В изобразительном искусстве городской пейзаж. Пейзаж в визуальных видах искусства. Некоторые разновидности пейзажа

Главная тема которого - живая или созданная человеком окружающая среда, стал самостоятельным позже других - сюжетного, натюрморта или анималистики.

Виды пейзажа стали развиваться с новой силой, когда художники получили возможность работать на пленэре.

Определение

Французскому слову "paysage" ("pays" - "страна", "местность") близки по значению немецкое "Landschaft" и английское "landscape". Все они обозначают пространственную среду, окружающую человека на открытом воздухе. Эта среда может состоять из элементов естественного происхождения (рельеф, растительность, водоемы, воздушная атмосфера), созданных или преобразованных человеком (дороги, здания, сельхозугодия, и т. д.).

Слово "пейзаж" имеет несколько значений: это просто то, на чем останавливается глаз человека вне помещения, описание природы в литературном произведении, изображение окружающей среды средствами визуального искусства. Почти в каждом произведении искусства присутствуют различные виды пейзажей. Фото, кино, видео, компьютерная графика и, конечно, живопись участвуют в отображении окружающего мира.

Многообразие тем

У каждого истинного художника существует свой взгляд на окружающую среду. Чтобы помочь разобраться в этом многообразии приняты различать некоторые виды пейзажа. Для дошкольников, учащихся средней школы, студентов и любителей живописи любого возраста существует градации пейзажных картин в зависимости от тематики изображения природы и его характера.

Существуют природный, сельский и городской виды пейзажа в живописи. У каждого из них есть разновидности и особенности. По характеру выделяются пейзаж исторический и героический, эпический, романтический и пейзаж настроения.

Природный пейзаж

Еще в средние века изображение природы было схематическим и плоскостным. Оно носило вспомогательный характер дополнения к религиозным, мифологическим или историческим композициям. Но начиная с эпохи Возрождения стали появляться картины, на которых для выражения чувств и эмоций не использовались сюжеты или фигуры людей, главными героями в них были земля, леса, небо, море в разных состояниях.

Одним из родоначальников жанра «чистого пейзажа» считается немецкий гравер, рисовальщик и живописец Альбрехт Альтдорфер (1480-1538). Впервые на мифологических полотнах фигуры героев часто были мало различимы на фоне грандиозного изображения естественной среды.

Марина - картина о море

В природном пейзаже особое место занимают изображения водной среды, всегда привлекавшей внимание художников. Виды пейзажа, связанные с мореплаванием, и маринистика (марина - картина морской тематики) родились в странах, где кораблестроение было привычным делом - в Голландии, Англии и т. д.

Сначала море было составной частью изображения кораблей и водных баталий, но затем выразительность и мощная красота стихии, её неуловимая изменчивость стали сами по себе увлекать живописцев. Настоящей вершиной мирового значения является творчество русского художника-мариниста И. К. Айвазовского (1817-1900).

Изображение небесных пространств, планет и звезд также относят к природному пейзажу. Виды пейзажа, называемого космическим или астральным, всегда были жанром фантастического или футуристического искусства, с началом регулярных космических полетов такие картины носят более реалистичный характер.

Сельский пейзаж

Со времени идиллических картин из жизни пастухов и пастушек эпохи рококо сельский пейзаж всегда занимал важное место в живописном искусстве.

Близость к природе, гармония жизни на земле, крестьянский труд были темой для многих выдающихся мастеров разных эпох, такх, как Питер Брейгель (1525-1569), Никола Пуссен(1594-1665), (1796-1875), Франсуа Милле (1814-1875).

Русской живописи деревенская тема была присуща со времен А. Г. Венецианова (1780-1847). Примеры высочайших вершин в сельском пейзаже есть у гениальных русских художников: И. И. Левитана (1860-1900), А. К. Саврасова (1830-1897), В. Д. Поленова (1844-1927), А. А. Пластова (1893-1972). Особая поэзия сельской жизни в окружении русской природы вдохновляет и современных художников.

Городской пейзаж

В XVII веке в Европе стал очень популярен жанр в живописи под названием "ведута" ("veduta" (итал.) - "вид"). Это были картины, виды пейзажа, суть которых - топографически точное и детальное изображение городских зданий, улиц и целых кварталов. Для их написания использовалась камера обскура - приспособление для получения на плоскости точного оптического изображения. Лучшие образцы этого жанра представляют собой фотографически точный архитектурный городской пейзаж. Виды Венеции и Лондона XVIII века представлены на картинах А. Каналетто (1697-1768), поразительно мастерство Я. Вермеера (1632-1675) в картине «Вид Дельфта».

Архитектурный пейзаж показывает ценность зданий как произведений зодчества, их взаимосвязь между собой и со всей средой обитания. Особый вид такого пейзажа - фантазийные композиции, рожденные воображением художника. Одно время были очень популярны «руины» - виды пейзажа из античных развалин, порождающие мысли о бренности бытия.

Можно выделить и футурологический, фантастический пейзаж - виды городов будущего, образ которых с ходом времени меняется в зависимости от прогресса, достижений науки и техники.

Другой разновидностью городского пейзажа является индустриальный пейзаж, изображающий максимально преобразованную человеком природу. Главная тема таких полотен - эстетическое впечатление от зданий, плотин, мостов, башен, дорог, транспортных сетей, заводов и фабрик и т. д. Среди первых значительных произведений индустриального пейзажа можно упомянуть картину Клода Моне (1840-1926) «Вокзал Сен-Лазар».

Выделяют в отдельную категорию и парковый пейзаж. Похожий по тематике на сельский или чисто природный, по географической привязке он относится к городскому.

Стили пейзажной живописи

Художественное произведение - это всегда творческое осмысление мира, и пейзаж у настоящего художника - не просто похожее на реальность изображение, а образ окружающей природной или городской среды, впечатление от неё, выраженное Такое осмысление очень часто определяет стиль, характерный как отдельной личности, так и целым сообществам, связанным одним местом и одним временем.

Историческая принадлежность мастера к определенному стилю в пейзажной живописи заметна особенно. «Пейзаж с радугой» П. П. Рубенса (1577-1640) - шедевр и одноименная картина Константина Сомова (1869-1939) похожи сюжетно. Они полны одинаковым восхищением от окружающего мира, но какими разными средствами передаются эти чувства!

Творчество импрессионистов оказало особое влияние на этот жанр. Все виды пейзажа - природный, городской, сельский - с появлением возможности работать на пленэре претерпели кардинальные изменения. Пытаясь выразить сиюминутные изменения и мельчайшие нюансы света, используя новую свободную живописную технику, импрессионисты открыли в пейзажном жанре новые горизонты. После шедевров (1840-1926), Камиля Писсарро (1830-1903), Альфреда Сислея (1839-1999) и многих других импрессионистов стало невозможно смотреть на мир прежними глазами, не замечая его красоты, не видя богатства его оттенков.

Вечный источник вдохновения

Природа всегда было главным источником новых чувств и впечатлений для настоящего художника. Наши далекие предки пытались нарисовать восход солнца на стене пещеры куском засохшей глины, виды пейзажа для дошкольников сегодня - это фотографии Марса, переданные с его поверхности космическим самоходным аппаратом. Общим остается чувство удивления от бесконечности мира, от радости жизни.

франц.) - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа. В пейзаже воспроизводятся реальные или воображаемые виды местностей, архитектурных построек, городов, морских видов. Иногда пейзаж выступает в качестве фона в живописных, скульптурных, графических произведениях других жанров.

Как самостоятельный жанр пейзаж существует в европейском искусстве с XV((века. До этого времени он служил лишь фоном для тематической картины и портрета.

Особенно широкое развитие пейзаж в XV((веке получил в голландской живописи. Крупными мастерами пейзажа были художники-импрессионисты - К. Моне, К. Писсарро, Я. Сислей.

В России становление пейзажной живописи как самостоятельного жанра началось в конце ХVШ века (С. Щедрин, М. Иванов, Ф. Алексеев).

Огромный вклад в развитие этого жанра во второй половине XIX века внесли А. Саврасов, И. Шишкин, И. Левитан, А. Куинджи и другие русские пейзажисты группы передвижников, для которых пейзаж становится средством для выражения глубинного гражданского содержания.

Темой пейзажа как жанра изобразительного искусства является местность. С французского языка слово «пейзаж» так и переводится: «местность, страна». Ведь пейзаж – это не только привычное для нас изображение природы. Пейзаж может быть и городским (архитектурный, например). В городском пейзаже выделяют документально точное изображение – «ведуту».

А если говорить о природном пейзаже, то здесь выделяют отдельно морской пейзаж, который называют «марина» (соответственно, художников, изображающих море, называют «маринистами»), космический (изображение небесного пространства, звезд и планет).
Но пейзажи различаются и с точки зрения времени: современный, исторический, футуристический пейзажи.
Однако в искусстве каким бы ни был пейзаж (реальным или выдуманным) – это всегда художественный образ. В этой связи важно понимать, что для каждого художественного стиля (классицизма , барокко , романтизма , реализма , модернизма) характерна своя философия и эстетика пейзажного изображения.
Конечно, пейзажный жанр складывался постепенно – так же, как развивалась и наука. Казалось бы, что общего между пейзажем и наукой? Очень много общего! Чтобы создать реалистический пейзаж, надо обладать знаниями о линейной и воздушной перспективе, пропорциональности, композиции, светотени и т.д.
Поэтому жанр пейзажа считается сравнительно молодым жанром в живописи. Долгое время пейзаж был только «подсобным» средством: природа изображалась как фон на портретах, иконах, в жанровых сценах. Часто он был не реальным, а идеализированным, обобщённым.
И хотя пейзаж начал развиваться ещё в древневосточном искусстве, самостоятельное значение он получил в западноевропейском искусстве начиная примерно с XIV в.
И очень интересно было бы разобраться, почему так происходило. Ведь к этому времени человек уже умел довольно правильно изображать в графических символах отвлеченные идеи, свою внешность, свой быт, животных, но к природе остаётся безразличен долгое время. И только теперь пытается понять природу и её сущность, т.к. чтобы изобразить – надо понять.

Развитие пейзажа в европейской живописи

Интерес к пейзажу становится явно заметен, начиная с живописи Раннего Возрождения.
Итальянский художник и архитектор Джотто (около 1267-1337) разработал абсолютно новый подход к изображению пространства. И хотя в его картинах пейзаж был также только вспомогательным средством, он уже нёс самостоятельную смысловую нагрузку, плоское, двухмерное пространство иконы Джотто превратил в трёхмерное, создав использованием светотени иллюзию глубины.

Джотто «Бегство в Египет» (церковь Сан-Франческо в Ассизи)
В картине передано идиллическое весеннее настроение пейзажа.
Ещё более важную роль пейзаж начал играть в эпоху Высокого Возрождения (XVI в.). Именно в этот период начались поиски возможностей композиции, перспективы и др. составляющих живописи для передачи окружающего мира.
В создании пейзажного жанра этого периода большую роль сыграли мастера Венецианской школы: Джорджо́не (1476/7-1510), Тициан (1473-1576), Эль Греко (1541-1614).

Эль Греко «Вид Толедо» (1596-1600). Музей Метрополитен (Нью-Йорк)
Испанский город Толедо изображён под угрюмым грозовым небом. Очевиден контраст между небом и землёй. Вид на город дан снизу, высоко поднята линия горизонта, используется фантасмагорический свет.
В творчестве Питера Брейгеля (Старшего) пейзаж уже обретает широту, свободу и искренность. Он пишет просто, но в этой простоте видно благородство души, умеющей видеть прекрасное в природе. Он умеет передать и мелочный мир под ногами, и громады полей, гор, небес. У него нет мертвых, пустых мест – всё живет у него и дышит.
Предлагаем Вашему вниманию две картины П. Брейгеля из цикла «Времена года».

П. Брейгель (Старший) «Возвращение стада» (1565). Музей истории искусств (Вена)

П. Брейгель (Старший) «Охотники на снегу» (1565). Музей истории искусств (Вена)
В картинах испанского художника Д. Веласкеса уже видится зарождение пленерной (пленэ́р - от фр. en plein air – «на открытом воздухе») живописи. В его работе «Вид виллы Медичи» передается свежесть зелени, теплые оттенки света, скользящего по листьям деревьев и высоким каменным стенам.

Д. Веласкес «Вид на сад виллы Медичи в Риме» (1630)
Рубенса (1577-1640), жизнеутверждающие, динамичные, характерны для творчества этого художника.

П. Рубенс «Пейзаж с радугой»
У французского художника Франсуа Буше́ (1703-1770) пейзажи словно сотканы из голубых, розовых, серебристых оттенков.

Ф. Буше «Пейзаж с водяной мельницей» (1755). Национальная галерея (Лондон)
Художники-импрессионисты стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

Огюст Ренуар «Лягушатник». Музей Метрополитен (Нью-Йорк)
Художники-постимпрессионисты развили в своей живописи традиции импрессионистов.

Винсент Ваг Гог «Звёздная ночь» (1889)
В XX в. к пейзажному жанру обращались представители самых различных художественных направлений: фовисты , кубисты , сюрреалисты , абстракционисты , реалисты.
Вот пример пейзажа американской художницы Элен (Хелен) Франкенталер (1928-2011), работавшей в стиле абстракционизма.

Элен Франкенталер «Горы и море» (1952)

Некоторые разновидности пейзажа

Архитектурный пейзаж

Н. В. Гоголь называл архитектуру «летописью мира», т.к. она, по его мнению, «говорит даже тогда, когда уже молчат и песни, и преданья...». Нигде характер и стиль времени не проявляется так образно и ясно, как в архитектуре. Видимо, поэтому мастера живописи запечатлели на своих полотнах архитектурный пейзаж.

Ф. Я. Алексеев «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости» (1810)
На картине изображена Стрелка Васильевского острова. Композиционный центр ее архитектурного ансамбля – здание Биржи. Перед Биржей – полукруглая площадь с гранитной набережной. По двум ее сторонам – колонны, которые служили маяками. У подножия колонн – каменные скульптуры, символизирующие русские реки: Волгу, Днепр, Неву и Волхов. На противоположном берегу реки видны Зимний дворец и корпуса Адмиралтейства, Сенатская площадь. Строительство Биржи по проекту Тома де Томона длилось с 1804 по 1810 г. Когда в 1811 г. в Петербург приехал Пушкин, Биржа уже стала архитектурным центром Стрелки Васильевского острова и самым оживленным местом портового города.
Разновидностью архитектурного пейзажа является ведута. Собственно говоря, этот пейзаж Ф. Алексеева и является ведутой.

Ведута

Ведута – жанр европейской живописи, особенно популярный в Венеции XVIII в. Представляет собой картину, рисунок или гравюру с детальным изображением повседневного городского пейзажа. Так, нидерландский художник Ян Вермеер изобразил точно родной для него город Дельфт.

Ян Вермеер «Вид Дельфта» (1660)
Мастера ведуты работали во многих странах Европы, в том числе в России (М. И. Махаев и Ф. Я. Алексеев). Целый ряд ведут с русскими видами исполнил Джакомо Кваренги.

Марина

Марина – жанр живописи, разновидность пейзажа (от лат. marinus – морской), изображающий морской вид или сцену морского сражения, а также иные события, происходящие на море. В качестве самостоятельного вида пейзажной живописи марина выделилась в начале XVII в. в Голландии.
Маринист (фр. mariniste) – художник, пишущий марины. Самые яркие представители этого жанра – англичанин Уильям Тёрнер и российский (армянский) художник Иван Константинович Айвазовский , написавший около 6000 картин на морскую тему.

У. Тёрнер ««Последний рейс корабля «Отважный»»

И. Айвазовский «Радуга»
Появившаяся в бушующем море радуга вселяет надежду на спасение людей с потерпевшего крушение корабля.

Исторический пейзаж

В нём всё довольно просто: через историческую обстановку, природную и архитектурную среду показать прошлое. Здесь мы можем вспомнить картины Н.К. Рериха , изображения Москвы XVII в. А.М. Васнецова , русское барокко XVIII в. Е.Е. Лансере , А.Н. Бенуа , архаика К.Ф. Богаевского и др.

Н. Рерих «Заморские гости» (1901)
Это картина из цикла «Начало Руси. Славяне». В статье «По пути из варяг в греки» (1899) Рерих описал воображаемую поэтическую картину: «Плывут полуночные гости. Светлой полосой тянется пологий берег Финского залива. Вода точно напиталась синевой ясного весеннего неба; ветер рябит по ней, сгоняя матово-лиловатые полосы и круги. Стайка чаек опустилась на волны, беспечно на них закачалась и лишь под самым килем передней ладьи сверкнула крыльями - всполошило их мирную жизнь что-то малознакомое, невиданное. Новая струя пробивается по стоячей воде, бежит она в вековую славянскую жизнь, пройдет через леса и болота, перекатится широким полем, подымит роды славянские - увидят они редких, незнакомых гостей, подивуются они на их строго боевой, на их заморский обычай. Длинным рядом идут ладьи! Яркая раскраска горит на Солнце. Лихо завернулись носовые борта, завершившись высоким, стройным носом».

К. Богаевский «Консульская Башня в Судаке» (1903). Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского

Футуристический (фантастический) пейзаж

Картины бельгийского художника Йонаса Де Ро являют собой эпические полотна новых, неизведанных миров. Основной объект изображения Йонаса – обширные картины постапокалиптического мира, футуристические, фантастические изображения.
Помимо будущего абсолютно реальных городов, Йонас рисует и совершенно оригинальные иллюстрации заброшенного города.

Й. Де Ро «Заброшенная цивилизация»

Философия пейзажа

В чём же она заключается?
В центре пейзажной живописи всегда стоит вопрос об отношении человека к окружающей среде – будь то город или природа. Но и окружающая среда тоже имеет своё отношение к человеку. И вот эти отношения могут быть гармоничными и исгармоничными.
Рассмотрим пейзаж «Вечерний звон».

И. Левитан «Вечерний звон» (1892). Государственная Третьяковская галерея (Москва)
На картине «Вечерний звон» изображён монастырь у излучины реки и освещённый вечерними солнечными лучами. Монастырь окружён осенним лесом, по небу плывут облака – и всё это отражается в зеркальной глади спокойно текущей реки. В гармонии слиты и светлая радость природы, и душевный мир бытия и чувств людей. На эту картину хочется смотреть и смотреть, она успокаивает душу. Это благостная, идиллическая красота.
А вот другой пейзаж того же художника – «Над вечным покоем».

И. Левитан «Над вечным покоем» (1894). Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Сам Левитан так писал об этой картине: «... в ней я весь, со всей моей психикой, со всем моим содержанием...». В другом письме: «Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут ещё... Какой ужас, какой страх!». Именно об этой грозной вечности заставляет задуматься картина Левитана. Вода и небо на картине захватывают, поражают человека, будят мысль о ничтожности и быстротечности жизни. На крутом высоком берегу стоит одинокая деревянная церковь, рядом кладбище с покосившимися крестами и заброшенными могилами. Ветер качает деревья, гонит облака, затягивает зрителя в бесконечный северный простор. Мрачному величию природы противостоит только крохотный огонёк в окне церквушки.
Художник, возможно, хотел ответить своей картиной на вопрос об отношении человека и природы, о смысле жизни, противопоставляя вечные и могучие силы природы слабой и кратковременной человеческой жизни. Это возвышенный трагизм.















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: познакомить школьников с различными видами и характерами пейзажа, картинами знаменитых художников.

Задачи урока:

  • научить различать виды пейзажа и характер пейзажа;
  • развивать у учащихся пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус;
  • выполнить практическую работу используя сведения, полученные на уроке;
  • воспитывать доброжелательное отношение в коллективе, приучать к дисциплине;
  • создать эскиз на тему: «Дорога, по которой мне хотелось пройти»

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок с использованием ИКТ-лекции, творческая работа.

Возраст учащихся: 6 класс.

Оборудование и программное обеспечение: компьютер с программойWindows XP Professional, мультимедийный проектор, доска для проектора.

Художественные материалы: альбом, простой карандаш или уголь.

Наглядные пособия (репродукции картин в презентации):

  1. Алексей Саврасов «Грачи прилетели»
  2. Николай Анохин «Старые дубы»
  3. Исаак Левитан «Март»
  4. Маликова Дарья «Остановка Ангел»
  5. Мария Сид «Парковый пейзаж»
  6. Ирина Мысова «Тихая бухта»
  7. Б.Яковлев «Транспорт налаживается»
  8. Павел Корин «Александр Невский»
  9. А. Рылов «В голубом просторе»
  10. В. Поленов «Московский дворик», «Березовая аллея в парке Абрамцева»
  11. Н. Рерих «Изборские башни», «Крест на Труворовом городище», «Дозор», «Земля славянская», «Воскресный монастырь в Угличе», «Печора. Большая звонница», «Небесный бой»
  12. Левитан «Озеро»
  13. И. Шишкин «Дорога в лесу», «Лес», «Корабельная роща» «Полдень в окрестностях Москвы», «За грибами», «Рожь»
  14. Ф. Васильев «Деревня», «Деревенская улица», «Мокрый луг»
  15. А. Саврасов «Радуга», «Море грязи», «Проселок», «Рожь»
  16. Коровин К. «Ранняя весна», «Двор», «Зима»
  17. А.П. Остроумова-Лебедева «Фонтан и летний сад в инее», «Амстердам»,
  18. Добужинский М.В. «Домик в Санкт-Петербурге», «Лондон. Монумент», «Петербург»
  19. С. Щедрин «Пейзаж с руинами», «Колонна с орлом в Гатчине»,
  20. А. Бенуа «Водный партер в Версальском парке», «Версаль», «Водный партер в Версале», «Венецианский сад»,
  21. И.К. Айвазовский «Восход луны в Феодосии», «Бурное море ночью»,
  22. Злобин Павел. «У Волги»,
  23. Вероника Суровцева «Цветы в лесу»,
  24. Владислав Коваль «Зона»,
  25. А.М. Васнецов «Московский дворик зимой», «Развалины дома», «Дом бывшего Археологического общества»,
  26. Алексей Бриков «Поезд», «Стройка Куйбышевской ГРЭС»

Межпредметные связи: география, история.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение новой темы: «Пейзаж. Его виды и характеры».
  3. Закрепление материала.
  4. Практическая работа.
  5. Анализ работ.
  6. Выставление оценок в дневник и журнал.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Объяснение новой темы

(Слайды 2, 3)

– Сегодня на уроке мне хотелось бы познакомить Вас с различными видами и характерами пейзажа, картинами знаменитых художников и художников Волгоградской области. Перед тем как начать урок поставим перед собой задачи, которые мы будем решать на уроке:

(Слайд 4)

1. Научиться различать виды пейзажа и характер пейзажа,
2. Развивать у учащихся пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус
3. Выполнить практическую работу, создав эскиз на тему « Дорога, по которой я хотел бы пройти».
4. Воспитывать доброжелательное отношение в коллективе, приучаться к дисциплине.

(Слайд 5)

– Кто в наше время не знает, что такое пейзаж?

Ответ детей : Это картина, на которой изображены лес, поле, река, море или город, деревня, железная дорога и т.д.

(Слайд 6)

В энциклопедии Даля дается следующее определение пейзажа – это непосредственный отзвук души человека, зеркало его внутреннего мира.
В Википедии определение следующее: пейза"ж (фр. Paysage , от pays - страна, местность), в живописи и фотоискусстве - тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город).

Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра.

1. Сельский пейзаж

К этому пейзажу прибегали многие художники – Федор Александрович Васильев, Алексей Кондратьевич Саврасов, Исаак Ильич Левитан, Константин Алексеевич Коровин и др. В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой.

2. Городской пейзаж отличается рационально организованной руками человека пространственной средой, включающей в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные.
Очень вдохновил образ старого Петербурга творческую группу под названием «Мир искусства».
Особое место в создании образа барочного, классического и современного им Петербурга заняли Мстислав Валерианович Добужинский («Петербург», «Домик в Санкт-Петербурге») и Анна Петровна Остроумова-Лебедева, создавшие целую серию гравюр, посвященных этому городу.

3. Парковый пейзаж

В нем изображают уголки природы, созданные для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей людей. Такие пейзажи создавали Семён Федорович Щедрин в 18 веке и Александр Николаевич Бенуа в конце 19 веке. На их картинах гармоничное сочетание природных форм с декоративной скульптурой и архитектурой.

4. Морской пейзаж

Картины с изображением морского пейзажа ещё называют маринами. В Википедии дается следующее определение: Марина(ит. marina, от лат. marinus – морской) – один из видов пейзажа, объектом изображения которого является море. Марина – рассказывает о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря.
В России приверженцев этого пейзажа было очень немного, но самый яркий из них Иван Константинович. Айвазовский. Его картины «Черное море» и «Девятый вал» известны во всем мире. Вашему вниманию сегодня предоставлены картины «Восход луны в Феодосии», «Бурное море ночью».

5. Архитектурный пейзаж близко соприкасается с городским. Но в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой. К архитектурному пейзажу обращались Николай Константинович Рерих, Александр Николаевич Бенуа, Петр Петрович Кончаловский и др.

6. В индустриальном пейзаже художник стремится показать роль и значение человека –создателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций. Такой пейзаж появился в советское время. Он был вызван идеей восстановления народного хозяйства после разрушительных лет гражданской войны.
Начало ему было положено в 20-х годах XX века картиной Бориса Николаевича Яковлева «Транспорт налаживается». Скупой живописно-повествовательный язык картины как бы сродни суровому времени Поэтика индустриального пейзажа стала центральной темой творчества многих художников на протяжении всего XX века.

Разнообразие пейзажа по характеру.
Изображая природу, художник отражает представления людей своей эпохи о прекрасном в окружающей их действительности.
Каждый пейзаж художник трактует по-своему, вкладывая в него определенный смысл.
Существует пять видов характера пейзажа. Это героически, исторический, эпический, романтический пейзаж и пейзаж настроения. Рассмотрим их подробнее.

(Слайд 15)

1. Героический пейзаж

Так можно назвать пейзаж, в котором природа представляется величественной и недоступной для человека.
В нем изображаются высокие скалистые горы, могучие деревья, спокойная гладь вод и на этом фоне – мифические герои и боги. Так выглядит пейзаж в триптихе Павла Корина «Александр Невский».

(Слайд 16)

К этому виду пейзажа можно отнести картину А. Рылова «В голубом просторе». Она написана в 1918 году, в ней аллегорически решен героико-романтически и образ свободы и мужества: вольные птицы в вольном небе, крохотный парусник в звенящем пространстве, плывущий навстречу вестникам пробуждающейся земли.

2. Пейзаж настроения

Стремление найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям придало пейзажу лирическую окраску. Чувства тоски, грусти, безнадежности или тихой радости находят свое отражение в пейзаже настроения.
– С именем какого художника связывают появление лирического пейзажа? (А. Саврасов «Грачи прилетели».}
– Василий Дмитриевич Поленов дал жизнь так называемому лирическому пейзажу, в котором присутствовал и бытовой жанр: «Московский дворик», «Березовая аллея в парке Абрамцева».
Ученик Алексея Кондратьевича Саврасова и Василия Дмитриевича Поленова, Исаак Ильич Левитан сочетал в своем творчестве эпическую и интимную, лирическую линию. «Ом был одним из первых русских художников, кто начал писать голубые и фиолетовые тени на снегу, кто передал красоту тончайших оттенков цветовой гаммы летних сумерек и голубую прозрачность лунного света». Он утвердил в русском искусстве пейзаж, который называют «пейзажем настроения».

3. Исторический пейзаж

В пейзажном жанре находят свое косвенное воплощение исторические события, о которых напоминают изображенные архитектурные и скульптурные памятники, связанные с этими событиями. Такой пейзаж называют историческим. Он оживляет в памяти давно минувшее и дает ему определенную эмоциональную оценку.
Представителями исторического пейзажа прежде всего надо назвать Николая Константиновича Рериха и Апполинария Михайловича Васнецова. Оба увлекались археологией и были большими знатоками русской старины. В 1903 году Н.К. Рерих пишет «Изборские башни», «Крест на Труворовом городище», позже воскрешает ратное прошлое древнего города в картинах «Дозор», «Вижу врага», «Земля славянская». Художник поставил перед собой задачу воспеть языком живописи красоту древнерусского зодчества, убедить современников в огромной ценности памятников старины. А.М. Васнецов в городских пейзажах восстанавливал картины быта наших предков. Он писал Москву XVII века.

4. Эпический пейзаж

Величавые картины природы, полные внутренней силы, особой значимости и бесстрастного спокойствия характерны для эпического пейзажа. В некотором смысле идеальный образ рус­ской земли, славной своими лесными богатствами, широкими полями и могучими реками, создал Иван Иванович Шишкин.
Характерна в этом отношении последняя большая работа Исаака Ильича Левитана – «Озеро», художник дал ей второе название – «Русь», обозначив, таким образом, эпическую программу произведения. В этом пейзаже художник стремится показать собирательный образ русской природы в ее характерном состоянии.

5. Романтический пейзаж

В пейзаже порой запечатлевается бунтарское начало, несогласие с существующим порядком вещей, стремление подняться над обыденным, изменить его. Грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра – мотивы романтического пейзажа.
Дух романтизма присутствует в картинах Алексея Кондратьевича Саврасова «Проселок» и «Рожь».
Проникнуты романтическим чувством динамичные пейзажи Федора Александровича Васильева.
Художником-романтиком называли Ивана Константиновича Айвазовского.
В выдающемся произведении Николая Константиновича Рериха «Небесный бой» над волнистыми очертаниями холмов громоздятся облака – то клубящиеся, то прямые и острые, как стрелы. Сочетание динамичности с величавой и торжественной монументальностью можно отнести к эпико-романтическому пейзажу.

Природа – это книга мудрости.
Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством, заложенным в ней, помогает пейзаж.
Он изображает природу в отдельных ее проявлениях и поэтому может постепенно открывать ее сокровенный смысл.
Природа учит и воспитывает нас непосредственно, ежедневно и глубоко.

III. Закрепление материала

1. Какие пейзажи по виду изображения вы можете назвать?
2. Как отличаются пейзажи по характеру?
3. Какой пейзаж вам ближе по духу?
4. Определите вид и характер пейзажей, нарисованных волгоградскими художниками

(Слайд 22)

IV. Практическая работа

Выполнить эскиз на тему «Дорога, по которой мне хотелось бы пройти» или «Архитектурный пейзаж, который я хотел бы увидеть вокруг себя (пейзаж будущего, настоящего, прошлого)».
Материалы: альбом, простой карандаш, уголь (на выбор).
Зрительный ряд: Ф. Васильев. Деревенская улица. А, Лентулов. Пейзаж с сухими деревьями и высокими домами, Храм Василия Блаженного. М. Добужинский. Домик в Петербурге, А. Бенуа. Версаль. Прогулка короля. Айвазовский. Черное море. Б. Яковлев. Транспорт налаживается. Рылов. В голубом просторе. Поленов. Московский дворик. Левитан. Вечерний звон, Озеро. Рерих. Земля славянская. Небесный бой. Васильев. Перед грозой.

(Слайд 23)

V. Анализ работ

VI. Выставление оценок в дневник и журнал

(Слайд 24)

– Спасибо за урок!

Светлана Васильева
«Что такое пейзаж»

Цель : Познакомить детей с пейзажем , как жанром изобразительного искусства. Развивать творческую фантазию, эстетические чувства. Формировать художественное мышление, инициативность, самостоятельность. Вызвать эмоциональный отклик на картины, воспитывать чувство прекрасно-го. Обогащать словарь детей : пейзаж , пейзажист .

Материал : Дидактические игры «Собери картину» , «Составь пейзаж » , репродукция картины Шишкина И. И. «Корабельная роща» , магнитные доски, магнитофон, запись звуков природы.

Входит Художник.

Х. - Здравствуйте, ребята!

Д. - Здравствуйте!

Х. – Я Художник. А вы знаете, кто такой художник ?

Ответы детей.

Х. –Художник - человек, который рисует или пишет картины. А вот как вас зо-вут, я сейчас узнаю. Я вам протяну ладошки, вы будете до них дотрагиваться и называть свои имена.

А вы хотите стать художниками?

Х. - Тогда я вас приглашаю в школу юных художников. У каждой школы есть своя эмблема. У нашей школы то же. Я приготовил для каждого из вас такую эмблему и предлагаю вам выбрать и надеть ее.

Дети берут бэйджики и надевают.

Х. – Ребята, чтобы получить звание «Юный художник» необходимо выполнить несколько заданий и ответить на вопросы. Вот мое первое для вас задание. Сложите, пожалуйста, из частей картинки (детям раздаются конверты) . Здесь будут собирать дети, у которых эмблема изображена на синем фоне, а здесь у кого на красном.

Дети подходят к магнитным доскам и выполняют задание.

Х. - Какие красивые у вас получились картинки. Посмотрите на них повнимательней. Что изображено у ребят с красными эмблемами? (ответы детей) Что изображено у ребят с синими эмблемами? (ответы детей) Как мы можем это назвать одним словом? (ответы детей) А еще это можно назвать пейзажем .

В переводе с французского языка пейзаж обозначает местность. Чаще всего – это изображение природы. Если художник изобразил город или городскую улицу, пейзаж называется городским. Лесные просторы – это … лесной пейзаж , горы - … горный, море - … морской. Ребята, художника, которые пишет пейзажи , называют – пейзажистом . Так что же такое пейзаж ? А как называют художника, который изображает пейзаж ? Ребята, пейзаж является одним из видов изобразительного искусства.

Молодцы, вы сделали первый шаг к званию юного художника.

Х. - Чтобы стать юными художниками вам надо уметь составлять пейзажи . Вот мое следующее задание, я вам предлагаю самим попробовать составить пейзаж .

Игра «Составь пейзаж » (дети на листе формата А3, на котором изображен фон, выкладывают деревья, создавая пейзаж )

Дети выполняют задание за столами.

Х. – Какие интересные пейзажи у вас получились . Скажите, пожалуйста, почему вы решили составить зимний пейзаж ? Почему вы решили составить летний пейзаж ?

Я вас поздравляю, вы сделали второй шаг к званию юного художника.

Звучит музыка

Х. –А сейчас мы отправляемся в лес. Но это не простой лес, а волшебный. Я предлагаю вам стать маленькими семенами. Семена попали в землю (дети приседают) . Их полил дождик, согрело солнышко и они стали прорастать (дети потихоньку встают, руки поднимают вверх) . Деревья становятся все выше и выше, маленькие ростки превращаются в крепкие молодые деревья. Их ласкает ветерок, и они тихонько начинают покачиваться. А на ветвях сидят птицы и поют. Давайте мы их послушаем.

Дети присаживаются на ковер, звучит запись пения птиц.

Х. – Русская земля всегда была богата лесами. Люди ходили в лес по грибы, по ягоды, на охоту. Из бревен срубленных деревьев строили дома, дровами отапливали свои жилища, делали деревянную мебель. Из древесины вырезали ложки. С лип драли лыко, плели лапти. Лес кормил и обогревал людей.

И вот дождался русский лес своего художника.

В маленьком городке Елабуга в семье купца родился мальчик. Назвали его Ваней. Он должен был помогать отцу вести торговые дела. Но Ваня делал это так неохотно и неумело, что скоро его оставили в покое. Отец был очень рад, когда сын проявил интерес к искусству, и отправил его в Москву учиться. Когда Ваня вырос и выучился, то стал настоящим художником. Он по-настоящему, глубоко любил природу. Когда приходил в лес, находил самое красивое место, усаживался на пне, устанавливал мольберт и начинал писать. На его картинах деревья, травы и кусты, как живые. За это его прозвали - «Царем леса» . Это был великий художник Иван Иванович Шишкин (показ портрета)

Звучит музыка

Давайте и мы с вами подойдем поближе к и полюбуемся одним из произведений великого художника. Это репродукция с картины Шишкина «Корабельная роща» - самой крупной по размерам в его творчестве. (дети самостоятельно рассматривают репродукцию)

Что изображено на картине

Как вы думаете прохладный или теплый день изобразил художник?

Хотели бы вы оказаться в этом лесу?

Рассмотрите внимательно картину и скажите : где в лесу можно погреться на солнце, где - спрятаться в тени? Хотите ли вы побегать по воде босиком, приложить ладошку к камням : какие они - холодные или теплые?

Хотелось бы вам очутиться на верхушке одной из сосен? Почему?

Почему роща названа «корабельной» ?

В том случае, если дети будут затрудняться с ответом, педагог им поясняет :

Очевидно, это связано с тем, что сосны высокие и прямые, как мачты, а их шевелящиеся от ветра ветви похожи на паруса. А может, пройдет немного времени. И многие из этих гигантов превратятся в могучие корабли и увидят необъятные просторы земли.

Х. - Скажите, пожалуйста, с каким видом изобразительного искусства вы познакомились? Как называются такие художники? Какие пейзажи бывают ?

Х. - За то, что вы выполнили все мои задания, правильно отвечали на все вопросы, я вам вручаю свидетельства, о том, что вам присвоено звание «Юный художник» (выдача свидетельств, аплодисменты) . А впереди вас ждут новые встречи с художниками и их картинами.

Х. – До свидания, ребята!