камлыцкого войска. Однако попытка российского правительства приобщить в поволжских степях калмыков к оседлому образу жизни путём строительства города Ставрополя и соседних с ними селений, а также крещения калмыков – носителей буддистской (ламаистской) религии была обречена на провал. Уже в 70-е года XVIII века значительная часть калмыков отошла за пределы не только Самарского края, но и Заволжья в целом. В 1842 году калмыки получили право служить в Оренбургском казачьем войске, с этим связан окончательный уход калмыков из ставропольских земель.

В 40-е годы XVIII века по правительственным указам в Заволжье из-под Харькова и Полтавы были переселены украинцы – изначально они распределялись в крепостях по рекам Яик (Урал) и Самара; так в 1744 году на реке Кинель украинцами была основана Кинель-Черкасская слобода. В 1747 году, вслед за учреждением Саратовского соляного комиссариатства украинцы были привлечены к перевозке соли с озера Елтон (Эльтон). Так в Саратовском Заволжье возник ряд украинских селений, в их числе Николаевская и Покровская слободы.

В 1764 – 1767 годах в Среднем Поволжье начали образовываться первые немецкие поселения, с тех пор, как в 1762 -1763 годах правительство Екатерины II обратилось к крестьянам и ремесленникам зарубежных стран с призывом переселяться в Россию для освоения свободных земель. Немецкие колонисты в Поволжье составляли по своей численности наиболее крупную этническую группу (свыше 1/3 всех немцев в России). Они были расселены на территории Саратовской губернии, а также имели компактные поселения в Новоузненском, Николаевском, Самарском и Бузулукском уездах Самарской губернии.

XIX век в истории формирования населения Самарского края характеризуется заселением, главным образом, южных уездов – Бузулукского, Николаевского и Новоузненского. Среди кочевавших ранее в этих районах башкир, ногайцев, «киргиз-кайсаков» всё более проявлялась тенденция к переходу на оседлость.

ЭТНОГРАФИЯ САМАРСКОГО КРАЯ

Нам издавна другом был русский народ.

И разве конец этой дружбе придет?

Да, мы родились и растем в вышину,

Нанизаны словно на нитку одну.

На битвенном поле мы тигров сильней,

В труде мы сильнее могучих конец.

Габдулла Тукай

План

1. Формирование населения края.

2. Типы расселения.

3. Одежда народов края.

4. Духовная культура.

5. Возрождение культурных традиций народов Самарской области.

Литература

– Бареев Р. История булгаро-татар: основные вехи. – Санкт-Петербург, 1992.

– Бусыгин Е.П. Русское сельское население Среднего Поволжья. Историко-этнографические исследования материальной культуры (сер. XIX – нач. XX вв) – Казань, 1966.

– Бусыгин Е.П. Общественный и семейный быт русского населения Среднего Поволжья. – Казань, 1973.

– Бурлина Е.Я. Евреи провинциальной России. – Самара, 1992.

– Ведерникова Т.И. Этнография и праздничная культура народов Самарского края. – Самара, 1991.

– Завальный А.Н. Украинские этюды. – Самара, 1996.

– Завальный А.Н. Поляки в Самаре // Этнос и культура, Самара,-1996, с. 21-23.

– Мордва Заволжья (Ответ, ред. В.И.Козлов). – Саранск, 1994.

– Мордва: историко-этнографические очерки. – М., 1981.

– Народы Поволжья и Приуралья. Историко-этнографические очерки. -М., 1985.

– Савченко И.Н. Дубинин С.И. Российские немцы в Самарском крае. Историко-краеведческие очерки. – Самара, 1994.

– Чуваши. Этнографические исследования. Т.1-2 – Чебоксары, 1956, 1970.

– Этнография Самарского края ХVIII-ХХ веков. Библиографический указатель. – Самара. Сост. В.М.Бузюков. Автор предисловия Т.И.Ведерникова. – Самара, 1994.

Издавна Самарский край, формируясь в качестве органич-ной составной части многонационального Российского государст-ва, стал местом взаимодействия культур Востока и Запада с ха-рактерными для них системами хозяйственно-бытового уклада, общественных норм, религиозных верований, менталитета. На протяжении веков взаимодействовали разнородные этносы, пред-ставляющие различные языковые группы – славянскую, финскую, тюркскую, германскую; множество религий – православие, като-лицизм, протестантизм, староверчество, ислам, иудаизм, язы-чество.

В величавых потоках волжской воды отразилось и духов-ное могущество Руси, навеки сплотившей большие и малые народы.

1 . Формирование населения края

Население края не являясь коренным, формировалось в те-чение ряда столетий. Особенно интенсивно колонизация региона происходила со времени присоединения Поволжья к России (ХVI в.) и до начала XX века. В результате сформировалась уникальная региональная общность.

С древнейших времен Среднее Поволжье было пограничьем раз-личных по происхождению этнических массивов. Это ярко прояви-лось уже в эпоху раннего железа и в средневековье, т.е. в 1 ты-сячелетии до н.э. – середине II тысячелетия н.э.

В раннем железном веке южные степные районы Самарского По-волжья являлись кочевьем савроматских, а позднее – сарматских племен. Самарская Лука и северо-восточные районы Самарской об-ласти (бессейн р.Черемшан) были заселены оседлыми племенами, сначало "белогорскими (названными так по городищу Белая гора у с.Подгоры), а позднее племенами "городецкой" культуры, при-шедшими в IV в. до н.э. с запада, из бассейна среднего тече-ния р.Оки. С большой долей вероятности их можно связать с финно-уграми.

С конца I в. н.э. начинается первый этап освоения Поволжья славянами (славкинское селище, городище Лбище – население позднезарубинецкой культуры).

Более мощная миграционная волна конце IV-начала V в.н.). была связана с гуннским нашествием. Жившие в нашем регионе потомки позднезарубинецких племен и родственные им группы на-селения, создали именьковскую культуру V-VII вв. Этническая принадлежность и судьбы именьковской культуры дискуссионны и по сей день. Многие исследователи полагают, что именьковцы были славянского происхождения, остались после VII в. в Поволжье, смешались с болгарами и привяли участие в формировании болгар-ской народности.

В IV-V вв. в степных районах края появляются гунны – тюркоязычные кочевники из Азии. В конце VII-VIII вв. наш край достигают первые волны болгарской миграции. В IX в. на террито-рии края и в более северных районах жили и группы угорского населения. Можно предполагать, что пришедшие с юга болгары под-держивали тесные контакты с прикамским населением, проживая с ними совместно в рамках единых хозяйственных комплексов – по-селений. Взаимоотношения с угорским населением было иным, что привело к уходу угров из Поволжья в Западную Европу, где ими было основано Венгерское государство.

В Х в. в среде болгарского населения, заселившего совместно с другими этническими группами Среднее Поволжье происходила централизация власти и борьба за независимость от хозар, пере-ход к оседлости.начало строительства городов, развитие ремесел и торговли, а также принятие мусульманства в качестве государст-венной религии. Итогом этих процессов было образование в реги-оне сильного феодального государства – Волжской Болгарии.

Самым значительным болгарским поселением в нашем крае был Муромский городок (средневековое название города неизвестно). на Самарской Луке. Это был важный административный, ремеслен-ный, торговый и культурный центр. Город был сметен с лица земли татаро-монгольским нашествием в 1236 г.

Татаро-монгольское нашествие (1236 г.) оказало огромное влияние на дальнейшую историю и культуру Волжской Болгарии и тюркоязычных кочевников, освоивших степные районы Заволжья в домонгольское время. В период существования Золотой Орды в Самарском Поволжье жилы русские, мордва, тюркоязычные кочев-ники и болгары. Именно в это время закончилось формирование поволжских тюркоязычных народностей: чувашей, татар, башкир. Однако, после военного похода Тамерлана в 1391 г. традиции прочной оседлости были нарушены здесь надолго, и возрождение оседлой земледельческой культуры относится уже к ХVII-ХVIII вв. – периоду вхождения Поволжья в Российское государство.

Дальнейший процесс освоения Самарского края является отра-жением социально-экономического развития России в отдельные исторические периоды и государственной политики освоения ок-раинных земель, включаемых в границы государства вместе с их населением.

С середины ХVII в. в степях самарского Заволжья столкнулись два хозяйственно-экономических уклада – оседлый земледельчес-кий и кочевой скотоводческий. Формировался многонациональный состав населения Самарского края. Наряду с русскими переселенца-ми на оборонительных линиях селились мордва, татары, чуваши. Наделенные на службу землями конные стрельцы, бывшие дворцовые крестьяне, татары-общинники – все они были отнесены в первой четверти ХVIII в. к категории государственных крестьян-однодвор-цев. В конце ХVII – начале ХVIII вв. в заселении района приняли участие и дворяне, и переведенные ими на земли Заволжья кре-постные крестьяне. Все это в целом создавало условия для срав-нительно быстрого аграрного освоения обширных районов Заволжья.

Усиление крепостничества в центральных районах России, политика христианизации народов Поволжья и Урала привели в Самарском крае к значительному увеличению численности беглых крестьян различного этнического происхождения.

Дальнейшее массовое заселение края было связано со строи-тельством в 30-е гг. ХVIII в. Ново-Закамской и Самарской (Оренбургской) оборонительных линий. В 1734 г. в Самаре была Создана Оренбургская экспедиция с административной задачей при-соединения земель вдоль линии и налаживания отношений с народа-ми, входящими в состав России. В результате местность к северу от р.Самары, по рекам Кинель, Сок и Кондурча стала быстро за-селяться.

Хозяйственное освоение Заволжья – великий подвиг народов края. Социально-экономической основой аграрного освоения новых земель становится помещичье, монастырское землевладение и миг-рационные волны крестьянских масс.

Особенно быстро возрастает численность помещичьих селений и земельных владений дворянства после разрешения покупки баш-кирских земель в 1736 г. Во второй половине ХVIII в особое место в истории помещичьего землевладения занимают имения графов Орловых – близких двору Екатерины П.

В 1745 г. часть земель Самарского Заволжья была передана Ставропольскому калмыцкому войску. Но попытка российского пра-вительства приобщить калмыков к оседлому образу жизни путем строительства г.Ставрополя (1738) и соседних с ним селений не удалась. Большая часть калмыков откочевала за пределы Поволжья, небольшая часть получила право служить в Оренбургском казачьем войске.

В 40-е гг. ХVIII в. в Заволжье из-под Харькова и Полтавы были переселены украинцы. Вначале они расселялись в крепостях по рекам Яик (Урал) и Самара. В 1744 г. на р.Кинель была осно-вана Кинель-Черкасская слобода. После учреждения Саратовского соляного комиссариата в 1747 г. украинцы были привлечены к перевозке соли с озера Елтон (Эльтон). Украинцы основали сло-боды Покровскую и Николаевскую. Позднее села Украинка (на се-вере и юге края), Черниговка и другие.

В быстром и эффективном освоении обширного края особая роль принадлежала военно-административному правительственному освое-нию. В ХVI-первой половине ХVIII вв. государство создало систему городов – крепостей и оборонительных линий практически по всему периметру региона, обеспечив безопасность волжского пути и благоприятные условия для хозяйственного освоения края.

Активное переселение немцев в Россию началось после Мани-феста Екатерины II от 4 декабря 1762 г., приглашавшей жителей Европы свободно устраиваться на "праздных" русских степных просторах. Переселенцам гарантировалась свобода вероисповедования, строительство церквей, освобождение на тридцать лет от налогов, беспроцентная ссуда на обустройство крестьянского хозяйства или ремесленной мастерской, самоуправление в колониях, освобождение от военной и гражданской службы и уже к 1767 г. на Волге обосновалось 106 колоний: 60 – на левом берегу, 46 – на правом. А к моменту образования Самарской губернии (1851) на ее территории сосредоточилось 131 немецкая колония.

В Самарском регионе можно видеть и четыре этно-социальные группы немецких поселенцев: старые поволжские колонии Николаев-ского и Новоузенского уездов, включенные в состав Самарской губернии в 1851 году; северо-западные поселения 2-ой половины XIX века в Самарском уезде; поселенцы – горожане Самары и уездных городов XIX века; поселения Бузулукского уезда конца XIX века. В Самаре были и воеводы немецкого происхождения:

В.Я.Эверлаков (1671-1672), А.Д.Фонвизин (1672-1674); А.Шель (1676 – ?). А правнук самарского воеводы М.А.Фонвизин (1768-1854 гг) станет декабристом. Немцами по происхождению были и самарские губернаторы К.К.Грот (1853-1860) и И.Л.Блок (1906).

К середине XIX века кочевавшие в крае башкиры, ногайцы, "киргиз-кайсаки" переходят к оседлости.

Еще в ХVII веке в Заволжье на поселение было направлено несколько групп смоленских и полоцких шляхтичей – поляков. В XIX веке в Самаре оказалась значительная группа переселив-шихся и сосланных на Волгу поляков-интеллигентов (врачи, пе-дагоги, инженеры, юристы). В 1861-1862 гг. Самарской губернией управлял способный администратор поляк Адам Арцимович, при ко-тором началась в губернии Великая крестьянская реформа. Он же содействовал строительству в Самаре польского Костела, здании которого было передано протестантам в связи со вспыхнувшим в Польше восстанием. Современное же здание костела было построе-но в 1906 году (архитектор Ф.Богданович). На 1 января 1902 г. в губернии проживало около 70 тысяч католиков, значительную часть их составляли поляки. В связи с оккупацией Польши герман-скими войсками в годы первой мировой войны в Самарскую губер-нию было эвакуировано 27 тысяч беженцев.

К началу XX века еврейское население Самарской губернии составляло около двух тысяч человек. Это потребовало открытия молитвенного дома. В 1903 г. началось строительство синагоги, 31 августа 1908 г. состоялось ее торжественное открытие.

К концу XIX в. определился основной этнический состав на-селения края. Так, в трех северных уездах губернии – Бугульминском, Бугурусланском и Ставропольском русские лишь незначительно превосходили по численности остальное население (50,8% против 49,2%). В Бугульминском уезде татары и башкиры составляли 49,1% от всего населения уезда, в Бугурусланском районе четверть населения составляла мордва. В двух южных уездах Николаевском и Новоузенском 43% населения составляли немцы. Только два уезда – Бузулукский и Самарский – были со значитель-ным преобладанием русского населения.

Территория Поволжья и Приуралья стала районом многовекового соприкосновения и взаимодействия оседло-земледельческого и ко-чевого скотоводческого хозяйственно-культурных типов, этнокуль-турного взаимовлияния и ассимиляционных процессов среди народов региона.

Одинаковые условия хозяйствования и организации быта, чересполосное расселение, тесные контакты в процессе аграрного освоения края, явились основой для выработки в традиционной культуре народов общих интернациональных черт, нередко родня-щих этнические группы Самарского края со всем населением Поволжско-Приуральского региона.

Примечательной особенностью истории Самарского края явля-ется отсутствие межнациональных конфликтов и столкновений. Многолетнее мирное сожительство, использование всего ценного в быте и хозяйстве соседей оказывало благодатное влияние на создание прочных культурных и экономических связей между рус-ским населением и другими народами Поволжья. Именно на этой ос-нове возникла общность интересов и единение в годы тяжких испы-таний, которыми так была богата российская история.

В хозяйственной деятельности и материальной культуре наро-дов региона рельефно проявлялись общие тенденции, сочетающие в себе накопленный веками опыт в промыслах финно-угорских народов, традиции пашенного земледелия славян, с сохранением множества показателей ранее присущего ряду народов кочевого скотоводческого образа жизни.

2. Типы расселения

Для Самарского края весьма характерным является долинно-овражный тип расселения, отличающийся расположением селений вблизи леса или по склонам холмов и балок, вдоль реки или во-доема. Наличие водоема было главным условием для возникновения любого селения в степном Заволжье. Большинство поселений в прошлом были небольшими. Более многодворными были поселения татар.

В центральной части селения обычно располагались общест-венные постройки: административное здание, культовое сооруже-ние, школа, больница, магазин, иногда торговая площадь. Архи-тектурным центром являлась православная церковь, мусульманская мечеть, протестантская кирха. Их наличие отмечалось в назва-нии "село" от более мелких – "деревня", "хутор", "выселки".

В условиях существования в селении нескольких конфессио-нальных общин на окраинах села располагались "молельные дома". На окраине селения обычно располагались места общественных гуляний, мельницы, кузницы.

Русские принесли в Заволжье традицию линейно-уличной или рядовой планировки. Четкой была планировка селений колонис-тов-иностранцев. Селения других народов края характеризовала беспорядочная планировка, уходящая корнями в древний обычай совместного поселения родственных семей отдельными гнездами. В ХIX-ХХ вв. под влиянием русских традиций в Заволжье стали широко распространяться уличная планировка селений, независимо от их национальной принадлежности.

Жилищем населения края к XX в. обычно служила рубленая из дерева "русская" изба. Для строительства хозяйственных поме-щений типа летней кухни часто использовали камень-сырец или саман (самодельный кирпич из глины, перемешанной соломой). Крыши домов крылись соломой, тростником, иногда обмазывались глиной, как и вся постройка. Более состоятельные жители имели "тесовые" (деревянные) крыши или крытые "железом".

Самым древним жилищем нерусских народов края была однока-мерная постройка. Под влиянием русской традиции появились двухкамерные постройки (изба-сени) и трехкамерные (изба-сени-клеть). Повсеместно распространенным явлением было сочетание отапливаемого жилища с летней кухней – без пола и потолка, расположенного параллельно жилому помещению и соединенному с ним надворными постройками.

Богатая резьба по фронтону и верхней части наличников де-ревянной избы была характерна для лесных народов края. Ориги-нальной особенностью внешнего оформления была многоцветная раскраска оконных наличников и рам.

Интерьер жилища русских, мордвы-эрзя и чувашей был в ос-новных элементах одинаковым. Он включал в себя русскую печь в углу справа или слева от входа, полати, неподвижные лавки и стол в переднем, "красном" углу. Татарское и мордовско-мокшанское жилище отличали нары, отстоящая от стен печь с пристроен-ным к ней очагом с вмазанным котлом. Появившуюся в XIX в. у русских, мордвы и чувашей деревянную перегородку или занавеску следует считать заимствованным у татар традиционным делением жилища на две половины – мужскую и женскую.

3. Одежда народов края

Многовековые межэтнические контакты привели к созданию осо-бой этнокультурной целостности народов Поволжья и Приуралья. Появилось немало общих черт в материальной культуре народов края.

Весьма много общего наблюдается уже на протяжении столетия в одежде народов.

Основу женского костюма славянских, финно- и тюркоязычных народов составляла туникообразная рубаха с входящими рукавами, круглым шейным вырезом и прямым грудным разрезом. Однако, если исконные земледельцы-славяне (русские, украинцы, белорусы, по-ляки) и финноязычные (мари, мордва) использовали рубаху с пря-мым подолом, тюркские народы (башкиры, татары, чуваши), сохра-нявшие в быту некоторые элементы скотоводства, стремились подол рубахи от груди расширить – сборками, клиньями, складками.

Основным украшением земледельческой рубахи являлась вышивка, имеющая этнодифференцирующий характер, для скотоводческой ру-бахи наиболее присущей была аппликация – разноцветные кусочки ткани для украшения.

Использование сходных головных уборов от высоких шапок сла-вянских женщин до сходных низких у тюркоязычных народов и шлемовидных шапок у чувашей, несмотря на множество их этнических и локальных вариантов, объединяло разноязычные народы края. Свидетельством продолжительных этнокультурных контактов финно-и тюркоязычных народов были полотенцеобразные головные уборы и налобные повязки.

Большое сходство в одежде народов Самарского края прояви-лось в украшениях: шейных, нагрудных, поясных, для изготовления которых разнокультурные народы региона использовали одинаковую технику и материал – металл, раковины, бисер, бусы.

Первая четверть двадцатого века стала временем массового перехода населения края к городскому типу одежды, в ансамбле которой основными элементами являлись юбка и кофта (в женском костюме), изготовленные из фабричных тканей. Использование само-дельного холста для шиться одежды становилось признаком бедности и нищеты.

Модернизированный традиционный национальный костюм либо его отдельные элементы начали использоваться только как обрядовые – свадебные, похоронные, в организации массовых общественных ме-роприятий для их участников.

4. Духовная культура

Наибольшей самобытностью отличается духовная культура наро-да. Однако и здесь прослеживаются аналогии в различных жанрах культуры, роднящие этнические группы Самарского края.

Значительное место в духовной жизни населения занимали об-ряды и праздники, в которых тесно переплетались трудовые навы-ки народа, его мифологические представления и религиозные веро-вания – как ранние языческие, так и более поздние из бытовавших на Волге – христианские и исламские. Обрядами отличались опре-деленные этапы в развитии природы и хозяйственной деятельности людей. Каждый трудовой процесс (пахота, сев, сенокос, уборка урожая) начинался и оканчивался совершением определенных обря-дов, в сюжетах которых прослеживаются языческие земледельчес-кие традиции, обращенные к солнцу, земле и растительности. Это сохранялось в христианском обрядовом календаре до конца 30-х гг. у русского, мордовского и чувашского населения края. В отдельных моментах христианская календарно-обрядовая культура совпадала и с мусульманской.

Так, начало нового года земледельцев было приурочено к рожде-нию нового солнца – дню зимнего "солнцеворота". Этот день пра-вославная церковь празднует как Рождество Христово. Однако все народы края включали в новогоднюю обрядность языческие нормы – гадали об урожае, приплоде скота, прославляли силы природы, от которых зависел человек. Для русского человека это был особый период – "зимние святки", продолжавшиеся до Крещения (19 января по новому стилю).

Сходство в традиционной культуре народов края особенно ха-рактеризует период окончания зимы и наступления весны. Все христиане встречали весну "широкой" масленицей, которая по срокам приближалась к мусульманскому Новому году – Наврузу – 21-22 марта по новому стилю, что в жизни природы соответствова-ло и победе весенних сил над зимними.

Началу весеннего сева предшествовали массово организованные праздники и обряды: у православных жителей края – вербное Воскресение, Пасха, Красная горка (воскресение после Пасхи), которая заканчивала неделю весенних свадеб; у чувашей сущест-вовали многочисленные обряды в честь верховных весенних сил – "моление плуга", "варлах-келарни" (вынос семенного материала), "сумар чук" (моление о дожде), "уи чук" (моление на поле).

У мордвы специфической формой общественного быта были коллективные моления по случаю начала или завершения земледель-ческих работ, сопровождаемые разнообразными религиозно-матическими обрядами. Своеобразное общественное моление в мордовском селе устраивалось и на христианской праздник вербного Воскре-сения – в честь Вербавы (матери вербы).

В мусульманском календаре к этому периоду был приурочен древний языческий праздник Сабантуй ("свадьба плуга"), наиболее распространенный в настоящее время у татар. В этот день перед севом устраивались скачки – состязания на лошадях, массовые спортивные мероприятия (борьба, перетягивание каната, лазание по шесту или столбу) должны были выявить среди молодежи победи-теля – батыра, что определяло его особый статус в общине. В наши дни обряд утратил свое первоначальное предназначение и отличает-ся как массовое гуляние среди татар области по окончании по-севных работ.

В САМАРСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ Самара – 2003 УДК__________ ББК­­­­­­__________ Печатается... на лучших традициях ушедших поколений. "Введение в самарское краеведение" (автор-составитель Л.В. Храмков) явится...

  • Сведения об образовательном учреждении реализующем общеобразовательные программы начального общего основного общего среднего (полного) общего образования I Общие сведения об образовательном учреждении

    Документ

    М.: Просвещение, 2009. Краеведение Учебная программа по краеведению для 5 класса «Введение в Самарское краеведение» .

  • Задачи школы на 2011-2012 учебный год

    Документ

    Ляха. – М.: Просвещение. 2006. Краеведение Модифицированная 1. В.В.Воронин, В.А. Гавриленкова География Самарской области, Самара, 2010 ... веке» В.И.Шенкевич, Кинель-Черкассы, 2000. «Введение в Самарское краеведение» , Л.В.Храмков. Самара, 2003. «Работа...

  • Учебная программа курса

    Самарского введению Краеведение

  • Самарское епархиальное управление русской православной церкви работников образования

    Программа

    Наук, профессор, проректор Самарского государственного педагогического университета; ... в виде рекомендаций по введению основных образовательных элементов... Космодемьянской, молодогвардейцев, А. Матросова. Краеведение . Местная книга памяти героев. ...

  • ДРУЖБА НАРОДОВ НА САМАРСКОЙ ЗЕМЛЕ

    В Самарской области в течение многих веков в мире и согласии проживают представители многих национальностей: русские, татары, чуваши, мордва (эрзя и мокша), украинцы, башкиры, казахи, армяне, азербайджанцы, немцы, евреи, цыгане и др. Ко времени присоединения Среднего Поволжья к Российскому государству (ХVI век) оно было окраиной, где до середины ХVII века не существовало оседлого земледельческого населения.

    Современное население Самарской области представляет собой многонациональную общность, сложившуюся в основном к концу XIX века в результате движения разнородных миграционных потоков на аграрно-осваиваемую в ХVII-ХIХ веках территорию России.

    По данным переписи 2010 года в Самарской области проживают представители 157 национальностей. Русское население является наиболее многочисленным (2,6 млн. человек) и составляет 85,6%. Второе место по численности населения в области, как и в целом по России, занимают татары, их численность составляет 126,1 тыс. человек или 4,1% в общей численности населения (по России – 3,9%). Численность чувашей составляет 84,1 тыс. человек (2,7%), мордвы – 65,4 тыс. человек (2,1%), украинцев – 42,2 тыс. человек (1,4%), армян – 23 тыс. человек (0,7%), казахов – 15 тыс. человек (0,5%), азербайджанцев – 14 тыс. человек (0,5%), узбеков – 11,2 тыс. человек (0,3%), белорусов – 9,2 тыс. человек (0,3%), башкир – 7,7 тыс. человек (0,25%), таджиков – 7,2 тыс. человек (0,2%), немцев – 6,8 тыс. человек (0,2%), цыган – 4,9 тыс. человек (0,16%) и др.

    Этнокультурная мозаика региона расширяется – по данным последней переписи впервые зафиксировано проживание представителей следующих национальностей (по стране происхождения): ганцы, гватемальцы, голландцы, костариканцы, таиландцы, танзанийцы, сомалийцы, конголезийцы, камерунцы, шведы, швейцарцы и др.

    История совместного проживания людей разных национальностей, языков, культур и религий на Самарской земле не знает случаев межнациональных и межрелигиозных конфликтов, характеризуется доверием, взаимопомощью, веротерпимостью и сплоченностью.

    Такие отношения сложились между переселенцами из разных концов России при заселении Самарской земли. Если в ХVII-ХVIII веках переселенцы основывали однонациональные селения, то с ростом плотности населения четко обозначалась тенденция к дисперсному (чересполосному) расселению и формированию двух-, трех- и более национальных смешанных сельских поселений. Смешанный состав населения всегда был характерен для городских поселений.

    При всех общественных катаклизмах ХХ века - будь то Первая мировая война, революция и гражданская война, продразверстка, голод начала 20-х годов, раскулачивание, сталинские репрессии, Вторая мировая война и восстановление народного хозяйства – жители Самарской (Куйбышевской) области бережно сохранили добрососедские межнациональные и межрелигиозные отношения.

    Эта сплоченность многонационального народа края особенно ярко проявилась в годы Великой Отечественной войны – многие воевали на фронте, другие обеспечивали фронт оружием, хлебом, одеждой.

    Звание Героя Советского Союза было присвоено свыше 8000 русским. Первым нашим земляком, получившим звание Героя Советского Союза, был пограничник И.Д. Бузыцков. В мае 1943 года героический подвиг, защищая Сталинград, совершил самарец Ю.П. Нектаров. За мужество, отвагу, умелое ведение боя на Курской дуге звание Героя Советского Союза было присвоено нашим землякам - командиру стрелковой дивизии генерал-майору Д.Н. Голосову, командиру полка Н.В. Будылину, лётчику П.И. Коломину. Среди повторивших бессмертный подвиг Александра Матросова был и наш земляк Василий Сурков. Трое волжан - Пётр Матвеевич Потапов из Куйбышева, ставрополец Виктор Петрович Носов, уроженец Дубового Умёта Василий Николаевич Яшин - повторили подвиг Гастелло. Летчик, генерал-майор Георгий Нефёдович Захаров - единственный в стране человек, на груди которого рядом с Золотой Звездой Героя Советского Союза, другими отечественными наградами прикреплены два ордена Почётного Легиона - высшей награды Франции.

    161 представителю татарского народа было присвоено звание Герой Советского Союза. Примером несгибаемого мужества, патриотизма и стойкости, символом борьбы с фашизмом для народов всей Европы стал поэтический и гражданский подвиг нашего земляка Мусы Джалиля. Куйбышевские татары дали стране трех Героев Советского Союза – Рауф Кутуев, Лейла (Ольга) Санфирова и Махмут Баишев. Есть среди татар нашей области и полный кавалер орденов Славы – Хамидулла Насибуллин, после войны проживавший в Ставрополе - Тольятти.

    За годы войны 45 воинам–чувашам было присвоено звание Героя Советского Союза. Среди них – наши земляки: Фёдор Николаевич Ижедеров и Георгий Константинович Дюдюкин.

    63 мордвина были удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них – легендарные летчики Алексей Петрович Мересьев и Михаил Петрович Девятаев, наш земляк - моряк-подводник Федор Алексеевич Видяев. В Самарской области Звезду Героя Советского Союза носит бывший танкист Владимир Иванович Чудайкин. Имя Героя носит средняя школа № 150 Кировского района города Самары.

    Украина направила в ряды Советской Армии и Военно-морского Флота около 2,5 миллиона своих сограждан, звания Героя Советского Союза удостоены 2069 человек. Самарские украинцы мужественно сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Героями Советского Союза стали Сергей Зинченко из Большечерниговского района, исаклинец Иван Зиненко, уроженец села Павловки Алексеевского района Иван Ефременко.

    Более 1,3 млн. жителей Беларуси сражалось с врагом на фронтах Великой Отечественной войны. За героизм и мужество, проявленные в годы войны 299 белорусам было присвоено звание Герой Советского Союза

    В рядах Красной Армии воевало более 500 тысяч евреев. 107 человек стали Героями Советского Союза, в том числе наш земляк Абрам Орецкий. Орден Александра Невского – одна из наград кадрового военного Яков Фельдмана.

    39 башкирам было присвоено звание Герой Советского Союза, в том числе лейтенанту М. Губайдуллину, Мусе Гараеву (дважды Герой Советского Союза), майору Б. Назирову.

    22 июня первыми бой с фашизмом приняли более 34 тысяч солдат и офицеров Советской армии немецкой национальности. Из 8 Героев Советского Союза, получивших это звание в 1941 году, немецкой национальности оказались пятеро, в их числе легендарный лётчик Николай Францевич Гастелло. Среди немцев есть два дважды Герои Советского Союза – лётчики А. Я Брандыс, и Г. Штерн.

    К концу воины 11 представителей цыганского народа были удостоены звания Героя Советского Союза. Отдали жизнь за Родину Петр Конденко из Самары, Михаил Иванович Никитин из Богдановки, Анна Белозерова, Александра Шлыкова, Елена Колпакова – все они были фельдшерами на фронте.

    Воины-герои есть у каждого народа. Оставшиеся в тылу самоотверженно трудились на колхозном поле и у заводского станка, помогая Красной Армии победить ненавистного врага. В годы войны Азербайджан был главным поставщиком на фронт нефти и нефтепродуктов. Средняя Азия стала одной из важнейших баз Красной Армии - в республиках изготавливались орудия, боеприпасы, обмундирование, армейская обувь, парашютный и хирургический шелк, пищевые концентраты. Сюда же были эвакуированы миллионы жителей центральных областей, сотни предприятий и учреждений. Сотни тысяч детей нашли приют в детских домах и семьях.

    В эпоху «застоя» и последующей «перестройки» многие как будто забыли о духовном родстве и единении, которое пережили на пути к победе над фашизмом. Поэтому, когда в 90-е годы XX века на волне всеобщей демократизации в Самарской области стали возникать разнообразные общественные организации, часть из которых объединяла людей по национальному признаку и носила национально-культурный характер, возникло опасение за сохранность единства народа и страны. Однако опыт реализации государственной национальной политики в Самарской области в течение 20 лет показал, что выбрано правильное направление развития национально-культурного движения.

    Сегодня национально-культурная ситуация в полиэтничной Самарской области характеризуется толерантностью и стабильностью межнациональных отношений, все больше проводится культурных мероприятий областного масштаба, растет число национально-культурных объединений, активизируется их деятельность.

    Национально-культурное объединение - это форма самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Национально-культурные объединения могут быть местными (городскими, районными, поселковыми, сельскими), региональными, федеральными; могут различаться по времени возникновения и по целям своей деятельности.

    Национально-культурные объединения играют заметную роль в общественной жизни населения области, оказывая влияние на духовно-нравственное воспитание людей, формирование атмосферы взаимопонимания, сотрудничества и толерантности. Самарская область является лидером среди субъектов Приволжского федерального округа по количеству зарегистрированных и действующих некоммерческих объединений граждан – более 4 тысяч организаций. Сегодня в области работает более 100 национально-культурных объединений, в том числе 52 национально-культурных автономии местного, регионального и федерального значения. Около 40 национальных объединений Самарской области получают ресурсную поддержку в «Доме дружбы народов»: бесплатные помещения, залы для проведения массовых мероприятий, методическую, организационную и информационную поддержку.

    Ежегодно «Дом дружбы народов» совместно с этнокультурными НКО проводят более 200 мероприятий различного статуса (международных, межрегиональных, региональных и муниципальных, организационных), в которых принимает участие более 200 тысяч человек. Национальные праздники и межнациональные мероприятия становятся символом согласия народов, живущих на территории Самарской области.

    Деятельностьнационально-культурных организаций в Самарской области в активном взаимодействии с органами власти позволяет проводить профилактику мигрантофобии, формировать толерантность у детей и молодежи. Этому способствуют многочисленные межнациональные мероприятия, проводимые Домом дружбы народов Самарской области или на его базе:

    – экскурсии для школьников и студентов по теме «Многонациональный мир Самарской области»,

    – ежегодно проводятся областные конкурсы для детей: конкурс детского рисунка («Мы на Волге живем», «Дружбой народов Россия сильна», «Нам жить и помнить»), конкурс компьютерных презентаций («Самара многонациональная», «Мой родной язык», «Наш край в годы Великой Отечественной войны»), конкурс фотографий «В объективе дружбы». Работы победителей представлены на выставках в Доме дружбы народов и публикуются в изданиях учреждения;

    – ежегодно проходят межнациональные мероприятия для детей: «День России», «Урок мира и дружбы», «Мифы и легенды моего народа», «Неделя родного языка», «Неделя толерантности» и др.;

    – проводятся круглые столы: «Молодежь и толерантность», «Толерантность как противодействие ксенофобии, расизму, экстремизму. Студенчество – опора толерантности», «Молодежная политика в поликультурной среде» и др.;

    – ежегодно многонациональным праздником в Доме дружбы народов отмечается годовщина Великой Победы;

    – традиционным стал межнациональный фестиваль, посвященный памяти Виктора Васильевича Карабаненко (1961–2009), бессменного руководителя цыганских самодеятельных коллективов – молодежного «Стринго» и детского «Кхаморо», председателя чапаевского филиала «Романо Траё» Самарской региональной общественной организации самарских цыган «Романо центро», президента Чапаевской городской общественной организации «Межнациональный общественный центр».

    – с 2010 года проводится межнациональный фестиваль детского и юношеского творчества «Здравствуй мир!», организованный МОО «Национально-культурная автономия чувашей» г.о. Самара при поддержке Департамента социальной поддержки и защиты населения г.о. Самара;

    – каждый год в Доме дружбы народов завершается детским межнациональным новогодним праздником;

    С 2011 года ежегодно проводятся открытые турниры по мини-футболу, волейболу и боулингу под общим названием «Дружбы народов», в которых принимают участие более 20 команд от национально-культурных объединений Самарской области, правоохранительных структур, прокуратуры, болельщиков и студентов самарских ВУЗов;

    С 2012 года Дом дружбы народов совместно с национально-культурными объединениями при поддержке Министерства культуры Самарской области и администрации г.о. Самара проводит межнациональный праздник «Навруз», в котором участвуют татары, таджики, узбеки, киргизы, казахи, туркмены, азербайджанцы, проживающие в Самарской области;

    В 2013 году зародилась новая межнациональная традиция: в жилом комплексе «Волгарь» г.о. Самара проводить межнациональные праздничные мероприятия «Аллея дружбы». Более 40 елей посажены представителями народов, проживающих в Самарской области и гостями губернии.

    Наиболее значимые этнокультурные мероприятия, проводимые в Самарской области совместными усилиями НКО, органами государственной и муниципальной власти:

    Самарская региональная общественная организация «Русский национальный центр» (В.Г. Шерстнев): областной фестиваль русской песни «Русская березка», фестиваль «Русский праздник «Осенины» и др.

    Самарское областное татарское общество «Туган Тел», («Родной язык») (И.Г. Шакуров), татарская областная национально-культурная автономия (А.И. Горланов): детский фестиваль татарской культуры «Поют татарские дети», «Сабан туй», «Сэмбелэ», молодежный вечер «Чак-чак-party» и др.

    Самарское областное чувашское культурное общество «Пехиль» (В.Д. Калмыков), чувашская национально-культурная автономия (Л.Н. Павлова): «Сурхури», смотр-конкурс «Кемел саса», смотр-конкурс чувашских драматических коллективов, областной смотр-конкурс ансамблей песни, танца и гармонистов «Играй, гармонь», «Акатуй», «Кер сари», «Чуклеме», олимпиада школьников по чувашскому языку, литературе и др.

    Самарская региональная общественная организация «Мордовский национально-культурный центр «Масторава» и областная мордовская национально-культурная автономия (Л.А. Колесникова): областной мордовский фестиваль «Масторава», областной детский эрзяно-мокшанский фестиваль «Од вий», участие в международной экспедиции-фестивале «Волга – река мира. Диалог культур волжских народов», Дни Республики Мордовия в Самарской области и др.

    Региональная общественная организация Украинский национально-культурный центр «Проминь» («Луч») (И.И. Каплиенко): фестиваль украинской культуры «Шевченковская весна», «Улица дружбы. Мелодии дружбы украинского села» и др.

    Самарская региональная казахская национально-культурная автономия «АК ЖОЛ» (Т.К. Дусенбаев): областной конкурс казахских джигитов «Жiгiт султаны», «Камал-Айт», «Наурыз», областной конкурс молодежи «Приглашение в мир моды», вечер казахской молодежи «Crazi baursak» и др.

    Самарская областная общественная организация «Русско-Белорусское Братство 2000» (И.М. Глусская): День единения народов Беларуси и России, Купалле, фестиваль «Беларусь – моя песня» и др.

    Региональный центр немецкой культуры «Надежда» (И.В. Беленина): фестиваль «Музыкальное подворье», фестиваль немецкого кино и др.

    Самарская региональная общественная организация «Еврейский культурный центр «Маккаби» (Т.Б. Курилова): «Ту би шват», «Пурим», «Песах», «Ханука», Дни культуры Государства Израиль в Самаре и др.

    Общественная организация «Курултай башкир» г. Самары (К.Ш. Шайхульисламова): «Карга туй», «Йыйын» и др.

    Самарская областная общественная организация «Лига азербайджанцев Самарской области»: День памяти жертв 20 января 1990 года, День памяти жертв Ходжалинской трагедии, День Республики, День солидарности азербайджанцев всего мира и др.

    Самарская региональная общественная организация таджикистанцев «Пайванд-Единство»: День Республики Таджикистан, литературные вечера, посвященные известным таджикским поэтам и писателям (А. Рудаки, А. Фирдуоси, О. Хайям, Абу Али-ибн-Сино (Авиценна), А. Джами, С. Айни, Бабаджан Гафуров, Л. Шерали, Б. Собир и др.), гастроли артистов из Республики Таджикистан.

    Благотворительный фонд «Помощь киргизскому народу «Манас-Ата» (А.А. Кудуев): турнир по киргизским национальным играм, выборы президента Кыргызской Республики и др.

    Самарская областная общественная организация «Национально-культурный центр «Алания» (С.Д. Койбаев): «День Святого Георгия», День родного языка и др.

    В Самарской области сегодня более 200 творческих коллективов, имеющих звание «Народный», в их числе 60 этнических: осетинский, цыганский, по 2 – украинских и башкирских, 4 казахских, 5 татарских, 7 мордовских, 16 чувашских и 22 русских. Многие из них созданы на базе национальных НКО. Так, осетинский народный хореографический ансамбль «Амонд» («Счастье»), участник и лауреат Международного фольклорного фестиваля (Италия, 2006), международных фольклорных фестивалей в Швейцарии и Испании, поддерживается Самарской областной общественной организацией «Национально-Культурный центр «Алания, народный ансамбль «Ялкынлы яшълек» - Самарским областным татарским обществом «Туган Тел», азербайджанский танцевальный ансамбль «Хаял» - общественной организацией «Лига азербайджанцев Самарской области», армянский танцевальный ансамбль «Наири» - армянской национально-культурной автономией «Наири» и многие другие.

    Сегодня в Самарской области действуют 65 общеобразовательных школ с этнокомпонентом (родной язык, литература, культура) в образовательном процессе. 19 воскресных национальных школ на базе общеобразовательных школ г.о. Самара (грузинская, башкирская, русская православная, эрзяно-мокшанская, по две – армянских, еврейских, немецких, шесть чувашских) и г.о. Тольятти (белорусская). На базе ГКУ СО «Дом дружбы народов» работают четыре воскресных этнических школы: казахская, киргизская, таджикская и курсы по изучению еврейского языка. Работа воскресных школ координируется национально-культурными организациями.

    В Самарской области проходят спортивные состязания с участием команд национально-культурных организаций. 27 февраля 2011 г. впервые в Самарской области состоялся спортивный праздник – турнир по мини-футболу «Дружба народов», только в финальном его этапе участвовали 16 футбольных команд от национально-культурных центров и клубов болельщиков Самарской области. Турнир стал традиционным, а спортивные мероприятия под названием «Дружба народов» теперь проходят еще по волейболу и боулингу.

    Государство, создавая условия для работы национально-культурных организаций в «Доме дружбы народов», заинтересовано в том, чтобы национальные общественные объединения мигрантских общин (киргизская организация «Манас ата», таджикская – «Пайванд-Единство», «Лига азербайджанцев Самарской области», «Узбекская община» и др.) брали на себя определенную ответственность за своих земляков на территории Самарской области. Сегодня данные организации являются «ступенькой» в социокультурной адаптации и интеграции мигрантов. В качестве позитивного примера можно привести деятельность «Лиги азербайджанцев Самарской области»: издание газеты «Очаг», консультационная помощь мигрантам, работа женского клуба, молодежной секции, футбольной команды, конструктивное сотрудничество с органами власти, гражданская позиция лидеров организации и их активное участие в работе различных экспертных советов при Правительстве, УФМС, ГУВД, Уполномоченном по правам человека - все это демонстрирует потенциал этнической организации в адаптации своих земляков к новым условиям существования.

    В Самарской области издаются областные национальные газеты, учрежденные национальными НКО, многие из них – при поддержке Правительства Самарской области: татарская «Бэрдемлек», чувашская «Самар ен», мордовская «Валдо Ойме», украинская «Самарский Промiнь», немецкая «Volga-kurier», башкирская «Ыргыз», азербайджанская «Очаг», киргизская «Эне тил», казахская «Ак жол», осетинская «Алания». Совокупный тираж этнических газет составляет сегодня более 10 тысяч экземпляров. Учредителями их выступают, в основном, этнические общественные объединения; география распространения – Самарская область.

    У истоков этого просвещенческого движения в 90-е годы ХХ века стояли люди неординарные, неравнодушные, болеющие душой за сохранение и развитие языка и культуры своих народов. На фоне дефицита литературы на родных языках эти издания пользовались большой популярностью, стали дружелюбными собеседниками для тысяч и тысяч читателей. На первых порах возникали проблемы с шрифтами, полиграфией, помещением для редакций, финансовыми средствами для издания... Но газеты все же выходили в свет, расширяя информационное пространство региона.

    В 1990 году на областном радио появилась яркая радиопередача «Кто мы?», освещающая непростые проблемы взаимодействия разных народов, культур, недавних переселенцев и местного населения. Ее вела талантливый радиожурналист и писатель Светлана Смолич. Именно она помогала становлению, формированию радиопередач на языках народов Поволжья. Впервые в истории областного радио в эфир стала выходить передача на татарском языке - «Иделькеем-илькеем» («Волга – родина моя»). Ее первым редактором был Шамиль Багаутдинов. Его дело продолжила Наиля Сабирзянова, ставшая и редактором сайта www.tatarlarsamara.ru. Передачи на эрзянском языке «Седейшкавень кортнемат» («Поговорим по душам») вел поэт Числав Журавлев. В 1999 году за вклад в развитие радиожурналистики финно-угорских народов он был удостоен высокой награды - международной премии им. Кастрена (Финляндия). Содержательные радиопередачи, которых ждала каждая эрзянская семья, вела Вера Алексеева. Радиопередачу на чувашском языке «Селкусь» («Родник») вели Надежда Осипова и Людмила Архипова.

    В течение 10 лет работала многонациональная радиостанция «Радио-7 из Самары». Радиопередачи выходили в эфир на 9 языках – русском, татарском, чувашском, эрзянском, украинском, немецком, еврейском, грузинском, польском. Это были передачи «Казачий вестник», «Православная Самара» и др. Много энергии, времени, мужества было вложено в этот проект его создателями, главными редакторами – А.С. Шамсутдиновой, Ш.С. Багаутдиновым, учредителем – Н.В. Бакумовым. Приходили письма от слушателей из Австралии, Франции, Испании, Норвегии.

    Регулярно выходит в свет журнал «Все мы – Россия!» (прежнее название - «Самарская область. Этнос и культура»), в котором отражаются наиболее яркие события культурной, образовательной сферы, результаты социологических исследований межнациональных и др.

    На областном радио и местных телеканалах были созданы передачи, посвященные истории, культуре, традициям и сегодняшней жизни народов Поволжья. С 90-х годов на местном телевидении выходила программа «Мы – россияне!», с 1998 г. – цикловая передача «Деревенские истории», с 2002 г. – цикл программ «Самарский народ» (в 2005 г. в связи с изменением сетки вещания передача трансформировалась в «Вести-Содружество», которая выходила до 2008 г.). Все эти передачи, созданные Ольгой Христенко, становились победителями и лауреатами международных, российских и региональных фестивалей и конкурсов.

    С начала 90-х годов на областном радио создаются передачи этнической направленности. Сегодня это «Многонациональная губерния», ее автор – Татьяна Маркушина.

    На телеканале «Губерния» выходит еженедельная программа «Дом дружбы». Автор и ведущая – Арина Фечина.

    Все наиболее важные события в национальной жизни Самарской области находят отражение на сайте «Дома дружбы народов» www.samddn.ru, где ежегодно публикуется более тысячи материалов и посетителями которого являются более 240 тысяч человек в год.

    Национально-культурные объединения Самарской области поддерживают и развивают богатейший опыт мирного совместного бытия народов на Самарской земле. Целенаправленная поддержка Правительства Самарской области и органов местного самоуправления позволяет закрепить и распространить этот опыт на благо всех народов края.

    самара этнический народ город

    Изучение географических названий, выявление характера их происхождения невозможно без знания истории народов, проживавших в данной местности. Общеизвестно, что определяющее влияние на возникновение того или иного топонима оказывает этническая принадлежность его создателей.

    Население Самарского Поволжья в XVI - начале ХVIII вв.

    Складывание современной топонимической карты Самарского края в первую очередь зависело от характера заселения региона, начального периода становления сети постоянных поселений, сохранившейся до настоящего времени, этнического состава переселенцев и особенностей миграционных потоков.

    Как известно, истоки сегодняшнего постоянного населения края лежат сравнительно неглубоко. Только со второй половины XVI столетия, после присоединения Среднего и Нижнего Поволжья к России начинается сначала медленный, а затем все более ускоряющийся процесс земледельческого и промыслового освоения новых территорий. Если Самарское Правобережье, и прежде всего Самарская Лука, заселилось довольно рано, уже в ХVIIв., то степное Заволжье лежало пустынным до 30-х гг. ХVIIIв. Неравномерность и противоречивость колонизационных процессов вынуждают нас исследовать их, совмещая хронологический и территориальный подходы, выделять и рассматривать конкретно отдельные небольшие районы.

    Перед "Казанским взятием"

    Присоединение Среднего и Нижнего Поволжья к России на первых порах не оказало сколько-нибудь существенного влияния на характер размещения населения на территории Самарского края, его этнический состав.

    Практически все Левобережье контролировалось кочевниками. На tore, примерно, до р.Самары находились кочевья Ногайской Орды (с середины ХVIв. Большой Ногайской Орды), объединившей около 2-х десятков тюркоязычных племен. В основном это были потомки древних половцев-кипчаков с небольшой примесью монгольских элементов. Основные зимние ногайские кочевья находились на юге в прикаспийских степях, сюда же ордынцы приходили на летние пастбища, перегоняя огромные стада скота.

    К северу от р.Самары располагались охотничьи и промысловые угодья башкир. Для башкирского населения основной коренной территорией расселения являлись земли собственно Башкирии, а лесостепь Самарского Заволжья была для него периферией, окраиной.

    До присоединения Башкирии к России её население находилось в вассальной зависимости от ногайских князей, поэтому можно говорить об определенном влиянии ногайцев на территорию Заволжья, находящуюся к северу от р.Самары.

    Ни тот, ни другой народы сколько-нибудь постоянных поселений на территории нашего края не имели.

    В начале ХVII в. ногайцев из Левобережья постепенно вытесняют, пришедшие сюда из Монголии, калмыки. Начиная с 1630-х гг. они становятся подлинными хозяевами степных районов Заволжья. Однако, как и у их предшественников, основные места кочевий калмыков находились южнее. В отличие от мусульман ногайцев, калмыки исповедовали разновидность буддизма - ламаизм.

    На лесостепное Правобережье кочевники заходили гораздо реже, но все же до начала 1680-х гг. селиться здесь оседлому земледельческому населению было чрезвычайно опасно из-за постоянной угрозы нападений.

    Территория большой Самарской Луки, довольно плотно заселенная до конца ХIVв., в более поздний период, по всей видимости, не имела постоянного населения. Об этом свидетельствует практически полное отсутствие археологических и документальных источников. Можно предположить, что междуусобные столкновения в разваливающейся Золотой Орде во второй половине ХIVв., а также походы в конце этого же века на Среднюю Волгу полчищ Тимура, вызвали массовый отток населения не только с территории Самарской Луки, но и из всего Симбирско-Сызранского Правобережья.

    Вместе с тем мы располагаем данными о том, что во второй половине XVI - начале ХVПвв. коренные народы Среднего Поволжья, и прежде всего мордва, - "наездом", то есть время от времени, эксплуатировали природные богатства края. Наиболее массовую подборку сведений об этом явлении собрал саратовский ученый А.А.Гераклитов. По мнению исследователя сюда, на Луку, приезжала прежде всего мордва-эрзя из Казанского, Тетюшского и других уездов центральной части Казанского Поволжья. Возможно, благодаря такому способу хозяйственной деятельности сохранился до начала массовой колонизации Самарской Луки и её окрестностей пласт более древних названий, таких, как Шелехметские и Морквашские горы и т.д.

    В XVIв., а возможно и ранее, на волжских островах, в укромных местах Самарской Луки устраивались временные ватаги русских рыболовов, приходивших сюда на сезонный промысел красной рыбы.

    Казачья вольница

    В XVI столетии на южных и юго- восточных лесостепных пограничьях России и Речи Посполитой начало складываться вольное казачество. Оно формировалось прежде всего на основе славянских великорусских и украинских компонентов, с известной долей тюркских и, в меньшей степени, финноугорских. К концу ХVIв. процесс деления казачества на донское, яицкое, терское, волжское был в самом начале. Ватаги вольницы находились в постоянном движении, перемещениях.

    Волга с ее богатствами, купеческими и посольскими караванами более других мест привлекала вольных атаманов. Самарский край оказался в эпицентре действий казачества. Строить постоянные городки на Волге, зимовать здесь казаки боялись, но вот приходить с Яика или Дона для кратковременных набегов, засад, выполнять государеву службу на "перелазах" считалось у них одним из выгоднейших занятий. Обычный путь с Яика шел через систему волоков по рр. Иргизу и Самаре на Волгу.

    Постоянными, упоминавшимися как во второй половине XVI, так и в первой половине XVIIвв., излюбленными местами казачьих стоянок на территории края были на Самарской Луке устье р.Усы и Переволока, овражная долина напротив старого, ныне сухого, устья р.Самары (Казачье зимовье, Казачий подьем),поляны меж гор на южном берегу Луки (Ермакова поляна); Казачья гора ниже современной Сызрани, переправа через Волгу у Соснового острова напротив современного Хвалынска, Самарское урочище и местность, ныне входящая в черту городской застройки (Барбашина поляна) и т.д.

    "Казачий период" в истории Самарского края был недолог. Складыванию казачества в этой местности помешало сооружение Самары. А почти через столетие, в 1680-х гг., после строительства Сызрани и окончательного освоения Правобережья, вольные казаки потеряли возможность хотя бы эпизодически появляться для своих грабительских предприятий на Волге.

    Обух Дарья

    Материал удобен для уроков географии в 8-9 классах по теме: население, на обществознании по теме: Нации и национальные отношения (11 класс),на уроках истории по краеведению

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Межэтнические связи народов Поволжья Самарская область прошлое и настоящее Проект выполнила Обух Дарья ученица 8 класса МОУ СОШ ОЦ с. Утевка

    Самарский край в этнографическом отношении является уникальным регионом России, где на протяжении веков взаимодействовали друг с другом разнородные этносы, представлявшие различные языковые группы- славянскую, финскую, тюркскую, германскую; множество религий - православие, католицизм, все формы протестантизма, ислам, иудаизм.

    Издавна Самарский край, формируясь в качестве органичной составной части многонационального Российского государства, стал местом взаимодействия культур Востока и Запада с характерными для них системами хозяйственно- бытового уклада, религиозных верований, общественных норм, менталитета. О многонациональном составе населения региона свидетельствуют данные переписи населения: из общей численности жителей Самарского региона - 83,2 % составляют русские; 3.6 % -мордва;; 3,6 %- татары; 3,7 %- чуваши; 2,5 %- украинцы; 1,2 %- немцы;2,2 % - казахи.

    В степях самарского Заволжья с середины 17 века столкнулись два хозяйственных уклада- оседлый земледельческий и кочевой скотоводческий. Для царского правительства, крайне заинтересованного в наиболее эффективном использовании плодородных степных земель, кочевники представлялись населением, препятствовавшим аграрному освоению края. Именно поэтому первые мероприятия правительства в 17 в. Были связаны с организацией на данной территории сторожевых разъездов и оборонительных линий.

    Первой линией, обеспечившей продвижение земледельческого населения в северные районы Самарского Заволжья, стала Закамская, построенная в 1652-56 гг. в пределах будущей Самарской губернии. Массовое заселение края связано со строительством в 30-е гг. 18 века Ново - закамской и оренбургской оборонительных линий. В крепости на оборонительные линии переселялись жители разных районов России, преимущественно верхневолжских и центральных. Изначально формировался многонациональный состав населения самарского края- наряду с русскими переселенцами на оборонительной линии селились мордва, татары, чуваши, здесь была поселена «шляхта»,-этническую принадлежность которой сложно определить- этим термином обозначилась социальная группа переселенцев.

    В 1745 г. часть земель Самарского Заволжья была передана в ведомство Ставропольского калмыкского войска. Однако попытка российского правительства приобщить в поволжских степях калмыков к оседлому образу жизни путем строительства г.Ставрополя и соседних с ним селений, а также крещения калмыков- носителей буддийской (ламаистской) религии была обречена на провал. Уже в 70-е годы 18 века значительная калмыков отошла за пределы не только Самарского края, но и Заволжья в целом. В 1842 г. Калмыки получили право служить в оренбургском казачьем войске, с этим связан окончательный уход калмыков из ставропольских земель.

    В 40-е гг. 18 века по правительственным указам в Заволжье из-под Харькова и Полтавы были переселены украинцы- изначально они распределялись в крепостях по рекам Яик (Урал) и Самара; так в 1744 г. На р.Кинель украинцами была основана Кинель - Черкасская слобода. В 1747 г., вслед за учреждением Саратовского соляного комиссариатства украинцы были привлечены к перевозке соли с озера Эльтон. Так в Саратовском Заволжье возник ряд украинских селений, в их числе Николаевская и Покровская слободы.

    Территория Поволжья стала зоной многовекового соприкосновенья и взаимодействия оседло- земледельческого и кочевого скотоводческого хозяйственно- культурных типов. В хозяйственной деятельности и материальной культуре народов региона наиболее зримо проявились общие тенденции в образе жизни. Сельские поселения в прошлом были небольшими, за исключением татарских, более многодворных. Жилищем населению Самарского края в 20 веке служила рубленная изба из дерева, крыша которой крылась соломой, иногда обмазывалась глиной, как и вся постройка. Самым древним жилищем нерусских народов края являлась однокамерная постройка. Под влиянием русской культуры здесь появлялись двухкамерные постройки - изба-сени(к ним у татар пристраивалось укращенное резьбой крыльцо с навесом) и трехкамерные, включавшие в себя избу, сени, клеть. Интерьер жилища русских, мордва-эрзи и чуващей был в основных элементах одинаковым, он включал в себя русскую печь в углу справа или слева от входа, полати, неподвижные лавки и стол в переднем, «красном» углу. Татарское и мордовско-мокшанское жилище отличали нары.

    Наиболее ярким показателем выработки общих черт в материальной культуре народов края явилась женская одежда, головные уборы и украшения. Общность в традиционном национальном костюмном комплексе населения Самарского края демонстрируется покроем одежды и материалом для ее изготовления. основу женского костюма славянских, финно - и тюркоязычных народов составляла туникообразная рубаха с входящими рукавами, круглым шейным вырезом и прямым грудным разрезом. Однако, если исконные земледельцы- славяне(русские. Украинцы, белорусы) и финноязычные (мари, мордва) использовали рубаху с прямым подолом, тюркские народы (башкиры, татары, чуваши), сохранявшие в быту некоторые элементы скотоводства, стремились подол рубахи от груди расширить- сборками, клиньями, складками. Своеобразным сочетанием земледельческих и скотоводческих традиций явилась женская одежда тюркоязычных башкир, татар и чувашей- анатри, наиболее присущим материалом служили пестрядь и крашенина.

    Большое сходство в одежде народов Самарского края проявилось в украшениях- шейных, нагрудных, поясных, для изготовления которых разнокультурные народы региона использовали одинаковую технику и материал- металл, раковины, бисер, бусы. Модернизированный традиционный национальный костюм либо его отдельные элементы начали использоватсья только как обрядовые- свадебные, похоронные, в организации массовых общественных мероприятий для их участников. Наибольшей самобытностью отличается духовная культура народа. Однако и здесь прослеживаются аналогии в различных жанрах культуры, роднящие этнические группы Самарского края. Значительное место в духовной жизни населения занимали обряды и праздники, в которых тесно переплетались трудовые навыки народа, его мифологические представления и религиозные верования. Обрядами отмечались определенные этапы в развитии природы и хозяйственной деятельности людей. Каждый трудовой процесс (пахота, сев, сенокос, уборка урожая) начинался и заканчивался совершением определенных обрядов, в сюжетах которых прослеживаются языческие земледельческие традиции, обращенные к солнцу. Земле и растительности. Это сохранилось в обрядовом календаре у русского, мордовского и чувашского населения края. В отдельных моментах христианская календарно-обрядовая культура совпала и с мусульманской.

    В 19 веке меняется характер расселения переселенцев в Самарском крае- не имея возможности по причине ограниченных земельных площадей основывать однородные в этническом отношении селения, выходцы из русских, мордвы, татар и чуващей селились дисперсно (чересполосно), создавая, таким образом, двух. Трех и более национальные селенья. Это явилось основой этнокультурного взаимодействия и ассимиляционных процессов среди народов региона, -они ярко демонстрировались в традицианной культуре населония. Традиционнная национальная культура, широко сохранившаяся и бытовавшая в крае вплоть до 30-х гг. 20 века- перода «сплошной» коллективизации, являясь ограниченной составной частью жизненного уклада народа, носила этнодифференцирующий характер. В культуре населения края еще на уровне 20-30-х гг. нашего столетия сохранились отличительные особенности этнографических групп в рамках этнических образований (мордва- эрзи и мокши, татар-казанских и мишарей, чувашей- анатри и вирьял).

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ Многовековое взаимодействие представителей более 10 национальностей в хозяйственном освоении Самарского Заволжья, дисперсное их проживание и наличие двух и многонациональных сел, неизбежно приводило к взаимному усвоению и обогащению приемов обработки земли и выращивания сельскохозяйственных продуктов, традиций народных ремесел, к выработке новых тканей и сюжетов для оформления национального костюма, к решению ассортимента блюд национальной кухни. Заметно влияние национальных сюжетов в русском фольклоре народов Поволжья. Общие черты существуют в сценариях народных праздников и обрядов. Интенсивное взаимопроникновение и обогащение материальной и духовной культур различных народов на сравнительно небольшой территории сделало Самарскую область уникальной и неповторимой в этнографическом отношении. Многие этнографические особенности народов Самарского края еще ждут своего изучения.