Различия в понятиях цивилизация и культура. Категория "цивилизация" используется в широком спектре наук и поэтому употребляется на различных уровнях абстракции. В чем различие между культурой и цивилизацией

3. Факторы, влияющие на цивилизацию и культуру

1. Цивилизация – высокоразвитое общество, основанное на началах разума, справедливости и религиозной терпимости.

По времени термин «цивилизация» возник гораздо позднее термина «культура» - лишь в XVIII веке. Его автором, по одной версии, считается шотландский философ А. Фергюссон, который разделил историю человечества на эпохи:

Дикости;

Варварства;

Цивилизации, имея в виду под последней высшую ступень общественного развития.

Согласно другой версии, термин «цивилизация» был придуман французскими философами-просветителями.

Первоначально термин «цивилизация» тесно переплетался с понятием «культура» и означал совокупность определенных качеств человека – незаурядность ума, образованности, изысканности манер, вежливости и т.д., обладание которыми открывало путь в элитарные парижские салоны XVIII века.

Все многообразие точек зрения можно свести к трем основным подходам на соотношение понятий культуры и цивилизации:

Как синонимы. Так, историк А. Тойнби рассматривал цивилизацию в качестве определенной фазы культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и определяющим элементом;

Как сходные, так и имеющие важные различия. Подобного взгляда, в частности, придерживался французский историк Ф. Бродель, у которого цивилизация составляет базу культуры, выступающей в качестве одного из элементов, образующих совокупность прежде всего духовных явлений.

Как противоположности. Примером может служить теория немецкого культуролога О. Шпенглера, изложенная им в книге «Закат Европы» (1918 – 1922), согласно которой цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Культура, по его мнению, представляет собой живой и растущий организм, она дает простор для развития искусства и литературы для творческого расцвета личности и индивидуальности. В цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствует техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей, превращая их в безликие существа.

Однако концепция, основанная на несовместимости культуры и цивилизации, вызвала вполне обоснованные и убедительные возражения и критику.

Между этими явлениями имеется много общего, они неразрывны между собой. Немецкие романтики отмечали, что культура «прорастает» цивилизацией, а цивилизация переходит в культуру. Цивилизованность с необходимостью предполагает наличие некоего уровня культуры, которая в свою очередь включает в себя цивилизованность. Некоторые ученые как бы растворяют культуру в цивилизации, другие же делают обратное, придавая последней предельно широкое значение.

В то же время, при более строгом подходе, культура и цивилизация могут рассматриваться как относительно самостоятельные явления, поскольку в каждом из них можно выделить специфические, только ему принадлежащие черты и особенности. Эта дает основания для существования двух отдельных научных дисциплин – культурологи и цивилизациологии, Каждая из которых имеет свой предмет изучения. Именно такой подход становится преобладающим в современной литературе.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Глава 1. Культура и цивилизация: определение терминов

1.1 Культура

1.2 Цивилизация

Глава 2. Культура и цивилизация

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Проблематика культуры самим объективным ходом общественного развития все больше стала выдвигаться на передний план при осуществлении социальных преобразований, приобретая небывалую остроту.

Много связанных с культурой проблем имеют международный и даже глобальный аспект. Нынешний век насыщен угрозами культуре. Остро стоят проблемы "массовой культуры", духовности и бездуховности. Все большее значение приобретают взаимодействие, диалог, взаимопонимание различных культур, в том числе отношения современной западной культуры и традиционных культур развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки. Таким образом, интерес к вопросам теории культуры имеет глубокие практические основания.

При изучении истории и прогнозировании будущего социальная философия уже не может обходиться без учета культурной составляющей общественно-исторического процесса. А это открывает широкое поле для разнообразных исследований культуры.

Не менее актуальной является проблематика цивилизации. Цивилизация включает в себя преобразованную человеком, окультуренную, историческую природу и средства этого преобразования, человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение. Правильный подход к проблеме позволяет более определенно уяснить природу многих глобальных проблем как противоречий современной цивилизации в целом. Загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления, хищническое отношение к природным ресурсам, нерациональное природопользование породили глубоко противоречивую экологическую ситуацию, ставшей одной из острейших глобальных проблем цивилизации, для решения (или хотя бы смягчения) которой требуется объединение усилий всех членов мирового сообщества. Далеко выходят за рамки отдельных социальных систем и приобретают глобальный общецивилизационный характер демографические и энергетические проблемы, задачи обеспечения продовольствием растущего населения Земли. Перед всем человечеством стоит общая цель - сохранить цивилизацию, обеспечить собственное выживание.

Вокруг смысла слов "культура" и "цивилизация" ведутся споры, порой обретая острый характер. Порой вполне правомерно употребление их как синонимов: так тесно они переплетены. Но между ними имеется не только сходство, но и различие, в некоторых аспектах доходящее даже до враждебной противоположности.

Тема культуры - до относительно недавнего времени была новой для учебной литературы по философии. И это не случайно. В прошлом даже в исследовательских работах понятие культуры нередко трактовалось весьма упрощенно, что отражало положение и общий уровень философского анализа культуры в стране. Необходимость изменения такого подхода продиктовала сама жизнь. Перед философией встала задача осмыслить и должным образом оценить тот факт, что проблематика культуры самим объективным ходом общественного развития все больше стала выдвигаться на передний план при осуществлении социальных преобразований, приобретая небывалую остроту. Наряду с проблемой культуры не менее актуальной является тема "цивилизации". Вокруг смысла слов "культура" и "цивилизация" ведутся споры, порой обретая острый характер, и редко кто путает эти слова, когда контекст однозначный, хотя порой вполне правомерно употребление их как синонимов: так тесно они переплетены. Но между ними имеется не только сходство, но и различие, в некоторых аспектах доходящее даже до враждебной противоположности.

Цель этой работы - выяснить, что скрывается под понятиями "культура" и "цивилизация", определить их сходство и различие.

Глава 1. Культура и цивилизация: определение терминов

1.1 Культура

Термин "культура" (от лат. cultura - возделывание, обрабатывание) издавна применяется для обозначения того, что сделано человеком. В таком широком смысле данный термин употребляется как синоним общественного, искусственного в противоположность природному, естественному. Однако этот смысл слишком широк, расплывчат и потому нуждается в уточнении.

Само это уточнение - достаточно сложное мероприятие. Ведь в современной научной литературе встречается более 250 определений культуры. Специалисты по теории культуры А.Крёбер и К.Клакхон проанализировали свыше ста основных определений и сгруппировали их следующим образом См. Крёбер А., Клакхон К. Культура: образ концепций и определений. М., 1964:

1. Описательные определения, восходящие в своей основе к концепции основоположника культурной антропологии Э.Тейлора. Суть таких определений: культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя книги, картины и т.п., знание путей приспособления к социальному и природному окружению, язык, обычаи, систему этикета, этику, религию, которые складывались веками.

2. Исторические определения, подчеркивающие роль социального наследия и традиций, доставшихся современной эпохе от предшествовавших этапов развития человечества. К ним примыкают и генетические определения, утверждающие, что культура является результатом исторического развития. В нее входит все то, что искусственно, что люди произвели и что передается от поколения к поколению - орудия, символы, организации, общая деятельность, взгляды, верования.

3. Нормативные определения, акцентирующие значение принятых норм.

Культура - это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением.

4. Ценностные определения: культура - это материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакция поведения.

5. Психологические определения, исходящие из решения человеком определенных проблем на психологическом уровне. Здесь культура есть особое приспособление людей к природному окружению и экономическим потребностям, и складывается из всех результатов такого приспособления.

6. Определения на базе теорий обучения: культура - это поведение, которому человек научился, а не получил в качестве биологического наследства.

7. Структурные определения, выделяющие значимость моментов организации или моделирования. Здесь культура представляет собой систему определенных признаков, различным образом связанных между собой.

Материальные и нематериальные культурные признаки, организованные вокруг основных потребностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром (моделью) культуры.

8. Идеологические определения: культура - это поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, т.е. с помощью слов или подражаний.

9. Символические определения: культура - это организация различных феноменов (материальных предметов, действий, идей, чувств), состоящая в употреблении символов или зависящая от этого Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко -2-е изд., испр. и доп. - М.: Юристъ, 1998 С 167 .

Легко заметить, что каждая из перечисленных групп определений схватывает какие-то важные черты культуры. Однако в целом, как сложный общественный феномен она ускользает от определения. Действительно, культура является результатом поведения людей и деятельности общества, она исторична, включает идеи, модели и ценности, избирательна, изучаема, основана на символах.

Многообразие предметного вида культуры определяется многообразием самой человеческой деятельности. Очень сложно классифицировать различные виды деятельности, как и представленный (предметный) вид культуры.

Культура - способ существования человека. Человек, как вид есть культура. Итак, он не потому культурен, что является человеком, а потому он и человек, что является культурным. Это значит, что содержанием культуры становится все содержание человеческой деятельности. О том, что находится вне сферы деятельности - практической или теоретической, ничего определенного мы не можем сказать. Включать в содержание культуры то, что не охвачено деятельностью, нет никаких оснований. Культура представляет собой и способ выражения человека, или, как мы говорили выше, культура - явление человека.

Культура как форма деятельности в конечном итоге предназначена для сохранения развития своего собственного содержания, т.е. человека. Предназначение культуры, ее "обязанность" или роль, которую она играет в человеческой жизни, выражены в ее функциях. Все функции осуществляются ради человека как общественного существа. Познает ли он мир или пытается защитить природу, верует ли он в Бога или разделяет высокие идеалы гуманизма - все это он делает ради себя самого. В соответствии с этим и функции культуры призваны обслуживать эгоистические устремления общественного человека. Иногда в истории культуры появлялись личности, которые не могли мириться с ее чисто служебной ролью. Как правило, из-за непонимания их современниками они вынуждены были иногда покидать мир культуры, изолировать себя от общества и т.д. К числу таких личностей, например, относится Руссо. Подобные личности полагали, что культура и ее функции должны обслуживать не эгоистические интересы людей, а чистоту нравов, сохранность окружающей природы, культивировать любовь и веру в человеке.

1.2 Цивилизация

Понятие цивилизации долгое время оставалось на периферии интересов марксистов. Связанная с ним проблематика не становилась предметом исследования, так как считалось, что для характеристики этапов общественного развития вполне достаточно категории общественно- экономической формации. Понятие же цивилизации настораживало своей неопределенностью и многозначностью; в него часто вкладывается самое различное содержание.

Термин "цивилизация" происходит от латинского civic (гражданский, государственный, политический). В литературе этот термин отождествляется с понятием "культура" (человек культурный и цивилизованный - характеристики однопорядковые), и как нечто ей противостоящее, например как бездушное, вещное "тело" общества в противоположность культуре как началу духовному; является уровнем, этапом в эволюции человеческого общества, пришедшего на смену варварству; трактуется как то, что дает удобство (комфорт), предоставляемое в наше распоряжение техникой и др. Получила распространение интерпретация этого понятия в негативном смысле как общественного состояния, враждебного гуманным, человеческим аспектам социальной жизни. По О.Шпенглеру, цивилизация - это этап упадка культуры, ее старения.

Современные представления о цивилизации рассматриваются мыслителями как нечто Единое, находящееся вне рамок социальных систем. Это связано с идеей целостности, единство мира. Категория цивилизации охватывает природу и уровень развития материальной и духовной культуры, результаты деятельности человечества по созданию "второй природы", внедрение элементов ноосферного характера в наличное бытие современного человечества.

Категория "цивилизация" используется в широком спектре наук и поэтому употребляется на различных уровнях абстракции:

1) в общефилософском смысле - как социальная форма движения материи;

2) как общая социально-философская характеристика всемирно- исторического процесса и качественно-определенных стадий его развития;

3) как культурно-исторический тип, характеризующий регионально- традиционные особенности развития общества;

4) как обозначение цивилизованных обществ, сохраняющих в течение длительного времени свою жизненную целостность (майя, шумеры, инки, этруски) Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1999 С 458 .

Итак, главная мысль в содержании категории "цивилизация" сводится к многообразию исторического процесса, который проходит путь от локальных, региональных стадий к общепланетарному уровню.

Глава 2. Культура и цивилизация

Известно, что вокруг смысла слов "культура" и "цивилизация" ведутся споры, порой обретая острый характер, и редко кто путает эти слова, когда контекст однозначный, хотя порой вполне правомерно употребление их как синонимов: так тесно они переплетены. Но между ними имеется не только сходство, но и различие, в некоторых аспектах доходящее даже до враждебной противоположности. И в самом деле: вряд ли кто из обладающих тонким языковым чутьем отнесет, например, творения Гомера, Шекспира, Пушкина, Толстого и Достоевского к феноменам цивилизации, а атомные бомбы и прочие средства уничтожения людей - к феноменам культуры, хотя и то, и другое - дело ума и рук человеческих.

Первым ввел отличие культуры от цивилизации И.Кант Кант И. Собр. соч. в 20-ти т. - СПб 1998, Т 5 , чем существенно прояснил эту проблему. Ранее под культурой в отличие от природы понимали все созданное человеком. Так, ставил вопрос, к примеру, И.Г. Гердер, хотя уже тогда было ясно, что человек немало в своем творчестве делает не просто плохо, но даже совсем плохо. Позднее возникли взгляды на культуру, уподоблявшие ее идеально функционирующей системе и профессиональному умению, но не учитывающие, что профессионально, т.е. с большим умением, иные могут убивать людей, однако никто не назовет это злодеяние феноменом культуры. Именно Кант разрешил данный вопрос, причем гениально просто. Он определил культуру как то и только то, что служит благу людей или что в своей сущности гуманистично: вне гуманизма и духовности нет истинной культуры.

Исходя из своего понимания сути культуры. Кант со всей четкостью противопоставил "культуре умения" "культуру "воспитания", а чисто внешний, "технический" тип культуры он назвал цивилизацией. Дальновидный гений мыслителя провидел бурное развитие цивилизации и воспринимал это с тревогой, говоря об отрыве цивилизации от культуры: культура идет вперед гораздо медленнее цивилизации. Эта явно пагубная диспропорция несет с собой многие беды народам мира: цивилизация, взятая без духовного измерения, порождает опасность технического самоуничтожения человечества. Между культурой и природой есть удивительное сходство: творения природы столь же органичны по своему поражающему наше воображение строению, как и культура. Ведь и общество есть некий чрезвычайно сложный своего рода организм - имеется в виду органическая единоцельность социума, являющего собой удивительное подобие, разумеется, при явном сущностном отличии.

Бесспорно, что следует различать культуру и цивилизацию. Согласно Канту, цивилизация начинается с установления человеком правил человеческой жизни и человеческого поведения. Цивилизованный человек - это человек, который другому человеку не причинит неприятностей, он его обязательно принимает в расчет. Цивилизованный человек вежлив, обходителен, тактичен, любезен, внимателен, уважает человека в другом. Культуру Кант связывает с нравственным категорическим императивом, который обладает практической силой и определяет человеческие действия не общепринятыми нормами, ориентированными прежде всего на разум, а нравственными основаниями самого человека, его совестью.

Такой подход Канта к рассмотрению проблемы культуры и цивилизации интересен и актуален. В нашем обществе сегодня наблюдается потеря цивилизованности в поведении, в общении людей, остро встала проблема культуры человека и общества.

Часто понятием "цивилизации" обозначается вся общечеловеческая культура или же современный этап ее развития. В социально-философской литературе цивилизацией назывался этап человеческой истории, следующий за варварством. Триада "дикость - варварство - цивилизация" и поныне остается одной из предпочтительных концепций социального прогресса. Вместе с тем в литературе довольно часто встречаются определения типа "европейская цивилизация", "американская цивилизация", "русская цивилизация"... Это подчеркивает своеобразие региональных культур и находит свое закрепление в классификации ЮНЕСКО, согласно которой в мире сосуществуют шесть основных цивилизаций: европейская и североамериканская, дальневосточная, арабо-мусульманская, индийская, тропически-африканская, латиноамериканская. Основанием для этого, очевидно, служат соответствующий уровень развития производительных сил, близость языка, общность бытовой культуры, качество жизни.

Как уже было сказано выше, термин "цивилизация" во многом совпадает по смыслу с понятием "культура". Если первое, возникнув в 18 веке, фиксировало окультуривание человека в системе государственного устройства, разумно устроенного общества, то второе еще со времен античности означало формирование, воспитание человеческой души, обуздание страстей. Иначе говоря, понятие "цивилизация" в определенном смысле поглотило понятие "культура", оставив за ним то, что относится к формированию личностного, творческого начала в человеческой деятельности. В то же время за понятием "цивилизация" закрепилась в качестве из его определений характеристика материальной стороны человеческой деятельности. Скажем, в культурологической концепции О.Шпенглера Шпенглер О. Закат Европы. - М., 2008 , представленной в его книге "Закат Европы", рассматривается переход от культуры к цивилизации как переход от творчества к бесплодию, от живого развития к окостенению, от возвышенных устремлений к неосмысленной рутинной работе. Для цивилизации как стадии вырождения культуры характерно господство интеллекта, без души и сердца. Цивилизация в целом есть культура, но лишенная своего содержания, лишенная души. От культуры остается лишь пустая оболочка, которая приобретает самодовлеющее значение.

Культура умирает после того, как душа осуществит все свои возможности - через народы, языки, вероучения, искусство, государство, науку и т.п. Культура, по Шпенглеру, - это внешнее проявление души народа. Под цивилизацией он понимает последнюю, заключительную стадию существования любой культуры, когда возникает огромное скопление людей в больших городах, развивается техника, идет деградация искусства, народ превращается в "безликую массу". Цивилизация, считает Шпенглер, - эпоха духовного упадка.

По Шпенглеру цивилизация оказывается самым поздним этапом развития единой культуры, который рассматривается как "логическая стадия, завершение и исход культуры".

Социальные преобразования и научные достижения 20 века внесли много нового в понимании цивилизации, которую стали рассматривать как целостность экономической, социально-классовой, политической и духовной сфер жизни общества в определенных пространственных и временных границах. Эта целостность выражается в наличии устойчивых взаимосвязей между сферами, определяемых действием экономических и социальных законов.

Вопрос о взаимосвязи культуры и цивилизации представляется довольно запутанным из-за того, что они во многом перекрывают друг друга. Представители англоязычной литературы апеллируют в большей степени к понятию "цивилизация" (начало этой традиции положил А. Фергюсон), а немецкие авторы, начиная с И. Гердера - к понятию "культура" Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. - М.: Гардарика, 1998. - С 73 .

В отечественной литературе еще в начале 19 века понятием "культура" вообще не пользовались, заменяя его рассуждениями о просвещении, воспитании, образовании, цивилизацию. Русская социальная мысль стало использовать понятие "культура" в контексте рассуждений о цивилизации где- то со второй половины 19 века. В настоящее время рассматриваемый вопрос касается, как правило, того, какие стороны культуры и цивилизации выступают предметом совместного анализа. Скажем, способ производства с позиций культурологического анализа выступает экономическим фактором культуры и сферой развития различных элементов материальной и духовной (наука) культуры. А в ракурсе цивилизационного анализа способ производства предстает материальной основой существования и развития цивилизации - локальной либо мировой. Таким образом, понятия "цивилизация" и "культура" часто употребляются и воспринимаются как равнозначные, взаимозаменяющие друг друга. Правомерно ли это? Думается, что да. Ибо культура в широком ее понимании и представляет собой цивилизацию.

Однако отнюдь не следует, что один термин может полностью заменить другой. Или, что скажем, цивилизация не имеет никакого сущностного отличия по отношению к культуре (или наоборот).

Когда мы говорим "цивилизация", мы подразумеваем всю взаимосвязь показателей данного общества. Когда мы говорим "культура", то речь может идти о духовной культуре, материальной, либо о той и другой. Тут требуется специальные пояснения - какую культуру мы имеем в виду.

Во временном измерении культура более объемна, нежели цивилизация, поскольку она охватывает культурные достояния человека дикости и варварства. В пространственном же измерении правильнее, очевидно, говорить о том, что цивилизация представляет собой сочетание множества культур.

В истории человечества принято выделять следующие основные типы цивилизаций: 1) древневосточные (Древний Египет, Месопотамия, Древний Китай, Древняя Индия и др.); 2)античная; 3) средневековая; 4) индустриальная; 5) современные восточные; 6) российская Моисеева А.П., Колодий Н.А. и др. Цивилизационный подход к развитию общества. / Философия: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов вузов / Моск. ин-т национ. и регион, отношений; Науч. руковод. авт. колл. докт. филос. наук В.Л.Калашников. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. С 39 .

Между этими цивилизациями можно выявить преемственные связи, приводящие, в конечном счете, к общечеловеческой цивилизации современной эпохи. Такая точка зрения имеет место в научной литературе, в которой можно встретить суждения о зарождении единой планетарной цивилизации и указания на формирование общезначимых ценностей. Однако такое развития нельзя представлять упрощенно. Футурологическая мысль как раз усматривает контроверзы в цивилизационном развитии: утверждение универсального образа жизни, с одной стороны, и углубление культурного рационализма как реакции на массовый экспорт западной культуры в различных регионах, - с другой. Особого внимания заслуживает вопрос о том, какую роль в становлении современной цивилизации играет компьютерная революция, преобразующая не только сферу материального производства, но и все сферы человеческой жизнедеятельности. Сегодня существует большое количество культурологических концепций. Это концепции структурной антропологических концепций. Это концепции структурной антропологии К. Леви-Строcса, а так же концепции неофрейдистов, экзистенциалистов, английского писателя и философа Ч. Сноу и др. Крёбер А., Клакхон К. Культура: образ концепций и определений. М., 1964 С 85 .

Многие культурологические концепции доказывают невозможность культуры и цивилизации Запада и Востока, обосновывают технологическую детерминацию культуры и цивилизации.

Знание проблемы цивилизации поможет понять сближение культур Запада и Востока, Севера и Юга, Азии, Африки, Европы, Латинской Америки. Ведь это сближение - реальный процесс, который приобрел огромное практическое значение для всего мира и для каждого человека. Сотни тысяч людей мигрируют, оказываясь в новых системах ценностей, которыми им предстоит овладеть. И вопрос о способе овладения материальными и духовными ценностями другого народа - далеко не праздный вопрос.

Заключение

культура цивилизация кант общество

В данной работе предпринята попытка смыслового соотнесения понятий культуры и цивилизации. Оно имеет важное значение для культурологии, поскольку данные понятия в процессе использования обросли множеством смыслов и употребление их в современном дискурсе постоянно требует уточнений. Уточнение понятий - необходимая сторона любого гуманитарного знания, так как его терминология, в отличие от естествознания, лишена жестко фиксированных смыслов. Как самостоятельные оба понятия формируются на идеях Просвещения: понятие культуры - в Германии, понятие цивилизации - во Франции. Термин «культура» входит в немецкую литературу благодаря Пуфендорфу (1632-1694), писавшему на латыни, но широкому использованию он обязан другому немецкому просветителю, Алелунгу, который популяризировал его тем, что дважды (1774, 1793) ввел в составленный им словарь немецкого языка, а затем и в заглавие своего основного труда «Опыт истории культуры человеческого рода». Термин «цивилизация» появился на свет с завершением французской «Энциклопедии» (1751-1772). И то, и другое понятия не были даны языком в готовом виде, оба - продукт искусственного словотворчества, приспособленный для выражения нового комплекса идей, появившихся в европейской просветительской мысли Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарики. 1999- 816с.9. Чертихин В.Е. Человек и культура. / Философия. Основные идеи и принципы: Попул. очерк /Под общ. ред. А.И.Ракитова. - 2-е изд., переработ, и доп. - М.: Политиздат, 1990 С 112 . Терминами «культура» и «цивилизация» стали обозначать особое состояние общества, связанное с активной деятельностью человека по совершенствованию собственного способа бытия. При этом и культура и цивилизация интерпретируются как результат развития разума, образования и просвещения. Оба понятия противопоставлялись природному, естественному состоянию человека и рассматривались как выражения специфики и сущности человеческого рода вообще, т. е. фиксировали не только сам факт совершенствования, но и определенную степень его. Близость этих понятий проявилась и в том, что они, как правило, использовались в очень широком, историческом контексте - в абстрактных рассуждениях о целях и смысле человеческой истории.

Размежевание культуры и цивилизации впервые осуществляется в немецкой литературе и характерно прежде всего для нее. Это размежевание связано с постепенным проникновением в немецкий язык термина «цивилизация» и с теми дополнительными смыслами, которые оно порождало, войдя в непосредственное соприкосновение с понятием культуры. Известную возможность для их разведения давала этимология самих слов. Слово «цивилизация» в конечном счете восходит к латинскому civis - гражданство, городское население, граждане, община и civilis - достойный гражданина, подобающий гражданину, учтивый, приветливый, вежливый.. Немецкое слово «культура» также восходит к латинскому источнику, к цицероновскому «философия есть культура души», где культура означает особое духовное напряжение и связывается не с необходимыми, а с «избыточными» сторонами человеческой деятельности, с «чистой» духовностью, занятием литературой, искусством, философией и т. д. Моисеева А.П., Колодий Н.А. и др. Цивилизационный подход к развитию общества. / Философия: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов вузов / Моск. ин-т национ. и регион, отношений; Науч. руковод. авт. колл. докт. филос. наук В.Л.Калашников. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997 С 15 .

Проблематика культуры самим объективным ходом общественного развития все больше стала выдвигаться на передний план при осуществлении социальных преобразований, приобретая небывалую остроту. Много связанных с культурой проблем имеют международный и даже глобальный аспект. Нынешний век насыщен угрозами культуре. Остро стоят проблемы "массовой культуры", духовности и бездуховности. Все большее значение приобретают взаимодействие, диалог, взаимопонимание различных культур, в том числе отношения современной западной культуры и традиционных культур развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки. Таким образом, интерес к вопросам теории культуры имеет глубокие практические основания.

При изучении истории и прогнозировании будущего социальная философия уже не может обходиться без учета культурной составляющей общественно- исторического процесса. А это открывает широкое поле для разнообразных исследований культуры.

Цивилизация включает в себя преобразованную человеком, окультуренную, историческую природу и средства этого преобразования, человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение. Правильный подход к проблеме позволяет более определенно уяснить природу многих глобальных проблем как противоречий современной цивилизации в целом. Загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления, хищническое отношение к природным ресурсам, нерациональное природопользование породили глубоко противоречивую экологическую ситуацию, ставшей одной из острейших глобальных проблем цивилизации, для решения (или хотя бы смягчения) которой требуется объединение усилий всех членов мирового сообщества. Далеко выходят за рамки отдельных социальных систем и приобретают глобальный общецивилизационный характер демографические и энергетические проблемы, задачи обеспечения продовольствием растущего населения Земли. Перед всем человечеством стоит общая цель - сохранить цивилизацию, обеспечить собственное выживание.

Однако, понятия "цивилизация" и "культура" часто употребляются и воспринимаются как равнозначные, взаимозаменяющие друг друга. И это правомерно, ибо культура в широком ее понимании и представляет собой цивилизацию. Однако, отнюдь не следует, что один термин может полностью заменить другой. Или, что скажем, цивилизация не имеет никакого сущностного отличия по отношению к культуре (или наоборот).

Список использованной литературы

1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. 4.2 / Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др. - М.: Политиздат, 1989. - 639 с.

2. Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1966. Т.5./Г2.3. Кефели И.Ф. Культура и цивилизация // Социально-политический журнал, 1995. №4, с. 122 - 127.

4. Краткий философский энциклопедический словарь. - М.: Изд. Группа "Прогресс" - "Энциклопедия", 1994. - 570 с.

5. Крёбер А., Клакхон К. Культура: образ концепций и определений. М., 1964

6. Моисеева А.П., Колодий Н.А. и др. Цивилизационный подход к развитию общества. / Философия: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов вузов / Моск. ин-т национ. и регион, отношений; Науч. руковод. авт. колл. докт. филос. наук В.Л.Калашников. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 384 с.

7. Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. - М.: Гардарика, 1998. - 446 с.

8. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарики. 1999- 816с.9. Чертихин В.Е. Человек и культура. / Философия. Основные идеи и принципы: Попул. очерк /Под общ. ред. А.И.Ракитова. - 2-е изд., переработ, и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 378 с.

10. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности: Учеб. пособие для вузов. - М.: "ФАИР-ПРЕСС", 1998. - 576 с.

11. Философский энциклопедический словарь / сост. С.С. Аверищев, Э.А. Араб-Оглы, М.Ф. Ильичев и др. - 2-е изд.М.: "Советская энциклопедия", 1989 - 815 с.

12. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко -2-е изд., испр. и доп. - М.: Юристъ, 1998. - 520 с.

13. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1999. - 576 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Культура. Что такое культура. Идея ценностей. Виды, формы, содержание и функции культуры. Движущие силы развития культуры. Цивилизация. Что такое цивилизации. Цивилизация как социокультурное образование. Культура и цивилизация.

    реферат , добавлен 14.02.2007

    Исследование сущности и особенностей развития цивилизации и культуры. Переход культуры в цивилизацию по О. Шпенглеру. Сопоставление понятий "культура" и "цивилизация" Н.А. Бердяевым. Анализ степени качества культуры в современном индустриальном обществе.

    реферат , добавлен 04.05.2014

    Философский (категориальный) образ культуры как системы материальных и духовных ценностей. Происхождение понятия "культура", его соотношение с понятием "цивилизация", проблемы их взаимодействия. Относительный характер различий культуры и цивилизации.

    реферат , добавлен 08.04.2015

    Понятие и происхождение культуры в зависимости от понимания ее сущности, отражение данной проблемы в работах ученых различных эпох. Сравнительная характеристика и отличия культуры от цивилизации, эволюция в процессе демократизации общественной жизни.

    контрольная работа , добавлен 15.01.2017

    Культура как предмет философского анализа. Важнейшие формы культуротворчества: мораль, искусство и религия. Социальная детерминация культуры. Цивилизация как социокультурное образование. Подходы к характеристике содержания ценностей в философии.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2011

    Взаимосвязь западной и российской культуры в философии В.В. Зеньковского. Формирование критики западноевропейской культуры и цивилизации. Философский смысл концепции православной культуры, ее значение для понимания современных проблем развития России.

    Концепция культуры в трудах Освальда Шпенглера. Цивилизация как смерть культуры. Развитие мировых культур в идеях О. Шпенглера. Основные факторы, определяющие жизнь культуры. Переход от культуры к цивилизации как переход от творчества к бесплодию.

    реферат , добавлен 28.03.2016

    История появления термина "культура". Определение культуры в современной российской и западной философии и социологии. Анализ взглядов Руссо, Канта, Гердера по вопросам происхождения и сущности культуры, ее развития, взаимодействия природы и культуры.

    реферат , добавлен 25.01.2011

    Сущность понятия "культура". Проблема различения "наук о природе" и "наук о духе" во второй половине XIX века. Лекция Ч.П. Сноу "Две культуры и научная революция". Гуманитарная культура человеческого общества. Роль философии в объединении двух культур.

    презентация , добавлен 10.09.2013

    Вопросы культуры рассматривались в философских системах. Под культурой понималась деятельность людей, направленная на преобразование окружающего мира. Уровень культуры, особенности проявляются в объектах, создаваемых людьми в процессе деятельности.

На предыдущей лекции Вы познакомились с многообразием мето­дологических установок в анализе такого социального феномена как культура. Наиболее обобщающим все рассмотренные точки зрения выступает признание культуры как выражение специфического единс­тва человека с природой и обществом, характеристика развития творческих сил и способностей личности, когда она объединяет не только предметную сторону деятельности людей, но субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в процессе деятель­ности (См.: Философский энциклопедический словарь. -М., 1983. С.294).

Необходимо подчеркнуть, что в первобытном состоянии человек представлял собой естественное существо неразрывно связанное с окружающим миром. Это свойство отмечалось в исследованиях Э.Тэйлора «Первобытная культура» и З.Фрейда «Тотем и табу». Явления природы составляли неотъемлемую часть его бытия. Примитивный человек не противопоставлял себя и окружающую среду обитания. Он не противопоставлял себя социальной общности, отождествляя себя с родом, племенем. На уровне примитивного мышления не было раздвоения процесса познания. Явления окружающего мира увязывались с собственным состоянием человека. Так, рождение и смерть, вызывая определенные чувства (страх, ужас), выступали таинственной загадкой. Однако, постепенно по мере окультуривания человека происходит противопоставление окружающей реальности, социуму и собственному внутреннему миру. По своей сути культурный человек уже представляет надприродное существо. С эволюцией происходит раздвоение и противопоставление человека и окружающей среды.

Культура составляет основу цивилизации. Переход от первобытной (примитивной) культуры к цивилизации становится возможным с отделением умственного труда от физического, с возникновением ремесел, оформлением письменности и научных знаний, появлением товарного производства и обмена.

Понятия культура и цивилизация не являются тождественными, но одновременно оказываются связанными между собой. С эпохи Древней Греции в уровне развития присутствует разделение на цивилизацию и варварство. Цивилизованным народам приписывалась вся добродетельность. Варвары оценивались как разрушители «цивилизации». В Новое времени просвещенный человек, как представитель Западного мира, должен был привнести плоды цивилизации дикарям.

Общими свойствами для культуры и цивилизации являются следующие:

1) уровень развития культуры и цивилизации есть ценностная характеристика общественного бытия;

2) причина их порождения – человеческая деятель­ность;

В перево­де слово «цивилизация» в переводе с латинского языка «civilis» означает - гражданский, госу­дарственный. Истоки понятия "цивилизация" относят к эпохе античности, "где гражданин (civis) был непосредственно причастен к общест­венным делам (civilis) в обществе (civitas), обладавшем четкой и определенной организацией". Именно эта четкая организация и да­вала возможность римлянам (а до них грекам) противопоставлять себя варварам как человеческой общности совсем иного рода.

В средневековье Данте разрабатывает идею и понятие civitas – как характеристику общечеловеческого единства, которое находится "над" отдельной личностью, "над" отдельными группами людей, "над" целыми народа­ми. Данте находился на позиции расмотрения единого христианского мира.

В середине XVIII века под данным термином подразумевалось некая характеристика состояния уровня общественного развития. Французские просветители, остро ощущавшие и необходимость, и противоречивость перехода общества на принципиально новую ступень развития, связанную с формированием капиталистических отношений, с возникновением гражданского общества, в котором важнейшими являются права человека, с развитием научно-технического прогресса. Цивилизация отождествляется с идеальным обществом, основанного на принци­пах разума и справедливости.

В XIX веке, термин цивилизация использовался как характеристика высшей стадии социокультурного развития (дикость-варварство-цивилизация). В результате огромного массива этноисторического материала сформировалась "этнографическая концепция цивилизаций", согласно которой для каждого народа характерна своя цивилизация.

В XIX веке в научной литературе ут­вердились в науке три основных подхода в понимании "цивилизация":

1) утилитарный, представляющий цивилизацию как идеал прогрессивного развития человечества как единого целого (концепция Ф. Гизо о существовании локальных цивилизаций) и в качестве прогресса человеческого общества в целом («этноисторичность цивилизаций»);

2) стадиальный, рассматривающий цивилизацию как этапы прогрессивного развития человечества как единого целого (концепции "исторических" и "неисторических" народов, закон Г. Гегеля «трех стадий развития нравственности» (семья, гражданское общество и государство), закон О.Конта «трех стадий эволюции мысли» (теологической, метафизической и позитивной), теория К.Маркса «общественно-экономических формаций»;

3) локально-исторический, утверждающий качественную уникальность различных этнических и исторических общественных образований (Н.Данилевский и его концепция культурно-исторических типов, которую в дальнейшем развил О.Шпенглер).

Н.Я. Данилевский показал взаимоотношения двух различных культур, ввел в научный оборот термин «культурно-исторический тип». Он доказал научную ценность этого термина. Одним из первых поднял вопрос о существовании единой всеславянской цивилизации во главе с Россией и ввел понятие «всечеловеческой цивилизации». В настоящее время существует понятие о возможной общечеловеческой цивилизации. Против последнего утверждения говорит то, что общечеловеческая цивилизация построена на унификации всего богатства цивилизаций на основе одной (западной). Данилевский же выступал за возможность создания Всечеловеческой цивилизации, цивилизации - где все входящие в нее культурно-исторический типы равноценны. Конечно, его работа излишне политизирована. Так, в произведении отчетливо прослеживается негативное отношение автора к Европе.

О.Шпенглер довел противопоставление культуры и цивилизации до логического конца. Он рассматривал цивилизацию и культуру как взаимоисключающие, полярно противоположные состояния общества. Если культура есть естественное развитие социальных систем, то цивилизация становится гибелью культуры. О. Шпенглер считал главными чертами цивилизации «острую холодную рассудительность», интеллектуальный холод, практический рационализм, смену душевного бытия умствованием, преклонение перед деньгами, развитие современной науки, иррелегиозность и тому подобные проявления.

Очень долго оба эти термины «культура» и «цивилизация» применяли для характеристики человека. Еще в начале ХХ века про­тивопоставляли человека истинно культурного, воспитанно­го и образованного, человеку цивилизованному, полагая, что цивили­зованность предполагает лишь внешнюю характеристику, следование образцу и не может дать полное представление о человеке.

В современной научной литературе присутствуют несколько позиций видения понятия «цивилизация», как:

1) определенной ступени развития культуры отдельных народов и мира в целом, характер который определяется господствующими производственными отношениями (В «античной цивилизации – рабовладельческие отношения", в "буржуазной цивилизация" – капиталистические отношения и т.д.);

2) этапа общественного развития, как последующего за периодом варварства, и противостоящего ему. Для нее характерно образование классов, государс­тва, урбанизации и наличия письменности (Морган, Ф.Энгельс);

3) состояние культуры в той или иной области человеческой деятельности («техническая», «эстетическая», «массовая» и т.д.);

4) характеристика целостности всех культур, подчеркивающая их общечеловеческое единство ("мировая цивилизация", "цивилизо­ванный образ жизни" и т.д.);

5) уровень или ступень развития общества и культуры. Например, «античная цивилизация» или «современная цивилизация»;

6) определенный исторический этап, используемый для обозначения развития национальной или региональной культуры. В частности, китайская цивилизация средневековья, русская цивилизация петровских времен, западная цивилизация, арабская цивилизация.

Культура в представленных подходах предстает как матрица, код цивилизации. Культура может жить (пусть в фрагментарном, размытом виде) даже после того, как цивилизация ушла в прошлое. Так, в современной цивилизации продолжают жить элементы античной цивилизации, легенды, традиции. Культура представляет собой общечеловеческое, а цивилизация временное понятие. В отличие от культуры как сферы духовной деятельности, цивилизация представляется в качестве материальной деятельности и ее результатов. Если понятие «культура» определяет уровень овладения социально-значимой информацией, то понятие «цивилизация» характеризует состояние самой культуры.

Культура обеспечивает хранение и трансляцию, от поколения к поколению, информации, правил и норм, гарантирующих историческую воспроизводимость и самоидентичность социума. Ядро культуры вырабатывается веками и обретает устойчивость и прочность социокультурно-генетического аппарата. Оно также обладает высокой устойчивостью потому, что оно окружено особым защитным культурным поясом. Он состоит из системы социальных, поведенческих, нравс­твенных и интеллектуальных реакций на все виды акультурации. За­щитный пояс препятствует обратному воздействию на ядро культуры со стороны внешней культурной среды, защищает это ядро от разру­шения и трансформации. Культура – это внутреннее состояние самого человека, оценка его духовного развития, его свободы, его духовной автономности и направлена на формирование личности.

Сегодня наиболее распространенной является просветительское определение цивилизации, согласно которой – это состояние общества, воплощающее рациональные способы воспроизводства жизни и наиболее гуманные формы существования человека. Такое представление породило требования «вести дело цивилизованно», «жить цивилизованно». В современном понимании цивилизованный человек – это, прежде всего, ориентированный на непринятие тоталитаризма во всех его формах. (Тоталитаризм – от лат. тоталис – полный, целый – государственный режим, характеризующийся полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, наукой, искусством, политикой и т.д.). В экономическом отношении – это отказ от обогащения любыми средствами ради наживы и переход к честной деятельности. В политическом отношении – это привычка к уважению свободы и прав человека. В области нравственности - это установка на культурный плюрализм, признание морально-нравственных ценностей различных культур.

В обыденной жизни понятие цивилизации увязывается с уровнем социального и экономического развития общества и представляет собой преобразованный человеком мир материальных объектов. Цивилизация все чаще понимается как синоним урбанизации, скученности, тирании машин, как источник дегуманизации мира.

Цивилизация, как достаточно высокая ступень овладения силами природы, безусловно, несет в себе мощный заряд технического прогресса и способствует достижению изобилия материальных благ. Вместе с тем развитие техники, материальное изобилие сами по себе еще не означают собственно культурного, духовного расцвета. Цивилизация формирует идеального законопослушного члена общества, довольствующегося предоставленными ему благами. К негативным качествам цивилизации обычно относят ее тенденцию к стандартизации мышления, ориентацию на абсолютную верность общепринятым истинам, свойственную ей низкую оценку независимости и оригинальности индивидуального мышления, которые воспринимаются как «социальная опасность».

В любом случае цивилизация предстает неотъемлемой чертой, характеристикой культуры. Она включает в себя:

1) преобразованную человеком окультуренную природу (в естественной природе существование цивилизации невозможно);

2) средства этого преобразования (материальную культуру);

3) социальную культуру (общественные отношения, духовную культуру общества);

4) собственно человека, усвоившего материальные и духовные ценности;

В широком смысле слова под цивилизацией подразумевается совокупность материальных и культурных достижений общества в его историческом развитии. Цивилизованность подразумевает осознание человечества как единого существа. Так, В.Соловьев в работе «Русская идея» подчеркивал следующее: «Мы должны рассматривать человечество в его целом, как великое собирательное существо или социальный организм, живые члены которого представляют различные нации. С этой точки зрения, очевидно, что ни один народ не может жить в себе, через себя и для себя, но жизнь каждого народа представляет лишь определенное участие в общей жизни человечества».

Узкая интерпретация понятия «цивилизация» предусматривает вычленение только уровня развития материальной культуры.

В утилитарном представлении цивилизация – это то, что дает "комфорт", удобство, предоставляемое в наше распоряжение техникой". Комфорт (его создание и использование) предъявляет такие моральные и физические требования к цивилизованному человеку и благодаря ему человек до такой степени срастается с техническим окружением, что у него не остается ни времени, ни сил для культуры и он часто больше не ощущает внутренней потребности быть не только цивилизованным, но так же культурным.

Особенности цивилизации образуют следующие факторы:

1) географическая или природная среда обитания;

2) духовные ценности (религия или идеология, возводимая в ранг светской религии;

3) система ведения хозяйства;

4) политическая организация общества;

5) ментальность (характеристика, применяемая для больших групп народов) и менталитет (описание свойств отдельного челове­ка).

В научной литературе присутствуют разные основания в выделении признаков и характерных черт цивилизации. Наиболее распространенным является следующие признаки:

образование государства;
возникновение письменности;
отделение земледелия от ремесла;
расслоение общества на классы;
появление городов.

В качестве характерных черт принято выделять следующие параметры:
устойчивая общественная организация;
малоподвижность;
инерционность;
порядок и дисциплина.

Цивилизация, включая в себя все характеристики культуры, переносит акцент на характер, уровень, на степень зрелости, на тип организации и самоорганизации того или иного общества.

В развитии современной культуры и цивилизации наблюдается тенденция единения, способствующая оформлению метакультуры и метацивилизации.

Метакультура – это правила общечеловеческой морали, регулирующие выживание человечества как единого целого. Метацивилизация – правовые, финансовые, социальные объединения, определяющие вектор развития современных народов.

Не случайно сегодня мы говорим о мировой цивилизации, которая вклю­чает в себя весь самобытный опыт каждого народа, опыт всех ми­нувших эпох и несет в себе некую интегральную функцию. Причины тому очевидны: все более возрастающая система мировых экономи­ческих взаимосвязей, необходимость общего согласия для того, чтобы обеспечить всему человечеству и каждой его части нормаль­ное, мирное развитие, ход научно-технического прогресса со всеми его достижениями, проблемами и опасностями. В настоящее время в политике многих государств успешно используется концепция "общего дома" - попытка рассмотреть жизнь современного человечества с точки зрения общемировых масштабов, а множество существующих в современном обществе куль­тур с позицией единой мировой цивилизации.

Завершая рассмотрение первого вопроса, следует подчеркнуть, что важнейшей причиной кризисного состояния культуры и цивилизации является изменение иерархии ценностей, соотношения материального и духовного в потребностях и деятельности человека, в его целеполаганиях и оценках. Духовная и материальная стороны культуры развиваются неравнозначно, с преимущественным опережением материального производства, техники, технологий и позитивной науки. Техническое творчество в настоящее время становится одной из главных причин культурно-цивилизационного кризиса. Путь, способный вывести нас из сложившегося кризисного положения – этическое саморазвитие, самосовершенствование в идеале каждого человека, в том содержании и объеме, которые заданы этическими императивами XXI века.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Шпенглер признавал цивилизацию роком всякой культуры, которая не развивается бесконечно, но несет в себе семя смерти. В ней заключены начала, которые неотвратимо влекут её к цивилизации…цивилизация же есть смерть духа культуры…динамичное движение внутри культуры с её кристаллизированными формами неотвратимо влечет к выходу за пределы культуры…На этих путях свершается переход культуры к цивилизации.

Культура - есть творческая деятельность человека. В культуре творчество человека получает свое выражение. Цивилизация же есть переход культуры, от созерцания, от творчества ценностей к самой жизни. И, наконец, культура - религиозна по своей основе, цивилизация - безрилигиозна. Культура происходит от культа, она связана с культом предков, она невозможна без священных преданий. Цивилизация есть воля к могуществу, к устроению поверхности земли. Культура - национальна. Цивилизация - интернациональна. Культура - органична. Цивилизация - механична. Культура основана на неравенстве, на качествах. Цивилизация проникнута стремлением к равенству, она хочет обосноваться на количествах. Культура - аристократична. Цивилизация - демократична.

Различия между культурой и цивилизацией вызваны «…во многом потребностью расширить перспективы исторического видения, включить в объект теоретического исследования сферы материальной жизни, которая не укладывалась в традиционные рамки анализа философии, культуры и игнорирование которой в связи с научно-техническим развитием означало бы дискредитацию социально-философских построений».

Почему цивилизация, несущая человеку социальное и техническое благоустройство жизни вызывает у Шпенглера ощущение гибели культуры? Ведь сохраняются прекрасные произведения искусства, научные достижения, мир культурных символов. Но Шпенглер увидел более глубокую и неочевидную сторону дела. Культура жива до тех пор, пока она сохраняет глубоко интимную, сокровенную связь с человеческой душой. Душа культуры живет не сама по себе, а лишь в душах людей, живущих смыслами и ценностями данной культуры. «Всякое искусство смертно, не только отдельные творения, но и сами искусства. Настанет день, когда перестанут существовать последний портрет Рембрандта и последний такт моцартовской музыки - хотя раскрашенный холст и нотный лист, возможно, и останутся. Так как исчезнет последний глаз и последнее ухо, которым был доступен язык их форм. Преходяща любая мысль, любая вера, любая наука, стоит только угаснуть умам, которые с необходимостью ощущали миры своих «вечных истин» как истинные».

Если культура перестанет притягивать и вдохновлять человеческие души, она обречена. Отсюда Шпенглер видит опасность, которую несёт в себе цивилизация. Нет ничего плохого в благоустройстве жизни, но когда оно поглощает человека целиком, то на культуру уже не остается душевных сил. Он ничего не имеет против удобств и достижений цивилизации, но он предупреждает против цивилизации, вытесняющей подлинную культуру: «Культура и цивилизация - это живое тело душевности и её музыка».

Шпенглер не отрицает цивилизацию, но он и не «человек цивилизации», способный откинуть в сторону старый «культурный хлам» ради того, чтобы уютно чувствовать себя в мире обыденных забот. Отсюда вытекает его двойственное мироощущение, которое блестяще охарактеризовал Н. Бердяев: «Своеобразие Шпенглера в том, что ещё не было человека цивилизации… с таким сознанием, как Шпенглер, печальным сознанием неотвратимого заката старой культуры, который обладал бы такой чуткостью и таким даром проникновения в культуры прошлого. Цивилизаторское самочувствие и самосознание Шпенглера в корне противоречиво и раздвоено. В нем нет… цивилизаторского самодовольства, нет этой веры в абсолютное превосходство своей эпохи над предшествующими поколениями и эпохами. Шпенглер слишком хорошо всё понимает. Он не новый человек цивилизации, он… - человек старой европейской культуры». Шпенглер был одним из первых, кто почувствовал эту трагедию, и он первый, на мой взгляд, с изумительной силой и выразительностью выразил её в формах теоретической мысли.

Основную идею «Заката Европы» выразил И. Я. Левиш: Циклы развития культур, их взлёты и падения создают впечатления ряда сосуществующих или сменяющих друг друга круговых изменений». Из идей Шпенглера развилось новое направление в культурологи и философии науки. После его работ исследователи стали замечать то, что раньше ускользало от них. Теперь нельзя обойтись без исследования того, как, каким образом вне рациональные смысловые основания культуры детерминируют развитие не только ре религии и искусства, но и науки и техники. И заслуга открытия этой проблемы принадлежит Шпенглеру. Его «Закат Европы» стал событием европейской культуры. Конечно, не всё в его книге совершенно. Но, пожалуй, Шпенглер и не стремился к этому, так как для него главное было теоретически полнокровно выразить болевые проблемы эпохи, и это ему вполне удалось.

Вслед за Освальдом Шпенглером английский историк А. Тойнби и другие мыслители продолжали разработку идеи «цикличности», находя возможности спасения «западной цивилизации» то на пути распространения клерикализма, а то и возвращения вспять, к идеалам и образу жизни прошлых лет.

В чем различие между культурой и цивилизацией?

Читайте также:
  1. A) научная дисциплина, исследующая и обобщающая специфические связи между обществом и окружающей средой
  2. A) Средство организации связи между удаленными абонентами
  3. Агрессия США во Вьетнаме. Международные последствия вьетнамской войны.
  4. Адаптация различных систем бухгалтерского учета, их соответствие международным стандартам.
  5. Акты международных организаций по экономическим вопросам.
  6. АТР в новой системе МО. Развитие региональных международных организаций.
  7. Б) прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым вкладом;

Иногда возникает проблема сравнения, отождествления или противопоставления таких понятий, как «культура» и «цивилизация».

1. Культура по отношению к цивилизации является более частным понятием. Она имеет свою специфику для каждой нации и народности, для каждой страны. Даже отдельная социальная общность может иметь свою субкультуру, входящую в более крупное культурное сообщество.

Цивилизация более широкое (масштабное) понятие, нежели культура. Она охватывает многие страны и целые регионы Земли. Всю историю эволюционного развития человечества принято делить на три основные цивилизации: земледельческую, индустриальную и постиндустриальную или информационную.

2. Культура имеет ценностно‑нормативную определенность и духовную составляющую. Она не всегда связана с рациональностью и эффективностью. Миллионы жителей Бразилии в течение года готовят карнавальные костюмы, затрачивая на это значительные средства. После карнавала костюмы, как правило, сжигаются, что с прагматической точки зрения является абсурдом.

Цивилизация обусловлена уровнем развития производительных сил. Важнейшим ее критерием является эффективность общественного производства. Она носит прагматический характер. Например, если с экономической точки зрения на месте древнего храма выгоднее построить торговый центр, то прагматичные люди, не обремененные ценностями культуры – так и поступят. В этой связи, многие ученые‑гуманисты считают, что цивилизация нивелирует (уничтожает) культуру (Шпенглер «Закат Европы»).

3. Культуру нельзя оценивать с таких позиций, как плохая или хорошая, более развитая или менее развитая. Для каждого этноса она своя. Насильственное внедрение элементов чужой культуры в образ жизни отдельных народов, как правило, приводит к их деградации и даже к исчезновению как отдельного этноса.

Цивилизация оценивается с точки зрения ее эффективности. Поэтому здесь вполне уместны такие сравнения, как более или менее развитая цивилизация.

Иногда понятие «цивилизация» употребляется в универсальном смысле, как феномен, включающий в себя особенности культуры, религии и образа жизни целых регионов мира. Так, например, американский геополитик С. Хантингтон делит мир на следующие типы цивилизаций: атлантическую (Северная Америка и Западная Европа); латиноамериканскую (Центральная и Южная Америка); славяно‑православную (Россия и ряд стран Восточной Европы); исламскую (государства Магриба, Ближний и Средний Восток); индуистскую (Индия и ее окрестности); конфуцианскую (Китай); японскую (Япония); африканскую (Африка южнее Сахары).



Литература

Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1996.

Ионин Л.Г. Социология культуры. – М., 1996.

Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – М., 2004.

КристолИ. Контркультуры // Личность. Культура. Общество. – М., 2000. Т. 2. Вып. 3.

Минюшев Ф.И. Социология культуры. – М., 2004.

Рысь Ю.И., СтепановВ.Е. Социология: Учебник. – М., 2003.

Смелзер Н. Социология. – М., 1994.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

Фейблман Дж. Движение культур // Личность. Культура. Общество. 2001. Т. 3. Вып. 3(9).