Бельгийская живопись XVII столетия. Современные бельгийские художники Страсть не нуждается в этикетке. Peter Seminck

культура

Бельгийские художники

Пик расцвета живописи в Бельгии приходится на период бургундского правления в 15 веке. В эпоху Ренессанса художники писали портреты со сложными деталями. Это были жизненные и неидеализированные картины, в которых художники старались добиться максимального реализма и ясности. Такой стиль в живописи объясняется влиянием новой голландской школы.

Для бельгийской живописи 20 столетие стало вторым золотым веком. Но художники уже отступили от принципов реализма в живописи и обратились к сюрреализму. Одним из таких художников стал Рене Магритт.

Бельгийская живопись имеет старинные традиции, которыми бельгийцы по праву гордятся. В Антверпене расположен дом-музей Рубенса, а в Брюсселе - Королевский музей изобразительных искусств. Они стали проявлением глубокого уважения бельгийцев к своим художникам и старинным традициям в живописи.

Фламандские примитивисты

Еще в конце средних веков в Европе обратили внимание на живопись во Фландрии и Брюсселе. Ян Ван Эйк (около 1400-1441 гг.) совершил переворот во фламандском искусстве. Он стал первым, кто для изготовления стойких красок начал использовать масло, а смешивать краски - на холсте или дереве. Эти нововведения позволили сохранять картины дольше. В эпоху Ренессанса начала распространяться панельная живопись.

Ян Ван Эйк стал основоположником школы фламандского примитивизма, изображая на полотнах жизнь в ярких красках, в движении. В Гентском соборе находится алтарь-полиптих «Поклонение Агнцу», созданный знаменитым художником и его братом.

Фламандский примитивизм в живописи отличается особо реалистичными портретами, ясностью освещения и тщательным изображением одежд и текстур тканей. Одним из лучших художников, творивших в этом направлении, был Рогирде ла Пастюр (Рогир Ван дер Вейден) (около 1400-1464 гг.). Одной из знаменитых картин Рогирде ла Пастюра является «Снятие с креста». Художник объединил силу религиозных чувств и реализм. Картины Рогирде ла Пастюра вдохновляли многих бельгийских художников, наследовавших новую технику.

Возможности новой техники расширил Дирк Баутс (1415-1475 гг.).

Последним фламандским примитивистом считается Ханс Мемлинг (около 1433-1494 гг.), на картинах которого изображен Брюгге 15 века. Первые картины, изображавшие индустриальные европейские города, написал Иоахим Патинир (около 1475-1524 гг.).

Династия Брейгелей

На бельгийское искусство в начале 16 века большое влияние оказывала Италия. Художник Ян Госсарт (около 1478-1533 гг.) учился в Риме. Для написания картин для правящей династии герцогов Брабантских он выбирал мифологические сюжеты.

В 16-17 вв. самое большое влияние на фламандское искусство оказало семейство Брейгелей. Одним из лучших художников фламандской школы был Питер Брейгель Старший (около 1525-1569 гг.). Он приехал в Брюссель в 1563 году. Наиболее известными его произведениями являются полотна с изображениями комичных фигур крестьян. Они дают возможность окунуться в мир средних веков. Одной из знаменитых картин Питера Брейгеля Младшего (1564-1638 гг.), писавшего полотна на религиозные темы, является «Перепись в Вифлееме» (1610 гг.). Ян Брейгель Старший (1568-1625 гг.), которого еще называют Брейгель «Бархатный», писал сложные натюрморты, изображавшие цветы на фоне бархатных драпировок. Ян Брейгель Младший (1601-1678 гг.) писал великолепные пейзажи, и был придворным художником.

Художники Антверпена

Центр бельгийской живописи в 17 веке переместился из Брюсселя в Антверпен - центр Фландрии. В большой степени на это повлияло то, что один из первых всемирно известных фламандских художников Питер Пауль Рубенс (1577-1640 гг.) проживал в Антверпене. Рубенс писал великолепные пейзажи, картины с мифологическим сюжетом и был придворным художником. Но наиболее известны его полотна, изображающие пышнотелых женщин. Популярность Рубенса была так велика, что фламандские ткачи создали большую коллекцию гобеленов с изображением его великолепных картин.

Ученик Рубенса придворный портретист Антонис Ван Дейк (1599-1641 гг.) стал вторым художником из Антверпена, получившим мировую известность.

В Антверпене поселился Ян Брейгель Старший, а его зять Давид Тенирс II (1610-1690 гг.) учредил в 1665 году Академию художеств в Антверпене.

Европейское влияние

В 18 веке еще оставалось влияние Рубенса на искусство, поэтому в развитии фламандского искусства не произошло существенных изменений.

С начала 19 века начало ощущаться сильное воздействие прочих европейских школ на искусство Бельгии. В фламандскую живопись Франсуа Жозеф Навез (1787-1869 гг.) добавил неоклассицизм. Константен Менье (1831-1905 гг.) отдал предпочтение реализму. Гийом Вогельс (1836-1896 гг.) писал в стиле импрессионизма. Сторонником романтического направления в живописи был брюссельский художник Антуан Вирц (1806-1865 гг.).

Тревожащие, искаженные и размытые картины Антуана Вирца, такие как работа «Поспешная жестокость», выполненная около 1830 года, являются началом проявления в искусстве сюрреализма. Фернанд Кнопф (1858-1921 гг.), известный пугающими портретами с изображением сомнительных женщин, считается ранним представителем школы бельгийского символизма. На его творчество повлиял Густав Климт, немецкий романтик.

Джеймс Энсор (1860-1949 гг.) стал еще одним художником, творчество которого двигалось от реализма к сюрреализму. На его полотнах нередко изображены таинственные и жуткие скелеты. Общество художников «LesVingt» (LesXX) в 1884-1894 гг. организовало в Брюсселе выставку работ известных зарубежных авангардистов, тем самым оживив культурную жизнь в городе.

Сюрреализм

С начала 20 века в бельгийском искусстве ощущается влияние Сезанна. В этот период в Бельгии появились фовисты, изображающие залитые солнцем яркие пейзажи. Ярким представителем фовизма стал скульптор и художник Рик Ваутерс (1882-1916 гг.).

В середине двадцатых годов 20 столетия в Брюсселе появился сюрреализм. Рене Магритт (1898-1967 гг.) стал ярким представителем этого направления в искусстве. Сюрреализм начал развиваться еще в 16 веке. В таком стиле написаны фантасмагорические картины Питера Брейгеля Старшего и Босха. В полотнах Магритта нет ориентиров, он определил свой сюрреалистический стиль, как «возвращение от знакомого к чуждому».

Поль Дельво (1897-1989 гг.) был более эпатажным и эмоциональным художником, на его полотнах изображены причудливые, элегантные интерьеры с туманными фигурами.

Движение КоБрА в 1948 году агитировало абстракционизм. На смену абстракционизму пришло концептуальное искусство, во главе которого стоял Марсель Брудтаерс (1924-1976 гг.) - мастер инсталляций. Брудтаерс изображал привычные предметы, такие как наполненная мидиями кастрюлька.

Гобелены и кружева

Бельгийские гобелены и кружева уже на протяжении шестисот лет считаются роскошью. В 12 веке во Фландрии начали вручную изготавливать гобелены, позже их начали делать в Брюсселе, Турне, Ауденарде и Мехелене.

С начала 16 века в Бельгии начало развиваться искусство изготовления кружев. Кружева плелись во всех провинциях, но более всех ценились кружева из Брюсселя и Брюгге. Нередко наиболее искусным кружевницам покровительствовали аристократы. Для знати прекрасные гобелены и изысканные кружева считались признаком их положения. В 15-18 вв. кружева и гобелены были главным товаром на экспорт. И сегодня Бельгия считается родиной самых лучших гобеленов и кружев.

Фламандские города Турне и Аррас (сегодня находится на территории Франции) к началу 13 века стали знаменитыми европейскими ткацкими центрами. Развивалось ремесло и торговля. Техника позволяла делать более тонкие и дорогие работы, в шерсть стали добавлять нити настоящего серебра и золота, что увеличивало стоимость изделий еще больше.

Переворот в изготовлении гобеленов сделал Бернард Ван Орли (1492-1542 гг.), объединивший в рисунках фламандский реализм и итальянский идеализм. Позже фламандских мастеров переманили в Европу, и к концу 18 столетия вся слава фландрских гобеленов перешла к парижской фабрике.

Бельгия круглый год

Бельгийский климат является типичным для севера Европы. Именно по этой причине проведение праздников может осуществлять как на улице, так и в домашних условиях. Погодные условия отлично позволяют выступать столичным артистам, как на стадионах, так и в старинных зданиях. Жители Бельгии умеют использовать смену времен года. Например, в летнее время года происходит открытие цветочного фестиваля в столице. Гранд-Плас каждый второй август покрыт миллионами цветов. Открытие сезона танцев, кино и театра происходит в январе. Здесь своего зрителя ждут премьеры от «автомобильных кинотеатров» до старых аббатств.

В Брюсселе можно круглогодично наблюдать прохождение различных фестивалей. Здесь можно увидеть роскошные, полные жизни исторические процессии. Их устраивают каждый год еще со средневековых времен. Тут демонстрируются новейшие экспериментальные искусства Европы.

Праздники

  • Новый год - 1 января
  • Пасха - плавающая дата
  • Чистый понедельник - плавающая дата
  • День труда - 1 мая
  • Вознесение - плавающая дата
  • Троицын день - плавающая дата
  • Духов понедельник - плавающая дата
  • Национальный день Бельгии - 21 июля
  • Успение - 15 августа
  • День всех святых - 1 ноября
  • Перемирие - 11 ноября
  • Рождество - 25 декабря
Весна

Когда весенние дни в Бельгии удлиняются, происходит оживление культурной жизни. Сюда начинают приезжать туристы. Проведение музыкальных фестивалей происходит прямо на улице. Когда зацветают городские парки, для посетителей открывают тропические теплицы Лайкена, которые известны всему миру. К знаменательному празднику Пасхи бельгийские шоколадницы заняты приготовлением всевозможных сладостей.

  • Международный кинофестиваль фэнтези (3-я и 4-я неделя). Любителей чудес и странностей ждут новые фильмы в кинотеатрах по всей столице.
  • Арс Музыка (середина марта - середина апреля). Данный праздник является одним из лучших европейских фестивалей. На него приезжают знаменитые исполнители. Зачастую проведение концертов происходит в Музее старых мастеров. На этом фестивале присутствуют все музыкальные знатоки.
  • Евроантика (последняя неделя). Стадион Эйзеля полон посетителей и продавцов, которые хотят приобрести, либо продать антикварные вещи.
  • Пасха (Пасхальное воскресенье). Существует такое поверье, что перед праздником Пасхи церковные колокола улетают в Рим. Возвращаясь, они в полях и лесах специально для деток оставляют пасхальные яйца. Таким образом, каждый год более 1000 раскрашенных яиц взрослые прячут в Королевском парке, а детишки всего города собираются для их поиска.

Апрель

  • Весеннее барокко на Саблон (3-я неделя). На знаменитой площади Гранд-Саблон собираются молодые бельгийские таланты. Они исполняют музыку XVII века.
  • Королевские оранжереи в Лайкене (12 дней, даты варьируются). Когда начинают цвести кактусы, а также всевозможные экзотические растения, специально для публики открываются личные оранжереи бельгийской королевской семьи. Помещения выполнены из стекла и отделаны железом. Здесь от непогоды хранится большое количество всевозможных редких растений.
  • Фестиваль во Фландрии (середина апреля - октябрь) Данный фестиваль представляет собой музыкальный пир, в котором смешиваются всевозможные стили и направления. Здесь происходит выступление более 120 знаменитых оркестров и хоров.
  • «Экранные сцены». (3-я неделя - конец). Специально для зрителей ежедневно представляют новые европейские фильмы.
  • Празднование дня Европы (7-9 мая). В связи с тем, что Брюссель является европейской столицей, то на празднике это лишний раз подчеркивается. Например, даже Манекен-Пис переодет в синий костюм, который украшен желтыми звездочками.
  • Кюнстин-Фестиваль искусств (9-31 мая). В этом фестивале участвуют молодые актеры театров и танцоры.
  • Конкурс королевы Елизаветы (май - середина июня). На этом музыкальном конкурсе собираются поклонники классики. Этот конкурс проходит уже более сорока лет. На нем выступают молодые пианисты, скрипачи и певцы. Известные дирижеры и солисты выбирают среди них наиболее достойных исполнителей.
  • 20-километровый забег в Брюсселе (последнее воскресенье). Проведение пробежек в столице, в которых принимают активное участие более 20 000 любителей, а также профессиональных бегунов.
  • Джаз-ралли (последний выходной). Маленькие джазовые ансамбли выступают в бистро и кафе.
Лето

В июле в Омменганге открывается сезон придворного великолепия. Это достаточно старый обычай. Огромная процессия движется по Гранд-Плас и прилегающим улицам. В это замечательное время года можно услышать музыку различных направлений. Исполнители могут играть музыку в различных местах, например, на огромном стадионе «Король Бодуэн» в Эйзеле или в маленьких кафе-барах. В день празднования дня независимости все бельгийцы приходят на ярмарку Миди. Она проходит на площади, на которой устанавливаются лотки и сооружаются дорожки.

  • Брюссельский летний фестиваль (начало июня - сентябрь). Проведение концертных программ происходит в известных старинных зданиях.
  • Фестиваль в Валлонии (июнь - октябрь). Проведение серии гала-концертов в Брюсселе и Фландрии позволяет представить зрителю наиболее одаренных молодых бельгийских солистов и оркестрантов.
  • Фестиваль кафе «Кулёр» (последняя неделя). На протяжении трех дней проходит очень модная программа на перестроенном складе «Тур-э-Такси». Зрителя ожидают африканские барабанщики, сальса, этническая музыка и кислотный джаз.
  • Праздник музыки (последний выходной). Две недели подряд проходят бенефисы и концерты в городских залах и музеях, которые посвящены мировой музыке.
Июль
  • Оммеганг (1-й выходной июля). Со всего мира приезжают туристы, которые желают посмотреть на это действие. Этот фестиваль проходит в Брюсселе еще с 1549 года. Данная процессия (или, как ее называют, «обход») огибает Гранд-Плас, все улицы, которые к нему прилегают, и движется по кругу. Здесь принимают участие более 2000 участников. Благодаря костюмам они превращаются в городских жителей эпохи Возрождения. Парад проходит мимо высокопоставленных бельгийских чиновников. Билеты необходимо заказывать заранее.
  • Джаз-фолк фестиваль «Броселла» (2-й выходной). Фестиваль проходит в парке Оссегхем (Osseghem). На него съезжаются все знаменитые музыканты из Европы.
  • Летний фестиваль в Брюсселе (июль - август). В это время года музыканты играют классические произведения в Нижнем и Верхнем городе.
  • Ярмарка Миди (середина июля - сер. августа). Проведение ярмарки на знаменитой брюссельской станции Гардю-Миди. Данное мероприятие проходит целый месяц. Оно очень нравится детям. Эта ярмарка считается самой большой в Европе.
  • День Бельгии (21 июля). Проведение военного парада в честь дня независимости, который празднуется с 1831 года, после чего запускается фейерверк в Брюссельском парке.
  • Дни открытых дверей в Королевском дворце (последняя неделя июля - 2-я неделя сентября). Для посетителей открываются двери Королевского дворца. Данное мероприятие проводится шесть недель подряд.
Август
  • Майское дерево (Мейбоом) (9 августа). Это празднество возникло еще в 1213 году. Участники этого действия переодеваются в огромные костюмы - куклы. Шествие проходит по Нижнему городу. Оно останавливается на Гранд-Плас, затем там ставят «майское дерево».
  • Цветочный ковер (середина августа, раз в 2 года). Данный праздник проходит через год. Здесь отдается дань цветоводству в Брюсселе. Весь Гранд-Плас покрывают свежими цветами. Общая площадь такого ковра составляет, примерно, 2000 м².

Осень

Осенью развлекательные мероприятия бельгийцев перемещаются под крышу - в кафе или культурные центры, где можно послушать современную музыку. В течение «дней наследия» публика имеет возможность насладиться архитектурой, посещая частные дома, закрытые для посетителей в другое время, и осматривая находящиеся там коллекции.

Сентябрь

  • День рождения Манекен-Пис (последний выходной).
  • Знаменитую скульптуру писающего мальчика переодевают в очередной костюмчик, подаренный каким-либо высокопоставленным зарубежным гостем.
  • Фестиваль «Счастливый город» (первый выходной).
  • В это время проводится около 60 концертов в трёх десятках лучших брюссельских кафе.
  • «Ботанические ночи» (последняя неделя).
  • Во французском культурном центре «Ле Ботаник», расположенном в бывших оранжереях Ботанического сада, проводится серия концертов, которая доставит удовольствие всем ценителям джазовой музыки.
  • Дни наследия (2-е или 3 выходной).
  • На несколько дней многие охраняемые здания и частные дома, а также закрытые коллекции произведений искусства открывают двери для посетителей.
Октябрь
  • Джазовый фестиваль «Ауди» (середина октября - середина ноября).
  • По всей стране раздаются звуки джаза, разбавляя осеннюю скуку. Играют местные исполнители, но во Дворце изящных искусств в Брюсселе частенько выступают и некоторые звезды европейской величины.
Зима

Зимой в Бельгии обычно идут дожди и снегопады, поэтому практически все мероприятия в этот период переносятся под крышу. В картинных галереях проводятся выставки мирового значения, а на кинофестивале в Брюсселе можно увидеть работы как известных мастеров, так и молодых талантов. Перед рождественскими праздниками Нижний город расцвечивается яркой иллюминацией, а в Рождество столы бельгийцев украшают традиционные блюда.

  • «Ноктюрн Саблона» (последний выходной). Все торговые точки и музеи площади Гранд-Саблон не закрываются до позднего вечера. По всей ярмарке разъезжают повозки с запряженными лошадками, развозя покупателей, а на главной площади все желающие могут отведать настоящий глинтвейн.
Декабрь
  • День Св. Николая (6 декабря).
  • По поверью, в этот день в город приезжает покровитель Рождества Санта-Клаус, а все бельгийские дети получают конфеты, шоколад и другие подарки.
  • Рождество (24-25 декабря).
  • Как и в других католических странах, Рождество в Бельгии празднуют вечером 24 декабря. Бельгийцы обмениваются подарками, а на следующий день едут навестить родителей. Всевозможные рождественские атрибуты украшают улицы столицы вплоть до 6 января.
Январь
  • День короля (6 января).
  • В этот день готовят специальные миндальные «королевские лепешки», и все желающие ищут спрятанную там горошину. Нашедшего её объявляют королём на всю праздничную ночь.
  • Брюссельский кинофестиваль (середина - конец января).
  • Премьерный показ новых фильмов с участием европейских кинозвёзд.
Февраль
  • Ярмарка антиквариата (2-я и 3-я неделя).
  • Во Дворце изящных искусств собираются продавцы антиквариата со всех концов света.
  • Международный фестиваль комиксов (2-я и 3-я неделя).
  • Авторы и художники комиксов съезжаются в город, оказавший сильное влияние на искусство рисования комиксов, чтобы поделиться опытом и продемонстрировать новые работы.

Среди них можно видеть также портрет одного из известнейших мастеров Фландрии той эпохи Адриана Брауера (1606-1632) , картины которого коллекционировал сам Рубенс (в его собрании их насчитывалось семнадцать штук) . Каждое произведение Брауера- жемчужина живописи. Художник был наделен огромным колористическим талантом. Темой своего творчества он избрал повседневную жизнь фламандских бедняков - крестьян, нищих, бродяг, - томительную своим однообразием и пустотой, с ее убогими развлечениями, иногда нарушаемую вспышкой диких животных страстей. Брауер продолжил в искусстве традиции Босха и Брейгеля своим активным неприятием убожества и уродства жизни, глупости и животной низменности человеческой натуры и вместе с тем острым интересом к неповторимо характерному. Он не ставит своей целью развернуть перед зрителем широкий фон социальной жизни. Его сила в изображении конкретных жанровых ситуаций. Особенно владеет он умением выразить в мимике лица различные аффекты чувств и ощущений, испытываемых человеком. В противовес Рубенсу, ван Дейку и даже Иордансу он не помышляет ни о каких идеалах и благородных страстях. Он саркастически наблюдает человека таким, каков он есть. В музее можно видеть его картину «Собутыльники», замечательную нежным светлым колоритом, поразительно передающим освещение и атмосферное состояние. Убогий городской пейзаж около крепостного вала вместе с игроками-бродягами вызывает в душе щемящую сердце тоску. Это настроение самого художника, говорящего о тупой безнадежности существования, безусловно глубоко драматично.

Франс Хальс

Голландский отдел живописи сравнительно невелик, но в нем есть полотна Рембрандта, Якоба Рейсдаля, малых голландцев, мастеров пейзажа, натюрморта, жанровых сцен. Любопытен портрет купца Виллема Хейтхейссена, работы великого голландского художника Франса Хальса (1581/85-1666) . Хейтхейссен был богатым, но недалеким и крайне тщеславным человеком. Простоватый по натуре, он стремился тем не менее походить на знатных аристократов элегантностью, которую, казалось бы, разрешали приобрести его богатства. Хальсу смешны и чужды притязания этого выскочки. Потому так настойчиво, с определенной долей сарказма он делает двойственным портретный образ. Сначала мы замечаем непринужденную позу Хейтхейссена, его богатый нарядный костюм, шляпу с щегольски заломленными полями, а затем - невыразительное, бледное, уже немолодое лицо с тусклым взглядом. Прозаическая сущность этого человека проступает, несмотря на все ухищрения спрятать ее. Внутреннюю противоречивость и неустойчивость образа раскрывает более всего оригинально решенная композиция портрета. Хейтхейссен с хлыстом в руке, словно после верховой прогулки, сидит на стуле, который он как бы раскачивает. Эта поза наводит на мысль о быстрой фиксации художником состояния модели за короткий промежуток времени. И та же поза придает образу оттенок некоторой внутренней расслабленности и вялости. Что-то жалкое есть в этом человеке, пытающемся скрыть от самого себя неизбежное увядание, суетность желаний и внутреннюю пустоту.

Лукас Кранах

В разделе немецкой живописи брюссельского музея обращает на себя внимание блестящая работа Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553) . Это портрет доктора Иоганна Шеринга, датированный 1529 годом. Образ волевого, сильного человека типичен для искусства немецкого Возрождения. Но Кранах всякий раз улавливает индивидуальные качества ума и характера и раскрывает их в остро схваченном по своей неповторимости физическом облике модели. В суровом взгляде Шеринга, в его лице чувствуется какая-то холодная одержимость, жесткость и неуступчивость. Его образ был бы просто неприятен, если бы огромная внутренняя сила не вызывала чувства уважения к своеобразному характеру этого человека. Поражает виртуозность графического мастерства художника, так остро передавшего некрасивые крупные черты лица и множество мелких деталей портрета.

Итальянская и французская коллекции

Коллекция картин итальянских художников может вызвать интерес посетителей музея, так как в ней находятся произведения Тинторетто, великого живописца, последнего титана итальянского Возрождения. «Казнь св. Марка» - полотно цикла, посвященного жизни святого. Картина пронизана бурным драматизмом, страстной патетикой. Не только люди, но и небо в разорванных тучах и бушующее море, казалось, оплакивают гибель человека.

Шедеврами французской коллекции являются портрет молодого человека Матье Ленена и пейзаж Клода Лоррена.

В его разделе старого искусства насчитывает в настоящее время более тысячи ста художественных произведений, из которых многие способны доставить зрителю глубокое эстетическое наслаждение.

Жак Луи Давид

Вторая часть Королевского музея изящных искусств - коллекции искусства XIX и XX веков. Они содержат в основном работы бельгийских мастеров. Наиболее выдающимся произведением французской школы, хранящимся в музее, является «Смерть Марата» Жака Луи Давида (1748-1825) .

Давид - знаменитый художник Франции, глава революционного классицизма, чьи исторические полотна сыграли огромную роль в пробуждении гражданского сознания его современников в годы, предшествовавшие Французской буржуазной революции. Большинство предреволюционных картин художника было написано на сюжеты из истории Древней Греции и Рима, но революционная действительность заставила Давида обратиться к современности и в ней найти героя, достойного быть идеалом.

«Марату - Давид. Год второй» - такова лаконичная надпись на картине. Она воспринимается как эпитафия. Марат - один из вождей Французской революции-был убит в 1793 году (по революционному исчислению во втором году) роялисткой Шарлоттой Корде. «Друг народа» изображен в момент смерти, сразу же последовавшей за нанесенным ударом. Окровавленный нож брошен возле лечебной ванны, где он работал, несмотря на физические страдания. Суровая тишина наполняет картину, которая звучит как реквием павшему герою. Его фигура мощно вылеплена светотенью и уподоблена статуе. Закинутая голова и упавшая рука как бы застыли в вечном торжественном покое. Композиция поражает строгостью отбора предметов и четкостью линейных ритмов. Смерть Марата воспринята Давидом как героическая драма судьбы великого гражданина.

Учеником Давида, жившего последние годы жизни в изгнании и Брюсселе, стал бельгиец Франсуа Жозеф Навез (1787-1863) . До конца жизни Навез остался верен традиции, созданной его учителем, особенно в портрете, хотя и внес в этот жанр некоторый налет романтической трактовки образа. Одна из известных работ художника «Портрет семьи Эмптинн» написана в 1816 году. Зрителю невольно передается, что Молодую и красивую чету объединяют чувства любви и счастья. Если образ женщины полон спокойной радости, то мужской таит в себе некоторую романтическую загадочность и легкий оттенок печали.

Бельгийская живопись XIX XX веков

В залах музея можно видеть произведения крупнейших бельгийских живописцев XIX века: Анри Лейса, Жозефа Стевенса, Ипполита Буланже. Ян Стоббартс представлен одной из лучших своих картин «Ферма в Крейнингене», правдиво рисующей крестьянский труд в Бельгии. Хотя художник был самоучкой, картина великолепно композиционно построена и отличается высоким качеством живописного выполнения. Ее тема, возможно, навеяна картиной Рубенса «Возвращение блудного сына». Стоббартс был одним из первых живописцев XIX века, провозгласивших принципы реализма.

Начало его художественной карьеры было трудным. Привыкшая к романтической концепции художественного образа антверпенская публика отвергла с возмущением его правдивые картины. Этот антагонизм оказался столь сильным, что Стоббартс вынужден был в конце концов переехать в Брюссель.

Музей обладает двадцатью семью полотнами известного бельгийского художника Анри де Бракелера (1840-1888) , который был племянником и учеником А. Лейса, выдающегося исторического живописца. Повышенный интерес к национальной истории Бельгии, ее традициям, быту, культуре соединился у де Бракелера с каким-то странным чувством любви, полной легкого сожаления и тоски о прошлом. Его жанровые сцены пронизаны воспоминаниями о минувшем, его герои напоминают людей ушедших столетий, будучи окруженными старинными вещами и предметами. В творчестве де Бракелера присутствует несомненно момент стилизации. В частности, его картина «Географ» напоминает работы голландских мастеров XVII века Г. Метсю и Н. Маса. На картине мы видим старика, сидящего на бархатном табурете XVII столетия и погруженного в созерцание старинного раскрашенного атласа.

Картина Джеймса Энсора (1860-1949) «Дама в голубом» (1881) несет следы сильного влияния французского импрессионизма. Живописная гамма состоит из голубых, голубовато-серых и зеленых тонов. Живой и свободный мазок передает вибрацию и движение воздуха.

Живописная интерпретация картины превращает будничный мотив в поэтическую сцену. Обостренное живописное восприятие художника, склонность к фантазии, постоянное желание преобразить увиденное в нечто необычное сказываются и в его блестящих натюрмортах, наиболее удачным примером которых может служить брюссельский «Скат». Морская рыба отталкивающе красива своим резким розовым цветом и как бы расплывающейся на глазах формой, и есть что-то неприятное и беспокоящее в ее завораживающе пронзительном взгляде, устремленном прямо на зрителя.

Энсор прожил долгую жизнь, но активность его творчества падает на период с 1879 по 1893 год. Ирония Энсора, неприятие уродливых черт человеческой натуры с беспощадным сарказмом проявляются в многочисленных картинах с изображением карнавальных масок, которые также можно видеть в брюссельском музее. Несомненна преемственная связь Энсора с искусством Босха и Брейгеля.

Прекраснейший колорист и одареннейший скульптор, погибший в первую мировую войну, Рик Ваутерс (1882-1916) представлен в музее как живописными, так и скульптурными работами. Художник испытал сильнейшее влияние Сезанна, примкнул к течению так называемого «брабантского фовизма», но тем не менее стал глубоко оригинальным мастером. Его темпераментное искусство пронизано горячей любовью к жизни. В «Даме с желтым ожерельем» мы узнаем его жену Нэл, примостившуюся в кресле. Праздничное звучание желтого цвета занавесок, красного - клетчатого пледа, зеленых гирлянд на обоях, синего - платья вызывает чувство радости бытия, захватывающей всю душу.

Музей хранит несколько работ выдающегося бельгийского живописца Пермеке (1886-1952) .

Констан Пермеке широко известен как глава бельгийского экспрессионизма. Бельгия была второй после Германии страной, где это течение получило большое влияние в художественной среде. Герои Пермеке, в основном люди из народа, изображены с нарочитой огрубленностью, которая, по идее автора, должна выявить их природную силу и мощь. Пермеке прибегает к деформации, упрощенной колористической гамме. Тем не менее в его «Обрученных» чувствуется своеобразная монумента л изация, пусть примитивных образов, желание раскрыть характер и взаимоотношения моряка и его подруги.

Среди мастеров реалистического направления XX века выделяются Исидор Опсомер и Пьер Полюс. Первый известен как замечательный портретист («Портрет Жюля Дестре») , второй - как художник, посвятивший свое творчество, подобно К. Менье, изображению трудной жизни бельгийских шахтеров. В залах музея представлены также работы бельгийских художников, принадлежащих другим направлениям в современном искусстве, в основном сюрреализму и абстракционизму.

Кто стоит у руля бельгийского арт-рынка? Ян Фабр, Люк Тюйманс и Франсис Алюс

В 2011 году на европейском арт-рынке со скромной долей 1,11 % Бельгия заняла только шестое место, пропустив вперед не только Великобританию, Францию и Германию, но и Швецию с Италией. Впрочем, невысокое положение бельгийского арт-рынка отнюдь не отражает того успеха, которого добились на международном уровне бельгийские художники. Четыре бельгийца вошли в Тор-30 современных европейских авторов в 2011 году, а это значит, что Бельгия стала третьей наиболее широко представленной страной в этом рейтинге после Великобритании и Германии.

Тор-10 аукционных результатов современных бельгийских художников в 2011 году

Работа

Результат, долларов

Аукцион

Люк Тюйманс

Deal - No deal (2011)

Люк Тюйманс

Пасха (2006)

Вим Дельво

Модели грузовика и экскаватора Caterpillar 5C (2004)

Люк Тюйманс

Берег (2011)

Человек, измеряющий облака (1998)

Франсис Алюс

Вечный жид (2011)

Человек, дающий огонь (2002)

The Battle in the Hour Blue (1989)

Франсис Алюс

Без названия (Мужчина / женщина с туфлей на голове) (1995)

Антропология планеты (2008)

В 2011 году среди бельгийских художников Люк Тюйманс (Luc Tuymans) был не только самым продаваемым, но и самым щедрым. По сути, два из трех его лучших результатов за год были достигнуты на благотворительных аукционах. Его работа «Deal - No deal» («Везет - не везет») была предложена покупателям 22 сентября на нью-йоркских торгах Christie"s «Художники для Гаити» (выручка пошла на помощь пострадавшим от землетрясения 2010 года). Картину Тюйманса купили за 956 500 долларов, значительно дороже эстимейта 600–800 тысяч долларов. Работа «Deal - No deal» была создана Тюймансом в Брюгге. Автор рассказывает, что его вдохновил одинокий мужчина, игравший на автомате в углу ночного бара после полуночи. На масштабном (200 х 130) полотне Тюйманса игрок пребывает в смятении и растерянности.

ЛЮК ТЮЙМАНС Deal - No deal. 2011
Источник: christies.com
ЛЮК ТЮЙМАНС Берег. 2011
Источник: arcadja.com

Несколько недель спустя Такаси Мураками организовал благотворительный аукцион в пользу жертв землетрясения в Японии, на котором работа Тюйманса «Берег» (2011) была продана за 260 тысяч долларов. В этой картине маслом художник переработал свою более раннюю шелкографию «Берег» 2005 года, основанную на фотографии Polaroid с ночным прибоем. В новом варианте набегающая на берег волна и ночное небо приобрели оттенки серого и белого. В этой работе автор выразил свое личное отношение к трагедии страны, пострадавшей от землетрясения и цунами.

Еще одна работа Тюйманса - «Пасха» (2006) - в мае была продана на нью-йоркских торгах Sotheby"s за 800 тысяч долларов. Картина относится к серии работ Тюйманса, исследующих влияние ордена иезуитов на различные системы принятия решений (политическую, религиозную и проч.). С этими рекордными результатами цены на Тюйманса почти что вернулись к пиковому уровню 2005 года, когда в Тейт Модерн проходила его ретроспектива. А совсем недавно в Брюсселе завершилось путешествие передвижной выставки Тюйманса, посетившей до этого Чикаго, Коламбус, Даллас и Сан-Франциско.


ВИМ ДЕЛЬВО
Модели грузовика и экскаватора Caterpillar 5C. 2004
Источник: m.sothebys.com

ВИМ ДЕЛЬВО Модели грузовика и экскаватора Caterpillar 5C (фрагмент) . 2004
Источник: m.sothebys.com

Бельгийский художник Вим Дельво (Wim Delvoye) занимает третью строчку рейтинга со своими «Моделями грузовика и экскаватора Caterpillar 5C» (2004), проданными на лондонских торгах Sotheby"s 13 октября за 297,7 тысячи долларов. Выполненные в знаковом для художника стиле маленький грузовичок и экскаватор стали самой дорогой работой Дельво, проданной на открытых торгах. Вырезанные из стали при помощи лазера ажурные готические узоры напоминают о фламандских корнях художника. Дельво долго считали «плохим мальчиком» бельгийского современного искусства - именно он попробовал набивать татуировки свиньям и изобрел аппарат по производству экскрементов «Клоака». За последний год помимо скандальной известности к художнику пришел и коммерческий успех: три его произведения были проданы дороже 150 тысяч долларов - столько же, сколько за предыдущие четыре года.

Яна Фабра (Jan Fabre) так же, как и Дельво, нельзя причислить к ангелам, но репутация провокатора не помешала ему занять четыре строчки в рейтинге самых преуспевающих бельгийских авторов. Его лучший результат 2011 года стоит на пятом месте в общенациональном зачете. Вторичный рынок работ Фабра наконец начал соответствовать тому уровню международного признания, которого добился художник в последнее время (Ян Фабр, например, был приглашенным художником бельгийского павильона на Венецианской биеннале). Бронзовая статуя «Человек, измеряющий облака» (1998) на торгах Christie"s 15 октября достигла цены молотка 252,4 тысячи долларов - лучшей для художника в 2011 году. Всего Фабр изготовил 8 слепков этой скульптуры; один из них в 2009 году ушел с молотка примерно за 230 тысяч долларов; а еще один уже в этом году, 16 февраля, был продан за 267 тысяч, чем обновил прошлогодний персональный рекорд художника и подтвердил рост цен на рынке его работ. В текущем рейтинге есть еще парочка скульптур Яна Фабра: «Человек, дающий огонь» (233,6 тысячи долларов, Christie"s, Лондон) и «Антропология планеты» (197,9 тысячи долларов, Sotheby"s, Амстердам). Интересно, что одна из самых дорогих работ Фабра в 2011 - «The Battle in the Hour Blue» (221,6 тысячи долларов, Christie"s, Лондон) - рисунок, в то время как все предыдущие результаты графических работ Фабра не превышали 28 тысяч долларов. Работа представляет собой трех жуков-оленей, закрепленных в центре листа бумаги, сплошь закрашенного шариковой ручкой. Это самая старая работа рейтинга - Фабр создал ее еще в 1989.

С ноября 2004 по май 2008-го 12 работ Франсиса Алюса (Francis Alys) ушли с молотка дороже 150 тысяч долларов. С июня 2008 по май 2011 лишь одна его работа достигла результата свыше 80 тысяч долларов. На рынок произведений Алюса кризис повлиял кардинальным образом: в период 2008–2010 цены на его работы упали на 37 процентов. В 2011 в Тейт Модерн прошла одна из самых исчерпывающих выставок бельгийца - «История обмана». Сейчас спрос на работы Алюса снова вырос: в 2011 году без покупателей остался только 21 процент его работ, в то время как в 2009-м этот показатель равнялся 40 процентам. Поэтому не удивительно, что две из них попали в текущий рейтинг. Начинавший как архитектор, Франсис Алюс в своих работах исследует взаимодействие человека и пространства при помощи разнообразнейших техник - от живописи до перформанса. На уже упомянутом благотворительном аукционе «Художники для Гаити» большая работа Алюса маслом «Le juif errant» («Вечный жид») и несколько подготовительных рисунков к ней ушли за 248 тысяч долларов. Картина отражает тему миграции с точки зрения мифологии. Другой превосходный результат принесла работа «Без названия» («Мужчина/женщина с туфлей на голове»): при довольно смелом эстимейте 100–150 тысяч долларов (если учитывать последнюю продажу этой работы в 2004 за 70 тысяч долларов) работа была продана вдвое дороже - за 200 тысяч долларов.

Пока что свои лучшие аукционные результаты бельгийские художники зарабатывают не у себя дома. Тем не менее Бельгия ответственна за четверть от всех проданных лотов этих четырех авторов, которая соответствует 11 процентам от суммарной выручки за их работы на аукционах.

Материал подготовила Мария Онучина, AI

О бельгийских художниках читайте также:
Ян Фабр - художник и энтомолог ;
Третья Московская биеннале современного искусства. Люк Тюйманс ;
Top-10 Newsweek. Франсис Алюс: искусство как комментарий к экзистенции .



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов сайт, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. сайт не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Ян ван Эйк - ключевая фигура Северного Возрождения, его основоположник.

Ван Эйк считался изобретателем масляных красок, хотя на самом деле он лишь усовершенствовал их. Однако благодаря ему масло получило всеобщее признание.

В течение 16 лет художник был придворным живописцем герцога Бургундского Филиппа Доброго, господина и вассала также связывала крепкая дружба, герцог принимал живое участие в судьбе художника, а ван Эйк стал посредником в женитьбе господина.

Ян ван Эйк был настоящей «личностью эпохи Возрождения»: хорошо знал геометрию, имел определенные познания в химии, увлекался алхимией, интересовался ботаникой, а также весьма успешно выполнял дипломатические поручения.

Где купить: Галерея De Jonckheere, Галерея Oscar De Vos, Галерея Jos Jamar, Галерея Harold t’Kint de Roodenbeke, Галерея Francis Maere, Галерея Pierre Mahaux, Галерея Guy Pieters

Рене Магритт (1898, Лессин 1967, Брюссель)

Большой шутник и каверзник Рене Магритт однажды сказал: «Смотрите, я рисую трубку, но это не трубка». Используя абсурдное сочетание обычных предметов, художник наполняет свои картины метафорами и скрытыми смыслами, которые заставляют задуматься об обманчивости видимого, таинственности обыденного.

Однако Магритт всегда был в стороне от остальных сюрреалистов, а скорее причислял себя к магическим реалистам, в частности из-за того, что как ни удивительно, не признавал роли психоанализа.

Мать художника покончила с собой, спрыгнув с моста, когда ему было 13 лет, некоторые исследователи считают, что «фирменный» образ загадочного мужчины в пальто и котелке родился под впечатлением этого трагического события.

Где посмотреть:

В 2009 году Королевские музеи изящных искусств в Брюсселе выделили коллекцию художника в отдельный музей, посвященный его творчеству.

Где купить: Галерея De Jonckheere, Галерея Jos Jamar, Галерея Harold t’Kint de Roodenbeke, Галерея Pierre Mahaux, Галерея Guy Pieters

Поль Дельво (1897, Анте - 1994, Вёрне, Западная Фландрия)

Дельво был одним из наиболее успешных художников-сюрреалистов, несмотря на то, что никогда официально не состоял в этом движении.

В печально-таинственном мире Дельво женщина всегда занимает центральное место. Особое глубокое молчание окружает женщин на картинах, они словно находятся в ожидании мужчин, которые пробудят их.

Классический сюжет в изображении Дельво — женская фигура на фоне городского или сельского пейзажа, данного в перспективе, окружённая загадочными элементами.

Писатель и поэт Андре Бретон даже как-то заметил, что художник делает «наш мир Царством Женщины — повелительницы сердец».

Дельво учился на архитектора в Королевской академии изящных искусств в Брюсселе, но потом перешёл в класс живописи. Однако архитектура всегда принимает активное участие в его картинах.

Где купить: Галерея Jos Jamar, Галерея Harold t’Kint de Roodenbeke , Галерея Lancz, Галерея Guy Pieters

Вим Дельвуа (род. 1965)

Остросовременное, нередко провокационное и ироничное творчество Вима Дельвуа демонстрирует обычные предметы в новом для них контексте. Художник соединяет современные и классические сюжеты в тончайшие ссылки и параллели.

К числу самых известных произведений художника относятся «Клоака» (2009-2010) - машина, пародирующая действие пищеварительной системы человека, и «Арт-ферма» около Пекина, на которой Дельвуа создает тату-картины на спинах свиней.

Наибольшую популярность получила его серия псевдоготических скульптур, в которой ажурная резьба сочетается с современными сюжетами.Одна из таких («Cement Truck») стоит возле брюссельского театра KVS.

Где посмотреть:

В Королевском Музее Изящных Искусств Брюсселя, M HKA (Антверпен), в январе в Maison Particuliere Вим Дельвуа станет приглашенным художником на коллективной выставке «Табу». Также скульптура «Бетономешалка» установлена напротив театра KVS (Королевского Фламандского Театра) на площади между улицами Hooikaai /Quai au Foin и Arduinkaai / Quai aux pierres de taille.

Большинство его работ постоянно колесят по миру, экспонируясь на самых лучших арт-площадках.

Где купить:

Ян Фабр (род.1958, Антверпен)

Всесторонне одаренный Ян Фабр известен своими провокационными перформансами, он также писатель, философ, скульптор, фотограф и видеоартист и считается одним из самых радикальных современных хореографов.

Художник - внук неутомимого исследователя бабочек, букашек и паучков

Жана-Анри Фабра. Возможно поэтому мир насекомых является одной из ключевых тем его творчества, наравне с человеческим телом и войной.

В 2002 Фабр по заказу королевы Бельгии Паолы оформил потолок Зеркального зала Королевского дворца в Брюсселе (кстати, впервые после Огюста Родена) миллионами крылышек жуков. Композиция носит название Heaven of Delight (2002).

Однако за переливающейся поверхностью художник напоминает королевской семье о страшном позоре — огромных человеческих жертвах среди местного населения Конго во время колонизации короля Леопольда II ради добычи алмазов и золото.

По словам художника, консервативному бельгийскому обществу это, мягко говоря, не понравилось: «Простого обывателя зачастую раздражает мысль о том, что Королевский Дворец оформлен художником, который открыто призывает не голосовать за правых».

Где посмотреть:

Кроме Королевского дворца, работы Яна Фабра можно увидеть в Королевском Музее Изящных Искусств Брюсселя , где установлена среди прочих его инсталляция «Синий взгляд», Музее Актуального Искусства Гента (S.M.A.K .), M HKA (Антверпен), Belfius Art Collection (Брюссель), Музей Икселя (Брюссель), а также на кураторских временных выставках в Maison Particuliere , Villa Empain , Vanhaerents Art Collection и др.

Где купить: Галерея Jos Jamar, Галерея Guy Pieters


Современная бельгийская художница Дебора Миссуртен (Debora Missoorten) родилась и до сих пор живет в Антверпене, Бельгия, где работает как независимый профессиональный художник. Она закончила учебу в академии художеств по специальности "дизайн Костюма для театра".

Современные художники Бельгии. Jean-Claude Dresse

Жан-Клод является одним из немногих художников современности, которые, опираясь на великие примеры прошлого, смог пересмотреть и отредактировать их в соответствии с личным видением. Он наполняет свои работы эмоциями таким образом, что они возвращают зрителя к источнику этой эмоциональности, обогащенному, стараниями автора, тщательно разработанной концепцией картины, цветом и гармонией. Художник делает это для того, чтобы заставить нас наслаждаться разгадыванием тайн, окружающих этот источник.

Я стараюсь показать невидимое. Juan Maria Bolle

Хуан Мария Болле (Juan Maria Bolle) известный фламандский (бельгийский) художник, родился в Вилвурде, недалеко от Брюсселя, Бельгия, в декабре 1958 года. В 1976 году он заканчивает среднюю школу Королевский Атенеум в родном городе. В 1985 году завершает учебу в институте искусств Санкт-Лукас в Брюсселе.

Страсть не нуждается в этикетке. Peter Seminck

Питер Семинк (Peter Seminck) - известный бельгийский художник, родился в Антверпене, в 1958 году. Образование получил в в художественной академии Schoten, получил сначала степень бакалавра, а затем и магистра изобразительных искусств. В темах себя не ограничивает, пишет различные картины, в основном маслом на холсте. В настоящее время живет и работает в Малле, пригород Антверпена, Бельгия.

Современная бельгийская художница. Debora Missoorten

Современная бельгийская художница Дебора Миссуртен (Debora Missoorten) родилась и до сих пор живет в Антверпене, Бельгия, где работает как независимый профессиональный художник. Она закончила учебу в академии художеств по специальности "дизайн Костюма для театра".

Современные художники Бельгии. Frederic Dufoor

Современный художник Фредерик Дюфор родился в 1943 в Турнее, Бельгия, образование получил в институте Сен-Люк в Турнее, а затем в Академии Монса. После небольшого перерыва был зачислен в студию Луи Ван Линта в институте Сен-Люк в Брюсселе. С 1967 года, после окончания, в течение 10 лет преподавал в институте Graphic Communications, а затем занял пост преподавателя в институте Сен-Люк в Брюсселе, где работал до декабря 1998.

Moussin Irjan. Современная живопись

Мусин Иржан, современный художник , родился в Алма-Ате, Казахстан, в 1977 году. С 1992 по 1995 учился в художественном училище в Алма-Ате. Затем поступил и успешно окончил в 1999 году Академию художеств И. Е. Репина в Санкт-Петербурге. После этого несколько лет обучался современной живописи в Художественной школе "RHoK" в Брюсселе и в Академии Искусств в Антверпене.
Начиная с 2002 не однократно выставлялся и участвовал в различных конкурсах, в которых не раз занимал призовые места и получал награды. Его картины находятся в частных коллекциях в Англии, Франции, Голландии, США, Колумбии, Бельгии и России. В настоящее время живет и работает в Антверпене, Бельгия.

Pol Ledent. Современный художник-самоучка. Пейзажи и цветы


Главная тема картин этого художника - живая природа, пейзажи и времена года, но немало работ Пол посвятил силе, энергии и красоте человеческого тела.

Pol Ledent. Современный художник-самоучка. Люди

Пол Легент родился в 1952 году в Бельгии. Но к живописи пришел не сразу, только в 1989 году. Начал с акварели, но быстро понял, что это не то, что ему необходимо, масляная живопись будет больше соответствовать его образу мысли.
Главная тема картин Пола - живая природа, пейзажи и времена года, но немало работ он посвятил силе, энергии и красоте человеческого тела.

Современная бельгийская художница. Christiane Vleugels

Stephane Heurion. Рисунки акварелью


Пол Ледент родился в 1952 году в Бельгии. Он не сразу решил заняться живописью, а лишь после нескольких лет работы инженером, в 1989 году. Начал Пол с акварели, но быстро почувствовал, что масляная живопись будет больше соответствовать его образу мыслей.

Седрик Леонард молодой дизайнер из Бельгии. Родился в 1985 году. Он окончил школу искусств St.Luc со степенью бакалавра в области изобразительного искусства. Вскоре после этого он начал работать в небольшой компании, веб мастером. В настоящее время он работает в качестве внештатного дизайнера. Седрик ищет оригинальность во всем, чем бы не занимался и верит в привлекательность современных визуальных эффектов.