Гора шунудаг история. Путешествие. Гора Шунудаг: средоточие умиротворения. «Лучше гор могут быть только горцы». И это правда

Пресс-конференция в преддверии фестиваля «Дагестанская биеннале 2010» звучала многообещающе: Никита Михалков в качестве председателя жюри, английский меценат Джон Маппин лично посетит экспозицию, а участники приедут со всего Северного Кавказа и Юга России. Отчасти все так и было — Никита Михалков, как сказали прессе, все время находился на связи, Джон Маппин передал пламенный привет, а соседние регионы составили Ставрополь, Кисловодск и Чеченская Республика. Но в череде маленьких разочарований были и очарования, да такие, что достигали самой вершины горы Шунудаг! Обо всем по порядку.

Маленькое село Хайхи, что располагается в Кулинском районе горной части Дагестана, каждый год на три дня становится чуть ли не центром культуры. Раз в два года на специально отстроенной дагестанским бизнесменом и меценатом Омари Калаевым площадке проходят фестиваль лакской песни «Шунудаг» и выставка-конкурс «Дагестанская биеннале».

Первая биеннале состоялась в 2008 году. Тогда на суд жюри было выставлено 123 творческих произведения. В этом году конкурс заметно расширился. О. Калаев привлек к конкурсу Российский фонд культуры, представители которого и приехали оценить работы участников. А составили вернисаж более 300 картин прославленных и молодых авторов, которых тоже, кстати, было больше, чем в предыдущий раз — сто художников. Большая часть из них — наши земляки, но не все: некоторые соседние республики также изъявили желание принять участие в нашумевшем празднике.

Условия конкурса не замысловаты: участникам предстояло выставить три авторские работы, нигде ранее не представленные, в жанрах скульптура, графика, живопись и декоративно-прикладное искусство.

В лабиринтах творчества

Сама идея проведения фестиваля в горной местности достаточно оригинальна. Как правило, вернисажи проходят в городе, в охлажденных кондиционерами выставочных залах, где все по этикету и даже веерами, казалось бы, машут особенно эстетично. Но прохладные залы сменились плавящимися от жары площадками, где на каждом метре под майданами разворачивались действа. На сцене с самого утра раздавались народные мотивы, а хайхинцы в национальных одеждах угощали гостей вкусным хахари (пирог, начиненный горными целебными травами) и другими специфическими блюдами. Рядом балхарские и гоцатлинские рукоделицы выставили на продажу свои изделия, а кубачинские ювелиры представили свои лучшие работы. Все это на фоне горного пейзажа выглядело гармонично и очень патриотично. Проходя мимо майданов, дивишься мастерству дагестанских умельцев, и успеваешь только щелкать фотоаппаратом. После волна зрителей уносит тебя к другому майдану — глиняные сосуды, фигурки животных, кинжалы и ножи, женские украшения — и снова тонешь в неповторимой красоте этих ручных работ.

Вот Аминат Османова показывает своих кукол-горянок. Они одеты в настоящие лакские национальные костюмы, а куклы-джигиты даже имеют при себе серебряный кинжал. Все по-серьезному, никаких игр. Аминат рассказывает, что делаются эти сувениры всей семьей: «Муж ювелир, он изготовляет украшения для наших кукол, дочь шьет одежду из натуральных тканей, а я вышиваю». Вышивка - главное увлечение хайхинки Аминат. Она выставила на биеннале несколько своих работ с древними дагестанскими узорами. Она пояснила, что в народе такие полотна называют оберегами, и дарятся они по случаю рождения ребенка или свадьбы. Каждый узор на метровом полотне имеет свою символику, но даже не это столь ценно. Вышиваются рисунки старинными нитками, предварительно вытянутыми из залежавшихся в сундуке тканей. «Это натуральный шелк, — рассказывает Аминат, показывая отрез, — ему без преувеличения 200 лет». Чтобы вышить одно метровое полотно, у мастерицы ушло семь лет, цена такой работы, конечно же, не маленькая. Но у нас, говорит Аминат, мало кто покупает такие обереги, в основном, признается она, их ценят за границей.

Но главными на этом празднике были все же художники. Их работы были вывешены в выставочном зале, некоторые — снаружи. По правилам биеналле, одна из трех работ художников должна быть посвещана известной дагестанской личности, и здесь рекорды популярности побил Расул Гамзатом. Он был написан и в образе общественного деятеля, и в семейной обстановке, и рядом с поэтессой Фазу Алиевой. В общем, великий Расул был разным. И не только на полотне. К примеру, художник Магомед-Али Алиев привез на биенннале скульптуру Гамзатова — одну из тех, которую слепил недавно. Алиев широко известен в Узбекистане, там его скульптуры украшают улицы и площадки городов, а в Дагестане художник пока мало знаком творческой интеллигенции. «Дагестанская биеннале» для Алиева — первая конкурс-выставка на родине, поэтому фестиваль для него значим в первую очередь большим скоплением талантливых художников, общение с которыми для Магомед-Али Алиева очень важно.

Открытие новых имен — одна из целей фестиваля. Новичков было много, так же как и тех, кто уже выставлял здесь свои работы.

«На этой картине изображена женщина, которая делает кувшин, — говорит о своем произведении «Творчество» Габибулла Габибуллаев. — На самом деле кувшин делает человека, и это главное, что я хотел сказать своей картиной». Габиблла на «Дагестанской биеннале» во второй раз: в 2008 году он стал лауреатом в номинации «За высокий профессионализм». В этом году он надеется на большую победу, и надежды его не напрасны, но узнает он об этом позже.

Совершенно прозрачными, простыми и одновременно оригинальными показались мне работы другого художника — Закарьи Закарьяева, который также на хайхинском вернисаже не новичок. Его композиция «Белая ворона» не требует комментария, впрочем, как и остальные работы.

Пока одни рассматривали экспозицию и общались с авторами работ, другие — принимали участие в конкурсе «Арбат», который предполагает работу художника на пленэре. Мастера кисти самостоятельно выбирали место для пленэре: кто-то рисовал пейзаж, кто-то — порт-рет. И каждый желающий мог стать свидетелем тонкой и интимной творческой работы художника. Удивительно, как на белом полотне художник легко проводил кистью, смешивал на палитре краски, и уверенно чертил линию за линией. В итоге получался живописный пейзаж Хайхи: у кого-то ярче и веселее, у кого-то — темнее в тонах и волнительнее. Хайхи был разный в глазах художников, и в этом проявлялась их бесспорная индивидуальность.

Когда горный «Арбат» завершился, внимание уделили маленьким участникам фестиваля — конкурсу детского рисунка «Солнечногорье». На длинном ватмане, расстеленном по всему мосту у въезда в село, детишки развлекались цветными красками, рисуя солнце, горы и поля. Все то, что открывалось взору начинающих художников.

Также по программе фестиваля в Хайхи прошли мастер-классы «Резьба по дереву», «Ковроткачество», «Ювелирное искусство». А уже вечером жителям и гостям праздника показывали концерт с участием звезд дагестанской сцены и фольклорного искусства.

«Лучше гор могут быть только горцы». И это правда!

Перифраз «Лучше гор могут быть только горцы», ставший девизом ежегодного фестиваля, совершенно точно оправдали хайхинцы. Все-таки удивительный это народ. Они приветливы и улыбчивы, а самое главное, как и положено дагестанцам, гостеприимны и просты.

На фестиваль из городов приехало несколько десятков, даже сотней людей, для многих из который горный Кулинский район — неизвестная местность. Но на улице никто не остался. Всех гостей разместили по домам, то есть приютили и накормили. К примеру, мне впервые довелось попробовать настоящий лакский хинкал. Признаюсь, понравилось. Как и все то, что я видела со стороны этих добрых людей. Низкий им поклон!

Фестиваль для хайхинцев — праздник. На все село играет музыка, а по вечерам — живые концерты. Они с удовольствием надевают свои национальные костюмы и участвуют в празднествах. Так, маленькое, одинокое Хайхи, со всех сторон опекаемое горными хребтами, на три дня превратилось в живой туристический островок. Величавая гора Шунудаг, журчащая река Коракой-су, холодный родник, старинный орнамент на домах — все удивительно и красиво. Многое запечатлено на фото, а главное — в памяти, где краски уж точно никогда не померкнут.

Итоги

Победителей, лауреатов и обладателей дипломов за участие на «Дагестанской биеннале» в этом году было много, причем не только среди художников. Парадоксально, но факт. Члены жюри на сцене еле удерживали в руках стопку дипломов, половина которых все же была вручена художникам.

В номинациях «керамика», «художественная обработка ткани», «ювелирное искусство», «живопись», «графика», «ковроткачество», «скульптура», «резьба по дереву» и других призы нашли своих победителей. Но обладателей особенного приза было три. Так, по итогам «Дагестанской биеннале-2010» гран-при получили: Нариман Дамаданов и Габибулла Габибуллаев в номинации «живопись», Ислам Шовклинский в номинации «скульптура». Именно они получили путевки в Англию для работы в замке «Камелот» Джона Маппина.

Вот так отшумела биеннале у гордой и непреклонной горы Шунудаг. В следующем году в Хайхи вновь соберется народ, но уже на фестивале лакской песни.

О фестивале

Фестиваль «Шунудаг» был организован по инициативе бизнесмена и общественного деятеля Омари Магадовича Калаева и известного композитора Ширвани Рамазановича Чалаева в 2002 году. Фестиваль «Шунудаг» создан с целью сохранения и приумножения фольклорных традиций древней культуры народов Дагестана. Эмблемой фестиваля является герой лакского народа Гарту, который пытался взлететь с горы Шунудаг на сооруженных им крыльях.

Фольклорный фестиваль народов Дагестана «Шунудаг»

Цель фестиваля - возродить у молодёжи интерес и любовь к национальной песне. Девиз фестиваля: «Цени! Храни! Приумножай! Присутствуй! Участвуй! Содействуй!». География Фестиваля охватывает весь Дагестан с его уникальным многонациональным составом. Жюри фестиваля определяет победителей по четырем номинациям: «Народная песня», «Современная эстрадная песня», «Игра на народных инструментах», «Народный танец» в двух возрастных категориях: взрослые и дети. В состав жюри входят простые слушатели - представители дагестанских аулов, которых выбирают сельчане. Призы и награды лауреатам фестиваля предоставляет учредитель «Шунудага» Омари Калаев. Чтобы стать участником фестиваля достаточно прислать заявку и видеозапись произведений своего исполнения в оргкомитет.

Фестиваль художников и мастеров прикладного искусства «Дагестанская биеннале»

В 2008 году организаторы представили новый проект - фестиваль художников. Лозунг этого фестиваля - «Лучше гор могут быть только горцы!». Проект долгосрочный и предполагает участие художников всех народов Северного Кавказа.

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Shu-bi-dua (группа)
  • Нитрид кремния

Смотреть что такое "Шунудаг" в других словарях:

    Шунудаг - Sp Šunudãgas Ap Шунудаг/Shunudag L k. RF (Dagestane), Kaukaze … Pasaulio vietovardžiai. Internetinė duomenų bazė

    Лакия - У этого термина существуют и другие значения, см. Лакия (значения) … Википедия

    Гаджиева, Лариса Ибрагимхалиловна - Лариса Гаджиева Полное имя Гаджиева Лариса Ибрагимхалиловна Место рождения Хосрех, Кулинский район, Дагестанская АССР, СССР Годы активности с 2002 Страна … Википедия

Дагестанская гора Шунудаг - самое высогорное плато этой солнечной и гостеприимной земли издавна привлекает туристов своими огромными альпийскими лугами, богатым животным миром и сногсшибательными панорамными видами. В ясные дни с горы открывается панорама Каспийского моря, в безмятежной зеркальной глади которого отражается такое же безмятежное голубое небо. Вокруг плато почетным круговым караулом стоят скальные обрывы и заснеженные вершины, которые составляют Главный Кавказский хребет. Здесь практически всегда тепло и солнечно, поэтому красота горы Шунудаг проявляется в полной мере, открывая своим гостям все свои потайные уголки и природные сокровища.

Солнечные лучи отражаются от далеких вечных снегов горных шапок, изумрудная зелень, густо покрывающая горы и альпийские луга, напоминает мерно колышущийся океан, а горные реки текут через перевалы, бурля и словно играя своими водными мускулами. На Шунудаге есть удивительные природные достопримечательности - например, большая пещера с многометровыми галереями, и каскад водопадов, ниспадающих с каменистых уступов посреди зеленеющих просторов. Те, кто впервые поднимается на Шунудаг, говорят, что на вершине горы чувствуешь неизъяснимый покой в дуще, а усталость уходит, будто ее и не бывало. Жители древних аулов, что стоят у подножия Шунудаг, считают местный горный туман целебным - похоже, что это действительно так.

Туристы часто разбивают на Шунудаге целые палаточные лагеря - к слову, для здешних условий идеально подходит легкая и комфортная палатка Greenell Керри 2 V3 .

Гости горы наслаждаются кристально чистым воздухом с ароматом альпийских трав, купаются в озерах ледникового происхождения, общаются с гостеприимными жителями аулов и угощаются вкусными дагестанскими блюдами. У каждого аула своя история, свои легенды, свои традиции, но при этом все их жители дружат между собой, никогда не воюя.

Альпинистов и зоологов Шунудаг привлекает скалами с крутыми пешеходными тропами и множеством животных - кавказских туров, волков, лис, орлов, медведей и так далее. Они живут там столетиями, в естественной среде своего обитания, не боятся людей и превосходно получаются на фотографиях. Также на гору можно посмотреть с плато, расположенного по соседству - там есть целая обзорная площадка с потрясающими видами на Шунудаг. А в одном из аулов (Хойхи) каждый год проводят масштабный этно-музыкальный фестиваль в настоящем амфитеатре, а еще там есть хорошая гостиница для тех, кто не любит спать в палатке.