«Звезда, в которую он верил» (сценарий литературного вечера, посвященного творчеству А. Вампилова) - Каушева Т.В. Литературный вечер на тему "Звезда, в которую он верил" (сценарий литературного вечера, посвященного творчеству А. Вампилова) Ход литературно

Разделы: Литература

Мастерская слова посвящена памяти драматурга Александра Вампилова, 70-летию со дня его рождения. Приведенный сценарий построен в форме литературно-музыкальной композиции. Для популяризации творчества драматурга А.Вампилова были организованы:

1. Конкурс стихотворений, посвящённых А. Вампилову, чтение отрывков из его произведений, драматизация “Венок Вампилову”.

2. Конкурс сочинений, эссе, стихотворений, написанных учащимися, “У портрета Вампилова”.

3. Викторина о жизни и творчестве А. Вампилова (вопросы, работа с текстом).

Цель мероприятия: заинтересовать личностью А.В. Вампилова, пробудить желание к чтению его произведений.

  • приобщить учащихся к творчеству писателя и драматурга через художественное слово, выразительное, проникновенное чтение стихотворений, драматизацию и комментирование рассказов и воспоминаний современников;
  • побудить учащихся к самостоятельному творчеству, повысить уровень языковых и коммуникативных компетенций.

Оборудование: оформление сцены, большая эмблема с портретом драматурга “70 лет Александру Вампилову”, компьютерная презентация с рисунками, фотографиями, заставками, музыкальное сопровождение.

В мероприятии использованы музыкальные произведения:

1. Песни на стихи Н Рубцова, Б. Окуджавы, романс “Когда, душа, просилась ты погибнуть иль любить” (стихи А. Дельвига), гитарная музыка, “Славное море, священный Байкал”, мелодия из кинофильма “История любви” в исполнении оркестра под управлением Поля Мориа, музыка из кинофильма “Грек Зорба”.

Ход мероприятия

Звучит музыка, на экране фотография Вампилова.

Вспоминайте меня весело,

Словом, так, каким я был.

Что ты, ива, ветви свесила,

Или я недолюбил?

Не хочу, чтоб грустным помнила.

Я уйду под ветра гик.

Только песни, грусти полные,

Мне дороже всех других.

По земле ходил я в радости.

Я любил её, как бог,

И никто мне в этой милости

Отказать уже не мог…

Всё моё со мной останется,

И со мной и на земле

У кого-то сердце ранится

На моём родном селе.

Будут вёсны, будут зимы ли,

Запевайте песнь мою.

Только я, мои любимые,

С вами больше не спою.

Что ты, ива, ветви свесила,

Или я недолюбил?

Вспоминайте меня весело, -

Словом, так, каким я был.

Пётр Реутский

Ведущий 1:

К Вампилову, как к вестнику совести, припадают, чтобы омыться и вдохнуть глоток чистого воздуха. Слова его прочно установились в литературном ряду, в который заглядывают с любовью и грустью.

Каким был Вампилов мы узнаём из воспоминаний его родных, друзей, современников. Духовный облик драматурга открывается уже тогда, когда вглядываешься в его портрет.

Нас разделяют годы – четверть века.

Ушёл ты молодым – судьба несправедлива!

Оставил душу нам, пел о душе красиво.

И вот смотрю на твой портрет обычный:

Простой мальчишка, скромный, всем привычный,

С лицом скуластым и копной волос,

Рот приоткрыт в улыбке…

“Мне жаль одиноких, умей рядом быть”.

Нет, Саша Вампилов, тебя не забыть.

Друзья с тобой. Верь.

И смотрю на портрет.

Как грустно, что гений не дарит свой свет.

Борозна Маша, 8-й класс.

Ведущий 2:

Таким представляют Вампилова-человека лицеисты.

Два восьмиклассника под тихую музыку читают отрывки из своих сочинений на тему: “У портрета А. Вампилова”.

Ученица читает собственное стихотворение.

Глаза писателя – духовности родник,

В них можно утонуть, как в омуте Байкала.

Достигнув в кульминации накала.

Байкал, слиянье глубины и чистоты,

Зачем ты стал стеченьем обстоятельств,

Могуществом стихий? Коварно, в одиночку,

Волной поставил в чужой драме точку?

Кравченко Настя, 9класс.

Звучит мелодия песни “Славное море, священный Байкал”.

Ведущий 1:

“Я люблю людей, с которыми всё может случиться”, - написал Саня Вампилов в своём блокноте, то есть потаённо, для себя. Он видел людей такими, какие они есть, и хотел, чтобы они стали лучше. Он любил людей и сам достоин того же.

Постоим на аларской земле,

Слово “Вампилов”

скажем спокойно,

С благодарностью-

Школе и дому,

Селу Кутулик

И учителю литературы.

Дверь закрыта

в жизнь драматурга,

И открыты

Глазами Вампилова

Баяр Жигмытов

Прошло сто лет, как Пушкина не стало,

И вот родился снова Александр.

Ему цыганка жизнь короткой нагадала,

А с именем он принял Божий дар -

Писателя, дар чувствовать и видеть, что незримо,

Провидцем быть, любить, не лгать, дружить,

Ценить людей и помнить слово мамы,

Не разорвать с селом живую нить.

Лень Оксана, 8 класс

На экране фотография, где Саша с мамой в детстве.

Ведущий 2:

Александр Вампилов родился 19 августа 1937 года в посёлке Кутулик Иркутской области в семье учителей. Идеей безграничной любви к своей “малой родине” проникнуты многие его рассказы и очерки.

Разыгрывается монолог из очерка “Прогулки по Кутулику”.

На экране деревенский пейзаж, дом, старая лиственница.

На сцене изготовлена изгородь, горшки герани на завалинке.

Чтец в роли юного А. Вампилова:

В Кутулике у меня прошли детство и школьные годы. Вышло так, что давно уж я здесь не живу, а приезжаю сюда, получается, редко и ненадолго. Вот и сейчас: не был три года, а приехал на неделю.

После школы, помню, уезжал я без сожаления, рвался в город. Затем друзей и знакомых я находил здесь всё меньше и меньше, почти все мои сверстники давно разъехались по городам, иные, что постарше или помоложе, меня уже забыли, иные сами изменились до неузнаваемости, и вот уже по неволе я чувствую и сознаю здесь своё одиночество. Но, отдаляясь, не чаще ли я стал возвращаться сюда в своих мыслях?

Я подхожу к дому, представляю себе летний вечер, каким он был здесь лет 20 назад: открытые настежь окна, в доме движение и голоса, горшки гераней, выставленные на завалинку, большую огуречную гряду, маки, подсолнухи в дальнем конце огорода, изгородь из осиновых тычек, в воздухе видимое глазами струящееся от нагретой изгороди тепло и жужжание пчёл.

Звучит песня “Где ж, вы, где ж вы, очи карие”.

Герой садится на скамейку.

Захотелось увидеть кого-нибудь из знакомых, но я решил никуда не ходить, а подождать, когда кто-нибудь появится.

Сидит на скамье, в раздумьях.

На экране оформлена заставка “Венок Вампилову” к 70-летию Александра Вампилова.

На сцену поочерёдно выходят чтецы, исполняющие воспоминания друзей писателя, товарищей по университету, друзей - литераторов и т.п. На экране высвечиваются их имена, фотографии, портреты тех, кому принадлежат слова.

Чтец 1: Николай Рубцов Саше Вампилову

По-настоящему дорогому человеку на земле

без слов о твоём творчестве, которое будет

судить классическая критика

Потом к Вампилову направлю

Я поэтический набег.

Его люблю, его я славлю

И отправляюсь на ночлег.

Звучит песня на стихи Н.Рубцова.

Ужас в душе небывалый,

Светлого не было дня,

Саша Вампилов усталый

Молча смотрел на меня.

Брошу я эти кошмары,

Выстрою дом на холме,

Саша! Прости мне пожары

Те, что пылали во тьме.

Чтец 1: Валентин Распутин (фото на экране)

Он был талантлив вдвойне - и как человек, и как писатель. Талант человека есть исходящее от него тепло, к которому тянутся, чтобы согреться. Мир может быть лучше или хуже, но в нём всегда неуютно. И душевный дар человека, способный дать утешение, нужно считать огромным богатством - тем же источником, к которому припадают в жажде, теми же библейскими малыми хлебами, которыми было накормлено множество голодных. Люди в своём внешне нравственном устроении должны бы разделиться так, чтобы в каждом кругу стоял такой человек.

Чтец 2: Анастасия Копылова , мама Вампилова:

На экране фотография, иллюстрации текста.

В школьные годы много читал.…Любил Пушкина, Лермонтова, Чехова, Есенина. Саша как-то многим увлекался: и музыкой, и спортом, играл в драмкружке. Он как будто спешил всё охватить, торопился…. Участвовал в турпоходах: то на велосипедах, то на лодках, то с футбольной командой или со спектаклем в соседние сёла.

На экране появляется фотографии сестры Вампилова и Вампилов с гитарой, звучит романс на стихи А. Дельвига.

У мальчика был прекрасный слух, и он самостоятельно выучился игре на мандолине, домре, потом на гитаре. Играл в школьном оркестре, в университете - в ансамбле народных инструментов. Все вспоминают, что Александр прекрасно пел. У него был несильный, но очень приятный голос, удивительный по простоте, гитарой Вампилов сразу покорял любую аудиторию.

Любил старинные романсы, песни на стихи Есенина и Рубцова.

Ведущий 1:

Потом пришла детская страсть к стихосложению. Ею Вампилов переболел втайне от домашних, читая свои стихи приятелям под страшную клятву:

Чтец в роли юного Вампилова (встаёт со скамьи).

Моей весны цветы давно увяли.

Я перестал уже о них жалеть,

Огнём своим они меня сжигали,

И я решил: им больше не гореть.

И я их забывал. Мои старанья

Вернули в душу тишь и благодать -

Приятно пережить любви страданье.

И всё же страдания приятней забыть.

Герой уходит.

Ведущий 2:

Студенческая жизнь поглотила Вампилова с головой. Всё в ней было новым: круг друзей, чтения, интересов, мыслей. Всё было молодо, горячо, живо. Это были годы молодых и литературы о молодых. 30 октября 1959 года ещё студентом Иркутского университета, но уже автором полутора десятков опубликованных рассказов, Вампилов был зачислен в штат иркутской областной газеты “Советская молодёжь”.

- “Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматичными моментами в жизни человека”.

Драматизация рассказа “Свидание”.

Оформление сцены.

Ведущий 1:

Вампилов пишет очерки, фельетоны. Кстати, главный объект вампиловских фельетонов - это хам и хамство во всех его разнообразных обличьях. В борьбе с ними голос писателя неумолимо требователен и настойчив.

Чтец читает отрывок из фельетона А. Вампилова.

Бойтесь хамства! Хамы не перевелись. Хамы притаились. Они поняли, как опасно хамить в обществе, и расползлись по собачьим своим конурам. Они стали застенчивыми производственниками. Простыми скромными тружениками.

И остались хамами. Оглядевшись по сторонам - нет ли свидетелей, они наговорят вам мерзостей, забрызгают своей ядовитой слюной. Закрывшись на ключ, они изобьют детей, жену, оскорбят собственную мать. Выявляйте хамов, тащите их на свет божий, не спускайте с них строгих ваших глаз! Судите хамов! Не спускайте им ни одного мата, ни одного разбитого стекла.

Ведущий 1:

Вампилов - прозаик, глубоко чувствующий сильную стихию, способную подчинить себе человека, это власть духа, воображение мечты, которым нет места в нормальной обыденной жизни, но без которых жизнь невозможна.

Отрывок из вампиловской зарисовки “Тополя”. Чтец читает монолог.

В начале и в заключении звучит оркестр Поля Мориа Во время монолога на экране сменяются иллюстрации, коллаж “тополя”, “влюбленные” и т.д.”).

Я видел её только раз. Может быть, потому я люблю её всю жизнь…

В тот вечер я шёл к своей невесте. Ничто не мешало мне считать себя счастливым. И только в запахе тополей, в их торжественных фигурах было предчувствие чего-то необыкновенного. И необыкновенное случилось. Она быстро шла навстречу. Она не останавливалась, не замедлила шага. Она промелькнула мимо. Но я видел её улыбку! Видел! И вижу сейчас. Улыбка говорила: “Как странно! Я предчувствовала, что сейчас тебя встречу. Как странно. Но меня ждут. Я спешу…” “Куда!” - закричал я беззвучно. “Куда!”- кричали тополя.

Но она не слышала…

А сейчас под этими тополями я бреду домой, к жене, к десятилетнему сыну. Женился я по любви, моя жена умная, красивая, добрая женщина. Я люблю сына, люблю жену не могу представить себя без них.

Но всё летит к чёрту, когда приходят эти жуткие весенние вечера… Я видел её! Я видел похожие на этот вечер глаза! Я видел её улыбку!

Такая тоска! Такая тоска! Где-то в груди боль, острая, страшная, вечная боль. Хочется закричать, хочется заплакать. Такая тоска!

И потому хочется закричать и заплакать, хочется потому, что я её никогда не видел. Её не было. Были и есть только тополя.

Звучит лирическая мелодия.

“Памяти Александра Вампилова” (заставка на экране).

Помоги смастерить белый свет

Из опавшей листвы, из берёзы,

Чтобы солнца - на множество лет,

Чтобы всё: и метели, и грозы…

Но вначале разбросим на титрах:

Пять процентов дадим дуракам,

Пять процентов оставим для хитрых.

В нашем сквере средь огненных веток

Будут ветры бубнить тут и там,

Будут звёзды сиять и этак.

Вечерами грустить по одной

Станут девочки в штапельных брючках,

И туристы - спешить, в выходной

И дельцы вспоминать о получках.

И друзья (каждый жив и здоров,

Каждый в истинно- собственном плане)

На шальных перекрёстках ветров

Будут вместе с тобою горланить…

Значит так, по рукам? - По рукам!

Только мир не бывает послушным…

Кто-то требует: всё - дуракам!

Кто-то требует: всё - равнодушным!

Холод ждёт, листопадным кольцом оцепя…

Мы готовимся к новому бою…

Осень…осень бредёт!

Без тебя!

Иннокентий Новокрещенных

Ведущий 1:

Одна мысль была дорога Вампилову: “ … среда-это мы сами. Мы, взятые все вместе. А если так, то разве не среда каждый из нас в отдельности? Да, выходит, среда-это то, как каждый из нас работает, ест, пьёт, что каждый из нас любит, и, значит, каждый может спросить самого себя со всей строгостью: что в моей жизни, в моих поступках есть такого, что дурно отражается на других людях?

Звучит песня Б.Окуджавы.

На экране оформлена записная книжка Вампилова:

1. Ничего нет страшнее духовного банкротства…

2. …Говорите правду, и вы будете оригинальны.

3. Создают голодные-сытые разрушают.

4. Идиоты не перевелись - они совершенствуются.

5. Правда не людях, а в природе.

6. Юмор-это убежище, в которое прячутся умные люди от мрачности и грязи.

Ведущий 2:

Можно подобрать сто эпитетов: талантливый, умный, насмешливый, гордый, весёлый, азартный…, но эти эпитеты не раскроют его так, как он раскрыл себя сам в своих пьесах. Своим отношением к героям и выборам проблем он создал свой собственный образ… (Геннадий Николаев).

Звучат стихотворения в исполнении победителей конкурса чтецов “Венок Вампилову”.

  1. Владимир Скиф стихотворение “Саня”
  2. Владимир Лазарев “Вампилов”
  3. Татьяна Суровцева “Памяти друга”

На экране его портрет и слова: “Я смеюсь над старостью, потому что я старым не буду”.

Мероприятие заканчивается награждением лучших исполнителей, победителей вампиловских чтений.

Цели урока: знакомство с теорией драмы, навыки работы со справочным материалом, навыки выразительного чтения.

Литература к уроку: Вампилов А. Дом окнами в поле. Иркутск, 1982 (Раздел воспоминания и размышления).

Теория литературы: драма, конфликт, авторская ремарка.

Словарная работа: кустарь, благообразный, штиблеты

Оборудование: выставка книг драматургов, портрет А. Вампилова.

Ход урока

I. Знакомство с текстом.

Кустарь - ремесленник, занимающийся кустарным (нефабричным) трудом.

Благообразный - приятный по внешнему виду, внушающий уважение своей наружностью.

Интеллигентность - от «интеллигентный» - принадлежащий к интеллигенции, а также обладающий большой внутренней культурой.

«Обуженные в мастерской брюки» - в описываемую Вампиловым эпоху (конец 50-х - начало 60-х гг.) в моде были узкие брюки. Но промышленность их не производила, и модники обуживали брюки в мастерских. Кроме того, следование «острой» моде в те времена многими людьми оценивалось негативно, как признак подражания западу. «Стиляг» (так называли модников) высмеивали в газетах, порицали в трудовых коллективах. В этой пьесе Вампилов изображает героя, далекого от совершенства, но следующего последней моде в одежде, тем самым подчеркивая ироническое к нему отношение.

II. Ученики читают сцену по ролям.

III. Работа над теорией

К какому роду литературных произведений относится эта сцена? Познакомьтесь со статьей «драма, драматическое произведение, диалог» в теоретическом разделе учебника.

В чем особенность построения драматических произведений?

Укажите в этом тексте элементы диалога, монолог, авторскую ремарку.

Что является основным средством изображения жизни в драме? (Диалог .)

Что проявляется в диалогах?

(Борьба, напряженное взаимодействие героев - конфликт.)

Конфликт 1 - столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении.

Определение конфликта записывается в словарик.

К какому драматическому жанру относится эта сцена: комедии, драме или трагедии?

Над чем смеется здесь зритель?

Только ли смех стремится вызвать в зрителе и читателе автор?

IV. Работа над текстом.

Обратите внимание на заглавие: «Сцена из нерыцарских времен». У А. С. Пушкина есть драматическое произведение «Сцены из рыцарских времен», где действие происходит в средние века, действующие герои рыцари. Что хочет сказать автор, используя измененный пушкинский заголовок?

При необходимости использовать более подробный анализ.

Определите по словарю значение слова «рыцарь»

Рыцарь - 1. В средневековой Европе: феодал, тяжело вооруженный конный воин, находящийся в вассальной зависимости от своего сюзерена.

2. Самоотверженный благородный человек.

В использовании второго значения слова часто подчеркивается благородное отношение именно к женщине как отголосок средневекового культа Прекрасной Дамы.

В каком значении использовано это слово у Пушкина, и в каком - в Вампилова?

(Вампилов использует многозначность слова, чтобы подчеркнуть «нерыцарское», неблагородное поведение юноши. Комизм ситуации в том, что юноша, спеша к одной «Прекрасной Даме», невежлив и даже груб с другой, и она оказывается его предполагаемой избранницей.)

Обратите внимание на речь и поведение персонажей. Чем они интересны?

V. Творческие задания.

1. Опишите ту же сцену, но только герои в ней добры по отношению ко всем, а не только по отношению к тем, кто им понравится.

2. Поразмышляйте (письменно или устно) над тем, как изменилась бы жизнь, если бы это было так.

Домашнее задание.

1. Прочитайте сцену из киноповести А. Володина «Старшая сестра». (Пособие «Читаем, думаем, спорим...» С. 205.) Напишите краткую рецензию на этот отрывок.

2. Подготовьте выразительное чтение «Сцены из нерыцарских времен» по ролям.

Сценарий спектакля по пьесе А. Вампилова «Двадцать минут с ангелом»

Заставка

О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Иркутская! Многими красотами прославлена ты: Байкалом-батюшкой величавым славишься, Ангарой-красавицей и источниками животворными, Саянами высокими, городами славными и храмами великими, но самое главное твое богатство – народ сибирский. Не скудеет талантами Сибирь-матушка, прославленная и воспетая сынами своими: Евгением Евтушенко, Валентином Распутиным, Геннадием Михасенко…

Мы хотим предложить вашему вниманию спектакль по пьесе Александра Вампилова «Двадцать минут с ангелом»… Двадцать минут нашей жизни, двадцать минут истины.

Семьдесят лет одоленья…

Семьдесят памятных лет…

Строек этапы, свершенья –

Летопись наших побед.

Но за великими целями

Следует ли забывать

Важное: не разучились ли

Ближнего мы понимать?

Итак, мы начинаем. 70-е годы, обычный номер в провинциальной гостинице, утро, диалог двух командированных, оказавшихся по служебным делам в этом городе.

У. Подъем!

А. Выпить.

У. Выпить? Сколько хочешь.(Подает графин с водой)

А. (отстранил руку У.) Водки.

У. Так. Водку, значит, предпочитаешь?

А. Нету? Ничего? А деньги есть?

У. (бросает пиджак) Обследуй!

А. Тишина…А у тебя?

У. Ни копейки… Слушай, а где мой ботинок? Ты не знаешь? Куда он делся? Надо соображать. Хотя бы три рубля.

А. Три шестьдесят две.

Скрипка

А. А этому горя мало. Пилит и пилит.

У. А что ему делать? Артист. Обеспеченный человек. Туда провел – рубль, обратно – опять же рубль.

А. Надоел.

Женский смех

Вот еще тоже. Кобыла.

У. А тут парочка поселилась. Молодые. Веселые.

Скрипка.

А. Замолчит он или нет?

У. Слушай, может, он нам трояк даст? Ты иди к молодоженам, а музыканта я беру на себя!

А. Хрен с ним, попробую.

У. (набирает номер телефона) Товарищ скрипач? Доброе утро. Не дадите ли вы нам взаймы немного? Что? Понятно… Жлобина!

Стук в дверь. Входит Васюта.

В. Убирать будем?

У. Можно.

В. Какой день пьете?

У. Третий, Анна Васильевна. Третий.

В. В честь чего пьете? На что? На какие такие капиталы?

У. На свои, А.В,. на трудовые.

В. Господи! Что люди с деньгами делают! Я вот, к примеру, по копейке собираю, никак внучку одеть не могу, а вы на водку сотнями, сотнями фугуете. Зло меня берет.

А это что? Господи! Где это видано, чтобы ботинок в урну класть.

Входит А.

У. Анна Васильевна, вот посмотри на него, ведь он человек нездоровый. Больной…А.В., Спаси. Дай три рубля до завтра.

В. Нет, нет, не дам. Ни стыда у вас, ни совести. Сотнями швыряете, а просите у кого? Нет, не дам, и не просите! (Уходит)

У.А как соседи?

А. Держи карман шире. А этот?

У. То же самое.

Слышна скрипка.

А.Черепок раскалывается. (Стучит по столу 3 раза).

Входит Базильский.

Б. Что это значит? Зачем вы стучите?

А.Ваша музыка мне надоела.

Б. О! Так я вам помешал? Извините! Я мешаю вам орать, реветь, рычать, простите великодушно. А вчера вы даже визжали. Вот вы именно визжали. Это как вам удается, не понимаю…

А. Ваша музыка нам осточертела.

У. Здесь вам не Дворец культуры, здесь гостиница, здесь люди отдыхают, между прочим.

Б. Все. И больше чтоб - ни звука. Ясно?

А. Заводной мужик.

У. Видно, народ на него не ходит – деньга не идет.

А. Деньга есть. Жмется.

У. Неужели на свете нет добрых людей? (Распахивает окно) Смотри, сколько народу. Полная улица.

Музыка

Свадьба

Жених, невеста

Военный под ручку с женой, приглашенные.

(12 человек)

(После танца -2 куплета с проигрышем- кричит) Люди добрые! Помогите! Тяжелый случай! Безвыходное положение! Кто даст взаймы сто рублей?

У. Не шути, Федор Григорьевич.

Частушка.

Звонкий смех. Убегают.

А Гляди на них. Смеются…Вот они, твои люди добрые.

Стук в дверь.

Х. Добрый день. Это вы просили деньги? Я могу вам помочь.

У. Он предлагает на троих.

Х. Ничего подобного.

А. Слушай, друг,… Полезай ты хоть в самую свою душу, разве ты вырвешь оттуда хотя бы три рубля?

Х. (достает деньги) Вот держите… Можете не возвращать. До свидания. (Уходит).

А. Сколько?

У. Сто!

А. Погоди-ка.(Уходит).

У(пересчитывает деньги, рассматривает на свет).

Появляется Х., ведомый А.

А. Вот, забирай деньги, ну тебя к черту.

Х. Но ведь я их вам отдал.

А. А может, денежки вовсе не твои, а?

Х. А чьи они, по-вашему?

У. А они у вас не фальшивые?

Х. (положил деньги в карман). Я вижу, простое человеческое участие вам непонятно.

А. Слушай, объясни ты мне, признайся. А то ведь я спать не буду. Сто рублей просто так, за здорово живешь – ну кто тебе поверит, сам посуди…

Х. Я хотел вам помочь.

А. Врешь! Полотенце! (Скручивает руки Х.).

Х. Товарищи, в чем дело?

А. Откуда гроши, рассказывай! Где ты их взял? Украл?

У. Не крал он, видно, что не крал.

У. Откуда деньги? Скажешь или нет?

У. Не надо, Федя, Хуже будет.

Х. Развяжите или вы за это ответите.

А. Я тебя сейчас…

У. Слушай, давай его развяжем. Мало ли что? Пусть идет себе подальше…

А. Нет…Он мне расскажет…

У. А я тебе говорю…отпустим…

Борьба. Устают. Падают на кровать.

А. Фраер…Барбос…

У. Дурак ты, Федор Григорьевич…

У. Нарываешься сам не знаешь на что. (Поднимается, хочет развязать Х.)

Борьба.

А. Надо позвать людей. Пусть рассудят. (Выбегает в коридор)Граждане, помогите, если можете.

Входят все.

Б. В чем дело?

С. Что случилось?

В. Это что еще такое?

А. Садись, А.В., слушай. Садитесь граждане. (Угарову) Введи в курс.

У. Уважаемые соседи! Вы видите перед собой человека, который за полчаса истрепал нам все нервы.

Б. Покороче.

Х.Развяжите мне руки.

С. А почему он связан? Он что, преступник?

У. Может, и преступник, а может, и почище преступника.

А. В общем, дело такое. Тут я давеча шутки ради крикнул в окно, мол, граждане, займите сто рублей.

С. Мы слышали. По-моему, эта шутка возмутительная.

Б.Продолжайте.

А. Ну пошутил, и забыли мы это дело. Тут вваливается этот гусь…

У. Буквально нам незнакомый.

А.И говорит: «Это вы просили деньги?». Оставляет здесь эту сотню и уходит. Так или нет?

А. Ну, я его, конечно, волоку сюда.

У. А он нам – мораль. Помочь, говорит, хотел от всего сердца. Что же это такое, а? Рассудите, люди добрые.

С. М-да… Интересно…

У. Может, мы не понимаем, действительно. Он шофер, я добываю унитазы для родного города – может, мы жизни не понимаем?

В. Да он, поди, пьяный.

А. Трезвый он. Ни в одном глазу, в чем и дело.

Б. Подарить этим молодцам сто рублей? Загадочно…

С. Ну это вы напрасно. Что тут загадочного? жулик. Жулик, и только.

Ф. Зачем же ты так? Ведь неизвестно…

С. Что неизвестно? Неизвестны мотивы, недаром он их скрывает. Такую шутку может выкинуть только аферист, пройдоха, заведомо несерьезный человек. Словом, жулик.

В. Позвать администратора?

Б. А может быть врача? Вы уверены, что вы здоровы?..

Х. Я здоров, а вот с вами что, товарищи? Неужели вы не понимаете? У одного человека ни копейки, у другого червонцы. Второй дает первому, делится с ним. Это же так просто. Послушайте, все мы больше всего заботимся о себе. Но при этом нельзя вовсе забывать о других. Приходит час, и мы дорого расплачиваемся за свое равнодушие, за свой эгоизм. Это так, уверяю вас…

С. Бред. И притом религиозный. Бред и вранье.

Х. Да, сами-то вы никому не поможете.

Б. Непостижимо! В этом городе никто, кроме старух и вундеркиндов не просещает концертов. А интеллигентные люди вместо того, чтобы заботиться о культуре, пьют водку и стараются во что бы то ни стало удивить белый свет. Зачем вы это делаете? Для чего? Этим самым вы развращаете публику, понимаете вы это?.. Нет, не верю я в вашу доброту! Это чертовщина какая-то!

Х. Вот уж в самом деле: сделай людям добро, и они тебя отблагодарят.

С. Бросьте вы эти штучки. Кто вы такой, чтобы раскидываться сотнями? Толстой или Жан Поль Сартр? Ну кто вы такой? Я скажу, кто вы такой. Вы хулиган. Но это в лучшем случае.

В. Да откуда ты такой красивый? Уж не ангел ли ты небесный, прости меня, господи.

Б. Увы, с ангелом у него никакого сходства. Вы шарлатан. Или разновидность шарлатана.

Ф. А что, если в самом деле?.. Если он хотел им помочь? Просто так…

С. Не говори глупостей!

Ф. Почему ты на меня кричишь?

С. Потому что – не лезь куда не следует!

Ф. Слышите, я вам верю. Верю, что вы делаете это просто так…

С. Дура! Просто так ничего не бывает. И никогда! Запомни это!

Ф. И вы все так думаете?

В. А то как еще?

С. Не суйся ты со своей наивностью! Прошу тебя.

Ф. Значит, все, что ни делается, - все не просто так?

В. Все, милая, все – даже не сомневайся. И помощь, и участие –все не просто так. Уж любовь и та…

Ф. Что – любовь?

В. А то, милая, что любовь любовью, а, сама знаешь, с машиной-то, к примеру, муж лучше, чем без машины.

С. Замолчите!

В. А что, разве не правду говорю?

С. Чего вам тут надо?

В. Да я не вам говорю – ей. Пусть знает свое место. Вам же на пользу.

С. Заткнитесь вы, старуха!

В. А вы чего орете?

А. Смотри, агроном. Смущаешь ты людей…

С. Товарищи! Что здесь происходит? Это просто чудовищно! Мы же все перегрыземся. И все из-за него! Из-за него! Он провокатор! Он всех нас оскорбил! Оклеветал! Наплевал нам в душу! Его надо изолировать. Немедленно!

А. Пусть скажет сначала, зачем приходил.

У. Откуда деньги?

А. Зачем давал? За что?

Б.Вы можете назвать наконец истинную причину?

С. Говорите, черт возьми!

Все

Псих, пьяница, жулик, врешь, покалечу.

Б. Маньяк! Уж не воображаете ли вы себя Иисусом Христом?

Ф. Остановитесь! Опомнитесь!

Х. Чего вы от меня добиваетесь? Чего хотите?.. Сказать вам, что я зарезал?.. Ограбил?.. Убил?

С Не исключено. Я даже уверен, что мы раскрыли преступление. Позвонить в милицию- и дело с концом!

Б. Нет, нет, звоните в больницу. Это мания величия. Определенно. Он вообразил себя спасителем.

С. Справочное? Номер психбольницы. Спасибо.

Х. Хорошо, развяжите. Я все объясню. Я не намерен сидеть в сумасшедшем доме. Мне некогда. Я приехал сюда на неделю… В этом городе жила моя мать… Я не видел ее шесть лет… И эти шесть лет я ни разу ее не навестил. Ничем не помог… Все шесть лет я собирался отправить ей эти самые деньги. Я таскал их в кармане, тратил… И вот… теперь ей уже ничего не надо… И этих денег тоже. Я похоронил ее три дня назад. А эти деньги я решил отдать первому. кто в них нуждается больше меня… Остальное вам известно. Теперь, надеюсь, вы меня понимаете?

В. Господи, грех-то какой…

У. А мы-то, а? Нехорошо вышло.

Б. Простите, если возможно…

У. Вина…

Б. Это ужасно, ужасно. С нами что-то приключилось. Мы одичали, совсем одичали…

А. Прости, друг, не серчай.

У. Если б знали, какой разговор…

С. Извините, разумеется, Сегодня я в первый раз поссорился со своей женой. Перестань дуться. Как видишь, у товарища несчастье. Ну, извини меня. Ну не дуйся.

Ф. Не трогай меня, пожалуйста.

А. Пойми, браток, деньги, когда их нет, - страшное дело.

В. Бог с ними, с проклятыми. Где деньги, там и зло – всегда уж так.

У. Что поделаешь… За вашу маму… Так сказать за помин души… Извините.

Х. Да нет, товарищи, ничего, жизнь, как говорится, продолжается…

Куплет из песни про бродягу («По диким степям Забайкалья…»)

Сценарий
кино­квеста
«Вспоминайте меня весело…»,
посвящённого 80­летию со дня рождения А. Вампилова
МБОУ г. Иркутска СОШ № 5
13.00­13.30 Интерактив в фойе
Видеоролик «Александр Вампилов и Иркутск».
В фойе расположена выставка книг, посвящённая 80­летию со дня рождения А. Вампилова
(школьная библиотека). Заведующая библиотеки № 14 проводит викторину на любую тему,
связанную с жизнью и творчеством драматурга.
1. В каком районном центре Иркутской области родился Александр Валентинович
Вампилов?
а) Тулун
б) Куйтун
с) Кутулик
д) Култук
Ответ: с) Кутулик (по ­ бурятски ­ сумка)
2. Как назывался первый сборник рассказов Вампилова?
а) «Стечение событий»
б) «Стечение обстоятельств»
с) «Принятие обязательств»
д) «Использование доказательств»
Ответ: б) «Стечение обстоятельств»
3. На семинар драматургов ­ одноактников Вампилов представил однажды свою пьесу под
названием:
а) «Двадцать минут с чертом»
б) «Двадцать минут с дьяволом»
с) «Двадцать минут черт знает с кем»
д) «Двадцать минут с ангелом»
Ответ: д) «Двадцать минут с ангелом»
4. Под каким псевдонимом публикует Вампилов свои первые рассказы и очерки?
а) Ванин
б) Валин
с) Санин
д) Томин
Ответ: с) Санин
5. Как называется очерк, посвященный родному поселку, родной школе, друзьям?
а) «Как там наши тополя?»
б) «Как там наши березки?»
с) «Как там наши акации?»
д) «Как там все наши?»
Ответ: в) «Как там наши акации?»
6. Главную роль в фильме режиссера Мельникова «Старший сын», снятого по одноименной
пьесе, сыграл народный артист России:
а) Андрей Миронов
б) Вячеслав Тихонов
1

с) Евгений Леонов
д) Юрий Никулин
Ответ: с) Евгений Леонов
7. Героиня пьесы «Прошлым летом в Чулимске», по имени Валентина, на протяжении всего
действия чинит:
а) забор
б) крышу
с) ворота
д) калитку
Ответ: д) калитку, на вопрос, зачем она это делает, Валентина отвечает: «Чтобы
целая была»
8. Первая одноактная комедия Вампилова называлась
а) «Дом окнами в поле»
б) «Дом окнами в лес»
с) «Поле около дома»
д) «Крыша дома твоего»
Ответ: а) «Дом окнами в поле»
9. Известный в советском кино артист Олег Даль сыграл в фильме, снятом по «Утиной
охоте» Вампилова:
а) Официанта
б) Кузакова
с) Саянина
д) Зилова
Ответ: д) Зилова, главного героя пьесы
Победителю вручают приз в завершении всего мероприятия (на сцене зала). Приз вручает
заведующая школьной библиотеки (или библиотеки № 14).

Волонтёры проводят тестирование среди зрителей по биографии А. Вампилова (из трёх
вариантов в каждом вопросе выбрать правильный ответ).
Вопросы теста:
1. Год рождения А. Вампилова
А. 1927 г.
Б. 1931 г.
В. 1937 г.
2. В честь кого А. Вампилов назван Александром
А. Пушкина
Б. Грина
Б. Блока
3. В каком высшем учебном заведении Иркутска учился А. Вампилов?
А. Иркутский государственный университет
Б. Байкальский государственный университет экономики и права
В. Иркутский государственный университет путей и сообщения
4. Какой фильм по произведениям А. Вампилова вышел первым на экраны?
А. «Старший сын»
Б. «Прощание в июне»
В. «Отпуск в сентябре»
2

5. Какой театр в Иркутске носит имя А. Вампилова
А. музыкальный
Б. драматический
В. Театр юного зрителя
6. Где прошло детство Вампилова?
А. Иркутск
Б. Кутулик
В. Усть – Илимск
7. Что преподавали родители Вампилова в школе?
А. Русский язык и литературу
Б. Историю
В. Математику
8. Какое хобби имел Вампилов?
А. Охота
Б. Нумизматика
В. Рыболовство
9.О чём мечтал Вампилов?
А.О том, чтобы, его пьесы поняли и поставили на сцене
Б. Найти любовь всей своей жизни
В. Прославиться
10. Сколько детей было в семье Вампилова?
А. Один
Б. Три
В. Четыре
11. Кем мечтал увидеть отец своего сына?
А. Поэтом
Б. Писателем
В. Учёным
12. Расставьте произведения Вампилова по хронологии:
А. «Утиная охота»
Б. «Провинциальные анекдоты»
В. «Старший сын»
Г. «Прощание в июне»
Д. «Прошлым летом в Чулимске»
Е. «Дом, окнами в поле»
13. Назовите псевдоним Вампилова, которым он подписывался в первых своих
произведениях?
А. Лыжин
Б. Коньков
В. Санин
14. На каком факультете учился Вампилов?
А. Историко­филологическом
Б. Историческом
В. Филологическом
15. С каким из иркутских писателей на одном факультете учился Вампилов?
А. Б. Шугаев
3

Б. В. Распутин
В. П. Реутский
16. Какое здание было видно из окон общежития, где жил Вампилов (сейчас это улица
Чкалова)?
А. Детский сад
Б. Церковь
В. Планетарий
17. В каком городе продолжалось обучение Вампилова?
А. Прага
Б. Москва
В. Париж
18. Как литературоведы называли Вампилова?
«Великий писатель 20 века»
«Великий драматург 20 века»
«Великий актёр 20 века»
19. В каком году погиб А. Вампилов?
А.1962
Б.1972
В.1980
ПРОЛОГ
13.30­14.30 Кино – квест по творчеству А. Вампилова в актовом зале школы.
13.30 – 13.32. Звучит музыка Е. Крылатова из к/ф «И это всё о нём», и в это время на
экране видео плывущего в лодке Вампилова, в это время параллельно звучит
стихотворение Николая Рубцова, посвящённое Александру Вампилову (исполняет
учащийся 6 А класса Якутов Игорь):
Я уплыву на пароходе,
Потом поеду на подводе,
Потом ещё на чем­то вроде
Потом верхом,
Потом пешком
Пойду по улице с мешком
И буду жить в своём народе…
Далее на экране слайд – шоу фотографий разных лет.
В завершении номера на сцену выходят ведущие (Алёшин­Анпилогов Фёдор и Кардова
Ангелина).
На экране фотография А. Вампилова
Ведущий. Добрый вечер, уважаемые слушатели. Мы рады приветствовать вас в актовом
зале нашей школы. И сегодня мы с вами являемся участниками очень значимого события
для всех жителей Приангарья. В этом году мы широко отмечаем 80­летие Иркутской
области, 80 –летие со дня рождения выдающегося писателя Валентина Распутина и ещё
один важный юбилей – 80 лет со дня рождения ещё одного нашего прославленного земляка
– драматурга Александра Вампилова.
А сейчас со стихотворением Баяра Жигматова «Постоим на ангарской земле»
4

выступает учащаяся 5 Б класса Шинкарева Анастасия.
Сегодняшний кино – квест посвящён творчеству Александра Вампилова.
И мне приятно сообщить вам, что сегодня в зале находятся почётные гости:
библиотека № 14
Аплодисменты
В истории русской литературы Вампилов по праву занимает место в одном ряду с такими
драматургами как Гоголь, Островский и Чехов.
Ведущая. И сегодняшняя наша с вами встреча пройдёт в форме диалога и путь к нему мы
выбрали через проведения викторин, конкурсов, тестирований, чтобы как можно больше
именно от вас услышать о жизни и творчестве нашего земляка. В связи с этим в фойе была
организованна книжная выставка силами школьной библиотеки. Все желающие могли
поучаствовать в викторине и ответить на вопросы по творчеству Вампилова.
В фойе также проходило тестирование на знание главных событий в жизни и творчестве
Александра Вампилова. И нам приятно сообщить, что победителей Этих конкурсов и
дальнейших туров ждёт вознаграждение.
А сейчас мы посмотрим отрывок сценки из нерыцарских времен А. Вампилова под
названием «Свидание». Исполняют учащиеся 7 В класса Захаренко Петр, Карабутов
Кирилл, Овсянникова Валерия.
1ТУР
Ведущий. И продолжая разговор о творчестве Александра Вампилова, я думаю вы все со
мной согласитесь, что большинство из нас впервые познакомились с его творчеством
благодаря экранизациям его пьес.
И так. вашему вниманию представляем кино – квест, в котором вы станете
непосредственными участниками игровой программы на знание самых знаменитых фильмов
и внимание первый вопрос. Какая пьеса Вампилова начинается с эпизода: «На улице, у
автобусной остановки, в ожидании транспорта стоит Таня, девушка 19 лет, читающая
афиши. С ней настойчиво пытается познакомиться студент последнего курса, молодой
человек 24 лет. Вскоре он объясняет, что обещал явиться на свадьбу к другу с красивой
девушкой. Таня заинтригована, но всё же отказывает составить Коле компанию». Кто
скажет название фильма?.. Совершенно верно. Эта пьеса «Прощание в июне»…
Инсценировку эпизода по данной пьесе исполняют учащиеся 10 А класса Медведева
Виктория, Колесов Юрий, Алешин­Анпилогов Фёдор, Михаль Екатерина.
Я прошу подняться тех, кто дал правильный ответ…
На сцену поднимаются участники первого блока кино­квеста
На экране заставка – афиша фильма «Прощание в июне»
Ведущая В 2003 году по мотивам пьесы Александра Вампилова «Прощание в июне»
режиссёр Сергей Ломкин снимает фильм под одноимённым названием. Сама пьеса была
написана в 1964 году, а впервые опубликована в 1966­м. События фильма перенесены из
5

60­х годов в наши дни, что говорит об актуальность произведения. Герой фильма, молодой
человек, которого зовут… Подскажите мне пожалуйста:
А. Василий Букин
Б. Николай Колесов
В. Григорий Фролов
Ведущая Совершенно верно, главного героя зовут Николай Колесов. По сюжету Николай,
столкнувшись со сложными жизненными обстоятельствами, должен сделать выбор, от
которого будет зависеть его судьба и судьба близкого человека.
А теперь вопрос:
какой выбор должен был сделать герой фильма:
а. жениться
б. развестись
в. отказаться от любимого человека
Участники 1 тура отвечают на вопрос
Ведущая А теперь внимание на экран.
На экране видеоролик из фильма «Прощание в июне» ­ 3 мин. 4 сек.
Ведущая Правильный ответ ­ отказаться от любимого человека во имя карьеры.
Этот фильм об умении прощать, умении смирять свой эгоизм и о самопожертвовании. И к
нашему глубокому удовлетворению Герой делает правильный выбор.
Вручение приза победителю 1 тура
На экране – афиша квеста
Ведущий В самом наследии писателя – его ранних рассказах, публицистике, пьесах можно
обнаружить лишь косвенную связь с музыкой – она проявляется в ремарках, репликах,
беглых заметках или характеристике некоторых образов и носит, на первый взгляд,
формальный, случайный характер. В ремарках пьесы «Утиная охота», где траурная музыка
трансформируется в легкомысленную или причудливо чередуется с ней, ­ явное отражение
одного из известных и любимых Вампиловым произведений Берлиоза – его
«Фантастической симфонии», точнее – главной, сквозной темы, темы возлюбленной,
которая предстаёт сначала как лирический образ, а в финале приобретает гротескные
черты. Таких примеров можно привести очень немного.
Инсценировку из пьесы А. Вампилова «Утиная охота» исполняют учащиеся 11 класса
Ильин Андрей и Шишкина Екатерина.
2 ТУР
Заставка – афиша фильма «Отпуск в сентябре» по пьесе «Утиная охота»
Ведущая Кстати, фильм «Отпуск в сентябре» по пьесе Александра Вампилова «Утиная
охота» ­ один из шедевров режиссёра Виталия Мельникова. Снятый в 1979 году он восемь
лет, до самой перестройки пролежал на полке. И хочется так же отметить, что и для актёра
Олега Даля это была лучшая роль и очень жаль, что фильм вышел на экраны уже после
смерти актёра.
Образ героя фильма не вписывался в советскую конъюнктуру. Разве может герой быть
циником, выпивающим по причине «неудавшейся жизни» в кавычках, регулярно
изменяющий и устраивающий истерики своей долго терпящей кроткой жене Галине. К тому
6

же Зилов решает покончить жизнь самоубийством. Правда неизвестно: не играется ли он в
этот момент? Ведь звонит телефон и отвлекает Зилова от нелепой попытки.
Кто из присутствующих скажет, а как начинается эта история?
В зале отвечают и на вопрос и их приглашают на сцену.
Ведущий А теперь внимание на экран.
Видеоролик из фильма «Отпуск в сентябре» ­ 3. 30
Ведущий Итак, Зилову приносят траурный венок. Кто предложил отправить Зилову венок?
А. Саяпин.
Б. Кузаков.
В. Кушак.
, тому кто правильно ответил на вопрос
вручается жетон.
Ведущая Зилов запутался, заврался не видит ни цели, ни смысла в своем существовании.
Не рад ничему – ни ребенку, которого ждет его жена, ни новой квартире, ни творческой
работе. Привыкнув всегда делать выбор подлый, руководствуясь сиюминутными,
меркантильными выгодами, в конце концов, постепенно теряет ту главную нравственную
основу жизни, без которой все – ничто. Что это?
А. Отчуждённость от реальной жизни и погруженность в себя.
Б. Откровенный цинизм.
В. Раскаяние
Участники 2 тура отвечают
Ведущая Небесталанный Зилов - человек аморальный, потерявший ориентиры и от этого
бесконечно страдающий, непонимающий, что же с ним происходит. Не имея возможности
разобраться ни в себе, ни в своей жизни, устав от груза ошибок, вранья Зилов мечтает
побыть, наконец, один. Съездить на утиную охоту.
Так что же больше всего интересует А Вампилова в “Утиной охоте”?
А. Осмысление роли человека в обществе.
Б. Процесс нравственного разрушения человека.
В. Душевный идеализм героев.
Участники 2 тура отвечают на вопрос. Победителю 2 тура вручают приз.

Ведущий Репертуар серьёзных пьес у Вампилова составляли в основном переложения для
гитары, издававшиеся в популярной «Библиотечке гитариста» и других массовых изданиях.
Среди них особое место занимала испанская музыка. Многие сокурсники Вампилова
впервые именно от него услышали пьесы и имена малоизвестных в те годы композиторов и
исполнителей, таких как И. Альбенис, М. де Фалья, П. Сарасате, Ф. Таррега, А. Сиговия, Э.
Гранадос.Он мечтал овладеть хотя бы некоторыми элементами «фламенко» ­ стиля
характерного для испанской музыки. Вообще испанская тема – загадка Вампилова,
действительно, «откуда у парня испанская грусть?». Скорей всего её истоки – в ранней
юности, когда впервые в его руках ожила гитара, а нотные строки самоучителя и
популярных сборников, где печатались пьесы испанских авторов, превращались в
колоритные мелодии и причудливые ритмы. Первый творческий опыт не только приносит
радость, но и формирует пристрастия…
7

И сейчас прозвучит романс «Калитка» на стихи Александра Вампилова. Исполняет
учащийся 10 класса Воробьев Владислав.
Ведущая Прежде чем мы продолжим кино – квест, я хочу объявить победителей теста и
викторин, которые проходили в фойе.
Победителем конкурса на приз школьной библиотеки стал ___________________.
Победителем теста по биографии Вампилова стал ______________________.

3 ТУР
Ведущий (читая книгу). «Время действия 1970 год. Само действие происходит в таежном
райцентре ранним летним утром. Валентина, стройная миловидная девушка лет
восемнадцати, направляется в чайную, где она работает, а по дороге осматривает
палисадник перед домом: опять доски из ограды вынуты, калитка сорвана. Она вставляет
доски, расправляет примятую траву и принимается чинить калитку. На протяжении всего
действия она делает это несколько раз, потому что прохожие почему­то предпочитают
ходить напрямик, по газону, минуя калитку». Я уверено, что многим из вас знакома пьеса.
Это… Совершенно верно – это пьеса «Прошлым летом в Чулимске».
На экране заставка – афиша из фильма «Валентина» по пьесе «Прошлым летом в
Чулимске)
Ведущая Что ответила героиня пьесы, когда ей сказали, что это напрасное занятие. Что на
это ответила Валентина?
А. Мне всё равно нечем заняться
Б. Мне отец наказал
В. Когда­нибудь они обязательно поймут и будут ходить по тротуару
Участники тура отвечают
Ведущий Валентина тайно влюблена и совершенно случайно признаётся в своих чувствах
человеку, который даже не мог и предположить… Что там предположить! Ему в это
трудно поверить! Но тут же вдруг начинает испытывать к девушке нечто особенное: она
вдруг становится для него, как он говорит случайно подслушавшей их беседу аптекарше
Кашкиной, что она для него стала, внимание:
А. «лучом света из­за туч»
Б. «лучом света в тёмном царстве»
В. «лучиком надежды»
Участники отвечают на вопрос
Ведущая И отсюда вытекает следующий вопрос. Как звали персонаж, для которого вдруг
Валентина стала «лучом света из­за туч»:
А. Пашка
Б. Шаманов
В. Мечеткин
Участники отвечают на вопрос
Ведущий Пашка тоже испытывает чувства к Валентине, как ему кажется он её любит и
хочет на ней женится. Для него серьёзным соперником является Шаманов. Явившемуся с
угрозами Пашке Шаманов советует пойти остудить голову, между ними завязывается
8

ссора. Шаманов явно хочет скандала, он протягивает Пашке свой пистолет и нарочно
дразнит его, сообщая, что у них с Валентиной на десять часов назначено свидание и что
любит она его, Шаманова, а Пашка ей не нужен. Пашка в ярости нажимает курок
пистолета. И что происходит дальше?
А. Осечка
Б. Пашка ранит Шаманова
В. Шаманов убивает Пашку
Участники тура отвечают на вопрос
Ведущая А правильный ответ на вопрос мы сейчас узнаем. Внимание на экран.
Видеоролик из фильма «Валентина» по пьесе «Прошлым летом в Чулимске» – 3
мин. 28 сек.
Ведущая Это был фрагмент из фильма «Валентина» по пьесе «Прошлым летом в
Чулимске» режиссера Глеба Панфилова, в роли Шаманова – Радион Нахапетов и как вы
все уже поняли правильный ответ ­ осечка.
Победителю 3 тура вручается приз.
Стихотворение народного поэта Бурятии Андрея Румянцева «Я скачу на коне…»
читает ученица 5 Б класса Юдашева Наргиза
4 ТУР
Заставка – афиша фильма «Старший сын»
Ведущая Фильм "Старший сын" по одноимённой пьесе А. Вампилова – стал шедевром
мирового кинематографа, кто впервые увидит этот фильм уже никогда не забудет
фантастическую игру Евгения Леонова. Я думаю, что именно поэтому с 1975 года никто из
кинорежиссёров не пытался что называется переснять сюжет.
А скажите мне, пожалуйста, “Старший сын” ­ это по жанру
А. Случай,
Б. Парадокс.
В. Анекдот.
В зрительном зале отвечают на вопрос. Те, кто правильно ответил поднимаются на
сцену
Ведущий Напоминаю, в чём заключается анекдотичность ситуации.
Двое незадачливых молодых людей - студент Владимир Бусыгин и его случайный
приятель Семён Севостьянов по прозвищу Сильва - провожают двух девушек, с которыми
только что познакомились в кафе, домой в пригород, в надежде на продолжение
отношений. Получив отказ, бегом возвращаются на вокзал - и опаздывают на последнюю
электричку. Оказавшись холодной осенней ночью в чужом городке, они пытаются
напроситься к кому­нибудь переночевать, но безуспешно. В одном из окон они видят отца и
сына, бурно выясняющих отношения. Владимиру, случайно подслушавшему разговор,
приходит в голову авантюрная идея - назваться внебрачным сыном хозяина квартиры и,
таким образом, решить проблему с ужином и ночлегом.
9

А теперь внимание – вопрос: кто придумал версию, что Андрей Григорьевич Сарафанов ­
отец Бусыгина?
А. Бусыгин.
Б. Сильва.
В. Сарафанов.
Участники тура отвечают, получает жетон тот, кто правильно ответил
Ведущая Сарафанов ­ это...
А. Сохранивший детскую душу человек.
Б. Неудачник.
В. Состоявшийся музыкант.
Участники тура отвечают на вопрос
Ведущий Андрей Григорьевич Сарафанов, музыкант­кларнетист (играет в клубе на танцах
и в кинотеатре перед сеансом), добрейшей души человек, воспитавший без жены своих
двоих детей, признаёт в неожиданном госте своего внебрачного сына. Реакция его так
искренна и трогательна, что во Владимире пробуждается совесть. Кроме того, сам он рос
без отца, и отношение Сарафанова заставляет его невольно проникнуться взаимными
чувствами. Он не может обманом отвечать на столь безграничное доверие и неожиданно
понимает, что проблемы этой семьи, о существовании которой он вчера ещё и не
подозревал, ему небезразличны.
Но всё же Владимир вынужден во всём сознаться. Однако искренне полюбив своего
«старшего сына», Андрей Григорьевич прощает обман: «Вы все мои дети, потому что я
люблю вас. Плох я или хорош, но я люблю вас. А это - главное». На прощание Андрей
Гаврилович дарит подарок своему «старшему сыну». Что это за подарок?
Участники отвечают
Ведущая. Внимание на экран.
Видеоролик из х/ф «Старший сын» ­ 5 мин.30 сек.
Ведущая (на реплике Сарафанова «Надо распахнуть окна») Победителем 4 тура кино –
квеста стал(ла) участник, который сказал шкатулка.
Награждение победителя 4 тура
Ведущий Наш вечер, посвященный 80­летию А. Вампилова подходит к концу. И мы хотели
бы подытожить его стихотворением автора многих книг об Иркутске и иркутских
писателях.
Стихотворение Петра Реутского «Вспоминайте меня весело» исполняет учащийся 7 В
класса Захаренко Петр.
Ведущая Мы благодарим всех, кто принял участие в нашей программе. За неоценимую
помощь в создании сценария к мероприятию отдельную благодарность мы выражаем
филармонии г. Иркутска. А также говорим «спасибо» нашим друзьям и помощникам,
библиотеке № 14.
Ведущий Читайте и перечитывайте Александра Вампилова… До свидания, до новых
встреч!
10

Награждение грамотами участников вечера.
11

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Каменская средняя общеобразовательная школа»

(1930-1938)

Сценарий составлен:

Педагогом-библиотекарем

Вантеевой Еленой Николаевной

МБОУ «Каменская СОШ»

Боханского района Иркутской области

Оборудование- компьютер, мультимедиа, презентация.

Цель - познакомить уч-ся с жизнью и тв-вом драматурга.

Воспитывать чувство прекрасного.

Ведущий 2 : Добрый день, дорогие друзья сегодняшний наш вечер посвящен замечательному сибирскому драматургу Александру Валентиновичу Вампилову. В нескольких словах мы постараемся рассказать о его жизни и творчестве.

Посредине лужка,

Будто в горнице без потолков,

Мы стелили постель

На зеленой траве непримятой.

Верховик над Байкалом

Кружил паруса облаков,

С огородов за пряслами

Пахло укропом и мятой.

Жизнь казалось безбрежной,

Как в этой тиши небеса,

А земля, где мы жили,-

Домашней и теплой такою.

Лишь о будущем речи

Туманили дымкой глаза,

И рождали надежды,

И сердце лишали покоя.

На Иркутском погосте

Сегодня такая же тишь…

И, сквозь толщу земли.

Наблюдая живые созвездья,

Ты листвою зеленой

Со мною всю ночь говоришь

О коварстве и счастье дороги

Что выбрали вместе

Ведущий 1 : 19 августа 1937 года в Кутулике родился великий сибирский драматург Александр Вампилов. Так гласит официальная легенда. А как было на самом деле? И спросим мы об этом у Сержены Валентиновны Вампиловой

Сержена Валентиновна : Хороший вопрос. В печати на этот счет допускаются неточности, и я рада внести ясность. Перед появлением Саши на свет папа перевелся в Аларскую школу. Здесь была больница, но ее в то лето закрыли на ремонт. И папа увез тетю Таю в роддом в Черемхово. Здесь Саша и появился. Я думаю, что родным для него местечком можно считать и Аларь. Сюда его привезли из роддома. Здесь он, пятимесячный, лежал в колыбели, когда отца арестовали.

Ведущий2 : И так мы знаем как родился Александр. В этот год вся страна говорила о Пушкине, убитом ровно 100 лет назад. Имя поэта было светлой темой года, и как же еще мог назвать мальчика учитель- словесник, чтобы оградить его и ободрить этим светом, если не Александром.

Ведущий1 : Но в семье Вампиловых таится еще одна загадка- это смерть отца. Только весной 1991 года стало известно об истинном положении дел. 22 февраля 1938 года был проведен только один единственный допрос. А 27 февраля был вынесен приговор: расстрелять с конфискацией имущества и 5 марта приговор был приведен в исполнение.

Ведущий 2 : Сам Александр знал об отце так мало. Но было ясно, что жестокая несправедливость, осознанная еще в детстве, сиротство, совпавшее к тому же с тяжелыми годами войны, людское отчуждение, окружавшее семью «врага народа»,- все это оказало влияние на нравственное формирование Вампилова, на его характер.

Ведущий1: И все же детство у Саши было. Как многие его сверстники он играл в футбол во дворе, учился играть на гитаре, которая досталась ему от прадеда, участвовал в спектаклях школьного театра.

Ведущий 1: Любовь к театру и литературе Александру привила ему бабушка Александра Медведева, воспитанница Иркутского епархиального училища.

Ведущий 2: в 1955 году Александр поступил в Иркутский университет на историко-филологический факультет. В университете он с первого же курса затеял театр и скоро уже репетировал с товарищами чеховскую «Свадьбу» и купался в роли Апломбова.

Ведущий 1 : Самым любимым поэтом Александра Вампилова был Есенин. Вот как об этом вспоминает однокурсник Вампилова сибирский поэт Андрей Румянцев

Александр Румянцев: как-то, на уборке урожая, мы уже легли спать и Саня спросил, знает ли кто-нибудь поэта Сергея Есенина. Все только слышали его имя, а стихов не читали. По тем временам это было не удивительно книг Есенина в школьных библиотеках не держалось, его творчество не изучалось. В темноте притихшего дома Саня начал читать по памяти:

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда

Александр Румянцев: Он читал негромко и просто, будто сообщал близкому человеку что-то необходимое. Нам открывалось что-то хрупкое, нежное и доверчивое. Никто не торопил чтеца, когда он заканчивал одно стихотворение и подбирал в уме другое. Никто не задавал ему вопросов. Мы были ошеломлены тем, что прошли мимо такого поэта, что есть среди нас, вчерашних школьников человек, открывший заповедную есенинскую страну.

Ведущий2: Во время учебы в университете Александр Вампилов сочинил романс на есенинское стихотворение. Под аккомпонимент оркестра Сашино сочинение часто исполнялось на концертах.

Звучит романс «Вечером синим, вечером лунным»

Ведущий2: До 3 курса Вампилов писал стихи. Несколько из них сохранилось и теперь опубликовано. Оставив в стороне их несовершенства, мы можем убедиться, что молодые чувства и размышления выражались Вампиловым негромким словом, с благодарной сдержанностью и душевной чистотой.

Что неприветливо, широкий дол, шумишь

Не можешь мне простить разлуки?

Что не хранят, чего не помнят люди,

То, вечный, ты и помнишь, и хранишь.

Я навсегда в твоих лугах бескрайних,

Я навсегда в твоих лугах густых

И после всех дорог судьбы-

Случайных,

Извилистых, запутанных, крутых-

Последняя дорога мне прямая-

Сюда, чтобы спокойно умереть…

Ведущий 1: Едва ли найдется в студенчестве день, прожитый Вампиловым без музыки. Бетховен, Моцарт, Верди были постоянными спутниками Александра. У Саши была небольшая фонотека симфонической, камерной и оперной музыки постоянно пополняемая. С первого же курса он начал покупать пластинки с классикой, тратя последнее. Вспоминает однокурсник Вампилова, Владимир Мутин:

Владимир Мутин: Александр жил за Ангарой, не в общежитии, а с матерью и братом, в предместье Глазково, часто на чай или застолье собирались у него. Вот тогда-то всю ночь звучал «Людвиг Иванович», так мы называли Бетховина.

Звучит музыка Бетховена

Ведущий 2 : Бетховенская музыка не раз наталкивала Вампилова на размышления о жизни и искусстве. Из записной книжки Вампилова.

Бетховен не повторяется, чем дальше мы от Бетховена, тем больше человек будет становиться животным, хоть и еще выше организованным. В будущем человек будет представлять из себя сытое, самодовольное животное, безобразного головастика, со сказочным удобством устроившегося на земле и размышляющего лишь о том, как бы устроиться еще удобнее. Время Пушкиных и Бетховеных будет рассматриваться как детство человечества. Головастик скажет: «Как ребячились люди! Занимались какой-то поэзией, как это…музыкой. Что это такое? И зачем она им понадобилась?»

Ведущий 1: В университете был создан оркестр народных инструментов. С первого до четвертого курса Александр играл в нем на домбре. Вспоминает А.Румянцев.

А.Румянцев: Главным же в Сашином репертуаре были старинные романсы. В минуты пения темно-карие глаза его обретали сосредоточенность и тревожную глубину, в которой, кажется, помещались особое знание, особая мудрость и ранняя, все омывающая печаль.

Ведущий 2: В записной книжке Вампилова есть признание «Не искушай»- неотразимый романс Глинки». Но щемящее трогали его сердце и другие романсы, которые он любил и исполнял: «Я встретил вас», «на заре ты ее не буди» и др.

Звучит романс

Ведущий 1: Разносторонне одаренным был Александр, но все же главным в его творчестве была драматургия. Его сценки и зарисовки, написанные порой прямо на лекциях охотно, печатают университетская многотиражка и газета «Советская молодежь». Еще учась в университете его приглашают в штат «Молодежки». Вскоре после окончания университета в 1961 году вышел первый сборник «Стечение обстоятельств» под псевдонимом А.Санин, словно предчувствуя, что фамилия ему понадобится для другого- для главного его дела.

Ведущий2 : О чем только не приходилось писать журналисту А.Вампилову. О строительстве Чунского деревообрабатывающего комбината, о колхозах и совхозах. Газета, как известно, не очень-то позволяет выбирать тему, но если хоть какая-то возможность выбора появлялась, то он отдавал предпочтение темам острым, ситуациям конфликтным, характерам и судьбам неординарным.

Ведущий1: Значительно свободней стал распоряжаться Вампилов своим временем, когда его назначили ответственным секретарем. Вспоминает коллега по работе Сергей Иоффе.

Сергей Иоффе: Первые свои пьесы Вампилов обдумывал, если можно так сказать, на людях. Ему нужна была эта «обкатка» в кругу товарищей. Со временем у Вампилова стала исчезать эта потребность советоваться с товарищами, он все уверенней чувствовал себя, становился мастером, профессионалом.

Ведущий 2 : Пьесы А.Вампилова долго не признавали. Почти каждая пьеса становилась доступной читателю лишь через несколько лет после написания. Но все же ему удалось увидеть свои пьесы на сцене. «Старший сын» в Иркутском драматическом театре, «Провинциальные анекдоты» в Ленинграде и др.

Ведущий 1: Сейчас почти по всем пьесам Вампилова сняты фильмы, в которых играют замечательные актеры Е. Леонов, М.Боярский, Н.Караченцев и др. Его произведения известны и любимы, но каких трудов стоило их вывести на большой экран. Вспоминает режиссер Георгий Товстоногов.

Георгий Товстоногов: Вампилову было дано удивительное чувство театра, особый дар театрального мышления, когда театр понимается как действо... Его герои, словно выпущенные на волю, начинают двигаться по законам, как будто от автора не зависящим. Вместе с тем в его пьесах, при всей узнаваемости происходящего, возникает особый вампиловский мир, со всей определенностью обозначенный художником. Именно это – отсутствие авторской преднамеренности, сочетание собственного видения с точностью жизненных наблюдений- отличает искусство Вампилова.

Ведущий 2: Не долгой была жизнь замечательного драматурга. Несчастный случай прервал жизнь молодого таланта.

Ведущий 1: Александр Вампилов и его жена Оля долгое время мечтали купить дом на берегу Байкала. Летом 1972 года подвернулся небольшой, но добротный дом хозяева сначала согласились, а потом передумали. Вспоминает Сергей Иоффе.

Сергей Иоффе: В город по делам собрался Борис Лапин, дача которого метрах в двухстах от моей.

Зайди к Сане- попросил я его- скажи что с домом ничего не выходит, пусть не едет, расстроится только. Позднее я узнал, что Лапин отыскал Вампилова, сообщил ему новость, но Саня, посокрушавшись, решил:

Все же съезжу. А вдруг?...

Как видно, ничего уже нельзя было изменить, события развивались с неодолимой последовательностью: и лодка Пакулова стояла готовой к поездке на тот берег, в Листвянку, и коварный топляк дрейфовал где-то поблизости… «Аннушка уже пролила масло»- эта фраза из обожаемого Саней Булгакова приходит мне на память, когда я снова и снова возвращаюсь в те августовские дни.

Ведущий 1: Он погиб 17 августа 1972 года не дожив до своего тридцатипятилетия всего один день. Вспоминает Андрей Румянцев.

Андрей Румянцев: Часто приводят слова, в которых он предугадал свою судьбу: «Я смеюсь над старостью, потому что я старым не буду.» Мне же более провидческой и страшной кажется фраза из его блокнота, стоящая особняком «Могильная, черная темнота воды».

Ведущий 2: Так закончилась жизнь замечательного драматурга, но его произведения живут. Душа Вампилова всегда будет рядом с нами, пока живут и радуют его творения.

Ведущий 1: А сейчас мы предлагаем посмотреть сценку из нерыцарских времен «Свидание»