Новая жизнь сельского клуба. Клуб на селе - стратегический объект

КЛУБ НА СЕЛЕ – СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ!

Тема настоящей статьи настолько избита, что вызывает жалость. Но жизнь в нынешней России всё же доказывает, что нет такой избитой темы, которую нельзя было бы избить ещё один раз! Итак, речь всё о тех же муниципальных учреждениях культуры на селе.
Расходы на ремонт крыши, санузлов, водопровода, пожарную безопасность, устройство интерьера клубных учреждений бюджету не нужны, - это трата денег, которых в муниципальных кошельках и так не хватает! Да и зачем изводить деньги на вещи, которые бюджету не нужны?! Неужели, чтобы произвести впечатление на людей, которых бюджет не выносит?! То есть посетителей клубов, а ещё конкретнее, жителей села…В итоге получается, что село имеет ту культуру, какую ему финансируют. Иначе говоря - никакую!.. Это значит, что сельские клубы и Дома культуры так и будут пребывать в состоянии «вечного анабиоза». Сами они не в силах выдавить из себя родимые пятна социализма – нищету, запущенность, инфантильную зависимость от бюджетного «ошейника» и запретительных административных догм (клубы и Дома культуры - не коммерческие заведения – упаси вас Боже гнаться в их стенах за прибылью!) А вокруг уже расплодились бары, казино, частные досуговые заведения, которые щедро облагораживаются, обзаводятся яркими «цацками», всякими «заманухами», - понятное дело: ради прибыли! Они, в отличие от клубных учреждений, легко обстроились и вписались в новый общественно-политический строй, который мы всё ещё боимся назвать этим неприятным словом - капитализм!
Что ж, тогда зададимся вопросом: а нужны ли сегодня вообще сельские клубы и Дома культуры? Может, пустить им контрольный выстрел в голову и дело с концом?!
В последние годы мы печально наблюдаем за тем, как родное государство перегоняет село из одного тупика в другой – ещё тупее! Никакого сострадания к сельскому жителю, к его быту и духовной культуре. Материнские наши деревни вымирают на глазах. Всё труднее удержать молодёжь на селе. В поисках достойного заработка и перспектив молодые люди пускаются во все тяжкие по городам и весям страны, разделяя судьбу миллионов нелегальных гастарбайтеров…И конца этим «хождениям» пока не видно.
Сам собой напрашивается вопрос: есть ли у нашего государства вообще какая-нибудь политика на селе? Смягчим вопрос: хотя бы в области культуры?
Нам говорят, что есть (ладно, Бог всё видит!). Тогда кто же претворяет её в жизнь? Может, эта социально-культурная миссия возложена на бары, казино и другие частные увеселительные заведения, расплодившиеся как грибы после дождя? Ничуть не бывало! Частный бизнес не обременяет себя никакими другими мотивами и обязательствами, кроме получения прибыли! Остаются, по всей видимости, лишь государственные и муниципальные учреждения культуры. Им-то чиновники и заявляют: действуйте смелее, внедряйте в свою работу новые прорыночные установки…
Какой цинизм, братцы мои! И как он далёк от истинного положения дел! Стыдно сказать, но нынешние клубы на селе живут запасами технических средств, приобретённых ещё в перестроечные времена, в начале 90-х годов прошлого века! Кроме того, каждое муниципальное сельское учреждение культуры – солидное самостоятельное хозяйство: здание требует регулярного текущего ремонта; отопительное, сантехническое и энергетическое оборудование не обойдутся без должной профилактики и ухода. Кадры тоже стареют, а низкий престиж работника культуры на селе (отсутствие жилья, должной зарплаты, перспективы роста) непривлекателен для молодёжи. Вот и получается «картина маслом»! Пока сельские очаги культуры носят бюджетный ошейник и накрепко привязаны к порогу наших сельских администраций, которые, в свою очередь, сами находятся в меркантильной зависимости от всякого рода «спонсоров» и «меценатов» (когда ещё народятся на селе настоящие Морозовы да Третьяковы!), о каких таких прорыночных установках может идти речь? Даже самые благополучные клубы и Дома культуры, стремящиеся всеми правдами и неправдами вписаться в рыночную канву, и те уже безнадёжно увязли в распрях и юридических тяжбах по имущественным отношениям с местными органами власти, исповедующими непререкаемый бюджетный завет: «Имущество клубов и Домов культуры – муниципальная собственность». Это значит, она обязана сохранять некую «девственность», а любые отношения с ней должны носить характер непорочного зачатия…
Идущая до сих пор чиновничья возня в финансовых ведомствах вокруг дальнейшей судьбы сельских клубов и Домов культуры ни к чему не привела. Вопрос так и завис в воздухе. Руководствуясь доводами формальной логики, чиновники рассуждают примерно так: в условиях рыночной стихии услуги государственного клубного учреждения рьяно потреблять никто не рвётся! (Правильно, их вынуждены оплачивать только те, у кого нет денег пойти в частные диско-бары и развлекательные заведения! – АВ) И все разговоры о том, что нужно поддерживать государственную культуру, все эти сельские КДУ (культурно-досуговые учреждения) у чиновников-«рыночников» вызывают лишь циничный смех. Они предлагают свой вариант «оптимизации бюджетной сферы»: сотнями, тысячами смело сокращать эти учреждения. Во всяком случае, сегодня мы наблюдаем явную тенденцию к сокращению клубной сети на селе, и никто не утруждает себя мыслями о выработке «особых подходов», учитывающие специфику сельской культуры.
Между тем, совершенно необходим новый подход к оценке клубной деятельности на селе. И одним из главных определяющих этого подхода должен стать сам факт, что местные учреждения культуры выполняют ответственную миссию по проведению государственной культурной политики на селе! Говоря на армейском языке: в зоне военных действий! Потому что здесь сплелись в один узел множество негативных составляющих. Во-первых, чудовищно низкая платежеспособность населения. Во-вторых, крайняя изношенность зданий и клубного оборудования. В-третьих, отсутствие кадровых и финансовых ресурсов. В силу этого невозможно рассчитывать не только на какие-нибудь «городские» и коммерческие формы досуга, но, что очень важно, на действенные культурно-воспитательные и патриотические акты…
Вывод напрашивается сам собой: исполнять культурную миссию на селе кроме государственных и муниципальных клубных учреждений, по большому счёту, более некому! А если учесть, что выполнять эту миссию на селе значительно труднее, чем в городе, то и финансирование сельских государственных и муниципальных учреждений культуры должно происходить строго на федеральном уровне – как финансирование особых стратегических объектов! Для пущей наглядности приведу лишь один пример. По данным Министерства обороны, 75 процентов личного состава Российской армии укомплектовано выходцами из деревень, сёл и небольших провинциальных посёлков! Неужели кто-то думает, что эти парни выросли в диком лесу, сами по себе? Ведь наверняка значительную роль в их гражданском и патриотическом становлении сыграли и продолжают играть те самые сельские культурно-досуговые учреждения. Уже один этот аспект (не считая множества других!) ставит решения судеб сельских клубов в список первоочередных стратегических задач государства – стратегических и для выживания села!

ВЛАДИМИР АВЕТИСЯН,
Директор Сёминского Дома культуры «Радуга»,
Ковернинский район Нижегородской областиКЛУБ НА СЕЛЕ – СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ!

Программа строительства сельских клубов реализуется в республике успешно, но вновь построенные учреждения культуры зачастую оказываются недозагруженными.

Нерешенных проблем в социальной сфере еще хватает, и Татарстан в этом смысле не исключение, поэтому четыре года назад, думается, никто бы не упрекнул Президента Рустама Минниханова, если бы вместо программы строительства сельских клубов в республике был запущен какой-то другой, не менее значимый социальный проект.

Однако в 2012 году в Татарстане стартовала именно эта программа – «Сельские клубы», в рамках которой к настоящему времени построено 184 многофункциональных культурных центра (в среднем по одному в год в каждом муниципальном районе) на общую сумму 2 млрд рублей. Программа беспрецедентная, учитывая, что последняя волна массового строительства сельских клубов в нашей стране наблюдалась еще во времена «развитого социализма». В Татарстане на момент начала реализации программы большинство клубных зданий, построенных более 50 лет назад, не соответствовали требованиям пожарной безопасности, треть из них требовали капитального ремонта или находились в аварийном состоянии, а многие клубы вообще ютились в неприспособленных помещениях.

Напомним, что строительство новых клубов велось по нескольким типовым проектам. В каждом конкретном случае при выборе проекта учитывался целый ряд факторов – перспективность села, наличие здесь школы, спортивного зала, библиотеки и т.д. Особое внимание было уделено требованиям пожарной безопасности и доступности учреждений культуры нового типа людям с ограниченными возможностями. В среднем строительство одного клуба обходится бюджету республики в 100 млн рублей.

В Татарстане на момент начала реализации программы большинство клубных зданий, построенных более 50 лет назад, не соответствовали требованиям пожарной безопасности, треть из них требовали капитального ремонта или находились в аварийном состоянии, а многие клубы вообще ютились в неприспособленных помещениях

В условиях экономического кризиса республиканская программа «Сельские клубы» не только не свернута, но с нынешнего года предполагает, кроме строительства новых объектов, проведение капитального ремонта уже существующих очагов сельской культуры. Больше того, татарстанский опыт рекомендован Министерством культуры РФ для распространения в других российских регионах. Поэтому не удивительно, что недавнее заявление министра культуры Татарстана Айрата Сибагатуллина о том, что вновь построенные сельские клубы недозагружены и работают в полсилы, произвело эффект разорвавшейся бомбы. По его словам, в среднем здесь проводится по три мероприятия в неделю и только 16 процентов жителей вовлечены в работу клубных формирований. Таковы результаты необъявленных выездов сотрудников Министерства культуры в сельские клубы, построенные в 2013–2014 годах. Впервые они были озвучены министром на итоговой коллегии ведомства, а затем стали поводом для обсуждения деятельности сельских учреждений культуры на республиканском совещании с участием Президента Рустама Минниханова.

В частности, под прицелом критики оказались Новошешминский, Нурлатский, Зеленодольский, Тукаевский и Алькеевский районы, где лишь 7–8 процентов сельчан нашли себе занятие по душе и протоптали тропинку к сельскому клубу. Также недотягивают даже до средних показателей Муслюмовский, Тукаевский и Апастовский районы. Здесь сельскими учреждениями культуры проводится от силы 1–2 мероприятия в неделю. А в селе Тюбяк-Чекурча Арского района, куда проверяющие нагрянули в субботу вечером, новенький клуб и вовсе оказался на замке. Темными окнами встретил их очаг культуры и в селе Сахаровка Алексеевского района.

В условиях экономического кризиса республиканская программа «Сельские клубы» не только не свернута, но с нынешнего года предполагает, кроме строительства новых объектов, проведение капитального ремонта уже существующих очагов сельской культуры

По всей видимости, это и стало последней каплей… Услышав, что в выходной день не работает практически каждый пятый сельский Дом культуры, Рустам Минниханов возмутился: «Какой толк от строительства клуба, если он в субботу вечером закрыт? Жизнь на селе и так не сладкая, а мы лишаем людей культурного досуга». Клубы должны быть не просто построены и сданы, там должна вестись соответствующая работа, потребовал в очередной раз Президент и поручил Счетной палате РТ организовать проверку деятельности сельских учреждений культуры. «Мы должны знать, зачем вкладывали туда деньги», – заявил Рустам Минниханов.

По информации Минкультуры, обеспеченность клубных учреждений республики специалистами в настоящее время составляет всего 56 процентов, и, по мнению Айрата Сибагатуллина, это одна из главных причин недостаточной загруженности сельских клубов. То есть практически каждый второй клубный работник не имеет специального образования, а следовательно, и четкого представления о том, как грамотно организовать работу сельского клуба с учетом современных реалий, когда даже деревенские бабушки знают слово «Интернет» и с удовольствием общаются по «Скайпу» с живущими в городе родственниками. А что сегодня им может предложить сельский клуб? В лучшем случае – посиделки с вязанием… Еще одно «дежурное блюдо» – концерт художественной самодеятельности, местной или из соседнего района. Конечно, профессиональные артисты из Казани тоже приезжают, и тогда аншлаг в сельском клубе обеспечен, но это случается не так часто, как хотелось бы.

О молодежи и говорить нечего. Сегодня ее даже дискотеками в клуб не заманишь. Вернее сказать, если у молодых людей есть выбор – пойти на дискотеку в сельский клуб или проехать 10–15 километров до райцентра (а уж один автомобиль, пусть и отцовский, на компанию из трех-четырех человек сейчас всегда найдется), где на той же дискотеке собирается человек сто, то многие предпочитают именно этот вариант, чем идти в клуб, где топчется под музыку от силы с десяток подростков.

При всем том сельские учреждения культуры, судя по отчетам, по многим показателям демонстрируют устойчивую положительную динамику. В частности, по количеству созданных здесь клубных формирований – кружков, студий, ансамблей и прочей самодеятельности. То есть клубы работают, и зачастую весьма активно, но, как правило, в довольно узком и традиционном направлении. В первую очередь это все, что связано с темой сохранения нематериального культурного наследия. Дело, безусловно, нужное и увлекательное, особенно для тех, кто не просто любит фольклор, но и сам поет, танцует, сочиняет частушки и т. д. Однако, во-первых, не каждому такие таланты даны природой, а во-вторых, далеко не всем это интересно. Что поделаешь, люди-то разные! Не говоря уже о том, что большинству взрослых сельчан просто недосуг ходить в клуб на спевки и водить хороводы.

Поэтому главной надеждой и опорой клубных работников были и остаются дети. Для них организуются праздники, кружки по хореографии, вокалу, рисованию и многое другое. И все это действительно работает! Другое дело, что пройдет два-три года – и сельские мальчишки и девчонки станут юношами и девушками, соответственно, претерпит изменения и круг их интересов. А значит, клубным работникам все равно не уйти от вопроса: чего хочет сельская молодежь?

Как ни покажется странным, сельская молодежь хочет того же, что и городская. И в первую очередь это общение со сверстниками. А вот посредством чего реализуется эта потребность – дискотек, совместного творчества или распития алкогольных напитков – это как раз вопрос культурных приоритетов. Но если у городской молодежи есть разные варианты культурного времяпрепровождения, то в сельской местности альтернативы клубу, в общем-то, нет. Поэтому сегодня как никогда важно переформатировать его деятельность таким образом, чтобы по возможности перенести реалии современного городского досуга на сельскую почву. Но это легко сказать.

Главной надеждой и опорой клубных работников были и остаются дети. Для них организуются праздники, кружки по хореографии, вокалу, рисованию и многое другое. И все это действительно работает!

Тем не менее, вероятно, имеет смысл вернуться к первоначальному значению английского слова club как свободному пространству для регулярных встреч и неформального общения людей с общими интересами – деловыми, познавательными, развивающими, развлекательными. Одним из примеров такой организации досуга являются набирающие популярность в молодежной среде антикафе. Слово «кафе» известно всем, а приставка «анти» указывает на то, что это все-таки не точка общепита, а именно место для общения, где, однако, всегда можно выпить горячего чая или кофе. Но самое главное, человек вправе сам выбирать ту или иную форму культурного досуга в приятной, почти домашней обстановке. Здесь можно почитать книги и журналы, посмотреть видео с ноутбука, поиграть в настольные игры, а также проводить различные мастер-классы, лекции, викторины.

Если сельские клубы будут организованы по принципу «тайм клуба» или «антикафе» в плане предоставления комфортных площадок для общения и совместного проведения досуга, то как минимум это пробудит в людях здоровое любопытство, и они потянутся в клуб за новыми, необычными впечатлениями. В идеале же сама обстановка сельского клуба должна быть источником эстетических впечатлений и в хорошем смысле раскрепощать, давая выход творческой энергии и глубоко запрятанному, подзабытому чувству единства и культурной общности.

    Сама в свое время работала в сельской школе по распределению и хорошо знаю, что значит для селян клуб. Все зависит от его хозяина – заведующего. Он и ставки культработников сможет (или не сможет) пробить, и сам дипломированных культработников найти и увлечь их работой. И еще: если раньше говорили, что молодежь бежит из села от скуки и безработицы, то сегодня эти аргументы у болтунов выбили. Клубы есть, другое дело –наполнить их содержанием. Похоже, на это требуется новая госпрограмма.

Благотворительный фонд «Русская деревня» создан для поддержки развития населенных пунктов в сельской местности России. Фонд занимается различными направлениями деятельности, которые затрагивают многие сферы жизни в селе. Одним из таких направлений является благотворительная программа «Сельские клубы».

Программа направлена на культурно досуговое взаимодействие между селами, открытие новых и отделку старых сельских клубов и домов культуры. Давайте честно признаемся, что в советское время даже в самой глухой деревни был свой дом культуры, показывали кино, приезжали артисты с концертами, при ДК работали клубы, кружки, библиотеки. Все это скрашивало жизнь в деревне, обеспечивало молодежи досуг и являлось своеобразной отдушиной, которая положительно влияла на общую картину жизни в сельской местности. Дома культуры всегда играли важную роль в деревне, помогали культурному развитию села и были очагами общения населения.

Сейчас эта замечательная традиция ушла в прошлое. Только в очень крупных населенных пунктах остались клубы, да и они доживают свой век, лишь напоминая своим присутствием о былом величии русской деревни. А где собираться молодежи? Как проводить время? Или пусть пьют водку и употребляют наркотики?

Программа предусматривает поиск благотворительных пожертвований на организацию работы уже существующих ДК и строительство новых сельских клубов. В рамках программы «Сельские клубы» фонд готов сотрудничать с органами власти сельских поселений, инициативными гражданами, спонсорами, артистами, волонтерами, руководителями ДК и всем кому небезразлично, где и как сможет отдыхать деревенская молодежь.

Цели и задачи Благотворительной программы «Сельские клубы»:

  1. Сотрудничество с сельскими ДК
  2. Взаимодействие со всеми заинтересованными лицами
  3. Сбор благотворительных пожертвований на реализацию программы
  4. Работа с жертвователями
  5. Взаимодействие с органами власти и общественностью
  6. Строительство новых сельских клубов
  7. Реставрация и ремонт уже существующих ДК
  8. Организация при ДК клубов и кружков
  9. Проведение в ДК встреч, лекций, мастер-классов, концертов
  10. Деятельность по правовому, гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи
  11. Деятельность по пропаганде здорового образа жизни
  12. Развитие народного творчества
  13. Бесплатный доступ в интернет для сельской молодежи
  14. Повышение досуговой активности населения
  15. Культурно-творческие мероприятия
  16. Работа с творческими детьми

Благотворительный фонд «Русская деревня» ищет финансирование для реализации данного проекта. География нашей деятельности распространяется на всю Россию. Если вы хотите сделать доброе дело и оказать поддержку по развитию сельских клубов или ДК, Вы можете сделать

Другие действуют на бесплатной основе (за счёт спонсирования государством или частными лицами).

Автомобильные клубы

Автомобильный клуб - это клуб для владельцев или любителей какой-либо марки или модели автомобиля.

Спортивные

Из десяти реализованных в Москве и области проектов рабочих клубов шесть принадлежат архитектору К. С. Мельникову . Все шесть клубов этого периода отличаются по форме, размеру и функциональности. Однако, можно выделить две общих для всех клубных построек Мельникова черты: гибкая система залов , которая предполагала возможность объединения и разделения помещений мобильными перегородками и активное использование наружных лестниц , что позволяло сэкономить внутреннее пространство учреждений культуры .

Сельские клубы

Во времена СССР сельский клуб создавали на селе (в деревне или посёлке): там, где, как правило, размещался производственный участок колхоза (бригада) или совхоза (отделение). Часто сельский клуб занимал помещение бывшей церкви .
В сельском клубе, как правило, имелся зрительный зал, где проходили репетиции и концерты художественной самодеятельности и демонстрировались художественные кинофильмы , а также библиотека .

Клубы по интересам

Политические клубы

Объединяют политические организации и целые страны, связанные каким-либо общим интересом (см., например, Ядерный клуб).

Деловые клубы

Франция

Во Франции для обозначения клуба употребляется слово cercle, что первоначально означало собрание княгинь и герцогинь, которые в присутствии королевы сидели, образуя круг. Впоследствии это понятие расширилось, и при Людовике XIV cercle означало собрание мужчин и женщин, сходившихся по вечерам для беседы. Затем появились клубы в эпоху великой революции, чисто политические, совершенно прекратившие свое существование при консульстве. Июльская революция 1830 года породила в Париже два политических клуба: Société des amis du peuple и Société des droits de l"homme, но они имели лишь мимолетное существование, как и многочисленные клубы, возникшие в 1848 году , из которых наиболее известен клуб, основанный под именем Société républicaine centrale Луи Огюстом Бланки. Все эти клубы были закрыты после июльского восстания.

В XIX веке французские cercles - это клубы по образцу английских, помещения для чтения журналов, для игры на бильярде, в карты и т. д. И во Франции клубы возникали с различными целями: литературные, художественные, политические, военные, торговые, духовные и т. д. Наиболее известны в Париже: земледельческий клуб, жокей-клуб, артистический союз, Клуб Сен-Симона (исторический), клуб изящных искусств и т. д. Как всякие ассоциации, клубы находились в ведомстве министерства внутренних дел и подчинялись дирекции общественной безопасности.

Разрешение открыть клуб давалось лишь при определённых условиях, из которых главные: организация комитета, ответственного за все издержки, производимые от имени клуба; в клуб не имеют доступа женщины и несовершеннолетние, не допускаются азартные игры, дебаты о политических и религиозных вопросах; воспрещается изменять устав без разрешения администрации; каждый год представляется список всех членов и т. д. Эти условия не всегда соблюдались: некоторые клубы существовали исключительно благодаря азартным играм, другие не получали разрешений. С клубов, имеющих задачей одно лишь приятное препровождение времени, взимался особый налог , причем законом 1890 года все такие клубы разделены на 3 класса: 5% с общей суммы членских взносов платят клубы, в которых сумма эта не превышает 3000 франков, 10% - если сумма эта колеблется от 3 до 8 тыс. франков, и 20% - если она превышает 8 тыс. франков. Налог этот относят к числу налогов на предметы роскоши .

Католические клубы (Cercles catholiques) впервые появились во Франции в 1841 году . Особенно быстро они начали распространяться, благодаря энергической деятельности и пропаганде виконта де Мен. Это - общества ремесленников, организуемые клерикалами и следующие началам католического социализма. В 1888 году таких клубов было до 350, число членов доходило до 37000. Каждый год проходил общий съезд делегатов всех католических клубов. Они имеют свой орган под названием "l"Association catholique".

Военные клубы во Франции. В XVIII веке офицеры собирались в каком-нибудь кафе, куда воспрещался вход нижним чинам. Впоследствии встречаются собрания офицеров в домах командиров. Военные клубы, общие для офицеров всех родов оружия одного гарнизона, появляются только в 1872 году . Они назывались Réunion des officiers, и имли целью распространение и популяризацию военных наук, устраивают библиотеки, публичные лекции и т. д. В 1886 году в Париже был открыт Cercle national des armées de terre et de mer, a затем открыты и в провинции военные клубы, членами которых обязательно состоят все офицеры действительной службы, а офицеры запаса и территориальной армии - по желанию. При парижском Cercle national выходит еженедельный орган "Revue du cercle militaire".

Германия

В Германии клубы появились в конце XVIII века . Были клубы политического характера (майнцские клубисты -1793 годов), но имперским законом 1793 года они были запрещены. Революционные движения в различных странах Европы (и в Польше в 1830 году) сопровождались учреждением политических клубов, но они имели лишь краткое существование, не исключая и многочисленных клубов, возникших в 1848 году . В XIX веке в Австрии клубами назывались иногда парламентские группы: клуб Гогенварта (образованный в апреле 1891 году депутатами австрийской палаты, в числе около 70, из представителей крупной поземельной собственности в Чехии, немецких консерваторов, словаков, хорватов и румын), клуб Лихтенштейна и другие. Обыкновенно название клуб дается в немецких землях увеселительным обществам. Офицерские клубы пользовались пособиями из казны и главным своим назначением имеют служить столовыми для неженатых офицеров, называются казино; для унтер-офицеров и нижних чинов также устроены казино.

Россия

В России клубы, официально именуемые собраниями , имели своей задачей доставить членам возможность приятного препровождения времени, для чего устраивались разные игры, балы , маскарады , танцевальные и музыкальные вечера, драматические представления, реже литературные и научные чтения. Клубы выписывали книги, газеты и другие периодические издания.

Впервые клубы появились в Санкт-Петербурге по инициативе иностранцев. В первые годы царствования Екатерины II многие из иностранцев, пребывавших в Петербурге, большей частью англичане, люди торговые, собирались несколько раз в неделю в одной гостинице, которую содержал голландский выходец Корнелий Гардинер. В начале 1770 года он закрыл свою гостиницу. Тогда один из обычных посетителей, фабрикант Фрапцис Гарднер, предложил своим сотоварищам учредить клуб. Таким образом создался древнейший и наиболее фешенебельный из русских клубов - петербуржское Английское собрание или клуб. 50 учредителей его избрали своим девизом: concordia et laetitia. В конце 1771 года число членов дошло до 260, а к 1780 году наплыв желающих поступить в члены клуба был так велик, что установлена была высшая норма в 300 человек. Вместе с тем решено было не принимать в члены лиц выше бригадирского чина; но правило это не могло устоять против натиска генералов и в 1801 году было отменено.

Уже в 1780-е годов Английский клуб стал весьма популярен среди русской знати, а с началом текущего столетия мода посещать Английский клуб усилилась и продолжалась долго: быть членом Английского клуба, значило иметь светское положение. Членами его состояли Карамзин, Пушкин , Жуковский, Крылов, Сперанский, граф Милорадович, Кочубей, Строганов и многие высшие сановники. В 1817 году норма числа членов повышена была до 350, а в 1853 году - до 400. Тем не менее в 1850-е годы считалось до 1000 кандидатов, которые по старшинству и занимали открывавшиеся вакансии. Виднейшие люди домогались чести вступить в число членов Английского клуба; князь Чернышев и граф Клейнмихель так и умерли, не попав в число избранных. С 1798 года существует в Английском клубе звание почётного члена, которого удостаивались лишь высшие сановники, например Кутузов в 1813 году , Паскевич в 1828 году , впоследствии князь Горчаков.

В одно время с Английским клубом возник и "Шустер-Клуб", основанный немцем Шустером; в 1772 году он стал именоваться "Большим бюргер-Клубом" и одно время представлял довольно дружное общество, состоявшее из заслуженных чиновников, артистов, богатых русских и иностранных купцов и зажиточных ремесленников; уделял значительные средства благотворительности, имея более 150 пенсионеров. В XIX веке он существовал под названием "Санкт-петербургского первого общественного собрания" (Немецкий клуб). При нём в 1869 году была учреждена вдовья касса.

В 1784 году в Санкт-Петербурге был создан клуб "Коммерческое общество". При Екатерине II возникло в Петербурге и несколько других клубов, в том числе два музыкальных, просуществовавших лишь несколько лет, и "танцклуб", основанный в 1785 году гробовым мастером Уленгутом и славившийся в 1850-е годы своими скандалами. Составлялись также каждую зиму одно английское и одно немецкое купеческое общество для балов.

В конце XIX века в Санкт-Петербурге было 20 клубов, в том числе два яхт-клуба, клуб для врачей, для инженеров, шахматный, членами которого могли быть лица обоего пола, "Собрание экономистов", "Новый клуб", предназначенный для высшего петербургского общества.

В Москве В конце XIX века было 10 клубов, они впервые возникли также при Екатерине II и сначала имели, по-видимому, временный характер (например, учрежденный в 1780 году московский дворянский клуб). Первый постоянный клуб, исключительно для дворян, учрежден был в Москве в 1783 году сенатором М. Ф. Соймоновым и князем А. Б. Долгоруким и первоначально именовался "Московским благородным собранием". Хотя он был учрежден в самый разгар деятельности московских мартинистов и людьми, среди которых было много масонов , но он остался чуждым общественных движений, и потому его не коснулся разгром московских масонских кружков. В 1803 году для Московского благородного собрания составлены были правила, в которых оговорено, что "никакие разговоры в предосуждение веры, правительства или начальства в нем терпимы быть не могут". Его балы приобрели всероссийскую известность и блеском своим изумляли даже Потемкина. Император Александр I , состоявший его членом, особым рескриптом 1810 года присвоил этому "форуму" дворянства наименование "Российского благородного собрания". К 1844 году финансовые средства этого собрания пришли в упадок. Для поднятия их решено было теснее сплотить собрание с московским дворянством: Высочайшим повелением 20 сентября 1849 года постановлено считать дом Российского благородного собрания собственностью московского дворянства.

При Екатерине II возник в Москве и Английский клуб, но он был закрыт Павлом I , который хотел было уничтожить и санкт-петербургский Английский клуб (последний отстоял член его князь П. В. Лопухин, в честь которого санкт-петербургский Английский клуб и учредил звание почётного члена). С какой подозрительностью император Павел I относился к клубам, видно из Высочайшего повеления его, по которому прусский купец Ширмер, "просивший позволения учредить общество, в коем гражданские чиновники, равно и учёные, купцы и художники могли бы найти препровождение времени по вечерам", был в январе 1801 года , по выдержании на хлебе и воде в течение одного месяца, выслан за границу ("Русская Старина", 1873 г., т. VII, стр. 576). При Александре I московский Английский клуб был в 1802 году восстановлен, и к концу того же года число членов его возросло до 600 человек. До 1833 года членом этого клуба состоял А. С. Пушкин ; «в палате Английского клуба» ораторствовал П. Я. Чаадаев; император Николай I иной раз справлялся, что говорят о той или другой правительственной мере в московском Английском клубе.

В провинциальных городах клубы стали возникать, главным образом, благодаря съездам дворян для выборов, т. е. со времен Екатерины II, и первоначально имели временный характер. Другим элементом, стремившимся к учреждению клубов, было офицерство, которое для устройства балов привлекало "господ граждан" или в качестве гостей, бесплатно, или же в качестве членов, с обязательным взносом. В конце XIX века не только в губернских, но и во многих уездных городах существует клуб, иногда и два или больше, из которых один именуется "благородным" или "дворянским собранием". Большую долю доходов клубы получали от азартных игр. Так, например, в 1838 году Киевское дворянское собрание получило членских взносов 8600 рублей ассигнациями, что составило 2/3 всех доходов собрания; за одну зиму дан 41 бал. В

Старики любят утверждать, что «раньше жилось веселей». Даже в трудные годы, когда и недоедали, и надеть особенно нечего было, на деревенских улицах не смолкали песни. В самом деле: если человек сыт и хорошо одет, это еще не означает, что он непременно удовлетворен жизнью – для него, независимо от возраста и интересов, важна возможность общения, самовыражения.Нужен ли деревне клуб?

Этот вопрос скорее риторический. Вероятно, более актуально он будет звучать в несколько иной интерпретации: зачем деревне клуб? Для того чтобы «организовать интересный и полезный досуг сельской молодежи»? Нет, это, пожалуй, критерии уже дней минувших. Досуг – это часть той большой работы, которую должны выполнять клубы. Тем более что современные молодые люди, в большинстве своем экипированные автомобилями и сотовыми телефонами, найдут способ развлечься. Вопрос в том – какой?

Сегодня на передний план выступают иные ориентиры. Людей – и молодых, и пожилых – пока исподволь, но уже начинает объединять стремление к возрождению России, ее культуры, наших духовных традиций, художественных промыслов, самобытного народного творчества. «Верхи» только говорят об этом, а «низы» этим живут. В конце концов, сегодня всем понятна простая истина: расцвет культуры села будет поддерживать нравственное здоровье населения.

– Среди многих глобальных задач для нас одна из важнейших – переход от развлекательности к усилению воспитательной составляющей нашей работы. «Развлекаловка», в которую повсеместно ударились в 90-е годы и сейчас продолжают культивировать, приводит к тому, что население оболванивается, – говорит в одном из своих интервью председатель комитета по культуре Курской области В. Рудской. – Когда мы говорим об организации досуга, это не означает, что надо занять время людей чем угодно, без оценки нравственных аспектов. Наше общество было сильно духом, патриотичностью в хорошем смысле этого слова – на этом всегда держалась Россия.

– В системе нравственного воспитания молодого поколения именно учреждениям культуры отводится едва ли не самая главная роль, – убеждена начальник Льговского районного отдела культуры заслуженный работник культуры РФ В. Шамина. – Дискотеки чисто развлекательного характера мы ликвидировали как таковые. Клубные учреждения являются центром формирования культурной среды в своем населенном пункте, пропагандируют здоровый образ жизни, ведут работу, направленную на развитие творческих способностей молодежи, ее эстетическое воспитание.

На снимках: подвижники культуры на льговской земле: певунья из Иванчиково Валентина Романова; режиссер экспресс-театра районного Дома культуры Сергей Сергеев; самодеятельные артисты из села Кудинцево.

В числе других льговских сельских Домов культуры Валентина Тимофеевна выделяет Иванчиковский, обращая внимание на то, что именно здесь работают «почитатели народных традиций, собиратели русского песенного фольклора». Туда мы и едем.

Первое, что сразу привлекает внимание, – своеобразная «изгородь» вокруг ДК: различные по диаметру резиновые покрышки, выкрашенные в яркие тона.

– Нравится? – интересуется директор СДК Н. Радышевский.

– Необычно.

– А в культуре все необычно, потому что у нее денег нет. Вот насобирали колес по всему селу и соорудили себе заборчик. Пойдемте в само здание – увидите, что сидим мы без света уже целый месяц, а долгое время и телефон не работал.

Николай Владимирович считает, что «разработчики 131-го закона допустили оплошность, передав клубы муниципалитетам». В Иванчиковском ДК, например, «обрезали свет» лишь потому, что у сельсовета долг большой.

– Клуб не виноват, а пострадал за компанию. Но подобного никогда не случилось бы, убежден директор, если бы «культура была государственной».

– А как же вы мероприятия свои проводите? – сочувствую я Николаю Владимировичу.

Он многозначительно улыбается:

– Выходим из положения…

«Культура» в Иванчиково, действительно, небогата. Само здание клуба требует ремонта, музыкальная аппаратура старая. Возможно, она бы уже приказала долго жить, если бы Н. Радышевский после каждого мероприятия не возвращал ее к жизни в «реанимации» – своем кабинете, где он совсем старые запчасти меняет на «менее изношенные». Транспорта тоже нет, если, конечно, не считать лошадку из личного подворья директора, на которой он «со своими девчатами разъезжает по разным культурным делам», а зимой «в образе Деда Мороза» развозит подарки.

«Слабая материальная база» Иванчиковского СДК не стала причиной того, чтобы здесь опустили руки и просто сидели в ожидании, когда глава сельсовета отпустит денег. Проводя массу мероприятий, пытаются заработать сами, но не всегда «желаемое совпадает с действительным».

– Вот идет у нас, допустим, дискотека,– рассказывает руководитель агитбригады ДК Л.Тюленева,– платная. Мы радуемся: хоть что-то можем положить в свой пустой кошелек. Но… накрапывает дождь, а на крыльце стоят девчонки, которым родители не всегда могут дать даже пять-десять рублей. Как их не пустить?! Мы же с ними, что называется, из одного колодца воду пьем...

И тем не менее в клубе прекрасная костюмерная. Причем костюмы, по выражению директора, «на все случаи жизни»: для бальных танцев, театрализованных представлений, проведения различных обрядовых мероприятий, для агитбригады. «Девчата», как ласкательно называет их Николай Владимирович, все шьют сами, «из собственных материй». Кстати, иванчиковская агитбригада является желанной не только в родном селе, ее с радостью ждут во многих Домах культуры Льговского района.

Подъезжая к селу, обращаешь внимание на фермы: они стоят выбеленные, на территории вокруг тоже наведен порядок – клубные работники постарались: культура должна проявляться во всем. Прежний председатель хозяйства сам играл на баяне, участвовал в художественной самодеятельности. Да и новый руководитель ООО «Ленинский путь» В. Скрипкин проявил первый знак внимания – подарил «суперсовременный дорогой микрофон».

– Я вот цитату одну запомнил и неустанно ее повторяю: «Когда рушится культура, первой под ее обломками гибнет нравственность». Но этого нельзя допустить! – взволнован Н. Радышевский. – У нас работает 11 формирований: 6 для взрослых и 5 для детей. Есть даже кружок художественного слова! Проводим вечера-портреты. Чествуем, скажем, доярку и на ее примере учим молодежь уважать этот поистине героический труд. Дети сидят в зале и уже совершенно иными глазами смотрят на своих матерей. А на праздниках села мы чествуем наших старожилов, рассказываем о трудовых и боевых подвигах наших земляков – это очень важный нравственный момент. Когда человек любит свою мать, родную деревню, он и за судьбу всей России волноваться будет.

В общем, Радышевский, которому присущи хорошие организаторские способности (недаром ведь работал когда-то главой сельсовета), «сколотил» работоспособный и творческий коллектив. Не все имеют специальное образование, как он сам (Л.Тюленева, например, окончила сельскохозяйственный институт), но все, включая библиотекаря Любовь Полянскую, ее мужа Николая – баяниста, стараются работать, как они сами говорят, «с изюминкой». Впрочем, ждут и «профессиональное пополнение» – три выпускницы местной средней школы учатся в колледже культуры и обещают вернуться домой. Директор написал о своем родном селе песню. Ему очень хотелось, чтобы ее услышали «гости», и он уговарил своих «девчат» спеть ее. Его дочь – Валентина Романова, художественный руководитель ДК, – запела красивым чистым голосом: «На зорьке весенней поет соловей, как радостно жить мне в деревне моей…».

– Обязательно напишите, что сельский клуб очень важно поддержать, – наказывает Николай Владимирович, прощаясь.– Если он, не дай Бог, закроется, деревня умрет, потому что он сегодня – единственная отрада. У нас вот сейчас и света нет, а люди все равно приходят вечером – не только молодежь. И вот мы сидим, поем песни под луной.

– У нас 18 СДК и 15 сельских клубов и, я думаю, мы никогда не подойдем к той критической черте, когда встанет вопрос о закрытии хотя бы одного из них, – убеждена В. Шамина. – Тем более что Иванчиково не является приятным исключением. Большая работа по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, развитию самодеятельного народного творчества ведется в Большеугонском, Селекционном, Кудинцевском и других сельских Домах культуры.

Валентина Тимофеевна заостряет внимание на том, что творчество, энтузиазм – это, конечно, замечательно, но и для творческих людей далеко не последнюю роль играет материальная поддержка. К сожалению, этот фактор недооценивают некоторые главы поселений, на баланс которых переданы «очаги культуры». Но есть и весьма приятные «моменты сотрудничества».

У Ольшанского Дома культуры как-то сразу веселей становится на сердце: здание ухоженное, вокруг высажены молоденькие хвойные деревца, на клумбах – цветочная рассада. Практически заканчивалась третья декада апреля, но электрическое отопление здесь не отключали. Тепло, красивые шторы на окнах, «дорожки» на полу в библиотеке, которая находится в этом же здании, создают атмосферу домашнего уюта. Директор Дома культуры Н. Белозерова и заведующая библиотекой Н. Быканова наперебой хвалят главу Ольшанского сельсовета О. Ситникова: «На ремонт средства выделяет, зарплату платит вовремя, с отоплением проблем нет».

– Наверное, большие налоги собираете? – интересуюсь я у Олега Николаевича.

– Откуда? – разводит он руками.

– А откуда ж тогда средства?

– Мне не хочется раскрывать карты. Могу только одно сказать: человек, который пришел во власть для того, чтобы работать, сообразит, как решить возникающие проблемы. Надо уметь налаживать контакты с людьми.

Видимо, О. Ситников делать это умеет, хотя он еще достаточно молодой и руководитель, и человек. В Ольшанке «не с кого собирать налог», даже подоходный – небольшое число людей, как рассказывают женщины, работают только в психоневрологическом доме-интернате, «нет даже колхоза». И тем не менее глава поселения находит средства на поддержание Дома культуры в образцовом состоянии и сам охотно участвует в проводимых мероприятиях. На последних выборах глав сельсоветов он был соперником у своей матери, проработавшей в этой должности много лет. Односельчане избрали представителя молодого поколения Ситниковых и считают, что не ошиблись.

«Ольшанскую идиллию» сменяет совершенно иная картина в Городенске. Дом культуры (на снимке) встречает нас большим замком, скрипучим крылечком и глубоко вошедшим в землю фундаментом. Он, весь ободранный, с немытыми стеклами, напоминает какого-то уж совсем отпетого бомжа. Прямо напротив этой «ветхой лачужки» на скамейке у ворот сидит пожилая женщина. Знакомимся и, пока ждем директора «с посланным гонцом», беседуем. Анна Сергеевна, оказывается, когда-то работала в «этом клубе» уборщицей, и он ей «не чужой», она переживает, что клуб стал «убогим».

– Сюда, наверное, никто и не ходит, – пытаюсь я выведать побольше информации.

– Да что ты! – не соглашается Анна Сергеевна. – Молодежь на танцы сходится. Мне 80 лет, а все равно хожу на Новый год или на Женский день. В селе триста дворов, и в каждом свои хлопоты – повстречаться даже некогда. Вот только клуб один нас и может собрать. Еще и песни попоем, молодость вспомним…

«Внутреннее убранство» клуба удручает не менее, чем внешний облик. Обвалившаяся печка да разломанные кресла – вот, пожалуй, и все «достопримечательности». Кстати, кресла «на бедность» по просьбе В. Шаминой были переправлены сюда из бывшего Льговского кинотеатра, когда его переоборудовали под спортивно-оздоровительный комплекс. Увидев их в таком состоянии, Валентина Тимофеевна задала директору Городенского ДК В. Бодрову очень короткий вопрос:

– Это – что?

– Молодежь ломает! Не буду же я за каждым ремонтировать! – Виктор Иванович возмущен.

– Что-то маловато в зале кресел…

– Отдали часть в красный уголок.

То есть на ферму СПК «Рассвет», которым руководит В. Моторыкин. Не отдать, наверное, нельзя было. В Городенске несколько иная ситуация, чем в других селах: клуб до сих пор находится на балансе хозяйства.

– Моторыкин отказался передавать его сельсовету, – рассказывает В.Шамина. – Ремонта никакого не производилось. Теперь, когда здание доведено до крайности, «хозяин» не против «его отдать». Но кому оно такое нужно?! Глава района А. Пияльцев нас поддержал: пусть сначала отремонтирует, а потом передает.

К сожалению, встретиться ни с В. Моторыкиным, ни с главой сельсовета А. Полянским не удалось. Но жители Городенска рассказали, что власть культуру не жалует, денег на нее не отпускает, хотя СПК «Рассвет» довольно крепкое хозяйство. Конечно, трудно делать конкретные выводы, не поговорив с местными руководителями, от которых в значительной степени зависит культурный уровень села, но то, что культура у них не в чести, ясно и без разговоров. Между тем ответ на вопрос, зачем деревне клуб – очевиден…

Анна БЕЛУНОВА.

Фото Станислава ГЕРАСИМЕНКО.

Оставьте ваш отзыв