Голубиная песня пабло пикассо. «Голубь мира» Пикассо. Неслучайный сюжет Известного испанский художника создавшего эмблему конгресса

В творчестве Пикассо

Голуби на рисунке отца Пикассо, художника Хосе Руиса Бласко

В 1950 году на конгрессе в Шеффилде художник повторил, что голубей учил рисовать его отец, а также сказал: «Я выступаю за жизнь против смерти; я выступаю за мир против войны» .

Эволюция изображения

Первый вариант «Голубки» 1949 года, который и был напечатан на плакате Конгресса по выбору Луи Арагона из прочих вариантов эмблемы , сильно отличался от того, который позже приобрел популярность. Это было реалистическое изображение голубя, сидящего на земле (а не летящего), без оливковой ветви в клюве, с мохнатыми лапками - подарок Анри Матисса . Экземпляры этой многотиражной литографии (547х697 мм) хранятся во многих музеях мира, включая Тейт, МоМА. Канвайлер опубликовал её еще в 1949 г. , до выбора Арагона.

Франсуаза Жило рассказывает подробно: «В вольере Матисса среди множества экзотических птиц было четыре больших миланских голубя. В отличие от большинства голубей лапки у них были до самых кончиков покрыты перьями; казалось, на них надеты белые гетры. Однажды Матисс сказал Пабло: „Надо отдать их тебе, они напоминают тех, которых ты уже писал“. Мы увезли голубей в Валлорис. Одного из них ждал замечательный художественный и политический успех. В начале сорок девятого года Пабло сделал его литографию, добившись при этом блестящего технического результата. В литографии получить совершенно черный цвет не столь уж трудно, но поскольку в литографической краске содержится воск, то когда ее разбавляют водой для получения светло-серого цвета, она распределяется по камню неравномерно. И получается то, что по-французски именуется la peau de crapaud , крапчатая, будто жабья кожа, поверхность. Однако в этой литографии Пабло удалось сделать смесь, производящую впечатление очень прозрачного серого цвета с оттенками, которые явились изумительным tour de force . Примерно месяц спустя поэт и романист Луи Арагон, интеллектуальная „рабочая лошадка“ французской компартии , пришел в мастерскую на улице Великих Августинцев за обещанным рисунком для плаката, рекламирующего организованный коммунистами Всемирный конгресс сторонников мира, который вскоре открывался в зале Плейель. Просматривая папку с последними литографиями, Арагон увидел эту, голубь так походил на голубку, что ему пришла мысль сделать этот рисунок символом конгресса. Пабло согласился, и к концу дня плакат с „голубкой“ уже начал появляться на парижских стенах. В бесчисленных оттисках вначале с оригинального камня, потом с копий, этот плакат обошел земной шар в защиту мира» .

«…хотя Пикассо тогда верил в искренние намерения движения пацифистов, он не удержался от саркастических замечаний в адрес выбора Арагона: „Бедняга! Он совершенно не знает голубей! Нежность голубки, какая ерунда! Они ведь очень жестокие. У меня были голубки, которые заклевали насмерть несчастную голубку, которая не понравилась им… Они выклевали ей глаза и разорвали на части, это ужасное зрелище! Хорош символ мира!“ » .

«Арагон забрал рисунок в полдень, а уже в пять часов вечера по всему Парижу были развешаны афиши с изображением голубки. (…) Возможно, Пикассо и сам не предполагал, какой силой обладает его „Голубка“, пока не увидел ее увеличенное изображение в зале Плейель, где проходил Конгресс. Она парила над залом в свете прожекторов, над толпой восторженных, объединенных одной надеждой людей» .

Биограф художника пишет: «Использование „Голубки“ в политических целях не отняло у нее ее совершенства. Осенью того же года Академия изящных искусств Филадельфии присуждает „Голубке“ Пикассо, выставленной тогда в Нью-Йорке, памятную медаль, этот приз был учрежден еще в 1928 году Клубом акварелистов» . Другой биограф уточняет, также подчеркивая намеренную непредвзятость награды: «Позднее в том же году Филадельфийский музей искусства, отложив политику в сторону, удостоил эту литографию Пикассо мемориальной медали Пеннела».

Варианты

Этот рисунок позже был развит художником в простой, графичный линейный рисунок.

Когда я впервые увидел «Голубку», я, как и многие,
вероятно, подумал, что рисунок неверен или, во всяком случае,
неестественен. Но потом по роду службы мне пришлось
приглядеться к голубям, я вдруг осознал, что Пикассо, этот
чудодей, схватил то мгновение, когда голубь складывает крылья
перед приземлением. Его лапки уже касаются земли, но сам он еще
в воздухе, в полете. Мгновение превращения движения в
неподвижность, полета в покой.

Визитная карточка художника

Эренбург далее пишет: «Пикассо потом сделал еще несколько голубок: для Варшавского конгресса, для Венского. Сотни миллионов людей узнали и полюбили Пикассо только по голубкам. Снобы над этим издеваются. Недоброжелатели обвиняют Пикассо в том, что он искал легкого успеха. Однако его голубки тесно связаны со всем его творчеством - с минотаврами и козами, со старцами и девушками. Конечно, голубка - крупица в богатстве, созданном художником; но ведь сколько миллионов людей знают и почитают Рафаэля по репродукциям одной его картины „Сикстинская Мадонна “, сколько миллионов людей знают и почитают Шопена только потому, что он написал музыку, которую они слышат на похоронах! Так что снобы напрасно смеются. Конечно, по одной голубке узнать Пикассо нельзя, но нужно быть Пикассо, чтобы сделать такую голубку» .

То, насколько голубка «прилипла» к художнику, обыгрывает известный советский анекдот :

Художественная выставка в Париже. Пикассо забыл свой пригласительный билет. Его не пускают:
- Докажите, что вы Пикассо.
Он одним взмахом карандаша изобразил голубя мира, и его пропустили. Фурцева тоже забыла приглашение, и ее не пускают.
- Я министр культуры СССР!
- Чем вы это можете доказать? Вот Пикассо тоже забыл билет, и ему пришлось рисовать.
- А кто такой Пикассо?
- Все в порядке, госпожа министр культуры, можете проходить!

Голубки Пикассо

Голубки
Пабло Пикассо
всю площадь,
падло, обосрали!

Семён Беньяминов

Современный автор, анализируя популярность Пикассо в глубинном, даже низовом сознании народа, пишет, что эту популярность «тем более не объясняла его пресловутая „голубка мира“, внедряемая официозом, что народ этот официоз презирал, пародировал, высмеивал (косвенно, конечно, досталось и Пикассо, и его белому голубю: „Голубки Пабло Пикассо всю площадь…“)» . С иронией о нем вспоминает Георгий Данелия .

«Тысячи афиш с голубками распространились по всему миру. Энтузиазм коммунистов не знал границ». Пабло Неруда заявил :

Биограф художника пишет: «…она появилась на стенах зданий во многих городах по всей Европе, провозглашенная некоторыми как освященный веками символ мира и ставшая объектом насмешек и глумлений со стороны других как совершенно неуместная и абсурдная форма коммунистической пропаганды.(…) В последующие годы выполненные рукой Пикассо голуби мира буквально облетели весь мир. Варианты нескольких из его рисунков были воспроизведены на почтовых марках в Китае и в других коммунистических странах» .

Эренбург приводит примеры отношения к этому рисунку, во 2-й пол. ХХ веке ставшему пресловутым:

Из других примеров:

Имя

(Посвящается Пикассо)

Весенний вихрь кружит неверных женихов
И как листву кружит рой перьев голубой
Над кипарисом и над птицей голубой

Мадонна на заре рвала шиповник красный
Левкоев соберет к утру букет густой
Увьет им голубиц их голубь ждет прекрасный
Он нынче в небесах парит как Дух Святой

В лимонной рощице объятье долго длится
Так нам дано любить лишь на закате дней
Огни далеких сел трепещут как ресницы
Сердца стучат среди лимоновых ветвей

  • Свою дочь Пикассо назвал «голубкой» - см. Палома Пикассо.
  • Жоржи Амаду , коммунист, также назвал свою дочь этим именем.

Голубь Пикассо

«Летите, голуби, летите,
Для вас нигде преграды нет.
Несите, голуби, несите
Народам мира наш привет…».
(советская песня, муз. И. Дунаевского,
сл. М. Матусовского)

С 20 по 25 апреля 1949 г. одновременно в Париже и Праге проходил I Всемирный конгресс сторонников мира. Поводов для этого было более чем достаточно. Не успела закончиться жесточайшая Вторая мировая война, как на горизонте замаячила новая - куда более страшная. Две противоборствующие сверхдержавы - США и СССР - сотворили таки атомные бомбы, а первая даже успела опробовать их на двух японских городах.
Конгресс сторонников мира остро нуждался в эмблеме, и нарисовать ее попросили не кого-нибудь, а самого Пабло Пикассо - гениального испанца с французским гражданством. Так на свет появилась лаконичная и броская фигурка белого голубя, несущего в клюве оливковую ветвь.



Знаменитый набросок голубя мира Пикассо.

Существует и более забавная история о появлении этого рисунка. Говорят, что однажды к художнику подошел на улице нищий и со всей святой простотой попросил его: «Пабло, будь другом, ты великий мастер… Начертай мне чего-нибудь, я рисунок продам и хоть поем по-человечески». Обескураженный такой прямотой, Пикассо достал листик и за пару минут набросал «миролюбивую» птичку.
Впрочем, эта легенда могла иметь и реальные истоки. Ведь «голубиная тема» у Пикассо не исчерпывается символом мира, лично я знаю как минимум пяток картин с этой птичкой. Еще в детстве (а рисовать наш герой начал с 4 лет) его папа (тоже художник) нередко поручал маленькому Пабло дорисовывать на своих картинах лапки голубей.




4
Другие голуби кисти Пикассо. Просто голуби.

Трактовка же образа голубя как символа мира не слишком сложна. В первую очередь, это конечно библейский голубь, который принес на корабль Ноя оливковую ветвь в знак того, что потоп закончился и Бог примирился с людьми. Можно вспомнить и евангельского Святого Духа, снизошедшего на кроткого Христа в виде белого голубя. Широко известна также и античная легенда о том, как голубки Венеры свили свое гнездо в шлеме Марса, и бог войны, чтобы не разрушать их гнездо, отказался от очередной кровопролитной затеи.

Незатейливый набросок голубка принес и без того известному художнику и славу, и звания, и премии. В 1950 г. Пикассо избрали во Всемирный совет мира и тут же вручили ему Международную премию мира, а в Советском Союзе его дважды награждали Ленинской премией. Особую популярность голубь мира приобрел в СССР после фестиваля молодежи и студентов 1957 г., во время которого участники выпустили в воздух тысячные стаи «посланников мира». Исполком Моссовета даже вынес официальное решение «О завозе и разведении в Москве голубей к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов». В итоге менее чем за год количество голубей в Москве превзошло 35 тысяч, что во многом изменило благожелательное отношение горожан к этому символу мира.

Сам Пикассо тоже нередко иронизировал по поводу голубей, заявляя, что на самом деле он не знает более глупых, неряшливых и драчливых птиц. И хотя спорить с этим трудно (недаром я давно прозвал голубей «пернатыми крысами»), мне кажется, художник относился к этим птицам с теплотой и симпатией. Иначе зачем бы он стал называть свою любимую дочь Паломой (paloma - исп. «голубка»)?


Пабло Пикассо с дочерью Паломой. Кстати, на символе мира изображена именно голубка, а не голубь, хотя как это определишь?


Японский журавлик Садако

«Вернувшись из Японии, пройдя немало верст,
Бумажного журавлика товарищ мне привез.
С ним связана история, история одна -
Про девочку, которая была облучена…».

Я так и не смог определить автора этой песни, которую слышал, наверное, каждый бывший советский школьник. На мероприятиях по борьбе за мир и в пионерских лагерях эта трогательная история японской девочки была неизменным хитом, а японский журавлик стал еще одним пернатым антивоенным символом. Хотя нет, не пернатым, а бумажным.


Его история уходит вглубь японского средневековья, когда в среде знати стало популярным делать послания в виде сложенных из бумаги фигурок (т. н. «оригами»). Одной из простейших фигурок как раз и был «цуру» - журавлик (для его складывания требовалось всего 12 операций). Конечно, в те времена в Японии журавль символизировал не борьбу за мир, а счастье и долголетие. Отсюда возникло и поверье - если загадать желание и сложить тысячу «цуру», оно обязательно исполнится.


Именно это поверье и рассказал врач девочке Садако Сасаки - жертве ядерной бомбардировки Хиросимы. Она облучилась и заболела лейкемией. Складывание журавликов стало для нее последней надеждой на выздоровление. По легенде Садако успела сложить только 644 «цуру»… Так было написано в романе американской писательницы Элеанор Коерр «Садако и тысяча бумажных журавлей». На самом деле девочка успела сложить тысячу фигурок, но это ей не помогло. Садако умерла 25 октября 1955 года в возрасте 12 лет.


Садако Сасаки.

С тех пор японские дети постоянно приносят к ее памятнику своих бумажных птиц. В августе 2003 году у подножия памятника Садако скопилось до 60 тысяч японских журавликов.
Так журавлик стал еще одним символом надежды на мир без войн, немым укором тем, кто продолжает копить и совершенствовать орудия истребления себе подобных, напоминанием о том, что ядерная война может оказаться последней…


4
Мемориал Садако.


Пацифик Холтома

«Я срываю пацифик со своей груди,
И обнажаю клыки.
Я никогда не поверю
В перемену погоды!»
(Е. Летов)

Если с птицами, в общем-то, все ясно, то о значении третьего, ныне самого распространенного, символа мира - «пацифика» - существует немало версий. Одни считали, что его изображение - это заключенный в круг след лапки «миролюбивого» голубя Пикассо (недаром у нас сей знак прозвали «куриной лапкой»). Другие полагали, что это контуры крылатой ракеты, которую «заперли» окружностью. Ну а мистически настроенные умники даже усмотрели в «пацифике»… перевернутую 15-ю руну древнескандинавского рунического алфавита!


Ну а мы умничать не будем, а доверим трактовку символа его автору, ведь таковой есть! Это Джеральд Холтом - англичанин, выпускник Лондонского Королевского колледжа искусств, художник и дизайнер. Заказ на символ поступил в 1958 г. от «Движения за ядерное разоружение». И уже весной так называемый «Крест мира» появился на плакатах и пиджаке самого Холтома во время марша протеста из Лондона в Бергшир, где находится Центр ядерных исследований.
Кстати, сперва Холтом действительно хотел нарисовать христианский крест, заключенный в круг, ведь сам пацифизм как движение зародился именно в среде протестантов. Однако начертанием креста «всуе» священнослужители остались недовольны. Тогда Холтом сделал компиляцию из двух букв семафорной азбуки «N» и «D», что должно было означать аббревиатуру «Nuclear Disarmament» (англ. «ядерное разоружение»).
Столь глубокая «зашифрованность» смысла в полной мере компенсировалась простотой самого символа. В отличие от голубя Пикассо, «пацифик» может начертать любой, у кого не сильно трясутся руки. Плюс к этому, Холтом даже не стал защищать свое «детище» авторским правом, давая понять, что борьба за мир - дело всех людей, а не только антиядерных организаций.

Вот и пошел гулять «пацифик» по миру, пока не попал в цепкие руки хиппи. В конце 1960-х они так активно вливались в антивоенные демонстрации, что вскоре этот знак стал чуть ли не напрямую ассоциироваться именно с волосатыми «детьми-цветами». А так как пацифизм у хиппи сочетался с другой излюбленной идеей - всеобщей и свободной любовью, - «пацифик» стал частенько сопровождаться надписью «Make love, not war!», то бишь - «Занимайтесь любовью, а не войной!».

Прошли годы, и «пацифик» все больше стал восприниматься не как символ борьбы за мир, а как банальный элемент молодежного дизайна. И все чаще те, кто рисует его на стенах или носит на шее, не в состоянии толком объяснить, что же он обозначает.


Анекдот в тему:
«Идет по улице парень и у него на груди болтается здоровенный, сваренный из арматуры, «пацифик» на толстой цепи. Его спрашивают:
- Вы что, правда, такой пацифист?
- Да!! Я люблю, знаете ли, снять с себя этот знак и пацифиздить им всех вокруг!».

This entry was posted in .
Bookmark the .

Ну, не буду особо рассказывать всем, какой сегодня срач подняли по поводу этого изображения

Символ мира обсирают именно за его.......пацифизм.И вообще, вокруг одни враги, и символом Победы должно быть что-то грозное, дабы врагинас ещё пуще боялись.

Ну, так докладываю - "враги" и без грозных символов нашей Победы уже успели себя перепугать до смерти и полной анти-русской истерии. Но нашим садо-мазо-поцреотам по всей видимости этого мало - надо испужать ещё сильнее и вглядить как можно дичее.

Но пост не об этом, а об истории самого символа, а также об одном испанском художнике и его голубях.

История домашних голубей столь древняя, что некоторые учёные считают их первой домашней птицей. Первоначально разводили их для еды. Но уже достаточно в древние времена люди заметили их склонность возвращаться домой и стали использовать их в качестве доставки почты. О том, что это было давно, мы можем быть уверены хотя бы прочитав Библию, где именно голубь трижды выпускаемый Ноем и принёс весть, что потоп закончился и вода спала. Ну, он эту весть принёс как раз тем, что не вернулся на ковчег. Собственно именно в те времена голуби и стали символизировать разные вещи связанные именно с мирными и божественными атрибутами и именно "почтовые" качества этой птицы постепенно стали символизировать добрую божественную весть и мир.

Мы пропустим разного рода значение голубя в Шумере, Вавилонии и прочих культурах, а вспомним близкое нам - значение голубя в культуре христианства, ибо мы, в общем и целом плод христианской культуры. Ровно как и ненавидимый многими развратный и безнравственный Запад.

Общим местом стало упоминание того забавного факта, что сами голуби ни на йоту не обладают теми качествами, которые они символизируют. Птица достаточно противная, злобная, жадная и драчливая. Единственное качество, которое у неё есть и в реальности, и в символичном значении - голуби моногамны, поэтому по праву символизируют долгую совместную супружескую жизнь и преданность. И вообще, любящие друг друга люди воркуют аки голубки.

В виде голубя описывается в Новом Завете третья Ипостась Троицы — Святой Дух. Впервые этот образ появляется в описании крещения Христа:

«И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем».

Евангелие от Иоанна, 1:32; от Матфея, 3:16

В Посланиях Отцов Церкви голубь также выступает атрибутом Святого Духа, а кроме того - Христа и Девы Марии. Как символ воплощения Святого Духа голубь присутствует в сценах:

Благовещенья;

Крещения Христа;

Крещения Св. Павла;

Чуда Пятидесятницы.

В этих сюжетах, а также в изображении Троицы голубь Святого Духа предстаёт с нимбом (обычно, восьмиугольным) и окружённый сиянием или языками пламени (ещё один из его образов). Для сцены Благовещения характерно сочетание символов голубя и лилии, принимающих на себя значения девственности, чистоты и непорочности (в силу этого голубь часто предстает как христианская эмблема целомудрия, несмотря на более древние и очевидные ассоциации с вожделением). В последствие Дух Божий в сцене Творения также представляется в образе голубя, благодаря чему, последний выступает иногда символом изначальных вод (вод творения).

Семь голубей служат символами семи ангелов Господних или Духа Святого, выражающегося в Его семи дарах, о которых говорится в пророчестве Исаии:

«И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его. И почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия».

Исайя 11:1-2

А теперь свернём с истории христианской символики голубя в современность. И тут мы вспомним одного великого испанского художника, полное имя которого звучит как Па́бло Дие́го Хосе́ Франси́ско де Па́ула Хуа́н Непомусе́но Мари́я де лос Реме́диос Сиприа́но де ла Санти́сима Тринида́д Ма́ртир Патри́сио Руи́с и Пика́ссо.

Пикассо не считал эту птицу особенно миролюбивой. Но одно из его изображений голубя стало всемирно известным символом, известным как «Голубь мира». Сам Пикассо не особенно ценил этот рисунок, но он не был и совершенно случайным в его творчестве. Наоборот, голубиная тема была близка ему как никому другому. Голуби всегда, в больших количествах, просто целыми стаями, присутствовали в его жизни.

ДЕТСТВО

Всё началось в раннем детстве - его отец был страстным любителем птиц, держал голубятню и, будучи художником, специализировался именно как анималист-голубятник. Маленький Пабло, отправляясь в классы, захватывал с собой отцовского голубя, чтобы быть уверенным, что уж теперь-то отец обязательно зайдет за ним. Когда мальчик научился держать в руках кисти, отец позволял ему дорисовывать птичьи лапки. В прошлом году на артрынке всплыла работа 1901 года с эстимейтом в $80 млн, «Ребенок с голубем», надо думать, в какой-то мере этот ребенок - он сам.

ПТИЦЫ В КЛЕТКЕ

Впоследствии, во взрослой жизни, Пикассо часто держал у себя голубей, и они не раз становились персонажами его работ. В 1937 году он написал работу «Птицы в клетке». Считается, что на ней запечатлена историческая схватка двух его любовниц в мастерской на улице Великих августинцев в Париже. Белый голубь - это , а черный, соответственно - . Позднее он вспоминал эту историю как один из самых ярких моментов своей жизни.


Пикассо вообще любил всякого рода бои - он дружил с борцами в цирке, в поздние годы с удовольствием смотрел по ТВ бокс и борьбу, всю жизнь просто обожал корриду, его всегда занимали схватки между животными - он часто писал сюжеты типа Кошка, раздирающая птицу . Драчливый характер голубей делал из них прекрасных персонажей для его живописи. Он вообще не был склонен к сентиментальности, и животные отнюдь не вызывали у него умиления. Он воспринимал мир животных таким, как он есть. Вот небольшая зарисовка конца 1940-х годов, от :

Горлицы сидели в одной клетке и часто проделывали то, что казалось актом совокупления, но яичек так и не появлялось. Пабло счел, что произошла ошибка, и обе птицы — самцы.
— Все так восхищаются животными, — сказал он. — Природа в чистейшем виде и все такое прочее. Что за чушь! Посмотри на этих горлиц: такие же педерасты, как любые два скверных мальчишки.
Он сделал две литографии их за этим занятием, одну напечатал в багрянистом цвете, другую в желтом. Потом сделал третью, наложив одну на другую, чтобы создать впечатление движения, которое они проделывали, когда так сказать совокуплялись.
(По книге Франсуазы Жило «Моя жизнь с Пикассо»)

ГОЛУБЬ МИРА


В 1949 году в мастерскую художника зашел Луи Арагон. Он искал рисунок для афиши Конгресса движения за мир. Его выбор пал на одну из гравюр Пикассо с изображением голубя. Это был не абстрактный голубь, а «портрет» совершенно конкретной птицы, которую Пикассо подарил Матисс. Этот голубь и стал первым знаменитым «Голубем мира». Пикассо не считал этот рисунок вершиной своего творчества, однако не возражал против выбора Арагона. Лишь саркастически заметил в его адрес:

«Бедняга! Он совершенно не знает голубей! Нежность голубки, какая ерунда! Они ведь очень жестокие. У меня были голуби, которые заклевали насмерть одну несчастную голубку, которая им не понравилась… Они выклевали ей глаза и разорвали на части, это ужасное зрелище! Хорош символ мира!»
(Цитата по книге Анри Жиделя «Пикассо»)

По всему миру были распространены тысячи и тысячи афиш с голубками Пикассо, в Советском союзе его признали за видного коммунистического деятеля. Пабло Неруда провозгласил в стиле риторики того времени: «Голубка Пикассо облетает мир, и ни один преступный птицелов не сможет остановить ее полет…» Впоследствии Пикасссо нарисовал несколько новых голубей специально для последующих Конгрессов движения за мир.

. .
Открытие Конгресса совпало с рождением второго ребенка Пикассо от Франсуазы Жило. Пикассо не долго думал над именем - дочку назвали , что по испански означает —голубка .

ГОЛУБЯТНЯ НА ВИЛЛЕ КАЛИФОРНИЯ

Впоследствии голуби ещё не раз появлялись на картинах Пикассо. В 1957 году Пикассо много и напряженно работает над Менинами , и в какой-то момент решает устроить себе передышку. И как в детстве, он играет с голубями. На этот раз - в течение недели рисует серию из 9 ярких, жизнерадостных, в детской примитивной стилистике, полотен. На них - вариации одного и того же сюжета - распахнутое окно комнаты, за ним - свет и вид на море, в проеме - множество птиц. Его голуби. Он продолжает держать эту птицу, он почти такой же голубятник, как его отец.

На этапе «синтетического кубизма» (1912-1917) работы Пикассо принимают декоративный и контрастный характер. Картины изображают по большей части натюрморты с различными предметами: музыкальными инструментами, нотами, бутылками вина, курительными трубками, столовыми приборами, афишами и так далее. Также Пикассо и Брак использовали в своих работах реальные предметы: обои, песок, веревки и др.
Их первыми работами были коллажи «Натюрморт с плетеным стулом» (1912)

И «Гитара (металл)» (1914) .

Вдохновляясь творчеством Пикассо, был создан мост Миллениум (Мост Тысячелетия) в Лондоне.

Но первая мировая война прерывает кубические эксперименты Пикассо и Жоржа Брака, ознаменовав новый этап в жизни художника - «период классицизма» (1917-1925) . Именно в это время он влюбляется в русскую танцовщицу Ольгу Хохлову из балетной труппы Сергея Дягилева, для спектаклей которого Пикассо делал декорации и костюмы. Вскоре они женятся и у них рождается сын Пауло.

Пикассо и Ольга Хохлова на фоне афиши балета Парад, 1917

Пабло Пикассо и Ольга Хохлова в Биарицце, 1918

Ольга Хохлова в кресле, 1917

Пикассо из авангардной богемной среды Парижа попадает в атмосферу классического балета и античного Рима. Совершенно новые люди, новый опыт творчества в сфере театральной сценографии. Вся среда взывает к реалистичности, фигуративности рисунка, и Пикассо откликается на эти изменения в его жизни. С этого времени античная классика, но в своей манере, определяет стилистику его работ. Кроме того, художник ведет новый для себя образ жизни - вращается в респектабельной светской среде, к которой тяготеет его русская жена. Они поддерживают тесные связи в балетном мире, заводят богатый дом, посещают светские рауты, танцуют на костюмированных балах. Ольга и сын становятся главными героями, живущие внутри его картин.

Портрет Ольги в кресле, 1917

Источник, 1921

Ольга в задумчивости, 1923

Материнство, 1921

Ольга, 1923

Сын художника в костюме Арлекина (Портрет Пауло), 1924

А потом была эта картина «Танец, Три танцора, Три танцовщицы» (1925) .

Изломанные линии, исковерканные фигуры, зажатые тисками в тесном пространстве, дикий, яркий колорит, деформация пропорций, гротеск – так можно охарактеризовать, то, что мы видим на этой картине. А ведь Ольга уже не была любимой женой, она раздражала, напрягала своими светскими приличиями и любовью званых обедов, вы только посмотрите на женскую фигуру в центре - она словно распята на кресте с особой жестокостью, а лицо, их два, если смотреть прямо, и второе со злобным оскалом можно разглядеть, если опустить голову на правое плечо.
Его следующей пассией стала Мария-Тереза Вальтер , которой во время их случайного знакомства на улице было всего 17 лет, а Пикассо – 45.

Мария-Тереза Вальтер, 1927

Мария-Тереза Вальтер с собакой своей матери, 1930

Их любовь совпала с сюрреалистическими экспериментами Пабло (1925-1937). Она вдохновляла его на поиски новой пластики, в картинах этого периода совершенно особая, плавная и упругая линия – пленительное юное тело Мари-Терез диктовало особую эстетику. Она узнаваема на всех картинах - блондинки со светлыми глазами, римским профилем и плавными очертаниями тела.

Портрет Марии-Терезы, 1937

Яркий колорит, нежность расцветки, мягкость, сексуальность – Пикассо смог уловить суть этой девушки, передав через картины ее мягкий нрав и легкость.
И тоже повторяется на всех полотнах, где бы она ни была изображена, только суть.

Женщина в оранжевом берете и меховом воротнике (Мария-Тереза), 1937

Женщина у окна (Мария-Тереза), 1936

Сон, 1932

И даже такая картина.

Плачущая женщина, 1937

Пикассо запечатлел свою новую любовь Дору Маар , которая была с ним на протяжении 1935-1945 годов.

Художник и профессиональный фотограф, она вращалась в кругу сюрреалистов, там же с ним и познакомилась. Ее нервность и ранимость запечатлена в серии портретов под названием «Плачущая женщина» .

Плачущая женщина, 1937

Плачущая женщина с платком, 1937

Самым значимым полотном 20 века стала «Герника (1937) , написанная буквально за месяц, после ужасной новости о бомбардировки испанского города Герника, который бомбили несколько часов подряд, сбросив несколько тысяч снарядов, полностью стерев с лица земли.

Пикассо одним из первых с болью отозвался на эти страшные события, нарисовав картину в стиле кубизма в черно-белой гамме.

Мы видим страдающих людей, животных, и здания, трансформированные под воздействием насилия и хаоса. Почти реалистично показаны сцены смерти, насилия, зверства, страдания и беспомощности, без указания их непосредственных причин, а выбор черно-белой палитры отражает безжизненный характер войны. Посмотрите на женщину слева с выкатившимися от ужаса глазами, сжимающую в руках мертвого ребенка, а из ее рта с высунутым языком исходит нечеловеческий крик боли и глубокого страдания, где-то наверху взрывается бомба, а справа - фигура с поднятыми от ужаса руками, попавшая в ловушку из огня сверху и снизу, в центре - лошадь, падающая в агонии, пронзенная копьем, под ней виден мертвый, расчлененный солдат, чья отрубленная рука все еще сжимает обломок меча, из которого растет цветок, справа внизу, преисполненная благоговейного страха женщина подалась к центру, ее безучастный взгляд направлен на сверкающую лампочку, справа вверху от лошади мы видим античную маску, которая словно свидетельница происходящих перед нею сцен, как бы вплывает в комнату через окно с зажженной лампой в руках. Все это создает гнетущее, напряженное, эмоционально-сильное воздействие и есть от чего! Это грандиозное полотно было показано на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Однако далеко не все критики приняли «Гернику»: одни отказывали картине в художественности, называя полотно «пропагандистским документом», другие пытались ограничить содержанием картины только рамками конкретного события и видели в ней лишь изображение трагедии баскского народа. А мадридский журнал «Сабадо графико» даже писал: «Герника - полотно огромных размеров - ужасна. Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь» .
Образ голубя, как символ мира был создан Пикассо в 1949 году. Однако интересно, что не он выбрал эту птицу, а его друг Луи Арагон, который искал символ для афиши Конгресса движения за мир. Его выбор пал на одну из гравюр Пикассо с изображением голубя. Это был не абстрактный голубь, а «портрет» совершенно конкретной птицы, которую Пикассо подарил Матисс.

Этот голубь стал первым знаменитым «Голубем мира» . Пикассо не считал этот рисунок вершиной своего творчества, однако не возражал против выбора Арагона. Лишь саркастически заметил в его адрес:

«Бедняга! Он совершенно не знает голубей! Нежность голубки, какая ерунда! Они ведь очень жестокие. У меня были голуби, которые заклевали насмерть одну несчастную голубку, которая им не понравилась… Они выклевали ей глаза и разорвали на части, это ужасное зрелище! Хорош символ мира!»
(Цитата по книге Анри Жиделя «Пикассо»)

Позже он переработал этот образ в графический вариант.

Голубиная тема была близка ему как никому другому. Голуби всегда присутствовали в его жизни, потому что его отец был любителем этих птиц и держал голубятню.

Пикассо и голубь, Париж, 1945

Пикассо и голуби, Канны, 1955

Эта тема часто встречается в его творчестве.

Голуби, 1957

Голуби, 1957

Ребенок с голубем, 1901

В свои 60 лет Пикассо начинает интересоваться керамикой , он создает огромную коллекцию искусно вылепленной посуды, глиняных кувшинов, похожих на греческие вазы.

Керамика переполнена весельем и необычайно талантлива. Такое впечатление, что свою манеру творить на холсте художник смог передать и в работе с глиной.
В каждом изделии присутствуют широкие озорные мазки, забавные детали, веселые росчерки резца. Складывается впечатление, будто глина не вылеплена руками, а написана кистью. При этом и сами формы неимоверно точно передают шутливый настрой творца и его неоднозначный талант. Некоторые работы близки к античным жанрам, а другие выполнены в испанской палитре 16-17 вв.
Все керамическое творчество Пикассо можно условно разделить на два вида - плоская керамика и объемная .
К плоской относятся многочисленные тарелки, миски, плоские таблички. В основном можно встретить его излюбленные сюжеты: коррида, мифология, художник и модель, женские образы, животные, абстрактные темы. Любимые совы с человеческим лицом (совенок и козочка были питомцами мастера в тот период) доминируют в числе персонажей.

Некоторые работы скорее напоминают эскиз.

А объемная керамика представлена вазами и чашами, которые очаровывают своей неправильностью и сближаются со скульптурой.

Пикассо заинтересовала забава со «скрещиванием» такого обычного предмета как ваза с самыми разными объектами. Появляются своего рода оборотни: ваза-птица, ваза-лицо, ваза-женщина, ваза-бык .

Дерево-Сова-Женщина, 1951

Женщина, 1955

Всю жизнь Пикассо вдохновлялся женщинами, они живут в его картинах и вдохновляют других художников.

Франсуаза Жило

Портрет женщины в зеленой шляпе, 1947

Женщина с сеткой для волос, 1949

Жаклин Рок

Его вторая законная и любимая жена, которая его просто обожала, боготворила, вознося на пьедестал, безропотно снося скверный характер Пикассо. Жаклин Рок была очень красивой женщиной, миниатюрной, стройной и черноволосой, с удивительным профилем, в котором Пикассо всегда видел сходство с персонажами восточных гаремов, не раз изображенных Делакруа и Матиссом, и потом он сам запечатлел Жаклин в образе восточной красавицы. На протяжении почти 20 лет она была, чуть ли не единственной его моделью, он написал порядка 400 ее портретов.

Сидящая женщина в турецком костюме (Жаклин), 1955

Женщина в турецком костюме в кресле, 1955

Женщина в студии, 1956

Портрет женщины в зеленом платье, 1956

Голова женщины, 1960

Голова женщины, 1963

Жаклин сидящая в кресле, 1964

В период жизни и работы в Валорисе Пикассо встретил молодую девушку, свою поклонницу, которой ненадолго увлекся. Она вдохновила его на бурную художественную активность - в течение трех месяцев он нарисовал порядка 40 ее портретов. Их легко опознать по характерной детали - игривому «конскому хвосту».

Портрет Силветт Давид, 1954

Кстати, Брижит Бардо переняла у Сильветт ее стиль.

Любимец публики, гениальный и всемирно известный художник, был невероятно артистичным, что отражалось в его свободном стиле.

Знаменитая тельняшка присутствует на каждом втором снимке Пикассо, и олицетворяет в себе - стиль и характер. Тельняшка - как признак силы духа, авантюризма и вечной любви к морю. Художник добавил ей немного артистизма.

Ему подражал Энди Уорхол

и Жан-Поль Готье .

Пикассо внес огромнейший вклад в современное искусство, стоя у его истоков, вдохновляя других художников, например Джексона Поллока (американский художник, идеолог и лидер абстрактного экспрессионизма, оказавший значительное влияние на искусство второй половины XX века).

Его влияние можно увидеть во всем, кроме того – это неоспоримый бренд , который сразу привлекает внимание.

Мода

Полиграфия

Бизнес-идеи

Пикассо оставил после себя 43 тыс. произведений , оказав громадное влияние на искусство и став одним из самых узнаваемых мастеров XX века.

История "Голубя мира" July 27th, 2017


Пабло Пикассо. Летящий голубь, 1952. 54,9 x 76,2 см. Литография. Частная коллекция

Эта литография Пабло Пикассо экспонировалась на выставке "Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968", в мае в Музее изобразительных искусств. При взгляде на эту работу сразу вспоминается Международный молодёжный фестиваль, открывшийся ровно 60 лет назад, 28 июля 1957 года, в Москве.
Всемирный фестиваль молодёжи и студентов проходил всего две недели и стал во всех смыслах прорывным событием для советской молодёжи и самым массовым за всю историю проведения. Он пришёлся на середину хрущёвской оттепели, его атмосфера оказалась легкой и непринужденной. На улицах Москвы иностранцы свободно общались с москвичами, для посещения были открыты Московский Кремль и парк Горького. Вся Москва была украшена эмблемами фестиваля, плакатами, лозунгами, иллюминацией. Символом фестиваля стал "Голубь мира", придуманный Пабло Пикассо.
Но оказывается, Пикассо считал голубя довольно жестокой и драчливой птицей. Просто он был большим голубятником и часто рисовал голубей. Одно из его изображений голубя и стало всемирно известным как "Голубь мира". А вообще-то, голуби всегда присутствовали в его жизни. Пикассо рисовал своих голубей не столько для защитников мира, сколько исходя из собственного личного отношения к этим птицам. На фотографии Пикассо в своей квартире на улице Великих Августинцев в Париже.


Пикассо и голубь, Париж, 1945. Фото Джеймс Лорд

Всё началось в раннем детстве - его отец был страстным любителем птиц, держал голубятню и, будучи художником, специализировался именно как анималист-голубятник. Маленький Пабло играл с голубями чуть не с младенчества. Когда мальчик научился держать в руках кисти, отец позволял ему дорисовывать птичьи лапки.


Голуби на рисунке отца Пикассо, художника Хосе Руиса Бласко

Одна из первых работ с изображением голубя написана в Париже, во второй приезд Пикассо во Францию.


Ребенок с голубем, 1901. Голубой период. 73х54 см. Холст, масло. Частная коллекция

В период сюрреализма голуби тоже появлялись на его картинах.


Женщина с голубями, 1930. Период сюрреализма (1925-1937). 200х185 см. Крафт-бумага, пастель. Центр Помпиду, Париж

Считается, что Пикассо в следующей картине запечатлел схватку двух его женщин. В какой-то момент Мари-Терез пришла в его мастерскую на улице Великих Августинцев, где он писал Гернику, и, застав там Дору Маар, потребовала, чтобы Пикассо выбрал одну из двух женщин. Тот отказался выбирать, предоставив им "побороться" за него. Женщины весьма темпераментно схватились друг с дружкой, и Пикассо впоследствии описывал этот эпизод как одно из самых ярких впечатлений его жизни. На картине белого голубя на кладке отождествляют с Мари-Терез, а черного, соответственно, с Дорой Маар.


Птицы в клетке, 1937. Конец 30-х и война (197-1945). 81,5х60,7 см. Частная коллекция

На следующей картине Пикассо - малыш с голубями, по-видимому, опять впечатления детства. Пабло знал, как его отец любит этих птиц, и уходя в классы, захватывал с собой голубя, чтобы быть уверенным, что отец точно за ним зайдёт.


Ребёнок с голубем, 1943. Конец 30-х и война (1937-1945). 162х130 см.Холст, масло. Франция, Музей Пикассо в Париже

Следующее изображение голубя было выбрано Луи Арагоном в мастерской Пабло Пикассо для плаката Первого Всемирного Конгресса сторонников мира 1949 года. Оно стало широко известным как "Голубь мира". Свою дочь, родившуюся в это же время, Пикассо тоже назвал - Палома, что по-испански означает голубка.


Голубь, 1949. Послевоенный период (1946-1954). 54,6х69,7 см. Литография, USA, Chicago, Art Institute

Первый вариант «Голубки» 1949 года, который и был напечатан на плакате Конгресса, сильно отличался от того, который позже приобрел популярность. Это было реалистическое изображение голубя, сидящего на земле, без оливковой ветви в клюве, с мохнатыми лапками - подарок Анри Матисса. Экземпляры этой многотиражной литографии хранятся во многих музеях мира, включая Тейт, МоМА.

Голубь в полёте стал вторым "голубем мира" - символом второго Всемирного Конгресса сторонников мира, 1950 года. На конгрессе в Шеффилде художник повторил, что голубей учил рисовать его отец, а также сказал: "Я выступаю за жизнь против смерти; я выступаю за мир против войны".


Голубь в полёте, 1950. Послевоенный период (1946-1954). 52х67,5 см. Литография Australia, Canberra, National Gallery of Australia, USA, Chicago, Art Institute

Впоследствии голуби ещё не раз появлялись на картинах Пикассо. В 1955 году Пикассо купил в Каннах виллу Калифорния и переехал туда с Жаклин Рок. На балконе третьего этажа он устроил голубятню, как и его отец в его далеком детстве в Малаге.


Пикассо и голуби, Канны, 1955. Фото, Люсьен Клерг

В 1957 году Пикассо в течение недели рисовал серию из 9 ярких, жизнерадостных полотен. На них - распахнутое окно комнаты, солнечный свет и вид на море, множество его голубей.


Голуби, 1957. Поздний период (1954-1973). 100х80 см. Spain, Barcelona, Picasso Museum (Музей Пикассо в Барселоне)

>
Голуби, 1957. Поздний период (1954-1973). 129 x 97 см. Холст, масло. Spain, Barcelona, Picasso Museum (Музей Пикассо в Барселоне)

В общем, независимо от Пикассо, его голуби разлетелись по всему миру как вестники мира.


Два голубя с расправленными крыльями,1960. Поздний период (1954-1973). 59.7 x 73 см. Холст, масло

Источники информации
Википедия