Сочинение на тему «Памятник культуры. Проект-экскурсия «Памятники нашего края Сохраним памятники культуры родного края

Память – это не только фотографии в семейных альбомах. Это сама наша земля, наша Родина, её бескрайние поля, её погосты, её памятники, без которых человек беден как внутренне, так и внешне. Хочется сказать о памятниках культуры и природных памятниках, которые есть почти в каждом городе, посёлке, селе. Раньше они были заботливо, с любовью ухожены. Сейчас же, к сожалению, кое – где памятные места нашей малой Родины превратились в «беспамятные», ветхость и запустение стало их бедой. Такое положение нельзя оправдать никакими экономическими трудностями. Ведь отношение к памятным местам всегда определяло степень культуры общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Привет тебе, мой край родной,

С твоими тёмными лесами,

С твоей великою рекой

И неоглядными полями.

Привет тебе, народ родимый,

Герой труда неутолимый.

Среди зимы и в летний зной

Привет тебе мой край родной.

Память – это не только фотографии в семейных альбомах. Это сама наша земля, наша Родина, её бескрайние поля, её погосты, её памятники, без которых человек беден как внутренне, так и внешне. Хочется сказать о памятниках культуры и природных памятниках, которые есть почти в каждом городе, посёлке, селе. Раньше они были заботливо, с любовью ухожены. Сейчас же, к сожалению, кое – где памятные места нашей малой Родины превратились в «беспамятные», ветхость и запустение стало их бедой. Такое положение нельзя оправдать никакими экономическими трудностями. Ведь отношение к памятным местам всегда определяло степень культуры общества. Давайте оглянемся вокруг: достойны ли мы именоваться культурной нацией? А.С.Пушкин писал:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Хочется достучаться до сердца каждого человека, хоть немного любящего свой родной край. Ведь только все вместе, объединившись, мы можем сохранить те частички мемориальных и памятных мест, которые ещё не пострадали от бездушного и безжалостного варварского отношения .

На территории нашего родного края известно 2570 объектов культурного наследия, отражающих историю Ульяновской области. Из них 452 относятся к памятникам истории, 1568 - к памятникам архитектуры, 550 - к памятникам археологии. В настоящее время на территории Ульяновской области поставлено на государственный учёт 32 объекта федерального, 261 - регионального, 34 - муниципального значения и 2243 выявленных, но еще не продиагностированных объектов культурного наследия. Памятники истории Ульяновской области связаны с периодом постройки первых русских крепостей и засечных черт, с военными действиями и крестьянскими восстаниями, с жизнью выдающихся государственных, политических и общественных деятелей, учёных, писателей, художников и поэтов.

Особое значение для истории нашего края имеют памятники, связанные с жизнью выдающейся личности XX века Владимира Ильича Ульянова-Ленина. Среди них дом, где жила семья Ульяновых, дом-квартира семьи Ульяновых, флигель дома-квартиры семьи Ульяновых, которые являются украшением областного центра и привлекают туристов со всех концов света. А в центральной части областного центра создан и успешно функционирует Историко- мемориальный заповедник “Родина В.И. Ленина”.

Дом – музей семьи Ульяновых

Бывший дом семьи Ульяновых

Флигель дома – квартиры семьи Ульяновых

Немало памятников на территории Ульяновской области связаны с периодом гражданской войны. Так, в одном из красивейших зданий нашего города - в доме купца Шатрова , построенном в начале XIX века, - во время Гражданской войны располагался штаб 1-го полка Железной Дивизии.

Дом купца Н.Я.Шатрова

Пусть даже край мой не великий,

Ты только оглянись вокруг,

Культурных памятников столько,

Не перечесть их тоже, друг!

Архитектурные памятники Ульяновской области представлены усадьбами, церквями, мечетями, монастырями, кирхами, образцами фортификационной, гражданской и промышленной архитектуры. Украшением города Ульяновска являются немногие сохранившиеся здания культовой

архитектуры, такие, как православная церковь Воскресения Господня на улице Карла Маркса и лютеранская кирха на улице Железной дивизии.

Прекрасный образец деревянного зодчества - дом купца Бокоунина - расположен на улице Радищева (среди коренных ульяновцев более известен как “Теремок”). Сейчас это здание пустует и не отапливается, что оказывает разрушающее действие на его конструкцию.


Дом купца С.С.Бокуонина

Проблема многих памятников истории и архитектуры, расположенных в городе Ульяновске, и особенно в районах области, состоит в том, что занимавшие их до недавнего времени организации и учреждения переместились в другие места, а здания, оставшись без надзора и отопления, стремительно приходят в негодность. В такое положение попала усадьба Анненковых в селе Анненково Майнского района, дом Огарёва в селе Проломиха Инзенского района, дом Перси-Френч в Тереньге, многие другие здания-памятники области.

Усадьба Анненковых в селе Анненково

Дом Перси – Френч в Тереньге

Яркий пример такого явления - усадьба дворян Бестужевых в селе Тепловка Николаевского района, в которой до недавнего времени размещалась средняя школа, а в настоящее время здание брошено и гибнет. Грянувшая революция вынудила М.М. Бестужева покинуть имение, здание перешло в ведение сельского совета. Последние годы в нем размещается местная школа, но часть здания уже заброшена, и памятник архитектуры, каковым он считается вот уже много лет,

На территории Ульяновской области сохранилась и еще одна усадьба Бестужевых - в селе Колхозная Репьевка Майнского района (бывшее село Репьевка Карсунского уезда). В первой половине XIX века ее владельцем был Андрей Васильевич Бестужев, одно время занимавший пост управляющего Симбирской удельной конторой. Но сейчас и этот особняк «законсервирован», из-за ветхости его уже не используют, и он, закрытый и пустой, ждет решения своей участи

Дом М.М. Бестужева в селе Тепловка Николаевского
района (фото 1998 года )

Дом А.В.Бестужева в селе Колхозная Репьевка Майнского района

Надгробный памятник С.П. Бестуже ву


Герб дома М.М. Бестужева

В результате действия природных и антропогенных факторов разрушается и наиболее древнее наземное сооружение области - памятник фортификации - Канадейская башня в селе Канадей Николаевского района.

Канадейская башня

Памятники археологии, выявленные на территории Ульяновской области (среди них есть и мирового научного значения), охватывают период от 1,5 миллиона лет до нашей эры и до XIV века нашей эры. Многие из них портятся от бесконтрольных строительных работ, незаконного кладоискательства, размывания берегов Куйбышевского водохранилища, распашки земель. Так, от размыва берегов Куйбышевского водохранилища разрушаются остатки крупного средневекового города Арбуга, расположенного у посёлка Криуши. Управление по делам культуры и искусства ежегодно организует охранно-спасательные работы на разрушающихся памятниках археологии.

Для поддержания экологического равновесия биосферы и отдельных её частей, а также среды жизни и здоровья человека на территории Ульяновской области создаются особо охраняемые природные территории. К ним относятся заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы, лечебно – оздоровительные местности и курорты.

Особо хочется остановиться на памятниках природы регионального значения, которых насчитывается 118 в нашем родном крае.

Так всеми известное и любимое место отдыха как детей, так и взрослых Белое Озеро , расположенное в 10 км от села Барановка Николаевского района.

В прошлом озеро было со всех сторон окружено сфагновой сплавиной. Однако в 40-50-х гг. прошлого века помещик Сабуров спустил часть воды через канаву в речку Кададу, где была построена мельница. В результате уровень воды в Белом озере резко понизился и основная масса сплавины осталась на сухом берегу. Края бывшей сплавины имели вид вала или гребня, отделенного песчаными отмелями от зеркала воды. В 1912 г. ученый-лесовод Г.М.Гаи решил обводнить Белое озеро, для чего прорыл ряд канав, по которым могли бы стекать талые воды. В результате уровень воды в озере повысился и песчаные отмели были затоплены.

К сожалению, к настоящему времени ландшафт вокруг Белого озера постепенно деградирует, становятся редкими и исчезают многие интересные северные виды, такие, как клюква болотная, росянка круглолистная, мирт болотный, ива лапландская и другие. Это связано с тем, что Белое озеро на большом своем протяжении зажато в кольцо различными оздоровительными учреждениями, домами отдыха, санаториями, детскими пионерскими лагерями. Вся окружающая территория изрезана сетью тропинок, повсюду пасется скот, вокруг оздоровительных учреждений местность, как правило, захламлена.
В целях сохранения этого уникального природного объекта Белое озеро утверждено памятником.

Озеро Чекалинское в Кузоватовском районе, один из интереснейших природных объектов Ульяновской области, кроме того оно входит в список болот, охраняемых в рамках Международной организации «Телма».

В настоящее время озеро и особенно прилегающие леса испытывают довольно значительную антропогенную нагрузку. На сплавине местными жителями сдирается сфагновый мох (им конопатят стены домов), при этом, естественно, нарушается целостность растительных сообществ. При сборе клюквы вытаптывается сплавина. Сильно нарушен сосновый лес и вокруг озера, в основном из-за сбора местными жителями черники. Причем ведется этот сбор часто самым варварским способом: чтобы не обирать ягоды, вырываются целые кустики черники с корнем.
Озеро Чекалинское, как один из замечательных памятников природы Ульяновской области, заслуживает самого серьезного внимания к его охране. И
пока это замечательное озеро и окружающая ее сплавина находятся в удовлетворительном состояний, наша задача сохранить этот уникальный природный объект и разработать подробные мероприятия для его охраны.

Памятник природы «Зотово озеро » занимает общую площадь 1002 га, в т. ч. непосредственно зеркало озера 36 га.

В памятнике природы запрещены все виды рубок, кроме санитарных по состоянию, заготовки всех видов продукции растительного происхождения, добыча диких животных, всякая хозяйственная деятельность, наносящая ущерб памятнику природы.

Баевское окаменелое дерево – это единственный в настоящее время палеоботанический памятник природы на территории Ульяновской области, где объектом охраны является окаменевшее древесное растение, которое относится к вымершему роду купрессиноксилон,

Семейства кипарисовых.

Баевское окаменелое дерево было утверждено памятником природы еще в 1961 году, и потом в 1968 г. этот объект на площади 0,02 га был огорожен с помощью студентов пединститута и установлен аншлаг с необходимостью его охраны. Но окаменелый ствол, находясь на поверхности, подвергается опасности естественного выветривания, как и всякий обнаженный камень. Кроме того, его растаскивают по кускам туристы и местное население, что категорически запрещено. Были неоднократные предложения перенести все окаменелое дерево в один из центральных музеев, но практически это осуществить трудно. Лучше если окаменелое дерево останется навсегда на месте своего возникновения. Но для этого надо обеспечить его сохранность.

Незабываема природа в нашем крае,

Давай хранить её, давай беречь,

Чтоб наши дети гордились родным краем,

И всё, что в ней смогли сберечь.

Тиинская колония диких пчелиных на земляном валу - это особая колония диких пчелиных, так как она является не только памятником природы, но и историческим памятником. Дело в том, что пчелы устроили свое гнездование на искусственном историческом сооружении - земляном валу, созданном еще в середине XVII века для защиты от набегов монгольских кочевников. Чтобы сохранить и этот своеобразный и ценный памятник природы, нужно полностью запретить прогон по данному участку земляного вала скота, чтобы сохранить уникальную колонию диких пчелиных.

Есть озеро Песчаное – бесценно и оно,

Карась и щука поселились в нём,

И рыбаки, конечно, непременно,

Рыбачат ночью там и днём

Озеро Песчаное площадью 42,2 га одно из самых крупных среди многочисленных озер, разбросанных по суффозионным понижениям древних волжских террас. Оно расположено на северо-восточной окраине р.п. Чердаклы и является местом отдыха и рыбной ловли местных жителей и приезжающих сюда горожан. Являясь памятником природы, оно пристанище более 20 видов птиц, среди которых лебедь – шипун. Для сохранения озера Песчаного как памятника природы необходимо: запретить распашку и применение ядохимикатов в ближайших окрестностях, распугивание птиц, мойку автомашин и свалку мусора, ограничить выпас скота. Озеро Песчаное утверждено памятником природы 17 декабря 1974 года.

Бьют родники – воды чистейшей

В Труслейке, Жадовке, Суре,

Им предпочтенье отдаём мы,

Живи, родник, на Инзенской земле!

Родник Окненный , расположенный на землях государственного лесного фонда Труслейского лесничества, имеет не только важное значение как природный объект, но и является своеобразным историческим памятником, т.к. в годы Великой Отечественной войны рядом с ним находились военные лагеря и водоснабжение лагерей осуществлялось из него, деревянный каптаж и остался здесь с того времени.

Сколько в нашем крае есть

Памятных, культурных мест,

Их на пальцах даже

Совсем не перечесть.

Все памятники - они бесценны,

Возьми Юлово – озеро чудес,

Такую красоту беречь нам нужно,

Ухаживать за озером, стеречь.

Сотни людей на отдых приезжают,

Любуются Юловской красотой,

На берегу палатки ставят

И шашлыки готовят всей семьёй.

На юго-востоке Инзенского района есть небольшая речка Юловка , относящаяся к бассейну реки Суры. Это типичная лесная речка с чистой, холодной, быстротекущей водой. Лет около ста назад помещик Юлов устроил на этой речке запруд, где была и водяная мельница (остатки ее сохранились и сейчас). Запруда оказалась хорошей, и пруд просуществовал до наших дней и, по существу, приобрел характер озера, поэтому и говорят иногда о Юловском озере, и не без

оснований.

В настоящее время Юловский пруд , или озеро, имеет длину до 2 км, ширина доходит до 500 м, общая площадь водоема 65 га. Несомненным украшением побережья Юловского озера являются два крупных папоротника - страусопер и кочедыжник женский.
В прибрежной зоне Юловского озера много влаголюбивых деревьев и кустарников - это различные виды ив, ольха черная, береза пушистая, здесь же встречаются ягодные кустарники - малина, и смородина черная. Этот памятник природы интересен не только своей флорой, но и своей фауной. Первыми на себя обращают внимание стрекозы. Из водных насекомых встречаются водные жуки - плавунец окаймленный, пово-лень серый, тинник черный и водяные клопы - гладыш светлощитковый, водомерка палочковидная, велия. В левах обнаружено 19 видов муравьёв,5 видов ос, 7 видов жуков, 10 видов бабочек и много других исчезающих насекомых. Для сохранения этого замечательного памятника природы нельзя допускать нового строительства на берегах Юловского пруда или вблизи него. Необходимо регламентировать посещение людьми этого памятника природы и не допускать сбора цветущих растений и отлова насекомых. Принять меры к очищению воды в водоеме. Сохранить все имеющиеся на прилегающих водоразделах леса, имеющие большое водоохранное значение, и оберегать имеющиеся родники, питающие р. Юловку и запруду на ней.

Сколько легенд, историй разных

Слагают о болоте Маховом.

Растёт там клюква – ягода такая,

Дети в поход идут туда пешком.

Бобры живут на том болоте,

Как сторожа, хозяева его.

И так прекрасно это место,

Хотя добраться трудно до него.

К другим уникальным памятникам природы относятся Верховое болото Малое (в 2-х км к юго-востоку от с. Юлово), болото Моховое-2 (в 6 км к северо-западу от разъезда Дубенки). Площадь болота Малое – 7.5 га. Здесь немало редких растений (росянка, шейхцерия болотная, очеретник белый и другие). Возраст болота – около 5000 лет. Всего флора болота Малое насчитывает 27 видов сосудистых растений и 10 видов мхов. Залежь торфа – 4 м 30 см. Одно из немногих мест сбора клюквы в крае.

Площадь болота Моховое – 2-3 га. Здесь произрастают багульник, болотный мирт и другие. Всего флору болота составляют 17 видов сосудистых растений и 11 видов мхов. Возраст болота около семи тысяч лет. Здесь также растёт клюква. Оба болота утверждены памятниками природы.

Я обращаюсь к нашему народу:

«Давайте сохраним, что нам дано!

Давайте уважать, любить наш край родимый,

Беречь все уголки его!»

Подготовила:

Старшая вожатая

Добровольская А.Н.

с.Жалтыр

«Из прошлого настоящее

строит будущее»

Цель проекта: активизировать работу Астраханского историко-краеведческого музея для развития творческого потенциала личности, воспитание духовно-нравственных ценностей, качеств гражданина и патриота, привлечение внимания к проблеме сохранения памятников и активное вовлечение их в воспитание любви к Отечеству, бережного отношения к минувшему.

Задачи проекта:

Овладение знаниями об истории создания памятников Астраханского района

Формирование самостоятельной, творческо-поисковой, познавательной

деятельности

Развитие гражданских и патриотических качеств, привитие навыков коллективной работы

Сбор и систематизация материалов об истории памятников, героях – земляках, которым посвящено монументальное наследие, ветеранах Вов, воинах-афганцах первоцелинниках.

Вовлечение воспитанников в краеведческую деятельность

Создание базы данных об участниках Вов, первоцелинниках, работниках тыла, жертвах тоталитарного режима

Приобщение молодежи к славному прошлому села, района, чтению книг по краеведению

Выпуск сборника «Люди земли Астраханской»

Создание слайд-фильма «О чем молчат обелиски…»

Исторический опыт ставит перед казахстанским обществом социальные, духовные и организационные проблемы. Уклад образования и воспитания основными приоритетами в этом вопросе определяет культуру, патриотизм и гражданственность. Патриотизм органично вписывается в образование человека ХХІ века, идея патриотизма должна стать стержнем, вокруг которого сформируются высокие социально-значимые взгляды, чувства убеждения, позиции и устремления детей и подростков, их готовность и способность в будущем к активным действиям во благо Родины.

Сегодня мы призываем наших детей к необходимости знать, понимать и любить историю своей страны, своего народа. Но все это будет напрасно, если не будет подкреплено деятельным чувством любви к прошлому, к той, давно прошедшей жизни.

Нас, взрослых, беспокоит вандализм молодого поколения: искореженные остановки, расписанные стены подъездов и т.д. Мы пытаемся найти ответ на вопрос: «Почему такое происходит?» И приходим к выводу, что ценностные деформации в сознании и поведении молодых людей связаны с отсутствием в целом национальной идеи с патриотическим смыслом служения Отечеству на основе единства личных, общественных и государственных интересов.

Благодаря проекту «Памятники – хранители истории родного края» очевидны патриотические возможности краеведческого материала, которые позволяют расширить знания современного гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни конкретных людей- односельчан, на событиях из жизни и истории своего села.

Повседневная жизнь прошлых поколений содержит героические и трагические страницы, благодаря знакомству с которыми воспитание из сферы общих рассуждений переходит в область воссозданных реальных исторических корней.

В этом огромную роль играют памятники Астраханского района, которые и стали объектом нашего проекта.

Создание памятников – это память сердца и благодарность землякам. В монументальном наследии хранится кладезь памяти о прошлом. Ведь вся летопись прошлого и пережитого покоится в них – в этих, казалось бы, безмолвных памятниках. Они являются связующими звеньями между веками и поколениями. Это не только памятники истории, это предмет гордости за свою Родину, это часть малой Родины, поэтому, сохраняя и изучая памятное наследие предков своего села, района, мы сохраняем историю своего края как часть истории нашей Родины – Республики Казахстан.

Особо хочеться отметить, что все памятники в с.Астраханке поставлены за годы Независимости Республики Казахстан, это подчеркивает значимость и актуальность проекта «Независимость –это право народа на свободу», посвященного 24- летию Независимости Республики Казахстан, который раскрывает патриотические идеалы казахстанского народа в годы демократического развития Республики Казахстан. Ведь основным источником чувства гражданственности и патриотизма является память о прошлом.

Что заставило нас работать по этому проекту?

Мы провели анкетирование в школе по краеведению, знаниям по истории сел, района, подвигов героев – земляков, героическом прошлом астраханцев, памятном наследии и сделали вывод о слабой краеведческой осведомленности молодежи об истории края.

А познать этот краеведческий материал возможно при изучении памятного наследия наших земляков.

По условиям проекта необходимо собрать материал об истории памятников, их создателях, земляках-героях, помещенных на обелисках, планируются также проведение экскурсий с учащимися Астраханского района, выездные заочные уроки-экскурсии о памятном наследии Астраханского района в школы района членами краеведческого клуба «Исток» при ДДТ. Совет музея сделал слайд -фильм «О чем молчат обелиски…» о памятниках Астраханского района, также начата огромная работа по сбору материала для книги о героях - астраханцах «Люди земли Астраханской».

Краеведческая работа по этому проекту позволяет организовать экскурсии, выполнение познавательных заданий по изучению истории памятников, их героев, встречи с знаменитыми земляками.

Тема памяти, поднятая в проекте «Памятники – хранители истории родного края», особенно актуальна и важна накануне празднования 20- летия Независимости Республики Казахстан. Но хотелось бы, чтобы о значимых страницах истории нашей Родины мы вспоминали не только в преддверии круглых дат, поэтому мы и создали данный проект, который способствует проявлению интереса и уважения к истории у подрастающего поколения.

Реализация проекта

І этап – Подготовительный сбор и систематизация информации.

Создание единой базы памятников села, района

Оформление материала об истории создания памятников и героях – земляках,

чьим подвигам посвящены обелиски. Изготовление буклетов, альбомов.

Создание фильма «О чем молчат обелиски…»

Встречи с ветеранами Вов, воинами – интернационалистами, первоцелинниками,

репрессированными.

Создание текстов экскурсий к памятникам

Паспортизация памятников, обелисков на территории района.

Разработки сценариев уроков из цикла «Память сердца», «У вечного огня»,

«Учись у героев Отчизну беречь»

Создание живого музея памяти – документального фильма «Живые голоса Победы» о ветеранах Вов и тыловиках.

ІІ этап – Основной – проведение экскурсий к памятникам Астраханского района «У вечного огня», «Афганистан – боль моя», «О чем молчат обелиски…», «Целина – подвиг поколений», «Никто не забыт – ничто не забыто», «Три камня скорби астраханцев».

Проведение «памятного каравана» уроков в школах района из цикла «Памятники – хранители истории родного края»

Презентация сборника «Люди Земли Астраханской» (о земляках, подвигу которых посвящены обелиски, памятники)

Конкурс сочинений «Не зарастет народная тропа»

Экскурсии, музейные уроки проводятся с приглашением общественности, земляков Астраханского района.

Проведение патриотических акций, воспитывающих подрастающее поколение на примерах мужества и героизма ветеранов, пропагандирующих престиж служения Родине.

Презентация документального фильма «Живые голоса Победы.

Предполагаемый результат:

В результате реализации проекта будет создана единая информационная краеведческая база памятников Астраханского района, а также подготовлены печатные и электронные продукты о памятниках, обелисках, памятных знаках, мемориальных досках на улицах, названных в честь героев- земляков. Эти материалы будут адресованы школьникам, молодежи, учителям, всем интересующимся мемориальным наследием наших земляков.

Будет создан слайд-фильм «Памятники – хранители истории малой Родины» и документальный фильм «Живые голоса Победы». Кроме этого будет разработан цикл уроков «О чем молчат обелиски…», «Память сердца», «У вечного огня»,

«Учись у героев Отчизну беречь» и изданы брошюры с текстом экскурсий к памятным местам Астраханского района, создана книга памяти «Люди земли Астраханской». Этот поистине бесценный материал позволит сохранить для потомков память о героях-земляках, участниках ВОв, о целинниках, знаменитых земляках, памятниках района. Все мероприятия будут способствовать самому главному – гражданско-патриотическому воспитанию и просвещению молодежи, развитию интереса у воспитанников к краеведческой и исследовательской деятельности.

О тех, кто уже не придет никогда,

заклинаю Вас, помните!

Р.Рождественский

Есть ценности, которым нет забвения, одна из них – это память о прошлом. В нашем селе в память о земляках, погибших в трагические периоды нашей истории, поставлены обелиски.

Они напоминают нам, живущим ныне, о том, что таких скорбных событий никогда не должно быть.

Обелиски – это наказ о мире, история, боль, страдание, любовь к Родине, наказ о мирной жизни, память и преемственность. Внизу на фото помещен памятный знак, прочитайте слова, выбитые на нем, к каждому из нас обращены эти слова из прошлого: «Взываем к памяти вашей, люди, и к вашим сердцам взываем, не допустите, чтобы наша судьба стала и вашей судьбою» Помните!!!

В канун 40 - летия Победы над фашистской Германией в 1985 году был открыт обелиск героям, погибшим в Великой Отечественной войне на центральной площади Астраханки.

На обелиске высечены имена погибших астраханцев в Вов. Всего на фронт ушло 1500 земляков, погибли 1075 воинов.

Многие воевали на фронте в составе 310 стрелковой дивизии, которая защищала Ленинград, обеспечивала перевозки военных грузов по дороге жизни, а так же подо Ржевом.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

310-я стрелковая дивизия была сформирована в Акмолинске в августе 1941 года. Участвовала в боях под Ленинградом в 1941-1942гг, под Волховом в 1943 году, в Новгородской наступательной операции (январь-март 1944 г.), после чего ей было присвоено наименование Новгородская. Дивизия участвовала в освобождении Карелии, Польши. Закончила боевой путь на острове Узедой (Приморская бухта, Балтийское море).

Была награждена орденом Ленина и орденом Красного Знамени.

Недалеко от села Астраханки в июне 2002 года у бывшего аула Тайжан поставлен обелиск, посвященный жертвам тоталитарного режима. Называется он «Три камня скорби». Установила его на свои средства Алтыншаш Жаганова – писатель, драматург, заслуженный деятель культуры Казахстана. Это по её предложению день 31 мая был утвержден у нас в республике как день памяти политических репрессий. Место, где поставлен памятник – это братская могила аульчан, умерших в голодные 30-32 годы.

Мор голода был настолько сильным, что хоронить умерших по обычаям предков не было ни средств, ни сил.

Памятник состоит из 3 камней. На одном из них-слева имена предков Каиржановых, которые здесь похоронены, на другом справа – надпись на казахском языке «Здесь покоятся жертвы голода 1930-1932гг», а на средней плите написано «Памятник поставила Алтыншаш Жаганова». Теперь есть куда прийти и склонить голову детям и внукам, умерших в годы страшного искусственно созданного властями джута.

В 2006 году установлен памятник жертвам политических репрессий на площади у Дома культуры. Казахстан стал местом, куда вынуждены были ехать тысячи людей, без суда и следствия приговоренных к ссылке.

Места поселения ссыльных называли точками Карлага. Были они и на территории нашего района, сейчас это села Каменка, Камышенка, Лозовое, Первомайка, Приишимка. По сей день живут там потомки, сосланных в годы репрессий, поляков, немцев, ингушей, чеченцев. В СССР была организована целая система лагерей, в которых содержалось почти 2 млн. узников.

Время идет вперед, но боль истерзанных и уничтоженных людей забвению не подлежит. И поэтому в последний день мая астраханцы вспоминают тех, кто видел Карлаг и Алжир наяву, они несут цветы к скромному обелиску

Отныне здесь – на Родине героев,

афганцам будет памятник стоять…

Галина Водолей

(астраханская поэтесса)

В 2007 году состоялось торжественное открытие обелиска воинам – интернационалистам, погибшим в Афганистане . Этого момента в Астраханке ждали. 51 воин – интернационалист из Астраханского района был в Афганистане. 1 пропал без вести, пятеро погибли. Примечательно, что этот памятник стоит на главной площади села, рядом с обелиском астраханцам, павшим в годы Великой Отечественной войны. Словно сделан еще один шаг к тому, чтобы уравнять в правах солдат этих двух войн – Великой и другой, необъявленной.

На Астраханской площади так тихо

В бессмертие шагнувшие лежат

В созвездье плит…

А красные гвоздики беспомощно

От холода дрожат

Что жизнь бесценна – пишут все поэты

Распорядиться может лишь герой

Своим последним взорванным рассветом

Ведя других на подвиг за собой…

Годы освоения целинных и залежных земель – яркая, замечательная страница в жизни Астраханского района . Весной 1954 года было создано 5 совхозов-«Астраханский», «Новочеркасский», «Красногвардейский», «Кайнарский», «Степняк». В район прибыло 1337 человек по путевкам комсомола.

Далеко за пределами района известны сейчас имена лучших первоцелинников района: Героев Социалистического Труда Дитюк В.О., Полторьян С.В., Кайдановича А.И., Коротецкого П.Я. и многих других. Все они, как и тысячи других жителей района, сделали все от них зависящее, чтобы хорошела Астраханка. Этот памятник – трактор С-80, поднявший первую целинную борозду поставлен астраханцами навечно на астраханской земле.

Творческий проект «Памятники – хранители истории родного края », проводимый к 24-летию Независимости Республики Казахстан, ярко подтверждает, что «независимость – это право народа на свободу». Народ Казахстана решает, каким идеалам и подвигам жить в сердцах нашей молодежи, о чем важно сохранить память сердца, поэтому за эти 24 года Независимости эти памятники были поставлены в Астраханском районе. Они помогают раскрыть патриотические идеалы казахстанского народа в годы демократического развития Республики Казахстан.

Патриотизм – это проявление лучших чувств, которые только есть в человеке, это сознание своей неотъемлемости от Родины и переживание с ней ее счастливых и несчастливых дней. Мы считаем, что памятное наследие наших предков играет огромную роль в воспитании казахстанского патриотизма.

Великая степь… Много помнит она

На давно ушедших равняются ныне живущие .

Народная мудрость гласит: «Если ты не знаешь, как жить, - живи как твои предки».

Введение С. 2-3

Глава I. Возвращения к историко-культурному наследию
прошлого. С. 3-4

Глава II. Роль церкви в судьбе казачестваС. 5-10

Глава III. Судьба православных храмов нашего края С. 10-19

Заключение С. 19-20

Литература и источники С. 21-22

Введение
Любовь к своейстране, своему народу память предков есть то начало, которое по- настоящему освящает жизнь каждого из нас, приносит счастье, делает нас сильными и едиными. Разве это не та национальная идея, которую мы сегодня ищем, не патриотизм, как чувство ответственности перед потомками за сохранение и преумножение культурных традиций и ценностей своего народа.
Конституция Российской - статья 44, закрепляет правокаждого гражданина на доступ к культурным ценностям и обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Но, ни один закон не может заставить душу человека любить свое прошлое бескорыстно, не по закону, а нравственно, с его ошибками и тяжелыми воспоминаниями, светло и искренне, с чувством ответственности за всё – и прошлое, инастоящее, и будущее. А начинается все с любви к родному краю, городу, а затем и к человеческой культуре.
Можно ли полюбить храм, разрушенный временем, традиции прошлого, которые сегодня кажутся, подчас, наивными, смешными, не вписывающимися в нашу жизнь? Можно и нужно, ведь это твои корни, твои истоки, без которых невозможна жизнь!
Сегодня народ земли хоперской обращается к своим истокам иистории, изучая их, возрождая православные храмы, восхищаясь щедростью и широтой души предков, великолепием храмов, созданных их стараниями и пожертвованиями.
Целью нашей работы является:
изучить судьбу православных храмов и роль церкви в истории казачества как элемент культурного наследия родного края.

Для решения целей поставлены задачи:
- актуализировать проблему духовно-нравственного восприятияи культурно-исторического наследия;
- показать, как воздвигались отечественные святыни, какие шедевры создавались в области культуры стараниями и талантами народа;
- формирование интереса к изучению православных традиций казачества хопёрского края, как одного из путей развития гражданского самосознания и патриотизма.
Объект исследования: православные храмы города Урюпинска иУрюпинского района, сохранившиеся до наших дней, разрушенные и восстанавливающиеся сегодня.
Предмет: история православных традиций казачества и роль церкви в жизни Прихоперья.
Гипотеза: цель данной работы будет достигнута, если проследить историю становления православной веры в казачьих станицах нашего края и судьбу православных храмов как основу культурного наследия родного края.
Методы:
- анализисторико-краеведческой публицистической литературы;
- работа с документами церковных архивов материалами музея;
- интервьюирование церковнослужителей местных приходов.
Глава I. Возвращения к историко-культурному наследию прошлого.
Многие памятники культуры сегодня утрачены. Их потери невосстановимы, а воссозданные вновь эти памятники теряют свою индивидуальность, связь с эпохой, с мастерами, ихсоздавшими. Памятники культуры неповторимы и даже восстановленные заново, они только «портрет», видимость эпохи, ведь портреты мертвы. Наличие памятников культуры ограничено, оно измеряется не количеством, яркостью и красотой, а способностью источать дух эпохи, наполнять душу гордостью за свое прошлое и любовью к настоящему.
Много ошибок, трагических просчетов и...

«Памятники Отечества». – 1980. – №2.


Д. С. Лихачев

Экология культуры


Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?

Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.

Истинный патриотизм – это первая ступень к действенному интернационализму. Когда я хочу себе представить истинный интернационализм, я воображаю себя смотрящим на нашу Землю из мирового пространства. Крошечная планета, на которой мы все живем, бесконечно дорогая нам и такая одинокая среди галактик, отделенных друг от друга миллионами световых лет!

Человек живет в определенной окружающей среде. Загрязнение среды делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству. Всем известны те гигантские усилия, которые предпринимаются нашим государством, отдельными странами, учеными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоемы, моря, реки, леса, чтобы охранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелетных птиц, лежбища морских животных. Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также ту окружающую нас природу, которая дает людям возможность эстетического и нравственного отдыха. Целительная сила природы хорошо известна.

Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией и как дисциплина начинает уже сейчас преподаваться в университетах.

Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его "духовной оседлости", для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности. А между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, он даже и не поставлен нашей наукой как нечто целое и жизненно важное для человека. Изучаются отдельные виды культуры и остатки культурного прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное значение и влияние воздействующей силы на человека всей культурной среды во всех ее взаимосвязях, хотя сам факт воспитательного воздействия на человека его окружения ни у кого не вызывает ни малейшего сомнения.

Вот, к примеру, после войны в Ленинград вернулось, как известно, далеко не все довоенное население, тем не менее вновь приехавшие быстро приобрели те особые "ленинградские" черты поведения, которыми по праву гордятся ленинградцы. Человек воспитывается в определенной, сложившейся на протяжении многих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков. История открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже ворота. Жить там, где жили революционеры, поэты и прозаики великой русской литературы, жить там, где жили великие критики и философы, ежедневно впитывать впечатления, которые так или иначе получили отражение в великих произведениях русской литературы, посещать квартиры-музеи – значит обогащаться духовно.

Улицы, площади, каналы, дома, парк и – напоминают, напоминают, напоминают... Ненавязчиво и ненастойчиво творения прошлого, в которые вложены талант и любовь поколений, входят в человека, становясь мерилом прекрасного. Он учится уважению к предкам, чувству долга перед потомками. И тогда прошлое и будущее становятся неразрывными для него, ибо каждое поколение – это как бы связующее звено во времени. Любящий свою родину человек не может не испытывать нравственной ответственности перед людьми будущего, чьи духовные запросы будут все множиться и возрастать

Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, – значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, – значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен и к своей стране.

Итак, в экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение законов экологии культурной. И нет между ними пропасти, как нет четко обозначенной границы между природой и культурой. Разве не влияло на среднерусскую природу присутствие человеческого труда? Крестьянин веками трудился, ласково гладил холмы и долы сохой и плугом, бороной и косой, оттого-то среднерусская, а особенно подмосковная, природа такая родная, приласканная. Крестьянин оставлял леса и перелески нетронутыми, обходил их плугом, и потому они вырастали ровными купами, точно в вазу поставленные. Избы и церкви деревенский зодчий ставил как подарки русской природе, на пригорке над рекой или озером, чтобы любовались своим отражением. Деревянные стены долго сохраняли тепло рук их строителей. Золотая маковка не только издали светилась, как украшение, но и была ориентиром для путника. Не само здание как таковое было нужно человеку, а здание, поставленное в определенном месте, украшающее его, служащее гармоническим завершением ландшафта. Поэтому и хранить памятник и ландшафт нужно вместе, а не раздельно. Вместе, в гармоническом их сочетании, они входят в душу человека, обогащая его представления о прекрасном.

Человек – существо нравственное оседлое, даже и тот, кто был кочевником, для него тоже существовала "оседлость" в просторах его привольных кочевий. Только безнравственный человек не обладает оседлостью и способен убивать оседлость в других.

Все мною сказанное не значит, что надо приостановить строительство новых сооружений в старых городах, держать их "под стеклянным колпаком" – так искаженно хотят представить позицию защитников исторических памятников некоторые не в меру рьяные сторонники перепланировок и градостроительных "улучшений".

А это значит только то, что градостроительство должно основываться на изучении истории развития городов и на выявлении в этой истории всего живого и достойного продолжать свое существование, на изучении корней, на которых оно вырастает. И новое должно также изучаться с этой точки зрения. Иному архитектору, может, и кажется, что он открывает новое, в то время как он только разрушает ценное старое, создавая лишь некоторые "культурные мнимости".

Не все то, что воздвигается нынче в городах, есть новое по своему существу. Подлинно новая культурная ценность возникает в старой культурной среде. Новое ново только относительно старого, как ребенок по отношению к своим родителям. Нового самого по себе, как самодовлеющего явления, не существует.

Так же точно следует сказать, что простое подражание старому не есть следование традиции. Творческое следование традиции предполагает поиск жив ого в старом, его продолжение, а не механическое подражание иногда отмершему.

Возьмем, скажем, такой древний и всем хорошо знакомый русский город, как Новгород. На его примере мне легче всего будет показать свою мысль.

В древнем Новгороде не все, конечно, было строго продумано, хотя "продуманность" в строительстве древнерусских городов существовала в высокой мере. Были случайные строения, были случайности и в планировке, которые нарушали облик города, но был и его идеальный образ, как он представлялся в течение веков его строителям. Задача истории градостроительства - выявлять эту "идею города", чтобы продолжать ее творчески в современной практике, а не глушить новой застройкой, противоречащей старой.

Новгород строился по обоим низким берегам Волхова, у самых полноводных его истоков. В этом его отличие от большинства других древнерусских городов, стоявших на крутых берегах рек. В тех городах бывало тесно, но из них всегда виднелись заливные луга, столь любимые в Древней Руси широкие просторы. Это ощущение широкого пространства вокруг своих жилищ было характерно и для древнего Новгорода, хотя и стоял он не на крутом берегу. Волхов мощным и широким руслом вытекал из Ильмень-озера, которое хорошо было видно из центра города.

В новгородской повести XVI века "Видение пономаря Тарасия" описывается, как Тарасий, забравшись на кровлю Хутынского собора, видит оттуда озеро, как бы стоящее над городом, готовое пролиться и затопить Новгород. Перед Великой Отечественной войной, пока еще был собор, я проверял это ощущение: оно действительно очень острое и могло повёсти к созданию легенды о том, что Ильмень грозил затопить город.

Но Ильмень-озеро виднелось не только с кровли Хутынского собора, но прямо от ворот Детинца, выходящих на Волхов.

В былине о Садко поется, как Садко становится в Новгороде "под башню проезжую", кланяется Ильменю и передает поклон от Волги-реки "Славному Ильмень-озеру".

Вид на Ильмень из Детинца, оказывается, не только замечался древними новгородцами, но и ценился. Он был воспет в былине...

Кандидат архитектуры Г. В. Алферова в своей статье "Организация строительства городов в русском государстве в XVI – XVII веках" обращает внимание на "Закон Градский", известный на Руси, начиная по крайней мере, с XIII века. Восходит он к античному градостроительному законодательству, заключающему четыре статьи: "О виде на местность, который представляется из дома", "Относительно видов на сады", "Относительно общественных памятников", "О виде на горы и море". "Согласно этому закону, – пишет Г. В. Алферова, – каждый жит ель в городе может не допустить строительства на соседнем участке, если новый дом нарушит взаимосвязи наличных жилых сооружений с природой, морем, садами, общественными постройками и памятниками. Византийский закон апопсии ("вид, открывающийся от здания") ярко отразился в русском архитектурном законодательстве "Кормчих книг..."

При анализе 38-й грани 49-й главы "Закона градского", действовавшего на Руси, легко выявить рассматриваемые в этой главе градостроительные аспекты. В первую очередь внимание закона обращено на взаимосвязь построек города друг с другом и с природой. Иначе говоря, закону апопсии придавалось важнейшее значение не только в византийском градостроительном законодательстве, но и в русском.

Русское законодательство начинается с философского рассуждения о том, что каждый новый дом в городе влияет на облик города в целом. "Новое дело творит некто, когда хочет или разрушить, или изменить прежний вид". Поэтому новое строительство или перестройка существующих ветхих домов должны производиться с разрешения местных властей города и согласовываться с соседями: в § 4 закона запрещается лицу, обновляющему старый, ветхий двор, изменять его первоначальный вид, так как если будет надстроен или расширен старый дом, то он может отнять свет и лишить вида ("прозора") соседей".

Особое внимание в русском градостроительном законодательстве обращается на открывающиеся из домов и города виды на луга, перелески, на море (озеро), реку.

Связь Новгорода с окрестной природ ой не ограничивалась только видами. Она была живой и реальной. Концы Новгорода, его районы, подчиняли себе окружающую местность административно. Прямо от пяти концов (районов) Новгорода веером расходились на огромное пространство, подчиненные Новгороду, новгородские "пятины" – области. Город со всех сторон был окружен полями, по горизонту вокруг Новгорода шел "хоровод церквей", частично сохранившийся еще и сейчас. Один из наиболее ценных памятников древнерусского градостроительного искусства – это существующее еще и сейчас и примыкающее к Торговой стороне города Красное (красивое) поле. По горизонту этого поля, как ожерелье, виднелись на равных расстояниях друг от друга здания церквей – Георгиевский собор Юрьева монастыря, церковь Благовещения на Городце, Нередица, Андрей на Ситке, Кириллов монастырь, Ковалево, Волотово, Хутынь. Ни одно строение, ни одно дерево не мешало видеть этот величественный венец, которым окружил себя Новгород по горизонту, создавая незабываемый образ освоенной, обжитой страны, – простора и уюта одновременно.

Долг современных градостроителей перед русской культурой – не разрушать этот идеальный строй, а поддерживать его и творчески развивать.

Что же, однако, происходит? Вид на Ильмень из центра Новгорода систематически сужается и загораживается. Вместо того чтобы снести нелепый дом XIX века, портящий вид на Ильмень на Торговой стороне, за ним построена новая гостиница, еще более загораживающая вид на Ильмень. Между Кремлем и Ильменем "вдвинут" неудачный памятник освобождению Новгорода, главными компонентами которого являются башня, "конкурирующая" с башнями Кремля, и очень плохо сделанный конь, который, если только мысленно представить себе его в движении, неминуемо сломает себе ноги о нацистскую свастику.

Запроектировано строительство пешеходного моста из Кремля на Торговую сторону, который не только превратит Кремль с его комплексом уникальных музеев в "проходной двор", но и окончательно закроет вид на Ильмень из всех находящихся за мостом видовых точек города.

План его разработан проектным институтом Гипрогора. Проектировщики выбрали для комплекса красивое место, по-видимому не думая, что своим строительством они окончательно погубят и его, и вид из центра города на Ильмень. В этом же районе начато строительство водогребного канала, довольно большого, с высокими трибунами вдоль него. Для этого спрямляют и углубляют Мячинские озера, приводя их к "регулярному виду" Все это делалось для устройства международных соревнований. Однако оказалось, что габариты сооружения будут меньше полагающихся по нормам и годны лишь для тренировок и проведения местных соревнований. Таким образом, прекрасная окраина Новгорода, столетиями бывшая его органической частью, разрушается этими застройками, проводимыми якобы в связи с городским благоустройством.

По проектам, вдоль старой Московской дороги через Красное поле планируется постройка типовых домов. Въезд в Новгород по засыпанному руслу древнего Федоровского ручья (теперь проспект Гагарина) уже испорчен – закрыт пятиэтажками. Время от времени возникают и другие градостроительные опасности. То сносят части окольного земляного вала (единственного по цельности оборонительного сооружения в нашей стране) для строительства универмага, то проектируют по рву того же вала прокладку кольцевой автомагистрали, то возникают проекты возведения домов повышенной этажности в районе древних Кожевников и бывших Духова и Зверина монастырей.

Между тем стоит вспомнить о предложении академика Б. Д. Грекова, высказанном им еще в конце войны после освобождения Новгорода: "Новый го род следует строить несколько ниже по течению Волхова в районе Деревяницкого монастыря, а на место древнего Новгорода устроить парк-заповедник. Ниже по течению Волхова и территория выше, и строительство будет дешевле: не надо будет нарушать многометровый культурный слой древнего Новгорода дорогостоящими глубокими фундаментами домов".

Это предложение следовало бы учитывать при проектировании новой застройки во многих старых городах. Ведь новое строительство легче осуществлять повсюду, если оно не будет врезаться в старое. Новые центры древних городов должны строиться вне старых, а старые должны поддерживаться в своих наиболее ценных градостроительных принципах. Архитекторы, строящие в давно сложившихся городах, должны знать их историю и бережно сохранять их красоту.

А как все-таки строить, если это необходимо, рядом со старыми зданиями? Единого метода предложено быть не может, одно бесспорно: новые здания не должны заслонять собой исторические памятники, как это случилось в Новгороде и в Пскове (церковь Сергия с Залужья против Октябрьской гостиницы в центре города или громадное здание кинотеатра, поставленное вплотную к Кремлю). Невозможна также никакая стилизация. Стилизуя, мы убиваем старые памятники, вульгаризируем, а иногда невольно пародируем подлинную красоту.

Приведу такой пример. Один из архитекторов Ленинграда считал самой характерной для города чертой шпили. Шпили в Ленинграде действительно есть, главных три: Петропавловский, Адмиралтейский и на Инженерном (Михайловском) замке. Но когда на Московском проспекте появился новый, довольно высокий, но случайный шпиль на обыкновенном жилом доме, семантическая значимость шпилей, отмечавших в городе главные сооружения, уменьшил ась.

Была разрушена и замечательная идея "Пулковского меридиана": от Пулковской обсерватории прямо по меридиану шла математически прямая много верстная магистраль, упиравшаяся в "Адмиралтейскую иглу". Адмиралтейский шпиль был виден от Пулкова, он мерцал своим золотом вдали и притягивал к себе взор путника, въезжавшего в Ленинград со стороны Москвы. Теперь этот неповторимый вид перебит стоящим посередине Московского проспекта новым жилым домом со шпилем над ним.

Поставленный по необходимости среди старых домов новый дом должен быть "социален", иметь вид современного здания, но не конкурировать с прежней застройкой ни по высоте, ни по своим прочим архитектурным модулям. Должен сохраняться тот же ритм окон; должна быть гармонирующей окраска.

Но бывают иногда случаи необходимости "достройки" ансамблей. На мой взгляд, удачно закончена застройка Росси на площади Искусств в Ленинграде домом на Инженерной улице, выдержанным в тех же архитектурных формах, что и вся площадь. Перед нами не стилизация, ибо дом в точности совпадает с другими домами площади. Есть смысл в Ленинграде так же гармонично закончить и другую площадь, начатую, но не завершенную Росси, – площадь Ломоносова: в дома Росси на площади Ломоносова "врезан" доходный дом XIX века.

Вообще же следует сказать, что ленинградские дома второй половины XIX века, которые принято бранить за отсутствие вкуса, обладают той особенностью, что не столь уж резко конкурируют с домами великих архитекторов. Архитектура второй половины XIX века при всех ее недостатках "социальна". Взгляните на Невский проспект: дома этого периода времени не очень его портят, хотя их очень много на участке от Фонтанки до Московского вокзала. Но попробуйте представить на их месте новые всемирно распространенного стиля дома, и весь Невский проспект, на всем его протяжении, будет безнадежно испорчен. То же, впрочем, случится, если эту часть Невского стилизовать под ту, что лучше сохраняет старую застройку XVIII и первой половины XIX века от Адмиралтейства до Фонтанки.

Культурную экологию не следует смешивать с наукой реставрации и сохранения отдельных памятников. Культурное прошлое нашей страны должно рассматриваться не по частям, как повелось, а в его целом. Речь должна идти не только о том, чтобы сохранить самый характер местности, "ее лица необщее выражение", архитектурный и природный ландшафт. А это значит, что новое строительство должно возможно меньше противостоять старому, с ним гармонировать, сохранять бытовые навыки нар ода (это ведь тоже "культура") в своих лучших проявлениях. Чувство плеча, чувство ансамбля и чувство эстетических идеалов народа – вот чем необходим о обладать и градостроителю и, в особенности, строителю сел. Архитектура должна быть социальной. Культурная экология должна быть частью экологии социальной.

Пока же в науке об экологии нет раздела о культурной среде, позволительно говорить о впечатлениях.

Вот одно из них. В сентябре 1978 года я был на Бородинском поле вместе с замечательнейшим энтузиастом своего дела реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Обращал ли кто-нибудь внимание на то, какие преданные своему делу люди встречаются именно среди реставраторов и музейных работников? Они лелеют вещи, и вещи платят им за это любовью.

Именно такой, внутренне богатый человёк и был со мной на Бородинском поле – Николай Иванович. Пятнадцать лет он не уходит в отпуск: он не может без Бородинского поля. Он живет несколькими днями Бородинской битвы: шестым сентября (по старому стилю) и днями, которые предшествовали битве. Поле Бородина имеет колоссальное воспитательное значение.

Я ненавижу войну, я перенес ленинградскую блокаду, нацистские обстрелы мирных жителей из теплых укрытий в позициях на Дудергофских высотах, я был очевидцем героизма, с каким защищали советские люди свою Родину, с какой непостижимой стойкостью сопротивлялись врагу. Может быть, поэтому Бородинская битва, всегда поражавшая меня своей нравственной силой, обрела для меня новый смысл. Русские солдаты отбили на батарее Раевского восемь ожесточеннейших атак, следовавших одна за другой с неслыханным упорством. Под конец солдаты обеих армий сражались в полной тьме, на ощупь. Нравственная сила русских была удесятерена необходимостью защитить Москву. И мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками героям, воздвигнутыми на Бородинском поле благодарными потомками.

И здесь, на этой национальной святыне, политой кровью защитников Родины, в 1932 году был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Те, кто это сделал, совершили преступление против самого благородного из чувств – признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату-грузину, командовавшему с необыкновенным мужеством и искусством русскими войсками в самом опасном месте битвы. Как оценить преступление тех, кто в те же годы намалевал гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте гибели Тучкова Четвертого его вдовой: "Довольно хранить остатки рабского прошлого!" Понадобилось вмешательство газеты "Правда" в 1938 году, чтобы надпись эта была уничтожена.

В юности я приехал впервые в Москву и нечаянно набрел на церковь Успения на Покровке 1696–1699 годов. Я ничего не знал о ней раньше. Встреча с ней меня ошеломила. Передо мной вздымал ось застывшее облако бело-красных кружев. Не было "архитектурных масс". Ее легкость была такова, что вся она казалась воплощением нёведомой идеи, мечтой о чем-то неслыханно прекрасном. Ее нельзя себе представить по сохранившимся фотографиям и рисункам, ее надо было видеть в окружении низких обыденных зданий. Я жил под впечатлением этой встречи и позже стал заниматься древнерусской культурой именно под влиянием толчка, полученного мной тогда. Позже я узнал, что такие разные люди, как Наполеон и Достоевский, считали ее красивейшей церковью в Москве. Наполеон во время Великого пожара Москвы выставил у нее караул и тем спас от огня. По инициативе А. В. Луначарского соседний с ней переулок был назван по фамилии ее строителя – крепостного крестьянина – Потаповским. Но вот пришли люди и снесли церковь. Это было в начале 30-х годов. Теперь на этом месте пустырь с каким-то Ларьком. Разве не убито в нас что-то? Разве нас не обворовали духовно?

И еще о чем хотелось бы вспомнить. Город, в котором я родился и живу всю жизнь, Ленинград связан прежде всего в своем архитектурном облике с имена ми Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. По дороге с главного ленинградского аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Прямо в лоб: первое большое здание Ленинграда и Растрелли! Оно было в очень плохом состоянии – стояло близко от линии фронта, но советские бойцы сделали все, чтобы сохранить его. И если бы его реставрировать, какой праздничной была бы эта увертюра к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце 60-х годов. И ничего нет на этом месте. Пусто на его месте, пусто в душе, когда это место проезжаешь.

Кто же эти люди, убивающие живое прошлое, – прошлое, которое является и нашим настоящим, ибо культура не умирает? Иногда это сами архитекторы – из тех, которым очень хочется поставить свое "творение" на выигрышном месте. Иногда же это совсем случайные люди, а в этом уже виноваты мы все. Мы должны подумать о том, чтобы таких "случайных убийц" не было.

Одних запрещений, инструкций и досок с указанием "Охраняется государством" недостаточно. Надо, чтобы факты хулиганского или безответственного отношения к культурному наследию неукоснительно разбирались в судах и виновных строго наказывали. Но и этого мало. Совершенно необходимо в программе средней школы ввести преподавание краеведения с основами биологической и культурной экологии, шире создавать в школах кружки по истории и природе родного края. К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать.

Итак, экология культуры!

Есть большое различие между экологией природы и экологией культуры, к тому же весьма принципиальное.

До известных пределов утраты в природе восстановимы. Можно очистить загрязненные реки и моря, можно восстановить леса, поголовье животных, конечно, если не перейдена известная грань, если не уничтожена та или иная порода животных целиком, если не погиб тот или иной сорт растений. Удалось же восстановить зубров – и на Кавказе, и в Беловежской пуще, даже поселить в Бескидах, то есть там, где их раньше и не было. Природа при этом сама помогает человеку, ибо она "живая". Она обладает способностью к самоочищению, к восстановлению нарушенного человеком равновесия. Она залечивает раны, нанесенные ей извне: пожарами, вырубками, ядовитой пылью, сточными водами.

Иначе обстоит дело с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно.

Можно создать макеты разрушенных зданий, как это было, например, в Варшаве, но нельзя восстановить здание как "документ", как свидетеля эпохи своего создания. Всякий заново отстроенный памятник старины будет лишен документальности – это только "видимость". От умерших остаются портреты. Но портреты не говорят, они не живут. В известных обстоятельствах "новоделы" имеют смысл и со временем сами становятся "документами" эпохи, той эпохи, когда они были созданы. Старе Място или улица Новый свят в Варшаве навсегда останутся символом патриотизма польского народа в послевоенные годы.

"Запас" памятников культуры, "запас" культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со все прогрессирующей скоростью. Техника, которая сама является продуктом культуры, служит иногда в большей мере умерщвлению культуры, чем продлению ее жизни. Бульдозеры, экскаваторы, строительные краны, управляемые людьми бездумным и, неосведомленными, уничтожают и то, что в земле еще не открыто, и то, что над землей, – уже служившее людям. Даже сами реставраторы, руководствуясь своими собственными, недостаточно проверенными теориями или современными представлениями о красоте, становятся в большей мере разрушителями памятников прошлого, чем их охранителями. Уничтожают памятники и градостроители – особенно если они не имеют четких и полных исторических знаний. На земле становится тесно для памятников культуры не потому, что земли мало, а потому, что строителей притягивают к себе старые места, обжитые и оттого кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми для градостроителей. Градостроителям, как никому, нужны знания в области экологии культуры.

В первые годы после Великой Октябрьской революции краеведение переживало бурный расцвет. По различным причинам в тридцатые годы оно почти прекратило свое существование, специальные институты и многие краеведческие музеи были закрыты. А краеведение как раз и воспитывает живую любовь к родному краю и дает те знания, без которых невозможно сохранение памятников культуры на местах. На его основе можно серьезнее и глубже решать местные экологические проблемы. Давно высказывалось мнение, что краеведение следует ввести в качестве дисциплины в школьные учебные программы. До сих пор этот вопрос остается открытым.

1 Паспорт проекта

Название проекта:

Руководитель проекта: учитель изобразительного искусства

Швыдченко Людмила Сергеевна

Учебный предмет: « Изобразительное искусство».

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: « Краеведение».

Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 14–15 лет
(8 класс).

Тип проекта: практико-ориентированный.

Цель проекта: создать экспозицию для школьного музея – макеты архитектурных объектов немецкого поселения XIX века музея-заповедника «Старая Сарепта».

Методические задачи проекта:

метапредметные – познакомить учащихся с концепцией проектной деятельности; научить видеть проблему пополнения экспозиции школьного музея, намечать и реализовывать пути её решения; изучать художественный язык архитектуры зданий немецкого поселения XIX века, понимать смысл соразмерности форм, красоту конструкций зданий; учить ориентироваться в информационном пространстве, использовать Интернет, расширять навыки работы с ПК;

предметные – развивать интерес к процессу познания архитектурных памятников XIX века родного края на уроках изобразительного искусства; формировать творческую инициативу во время поиска информации по истории архитектурных сооружений музея-заповедника «Старая Сарепта», желание разобраться в проблеме создания экспозиции для школьного музея;

личностные – формировать нравственно-эстетический интерес к среде, в которой мы живём, истории архитектурного наследия родного края – музея-заповедника «Старая Сарепта»; воспитывать любовь к малой родине, гордость за историческое наследие колонии «Сарепта», ставшей одним из промышленных, торговых, научных и культурных центров Нижнего Поволжья, активную гражданскую позицию; формировать умения работать в коллективе, ощущать себя членом команды, находить компромиссы; воспитывать умение принимать решение и нести за него личную ответственность.

Вопросы проекта:

Какие экспонаты необходимо изготовить для краеведческого школьного музея?

Как выполнить заказ администрации школы?

Необходимое оборудование: ПК, проектор, экран, бумага, карандаш, ластик, картон, клей, ножницы; поисковые и другие материалы для реализации замысла автора.

Аннотация

Актуальность метода данного проекта в том, что в процессе работы активизируется познавательная деятельность учащихся. Учитель подводит ребят к самостоятельному выбору темы, а это является мотивацией к высокой стабильной результативности. Учащиеся самостоятельно разрабатывают план своих действий, конечный результат. Они видят цель поставленной перед собой задачи, что способствует развитию определённых личностных качеств: умения работать в коллективе, способности ощущать себя членом команды, брать ответственность за выбор решения на себя.

Практическая значимость проектной деятельности заключается в том, что образовательный процесс имеет логический, личностный смысл – учащиеся знают, для чего работают над поставленной проблемой. В конечном итоге они оформляют экспозицию школьного музея, проводят экскурсии. Видят заинтересованность и одобрение окружающих, что качественно развивает творческий потенциал учащихся. Ребята могут примерить на себя определённую профессиональную роль взрослого человека: архитектора, программиста, экскурсовода... Им предоставляется возможность для получения опыта публичного выступления.

Новизна опыта заключается в применении метода практико-ориентированного проекта в учебно-воспитательной деятельности. Учащиеся знакомятся со сложным процессом работы архитектора над окончательным вариантом проекта здания.

Творческие проекты учащихся выходят за рамки урока и могут применяться в образовательной деятельности другими участниками педагогического процесса.

Концептуальность проектного метода состоит в том, что современный образовательный процесс включает в себя развитие художественно-экспозиционной мысли, формирует развитие умения демонстрировать продукты творческой деятельности. В данном проекте это оформлено в игровом моменте – открытие музея.

Краткое содержание проекта

Проект долгосрочный , рассчитан на две четверти. Он практико-ориентирован, так как нацелен на социальные интересы самих учащихся, заказчик – администрация школы, продукт деятельности заранее определен и может использоваться в жизни школы (макеты для школьного музея).

Это монопроект , он проходит в рамках одного предмета, но при работе используется информация из других областей знаний (краеведение).

Проект внутриклассный , проводится в восьмом классе.

Форма продукта данного проекта: экспозиция для школьного музея – макеты архитектурных объектов немецкого поселения XIX века музея-заповедника «Старая Сарепта».

Работа над проектом состоит из четырёх этапов .

I этап . Определение темы и цели проекта.

1. Определение темы и цели проекта.

Экскурсия в краеведческий школьный музей.

Проблема: в музее недостаточно экспонатов.

Вопрос: чем можно их пополнить?

Ответ:

Предлагают собрать материал по истории архитектурных памятников комплекса «Старая Сарепта», выполнить макеты зданий для экспозиции музея, подготовить экскурсию в школьный музей.

Определилась тема: «Памятники культуры родного края».

Цель проекта: Сарепта».

Задачи: изучить архитектуру немецкого поселения XIX века; изготовить макеты зданий музейного комплекса; пополнить лекционное содержание экскурсий фактами из истории Сарепты.

2. Подбор рабочей группы.

II этап . Определение источников информации. Определение способов сбора информации. Выбор объекта. Распределение задач.

1. Определение источников информации, способов сбора информации.

Экскурсия в музей-заповедник «Старая Сарепта» (запись информации экскурсовода).

Посещение экспериментальной Немецкой библиотеки при музее «Старая Сарепта».

мотивы»

Информация из Интернета: архитектура Германии XVIII–XIX вв., музей-заповедник сегодня.

2. Выбор объекта.

Распределение задач.

За каждой группой закрепляется тема исследовательской работы и объект макетирования:

1- я группа – здание кирхи в Сарепте;

2- я группа – Дом Лангерфельда (знаменитая аптека);

3- я группа

4- я группа – горчичный завод И. К. Глича;

5- я группа – центральная площадь Сарепты с видом на здания (ныне площадь Свободы).

роли и виды деятельности: архитекторы – 2 чел., программист – 1 чел., научные сотрудники – 2–3 чел.

III этап . Сбор и уточнение информации. Представление информации. Поэтапное выполнение макета.

В музее-заповеднике «Старая Сарепта» учащиеся нашли фотографии знаменитых сарептян, буклеты с информацией о Церковной площади Сарепты, сведения об экспозиции музея... В экспериментальной Немецкой библиотеке собрали информацию по истории архитектурных немецких построек XIX в.

Данную графику Алексей Григорьевич создал, изучая архивы музея «Старая Сарепта», – это стало для ребят ещё одним источником информации.

В Интернете учащиеся нашли статьи об архитектуре Германии XIX века, о реставрации музея-заповедника и его статусе сегодня.

2. Представление информации.

Ребята предлагают собранную информацию членам своей команды. Обсуждают её. Выбирают самое главное и интересное.

3. Поэтапное выполнение макета.

архитекторы, строители, дизайнеры, ландшафтный дизайнер.

Все члены команды по намеченному плану выполняют самостоятельную практическую деятельность.

IV этап . Защита проекта.

1. Анализ информации.

Защита проекта в форме деловой игры «Пресс-конференция».

Присутствовали: директор и администрация лицея.

Оценка результатов проекта – «отлично».

Ход игры

Рассматривает предложенные материалы, задаёт вопросы. Отвечают все члены команды.

Задаёт вопросы по практической деятельности:

Какие материалы использовались для изготовления макета?

Какие трудности возникали во время создания макета?

2. Определение способа представления результатов.

PowerPoint .

План работы над проектом

Стадии работы над проектом

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

I. Подготовка

1. Определение темы и целей
проекта.

Экскурсия в краеведческий школьный
музей.

Проблема: в музее недостаточно
экспонатов.

Вопрос: чем можно их пополнить?

Ответ: учащиеся из предложенных ими тем выбирают проблему пополнения музея-заповедника «Старая Сарепта» дополнительными информационными данными и новыми экспонатами.

Предлагают собрать материал по истории архитектурных памятников комплекса «Старая Сарепта», выполнить макеты зданий для экспозиции музея,
подготовить экскурсию в школьный
музей.

Определилась тема – «Памятники культуры родного края».

Цель проекта: создать макеты архитектурных объектов немецкого поселения XIX века музея-заповедника «Старая Сарепта».

Учащиеся знакомятся со школьным
музеем. Обсуждают с учителем
недостаток экспонатов в музее.
Предлагают:

пополнить музей экспонатами редких растений дендрария своего
района;

изготовить экспонаты христианских храмов своего района;

экспонаты, посвящённые легендарным улицам своего района;

экспонаты, посвящённые музею-
заповеднику «Старая Сарепта».

Учащиеся обсуждают темы проекта
с учителем.

Предлагают остановиться в выборе: создать экспонаты для музея-заповедника «Старая Сарепта», подробнее изучить историю поселения; создать макеты архитектурных памятников Сарепты.

Проводить по школьному музею экскурсии, обогащённые новой информацией, с представлением созданных руками ребят макетов.

Учитель проводит обзорную экскурсию по школьному музею. Обращает внимание на недостаточное
количество экспонатов в музее. Администрация школы делает заказ классу на создание дополнительных экспонатов для школьного музея.

Помогает в определении цели
проекта.

Наблюдает за работой учеников

Задачи: изучить архитектуру немецкого
поселения XIX века.

Выполнить макеты зданий музейного комплекса.

Пополнить лекционное содержание экскурсий фактами из истории Сарепты

2. Подбор рабочей группы.

Учащиеся делятся на группы по 5–6 чел.

Учащиеся объединяются в группы
по желанию (5–6 чел.)

Каждая группа выбирает объект
для изучения и макетирования

Учитель предлагает разделиться на группы и выбрать объект для организации деятельности.

Наблюдает за работой учащихся.

Условия для успешной реализации проекта:

отсутствие лидера;

равенство всех членов команды;

команды не соревнуются;

все члены команды должны
проявлять активность, вносить свой вклад в общее дело;

все участники проекта ответственны за конечный результат;

составить и записать план своих действий;

согласовать личный план с планом своих товарищей

II. Планиро-
вание

1. Определение источников инфор-
мации, способов сбора информации.

На первом этапе поиска информации
ребята получают консультацию учите-

Учитель предлагает ребятам
распределить между собой виды

Экскурсия в музей-заповедник «Старая Сарепта» (запись информации экскур-
совода).

Посещение экспериментальной Немецкой библиотеки при музее «Старая
Сарепта».

Рисунки тушью «Сарепта. Исторические мотивы» Алексея Григорьевича Ильина.

Информация из Интернета: архитектура Германии XVIII–XIX вв., музей-заповедник сегодня

ля (условия для успешной реализации проекта).

Ребята разработали общий план действий:

1. Определить источники информации.

2. Как собирать информацию?

3. Как оформить информацию?

4. Как подготовить информацию
для экскурсовода?

5. Как представить результат?

деятельности во время поиска информации.

Наблюдает за работой учащихся

2. Выбор объекта.

Распределение задач.

За каждой группой закрепляется тема исследовательской работы и объект
макетирования:

1-я группа – здание кирхи в Сарепте;

2-я группа – Дом Лангерфельда
(знаменитая аптека);

3-я группа – немецкое кладбище братства гернгутеров;

4-я группа – горчичный завод
И. К. Глича;

5-я группа – центральная площадь
Сарепты с видом на здания (ныне
площадь Свободы).

Распределяют между собой роли.

Архитекторы – ищут и исследуют
чертежи, планы и характеристики архитектуры зданий, связанные
с выбранным объектом.

Из группы выделяется тот, кто лучше владеет навыками работы с компьютером , он непосредственно будет заниматься оформлением информации
в программе
PowerPoint .

Остальные члены группы будут собирать информацию по истории создаваемого объекта и другую информацию, необходимую, по мнению команды, для проекта

Между членами группы распределяются роли и виды деятельности:

архитекторы – 2 чел.;

программист – 1 чел.;

научные сотрудники – 2–3 чел.

III. Исследо-
вание

1. Сбор и уточнение информации.

В музее-заповеднике «Старая Сарепта» ребята нашли фотографии знаменитых сарептян, буклеты с информацией о Церковной площади Сарепты, сведения об экспозиции музея. В экспериментальной Немецкой библиотеке собрали данные по истории архитектурных немецких построек XIX в.

Историк, художник, участник Великой Отечественной войны Алексей Григорьевич Ильин подарил школьному музею рисунки тушью «Сарепта. Исторические мотивы».

Данную графику Алексей Григорьевич
создал, изучая архивы музея «Старая
Сарепта», это стало для ребят ещё одним источником информации.

В Интернете учащиеся нашли статьи
об архитектуре Германии XIX века,
о реставрации музея-заповедника
и его статусе сегодня

Ребята собирают информацию.

Обсуждают её с членами команды, консультируются с учителем.

Ребятами разработан алгоритм выпол-нения макета:

1. Фронтальный чертёж, определение масштаба.

2. Модули (развёртки геометрических тел) будущего здания.

3. Выполнение рельефа и дополнительных элементов (колокол, лестница,
черепица и пр.).

4. Оформление участка вокруг здания.

5. Монтаж объектов

Учитель следит за ходом обсуждения, консультирует, помогает,
направляет деятельность учащихся

2. Представление информации.

Ребята предлагают собранную инфор-
мацию членам своей команды.

Обсуждают её. Выбирают самое главное и интересное

На этапе практического макетирования роли меняются в соответствии с деятельностью.

Архитектор – выполняет фронтальный чертёж здания, размечает его расположение на местности, готовит чертежи модулей.

Программисты и научные работники становятся строителями, дизайнерами и ландшафтными дизайнерами.

Строители и дизайнеры – выпол-
няют макет рельефа и дополнительные элементы.

Ландшафтный дизайнер – привязывает к местности и оформляет участок вокруг здания.

Команды изучают фронтальный
чертёж здания, расположение на местности, масштаб.

Начинают выполнение модулей и параллельно рельефа, определив, какой рельеф лучше выполнить в развёрнутом виде.

Делают макет ландшафта, соединяют его с архитектурным объектом и природными формами: забор, мостик,
деревья...

2. Поэтапное выполнение макета.

Роли для практической деятельности:

архитекторы, строители, дизайнеры,
ландшафтный дизайнер.

Все члены команды по намеченному плану выполняют самостоятельную практическую деятельность

Выполняют монтаж архитектурных объектов с ландшафтным макетом

IV. Представ-
ление

1. Защита проекта.

В форме игры «Пресс-конференция».

Ход игры

«Журналист» (учащийся соседней команды) интересуется теоретической частью проекта.

Слушает предлагаемую информацию,
задаёт вопросы. Отвечают все члены
команды.

Ребята остальных команд – зрители.

«Журналист» переходит к рассмотрению макета.

Задаёт вопросы по практической деятельности:

Какие материалы использовались
для изготовления макета?

Как выполнялись особенные элементы макета?

Какие трудности возникали во время
создания макета?

Ребята проводят деловую игру «Пресс-конференция» (каждая
команда).

Один человек из команды представляется журналистом и проводит интервью с ребятами соседней команды,
которые предлагают ему приготовленную информацию о проделанной
работе.

В ходе игры ребята представляют свой макет здания «журналисту». Отвечают на вопросы

Учитель наблюдает, консультирует. Присутствующие: директор, администрация лицея. Оценка результатов проекта – «отлично».

Учитель предлагает заполнить анкету «Оцени свою работу в проекте».

2. Определение способа оформления результатов.

Оформляют информацию в программе PowerPoint

Составляют план презентации.

Оформляют информацию по истории возведения здания в программе PowerPoint

Ребята завершили проект.

Проделана серьёзная работа, собрано много интересного материала. Возникла идея привлечь внимание учащихся всего
лицея к школьному музею

Как привлечь внимание учащихся
к школьному музею?

Приняли решение: провести игру «Открытие музея» .

Действующие лица: учитель (автор
проекта); авторы макетов; гости (учащиеся, учителя, директор); «экскурсоводы»; «журналисты»; «фоторепортёры».

Ход игры

1. Открытие музея.

2. Экскурсия по школьному музею.

3. Интервью «журналистам».

4. Торжественное завершение работы выставки

Гостей встречает группа «экскурсо-
водов».

Представители команд («экскурсово-ды») проводят для гостей экскурсию.

На вопросы гостей отвечают все члены команды.

Члены команд дают интервью «журналистам»

На этапе торжественного завершения работы выставки гостям предлагается высказать своё мнение.

Гости задают вопросы командам.

«Журналисты» берут интервью, ведут съёмку.

Директор награждает команды грамотами.

«Журналисты» готовят информирование школьной общественности

Анкета
«Оцени свою работу в проекте»

Поставь отметку на оценочных шкалах по десятибалльной системе:

1) Оцени, насколько интересным показался тебе этот проект.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

2) Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

3) Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе в реализации проекта).

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

4) Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

5) Хотел бы ты работать еще раз в той же группе?

ДА НЕТ (подчеркни)

Почему ____________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

_________________________________________