Онегин и Ленский (нравственные искания русской дворянской интеллигенции начала XIX в.). Духовные искания евгения онегина

Нравственные искания героев романа Пушкина «Евгений Онегин».

Над основным текстом романа в стихах Пушкин работал более семи лет, за эти годы многое изменилось в судьбе самого автора, в общественно- политической жизни страны и за рубежом. «Ума холодные наблюдения и сердца горестные заметы», потеря друзей,трагедия восстания декабристов, мужание самого автора - все это постепенно находило отражение в романе. Умственная жизнь и нравственные искания передовой дворянской молодежи отразились в романе через повествование о главных героях - Онегине, Татьяне, Ленском.
Евгений Онегин представляет в романе высший петербургский свет, его судьба - судьба многих его современников, получивших светское воспитание и поверхностное образование под руководством гувернеров - иностранцев. Это была традиция старинных дворянских семей, обусловленная стремлением не отстать в модах и суждениях от Запада. Воспитание и образование в среде петербургского дворянства определили качества молодого дворянина Онегина (дремлющее чувство долга и отсутствие привычки к труду). Таким он вошел в жизнь света и был принят благосклонно, «свет решил, что он умен и очень мил».
Обладая незаурядным умом, Онегин пытливо всматривался в жизнь столицы, много читал, размышлял, хотел понять истоки сложившихся социальных условий жизни. Его внимание привлекают Байрон и Наполеон, он читает книги и журналы (вспомним пометки на полях его книг и журналов в библиотеки Онегина).
Серьезные интересы Онегина противопоставили его аристократии, он разочаровался в пустой жизни «золотой молодежи», в себе самом, поняв никчемность всех восьми лет, проведенных в этой среде. В исканиях Онегина отразился век- то время, когда исторически были обусловлены поиски путей, которые привели бы к коренным изменениям общественно-политической и интеллектуальной жизни.
Но, рассказывая об Онегине, Пушкин отмечает еще одну черту личности, определенную и средой, и эпохой, - эгоизм, граничащий с индивидуализмом, столь типичным для дворянского класса. Говоря о дворянской интеллигенции, автор замечает: «Мы все глядим в Наполеоны... Мы почитаем всех нулями, а единицами себя». Эта нравственная черта Онегина определила его личную трагедию: он остался одинок, не сумев вовремя оценить чувства Татьяны, быть внимательным и чутким к ней, а потом и к Ленскому. Итог печальный: «Дожив без цели, без трудов до 26 годов, он застрелиться, славу богу, попробовать не захотел, но к жизни вовсе охладел».
Печальна и судьба Татьяны, любимой героини Пушкина. Семья Лариных представляет в романе другую среду дворянства - поместную. Эти люди говорят «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне». Татьяна - чужая в их мире. Произошло это потому, что «от небес одарена умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным». Кларисса, Юлия, Дельфина- героини французских романов, их любовь, их несчастья стали неотъемлемой частью представлений Татьяны о жизни.
Но воспитание в среде поместного дворянства дало Татьяне и те прекрасные качества, которые ее сделали «милым идеалом» автора и многих читателей: естественность и искренность поведения и проявления чувств, любовь к родной природе, к обрядам «милой старине», к няне. Народные традиции обусловили ее нравственные представления о долге и морали, поэтому Татьяна расстается с Онегиным во имя долга перед мужем. Но страдания ее глубоки и трагичны: она обрекает себя на жизнь с нелюбимым человеком.
Рассказ о путях нравственных исканий, которыми шла дворянская молодежь, был бы не полон без рассмотрения судьбы Ленского, соседа Лариных и Онегина по имению. Помещик Владимир Ленский был далек не только от жизни крестьян своей деревни Красногоры, но и от конкретных сторон русской действительности вообще. По костюму, прическе, привычкам, интересам он дальше от русской жизни, чем Онегин, который хотя бы от скуки, но заменил барщину оброком. Ленский же - мечтатель романтик настолько, что перестает видеть разницу между жизнью настоящей и придуманной им в его романтических стихах.
Заглядывая в возможное будущее Ленского, поэт написал: «... в деревне, счастлив и рогат, носил бы стеганый халат, узнал бы жизнь на самом деле». То есть, останься Ленский в живых, его уделом, возможно, стала бы жизнь обывателя.
Роман Пушкина был для его современников произведением величайшего значения, так как учил жить, правильно оценивать и выбирать жизненные пути, учил нравственности, разуму, самобытности и гражданственности.
В конечных событиях романа не только завершение личных отношений Онегина и Татьяны. Здесь претворился авторский идеал мятежной, вечно ищущей духовных дерзаний личности, не способной на полумеры и компромиссы. Чем мучительнее испытания, трагичнее ситуации, тем ярче разгорается энергия духовных запросов. Но именно в них - перспектива дальнейшего поиска.
В этом смысле «Евгений Онегин»предвосхитил все более поздние открытия русского романа: Лермонтова, Гончарова, Тургенева, Достоевского, Толстого.


Над основным текстом «романа в стихах» Пушкин работал более 7 лет, за эти годы многое изменилось в судьбе и характере самого поэта, в общественно-политического жизни страны и за рубежом. «Ума холодные наблюдения и сердца горестные заметы», потеря друзей, трагедия восстания декабристов, возмужание самого автора - все это постепенно находило отражение в романе. Умственная жизнь и нравственные искания передовой дворянской молодежи отразились в романе через повествование о главных героях - Онегине, Татьяне, Ленском. Евгений Онегин представляет в романе высший свет Петербурга, его судьба - судьба многих его современников, получивших светское воспитание и поверхностное образование под руководством гувернеров-иностранцев. Это была трагедия старинных дворянских семей, обусловленная стремлением не отстать в модах и суждениях от Запада. Воспитание и образование в среде петербургского дворянства определили качества молодого дворянина Онегина: отдаленность от народа, незнание национальной культуры, дремлющее чувство долга и отсутствие привычки к труду. Таким он вошел в жизнь «света» и был принят благосклонно, «свет решил, что он умен и очень мил». С его незаурядным умом Онегин пытливо всматривался в жизнь столицы, он много читал, размышлял, хотел понять истоки сложившихся социальных условий жизни русского дворянства и свое место в дворянском обществе. Его внимание привлекают Байрон и Наполеон, он внимательно читает периодическую литературу (вспомним пометки на полях книг и журналов в его деревенской библиотеке, которые помогли Татьяне понять Онегина). Серьезные интересы Онегина противопоставили его основной части аристократии, он разочаровался в пустой жизни «золотой молодежи», в себе самом, понимая никчемность всех восьми лет, проведенных в этой среде. В исканиях Онегина «отразился век», то время, когда исторически были обусловлены в социальной среде лучшей части русской аристократии поиски путей, которые привели бы к коренным изменениям общественно-политической и интеллектуальной жизни. Но, рассказывая об Онегине, Пушкин отмечает и еще одну черту личности, определенную и средой, и эпохой, - эгоизм, столь типичный для дворянского класса. Говоря о дворянской интеллигенции, автор замечает: «Мы все глядим в Наполеоны... Мы почитаем всех нулями, а единицами себя». Социальная среда, ее материальные преимущества и блага, исторически закрепленные государственными законами, помогали утверждению чувства исключительности и превосходства в господах, особенно - в аристократах. Эта нравственная черта Онегина вызвала его личную трагедию, он остался одинок, не сумев вовремя быть внимательным и чутким к Татьяне, а потом и к Ленскому. Итог печальный: «Дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов, он застрелиться, слава богу, попробовать не захотел, но к жизни вовсе охладел». Печальна и судьба Татьяны, любимой героини Пушкина. Семья Лариных представляет в романе иную среду дворянства - поместную. Эти люди говорят «о сенокосе, о вине, О псарне, о своей родне». Татьяна - чужая в их среде. Произошло это потому, что «от небес одарена умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным». Клариса, Юлия, Дельфина, героини французских романов, их любовь, их несчастья стали неотъемлемой чертой представлений Татьяны о жизни. Но воспитание в среде поместного дворянства, наиболее близкого к народу, дало Татьяне и те прекрасные качества, которые сделали ее «милым идеалом» автора и многих читателей: естественность и искренность поведения и проявления чувств, любовь к родной природе, к «обрядам милой старины», к няне. Народные u1090 традиции обусловили ее представления о долге и морали, поэтому Татьяна расстается с Онегиным во имя долга перед мужем. Но страдания ее глубоки и трагичны: она обрекает себя на жизнь с нелюбимым человеком. Рассказ о путях нравственных исканий, которыми шла дворянская молодежь, был бы неполон без судьбы Ленского, соседа Лариных и Онегина по имению. Помещик Владимир Ленский был далек не только от жизни крестьян своей деревни, но и от знания каких-либо конкретных сторон русской действительности вообще. По костюму, прическе, привычкам, интересам он дальше от русской жизни, чем Онегин, хотя бы «от скуки» заменивший барщину оброком. Ленский же мечтатель и романтик настолько, что Пушкин, сочувствуя ему как поэту, смеется над ним как над помещиком, над влюбленным, над человеком. Исторически сложившееся стремление дворянства получать знания за границей обусловило полную никчемность возвышенного мечтателя, его нравственную слепоту, неумение верно оценить ни людей, ни обстоятельства. Заглядывая в возможное будущее Ленского, поэт написал: «В деревне, счастлив и рогат, носил бы стеганый халат, узнал бы жизнь на самом деле». То есть, останься Ленский в живых, его уделом стала бы жизнь обывателя, а такая судьба для поэта - самая страшная, поэтому Пушкин предпочитает, чтобы его герой умер юным и не растратившим своего романтизма. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» был для его современников произведением величайшего значения, так как учил жить, правильно оценивать и выбирать жизненные пути, учил нравственности, разуму, добру, самобытности и гражданственности. «Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека» (В.Г. Белинский). Учитель Короткова Л. А.

«Уж не пародия ли он?»

…он (Пушкин) освещает перед нами общество и чело-

века: герой его – шалун с умом, ветреник с сердцем – он

знаком нам, мы любим его!

Н. А. Полевой. Из статьи «Евгений

Онегин». Роман в стихах. Сочине-

ния Александра Пушкина»

Мы видим, что Онегин уже испытан жизнью; но опыт

поселил в нём … скуку, наружное беспристрастие, свой-

ственное русской холодности (мы не говорим русской

Д. В. Веневитинов. Из заметки об

«Евгении Онегине»

Онегин – добрый малой, но при этом – недюжинный

человек. …бездеятельность и пошлость жизни душат его;

он даже не знает, чего ему надо, чего ему хочется; но он

знает и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не

хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюби-

вая посредственность. Онегин – страдающий эгоист. Его

можно назвать эгоистом поневоле, …силы его богатой не-

туры остались без приложения, жизнь – без смысла.

В. Г. Белинский. Из статьи «Сочине-

ния Александра Пушкина»
Цель урока - помочь понять образ Евгения Онегина, его роль в раскрытии идейного содержания романа.
Ход урока:

1 этап. Организационный.

Слово учителя, в котором обосновывается необходимость размышления над поставленным вопросом: одновременно и типичность, и необычность Евгения стали причиной противоречивого восприятия его образа читателями; нужно понять, каким был Евгений на самом деле. (Пресытившись удовольствиями, доступными «золотой молодёжи» того времени, Евгений страдал, испытывая неудовлетворённость жизнью. Почему?)
2 этап. Проверка домашнего задания.

Как автор называет Евгения на страницах романа? Как эти слова-характеристики помогают понять внутренний мир Онегина? («Денди лондонский» - «учёный малый», «проказник» - «философ в осьмнадцать лет», «повеса пылкий» - «отступник бурных наслаждений», «педант» - «порядка враг и расточитель». Герой хотел обрести смысл жизни, но не знал как. Не желая подчинять своё существование правилам, придуманным кем-то, он тяготился зависимостью от «мнений света» и, страстно желая очистить свою жизнь от фальши, мечтал о настоящем деле, о преданной дружбе, об истинной любви.)
3 этап. Анализ эпизода (с применением ИКТ)

В программе «МАМИ-тестинг» составить вопросы так, чтобы учащиеся не только закрепили умение объяснять мотивы поведения героя, проявления его характера, авторское отношение к нему, но и составили представление о характере заданий ЕГЭ.

- Какие «роли» приходилось «играть» Евгению, подчиняясь условностям жизни светского общества? («забав и роскоши дитя», «умён и очень мил», «гений…науки страсти нежной», «почётный гражданин кулис», «второй Чадаев», «подобный ветреной Венере») – Но был ли счастлив мой Евгений?

Для анализа учитель предлагает строфы XXXVII – LI из главы первой.

Ответив на вопросы теста, помогающие понять изменения в характере Онегина, постарайтесь составить краткий ответ на ключевой вопрос : почему у Онегина возникает душевная пустота, разочарование жизнью, горечь?
1. К какому литературному направлению принадлежит произведение, фрагмент из которого вы прочли?

а) сентиментализм

б) классицизм

в) реализм

г) романтизм
2. К какому жанру относится произведение?

б) роман в стихах

г) баллада
3. Когда произведение было написано?

а) начало двадцатого века

б) конец восемнадцатого века

г) 1823-1830 гг.
4. Где происходят события?

а) в Москве

б) в Петербурге

в) В поместье Онегина

г) в деревне Лариных
5. Какова тема приведённого фрагмента?

а) месть героя за оскорбление

б) разочарование

в) раскаяние

г) мечты о будущем
6. Каким композиционным элементом является данный эпизод?

а) пейзажная зарисовка

б) лирическое отступление

в) вставной эпизод

а) его мучила жажда писательского труда

б) рано чувства в нём остыли

в) он был расстроен неудачами в свете

г) его терзала бедность

а) метафору

б) сравнение

в) гиперболу

г) олицетворение
9. Укажите термин, которым в литературе называется изобразительно-выразительное средство, позволившее автору показать глубину разочарования героя в XXXVIII строфе.

а) литота

б) сравнение

в) метонимия

г) аллегория
10. Описание надоевших Евгению занятий в XXXVII строфе введено в эпизод, чтобы читатель

а) проникся идеями Онегина

б) понял душевное состояние героя

в) представил круг общения Онегина

а) вызвал своего врага на дуэль

б) выплатил долги кредиторам

в) уединившись, предавался мечтаниям

г) занялся самообразованием, читая книги
12. «Томление душевной пустотой» заставило героя

а) собраться в путешествие

б) озлобиться на мир

в) думать о самоубийстве

г) искать выгодные связи
13. Страдание Евгения характеризует его как человека

а) ленивого

б) пустого

в) слабого

г) ищущего
14. Какое отношение к Евгению хочет вызвать автор у читателя?

а) жалость

б) презрение

в) сочувствие

г) осуждение
15. определите смысловую функцию данного фрагмента в контексте произведения.

а) обнажает суть конфликта героя с обществом

в) играет роль биографической справки об Онегине

г) является новым витком в развитии сюжета.
Учащиеся, быстро справившиеся с тестом, имеют возможность составить план обобщающего ответа «Почему у Онегина возникло ощущение душевной пустоты, разочарование жизнью?» («неподражаемая странность « Онегина – это его протест против норм жизни, подавляющих личность, это новый виток в его жизни, когда он начал искать новые духовные ценности).

Учитель: Когда же Евгений настоящий? Когда, приобретя огромный опыт светской жизни, получал удовольствие от возможности управлять страстями людей или когда глубоко страдал от того, что «много жизни погубил», так и не поняв своего предназначения? Понять это мы сможем, наблюдая, как Евгений прошёл дальнейшие жизненные испытания – дружбой и любовью.
4 этап. Работа в группах.

Задание первой группе. - Каким рисует автор Владимира Ленского? (строфа VI главы второй. Выпускник Геттингена, поклонник Философа-идеалиста Канта, не знает жизни, чужд фальши светского общества, искренне верит в чистоту человеческих чувств, отношений, поклонник немецких поэтов-романтиков).

Действительно ли Онегин и Ленский – «от делать нечего друзья»? (У них много общего: не могли принять бедный духовно мир окружающего их общества, близки по духовным запросам – «Меж ними всё рождало споры И к размышлению влекло»).

Как характеризует Ленского его пламенная любовь к Ольге? (Он наивно не замечает пустоты души возлюбленной, любит в ней вымышленный идеал, свои мечты о красоте отношений…)

Как Онегин относился к Ленскому? («Вчуже чувство уважал», умно и сердечно делился жизненным опытом с наивным, восторженным юным другом).

С каким чувством описывает автор гибель Ленского? Как убийство друга изменило Онегина? («…Евгений, Всем сердцем юношу любя, Был должен оказать себя не мячиком предрассуждений, Не пылким мальчиком, бойцом, А мужем с честью и умом»)

Задание второй группе. - Под влиянием каких сторон русской деревенской жизни формировался характер юной Татьяны?

Почему при первой встрече с сёстрами Лариными Татьяна больше, чем Ольга, понравилась Онегину?

Как характеризует Татьяну её признание Онегину? Почему своё объяснение с Татьяной Онегин называет исповедью?

Почему отношение Татьяны к Онегину перестало быть романтическим после посещения ею кабинета в доме Онегина?

Почему любовное письмо Онегина вызывает у Татьяны гнев? (Его страсть она считает чувством мелким, её нравственная позиция выше, чем у Онегина…) Почему Татьяну уважают в светском обществе? За какие качества характера Татьяну можно назвать идеалом русской женщины?
5 этап. Обобщение размышлений над поставленным вопросом.

Как испытания дружбой и любовью изменили Онегина? (Из путешествия он вернулся, жестоко страдая от своей бесполезности: «Убив на поединке друга, Дожив без цели, без трудов До двадцати шести годов, Томясь в бездействии досуга Без службы, без жены, без дел, ничем заняться не умел» - неспособность Евгения жить не рассудком, а чувствами не позволила ему открыться навстречу новой счастливой жизни, которую он так искал, ведь любовь и дружба, по мнению автора, раскрывают богатство или пустоту души).

Назовите черты характера Онегина, которые свидетельствуют о том, что он мог бы быть полезным обществу.

Какие черты характера Онегина сделали из него «умную ненужность»?

Какое из высказываний критиков, по вашему мнению, можно взять эпиграфом к сегодняшнему уроку? Обоснуйте свой выбор

Что в характере Евгения Онегина позволило критикам отнести его к типу «лишнего человека»? (заполнение схемы с дальнейшей проверкой её консультантами – смотри приложение).
6 этап. Домашнее задание.

«И здесь героя моего, В минуту, злую для него, Читатель, мы теперь оставим, надолго… навсегда…». Напишите миниатюру «Может ли человек, такой, как Евгений, быть счастливым?»

Почему Евгения Онегина можно назвать

«лишним человеком»?

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИКТ


Предмет, класс

Литература, 9 класс

Тема урока

«Духовные искания Евгения Онегина». Урок обобщения знаний, умений. 6 урок в теме

Актуализация использования средств ИКТ

Индивидуализация учебной деятельности, повышение эффективности проверки знаний учащихся

Цели урока: обучающая

развивающая

воспитательная


совершенствовать умение анализировать эпизод произведения, составлять характеристику литературного героя

способствовать формированию информационной культуры, развитию мышления (умение сравнивать, обобщать, делать выводы)

способствовать формированию коммуникативной культуры


Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютерный класс, Мультимедийный компьютер, тест программы «Мами-тестинг»

Организационная структура урока.

Этап 1. Мотивационная беседа

Функции преподавателя

Промежуточный контроль

Длительность 1-2 мин. Задача: настроить учащихся на активную познавательную деятельность

Фронтальная работа
Сообщение темы, цели, хода урока по сетевому плану

Проверка готовности к уроку


Этап 2. Проверка выполнения ДЗ

Форма организации деятельности учащихся

Функции преподавателя
Промежуточный контроль


Длительность 5 мин. Задача: повторение основных положений только что изученного материала в новых условиях, развитие устной речи, организация взаимопроверки

Фронтальная. Взаимопроверка. Самооценка.
Контроль за фронтальной работой класса, организация коррекционной работы.

Оценивание схемы в тетради (+ -)


Этап 3. Перенос приобретённых знаний и их применение в новых условиях

Вид деятельности со средствами ИКТ

Форма организации деятельности учащихся

Функции преподавателя

Промежуточный контроль


Длительность 15 мин. Задача: Формирование умения применять изученный материал самостоятельно в новых условиях
Выполнение теста в программе «Мами-тестинг»
Индивидуальная работа на компьютере
Организация работы на компьютере. Консультации. Индивидуальная коррекционная работа с учащимися, имеющими низкую подготовку по предмету

Компьютерная оценка теста. Повторное выполнение заданий с целью коррекции знаний.


Этап 4. Дальнейшее углубление, обобщение наблюдений по теме урока

Форма организации деятельности учащихся

Функции преподавателя
Промежуточный контроль


Длительность 15 мин. Задача: Совершенствование умения взаимодействовать в группе
Выполнение заданий в группах
Организация работы групп. Консультации.
Защита результатов работы группы

Этап 5. Обобщение полученных знаний
Форма организации деятельности учащихся

Функции преподавателя
Промежуточный контроль


Длительность 6 мин. Задача: проверить умение оценивать характер и поступки героя в соответствии с авторской трактовкой образа

Индивидуальная
Контролирующая функция
Связный ответ на ключевой вопрос урока (творческое задание)


Этап 6. Постановка ДЗ

Инструкция по выполнению

Этап 7. Подведение итогов урока

Рефлексия

Знаменитый пушкинский роман в стихах не только очаровывал любителей российской словесности высоким поэтическим мастерством, но и вызывал споры по поводу тех идей, которые хотел выразить здесь автор. Не обошли эти споры и главного героя - Евгения Онегина. К нему давно уже прикрепилось определение «лишний человек». Однако и сегодня толкуют его по-разному. И этот образ столь многогранен, что дает материал для самых различных прочтений. Попытаемся же ответить на вопрос: в каком смысле Онегина можно считать «лишним человеком», и наличествовали ли в его жизни какие-нибудь духовные устремления? В одном из черновиков к «Евгению Онегину» Пушкин отметил: «Герой, будь прежде человек». И его Онегин, конечно, в первую очередь человек.

Никакой не лишний, а просто человек. Представитель определенной эпохи - 1810-х годов, определенной сословной группы - петербургского светского дворянства, определенного образа жизни, когда требовалось мучительно придумывать себе занятия и развлечения, чтобы убить всепоглощающую скуку. Поэт рисует нам круг онегинских интересов:

Ученый малый,но педант: Имел он Счастливый талант Без принужденья в разговоре Коснуться до всего слегка, С ученым видом знатока Хранить молчанье в важном споре, И возбуждать улыбку дам Огнем нежданных эпиграмм. Он рыться не имел охоты В хронологической пыли Бытописания земли; Но дней минувших анекдоты От Ромула до наших дней Хранил он в памяти своей. Высокой страсти не имея Для звуков жизни не щадить, Не мог он ямба от хорея; Как мы Ни бились, отличить. Бранил Гомера, Феокрита; Зато читал Адама Смита, И был глубокий эконом, То есть умел судить о том, Как государство богатеет, И чем живет, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет.

Бросается в глаза определенная разбросанность и поверхностность интеллектуальных запросов Евгения, тем более что особо преуспел он в воспетой Овидием Назоном «науке страсти нежной». Да и образован Онегин был не слишком систематически, не отличаясь, впрочем, в этом отношении от большинства людей своего поколения. Как подчеркнул Пушкин: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…» Не стоит, однако, слишком строго судить пушкинского героя. Хотя Онегин так и не осилил основы поэтической теории, это не помешало ему создавать острые и небесталанные эпиграммы, пользовавшиеся успехом в обществе. А интерес к передовым для того времени работам английского политэконома Адама Смита свидетельствует о стремлении молодого человека к практическим знаниям, которые он потом пытается применить на практике. Вспомним, как Онегин в своем имении «ярем… барщины старинной оброком легким заменил, и раб судьбу благословил». Герой явно не чужд духу времени и готов хоть в малом облегчить положение народа. Но не стоит производить его и в декабристы - политические вопросы для Онегина не столь значимы, как успехи на любовном фронте. Содержание «Евгения Онегина» общеизвестно. Пресытившись светской жизнью, Евгений удаляется в деревню, где ему вскоре становится столь же скучно. Онегин сперва отвергает любовь Татьяны, а потом безуспешно пытается соединиться с ней. Между делом убивает на дуэли друга, отправляется путешествовать, возвращается, вновь встречает на петербургском балу Татьяну, уже жену знакомого генерала. Объясняется ей в любви, получает признание во взаимности вместе с отказом от адюльтера. Героиня супружеский долг теперь ставит выше любовного чувства. Онегин жестоко наказан. Но только ли светские пороки обличает в нем Пушкин? Нет, поэт сам признавал в одном из писем, что в «Евгении Онегине» и «помина нет» о сатире. А в другом письме, в октябре 1824 г., сообщал, что среди соседей в Михайловском пользуется «репутацией Онегина», одновременно подвержен вполне онегинскому настроению: «Я нахожусь в наилучшем, какое только можно себе представить, положении для того, чтобы окончить мой поэтический роман, но скука - холодная муза, и поэма моя совсем не подвигается…» В письмах друзьям Пушкин не раз подчеркивал, что в «Евгении Онегине» не должно упоминаться само слово «сатирический», в частности, чтобы не мешать прохождению романа через цензуру. Однако здесь именно замысел поэта, а не боязнь цензурных рогаток, отодвинул сатирическое начало на второй план. Онегин, в отличие от Пушкина, - не поэт. Его скука не озаряется проблесками подлинного поэтического вдохновения. Можно сказать, конечно, что Евгений - «лишний человек» в том смысле, что не выполняет никакой очевидной общественно полезной функции, не востребован обществом. Пушкин знал, что в таком же положении мог бы оказаться и сам, подобно многим товарищам по Петербургу, не обладай он Божьим даром творчества. Однако ведь Онегин все время чего-то ищет, им владеет «охота к перемене мест». Вот Евгений вернулся из своих странствий, и автор задается вопросом:

Все тот же ль он,иль усмирился? Иль корчит так же чудака? Скажите,чем он возвратился? Что нам представит он пока? Чем ныне явится? Мельмотом, Космополитом,патриотом, Гарольдом, квакером,ханжой, Иль маской щегольнет иной, Иль просто будет добрый малый, Как вы да я, как целый свет?

У Онегина в романе много масок, и многим он приносит зло, нелепо убивая Ленского и делая в конечном счете несчастной Татьяну, но в сущности, как намекает Пушкин, он в душе человек добрый и осознанно никому вреда не причиняет. Что же движет Онегиным? Думаю, по большому счету, - стремлением духовной свободе, к «свободе мечты», к недостижимому идеалу красоты. И в финале он оказывается еще более несчастным, чем покинувшая его возлюбленная. Герой вместе с самим Пушкиным признает:

Я думал: вольность и покой - Замена счастью.Боже мой! Как я ошибся,как наказан!

Таков неутешительный итог духовных исканий Онегина. Но не Пушкина. Ведь в 1836 г., незадолго до смерти, Александр Сергеевич написал знаменитое: «На свете счастья нет, а есть покой и воля». Для гениального поэта творческий покой, творческая свобода могут быть высшей ценностью, тогда как для простого смертного вроде Евгения таковой все-таки остается счастье.

С чего начинает свой роман А. С. Пушкин? В чем своеобразие такого начала? Почему автор подробно описывает воспитание, образование и времяпровождение Онегина? Как Онегин относится к окружающему его миру? Чем является для Онегина театр? Чем он его привлекает? А что значит искусство (театр) для Пушкина?

Кто же такой Онегин? Типичный молодой щеголь Умен Довольно образован Смутно чувствует, что так, как принято в обществе, жить нельзя

Какого же окружение Онегина? Чем отличается герой от своего окружения (Пушкина, Каверина, Чаадаева)? Случаен ли круг знакомых Онегина? Чем Онегин отличается от общей массы аристократической молодежи? Чем пытается заняться герой, покинув светское общество?

Вывод: Онегин пытается заняться устройством жизни крестьян в имении, но это ему не приносит удовлетворения. Прежние настроения продолжают владеть им. Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения и критическое отношение к действительности ставят его высоко над дворянской толпой, особенно среди поместного барства, и обрекают при отсутствии общественной деятельности на одиночество.

Почему Онегин свел знакомство с Ленским? Как Пушкин относится к их дружбе? В чем причина такого отношения автора? Как это характеризует Онегина? Каков интерьер бесед Онегина и Ленского? Каков результат этих бесед? Что в облике, поведении и чувствах Ленского дает возможность предположить о его высоком предназначении? О чем спорили Онегин и Ленский? В чем причина ссоры героев? Как в ней проявились характеры?

Глава 6 (дуэль) написана после вести о казни декабристов. Это повлияло на то, что гибель Ленского описана в торжественных и величественных образах, словно мысль о действительной трагедии. Так медленно по скату гор, на солнце искрами блистая, сползает глыба снеговая. Онегин понимает, что чувство превосходства, которым он так гордился, оказалось мнимым. «Убив на поединке друга» , Онегин нарушил, по мнению Пушкина, нравственную природу вещей. Невозмутимость Онегина обернулась смертельным холодом ужаса перед происшедшим. Мгновенным холодом облитый. Онегин к юноше спешит…

Онегин не выдерживает не только испытание дружбой, но и испытание любовью. С первых глав Пушкин показывает, что герой лишен способности любить, его отношение к любви целиком рассудочно и притворно. Как проявил себя Евгений в испытании любовью? Что привело героя к прежде недоступному миру чувств? Какие душевные изменения принесла Онегину любовь к Татьяне?