Нателла тоидзе выставка в малом манеже. «У меня от Репина осталась палитра. Мастерская на открытом воздухе

Выставка известной московской художницы, члена Российской академии художеств Нателлы Тоидзе «Скульптура цвета» открылась в воронежском музее им. Крамского в пятницу, 6 марта. Нателла Тоидзе - одна из самых известных и востребованных сегодня российских художниц. В последние несколько лет ее крупные, ретроспективные выставки с успехом прошли в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, крупных галереях в разных городах мира. Работы Нателлы Тоидзе находятся в музеях и частных коллекциях России, а также в частных собраниях Франции, Швейцарии, Португалии, Германии, Финляндии, США.

Нынешняя выставка включает как ранние работы Нателлы Тоидзе, созданные еще в 1970-е годы, так и написанные совсем недавно. Всего в экспозицию вошло около шести десятков полотен - в основном, крупномасштабных. Это работы из собрания автора, Российской Академии художеств и частных коллекций. В экспозиции присутствуют все жанры, в которых работает художник - пейзаж, натюрморт, аллегорические полотна. Вернисаж собрал огромное количество зрителей, открытие посетила супруга губернатора Татьяна Гордеева, воронежские культурные деятели, бизнесмены, городские чиновники.

Определение «Скульптура цвета» принадлежит известнейшему искусствоведу Паоле Волковой, - рассказал о названии экспозиции директор музея Владимир Добромиров, - и на первый взгляд оно кажется парадоксальным, но ведь на самом деле, если форму скульптуры мы воспринимаем через цвет, то почему бы живописи не создать эту скульптурную форму посредством цвета?

Фото: 1 из 17

Фото - Софья Успенская

















Нателла Тоидзе происходит из семьи, на протяжении нескольких поколений связанной с искусством. К этой художественной династии принадлежали дед художницы, Мосэ Тоидзе - живописец, ученик Ильи Репина, один из учредителей Академии художеств СССР, отец, Георгий Тоидзе, известный скульптор и график, и дядя, плакатист Ираклий Тоидзе, автор знаменитого плаката «Родина-мать зовет». В числе первых женщин - профессиональных живописцев России была и бабушка художницы, Александра Сутина, окончившая класс православного иконописания Императорской академии художеств в Петербурге.

Это история, и то, что она имеет продолжение, то, что Нателла Георгиевна так высоко и красиво несет знамя искусства этой потрясающей семьи, - это вдохновляет, - сказал искусствовед Бронислав Табачников, открывая выставку. Саму экспозицию он назвал «праздником живописи».

Когда смотришь картины, меня поражают несколько качеств: это высочайшая культура холста, во-вторых, это праздник цвета - он на полотнах Нателлы Тоидзе ощущается как живой, в него хочется погрузиться - и, наконец, это удивительная драматургия.

Нателла Тоидзе, приехавшая в Воронеж на открытие выставки, отметила, что действительно, стремление уловить «драматургию природы» для нее одна из главных творческих задач.

Все работы сделаны на пленэре - для меня это очень важно, потому что я пытаюсь передать это драматургическое состояние природы, - рассказала Нателла Тоидзе. - Многие мои работы так и называются: «Перед снегом», «После дождя», этот переход из одного состояния в другое. Поэтому всегда, вне зависимости от погоды, если только на улице не ниже -7, я работаю на природе. У меня специальный огромный мольберт, сделанный на заказ, не всегда с ним удобно, но мне это очень интересно, потому что из мастерской писать природу невозможно.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

В «Новом Манеже» проходит выставка академика РАХ, заслуженного художника Нателлы Тоидзе «Скульптура цвета». Экспозиция вызвала большой интерес у москвичей - ее продлeвали дважды: выставка открыта до 16 апреля. Сочные декоративные полотна представлены в специально оформленных залах - подготовкой проекта занималась команда Объединения «Манеж». «Культура» побеседовала с Нателлой Георгиевной о независимости творца, встрече с Мартиросом Сарьяном и знаменитом дяде художницы, Ираклии Тоидзе, авторе плаката « Родина-мать зовет!».

культура: Как появилось название выставки?
Тоидзе: Этими словами искусствовед Паола Волкова определила мой метод: лепить форму живописными средствами. Обычно пишу картины большого формата. Отхожу на нужное расстояние, составляю на палитре цвет, возвращаюсь к холсту, кладу мазок и вновь удаляюсь от мольберта. Изображение складывается постепенно, подобно мозаике. Паола Дмитриевна, вероятно, это заметила и прочувствовала.

культура: Ваш отец, Георгий Тоидзе, был известным скульптором. Есть ли здесь его влияние?
Тоидзе: В юности я действительно много лепила. Жилая часть нашей квартиры на Старом Арбате соседствовала с папиной мастерской. Провела детство среди пластилина, гипса, арматуры, натурщиков и натурщиц… У меня был свой маленький станок, и некоторые полагали, что пойду по отцовским стопам. Однако в какой-то момент попросила краски: почувствовала, что не хватает цвета. Мои картины - до двух метров: большой формат привлекает с раннего возраста. Когда не было подходящего мольберта, клала большие листы бумаги на пол, удлиняла кисть и писала стоя.

Работаю без подготовительных эскизов и пишу природу только с натуры, в любую погоду: будь то зима или осень. Разве что не под дождем и не в сильный мороз, когда застывают краски. А так - если лежит снег, выхожу в тулупе и валенках и получаю огромное удовольствие. Потому что писать белый снег очень интересно: он всегда разный - все зависит от освещения, температуры… Меня привлекают переломные моменты в природе, изменения ее состояния. Это отражается в названиях картин: «Перед снегом», «После дождя», «Сумерки»… Хочется передать эти изменения в живописной статике. Мне нравится сложность таких задач. Единственная проблема - работать нужно быстро. Если затянешь, начнешь писать одно состояние, а закончишь другим. Однажды вышла на пленэр в красивый зимний день. Завершить к вечеру не успела. А наутро стало холоднее, и все изменилось, даже воздух: плотность, прозрачность. Когда занесли готовый холст в мастерскую, те, кто увидел новый вариант, отметили: «Температура понизилась на шесть градусов».

культура: Почему остановились на большом формате?
Тоидзе: Всегда удивляло, почему подобные пейзажи часто кажутся неживыми: вроде сделано хорошо, мастеровито. А в маленьких натурных вещах - Коровина или Серова - есть жизнь. Эта загадка меня постоянно занимала. И поняла потом, что огромные работы погибают, когда их дописывают в мастерской. В помещении можно взять колористически правильный цвет, однако он не будет «дышать». Пишу крупной кистью. Как-то под рукой ее не оказалось. Поехала на строительный рынок и нашла широкую малярную - флейц. Мольберт у меня тоже внушительный: трехметровый, сколочен из половой доски. На пленэре приходится непросто, особенно когда дует ветер - представляете, какая парусность у холста? Однажды меня буквально накрыло мокрой картиной: держала ее руками и звала на помощь. Сама выбраться не смогла, а бросить на землю почти готовую работу не решилась. Сейчас даже в штиль вешаю по сторонам мольберта сумки с кирпичами. А в мастерской работаю над декоративными, аллегорическими композициями…

культура: Слышала, Вам по наследству досталась репинская палитра?
Тоидзе: Когда у меня только появились краски, папа выжал их на палитру в определенном порядке и подписал, что за чем должно идти. Потом, в художественной школе, увидели мою палитру и отчитали: мол, все неправильно. Очень расстроилась, пришла домой и говорю: «Что же ты мне показал?» А папа отвечает: «Так делал мой отец, а его, в свою очередь, научил Репин». В общем, ко мне попала репинская палитра (смеется). После подобных аргументов переучить меня было уже нельзя. Располагаю краски в той же последовательности и по сей день.

культура: Вы принадлежите к известной художественной династии. Ощущаете груз ответственности?
Тоидзе: К счастью, в нашей семье принято самостоятельно выбирать свой путь. Мой дедушка, Мосэ Тоидзе, ученик Репина, академик, жил в мире классической живописи. Отец же стал скульптором и графиком, а его брат Ираклий - графиком, плакатистом. У меня есть двоюродные сестры и брат, никто из них не связал жизнь с изобразительным искусством. Считаю, что ребенка нельзя подталкивать к решению, особенно это касается профессии. Скажем, моя дочь всегда замечательно рисовала, однако я не принуждала ее становиться графиком, хоть и хотела, чтобы она поступила в Московский полиграфический институт. Дочка окончила ГИТИС и работает театральным художником. Сын - физик.

культура: Вы, кстати, тоже имели отношение к подмосткам?
Тоидзе: Совершенно верно: училась на факультете театрально-декорационного искусства Московского училища Памяти 1905 года. Всегда понимала - свяжу жизнь с живописью, но научиться хотелось тому, чего не знала. Мне было очень интересно увидеть театр изнутри. Не меньше манила другая область - реставрация. Долго думала, что выбрать. В итоге о принятом решении не жалею. Это был полезный опыт, в том числе - познавательный: изучение костюмов разных эпох, драматургии, сценографии…

культура: Ваши картины отличают яркие насыщенные цвета. Насколько я знаю, в детстве Вы получили наставление от великого колориста Мартироса Сарьяна…
Тоидзе: Мне было лет 12. В Третьяковской галерее открылась выставка Сарьяна, и наша семья пришла его поздравить: с мастером был хорошо знаком и дружил дедушка. Потом, у нас дома, Мартирос Сергеевич, посмотрев мои работы, сказал простые слова: «Обязательно оставайся собой». Казалось бы, ну что за напутствие. Но теперь понимаю - это мудрость человека, прошедшего серьезный творческий путь и знавшего, как важно для художника не зависеть от моды, чужого мнения, не поддаваться влиянию. Очень ему благодарна. Если бы кто-то из начинающих живописцев спросил моего совета, могла бы лишь повторить слова Сарьяна.

культура: Расскажите о дяде, Ираклии Тоидзе - знаменитом плакатисте.
Тоидзе: Он жил почти по соседству, на Пушкинской площади. Отец часто навещал его. Оба были великими тружениками, как и дедушка. Никогда не помнили о праздниках и даже про собственные дни рождения забывали. Дядя иногда рисовал меня, когда требовалось изобразить ребенка. А самое первое воспоминание о нем связано с карандашами. В его мастерской была большая механическая точилка. Когда приходила в гости, собирала затупившиеся карандаши и весь вечер точила их, складывая в коробку. Дядя с папой разговаривали, а я крутила точилку и слушала. Братья были очень дружны.

культура: Скажите, а вот такие большие выставки Вы регулярно устраиваете?
Тоидзе: Достаточно часто. Были выставки и в Третьяковской галерее, и в Русском музее, и в Центральном Манеже, и в Музее современного искусства в Москве, в Российском центре науки и культуры в Париже… Много ездила по стране, выставлялась в государственных музеях: в Нижнем Новгороде, Воронеже, Курске, Вологде, Саранске, Калуге, Плёсе… И всегда возвращалась с очень хорошими впечатлениями и от людей, отдавших себя музейной работе, и от зрителей…

Нателла Георгиевна, это правда, что вы всегда пишете пейзажи только на природе? На выставке много фотографий, где вы работаете на натуре: в лесу, в деревне, в поле.

Да, работаю на натуре в любое время года.

Мне важно видеть, слышать, ощущать всё вокруг холста: шорох листвы, игру света и теней, щебетанье птиц, движение воздуха. Надеюсь, это тоже входит в содержание картины и определяет её атмосферу. А это главное для меня.

Да, сюжетика у вас практически отсутствует…

— Сюжет придумать несложно, но не думаю, что это относится к живописным решениям. Настоящая музыка волнует и без слов, не так как в песне. Часто слышим песню, где музыки практически нет, а слова должны слушателя взволновать. Мне интересно передать состояние окружающего меня мира чисто живописными средствами — сочетанием цветовых пятен, их расположением, ритмом, композицией… А натура как раз и даёт богатство состояний.

В экспозиции много зимних пейзажей.

— Пишу часто зимой, пока не замёрзнут краски. Люблю писать снег, он всегда разный, и каждый раз для меня ставит новую живописную задачу.

— Искусствоведы пишут о внутреннем драматизме ваших картин.

— Я думаю, это связано с противоречивостью задачи — передать движение жизни, динамику материи в статике изображения. И мне это очень интересно, я пытаюсь передать опять-таки чисто живописными средствами некий процесс, какое-то движение в природе, изменение её состояния. Наверное, и работы поэтому так называются: «Перед снегом», «Оттепель», «После дождя», «Лето кончилось».

— А в мастерской не завершаете работу?

— Нет, никогда. Вся работа должна быть закончена на натуре. В мастерской другой свет, другое окружение, значит, другое состояние. И, как в музыке, одна фальшивая нота может испортить всё музыкальное произведение, в живописи один неверный мазок разрушит всё живописное состояние картины. Поэтому, наоборот, если я обнаруживаю какую-то неточность — возвращаю холст на натуру. Иногда из-за одного мазка, одного цветового штриха.

— С этим внутренним камертоном художник рождается или этому учатся?

— У всех, наверное, по-разному. Я с детства жила среди книг по искусству. Еще читать не умела, но бесконечно их листала, рассматривала. Мой отец, Георгий Тоидзе, был замечательным скульптором и графиком, он поставил много памятников, в том числе и в Москве. Мы жили на Поварской, 30, в особняке графа Шувалова, в той части, где раньше была домовая церковь. Там была папина мастерская, которую от жилой части отделяла большая стеклянная дверь. Я каталась на трёхколёсном велосипеде вокруг огромных скульптур, среди глины, пластилина, мешков с гипсом, среди натурщиков и натурщиц. А потом и сама стала лепить что-то своё. Отец сделал мне небольшой станок, и я всё время стала проводить в мастерской около отца.

— Вас поощряли в этих занятиях?

— Я из семьи потомственных художников, мой дед — Мосе Тоидзе, известный грузинский художник, ученик Репина, окончил Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, там же познакомился с бабушкой, Александрой Сутиной, послушницей монастыря, учившейся на курсах иконописи. Дядя — Ираклий Тоидзе, знаменитый плакатист, автор замечательного плаката «Родина-мать зовёт!». Но никто не заставлял своих детей быть художниками. Понимали, знали, что те, кто отдаёт себя искусству, — должны сами этого очень хотеть. У моего деда было шестеро внуков и внучек, и я — единственный художник.

Отец, конечно, объяснял мне, что такое объём, глубина, пластика, и мне это было интересно. А в какой-то момент я почувствовала, что мне нужен цвет.

Вот откуда скульптура цвета!

— Да, наверное. Поразительно, что именно так Паола Волкова писала о моей живописи как о скульптурной. Появились краски — акварель, потом масло. Но форматы уже тогда были большими.

Сколько вам было лет?

— 8-9. Отец никогда не говорил мне: «Работай», хотя сами они были великими тружениками — и папа, и дед, и дядя. Всю свою жизнь они проводили в мастерской. Я хорошо это помню.

— Вам удаётся так работать?

— Не всегда. Всё-таки текущая жизнь вокруг требует от женщины большей отдачи — семья, родители, дети, внуки. Но работаю много и с удовольствием.

Кстати, единственное, что осталось у меня от Репина, — я узнала об этом намного позже, — это репинская палитра, как это ни забавно звучит. Когда я попросила масляные краски, папа купил их и показал, как надо и в какой цветовой последовательности выдавливать тюбики на палитру. Я так и стала работать. Но потом в художественной школе педагоги сказали, что краски лежат неверно, не в том порядке. Но я уже привыкла и палитру менять не стала. А как-то позже спросила у папы, почему именно так он открыл мне палитру. И он ответил, что так научил его отец, а того — учитель, Репин.

А каким-то приёмам живописным вас не учили? При всей ясности и яркости вашего почерка, выставка показывает отсутствие как раз того, что можно назвать приёмом.

— Я как раз считаю, что найденный приём, который потом тиражируется художником, означает тупик. И, к сожалению, такие примеры всегда видны. Повторять найденное, цитировать себя, копировать раннее — конец творчеству. Иногда видно, как художник подчас акцентирует свой приём, агрессирует его, если так можно сказать, потому что другой дороги уже нет.

Я никогда не работала «приёмом», ставя каждый раз новую для себя задачу. Но это-то как раз самое интересное!

Когда пишут о вашем новаторстве, как вы это понимаете?

— Наверное, имеется в виду, что занята исключительно живописью как таковой, то есть без помощи сюжетики, символов и знаков, возможностью только цветом передать состояние мира вокруг. Сейчас мало кто так работает. Хотя никогда не думала и не думаю о новаторстве, о традициях, о современности или нет.

Скажите, Нателла Георгиевна, а как вы находите объект для работы, как выбираете его из множества подобных?

— Работаю я достаточно быстро, по-другому на натуре нельзя: уходит солнце, меняется свет, наплывают облака, собирается дождь или снег. Но выбираю объект долго и тщательно. И главное в этом — мне самой это должно быть интересно. Живописная задача меня должна волновать.

Что вам даёт большой формат? Ведь это очень трудоёмко!..

— Очень, особенно зимой, но мне интересно — необходимо большое пространство. Я с трудом вмещаюсь в небольшие размеры.


Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»

— А как вы вообще задаётесь размером? Это ведь решается заранее, нужно подготовить подрамник, холст?

— В момент созревания задачи. Когда я нахожу объект, чувствую его состояние, начинаю видеть и формат, и размер будущей картины. То есть тоже там же — на натуре.

— А как рождаются ваши декоративные, символические вещи, которые делаются в мастерской?

— Да, в общем, так же. И в декоративных вещах я для себя решаю прежде всего задачи живописные. И меня это тоже должно волновать и увлекать. И главное здесь — волновать. Потому что, надеюсь, когда это волнение есть в художнике, его картина взволнует и зрителя.

Экскурсию по экспозиции и рассказала об особенностях работы на пленэре, о значении формы и цвета и о грузинских мотивах в своем творчестве.

От скульптуры к живописи

Если вы незнакомы с работами Нателлы Тоидзе, то название экспозиции может вызвать у вас ассоциации с яркой скульптурой из различных материалов. И, действительно, придя на выставку, вы увидите и цвет, и форму, но только на холсте.

Алена Савельева

Картина Нателлы Тоидзе "Антракт. Коломбина и Арлекин"

"Заниматься искусством я начала со скульптуры, поэтому, когда перешла на живопись, то интуитивно стала лепить форму цветом. Если подойти близко к моим работам, то можно увидеть, что они, как мозаика, собраны из множества пятен-мазков", — рассказывает автор выставки.

Само же понятие "скульптура цвета" принадлежит искусствоведу Паоле Волковой, которая, посетив одну из выставок Тоидзе, назвала её живопись скульптурной.

Алена Савельева

Картина Нателлы Тоидзе "У камина"

Любовь к формам передалась Нателле от отца — Георгия Тоидзе, известного скульптора и графика. Семья жила в квартире, которая была нераздельна с мастерской. Именно там будущая художница проводила все свободное время, занимаясь лепкой из глины и пластилина. По воспоминаниям, у нее даже был свой небольшой станок. В девочке видели подающего надежды скульптора, но в 10-11 лет Нателла попросила купить ей краски: "Цвет всегда для меня имел большое значение. Я с детства любила наблюдать за оттенками, тенями и бликами, причем это происходило неосознанно".

Алена Савельева

Картина Нателлы Тоидзе "Рассада"

Кроме того Нателле были интересны холсты большого формата. И когда у нее еще не было мольберта, родители давали ей огромные листы, которые можно было разделить на несколько частей. Но Нателла использовала их целиком — клала на пол и рисовала, удлиняя кисточку.

Осталось у художницы и увлечение скульптурой. В дальнейших планах сделать совместную выставку цвета и формы: "Я давно об этом думаю, но со скульптурой больше технических проблем - для нее нужен материал, в следующий раз обязательно постараюсь реализовать эту идею".

Алена Савельева

Выставка "Нателла Тоидзе. Скульптура цвета" в Новом Манеже

Мастерская на открытом воздухе

Большинство полотен Нателлы Тоидзе - это пейзажи и натюрморты, а также декоративные и аллегорические композиции. Все, что связано с природой, художница пишет на пленэре. По её словам, только работа на открытом воздухе передает всю палитру чувств и эмоций от увиденного.

"Для меня главное - передать эмоциональное состояние природы, которое вместе со мной сможет прочувствовать сам зритель", — говорит Тоидзе.

На написание одного произведения обычно уходит три-четыре дня. Все это время Нателла Георгиевна проводит на открытом воздухе — художница никогда не дописывает работу в студии: "Если вдруг в мастерской я увижу какую-то неточность, то вместе с холстом возвращаюсь на натуру. Потому что на пленэре - свои законы письма: свет, краски, атмосфера. А неточный цветовой штрих (мазок) может загубить всё живописное состояние картины, как фальшивая нота может разрушить музыкальную гармонию".

Работа на открытом воздухе, конечно, несет в себе и определенные трудности (тем более, что размеры холстов огромные - до двух метров). Главная из них связана с погодой, которая должна быть одинаковой несколько дней, чтобы сохранялось состояние природы.

"Однажды, — вспоминает Нателла Георгиевна, — в последний день работы резко упала температура, и когда я принесла картину домой, мои домочадцы сразу заметили: "Пейзаж стал на пять градусов холоднее". Потому что холод - это изменение освещения, появление облаков и, конечно, другие цвета. Так что работать приходится очень быстро - состояние вокруг меняется с каждой минутой".

Алена Савельева

Картина Нателлы Тоидзе "Герцено. На Москве-реке"

Картины вокруг нас

Идеи для новых произведений, по словам художницы, приходят к ней по-разному: что-то она заметит во время прогулки, а что-то придумает, выстраивая очередную композицию. Но главная цель автора - это каждый раз ставить перед собой новые задачи, открывать что-то необычное и доносить это до зрителя: "Если я пишу зиму, то всегда пытаюсь показать ее в разном колорите, ведь в любом времени года множество состояний".

К таким картинам относится "Март", где Нателла Георгиевна хотела изобразить зимнюю композицию, но на дворе уже стояла календарная весна. Тогда она решила внести в работу декоративное начало и развесила на фоне снега узорчатые коврики, которые и стали основой произведения.

Алена Савельева

Картина Нателлы Тоидзе "Март"

А на соседней картине ("Снег сошел") зима уже окончательно отступила - ясное небо и яркое солнце, сухая земля и ожидающие почек деревья - все это создает осязаемое ощущение весны.

"Куст орешника был так ярко освещен солнцем, что, казалось, светится сам. Таким он и вошел в работу", — рассказывает пейзажистка.

Много на выставке и цветочных композиций, например, "Золотые шары", написанные в костромской деревне: "Я увидела, как цветы мощно проникают сквозь щели забора, и мне показалось интересным детально изобразить увиденное".

Алена Савельева

Картина Нателлы Тоидзе "Золотые шары"

Есть в экспозиции и натюрморты. Например, необычны по своей живописной задаче картины "Арбуз на черном" и "Арбузы на красном", где автор экспериментирует с фоном: "Я хотела написать кусочки арбуза на алой скатерти, но так, чтобы они оставались целостными и не сливались с тканью".

Алена Савельева

Картины Нателлы Тоидзе "Арбуз на черном" и "Арбузы на красном"

Такое своеобразное решение художница применяет и к казалось бы привычному образу Флоры и Фауны. Если богиню Флору обычно изображают голубоглазой белокурой девушкой с корзиной цветов, а Фауну сдержанной барышней в окружении животных, то Нателла Георгиевна их видит сначала чернокожими женщинами, погруженными в ночной зной некого тропического мира ("Флора и Фауна/диптих"), а затем и вовсе северными красавицами в прохладе леса ("Северные Флора и Фауна/диптих").

Алена Савельева

Работа Нателлы Тоидзе "Северные Флора и Фауна/диптих"

Грузинские мотивы

Подмосковные пейзажи сменяются колоритными зарисовками Грузии. Здесь можно увидеть мосты Кутаиси, Сванские башни Ушгули и, конечно, уютные дворики Тбилиси. Эта серия картин самая ранняя на выставке (70-80-е гг).

"Когда мой отец был жив, он любил показывать мне Грузию, мы много путешествовали и заранее планировали весь маршрут".

Алена Савельева

Картина Нателлы Тоидзе "Кутаиси. Железный мост"

Грузинская серия очень отличается от остальных картин. По словам автора, дело не только в смешанной технике - произведения написаны пастелью и акварелью, но и в других ощущениях: "Каждый раз, когда я работаю, пишу то, что чувствую, поэтому необычное цветовое решение связано именно с теплой и яркой атмосферой Грузии".

Больше половины серии - это Сванетия, где художница работала около недели. На своих картинах Тоидзе, кроме знаменитых башен, показала традиционную уборку сена, закат в Ушгули, а также горные массивы, на фоне которых виднеются разноцветные крыши сельских домиков.

Алена Савельева

Картины Нателлы Тоидзе "Сванетия"

По-своему Нателла Георгиевна чувствует и Тбилиси: "Если вспомнить старую часть Тифлиса, то город кажется перламутровым, как раковина, настолько тонкие у него оттенки".

Любовь к Грузии у пейзажистки выражается не только в картинах, она часто бывает в Тбилиси, где, кстати, находится дом-музей ее дедушки, известного живописца и любимого ученика Репина, Мосе Тоидзе: "Я бы с удовольствием привезла эту выставку в Грузию. Если пригласят, то обязательно приеду".

Алена Савельева

Работы Нателлы Тоидзе хранятся в коллекциях крупных российских музеев: Третьяковской галерее, Русском музее и в Московском музее современного искусства Кроме того, картины художницы периодически участвуют в международных показах - Париже, Лиссабоне, Нью-Йорке, Пекине.

В выставочном зале Калужского музея изобразительных искусств 2 сентября в 11 часов состоится открытие персональной выставки известной московской художницы Нателлы Тоидзе. В последние несколько лет её ретроспективные выставки с успехом прошли в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Париже, Вологде, Саранске, Нижнем Новгороде.

Нателла Георгиевна Тоидзе обладает узнаваемым авторским почерком и высокой живописной культурой, заложенной в семье, на протяжении нескольких поколений связанной с искусством. К этой художественной династии принадлежали дед художницы, Мосе Тоидзе – живописец, ученик И.Е.Репина, отец, Георгий Тоидзе, известный скульптор и график, и дядя, плакатист Ираклий Тоидзе, автор знаменитого плаката «Родина-мать зовет!». В числе первых женщин – профессиональных живописцев России была и бабушка художницы, Александра Сутина, окончившая класс православного иконописания Императорской академии художеств в Петербурге.

Н.Тоидзе родилась и выросла в Москве, где окончила факультет театрально-декорационного искусства Московского академического художественного училища «Памяти 1905 года». В её профессиональном становлении традиции московской живописной школы стали основополагающими. Выбрав станковую живопись, Тоидзе на протяжении многих лет успешно работает в разных её жанрах: пейзаже, натюрморте, портрете, пишет аллегорические композиции.

С 1973 года Нателла Тоидзе стала регулярно участвовать в московских, всесоюзных и всероссийских выставках. В 1984 вступила в Союз художников СССР. В 2004 году, после персональной выставки в Российской Академии художеств, она была награждена Золотой медалью РАХ. С 2007 года Нателла Тоидзе – член-корреспондент РАХ, с 2011 – действительный член РАХ. Участвовала в выставках Государственном музее в Пекине, в Линкольн-центре в Нью-Йорке, в Лиссабоне и др. Работы Нателлы Тоидзе хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее и в других музейных и частных коллекциях России, а также в частных собраниях Франции, Швейцарии, Португалии, Германии, Финляндии, США.

В экспозиции калужской выставки представлено более 20 произведений Нателлы Тоидзе из собрания автора, Российской Академии художеств и частных коллекций. На выставке экспонируются как ранние, так и недавно созданные работы Тоидзе: пейзажи, написанные в пастозной манере, близкой живописи «Бубнового валета», сложные по композиции и колориту изысканные натюрморты, сдержанные по цветовой гамме ландшафты средней полосы России («Московский дворик», «Северные мальвы»), подчеркнуто декоративные метафорические композиции (диптих «Флора и Фауна»).