План конспект итогового занятия по вокалу. Конспект открытого занятия по эстрадному вокалу "концертная деятельность, как один из методов активного обучения". Педагог дополнительного образования

Как только не называют в народе медведей — косолапый, топтыгин, хозяин тайги. Принято считать их неуклюжими и ленивыми животными, но это заблуждение. Бурые медведи очень подвижны и энергичны, молодые особи способны развивать большую скорость и очень ловко забираются на деревья.

Места обитания бурых медведей разбросаны по всему миру, но их становится все меньше, по итогам последней статистики — около 200 тысяч. Поэтому животных занесли в Красную книгу. У нас в России зверя можно встретить на Дальнем Востоке и Чукотке, в Сибири и на Камчатке. Медведей привлекают густые непроходимые леса, где они могут укрыться или залечь в берлоге.

Бурый медведь считается одним из самых крупных хищников планеты. Вес взрослого животного достигает 600 кг, а длина тела около 2-х метров. Голова крепкая, массивная, с глубоко посаженными небольшими глазами. Окрас зависит от ареала обитания, от светло-песочного до черного, размеры тоже могут отличаться. В неволе хищники живут дольше, а в дикой природе обычно 30 лет.

В поисках пищи медведи могут проходить большие расстояния, они достаточно выносливы. А зимой ищут уединения в горных расщелинах, под корнями больших деревьях и устраивают себе там берлогу, натаскивая внутрь сухую траву, ветки, мох. Зимняя спячка длится несколько месяцев, до оттепели. Бывают случаи, когда зима теплая, медведь просыпается и начинает бродить в поисках пищи, бывает, что оказывается и возле человеческого жилья. Таких животных прозвали шатунами, они голодные и потому очень опасны. Меню бурого медведя включает в себя не только других животных, насекомых, рыбу, но и растительную пищу.

Размножаются медведи, начиная с 3-хлетнего возраста, ближе к лету. У самки рождается не более 4-х медвежат. Их вес всего лишь 500-600 г, целый месяц медвежата слепые и беспомощные, а к 3- 4-м месяцам начинают выходить с матерью из берлоги и приобщаться ко взрослой жизни.

Видео про жизнь медведей.

Медвежий кочевник. Дикая Аляска / Bear Nomad. Alaska Wild / 2011. Дикая Аляска Эколог Крис Морган исследует одну из крупнейших популяций бурых медведей в мире.

Медвежье царство. Пажетнов Валентин Сергеевич и его подопечные.

Берег бурых медведей.

Обыкновенный бурый медведь - хищное млекопитающее семейства медвежьих. Этот крупный хищник считается одним из самых опасных. Насчитывается около 20 подвидов, которые отличаются ареалом обитания и внешним видом.

Внешний вид

Все подвиды бурого медведя обладают хорошо развитым мощным телом, имеют достаточно крупную голову с небольшими глазами и округлыми ушами, и высокую холку. Хвост недлинный (от 6,5 до 21 см). Крепкие лапы с мощными невтягивающимися когтями до 10 см длиной, стопы пятипалые, достаточно широкие. Внешний вид подвидов существенно разнится. Самцы примерно в полтора раза больше самок.

Размеры

Особи, населяющие Европу, самые мелкие, они достигают двух метров длины, при массе 200 кг. Бурые медведи, обитающие в средней полосе России, больше размером и весят около 300 кг. Самые крупные - гризли и дальневосточные медведи, их длина доходит до трех метров, а вес достигает 500 кг и больше.

Окрас

Как выглядит медведь, какого цвета его шкура, зависит от места обитания. Встречаются медведи от палевого светлого оттенка до черного с синевой. Стандартным считается бурый цвет меха.

У гризли, обитающих в Скалистых горах, шерсть на спине белая на кончиках, что создает сероватый оттенок. Полностью седоватый окрас у бурых медведей, живущих в Гималаях, а у обитающих в Сирии - светлая, буро-рыжая шкура.

Линяют бурые медведи один раз в год, с весны и до осени. Разделяют часто весеннюю линьку и осеннюю. Весенняя линька наиболее интенсивно проходит во время гона и длится довольно долго. Осенняя протекает практически незаметно и заканчивается к тому времени, когда начинается зимняя спячка медведей.

Продолжительность жизни

Продолжительность жизни медведя напрямую зависит от условий, в которых он обитает. Сколько лет живут медведи? Средняя продолжительность жизни в дикой природе при благоприятных условиях составляет 20-30 лет.

Сколько лет живет бурый медведь в неволе? При хорошем уходе бурые медведи достигают возраста 45-50 лет.

Подвиды

Популяционные различия у бурого медведя очень велики, и раньше они подразделялись на множество отдельных видов. Сегодня всех бурых объединили в один вид, с несколькими подвидами. Рассмотрим самые распространенные.

Европейский (евразийский) бурый

Крупное мощное животное с сильно выраженным горбом.

Основные характеристики:

  • длина тела - 150-250 см;
  • масса - 150-300 кг;
  • высота в холке - 90-110 см.

Мех от желтовато-серого до темно-бурого, достаточно длинный и густой.

Кавказский бурый

Различают две формы этого подвида - большой и малый.

Большой кавказский:

  • длина тела - 185-215 см;
  • масса - 120-240 кг.

Малый кавказский:

  • длина тела - 130-140 см;
  • масса - не более 65 кг.

Этот подвид сочетает в себе внешние признаки сирийских и европейских медведей. Короткая грубая шерсть от светлого желтоватого оттенка до коричневато-серого. В области холки расположено темное пятно.

Сибирский бурый

Один из наиболее крупных подвидов.

Его размеры:

  • длина тела - 200-250 см;
  • масса - 300-400 кг.

Обладает крупной головой, длинной и мягкой блестящей шерстью от светло-бурого до буро-коричневого цвета. У некоторых особей в окрасе встречается желтоватый или черный оттенок.

Уссурийский бурый

Также известен, как азиатский черный гризли или амурский.

  • длина - до 2-х м;
  • масса - 300-400 кг.

Выделяется развитым черепом с удлиненной носовой частью и очень темной, практически черной шкурой. Длинная шерсть на круглых ушах также позволит отличить его от других подвидов.

Дальневосточный (камчатский) бурый

Самый крупный подвид, встречающийся в России.

Его размеры:

  • длина - до 2,5 м;
  • масса - 350-450 кг. Некоторые самцы достигают 500 кг и более.

У этого подвида массивная голова с довольно коротким носом и приподнятой над ним широкой передней частью, небольшие закругленные уши. Плотная, длинная и мягкая шерсть от палевого до черновато-бурого цвета. Когти темные до 10 см.

Места обитания

Бурый медведь населяет практически всю лесную зону от запада России и лесов Кавказа до Тихого океана. Также его можно встретить в Японии на острове Хоккайдо, в некоторых странах Азии, в Европе, Канаде и в северо-западных штатах Америки.

Для жизни выбирает лесные массивы, с буреломами и кустарниками, предпочитает хвойные леса. Может забредать в тундру или селиться в высокогорных лесах, с подлеском из растений, пригодных в пищу.

Участок обитания не привязан к конкретному месту, зачастую места для кормления и жилище медведя расположены далеко друг от друга и медведю приходится в течение дня совершать большие переходы.

Повадки и образ жизни

Бурый медведь - одиночка. Самцы живут обособленно, а самки растят медвежат. У каждой взрослой особи своя территория, размеры которой могут достигать нескольких сотен квадратных километров. Самцы "владеют" намного большей территорией, чем самки. Границы территории помечаются царапинами на деревьях и запахом хозяина.

Повадки медведей типичны для хищника. В течение дня, как правило, животные отдыхают, выбирая для этого уединенные участки среди травы или кустарника. На поиски пищи выбираются утром или вечером. Несмотря на слабое зрение, медведи отлично ориентируются при помощи обоняния и слуха.

Несмотря на внушительные габариты и кажущуюся неповоротливость, это довольно ловкое и быстрое животное, способное лазать по деревьям, плавать и бегать со скоростью до 60 км/ч.

Питание

Рацион бурого медведя весьма разнообразен, потому что едят медведи практически все. Его основной рацион состоит из растительной пищи: ягоды, орехи, желуди, стебли, клубни и корневая часть растений. При возможности не упустит случая забрести на поля, чтобы полакомиться овсом и кукурузой. Также употребляет в пищу различных насекомых, лягушек, ящериц и грызунов.

Взрослые особи охотятся на молодых лосей, ланей, оленей, косуль и кабанов. Крупный хищник способен одним ударом лапы переломить хребет своей добыче, затем прячет тушу, заваливая ее хворостом, и сторожит, пока полностью не съест. Для дальневосточного бурого основным рационом в летне-осенний период является лосось, идущий на нерест.

При недостаточной кормовой базе медведи зачастую разоряют пасеки и нападают на домашний скот.

Эти животные отличаются удивительной памятью. Найдя грибы или ягоды, что едят медведи в лесу, запоминают места и потом легко находят к ним дорогу. Продолжительность жизни бурого медведя в дикой природе во многом зависит от полноценного питания.

Размножение

Как размножаются медведи? Брачный период начинается с мая и длится пару месяцев. Гон проходит активно, сопровождается драками между самцами и ревом. Через 6-8 месяцев рождаются медвежата. Появляются медвежата на свет в середине зимы, когда идет спячка медведя.

Детеныши рождаются весом всего 400-500 гр., слепые, с редкой шерстью. Как правило, в помете 2-4 медвежонка. Больше года после рождения они питаются материнским молоком, но сразу после выхода из берлоги, мать начинает их приучать к различной пище.

Медвежата с матерью живут три-четыре года, затем отделяются и начинают жить уже самостоятельно. Половой зрелости самки достигают на третьем-четвертом году, самцы развиваются на 1-2 года дольше.

Спячка

С середины лета и всю осень медведи активно готовятся к спячке, усиленно питаясь и накапливая жир. Спячка медведя отличается от спячки других млекопитающих, это не анабиоз, а просто крепкий сон, при котором практически не изменяется ни дыхание, ни пульс животного. Медведь в спячке не впадает в полное оцепенение.

Подготовка

Убежища на зиму устраиваются в глухих и сухих местах, под корнями деревьев или под буреломом. Косолапый может выкопать берлогу самостоятельно, а может занять расщелину в горах или небольшую пещеру. Беременные самки обустраивают просторную и глубокую берлогу, утепляя ее изнутри мхом, листвой и елевыми ветками.

Годовалые медвежата всегда проводят зиму в материнской берлоге, зачастую к ним присоединяются и двухлетние лончаки. Взрослые особи залегают в берлогу по одному.

Продолжительность спячки

Сколько спит медведь? Все зависит от погодных условий и других факторов, бурый может находиться в спячке и до полугода.

Спячка медведя зимой и ее продолжительность зависят от погоды, возраста, пола, состояния здоровья и количества набранного за летне-осенний период жира. Так, к примеру, старая и нагулявшая достаточно жира особь, заляжет в спячку задолго до выпадения снежного покрова, а молодые особи отправляются в берлогу лишь в ноябре или в декабре. Раньше всех устраиваются на зимовку беременные самки.

Медведь-шатун

Шатуном называют животное, которое не успело накопить необходимое количество жира, из-за чего оно не может залечь в спячку, и вынуждено всю зиму искать себе пропитание.

Чем опасен медведь-шатун? В сильные морозы, при острой нехватке пищи шатуны часто подбираются к населенным пунктам в поисках съестного. Известен не один случай нападения шатуна на домашних животных и даже на человека.

Видео

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!

На протяжении всего учебного года мы учим очень много интересных и разнообразных песен, у каждой из них есть своя история и смысл. Ребята, а скажите, пожалуйста, без чего смысл и содержание произведения мы не сможем донести до зрителя? (Дети отвечают) Правильно! Без четко произнесенного текста песни.

Сегодня мы проведем открытое занятие, темой которого является «Артикуляция и вокальное слово». Пение - единственный вид музыкально-исполнительского искусства, где музыкальное исполнение органически сочетается с необходимостью выразительного донесения речевого текста.

Но прежде чем, мы приступим к артикуляционной и вокальной работе, мы сделаем, необходимые для настоящего певца, дыхательные упражнения.

Ребята, вы, наверняка, все очень любите воздушные шарики. Представим, что мы с вами проглотили шарик, теперь, когда мы с вами делаем вдох, наш шарик надувается прямо у нас в животе. Затем выдыхаем и шарик наш сдувается! Молодцы, а теперь еще 5 раз надуем и сдуем шарик.

Хорошо, теперь поиграем с вами в игру под названием «Змея». Давайте повернемся лицом к друг другу, а теперь представим, что наша правая рука - это змея. Наберем воздуха в живот, поднимем руку и сложим кисть в виде мордочки змеи, и со звуком «Ссс» змея поползла. Хорошо, а теперь представим, что наши змеи хотят друг друга напугать. Набираем снова воздух в живот, делаем звук «Ссс», и в тот момент, когда будет заканчиваться дыхание, мы сделаем резкий активный выдох с тем же звуком, при этом наша змея соответственно сделает бросок. Теперь сыграем в эту игру еще раз. Умнички!

Теперь мы переходим к артикуляционной гимнастике. Ребята, становимся все к зеркалу и мы с вами сейчас отправимся в зоопарк. Сначала мы посетим океанариум. Первую мы увидели с вами рыбу-иглу, тонкую-тонкую рыбу. Давайте с вами втянем щечки, что бы быть похожими на нее. А за рыбой-иглой плывет рыба-шар, раздули щечки как у этой рыбки, молодцы! А за ней плывет морской конек, посмотрите, как у него сильно вытянуты губки вперед, давайте так же вытянем наши губы! Ну и напоследок мы посмотрим с вами на рыбу-мяч, и так же сильно надуем щеки! Выходим из океанариума, идем дальше, и навстречу нам бежит лошадка, давайте сделаем звук стучащих копыт, сначала быстро, а потом лошадка нас увидела и немного замедлила шаг (делаем звук стучащих копыт медленнее). Лошадка убежала далеко, а мы идем дальше и видим жирафа. У жирафа не только длинная шея, но и длинный язык. А теперь и мы с вами сделаем наш язык длинным как у жирафа, тянемся языком до носа, не помогаем себе руками! Хорошо, а теперь вытягиваем его к подбородку. Отлично! Идем дальше и видим с вами бегемота, а у него большая пасть! А ну-ка открыли рот как бегемоты, широко- широко. И постоим так немного. Молодцы, экскурсию по зоопарку мы с вами провели, теперь пойдем играть в мячик.

Сейчас мы с вами вспомним скороговорки, которые мы учили на предыдущих занятиях, первая «Ехал Грека», громко, не торопясь, выговариваем каждое слово.

(Дети рассказывают скороговорку)

Ехал Грека через реку,

Видит Грека в реке рак

Сунул руку Грека в реку

Рак за руку Грека цап.

И точно так же четко активно проговариваем с вами вторую «Кукушка кукушонку»

«Кукушка кукушонку

Купила капюшон,

Как в капюшоне

Он смешон»

(Берем маленький теннисный мячик) А теперь, как и обещала, мы поиграем в мячик! Разбейтесь, пожалуйста, по парам и встаньте напротив друг друга (дети делятся по парам). Сейчас каждый из вас будет проговаривать одну строчку из скороговорки и на последнее слово, на ударный слог, бросать мячик партнеру. Левая сторона говорит первую строчку, правая – вторую, и так далее до конца каждую скороговорку. (Дети выполняют задание). Молодцы, ребята!

МБУ ДО «Дом детского творчества №4»

Адрес: ул. Мориса, 82а, г. Новокузнецк, Кемеровская область

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВОКАЛУ

Певческая установка. «Волшебные правила пения»

Разработчик:

Арышева Светлана Ивановна,

педагог дополнительного образования,

вокально-эстрадная студия «Орфей»

г. Новокузнецк

Направленность: художественная.

Тема занятия: Певческая установка. «Волшебные правила пения».

Цель: Формирование представлений о понятии «Певческая установка» и практическое применение на занятиях вокалом.

Задачи:

    Познакомить учащихся с понятием «Певческая установка».

    Познакомить с правилами певческой установки.

    Развивать у детей музыкальное восприятие, вокальный аппарат, слух:

    Развивать память, внимание, мышление, усидчивость.

    Воспитывать интерес к вокальному искусству.

Форма проведения: занятие-репетиция.

Оборудование занятия:

    Фортепиано;

    Музыкальная аппаратура;

    Наглядные пособия;

    Сборник нот;

    Фонограммы.

Способ организации деятельности учащихся: групповой.

Ход занятия

    Организационный момент, введение в тему:

Музыкальное приветствие.

(Педагог поёт: «Здравствуйте, ребята!», дети поют: «Здравствуйте, Светлана Ивановна!»)

Педагог: Сегодня мы займемся очень важным делом - познакомимся с «волшебными правилами пения», без которых нельзя обойтись. Если вы будете их соблюдать, то обязательно научитесь красиво петь. Но сначала я расскажу вам о певческой установке. Ребята, как вы думаете, что это такое?

Дети: это прямая спина, расправленные плечи, хорошее настроение и т.д.

Педагог: Правильно.

    Основная часть

Певческая установка - это правильное положение корпуса (туловища) при пении. Чтобы голос звучал свободно и легко, ему ничего не должно мешать: плечи должны быть опущены, спина прямой, не нужно вытягивать шею и высоко поднимать подбородок (а то сразу станешь похожим на петуха, который всех хочет перекричать). От того, как вы держите «корпус», зависит осанка и даже самочувствие. Хорошая осанка необходима всегда, а во время пения – особенно.

Правильная певческая установка это и есть «волшебные правила пения», и этих правил много. Давайте посчитаем сколько их. Я буду их называть, а вы считайте (педагог показывает наглядное пособие, на котором изображено правильное положение при пении стоя и сидя).

1. Главное правило – при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно: нужно сохранять ощущение внутренней и внешней подтянутости.

2. Голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад, не вытягивать шею.

3. Стоять твердо на обеих ногах, а если сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги.

4. При пении в сидячем положении руки должны свободно лежать на коленях.

5. Нельзя сидеть, положив нога на ногу, потому что такое положение создает в корпусе ненужное напряжение.

7. Широко, вертикально открывать рот.

8. Нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

Сколько насчитали правил?

Дети: 8 правил

Педагог: Молодцы, правильно посчитали. Теперь мы знаем, что есть 8 волшебных правил, однако у меня есть еще один вопрос. Почему эти правила называются волшебными?

Дети: Потому что, если соблюдать эти правила, голос будет звучать красиво и легко.

Педагог: Правильно. А теперь давайте споем знакомую вам распевку про сову, соблюдая эти правила. Сядем ровно, руки положим на колени, выпрямим спинки.

Распевка про сову:

Сова на дереве сидела,

И песню свою пела У-У-У,

Что за странные слова,

Это ухает сова!

Ребята, сегодня мы распелись по новому, соблюдая волшебные правила. Как вы считаете, помогли они нам? Стали мы петь свободно и красиво?

Дети: да!

Педагог: Очень хорошо. Теперь давайте повторим песню, которую мы разучивали на прошлом занятии.

Вокально-хоровая работа над песней «Далеко от мамы», разучивание второго куплета.

3. Итог занятия. Рефлексия

Педагог : Ребята, давайте подведем итог нашего занятия. Что нового мы сегодня узнали?

Дети : Мы познакомились с волшебными правилами пения.

Педагог : Сколько всего этих правил? Расскажите мне их?

Молодцы сегодня вы хорошо поработали. Давайте попрощаемся. До свидания! (в музыкальной форме).

(Педагог поёт: «До свидания!», дети поют: «До свидания!»).

Используемые Интернет-ресурсы:

http://vocalmuzshcola.ru-ресурсы:

Используемая литература:

М. А. Михайлова Развитие музыкальных способностей у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Академия развития, 1997.