На какие группы делятся все славянские народы. Занятия восточных славян. Культура западных славян

СЛАВЯНЕ, крупнейшая в Европе группа родственных народов. Общая численность славян около 300 млн. человек. Современные славяне подразделяются на три ветви: восточные (русские, украинцы, белорусы), южные (болгары, сербы, черногорцы, хорваты, словенцы, боснийцы-мусульмане, македонцы) и западные (поляки, чехи, словаки, лужичане). Говорят на языках славянской группы индоевропейской семьи. Происхождение этнонима славяне недостаточно ясно. По-видимому, он восходит к общеиндоевропейскому корню, смысловым содержанием которого является понятие «человек», «люди», «говорящие». В таком значении этноним славяне зарегистрирован в ряде славянских языков (в том числе в древено-полабском языке, где «славак», «цлавак» означало «человек»). Этот этноним (средние словенцы, словаки, словинцы, словени новгородские) в различных модификациях чаще всего прослеживается на периферии расселения славян.

Вопрос об этногенезе и так называемой прародине славян остаётся дискуссионным. Этногенез славян, вероятно, развивался поэтапно (протославяне, праславяне и раннеславянская этнолингвистическая общность). К концу 1-го тысячелетия нашей эры складывались отдельные славянские этнические общности (племена и союзы племён). Этногенетические процессы сопровождались миграциями, дифференциацией и интеграцией народов, этнических и локальных групп, ассимиляционными явлениями, в которых принимали участие различные, как славянские, так и неславянские, этносы в качестве субстратов или компонентов. Возникали и менялись контактные зоны, для которых были характерны этнические процессы разного типа в эпицентре и на периферии. В современной науке наибольшее признание получили взгляды, согласно которым славянская этническая общность первоначально складывалась в ареале либо между Одером (Одрой) и Вислой (одерско-висленская теория), либо между Одером и Средним Днепром (одерско-днепровская теория). Лингвисты полагают, что носители протославянского языка консолидировались не позднее 2-го тысячелетия до нашей эры.

Отсюда началось постепенное продвижение славян в юго-западном, западном и северном направлениях, coвпадающее в основном с заключительной фазой Великого переселения народов (V-VII века). При этом славяне вступали во взаимодействие с иранскими, фракийскими, дакскими, кельтскими, германскими, балтскими, финно-угорскими и другими этническими компонентами. К VI веку славяне заняли придунайские территории, входившие в состав Восточной Римской (Византийской) империи, около 577 пересекли Дунай и в середине VII века расселились на Балканах (Мёзия, Фракия, Македония , бульшая часть Греции , Далмация, Истрия), проникнув частично в Малую Азию. Одновременно в VI веке славяне, освоив Дакию и Паннонию, достигли приальпийских районов. Между VI-VII веками (в основном в конце VI века) другая часть славян расселилась между Одером и Эльбой (Лабой), перейдя частично и на левобережье последней (так называемый Вендланд на территории Германии). С VII-VIII веков происходит интенсивное продвижение славян и в центральные и северные зоны Восточной Европы. В результате в IX-X вв. сложился обширный ареал славянского расселения: от Северо-Востока Европы и Балтийского моря до Средиземноморья и от Волги до Эльбы. Вместе с этим происходил распад праславянской этнолингвистической общности и формирование на основе локальных прадиалектов славянских языковых групп и позже - языков отдельных славянских этносоциальных общностей.

Античные авторы I-II веков и византийские источники VI-VII веков упоминают славян под разными именами, то называя их обобщённо венедами, то выделяя среди них антов и склавинов. Не исключено, однако, что подобные названия (особенно «венеды», «анты») употреблялись для обозначения не только собственно славян, но и соседних или связанных с ними других народов. В современной науке местопребывание антов обычно локализуют в Северном Причерноморье (между Северским Донцом и Карпатами), а склавинов трактуют как их западных соседей. В VI веке анты совместно со склавинами участвовали в войнах против Византии и частично осели на Балканах. Этноним «анты» исчезает из письменных источников в VII веке. Возможно, что он отразился в более позднем этнониме восточно-славянского племени «вятичи», в обобщённом обозначении славянских групп на территории Германии - «венды». Начиная с VI века византийские авторы всё чаще сообщают о существовании «Славиний» («Славий»). Их возникновение зафиксировано в разных концах славянского мира - на Балканах («Семь родов», Берзития у племени берзитов, Драгувития у драгувитов и др.), в Центральной Европе («государство Само»), у восточных и западных (в том числе поморских и полабских) славян. Это были непрочные образования, возникавшие и вновь распадавшиеся, менявшие территории и объединявшие различные племена. Так, государство Само, сложившееся в VII веке для защиты от аваров, баварцев, лангобардов, франков, объединяло славян Чехии , Моравии, Словакии , Лужиц и (частично) Хорватии и Словении . Возникновение «Славиний» на племенной и межплеменной основах отразило внутренние перемены древнеславянского общества, в котором шёл процесс образования имущей верхушки, а власть племенных князей постепенно перерастала в наследственную.

Появление государственности у славян относится к VII-IX векам. Датой основания Болгарского государства (Первое Болгарское царство) считается 681. Хотя в конце X века Болгария попала в зависимость от Византии, как показало дальнейшее развитие, болгарская народность к этому времени уже обрела устойчивое самосознание. Во второй половине VIII - первой половине IX вв. происходит становление государственности у сербов, хорватов, словенцев. В IX веке складывается древнерусская государственность с центрами в Старой Ладоге, Новгороде и Киеве (Киевская Русь). К IX - началу X вв. относится существование Великоморавской державы, имевшей большое значение для развития общеславянской культуры, - здесь в 863 началась просветительская деятельность создателей славянской письменности Константина (Кирилла) и Мефодия, продолженная их учениками (после разгрома православия в Великой Моравии) в Болгарии . В пределы Великоморавского государства в пору его наивысшего расцвета входили Моравия, Словакия , Чехия , а также Лужицы, часть Паннонии и словенских земель и, по-видимому, Малой Польши . В IX веке возникает Древнепольское государство. Одновременно протекал процесс христианизации, причём большинство южных славян и все восточные славяне оказались в сфере греко-православной церкви, а западные славяне (включая хорватов и словенцев) - римско-католической. У части западных славян в XV-XVI веках возникли реформационные движения (гусизм, община чешских братьев и др. в Чешском королевстве, арианство в Польше , кальвинизм у словаков, протестантство в Словении и др.), в значительной мере подавленные в период контрреформации.

Переход к государственным образованиям отразил качественно новую ступень этносоциального развития славян - начало формирования народностей.

На характер, динамику и темпы складывания славянских народностей определяющее влияние оказали факторы социальные (наличие «полных» или «неполных» этносоциальных структур) и политические (наличие или отсутствие собственных государственно-правовых институтов, стабильность или подвижность границ ранних государственных образований и т. п.). Политические факторы в ряде случаев, особенно на начальных этапах этнической истории, приобретали решающее значение. Так, дальнейший процесс развития великоморавской этнической общности на базе входивших в состав Великой Моравии моравско-чешских, словацких, паннонских и лужицких племён славян оказался невозможным после падения этого государства под ударами венгров в 906. Произошёл разрыв экономических и политических связей указанной части славянского этноса и его административно-территориальное разобщение, что создало новую этническую ситуацию. Наоборот, возникновение и упрочение на востоке Европы Древнерусского государства явилось важнейшим фактором дальнейшей консолидации восточнославянских племён в сравнительно единую древнерусскую народность.

В IX веке земли, населённые племенами - предками словенцев, были захвачены германцами и с 962 стали частью Священной Римской империи, а в начале X века предки словаков после падения Великоморавской державы были включены в состав Венгерского государства. Несмотря на длительное сопротивление германской экспансии, основная часть полабских и поморских славян лишилась независимости и подверглась насильственной ассимиляции. Несмотря на исчезновение у этой группы западных славян собственной этнополитической базы, отдельные группы их в разных регионах Германии сохранялись длительное время - до XVIII века, а в Бранденбурге и под Люнебургом даже до XIX века. Исключение составили лужичане, а также кашубы (последние в дальнейшем вошли в состав польской нации).

Приблизительно в XIII-XIV веках болгарская, сербская, хорватская, чешская и польская народности начали переходить к новой фазе своего развития. Однако этот процесс у болгар и сербов был прерван в конце XIV века османским нашествием, в результате которого они на пять столетий потеряли независимость, а этносоциальные структуры этих народностей были деформированы. Хорватия ввиду опасности извне в 1102 признала власть венгерских королей, но сохранила автономию и этнически хорватский господствующий класс. На дальнейшее развитие хорватской народности это оказало позитивное воздействие, хотя территориальное разобщение хорватских земель привело к консервации этнического регионализма. К началу XVII века польская и чешская народности достигли высокой степени консолидации. Но в Чешских землях, включённых в 1620 в состав габсбургской австрийской монархии, вследствие событий Тридцатилетней войны и политики контрреформации в XVII веке в этническом составе правящих слоёв и горожан произошли существенные перемены. Хотя Польша до разделов конца XVIII века сохраняла независимость, общая неблагоприятная внутри- и внешнеполитическая обстановка и отставание в экономическом развитии тормозили процесс формирования нации.

Этническая история славян в Восточной Европе имела свои специфические особенности. На консолидацию древнерусской народности оказали воздействие не только близость культуры и родственность диалектов, которыми пользовались восточные славяне, но и сходство их социально-экономического развития. Своеобразие процесса формирования отдельных народностей, а позже - этносов у восточных славян (русские, украинцы, белорусы) заключалось в том, что они пережили стадию древнерусской народности и общей государственности. Их дальнейшее формирование было следствием дифференциации древнерусской народности на три самостоятельных близкородственных этноса (XIV-XVI века). В XVII-XVIII веках русские, украинцы и белорусы вновь оказались в составе одного государства - России , теперь уже как три самостоятельных этноса.

В XVIII-XIX веках восточнославянские народности перерастают в современные нации. Процесс этот протекал у русских, украинцев и белорусов в различном темпе (наиболее интенсивном - у русских, наиболее замедленном - у белорусов), что обусловливалось своеобразными историческими, этно-политическими и этнокультурными ситуациями, которые переживал каждый из трёх народов. Так, для белорусов и украинцев важную роль сыграла необходимость противостоять полонизации и мадьяризации, неполнота их этносоциальной структуры, образовавшаяся в результате слияния собственных верхних социальных слоёв с верхними социальными слоями литовцев, поляков, русских и др.

У западных и южных славян становление наций, при некоторой асинхронности исходных рубежей этого процесса, начинается во второй половине XVIII века. При формационной общности, в стадиальном отношении между регионами Центральной и Юго-Восточной Европы существовали различия: если у западных славян этот процесс в основном завершается в 60-х годах XIX века, то у южных славян - после освободительной русско-турецкой войны 1877-78.

Вплоть до 1918 поляки, чехи и словаки входили в состав многонациональных империй, и задача создания национальной государственности оставалась нерешённой. В то же время политический фактор сохранял в процессе становления славянских наций своё значение. Закрепление независимости Черногории в 1878 создало основу для складывания в дальнейшем черногорской нации. После решений Берлинского конгресса 1878 и изменения границ на Балканах вне пределов Болгарии оказалась бульшая часть Македонии , что в последующем привело к формированию македонской нации. В начале XX века, а особенно в период между первой и второй мировыми войнами, когда западные и южные славяне обрели государственную независимость, этот процесс, однако, был противоречивым.

После Февральской революции 1917 предпринимались попытки создания украинской и белорусской государственности. В 1922 Украина и Белоруссия вместе с другими советскими республиками были учредителями СССР (в 1991 они объявили себя суверенными государствами). Утвердившиеся в славянских странах Европы во второй половине 1940-х годов тоталитарные режимы с господством административно-командной системы оказывали деформирующее воздействие на этнические процессы (нарушение прав этнических меньшинств в Болгарии , игнорирование руководством Чехословакии автономного статуса Словакии , обострение межэтнических противоречий в Югославии и т. д.). Это явилось одной из важнейших причин общенационального кризиса в славянских странах Европы, который привёл здесь, начиная с 1989-1990 гг., к существенным изменениям социально-экономической и этнополитической ситуации. Современные процессы демократизации социально-экономической, политической и духовной жизни славянских народов создают качественно новые возможности для расширения межэтнических контактов и культурного сотрудничества, имеющих прочные традиции.

Славянские страны, зажатые между Востоком и Западом, были (и остаются) полем боя и зоной экспансии. Из-за такого невыгодного положения славяне часто смешивались с другими народами. Но некоторых это коснулось в большей мере, другие же смогли этого избежать. Рассказываем, какие народы славянские народы на сегодняшний день наиболее самобытные и чистокровные.

По гаплогруппам

Генетически славянские народы очень неоднородны. В генетике славян хорошо видно смешение с другими народами. Славяне всегда были готовы вступать в контакт с инородцами, никогда не замыкались на себе и тем самым уберегли себя от черт вырождения, которые иногда прослеживаются у народов, живущих в изоляции.

Гаплогруппы - это такой генетический маркер, который свидетельствует о родстве разных человеческих популяций, позволяет выделить людские группы, общий предок которых жил наиболее недавно. Гаплогруппа R1a1 в Европе наиболее характерна для славянских народов - среди славянских народов ее содержание в геноме колеблется от 60% до 30%, что позволяет ученым делать выводы о наибольшей чистоте тех популяций, в которых она доминирует.

К слову, наибольшая концентрация этой гаплогруппы в генетике брахманов северной Индии, у киргизов и монголо-тюркского народа хотонов. Но это не делает их нашими ближайшими родственниками. Генетика куда сложнее, чем наши представления о народах и их родстве.

Наиболее высокая концентрация R1a1 прослеживается у поляков (57.5%), белорусов (51%) русских Юга (55%) и Центра (47%). Это вполне логично, ведь славянские народы появились именно на территории Польши. Наименьшая концентрация этих генов обнаруживается у македонцев, болгар и боснийцев.

Эти цифры могут показаться показательными, однако с точки зрения этнологии, они мало о чем могут сказать. Ведь многие славянские народы складывались гораздо позже процессов формирования гаплогрупп. Главное, о чем говорят эти группы - о путях миграций наших предков, о том, где они задерживались на своем пути, где оставляли свое семя. Также эти данные позволяют соотнести генезис языковых групп с археологическими культурами. То есть на основании этих цифр мы можем, например, утверждать, что среди предков славян и поляков были представители Ямной культуры, и что они были индоевропейцами, но утверждать, что македонцы меньшие славяне, чем белорусы, мы не можем.

По культуре и языку

Славяне постоянно вступали в культурное взаимодействие и смешение с соседями и захватчиками. Еще во время переселения народов славяне оказались под влиянием авар, готов и гуннов. Позже на нам влияли финно-угры, татаро-монголы, (которые, что характерно, не оставили следа в нашей генетике, но оказали сильное влияние на русский язык и еще более сильное на нашу государственность), нации католической Европы, турки, прибалты и многие другие народы. Здесь поляки отпадают сразу - их культура формировалась под сильным влиянием западных соседей.

В XVIII-XX вв. Польша была разделена между соседними державами, что тоже повлияло на национальную культуру и самосознание. Русские тоже - в нашем языке много финских и тюркских заимствований, очень сильное влияние на наши традиции оказали татаро-монголы, греки, а также достаточно чужеродные, с точки зрения традиции, преобразования Петра. В России уже несколько веков принято возводить традицию к Византии или к Орде, и при этом полностью забывать про, например, Великий Новгород.

Южные славянские народы поголовно были подвержены сильнейшему влиянию турок - мы можем видеть это и в языке, и в кухне, и в традициях. Наименьшее врияние иностранных народов испытали, прежде всего, славяне Карпат: гуцулы, лемки, русины, в меньшей мере словаки, западные украинцы. Эти народы формировались в ареале западной цивилизации, однако из-за изоляции смогли сохранить много древних традиций и защитить свои языки от большого числа заимствований.

Также стоит отметить старания народов, которые стремятся к восстановлению своей подпорченной историческими процессами традиционной культуры. Прежде всего, это чехи. Когда они попали под власть немцев, чешский язык начал стремительно исчезать, К концу XVIII века его знали только в глухих селах, а чехи, особенно в городах, не знали другого языка, кроме немецкого.

Преподаватель кафедры богемистики Каролав университета в Праге Мария Янечкова рассказывает, что если интеллигент-чех хотел выучить чешский язык, то шел в специальный лингвистический кружок. Но именно такие национальные активисты и восстановили по крупицам почти утраченный чешский язык. При этом очистили его от всех заимствований в довольно радикальном духе. Например, театр по-чешски - дивадло, авиация - лейтадло,артиллерия - делострелетство и так далее. Чешский язык и чешская культура очень славянские, но это было достигнуто благодаря стараниям интеллектуалов Нового Времени, а не благодаря непрерывной трансляции древней традиции.

По политической преемственности

Большинство славянских государств, существующих сегодня, достаточно молодые. Исключения - Россия, Польша и Сербия. Эти страны всю свою историю боролись за свою независимость, стремились сохранить свою индивидуальность и сопротивлялись захватчикам до конца.

Поляки, наследники древней и сильной державы, возникшей в X веке, дрались до последней капли крови за свою независимость с русскими и немцами. Но с начала XVIII века и до 1917 попали под власть других держав. Еще более древняя Сербия попала под власть турок в 1389 году. Но все 350 лет османского ига сербский народ неистово сопротивлялся, и своими силами смог отстоять свою свободу, культуру и веру.

Но единственное славянское государство, которое никогда не было зависимым от других - Россия (если не считать Ига). Русский народ впитал многое у своих соседей, русские традиции и русский язык сильно видоизменились под натиском инородцев. Однако мы всегда остервенело боролись за свою самобытность и независимость.

Западные славяне это Хорваты, Чехи, Сербы, Ободриты, Лютичи, Моравы, Словенцы, Словаки, Слензане, Поморяне, Поляне, Куявы, Серадзяне, Ленчане, Дулебы, Висляне, Мазовшане, Пруссы, Ятвяги, Воляняне. Славяне — это некая общность разных народов.

Славяне никогда не представляли собой единого целого в полном смысле этого слова. У них, как и у каждой этнической группы, всегда были соматологические, культурные, языковые и территориальные различия. Эти первоначальные различия долгое время были незначительными, затем возросли вследствие переселения и скрещивания с другими этносами. После начальных импульсов переселения славянская единая общность распалась на ряд новых образований, сложившихся окончательно в течение последующих столетий. Расселение славян происходило по трем основным направлениям: — на юг, на Балканский полуостров; — на запад, в Среднее Подунавье и регион между Одером и Эльбой; — на восток и север по Восточно-Европейской равнине. Путь к северу был прегражден морем, а также озерами и болотами. В результате расселения сформировались племена восточных, западных и южных славян, на основе которых позже возникли многочисленные славянские народы. Судьба их была различна.
Часть славян двинулась на северо-восток, на Восточно-европейскую равнину, в глухие лесные дебри, где никакого культурного наследия не было — это Восточные славяне. Они ушли двумя потоками: одна часть славян ушла к озеру Ильмень, другая — к среднему и нижнему течению Днепра. Другие остались в Европе. Позже они получат название южных славян . Южные славяне, предки болгар, сербов, хорватов, македонцев, черногорцев, ушли на юг, к Адриатическому морю и на Балканский полуостров, попали в сферу влияния цивилизации Средиземноморья. А третья часть славян — западные славяне – это чехи, поляки, словаки передвинулись далее на запад к Одре и Лабе и даже далее этой реки - к Заале, а в юго-западном направлении - на средний Дунай вплоть до нынешней Баварии.

Процесс выделения западнославянской ветви начинался еще до нашей эры и закончился в общих чертах в первом тысячелетии нашей эры. Местом расселения западных славян была восточная половина обширной области, которая с I века до н. э. называлась Германией и границей, которой на западе был Рейн, на юге - сначала река Майн и Судетские горы, а позднее Дунай, на востоке установилась по Висле. Западные словяне, с древнейших времен подвергавшиеся иным культурным влияниям, чем восточные славяне, с течением времени попали в новые, еще более отличительные условия и в новую среду. Разграничение восточных и западных славян началось в X в., когда возникли два конкурирующие между собой государства — Киевская Русь и Польша. Углубило отчуждение и то, что в странах было христианство различных обрядов (католицизм и православие). Связь с восточной ветвью славян ослабевала еще и потому, что между ней и западной ветвью простирались с одной стороны бесконечные и труднопроходимые Рокытенские болота, а с другой стороны вклинивались литовские пруссы и ятвяги. Так западная ветвь славян, ее язык, культура и внешнеполитические судьбы начали в дальнейшем развиваться самостоятельно и независимо от южных и восточных славян.

Большая группа западнославянских племён в конце 1-го начале 2-го тыс. н. э. населяла территорию от реки Лаба и её притока реки Сала на западе до реки Одра на востоке, от Рудных гор на юге и до Балтийского моря на севере. Западнее всех, начиная от Кильской бухты, селились ободриты, южнее и восточнее по берегу Балтики жили лютичи, на острове Рюген, близлежащем к территории лютичей, жили руяне. Родственные им поморяне проживали по южному побережью Балтийского моря, примерно от устья Одры до устья Вислы, на юге по реке Нотечь, граничали с польскими племенами. Тех славян, которые в прошлые века занимали обширные пространства на берегу Балтики, принято называть балтийскими славянами. Группы были независимы друг от друга. Только опасность заставляла их на некоторое время объединиться друг с другом или с другими западнославянскими племенами в племенные союзы:

  • бодричи (военно-племенной союз), вагры, глиняне, древане;
  • лютичи (военно-племенной союз), ратари, руяне, словинцы, смолинцы;
  • лужичане лужицкие сербы (военно-племенной союз), мильчане;
  • Поморяне, предки нынешних кашубов, сленжане, богемы и другие.

Все эти племена и сейчас называются полабскими славянами . Жили они по течению Лабы, откуда и их название, являвшееся собирательным для ряда мелких пплемен. Каждая из этих групп состояла из более мелких племен, к которым принадлежали ветничи, или бетенчи, пыжичане, волиняне, выжичане, и др., которые селились по берегам небольших рек. В результате отсутствия надёжной взаимосвязи мелкие племена не были связаны в самостоятельное государственное объединение. Во второй половине VI века не менее трети земель современного немецкого государства на севере и северо-востоке были охвачены полабскими славянами. Славяне сменили «германские» племена лангобардов, ругов, лугиев, хизобрадов, варинов, велетов и прочих, обитавших здесь в античные времена и направившихся с побережья Балтийского моря на юг. Восточная половина Германии (до Эльбы), значительно опустевшая с уходом большей части живших там германских племен, постепенно была занята славянами. Подтверждением тому, что славяне жили на территории Германии с самых первых веков нашей эры, существует совпадение племенных названий полабских, поморских и других западных славян с древнейшими, известными на данной территории этническими наименованиями, упомянутыми в римских источниках. Всего таких парных, совпадающих античных и средневековых славянских названий племён, живших в данной местности, известно около пятнадцати. Об этом свидетельствуют и множественные топонимы, которые они оставили после себя. «Немецкий» Берлин - это искаженное название древнейшего города полабских славян, основанного в I тысячелетии до н. э., и в переводе означавшее (бурлин) «запруда».
С X века германские феодалы начали систематическое наступление на полабских славян, сначала ради получения дани, а затем — с целью распространения на их землях своей власти путём основания военных областей (марок). Германским феодалам удалось подчинить полабских славян, однако в результате мощных восстаний (983, 1002) большая часть их, за исключением лужицких сербов, вновь стала свободной. Разрозненные славянские племена не могли оказывать должного сопротивления завоевателям. Сплочение отдельных племен под единой княжеской властью, было необходимо для совместной защиты их от агрессии саксонских и датских феодалов. В 623 году полабские сербы вместе с чехами, словаками, моравами, черными хорватами, дулебами и хорутанами объединились под предводительством купца Само, чтобы противостоять аварам. В 789 и 791 годах вместе с чехами полабские сербы снова участвуют в походах Карла Великого против Аварского каганата. При преемниках Карла Великого полабские племена несколько раз выходили из-под саксонской власти и снова попадали в зависимость.

В IX веке часть полабских славян подчинилась немцам, другая часть вошла в состав возникшей в 818 году Великоморавской державы. В 928 году полабские славяне объединились для оказания успешного сопротивления саксонскому королю Генриху Птицелову, захватившему территорию полабско-сербского племени гломачей и обложившему данью лютичей. Однако при Оттоне I лужицкие сербы вновь были всецело порабощены немцами, а их земли были отданы в ленное владение рыцарям и монастырям. В полабских землях мелкопоместными князьями назначались немецкие феодалы. В 983 году полабские славяне подняли восстание. Их отряды разрушали построенные германцами крепости, опустошали пограничные области. Славяне вернули себе свободу еще на полтора столетия.
Славянский мир, как эволюционно, так и под давлением Римской империи давно прошёл этап племенного устройства. Это было, хотя и не чётко организованная, но система протогосударств. Длительные войны с германскими феодалами пагубно сказывались на экономическом развитии полабских славян, тормозили процесс образования у них относительно крупных раннефеодальных государств. Вендская держава — раннефеодальное государство полабских славян: бодричей, лютичей и поморян, существовало с 1040-ых по 1129 годы на побережье Балтийского моря между устьями рек Лаба и Одра. Во главе стоял Готшалк (1044-1066г.г.) — князь бодричей. Пытаясь сплотить наметившийся союз полабских славян в борьбе против Биллунгов и их союзников, Готшалк в качестве господствующей религии для ободритов и лютичан избрал христианство. В результате его правления на землях ободритских племен были вновь возрождены церкви и монастыри, восстановлены кафедры: в Старгарде у вагров, в Велиграде (Мекленбурге) у ободритов и в Ратиборе у полабов. На вендский язык стали переводиться богослужебные книги. Процесс христианизации подрывал на местах власть полабской родоплеменной знати, которая была фактически отстранена от управления на землях Вендской державы. Против политики Готшалка возник заговор среди членов его семьи, представителей племенного нобилитета, языческих жрецов и покоренных им лютичей. Во главе заговора родоплеменной знати встал Блусс, женой которого была родная сестра Готшалка. В 1066 г. одновременно с отстранением архиепископа Адальберта от власти и с потерей им политического влияния, в Славонии началось восстание против Готшалка, центром к-рого стал г. Ретра, расположенный в земле лютичей. «Из-за верности Богу» князь был схвачен и убит в церкви язычниками. Ими также был убит Мекленбургский епископ Иоанн, которому «отрубили руки и ноги, а голову вонзили на копье в знак победы и принесли ее как жертву богам». Восставшие подвергли разорению и разрушению Гамбург, а также пограничные датские земли в р-не Хед. Народное восстание, подавил Князь Генрих (сын Готшалка), он призвал обратно немецких епископов и правил как вассал саксонских Биллунгов. Некоторыерые племена, например, раны не признавали Генриха и вместе с польскими князьями продолжали борьбу против немецкой агрессии. Ослабленная территориальными потерями и внутренними династическими неурядицами, Вендская держава распалась окончательно около 1129 года. В XII в. наступил заключительный этап борьбы полабских славян во главе с князем бодричей Никлотом против германской агрессии, организаторами которой были Генрих Лев и Альбрехт Медведь, стремившиеся окончательно поработить силами своеобразных крестоносцев славян за Лабою.

В походе принимали участие епископы, и прежде всего епископы славянских областей, вынужденные после славянских восстаний конца X и начала XI вв. покинуть свои епархии. Эти епископы, возглавляемые епископом гавельбергским, который назначался папским легатом при крестоносцах, мечтали вернуть потерянные десятины и иные доходы и земли, когда-то пожалованные им Оттоном I. К походу примкнули также датчане, терпевшие от славянских набегов, и даже бургундские, чешские и польские феодалы. После неудачи в первом Крестовом походе против славян в1147 году, Генриху Льву удалось в результате последующих походов на восток, захватить почти всю территорию бодричей и стать владельцем огромной территории к востоку от Эльбы. Тем самым с 1160 года владения славянских князей в Мекленбурге оказались в ленной зависимости у немцев. В 1167 году земли бодричей, за исключением Шверинского графства, были возвращены сыну Никлота Прибиславу, принявшему христианство и признавшему себя вассалом Генриха Льва. В 1171 году он основал Доберанский монастырь, выделил средства на Шверинское епископство и сопровождал Генриха в Иерусалим в 1172 году. Христианизация была для немецких феодалов лишь благовидным предлогом для хищений в славянских землях за Лабой.

У славян не было организующей политики, с которой немцы познакомились на юге — в бывшем Риме, приняв христианство, и фактически усвоив многие принципы, по которым строилась Римская империя. Со второй половины XII века полабско-балтийские славяне, находятся в немецком подданстве. Это означало для них не только утрату политической свободы, своей веры и культуры, но и своей народности, так как тот, кто не был уничтожен, стал подвергаться усиленной германизации, закреплявшейся обратной колонизацией немцами тех областей, в которых они когда-то обитали в начале нашей эры.

От Одера до Вислы расселились те, кого и называли соответственного их приморскому месту жительства, занимавших территорию к востоку от Одера и до границы области пруссов: Поморяне.

Точные границы расселения поморян неизвестны. Граница между лютичами и поморянами проходила по Одеру и разделяла эти враждебные племена. После распада лютичского союза, некоторые земли лютичей к западу от Одера перешли к поморянам, и территория их расселения изменилась. С востока были другие соседи — пруссы. Границы этой области пруссы перешли лишь в XII веке, завоевав так называемую Помезанию, расположенную между Вислой и Дрвенцой. В 13 веке земли пруссов были захвачены Тевтонским орденом. Начался массовый приток литовского и польского населения в регион. В результате в начале XVIII века произошло полное исчезновение пруссов как отдельной народности. На юге границей между поморской и польской областями были реки Варта и Нотец, но это лишь по названию, так как действительной границей был обширный непроходимый девственный лес. Лишь по нижнему течению Вислы поляки продвигались в области Коцева и Хельмно, а вскоре они стали продвигаться и к морю...

Поморяне — это союз племен, в который входили значительно отличавшиеся друг от друга племена — это кашубы, занимавшие область от устья Вислы до Жарновского озера, простиравшуюся до линии Бытов, Ленборк, Мястко, Ферстново, Камень, и словинцы, селившиеся у Лебского озера. На западе их земли граничат с Германией. В средние века кашубы расселялись в западных районах Поморянии, в бассейне реки Парсенты у города Колобжег. В XIII веке Кашубией называли западную Поморянию. Кашубы - потомки древних поморян, в настоящее время живут на побережье Балтийского моря, в северо-восточных районах Польши.

Единственными сохранившимися до наших дней языком поморян остался кашубский, носители остальных поморских языков перешли на немецкий. Сохранению кашубского языка способствовало то, что часть Поморья к западу от Гданьска поддерживала связи с Польским государством и длительное время находилась в его составе. В отношении языка поморских славян до сих пор идет спор, относить ли его к польскому языку и рассматривать лишь как диалект польского языка или же причислить к группе самостоятельных языков.

Всякая входящая в Поморянию область имела свой политический центр — град, с окружавшей его территорией. Далее располагались другие, более мелкие, грады.

В IX веке некоторые славянские поселения у устья Одры, такие, как Щецин и Волин, а также Колобжег, преоброзовывались в плотно застроенные поселения, окружённые укреплениями, с торговыми центрами, в которых устраивались торги, например, в Щецине два раза в неделю. Население — это ремесленники, рыбаки, купцы, было в своей основной массе свободное, отягощённое только соответственными данями и повинностями в пользу публичной власти. Кое — где поселялись пришельцы, которые пользовались значительной свободой действий.

Уже в X в. из укреплённых пунктов, вокруг которых первоначально располагались многие славянские деревни, выросли города, представлявшие собой военно-административные центры отдельных племён или их союзов: Бранибор — центр племени гаволян, Ретра- главный пункт четырёх лютических племён, Микелин или Мекленбург- в земле ободритов. Эти города в X-XI вв. вели оживлённую торговлю с Саксонией, Данией, Швецией и Русью, вывозя хлеб, соль и рыбу. Постепенно в славянских городах развилось и ремесленное производство: ткацкое, гончарное, ювелирное и строительное. Постройки в славянских городах отличались красотой, поражавшей современников. Многочисленные города западных славян строились из дерева, как и позже на Руси. Само слово «город» означало «огороженное пространство». Чаще всего огорожа состояла изо рвов, заполненных водой, из ручья с измененным руслом, и валов. Валы – это присыпанные землей бревна, в которые вставляли направленные вовне заостренные на концах мощные колья.

Такие защитные сооружения достигали в высоту пяти (и выше) метров, столько же – в ширину. Именно такие городища и были раскопаны немецкими археологами. Например, Торнов на берегу Шпрее. Всего к западу от Одера в землях полабских славян раскопано полтора десятка городищ IX–XI веков, но это лишь незначительная часть из некогда существовавших здесь городов.

В 40 — 60-х годах XII века Поморяния представляла собой федерацию славянских княжеств, возглавлял которую славянский город Щецин, решения которого были значимы для других княжеств и городов. Щецин представлял интересы Поморянии перед польским князем, добиваясь снижения дани. Верховный орган — Народное собрание — ВЕЧЕ собиралось в граде, но в нем участвовало славянское население и из сельской округи града. Воля князя была непреклонна для всех поморян: когда князь поморян зимой 1107—1108 при встрече с польским князем Болеславом Кривоустым, приблизясь к Болеславу, склонился перед ним и объявил себя верным ему рыцарем и слугой, польский князь без единого сражения смог в течение недель присоединить почти всё княжество Поморянию.

Присоединение Поморья и Сербо-Лужицких земель способствовало укреплению славянства в этих земелях и в дальнейшем их противостоянию германизации. В 11-12 веках князья Поморянии совершали походы на Польшу.

Как и у всех славян, основой хозяйства поморян являлось земледелие и скотоводство, пополняемое лесным, охотничьим и рыбным промыслом. Поморяне высевали просо, рожь, пшеницу, ячмень, а в начале средневековья — и овёс. В VII-VIII веках преобладала в питании говядина, но в последующие столетия её почти полностью заменила свинина. В просторных пущах были хорошо развиты лесной и охотничий промыслы. Многие реки и озёра и море, способствовали развитию рыбного промысла. В Колобжеге уже с VI-VII веков поморяне занимались варением соли.

Около 1000 г. поморянские солеварни получили известность далеко за пределами Поморянии. Соль была одним из важнейших предметов торговли как импортной, так и экспортной - в зависимости от наличия ее в той или иной славянской области. Существовали области, заселенные славянами, где соли не было, однако были области, богатые этим минералом, где и развивалась соляная торговля. Соль была известна еще индоевропейцам, у которых для нее было общее название, а отсюда вытекает, что и славяне знали и употребляли соль уже в доисторическую эпоху. Каким путем добывали ее в те времена, нам неизвестно, так как об этом нет никаких сообщений; возможно, ее получали, как и у других северных народов, путем заливания соленой водой горящих дров, с которых собирали затем пепел, перемешанный с солью.

Первые сообщения об употреблении славянами соли в пище и в качестве предмета торговли появляются лишь в IX веке н. э.; в то время славяне применяли уже несколько способов добывания соли в зависимости от условий ее местонахождения. На побережье Адриатического, Эгейского и Черного морей преобладали древние солеварни, где вода выпаривалась на солнце. Выпаривали воду и на больших железных сковородках, называемых в латинских источниках sartago, а в славянских - чрен, черенъ. До настоящего времени так вырабатывается соль в Боснии или в Галиции, где соленосное сырье выкапывается из ям. Со сковородок снимали куски соли наподобие караваев хлеба, затем делили эти куски на части, для которых сохранилось несколько древних терминов, например: голважня, груда. Вываренная соль была дорогим товаром, поэтому солевары-варяги были хорошо вооружены и сплочены для защиты в дороге своего продукта, которым они торговали повсеместно. Первоначально варяги были целиком из славян, а в дальнейшем в их число стала входить и пассионарная молодёжь из Скандинавии. Само слово «варяг» означало «солевар» от слова варити, то есть выпаривать-варить соль. Отсюда и название варежка — варега, которая использовалась солеварами для защиты рук от ожегов, а впоследствии варежка пригодилась и в северных краях зимой для защиты рук от мороза. Есть и другое толкование слова «варяг» — от значения на санскрите слова вода — «вар». В этом случае «варяги» означает людей, живущих у воды, поморов.

В X веке там происходит расцвет дальней торговли. Свободные племена поморян к X веку н. э. постепенно объединились в более крупные союзы. Поморье имеет контакты почти со всеми европейскими странами. Отсюда в неплодородную Скандинавию экспортировалось зерно, во внутренние районы Польши — солёная селёдка. Помимо связей со Скандинавией, которые поддерживали города Волин, Щецин, Камень, Колобжег, Гданьск, устанавливаются устойчивые отношения с Русью и другими славянскими землями, среди которых особо следует выделить внутренние польские области. Кроме того, налаживаются отношения с пруссами, Византией, некоторыми арабскими странами, Англией и Западной Европой. Связи с пруссами проявились не только в появлении импортных прусских изделий, но и в образовании некоторых новых черт культуры, например распространении металлических оковок ножен ножей, а также, может быть, в облике некоторых языческих идолов. С другой стороны, пруссы переняли формы поморянской керамики. Влияние керамического производства поморян распространилось также на Скандинавию.Появляются большие торговые центры Щецин и Волин, в которых устраивались торги и в например, в Щецине два раза в неделю.

Происходит расцвет местного производства. Довольно рано здесь стали изготавливать на токарном станке янтарные бусы. К VI или VII в. относится находка в Толищеке: в глиняном сосуде находились серебряные кольца и бусы из стекла, янтаря и глины, ожерелье из стеклянных бус, и другое — из янтарных, в том числе шлифованных. Материалы раскопок, например, в Колобжеге-Будзистова указывают на то, что в последующие столетия работы по янтарю, кости и рогу выполнялись одними и теми же ремесленниками или в одних и тех же мастерских.

Развиваютсяметаллургия и кузнечные ремесла. Основу для роста металлургии создавали болотные, луговые и частично озерные руды. Главные центры добычи железа находились в основном в деревнях. Крицы (крицей называется рыхлая, губчатая, пропитанная шлаком железная масса, из которой посредством разных обработок получается кричное железо или сталь ) выплавляли в печах-домницах. Для нагрева применялся древесный костровой уголь. В городищенских центрах происходила переработка сырья; там же возникали кузни. В городах Радаще в Кендржино, Волине, Щецине, Колобжеге и Гданьске появляются производственные мастерские, вырабатывавшие олово и свинец. В землях славян обнаружены богатые месторождения серебра. Среди серебряных украшений имеются формы, которые, несомненно, изготавливались в Поморье.

Территория свободного Поморья переходила несколько раз во власть к Польше или Германии, которая в то время была частью Римской империи. Только в 995 г. Поморье признало зависимость от польского князя Болеслава Храброго. В начале XI века (1018 год) Болеслав Храбрый присоединил Лузицию к Польше, но уже в 1034 году она вновь попала под власть немцев. В этот же период на какое-то время вновь приобретают независимость и земли поморян. В 1110 г. польский король Болеслав Кривоустый вновь присоединил поморян, сохранивших славянское язычество, к Польше, князья поморян при этом не лишились своих уделов.

Польское владычество над Поморьем продлилось не долго. Поморяне сопротивлялись польской власти и раз за разом поднимали восстания, тем более, что поляки не только пытались иметь политическую власть над поморянами, но и христианизировать их, что вызывало у последних особое возмущение. В 1005 г. восстал Волин, но к 1008 году Болеславу удалось восстановить свою власть над Поморьем. Но в результате нового восстания волинян после 1014 г. позиции Польши в Поморье вновь ослабли. Было ликвидировано ранее основанное епископство в Колобжеге и процесс христианизации Поморья был прерван.

Присоединение Поморянии к Польше во второй половине X века имело далеко идущие общественно-политический последствия для этих земель. Многие грады были уничтожены, а некоторые из них, выполнявшие в XII веке функции кастелянских центров, были расширены. В Колобжеге Болеслав Храбрый расположил свой главный церковный центр. В XII веке Болеслав Кривоустый сумел подчинить своей власти восточную Поморянию с городом Гданьск, и поставить в политическую зависимость князей западной Поморянии. Возникшее поморянское княжество Вартислава во многом подражало устройству польской монархии Пястов, заимствовало многие элементы ее строя, что проявлялось в функционировании системы даней и повинностей, организации двора, администрации, судов и др.

С конца XIII века немецкие феодалы возобновляют последовательный захват земель полабских и поморских славян, сопровождающийся их германизацией. В городах запрещается говорить на славянском языке, на немецкий язык переводится всё делопроизводство, на немецком языке ведется обучение в школах, заниматься каким-либо привилегированным ремеслом можно только при условии владения немецкой речью. Такие условия вынуждали сербское население усваивать язык и культуру немцев. Славянские диалекты сохраняются практически только в сельской местности. Из-за разорительных войн с датчанами поморянские феодалы приветствовали заселение опустошённых земель немцами. Наиболее активно процесс германизации проходил в западных землях полабских славян. Во время Тридцатилетней войны (1618—1648) здесь погибло более 50% сербов, в результате чего ареал распространения славян на территории Германии значительно сократился. Язык славян и их обычаи дольше всего удерживались в герцогстве Мекленбург и Ганноверском Вендланде.

Западные славяне долго сохраняли языческую традицию. Особое развитие она получила у обитателей польского Поморья. Новый король Польши Болеслав Кривоустый понял, что для присоединения Поморья к Польше необходимо устранение религиозного различия. Проповедовать в Поморье вызвался епископ Бамбергский Оттон после того, как Болеслав обратился к нему с этой просьбой. Язычники поначалу оказывают какое-то сопротивление, но насаждение нового культа проходит весьма агрессивно, с применением жестоких мер по отношению к приверженцам старины. Проехав через несколько городов, Оттон в1127 году прибыл в Волин. Перед этим он побывал в Щетине. Для обсуждения вопроса о принятии христианства в Щецин был созван народ бесчисленный — язычники из деревень и градов. Часть знатных людей города, которые и до того были склонны к христианству, решили изгнать «из пределов отечества» языческих жрецов и в религии следовать руководству Оттона. После этого в Волине Оттон не встретил никакого сопротивления. Город последовал примеру Щетина, как там было принято, и Оттон продолжил свой путь. Так было положено начало христианизации Поморья. У поморян оно распространяется вместе с принятием христианства Великой Моравией и Польшей, у полабских славян – вместе с распространением немецкой (саксонской) власти. Среди поморян ослабляло их недовольство поляками – теперь у них была одна религия.

Главное святилище поморян находилось в Щецине. Были в городе Щецине четыре контины, но одна из них, главная, была сооружена с удивительным старанием и мастерством. Внутри и снаружи она имела скульптуры, выступавшие из стен изображения людей, птиц и зверей, столь соответственно своему виду переданные, что казались дышащими и живущими. Было также здесь изваяние тройное, имевшее на одном теле три головы, именовавшееся Триглав.

Триглав — трёхглавое изваяние, у которого глаза и уста закрыты золотой повязкой. Как объясняют жрецы идолов, главный бог имеет три головы, потому что надзирает за тремя царствами, то есть небом, землёй и преисподней, а лицо закрывает повязкой, поскольку грехи людей скрывает, словно не видя и не говоря о них. Были у них и другие боги. Они поклонялись Святовиту, Триглаву, Чернобогу, Радигосту, Живе, Яровиту. Богам посвящались храмы и рощи. До сих пор в землях, населявшихся полабскими и поморскими славянами, находят свидетельства языческой культуры. Одним из них является Збручский идол, а также микрожинские рунические камни.

Жители Колобрега поклонялись морю, как жилищу каких-то богов. Как и другие язычники, поморяне приносили богам жертвоприношения. Но человеческих жертвоприношений они не практиковали.

У всех балтийских славян были жрецы. Но в отличие от лютичей и руян, власть и влияние жрецов у поморян не были значительны. Важную информацию об уровне медицины того времени представляют славянские телесные захоронения 10-12вв. Наибольший интерес представляют сложнейшие операции на черепе — трепанации. Они известны и в гораздо более ранние времена – так, например, черепа с трепанациями известны и у культуры мегалитов в том же Мекленбурге. И если цель их и не полностью ясна, и предполагается, что они имели мистический и культовый характер, то о сложности подобных операций говорить излишне.Концом славянского язычества в Полабье явилось разрушение святилища Святовита в Арконе.

Кроме собственно трепанации, у балтийских славян известна так же и трепанация символическая. Пациенту в этом случае не полностью удалялась часть черепа, а лишь надрезался или соскребывался верхний слой кости.

Считается, что подобным образом могли «лечить» ранения головы. Наиболее вероятно, что проводились операции языческими жрецами. Прямых средневековых свидетельств о подобных практиках у славянских жрецов не сохранилось, но известно, что жрецы кельтов были искусны в подобном врачевании. Техника проведения таких сложных операций, как трепанация, исчезла сразу с принятием христианства — когда было уничтожено жречество. Славяне сохраняли веру в то, что языческие идолы могут излечить от болезней. Как только что в принявшем христианство поморском городе Щецине разразилась эпидемия чумы, жители города восприняли её, как месть Триглава, чей идол был, незадолго до этого, свергнут христианами. Терзающие со средневековья Европу повальные эпидемии, связывают напрямую с тем, что вместе с уничтожением язычества в Европе были утрачены и накапливаемые тысячелетиями медицинские знания жрецов.

Полабские и поморские славяне к настоящему времени почти полностью ассимилированы немецким и польским народами. Из многочисленных племен, населявших в VI – XI веках нашей эры обширные территории Полабья, сейчас ассоциируют себя со славянами только лужичане (Федеративная Республика Германии) и кашубы (Польская Республика). В настоящее время Западная Померания является частью германской земли Мекленбург-Передняя Померания, остальная часть является польской территорией.

Славянские народы

представители славянских наций, русские, украинцы, белорусы, болгары, поляки, словаки, чехи, югославы, имеющие свою специфическую культуру и своеобразную национальную психологию. В словаре мы рассматриваем лишь национально-психологические особенности представителей славянских народов, проживавших издревле на территории России.

, (см.) и белорусы (см.) -народы, очень близкие между собой по генотипу, языку, культуре, общности исторического развития. Подавляющее большинство русских, украинцев и белорусов живет в пределах своих исторически сложившихся этнических территорий. Но и в других государствах, различных регионах нашей страны они расселены достаточно широко и нередко составляют значительную часть-их населения.

Русская, украинская и белорусская нации - одни из наиболее урбанизированных. Так, в России 74 процента составляет городское население, 26 процентов - сельское. На Украине - 67 и 33 процента, в Беларуси - 65 и 35 процентов соответственно. Это обстоятельство накладывает свой отпечаток на их психологический облик, специфику их отношений с представителями других этнических общностей. Люди молодого возраста, проживающие в больших городах, более образованны, технически грамотны, эрудированны. С другой стороны, определенная часть из них, особенно в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Минске и многих других больших городах, подвержена порокам городского образа жизни, таким как пьянство, наркомания, разврат, воровство, и т. д. (что, безусловно, относится не только к представителям этих наций). Горожане, выросшие, как правило, в малочисленных семьях, в условиях бытового комфорта, нередко бывают слабо подготовленными к сложностям сегодняшней жизни: напряженному ритму, повышенным психофизиологическим социально-экономическим нагрузкам. Они часто оказываются незащищенными в межличностных отношениях, у них недостаточно устойчивы морально-психологические и нравственные ориентиры.

Изучение разнообразных источников, отражающих жизнь, культуру и быт представителей славянских национальностей, результатов специальных социально-психологических исследований свидетельствует, что в целом большинству из них в настоящее время присущи:

Высокая степень осмысления окружающей действительности, хотя и несколько отсроченного по времени от конкретной ситуации;

Достаточно высокие общеобразовательный уровень и подготовленность к жизни и труду;

Уравновешенность в решениях, поступках и трудовой деятельности, реакциях на сложности и трудности жизни;

Общительность, дружелюбие без навязчивости, постоянная готовность оказать поддержку другим людям;

Достаточно ровное и доброжелательное отношение к представителям других национальностей;

Отсутствие в обычных условиях повседневной жизни стремления к образованию изолированных от других микрогрупп по национальному признаку;

В экстремальных условиях жизни и деятельности, требующих предельного напряжения духовных и физических сил, у них неизменно проявляются стойкость, самоотверженность, готовность к самопожертвованию во имя других людей.

К сожалению, теперь когда Украина и Белоруссия обособились и не входят в состав единого с русскими государства, приходится рассматривать психологию их народов отдельно от русских. В этом есть определенная доля несправедливости, т. к. у представителей этих трех национальностей, пожалуй, больше общего в поведении, традициях и обычаях, чем у других людей. Вместе с тем этот факт еще раз подтверждает незыблемую истину: существуют понятия "мы" и "они", которые все еще отражают объективную реальность человеческого существования, без которой пока не обойтись.


Этнопсихологический словарь. - М.: МПСИ . В.Г. Крысько . 1999 .

Смотреть что такое "славянские народы" в других словарях:

    СЛАВЯНСКИЕ НАРОДЫ - представители славянских наций, русские, украинцы, белорусы, болгары, поляки, словаки, чехи, югославы, имеющие свою специфическую культуру и своеобразную национальную психологию. В словаре мы рассматриваем лишь национально психологические… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Народы мира - Ниже приводится список народов, упорядоченных на основе языковой генетической классификации. Содержание 1 Список семей народов 2 Палеоевропейские на … Википедия

    Славянские языки - СЛАВЯНСКИЕ ЯЗЫКИ. С. яз. принадлежат к индо европейской системе языков (см. Индо европейские языки). Они делятся на три группы: западную, южную и восточную. К западной группе принадлежат языки чешский, словацкий, польский с кашубским, лужицкие и… … Литературная энциклопедия

    Романские народы - Индоевропейцы Индоевропейские языки Анатолийские · Албанский Армянский · Балтские · Венетский Германские · Иллирийские Арийские: Нуристанские, Иранские, Индоарийские, Дардские … Википедия

    Европейские народы - Европейские государства … Википедия

    Финно-угорские народы - народы, говорящие на финно угорских (угро финских) яз. Финно угорские яз. составляют одну из двух ветвей (наряду с самодийской) ур. яз. семьи. По лингвистическому принципу Ф. У.Н. делятся на группы: прибалтийско финскую (финны, карелы, эстонцы … Уральская историческая энциклопедия

    Иранские народы - Иранцы … Википедия

    Балканские народы под властью Турции - Положение балканских народов во второй половине XVII и в XVIII в. Упадок Османской империи, разложение военно ленной системы, ослабление власти султанского правительства все это тяжело отражалось на жизни находившихся под турецкой властью… … Всемирная история. Энциклопедия

    Италийские народы - Индоевропейцы Индоевропейские языки Албанский · Армянский Балтийские · Кельтские Германские · Греческий Индоиранские · Романские Италийские · Славянские Мёртвые: Анатолийские · Палеобалканские … Википедия

    Индоевропейские народы - Схема миграций индоевропейцев в 4000 1000 гг. до н. э. в соответствии с «курганной гипотезой». Розовая область соответствует предполагаемой прародине индоевропейцев (самарская и среднестоговская культуры). Оранжевая область соответствует… … Википедия

Книги

  • Ноомахия. Войны ума. Восточная Европа. Славянский Логос. Балканская Навь и сарматский стиль , Дугин Александр Гельевич. Славянские народы начиная с V-VI вв. по Р. Х. играли решающую роль в пространстве Восточной Европы. В настоящем томе "Ноомахии" рассматривается славянский горизонт Восточной Европы, который…

СЛАВЯНЕ, славян (славянов устар.), ед. славянин, славянина, муж. Группа народов, живущих в восточной и центральной части Европы и на Балканах. Восточные славяне. Южные славяне. Западные славяне. «Оставьте: это спор славян между собою.» Пушкин.… … Толковый словарь Ушакова

СЛАВЯНЕ, группа народов в Европе: восточные славяне (русские, украинцы, белорусы), западные славяне (поляки, чехи, словаки, лужичане), южные славяне (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы). Говорят на славянских… … Русская история

Древние, группа индоевропейских племён. Впервые упоминается в I II вв. в древнеримских источниках под именем венедов. По предположению ряда исследователей, славяне наряду с германцами и балтами были потомками скотоводческо земледельческих … Художественная энциклопедия

Словене Словарь русских синонимов. славяне сущ., кол во синонимов: 1 словене (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Современная энциклопедия

Группа народов в Европе: восточные (русские, украинцы, белорусы), западные (поляки, чехи, словаки, лужичане), южные (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы). 293,5 млн. человек (1992), в т. ч. в Российской Федерации… … Большой Энциклопедический словарь

СЛАВЯНЕ, ян, ед. янин, а, муж. Одна из крупнейших в Европе групп родственных по языку и культуре народов, составляющих три ветви: восточнославянскую (русские, украинцы, белорусы), западнославянскую (поляки, чехи, словаки, лужичане) и… … Толковый словарь Ожегова

Славяне - (Slavs), группа народов Вост. Европы, известные в Древн. Риме как сарматы или скифы. Полагают, что слово С. происходит от slowo (хорошо говорящий; тот же корень имеет слово словенец). После распада гуннского гос ва в 5 в. С. мигрировали на 3 … Всемирная история

Славяне - СЛАВЯНЕ, группа родственных народов общей численностью 293500 тыс. чел. Основные регионы расселения: страны Восточной Европы (около 290500 тыс. чел.). Говорят на славянских языках. Религиозная принадлежность верующих: православные, католики,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Крупнейшая в Европе группа народов, объединённая близостью языков (см. Славянские языки) и общностью происхождения. Общая численность слав. народов на 1970 около 260 млн. чел., из них: русских свыше 130 млн., украинцев 41,5 млн … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Славяне, их взаимные отношения и связи Т. 1-3 , . Славяне, их взаимные отношения и связи / Соч. Иосифа Первольфа, орд. проф. Варшав. ун-та. Т. 1-3A 183/690 U 62/317 U 390/30 U 238/562:Варшава: тип. Варшав. учеб. окр., 1893: Воспроизведено в…
  • Славяне в европейской истории и цивилизации , Франтишек Дворник. Предлагаемое издание является первой монографической публикацией на русском языке одного из крупнейших в XX столетии византинистов и славистов Франтишека Дворника (1893- 1975). Книга `Славяне…