Тайна загадочных скульптур острова пасхи. Каменные статуи моаи

Каменниые жители острова Пасхи - каменные истуканы - пожалуй, самые загадочные культовые изваяния в истории человечества. Даже о более древних египетских пирамидах ученые знают практически все, а вот о каменных идолах с острова Пасхи - ничего.
В 3703км от побережья Южной Америки на востоке и в 1819км от ближайших населённых островов на западе расположен небольшой остров треугольной формы, площадью всего 165 квадратных километров. Остров имеет целых три туземных названия - Те-Пито-те-Хенуа, что означает “Пуп островов”, «Рапа-нуи» (“Большой Рапа”), и третье - “Глаз, смотрящий в небо”, на оригинале - Мата-Ките-Рани. Европейцами же клочок суши назван островом Пасхи.

Самой выдающейся достопримечательностью этой земли являются известные всему миру изваяния каменных истуканов - моаи. Всего статуй 997 и их облик настолько своеобразен, что эти внушительных размеров головы, помещенные на тщедушные тельца, эти лица, утяжеленные мощными подбородками и длинными ушами, не спутаешь ни с одним другим творением человеческих рук. Отдельные изваяния щеголяют тысячекилограммовыми головными уборами красного цвета. Несмотря на то, что тайны истуканов не дают покоя людям практически с момента открытия острова Пасхи, несмотря на наличие множества оригинальных и остроумных теорий их предназначения, главные вопросы, касающиеся моаи, до сих пор остаются на повестке дня: кто, когда и главное, зачем их создал, как доставляли многотонные скульптуры к месту установки и почему они оказались поверженными?

Кого изображали идолы?

На этот вопрос, как и на вопрос: кому посвящались изображения, современная наука не имеет точного ответа. Коренные жители утратили историческую память. Кроме этого, почти все коренное население острова вымерло в 19в, во время эпидемии оспы, завезенной сюда с континента. Существует теория, что истуканы выполняли функции, надгробных памятников, т.е. являлись стражами умерших и изображали покойных предков. Другие теории видят в рослых изваяниях приспособления для морского ориентирования, ведь на лишенном деревьев острове статуи хорошо различимы с далекого расстояния. Кто-то даже спроецировал расположение моаи на звездную карту и считает их астрономическими знаками. В любом случае ни одна из теорий по сию пору стопроцентно не доказана.

Вероятно, как и у большинства культовых предметов, предназначение идолов со временем изменялось. Моаи старшего возраста, служили, скорее всего, изображениями местных богов. На это указывает их сходство с каменными статуями полинезийцев, жителей Маркизских островов. Начиная с 14-15вв, скульпторы острова в устоявшейся уже манере, принялись ваять своих правителей, вождей кланов, воевод, жрецов и прочих выдающихся местных жителей. То, что это не изображения одного какого-то бога или человека, доказывает наличие у каждого идола имени собственного. Доподлинно расшифровано в наши дни чуть более 50 имен моаи. Имя могло даваться статуе вне зависимости от того, кого она олицетворяла: человека, духа или бога. А могло и совпадать с именем скульптора-изготовителя скульптуры. В тех же случаях, когда данное при рождении имя забывалось, статуи называли или общими понятиями «Статуя бога», «Статуя колдуна» и т. д., или по месторасположению или скульптурным особенностям: «Статуя возле дома», «Прямая моаи» и т.п.

Одинаковые или разные?

Одно не подлежит сомнению в загадках идолов: кем бы статуи не считались, они, без сомнения, были культовыми фигурами. Культ моаи царил на острове Пасхи с 12 по 17вв. За истекший период много воды утекло: претерпели изменения прикладные предназначения фигур, даже их внешний вид. Изготовленные в разное время изваяния значительно отличаются друг от друга по своим антропометрическим параметрам: по форме, высоте и ширине.

Самые древние статуи не превышали в высоту человеческого роста и изготавливались из базальта. У них очень мало общего с каноническими скульптурами более позднего периода, разве что не изменяемое веками местоположение рук. Со временем эти базальтовые изделия перестали вообще играть какую-либо роль в сознании местных жителей, зачастую их стали использовать в качестве строительного и ремонтного материала церемониальных площадок аху. Аху представляют собой ровную либо слегка наклоненную к морю площадку длиной от десяти до ста метров и шириной около пятидесяти. В большинстве своем, они расположены на морском берегу, отделенные от воды только пьедесталом для моаи высотой от 3 до 6м. Устанавливались ли первенцы скульптурного ряда Пасхи на постаменты-платформы, до сих пор осталось невыясненным.

Примерно в середине 14в технология изготовления идолов изменилась. Их стали делать из вулканического туфа (в просторечии, пемзы) в карьере потухшего вулкана Рано-Рараку. Именно тогда статуи и приобрели свой канонический вид. Изваяния значительно прибавили в росте, стали достигать 10-12м высоты, а их масса приблизилась к 20т. В 1868г. англичане попытались вывезти какой-либо образец зодчества острова Пасхи на родину, но не смогли даже сдвинуть их с места. После многочисленных попыток транспортировать полноростовую скульптуру, моряки оставили эти намерения, и обошлись 2,5м бюстом, который и по сей день можно наблюдать в Британском музее. Самая же большая статуя, высотой свыше 21м и массой приближающейся к 100т, так и осталась недоделанной. Ее можно наблюдать в карьере, где она лежит с момента начала изготовления.

Несмотря на то, что все скульптуры имеют схожие пропорции и большое количество общих черт, каждая из них по-своему уникальна, ее черты индивидуальны. Интересно, что у всех статуй имеются удлиненные мочки ушей. Эта особенность дала повод некоторым исследователям говорить о том, что идолы - не люди, а инопланетяне. В действительности же, длинные уши - всего лишь обман зрения. Голова идолов чрезвычайно вытянута, согласно канонам местной традиции, из-за этого и кажется, что верхняя часть ушей расположена на уровне макушки.

Скульпторы острова Пасхи

Непривычный внешний вид моаи порождает множество версий происхождения скульптур. Некоторые исследователи выдвигают совершенно фантастические версии, например, считая, что изготовителями этих памятников были мифические персонажи (атланты) или даже космические пришельцы. Однако на самом деле, туфовые истуканы - дело рук самих «пасхальцев». И этому сохранились исчерпывающие доказательства. В кратере Рано-Рараку до сих пор наличествует своеобразная мастерская по изготовлению идолов. Дело это было поставлено на поток. Жители острова одновременно трудились над производством большого количества статуй. Множество незаконченных идолов в разной степени готовности находятся в каменоломне. Работа над одними из них прекращено из-за обнаружившегося брака в материале: трещин в камне или вкраплений твердых пород, не дающих возможности выточить нос или подбородок идола. Другие брошены на различных стадиях работы, встречаются и почти бесформенные глыбы, и почти готовые изделия. Свыше 300 моаи остались незавершенными, потому что островитяне по непонятным причинам неожиданно прекратили ваяние статуй и забросили карьер навсегда.

Изготавливались моаи следующим образом: первоначально в туфе высекалось лицо, затем уши и руки с длиннющими пальцами, соединенные ниже живота. Затем скульпторы формировали спину фигуры, вырубая камни с боков. Все еще соединенную спиной с основной породой статую полировали, и только потом обрезали эту спинную пуповину и спускали готовое изделие вниз, к подножию вулкана. В скопившихся за века работы тоннах осколков и отходов камнерезной деятельности вырывали яму, куда устанавливали почти готовую статую. В вертикальном положении заканчивали доводку шеи и спины идола, после чего фигура подвергалась окончательной полировке пемзой и была готова к транспортировке к месту установки.

Для работы над истуканами мастера использовали набор каменных рубил различного размера, изготовленных из базальта. По форме рубила напоминали долото, в среднем они имели в длину 30-40 см, но иные достигали и метра. Сложно сказать, сколько времени занимал творческий процесс. Тур Хейердал, посвятивший много времени изучению острова Пасхи, совместно с потомками каменотесов, решил выяснить это экспериментальным путем. Сменяя друг друга, две бригады камнерезчиков изготовили контуры будущей фигуры. На это у них ушел год работы. Готовую же статую требовалось еще доставить к месту установки, что тоже требовало и сил, и времени. Каким же образом это происходило?

Шагающие гиганты

Из всех технических средств, способных помочь в процессе транспортировки многотонных изваяний, жители острова располагали только веревками да древесными стволами, из которых изготавливались катки и рычаги. Может быть, при перевозке по воде можно было изготовить из того же дерева большой плот или грузовую лодку? В любом случае, спуск тяжелой статуи вниз со склона вулкана, транспортировка его на несколько километров и последующий подъем на церемониальную площадку аху требовали от немногочисленного населения острова титанических усилий. Существует гипотеза, что центр тяжести статуй был рассчитан таким хитрым образом, что в наклоненном состоянии, кантуемый при помощи веревок, идол мог перемещаться почти самостоятельно, ходить. Для этих целей постамент фигуры изготавливался не плоским, а слегка выпуклым. Косвенным подтверждением этой гипотезы служит легенда, повествующая о том, что к месту установки статуи добирались своим ходом. Экспериментально это доказал чешский инженер Павел Павел, с бригадой работников, состоящей из 17 человек, он сумел заставить моаи шагать в нужном направлении.

Свое место на приготовленном возвышении, статуя занимала после того, как под ней изготавливалась искусственная насыпь, сравнимая по высоте с самим постаментом. Доставка и установка на пьедестал не означали еще окончания работ над каменным истуканом. Уже на месте скульптура «доводилась до ума», подобно морскому лайнеру, для которого спуск на воду еще не означает окончания работ над ним. Установленные на аху исполины должны были еще обрести «шевелюру» - своеобразную многотонную шапку или корону «пукао». Версия о том, что это именно волосы, а не головной убор, появилась благодаря цвету пукао - он красный, а большинство жителей древнего острова были рыжеволосыми. Камень для изготовления единственной немонолитной части истуканов острова Пасхи добывали в кратере вулкана Пуна-Пау. До наших дней дошли около 90 штук этих скальпов.

После установки каменной прически, наступал завершающий этап работы над скульптурой. На этом этапе статуе вытесывали внушительных размеров глазницы. В глазницы вставлялись глаза, изготовленные из раковин, кораллов или обсидиана. По поверьям, только заполучив глаза, истукан мог обозреть место, на котором очутился. Верившие в то, что через глаза исходит энергия души, пасхальцы, давая статуям органы зрения, как бы оживляли их. В настоящее время несколько отреставрированных статуй смотрят на мир загадочными коралловыми глазами.

Падение идолов

По невыясненным наверняка причинам, остров Пасхи настигла какая-то катастрофа. Прибывшие сюда в 18в европейцы обнаружили идолов острова опрокинутыми, лежащими на земле. Хотя совсем недавно, в момент открытия острова Пасхи, статуи стояли еще вертикально, располагаясь, как им положено, лицом вглубь острова. Какие же катаклизмы свергли старых богов и вождей с их пьедесталов?

Существует несколько теорий этого. Самой правдоподобной выглядит такая: в результате изменения климата, остров, не обладающий естественными запасами пресной воды, подвергся длительной тяжелой засухе. В результате этого пасхальцы потеряли все леса сандала, гибискуса, торомиро, кокосовых пальм и т. д. до последнего дерева. Отсутствующие деревья, разумеется, не могли ни давать тени, ни удерживать влагу в почве, ни защищать посевы от жгучего сухого ветра. На остров надвинулся страшный голод, а построить лодки, чтобы покинуть ставшую негостеприимной для жизни землю уже было не из чего - деревья исчезли. Отрезанный от остального мира остров был обречен на вымирание. В данной ситуации вожди племен требовали от подданных дополнительных усилий по ублажению божеств.

Следовательно, требовалось изготовить еще моаи, больше и внушительнее уже существовавших. Титанические усилия, приложенные в этом направлении, результата не дали. Народ взбунтовался. Начались столкновения между населяющими остров племенами, церемониальные площадки аху разоряли, а стоящие на них статуи опрокидывали и разбивали. Немногим людям, пережившим это страшное время, приходилось все начинать заново. «Пасхальцам» требовались новое общество и новая религия, принципиально отличающаяся от оказавшейся несостоятельной старой.

Место поверженных идолов заняло новое божественное существо с головой птицы. Свобода покинуть засушливые земли в любой момент по воздуху, недоступная человечеству, выразилась в этих новых верованиях. Прежние боги и герои оказались мгновенно и прочно забыты. Культ моаи был оставлен навсегда и перестал быть, собственно говоря, культом. Каменные идолы с острова Пасхи превратились в объект любопытства туристов и изучения исследователей. Однако именно это привлекло людей с континентов на остров, который в наше время существует исключительно за счет гостей. Так что, можно сказать, даже поверженные идолы продолжают служить благу жителей маленького треугольного кусочка суши, затерянного в Тихом океане.

Благодаря подвижничеству реставраторов, некоторые скульптуры уже заняли свои прежние места на аху, однако их физическое состояние вызывает тревогу ученых. Статуи непрерывно подвергаются разрушению под воздействием климатических факторов, особенно ветра и дождя. Основной материал изготовления - туф - быстро разрушается, из-за этого более твердые вкрапления вываливаются, на идолах образуются вмятины и трещины. Моаи нуждаются в срочной консервации. Силы и средства для этой необходимой работы человечество обязано найти достаточно быстро, чтобы сохранить будущим поколениям эти удивительные изваяния одного из самых загадочных мест на Земле.

На нашей Земле еще много загадок, которые предстоит разгадать. Одними из таких загадок являются каменные идолы и текстовые сообщения с иероглифическими письменами на дощечках с острова Пасхи.

Вулканического происхождения, который расположен в восточной части Тихого океана. Раньше остров носил имя Рапа-Нуи, что в переводе с полинезийского означает Большая Скала. Принадлежит этот остров Чили. В настоящее время там проживает примерно две тысячи жителей.

Сами жители называют себя рапануйцами. Они потомки великой цивилизации, которые не смогли сохранить своих знаний. Когда моряки из Голландии в 1722 году приплыли на остров, то переименовали его в остров Пасхи. На острове нет высоких деревьев, которые смогли бы объяснить, как высокие и тяжелые фигуры идолов попали на берег. Уже доказано, что сами фигуры высекались на каменоломнях. Каждая фигура весит примерно более 80 тонн и в высоту достигает 10 метров, а некоторые вообще имеют рост до 20 метров. Без всяких механических приспособлений эти каменные фигуры были перенесены на десятки километров и установлены на берегу океана.

Головы всех идолов имели "шляпы" - пукао, которые тоже были вырезаны из горной породы красного цвета. Вес каждой такой шляпы достигал пяти тонн.

Стоят эти вырезанные скульптуры на постаментах. Постаменты тоже внушают уважение своими размерами. Ведь вес постамента может достигать сотен тонн и иметь длину до 150 метров. На берегу раньше стояло примерно около двухсот фигур. Семьсот было найдено по дороге от каменоломни к океану. На самих каменоломнях нашли еще незаконченными около 200 скульптур.

Кому потребовалось делать так много каменных изваяний и устанавливать их на берегу океана? Даже наши современные приспособления трудно бы справились с работой по переноске всех этих тяжестей. Статуи изготовлялись и устанавливались в 1200-1500 годы. Потом резко все прекратилось. Археологические находки утверждают, что на острове проживало от 7 до 20 тысяч человек. Это кажется не вероятным. Как могло такое население себя прокормить на острове площадью 165,5 км 2 . Хоть там и выращивались растительные культуры и люди занимались рыболовством. Были найдены даже скелеты дельфинов.

Ученые говорят, что в IV веке нашей эры островитяне могли плавать на лодках и строить большие оборонительные сооружения. В то время на острове росли леса и особый вид пальм. Пальмы были до 25 метров в высоту и в обхвате 180 сантиметров. Эти пальмы могли помочь в перетаскивании тяжелых каменных идолов и для выдалбливания лодок для рыболовства. Но потом исчезли большие пальмы, лес и дельфины. Численность людей на острове тоже стала сокращаться. История и культура великой нации стала забываться. А ведь возможно что так перемещали и устанавливали эти громадные фигуры.

Теперь никто не может прочитать, что написано на дощечках, которые тоже обнаружили на острове. Узнали только, что писали на них слева направо. Это доказывается тем, что справа конец письменных знаков обрывается по-разному, а с левой стороны вся знаки расположены на одном уровне. Сейчас ученые стараются на 20 дощечках узнать, что же написано на них. Текстов всего 11. Некоторые дощечки копируют друг друга. Жители острова сейчас разговаривают на другом диалекте, и нет возможности узнать, что хотели донести своими текстами древние племена. Дощечки называются кохау.

На блестящей поверхности дерева торомиро вырезаны иероглифы с фигурками лягушек, звезд, спиралей, черепах, ящериц, крылатого человека. До 1864 года во всех домах на острове хранились дощечки с текстами. Всего на табличках обнаружено 14 тысяч иероглифов. Количество изображений на них везде разное, от 2 до 2300. На одной табличке предположительно вырезан календарь. Но отгадать пока полностью ничего не удалось. Уже сто тридцать лет все желающие пробуют отгадать иероглифы и прочитать написанное. Надеемся, что вскоре тайны древних рапануйцев станут открывать свои письменные наставления, и мы обогатимся знаниями, которые потеряли.

В Сантьяго в Музее естественной истории лежит Сантьягский жезл, который раньше был у вождя острова Пасхи до 1870 года. На жезле тоже имеются иероглифы и значки. Жезл похож на деревянный скипетр с вырезанными 2300 иероглифами, толщиной 6,5 см и длиной 126 сантиметров.

Весь текст на жезле разделен вертикальными линиями на неравные секции. Справой стороны вырезан фаллосообразный знак, который назвали суффиксом. Есть предположение, что на скипетре написано о сотворении мира с мужским и женским началом. Триадное построение текста похоже на космогонию, песню о сотворении мира "Атуа Мата Рири", которую записали в 1886 году американские солдаты у Уре Ва"э Ико.

В настоящее время островитяне занимаются рыболовством, земледелием, разводят скот. Туристические агентства принимают много туристов, для которых местные жители стали делать сувениры. Многие зарабатывают тем, что развлекают туристов.

Видео: Истуканы острова Пасхи

Туземцы, приветствовавшие в пасхальное воскресенье 1722 г. голландских мореплавателей, казалось, не имели ничего общего с гигантскими статуями своего острова. Детальный геологический анализ и новые археологические находки позволили раскрыть загадку этих изваяний и узнать о трагической судьбе каменотесов.

Остров пришел в запустение , его каменные часовые пали, и многие из них утонули в океане. Подняться с посторонней помощью удалось лишь жалким остаткам таинственной армии.

Кратко об острове Пасхи

Остров Пасхи, или Рапануи на местном наречии, - это крошечный (165.5 кв. км) клочок суши, затерянный в Тихом океане на полпути между Таити и Чили. Он является самым изолированным обитаемым (около 2000 чел.) местом в мире - ближайший Городок (около 50 чел.) в 1900 км, на острове Питкэрн, где в 1790 г. нашла пристанище взбунтовавшаяся команда «Баунти» .

Береговая линия Рапануи украшена сотнями насупленных истуканов-туземцы называют их «моаи». Каждый вытесан из цельного куска вулканической породы; высота некоторых почти 10 м. Все статуи сделаны по одному образцу: длинный нос, оттянутые мочки ушей, мрачно сжатый рот и выступающий подбородок над коренастым торсом с прижатыми к бокам руками и лежащими на животе ладонями.

Многие «моаи» установлены с астрономической точностью . Например, в одной группе все семь статуй смотрят в точку (фото слева), где садится солнце в вечер равноденствия. Более сотни истуканов лежат в каменоломне не до конца вытесанные или практически готовые и, по-видимому, ждавшие отправки к месту назначения.

Более 250 лет историки и археологи не могли понять, как и зачем при дефиците местных ресурсов примитивные островитяне, полностью отрезанные от остального мира, умудрялись обрабатывать гигантские монолиты, тащить их километры по пересеченной местности и ставить вертикально. Предлагалось множество более или менее научных теорий , причем многие специалисты считали, что Рапануи был в свое время заселен высокоразвитым народом, возможно, носителем американской , погибшим в результате какой-то катастрофы.

Раскрыть тайну острова позволил детальный анализ образцов его почвы. Правда о том, что здесь случилось, может послужить отрезвляющим уроком для жителей любого уголка планеты.

Прирожденные моряки. Некогда рапануйцы охотились на дельфинов с каноэ, выдолбленных из пальмовых стволов. Однако открывшие остров голландцы увидели лодки из множества скрепленных дощечек - крупных деревьев уже не осталось.

История открытия острова

5 апреля, в первый день Пасхи 1722 года три голландских корабля под началом капитана Якоба Роггевена наткнулись в Тихом океане на остров, не нанесенный ни на одну карту. Когда они бросили якорь у его восточного берега, к ним подплыли немногочисленные туземцы на своих лодках. Роггевен был разочарован, Лодки островитян, записал он: «плохие и непрочные... с легким шпангоутом, обшитым множеством мелких дощечек» . Лодки так сильно текли, чаю гребцам приходилось то и дело вычерпывать воду. Ландшафт острова тоже не согрел душу капитана: «Его запустелый вид наводит на мысль о крайней нужде и бесплодии» .

Конфликт цивилизаций. Истуканы с острова Пасхи сейчас украшают парижские и лондонские музеи, но добыть эти экспонаты было нелегко. Островитяне знали каждого «моаи» по имени и не желали расставаться ни с одним из них. Когда французы в 1875 г. вывозили одну из этих статуй, толпу туземцев приходилось сдерживать ружейными выстрелами.

Несмотря на дружелюбное поведение ярко раскрашенных туземцев, голландцы сошли на берег , готовые к самому худшему, и построились в боевое каре под изумленными взорами хозяев, ни разу не видевших других людей, не говоря уже об огнестрельном оружии.

Вскоре визит омрачился трагедией . Один из матросов выстрелил. Потом он утверждал, что якобы видел, как островитяне поднимают камни и делают угрожающие жесты. «Гости» по приказу Роггевена открыли огонь, убив на месте 10-12 хозяев и ранив еще столько же. Островитяне в ужасе разбежались, по потом вернулись на берег с фруктами, овощами и домашней птицей - чтобы умилостивить свирепых пришельцев. Роггевен отметил в своем дневнике почти голый ландшафт с редкими кустами не выше 3 м. На острове, названном им в честь Пасхи, интерес вызывали только необычные статуи (головы) , стоявшие вдоль берега на массивных каменных платформах («аху»).

Сначала эти идолы потрясли нас. Мы не могли понять, как островитяне, не имеющие прочных канатов и толпой строительной древесины для изготовления механизмов, тем не менее смогли воздвигнуть статуи (идолы) высотой не менее 9 м, притом довольно объемистые.

Научный подход. Французский путешественник Жан Франсуа Лаперуз высаживался на острове Пасхи в 1786 г. в сопровождении хроникера, трех натуралистов, астронома и физика. В результате 10-часовых исследований он предположил, что в прошлом местность была лесистой.

Кем были рапануйцы?

Люди заселили остров Пасхи лишь около 400 года. Принято считать, что они приплыли на огромных лодках из Восточной Полинезии. Их язык близок к наречиям жителей Гавайских и Маркизских островов. Найденные при раскопках древние рыболовные крючки и каменные тесла рапануйцев похожи на орудия, применявшиеся маркизцами.

Сначала европейские мореплаватели встречали голых островитян, но к XIX веку они сами ткали одежду. Впрочем, больше ценились семейные реликвии, а не древние ремесла. Мужчины иногда надевали головные уборы из перьев давно вымерших на острове птиц. Женщины плели соломенные шляпы. И те и другие прокалывали уши и носили в них костяные и деревянные украшения. В результате мочки ушей оттягивались и свисали почти до плеч.

Потерянные поколения - найдены ответы

В марте 1774 г. английский капитан Джеймс Кук обнаружил на острове Пасхи порядка 700 отощавших от недоедания туземцев. Он предположил, что местное хозяйство сильно пострадало от недавнего вулканического извержения: об этом говорило много рухнувших со своих платформ каменных истуканов. Кук был убежден: их вытесали и расставили вдоль берега далекие предки нынешних рапануйцев.

«Эта работа, потребовавшая огромного времени, убедительно демонстрирует изобретательность и упорство тех, кто жил тут в эпоху создания статуй. Нынешним островитянам почти наверняка не до этого, ибо они даже не чинят фундаменты у тех, что вот-вот рухнут».

Ученые лишь недавно нашли ответы на некоторые загадки «моаи». Анализ пыльцы из осадочных отложений, скопившихся в болотах острова, показывает, что некогда он был покрыт густыми лесами, зарослями папоротников и кустарников. Все это кишело разнообразной дичью.

Исследуя стратиграфическое (и хронологическое) распределение находок, ученые обнаружили в нижних, самых древних слоях пыльцу эндемичного дерева, близкого к винной пальме, высотой до 26 и диаметром до 1,8 м. Ее длинные, прямые, неветвящиеся стволы могли бы служить отличными катками для транспортировки глыб весом в десятки тонн. Найдена также пыльца растения «хаухау» (триумфетты полутрех-лопастной), из луба которого в Полинезии (и не только) делают канаты .

То, что древним рапануйцам еды хватало, вытекает из анализа ДНК остатков пищи на раскопанной посуде. Островитяне выращивали бананы, батат, сахарный тростник, таро, ямс.

Те же ботанические данные демонстрируют медленное, но верное разрушение этой идиллии . Судя по содержимому болотных осадков, уже к 800 году площадь лесов сокращалась. Древесная пыльца и споры папоротников вытесняются из более поздних слоев углем - свидетельством лесных пожаров. Одновременно все активнее трудились дровосеки.

Дефицит древесины начал серьезно сказываться на образе жизни островитян, особенно на их меню. Изучение ископаемых мусорных куч показывает, что одно время рапануйцы регулярно ели мясо дельфинов. Очевидно, этих плавающих в открытом море животных они добывали с крупных лодок, выдолбленных из толстых пальмовых стволов.

Когда корабельного леса не осталось, рапануйцы лишились своего «океанского флота», а вместе с ним дельфиньего мяса и океанической рыбы. В 1786 г. хроникер французской экспедиции Лаперуза записал, что в море островитяне добывают лишь обитающих на мелководье моллюсков и крабов.

Конец «моаи»

Каменные статуи начали появляться примерно в X веке. Вероятно, они олицетворяют полинезийских богов или обожествленных местных вождей. Согласно рапануйским легендам, сверхъестественная сила «мана» поднимала вытесанных истуканов, вела их на отведенное место и позволяла бродить по ночам, охраняя покой изготовителей. Возможно, кланы соперничали друг с другом, стараясь вытесать «моаи» покрупнее и покрасивее, а также поставить его на более массивную, чем у конкурентов, платформу.

После 1500 года статуй практически не делали, Видимо, на разоренном острове не осталось деревьев, необходимых для их транспортировки и подъема. Примерно с того же времени в болотных осадках не встречается пальмовая пыльца, а на помойки уже не выбрасывают дельфиньи кости. Изменяется и местная фауна. Исчезают все местные наземные птицы и половина морских.

С продовольствием становится все хуже, и население, насчитывавшее некогда около 7000 человек, убывает. С 1805 г. остров страдает от рейдов южноамериканских работорговцев: одних туземцев они увозят, многие из оставшихся болеют подхваченной от чужаков оспой. Выживают всего несколько сот рапануйцев.

Жители острова Пасхи воздвигали «моаи» , надеясь на защиту воплощенных в камне духов. По иронии судьбы, именно эта монументальная программа и привела их землю к экологической катастрофе . А истуканы возвышаются жутковатыми памятниками бездумному хозяйствованию и человеческому безрассудству.

В 1722 году голландское судно во главе с Якобом Роггевеном прибыло на остров, находящийся в трех тысячах километрах западнее берега Южной Америки. В этот день праздновалась Пасха, поэтому остров было решено назвать островом Пасхи. Сейчас этот остров известен всему миру. Главное его достояние - моаи, статуи, разбросанные по всему острову и уникальные во всей человеческой культуре.

По описанию Роггевена местные жители вечерами разводили перед статуями костры и садились кругом, совершая молитвы. При этом образ жизни жителей соответствовал первобытному. Жили они в маленьких хижинах из камыша, спали на циновках, вместо подушек использовали камни. Еду они готовили на раскаленных камнях. Увидев их образ жизни, голландцы не могли поверить, что эти люди могли построить каменных исполинов. Ими даже было сделано предложение, что моаи сделаны не из камня, а из глины, обсыпанной камнями. Роггевен провел на острове всего сутки, поэтому качественного исследования проведено не было.

В следующий раз европейцы заглянули сюда в 1770 году. Испанская экспедиция Фелипе Гонсалеса сразу же определила остров во владения Испании. Экспедиция увидела, что статуи сделаны все же из камня. Они даже выразили сомнения, что моаи сделаны именно на этом острове, а не доставлены с материка.

Далее последовали экспедиции Кука и Лаперуза. Кук отметил высокий уровень мастерства древних инженеров. Кука удивило, как древние люди без серьезных технологий смогли установить такие гиганты на каменные постаменты. Также он заметил, что некоторые из статуй были опрокинуты лицом вниз, причем было заметно, что причиной этому стало не естественные разрушение.

Вместе с Куком на остров высадился полинезиец, понимающий язык жителей острова Пасхи. Им было выяснено, что эти статуи устанавливались не в честь богов, а для представителей местной власти далеких времен. К тому же мнению приходят и современные исследователи.

Исследования нашей эпохи

Европейские открытия не прошли бесследно для обитателей острова. Начался вывоз предметов и ценностей аборигенов в музеи по всему миру. Большая часть этого наследия была уничтожена. Поэтому перед исследователями XX века стояло много вопросов, а на их разрешение давались лишь крупицы истории. Задача стояла не из легких.

Первое серьезное исследование моаев на острове Пасхи было проведено в 1914-1915 годах англичанкой Кэтри Рутледж. Ей была составлена карта острова с нанесенными вулканом Рано Рараку, где были высечены большая часть колоссов, тропы от вулкана к платформам с установленными статуями, около 400 статуй.

Очередное развитие событий связано с именем Тура Хейердала. Перед научным обществом была определена широта проблемы. Проблем и вопросов стояло многие, ответы на некоторые из них не нашли и по сей день.

Тайны и цифры

Моаи острова Пасхи устанавливались с X по XVI век. Создание огромных мегалитических статуй было распространено по всему миру на ранних этапах развития цивилизаций, поэтому не удивляет сам факт, что идея создания моаев могла зародиться именно здесь.

Всего было обнаружено около 1000 останков статуй, изготовленных в кратере вулкана Рано Рараку. Большая часть из них так и осталась лежать здесь. Здесь же лежит и самая большая из них - 19 метровый исполин. Одновременно производилось сразу несколько статуй, поэтому среди оставленных работ можно проследить все этапы изготовления моаев.

Работы начинались с лица. Далее обработка перетекала на бока, уши, руки на животе. Фигуры делались без ног, подобно длинному бюсту. При освобождении спины от породы рабочие начинали доставку идола к подножию. На этом пути было найдено очень много разрушенных статуй, не перенесших дорогу.

У подножия статуи устанавливались в вертикальном положении, и происходила их доработка и украшение. После этого этапа их ждала еще одна транспортировка.

За пределы вулкана удалось выбраться 383 статуям. Здесь они устанавливались на платформы от двух до 15 штук зараз. Высота находящихся здесь статуй достигает 8 метров. В былые времена головы идолов были покрыты пукао, имитирующих рыжие волосы. Первые посетители из Европы еще их застали стоящими в пукао. Последний великан был опрокинут в 1840 году.

Разрешенным оказался вопрос и по способу доставки. Так буксировка мегалитов в других народах осуществлялась людской силой при помощи канатов и саней с вращающимися роликами. Такие ролики были найдены и на острове Пасхи, что еще раз подтвердило это предположение.

В настоящий момент большинство памятников вновь установлено на платформы и продолжают глядеть на океан. Моаи действительно являются уникальным сооружением во всем мире, продолжают радовать и удивлять посетителей острова.

Остров Пасхи, занимающий 117 кв. км. - одно из наиболее уединенных мест обитания (на ряду с архипелагом Тристан-да-Кунья): он расположен в Тихом океане на расстоянии более 3700 км. от ближайшего континента (Южная Америка) и в 2600 км от ближайшего обитаемого острова (Питкейрн).

Вообще в истории острова Пасхи много тайн. Его первооткрыватель - капитан Хуан Фернандес опасаясь конкурентов, решил сохранить в тайне свою находку, сделанную в 1578-м году, а спустя некоторое время случайно умер при загадочных обстоятельствах. Хотя было ли то, что нашел испанец, островом Пасхи, до сих пор неясно.

Через 144 года, в 1722 г, на остров Пасхи наткнулся голландский адмирал Якоб Роггевен, причем произошло это событие в день христианской Пасхи. Так совершенно случайно остров Те Пито о те Хенуа, что в переводе с местного наречия значит Центр мира, превратился в остров Пасхи.

Интересно, что адмирал Роггевен со своей эскадрой не просто плавал в этом районе, он тщетно пытался найти неуловимую землю Дэвиса - английского пирата, которая по его описаниям была обнаружена лет за 35 до экспедиции голландцев. Правда, никто, кроме Дэвиса и его команды, вновь открытый архипелаг больше так и не видел.

Однако современное изучение прилегающих вод показало, что это маловероятно.

Остров Пасхи расположен в 500 км от гряды подводных гор, известных как Восточно-Тихоокеанское поднятие, на литосферной плите Наска. Остров находится на вершине огромной горы, сформировавшейся из вулканической лавы. Последнее извержение вулканов на острове произошло 3 миллиона лет назад. Хотя некоторые учёные предполагают, что оно произошло 4,5-5 миллионов лет назад.

Согласно местным легендам, в далёком прошлом остров был больших размеров. Вполне возможно, что так было в ледниковый период плейстоцена, когда уровень Мирового океана был ниже на 100 метров. Согласно геологическим исследованиям остров Пасхи никогда не был частью затонувшего континента

Мягкий климат острова Пасхи и вулканическое происхождение должны были бы сделать его райским уголком, вдали от проблем, одолевающих остальной мир, однако первым впечатлением Роггевена от вида острова было как от опустошенной местности, покрытой высохшей травой и выжженной растительностью. Не видно было ни деревца, ни кустиков.

Современные ботаники обнаружили на острове только 47 видов высших растений, характерных для этой местности; в основном это трава, осока и папоротники. В список входят также два вида карликовых деревьев и два вида кустарников. При такой растительности обитатели острова не имели никакого топлива для согревания в холодную, влажную и ветреную зиму. Из домашних животных были только куры; не было летучих мышей, птиц, змей или ящериц. Нашлись только насекомые. Всего на острове жило около 2000 человек.

Жители острова Пасхи. Гравюра 1860 года

Сейчас на острове живет около трех тысяч человек. Из них только 150 человек - чистокровные рапануйцы, остальные же - чилийцы и метисы. Хотя опять-таки не совсем понятно, кого именно можно считать чистокровными. Ведь еще первые высадившиеся на острове европейцы с удивлением обнаружили, что жители Рапануи - полинезийское название острова - этнически неоднородны. Знакомый же нам адмирал Роггевен писал, что на открытой им земле жили белые, смуглые, коричневые и даже красноватого оттенка люди. Их язык был полинезийским, относящимся к диалекту, изолированному примерно с 400 г. н. э., и характерному для Маркизских и Гавайских островов.

Совершенно необъяснимыми казались около 200 гигантских каменных изваяний - «Моаи», расположенные на массивных постаментах вдоль побережья острова с жалкой растительностью, вдали от каменоломен. Большинство статуй располагались на массивных постаментах. Еще не менее 700 скульптур, в разной степени готовности, были оставлены в карьерах или на древних дорогах, связывающих карьеры с побережьем. Складывалось впечатление, что скульпторы внезапно оставили свои инструменты и прекратили работу..

Далекие мастера вырубали «моаи» на склонах вулкана Рано-Рораку, расположенного в восточной части острова, из мягкого вулканического же туфа. Затем готовые статуи спускали вниз по склону и расставляли по периметру острова, на расстояние более 10 км. Высота большинства идолов составляет от пяти до семи метров, более же поздние изваяния доходили и до 10, и до 12 метров. Туф, или, как его еще называют, пемза, из которого они сделаны, по структуре напоминает губку и легко крошится даже при легком на него воздействии. так что средний вес «моаи» не превышает 5 тонн. Каменные аху - платформы-постаменты: достигали 150 м. в длину и 3 м. в высоту, и состояли из кусков весом до 10 т.

В свое время адмирал Роггевен, вспоминая о своем путешествии на остров, утверждал, что аборигены разводили перед идолами «моаи» костры и садились рядом на корточки, преклонив головы. После этого они складывали руки и раскачивали их вверх-вниз. Конечно, это наблюдение не в состоянии объяснить, кем на самом деле были для островитян истуканы.

Роггевен и его спутники не могли понять, как, не применяя толстых деревянных катков и прочных канатов, можно было передвигать и устанавливать подобные глыбы. У островитян не было ни колес, ни тяглового скота и никакого другого источника энергии, кроме собственных мускулов. Древние легенды говорят, что статуи шли сами. Задавать вопрос, как это происходило на самом деле, нет никакого смысла, потому что документальных свидетельств все равно не осталось. Существует множество гипотез передвижения «моаи», некоторые даже подтверждаются экспериментами, но все это доказывает только одно - это было возможно в принципе. И двигали статуи жители острова и никто иной. Вот для чего они это делали? Здесь начинаются расхождения.

Удивительно и то, что в 1770 г. статуи еще стояли, Джеймс Кук, побывавший на острове в 1774 год, упоминал лежащие статуи, до него никто ничего подобного не замечал. В последний раз стоящие истуканы видели в 1830 г. Тогда на остров заходила французская эскадра. С тех пор оригинальных, то есть установленных самими жителями острова, статуй никто больше не видел. Все, что существует на острове сегодня, было восстановлено в XX веке. Последняя реставрация пятнадцати «моаи», расположенных между вулканом Рано-Рораку и полуостровом Поике, произошла относительно недавно - с 1992 по 1995 г. Причем занимались восстановительными работами японцы.

Во второй половине XIX века умер и культ человека-птицы. Этот странный, уникальный для всей Полинезии, обряд был посвящен Макемаке - верховному божеству островитян. Избранный становился его земным воплощением. Причем, что интересно, выборы проходили регулярно, раз в год. При этом самое активное участие в них принимали слуги или воины. Именно от них зависело, станет ли их хозяин, глава семейного клана, Тангата-ману, или человеком-птицей. Именно этому обряду обязан своим возникновением главный культовый центр - скальный поселок Оронго на самом большом вулкане Рано-Као в западной оконечности острова. Хотя, может быть, Оронго существовал задолго до возникновения культа Тангата-ману. Предания сообщают, что наследник легендарного Хоту Матуа, первого вождя прибывшего на остров, родился именно здесь. В свою очередь, его потомки через сотни лет сами давали сигнал к началу ежегодного состязания.

Весной на небольшие островки Моту-Као-Као, Моту-Ити и Моту-Нуи, расположенные недалеко от берега, прилетали посланники бога Макемаке - черные морские ласточки. Тот воин, который первым находил первое яйцо этих птиц и доставлял его вплавь своему господину, получал в награду семь прекрасных женщин. Ну а хозяин становился вождем, или, вернее, человеком-птицей, получая всеобщее уважение, почет и привилегии. Последняя церемония Тангата-ману прошла в 60-х годах XIX века. После катастрофического пиратского рейда перуанцев 1862 года, когда пираты забрали в рабство все мужское население острова, выбирать человека-птицу стало некому и не из кого.

Зачем аборигены острова Пасхи высекали статуи «моаи» в карьере? Почему они прекратили это занятие? Общество, создававшее статуи, должно было существенно отличаться от тех 2000 человек, которых видел Роггевен. Оно должно было быть хорошо организовано. Что с ним произошло?

Более двух с половиной столетий тайна острова Пасхи оставалась нераскрытой. Большинство теорий об истории и развитии острова Пасхи строится на устных преданиях. Происходит это потому, что никто до сих пор не может понять, что же начертано в письменных источниках - знаменитых табличках «ко хау моту мо ронгоронго», что в переводе приблизительно означает - рукопись для декламации. Большая часть их была уничтожена христианскими миссионерами, но и те, что сохранились, могли бы, наверное, пролить свет на историю этого таинственного острова. И хотя ученый мир не раз бывал взбудоражен сообщениями о том, что древние письмена наконец-то расшифрованы, при тщательной проверке все это оказывалось не слишком точной интерпретацией устных фактов и сказаний.

Несколько лет тому назад палеонтолог Дэвид Стэдмен и несколько других исследователей выполнили первое систематическое исследование острова Пасхи с тем, чтобы выяснить, каким был ранее его растительный и животный мир. В результате появились данные для новой, удивительной и поучительной, интерпретации истории его поселенцев.

По одной из версий остров Пасхи был заселен примерно в 400 г. н. э. (хотя по данные радиоуглеродного анализа, полученные учёными Терри Хантом и Карлом Липо из Калифорнийского университета (США) в ходе исследования восьми образцовдревесного угля из Анакены, свидетельствуют о том, что остров Рапа-Нуи был заселён примерно в 1200 г. н. э.,) Островитяне выращивали бананы, таро, сладкий картофель, сахарный тростник, тутовник. Кроме кур, на острове были также крысы, прибывшие с первыми переселенцами.

Период изготовления статуй относится к 1200-1500 гг. Количество жителей к тому времени составляло от 7 000 до 20 000 человек. Для подъема и перемещения статуи достаточно несколько сотен человек, которые использовали канаты и катки из деревьев, имеющихся в то время в достаточном количестве.

Кропотливая работа археологов и палеонтологов показала, что примерно за 30 000 лет до прибытия людей и в первые годы их пребывания остров вовсе не был таким пустынным, как сейчас. Субтропический лес из деревьев и мелколесья возвышался над кустарниками, травами, папоротником и дерном. В лесу росли древесные маргаритки, деревца хаухау, из которых можно делать канаты, и торомиро, которое пригодно в качестве топлива. Имелись также разновидности пальм, которых сейчас нет на острове, но раньше их было так много, что подножие деревьев было плотно укрыто их пыльцой. Они родственны чилийской пальме, которая вырастает до 32 м и диаметром до 2 м. Высокие, без ветвей, стволы были идеальным материалом для катков и сооружения каноэ. Они также давали съедобные орехи и сок, из которого чилийцы делают сахар, сироп, мед и вино.

Относительно холодные прибрежные воды обеспечивали рыбную ловлю только в нескольких местах. Основной морской добычей были дельфины и тюлени. Для охоты на них выходили в открытое море и применяли гарпуны. До прихода людей остров был идеальным местом для птиц, т. к. у них не было здесь никаких врагов. Здесь устраивали гнездовья альбатросы, олуши, фрегаты, глупыши, попугаи и другие птицы - всего 25 видов. Это было, вероятно, богатейшее гнездовье во всем Тихом океане.

Примерно в 800-х годах началось разрушение лесов. Все чаще стали встречаться слои древесного угля от лесных пожаров, все меньше становилось древесной пыльцы и все больше появлялась пыльца от трав, приходивших на смену лесу. Не позже 1400 г. пальмы исчезли окончательно, причем не только в результате вырубки, но и из-за вездесущих крыс, которые не давали им возможности восстановиться: дюжина сохранившихся остатков орехов, сохранившихся в пещерах, имела следы изгрызенности крысами. Такие орехи не могли прорасти. Деревья хаухау не исчезли полностью, но их уже не хватало на изготовление канатов.

В 15-м веке исчезли не только пальмы, но и весь лес целиком. Он был уничтожен людьми, которые очищали участки для садов, вырубали деревья для постройки каноэ, для изготовления катков под изваяния, для отопления. Крысы поедали семена. Вполне вероятно, что птицы вымирали из-за загрязнения цветов и уменьшения урожая фруктов. Произошло то же, что происходит везде во всем мире, где уничтожают лес: исчезает большинство обитателей леса. На острове исчезли все виды местных птиц и зверей. Была выловлена и вся прибрежная рыба. В пищу пошли мелкие улитки. Из рациона людей к 15 в. исчезли дельфины: не на чем было выходить в море, да и гарпуны не из чего было делать. Дело дошло до каннибализма.

Райский уголок, открывшийся первым поселенцам, 1600 лет спустя стал практически безжизненным. Плодородные почвы, изобилие еды, множество строительных материалов, достаточное жизненное пространство, все возможности для безбедного существования оказались уничтоженными. Ко времени посещения острова Хейердалом на острове было единственное дерево торомиро; сейчас его уже нет.

А началось все с того, что через несколько столетий после прибытия на остров люди принялись, подобно их полинезийским предкам, устанавливать на платформы каменных идолов. Со временем статуи становились все большими; их головы начали украшать красные 10-тонные короны; раскручивалась спираль соревнования; соперничающие кланы пытались превзойти друг друга, демонстрируя здоровье и мощь подобно египтянам, строившим свои гигантские пирамиды. На острове, как в современной Америке, существовала сложная политическая система распределения имеющихся ресурсов и интегрирования экономики в различных областях.

Гравюра 1873 года из английской газеты «Harper Weekly». Гравюра подписана: «Easter Island Stone Idols Festival Dancing Tatoos» (Фестиваль татуированных танцовщиц у каменных идолов острова Пасхи).

Постоянно растущее население изводило леса быстрее, чем они могли восстанавливаться; все больше места занимали огороды; почва, лишенная леса, родники и ручьи высыхали; деревьев, которые тратились на транспортировку и подъем статуй, а также на строительство каноэ и жилищ, оказалось недостаточно даже на приготовление пищи. По мере уничтожения птиц и животных наступал голод. Уменьшалось плодородие пашен из-за ветровой и дождевой эрозии. Начались засухи. Интенсивное разведение курей и каннибализм не решили проблемы с продовольствием. Подготовленные к перемещению статуи с запавшими щеками и видимыми ребрами - свидетельство начавшегося голода.

При нехватке еды островитяне больше не могли содержать вождей, бюрократию и шаманов, которые осуществляли управление обществом. Выжившие островитяне рассказали первым посетившим их европейцам, как на смену централизованной системе пришел хаос, и воинственный класс победил наследственных вождей. На камнях появились изображения копий и кинжалов, изготовленных воюющими сторонами в 1600-е и 1700-е гг.; они и сейчас разбросаны по всему острову Пасхи. К 1700 г. население составляло от четверти до одной десятой своего прежнего количества. Люди переселились в пещеры, чтобы прятаться от своих врагов. Около 1770 г. противоборствующие кланы начали опрокидывать статуи друг у друга и сносить им головы. Последняя статуя была опрокинута и осквернена в 1864 г.

По мере того, как перед исследователями проявлялась картина упадка цивилизации острова Пасхи, они спрашивали себя: - Почему они не оглянулись, не осознали происходящего, не остановились, пока не было слишком поздно? О чем они думали, срубая последнюю пальму?

Вероятнее всего, катастрофа произошла не внезапно, а растянулась на несколько десятилетий. Изменения, происходящие в природе, для одного поколения были не заметны. Только старики, вспоминая годы своего детства, могли осознать происходящее и понять угрозу, которую несет уничтожение лесов, однако правящий класс и каменотесы, боясь потерять свои привилегии и работу, относились к предупреждениям точно так же, как и сегодняшние лесозаготовители на северо-западе США: «Работа важнее леса!».

Деревья постепенно становились меньше, тоньше и менее значимыми. Когда-то была срезана последняя плодоносящая пальма, а молодые побеги уничтожали вместе с остатками кустарников и подлеска. Никто не заметил гибели последней молодой пальмы.

Флора острова очень бедная: специалисты насчитывают не более 30 видов растений, произрастающих на Рапа-Нуи. Большинство из них было завезено с других островов Океании, Америки, Европы. Многие растения, ранее широко распространённые на Рапа-Нуи, истреблены. Между IX и XVII веками происходила активная вырубка деревьев, которая и привела к исчезновению лесов на острове (вероятно до этого на нём произрастали пальмы вида Paschalococos disperta). Другой причиной было поедание семян деревьев крысами. В связи с нерациональной хозяйственной деятельностью человека и другими факторами возникшая ускоренная эрозия почвы нанесла огромный ущерб сельскому хозяйству, в результате чего население Рапа-Нуи значительно сократилось.

Одно из вымерших растений - Sophora toromiro, местное название которого торомиро (рап. toromiro). Это растение на острове в прошлом играло важную роль в культуре рапануйцев: из него делались «говорящие таблички» с местными пиктограммами.

Ствол торомиро, диаметром в человеческое бедро и тоньше, часто использовался при строительстве домов; также из него делались копья. В XIX-XX веках это дерево было истреблено (одной из причин стало то, что молодую поросль уничтожали завезённые на остров овцы).

Другое растение острова - тутовое дерево, местное название которого махуте (рап. mahute). В прошлом это растение играло также значительную роль в быту островитян: из луба тутового дерева изготавливалась белая одежда, называемая тапа. После появления первых европейцев на острове - китобоев и миссионеров - значение махуте в быту рапануйцев уменьшилось.

Корни растения ти (рап. ti), или Dracaena terminalis, использовались для изготовления сахара. Также это растение применялось для изготовления порошка тёмно-голубого и зелёного цвета, который затем наносили на тело в качестве татуировок.

Макои (рап. makoi) (Thespesia populnea) использовалось для резьбы.

Одно из уцелевших растений острова, которое произрастает на склонах кратера Рано-Као и Рано-Рараку - Scirpus californicus, используемое при строительстве домов.

В последние десятилетия на острове стала появляться небольшая поросль эвкалипта. В XVIII-XIX веках на остров были завезены виноград, банан, дыня, сахарный тростник.

До прибытия на остров европейцев фауна острова Пасхи в основном была представлена морскими животными: тюленями, черепахами, крабами. До XIX века на острове разводили кур. Виды местной фауны, ранее населявшие Рапа-Нуи, вымерли. Например, вид крысы Rattus exulans, которую в прошлом местные жители использовали в пищу. Вместо неё на остров были завезены европейскими судами крысы вида Rattus norvegicus и Rattus rattus, ставшие переносчиками различных болезней, ранее не известных рапануйцам.

Сейчас на острове гнездятся 25 видов морских птиц и обитают 6 видов наземных птиц.

Статистика по моаи такова. Общее количество моаи - 887. Количество моаи, которые установлены на постаменты аху (Ahu) - 288 (32 процента от общего количества). Количество моаи, которые стоят на склонах вулкана Рано Рараку (Rano Raraku), где находился карьер по высечению моаи - 397 (45 процентов от общего количества). Количество моаи, которые лежат разбросанными по всему острову - 92 (10 процентов от общего количества). моаи имеют разную высоту - от 4 до 20 метров. Самые большие из них стоят одиноко на склоне вулкана Рано Рараку.

Они по шею погружены в осадочные породы, накопившиеся на острове за долгую историю этого кусочка земли. Некоторые моаи стояли на каменных постаментах, называемых туземцами аху . Количество аху превышает три сотни. Размер аху также различен - от нескольких десятков метров до двух сотен метров. Самый большой моаи по прозвищу «El Gigante» имеет высоту 21,6 метра. Он находится в карьере Рано Рараку и весит приблизительно 145-165 тонн. Самый большой моаи, стоящий на постаменте, расположен на аху Те Пито Кура (Ahu Te Pito Kura). Он имеет прозвище Паро (Paro), его рост около 10 метров, а вес - около 80 тонн.

Загадки острова Пасхи

Остров Пасхи полон загадок. Повсюду на острове можно увидеть входы в пещеры, каменные площадки, желобчатые аллеи, ведущие прямо в океан, огромные статуи, знаки на камнях.

Одной из главных загадок острова, не дающей покоя уже нескольким поколениям путешественников и исследователей, остаются совершенно уникальные каменные статуи - моаи. Это каменные истуканы самых разных размеров - от 3 до 21 метра. В среднем, вес одной статуи составляет от 10 до 20 тонн, но есть среди них и настоящие колоссы весом от 40 до 90 тонн.

С этих каменных статуй началась слава острова. Было совершенно непонятно, как они могли появиться на затерянном в океане островке со скудной растительностью и «диким» населением. Кто вытесал их, приволок на берег, водрузил на специально сделанные постаменты и увенчал увесистыми головными уборами?

Статуи имеют чрезвычайно странный вид - у них очень большие головы с тяжелым выступающим подбородком, длинные уши и совсем нет ног. У некоторых на головах «шапки» из красного камня. К какому человеческому племени принадлежали те, чьи портреты остались на острове в виде моаи? Заостренный приподнятый нос, тонкие губы, слегка выпяченные как бы в гримасе насмешки и презрения. Глубокие выемки под надбровными дугами, большой лоб - кто они?

На некоторых статуях - высеченные в камне ожерелья, или татуировка, нанесенная резцом. Лицо одного из каменных гигантов испещрено дырочками. Быть может в древние времена жившие на острове мудрецы, изучавшие движение небесных светил, татуировали лица картой звездного неба?

Глаза статуй смотрят в небо. В небо - такое же, как и тогда, когда столетия назад, для приплывших из-за горизонта открылась новая родина?

В прежние времена островитяне были убеждены, что моаи охраняют их землю и их самих от злых духов. Все стоящие моаи повернуты лицом к острову. Непостижимые, как время, они погружены в молчание. Это таинственные символы ушедшей цивилизации.

Известно, что скульптуры выкались из вулканической лавы на одной из оконечностей острова, а затем готовые фигуры переносились по трем главным дорогам к местам церемониальных постаментов - аху - разбросанных вдоль береговой линии. Длина самого большого ныне разрушенного аху составляла 160 м, а на его центральной платформе длиной около 45 м располагалось 15 статуй.

Подавляющее большинство статуй лежат незаконченные в каменоломнях или вдоль древних дорог. Некоторые из них застыли в глубине кратера вулкана Рано-Рараку, некоторые выходят за гребень вулкана и словно направляются к океану. Все как будто остановилось в один момент, охваченное вихрем неизвестного катаклизма. Почему скульпторы внезапно прекратили свою работу? Все оставлено на месте - и каменные топоры, и незаконченные статуи, и каменные гиганты, словно застывшие на пути в своем движении, как будто люди просто на минуту оставили свою работу да так и не смогли вернуться к ней.

Некоторые статуи, прежде установленные на каменных площадках, повалены и расколоты. То же относится и к каменным платформам - аху.

Конструирование аху требовало не меньше усилий и искусства, чем создание самих статуй. Требовалось сделать блоки и из них сложить ровный пьедестал. Плотность, с которой кирпичи прилегают друг к другу поражает. Для чего сооружались первые axу (их возраст порядка 700-800 лет), до сих пор неясно. В последующем их нередко использовали как места погребений и увековечивания памяти вождей.

Раскопки, проведенные на нескольких участках древних дорог, по которым, предположительно, островитяне переносили многотонные статуи (иногда на расстояние более 20 километров), показали, что все дороги явно обходят плоские участки. Сами дороги представляют собой ложбины V или U-образной формы шириной около 3,5 метров. На некоторых участках присутствуют длинные соединительные фрагменты, по форме напоминающие бордюрный камень. В некоторых местах отчетливо видны столбы, вкопанные за пределами бордюров, - возможно, они служили опорой некому приспособлению вроде рычага. Точной даты строительства этих дорог ученые пока не установили, однако по предположениям исследователей процесс перемещения статуй был закончен на острове Пасхи примерно к 1500 году до н.э.

Еще одна загадка: простые расчеты показывают, что за сотни лет небольшое население не смогло бы вытесать, перевезти и установить даже половину имеющихся статуй. На острове были найдены древние деревянные таблички с вырезанными письменами. Большая часть их была утрачена во время покорения острова европейцами. Но некоторые таблички сохранились. Письмена шли слева направо, а потом в обратном порядке - справа налево. Расшифровать начертанные на них знаки долго не удавалось. И только в начале 1996 года в Москве было объявлено о том, что все 4 сохранившиеся текстовые дощечки расшифрованы Любопытно, что в языке островитян есть слово, обозначающее медленное передвижение без помощи ног. Левитация? Не использовался ли этот фантастический способ при транспортировке и установке моаи?

И еще одна загадка. На старых картах около острова Пасхи изображены другие территории. Устные предания повествуют о медленном опускании земли под воду. Другие легенды рассказывают о катастрофах: об огненном посохе бога Увоке, расколовшем землю. А не могли ли здесь существовать в древние времена более крупные острова или даже целый материк с высокоразвитой культурой и техникой? Для него даже придумали красивое название Пасифида.

Некоторые ученые предполагают, что до сих пор существует некий клан (орден) пасхальцев, который сохраняет секреты предков и скрывает их от непосвященных в древние знания.

У острова Пасхи существует множество названий:

  • Хититеаираги (рап. Hititeairagi), или Хити-аи-ранги (рап. Hiti-ai-rangi);
  • Текаоухангоару (рап. Tekaouhangoaru);
  • Мата-Китераге (рап. Mata-Kiterage - в переводе с рапануйского «глаза, смотрящие в небо»);
  • Те-Пито-те-хенуа (рап. Te-Pito-te-henua - «пуп земли»);
  • Рапа-Нуи (рап. Rapa Nui - «Великий Рапа»), название в основном использовавшееся китобоями;
  • остров Сан-Карлос (англ. San Carlos Island), названный так Гонсалесом Дон Фелипе в честь короля Испании;
  • Теапи (рап. Teapi) - так называл остров Джеймс Кук;
  • Ваиху (рап. Vaihu), или Ваихоу (рап. Vaihou), - этим названием также пользовался Джеймс Кук, а позже Форстер Иоганн Георг Адам и Лаперуз Жан Франсуа де Гало (в его честь названа бухта на северо-востоке острова);
  • остров Пасхи (англ. Easter Island), названный так голландским мореплавателем Якобом Роггевеном, потому что он открыл его в день Пасхи 1722 года.
  • Очень часто остров Пасхи называют Рапа-Нуи (в переводе «Большой Рапа»), хотя оно не рапануйского, а полинезийского происхождения. Такое название остров получил благодаря таитянским мореплавателям, использовавшим его, чтобы различать остров Пасхи и остров Рапа, лежащий в 650 км к югу от Таити. Само название «Рапа-Нуи» вызвало множество споров среди лингвистов по поводу правильного написания этого слова. Среди англоговорящих специалистов слово «Rapa Nui» (2 слова) используется для наименования острова, слово «Rapanui» (1 слово) - когда идёт речь о народе или местной культуре.