Странный гений: Карлхайнц Штокхаузен. Странный гений: Карлхайнц Штокхаузен Карлхайнц штокхаузен музыкальные произведения

Карлхайнц Штокхаузен (нем. Karlheinz Stockhausen; 22 августа 1928, Мёдрат, нынешний район Керпена - 5 декабря 2007, Кюртен, близ Кёльна) - немецкий композитор, дирижёр, музыкальный теоретик. Один из крупнейших новаторов музыки второй половины ХХ века и лидеров музыкального авангарда (Новой музыки).

Биография

С 1947 года обучался в Кёльнской высшей школе музыки, которую окончил с отличием в 1951 году. Также учился в университете, изучая музыковедение, германистику и философию.

В 1952-1953 - учился в Париже у Мессиана и работал в Студии «конкретной музыки» (фр. musique concrte) GRMC Пьера Шеффера.

В 1953 году начал работать в Кёльнской Студии электронной музыки (Klner Funkhaus Studie fr Elektronische Musik) при WDR (Западно-Германское Радио).

В 1953-1956 году изучал фонетику и теорию коммуникации в Боннском университете.

В 1954-1959 годы - соредактор журнала «Die Reihe».

В 1963 году основал Кёльнские курсы Новой музыки, после чего до 1968 года занимал должность художественного руководителя «Кёльнских курсов Новой музыки». В 1963-1973 - художественный руководитель Кёльнской студии электронной музыки при WDR.

В 1969 году создал собственное издательство Stockhausen Verlag, в котором издаются все партитуры произведений композитора начиная с 1969 года а также более ранние сочинения (изданные в Universal Edition), а также книги, компакт-диски, буклеты, проспекты, программы и др.

В 1970-1977 годы занимал должность профессора композиции в Высшей школе музыки в Кёльне.

В 1951-1996 годы - активный участник Международных Дармштадтских летних курсов новой музыки.

Приезжал со своими музыкантами и своей акустической аппаратурой в СССР (в 1990 году) с циклом концертов из своих произведений.

Именем Карлхайнца Штокхаузена названа площадь в Кюртене (Karlheinz Stockhausens Platz).

С 1998 года каждым летом в Кюртене проходят Международные курсы композиции и интерпретации музыки К. Штокхаузена.

Композитор

Выступал как дирижёр, пианист и звукорежиссёр с исполнением собственных произведений.

Выпустил ряд трудов по проблемам музыкальной композиции, теории музыкального времени, психологии восприятия и др. (собранных в десяти томах "Текстов о музыке").

Личная жизнь

Карлхайнц Штокхаузен был дважды женат и имел шестерых детей, четверо из которых стали профессиональными музыкантами, в том числе трубач Маркус Штокхаузен (р. 1957) и композитор Симон Штокхаузен (р. 1967).

Основные сочинения

  • Перекрёстная игра (Kreuzspiel), для гобоя, бас-кларнета, фортепиано, и трех ударников (1951)
  • Пункты (Punkte), для оркестра (1952)
  • Фортепианные пьесы I-IV (Klavierstcke I-IV, 1952-1953)
  • Контра-пункты (Kontra-Punkte), для флейты, кларнета, бас-кларнета, фагота, трубы, литавр, фортепиано, арфы, скрипки, виолончели (1953)
  • Электронные этюды I, II (Elektronische Studien I, II), электронная музыка (1953-1954)
  • Фортепианные пьесы V-X (Klavierstcke V-X, 1954-1955)
  • Пение отроков (Gesang der Jnglinge), электронная музыка (1955-1956)
  • Группы (Gruppen), для трех оркестров (1955-1957)
  • Мера времени (Zeitmasse), для пяти деревянных духовых (1956)
  • Контакты (Kontakte). Редакция 1 для электроники (1960); редакция 2 для электроники, фортепиано и ударных инструментов (1960)
  • Цикл (Zyklus), для одного ударника (1959)
  • Каре (Carr), для четырех оркестров и четырех хоров (1959-1960)
  • Моменты (Momente), для сопрано, четырёх хоровых групп, четырёх труб, четырёх тромбонов, двух электроорганов и трёх ударников (1962-1964)
  • Микрофония I (Mikrophonie I), для тамтама, двух микрофонов, двух фильтров и двух регуляторов (1964)
  • Микстура (Mixtur, букв. Смесь), для пяти оркестровых групп, синусоидальных генераторов и четырёх кольцевых модуляторов (1964)
  • Микрофония II (Mikrophonie II), для двенадцати вокалистов, Хаммонд-органа и четырёх кольцевых модуляторов (1965)
  • Телемузыка (Telemusik), электронная музыка (1966)
  • Adieu, для духового квинтета (1966)
  • Гимны (Hymnen), электронная музыка (1966-1967)
  • Процессия (Prozession), для тамтама, смычкового альта, электрониума (синтезатора), фортепиано, микрофонов, фильтров, потенциометров (1967)
  • Строй (Stimmung), для двух сопрано, меццо-сопрано, тенора, баритона, баса и шести микрофонов (1968)
  • Из семи дней (Aus den sieben Tagen), пятнадцать текстов интуитивной музыки (1968)
  • Спираль, для солистов и коротковолнового приёмника (1969)
  • Из грядущих времён (Fr kommende Zeiten), семнадцать текстов интуитивной музыки (1968-1970)
  • Мантра (Mantra), для двух фортепиано, вудблоков, кротал и двух кольцевых модуляторов (1969-1970)
  • Транс (Trans), для оркестра и магнитофонной плёнки (1971)
  • Инори (Поклонение) (Inori), для одного/двух мимов-солистов и оркестра (1973-1974)
  • Знаки Зодиака (Tierkreis), двенадцать мелодий для мелодического и (или) гармонического инструмента (1975)
  • Сириус, для сопрано, баса, трубы, бас-кларнета и электронной музыки (1975-1977)
  • Свет. Семь дней недели (Licht. Die sieben Tage der Woche), цикл из семи опер (гепталогия) (1977-2003)
    • Четверг (Donnerstag aus «Licht», 1978-1981)
    • Суббота (Samstag aus «Licht», 1981-1983)
    • Понедельник (Montag aus «Licht», 1984-1988)
    • Вторник (Dienstag aus «Licht», 1977, 1987-1991)
    • Пятница (Freitag aus «Licht», 1991-1994)
    • Среда (Mittwoch aus «Licht», 1993-1998)
    • Воскресенье (Sonntag aus «Licht», 1998-2003)
  • Звук. 24 часа дня (Klang) (2004-2007)
    • Час № 2. Радость (Freude), для двух арф (2005)
    • Час № 3. Натуральные звучания (Natrliche Dauern), для фортепиано (2005-2006)
    • Час № 4. Небесные врата (Himmels Tr), для ударника и маленькой девочки (2005)
    • Час № 13. Космические пульсы (Cosmic pulses), электронная музыка (2006-2007)

Карлхайнц Штокхаузен (22 августа 1928 г. - 5 декабря 2007 г.), немецкий композитор, дирижёр.

Карлхайнц Штокхаузен - один из самых значительных деятелей музыкального искусства второй половины ХХ века. Начав свой путь в качестве ярчайшего представителя и лидера второй волны авангарда (авангарда 1950-х годов), Штокхаузен сохраняет курс на радикальное обновление музыкального языка и шире – художественного мышления, на протяжении всей своей творческой жизни.

Деятельность Штокхаузена-композитора, приведшая к невиданному расширению границ музыкального искусства, получила естественное и необходимое продолжение в деятельности Штокхаузена-теоретика музыки, создателя ряда оригинальных концепций, а также в произведениях Штокхаузена - поэта-мифотворца - автора текстов гепталогии «Свет» и других сочинений, и, наконец, в созданной композитором религиозно-философско-мифологической концепции.

Наследие Штокхаузена - теоретика и мыслителя, составляет десять томов «Текстов о музыке». Философско-религиозно-мифологическая ориентация творчества, подкрепляемая теоретическим осмыслением собственной техники, представляет искусство Штокхаузена как концентрированное выражение немецкой традиции (Вагнер, Шенберг, Хиндемит). Композитор подчёркивает свободу своей музыки от каких бы то ни было влияний, стремясь преодолеть любые проявления музыкального прошлого.

По мнению Штокхаузена, середина ХХ века ознаменовала конец не только классической культуры Нового времени, но и огромного культурно-исторического цикла всей европейской цивилизации, начавшегося ещё в античности, более двух тысяч лет назад. Соответственно, Новая мировая эпоха началась около 1950 года. 1950 год, по мнению Штокхаузена, «время ноль» этой новой эпохи и новой культуры.

В отличие от европейской классики, где музыка понималась как выражение внутреннего мира человека, как язык чувств, аффектов (XVII-XIX века) или отражение психологических процессов (XIX и начало ХХ века вплоть до Шенберга и Берга), то в представлении Штокхаузена музыка - наиболее тонкая форма космических вибраций (волн), «дыхание» Бога, проявляющееся в Космосе: «Каждый объект в мире вплоть до мельчайшего атома производит волны, которые можно трансформировать в волны акустические... Все производит звуки... Музыка - это Божественное и наивысшее из искусств». Своим любимым композитором Штокхаузен называет Бога-отца и постоянно подчёркивает, что он не сочиняет свою музыку, а только передаёт получаемые им вибрации и функционирует «как передающее устройство, как некое радио».

Штокхаузен приходит к новому пониманию музыки, развивая и доводя до логического предела определённые стороны романтического мироощущения, которое в своё время явилось сильнейшим фактором, изнутри расшатавшим основы классики. Разумеется, у Штокхаузена нет абсолютно никаких стилевых пересечений с романтической музыкой, равно как и романтического культа индивидуальности. В то же время романтики (Новалис, Гофман, Вагнер) воскресили древнейшие представления о «духе музыки», скрытом в природе, о музыке как Божественной основе мира, создав тем самым предпосылки для развития идеи музыкальной религиозно-мифологической мистерии как высшей формы и цели искусства.

Мечта Штокхаузена - быть «композитором Галактики», сделать человечество более музыкальным, то есть совершенным.

Главное произведение, над которым он работал более двадцати лет,- гепталогия «Свет», цикл из семи опер,- самое большое произведение за всю известную нам историю как будто воплощает в действительность нереализованный проект «Мистерии» А. Н. Скрябина. С последним, помимо космичности всего замысла, есть и частые совпадения: образ света как символа высшего духовного начала и семидневность действа. Однако связи со Скрябиным, равно как и с Вагнером (невольно обнаруживаются параллели с мифологической тетралогией «Кольцо Нибелунга»), состоят исключительно в выражении сходных художественных тенденций и единой логики истории, но отнюдь не в плане влияний и преемственности.

С одной стороны, авангардисты, и в особенности Штокхаузен, создают совершенно новые звуковые миры, не имеющие точек соприкосновения с музыкой прошлого, осуществляют «скачок» в развитии. Но сам «скачок» был вызван и обусловлен завершённостью циклоклассической культуры.

Раздвижение границ музыки, к которому постоянно стремился романтизм, но принципиально не мог его достигнуть, было наиболее последовательно и осознанно осуществлено Штокхаузеном. Для него музыка получила своё продолжение в слове, в жесте, в религиозном ритуале.

Музыкальный мир Штокхаузена постоянно эволюционирует. В произведениях рубежа XX-XXI веков он предстаёт совершенно другим, нежели в период авангарда 50-х годов. Начиная с 60-х годов вплоть до настоящего времени существенно расширяется круг исторических и географических горизонтов музыки Штокхаузена. Вопреки многообразным тенденциям «ретро», которые преобладают в современном искусстве, Штокхаузен неуклонно расширял действие своего «авангардного принципа»: «Создание того, что прежде не существовало и чему невозможно дать объяснение».

Карлхайнц Штокхаузен родился в 1928 году в местечке Медрат близ Кельна. Его отец, школьный учитель, пропал без вести на фронте в 1945 году. Ещё раньше (в 1941 году) мать, находившаяся в клинике для душевнобольных, была подвергнута эвтаназии, широко практиковавшейся в гитлеровской Германии по отношению к душевнобольным. Оставшись сиротой, будущий композитор сполна вкусил тяготы жизни, работая тапером в барах, рабочим на фабрике, сторожем на автостоянках. Тем не менее, в 1947-1951 годах Штокхаузен учился в Государственной Высшей музыкальной школе по специальностям фортепиано и музыкальное образование, которую закончил с отличием, а также в Кёльнском университете по специальностям германская филология, философия, музыковедение.

В 1950-1951 годах появляются первые произведения: «Хоры для Дорис» (Дорис Андреа в 1951 году стала женой композитора), «Три песни» для альта и камерного оркестра (на слова Бодлера и самого Штокхаузена), «Хорал» для хора а capella и «Сонатина» для скрипки и фортепиано.

Композиторское становление происходило с необычайной стремительностью, и уже в 1951 году он создаёт пьесу «Перекрёстная игра» для небольшого ансамбля (гобой, бас-кларнет, фортепиано и 12 ударных). Произведение стало рубежным не только для Штокхаузена, но и для всего авангарда: это одно из самых ярких, художественно убедительных и при этом наиболее строгих и последовательных применений техники тотального сериализма. (Серийная техника - техника композиторского письма, использующая ряд (серию) звуков, из которого путём его непрерывного повторения образуется звуковысотная ткань произведения).

Исполнение «Перекрёстной игры» на Дармштадских курсах вызвало широкий резонанс и поставило начинающего композитора в положение одного из лидеров новейшей музыки. Тем не менее, он продолжает совершенствовать своё мастерство в классе Оливье Мессиана (ритмика, эстетика) в Парижской консерватории, а позднее изучает теорию информации и коммуникаций в Боннском университете.

Создавая «Перекрёстную игру», Штокхаузен намеренно отказывается от всех принципов формообразования и тематической организации прежней музыки, используя лишь принцип серии и, более того, распространяя его на все параметры звука (высота, тембр, громкость, длительность). Принципы, утверждённые в «Перекрёстной игре», были по своему развиты в каждом из последующих произведений 1950-х годов: «Формуле» и «Игре» для оркестра, «Контрапунктах» для ансамбля, фортепианных пьесах («Клавирштюках») N2 1-8. В сериальных композициях Штокхаузен приходит к совершенно новому ощущению звуковой материи, а самое главное – музыкального времени. По мнению композитора, не только ритмические явления организуют время, но и звуковысотность также является проявлением времени. В итоге, музыкальная композиция может мыслиться как единство нескольких временных планов, в которых время тычет по-разному, в разных «темпах» - собственно, как и в окружающем нас космосе. Оперируя временными процессами, композитор стремится исключить ощущение развития во времени (от начала к концу) – основы всех классических форм. В противоположность прежнему, он предлагает идею «статичного» времени. (Исследованию проблем времени посвящена работа Штокхаузена «…Как течёт время»).

Первые опыты Штокхаузена в области электронной музыки относятся ещё к 1952 году, а с 1953-го он становится постоянным сотрудником Студии электронной музыки при Западногерманском радио в Кельне (в 1963-1977 годах – художественный директор). Электронные средства, во-первых, позволили Штокхаузену продолжить начатое в сериальных сочинениях: исследовать глубинную природу звука и добиться ещё большей точности упорядочивания звукового материала. Во-вторых, электронные средства позволили впервые в истории создавать музыкальный материал, а не только использовать уже существующий - звуки голоса, инструментов с их заданными тембрами и диапазонами.

К электронным композициям Штокхаузена 50-х годов относятся «Электронные этюды № 1 и 2», «Песнь отроков» и «Контакты». В «Песни отроков» композитор при помощи электроники препарирует человеческий голос, получая широкий спектр звучания: от взрывообразных «космических» шумов до какого-то фантастического «пения». И лишь в отдельные мгновения возникают понятные слова и словосочетания.

В 1964 году Штокхаузен становится руководителем группы, исполняющей «живую» (live) музыку (то есть не смонтированную заранее на магнитофонной ленте). Среди сочинений для этого ансамбля – «Микрофония I» с использованием тамтама, «Микрофония II» для хора (сопрано и басы) в электронной обработке, «Процессии», также с использованием различных традиционных инструментов, «Короткие волны» для фортепиано, тамтама, альта и электроники.

В произведениях Штокхаузена 1960 годов преобладает алеаторический метод сочинения и нотной записи. (Алеаторика - метод музыкальной композиции ХХ века, предполагающий мобильность музыкального текста, когда элементы случайности становятся формообразующими).

Сменив принцип сериализма с его строжайшей организацией, алеаторика явилась следующим необходимым звеном европейской истории музыки. В алеаторических произведениях единство, обеспечивающее логику развития звукового материала, предстаёт в виде моделей (нотных, графических или других). Вперёд выступает «вариантность», неизбежно сопутствуя каждому исполнительскому воплощению, которая фактически становится досочинением произведения.

Характернейшим примером вариативной композиции явился «Клавирштюк 11», созданный ещё в 1956 году,- его текст в виде отдельных элементов, произвольно выбираемых пианистом, записан на одном листе. Эту линию продолжил «Плюс-минус» (1963), а затем целый ряд сочинений 1960-х годов.

«Мировая музыка» Штокхаузена представлена в первую очередь «Телемузыкой» и «Гимнами». В «Телемузыке», магнитофонной электронной композиции, используется в качестве материала для электронной обработки традиционная музыка всех континентов. В «Гимнах» - монументальной композиции, длящейся около двух часов, электронной обработке подвергаются гимны всех стран, наряду с этим применяется «конкретная музыка» (обрывки речи, радиопомехи), а также используются инструменты.

Штокхаузен стремится подчеркнуть, что получающаяся в результате музыка - не импровизация (так как «импровизация» всегда связывается с представлением о лежащих в основах схемах и формулах, стилистических элементов), а интуитивно достигаемое согласие участников ансамбля друг с другом и с автором в обнаружении музыки космоса.

Начиная с 1977 года, Штокхаузен работает над циклом из семи опер «Свет». Первой была написана опера «Четверг», премьера которой состоялась в 1981 году в Милане, в Ла Скала. В 1984 году в Миланском Дворце спорта силами театра Ла Скала была впервые поставлена «Суббота». Также в Ла Скала состоялась премьера «Понедельника» в 1988 году. «Вторник» сначала целиком был дан в концертном исполнении в 1992 году в Лиссабоне, а в 1993 году состоялась его театральная постановка в Лейпцигской опере. Премьера «Пятницы» состоялась также в Лейпциге в 1996 году.

Штокхаузен говорил, что его творчество может быть представлено как работа над одним единственным сочинением, подчёркивая тем самым единство всего своего пути и единое основание всех своих техник и манер. Всё созданное с конца 70-х годов включено в единое произведение в самом буквальном смысле этого слова. В 1999 году была завершена очередная опера из «Света» - «Среда», постановка которой откладывается, однако состоялись премьеры некоторых её сцен.

Штокхаузен участвовал почти во всех премьерах своих произведений в качестве дирижёра или звукорежиссёра. А в постановках опер цикла «Свет» ему помогали члены его семьи: дочь Майелла (фортепиано), сыновья Маркус (труба) и Симон (синтезатор), а также две женщины, единомышленницы и спутницы жизни: кларнетистка Сюзанна Стефанс и флейтистка Катинка Пасвеер.

Педагогическая деятельность Штокхаузена началась в 1953 году чтением лекций на Дармштадских курсах. В 1963-1968 годах композитор был также художественным директором основанных им Кёльнских курсов новой музыки, а в 1971-1977 годах работал профессором композиции в Высшей музыкальной школе Кельна. После значительного перерыва в педагогически-просветительской деятельности с 1988 года начал проводить летние «Штокхаузен-курсы» в Кюртене (близ Кельна), где находится дом композитора, построенный по его собственному оригинальному проекту.

К началу 1990 года Штокхаузеном создано около 60 крупномасштабных опусов (не считая многочисленных вариантов), опубликовано шесть томов комментариев и теоретических исследований. Композиторской и теоретической сопутствовала значительная концертная деятельность. Последние два десятилетия Штокхаузен жил затворником в деревне под Кёльном, продолжая работу над оперным циклом «Свет». Это огромное сочинение - тридцать часов музыки, разделённых на части, посвящённые семи дням недели, - до сих пор не было исполнено целиком. Части её были представлены в Амстердаме на традиционном Holland Festival - центральном событии музыкально-театрального года в Нидерландах.

5 декабря 2007 года, на 80-м году жизни, после непродолжительной болезни Штокхаузен скончался в своём доме на западе Германии.

Место рождения
  • Мёдрат [d] , Керпен , Рейн-Эрфт , Кёльн , Рейнская провинция , Свободное государство Пруссия , Веймарская республика или
  • замок Мёдрат [d] , Мёдрат [d] , Керпен , Рейн-Эрфт , Кёльн , Рейнская провинция , Свободное государство Пруссия , Веймарская республика
Похоронен
  • Лесное кладбище в Кюртене [d]
Жанры опера , электронная музыка , экспериментальная музыка , сериализм , Алеаторика , классическая музыка 20-го века , камерная музыка и конкретная музыка

В 1953 году начал работать в Кёльнской Студии электронной музыки (Kölner Funkhaus Studie für Elektronische Musik) при WDR (Западно-Германское Радио).

В 1953-1956 году изучал фонетику и теорию коммуникации в Боннском университете .

В 1954-1959 годы - соредактор журнала «Die Reihe».

В 1963 году основал Кёльнские курсы Новой музыки, после чего до 1968 года занимал должность художественного руководителя «Кёльнских курсов Новой музыки». В 1963-1973 - художественный руководитель Кёльнской студии электронной музыки при WDR.

В 1969 году создал собственное издательство Stockhausen Verlag , в котором издаются все партитуры произведений композитора начиная с 1969 года а также более ранние сочинения (изданные в Universal Edition), а также книги, компакт-диски, буклеты, проспекты, программы и др.

В 1970-1977 годы занимал должность профессора композиции в Высшей школе музыки в Кёльне.

В 1951-1996 годы - активный участник Международных Дармштадтских летних курсов новой музыки .

Приезжал со своими музыкантами и своей акустической аппаратурой в СССР (в 1990 году) с циклом концертов из своих произведений.

Именем Карлхайнца Штокхаузена названа площадь в Кюртене (Karlheinz Stockhausens Platz).

С 1998 года каждым летом в Кюртене проходят Международные курсы композиции и интерпретации музыки К. Штокхаузена .

Композитор

Выступал как дирижёр, пианист и звукорежиссёр с исполнением собственных произведений.

Выпустил ряд трудов по проблемам музыкальной композиции, теории музыкального времени, психологии восприятия и др. (собранных в десяти томах "Текстов о музыке").

Личная жизнь

Карлхайнц Штокхаузен был дважды женат и имел шестерых детей, четверо из которых стали профессиональными музыкантами, в том числе трубач Маркус Штокхаузен (р. 1957) и композитор Симон Штокхаузен (р. 1967).

Основные сочинения

  • Перекрёстная игра (Kreuzspiel), для гобоя, бас-кларнета, фортепиано, и трех ударников (1951)
  • Пункты (Punkte), для оркестра (1952)
  • Фортепианные пьесы I-IV (Klavierstücke I-IV, 1952-1953)
  • Контра-пункты (Kontra-Punkte), для флейты, кларнета, бас-кларнета, фагота, трубы, тромбона, фортепиано, арфы, скрипки, виолончели (1953)
  • Электронные этюды I, II (Elektronische Studien I, II), электронная музыка (1953-1954)
  • Фортепианные пьесы V-X (Klavierstücke V-X, 1954-1955)
  • Пение отроков (Gesang der Jünglinge), электронная музыка (1955-1956)
  • Группы (Gruppen), для трех оркестров (1955-1957)
  • Мера времени (Zeitmasse), для пяти деревянных духовых (1956)
  • Контакты (Kontakte). Редакция 1 для электроники (1960); редакция 2 для электроники, фортепиано и ударных инструментов (1960)
  • Цикл (Zyklus), для одного ударника (1959)
  • Каре (Carré), для четырех оркестров и четырех хоров (1959-1960)
  • Моменты (Momente), для сопрано, четырёх хоровых групп, четырёх труб, четырёх тромбонов, двух электроорганов и трёх ударников (1962-1964)
  • Микрофония I (Mikrophonie I), для тамтама, двух микрофонов, двух фильтров и двух регуляторов (1964)
  • Микстура (Mixtur, букв. Смесь), для пяти оркестровых групп, синусоидальных генераторов и четырёх кольцевых модуляторов (1964)
  • Микрофония II (Mikrophonie II), для двенадцати вокалистов, Хаммонд-органа и четырёх кольцевых модуляторов (1965)
  • Телемузыка (Telemusik), электронная музыка (1966)
  • Adieu, для духового квинтета (1966)
  • Гимны (Hymnen), электронная музыка (1966-1967)
  • Процессия (Prozession), для тамтама, смычкового альта, электрониума (синтезатора), фортепиано, микрофонов, фильтров, потенциометров (1967)
  • Строй (Stimmung), для двух сопрано, меццо-сопрано, тенора, баритона, баса и шести микрофонов (1968)
  • Из семи дней (Aus den sieben Tagen), пятнадцать текстов интуитивной музыки (1968)
  • Спираль, для солистов и коротковолнового приёмника (1969)
  • Из грядущих времён (Für kommende Zeiten), семнадцать текстов интуитивной музыки (1968-1970)
  • Мантра (Mantra), для двух фортепиано, вудблоков, кротал и двух кольцевых модуляторов (1969-1970)
  • Транс (Trans), для оркестра и магнитофонной плёнки (1971)
  • Инори (Поклонение) (Inori), для одного/двух мимов-солистов и оркестра (1973-1974)
  • Знаки Зодиака (Tierkreis), двенадцать мелодий для мелодического и (или) гармонического инструмента (1975)
  • Сириус, для сопрано, баса, трубы, бас-кларнета и электронной музыки (1975-1977)
  • Свет. Семь дней недели (Licht. Die sieben Tage der Woche), цикл из семи опер (гепталогия) (1977-2003)
    • Четверг (Donnerstag aus «Licht», 1978-1981)
    • Суббота (Samstag aus «Licht», 1981-1983)
    • Понедельник (Montag aus «Licht», 1984-1988)
    • Вторник (Dienstag aus «Licht», 1977, 1987-1991)
    • Пятница (Freitag aus «Licht», 1991-1994)
    • Среда (Mittwoch aus «Licht», 1993-1998)
    • Воскресенье (Sonntag aus «Licht», 1998-2003)
  • Звук. 24 часа дня (Klang) (2004-2007)
    • Час № 2. Радость (Freude), для двух арф (2005)
    • Час № 3. Натуральные звучания (Natürliche Dauern), для фортепиано (2005-2006)
    • Час № 4. Небесные врата (Himmels Tür), для ударника и маленькой девочки (2005)
    • Час № 13. Космические пульсы (Cosmic pulses), электронная музыка (2006-2007)

Статьи, книги, интервью К. Штокхаузена

на русском языке:

  • Штокхаузен К. Дышать воздухом иных планет. Наш собеседник - Карлхайнц Штокхаузен. // Советская музыка. - 1990. - № 10
  • Штокхаузен К. Подобно свободной естественной науке. Интервью. // Советская музыка. - 1990. - № 10. с. 65-68

на иностранных языках

  • Stockhausen K. Texte zur elektronischen und instrumentalen Musik. Bd. 1: Aufsätze 1952-1962 zur Theorie des Komponierens. - Köln, 1963
  • Stockhausen K. Texte zur Kunst Anderer, Aktuelles. Bd. 2: Aufsätze 1952-1962 zur musikalischen Praxis. - Köln, 1964
  • Stockhausen K. Texte zur Musik 1963-1970. Bd. 3: Einführungen und Projekte, Kurse, Sendungen, Standpunkte, Nebennoten. - Köln, 1971
  • Stockhausen K. Texte zur Musik 1970-1977. Bd. 4: Werk-Einführungen, Elektronische Musik, Weltmusik, Vorschläge und Standpunkte, Zum Werk Anderer. - Köln, 1978
  • Stockhausen K. Texte zur Musik 1977-1984. Bd. 5: Komposition. - Köln, 1989
  • Stockhausen K. Texte zur Musik 1977-1984. Bd. 6: Interpretation. - Köln, 1989
  • Stockhausen K. Texte zur Musik 1984-1991. Bd. 7: Neues zu Werken vor LICHT, Zu LICHT bis MONTAG, MONTAG aus LICHT. - Kürten, 1998
  • Stockhausen K. Texte zur Musik 1984-1991. Bd. 8: DIENSTAG aus LICHT, Elektronische Musik. - Kürten, 1998
  • Stockhausen K. Texte zur Musik 1984-1991. Bd. 9: Über LICHT, komponist und Interpret, Zeitwende. - Kürten, 1998
  • Stockhausen K. Texte zur Musik 1984-1991. Bd. 10: Astronische Musik, Echos von Echos. - Kürten, 1998

Литература о К. Штокхаузене

на русском языке:

  • Велютин А. П. Музыка как язык Вселенной. Творчество Карлхайнца Штокхаузена. - СПб., 2017. ISBN 978-5-00045-427-5
  • Михайлов А. Некоторые мотивы музыкального авангардизма: Карлгейнц Штокхаузен // Искусство и общество. - М., 1978.
  • Петров В. О. Инструментальный театр Карлхайнца Штокхаузена // Искусствоведение в контексте других наук в Росси и за рубежом: Параллели и взаимодействия: Сборник материалов Международной научной конференции 14-19 апреля 2014 год / Ред.-сост. Я. И. Сушкова-Ирина, Г. Р. Консон. - М.: Нобель-Пресс; Edinbourgh, Lennex Corporation, 2014. С. 405-413.
  • Петров В. О. «Арлекин» для кларнета Карлхайнца Штокхаузена: черты инструментального театра // Музыкальное искусство и образование в ХХI веке: история, традиции, перспективы, педагогика и исполнительство: Материалы Российской конференции 12 мая 2014 года / Астраханский музыкальный колледж им. М. П. Мусоргского. - Астрахань, 2014. С. 89-94.
  • Просняков М. Т. «Плюс-Минус» К. Штокхаузена: символ и звучание // Musikkultur in der Bundesrepublik Deutschland. Kassel, Gustav Bosse Verlag, 1994.
  • Просняков М. Т. Космическая музыка Штокхаузена // Корневище 2000: Книга неклассической эстетики. М.: Институт философии РАН, М., 2000.
  • Просняков М. Т. Ритуальная музыка К. Штокхаузена: духовные истоки и реализация.// Новое сакральное пространство. Духовные традиции и современный культурный контекст: Материалы научной конференции. М., 2004. (Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 47).
  • Просняков М. Т. Живая легенда электроники. Отец «Техно» в музыке. // «Музыка и электроника», 2004, № 4.
  • Просняков М. Т. Легенда и миф новейшей музыки. // «Трибуна современной музыки», N2 (май-август 2005).
  • Просняков М. Т. «Музыка - это искусство координации и гармонии вибраций». Карлхайнц Штокхаузен. // «Музыка для синтезатора», 2006, № 3.
  • Просняков М. Т. Парадигма сферы в творчестве К. Штокхаузена. // AD MUSICUM. К 75-летию со дня рождения Юрия Николаевича Холопова: Статьи и воспоминания. ;mdash; М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2008.
  • Савенко С. И. Музыкальные идеи и музыкальная действительность К. Штокхаузена // Теория и практика современной буржуазной культуры: проблемы критики. Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 94 - М., 1987
  • Савенко С. И. Карлхайнц Штокхаузен // ХХ век. Зарубежная музыка. Очерки. Документы. Вып. 1. - М., 1995. с. 11-36

на иностранных языках:

  • Harvey J. The music of Stockhausen - L., 1975
  • Heikinheimo S. The Elektronic Music of Karlheinz Stockhausen. - Helsinki, 1972
  • Maconie R. The works of Karlheinz Stockhausen - L., 1976
  • Wörner K.H. Karlheinz Stockhausen. Werk + Wollen. 1950-1962.

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Карлхайнц Штокхаузен
Karlheinz Stockhausen
250px
Основная информация
Имя при рождении
Полное имя

Karlheinz Stockhausen

Дата рождения

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти
Годы активности
Страна

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Профессии
Певческий голос

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Инструменты

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанры

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Псевдонимы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Коллективы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сотрудничество

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Лейблы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды
Автограф

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

В 1953 году начал работать в Кёльнской Студии электронной музыки (Kölner Funkhaus Studie für Elektronische Musik) при WDR (Западно-Германское Радио).

В 1953-1956 году изучал фонетику и теорию коммуникации в Боннском университете .

В 1954-1959 годы - соредактор журнала «Die Reihe».

В 1963 году основал Кёльнские курсы Новой музыки, после чего до 1968 года занимал должность художественного руководителя «Кёльнских курсов Новой музыки». В 1963-1973 - художественный руководитель Кёльнской студии электронной музыки при WDR.

В 1969 году создал собственное издательство Stockhausen Verlag , в котором издаются все партитуры произведений композитора начиная с 1969 года а также более ранние сочинения (изданные в Universal Edition), а также книги, компакт-диски, буклеты, проспекты, программы и др.

В 1970-1977 годы занимал должность профессора композиции в Высшей школе музыки в Кёльне.

В 1951-1996 годы - активный участник Международных Дармштадтских летних курсов новой музыки .

Приезжал со своими музыкантами и своей акустической аппаратурой в СССР (в 1990 году) с циклом концертов из своих произведений.

Именем Карлхайнца Штокхаузена названа площадь в Кюртене (Karlheinz Stockhausens Platz).

С 1998 года каждым летом в Кюртене проходят Международные курсы композиции и интерпретации музыки К. Штокхаузена .

Композитор

Выступал как дирижёр, пианист и звукорежиссёр с исполнением собственных произведений.

Выпустил ряд трудов по проблемам музыкальной композиции, теории музыкального времени, психологии восприятия и др. (собранных в 10-ти томах Текстов о музыке).

Личная жизнь

Карлхайнц Штокхаузен был дважды женат и имел шестерых детей, четверо из которых стали профессиональными музыкантами, в том числе трубач Маркус Штокхаузен (р. 1957) и композитор Симон Штокхаузен (р. 1967).

Основные сочинения

  • Перекрёстная игра (Kreuzspiel), для гобоя, бас-кларнета, фортепиано, и трех ударников (1951)
  • Пункты (Punkte), для оркестра (1952)
  • Фортепианные пьесы I-IV (Klavierstücke I-IV, 1952-1953)
  • Контра-пункты (Kontra-Punkte), для флейты, кларнета, бас-кларнета, фагота, трубы, литавр, фортепиано, арфы, скрипки, виолончели (1953)
  • Электронные этюды I, II (Elektronische Studien I, II), электронная музыка (1953-1954)
  • Фортепианные пьесы V-X (Klavierstücke V-X, 1954-1955)
  • Пение отроков (Gesang der Jünglinge), электронная музыка (1955-1956)
  • Группы (Gruppen), для трех оркестров (1955-1957)
  • Мера времени (Zeitmasse), для пяти деревянных духовых (1956)
  • Контакты (Kontakte), для фортепиано, ударных инструментов и электронных звуков (1958-1960)
  • Цикл (Zyklus), для одного ударника (1959)
  • Каре (Carré), для четырех оркестров и четырех хоров (1959-1960)
  • Моменты (Momente), для сопрано, четырёх хоровых групп, четырёх труб, четырёх тромбонов, двух электроорганов и трёх ударников (1962-1964)
  • Микрофония I (Mikrophonie I), для тамтама, двух микрофонов, двух фильтров и двух регуляторов (1964)
  • Микстура (Mixtur, букв. Смесь), для пяти оркестровых групп, синусоидальных генераторов и четырёх кольцевых модуляторов (1964)
  • Микрофония II (Mikrophonie II), для двенадцати вокалистов, Хаммонд-органа и четырёх кольцевых модуляторов (1965)
  • Телемузыка (Telemusik), электронная музыка (1966)
  • Гимны (Hymnen), электронная музыка (1966-1967)
  • Процессия (Prozession), для тамтама, смычкового альта, электрониума (синтезатора), фортепиано, микрофонов, фильтров, потенциометров (1967)
  • Строй (Stimmung), для двух сопрано, меццо-сопрано, тенора, баритона, баса и шести микрофонов (1968)
  • Из семи дней (Aus den sieben Tagen), пятнадцать текстов интуитивной музыки (1968)
  • Спираль, для солистов и коротковолнового приёмника (1969)
  • Из грядущих времён (Für kommende Zeiten), семнадцать текстов интуитивной музыки (1968-1970)
  • Мантра (Mantra), для двух фортепиано, вудблоков, кротал и двух кольцевых модуляторов (1969-1970)
  • Транс (Trans), для оркестра и магнитофонной плёнки (1971)
  • Инори (Поклонение) (Inori), для одного/двух мимов-солистов и оркестра (1973-1974)
  • Знаки Зодиака (Tierkreis), двенадцать мелодий для мелодического и (или) гармонического инструмента (1975)
  • Сириус, для сопрано, баса, трубы, бас-кларнета и электронной музыки (1975-1977)
  • Свет. Семь дней недели (Licht. Die sieben Tage der Woche), цикл из семи опер (гепталогия) (1977-2003)
    • Четверг (Donnerstag aus «Licht», 1978-1981)
    • Суббота (Samstag aus «Licht», 1981-1983)
    • Понедельник (Montag aus «Licht», 1984-1988)
    • Вторник (Dienstag aus «Licht», 1977, 1987-1991)
    • Пятница (Freitag aus «Licht», 1991-1994)
    • Среда (Mittwoch aus «Licht», 1993-1998)
    • Воскресенье (Sonntag aus «Licht», 1998-2003)
  • Звук. 24 часа дня (Klang) (2004-2007)
    • Час № 2. Радость (Freude), для двух арф (2005)
    • Час № 3. Натуральные звучания (Natürliche Dauern), для фортепиано (2005-2006)
    • Час № 4. Небесные врата (Himmels Tür), для ударника и маленькой девочки (2005)
    • Час № 13. Космические пульсы (Cosmic pulses), электронная музыка (2006-2007)

Статьи, книги, интервью К. Штокхаузена

на русском языке:

  • Штокхаузен К. Дышать воздухом иных планет. Наш собеседник - Карлхайнц Штокхаузен. // Советская музыка. - 1990. - № 10
  • Штокхаузен К. Подобно свободной естественной науке. Интервью. // Советская музыка. - 1990. - № 10. с. 65-68

на иностранных языках

  • Stockhausen K. Texte zur elektronischen und instrumentalen Musik. Bd. 1: Aufsätze 1952-1962 zur Theorie des Komponierens. - Köln, 1963
  • Stockhausen K. Texte zur Kunst Anderer, Aktuelles. Bd. 2: Aufsätze 1952-1962 zur musikalischen Praxis. - Köln, 1964
  • Stockhausen K. Texte zur Musik 1963-1970. Bd. 3: Einführungen und Projekte, Kurse, Sendungen, Standpunkte, Nebennoten. - Köln, 1971
  • Stockhausen K. Texte zur Musik 1970-1977. Bd. 4: Werk-Einführungen, Elektronische Musik, Weltmusik, Vorschläge und Standpunkte, Zum Werk Anderer. - Köln, 1978
  • Stockhausen K. Texte zur Musik 1977-1984. Bd. 5: Komposition. - Köln, 1989
  • Stockhausen K. Texte zur Musik 1977-1984. Bd. 6: Interpretation. - Köln, 1989
  • Stockhausen K. Texte zur Musik 1984-1991. Bd. 7: Neues zu Werken vor LICHT, Zu LICHT bis MONTAG, MONTAG aus LICHT. - Kürten, 1998
  • Stockhausen K. Texte zur Musik 1984-1991. Bd. 8: DIENSTAG aus LICHT, Elektronische Musik. - Kürten, 1998
  • Stockhausen K. Texte zur Musik 1984-1991. Bd. 9: Über LICHT, komponist und Interpret, Zeitwende. - Kürten, 1998
  • Stockhausen K. Texte zur Musik 1984-1991. Bd. 10: Astronische Musik, Echos von Echos. - Kürten, 1998

Напишите отзыв о статье "Штокхаузен, Карлхайнц"

Литература о К. Штокхаузене

на русском языке:

  • Михайлов А. Некоторые мотивы музыкального авангардизма: Карлгейнц Штокхаузен // Искусство и общество. - М., 1978.
  • Петров В. О. Инструментальный театр Карлхайнца Штокхаузена // Искусствоведение в контексте других наук в Росси и за рубежом: Параллели и взаимодействия: Сборник материалов Международной научной конференции 14-19 апреля 2014 год / Ред.-сост. Я. И. Сушкова-Ирина, Г. Р. Консон. - М.: Нобель-Пресс; Edinbourgh, Lennex Corporation, 2014. С. 405-413.
  • Петров В. О. «Арлекин» для кларнета Карлхайнца Штокхаузена: черты инструментального театра // Музыкальное искусство и образование в ХХI веке: история, традиции, перспективы, педагогика и исполнительство: Материалы Российской конференции 12 мая 2014 года / Астраханский музыкальный колледж им. М. П. Мусоргского. - Астрахань, 2014. С. 89-94.
  • Просняков М. Т. «Плюс-Минус» К. Штокхаузена: символ и звучание // Musikkultur in der Bundesrepublik Deutschland. Kassel, Gustav Bosse Verlag, 1994.
  • Просняков М. Т. Космическая музыка Штокхаузена // Корневище 2000: Книга неклассической эстетики. М.: Институт философии РАН, М., 2000.
  • Просняков М. Т. Ритуальная музыка К. Штокхаузена: духовные истоки и реализация.// Новое сакральное пространство. Духовные традиции и современный культурный контекст: Материалы научной конференции. М., 2004. (Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 47).
  • Просняков М. Т. Живая легенда электроники. Отец «Техно» в музыке. // «Музыка и электроника», 2004, № 4.
  • Просняков М. Т. Легенда и миф новейшей музыки. // «Трибуна современной музыки», N2 (май-август 2005).
  • Просняков М. Т. «Музыка - это искусство координации и гармонии вибраций». Карлхайнц Штокхаузен. // «Музыка для синтезатора», 2006, № 3.
  • Просняков М. Т. Парадигма сферы в творчестве К. Штокхаузена. // AD MUSICUM. К 75-летию со дня рождения Юрия Николаевича Холопова: Статьи и воспоминания. ;mdash; М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2008.
  • Савенко С. И. Музыкальные идеи и музыкальная действительность К. Штокхаузена // Теория и практика современной буржуазной культуры: проблемы критики. Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 94 - М., 1987
  • Савенко С. И. Карлхайнц Штокхаузен // ХХ век. Зарубежная музыка. Очерки. Документы. Вып. 1. - М., 1995. с. 11-36

на иностранных языках:

  • Harvey J. The music of Stockhausen - L., 1975
  • Heikinheimo S. The Elektronic Music of Karlheinz Stockhausen. - Helsinki, 1972
  • Maconie R. The works of Karlheinz Stockhausen - L., 1976
  • Wörner K.H. Karlheinz Stockhausen. Werk + Wollen. 1950-1962.

Примечания

См. также

Ссылки

  • Чекалин М. // Мелодия , 1990, № 3
  • Савенко С. // XX век. Зарубежная музыка. Очерки, документы. Вып. 1. - М.: Музыка, 1995.
  • http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/muzyka/SHTOKHAUZEN_KARLHANTS.html
  • Годвин Дж. Карлхайнц Штокхаузен и гностицизм
  • Петров В. О. Инструментальный театр Карлхайнца Штокхаузена // Израиль XXI: музыкальный журнал. - 2014. - # 5.
  • Просняков М. . // «Музыка и Электроника», 2004, № 4, с. 2-5, рубрика «Маэстро»
  • Просняков М. Карлхайнц Штокхаузен. Легенда и миф Новейшей музыки // Трибуна Современной Музыки" N2 (май-август 2005)

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Штокхаузен, Карлхайнц

– Скажи, Север, почему Совершенные не защищались? Ведь, насколько мне известно, никто лучше них не владел «движением» (думаю, имеется в виду телекинез), «дуновением» и ещё очень многим другим. Почему они сдались?!
– На это есть свои причины, Изидора. В самые первые нападения крестоносцев Катары ещё не сдавались. Но после полного уничтожения городов Алби, Безье, Минервы и Лавура, в которых погибли тысячи мирных жителей, церковь придумала ход, который просто не мог не сработать. Перед тем, как напасть, они объявляли Совершенным, что если они сдадутся, то не будет тронут ни один человек. И, конечно же, Катары сдавались... С того дня начали полыхать по всей Окситании костры Совершенных. Людей, посвятивших всю свою жизнь Знанию, Свету и Добру, сжигали, как мусор, превращая красавицу Окситанию в выжженную кострами пустыню.
Смотри, Изидора... Смотри, если желаешь увидеть правду...
Меня объял настоящий священный ужас!.. Ибо то, что показывал мне Север, не вмещалось в рамки нормального человеческого понимания!.. Это было Пекло, если оно когда-либо по-настоящему где-то существовало...
Тысячи облачённых в сверкающие доспехи рыцарей-убийц хладнокровно вырезали мечущихся в ужасе людей – женщин, стариков, детей... Всех, кто попадал под сильные удары верных прислужников «всепрощающей» католической церкви... Молодые мужчины, пытавшиеся сопротивляться, тут же падали замертво, зарубленные длинными рыцарскими мечами. Повсюду звучали душераздирающие крики... звон мечей оглушал. Стоял удушающий запах дыма, человеческой крови и смерти. Рыцари беспощадно рубили всех: был ли то новорождённый младенец, которого, умоляя о пощаде, протягивала несчастная мать... или был немощный старик... Все они тут же нещадно зарубались насмерть... именем Христа!!! Это было святотатством. Это было настолько дико, что у меня на голове по-настоящему шевелились волосы. Я дрожала всем телом, не в состоянии принять или просто осмыслить происходящее. Очень хотелось верить, что это сон! Что такого в реальности быть не могло! Но, к сожалению, это всё же была реальность...
КАК могли они объяснить совершающееся зверство?!! КАК могла римская церковь ПРОЩАТЬ (???) совершающим такое страшное преступление?!
Ещё перед началом Альбигойского крестового похода, в 1199 году, Папа Инокентий III «милостиво» заявил: «Любой, исповедующий веру в бога, не совпадающую с церковной догмой, должен быть сожжён без малейшего на то сожаления». Крестовый поход на Катар назывался «За дело мира и веру»! (Negotium Pacis et Fidei)...
Прямо у алтаря, красивый молодой рыцарь пытался размозжить череп пожилому мужчине... Человек не умирал, его череп не поддавался. Молодой рыцарь спокойно и методично продолжал лупить, пока человек наконец-то последний раз не дёрнулся и не затих – его толстый череп, не выдержав, раскололся...
Объятая ужасом юная мать, в мольбе протянула ребёнка – через секунду, у неё в руках остались две ровные половинки...
Маленькая кудрявая девчушка, плача с перепугу, отдавала рыцарю свою куклу – самое дорогое своё сокровище... Голова куклы легко слетела, а за ней мячиком покатилась по полу и голова хозяйки...
Не выдержав более, горько рыдая, я рухнула на колени... Были ли это ЛЮДИ?! КАК можно было назвать вершившего такое зло человека?!
Я не хотела смотреть это дальше!.. У меня больше не оставалось сил... Но Север безжалостно продолжал показывать какие-то города, с полыхавшими в них церквями... Эти города были совершенно пустыми, не считая тысяч трупов, брошенных прямо на улицах, и разлившихся рек человеческой крови, утопая в которой пировали волки... Ужас и боль сковали меня, не давая хоть на минуту вдохнуть. Не позволяя шевельнуться...

Что же должны были чувствовать «люди», отдававшие подобные приказы??? Думаю, они не чувствовали ничего вообще, ибо черным-черны были их уродливые, чёрствые души.

Вдруг я увидела очень красивый замок, стены которого были местами повреждены катапультами, но в основном замок оставался целым. Весь внутренний двор был валом завален трупами людей, утопавших в лужах собственной и чужой крови. У всех было перерезано горло...
– Это Лавур (Lavaur), Изидора... Очень красивый и богатый город. Его стены были самыми защищёнными. Но озверевший от безуспешных попыток главарь крестоносцев Симон де Монтфор позвал на помощь весь сброд, какой только смог найти, и... 15 000 явившихся на зов «солдат Христовых» атаковали крепость... Не выдержав натиска, Лавур пал. Все жители, в том числе 400 (!!!) Совершенных, 42 трубадура и 80 рыцарей-защитников, зверски пали от рук «святых» палачей. Здесь, во дворе, ты видишь лишь рыцарей, защищавших город, и ещё тех, кто держал в руках оружие. Остальных же (кроме сожжённых Катар) зарезав, просто оставили гнить на улицах... В городском подвале убийцы нашли 500 спрятавшихся женщин и детей – их зверски убили прямо там... не выходя наружу...
Во двор замка какие-то люди привели, закованную цепями, симпатичную, хорошо одетую молодую женщину. Вокруг началось пьяное гиканье и хохот. Женщину грубо схватили за плечи и бросили в колодец. Из глубины тут же послышались глухие, жалобные стоны и крики. Они продолжались, пока крестоносцы, по приказу главаря, не завалили колодец камнями...
– Это была Дама Джиральда... Владелица замка и этого города... Все без исключения подданные очень любили её. Она была мягкой и доброй... И носила под сердцем своего первого нерождённого младенца. – Жёстко закончил Север.
Тут он посмотрел на меня, и видимо сразу же понял – сил у меня просто больше не оставалось...
Ужас тут же закончился.
Север участливо подошёл ко мне, и, видя, что я всё ещё сильно дрожу, ласково положил руку на голову. Он гладил мои длинные волосы, тихо шепча слова успокоения. И я постепенно начала оживать, приходя в себя после страшного, нечеловеческого потрясения... В уставшей голове назойливо кружился рой незаданных вопросов. Но все эти вопросы казались теперь пустыми и неуместными. Поэтому, я предпочитала ждать, что же скажет Север.
– Прости за боль, Изидора, но я хотел показать тебе правду... Чтобы ты поняла ношу Катар... Чтобы не считала, что они легко теряли Совершенных...
– Я всё равно не понимаю этого, Север! Так же, как я не могла понять вашу правду... Почему не боролись за жизнь Совершенные?! Почему не использовали то, что знали? Ведь почти что каждый из них мог одним лишь движением истребить целую армию!.. Зачем же было сдаваться?
– Наверное, это было то, о чём я так часто с тобой говорил, мой друг... Они просто не были готовы.
– Не готовы к чему?! – по старой привычке взорвалась я. – Не готовы сохранить свои жизни? Не готовы спасти других, страдавших людей?! Но ведь всё это так ошибочно!.. Это неверно!!!
– Они не были воинами, каким являешься ты, Изидора. – Тихо произнёс Север. – Они не убивали, считая, что мир должен быть другим. Считая, что они могли научить людей измениться... Научить Пониманию и Любви, научить Добру. Они надеялись подарить людям Знание... но не всем, к сожалению, оно было нужно. Ты права, говоря, что Катары были сильными. Да, они были совершенными Магами и владели огромной силою. Но они не желали бороться СИЛОЙ, предпочитая силе борьбу СЛОВОМ. Именно это их и уничтожило, Изидора. Вот почему я говорю тебе, мой друг, они были не готовы. А если уж быть предельно точным, то это мир не был готов к ним. Земля, в то время, уважала именно силу. А Катары несли Любовь, Свет и Знание. И пришли они слишком рано. Люди не были к ним готовы...
– Ну, а как же те сотни тысяч, что по всей Европе несли Веру Катар? Что тянулись к Свету и Знаниям? Их ведь было очень много!
– Ты права, Изидора... Их было много. Но что с ними стало? Как я уже говорил тебе раннее, Знание может быть очень опасным, если придёт оно слишком рано. Люди должны быть готовы, чтобы его принять. Не сопротивляясь и не убивая. Иначе это Знание не поможет им. Или ещё страшнее – попав в чьи-то грязные руки, оно погубит Землю. Прости, если тебя расстроил...
– И всё же, я не согласна с тобою, Север... Время, о котором ты говоришь, никогда не придёт на Землю. Люди никогда не будут мыслить одинаково. Это нормально. Посмотри на природу – каждое дерево, каждый цветок отличаются друг от друга... А ты желаешь, чтобы люди были похожи!.. Слишком много зла, слишком много насилия было показано человеку. И те, у кого тёмная душа, не хотят трудиться и ЗНАТЬ, когда возможно просто убить или солгать, чтобы завладеть тем, что им нужно. За Свет и Знание нужно бороться! И побеждать. Именно этого должно не хватать нормальному человеку. Земля может быть прекрасной, Север. Просто мы должны показать ей, КАК она может стать чистой и прекрасной...
Север молчал, наблюдая за мной. А я, чтобы не доказывать ничего более, снова настроилась на Эсклармонд...
Как же эта девочка, почти ещё дитя, могла вынести такое глубокое горе?.. Её мужество поражало, заставляя уважать и гордиться ею. Она была достойной рода Магдалины, хотя являлась всего лишь матерью её далёкого потомка.
И моё сердце снова болело за чудесных людей, чьи жизни обрывала всё та же церковь, лживо провозглашавшая «всепрощение»! И тут я вдруг вспомнила слова Караффы: «Бог простит всё, что творится во имя его»!.. Кровь стыла от такого Бога... И хотелось бежать куда глаза глядят, только бы не слышать и не видеть происходящее «во славу» сего чудовища!..
Перед моим взором снова стояла юная, измученная Эсклармонд... Несчастная мать, потерявшая своего первого и последнего ребёнка... И никто не мог ей толком объяснить, за что с ними вершили такое... За что они, добрые и невинные, шли на смерть...
Вдруг в залу вбежал запыхавшийся, худенький мальчик. Он явно прибежал прямиком с улицы, так как из его широкой улыбки валом валил пар.
– Мадам, Мадам! Они спаслись!!! Добрая Эсклармонд, на горе пожар!..

Эсклармонд вскочила, собираясь побежать, но её тело оказалось слабее, чем бедняжка могла предположить... Она рухнула прямиком в отцовские объятия. Раймонд де Перейль подхватил лёгкую, как пушинка, дочь на руки и выбежал за дверь... А там, собравшись на вершине Монтсегюра, стояли все обитатели замка. И все глаза смотрели только в одном направлении – туда, где на снежной вершине горы Бидорты (Bidorta) горел огромный костёр!.. Что означало – четверо беглецов добрались до желанной точки!!! Её отважный муж и новорождённый сынишка спаслись от звериных лап инквизиции и могли счастливо продолжать свою жизнь.

7 декабря вечером стало известно, что в прошедшую среду в возрасте 79 лет скончался великий немецкий композитор Карлхайнц Штокхаузен (Karlheinz Stockhausen).

Радикальный новатор

Величие Штокхаузена заключается, прежде всего, в радикальности его идей: так, он одним из первых ввел понятие "пространственной музыки". И здесь им был пройден путь радикализации: если у "раннего" Штокхаузена звук перемещался между группами расположенного в одном зале оркестра, то у "зрелого" автора четыре музыканта квартета воспаряли на четырех вертолетах, а результат - музыка - возникал на микшерном пульте. Одним из первых начал Штокхаузен и "пополнять" мастерскую композитора техническими новшествами, что принесло ему славу "пионера электронной музыки". Наконец, сама музыка виделась ему не иначе как единственным способом связи с "высшими сферами", с космосом. Соответственно, композитор становился чем-то вроде пророка, указующего путь спасения. Стоит ли удивляться, что оценки творчества Штокхаузена оказывались порою радикально противоположными: от "гения" до "шарлатана".

Наследие Штокхаузена велико: почти четыре сотни сочинений. Центральное из них - мистерия "Свет". Это почти 29 часов музыки, разделенных на семь вечеров - "Дней". До сих пор это "Кольцо нибелунга 21 века" полностью не было исполнено ни разу, в лучшем случае - некоторые из "Дней".

Европейская музыка второй половины прошлого столетия не знала более радикального и последовательного новатора, чем Штокхаузен. К своим акустическим экспериментам композитор приступил в начале 50-х. Большая часть экспериментов была связана с усложнением метода сериализма - композиторской техники, отцом которой считается Арнольд Шенберг.

" Достоевский современной музыки "

Одно из самых известных произведений Штокхаузена - "Группы" - написано для большого симфонического оркестра. Оркестр разбит на три группы, практически идентичные по составу. Оркестры располагаются в трех разных углах зала. Музыкальные пассажи, которые они играют, иногда повторяются, но с некоторым сдвигом и чуть-чуть в разном темпе: звук как бы плывет, циркулирует из угла в угол с разной интенсивностью.

Достоевский сказал, что вся русская литература вышла из гоголевской "Шинели". Точно также можно сказать, что вся европейская музыка второй половины 20-го столетия вышла из штокгаузеновских "Групп".

"Достоевский современной музыки", Карлхайнц Штокхаузен родился 22 августа 1928 года в городке Медрат под Кельном. Его отец, неравнодушный к искусству школьный учитель, и мать, от которой Карлхайнц, видимо, унаследовал музыкальную одаренность, не пережили времен национал-социализма. Мать помешалась на мистико-националистической почве, попала в психиатрическую лечебницу, где в 1941 году была умерщвлена в рамках нацистской программы ликвидации не представляющего собой ценности человеческого элемента. Отец был призван на военную службу и пропал без вести в 1945 году во время боев в Венгрии. Детство и юность Карлхайнца прошли в интернатах. Окончив гимназию, он поступил в Кельнский университет, где изучал теорию музыки, философию и германистику. Одновременно он посещал классы фортепьяно и композиции в кельнской консерватории.

Лидер музыкального авангарда

Летом 1951 года Штокхаузен впервые попадает на летние музыкальные курсы в Дармштадт - своего рода Мекку современной музыки. Здесь он впервые услышал произведения Оливье Мессиана и молодого Пьера Булеза. После этого Штокхаузен решает отправиться в Париж - к Мессиану. В течение полутора лет - с января 1952 по апрель 1953 он посещал еженедельный семинар Мессиана по анализу и эстетике в парижской консерватории. Одновременно Штокхаузен начинает работать в студии конкретной музыки у Пьера Шефера. Вместе с Пьером Булезом и Луиджи Ноно, с которыми Штокхаузена связывала личная дружба, он образовывал так называемую "дармштадскую троицу" - тройку лидеров музыкального авангарда.

Уже к началу 60-х годов Штокхаузен закрепил за собой славу лидера нового поколения композиторов, к 70-м годам вокруг его личности сложился подлинный культ. С ним мечтал сотрудничать Джон Леннон, поместивший фотографию композитора на обложку альбома "Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера", у него испрашивали аудиенцию звезды претенциозной поп-музыки - вроде Бьерк или Мадонны. (Первую мэтр принял, второй, говорят, отказал.)

Наконец, Штокхаузен - несмотря на свои сложные отношения с немецким истеблишментом - был и оставался одной из самых значительных статей немецкого культурного экспорта: он входил в десятку самых знаменитых немцев наряду с Гельмутом Колем и Францем Беккенбауэром.

Непонятый гений

Последние три десятилетия своей жизни Штокгаузен прожил затворником в деревне под Кельном, работая над оперным циклом "Свет". Его последняя крупная "стычка" с общественностью произошла в сентябре 2001 года: всего через неделю после трагических событий 11 сентября Штокгаузен назвал теракт в Нью-Йорке "произведением искусства". Дословно он сказал следующее: "...то, что там произошло... Это величайшее произведение искусства, которое когда-либо существовало во всем космосе. Только представьте себе, что там произошло: это люди, которые были полностью сконцентрированы лишь на одном, на одном исполнении! Одним махом 5000 человек обрекаются на воскресение! Как композитор я не способен ни на что подобное. И близко не способен..."

Немецкая пресса признала композитора невменяемым, журнал Spiegel обозвал его "космическим шарлатаном". Верный круг поклонников счел, что классика в очередной раз "не поняли".

На протяжении всей своей жизни Карлхайнц Штокхаузен оставался большим знаком вопроса. Им он остается и после своей внезапной смерти.

Анастасия Рахманова