Вячеслав зайцев авария. Вячеслав Зайцев: нормальный человек на моём месте давно бы умер. – Что самое главное в модели

Вячеслав Зайцев – советский и российский художник-модельер, которому по праву принадлежит первенство в советской и российской моде. Вячеслав Зайцев, не имея соответствующей индустрии, сумел в Советском Союзе создать сами понятия «высокая мода» и «дизайн одежды». Сегодня Зайцев воспринимается как великий мастер всемирного значения. Но удивительно другое – западные дизайнеры и кутюрье увидели в Славе Зайцеве уникальный талант за 30 лет до того, как это рассмотрели соотечественники.

Детство и юность

Вячеслав родился в Иваново. Неизвестно, повлияла ли атмосфера города невест на решение будущей звезды создавать для женщин модную одежду, но с направлением будущей профессиональной деятельности юноша определился быстро. Профессия дизайнера наложила на жизнь Вячеслава Зайцева романтический флер, но простой биографию модельера назвать невозможно.

Вячеслав Зайцев родился в небогатой семье. Мальчик знал, что родители в браке вынужденно, «по залету», и что мать в браке несчастна. Детство мальчика пришлось на военные годы, и жизнь будущего дизайнера стала еще хуже. Отец ушел на фронт, попал в плен, бежал и дошел до Берлина, а после войны попал в лагерь как бывший военнопленный.

Еды в семье не стало, мать и сын собирали ягоды в лесу. Когда Вячеслав с мамой навещали отца, семью ограбили, женщина слегла в больницу, а мальчик начал попрошайничать и петь у магазина, чтобы добыть еду.


Молодой дизайнер Вячеслав Зайцев

Тем не менее, Вячеслав ходил в школу, ездил по колхозам со школьным коллективом и пел, помогал учителям рисовать афиши. После окончания школы-семилетки он поступает в Ивановский химико-технологический техникум, где учится на художника текстильного рисунка.

Затем – переезд в Москву и студенческие годы в знаменитом Московском текстильном институте. По распределению Вячеслава Зайцева отправили в подмосковный городок Бабушкин, где находилась экспериментально-техническая швейная фабрика Мособлсовнархоза. Там молодой человек создал первую коллекцию – спецодежду для работниц сельской местности, которая была практичной и удобной, но одновременно и женственной. Конечно, коллекция не прошла проверку советского методического отдела.


Вячеслав Зайцев и эскизы его коллекций

Эта линия спецодежды привлекла внимание западной прессы к начинающему кутюрье. Коллекцию опубликовал французский журнал «Пари Матч», а представители и , позднее пообщавшись с коллегой из Москвы, в один голос признали Вячеслава Зайцева равным себе. И хотя до конца 80-х годов советский дизайнер был лишен возможности выезда из страны, в Европе Зайцева давно считали одним из ведущих мировых дизайнеров.

Мода и дизайн

На фабрике в Бабушкине Вячеслав Зайцев сумел проявить себя более чем убедительно, регулярно предлагая новые решения в дизайне одежды. В результате его пригласили на Кузнецкий мост, где располагался знаменитый Общесоюзный Дом Моделей. Там Вячеслав Зайцев проработал 13 лет и сотрудничал с самыми лучшими манекенщицами, включая , Леку Миронову и Милу Романовскую.


Вячеслав Зайцев и его сын ЕгорПервым результатом работы Вячеслава Зайцева в Доме Моделей явилась коллекция «Русская серия», созданная по народным мотивам. В нее входило и платье «Россия», демонстрировавшееся Збарской на Всемирном фестивале моды и получившее Гран-при. После этого платья западная пресса величает Зайцева не иначе, как «Красный Диор».

Было и множество других успешных разработок, но к середине 70-х годов Вячеслав Зайцев крайне не удовлетворен работой. Его удручает, что из-за принципов советской системы эскизы попадают на фабрику слишком поздно, и когда потребитель видит изделие в магазине, оно уже безнадежно устарело. Вячеслав приходит к мысли, что труд модельера в СССР не эффективен и бессмысленен, и в итоге увольняется.


После Дома Моделей дизайнер работает на фабрике индивидуального пошива для Дома Моды, а позднее переходит в этот самый Дом, где становится художественным руководителем. Именно там, начиная с 1982 года, Вячеслав Зайцев создает свои всемирно известные авторские коллекции. Модельера отличает постоянный поиск стиля и придание формам и линиям одежды собственного неповторимого штриха.

В 1992 году Вячеслав Зайцев создает собственную «Лабораторию Моды», академию дизайна при Доме Моды Вячеслава Зайцева, а через пять лет у кузницы кадров появляется и официальный сайт.

Среди последних, особо запомнившихся публике образов, созданных Зайцевым, - роскошный вечерний наряд из кремового кружева и белоснежное платье, как будто сошедшее с картины «Царевна-Лебедь». Оба наряда на Неделе моды в Москве демонстрировала Миссис Россия Алиса Крылова.


Наряду с модой серьезное значение в творчестве Вячеслава Зайцева занимают живопись и рисунок. Его картины не имеют никакого отношения к дизайну одежды. Они передают эмоции и чувства автора, даже его философское восприятие жизни. Произведения Вячеслава декоративны и всегда ярки и самобытны.

Персональные выставки художественных работ Вячеслава Зайцева неоднократно проходили в городах Соединенных Штатов, Бельгии, Франции, Эстонии. Пять его картин, как живописных, так и графических, постоянно выставлены в московской Третьяковской галерее, а несколько полотен из серии «Как молоды мы будем» можно увидеть в Музее истории Москвы.


Еще одна сторона творчества прославленного модельера – это сценический костюм для театра и эстрады. Вячеслав Зайцев разрабатывал одежду для Театра Сатиры, МХАТа, Театра имени Моссовета, «Современника» и многих других. Чаще всего его приглашали для придания необычности и уникальности стандартным фасонам классических пьес.

Причем не только отечественные режиссеры хотели сотрудничать со знаменитым модельером. Он также выполнял заказы нескольких бродвейских театров. Наиболее известная постановка, где актеры выходят в нарядах от Зайцева, - это мюзикл «Софистикейтед лейдиз».


Вячеслав Зайцев работает над костюмом чемпионки мира по фигурному катанию Натальи Бестемьяновой

Также делал костюмы кутюрье и для кинематографа, и для звезд эстрады, и для спортсменов. Именно Зайцев «одел» советскую спортивную делегацию на московской Олимпиаде-80. Ему же принадлежит разработка облика шоу-группы «На-На» и рок-группы «Интеграл».

Но одной только одеждой Зайцев не ограничивался. Например, для спектакля «Вишневый сад», который ставился на германской и венгерской сценах, Вячеслав, помимо костюмов, разработал сценические плакаты и прочие декорации.

Личная жизнь

В 24 года еще начинающий и малоизвестный кутюрье женился на девушке из обеспеченной и высокопоставленной семьи. Избранницу звали Марина. Знакомые девушки были шокированы, что Марина предпочла Вячеслава Зайцева, а не знаменитого дипломата или летчика, которые постоянно ухаживали за обеспеченной наследницей. Чета Зайцевых прожила вместе три года и произвела на свет сына Егора, который, кстати, впоследствии пойдет по стопам отца.

О том, что жена уходит, дизайнер узнал, вернувшись из Венгрии, где создавал костюмы для фильма. Развод с женой произвел сильное впечатление на Вячеслава, так как дизайнер искренне относился к Марине и любил бывшую жену еще долгое время после разрыва отношений. Также модельер добивался права увидеться с сыном. Поначалу ребенок не знал, что мать не дает Вячеславу возможности встретиться с ним, и считал, что папа его бросил и переживал по этому поводу.


Проблемы в семье подкосили дизайнера. У Вячеслава даже началась депрессия на этой почве. Помогла выйти из этого состояния одна из сотрудниц Дома Моделей по имени Инна, которая давно была влюблена в модельера.

Влюбленные прожили некоторое время в гражданском браке, после чего разошлись. Но когда Зайцев попал в тяжелейшую автомобильную катастрофу и долгое время находился в больнице, Инна ухаживала за ним и всячески помогала. Девять дней Вячеслав Зайцев пролежал в реанимации, затем полгода потратил на реабилитацию.

Дизайнер сильно пострадал в автокатастрофе, хуже всего пришлось правой ноге, врачи уже начали морально подготавливать Вячеслава и говорить с пациентом об ампутации ноги.


По словам дизайнера, в этот страшный период Вячеслав Зайцев успел даже смириться с мыслью о потере ноги. Модельер придумал себе новый модный образ, который будет подходить под новое состояние: Вячеслав Зайцев представлял, как в черной шляпе, черных очках, белой рубахе и с тростью будет ходить по Кузнецкому мосту. Но при этом Зайцев не прекращал тренировки и реабилитацию, запрещал себе сдаваться. В результате врачи все же спасли ногу модельеру.

Позднее Вячеслав и Инна попытались возобновить отношения, но новый союз выдержал только год, и на этот раз расставание было окончательным. Больше создавать семью Вячеслав Зайцев не пытался.

Вячеслав Зайцев сейчас

2 марта 2016 года Вячеслав Михайлович отмечал 78-ой день рождения. После вечеринки кутюрье признался журналистам, что уже не первый год страдает тяжелым заболеванием – болезнью Паркинсона.

Из-за болезни у дизайнера появились проблемы с суставами. Врачи даже настояли на титановом протезе. Накануне праздника дизайнер перенес операцию на коленном суставе и проходил курс реабилитации в Карловых Варах.


Проблемы со здоровьем не мешают творчеству дизайнера. В 2017 году Вячеслав Зайцев по традиции открыл показ сезона весна-лето 2018 на Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Коллекция Славы Зайцева вышла в алых тонах и в стиле ретрошок. Дизайнер переосмыслил классические силуэты Диора, разбавляя французские тенденции китчем а-ля рюс: кокошниками, павловопосадскими платками, народными орнаментами.

Достижения

  • 1980 – кавалер ордена «Знак Почёта»
  • 1983 – обладатель медали «Ветеран труда»
  • 1991 - заслуженный деятель искусств РСФСР
  • 1992-1996 - профессор кафедры моделирования одежды факультета прикладного искусства Московского государственного университета сервиса
  • 1993 - создатель и глава жюри ежегодного конкурса «Текстильный салон»
  • 1994 - создатель и глава жюри ежегодного конкурса профессиональных модельеров имени Надежды Ламановой
  • 1994 - создатель и глава жюри ежегодного конкурса детских театров моды «Золотая игла»
  • 1994 - создатель и глава жюри постоянно действующего конкурса молодых модельеров и художников костюма «Экзерсис»
  • 1995 - создатель, художественный руководитель и председатель жюри ежегодного конкурса «Бархатные сезоны в Сочи»
  • 1996 - лауреат Государственной премии Российской Федерации
  • 1998 – кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени
  • 2003 – лауреат премии президента Российской Федерации в области литературы и искусства
  • 2006 - народный художник Российской Федерации
  • 2007 - академик РАХ
  • 2009, 2010 - дважды лауреат премии правительства России

Из-за финансовых трудностей модельер Вячеслав Зайцев уже на три месяца задержал зарплату своим сотрудникам.

Непростые времена начались в жизни именитого кутюрье Вячеслава Зайцева. Из-за кризиса он может лишиться своего производства. И если сам Вячеслав Михайлович финансовые трудности пока еще терпит, то его сотрудники этого делать не желают. Почти каждый месяц от Зайцева уходят его работники.

Разговоры о сложном положении Вячеслава Зайцева пошли несколько месяцев назад. Но Вячеслав Михайлович старался об этом не говорить. Он до последнего надеялся, что ему удастся справиться с навалившимися трудностями. Сейчас же модельер признался: он не видит выхода.

– Из-за кризиса стало меньше людей, которые покупают одежду, – признается кутюрье. – У нас возникают проблемы с заработной платой для сотрудников. Все очень серьезно. Я, как директор, не знаю, как разрешить ситуацию. Очень сложно стало жить и работать.

По словам Зайцева, задержка заработной платы в его доме моды составляет три месяца. Когда он сможет рассчитаться с работниками, Вячеслав Михайлович сказать точно не может, потому как свободных денег у него уже давно нет.

– Не знаю, что делать, – сетует Зайцев. – Выхода никакого не вижу. Люди подходят ко мне и спрашивают: «Вячеслав Михайлович, где деньги?» Я отвечаю всем одно и то же: «Как только продадут наряды или же заплатят аренду, бухгалтер всё перечислит». К сожалению, выплату стабильной заработной платы я сейчас обеспечить не могу. Некоторые предлагают, чтобы я обратился за помощью к спонсорам. Но я этого не делаю. Считаю, что бесполезно.

Зайцев за последние несколько недель лишился четырех человек, которые не стали терпеть задержку заработной платы. А ведь их он считал одними из лучших на своем производстве.

– Уволились технолог, очень хорошие мастера из экспериментального цеха, – продолжает известный модельер. – Я, конечно, переживаю. Это люди, которых я воспитал. Они знают мой стиль в совершенстве. Замену им пока не ищу, потому что есть опасность, что уйдут и другие. Их приглашают работать в престижные места. Туда, где стабильная зарплата. Поэтому я их понимаю. А у нас очень большие налоги, например за землю! Пять миллионов нужно платить, представляете? Это огромные деньги, мы столько не зарабатываем!

Брать кредиты Зайцев не хочет, так как в этом случае может оказаться в долговой яме. Кутюрье надеется на помощь правительства, а пока старается хоть как-то обеспечить своему предприятию доход. Например, если раньше он презентовал в основном вещи для женщин модельной внешности, то теперь планирует сделать несколько коллекцией для молодежи и полных дам. Зайцев обещает: новая одежда будет не слишком дорогой. Модельер надеется, что с помощью таких мер сможет рассчитаться с долгами. Также в самое ближайшее время Вячеслав Михайлович хочет устроить грандиозную распродажу уже имеющейся одежды.

– В июне нашему дому моды исполнится тридцать пять лет, – говорит зайцев. – И мы планируем к юбилею устроить большой показ и распродажу. Недорогие и очень красивые вещи можно будет купить по низким ценам. Надеюсь, что такие меры нам помогут справиться с кризисом.

Из-за проблем на производстве Вячеслав Зайцев останется без летнего отдыха. Впрочем, по этому поводу кутюрье совсем не переживает. Он уверяет: валяться без дела на пляже не привык.

– Я поеду совсем скоро на три дня в Париж, – говорит Зайцев. – Каждый месяц туда летаю. Много лет назад купил себе в столице Франции небольшую квартиру. Теперь приходится туда ездить и платить за «коммуналку». Выходит около четырехсот евро в месяц – на мой взгляд, немного. А отдыхаю я здесь, в России. В Подмосковье у меня есть дом в деревне. Он стоит прямо в лесу. Семь соток земли, прекрасный сад, великолепный воздух, рядом река! Мне этого достаточно. Иногда я выбираюсь за границу, чтобы созерцать красоту окружающего мира. Потом я ее переношу на холсты. Интересно получается!

О том, что у 79-летнего модельера Славы Зайцева есть проблемы со здоровьем, говорили давно. Сообщалось, в частности, что модельер передвигается с палкой, говорит с трудом. Ходили упорные слухи, что кутюрье страдает и от болезни Паркинсона.

ПО ТЕМЕ

Однако сам модельер старается держаться бодро. "На здоровье не жалуюсь – чего на него жаловаться. Ноги недавно починили, и сейчас уже нормально стою, коленки как новые. Сделал серьезные операции. В 33 года я попал в аварию: меня вырезали автогеном из машины и задели коленку. Там все было разбито, я долго мучился, а после еще и упал со второго этажа своей студии и добил коленку окончательно. Поэтому пришлось делать операции, вторая прошла в январе этого года", – цитирует Вячеслава Зайцева Woman`s Day .

Дизайнер с оптимизмом смотрит в будущее. В следующем году Зайцеву исполнится 80 лет. В честь круглой даты он намерен выпустить новую коллекцию одежды.

Однако Вячеслав много времени уделяет не только работе, но и досугу. именитый кутюрье совершенно спокойно копается в земле на своей собственной усадьбе. "К огороду мама приучила. Выращиваю огурцы и помидоры. У меня есть две теплицы метров на пять: одна только для помидоров, одна только для огурцов. А лук и прочая зелень так, на улице растут. Помидоров с огурцами урожай богатый: засолы с прошлого года еще остались. Еще делаю сок из вишни и терновника. И цветочками увлекаюсь. У меня много гортензий, лилий, очень люблю семейство орхидей. Все сам и полю, и поливаю", – похвастался Вячеслав Зайцев.

Ему то и дело приписывают тяжелую болезнь или скорую эмиграцию в Париж. Маэстро, чтобы развеять все слухи, сам пригласил «Антенну» в Дом моды и заверил: жив, здоров, во Францию летает лишь за тканями к новой коллекции, которую он сейчас рисует и шьет к своему 80-летию. А еще рассекретил внука, о котором прежде никогда не рассказывал.

– Впервые, собираясь на интервью, я больше думала не о вопросах, а о том, как одеться.

– Черно-белая классика, которую вы выбрали, – лучше всего. Женщины знают, как я ее люблю, поэтому обычно приходят в классическом пиджаке, юбочке прямой или расклешенной. Все хорошо. В форме я консерватор, а в цветах – наоборот. Изначально Дом мод был выложен таким серо-белым пористым камнем. Я, как только его увидел, сказал, что они сдурели. И когда заработал деньги, оформил все ярко, по-русски: зелено-синий, желтое солнце, красная радость. Создал атмосферу праздника для людей, которые придут сюда заказать вещь, – ощущение детства.

Вячеслав Зайцев

– Сами заказы принимаете?

– Мерки снимает мой конструктор, а я делаю примерки, рисую эскизы. Только что вернулся из Парижа, где покупал ткани для юбилейной коллекции. В первую очередь это будет русская тема...

Вячеслав Зайцев в Париже, декабрь 2015 года

– Тема русская, а ткани во Франции закупаете? А как же ваше родное Иваново и его ситец?

– Ситца в Иваново давно нет. Там тоже кругом торговые центры, в которых торгуют товарами отовсюду. Исключение – пальтовые ткани, которые делают на брянской фабрике. Приличный шелк в России уже никто не выпускает. Вот раз в месяц летаю за ним в Париж на два-три дня, потому там у меня есть маленькая студия.

– Наверное, из-за этой студии и пошли разговоры, что вы переезжаете во Францию насовсем.

– Уже не знают, какую гадость сказать. Если бы я хотел, давно уже уехал. Тем более что с 1996 года я имею там квартиру, в самом центре, на улице Клебер, из которой видны Эйфелева башня и Триумфальная арка. Когда я приезжаю во Францию по делам, ночую в этой квартире, а так она пустует.

– Хранится там что-нибудь ценное?

– Нет, все ценное хранится в усадьбе в деревне Каблуково в 70 км от Дома моды. Каждый день туда езжу и ужасно страдаю от жутких пробок.

– Почему, когда работа кипит, прямо здесь не ночуете?

– Для отдыха мне нужны визуальные образы. Там чудный лес, настоящие сосны, прекрасный воздух, полная тишина. Как-то ночевал здесь, и это было ужасно: постоянный жуткий гул, очень душно летом, очень холодно зимой. Поэтому встаю в 4 утра. В 6 утра выезжаю. С 8 утра приступаю к работе. Сейчас подбираю ткани для белья, зонтов, платков, шарфов и прочего.

О чем говорить с моделью

Съемка коллекции одежды в ателье Дома моды, 2016 год

Фото: личный архив Вячеслава Зайцева

– Вы работали с манекенщицами в разные эпохи. Отличаются чем-то девчонки 1960-х, когда вы только начинали, от нынешних?

– В 1960-е и 1970-е у нас были одни и те же девочки. В них было что-то совершенно другое, чем сейчас в манекенщицах. Они были интеллектуальны, с ними можно было беседовать на любые темы. Например, мы много говорили о литературе.

– Потом модели стали глупеть?

– Они стали иными. В прежних было больше жизни, полноты – и духовной, и телесной. Сейчас эпоха худых девчонок: я как-то пытался привлекать полных моделей, но пока не получается, мы к этому еще не готовы. Что странно, ведь у нас большинство женщин полные, и их нужно одевать в первую очередь.

– С нынешними моделями, которые представляют вашу коллекцию, могли бы поговорить о литературе?

– Нет, не приходится. Вообще ни о чем не разговариваем.

– Кто был вашей самой безбашенной манекещицей за всю карьеру?

– Помню, с Милой Романовской был один инцидент. На съемках в Ташкенте она перелезла через балкон в отеле в другой номер и ушла гулять. За это ее должны были уволить. Накануне увольнения я повез ее на съемки, а она открыла дверцу машины и говорит, что не может без меня, и чуть не выпала – я ее подхватил. Такой был грустный случай.

– Что самое главное в модели?

– Очень важна осанка. Средний рост модели сегодня – 180 см, и пропорции должны быть соответствующими.

– Что делать девушкам немодельной внешности?

– Из-за этого не стоит себя разрушать, ведь проблем с одеждой нет совершенно. У моей бывшей жены Марины рост 156 см – и всю жизнь ходила элегантной. Мама у меня была полная, в конце у нее был 56-й размер, но она считала, что покупает 48-й, и я ее не разубеждал.

Вячеслав Зайцев с женой Мариной, 1965 год

Фото: личный архив Вячеслава Зайцева

– Может, вы и женились на Марине, потому что устали от похожих друг на друга высоких женщин?

– Конечно. Мне нравился ее интеллект, она была заводная девчонка. Эрудированная и талантливая. Такой она и осталась. В июне ей исполнилось 80 лет, я ходил к ней на день рождения. Мы дружим.

– Обратно сойтись не хотелось?

– Нет, мы слишком разные. Она талантливый человек, я по-своему талантлив и не хочу забивать ее. Когда два человека талантливы, им трудно сосуществовать. Сын Егор тоже женился на манекенщице, которая стала замечательной его помощницей. Катя Ромашкина сейчас делает свое шоу, замечательная девушка и прекрасный режиссер.

– А вы? Неужели после брака с Мариной не встретили ни одну женщину, которую бы полюбили?

– Да, она была единственной любовью всей моей жизни.

Юный Слава Зайцев

Фото: личный архив Вячеслава Зайцева

– И сколько вы так живете один?

– С 1969 года. Это Божья благодать. Он подарил мне одиночество, чтобы я сконцентрировался на своем предназначении. Творец должен быть одинок. Семья заедает очень, хотя сын у меня есть и есть внучки. Егору уже 57 лет, он заместитель генерального директора Дома моды. Но он приезжает на работу в полвторого, правда, и работает в сетевых ресурсах до 3–4 часов утра (смеется). Внучке Марусе 23 года, она успешно работала в моде, создавала коллекции, но потом решила уйти и сейчас учится на режиссерском факультете, потому что кто-то написал ей в сети после ее показа, что из нее получится отличный режиссер. Внучке Насте скоро девять. Окончила второй класс, хорошо чувствует себя в моде. Ее в детстве таскали сюда, лелеяли, ухаживали за ней, так что Настя – ребенок моды. Маруся более закрытая, а Настя очень общительная, она и моделью уже работала. Надеюсь дожить до статуса прадеда. И еще открою вам одну семейную тайну: у меня от Егора есть еще один внук…

– Как?

– Да, раньше я о нем никому не рассказывал, да и он сам не хотел этого: скромный. Его зовут Антон. Ему 27 лет. Он тоже трудится на Дом моды: снимает нам видео с показов, сам всегда за кадром. Еще он большой любитель путешествовать, а также собиратель всяких целебных травок. Вот недавно чаи нам разные ароматные привез.

Родители модельера: папа Михаил Яковлевич и мама Мария Ивановна

Фото: личный архив Вячеслава Зайцева

– Вячеслав Михайлович, всякое сейчас пишут про ваше здоровье...

– На здоровье не жалуюсь – чего на него жаловаться (улыбается). Ноги недавно починили, и сейчас уже нормально стою, коленки как новые. Сделал серьезные операции. В 33 года я попал в аварию: меня вырезали автогеном из машины и задели коленку. Там все было разбито, я долго мучился, а после еще и упал со второго этажа своей студии и добил коленку окончательно. Поэтому пришлось делать операции, вторая прошла в январе этого года.

– Утешает только то, что вы не модель и по подиуму вам не надо вышагивать.

– В том-то все и дело. Раньше-то я вышагивал, учил девчонок ходить, а сейчас не могу.

Идеальный гардероб начинается с трех платьев

– Чем удивите в юбилейной коллекции?

– Она целиком из того, что было прежде. Покажу весь ассортимент от платья обыкновенного до вечерне-коктейльного, короткого и длинного, а также пальто. Наш костюм всегда отличался от западного тем, что он многослойный. Это радость для глаз, очень декоративно. Когда я был в Америке три года назад, где мне вручали награду за вклад в мировую моду, надел черный пиджак с красными цветами и жилет такой же – и так гулял по Нью-Йорку. И окружающим это было безумно интересно – видеть такие вещи.

– Вещи у вас и правда шикарные, но разве в таких по нашим улицам погуляешь? Их не только на подиуме носить можно? У нас принято носить теплое и немаркое.

– Надо быть смелым человеком. У меня тоже теплое и немаркое. Наши люди отвыкли от красоты – мы очень зажаты. Мы приспосабливаемся к хмурой погоде, боимся ярких красок, боимся, что это выглядит смешно, боимся осуждения окружающих. В период социализма общество было безликим. Все должны были быть одинаковыми. Было трудно выглядеть оригинально. Сейчас одной обуви сколько вариантов предлагают: сапоги без каблуков... Недавно заказал себе угги по интернету из Китая.

– Вы?!

– А что такого?! У них и спортивная обувь классная – белая, черная и золотая.

– То есть у вас и кроссовки из китайского интернет-магазина?

– Да. Стоят они примерно 1800–2000 рублей. Там и дешевле есть. Сегодня все поменялось: красивая одежда необязательно должна быть дорогой. Иногда платье за 50 тысяч рублей из бутика не отличишь от купленного на рынке за тысячу. А оценивать вещь по ее стоимости и вовсе неприлично. Долгое время у нас продавался китч, который не все могли себе позволить и который поэтому был очень популярен. Сегодня женщина может позволить себе купить не только авторские работы, но и прет-а-порте.

Показ коллекции Вячеслава Зайцева

– Что обязательно качественное должно быть в гардеробе любой женщины? Юбка или Брюки?

– Я, конечно, предпочитаю платья. Желательно иметь три платья. Обязательно маленькое черное. Еще должно быть красное чуть ниже колена. Третье платье может быть темно-синим, зеленым, изумрудным. Чудесно, если оно дополнено восточными орнаментами. Сам много занимаюсь принтами.

– Какое платье лучше выбрать – с декольте, вырезом на спине, разрезом до бедра?

– Лучше вместо классического выреза приобретите с воротником и планочкой с пуговицами, которые расстегиваются и немного открывают декольте. Такое платье типа рубахи этим летом будет очень популярно. Если его сделать из роскошной ткани, то в нем можно выйти в свет, как в вечернем, тем более если добавить вышивку и аппликации. А к платьям, как у Анджелины Джоли на премии «Оскар», в которых несимметрично выставлена одна нога, отношусь ужасно. Да и в нем видно все вплоть до трусов. Бывает еще, что одна рука голая, а другая – в рукаве. Это люди уже не знают, что еще придумать.

– Какие еще базовые вещи должны быть в гардеробе настоящей модницы?

– Три варианта белых блуз: одна непременно в мужском стиле с воротником стоячим – не заморачивайтесь, просто купите мужскую рубашку маленького размера. Вторая – классическая романтическая блуза в русском стиле. И еще цветные трикотажные жилеты – зеленый, розовый, красный… Юбки приготовьте все – и карандаш, и солнышко, но самая замечательная – прямая черная.

– Что посоветуете нашим женщинам навсегда выкинуть из гардероба?

– Совершенно бесформенные трикотажные платья цвета цикламен, кофты противного бруснично-розового и желтого, как цыпленок, цвета. Чтобы носить трикотаж, у женщины должна быть очень хорошая фигура. Если фигура плохая, то лучше не рисковать, потому что получается такая некрасивая рыхлая форма. Кроссовки женщинам нельзя носить с платьем.

Показ коллекции Вячеслава Зайцева

– Как? Это же уже разрешено несколько лет.

– Это американская мода, я против.

– На то она и мода, чтобы порой смешивать несовместимое.

– Да, и в некоторых случаях получается хорошо, но в Америке я видел женщин в платьях и кроссовках, и это было ужасно

– Чего не должен надевать настоящий мужчина?

– Спортивные синие штаны-рейтузы. Возмутительно, когда мужчина идет в костюме и сандалиях на босу ногу – обязательно надо с носком.

За платье для дочки Косыгина получил всего 10 рублей

– Кто из наших знаменитостей для вас самая стильная?

– В моде у нас номер один – Рената Литвинова. У нее всегда потрясающий образ – очень тонкий, изысканный. Ее лучшая подруга Земфира тоже молодец: она меняется, и ей все равно, что о ней думают и говорят. После них двоих идет Ирина Понаровская. В свое время она была эталоном.

Вячеслав Зайцев с Ренатой Литвиновой и Никитой Михалковым

Фото: личный архив Вячеслава Зайцева

– Вы почетный житель Иванова и Парижа. Где девушки одеваются лучше – в Иванове или в Париже?

– Русская женщина обладает редкой и удивительной способностью приспосабливаться к обстоятельствам. В Советском Союзе не было возможности выразить свою личность, а сейчас такая возможность есть. Наши девушки стали очень красиво одеваться. А в Париже в основном все приезжие. В Европе и не поймешь, в каком ты городе. Даже в традиционной Японии редко увидишь кимоно – вместо него джинсы, майки, кроссовки – американский стиль, который здорово повлиял и на Восток, и на Запад.

– Художнику нужно быть абсолютно свободным или лучше, чтобы власть его поддерживала? Одно время вы ведь разрабатывали так называемую государственную моду?

– Ерунда и сплетни. Это был не я. Я делал только платья для дочки Косыгина. Это был очень неприятный случай: я получил всего 10 рублей и после этого перестал подходить к таким женщинам с особенным отношением. Но за Меланию Трамп готов заступиться: это неправильно, что некоторые модельеры отказались одевать ее из-за политических взглядов ее мужа. Мода должна быть вне политики. Зря ее обидели. Она интересная девушка, одета сейчас неплохо.

Вячеслав Зайцев с Аллой Пугачевой, 2015 год

Фото: личный архив Вячеслава Зайцева