Что такое хор. Понятие о хоре. Виды хоровых коллективов

Трёх) или более человек исполняющих одну и ту же партию.

Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано , альты , тенора , басы . Но количество партий в принципе не ограничено так как каждая из этих основных партий может делиться на несколько относительно самостоятельных партий (это явление у музыкантов называется дивизи ): в партесных концертах Василия Титова 12 и более хоровых партий; «Stabat Mater» Кшиштофа Пендерецкого написана для тройного хора по 4 голоса в каждом (в общей сложности 12 хоровых партий).

Хор может петь в сопровождении инструментов или без них. Пение без сопровождения называется пением a cappella . Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр . Как правило на репетициях хора в процессе разучивания произведения, написанного для хора с оркестром, оркестр временно заменяется фортепиано ; также фортепиано используется как вспомогательный инструмент при разучивании хоровых произведений a cappella .

История

Одними из первых певческих коллективов были древнегреческие хоры, использовавшиеся во время трагедий . Но в отличие от современной драматургии и театра сам он не являлся персонажем , а выполнял роль общественного мнения, определявшего выбор других персонажей. Древнегреческий хор всегда пел в один голос либо без сопровождения, либо под китару , также игравшую в унисон с хором.

Раннее христианство переняло античную традицию, и до X-XII веков хоры пели только в унисон или октаву. Затем началось разделение голосов на низкие и высокие и появление для них различных партий. До XV (а в церковном песнопении - до XVII века) в хоре состояли только мужчины (исключение - хоры монашек) .

Типы хоровых коллективов

Под наименованием тип хора понимают характеристику исполнительского коллектива по составляющим группам певческих голосов. Известно, что певческие голоса распределяются на три группы - женские, мужские и детские. Таким образом, хор, объединяющий голоса одной группы, называется однородным, а хор, имеющий комбинации из женских (или детских) и мужских голосов или певческих голосов всех групп, зовется смешанным. В исполнительской практике распространены четыре типа хоров: женские, мужские, детские, смешанные.

  • смешанный хор (наиболее распространенный тип хора) - состоит из женских и мужских голосов. Женские голоса составляют партии сопрано и альтов , мужские голоса составляют партии теноров и басов . Внутри каждой партии обычно бывают подразделение на первые (более высокие) и вторые (более низкие) голоса: сопрано I и II, альты I и II, тенора I и II, басы I и II;
  • хор мальчиков и юношей - состоит из тех же четырёх основных партий, что и смешанный, но партию сопрано исполняют мальчики, именующиеся дискантами, партию альтов - низкие мальчиковые голоса; партии теноров и басов в таком хоре, так же как и в смешанном, исполняются мужчинами;
  • мужской хор - состоит из теноров и басов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые (высокие) и вторые (низкие) тенора и первые и вторые басы. Партия первых теноров может быть расширена за счет певцов-контратеноров, поющих (фальцетом) ещё более высокую партию, по тесситуре находящуюся за пределами обычного мужского голосового диапазона;
  • женский хор - состоит из сопрано и альтов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые и вторые сопрано и первые и вторые альты;
  • детский хор - состоит из двух партий: сопрано (дискантов) и альтов, иногда из трёх - сопрано (дискантов) I и II, и альтов; возможны и другие варианты.

Минимальное количество певцов в одной хоровой партии - 3 человека.

С точки зрения манеры пения различают:

  • академические хоры - поющие в академической манере. Академическая манера пения основана на принципах и критериях музыкального творчества и исполнительства, выработанные профессиональной музыкальной культурой и традициями многовекового опыта оперного и камерного жанров;
  • народные хоры - поющие в народной манере. Жанровыми признаками русских народных хоров являются: опора на местную или областную традицию бытового народного пения; использование натурального регистрового звучания голосов; подголосочно-полифонический распев песни как основа хорового многоголосия.

Виды хорового пения

По количеству участников различают:

  • вокально-хоровой ансамбль - от 12 до 20 участников;
  • камерные хоры - от 20 до 30-50 участников;
  • средние хоры - от 40 до 60-70 участников;
  • большие хоры - от 70 до 120 участников;
  • сводные хоры - до 1000 участников, собираются на время из разных коллективов. Такие составы имеют статус «хеппининг-перформанс» и не относятся собственно к исполнительскому искусству, так как представляют собой скорее пропагандно-просветительское направление.

Хоры могут иметь разный статус, например, профессиональные, любительские (самодеятельные), церковные и учебные хоры.

См. также

Напишите отзыв о статье "Хор"

Примечания

Литература

  • Анисимов А. И. Дирижёр-хормейстер. Творческо-методические записки.- Л.: «Музыка», 1976.- 160 с.
  • Виноградов К. Работа над дикцией в хоре.- М.: Музыка, 1967.
  • Дмитревская К. Русская советская хоровая музыка. Вып. 1.- М.: Советский композитор, 1974.
  • Дмитревский Г. Хороведение и управление хором.- Музгиз, 1957.
  • Евграфов, Ю. А. Элементарная теория мануального управления хором. - М.: Музыка, 1995
  • Егоров, А. А. Теория и практика работы с хором / А. А. Егоров. - Л. ; М.: Госмузиздат, 1951.
  • Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика.- М.: Владос, 2003.
  • Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры.- М.: Советский композитор, 1985.
  • Казачков С. А. Дирижёр хора - артист и педагог / Казан. гос. консерватория.- Казань, 1998.- 308 с.
  • Казачков С. А. От урока к концерту.- Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1990.- 343 с.
  • Краснощеков В. Вопросы хороведения.- М.: Музыка, 1969.
  • Локшин Д. Замечательные русские хоры и их дирижеры.- М.: Музгиз, 1963.
  • Никольская-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI в.- М.: Владос, 2003. ISBN 5-691-01077-8
  • Памяти А. В. Свешникова. Сборник статей под ред. С. Калинина.- М.: Музыка, 1998.
  • Памяти Н. М. Данилина. Письма, воспоминания, документы.- М.: Советский композитор, 1987.
  • Пигров К. Руководство хором.- М.: Музыка, 1964.- 220 с.
  • Птица К. Мастера хорового искусства в Московской консерватории.- М.: Музыка, 1970.
  • Романовский Н. В. Хоровой словарь. - Л.: Музыка, 1980
  • Самарин В. Хороведение. - М.: Музыка, 2011.
  • Соколов В. Работа с хором.- М.: Музыка, 1967.
  • Тенета-Бартенева Л. Б. Лебедев Константин Михайлович. (Очерк о жизненном и творческом пути выдающегося хорового дирижера и педагога). - М.: 4 филиал Воениздата,2002
  • Шамина Л. В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом.- М.: Музыка, 1981.- 174 с.]
  • Риман, Гуго. : CD-ROM / пер. с нем. Б. П. Юргенсона, доп. рус. отд-нием. - М . : ДиректМедиа Паблишинг, 2008.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Хор

Только признание в нем этого чувства заставило народ такими странными путями из в немилости находящегося старика выбрать его против воли царя в представители народной войны. И только это чувство поставило его на ту высшую человеческую высоту, с которой он, главнокомандующий, направлял все свои силы не на то, чтоб убивать и истреблять людей, а на то, чтобы спасать и жалеть их.
Простая, скромная и потому истинно величественная фигура эта не могла улечься в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история.
Для лакея не может быть великого человека, потому что у лакея свое понятие о величии.

5 ноября был первый день так называемого Красненского сражения. Перед вечером, когда уже после многих споров и ошибок генералов, зашедших не туда, куда надо; после рассылок адъютантов с противуприказаниями, когда уже стало ясно, что неприятель везде бежит и сражения не может быть и не будет, Кутузов выехал из Красного и поехал в Доброе, куда была переведена в нынешний день главная квартира.
День был ясный, морозный. Кутузов с огромной свитой недовольных им, шушукающихся за ним генералов, верхом на своей жирной белой лошадке ехал к Доброму. По всей дороге толпились, отогреваясь у костров, партии взятых нынешний день французских пленных (их взято было в этот день семь тысяч). Недалеко от Доброго огромная толпа оборванных, обвязанных и укутанных чем попало пленных гудела говором, стоя на дороге подле длинного ряда отпряженных французских орудий. При приближении главнокомандующего говор замолк, и все глаза уставились на Кутузова, который в своей белой с красным околышем шапке и ватной шинели, горбом сидевшей на его сутуловатых плечах, медленно подвигался по дороге. Один из генералов докладывал Кутузову, где взяты орудия и пленные.
Кутузов, казалось, чем то озабочен и не слышал слов генерала. Он недовольно щурился и внимательно и пристально вглядывался в те фигуры пленных, которые представляли особенно жалкий вид. Большая часть лиц французских солдат были изуродованы отмороженными носами и щеками, и почти у всех были красные, распухшие и гноившиеся глаза.
Одна кучка французов стояла близко у дороги, и два солдата – лицо одного из них было покрыто болячками – разрывали руками кусок сырого мяса. Что то было страшное и животное в том беглом взгляде, который они бросили на проезжавших, и в том злобном выражении, с которым солдат с болячками, взглянув на Кутузова, тотчас же отвернулся и продолжал свое дело.
Кутузов долго внимательно поглядел на этих двух солдат; еще более сморщившись, он прищурил глаза и раздумчиво покачал головой. В другом месте он заметил русского солдата, который, смеясь и трепля по плечу француза, что то ласково говорил ему. Кутузов опять с тем же выражением покачал головой.
– Что ты говоришь? Что? – спросил он у генерала, продолжавшего докладывать и обращавшего внимание главнокомандующего на французские взятые знамена, стоявшие перед фронтом Преображенского полка.
– А, знамена! – сказал Кутузов, видимо с трудом отрываясь от предмета, занимавшего его мысли. Он рассеянно оглянулся. Тысячи глаз со всех сторон, ожидая его сло ва, смотрели на него.
Перед Преображенским полком он остановился, тяжело вздохнул и закрыл глаза. Кто то из свиты махнул, чтобы державшие знамена солдаты подошли и поставили их древками знамен вокруг главнокомандующего. Кутузов помолчал несколько секунд и, видимо неохотно, подчиняясь необходимости своего положения, поднял голову и начал говорить. Толпы офицеров окружили его. Он внимательным взглядом обвел кружок офицеров, узнав некоторых из них.
– Благодарю всех! – сказал он, обращаясь к солдатам и опять к офицерам. В тишине, воцарившейся вокруг него, отчетливо слышны были его медленно выговариваемые слова. – Благодарю всех за трудную и верную службу. Победа совершенная, и Россия не забудет вас. Вам слава вовеки! – Он помолчал, оглядываясь.
– Нагни, нагни ему голову то, – сказал он солдату, державшему французского орла и нечаянно опустившему его перед знаменем преображенцев. – Пониже, пониже, так то вот. Ура! ребята, – быстрым движением подбородка обратись к солдатам, проговорил он.
– Ура ра ра! – заревели тысячи голосов. Пока кричали солдаты, Кутузов, согнувшись на седле, склонил голову, и глаз его засветился кротким, как будто насмешливым, блеском.
– Вот что, братцы, – сказал он, когда замолкли голоса…
И вдруг голос и выражение лица его изменились: перестал говорить главнокомандующий, а заговорил простой, старый человек, очевидно что то самое нужное желавший сообщить теперь своим товарищам.
В толпе офицеров и в рядах солдат произошло движение, чтобы яснее слышать то, что он скажет теперь.
– А вот что, братцы. Я знаю, трудно вам, да что же делать! Потерпите; недолго осталось. Выпроводим гостей, отдохнем тогда. За службу вашу вас царь не забудет. Вам трудно, да все же вы дома; а они – видите, до чего они дошли, – сказал он, указывая на пленных. – Хуже нищих последних. Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди. Так, ребята?
Он смотрел вокруг себя, и в упорных, почтительно недоумевающих, устремленных на него взглядах он читал сочувствие своим словам: лицо его становилось все светлее и светлее от старческой кроткой улыбки, звездами морщившейся в углах губ и глаз. Он помолчал и как бы в недоумении опустил голову.
– А и то сказать, кто же их к нам звал? Поделом им, м… и… в г…. – вдруг сказал он, подняв голову. И, взмахнув нагайкой, он галопом, в первый раз во всю кампанию, поехал прочь от радостно хохотавших и ревевших ура, расстроивавших ряды солдат.
Слова, сказанные Кутузовым, едва ли были поняты войсками. Никто не сумел бы передать содержания сначала торжественной и под конец простодушно стариковской речи фельдмаршала; но сердечный смысл этой речи не только был понят, но то самое, то самое чувство величественного торжества в соединении с жалостью к врагам и сознанием своей правоты, выраженное этим, именно этим стариковским, добродушным ругательством, – это самое (чувство лежало в душе каждого солдата и выразилось радостным, долго не умолкавшим криком. Когда после этого один из генералов с вопросом о том, не прикажет ли главнокомандующий приехать коляске, обратился к нему, Кутузов, отвечая, неожиданно всхлипнул, видимо находясь в сильном волнении.

8 го ноября последний день Красненских сражений; уже смерклось, когда войска пришли на место ночлега. Весь день был тихий, морозный, с падающим легким, редким снегом; к вечеру стало выясняться. Сквозь снежинки виднелось черно лиловое звездное небо, и мороз стал усиливаться.
Мушкатерский полк, вышедший из Тарутина в числе трех тысяч, теперь, в числе девятисот человек, пришел одним из первых на назначенное место ночлега, в деревне на большой дороге. Квартиргеры, встретившие полк, объявили, что все избы заняты больными и мертвыми французами, кавалеристами и штабами. Была только одна изба для полкового командира.
Полковой командир подъехал к своей избе. Полк прошел деревню и у крайних изб на дороге поставил ружья в козлы.
Как огромное, многочленное животное, полк принялся за работу устройства своего логовища и пищи. Одна часть солдат разбрелась, по колено в снегу, в березовый лес, бывший вправо от деревни, и тотчас же послышались в лесу стук топоров, тесаков, треск ломающихся сучьев и веселые голоса; другая часть возилась около центра полковых повозок и лошадей, поставленных в кучку, доставая котлы, сухари и задавая корм лошадям; третья часть рассыпалась в деревне, устраивая помещения штабным, выбирая мертвые тела французов, лежавшие по избам, и растаскивая доски, сухие дрова и солому с крыш для костров и плетни для защиты.
Человек пятнадцать солдат за избами, с края деревни, с веселым криком раскачивали высокий плетень сарая, с которого снята уже была крыша.
– Ну, ну, разом, налегни! – кричали голоса, и в темноте ночи раскачивалось с морозным треском огромное, запорошенное снегом полотно плетня. Чаще и чаще трещали нижние колья, и, наконец, плетень завалился вместе с солдатами, напиравшими на него. Послышался громкий грубо радостный крик и хохот.
– Берись по двое! рочаг подавай сюда! вот так то. Куда лезешь то?
– Ну, разом… Да стой, ребята!.. С накрика!
Все замолкли, и негромкий, бархатно приятный голос запел песню. В конце третьей строфы, враз с окончанием последнего звука, двадцать голосов дружно вскрикнули: «Уууу! Идет! Разом! Навались, детки!..» Но, несмотря на дружные усилия, плетень мало тронулся, и в установившемся молчании слышалось тяжелое пыхтенье.
– Эй вы, шестой роты! Черти, дьяволы! Подсоби… тоже мы пригодимся.
Шестой роты человек двадцать, шедшие в деревню, присоединились к тащившим; и плетень, саженей в пять длины и в сажень ширины, изогнувшись, надавя и режа плечи пыхтевших солдат, двинулся вперед по улице деревни.
– Иди, что ли… Падай, эка… Чего стал? То то… Веселые, безобразные ругательства не замолкали.
– Вы чего? – вдруг послышался начальственный голос солдата, набежавшего на несущих.
– Господа тут; в избе сам анарал, а вы, черти, дьяволы, матершинники. Я вас! – крикнул фельдфебель и с размаху ударил в спину первого подвернувшегося солдата. – Разве тихо нельзя?
Солдаты замолкли. Солдат, которого ударил фельдфебель, стал, покряхтывая, обтирать лицо, которое он в кровь разодрал, наткнувшись на плетень.
– Вишь, черт, дерется как! Аж всю морду раскровянил, – сказал он робким шепотом, когда отошел фельдфебель.

В музыковедческой литературе при характеристике испол­нительства принято вычленять три его составляющих: ком­позитора, исполнителя и слушателя. Остается без внимания еще один важный элемент исполнительского акта - музы­кальный инструмент, с помощью которого исполнитель реа­лизует замысел автора, воссоздавая его в живом звучании. Объясняется это тем, что в большинстве видов музыкального исполнительства музыкант не имеет непосредственного отно­шения к качеству инструмента. Другое дело хор, который представляет собой живой организм, сформированный в соот­ветствии с художественными вкусами и критериями хормей­стера - мастера, его создавшего. Этот организм может быть гибким и неповоротливым, понимающим и непонятливым, доброжелательным и агрессивным, увлеченным и безразлич­ным. Одухотворенность хорового инструмента требует к нему особого отношения, поскольку эта его особенность делает его одновременно и самым умным и восприимчивым, и самым нестабильным и изменчивым. Последнее обстоятельство свя­зано с тем, что основные его качественные параметры (яркость и красота звука, чистота интонирования, слитность ансамб­ля, тембровое богатство, громкость, общий вокальный диапа­зон, артикуляционный «механизм») не могут быть зафикси­рованы надолго, а воссоздаются и обновляются на каждой репетиции дирижером-хормейстером, который в хоровом жан­ре является не только исполнителем, но и автором инструмен­та (подобно скрипичному мастеру) и его настройщиком (по­добно настройщику фортепиано).


52

В истории отечественного хороведения давалось много оп­ределений понятия «хор»: от «собрания поющих» до «ансамб­ля поющих унисонов». Вот некоторые из них:

«Хор - это такое собрание поющих, в звучности которого есть строго уравновешенный ансамбль, точно выверенный строй и художественные, отчетливо выработанные нюансы» (П.Г. Чесноков) 1 .

«Хором называется более или менее многочисленная группа "певцов, исполняющая вокальное произведение» (А.С. Егоров) 2 .

«Хором называется коллектив певцов, организованный для совместного исполнения. В хоре должно быть соблюдено коли­чественное и качественное соотношение голосов, обеспечиваю­щее владение всеми элементами хоровой звучности, необходи­мое для осуществления стоящих перед ним исполнительских задач» (Г.А. Дмитревский) 3 .

«Хор - это организованный коллектив певцов... В пони­мании советского слушателя хор - творческий коллектив, основная цель исполнительской деятельности которого - идейно-художественное и эстетическое воспитание народных масс» (К.К. Пигров) 4 .

«Хором называется такой коллектив, который в достаточ­ной мере владеет техническими и художественно-выразитель­ными средствами хорового исполнения, необходимыми для передачи мыслей, чувств, идейного содержания, которые за­ложены в произведении» (Вл.Г. Соколов) 5 .


«Хор - певческий коллектив, исполняющий вокальную музыку с инструментальным сопровождением или а капелла» (Н.В. Романовский) 6 .

«Хор - это большой вокально-исполнительский коллек-тив, который средствами своего искусства правдиво, художе­ственно полноценно раскрывает содержание и форму испол­няемых произведений и своей творческой деятельностью способствует идейно-художественному воспитанию народных масс. Как музыкально-исполнительский "инструмент" хор

1 Чесноков П.Г. Хор и управление им. - М., 1961. - С. 25-26. 2 Егоров А.С. Теория и практика управления хором. - Л.; М., 1951. - С. 13.

3 Дмитревский ГЛ. Хороведение и управление хором. - М., 1957. - С. 3.

4 Пигров К.К. Руководство хором. - М., 1964. - С.21.

6 Соколов Вл. Работа с хором. - 2-е изд.-М., 1983. - С. 5.

6 Романовский Н.В. Хоровой словарь. - М., 1980. - С. 124.


Понятие о хоре

представляет собой ансамбль вокальных унисонов» (В.И. Крас-нощеков) 1 .

Как видим, в каждом из этих определений акцент делает­ся либо на структурную организацию, либо на технические и художественные параметры, либо на цели и задачи. Связав во­едино разнообразные сущностные признаки, вкладываемые разными авторами в понятие «хор» и критически оценив их, автор данной книги считает возможным предложить следу­ющую обобщающую формулировку: хор - это вокально организованный исполнительский коллектив, основу ко­торого составляет ансамбль интонационно, динамичес­ки и темброво слитных групп, обладающих художествен­но-техническими навыками, необходимыми для воплощения в живом звучании музыкально-поэтического текста произведения. Данное определение, пожалуй, дос­таточно точно устанавливает отличительные признаки поня­тия, его содержание и границы.

По составу голосов хор бывает однородным (мужским, жен­ским, детским) и смешанным (т.е. состоящим из мужских и женских или из мужских и детских голосов). Еще одна кате­гория - хоры мальчиков - требует уточнения, поскольку ее может представлять и однородный хор (если в нем поют толь­ко мальчики) и смешанный (если вместе с мальчиками в нем поют юноши, исполняющие мужские партии).

Нормальный полный смешанный хор состоит из четырех партий: сопрановой, альтовой, теноровой и басовой. Но иног­да в смешанном хоре отсутствует одна или даже две хоровые партии из разнородных групп голосов (например, партия аль-тов или теноров). Такой состав обычно именуют неполным сме­шанным хором. В профессиональном хоровом исполнитель­стве этот тип хора, как правило, не встречается. Среди любительских же хоров он достаточно распространен. Особен­но часто неполный смешанный состав встречается в заводской и клубной самодеятельности, в школах, училищах и вузах. Так, например, достаточно типичной является ситуация, ког­да в хоре, насчитывающем 40 участников, поют лишь 5-6 мужчин. В этом случае чаще всего тенора и басы объединяют­ся в одну хоровую партию.

1 Краснощеков В.И. Вопросы хороведения. - М., 1969. - С. 81-82.


54 Глава 3. Хор как исполнительский «инструмент»

Хора — уникальная практика, ориентированная на укрепление выносливости во всех проявлениях: психической, интеллектуальной и физической.

В нашем мире выносливость является одним из ключевых качеств , позволяющих добиться успеха. Чтобы соответствовать требованиям современного постоянно меняющегося социума, не оказаться в числе аутсайдеров, человек должен эффективно и много работать. Но без выносливости это зачастую путь к выгоранию. Применение практики Хора позволяет делать тот же объём работы, но при этом находиться в активном физическом, интеллектуальном и психическом состоянии , минимизировав свою усталость . Особое внимание в Хора уделяется психической и интеллектуальной выносливости, ведь в современном мире большинство людей заняты трудом, не требующем приложения физических усилий.

В процессе Хора позволяет осуществлять постоянную поддержку, накачку и усиление психофизического и эволюционного природного потенциала.

Ключевой принцип практики Хора — сочетание давления и сопротивления , подобно гармонии, заложенной в восточном философском принципе "инь-ян". Это проявляется в каждом упражнении — взаимодействие мужского и женского начал, силы и податливости. Этот принцип можно обосновать и с точки зрения западной концепции эволюции — виды вынуждены сопротивляться и приспосабливаться к давлению природной среды, так происходит развитие жизни.

С точки зрения физической практики, давление и сопротивление способствуют внутреннему разогреву , что при правильном подключении дыхания, налаживает гармоничный энергетический обмен в теле . Духовное и телесное при этом соединяются воедино: крепко зафиксировавшись в предельно опорной позе или погружаясь в силовое действие, человек достигает состояния цельности .

Овладеть Хора на уровне интеллекта невозможно — ключевую роль играет практика, а в ней всю работу выполняет инстинкт .

Занятия по системе Хора проходят в режиме тренингов, каждый из которых длится от полутора до двух часов . При этом наработка устойчивых изменений и результатов проходит в комфортном и постепенном темпе . Практиковать Хора можно как в группе, так и индивидуально — под контролем ведущего , который может максимально учесть особенности практикующего и оптимизировать нагрузки. Работа в технике Хора производится в парах . Выполнение упражнений не требует специальной спортивной подготовки, но ими можно заниматься только под присмотром специалиста. Самостоятельно практиковать Хора нельзя.

Преимущества Хора перед другими методами можно кратко сформулировать следующим образом:

  • Адаптация под современного человека;
  • Ясность и прагматизм;
  • Естественность;
  • Единство покоя и действия;
  • Уникальность;
  • Эволюционный потенциал.

К базовым принципам Хора относятся:

  • Инстинктивно-эволюционная опорность;
  • Инстинктивно-эволюционный тип дыхания;
  • Инстинктивно-эволюционная концентрация внимания.

Кроме общей программы занятий, в Хора есть модификации, в частности женская программа , ориентированная на сексапильность.

Хора позволяет не только добиться оптимального психического состояния, но и избавиться от ряда заболеваний . В частности данная практика хорошо зарекомендовала себя при восстановлении позвоночника, позволяя процессу излечения проходить естественно и целостно.

(вокального трио , квартета , квинтета и т. д.) наличием как минимум двух (по П. Чеснокову , трёх) или более человек исполняющих одну и ту же партию.

Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано , альты , тенора , басы . Но количество партий в принципе не ограничено так как каждая из этих основных партий может делиться на несколько относительно самостоятельных партий (это явление у музыкантов называется дивизи ): в партесных концертах Василия Титова 12 и более хоровых партий; «Stabat Mater» Кшиштофа Пендерецкого написана для тройного хора по 4 голоса в каждом (в общей сложности 12 хоровых партий).

Хор может петь в сопровождении инструментов или без них. Пение без сопровождения называется пением a cappella . Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр . Как правило на репетициях хора в процессе разучивания произведения, написанного для хора с оркестром, оркестр временно заменяется фортепиано ; также фортепиано используется как вспомогательный инструмент при разучивании хоровых произведений a cappella .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Хор Турецкого - Бродячие артисты (Субботний вечер)

    ✪ хор Турецкого - "Бродячие артисты"

    Субтитры

История

Одними из первых певческих коллективов были древнегреческие хоры, использовавшиеся во время трагедий . Но в отличие от современной драматургии и театра сам он не являлся персонажем , а выполнял роль общественного мнения, определявшего выбор других персонажей. Древнегреческий хор всегда пел в один голос либо без сопровождения, либо под китару , также игравшую в унисон с хором.

Раннее христианство переняло античную традицию, и до X-XII веков хоры пели только в унисон или октаву. Затем началось разделение голосов на низкие и высокие и появление для них различных партий. До XV (а в церковном песнопении - до XVII века) в хоре состояли только мужчины (исключение - хоры монашек) .

Типы хоровых коллективов

Под наименованием тип хора понимают характеристику исполнительского коллектива по составляющим группам певческих голосов. Известно, что певческие голоса распределяются на три группы - женские, мужские и детские. Таким образом, хор, объединяющий голоса одной группы, называется однородным, а хор, имеющий комбинации из женских (или детских) и мужских голосов или певческих голосов всех групп, зовется смешанным. В исполнительской практике распространены четыре типа хоров: женские, мужские, детские, смешанные.

  • смешанный хор (наиболее распространенный тип хора) - состоит из женских и мужских голосов. Женские голоса составляют партии сопрано и альтов , мужские голоса составляют партии теноров и басов . Внутри каждой партии обычно бывают подразделение на первые (более высокие) и вторые (более низкие) голоса: сопрано I и II, альты I и II, тенора I и II, басы I и II;
  • хор мальчиков и юношей - состоит из тех же четырёх основных партий, что и смешанный, но партию сопрано исполняют мальчики, именующиеся дискантами, партию альтов - низкие мальчиковые голоса; партии теноров и басов в таком хоре, так же как и в смешанном, исполняются мужчинами;
  • мужской хор - состоит из теноров и басов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые (высокие) и вторые (низкие) тенора и первые и вторые басы. Партия первых теноров может быть расширена за счет певцов-контратеноров, поющих (фальцетом) ещё более высокую партию, по тесситуре находящуюся за пределами обычного мужского голосового диапазона;
  • женский хор - состоит из сопрано и альтов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые и вторые сопрано и первые и вторые альты;
  • детский хор - состоит из двух партий: сопрано (дискантов) и альтов, иногда из трёх - сопрано (дискантов) I и II, и альтов; возможны и другие варианты.

Минимальное количество певцов в одной хоровой партии - 3 человека.

С точки зрения манеры пения различают:

  • академические хоры - поющие в академической манере. Академическая манера пения основана на принципах и критериях музыкального творчества и исполнительства, выработанные профессиональной музыкальной культурой и традициями многовекового опыта оперного и камерного жанров;
  • народные хоры - поющие в народной манере. Жанровыми признаками русских народных хоров являются: опора на местную или областную традицию бытового народного пения; использование натурального регистрового звучания голосов; подголосочно-полифонический распев песни как основа хорового многоголосия.

Виды хорового пения

По количеству участников различают:

  • вокально-хоровой ансамбль - от 12 до 20 участников;
  • камерные хоры - от 20 до 30-50 участников;
  • средние хоры - от 40 до 60-70 участников;
  • большие хоры - от 70 до 120 участников;
  • сводные хоры - до 1000 участников, собираются на время из разных коллективов. Такие составы имеют статус «хеппининг-перформанс» и не относятся собственно к исполнительскому искусству, так как представляют собой скорее пропагандно-просветительское направление.

Хоры могут иметь разный статус, например, профессиональные, любительские (самодеятельные), церковные и учебные хоры.

См. также

Примечания

Литература

  • Анисимов А. И. Дирижёр-хормейстер. Творческо-методические записки.- Л.: «Музыка», 1976.- 160 с.
  • Асафьев Б. В.  О хоровом искусстве: Сб. статей / Сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина.- Л.: Музыка, 1980.- 216 с.
  • Виноградов К. Работа над дикцией в хоре.- М.: Музыка, 1967.
  • Дмитревская К. Русская советская хоровая музыка. Вып. 1.- М.: Советский композитор, 1974.
  • Дмитревский Г. Хороведение и управление хором.- Музгиз, 1957.
  • Евграфов, Ю. А. Элементарная теория мануального управления хором. - М.: Музыка, 1995
  • Егоров, А. А. Теория и практика работы с хором / А. А. Егоров. - Л. ; М.: Госмузиздат, 1951.
  • Живов, В. Л.  Исполнительский анализ хорового произведения. - М.: Музыка, 1987.
  • Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика.- М.: Владос, 2003.
  • Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры.- М.: Советский композитор, 1985.
  • Казачков С. А. Дирижёр хора - артист и педагог / Казан. гос. консерватория.- Казань, 1998.- 308 с.
  • Казачков С. А. От урока к концерту.- Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1990.- 343 с.
  • Краснощеков В. Вопросы хороведения.- М.: Музыка, 1969.
  • Локшин Д. Замечательные русские хоры и их дирижеры.- М.: Музгиз, 1963.
  • Никольская-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI в.- М.: Владос, 2003. ISBN 5-691-01077-8
  • Памяти А. В. Свешникова. Сборник статей под ред. С. Калинина.- М.: Музыка, 1998.
  • Чесноков П. Г . Хор и управление им. Пособие для хоровых дирижёров. Изд. 3-е.- М., 1961.
  • Шамина Л. В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом.- М.: Музыка, 1981.- 174 с.]
  • Садовников В. И.  Орфоэпия в пении. - М., 1958. - 80 с.
  • Риман, Гуго. Музыкальный словарь : CD-ROM / пер. с нем. Б. П. Юргенсона, доп. рус. отд-нием. - М. : ДиректМедиа Паблишинг, 2008.

Грегорианский Церковный хор

Хор Пермского музыкального колледжа

Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано , альты , тенора , басы . Но количество партий в принципе не ограничено, так как каждая из этих основных партий может делиться на несколько относительно самостоятельных партий (это явление у музыкантов называется дивизи ): в партесных концертах Василия Титова 12 и более хоровых партий; «Stabat Mater» Кшиштофа Пендерецкого написана для тройного хора по 4 голоса в каждом (в общей сложности 12 хоровых партий).

Хор может петь в сопровождении инструментов или без них. Пение без сопровождения называется пением a cappella . Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр . Как правило, на репетициях хора в процессе разучивания произведения, написанного для хора с оркестром, оркестр временно заменяется фортепиано ; также фортепиано используется как вспомогательный инструмент при разучивании хоровых произведений a cappella .

История

Одними из первых певческих коллективов были древнегреческие хоры, использовавшиеся во время трагедий . Но в отличие от современной драматургии и театра сам он не являлся персонажем , а выполнял роль общественного мнения, определявшего выбор других персонажей. Древнегреческий хор всегда пел в один голос либо без сопровождения, либо под китару , также игравшую в унисон с хором.

Раннее христианство переняло античную традицию, и до X–XII веков хоры пели только в унисон или октаву. Затем началось разделение голосов на низкие и высокие и появление для них различных партий. До XV (а в церковном песнопении - до XVII века) в хоре состояли только мужчины (исключение - хоры монашек) .

Типы хоровых коллективов

Под наименованием тип хора понимают характеристику исполнительского коллектива по составляющим группам певческих голосов. Известно, что певческие голоса распределяются на три группы - женские, мужские и детские. Таким образом, хор, объединяющий голоса одной группы, называется однородным, а хор, имеющий комбинации из женских (или детских) и мужских голосов или певческих голосов всех групп, зовется смешанным. В исполнительской практике распространены четыре типа хоров: женские, мужские, детские, смешанные.

  • смешанный хор (наиболее распространенный тип хора) - состоит из женских и мужских голосов. Женские голоса составляют партии сопрано и альтов , мужские голоса составляют партии теноров и басов . Внутри каждой партии обычно бывают подразделение на первые (более высокие) и вторые (более низкие) голоса: сопрано I и II, альты I и II, тенора I и II, басы I и II;
  • хор мальчиков и юношей - состоит из тех же четырёх основных партий, что и смешанный, но партию сопрано исполняют мальчики, именующиеся дискантами, партию альтов - низкие мальчиковые голоса; партии теноров и басов в таком хоре, так же как и в смешанном, исполняются мужчинами;
  • мужской хор - состоит из теноров и басов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые (высокие) и вторые (низкие) тенора и первые и вторые басы. Партия первых теноров может быть расширена за счет певцов-контратеноров, поющих (фальцетом) ещё более высокую партию, по тесситуре находящуюся за пределами обычного мужского голосового диапазона;
  • женский хор - состоит из сопрано и альтов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые и вторые сопрано и первые и вторые альты;
  • детский хор - состоит из двух партий: сопрано (дискантов) и альтов, иногда из трёх - сопрано (дискантов) I и II, и альтов; возможны и другие варианты.

Минимальное количество певцов в одной хоровой партии - 3 человека.

С точки зрения манеры пения различают:

  • академические хоры - поющие в академической манере. Академическая манера пения основана на принципах и критериях музыкального творчества и исполнительства, выработанные профессиональной музыкальной культурой и традициями многовекового опыта оперного и камерного жанров;
  • народные хоры - поющие в народной манере. Жанровыми признаками русских народных хоров являются: опора на местную или областную традицию бытового народного пения; использование натурального регистрового звучания голосов; подголосочно-полифонический распев песни как основа хорового многоголосия.

Виды хорового пения

По количеству участников различают:

  • вокально-хоровой ансамбль - от 12 до 20 участников;
  • камерные хоры - от 20 до 30-50 участников;
  • средние хоры - от 40 до 60-70 участников;
  • большие хоры - от 70 до 120 участников;
  • сводные хоры - до 1000 участников, собираются на время из разных коллективов. Такие составы имеют статус «хеппининг-перформанс» и не относятся собственно к исполнительскому искусству , так как представляют собой скорее пропагандно-просветительское направление.

Хоры могут иметь разный статус, например, профессиональные, любительские (самодеятельные), церковные и учебные хоры.

См. также

Примечания

Литература

  • Анисимов А. И. Дирижёр-хормейстер. Творческо-методические записки.- Л.: «Музыка», 1976.- 160 с.
  • Асафьев Б. В. О хоровом искусстве: Сб. статей / Сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина.- Л.: Музыка, 1980.- 216 с.
  • Виноградов К. Работа над дикцией в хоре.- М.: Музыка, 1967.
  • Дмитревская К. Русская советская хоровая музыка. Вып. 1.- М.: Советский композитор, 1974.
  • Дмитревский Г. Хороведение и управление хором.- Музгиз, 1957.
  • Евграфов, Ю. А. Элементарная теория мануального управления хором. - М.: Музыка, 1995
  • Егоров, А. А. Теория и практика работы с хором / А. А. Егоров. - Л. ; М.: Госмузиздат, 1951.