Творческая мастерская Осенние фантазии материал (2 класс) на тему. Творческая мастерская «Дыхание осени II. Аналитическая беседа

Марина Ивановна Андреева
«Творческая мастерская «Осенние фантазии». Конспект НОД по ручному труду в старшей группе

Тема : «Творческая мастерская «Осенние фантазии »

Цель : 1. Закрепить навыки ручного труда по изготовлению поделок из природного материала.

2. Учить принимать цель, определять предмет труда , отбирать инструмент и материал для работы; определять последовательность трудовых действий , используя карточки-схемы.

3. Развивать творческие способности , умение создавать замысел – представлять и реализовывать его в разнообразном материале.

4. Способствовать развитию мелкой моторики.

5. Воспитывать эстетический вкус.

Задачи : совершенствовать умение детей осмысливать свою работу, подбирать необходимые материалы и использовать известные способы их крепления; развивать творческую инициативу , активность; совершенствовать умение использовать в работе различные нетрадиционные материалы, воспитывать трудолюбие , бережное отношение к плодам своего труда и труда других ; формировать умение давать оценку своей работы.

Материал : шкатулка с листьями, вазы для экибаны, стаканы для декоративной насыпки, мешочки для саше, сухие душистые травы, каштаны, желуди, цветы - сухостой, микрофон, костюмы животных, веточки и листья березы, клена, дуба; презентация, музыка на осеннюю тематику , цветная бумага.

1. Организационный момент.

Восп. К нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их, но предлагаю это сделать каж-дому по-своему.

При затруднениях воспитатель может начать первым. Например, поприветствуем, прикос-нувшись лбами, потеревшись носами и т. д. В этом ритуале могут участвовать не все дети.

2. Восп. Вы обратили внимание, что у нас появился необычный предмет (показ шкатулки) . Как вы думаете, что в ней? (Варианты ответов детей.) Действительно, нужно приоткрыть крышку и тогда все станет ясно.

Восп.: Дети, как вы думаете, кто прислал нам эти дары природы?

А какими словами можно сказать об осени ? Осень какая ? (золотая, красивая, дождливая, солнечная, разноцветная, грустная, пестрая и т. д.)

3. Восп.: Совсем недавно я была в лесу, дышала свежим воздухом, под ногами шуршали опавшие листья. Мне показалось, что лес умеет разговаривать, и он пытается мне что-то рассказать. Как вы думаете, о чем мне хотел рассказать осенний лес .

Давайте представим себя журналистами и возьмем интервью у осеннего леса и его обитателей.

Подходим к мольберту (экрану)

Восп.: Здравствуйте, уважаемый лес, полный красок и чудес, расскажите нам, пожалуйста, как вы поживаете осенней порой , что у вас нового произошло.

Голос леса : «Здравствуйте, дети. Осенью в лесу очень красиво и даже празднично. Деревья принарядились в новые разноцветные платья, словно ждут гостей. Но, к сожалению, мои любимые птицы собираются покинуть мой уютный дом и улететь в далекие края. Скоро станет совсем тихо и немного грустно».

Восп.: Спасибо, осенний лес , за интересное интервью.

А сейчас, дети, предлагаю вам выбрать себе костюм лесного жителя и рассказать от его имени, как живется осенью , как к зиме готовится.

(Дети надевают маски животных и от их имени «дают интервью» ).

4. - Как вы думаете, чем пахнет в осеннем лесу ?

Дыхательная гимнастика (вдох через нос, выдох через рот, дети вдыхают аромат осенних листьев ).

Ребята, осенние листья очень приятно пахнут. Давайте подышим ароматом осеннего леса !

5. Физминутка

Восп. Представьте себе, что вы - осенние листочки , подул ветер, и вы закружились в танце. По-старайтесь сами придумать движения, характеризующие их полет (звучит музыка, дети танцуют) .

«Листочки»

Мы - листики осенние ,

На веточках сидим.

Дунул ветер - полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

6. Воспитатель : Издавна стремились люди украсить свой дом, одежду, игрушки, посуду. Из поколения в поколение передавались секреты красоты.

Чем можно украсить свой дом, квартиру, комнату?

Есть такие люди - художники-дизайнеры, которые изменяют, украшают хорошо знакомые нам предметы, используя разнообразный материал. Любят дизайнеры украшать дом, чтобы он стал еще более уютным и красивым. А мы знаем, что больше всего создают уют вещи, сделанные своими руками.

Хотите научиться выполнять такие работы, которыми можно украсить дом, порадовать своих близких и даже подарить?

Как вы думаете, из чего можно сделать работы для украшения интерьера дома?

Сейчас я познакомлю вас с очень интересными работами, которые украсят любой дом и оста-вят самые приятные воспоминания об осени .

Показ презентации «Уроки художника-дизайнера» ,

сопровождающийся рассказом воспитателя.

Восп. Сегодня для вас открыты двери творческой мастерской . Предлагаю вам побывать в роли художников-дизайнеров.

Воспитатель приглашает детей за столы, предлагает выбрать стол с материалом по желанию. Объясняет, что дети могут по своему усмотрению сделать : экибаны, насыпные экибаны, картины «Отпечаток листьями» , саше.

Воспитатель : А сейчас пофантазируйте немного и ответьте мне, что можно сделать из этих даров леса (ответы) .

Дети под осеннюю музыку выполняют задание воспитателя.

Какие прекрасные работы у вас получились! А вам, дети, нравятся?

Осень красит леса

Краской яркой-яркой,

Своей щедрой рукой

Дарит нам подарки.

А зима к нам придет

Мы не унываем,

Вместе с нашими работами

Осень вспоминаем .

Воспитатель : Сегодня вы были настоящими мастерами своего дела . Дети, а где мы можем поста-вить наши работы? (Дети определяют в группе места для размещения детских работ).

7. Рефлексия.

Воспитатель благодарит детей за работы.

Публикации по теме:

В нашей группе в рамках краткосрочного проекта "Красавица осень" проводятся различные мероприятия: тематические беседы, составление рассказов.

В марте 2015 года в нашем саду прошёл конкурс среди родителей и воспитателей всех групп на лучшую поделку "Творческая мастерская". Родители.

Красота осенней природы никого не оставляет равнодушным. Вот и мы в нашей группе решили провести конкурс поделок из природного материала.

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе Тема: «Творческая мастерская в мини-музее «Чудо - росток» Задачи: Образовательные: - закреплять знания детей о злаковом растении пшеница; - учить детей создавать красивый образ колосков пшеницы.

НОД по художественно - эстетическому развитию в подготовительной группе. Творческая мастерская «Прощание с осенью» Непосредственно образовательная деятельность по художественно - эстетическому развитию в подготовительной группе. Творческая мастерская.

Творческая мастерская

Тема: «Осень золотая»

Цель: Гармонизация детско-родительских отношений через совместное участие в познавательной, творческой и коммуникативной деятельности.

Воспитатель:

Гусельникова О.А.

Этап

Деятельность воспитателя

Деятельность родителей и детей

Приветствие

Воспитатель: Добрый вечер, дорогие дети и уважаемые родители. Я рада приветствовать вас на нашей первой творческой мастерской, которая будет посвящена прекрасному времени года, одному из самых живописных и ярких изменений в природе – золотой осени.

А сейчас, я предлагаю вам сыграть в одну интересную игру, которая называется «Подарки Осени» (второй воспитатель вносит поднос с фруктами и овощами).

Осень не только красивое время года, но и очень щедрое. Именно осенью наступает пора уборки урожая. На своих огородах и в садах люди собирают то, что с любовью садили весной и за чем бережно ухаживали все лето. Давайте, теперь обратим внимание на поднос. Я буду показывать вам овощ или фрукт, а ваша задача назвать его и перечислить как можно больше его характерных признаков. Победитель получит приз.

Родители и дети приветствуют друг друга и педагогов.

Выполняют действия по правилам игры.

Цель: для создания эмоционально-комфортной обстановки.

План мероприятия

1. Беседа с детьми и родителями на тему «Осень золотая».

2. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень» (Приложение 1) .

3. Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей» (Приложение 2) .

4. Загадывание загадок (Приложение 3) .

5. Дидактические игры «От какого дерева листочек?», «Что едят в сыром виде, а что в вареном?», «Что, где растет?».

6. Рассматривание иллюстраций с подделками из овощей и фруктов (Приложение 4) .

Родители и дети совместно участвуют в плановых мероприятиях.

Цель: создание атмосферы дружеского участия и поддержки между родителями и детьми.

Физминутка

Воспитатель: Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют) .

Осенние листочки закружились.

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на землю сели.

Ой, как много на ковре листочков.

Родители и дети выполняют действия по тексту.

Цель : создание благоприятного настроя группы.

Основной этап

Воспитатель: Дорогие родители и дети, целью нашей творческой мастерской является совместная работа между вами. Мы с вами побеседовали, поиграли, рассмотрели иллюстрацию картины, посвященной осенним изменениям в природе, разгадали множество загадок, прочитали басню и увидели, сколько интересного можно сделать своими руками из обычных овощей и фруктов. Поэтому сейчас я предлагаю, объединив свои усилия творчески поработать над созданием подделок из принесенных вами овощей и фруктов.

Совместная работа родителей и детей над созданием творческих подделок из овощей и фруктов. Организация выставки подделок.

Цель: гармонизация детско-родительских отношений через совместную созидательную деятельность.

Рефлексия

Воспитатель: Уважаемые родители и дети, подойдите к мольберту. Сейчас здесь мы составим натюрморт. Если вам в творческой мастерской было работать легко, интересно – положите понравившееся вам яблоко в желтое блюдо, а если вы испытывали затруднения, у вас что – то не получалось – положите яблоко в красное блюдо.

Родители и дети, советуясь друг с другом, оценивают данное мероприятие и ставят свою оценку.

Цели занятия:

  • развивать творческое воображение и способности детей;
  • приобщить школьников к прекрасному в искусстве и в жизни.

Оборудование:

  • Репродукции с картин И.И.Левитана "Золотая осень", И.Грабаря "Рябинка".
  • Аудиозапись музыки П.И. Чайковского "Осенняя песнь", "Сентябрь" "Охота".
  • Стихи об осени И.А.Бунина, А.Яшина, Э. Межелайтиса, Д.Кедрина, А.Дементьева, Н.Зверевой, напечатанные на отдельных листочка для каждого ученика.
  • Жетоны для аукциона

Занятие проходит в классной комнате, украшенной репродукциями с картин русских художников об осени, букетами из осенних листьев и веток рябины на столах. Парты расставлены по кругу либо образуют один большой стол, вокруг которого рассаживаются участники. На столе букеты из осенних листьев, веток рябины. Продолжительность занятия - 2 часа.

Ход занятия

Сегодня наша встреча в поэтической мастерской посвящена осени.

Что для вас значит осень? Какой вы её представляете?

Когда заходит речь об осени, в памяти сразу всплывает множество стихотворных строк о ней. Вспомните известные вам стихотворения об осени, назовите их авторов.

I. Осенний аукцион стихов (За каждый процитированный фрагмент с указанием автора ученик получает жетон. В конце аукциона по жетонам выявляется победитель, знающий больше всех стихов об осени)

II. Аналитическая беседа

(Беседа сопровождается выразительным чтением стихов и заполнением таблицы "Осень в стихах разных поэтов". Тексты стихов заранее напечатаны на отдельных листочках для каждого ученика. Таблица заполняется по ходу занятия и содержит следующие графы: автор, название стихотворения, тема, идея, изобразительные средства - эпитеты, сравнения, олицетворения.)

Видите, ребята, у каждого из вас своя осень, и каждый поэт, художник, музыкант тоже описывает осень по-своему. Давайте посмотрим, как они это делают, и поучимся мастерству.

Какое слово показалось неожиданным? (Хрустальный, лучезарный)

Какую картину рисует словосочетание "хрустальный день"? Что значит "хрустальный"?

А как вы понимаете слово "лучезарный"?

(розоватый, блестящий, золотистый, т.е. в слове "лучезарный" переданы все отблески зари)

У Александра Сергеевича Пушкина читаем:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.

- Как вы понимаете слово "багрец"? (красный, насыщенный, бордовый, багровый)

А слово "золото"? (ярко-жёлтый )

Не случайно поэт выбирает именно эти эпитеты. "Багрец" и "золото - это цвета царской праздничной одежды, они не просто точно передают цветовую гамму осени, но ещё и создают приподнятое, торжественное, праздничное настроение. Те же цвета присутствуют и в стихотворении И. Бунина "Листопад":

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца:
- Какое настроение создаёт автор?
- Как бы определил его музыкант? (мажорное)

- Как удалось Бунину передать праздничность осеннего леса? Какие строчки кажутся вам особенно удачными и почему? (Эпитеты: лес лиловый, золотой, багряный. Сравнения: "лес, точно терем расписной", "просветы в небо, что оконца")

На каких картинах изображена такая же золотая осень с лесами - расписными теремами? (на картинах И.Грабаря "Рябинка", И.Левитана "Золотая осень")

Какое чувство вызывают эти картины? (радостное, бодрое, мажорное )

Как художникам удалось их передать? (при помощи красок: тёплых жёлтых, бодрящих красных)

- А теперь попробуйте описать картину И.Левитана "Золотая осень" в стихах или в лирической миниатюре.

III. Работа детей над лирическими миниатюрами.

После детских работ читается стихотворение Э.Межелайтиса:

Туман осенний сам вползает в стих,
И в этом полном осени тумане
Берёзка пожелтевшая грустит
О том, что скоро жизнь её увянет.
И осень в стих ко мне идёт сама,
Стоят берёзы в золоте тяжёлом.
Вкруг них ручья набухшего кайма:
И вот уж буквы брызжут краской жёлтой.
Вот этот мир сам просится в мой стих.
Мир, полный солнца, воздуха, прекрасных
Осенних рощ, деревьев золотых,
Поэзии, а не бессильных красок.

Как удалось автору стихотворения с помощью изобразительных средств языка показать изящество осенних пейзажей Левитана? (Эпитеты: ручей - набухший, рощи - осенние, прекрасные; олицетворение: берёзы стоят, грустят, туман вползает, жизнь увянет)

А вот послушайте, какой увидел осень поэт Александр Яшин:

Осень-красавица вышла в леса,
Разве видать горожанам такую?
Кружится около ног лиса,
Над головой косачи токуют.
Из раззолоченных листьев наряд,
По сарафану оборки и стёжки,
Красные клёны - расшитый плат,
Гроздья рябины - в ушах серёжки.
Ходит красавица в березняке
В жёлтых сапожках - мягка дорога!

Только настоящий поэт способен не только увидеть, но и создать с помощью, казалось бы, обычных слов такой яркий, запоминающийся художественный образ. Как удалось автору добиться этого? (Автор использует олицетворение: "осень вышла", "кружится лиса" (осень);

  • сравнения: "красные клёны - расшитый плат", "гроздья рябины - серёжки";
  • эпитеты: "осень-красавица", "в сапожках жёлтых". Любуется осенью Александр Яшин.

- А какое настроение передаёт музыка П.И. Чайковского? (Звучит из "Времён года" П.И.Чайковского "Сентябрь" № 9 "Охота")

Музыка энергична, упруга, полна движения. Этой миниатюре П.И.Чайковский предпослал эпиграф из поэмы Пушкина "Граф Нулин":

Пора, пора! Рога трубят;
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят,
Борзые прыгают на сворах.

Итак, музыка бодрая, мажорная, радостная, перекликается с картинами Левитана, Грабаря, стихами Яшина, Бунина. И в то же время у каждого из художников свои средства создания образа, неповторимые, оригинальные. Благодаря им мы смогли составить в своём воображении "портрет" осени. Но осень бывает и другая, например, такая, как в этой музыке П.И.Чайковского (Звучит "Осенняя песнь")

Какое настроение передаёт это музыкальное произведение?

(Настроение затаённой, но страстной грусти пронизывает эту музыку. Нисходящая, словно поникшая мелодия передаёт грустное душевное состояние, вызванное печальными картинами увядающей природы.)

Не случайно "Осенней песне" предшествуют строки из стихотворения А.Толстого:

Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят.

Созвучно мелодии композитора звучит и стихотворение Дмитрия Кедрина:

Улетают птицы за море,
Миновало время жатв,
На холодном сером мраморе
Листья жёлтые лежат.
Солнце спряталось за ситцевой
Занавескою небес,
Чёрно-бурою лисицею
Под горой улёгся лес.
По воздушной тонкой лесенке
Опустился и повис
Над окном - ненастья вестником -
Паучок-парашютист.
В эту ночь по кровлям тёсаным,
В трубах песни заводя,
Заскребутся духи осени,
Стукнут пальчики дождя.

Какие мысли навевает это стихотворение и почему? (Грустные мысли рождаются после чтения этого стихотворения, потому что приближается осеннее ненастье)

Какие выразительные средства языка помогают создать настроение, представить образы стихотворения? (Выразительные эпитеты, сравнение, метафора)

Итак, мы обратились сегодня к стихам А. Пушкина, Ф. Тютчева, И.Бунина, А.Яшина, Д. Кедрина, послушали музыку, увидели картины, посвящённые осени. Поэты говорят об одном предмете, об осени, то есть тема одна - осень.

Какие же мысли навевает осень, какова идея стихотворения? Бунин любуется прелестью праздничного осеннего леса. Яшин восхищается красавицей осенью. Кедрин грустит, потому что приближается осеннее ненастье.

Межелайтис восхищается левитановскими осенними пейзажами. И чтобы высказать свои размышления об осени, каждый автор выбирает свои изобразительные средства. Итак, изображая даже один и тот же образ, настоящий поэт воспользуется своими тропами, а не избитыми трафаретами. И вы, сочиняя стихи, идите от личных наблюдений и впечатлений, ищите свои изобразительные средства.

Я приглашаю вас в творческую мастерскую, где каждый из вас попробует стать поэтом и написать своё стихотворение об осени, которое не будет похоже ни на какое другое.

Работа в творческой мастерской

1. Для начала предлагаю вам написать синквейн на тему "Осень". Напоминаю, что

  • синквейн - это пятистишие, где
  • первая строка - название (одно имя существительное)
  • вторая строка - определение (два прилагательных)
  • третья строка - действие (три глагола),
  • четвёртая - фраза на тему синквейна из четырёх слов и, наконец,
  • пятая строка - Вывод (одно существительное).

Например:

Осень

  • Щедрая, хлебосольная (Унылая, печальная)
  • Угощает, дарит, наряжает (Грустит, хмурится, плачет)
  • Осенний день год кормит (Осенью умирают листья, цветы)
  • Кормилица (Прощание)

Посмотрите, какая разная получилась у вас осень. Она и радушная хозяйка, и нарядная щеголиха, и вдова, и художница, и чародейка. Поэту, как и художнику, важно прежде всего нарисовать образ, который можно не только увидеть, но и услышать его звуки, запахи. Поэт Виктор Гончаров советовал:

Вслушайтесь,
У осени есть свои звуки,
Осенью сердце моё
Обнажается так же,
Как вот эти деревья,
Оно сжимается в зябкий,
Одинокий комочек.
Оно слушает,
И его мечты неотделимы
От воспоминаний,
И от этого всего
Образуются звуки.
Свои звуки.
И слова и переживания -
Тоже свои.

2. Работа над созданием миниатюр "Краски осени", "Звуки осени", "Запахи осени"

Краски осени мы уже увидели, давайте теперь соберём звуки осени и её запахи. В этом вам помогут собственные воспоминания, переживания, ассоциации. (Это задание можно выполнять индивидуально, в группах или коллективно. В результате работы в тетрадях и на доске появляются записи в графах таблицы: Краски осени. /Звуки осени. / Запахи осени.)

А теперь давайте попробуем написать миниатюры на эти

темы, используя подобранные вами слова и выражения.

3. Чтение и обсуждение работ

Ну что ж, ребята, вы убедились сами, что самые интересные работы те, которые идут от личных наблюдений, переживаний. Они отличаются оригинальностью, неожиданностью сравнений и метафор. И за каждой миниатюрой виден автор со своим взглядом на мир, на окружающую природу. Это лирика, но это ещё не стихи.

А что нужно, чтобы написать стихотворение? Ну, конечно, рифма и стихотворный размер!

4. Работа над рифмой. Сочинение буриме.

А какие рифмы можно подобрать к "осенним" словам?

(осень -просинь, просим, носим, восемь:

листопад -сад, рад, лад, разлад, глядят, летят, гудят, клад:)

А теперь по предложенным рифмам попробуйте сочинить буриме:

В работе над стихотворением помимо поэтической мысли очень большое место принадлежит точному подбору слов, рифм. Эта работа требует порой немало усилий и времени. Кроме того, для творчества необходимо вдохновение. Поэтому я предлагаю вам поработать над стихотворением дома и к следующему занятию, надеюсь, мы услышим ваши новые замечательные стихи.

Творческая мастерская «Дыхание осени»

6-7 классы (из опыта работы)

Накануне занятия учащиеся получают задание: понаблюдать за наступлением осени и нарисовать на альбомных листах яркие моменты.

В начале урока ученики рассаживаются группами по 6-8 человек. Далее мастерская проходит в такой последовательности.

I. Ребята вывешивают свои рисунки на доску. Все работы - изображение осени вчера, сегодня, завтра, учащиеся дают названия картинам.

II. Обмен впечатлениями.

III. Выступление групп, в ходе которых учитель записывает на доске названия картин. Например: «Музыкальная осень», «Пушкинская осень», «Осень идет», «Прощание с летом», «Поздняя осень», «Осенний этюд».

IV. Составляем «биографию» слова «осень»:

1. Определяем лексическое значение слова.

Осень - это время года между летом и зимой. Но это еще пора увядания, старости, приближения конца чего-либо. Ученые-лингвисты обратили внимание на то, что в языке есть такие слова, которые, кроме своего значения, могут вызвать у нас в сознании множество ассоциаций, сравнений, они способны, как бы "будить" наше воображение. К таким словам относится и слово "осень". Кроме времени года оно ещё обозначает пору, когда люди собирают урожай, когда тепло сменяется первыми холодами. А потому слово "осень" является обозначением, символом засыпающей в природе жизни. Ведь в это время всё в природе готовится к долгому зимнему сну, покою.

2. Записываем слово в фонетической транскрипции.

[О С " Э Н "]

3. Отмечаем орфограммы.

Осень - осенний орф. № 1

4. Подбираем однокоренные слова.

Осень – осенний, по-осеннему (одет), предосенний.

5. Даем этимологическую справку.

Осень - ж. р. - исконно-русское слово.

Есень (рязанское)

Осинь (украинское)

Осеньсь (древнерусское)

6. Составляем словосочетания.

Хлопотливая осень, рябиновые костры, багряные листья, хрустальный день, золотые монетки , осенняя печаль, разноцветная метель.

V. Работа в группах.

Как воспета осень в устном народном творчестве? Вспомните пословицы, поговорки, загадки, стихи.

1 группа читает пословицы:

· Осень - это перемен восемь: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льёт, снизу метёт.

· Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.

· Осенью не всё ненастье, бывает и ясный день.

· Тёплая осень - к долгой зиме.

· Осень - то матка; кисель да блины.

2 группа читает наизусть стихи об осени,

3 группа читает стихи собственного сочинения.

Шубин Евгений:

Осенний лист упал на землю тихо.

А, падая, тихонько прошептал:

"Пришла пора - пора менять убранства.

Привет тебе, привет, осенняя пора!"

Нежинская Алёна:

Осень, осень золотая,

Что ты дремлешь, дорогая?

Скоро дождики пойдут,

И листочки опадут,

Листья золотом горят,

Осень радует ребят.

Я листочки соберу

И домой их принесу.

Голомоз Таисья:

Осень, милая моя, долгожданная,

Наконец - то ты пришла долгозванная.

Вся, как в золоте, одета, заколдована.

И полям, и лесам стало холодно.

Ты одета в милом, алом сарафанчике,

С желтым пятнышком на красненьком карманчике.

На головке у тебя веночек, а на шейке -

Розовый платочек.

VI. Составляем осенний словарь синонимов.

118" height="39" bgcolor="white" style="vertical-align:top;background: white"> огневой лимонный пламенный шафранный

рубиновый канареечный

коралловый

кровавый

гранатовый

кумачовый

червонный (устар.)

VII. Обращаю внимание учащихся на картины известных художников И. Левитана, И. Остроухова, Дарьина, Г. Грабаря, которые рисовали на своих полотнах осень.

Оказывается, об одном и том же можно рассказать по-разному: художник передаёт великолепие осенних цветов красками, писатель пользуется для этого выразительными средствами языка, а композитор передает осеннее настроение звуками.

VIII. Написание сочинения. Для создания осеннего настроения звучит музыка и А. Вивальди «Времена года», оставляю учеников наедине с их мыслями. Какие же сочинения получились? Вот одно из них.

Осень… Какое удивительное, всегда яркое, неповторимое время года. Кажется, что осень подкрадывается незаметно. Разве приметишь её первые робкие сигналы: желтый или красный лист, пылающий свет рябиновых костров, запах последних осенних цветов…

Осень… Шуршат под ногами опавшие листья, с печальным криком улетают на юг птицы, золотые монетки кружатся в осеннем вальсе. Березы и клены осень разукрасила янтарным цветом, а листья рябины - гранатовым.

Я очень люблю это время года, люблю осеннюю тишину, свежесть ветра, задумчивый лес, листопад, люблю гулять по осенним улицам родного города.

Осень… Какое удивительное, всегда волшебное и чудесное время года… «Унылая пора, очей очарованье». Это. Он очень любил осень и написал немало прекрасных стихов. В каждом времени года есть своё очарование, и поэты не могли не заметить, как удивительна осень.

и, и, и посвятили госпоже Осени свои трогательные строки. А и А. Вивальди воспели красоту осенней природы в музыке.

Идет по земле осень, торопится, стучится в каждое окно. И мне совсем не хочется прощаться с золотыми осенними днями, с шелестом листвы и с грустной мелодией ветра.

Осень… Какое удивительное и всегда неповторимое время года…

Развитие дара речи учащихся – это серьёзнейшая проблема, и надо её решать. С чего же начинать учителю? Видимо, с главных вопросов: «Зачем говорить?», «Что говорить?», «Как говорить?» А творческие мастерские приучают детей осмысливать, оценивать услышанное, сопоставлять, сравнивать и делать выводы. Если ученик научился чувствовать красоту слова, он начинает стремиться увидеть в каждом предмете окружающего мира чудо и выразить свои ощущения красивой родной речью. Такие уроки позволяют мне увидеть в каждом ученике индивидуальность, интересную личность.

Учитель :Аверьякова Надежда Николаевна
Творческая мастерская "Осенние фантазии".

Цель и задачи занятия:
Ознакомить учащихся с разнообразием времен года в природе; устанавливать связи между живой и неживой природой; определять значение и ценность природы для человека; расширять представление учащихся о необходимости охраны окружающей среды; способствовать развитию любознательности, наблюдательности, образной связной речи; формировать умение работать с текстами, дополнительной информацией; анализировать предложенный материал; воспитывать бережное отношение к природе.
Возраст учащихся, для которых предназначено занятие: 1- 3 классы

Предлагаемая разработка занятия составлена в соответствии с требованиями ФГОС, ориентирована на учащихся начальной школы

Занятие построено на принципе деятельностного обучения и включает практическую работу, работу в группах, самостоятельную работу. Данное занятие предусматривает достижение не только предметных результатов, но и личностных и метапредметных.
Цель: через восприятие живописных, словесных и музыкальных впечатлений об осени подготовить учащихся к самостоятельной творческой работе.
Задачи:
Продолжить работу над умением составлять небольшое связное высказывание.
Продолжить работу над формированием умений и навыков работы с текстом..
Способствовать развитию ассоциативного и творческого мышления учащихся.
Активизировать и развивать умение учащихся работать в паре, группе
Продолжить работу над эстетическим воспитанием учащихся, учить умению видеть прекрасное в обыденном, смотреть на мир глазами художника.
Планируемые результаты
Предметные:
учащиеся познакомятся с разнообразием времен года на примере осени;
научатся классифицировать объекты природы, устанавливать связи между живой и неживой природой; научатся умению видеть прекрасное в обыденном, смотреть на мир глазами художника, осознают ценность природы для людей; развитие ассоциативного и творческого мышления, научатся формулировать выводы и обобщения.
Формируемые УУД
- Личностные . Регулятивные . Коммуникативные . Познавательные
Оборудование :
материал для поделок (заготовки), тексты стихотворений об осени, аудиозаписи с песнями об осени, стихи, пословицы, поговорки, приметы осени, картины художников (представлены на слайдах презентации или распечатаны на листах формата А4, вывешены на доску) (И. Левитан "Золотая осень", В. Поленов "Золотая осень" И. Левитан "Осенний день Сокольники" И. Левитан "Осень. Дорога в деревне" А. М. Герасимов "Дары осени" И. И. Бродский "Летний сад осенью" И. И. Бродский "Опавшие листья" И. С. Остроухов "Золотая осень").

Организация учащихся. Психологический настрой на творческую работу.
Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник и зарделись клёны,

В пурпуре осеннем только дуб зелёный.

Утешает осень: -Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!

Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят...
И летят, летят, летят...
Итак, тема нашей мастерской – ОСЕНЬ. И мы будем фантазировать на эту тему «ОСЕННИЕ ФАНТАЗИИ»
-А теперь подумайте, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово ОСЕНЬ.
Запишите 3 сущ.(листопад, ветер, дождь), 3 глагола,(опадают, желтеет, дует) 3 прилагательных (можно больше) характеризующих осень.(красивая, золотая, мелкий, разноцветная) (Записывают).
- Дополните их другим словом, чтобы получилось словосочетание.
- А теперь подумайте, на кого или что похожа осень. С чем или с кем вы сравнили бы осень (запишите в таблицу) (золотая осень, красавица,)
- Зачитайте ваши записи в паре. Поделитесь своими мыслями, ассоциациями. Понравившиеся слова и словосочетания других участников запишите в свою тетрадь.
- Составьте на основе всех этих записей синквейн о осени.
(Пояснение учителя, что такое СИНКВЕЙН, как он составляется).
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) - это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное , выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных , выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола , описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом ).
3. Социализация первичного продукта (первого текста)
-Представьте свое «произведении» в группе (4 человека).
Что вам показалось очень удачным, что интересным, неожиданным.
Выберите один текст (лучший) от группы для представления всей мастерской(12 человек).
Коррекция первичного продукта
- По-моему, получилось оригинально. Вот что значит благодатная тема для творчества. Действительно, прекрасные мгновения осени рисовали художники, об осени писали ученые, поэты.

Конечно же, осень была и остаётся неиссякаемым источником вдохновения для музыкантов. Да и сама она полна волшебных звуков. Сейчас прозвучат песни о осени. Послушайте внимательно эту музыку, и посмотрите на картины великих художников.

Ах, какая осень
Здравствуй, осень
Ласковая осень
Осенние дни
- Вот теперь, наверное, полные мыслей, эмоций, впечатлений, я, надеюсь, готовы к новому этапу творчества.
Мы с вами создадим свою маленькую картину золотой осени. У вас лежат заготовки, над которыми вам надо потрудиться и превратить голые деревья в осенний наряд. Помогут вам наше конфетти, клей и ваше воображение