Характеристика хора. Типы хоров. Количественный состав хора. Женский, мужской, смешанный хоры и их состав

Раздел І

ХОРОВОЙ КОЛЛЕКТИВ

Хоровое пение – массовое демократическое искусство. Оно способствует музыкально-эстетическому воспитанию не только самих участников хорового исполнительства, но широких масс слушателей.

Хор – это коллектив организованных и объединенных общими целью и задачами певцов, способных в своем исполнении воссоздать хоровую партитуру различной трудности и различных музыкальных жанров от простейшей народной песни до сложнейших произведений хоровой литературы.

Хор – это организованный коллектив поющих людей, в котором обязательно должно быть несколько различных групп голосов, называемых партиями. Партии группируются по характеру звучания и диапазону голосов.

Нередко каждая партия делится на две группы, такое деление называется divisi.

Типы хоров

В зависимости от состава певческих голосов хоры подразделяются на два типа: однородные и смешанные. Однородные – это детские, женские, мужские хоры. Смешанные – это хоры включающие женские и мужские голоса. Разновидностью смешанного типа является хор, в котором партии женских голосов исполняют детские голоса. К типу смешанных хоров относятся также юношеские и неполные смешанные хоры.

Детский хор. Все детские хоры по возрастному признаку разделяются на три группы: младший хор, средний хор и старший хор.

Младший хор. Основу репертуара этого хора составляют народные песни, детские песни современных композиторов, несложные образцы произведений белорусских, русских и зарубежных классиков. Звук младшего хора отличается легкостью, звонкостью, небольшой силой громкости. Диапазон хора ограничен пределам первой и началом второй октавы. Голоса младших школьников не имеют ярко выраженного индивидуального тембра. Между голосами мальчиков и девочек еще нет существенного различия.

Средний хор. Участникам этого коллектива доступен более сложный по художественно-выразительным средствам репертуар. В программу включаются произведения двухголосные. Рабочий диапазон среднего хора: до 1 – ре 2 , ми 2 . Звук этого хора характеризуется уже большей насыщенностью.

Старший хор. Сила звука старшего хора может достигать по необходимости большой насыщенности, динамической напряженности и выразительности. Но часто пользоваться этим не следует в целях охраны детского голоса. У мальчиков в возрасте 11-14 лет, у которых еще не появились признаки мутации голос звучит наиболее ярко, с тембровой окраской грудного звучания. У девочек того же возраста начинает появляться тембр женского голоса. В репертуарный план данного хора включают двух-трехголосные произведения с сопровождением и a`cappella. Рабочий диапазон партии сопрано: ре 1 , ми 1 – ре 2 , фа 2 ; альтов: си мал – до 2 , ре 2 .

Женский хор. Это коллектив, обладающий большими исполнительскими возможностями, широким диапазоном. Рабочий диапазон хора: соль мал., ля мал. – фа 2 , соль 2 . Репертуар для таких коллективов в хоровой литературе обширен, разнообразен по стилю, образам, исполнительской манере.

Надо отметить, что профессиональных академических женских хоров нет. Но их довольно много в художественной самодеятельности, в специальных музыкальных учебных заведениях.

Мужские хоры . Звучание мужского хора характеризуется своеобразными оттенками тембровых красок, широким диапазоном динамических нюансов. Наибольшая и ведущая голосовая нагрузка в таком коллективе приходится на партию теноров. Рабочий диапазон мужского хора: ми больш – фа 1 , соль 1 . Произведения для мужского хора существуют самые разнообразные, богата ими и оперная литература.

Смешанные хоры . Характеризуются наличием женских (сопрано и альты) и мужских (тенора, басы, баритоны) голосов. П.Г. Чесноков называл этот тип хора наиболее совершенным. Этот коллектив обладает уникальными художественно-исполнительскими возможностями. Рабочий диапазон: ля контрокт – си 2 . Хоровая литература богата самыми различными по содержанию, стилю, средствам хоровой выразительности произведениями для смешанного хора.

Юношеские, неполные смешанные хоры. Считаются коллективы, в которых принимает участие старшие школьники – юноши и девушки, учащиеся 9-11 классов. Причем в школьных хорах все юноши чаще поют в унисон (в силу физиологических возрастных изменений происходящих в их голосовом аппарате). Если в хоре есть женские голоса – сопрано, альты и одна мужская унисонная партия, то такой юношеский хор можно считать неполным смешанным хором.

Хоры состоящие только из девочек-старшеклассниц называют хором девушек или женским хором.

При объединении юношеской группы певцов с детскими голосами мальчиков создается уникальный коллектив, способный исполнять разнообразную и довольно сложную программу, предназначенную для смешанных хоров.

Хоровые партии

Основу коллектива составляют хоровые партии, каждая из которых характеризуется только ей присущими тембровыми особенностями, определенным диапазоном, художественно-исполнительскими возможностями.

Хоровые партии детского хора

Детские голоса младших и средних возрастных групп (7-10 лет), как правило, не подразделяются на хоровые партии по каким-либо тембровым или диапазонным особенностям. В большинстве случаев хор просто делят на две примерно равные половины, где первая группа поет верхний голос, а вторая – нижний.

Хоровые партии старшего хора (11-14 лет). Старший школьный хор чаще состоит из двух хоровых партий – сопрано и альтов. Рабочий диапазон сопрано до 1 , ре 1 – ми 2 , соль 2 . Голос у девочек отличается легкостью, подвижностью. В партию сопрано зачисляются и мальчики., которые могут легко брать высокие звуки названного диапазона.

В партию альтов направляются учащиеся, у которых более насыщено звучит нижний регистр. Их диапазон: ля мал. – ре 2 . При комплектовании той или иной партии в старшем хоре необходимо тщательно проверять каждого участника, выявлять его диапазон, характер звукообразования, тембровую окрашенность, характер дыхания.

Хоровые партии взрослого хора

Партия сопрано . Рабочий диапазон ми бемоль 1 – ля 2 . Сопрановой партии в хоре чаще других приходится исполнять основной мелодический голос. Верхний регистр у сопрано звучит ярко, сочно, выразительно. В среднем регистре голос сопрано отличается легкостью и подвижностью, нижний регистр более приглушенный. Партия сопрано может делиться на две группы (сопрано первое, сопрано второе).

Партия альтов чаще выполняет гармоническую функцию. Рабочий диапазон фа мал. , соль мал. – до 2 , ре 2 . Комплектование альтовой хоровой партии очень сложная задача, так как настоящие низкие женские голоса встречаются редко. В альтовую партию зачисляются певцы, которые без напряжения могут исполнять нижние звуки альтового диапазона.

Партия теноров. Рабочий диапазон до мал. , ми мал. – соль 1 , ля 1 . Крайние звуки названого диапазона используются в хоровой литературе редко. Верхний регистр у теноровой партии звучит ярко, выразительно, с большой силой. Особенностью, расширяющей диапазон партии, является наличие у теноров фальцета, позволяющего исполнять легким звуком верхние звуки диапазона и звуки среднего регистра, окрашивая их особым тембром. Теноровой партии часто поручается основная тема произведения, нередко тенора дублируют партию сопрано; много примеров когда тенора исполняют звуки гармонического сопровождения.

Теноровая партия обычно записывается в скрипичном ключе, а звучит - октавой ниже. Иногда она нотируется в басовом ключе и в этом случае звучит так, как написана.

Партия басов . Составляет основу хоровой звучности, ее «фундамент». Рабочий диапазон фа больш. , ми больш. – до 1 , ре 1. . Наиболее выразительно звучит партия басов в среднем и высоком регистрах.

Партию басов делят на две группы: баритоны и басы. Особую редкость и ценность для хора представляют певцы третьей группы низких хоровых мужских голосов – октависты. Наличие в коллективе одного, двух октавистов значительно расширяет исполнительские возможности хора.

Виды хоров

Вид хора определяется количеством самостоятельных хоровых партий. По видам хоры бывают:

Расстановка хора

Хоры на сцене и на репетиции располагаются по хоровым партиям. Родственные партии в смешанном хоре объединяются: высокие женские и высокие мужские голоса – сопрано и тенора, низкие женские и низкие мужские голоса – альты, баритоны, басы.

Схемы нескольких традиционных способов расположения хоров различных типов.

Детский или женский хор:

Сопрано II

Сопрано I

сопрано I

Сопрано II

Сопрано II

Сопрано I

Инструмент, если хор исполняет репертуар с сопровождением фортепиано, ставится слева от дирижера.

Мужской хор:

Баритоны

Баритоны

Октависты

смешанный хор:

Приведенные схемы расположения хоров иногда меняются в зависимости от акустических условий концертного зала, задач репетиции, творческого поиска.

Количественный состав хоровых коллективов

По количеству певцов, участвующих в хоре, коллективы бывают Малые, Средние и большие. Наименьший состав для каждой хоровой партии – три человека. Смешанный хор, в каждой партии которого наименьшее число певцов (три – сопрано, три – альта, три – тенора, три – баса), будет состоять из 12 человек. Такой коллектив, по Чеснокову П.Г. считается малым по своему составу и может исполнять произведения строгого четырехголосного письма.

В настоящее время появились некоторые изменения в практике хорового исполнительства. Хоровой коллектив от 25 до 35 участников с примерно равным числом певцов в каждой партии считается хором малого состава, или камерным.

Хоры средних составов насчитывают от 40 до 60 участников; они наиболее распространены среди детских, юношеских, женских и смешанных хоров художественной самодеятельности.

Хоры свыше 60 участников, являются большими.

Создавать хоры свыше 80 – 100 человек считается нецелесообразным. Хору такого состава очень трудно добиться высокой художественно-исполнительской гибкости, подвижности, ритмической слаженности и ансамблевой слитности.

Другое дело, сводные хоры, имеющие иные, чем солирующие коллективы, функции и творческие задачи. Сводные хоры организуются по определенному торжественному случаю и могут объединять в своих рядах от 100 до 1 тыс. и более участников.

Вопросы к семинарским занятиям

  1. Хор как творческий коллектив.
  2. Типы хоров и их характеристика.
  3. Хоровые партии различных типов хоров.
  4. Виды хоров.
  5. Расстановка хора.
  6. Количественный состав хоровых коллективов.

Литература

  1. Абелян Л., Гембицкая Е. Детский хор института художественного воспитания АПН СССР. – М., 1976.
  2. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе. – М., 1984.
  3. Дмитревский Г. Хороведение и управление хором. – М., 1948.
  4. Егоров А. Теория и практика работы с хором. – М., 1954.
  5. Краснощеков В. Вопросы хороведения. – М., 1969.
  6. Попов С. Организационные и методические основы работы самодеятельного хора. – М., 1957.
  7. Пигров К. Дирижирование хором. – М., 1964.
  8. Птица К. Мастера хорового искусства в Московской консерватории. – М., 1970.
  9. Птица К. Работа с детским хором. – М., 1981.
  10. Соколов В. Работа с самодеятельным хором. 2-е изд. – М., 1983.
  11. Струве Г. Школьный хор. – М., 1981.
  12. Чесноков П. Хор и управление им. – М., 1961.

Основные вопросы.

I .1) Определение хора видными мастерами хорового искусства.

2) Направления в хоровом исполнительстве.

3) Вид хора.

4) Численность состава хоров.

II . Типы хора.

III . Расстановка хорового коллектива.

Цель: Определить значение расстановки хорового коллектива для наиболее благоприятного звучания хорового произведения, в связи с типом и видом хора.

Определение хора видными мастерами хорового искусства

А. А. Егоров («Теория и практика работы с хором»): «Хором называется более или менее многочисленная группа певцов, исполняющих вокально-хоровое произведение. При этом каждая партия поется несколькими однородными голосами. Этим хоровой коллектив, как вокальная организация, значительно отличается от камерного вокального ансамбля (дуэта, трио, квартета и т.д.), в котором каждая отдельная партия всегда поручается только одному исполнителю. Наиболее типичным, чистым видом хорового коллектива является хор a cappella, т.е.коллектив, поющий без инструментального сопровождения. Другой вид хорового коллектива – хоровой коллектив с сопровождением фортепиано, ансамбля инструментов или же оркестра – является уже не вполне самостоятельным: он делит свои исполнительские задачи с инструментальным сопровождением.

Хоровой коллектив a cappella - это своеобразный вокальный оркестр, который на основе синтеза звука и слова передает своими богатыми красками художественные образы музыкального произведения».

В. Г. Соколов («Работа с хором»): «Хором называется такой коллектив, который в достаточной мере владеет техническими и художественно-выразительными средствами хорового исполнения, необходимыми для передачи мыслей, чувств, идейного содержания, которые заложены в произведении».

П. Г. Чесноков («Хор и управление им»): «Хор a cappella представляет собой полноценное объединение значительного числа человеческих голосов, способное передавать тончайшие изгибы душевных движений, мыслей и чувств, выраженных в исполняемом сочинении. Хор – это такое собрание поющих, в звучности которого есть строго уравновешенной ансамбль, точно выверенный строй и художественные, отчетливо выработанные нюансы».

Заметим, что Чесноков относит нюансы к элементам хоровой звучности, трактуя это понятие шире, чем подвижная динамическая шкала. Нюансы, по Чеснокову, охватывают средства музыкально-хоровой выразительности – особенности ритма, темпа, агогики, дикции и д.р., в связи с их динамическими изменениями.

Хор – понятие чрезвычайно емкое. Оно обычно рассматривается как музыкально-певческий коллектив, деятельностью которого является творческий процесс хорового музицирования (или хорового исполнительства). В этом контексте хор – вокально-исполнительский коллектив, объединенный и организованный творческими целями и задачами. Принцип коллективного начала обязателен для всех участников хора и должен быть выдержан на любом этапе работы хора. Хор – это большой по количеству участников вокальный ансамбль, состоящий из хоровых партий. Базисная основа каждой хоровой партии – унисон, предполагающий полную слитность всех вокально-хоровых компонентов исполнения – звукообразования, интонации, тембра, динамики, ритма, дикции, иначе говоря, хор – это ансамбль вокальных унисонов. Хоровое исполнительство выражении двумя формами музицирования – пение без сопровождения (a cappella) и пение с сопровождением. В зависимости от способа интонирования – в натуральном или темперированном строе – повышается роль интонации. Точное интонирование (строй) и сбалансированное звучание (ансамбль) в хоре – основные условия его профессионализма. Слаженный хоровой коллектив всегда воспринимается как вокальный оркестр, состоящий из человеческих голосов, а потому требует к себе постоянного и систематического внимания хормейстера от момента распевания хора до концертного выступления на эстраде. Строй в хоре зависит от мастерства и обученности участвующих в нем певцов, а также от личностных и профессиональных качеств дирижера-хормейстера, его воли, знаний, опыта. Строй в хоре всегда сопряжен с выполнением множества различных взаимосвязанных задач – от организации певческо-хорового процесса и воспитания (обучения) певцов до встраивания собственно хоровой звучности с выявлением проблем ансамблирования и строя. При этом важные задачи в процессе выстраивания хора – создание ансамбля вокальных унисонов, высотное единообразие исполняемых звуков, тембровое их единство – решаются при условии правильно организованной вокально-хоровой работы с певцами. В хоровом исполнительстве органично объединены различные виды искусств – музыка и литература (поэтика). Синтез этих двух видов искусств вносит специфические черты в хоровое творчество. Логичное и осмысленное сочетание музыки и слова определяет понятие вокально-хоровой жанр. Хороший хор всегда отличает техническое и художестванно-выразительное исполнение, где наряду с проблемами ансамбля и строя решены задачи музыкально-литературной интерпретации.

Ни одно из перечисленных выше свойств не может существовать обособленно. Все компоненты взаимосвязаны и находятся в постоянном согласии.

Изначально хоровое исполнительство было любительским и лишь благодаря особым историческим условиям обрело статус профессионального искусства. Отсюда происходят две основные формы хоровой деятельности – профессиональная и любительская, отсюда и собственные названия – хор профессиональный и хор любительский (народный, самодеятельный). Под первым понимают хор, состоящий из специально обученных певцов, под вторым – хор, в котором принимают участие все желающие в нем петь. Занятия в любительских хорах не столь регламентированы, как в профессиональных.

В хоровом исполнительстве различают два основных направления – академическое и народное, которые характеризуются качественными различиями в манере исполнения.

Академический хор (или капелла) опирается в своей деятельности на принципы и критерии музыкального творчества и исполнительства, выработанные профессиональной музыкальной культурой и традициями многовекового опыта оперного и камерного жанра. Академические хоры имеют единое условие вокальной работы – академическую манеру пения. В рассмотрении проблематики вокально-хорового пения мы будем отталкиваться от понятия академической манеры пения.

Народный хор – вокальный коллектив, исполняющий народные песни с присущими им особенностями (хоровая фактура, голосоведение вокальная манера, фонетика). Народные хоры, как правило, строят свою работу на основе местных или областных певческих традиций. Этим определяется разнообразие составов и манера исполнения народных хоров. Следует отличать народный хор в натуральном, бытовом его виде от специально организованного, народного хора, профессионального или самодеятельного, исполняющего как подлинно народные песни, так и авторские сочинения в народном духе.

Хоровые произведения могут быть охарактеризованы по количеству самостоятельных хоровых партий в них, что определяется понятием вид хора. Существуют произведения для хора самых разных составов – одноголосные, двухголосные, трех-, четырех- и более. Принципы применения divisi (разделения) в хоровых партиях связаны с высотными соотношениями певческих голосов, а также с их гармоническими и темброво-колористическими сочетаниями. Известно, что divisi гармонически насыщает хоровое изложение, но в то же время заметно ослабляет силу звучания хоровых голосов.

Основной и минимальной в количественном отношении структурной единицей хора является хоровая партия, представляющая собой согласованный ансамбль певцов, голоса которых в общих своих параметрах относительно одинаковы по диапазону и тембру. Именно с хоровой партии (группа певцов) начинается строительство хоровой звучности во множестве аспектов: хоровая партия представляет собой начальный объект работы дирижера в установлении ансамбля и строй, в художественной отделке произведения. В связи с этим обнаруживается проблема наименьшего количества певцов (голосов) в хоровой партии – 3-4 певца, а также их тембровое и динамическое равновесие.

Теоретически, согласно определению П. Г. Чеснокова, однородный двухголосный детский, женский или мужской хор может составлять как минимум 6 певцов, например 3 сопрано (дисканта) + 3 альта, 3 тенора + 3 баса. Однако в современной исполнительской практике подобный по численности хор называют вокальным ансамблем. Более полнозвучным считается удвоенный состав хора, где каждая партия насчитывает два минимальных состава: 6 первых сопрано + 6 вторых сопрано + 6 первых альтов + 6 вторых альтов, в сумме получается 24 певца. Здесь также возможно деление (divisi) каждой партии на две группы.

Численность певцов в партиях хора должна быть одинакова. Недопустимо, чтобы женский или детский коллектив певцов в 30 человек состоял, например, из 11 первых сопрано, 9 вторых сопрано, 6 первых альтов и 4 вторых альтов. Рекомендуется несколько увеличивать численность певцов в партиях первых сопрано и вторых альтов в женском (детском) четырехголосном хоре, что связано как с динамическим выделением хоровой партии, исполняющей верхний мелодический голос (С I), так и с более компактным звучанием основы аккорда (А II), например:

сопрано первые – 8 чел.;

сопрано вторые – 7 чел.;

альты первые – 7 чел.;

альты вторые – 8 чел.

Всего: 30 чел.

Плотность звучания унисонов партий камерного хора, количество которых не превышает 10 певцов, несоизмерима со звучанием хоровых партий большого хора, где численность поющих в хоровых партиях составляет 20-25 певцов.

В теории хороведения принято количественные составы хоров классифицировать на три основных вида – малый (камерный), средний и большой хоры. В современной исполнительской практике камерный хор с примерным числом поющих – 20-30 человек. Средний смешанный хор, насчитывающий до 40 человек, предполагает разделение каждой хоровой партии на две. Численность большого смешанного хора обычно колеблется в пределах 80-120 человек (изредка больше).

При благоприятных условиях могут быть созданы массовые и сводные хоры в несколько сот и даже тысяч человек. В хоровой литературе имеются примеры многохорных композиций, в целом насчитывающих свыше полутора десятков самостоятельных хоровых партий.

Существующее понятие двойной хор означает хор, разделенный на две чести, каждая из которых относительно самостоятельна; обе части двойного хор могут представлять собой как смешанный (полный и неполный), так и однородный состав. Тройной хор соответственно состоит из трех частей.

Для любого исполнительского состава хоров существует специальная хоровая литература, которая, безусловно, учитывает тембро-котолистические особенности и численность состава хора. Так, произведения, написанные для камерного хора, следовательно ориентированные на малочисленный коллектив, густо и тяжело будут звучать в большом хоре, насчитывающем около 100 певцов. И наоборот, партитура для большого хора с divisi в разных голосах в звучании хора малого состава теряет образную красочность.

Типы хора

Состав исполнительского коллектива по группам характеризуется термином тип хора. Певческие голоса делятся на три группы: женские, мужские и детские. Хор, состоящий из голосов одной группы, называется однородным, а хор, состоящий из женских (или детских) и мужских голосов или из певческих голосов всех трех групп, называется смешанным. В настоящее время встречается четыре типа хоров: женский, мужской, детский и смешанный.

Смешанный хор (полный состав)

Диапазон смешанного хора более 4-ех октав соль-ля контр октавы до 3 октавы. Смешанный хор обладает большой динамикой силы звука от еле слышного рр до ff, способного соперничать с симфоническим оркестром.

Мужской хор

Диапазон ля контр октавы – до 2 октавы. Мужской хор обладает большой динамичностью звучания, яркими тембровыми красками. Партия теноров является ведущим мелодическим голосом и поет более плотным грудным звуком.

Женский хор

Диапазон от фа талой октавы до до 3 октавы. Крайние звуки встречаются редко. Наиболее часто встречается смешанное и тесное расположение голосов. Много оригинальных сочинений и обработок народных песен для женского хора создали русские и зарубежные композиторы.

Детский хор

Выразительные и технические возможности детского хора тесно связаны с возрастными особенностями состава.

Детскому голосу характерны прозрачность, мягкость, острота интонирования, способность к идеальному строю и ансамблю. Звучание детского хора отличается непосредственностью, искренностью исполнения. Детский хор обладает большими исполнительскими возможностями.

Расстановка хорового коллектива

Расстановка хора – эта определенная система расположения певцов с целью их совместной исполнительской деятельности. Отечественная хоровая культура накопила богатый опыт по вопросу расстановки хора. Теоретическое осмысление данного опыта нашло отражение в работах П.Г.Чеснокова, Г.А.Дмитревского, А.А.Егорова, С.В.Попова, К.К. Пирогова, В.Г.Соколова и др. Так, В.Г.Соколов отмечает, что «для успешной работы хора немаловажное значение имеет определенная расстановка партий во время репетиций и концертного выступления, привычная как для руководителя, так и для певцов».

Одним из самых важных в этом вопросе является художественно-исполнительский аспект. Известно, что расстановка должна обеспечить певцам партий максимально выгодные условия для ансамблирования. В связи с этим А.А.Егоров пишет: «Последовательно переставляя голоса внутри группы и тщательно подбирая один голос к другому по признаку однородности и тембров, можно установить полное слияние и мет самым положить начало хоровой партии».

Правильная расстановка должна обеспечивать возможность слухового контакта и между певцами различных хоровых парий, ибо «хорошая взаимослышимость хоровых партий создает наиболее благоприятные условия для возникновения ансамбля и строя, что является основой слаженности хора».

Обычно в размещении хора ни эстраде руководствуются устоявшимися традициями. Родственные партии стоят в одной группе. Голоса каждой партии соответствуют друг другу по тембру, звуковому диапазону и т.д. Хоровой коллектив располагается с таким расчетом, чтобы по левую руку от дирижера находились высокие голоса, по правую – низкие. В смешанном хоре слева от дирижера размещаются сопрано, за ними тенора; справа – альты, за ними басы.

Среди многих вариантов расположения однородных хоров популярен такой, где каждая партия расположена группой, подобно сектору. В женском или детском хоре (слева направо): вторые сопрано, первые сопрано, альты первые, альты вторые. В мужском хоре: вторые тенора, первые тенора, басы вторые, басы первые, октависты находятся в центре. Считается, что помещение первых высоких голосов (I сопрано или I теноров) в середину хора улучшает звучность, а расположение вторых высоких голосов (II сопрано или II теноров) в некоторой степени «прикрывает» звучание первых.

Женский (детский) хор

Мужской хор

Октависты

Тенора II

Тенора II

Тенора II

Тенора II

Такой расстановкой хора пользуются обычно при звукозаписи. В этом случае перед каждой хоровой парией ставится отдельный микрофон. Размещение смешанного хора при записи звука происходит с учетом направленности звучания каждой хоровой партии на отдельно выставленный микрофон.

Кроме указанной, применяются и другие варианты расстановки групп хорового коллектива, например:

Женский (детский) хор

Сопрано I

Сопрано II

На репетициях хор следует располагать так же, как и во время выступления. Не рекомендуется размещать хоровой коллектив в одной горизонтальной плоскости, так как при этом теряется должный визуальный контакт певцов с дирижером. Кроме того, участники хора будут вынуждены петь «в спину» впереди стоящих хористов. В смешанном хоре принято мужские партии располагать несколько выше женских.

Квартетная расстановка хора создает наилучшие условия для слухового самоконтроля певцов, учитывает индивидуальнвые певческие возможности каждого участника коллектива и используется в камерных хорах.

Размещение хорового коллектива на сцене зависит от акустических свойств ревербации. Ревербация – это акустическое свойство помещения благодаря отражательной способности их внутренних поверхностей увеличивать силу и продолжительность звуков (эффект «эхо»). При недостаточной ревербации звучание становится «сухим», при чрезмерном – исполнение будет «неразборчивым, грязным». Исходя из этого, в настоящее время в Петербургской государственной певческой капелле им. М.И.Глинки (рук. В.А.Чернушенко) применяется расстановка хора, при которой женские голоса составляют третий и четвертый ряды, а мужские голоса занимают первый и второй ряды. При этом руководитель данного коллектива использует широкую расстановку хора.

Располагать хоровой коллектив лучше в виде небольшого полукруга (веерообразно) или же в крайнем случае по прямой линии с небольшими закруглениями на краях. Расположение хора исключительно по прямой линии менее целесообразно.

При исполнении хоровых произведений с сопровождением фортепиано инструмент ставится перед хором по центру или справа (от дирижера); при исполнении с оркестром или ансамблевым сопровождением оркестр или ансамбль помещается впереди, а хор ставится небольшим полукругом за ним. Например, при исполнении «Трех русских песен» С.Рахманинова, написанных для неполного смешанного хора (альтов и басов) и оркестра, хоровые голоса обычно располагаются слева (альты) и справа (басы) от дирижера за оркестром на специальном возвышении (хоровых станках). В этом случае звучность каждой отдельной партии становится более компактной и монолитной. Длительное по времени использование одной хоровой партии, как, например, в указанном произведении, позволяет характеризовать хоровую партию весьма редким термином – хор альтов или же хор басов.

Проведенные современные научные исследования о влиянии акустических закономерностей и расположения певцов позволили внести коррективы в расстановку хора и разработать ряд практических рекомендаций, направленных на обеспечение надлежащих условий слухового самоконтроля певцов:

    не ставить в соседстве сильные и слабые голоса;

    использовать смешанный вариант широкой расстановки с чередованием родственных и разнородных голосов.

Представленный вариант расстановки имеет следующие преимущества:

    Создает условия для достижения художественного ансамблирования не на основе нивелировки тембров, а путем выявления природных тембровых возможностей каждого голоса, что отражает тенденцию прогрессивной вокально-хоровой методики и способствует успешному развитию и совершенствованию певческих способностей.

    Создает более эффективные условия для организации хора как сообщества индивидуальностей (ансамбль солистов).

    Способствует формированию у каждого певца более высокой степени ответственности за качество своей «вокальной продукции». Музицирование в такой расстановке требует от певца максимального проявления инициативы и самостоятельности.

    Способствует выявлению индивидуальных тембровых особенностей каждого голоса и таким образом оказывает весьма существенное влияние на качество звучания хора, которое становится более богатым по тембру, более насыщенным и объемным.

К л ю ч е в ы е с л о в а

Хор; тип; вид; численность; хоровые партии; женский; мужской; смешанный; детский; расстановка; исполнение; тембры.

Короткие выводы

Вокально-методический аспект расстановки хора затронут в работах по детскому музыкальному воспитанию. Так, М.Ф.Заринская отмечает значение расстановки певцов для организации влияния одних голосов на другие в процессе вокального воспитания в хоре. Она рекомендует размещать в последнем ряду и по краям хора «поющих наиболее красивым тембром и естественно, также опытных хористов, впереди – детей, поющих более тускло или имеющих те или иные недостатки в пении».

Контрольные вопросы

1.Что такое хор?

2.Дайте характеристику смешанного хора.

3.Какие вы знаете варианты расстановки хора?

4.Какие факторы влияют на расположение певцов хора на сцене?

Литература

    Осеннева М. С., Самарин В. А. Хоровой класс и практическая работа с хором. - М. 2003

    Кеериг О. П. Хороведение - С.-П. 2004

    Соколов Вл. Работа с хором - М., «Музыка» 1983г.

Понятие типа хора как определённого состава и как конкретного сочинения хоровой музыки. Типы хоров. Характеристика их вокально–технических и исполнительских возможностей. Примеры.

Виды хора. Определение вида хора и хоровой партитуры. Определение понятия «хоровая партия». Комплектация хоровых партий соответствующими сольными певческими голосами. Количественный состав хоров и связанные с этим исполнительские возможности. Примеры хоровых сочинения различных видов.

Различные варианты расположения хорового коллектива.

Терминология по теме:

Однородный хор – хор, состоящий из однотипных голосов (мужских, женских или детских).

Детский хор– однородный. Существуют хоры младшего, среднего и старшего возраста, в целом от 6 до 15 лет.

Неполный хор – смешанный хор, в котором отсутствует какая-либо партия.

Смешанный хор – хор, состоящий из 4-х партий: Сопрано, Альт, Тенор и Бас.

Партия – часть хора, поющая одинаковыми голосами.

Дивизи (divisi) – музыкальный термин, обозначающий в партитуре хора разделение одной партии на две или более.

7. Строй в хоре.

Определение понятия «музыкальный строй». Исторический аспект возникновения и видоизменения различных музыкальных систем, именуемых музыкальными строями.

Строй хора – один из основных элементов хоровой звучности.

Раскрытие понятия «зонный строй». Подтверждение основных выводов П.Г.Чеснокова в научных исследованиях и трудах академика Н.А.Гарбузова о зонной природе вокального строя.

Мелодический (горизонтальный) и гармонический (вертикальный) строй. Мелодический строй как достижение унисона в звучании хоровой партии посредством осознания ладовых тяготений и законов зонного интонирования ступеней и интервалов. Гармонический строй и его взаимосвязь с мелодическим строем. Интонирование аккордов. Развитие слуховых данных у певцов. Активная природа вокального слуха и его взаимосвязь с мышечными ощущениями. Взаимосвязь дыхания и строя, вокала и строя. Зависимость достижения строя от музыкально–выразительных средств партитуры, темпа, динамики и др. Трудности достижения строя, связанные с условиями работы и др. внешними факторами.

Терминология по теме:

Строй хора – один из основных элементов хоровой звучности, определяющий интонационную чистоту пения.

Интонирование – осознанное воспроизведение муз. звука голосом или на инструменте. Точное интонирование опирается на ладовые связи.

Камертон – прибор источник звука, служащего эталоном высоты звука при настройке музыкальных инструментов и в пении. Принята эталонная частота тона ля первой октавы 440 Гц.

Ансамбль в хоре.

Понятие ансамбля в различных его значениях, в том числе структурно-организационный. Ансамбль как один из главных элементов хоровой звучности. Психологическая основа ансамбля. Ансамбль частный и общий. Технологические виды ансамбля: по качеству звука (вокальный), по силе (динамический), во времени (ритмический, темповый). Зависимость ансамбля и строя. Вокальный ансамбль как единство вокальной позиции, артикуляционной формы и тембра. Динамический ансамбль включает в себя: ансамбль естественный и искусственный, ансамбль в условиях различной фактуры, ансамбль солиста и хора, ансамбль хора и инструментального сопровождения. Ритмический ансамбль, его зависимость от метроритма, темпа, фактуры и др. Темповый ансамбль. Художественный ансамбль, его влияние на технологический ансамбль.

Терминология по теме:

Ансамбль хора (ансамбль - вместе) –один из основных компонентов хоровой звучности.

Динамика в музыке – сила звучания, громкость и их изменения.

Темп – скорость чередования метрических долей в музыке. Темп тесно связан с характером, стилем, жанром, а также индивидуальностью исполнителя.

Метр – порядок чередования сильных и слабых долей в музыке.

Метроном – прибор для определения темпа музыкального произведения.

Ритм – временная организация музыкальных звуков и их сочетаний.

Синкопа – несовпадение метрического и ритмического ударений.

Аккомпанемент – сопровождение одним или несколькими инструментами, а также оркестром сольной партии (певца, инструменталиста, хора).

Фактура – склад, устройство музыкальной ткани, совокупность ее элементов. А элементы фактуры, то, из чего она складывается: мелодия, аккомпанемент, бас, средние голоса и подголоски. Фактура бывает очень разнообразной: гомофонной, гармонической, полифонической и др.

    ХОР , -а, мн. хоры́ и хо́ры , м.

    1. Ист. Обязательный коллективный участник древнегреческой трагедии и комедии.

    2. Певческий коллектив, исполняющий вокальные произведения. Цыганский хор. Дирижировать хором. Театр располагал образцовым хором и первоклассными солистами. Юрьев, Записки. || Музыкальная пьеса, предназначенная для исполнения певческим коллективом. Я написал для училищного юбилея не кантату, а просто хор, который на празднике должны петь воспитанники. Чайковский, Письмо Н. Ф. Мекк, 27 сент. 1885. || чего. Совокупность каких-л. звуков, издаваемых, звучащих одновременно. Птицы грузно шлепнулись на воду, и вскоре их довольное крякание присоединилось к многочисленному хору утиных голосов. Короленко, В пустынных местах. Минуту царила тишина глубокого очарования, сразу сменившаяся хором восторженных восклицаний. Л. Андреев, Ангелочек.

    3. кого или какой. Устар. Группа музыкантов, играющих на одних и тех же инструментах (в составе оркестра или отдельно). И дружно загремел с балкона, Средь утешительного звона Тарелок, ложек и ножей, Весь хор уланских трубачей. Лермонтов, Тамбовская казначейша. || чего. Совокупность одинаковых музыкальных инструментов, исполняющих музыкальное произведение, звучащих одновременно. Хор скрипок. Вакханки с криками и смехом Свершали виноградный пир, И хор тимпанов, флейт и лир Сливался шумно с дальним эхом. А. К. Толстой, Крымские очерки.

    4. перен.; кого. Совокупность, группа людей, согласно высказывающих какое-л. суждение, мнение и т. п. Про одно именье Наследников сердитый хор Заводит непристойный спор. Пушкин, Евгений Онегин. || чего. Множество одинаковых мнений, суждений и т. п., высказываемых одновременно. Хор насмешек. Убит!.. К чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор. Лермонтов, Смерть Поэта.

    5. чего. Трад.-поэт. Скопление, множество (небесных светил). Морозна ночь, все небо ясно; Светил небесных дивный хор Течет так тихо, так согласно. Пушкин, Евгений Онегин. Тихо плавают в тумане Хоры стройные светил. Лермонтов, Демон.

    6. в знач. нареч. хо́ром . а) Все вместе, в несколько голосов (о пении). Сосед мой затянул тонким голоском заунывную бурлацкую песню, и все подхватили хором. Пушкин, Капитанская дочка; б) все сразу, одновременно, дружно (о каком-л. высказывании). Остальные конюхи хором поблагодарили Капитона Аверьяныча. Эртель, Гарденины.

    7. Муз. В струнных музыкальных инструментах - парные, утроенные и т. д. струны.

    [Греч. χορός]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия):

Смешанный хор образуется в результате соединения детского или женского хора с мужским; в смешанном хоре — две группы голосов: верхняя — женские или детские голоса, нижняя — мужские голоса.
Типичный состав четырехголосного смешанного хора имеет партии сопрано, альтов, теноров и басов. Примером такого состава может служить хор из I действия оперы «Руслан и Людмила» Глинки — «Светлому князю и здравье и слава»:

А. Неполный состав смешанного хора
Смешанный хор может иметь в своем составе не все названные партии, а лишь некоторые из них. Например, в хоре могут быть альты, тенора и басы; пли же сопрано, альты и тенора; любая комбинация одной из хоровых партий верхней группы может сочетаться с одной из партий нижней группы (сопрано + тенора, альты + басы, альты + тенора и т. д.). Такие составы образуют неполный смешанный хор.

Б. Удвоения голосов в смешанном хоре
В зависимости от фактуры музыкального произведения, смешанный хор может петь в унисон (редкий случаи) или в октаву, так называемый октавный унисон (распространенный случай); может также петь и на два голоса, в последнем случае партия сопрано обычно дублируется в октаву партией теноров, а партия альтов — партией басов. Все одноголосные и двухголосные хоровые произведения, таким образом, могут быть исполнены смешанным хором с октавными удвоениями.
При исполнении смешанным хором музыкального произведения, изложенного на три голоса, наиболее распространенный прием дублирования — октавные удвоения между первыми сопрано и первыми тенорами, между вторыми сопрано и вторыми тенорами, между альтами и басами.
Примером дублирования голосов в унисон и октаву могут служить помещенные ниже отрывки из оперы «Князь Игорь» И. Бородина:

В. Возможности смешанного хора в связи с разделением голосов

Выше было сказано, что смешанный хор в своей основе имеет четырехголосие. Однако возможности смешанного хора далеко превосходят это типичное для пего изложение. Если в хоровых партитурах, рассчитанных на однородный состав, разделение доходит до четырех, пяти, шести и даже семи голосов, то нетрудно представить возможности разделения партий смешанного хора, имеющего в своем составе два однородных хора.
Рассмотрим некоторые комбинации, получающиеся от разделения голосов смешанного хора, приняв для этого следующие условные обозначения: голоса обозначаются буквами (С — сопрано, А — альты, Т — тенора, Б — басы); цифры возле буквы обозначают исполняемую партию — первую или вторую и т. д. Например, С 1 обозначает первые сопрано, С 2 — вторые сопрано и т. д.

1. (С 1 +С 2)+А+Т+Б
2. С+(А 1 +А2)+Т+Б
3. С+А+(Т 1 +Т 2)+Б
4. С+А+Т+(Б 1 +Б 2)

1. (С 1 +С 2) + (А 1 +А 2)+Т+Б
2. (С 1 +С 2)+А+(Т 1 +Т 2)+Б
3. (С 1 +С 2)+А+Т+ (Б 1 +Б 2)
4. С+(А 1 +А 2)+(Т 1 +Т 2)+Б
5. C+(A 1 +A 2)+T+(Б 1 +Б 2)
6. C+A+(T 1 +T 2) + (Б 1 +Б 2)

1. (C 1 +C2)+(А 1 +А 2)+(Т 1 +Т 2)+Б
2. C+(A 1 +A2)+(T 1 +T 2)+(Б 1 +Б 2)
3. (С 1 +С2)+А+(Т 1 +Т 2)+(Б 1 +Б 2)
4. (С 1 +С2)+(A 1 +A 2)+Т+(Б 1 +Б 2)

(С 1 +С 2)+(А 1 +А 2)+(Т 1 +Т 2)+(Б 1 +Б 2)

Возможны и иные комбинации. Нередки случаи, когда музыкальное произведение требует исполнения на два и даже на три хора.
Таким образом, по числу голосов, на которое рассчитано исполняемое произведение, смешанный хор может быть одноголосным, двухголосным, трех-, четырех-, пяти-, шести-, семи-, восьмиголосным и т. д.

В русской музыкальной литературе много многоголосных хоров. Рекомендуем учащемуся проанализировать хоры Танеева ор. 27.