Рисование в подготовительной группе тема город вечером. Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Праздничный город. Подготовка к занятию по рисованию в подготовительной группе детского сада


Описание материала. Предлагаю вашему вниманию конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Экскурсия по городу». Данный материал будет полезен воспитателям детского сада. Это конспект занятия по формированию целостной картины мира, направленного на воспитание патриотических чувств к малой Родине.Цель : Воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за свою малую Родину.
Задачи :
Образовательные :
-расширять представления детей об архитектурных достопримечательностях, основных производствах города;
-закрепить понятие адреса; учить детей ориентироваться на улицах города;
-формировать экологическую культуру, желание сохранить свой город в чистоте
Развивающие :
-развивать мышление,речь, коммуникативные навыки;
-вызывать желание делиться впечатлениями о своем городе
Воспитательные :
-воспитывать интерес и желание узнавать больше о своем родном городе

Материалы к занятию :
Карта России, Республики Башкортостана, план города Белебей, слайды с видами города, Герб города, макеты продукции молочного комбината, дидактические игры «Сложи картинку», «Четвертый лишний», таблички с названиями улиц, презентации «Я иду, гуляю по родному городу»
Методические приемы :
беседа, демонстрация слайдов, чтение стихов, загадки, рассказы детей,
дидактические игры «Сложи картинку», «Четвертый лишний».
Предварительная работа :
-просмотр фотографий с видами родного города, столицы России и Республики Башкортостан;
-составление творческих рассказов и описаний достопримечательностей города;
-беседы с детьми «Мой маршрут до детского сада»;
-чтение стихотворений о Родине;
-фотовыставка «Любимые места в моем городе »;
-повторение домашнего адреса;
-прогулки по городу

Ход образовательной деятельности:

(Дети стоят в кругу,приветствие друг друга.)
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить:
- Доброе утро! Солнце и птицы!
- Доброе утро! Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Воспитатель . Ребята, у меня в коробке находится интересный предмет. Я предлагаю вам его отгадать по моей подсказке:
На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Воспитатель . Молодцы! Отгадали, это глобус. Как вы думаете,для чего я принесла в группу глобус? (Ответы детей). Правильно, я хочу предложить вам отправиться в путешествие. На чем человек может путешествовать? (Ответы детей). Да, путешествовать можно на любом виде транспорта и даже пешком.
Физминутка
На лошадке ехали, (Шагаем на месте.)
До угла доехали.
Сели на машину, (Бег на месте.)
Налили бензину.
На машине ехали,
До реки доехали. (Приседания.)
Трр! Стоп! Разворот. (Поворот кругом.)
На реке - пароход. (Хлопаем в ладоши.)
Пароходом ехали,
До горы доехали. (Шагаем на месте.)
Пароход не везет,
Надо сесть на самолет.
Самолет летит,
В нем мотор гудит. (Руки в стороны, «полетели»)
Воспитатель. Сегодня мы отправляемся в путешествие, не выходя из группы. Все готовы? Внимание на экран. (звучит музыка)
Показ слайдов : Планета Земля, карта России, карта РБ, карта города, улицы, здания.
Во время показа вопросы к детям: как называется наша Планета? Назови планеты, которые расположены рядом с планетой Земля? Как называется наша страна? Что такое Родина? Назовите слова схожие с этим словом. (Рождение, родничок, родной, родственник, родитель)
Воспитатель .Послушайте загадку:
С городом этим
Другим не сравниться.
Главный в стране он,
Зовётся …(Столица.)
Воспитатель . Как называется столица России? Кто из вас был в Москве? Как называется столица Башкортостана?
Итак, мы добрались до нашего родного города Белебей. Путешествовать по городу нам помогут ребята-экскурсоводы. Но прежде, я хотела бы узнать, что вы знаете о нашем городе.
Проводится игра «Я начну, а ты продолжи»
Мы живём в городе... (Белебей).
Жителей города зовут... (белебеевцы).
Наш детский сад находится на улице...
В городе есть детские сады... (школы, магазины, аптеки, библиотеки, памятники, Дом культуры, ЦНК «Урал-Батыр»).
На улицах города растут: яблони, тополя... (берёзы).
Мы очень любим свой родной... (город).
И хотим, чтобы он был красивым, уютным и... (чистым).

Воспитатель .А вот вам еще одна загадка:
Без него не жить ни дня,
В нем живет моя родня,
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду,
Без него дышу с трудом
Мой родной, любимый...(дом).

Воспитатель . Да, у каждого есть родной дом. На какой улице ты живешь? (Ответы детей, передают герб города друг другу).
Дети рассматривают и описывают герб .
Воспитатель . А сейчас наши ребята проведут нас по улицам города.(Дети проводят экскурсии по улицам Горохова, Пионерской, Амирова с показом слайдов). Рассмотрим остальные слайды и отгадаем на какой улице и около какого здания вас сфотографировали родители.(Ответы детей)
Воспитатель . Предлагаю определить самых лучших знатоков города. Проведем конкурс «Знатоки родного города»
Проведение конкурса .Группа делится на 3 команды. Задание: сложить картинку с изображением зданий г.Белебея. Затем показ фотографий на слайдах.(Ответы команд.)
Воспитатель .Ребята, я тоже хочу провести экскурсию по нашему городу.
Показ слайда с изображением здания молочного комбината . Вопросы к детям : Как называется это предприятие? На какой улице находится? При затруднении с ответом, подсказка: картинки с изображением коровы, пакета с молоком.(Ответы детей).
Воспитатель . Ребята, это Белебеевский молочный комбинат. Что на нем производят? Работает ли кто-нибудь из родителей, родственников? Где вы видели эти продукты? (Ответы детей) Я приглашаю посетить магазин с продукцией нашего комбината. Показ витрины с молочными продуктами. Предлагаю вам сделать покупки. (Дети объясняют почему выбрали данный продукт.) Какие блюда можно приготовить из этих продуктов?
Проводится беседа о полезности молочных продуктов.
Физминутка
Я по улице шагаю,
Рядом мамочка идёт.
Вижу: голуби летают,
Вижу в небе самолёт.
Вот машины проезжают,
Тучки по небу плывут,
Ветками деревья машут,
Птички песенки поют!
Улыбаюсь встречным лицам
И они мне. Как я рад!
Здравствуй, город мой любимый!
Здравствуй, здравствуй, детский сад!
Воспитатель . Ребята, подрастая вы будете узнавать очень много интересного об истории наших улиц, зданиях, парках и конечно о людях, которые жили и живут в этом городе. Посмотрите на эти слайды и определите, какое из этих четырех изображений не относится к нашему городу?
Проводится дидактическая игра «Четвертый лишний». Показ слайдов с выбором правильного ответа. (на слайдах изображены здания, пруды, памятники)
Воспитатель . Наше короткое путешествие закончилось, но я уверена, что каждый из вас полюбил наш город еще больше. Вы многое узнали о городе.Давайте представим, что к нам приехали гости. Что бы вы хотели показать им в нашем городе? Какое место вам особенно дорого? (Ответы детей).
Воспитатель . И в конце нашего путешествия давайте скажем о нашем городе добрые слова: "Мой город …" (Ответы детей)
Ребенок читает стихотворение:
Белебей – это радуги краски!
Белебей – это море цветов!
Как люблю тебя, город из сказки,
Город мира, стиха, мастеров (Д. Мичурин.)

Занятие: Коллективное рисование «Мой любимый город». Конспект

Автор: Сорокина Наталья Валерьевна, педагог дополнительного образования
Место работы: МБОУ ДОД «Дворец детского творчества», г. Навашино, Нижегородская область

Данное занятие по ИЗО деятельности предназначено для детей 5-6 лет.
Методический материал поможет педагогам увлечь детей, расширить их знания, настроить их на продуктивную деятельность через путешествие по малой Родине.

Цель: Учить совместно рисовать достопримечательности и природу нашего города.

Задачи:
Образовательная: Закреплять и расширять знания детей о малой Родине: знать название страны, столицы Родины, область и город где проживают; достопримечательности города Навашино, чем знаменит город.
Развивающая: Способствовать развитию речи, умению отвечать на вопросы связанными предложениями, делать умозаключения. Развивать умение использовать в работе разнообразные по размеру кисти и приспособления (тампон, ватные палочки), пользоваться разной техникой рисования для придания выразительности рисунку. Развивать фантазию, чувство цвета.
Воспитательная: Развивать аккуратность, опрятность при работе. Умение доводить начатое дело до конца. Воспитывать умение работать в паре, договариваться между собой, помогать, совместно решать поставленную задачу. Воспитывать любовь к малой Родине, чувство уважения к людям, проживающим и трудящимся в нашем городе, желание сделать город чище и краше.

Оборудование:
- магнитная доска;
- столы и стулья по количеству детей.

Технические средства:
- мультимедийное оборудование;
- музыкальный центр с записью звуков природы, песни С. Трофима «Городок под названьем Навашино»;

Инструменты и материалы:
- половина ватманского листа;
- мягкие кисти №8, 2, 3; тампоны; ватные палочки;
- карандаш простой;
- гуашь;
- салфетка;
- палитра;
- баночка под воду.

Наглядность:
- схемы рисунков;
- фотографии достопримечательностей города Навашино.

План:
1. Организационный момент.
2. Теоретическая часть, мотивационный момент.
3. Практическая часть занятия.
4. Подведение итогов, анализ работы товарищей.
5. Оценка занятия педагогом.

Ход занятия:

1. Организационный момент.
Педагог приглашает детей отправиться в путешествие по родным местам нашего города.
- На чём можно путешествовать? (варианты ответов детей и выбор)

2. Теоретическая часть, мотивационный момент.
Беседа: Прежде, чем мы отправимся в путешествие, мне хотелось бы узнать, а знаете ли вы в какой стране вы живёте? Как называется наша страна? (Россия) Назовите столицу нашей Родины (Москва).
(Педагог показывает карту земного шара на экране)
- Какие ещё вы знаете города нашей великой страны?
Как называется город, в котором мы с вами живём? (Навашино). В какой области вы живёте? (Нижегородской).
Рассказ: Наша страна Россия очень большая, в ней много городов, сёл, деревень. И территория нашей большой страны делится на области, т. е. расположенные вблизи крупного города небольшие города и посёлки относятся к той или иной области. Например: Крупный город Нижний Новгород, а вокруг территория с малыми городами и посёлками относятся к Нижегородской области.
Педагог предлагает отправиться в путешествие по городу Навашино на выбранном виде транспорта. (имитация движения)
- Все удобно расположились? Тогда в путь!
А чем знаменит наш город? (ответы детей)
Наш город знаменит тем, что на большом судостроительном заводе «Окская судоверфь» люди стоят корабли и речные суда.

Маршрут навашинских судов
И славен, и далёк,
По многим рекам и морям
На сотни миль пролёг.

(На экране педагог показывает слайды с фотографиями достопримечательностей города, дети называют их).

3. Практическая часть занятия.
- А сейчас мы прибыли в нашу мастерскую творчества, где я хочу вам предложить нарисовать наш город Навашино с его разнообразными зданиями, парками и площадками отдыха. Давайте сделаем наш город ярким, красочным, чтобы жители, которые в нём проживают, были всегда радостными и счастливыми. Что можно для этого сделать?
Верно, мы будем использовать в работе разные краски, оттенки цветов. Вы можете воспользоваться палитрой, выбрать для работы разнообразные по толщине кисти и приспособления, которыми мы уже с вами умеем пользоваться.
Вопросы на закрепление: Какой кистью вы воспользуетесь, чтобы нарисовать фон и каким способом? (рисование по сырому, самой широкой кистью). Как будете раскрашивать здания, чтобы они получились ровными и аккуратными? (обвести по контуру).
- Ну, а трудиться вы будете в паре, постарайтесь между собой во время работы договариваться, советоваться, ведь вы должны нарисовать все вместе наш город.
Дети приступают к работе, звучит музыка в исполнении С. Трофима «Городок под названьем Навашино», «Родина». Педагог контролирует работу детей, ненавязчиво даёт рекомендации. Дети завершают работу над раскрашиванием зданий.


Физкультминутка
- А чтобы наш город был ещё красивее, что надо сделать? Конечно же, украсить его деревьями и цветами!
Чтобы нарисовать листву на деревьях, каким инструментом вы воспользуетесь? (тампоном). Им удобно рисовать пышную листву. Для чего нам понадобиться ватная палочка? Верно, ей удобно рисовать маленькие цветочки.
Дети приступают к работе. Звучит музыка природы, пенье птиц.


- В такой зелёный город даже птицы прилетели.

4. Подведение итогов, анализ работы товарищей.
- Вот мы и завершили работу. Давайте соединим ваши рисунки, чтобы получился наш городок под названьем Навашино.
Дети рассматривают работу, рассказывают, что им понравилось, узнают знакомые места города.



5. Оценка занятия педагогом.
Сегодня вы работали дружно, каждый старался помочь своему товарищу и это меня порадовало. Ну, а город наш получился превосходным! В нём появились необычные по форме здания, яркие красочные дома с разнообразным сочетанием цветов, возможно, когда-нибудь они появятся в нашем городе и будут его украшать.
А что мы с вами должны делать, чтобы сохранять наш город в порядке? (ответы детей). Конечно, содержать его в чистоте, не мусорить, озеленять, сажая деревья, кустарники и цветы. Молодцы!

Юлия Кащеева

Задачи :

Закрепить умение в рисовании города , улиц, зданий, праздничного салюта .

Формировать пространственные представления посредством расположения изображаемых объектов на бумаге.

Развивать эстетическое восприятие.

Материалы : альбом для рисования , акварельные краски, восковые мелки, кисти, стаканчики-непроливайки, фотографии города Туапсе во время различных праздников , картинки с изображением праздничных городов и салютов , композиция «Праздничная мелодия »

Предшествующая работа : рисование города , рисование салюта , чтение стихотворений о городе Туапсе , о праздниках , беседы о городе Туапсе и праздниках России , конструирование города , зданий.

Звучит праздничная мелодия .

Добрый день, ребята! Скажите мне пожалуйста, а был ли на этой неделе какой-нибудь праздник ? Верно! А кто скажет, какой именно праздник отмечали в нашей стране? Правильно, день народного единства. А кто мне ответит, было ли по этому поводу в городе какое-то празднование , мероприятие? Все верно! В этот день и в нашем городе Туапсе жители отмечали праздник Народного единства .

Давайте с вами послушаем чудесное стихотворение об этом празднике .

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

С историей не спорят,

С историей живут,

Она объединяет

На подвиг и на труд

Едино государство,

Когда един народ,

Когда великой силой

Он движется вперед.

Врага он побеждает,

Объединившись в бой,

И Русь освобождает,

И жертвует собой.

Во славу тех героев

Живем одной судьбой,

Сегодня День единства

Мы празднуем с тобой !

Так о чем же говорится в этом стихотворении? Понравилось вам оно? Что именно вам в нем понравилось?

А вот кто знает, что бывает во время праздника в городе ? Что-то очень необычное и очень красиво? И чтобы узнать, я предлагаю вам разгадать мою загадку :

Грянул гром,

Веселый гром,

Засверкало все кругом!

Рвутся в небо неустанно

Разноцветные фонтаны,

Брызги света всюду льют.

Это праздничный … .

(Ответ : Салют)

Молодцы! Отгадали мою загадку! Это, конечно же, салют! Дети, кто из вас видел салют? По каким праздникам в нашем городе бывает салют ?

А хотите узнать, что означает слово салют? Может, уже кто-то знает? Не знаете? Салют – это приветствие. А вот на что похож салют, что он нам напоминает? Верно, огоньки и цветок. А в японском языке это слово так и переводится - «цветок огня» .

А вы знаете, что а нашей стране первым салютом был Салют Победы в честь войск Красной Армии. И именно с этого момента, 5 августа 1943 года в нашей стране салюты стали традицией, и их стали запускать во время многих важных праздников .

Как вы уже, наверняка, догадались, ребята, сегодня мы с вами будем рисовать праздничный город , и главным признаком нашего праздника в рисунке будет праздничный салют . Но для этого для начала нам нужно нарисовать наш город . Что мы нарисуем в первую очередь? Верно, дома, деревья, фонари, дороги, машины и людей. А в каком городе мы живем ? Правильно, в Туапсе. А что мы можем еще дорисовать с вами , что охарактеризует то, что мы рисуем праздник именно в нашем городе Туапсе ? Верно, мы нарисуем горы и море. И так, для начала мы будем использовать восковые карандаши, чтобы изобразить город . А что мы будем рисовать после ? Правильно, салют. И только после того, как мы нарисуем салют, мы будем использовать краску синего цвета, чтобы изобразить ночное небо.

Дети приступают к работе, рисуя город и салют . Когда половина рисунка уже готова, проводится физминутка.

Вокруг все было тихо (Встать прямо, руки опустив)

И вдруг – салют! Салют! (Руки вверх)

Ракеты в небе вспыхнули (Раскрыть пальчики веером)

И там, и тут! (Помахать руками над головой с раскрытыми пальчиками)

Над площадью, над крышами (Присесть, встать, руки с раскрытыми пальчиками)

Над праздничной Москвой

Взвивается все выше

Огней фонтан живой! Поднять руки вверх.

Дети завершают рисунок, дорисовывая горы , море, салют. В конце закрашивают синей акварельной краской ночное небо.

Молодцы! Какие замечательные у всех работы! Вы создали настоящий праздник на маленьком листе бумаги! А теперь подходите ко мне, и мы вместе организуем выставку наших рисунков.

Публикации по теме:

Конспект НОД в подготовительной группе «Праздничный салют» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МАЛИНСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «ЧАЙКА» СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО.

Конспект НОД по нетрадиционному рисованию во второй младшей группе «Праздничный салют» Цель: Познакомить детей с новым нетрадиционным способом рисования «Проступающий рисунок». Задачи: 1. Учить детей передавать впечатления.

Конспект НОД в подготовительной группе «Есть в мире город, южный город - частица Родины моей». Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Есть в мире город, южный город – частица Родины моей».

Конспект занятия в подготовительной группе «Город Санкт-Петербург, любимый город» Цель: продолжать знакомить детей с город санкт_петербург, как с родным городом. Задачи: закреплять знания детей о санкт-Петербурге, как.

Конспект занятия по рисованию «Праздничный салют над городом» Рисование на тему: «Праздничный салют над городом.» Цель- Использование нетрадиционной техники в рисовании \проступающий рисунок\. Задачи.

Изобразительная деятельность имеет большое значение в художественном воспитании детей, их умственном и нравственном развитии. В процессе творческой деятельности развивается чувство формы, цвета, пропорций, композиции и чувство ритма. Старшие дошкольники используют на занятиях по рисованию, аппликации и лепке обобщённые способы передачи изображения, что предоставляет свободное продумывание творческого замысла и широкий выбор тем.

В подготовительной к школе группе рисование по-прежнему занимает ведущее место в обучении изобразительной деятельности. Ребята создают выразительные образы и сюжеты, используя разнообразные техники и приёмы рисования.

Подготовка к занятию по рисованию в подготовительной группе детского сада

В дошкольном образовательном учреждении детей обучают рисованию трёх видов: предметному, сюжетному и декоративному. Общая задача обучения рисованию в детском саду - развитие умения изображать предметы и объекты окружающей действительности через активное познание таковой. Творческие способности детей развиваются год от года. Для каждой возрастной группы доступны для освоения и успешного применения определённые изобразительные средства.

Особенности обучения рисованию детей 6–7 лет

Вид рисования Основная задача Задачи обучения в подготовительной группе Используемые техники и приёмы рисования
Предметное Обучение реалистичной передачи в рисунке характерной формы предмета или его частей, с соблюдением пропорций, цвета, объёма, движения. Научить изображению предмета с натуры или по представлению, соблюдая особенности его строения, размера, пропорционального соотношение частей/деталей, характерных движений.
Развитие композиционных умений через правильное расположение предмета на листе в соответствии с его формой и величиной.
Развитие цветового восприятия через использование в работе разнообразных оттенков одного цвета.
Развитие технических умений: смешивание красок, рисование штриховкой и мазками по форме предмета.
Самостоятельный выбор расположения рисунка на листе бумаги (горизонтально или вертикально) в соответствии со строением изображаемого предмета или композиции (использование аналитических способностей у детей).
Рисование с натуры игрушек простой формы, веток деревьев.
Рисование по представлению сказочных героев (Дед Мороз и Снегурочка, Баба-Яга, Царевна-Лягушка и т. д.).
Использование предварительного карандашного наброска: развивается умение планировать предстоящую работу и анализировать изображаемый предмет.
Сюжетное Обучение передаче своих ощущений от окружающей действительности (отражение смысловых связей между предметами). Научить выбирать сюжет по заданной теме занятия.
Обучить передаче характерных движений при рисовании фигуры человека или изменения формы движущегося предмета.
Научить заполнять изображением всю площадь листа в соответствии с замыслом.
Развитие композиционных умений: рисование полосы не одной линией краски, но расширение изображённого на рисунке пространства неба и земли; изображение приближенных и удалённых предметов (чем дальше предмет расположен по замыслу, тем выше он расположен на листе с сохранением начального размера).
Обучение рисованию отдельного сюжетного момента.
Декоративное Обучение различиям стилей народных промыслов и применению их особенностей в своём творчестве.
Привитие детям чувства прекрасного.
Воспитание любви к родному краю и уважения к ручному труду.
Развитие композиционных способностей: умения выбирать узор и располагать его на плоской или объёмной поверхностях различных предметов.
Развитие цветовосприятия.
Научить использованию элементов народной росписи в создании узоров.
Умение работать на различных по форме плоскостных основах (заготовки в форме ромба, прямоугольника, по контуру самовара, балалайки, игрушки) и на выпуклых заготовках (из папье-маше).
Использование карандашей в декоративном рисовании.
Применения различных видов орнамента (полоса, сетчатый).
Знакомство с понятием зеркальной симметрии.

Старшие дошкольники на занятиях по рисованию создают работы не только красками, но и карандашами. В возрасте 6–7 лет ребёнок может выполнять равномерную яркую штриховку грифельными и восковыми цветными карандашами. Он может достигнуть в карандашном рисунке различных оттенков одного цвета (за счёт интенсивности нажима).

Акварельные краски часто используются на занятиях по рисованию. Рисуя грифельными карандашами или акварелью, ребята учатся видеть красоту светлых оттенков.

Гуашь используется в декоративном рисовании или при создании тех предметных и сюжетных работ, в которых по замыслу предполагается нанесение цвета на цвет.

Для обучения дошкольников графическому рисованию можно использовать фломастер чёрного цвета. Необходимо перед приступлением к работе напомнить ребятам, что при рисовании фломастер нужно быть особенно аккуратным: чернила фломастера плохо оттираются с рабочей поверхности и смываются с кожи рук, а с одежды могут не отстираться.

Для занятий нужны наборы бумаги для рисования, специальной бумаги для акварели и для гуаши. Рисуют красками также на ватмане и полуватмане. Для рисования гуашью существуют наборы разноцветной тонированной бумаги, но её закупка в детском саду нецелесообразна: перед воспитанниками стоит задача научиться создавать продуманный фон, белый цвет основы подходит. Для рисования городских и сельских пейзажей ночью зачастую используют плотную бумагу или картон чёрного цвета, рисование на основе непривычного цвета, конечно, вызывает сильный интерес у воспитанников.

Рисование можно сочетать с другими техниками изобразительной деятельности - аппликацией и лепкой. Высохшие рисунки ребята дополняют деталями или фигурками по замыслу. Например, на рисунке города карандашами можно приклеить тучки и падающие капли, вырезанные из бумаги. Пластилиновыми и бумажными элементами часто украшают низ картинки (трава, цветы, морские волны, камушки и да.), прорабатывают детали изображения (окна на домах, черепицы на крыше, кирпичики на стене) и т. д. Материалы для создания аппликации на рисунке возможны разнообразные: ватные диски, шарики из салфеток, природный материал, вырезанные мотивы из фантиков и журналов. Привлекается использование пластилинографии - нетрадиционной техники рисования путём размазывания пластилина. Пластилиновые мазки помогают красиво и оригинально оформить фон рисунка: песчаный пляж, пшеничное поле, предзакатное небо.

Сочетание рисования с другими изо-техниками

Рисунок с элементами аппликации из оригами Коллективный рисунок с элементами аппликации Рисунок с элементами бумагопластики и лепки Рисунок с элементами бумагопластики и лепки Рисунок с элементами аппликации из природного материала

Применение нетрадиционных техник рисования: ночная улица

Рисование мелом по трафаретам Рисование мелом на наждачной бумаге Применение техники набрызга Рисование в технике граттаж Рисование технике граттаж Рисование восковыми мелками и акварелью Рисование восковыми мелками и акварелью Рисование пастелью Рисование в технике граттаж Рисование в технике монотипии (лист с нанесённым изображением сгибается пополам, чтобы невысохший рисунок отпечатался)

В процессе образовательной деятельности современные педагоги реализуют концепцию личностно-ориентированного подхода. Для занятий по рисованию в подготовительной группы этот подход осуществляется через соблюдение воспитателем следующих принципов и методов работы:

  • Знание индивидуальных особенностей психофизического развития воспитанников. Давать задания необходимо с учётом особенностей группы.
  • Стимулирование познавательной деятельности, желания делиться с другими собственным опытом, примерами из жизни.
  • Создание условий и ситуаций (игровых или проблемных) для проявления воспитанниками своих способностей.
  • Предоставление свободы выбора (конкретной темы, методов и приёмов выполнения задания).
  • Эмоционально-позитивная атмосфера внутри коллектива (налаженная обратная связь «воспитатель-воспитанник», воспитание культуры о внутри группе).

На уроках рисования личностно-ориентированный подход реализуется через тщательную разработку воспитателем программы занятий и подготовку к каждому занятию. Закрепляя в процессе создания рисунка ранее полученные навыки, ребёнок ощущает значимость того, что он выполнял ранее. На каждом занятии он узнаёт новое или учится чему-то - у ребёнка есть интерес и стимул развиваться. Он анализирует готовую работу, учится принимать конструктивную критику и заслуженную похвалу.

Объявляемая в начале занятия тема рисунка может быть обобщённой - это даёт воспитанникам определённую свободу фантазии. Например, тема «Город вечером» может предоставить детям простор в творческой деятельности по критериям: время года (зимний, весенний, летний, или осенний вечер), в какой стадии вечер (закат, сумерки, поздний вечер), погодные условия (ветреный, пасмурный, ясный вечер или идёт дождь, снег). Ребята самостоятельно выбирают форму домов для изображения (квадратные, прямоугольные, многоэтажные или невысокие постройки, башни) и цветовую гамму рисунка.

Воспитателю рекомендуется оформить в помещении, где проводятся занятия по изобразительной деятельности, оформить шкаф или стеллаж с теми материалами и инструментами, которыми пользуются ребята: наборы бумаги для рисования карандашом (возможно, белый и тонированный картон), акварелью или гуашью, листы ватмана и полуватмана, наборы красок, пластиковые палитры или тарелочки для смешивания красок, кисти различной формы и толщины, цветные карандаши. Материалы для нетрадиционных способов рисования (трубочки для раздувания краски, восковые мелки, пастель, пальчиковые краски и др.) должны храниться отдельно. У детей должен быть постоянный доступ к традиционным материалам. Необычные краски, к примеру, привлекают внимание, но может быть недостаточно развито умение работать с ними.

К каждому занятия воспитателю нужно продумать дополнительные задания для успевающих ребят. Если кто-то выполняет основное задание раньше, то начинает отвлекать тех, кто ещё работает, и может потерять интерес к дальнейшей творческой деятельности (слишком просто). Удачные варианты индивидуальных заданий по теме «Город»: дополнить рисунок аппликацией (звёзды, облака, совы в небе, мостовая из камней, окна) или пластилиновыми фигурками на переднем плане (трава, цветы, сугробы, деревья, снеговики, фонари); попробовать зафиксировать на листе полуватмана работы нескольких воспитанников и попросить совместно дорисовать белый лист-основу - расширить город.

Варианты индивидуальных и коллективных композиций по теме «Город»

Для детей 6–7 лет характерно стремление к групповой деятельности. Воспитателю необходимо стимулировать и поощрять интерес ребят к продуктивному и творческому взаимодействию. Поскольку ведущей формой познания окружающего мира у старших дошкольников по-прежнему остаётся игра, занятия по созданию коллективной работы должны содержать в себе элемент игры. Возможна также работа в подгруппах по 2–3 человека: продумывание сценки для сюжетного рисования, распределение объектов и предметов для рисования, согласованное создание композиции и фона.

Тема занятия Форма организации деятельности Обучающие и развивающие задачи Используемые приёмы
«Город вечером» Индивидуальная. Обучение правильной цветовой передаче вечернего пейзажа (возможно обучение рисованию на бумаге/картоне тёмного цвета).
Развитие чувства цвета (плавные переходы красок при изображении вечернего неба).
Закрепление композиционных навыков: находящиеся дальше дома располагаются на листе выше.
Обучение анализу готовой работы.
Рисование акварелью и гуашью: смешивание оттенков одного цвета; нанесение плавных линий; создание цветовых переходов.
Рисование цветными карандашами: штриховка карандашом с разным нажимом для получения оттенков одного цвета.
«Мой город» Коллективная. Обучение техники графического рисования.
Обучение рисования на общем рулонном листе, объединения своего рисунка с работами других воспитанников.
Упрощённое (условное) изображение отдельных деталей пейзажа.
«Улица нашего города» Индивидуальная. Обучение анализированию предметов (дома отличаются по высоте, ширине постройки, материалу, цвету стен, форме крыши, количеству окон и дверей, наличию наверху антенны или трубы).
Закрепление знаний о перспективе, положении объектов относительно линии горизонта.
Штриховка цветными карандашами с различным нажимом (для раскрашивания стен надо держать карандаш дальше от кончика - нажим ослаблен, так как стены обычно светлого тона; для штриховки окон, дверей, антенны или трубы взять ближе к кончику - нажим интенсивнее).
Создание контура предметов при помощи фломастеров.
«Село вечером» Коллективная. Обучение взаимодействию в продумывании композиционного замысла работы.
Обучение передаче цветового колорита (создание плавных переходов небесных красок, окрашенные солнцем облака на тёмном небе).
Рисование красками или карандашом, согласую создание изображения с общим замыслом.
Индивидуальная. Закрепление знаний о перспективе, правильному расположению предметов на переднем и дальнем плане.
Обучение рисованию тёмными оттенками, изображению тени.
Рисование предметов цветными карандашами, создание контуров фломастерами тёмных цветов.
Развитие умения рисовать падающую от предмета тень.
Индивидуальная. Обучение аккуратной работе с фломастерами (закрашивание внутри контура).
Обучение созданию предварительного карандашного наброска.
Создание наброска простым карандашом (рисуются контуры предметов без детализации: прямоугольники домой и квадраты окон, машины на дороге, деревья, фонари, луна и др.).
Закрашивание контуров наброска фломастерами.
Обводка контуров чёрным фломастером.
«Мой город - моя страна» Коллективная. Расширение и закрепление знаний о родном городе и стране.
Обучение созданию изображения на основе увиденного материала (плакаты, открытки с видами города).
Эта тема рекомендована для реализации проектной деятельности (возможно приурочить демонстрацию проекта ко Дню города).
Рисование обобщённых деталей городского пейзажа с выделением одно-двух композиционно значимых объектов (здание городского театра - детально, жилые дома вокруг - условно; детский сад - детально, деревья на прилегающей территории - условно).
Создание коллективного панно.
«Праздничный город» Индивидуальная. Развитие чувства цвета и композиции, пространственных представлений.
Закрепление навыка рисования объёмных предметов (зданий, различных построек).
Закрепление навыка выделения значимых деталей рисунка более яркими оттенками основной краски.
Совершенствование умения рисования гуашью (рисуются предметы на разных частях листа, чтобы успевали полностью просохнуть те, что нарисованы раньше, и можно было дополнить их мазками другого цвета).
Для этой темы удачно совмещение рисования акварелью и гуашью: основной рисунок наносится акварелью (тёмно-синее или чёрное небо, дома, дорога), а салют рисуется гуашью - яркой краской.
«Золотые купола Москвы» Коллективная. Расширение знаний воспитанников об особенностях храмовой архитектуры (какие фигуры лежат в основе здания, строение купола, наличие ступеней, колонн, арок и дуг).
Закрепление умения создавать предварительный набросок простым карандашом.
Приёмы рисования объёмных деталей (купола, основание купола, колонны): одна часть закрашивает светлым оттенком, вторая - тёмным.
Условное рисование элементов фона (лес на заднем плане, отдельные деревья или кусты по бокам здания), детальная прорисовка изображения храма. Отрабатывается умение создавать рисунок по наглядному образцу (фотографии или открытке).

Мотивирующее начало занятия на тему «Наш город»

Рисование неодушевлённых объектов (зданий, деревьев, заборов) может ослабить интерес воспитанников к изобразительной деятельности. Начальным этапом занятий по теме «Город» должно быть создание игровой ситуации с последующим вовлечением в творческий процесс. Также активизируют воображение и желание творить проведение беседы, основанной на обсуждении личного опыта и образной памяти ребят, совместное изучение наглядного материала, прослушивание стихотворений и отрывков из прозаических произведений, содержащие описания городских пейзажей.

Целью занятий по рисованию на эту тему является создание городских (сельских) пейзажей в различных временных, погодных и ситуативных условиях. Занятие по рисованию в подготовительной группе детского сада должно длиться не более 30 минут и состоит из следующих этапов:

  • Организационный момент 1–2 минуты.
  • Мотивирующее начало 6–7 минут.
  • Практическая работа 15–17 минут.
  • Демонстрация и анализ готовых работ 2–3 минуты.
  • Подведение итогов 1 минута.

Воспитателю необходимо составлять подробный план каждого занятия с последующим обязательным проведением анализа: были ли достигнуты поставленные цели и задачи, эффективны ли были применяемые методы и приёмы обучения, как вели себя дети на различных этапах занятия, анализ работ воспитанников, примерные пути совершенствования проведения занятия.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе на тему «Вечерний город».
Активизация интереса к изобразительной деятельности.
Развития цветового и пространственного восприятия.
Закрепления умения построения композиции. Материалы Рассматривание открыток и альбомов с фотографиями (возможно, иллюстрациями художников) города. Предварительная работа Листы бумаги, восковые карандаши, изображения городских пейзажей в вечернее время. Ход занятия Художественное слово: чтение стихотворения Татьяны Живовой «Есть особая прелесть в больших городах…» с последующей беседой. Изучение иллюстративного материала.
Воспитатель создаёт игровой момент: предлагает ребятам попробовать себя в роли волшебных художников и нарисовать город в вечернее время суток.
Обсуждение практического выполнения задания (как можно расположить объекты на листе, какие цвета использовать и т. д.).
Проведение физкультминутки под музыкальное сопровождение.
Самостоятельное выполнение воспитанниками практической части.
Демонстрация готовых работ, поощрение наиболее красивых рисунков, благодарность каждому за проделанную работу.
Подведение итогов занятия, оценка, уборка рабочих мест.

Порядок выполнения рисунков на тему «Город»

В подготовительной группе воспитатель не должен проводить прямой показ выполнения действий перед началом выполнения ребятами практической части. Дети развивают умение следовать устным инструкциям, поэтому стоит обсудить с ними, какими способами и в какой последовательности они будут рисовать пейзаж, и путём наводящих вопросов и подсказок подвести их к рекомендуемому порядку действий.

«Осень в городе»

Обозначение линии горизонта Зарисовка переднего плана Рисование контуров зданий Раскрашивание контуров Раскрашивание окон Рисование осеннего неба Рисование тени от зданий Прорисовка деталей фона Стволы деревьев Рисование мазками красных листьев Рисование мазками жёлтых листьев Рисование штрихами дождя

«Дом, в котором я живу»

Обозначение линии горизонта Создание контура дома Раскрашивание контура Раскрашивание переднего плана Детализация переднего плана Рисование заднего плана Раскрашивание окон (основная часть дома высохла) Рисование заднего плана Дополнительные детали

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Создаем книгу о зиме»

Программное содержание: уточнить и обобщить знания о зиме; вызвать положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отношения средствами поэзии, музыки и изобразительного искусства (цветом, формой, композицией); развивать воображение, учить формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы; воспитывать интерес к коллективной работе; создать книгу о зиме.

Материал : музыка П.И. Чайковского «Декабрь» из цикла «Времена года», запись музыки А. Вивальди «Зима» (Концерт №4 «Времена года»); рассказ С. Седого, М. Москвиной «Пришел на землю, Дед Мороз» (журнал «Мурзилка», 1999); репродукции картин И. Шишкина «Зима», К. Юона «Конец зимы», А. Пластова «Первый снег», И. Грабаря «Февральская лазурь»; бумага формата A3; гуашь, пастель, акварель с белилами.

Ход занятия : Занятие проходит в музыкальном зале, зал украшен елочками, снежинками, под елкой - большой сугроб. Звучит музыка А. Вивальди «Зима».

«Были на земле времена, когда и зимы-то не было. Beсна была, и лето было, и осень была. Только они жили не дружно».

Входят три девочки, одетые в костюмы Осени, Весны Лета, и ссорятся.

Осень: Я первая!

Весна: Нет, я первая!

Лето: Я сказала вам, я первая!

«Долго так ссорились сестрицы. Природа-мать совсем мучилась, а потом как закричит на всю Вселенную: «Кто наведет на земле порядок, в конце концов? Кто установит нормальный ход времени?»

Входит Дед Мороз, К нему подбегают Весна, Лето, Осень, толкают друг друга, спорят.

Весна: Сейчас весна!

Лето: Сейчас лето!

Осень: Сейчас осень!

«Нахмурился Дед. Мороз, ударил посохом о землю».

Дед Мороз: Сейчас зима!

Весна, Лето, Осень: Какая такая зима? - удивились. Не знаем мы никакой зимы!

Дед Мороз из-за сугроба выводит девочку в костюме Снегурочки.

Дед Мороз: Вот она какая - Зима! Она будет первой!

Весна, Лето, Осень: А как же мы? Что с нами будет?

Дед Мороз: Второй будет Весна, за ней Лето, потом Осень, и царствовать вы будете по три месяца, чтобы никому не обидно было.

Зима: Дедушка Мороз, я только родилась и не знаю какая я?

Дед Мороз: Ребята! Давайте поможем Зиме. Расскажите все, что вы знаете о зиме.

Дети рассказывают, читают стихи, рассматривают иллюстрации.

Зима: Ребята, закройте глаза, вспомните каждый свою картинку и полюбуйтесь ею, А теперь, пока ничего не забыли, начинайте рисовать.

Дети приступают к работе. Тем, кто затрудняется, воспитатель помогает советом. По окончании рисования все рассматривают работы, выбирают рисунок для обложки, затем сшивают листы в книгу и дарят ее Зиме. Следует обратить внимание на то, чтобы дети нарисовали красивую книгу о зиме.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

А. Пушкин. Зимнее утро.

Зима пришла

Ночью ветер волком выл

И по крыше палкой бил.

Утром глянули в окно,

Там волшебное кино:

Раскатала белый холст,

Набросала светлых звезд

И папахи на дома нахлобучила зима.

В. Фетисов

Печальная береза

У моего окна,

И прихотью мороза

Разубрана она <…>

Люблю игру денницы

Я замечать на ней,

И жаль мне, если птицы

Стряхнут красу ветвей.

Советы воспитателю:

Это занятие нужно проводить как итоговое. Дети в своих рисунках отображают все, что рисовали в течение трех месяцев. Поэтому перед занятием в группе или в изостудии нужно оформить выставку детских работ по тем «Зима».

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе Рисование красками «Круглый год»

Программное содержание

Самостоятельно находить содержание для изображения характерных признаков того или иного месяца (по выбору), подбирать подходящие цвета, хорошо располагать изображения на листе, использовать различные технические приемы в работе с красками.

Методика проведения занятия

Занятие начинается с чтения стихотворения Маршака «Январь» из книги «Круглый год». Затем дети по вызову воспитателя называют месяцы по порядку, один за другим, попутно вспоминают соответствующие стихи. Каждый выбирает, о каком месяце он хочет нарисовать, вспоминает, что о нем говорится в стихотворении. Проводя беседу с детьми, необходимо спрашивать, какой сельскохозяйственный труд характерен для того или иного месяца. Так, в апреле в средней полосе начинается пахота, сев, в июле - сенокос, в августе завершается уборка хлебов, а в сентябре - сбор овощей и фруктов. Все это дети могут отразить в своих рисунках. Перед началом работы воспитатель говорит: «Подумайте, с чего вы будете начинать и в какой последовательности выполнять рисунок, какого оттенка бумага вам необходима (дети выбирают из разложенной на столе ту, что им нужна), какие краски вам понадобятся в первую очередь». Затем напоминает, как жидко разведенной краской покрывать большие поверхности: небо, траву, землю.

По окончании все рисунки расставляются на стенде в порядке месяцев круглого года и рассматриваются. Обсуждение их должно быть коротким, так как дети проделали сложную работу, утомлены, да и занятие может затянуться. Следует обратить внимание лишь на подбор цветов, на заполнение листа, общую выразительность рисунка. Детальное обсуждение изображенного лучше перенести на занятие по развитию речи и знакомству с окружающим.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе Рисование на тему «Город (село) вечером»

Программное содержание

Учить детей передавать картину вечернего города, его цветовой колорит: дома светлее ночного неба, в окнах светятся разноцветные огни.

Закреплять умение оформлять свой замысел композиционно, соответственно располагая изображения на листе бумаги.

Методика проведения занятия

Предложить детям вспомнить, каким бывает город вечером, как выглядят дома. Напомнить о разнообразии домов по пропорциям и расположению на улице.

В конце занятия рассмотреть рисунки, обсудить с детьми, почему видно, что наступил вечер, у кого из детей это получилось удачнее.

Подготовка к занятию

Попросить родителей показать детям вечерний город. Провести такое наблюдение в саду. Подобрать и рассмотреть с детьми соответствующие иллюстрации; оставить их на некоторое время в групповой комнате.

Приготовить темную бумагу, акварель, гуашь.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе Рисование на тему «Леса нашей родины»

Программное содержание

Учить передавать характерные особенности разных пород деревьев, располагать деревья в рисунке таким образом, чтобы создавалась картина леса.

Методика проведения занятия

Вспомнить с детьми, какие породы деревьев они видели в лесу, спросить, кто что хочет нарисовать, какие особенности у разных деревьев они заметили (толщина и высота стволов, их окраска, расположение ветвей, цвет листвы или хвои). Предложить рассказать, как растут те или иные деревья в лесу - одни часто, близко друг к другу (елки), другие отдельно, на некотором расстоянии (березы, дубы). Вспомнить, что в лесу встречаются поляны.

Предложить наметить сперва стволы деревьев, найти места, где их расположить «в лесу», затем рисовать ветви, крону и, наконец, кустарники, цветы, траву. Сказать, что стволы надо наметить карандашом, остальное рисовать сразу красками. По мере выполнения рисунка следить, чтобы весь лист был заполнен.

Когда работы будут закончены, предложить детям рассказать о своих рисунках.

Подготовка к занятию

Показать детям картины художников, на которых изображены различные леса. Побеседовать с детьми о том, что наша страна богата лесами, что в средней полосе, на юге и на севере растут различные деревья. Рассказать, что леса охраняются, высаживаются новые, молодые леса. Если можно, хорошо привлечь опыт детей, их наблюдения.