Звездная ночь автор. Картина Звездная ночь. Винсент Ван Гог

Звездное небо Винсента Ван Гога

Сколько существует человек, столько его притягивает звездное небо.
Луций Анней Сенека, римский мудрец, говорил, что, "если бы на земле было только одно место, откуда можно наблюдать звезды, к нему непрерывно со всех концов стекались бы люди."
Художники запечатлели звездное небо на своих полотнах, а поэты посвятили ему множество стихов.

Картины Винсента Ван Гога настолько ярки и необычны, что удивляют и запоминаются навсегда. А «звездные» картины Ван Гога просто завораживают. Ему удавалось непревзойденно изобразить ночное небо и необыкновенное сияние звёзд .

Ночная терраса кафе
«Ночная терраса кафе» была написана художником в Арле в сентябре 1888 года . Винсенту ван Гогу претила обыденность, и в этой картине он её мастерски преодолевает.

Как он потом написал своему брату:
«Ночь гораздо живее и богаче красками, чем день».

Т ружусь над новой картиной, изображающий внешнюю часть одного ночного кафе: крошечные фигуры выпивающих на террасе людей, огромный жёлтый фонарь освещает террасу, дом и тротуар, и даже придает некоторую яркость мостовой, которая окрашивается в розоватово-фиолетовые тона. Треугольные фронтоны зданий на убегающей вдаль улице под синим небом, усыпанным звездами, кажутся тёмно-синими или фиолетовыми…»

Ван Гог Звезды над Роной
Звездная ночь над Роной
Удивительная картина Ван Гога! Изображено ночное небо над городом Арль во Франции.
Что может быть лучше для отражения вечности, чем ночь и звездное небо?


Художнику нужна натура, настоящие звезды и небо. И тогда он прикрепляет к своей соломенной шляпе свечу, собирает кисти, краски и выходит на берега Роны писать ночные пейзажи...
Перспектива ночного Арля. Над ним — семь звезд Большой Медведицы, семь маленьких солнышек, оттеняющих своим сиянием глубину небесного свода. Звезды такие далекие, но такие доступные; они часть Вечности, поскольку были здесь всегда, в отличие от городских фонарей, льющих свой искусственный свет в темные воды Роны. Течение реки медленно, но верно растворяет в себе земные огни и уносит их прочь. Две лодки у причала приглашают отправиться следом, но люди не замечают земных знаков, их лица обращены вверх, к звездному небу.

Картины Ван Гога вдохновляют поэтов:

Из белой щепотки подкрыльного пуха
Залётного ангела кисти изладив,
Он после заплатит отрезанным ухом
И чёрным безумием после заплатит,
А нынче он выйдет, нагружен мольбертом,
На берег чернеющей медленной Роны,
Почти посторонний промозглому ветру
И миру людскому почти посторонний.
Он тронет особой, нездешнею кистью
Цветастое масло на плоской палитре
И, не признавая заученных истин,
Свой мир нарисует, огнями залитый.
Небесный дуршлаг, отягчённый сияньем,
Прольёт второпях золотые дорожки
В холодную Рону, текущую в яме
Своих берегов и запретов сторожких.
Мазок на холсте - так остаться и мне бы,
Но он не напишет подкрыльной щепоткой
Меня - только ночь и промокшее небо,
И звёзды, и Рону, и пристань, и лодки,
И светлых дорожек в воде отраженье,
Ночных городских фонарей сопричастность
К возникшему в небе головокруженью,
Которое будет приравнено к счастью...
...Но Он и Она - первый план, вкупе с ложью,
Вернутся в тепло и за рюмкой абсента
Незло усмехнутся, познав невозможность
Безумных и звёздных прозрений Винсента.
Солянова-Левенталь
………..
Звёздная ночь
Винсент Ван Гог сделал своим правилом и высшим мерилом «правду», изображение жизни такой, какой она является на самом деле.
Но собственное видение у Ван-Гога настолько необычно, что окружающий мир перестает быть обыденным, волнует и потрясает.
Ночное небо у Ван Гога не просто усеяно искрами звезд, оно закручено вихрями, движением звезд и галактик, полно таинственной жизни, экспрессии.
Никогда, глядя в ночное небо невооруженным глазом, не увидишь то движение (галактик ли? звездного ветра?), которое усмотрел художник.


Ван Гог хотел изобразить звёздную ночь как пример силы воображения, которое может создать более удивительную природу, чем та, которую мы можем воспринять при взгляде на реальный мир. Винсент писал к брату Тео: "Я по-прежнему нуждаюсь в религии. Потому я вышел ночью из дома и начал рисовать звёзды".
Эта картина целиком возникло в его воображении. Две гигантские туманности сплетены между собой; одиннадцать гипертрофированного размера звезд, окруженных ореолом света, прорывают ночное небо; справа ирреальная луна оранжевого цвета, словно совмещенная с солнцем.
В картине устремленности человека к непостижимому - звездам - противостоят космические силы. Порывистость и экспрессивная мощь изображения усиливаются благодаря изобилию динамических мазков.
Вращалось, скрипело арбы колесо.
И дружно вертелись ему в унисон
Галактики, звезды, Земля и Луна.
И бабочка возле немого окна,

Создавая эту картину, художник пытается дать выход переполняющему его борению чувств.
“Я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка”. Винсент Ван Гог.
«Глядя на звезды, я всегда начинаю мечтать. Я спрашиваю себя: почему яркие точки на небосклоне должны быть менее доступны нам, чем черные точки на карте Франции?» - писал Ван Гог.
Свою мечту художник поведал полотну, и теперь уже зритель удивляется и мечтает, глядя на звезды, написанные Ван Гогом. Оригинал «Звездной ночи» Ван Гога украшает зал Музея современного искусства в Нью-Йорке.
…………..
Тот кто захочет по-современному интерпретировать эту картину Ван Гога, может найти там комету, спиральную галактику, остаток сверхновой- Крабовидную туманность…

Стихотворения навеянные картиной Ван Гога "Звёздная ночь"

Давай, Ван Гог,

Накручивай созвездья.

Дай этим краскам кистью

Прикурить.

Гни спину, раб,

Кладя поклоны бездне

сладчайших из терзаний,

до зари…
Яков Рабинер
……………

Как угадал ты, мой Ван Гог,
Как разгадал ты эти краски?
Мазков магические пляски -
Как будто вечности поток.

Тебе планеты, мой Ван Гог,
Вертясь как блюдца для гаданий,
Раскрыли тайны мирозданий,
Дав одержимости глоток.

Свой мир ты создавал как бог.
Твой мир - подсолнух, небо, краски,
Боль раны под глухой повязкой...
Мой фантастический Ван Гог.
Лора Трин
………………

Дорога с кипарисами и звездой
«Ночное небо с тонким полумесяцем, еле выглядывающим из густой, отбрасываемой землей тени, и преувеличенно яркая, нежно-розово-зеленая звезда в ультрамариновом небе, где плывут облака. Внизу - дорога, окаймленная высокими желтыми камышами, позади которых виднеются низкие голубые Малые Альпы, старый постоялый двор с оранжевыми освещенными окнами и очень высокий, прямой, мрачный кипарис. На дороге двое запоздалых прохожих и желтая повозка, в которую впряжена белая лошадь. Картина, в целом, очень романтична, и в ней чувствуется Прованс”. Винсент Ван Гог.

Каждая живописная зона выполнена при помощи особого характера мазков: густые - на небе, извилистые, наложенные параллельно друг другу - на земле и извивающиеся наподобие языков пламени - в изображении кипарисов. Все элементы картины сливаются в единое пространство, пульсирующее напряжением форм.


Уходящая в небо дорога,
И щемящею нитью по ней
Одиночество всех его дней.
Фиолетовой ночи молчанье
Как ста тысяч оркестров звучанье,
Как молитвенное откровенье,
Словно вечности дуновенье...
На картине Винсента Ван Гога
Только звездная ночь и дорога...
…………………….
Ведь сотни солнц ночных и лун дневных
Дорог наобещали непрямых…
…Висит сама (и ей не нужен скотч)
Из крупных звёзд вангоговская ночь

Далёкие, холодные и прекрасные звёзды всегда манили человека. Они указывали путь в океане или пустыне, предвещали судьбу отдельных людей и целых государств, помогали постичь законы мироздания. А ещё ночные светила издавна вдохновляли поэтов, писателей и художников. И картина ван Гога «Звездная ночь» - одно из самых противоречивых, загадочных и завораживающих произведений, воспевающих их великолепие. Как создавалось это полотно, какие события из жизни живописца повлияли на его написание и как работа переосмысливается в современном искусстве - обо всём этом Вы сможете узнать из нашей статьи.

Оригинал картины Звёздная ночь. Винсент ван Гог 1889 г.

История художника

Винсент Виллем ван Гог родился 30 марта 1853 г. на юге Голландии в семье протестантского пастора. Родственники описывали мальчика как капризного, скучного ребёнка со странными манерами. Впрочем, вне дома он чаще вёл себя задумчиво и серьёзно, а в играх проявлял добродушие, предупредительность и сострадание.

Автопортрет художника, 1889 г

В 1864 г. Винсента отправили в школу-интернат, где он изучал языки и рисование. Впрочем, уже в 1868 г. он оставил обучение, вернувшись в родительский дом. С 1869 г. юноша трудился дилером в крупной торгово-художественной фирме, которой владел его дядя. Там будущий живописец начал серьёзно интересоваться искусством, часто посещал Лувр, Люксембургский музей, выставки и галереи. Но из-за разочарования в любви он потерял желание работать, вместо этого решив стать священником, как отец. Так, в 1878 г. ван Гог занимался просветительской деятельностью в шахтёрском посёлке на юге Бельгии, наставляя прихожан и обучая детей.

Впрочем, единственной настоящей страстью Винсента всегда оставалась живопись. Он утверждал, что творчество - лучший способ для облегчения человеческих страданий, который не в силах превзойти даже религия. Но подобный выбор нелегко дался художнику - его отстранили от должности проповедника, он впал в депрессию и даже провёл некоторое время в психиатрической больнице. Кроме того, мастер страдал от безвестности и материальных лишений - желающих купить картину ван Гога почти не было.

Однако именно этот период позже назовут расцветом творчества Винсента ван Гога. Он усердно работал, менее чем за год создав более 150 полотен, около 120 рисунков и акварелей, множество эскизов. Но даже среди этого богатого наследия произведение «Звёздная ночь» выделяется своей неординарностью и выразительностью.

Репродукции из янтаря Звездная ночь. Винсент ван Гог

Особенности картины ван Гога «Звёздная ночь» - каким был замысел мастера?

Впервые она упоминается в переписке Винсента с его братом. Художник рассказывает, что стремление изобразить звёзды, сияющие на небе, продиктовано нехваткой веры. Впоследствии он также говорил, что ночные светила всегда помогали ему мечтать.

Подобная идея возникла у ван Гога уже давно. Так, похожий сюжет имеет написанное им в Арле (небольшой городок на юго-востоке Франции) полотно - «Звёздная ночь над Роной», но сам живописец отзывался о нём неодобрительно. Он утверждал, что оказался не в силах передать сказочность, ирреальность и фантасмагоричность мира.

Картина «Звёздная ночь» стала для ван Гога своеобразной психологической терапией, которая помогала превозмочь депрессию, разочарование и тоску. Отсюда и эмоциональность произведения, и его яркая колористика, и использование импрессионистских приёмов.

Но есть ли у полотна реальный прототип? Известно, что мастер писал его, находясь в Сен-Реми-де-Прованс. Однако искусствоведы признают, что расположение домов и деревьев не соответствует реальной архитектуре посёлка. Столь же таинственны и показанные созвездия. А в открывающейся перед зрителем панораме можно увидеть типичные особенности как северных, так и южных французских регионов.

Поэтому стоит признать, что Винсент Ван Гог «Звездная ночь» - очень символичное произведение. Его нельзя трактовать буквально - можно лишь благоговейно любоваться картиной, пытаясь постичь её скрытые смыслы.







Репродукции Винсента ван Гога в интерьере

Символы и толкования - что зашифровано в изображении « Звездная ночь» ?

Прежде всего, критики пытаются понять, что означает количество ночных светил. Их отождествляют и с Вифлеемской звездой, знаменовавшей рождение Мессии, и с 37 главой из Книги Бытия, в которой идёт речь о снах Иосифа: «Я видел ещё сон: вот, Солнце, и Луна, и одиннадцать звёзд поклоняются мне».

И звёзды, и полумесяц окружены ярчайшими сияющими нимбами. Этот космический свет озаряет неспокойное ночное небо, в котором вращаются удивительные спирали. Утверждают, что в них запечатлена последовательность Фибоначчи - особая гармоничная комбинация чисел, встречающаяся как в человеческих творениях, так и в живой природе. Например, расположение чешуек на еловой шишке и семян подсолнуха подчиняется именно этой закономерности. Просматривается она и в работе ван Гога.

Силуэты кипарисов, напоминающие пламя свечи, идеально уравновешивают бездонное небо и мирно спящую землю. Они выступают посредниками между неостановимым движением таинственных космических светил, создающих новые миры, и простым, заурядным провинциальным городком.

Возможно, именно благодаря этой многозначности произведение великого живописца и стало знаменитым во всём мире. Его обсуждают историки и критики, а искусствоведы исследуют полотно, хранящееся в Музее современного искусства в Нью-Йорке. А теперь и Вы имеете возможность купить картину «Звездная ночь» из янтаря!

Создавая это уникальное панно, мастер воспроизвёл все особенности и нюансы оригинала, от композиции до колористики. Золотистый, восковый, песочный, терракотовый, шафрановый - тщательно подобранные оттенки самоцветной крошки позволяют передать энергию, динамику и напряжение, исходящее от картины. А объём, который произведение обрело благодаря инкрустации из цельных драгоценных камней, делает его ещё привлекательнее и завораживающее.

А ещё наш интернет-магазин может предложить Вам и другие произведения великого художника. Любая репродукция ван Гога из янтаря отличается высочайшим качеством, безукоризненным следованием подлиннику, красочностью и неординарностью. Поэтому они наверняка порадуют настоящих ценителей и знатоков искусства.

"Я по-прежнему страстно нуждаюсь, - позволю себе это слово, - в религии. Потому я вышел ночью из дома и начал рисовать звезды," - писал Ван Гог брату Тео.

В Нью-Йорк стоит поехать хотя бы ради встречи с ней, со "Звездной ночью" Ван Гога.

Тут хочу привести текст своей работы по анализу этой картины. Изначально хотела переработать текст, чтобы он больше соответствовал статье для блога, но из-за сбоев в ворде и нехватки времени, выставлю его в исходном виде, с трудом восстановленном после сбоя программы. Надеюсь, даже исходный текст будет хоть в какой-то степени интересен.

Винсент Ван Гог (1853-1890) – яркий представитель постимпрессионизма. Несмотря на сложный жизненный путь и довольно позднее становление Ван Гога как художника, он отличался упорством и трудолюбием, что помогло достичь больших успехов во владении техникой рисунка и живописи. За десять лет жизни, посвященных искусству, Ван Гог прошел путь от опытного зрителя (он начинал карьеру продавцом искусства, поэтому был знаком с многими работами) до мастера рисунка и живописи. Этот недолгий период стал наиболее ярким и эмоциональным в жизни художника.

Личность Ван Гога овеяна тайной в представлении современной культуры. Хотя Ван Гог оставил большое эпистолярное наследие (обширная переписка с братом Тео Ван Гогом), описания его жизни были составлены гораздо позже его смерти и часто содержали выдуманные истории и искаженное отношение к художнику. В связи с этим сложился образ Ван Гога как сумасшедшего художника, в припадке отрезавшего себе ухо, а позже и вовсе застрелившегося. Этот образ привлекает зрителя тайной творчества художника-сумасшедшего, балансированием на грани гениальности и сумасшествия и таинственностью. Но если исследовать факты биографии Ван Гога, его подробную переписку, то многие мифы, в том числе и о его сумасшествии, развенчиваются.

Творчество Ван Гога стало доступно широкому кругу только после его смерти. Первое время его работы относили к разным направлениям, но позже они были включены в постимпрессионизм. Почерк Ван Гога не похож ни на что другое, поэтому даже с другими представителями постимпрессионизма его нельзя сопоставить. Это особый способ нанесения мазка, использования разной техники мазка в одной работе, определенный колорит, экспрессия, композиционные особенности, средства выразительности. Именно эту характерную манеру Ван Гога мы и проанализируем на примере картины «Звездная ночь» в данной работе.

Формально-стилистический анализ

«Звездная ночь» - одна из самых известных работ Ван Гога. Картина написана в июне 1889 г. в Сен-Реми, с 1941 г. хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Картина написана маслом на холсте, размеры – 73х92 см, формат – вытянутый по горизонтали прямоугольник, это станковая живопись. Из-за особенности техники смотреть картину следует на достаточном расстоянии.

Рассматривая картину, мы видим ночной пейзаж. Большую часть полотна занимает небо – звезды, луна, крупно изображенная справа, и находящееся в движении ночное небо. Справа на первом плане возвышаются деревья, а слева внизу изображен городок или поселок, скрывающийся в деревьях. Задний план – темные холмы на линии горизонта, постепенно слева направо становящиеся выше. Картина, исходя из описанного сюжета, несомненно, относится к жанру пейзажа. Можно сказать, что художник на первый план вывод выразительность и некоторую условность изображаемого, так как в работе основную роль играет экспрессивное искажение (цветовое, в технике мазков и др.).

Композиция картины в целом уравновешена – справа темными деревьями внизу, а слева яркой желтой луной вверху. Из-за этого композиция тяготит к диагональности, в том числе и из-за увеличивающихся справа налево холмов. В ней небо преобладает над землей, так как занимает большую часть полотна, то есть верхняя часть преобладает над нижней. В то же время в композиции есть и спиральная структура, придающая начальный толчок движению, выраженная в движущемся по спирали потоке в небе в центре композиции. Эта спираль приводит в движение и часть деревьев, и звезды, и остальное небо, луну и даже нижней части композиции – поселку, деревьям, холмам. Таким образом, композиция из привычной для жанра пейзажа статики превращается в динамичный, захватывающий зрителя фантастический сюжет. Поэтому в работе нельзя выделить фон и четкую плановость. Традиционный задний план, фон, перестает быть фоном, так как включен в общую динамику картины, а первый план, если взять деревья и поселок, включаясь в движение по спирали перестает выделяться. Плановость картины расплывчата и зыбка из-за соединения спиральной и диагональной динамики. Исходя из композиционного решения, можно предположить, что угол зрения художника направлен снизу вверх, так как большую часть полотна занимает небо.

Несомненно, в процессе восприятия картины, зритель вовлекается во взаимодействие с изображением. Это очевидно из описанного композиционного решения и приемов, то есть динамики композиции и ее направленности. А также благодаря цветовому решению картины – цветовой гамме, ярким акцентам, палитре, технике нанесения мазков.

В картине создано глубокое пространство. Это достигается за счет цветового решения, композиции и движения мазков, разницы в размерах мазков. В том числе и за счет разницы в размерах изображаемого – большие деревья, маленький поселок и деревья возле него, меньшие холмы на горизонте, крупная луна и звезды. Цветовое решение выстраивает глубину за счет темного первого плана деревьев, приглушенности цветов поселка и деревьев вокруг него, ярких цветовых акцентов звезд и луны, темных холмов на горизонте, оттеняемых светлой полосой неба.

Картина не во многом отвечает критерию линейности , а наиболее выражает как раз живописность . Так как все формы выражены за счет цвета и мазков. Хотя в изображении нижнего плана – городка, деревьев и холмов, используется разграничение отдельными контурными темными линиями. Можно сказать, что художник намеренно соединяет некоторые линейные аспекты, чтобы подчеркнуть разницу между верхним и нижним планами картины. Поэтому верхний план, наиболее важный композиционно, по смыслу и по цветовому и техническому решениям наиболее выразителен и живописен. Эта часть картины буквально вылеплена цветом и мазками, в ней отсутствуют контурные или какие-либо линейные элементы.

Что касается плоскостности и глубины , то картина тяготеет к глубине. Это выражено в цветовом решении – контрасты, более темные или дымчатые оттенки, в технике – за счет разного направления мазков, их размеров, в композиции и динамике. В то же время объемность предметов ярко не выражается, так как скрадывается крупными мазками. Объемы только намечены отдельными контурными мазками или создаются за счет цветовых сочетаний мазков.

Роль света в картине не значительна в сравнении с ролью колорита. Но можно сказать, что источниками света в картине являются звезды и луна. Это можно проследить по высветленности поселения и деревьев в долине и более темной части долины слева, по темным деревьям на первом плане и темнеющим на горизонте холмам, особенно расположенным справа под луной.

Силуэты изображенного тесно связаны друг с другом. Они невыразительны из-за того, что прописаны крупными мазками, по этой же причине силуэты не самоценны. Их нельзя воспринимать отдельно от всего полотна. Поэтому можно говорить о стремлении к целостности внутри картины, достигаемой техникой. В связи с этим можно говорить и об обобщенности изображенного на полотне. Детализации нет из-за масштаба изображаемого (далеко расположенные, поэтому маленькие городок, деревья, холмы) и технического решения картины – прорисовка крупными мазками, деление изображаемого на отдельные цвета такими мазками. Поэтому нельзя сказать, что в картине передается разнообразие фактур изображаемого. Но обобщенный, грубый и утрированный за счет технического решения картины намек на разницу в формах, фактурах, объемах дается направлением мазков, их размером и собственно цветом.

Колорит в «Звездной ночи» играет главную роль. Колориту подчиняется композиция, динамика, объемы, силуэты, глубина, свет. Цвет в картине – не выражение объема, а смыслообразующий элемент. Так за счет цветового выражения гипертрофировано сияние звезд и луны. И это цветовое выражение создает не просто акцент на них, но придает им значимость в рамках картины, создает их смысловое наполнение. Цвет в картине не столько оптически достоверен, сколько экспрессивен. С помощью цветовых сочетаний создается художественный образ, экспрессивность полотна. В картине преобладают чистые цвета, сочетания которых создают оттенки, объемы и контрасты, влияющие на восприятие. Границы цветовых пятен различимы и выразительны, так как каждым мазком создается цветовое пятно, различимое в контрасте с соседними мазками. Ван Гог акцентирует внимание на мазках-пятнах, дробящих объемы изображаемого. Так он достигает большей экспрессии цвета и формы и добивается динамики в картине.

Ван Гог создает определенные цвета и их оттенки с помощью сочетания цветовых пятен-мазков, дополняющих друг друга. Самые темные места полотна не сводятся к черному, но только к сочетанию темных оттенков разных цветов, создающих в восприятии очень темный оттенок, близкий черному. То же происходит и с самыми светлыми местами – нет чисто белого, а есть сочетание мазков белого с оттенками других цветов, в соединении с которыми в восприятии белый перестает быть самым важным. Блики и рефлексы ярко не выражаются, так как сглажены цветовыми соединениями.

Можно сказать, что в картине присутствуют ритмические повторы сочетания цветов. Наличие таких сочетаний как в изображении долины и поселения, так и в небе создает целостность восприятия картины. Разные сочетания оттенков синего между собой и с другими цветами на всем полотне показывают, что он является основным цветом, развивающимся в картине. Интересно контрастное сочетание синего с оттенками желтого. Фактура поверхности не гладкая, а рельефная за счет объема мазков, кое-где даже с пробелами чистого холста. Мазки хорошо различимы, значимы для экспрессии картины, ее динамики. Мазки длинные, иногда крупнее или мельче. Нанесены по-разному, но довольно густой краской.

Возвращаясь к бинарным оппозициям, нужно сказать, что картина характеризуется открытостью формы . Так как пейзаж не зациклен на самом себе, наоборот открыт, его можно расширять за границы полотна, отчего целостность картины не нарушится. Картине присуще атектоническое начало . Потому что все элементы картины стремятся к единству, их нельзя вырвать из контекста композиции или полотна, они не обладают собственной целостностью. Все части картины подчинены единому замыслу и настроению и не обладают автономностью. Это выражено технически в композиции, в динамике, в цветовых паттернах, техническом решении мазков. Картина представляет неполную (относительную) ясность изображаемого. Так как видны только части изображенных предметов (домов поселения деревьев), многие перекрывают друг друга (деревья, дома поля), для достижения смысловых акцентов изменены масштабы (звезды и луна гипертрофированы).

Иконографический и иконологический анализ

Собственно сюжет «Звездной ночи» или тип изображенного пейзажа трудно сопоставить с картинами других художников, тем более поставить в ряд подобных произведений. Пейзажи с изображением ночных эффектов не использовались импрессионистами, так как для них как раз важными были световые эффекты в разное время светового дня и работа на пленере. Постимпрессионисты, если и обращались к пейзажам не с натуры (как Гоген, пишущий часто по памяти), то все равно выбирали светлое время суток и использовали новые способы изображения световых эффектов и индивидуальные техники. Поэтому изображение ночных пейзажей можно назвать особенностью творчества Ван Гога («Ночная терраса кафе», «Звездная ночь», «Звездная ночь над Роной», «Церковь в Овере», «Дорога с кипарисами и звездами»).

Характерным в ночных пейзажах Ван Гога можно назвать использование цветовых контрастов для акцентирования важных элементов картины. Наиболее часто использовался контраст оттенков синего и желтого. Ночные пейзажи в основном писались Ван Гогом по памяти. В связи с этим в них большее внимание уделялось не воспроизведению увиденного или интересующих художника реальных световых эффектов, но акцентировалась выразительность и необычность световых и цветовых эффектов. Поэтому световые и цветовые эффекты утрированы, что придает им дополнительную смысловую нагрузку в картинах.

Если обратиться к иконологическому методу, то в исследовании «Звездной ночи» можно проследить дополнительные смыслы в количестве звезд на полотне. Некоторые исследователи связывают одиннадцать звезд на картине Ван Гога с ветхозаветной историей об Иосифе и его одиннадцати братьях. «Послушай, мне снова снился сон, – сказал он. – В нем были солнце и луна, и одиннадцать звезд, и все кланялись мне» Книга Бытия 37:9. Беря во внимание познания Ван Гога в религии, изучение им Библии и попытки стать священников, включение этой истории как дополнительного смысла оправдывается. Хотя трудно считать эту отсылку к библии определяющей смысловое наполнение картины, потому как звезды составляют только часть полотна, а изображенные городок, холмы и деревья не связаны с библейским сюжетом.

Биографический метод

Рассматривая «Звездную ночь», трудно обойтись без биографического метода исследования. Ван Гог написал ее в 1889 г., когда находился в лечебнице Сен-Реми. Там по просьбе Тео Ван Гога Винсенту в периоды улучшения его состояния разрешалось писать маслом и делать рисунки. Периоды улучшения состояния сопровождались творческим подъемом. Все имеющееся время Ван Гог посвящал работе на пленере и написал довольно много.

Примечательно, что «Звездная ночь» написана по памяти, что несвойственно процессу творчества Ван Гога. Этим обстоятельством можно подчеркнуть и особенную экспрессивность, динамику и колорит картины. С другой стороны, эти особенности картины можно объяснить и психическим состоянием художника во время его нахождения в лечебнице. Круг его общения и возможности действий были ограничены, и приступы случались с разной степенью интенсивности. И только в периоды улучшения он имел возможность заниматься любимым делом. В тот период живопись стала особенно важным для Ван Гога способом самореализации. Поэтому полотна становятся более яркими, экспрессивными и динамичными. Художник вкладывает в них большую эмоциональность, так как это единственный возможный способ выразить ее.

Интересно, что Ван Гог, подробно описывающий свою жизнь, размышления и свои работы в письмах брату, упоминает о «Звездной ночи» только вскользь. И хотя к тому времени Винсент уже отошел от церкви и церковных догм, он пишет брату: «Я по-прежнему страстно нуждаюсь, – позволю себе это слово, – в религии. Потому я вышел ночью из дома и начал рисовать звезды".


Сравнивая «Звездную ночь» с более ранними работами, можно сказать, что она находится среди самых экспрессивных, эмоциональных и захватывающих. Прослеживая изменение манеры письма на протяжении творчества, заметно увеличение экспрессивности, цветовой нагрузки, динамики в произведениях Ван Гога. «Звездная ночь над Роной», написанная в 1888 г. - за год до «Звездной ночи», еще не наполнена той кульминацией эмоций, выразительности, цветовым богатством и техническими решениями. Также можно заметить, что последующие за «Звездной ночью» картины стали более экспрессивными, динамичными, эмоционально тяжелыми, более яркими по колориту. Наиболее яркие примеры - «Церковь в Овере», «Пшеничное поле с воронами». Так можно обозначить «Звездной ночью» последний и наиболее экспрессивный, динамичный, эмоциональный и яркий по колориту период творчества Ван Гога.

«Звездная ночь» была написана в 1889 году и сегодня является одной из самых узнаваемых картин Ван Гога. Начиная с 1941 года, данное произведение искусства находится в Нью-Йорке, в известном Музее современного искусства. Винсент Ван Гог создал данную картину в Сан-Реми на традиционном холсте размером 920х730 мм. «Звездная ночь» написана в довольно специфическом стиле, поэтому для оптимального восприятия лучше смотреть на нее издалека.

Стилистика

На данной картине изображен пейзаж в ночное время, который прошел через «фильтр» творческого видения самого художника. Главными элементами «Звездной ночи» являются звезды и луна. Именно они изображены наиболее выраженно и в первую очередь притягивают к себе внимание. Кроме того, Ван Гог применил специальную технику для создания луны и звезд, благодаря чему они выглядят более динамично, как будто постоянно движутся, неся чарующий свет сквозь безграничное звездное небо .

На переднем плане «Звездной ночи» (слева) изображены высокие деревья (кипарисы), которые тянутся от земли к небу и звездам. Они как бы хотят покинуть земную твердь и присоединиться к танцу звезд и луны. Справа на картине изображен непримечательный поселок, который раскинулся у подножья холмов в ночной тиши, он равнодушен к сиянию и бурному движению звезд.

Общее исполнение

В целом, при рассмотрении данной картины, чувствуется виртуозная работа художника с цветом. При этом экспрессивное искажение достаточно хорошо подобрано с помощью уникальной техники мазков и сочетания цветов. Также наблюдается равновесие светлых и темных тонов на полотне: слева внизу темные деревья компенсируют высокую яркость желтой луны, которая расположена в противоположном углу. Основной динамический элемент картины – это спиральный завиток почти в середине полотна. Он придает динамику каждому элементу композиции, стоит также отметить, что звезды и луна кажутся более подвижными, чем остальные.

«Звездная ночь» также обладает потрясающей глубиной отображаемого пространства, которая достигнута посредством грамотного использования мазков разных размеров и направленности, а также общего цветового сочетания картины. Еще один фактор, который помогает создать глубину картины – это использование объектов разной величины. Так, городок находится вдали и на картине он маленький, а деревья наоборот – они небольшие сравнительно с поселком, но расположены близко и поэтому на картине они занимают достаточно много места. Темный передний план и светлая луна на заднем – инструмент для создания глубины цветом.

Картина по большей степени принадлежит к живописному стилю, а не линейному. Это обусловлено тем, что все элементы полотна созданы при помощи мазков и цвета. Хотя при создании поселка и холмов Ван Гог применил контурные линии. Видимо, такие линейные элементы были использованы для того чтобы как можно лучше подчеркнуть разницу между предметами земного и небесного происхождения. Таким образом, изображение неба получилось у Ван Гога чрезвычайно живописным и динамичным, а поселок и холмы – более спокойным, линейным и размеренным.

В «Звездной ночи» преобладает колоритность, при этом роль света не так заметна. Основными источниками освещения служат звезды и луна, это можно определить по рефлексам, которые расположены на строениях городка и деревьев у подножья холмов.

История написания

Картина «Звездная ночь» была написана Ван Гогом в период лечения в больнице города Сен-Реми. По просьбе его брата Ван Гогу разрешали в случае улучшения состояния здоровья писать картины. Такие периоды возникали довольно часто, и за это время художник написал целый ряд картин. «Звездная ночь» - одна из них, при этом интересно, что данная картина была создана по памяти. Такой метод применялся Ван Гогом довольно редко и не свойственно данному художнику. Если сравнивать «Звездную ночь» с ранними работами художника, можно сказать, что она является более экспрессивным и динамичным творением Ван Гога. Однако после ее написания колорит, эмоциональная загруженность, динамика и экспрессия на полотнах художника только возрастали.

Оригинал картины Винсента Ван Гога Звездная Ночь. Описание, фото, история, год написания, размеры, анализ, где находится.

«Звездная ночь» - картина голландского художника-импрессиониста Винсента ван Гога, выполненная маслом на холсте в 1889 году. Ее размер: 92 см. х 73 см. На сегодняшний день картина находится в Музее современного искусства, в Нью-Йорке, США. Однако, она часто «путешествует» и регулярно выставляется в различных музеях Европы.

Эта картина - один из самых известных и любимых шедевров Ван Гога. Картина сразу узнаваема, она вдохновляет поэтов, режиссеров, музыкантов, дизайнеров и художников. Стиль ее написания абсолютно уникален.

Винсент ван Гог создал «Звездную ночь» в июне 1889 года, когда он был госпитализирован в больницу при монастыре Saint-Paul-de-Mausole в Сен-Реми-де-Прованс, где он пребывал в течение достаточно длительного времени, для психиатрического лечения. В то время художник был спонтанным и непредсказуемым.

В своих письмах брату Ван Гог писал: «… мне нравится делать что-то сложное. Но и это не помогает мне не чувствовать моей огромной потребности в религии и проповеди, поэтому я выхожу на улицу ночью, чтобы рисовать звезды».



Художнику было тесно в рамках нашего мира. Картина являет собой идеализированный пейзаж, более яркий и нестандартный. Мощные небесные вихри, звезды и серповидная луна, на картине, движутся, в одном волнообразном движении, над маленьким городком. Справа оливковая роща и холмы, слева кипарис, стремящийся в небо, похожий на пламя. «... мы используем смерть, чтобы путешествовать к звездам» - писал художник. Несмотря на то, что картина вобрала в себя состояние безысходности, испытываемое художником на момент ее написания, композиция картины подбиралась не спонтанно, а, скорее, тщательно. Деревья обрамляют звездное небо и приносят баланс композиции.

Одиннадцать звезд на картине – отдельная тема обсуждений. Вероятно, что на композицию влияет библейская история Иосифа. «Послушайте, - сказал он, - у меня был другой сон, и на этот раз солнце, луна и одиннадцать звезд склонились предо мной» (Бытие 37: 9).

Через тринадцать месяцев после написания картины «Звездная ночь» Винсент Ван Гог покончил жизнь самоубийством.

Несмотря на (а, возможно, и благодаря) все интерпретации и скрытые смыслы, картина остается одним из самых важных произведений искусства 19-го века.