Значение литературы — художественный анализ. О литературе. Значение художественной литературы в воспитании детей Воспитательное значение художественной литературы огромно

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной , а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.

О.С.Ушакова отмечает, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания . Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания . По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка . Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.



При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений .

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Искусство слова отражает действительность через художественные образы , показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка , развивает его восприимчивость, эмоциональность. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.

Процесс развития эстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте . Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений , ребенок может уже в 4-5 лет. Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка , как активность, глубокое сопереживание героям произведений. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.

Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой , но и смысловым содержанием . Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам , используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в нашем социалистическом обществе.

Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки , а к концу дошкольного возраста - перевертыши, небылицы.

Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки , обусловливает необходимость помощи взрослого .

Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией.

Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы , найти в нем образные слова и выражения , почувствовать ритм ирифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами.

Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически .

Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Произведения художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения , которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам. Художественная литература наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания.

Велика роль занятий по чтению художественной литературы для воспитания культуры поведения. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомится с нормами поведения.

Используя художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений , методику чтения ипроведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений , на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми).

Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. В.Г. Белинский предъявлял два основных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. Об этической направленности детской литературы он говорил, что, художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою.

Здравствуйте уважаемые читатели. Спешу вам сообщить о том, что моя жизнь учителя литературы резко изменилась после того, как я прошел по ссылке: http://igrat-vulkan.com/ , и сразился в игровые автоматы, тем самим проверил свою удачу. Теперь, я уделяю игре больше времени и неплохо зарабатываю, а в свободное от работы время стараюсь написать для вас, как можно больше увлекательных статей на литературную тематику.

Художественно нарисованные картины человеческой жизни обогащают наш ум знаниями, волнуют наши чувства, побуждаю нас к действию, к воплощению в жизнь тех «благородных понятий и чувств», которые выражены в произведении.

В художественной литературе перед нами раскрывается жизнь людей во всём её многообразии в разные века и у разных народов.

Так, в произведениях русской художественной литературы раскрываются картины жизни русского народа в разные периоды его истории. Черты древнерусского быта запечатлены, например, в «Песни о вещем Олеге» Пушкина; о быте и нравах людей XVI века повествует «Песня про купца Калашникова» .Лермонтова; мрачная эпоха крепостного права изображена в «Дубровском» Пушкина, в «Муму» Тургенева и т. д. О героизме доблестных сынов нашей родины, боровшихся в прошлом за её независимость, рассказывают такие произведения, как «Полтава» Пушкина, «Тарас Бульба» Гоголя, «Война и мир» Толстого.

Борьба трудящихся масс за укрепление Советской власти ярко изображена в повести Фурманова «Чапаев», в романе Н. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Значение литературы. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений. ) Островского «Как закалялась сталь» и в других произведениях советской литературы.

А. М. Горький рассказывает, сколько радости давала ему художественная литература, как она раскрывала ему глаза на мир: «Точно какие-то дивные птицы сказок, книги... пели о том, как многообразна и богата жизнь, как дерзок человек в своём стремлении к добру и красоте...»

Литература - не только прекрасное средство познания мира, но и сила, участвующая в развитии и преобразовании жизни. Она влияет на культурное и политическое развитие человека и общества в целом. Подлинно художественные произведения входят в жизнь человечества; на них воспитываются люди; их высокие идеалы становятся для людей руководством в поведении, в борьбе и труде.

«Поэты,- говорит Чернышевский,- руководители людей к благородному понятию о жизни и к благородному образу чувств: читая их произведения, мы приучаемся отвращаться от всего пошлого и дурного, понимать очаровательность всего доброго и прекрасного, любить всё благородное; читая их, мы сами делаемся лучше, добрее, благороднее».

Кому, например, не известна в нашей стране замечательная книга Н. Островского «Как закалялась сталь»?

Образ Павла Корчагина стал руководителем и воспитателем многих тысяч советских людей, их близким другом, неизменным спутником жизни. Скольких людей он ободрил в тяжёлые моменты их жизни!

Во время Великой Отечественной войны книга Островского поддерживала мужество защитников нашей Родины. Образ Павла Корчагина вдохновлял бойцов на героические подвиги. В воинской газете «В бой за родину!» писалось: «И в самые тяжёлые минуты, когда сжималось «железное кольцо», сколько воинов спрашивали себя: «А что бы на моём месте сделал Павел Корчагин?» - и делали так, как делал Павел Корчагин,- разрывали кольцо смерти и побеждали. Так, например, во время борьбы за Новороссийск группу разведчиков-моряков окружили враги. Яростно бились герои. Когда подоспела подмога, в живых был только один - пулемётчик, но и он был тяжело ранен. Героя спросили: «Как же ты устоял один, да ещё тяжело раненный, против множества врагов?» - он ответил: «Я был не один! Со мной был Павка Корчагин. Это он помог мне держаться до последнего».

Такие примеры с наглядной убедительностью говорят об огромном значении художественной литературы в жизни людей.

Итак, во-первых, литература - это «учебник жизни», как называл её Чернышевский. Литература обогащает наши знания о жизни.

Во-вторых, она воспитывает людей, является руководителем человека в жизни, прививая ему высокие и благородные понятия, чувства, стремление к труду, к борьбе за свободу и счастье народа.

В то же время, являясь одним из видов искусства,- искусством слова, литература развивает в человеке чувство прекрасного, учит его видеть и понимать красоту самой жизни и красоту художественного слова, литературных образов, картин жизни, которые создаёт писатель.

Использование произведений художественной литературы на уроках химии

Художественные произведения позволяют активизировать внимание, поддерживать у учеников устойчивый интерес к приобретению новых знаний на уроках химии и оставляют эмоциональный след в их душе, так как именно литература оказывает благотворное влияние на развитие у учащихся воображения, заставляет их думать. Ещё А.М.Горький писал: «Воспитательное значение художественной литературы огромно, потому что она воздействует одновременно и одинаково на мысль и чувство».

Фрагменты литературных произведений могут быть иллюстрацией к формируемым у учащихся химическим понятиям, источником знания, увлекательным началом или формой введения в тему, а также применяться как исследовательская задача при изучении основополагающих понятий химии. Умело использованные художественные произведения не только оживляют урок и привлекают внимание учащихся, но и помогают увидеть химические явления в окружающей жизни. Ведь химия на протяжении всей истории человечества представлялась предметом романтическим. Поэтому многих писателей и поэтов побуждала эта особенность к созданию образов, навеянных размышлениями о веществе и его превращениях, сравнении и эмоциональном описании явлений и процессов. Всё это делало их произведения наиболее яркими, колоритными, образными и особенными.

Предлагаю вашему вниманию некоторые примеры , которые я использую в своей педагогической практике.

8 КЛАСС

На первых уроках в 8 классе важно показать огромную роль химии в жизни человека, в природе, обществе, истории. С этой целью я использую отрывок из романа У.Коллинза “Женщина в белом”. Один из героев романа, граф Фоско, очень образно и эмоционально говорит о безграничной власти химии: “Химия всегда имела для меня неотразимую привлекательность благодаря огромной, безграничной власти, которую она дарует тем, кто ее познает. Химики – я утверждаю это с полной ответственностью – могут, если захотят, изменить судьбы человечества.

…Говорят, разум управляет Вселенной. Но что правит разумом? Тело находится во власти самого всесильного властителей – химии. Дайте мне, Фоско, химию – и, когда Шекспир задумает Гамлета и сядет за стол, чтобы воспроизвести задуманное, несколькими крупинками, оброненными в его пищу, я доведу его разум посредством воздействия на его тело до такого состояния, что его перо начнет плести самый несообразный вздор, который когда-либо осквернял бумагу. При подобных же обстоятельствах воскресите мне славного Ньютона. Я гарантирую, что, когда он увидит падающее яблоко, он съест его, вместо того чтобы открыть закон притяжения. Обед Нерона, прежде чем он его переварит, превратит Нерона в кротчайшего из людей, а утренний завтрак Александра Македонского заставит его днем удирать во все лопатки при первом же появлении врага. Клянусь своей священной честью, человечеству повезло: современные химики по большей части волею непостижимого счастливого случая – безобиднейшие из смертных…”.

Говоря о значении химии , привожу слова А.М.Горького: «Химия – это область чудес, в ней скрыто счастья человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области».

В пьесе А.М.Горького «Дети солнца» профессор Протасов говорит: «Внимательней всего изучайте химию! Это изумительная наука, знайте! Ее зоркий взгляд проникает и в огненную массу Солнца, и во тьму земной коры, в невидимые частицы вашего сердца, в тайны строения камня и в безмолвную жизнь дерева. Она смотрит повсюду и, везде открывая гармонию, упорно ищет начало жизни..И она найдет его, она найдет. Изучая тайны строения материи, она создает в стеклянной колбе живое вещество…»

Раскрыть тесную связь химии с другими естественными науками можно словами одного из героев романа “Франкенштейн”.

“В химии, как ни в одной другой из естественных наук сделаны и еще будут сделаны величайшие открытия. Вот почему я избрал ее, не пренебрегая вместе с тем и другими науками. Плох тот химик, который не интересуется ничем, кроме своего предмета. Если вы желаете, стать настоящим ученым, а не рядовым экспериментатором, я советую вам заняться всеми естественными науками, не забыв и о математике.”

О могуществе химического синтеза можно рассказать устами профессора Протасова – персонажа пьесы А.М.Горького “Дети солнца”:

“Прежде всего, и внимательнее всего изучайте химию. Это изумительная наука, знаете. Она еще мало развита сравнительно с другими, но уже и теперь она представляется мне каким-то всевидящим оком. Ее зоркий, смелый взгляд проникает в огненную массу солнца и во тьму земной коры, а невидимые частицы вашего сердца, и в тайны строения камня, и в безмолвную жизнь дерева. Она смотрит всюду и, везде открывая гармонию, упорно ищет начало жизни… И она найдет его, она найдет. Изучая тайны строения материи, она создает в стеклянной колбе живое вещество…”.

При изучении способов разделения смесей , методов очистки воды можно использовать отрывок из сказки “Мороз Иванович”:

“Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальет; да еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в нее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь угольки и капает в кувшин чистая, словно хрустальная…”.

Отрывок из повести К.Г.Паустовского поможет привлечь внимание учащихся при изучении понятия о процессе кристаллизации :

“Есть очень насыщенные минеральные источники. Стоит положить в такой источник ветку или гвоздь, что угодно, как через короткое время они обрастут множеством белых кристаллов и превратятся в подлинные произведения искусства”.

Изучение физических и химических явлений начинаю строками из поэзии Евгения Баратынского:

"…И вот сентябрь! Замедля свой восход,

Сияньем хладным солнце блещет,

И луч его в зерцале зыбком вод

Неверным золотом трепещет.

Седая мгла въётся вкруг холмов,

Росой затоплены равнины;

Желтеет сень кудрявая дубов,

И красен круглый лист осины.

Замолкли птиц живые голоса…..

Безмолвлен лес, беззвучны небеса!"

После этого предлагаю учащимся определить: какие химические и физические свойства лежат в основе поэтических картин?

Эпиграфом к уроку «Химические элементы» может быть стихотворение С. Щипачёва «Читая Менделеева»:

Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там в космических глубинах.

Всё – от песчинок малых до планет,
Из элементов состоит единых

При изучении простых и сложных веществ можно привести строки:
Есть просто газ – легчайший водород,
Есть просто кислород, а вместе это –
Июньский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассветах .

Значение воды подчёркивается такими высказываниями: «Вода – это эликсир жизни», «Самое необыкновенное вещество в мире», «Вода – чудо природы».
Проводится конкурс на знание стихов, пословиц, поговорок о воде. Ребята друг другу задают заранее подобранные загадки о воде.
От разговора о большом значении воды следует логический и естественный переход к вопросам экономного её расходования и бережного отношения к ней.

При изучении темы «Кислород» стихи звучат в начале урока вопросом «О каком элементе сегодня пойдёт речь?».

Достоин тот газ удивленья-
Его применяют сейчас
Для резки металлов и в сталеваренье,
И в доменных мощных печах.
Берёт его лётчик в высотные дали
Подводник с собою берёт,
Вы верно уже угадали,
Что газ этот…(кислород ).

Давая понятие о катализаторах можно обратиться к роману А.Казанцева “Пылающий остров”.

На несуществующем острове Аренида был обнаружен фиолетовый газ – чрезвычайно активный катализатор реакции взаимодействия азота с кислородом: в его присутствии для начала реакции достаточно зажечь спичку. Этот газ решили использовать для уничтожения ряда стран. Ученый, открывший газ, хочет помешать этому и поджигает воздух над островом. Но катализатор не расходуется в процессе реакции, в следствии чего остров превращается в огромный завод, перерабатывающий азот и кислород земной атмосферы в оксид азота. Лишь усилия ученых многих стран помогли спасти атмосферу Земли.

Богатые возможности использования художественной литературы открываются и при изучении темы « Вода» . Гимном этому необыкновенному веществу, основе всего живого на Земле, звучат строки замечательного французского писателя А. Сент-Экзюпери:
«Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты исполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас начинают бурлить высохшие родники нашего сердца».

Природная вода не может быть химически чистой, так как содержит самые разнообразные примеси, которые отсутствуют в дистиллированной, т. е. химически чистой воде, которой посвящено стихотворение Л. Мартынова:

Вода благоволила литься!
Она блистала. Столь чиста,
Что ни напиться, ни умыться.
И это было неспроста.
Ей не хватало ивы, тала
И горечи цветущих лоз.
Ей водорослей не хватало
И рыбы, жирной от стрекоз.
Ей не хватало быть волнистой,
Ей не хватало течь везде,
Ей жизни не хватало
Чистой – дистиллированной воде!”.

Учащимся могут быть заданы вопросы: « Какие физические свойства воды были упомянуты? Что такое дистиллированная вода? Может ли природная вода быть дистиллированной? Чем дистиллированная вода отличается от водопроводной?».

Суровые условия Великой Отечественной войны привели к переосмысливанию многих вещей, например, к новой оценке воды- вещества, которое в обыденной жизни является привычным и доступным.

"…Вода!... Бывало, встанешь утром рано,

И кран, с его металла белизной,

Забулькает, как соловей весной,

И долго будет течь вода из крана.

Так, словно о чуде, вспоминала о простой водопроводной воде поэтесса Вера Инбер в трагические дни блокады Ленинграда.

Или такие строки:

На войне, в пыли походной,

В летний зной и в холода,

Лучше нет простой, природной-

Из колодца, из пруда,

Из трубы водопроводной,

Из копытного следа, из реки, какой угодно,

Из ручья, из-подо льда,-

Лучше нет воды холодной,

Лишь вода была б вода."

(А. Твардовский "Василий Теркин")

О возможности использования воды как источника тепловой энергии писал Ж.Верн:

“- Какое топливо заменит уголь? – Вода, – ответил инженер. – Вода? – переспросил Пенкроф…

Да, но вода, разложенная на составные части, – пояснил Сайерс Смит. – Без сомнения, это будет делаться при помощи электричества, которое в руках человека станет могучей силой. Да, я уверен, что наступит день и вода заменит топливо. Водород и кислород, из которых она состоит, будут применяться и раздельно. Они окажутся неисчерпаемым и таким мощным источником тепла и света, что углю до них далеко! Наступит день, друзья мои, и в трюмы пароходов станут грузить не уголь, а баллоны с двумя этими сжатыми газами, и они будут сгорать с огромнейшей тепловой отдачей… Вода – это уголь грядущих веков”.

Изучая тему «Вода» всегда стараюсь привлечь учащихся к подбору необходимого материала (стихи, пословицы, загадки, афоризмы, иллюстрации, рисунки). Собранный материал использую при проведении мероприятий к Международному дню воды.

Рассказывая о планетарной модели атома , цитирую начало известного стихотворения В. Я. Брюсова «Мир электрона»:

Быть может, эти электроны -
Миры, где пять материков,
Искусство, знанья, войны, троны
И память сорока веков.
Ещё, быть может, каждый атом-
Вселенная, где сто планет;
Там всё, что здесь, в объёме сжатом,
Но также то, чего здесь нет.

9 КЛАСС

Урок «Тепловые эффекты химических реакций» начинаю с лирической поэзии «Огонь свечи, огонь костра…» , которая никого не может оставить равнодушными.После чего предлагаю учащимся ответить на вопрос: О каких реакциях пойдёт речь на уроке?

Огонь свечи, огонь костра,
Огонь могучего пожара.
Огни – они все мастера
Ниспосланного людям дара.

Двух мастеров прислал Господь,
И Мир наш стал таким уютным.
А третий – явно чёрта плоть,
Беду лишь мастер нёс беспутный

Свеча дарила людям свет,
Костёр стал очагом в их доме.
И Ада страшного ответ –
Пожар рычал, как зверь в загоне.

Кто скажет: что же есть огонь?
Он наказание иль благо?
Что означали дым и вонь
В пылу горящего Рейхстага?

И все же людям без огня
Жить стало бы на редкость трудно…
Не стоит нам, огонь виня,
Жизнь делать тёмной беспробудно.

Шампанское и свет свечи,
Свет маяка, что нужен в
,
Дрова, горящие в печи –
Всё это счастье, а не горе…

Изучая тему " Соляная кислота" привожу отрывок из произведения М. Пришвина "Соляная кислота":

"…Известно ли вам, что в кормлении волчат участвует и самец-волк?

У матери в молоке не хватает необходимой для питания молодых волчат соляной кислоты, и, чтобы пополнить этот недостаток, в добавку к молоку надо отрыгнуть маленькому своей пищи с соляной кислотой. В таком кормлении принимает участие и волк-самец…"

На уроке по изучению свойств сероводорода предлагаю учащимся прослушать стихотворение

Ю.Кузнецова «Тайны Чёрного моря»

Трясся Крым двадцать восьмого года,

И вставало море на дыбы,

Испуская, к ужасу народа,

Огненные серные столбы.

Всё прошло.

Опять гуляет пена,

Но с тех пор всё выше,

всё плотней

Сумрачная серная геенна

Подступает к днищам кораблей.

После чего предлагаю учащимся ответить на вопрос: Что называет автор гиеной в стихотворении? А затем назвать тему урока и цели. В ходе урока ещё раз предлагаю вернуться к строкам этой поэзии и составить уравнение реакции, описанной в стихотворении.

При изучении условий взаимодействия азота с кислородом запомнить необходимость присутствия катализатора для обеспечения этой реакции поможет «химическая канва» сюжета романа «Пылающий остров» известного писателя-фантаста А. П. Казанцева: на несуществующем острове Аренида был обнаружен фиолетовый газ – чрезвычайно активный катализатор реакции взаимодействия азота с кислородом – в его присутствии для начала реакции достаточно зажечь спичку. Этот газ решили использовать для уничтожения ряда стран. Учёный, открывший газ, решил помешать этому и поджёг воздух над островом. Но катализатор не расходуется в процессе реакции, вследствие чего, остров превращается в огромный завод, перерабатывающий азот и кислород земной атмосферы в оксид азота(II). Лишь усилия учёных многих стран помогли спасти атмосферу Земли.

Рассматривая физические свойства белого фосфора , зачитываю описание собаки Баскервилей из одноимённой повести А. Конан-Дойла "

"...Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана... Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. Фосфор, - сказал я".

Прошу учащихся назвать, какую химическую ошибку допустил А. Конан-Дойл. В этом несложном задании учащиеся обобщают физические свойства фосфора и его аллотропного видоизменения. Такой методический прием не только вызывает интерес к изучаемой теме, но и повышает уровень усвоения и запоминания материала.

При изучении свойств оксидов углерода снова обращаюсь к сказке “Мороз Иванович”, материал которой уже использовала при изучении химии 8 класса:

“– А, зачем ты, Мороз Иванович, – спросила Рукодельница, – зимою по улицам ходишь да в окошко стучишься?

– А я затем в окошки стучусь, – отвечал Мороз Иванович, – чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать; а не то ведь, я знаю, есть такие неряхи, что печку истопят, а трубу закрыть, не закроют, или и закрыть закроют, да не вовремя, когда еще не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно”. (Вопросы: Почему нельзя закрывать трубу, когда не все угли прогорели? Что такое угар? Почему от угара можно умереть?).

Лучше запомнить, что карбонат кальция СаСО 3 образует несколько природных соединений, учащимся помогут строки из «Поэмы о минералах» Н. М. Федоровского:

По формуле, как ни смотри,
Они не разнятся никак.
Всё те же кальций це о три,
Как мрамор, так и известняк.

Рассказывая о производстве стекла в России использую стихотворение поэта О.Колычева «Стакан»:

«Когда прозрачный, тонкий, музыкальный

Стакан с водой я подношу ко рту,

Я вижу девушку с завода Гусь-Хрустальный,

Создавшую вот эту красоту.

Она вложила в солнечные грани

Все мастерство нелегкое свое,

И отражаются в простом стакане

Ее улыбка и душа ее».

Закрепляя понятие о сущности процесса коррозии уместно использовать строки А.Ахматовой:

На рукомойнике моем
Позеленела медь.
Но так играет луч на нем,
Что весело глядеть”.

Учащимся задаю вопрос: Объясните химические процессы, упоминаемые в этих строчках.

Тему «Алюминий» начинаю отрывком из романа Н.Г.Чернышевского «Что делать?» (четвертый сон Веры Павловны): «…Но какие это полы и потолки? Из чего эти двери и рамы окон? Что это такое? Серебро? Платина? Да и мебель всю такая же – мебель из дерева тут лишь каприз, она только для разнообразия, из чего остальная мебель, потолки, полы». «Попробуй подвинуть это кресло», - говорит старшая царица. Эта металлическая мебель легче, чем ореховая.…Но что же это за металл? Ах, знаю теперь, Саша показывал мне такую дощечку, она была легка как стекло, и теперь уже есть такие серьги, брошки, да, Саша говорил, что рано или поздно алюминий заменит собой дерево, может быть и камень. Но как же это все богато?! Везде алюминий и алюминий, и все промежутки окон одеты огромными зеркалами. И какие ковры на полу! Вот в этом зале половина пола открыта, тут и видно, что он из алюминия».

10 КЛАСС (органические вещества)

Начиная изучать тему " Предельные углеводороды" зачитываю отрывок из повести Б. Васильева " А зори здесь тихие":

"Огромный бурый пузырь гулко вспучился перед ней. Это было так быстро и так близко от неё, что Лиза, не успев вскрикнуть, инстинктивно рванулась в сторону. Всего шаг в сторону, а ноги сразу потеряли опору, повисли где-то в зыбкой пустоте, и топь мягкими тисками сдавила бедра".

Перед ребятами ставлю вопрос: " Какой газ явился причиной гибели Лизы?"

Изучая тему «Многоатомные спирты» , предлагаю учащимся следующую литературно-химическую загадку:

Я пью его в мельчайших дозах,
На сахар капаю раствор,
А он способен бросить в воздух
Любую из ближайших гор”.

(Вопросы . О каком веществе идет речь? Каковы его свойства? Ответ. Это вещество – нитроглицерин.)

Говоря о нахождении карбоновых кислот в природе, использую отрывок из " Наследство Лемезюрье" Агаты Кристи ":

"…Пуаро наклонился и осторожно извлек что-то из его правой руки. Он повернулся ко мне, и я увидел у него на ладони маленький шприц. Я содрогнулся.

Что в нем? Яд?

Муравьиная кислота, я полагаю.

Муравьиная кислота?

Да. Вероятно, полученная из муравьиного яда. Он же был химиком, как вы помните. Причиной смерти, наверное, сочли бы пчелиный укус."

Ребятам можно предложить следующий вопрос:

Где в природе встречается муравьиная кислота? После чего следует заметить, что муравьиная кислота входит в состав едких выделений муравьёв, но и содержится в листьях крапивы, хвое ели, а также как средство защиты от врагов у пчел.

При изучении свойств глюкозы

Творчески воссоздавая действительность, писатель не только выражает свое понимание ее закономерностей, сущности явлений, но и дает им оценку. Итоги размышлений писателя о жизни предстают перед читателем не в виде сухих формул и нравоучений, а в виде изображения мыслей, чувств, поведения живых людей - героев литературных произведений. Идея произведения связана с представлениями писателя о добре и красоте, чести и долге, смысле жизни и назначении человека. Она глубоко прочувствована, выношена писателем и пронизывает все произведение. Идея, воплощенная в художественных образах , оказывает огромное воспитательное воздействие, убеждает, внушает те или иные чувства.

    Иллюстрация В. Минаева к роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?».

    Иллюстрация к «Поучению Владимира Мономаха».

    Иллюстрация Д. Кардовского к роману Д. Дефо «Робинзон Круэо».

    Иллюстрация И. Блиоха к роману В. Липатова «И это все о нем…».

    Иллюстрация Г. Мазурина к повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда».

    Иллюстрация С. Трофимова к повести А. П. Гайдара «Школа».

Достаточно вспомнить автобиографические повести М. Горького «Детство» и «В людях», чтобы наглядно убедиться в огромном воздействии художественной литературы на становление личности человека. Раскрывая сущность явлений и закономерности действительности, литература формирует взгляды читателей, закладывает основы их мировоззрения, указывает цели и пути претворения идеалов в жизнь. Литература воспитывает и ум, и чувства, формирует характер, т. е. влияет на личность в целом.

Чтение художественной литературы расширяет границы личного опыта, позволяет перечувствовать и осмыслить множество явлений современности и далекого прошлого, увидеть созданные воображением писателей картины будущего. Благодаря «Тихому Дону» М. А. Шолохова, «Железному потоку» А. С. Серафимовича, «Чапаеву» Д. А. Фурманова, «Цементу» Ф. В. Гладкова, «Живым и мертвым» К. М. Симонова мы переживаем события Гражданской и Великой Отечественной войн, видим как живых наших дедов, самоотверженно боровшихся и трудившихся во имя Родины. Жизнь миллионов людей одухотворена и освещена высокими идеалами, которые несут лучшие произведения литературы, в их сознании постоянно присутствуют образы Данко и Павла Власова, Чапаева и Павки Корчагина, Мересьева и Олега Кошевого: подобно реально существующим людям, эти литературные герои становятся советчиками и друзьями, примером для подражания.

Только литература - идейная, художественная, народная - воспитывает людей честных, сильных духом, способных взять на себя ношу своего времени.

Касаясь в первую очередь общественных отношений, жизни человека в обществе, литература способствует воспитанию мыслей и чувств, свойственных человеку как общественному существу, осознанию долга перед Родиной и народом.

Литература играет важнейшую роль в общественно-политической жизни общества. Если даже писатель не осознает себя проповедником определенных идей, его произведения объективно заключают эти идеи и становятся воспитательным фактором.

Безусловно, воспитательное значение имеют не только положительные образы литературных героев, которые становятся примером для подражания. Изображая отрицательные явления, писатель вызывает их нравственное осуждение, побуждает занять определенную позицию в жизни, совершать те или иные поступки. Литература убеждает неотразимой правдой изображения, которая позволяет глубоко уяснить закономерности действительности.

Следовать за писателем в особом, созданном им мире художественного произведения невозможно, если не становиться и самому в какой-то мере творцом, не заставлять работать свое воображение, чтобы воссоздать образы персонажей перед своим мысленным взором. Делая читателя соучастником творчества писателя, литература развивает способность к творчеству. Чтение стимулирует развитие мышления, обогащает и совершенствует речь. Наблюдения показывают, что школьники, которые много читают художественных произведений и занимаются музыкой и другими видами искусства, начинают лучше успевать не только по литературе и истории, но и по математике, физике и другим предметам.

Книга аккумулирует достижения многовековой культуры человечества и является важнейшим источником знаний, средством самообразования и саморазвития. Она позволяет познать окружающий мир, разобраться в своих мыслях, чувствах, потребностях, исканиях и найти дорогу в жизни, наметить программу самовоспитания.

Вариант № 4508042

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике. Объём сочинения — не менее 150 слов.


Версия для печати и копирования в MS Word

Воспитательное значение художественной литературы огромно, (ПО)ТОМУ что она действует на мысль ТАК(ЖЕ) сильно, как и на чувство.

Заплакала она (ОТ)ТОГО, что Саша уже не казался ей таким новым, интеллигентным, интересным, каким представлялся (В)ТЕЧЕНИЕ прошлого года.

Фаина, по-старушечьи строго поджав губы, следила (ЗА)ТЕМ, как Степан шумно и грузно передвигался по избе, ЧТО(БЫ) выпить воды и подбросить дрова в печь.

На разрезе волнушки выделяется горький белый сок, (ПО)ЭТОМУ эти грибы нужно сначала подержать в холодной воде, ЧТО(БЫ) вся горечь из них вышла.

(В)СВЯЗИ с непогодой по вечерам мы затапливали печи, багровые отсветы огня (В)ВИДЕ чудовищ дрожали на стенах.

Ответ:

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

На Земле ещё до появления человека (В)ТЕЧЕНИЕ миллионов лет происходили события, менявшие нашу планету: поднимавшиеся из морских вод горные хребты подтачивались снеговыми водами, а ТАК(ЖЕ) ледниками, которые спускались с горных вершин.

Во многих странах зоны отдыха расширяются (ЗА)СЧЁТ обширных территорий бывших карьеров: (НА)ПРИМЕР, в Греции планируется освоение нескольких карьеров, где будут расположены спортивные площадки, аттракционы и пляжи.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ долгих часов Андрей Рублёв оставался в храме (НА)ЕДИНЕ со своим учителем Феофаном Греком, который открывал иконописцу тайны живописи.

Своеобразная композиция текста определяется вариативными повторами, когда тезис (С)НАЧАЛА формулируется, а (ЗА)ТЕМ многократно повторяется.

Отблистали молнии, и полчища туч унеслись КУДА(ТО) (В)ДАЛЬ.

Ответ:

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Проблема синонимии, привлекающая особое внимание исследователей (В)ТЕЧЕНИЕ последних двух десятилетий, актуальна для лексикографии, а ТАК(ЖЕ) для других областей языкознания.

Главная же беда была в том, что бобры обросли шерстью ещё только (НА)ПОЛОВИНУ и (ПО)ЭТОМУ неминуемо замёрзли бы в пути.

В сумерках (НА)ВСТРЕЧУ нам шёл какой-то странный, КАК(БУДТО) чем-то испуганный человек.

Художественная правда создаётся писателем ТАК(ЖЕ), как пчелою создаётся мёд: от всех цветов (ПО)НЕМНОГУ берёт пчела, но берёт самое нужное.

Колдунья взяла в руки ЧТО(ТО) (В)РОДЕ венчика для взбивания белка и стала греть его.

Ответ:

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ОТЛИЧИЕ от многих, М. Горький не гонялся за славой; он не пугался критики, но ТАК(ЖЕ) не испытывал и радости от похвалы глупца или невежи.

Мой отец был (ПО)НАСТОЯЩЕМУ искусным плотником, (ЗА)ТО, а ещё за весёлый нрав его уважали в посёлке.

Ещё в глубокой древности люди мечтали о том, ЧТО(БЫ) подняться в небо: в легенде о Дедале и Икаре, которую создали древние греки, (КАК)РАЗ и отразилась эта мечта.

Однажды ночью я проснулся от странного ощущения: мне показалось, БУД(ТО) я оглох во сне; я долго лежал, прислушивался и наконец понял, что я не оглох, а (ПО)ПРОСТУ за стенами дома наступила необыкновенная тишина.

Бойцы шли (ПО)ДВОЕ, (ПО)ЗАДИ колонны тащилась повозка с полевой кухней.

Ответ:

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ПО)ТОМУ, как человек ведёт спор, можно определить его характер, а ТАК(ЖЕ) его намерения.

Я ТО(ЖЕ) упорно занимался, ПОТОМУ(ЧТО) мне предстоял серьёзный экзамен.

ЧТО(БЫ) сократить путь, мы пошли через парк, ПРИ(ЧЁМ) добрались раньше всех.

(В)ТЕЧЕНИЕ всего марта шёл снег, (КАК)БУДТО весна и не собиралась наступать.

Я имел (В)ВИДУ ТО(ЖЕ), что и вы.

Ответ:

Ответ:

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В) ПРОДОЛЖЕНИИ романа страниц будет (В) ДВОЕ больше, чем в первой части.

ЧТО(БЫ) найти вход в пещеру, спелеологи (В) ТЕЧЕНИЕ трёх недель методично обследовали склон горы.

Работа (В) СКОРЕ будет готова, примерно через (ПОЛ) ЧАСА.

(НА) КОНЕЦ дело было передано в районный суд, после чего наши оппоненты пошли (НА) ПОПЯТНУЮ.

КОГДА(ТО) Архип хорошо понимал (ПО)ФРАНЦУЗСКИ.

Ответ:

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Меняется деревня Озерцо, но в мелкой речке ТАК(ЖЕ) месяц тонет, и ТАК(ЖЕ) силу ей дают ключи, и пьют мальчишки из ковша ладоней, как век назад.

Мои спутники ТО(ЖЕ) осматривали берег (В)ТЕЧЕНИЕ целого часа и обнаружили янтарь причудливой формы.

Звуки мало-помалу слабеют, (ПО)НЕМНОГУ замирают, а скоро их (СО)ВСЕМ уже не слышно.

И (НЕ)СМОТРЯ на то, что путешественники знали о быстро наступающих сумерках, темнота ВСЁ(ТАКИ) застала их врасплох.

(НА)СЧЕТ костюмов для спектакля вы не беспокойтесь: ЧТО(БЫ) ни потребовалось - все достанем.