Юмористические рассказы носова читать короткие. Независимый горбушка — В. Драгунский. Денискины рассказы. Факты из творческой жизни Н. Н. Носова

Носов Николай Николаевич родился 10 (23) ноября 1908 года в Киеве в семье артиста эстрады. Детство будущего писателя прошло под Киевом, в небольшом городке Ирпень. Начальное образование Николай Николаевич получил в местной гимназии, которая в 1917 году была переорганизована в школу-семилетку. Семья Носова находилась в бедственном положении, поэтому будущему писателю пришлось с 14 лет начать работать, он был землекопом, торговцем газет, возчиком бревен, косарем.

Образование. Начало творческой деятельности

В 1924 году Николай Николаевич окончил школу и пошел чернорабочим на бетонный завод в Ирпене, затем устроился на кирпичный завод в городе Буча. В 1927 году Носов поступил в Киевский художественный институт. Однако, увлекшись кинематографом и фотографией, в 1929 году перешел в Московский институт кинематографии. Окончив в 1932 году учебное заведение, Николай Николаевич начал работать постановщиком и режиссером учебных, научных и мультипликационных фильмов для детей в студии «Союзкино». В 1938 году были впервые опубликованы рассказы Носова в журнале «Мурзилка», где также печатались такие известные детские писатели как С. Маршак , Е. Благинина, А. Барто , С. Михалков , Б. Заходер.

Зрелое творчество

Во время Великой отечественной войны Носов режиссировал учебные военно-технические киноленты. В 1945 году выходит сборник Носова «Тук-тук-тук», в который вошли ранее опубликованные рассказы. В 1946 году был издан следующий сборник писателя «Ступеньки». В 1947 году опубликовали сборник «Веселые рассказы», вскоре увидели свет подвести Носова «Веселая семейка» (1949), «Дневник Коли Синицына» (1950).

В 1952 году писатель был награжден Сталинской премией третьей степени за повесть «Витя Малеев в школе и дома» (1951). В 1954 году по произведению был снят детский фильм «Два друга». Вскоре были опубликованы другие сборники рассказов Носова – «На горке» (1953), «Прятки» (1956), «Веселые рассказы и повести» (1958).

Последние годы

Краткая биография Носова была бы незавершенной без упоминания о его позднем творчестве. В 1969 году был опубликован сатирический сборник писателя «Иронические юморески». В 1971 – 1972 годах Носов создает автобиографическое произведение «Повесть о моем друге Игоре», в 1977 – художественно-мемуарную повесть «Тайна на дне колодца» (первый ее вариант «Повесть о детстве).

26 июля 1976 детский писатель Носов умер. Похоронили Николай Николаевич на Кунцевском кладбище в Москве.

Произведения о Незнайке

Наибольшую известность получили произведения Николая Николаевича о Незнайке. После первой сказки («Винтик, Шпунтик и пылесос»), Носов издал трилогию о своем маленьком, непоседливом, комичном и любознательном герое. Сказки «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне» стали очень популярными. За детскую трилогию в 1969 году Николай Николаевич был награжден Государственной премией Крупской.

Другие варианты биографии

  • В 1920-х годах Носов увлекся химией, организовал на чердаке своего дома химическую лабораторию. Николай Николаевич даже собирался поступить на химический факультет Киевского политехнического института, но в последний момент передумал.
  • Первые сказки Носов сочинял для своего сына Петра и не планировал их печатать.
  • По воспоминаниям современников Николай Носов, биография которого охватывала тяжелейшие периоды российской истории (Первую Мировую, Гражданскую и Великую Отечественную войны), в жизни был очень замкнутым и молчаливым человеком.
  • Трилогию о Незнайке иллюстрировали известные художники А. Лаптев, Г. Вальк, А. Каневский, Д. Бисти, И. Семенов, В. Горяев и другие.

Тест по биографии

Пройдите итоговый тест по краткой биографии Носова Николая Николаевича.

Жизненный путь Носова.

Все взрослые и дети знают произведения с детства такого известного и замечательного писателя, как Николая Николаевича Носова. Даже в школе изучаются его многие произведения, а каждый ребенок еще с младенчества знакомится с его Незнайкой. Но вот жизненный, да и творческий путь его складывался довольно сложно.
Родился Николай Носов двадцать третьего 1908 года в Киеве. Его отец был актером эстрады. Еще в раннем детстве мальчик Коля поражал всех не только своей подвижностью, но и совершенно разнообразными увлечениями: шахматы, театр, музыка. Он даже пробовал самостоятельно сочинять стихи. Больше всего маленькому Коле нравилось бывать на эстрадных выступлениях, где его отец преображался и становился совсем другим человеком.
Несмотря на то, что материальное состояние семьи не было благоприятным, скрипку мальчику все-таки купили, но усердия Коли хватило лишь на несколько занятий, и дальше она была уже просто заброшена. А вот в школе он смог учиться лишь только до 7 класса, а дальше нужно было идти работать, чтобы семья не умерла от голода. Поэтому все дальнейшее образование Коли происходило самостоятельно. Работая простым рабочим на одном из заводов своего города, он очень скоро изучил программу десятилетнего образования и был образован не меньше других.
Но в это же время появляется еще оно увлечение у Носова – химия. Вместе с такими же друзьями, увлеченными химией, они создают свой кружок химического направления. Носов думает, что это его призвание на всю жизнь. Но оказывается, что никакого химического образования он получить не может, так как он отучился в школе всего лишь 7 лет.
Но все же у него появляется возможность поступить в художественный институт Киева, где учится несколько лет, начиная с 1927 года, а затем переводится на тот же факультет, но уже в Москве. Ему дается закончить успешно свое высшее образование. Это полученное отличное образование дало Николаю Носову и новую возможность: стать режиссером. Его работа теперь связана с «Союзкино».
Он женится, в семье появляется ребенок, которому он начинает рассказывать придуманные им же рассказы. Это занятие настолько увлекает Николая, что очень скоро его первый рассказ, написанный для сына, печатается в «Мурзилке». Потом еще один и еще.
Но в его творчестве были не только рассказы для детей, но и сатира, и даже автобиографические произведения. Его веселый Незнайка знаком всему миру, а многие его произведения переведены на самые разные языки.
Умер Николай Николаевич Носов в 1976 году, июле двадцать шестого числа. За всю свою жизнь он своим творчеством сделал много добрых дел, был награжден, имел звание и запомнился всем как добрый и отзывчивый человек.

С творчеством знаменитого детского писателя Носова Николая Николаевича (1908- 1976) дети нашей страны знакомятся в раннем возрасте. «Живая шляпа», «Бобик в гостях у Барбоса», «Замазка» - эти и многие другие забавные детские рассказы Носова хочется перечитывать вновь и вновь. Рассказы Н. Носова описывают повседневную жизнь самых обычныкновенных девчонок и мальчишек. Причём сделано это очень просто и ненавязчиво, интересно и забавно. В каких-то поступках, даже самых неожиданных и смешных, многие дети узнают себя.

Когда вы будете читать рассказы Носова, то поймёте на сколько каждый из них проникнут нежностью и любовью к своим героям. Как бы плохо они ни вели себя, что бы ни выдумали, он без всякого укора и злости рассказывает нам об этом. Наоборот, внимание и забота, прекрасный юмор и замечательное понимание детской души наполняют каждое небольшое произведение.

Рассказы Носова представляют собой классику детской литературы. Невозможно читать без улыбки рассказы про проделки Мишки и других ребят. А кто из нас в юности и детстве не зачитывался замечательными рассказами про Незнайку ?
С огромным удовольствием их читают и смотрят современные малыши.

Рассказы Носова для детей издавались во многих самых известных изданиях для ребят разного возраста. Реалистичность и простота повествования и по сей день привлекают внимание маленьких читателей. «Веселая семейка», «Приключения Незнайки и его друзей », «Фантазёры» - эти рассказы Николая Носова запоминаются на всю жизнь. Рассказы Носова для детей отличаются естественным и живым языком, яркостью и необыкновенной эмоциональностью. Учат очень внимательно относиться к своему повседневному поведению, в особенности по отношению к своим друзьям и близким людям. На нашем интернет портале вы можете посмотреть онлайн список рассказов Носова, и наслаждаться их чтением абсолютно бесплатно.

Когда мы с Мишкой были совсем маленькими, нам очень хотелось покататься на автомобиле, только это никак не удавалось. Сколько мы ни просили шофёров, никто не хотел нас катать. Однажды мы гуляли во дворе. Вдруг смотрим - на улице, возле наших ворот, остановился автомобиль. Шофёр из машины вылез и куда-то ушёл. Мы подбежали. Я говорю: - Это...

Мы с мамой и Вовкой были в гостях у тёти Оли в Москве. В первый же день мама и тётя ушли в магазин, а нас с Вовкой оставили дома. Дали нам старый альбом с фотографиями, чтоб мы рассматривали. Ну, мы рассматривали, рассматривали, пока нам это не надоело. Вовка сказал: – Мы так и Москву не увидим, если будем целый день дома...

По определению С. Я. Маршака, это писатель «с отчетливой творческой индивидуальностью», в произведениях которого проявилось «соединение юмора, лиризма и памятливой зоркости бытописателя». Николай Носов создавал преимущественно детские произведения.

Произведения Носова для детей: список

  • «Затейники»
  • «Тук-тук-тук!»
  • «Огородники»
  • «Мишкина каша»
  • «Телефон»
  • «Ступенька»
  • «Про репку»
  • «Фантазеры»
  • «Приключения Толи Клюквина»
  • «Под одной крышей»
  • «Веселая семейка»
  • «Дневник Коли Синицына»
  • «Витя Малеев в школе и дома»
  • «Приключения Незнайки и его друзей»
  • «Незнайка в солнечном городе»

И это не весь список детских произведений Носова , любимых многими поколениями.

Как Николай Носов стал детским писателем?

Николай Николаевич Носов родился в Киеве, в семье актера. В 15 лет он поступил на бетонный завод чернорабочим. В 1927 годуначал заниматься в Киевском художественном институте. Через два года перешел в Московский институт кинематографии, а затем работал режиссером кино - снимал учебные и мультипликационные фильмы. В годы войны Носов за создание военно-технических фильмов был награжден орденом Красной Звезды.

Кому из родителей не приходилось сочинять стихи, сказки, рассказы для своих детей ? Пришлось заняться этим и Николаю Николаевичу: у него рос мальчик. Опыты оказались удачными. В 1938 году в журнале «Мурзилка» появился рассказ Носова «Затейники» . Но профессиональным писателем он стал лишь в 1945 году, когда вышла его первая книжка.

«Тук-тук-тук!» - этим заголовком Носов как бы постучался в двери большой литературы для маленьких. Подзаголовком «Веселые рассказы» была сделана заявка на рождение писателя-юмориста. Здесь мы впервые знакомимся с Мишкой, которого потом встречаем в целом цикле маленьких произведений Носова: «Огородники», «Мишкина каша», «Телефон» и других. Этот мальчик всегда пытается делать что-то хорошее, но не соразмеряет это стремление со своими силами, умениями. Отсюда и возникают ситуации, вызывающие смех, но не осуждающий, а доброжелательный. Носов считает, что «юмор - это осмеивание с оттенком сочувствия». Большим успехом у читателей пользуются и другие произведения Носова для детей : «Ступенька», «Про репку», «Фантазеры», «Приключения Толи Клюквина», «Под одной крышей» .

Детские произведения Н. Носова

Повесть «Веселая семейка»

В 1949 году вышла в свет первая повесть Носова — «Веселая семейка» . Во многом она еще близка к тем рассказам писателя, где разработаны образы ребят, именовавших себя «Мы с Мишкой». Друзья по-прежнему не знают покоя: «Такой уж у нас с Мишкой характер - нам обязательно нужно какое-нибудь занятие». Вначале ребята быстро переходят от одного увлечения к другому: «Мишка такой человек - ему обязательно надо, чтоб от всего была польза». Но мальчик думает о выгоде не для себя, а для всех. В его размышлениях о том, какую пользу приносят инкубаторы в совхозе, чувствуется общественный подход. Значит, детям нужно помогать находить именно такие занятия, которые воодушевляли бы их большой целью. Только благодаря такой цели Мишка и его приятель смогли почти месяц (большой срок для непоседливых мальчиков!) заниматься выращиванием цыплят в самодельном инкубаторе.

Всем развитием сюжета автор подсказывает, что за большое дело нужно браться сообща, коллективом. Мы видим, как в мальчиках, особенно в Мишке, который совсем недавно был таким безалаберным, зреет чувство долга, чувство ответственности за свои промахи.

Повесть «Дневник Коли Синицына»

В повести «Дневник Коли Синицына» тоже говорится о стремлении ребят заниматься общеполезным делом. В отличие от «Веселой семейки» в этой книге ребята с самого начала действуют сообща и осознанно ищут «такую работу, чтобы была польза». Форма дневника позволила писателю передать размышления своего героя. В них немало наивности, окрашенной авторским юмором, и в то же время сколько моральной чистоты, свойственной пионерам.

По примеру персонажей Носова многие из ребят стали сооружать инкубаторы, разводить пчел. Писатель В. Катаев рассказывает, какой разгром учинил в доме его сынишка, который, прочитав «Веселую семейку», решил последовать примеру Коли и Миши. Читателей привлекают в повестях Носова увлеченность героев, быстрое развитие сюжета, отсутствие длинных описаний, которые, как отмечала Н. К. Крупская, неприемлемы для ребят 8-13 лет. Многие ребята сообщают Носову, что сами, по примеру Коли Синицына, стали писать дневники, а некоторые даже спрашивают, как их издать.

Родители, прочитав эти повести, по-настоящему поймут, как важна для детей поддержка взрослых. Старик-пчеловод из «Дневника Коли Синицына» не обругал мальчиков, нечаянно забежавших к нему на пасеку, а помог им. Коля размышляет об этом: «Вот какой добрый оказался дедушка! Он не только обещал дать нам пчел, но и выполнил свое обещание». Это упрек тем взрослым, которые бездумно нарушают слово, данное ребятам. «И еще у меня сегодня была радость, — пишет через некоторое время Коля в своем дневнике, — мои мама и папа пришли на пасеку и смотрели на наших пчел». Вот пример того, как важно вникать в интересы своих детей, поощрять их своим вниманием!

Повесть «Витя Малеев в школе и дома»

Если в книгах «Веселая семейка» и «Дневник Коли Синицына» Носов показывает развитие интересов и чувства коллективизма в процессе внеклассной работы, то его третья и самая значительная по содержанию повесть - «Витя Малеев в школе и дома» (1951)-в основном посвящена учебному труду. Она была удостоена Государственной премии и оказалась среди лучших на конкурсе художественной книги для детей, проведенном Министерством просвещения РСФСР.

…Неразлучные друзья Витя Малеев и Костя Шишкин любят школу, хотят хорошо учиться, вырасти настоящими людьми. «Мечтаешь о чем-то чудесном, - размышляет Витя,- и хочется поскорей вырасти, стать сильным и смелым, совершать разные подвиги и геройства…» В этих мечтах ничего удивительного нет. Они определены всем нашим строем, открывающим перед детьми с первых же лет школьной жизни ясные перспективы. Витя отчетливо представляет себе, почему он должен учиться, но беда в том, что он не умеет сосредоточиться, - соблазн поиграть в футбол оказывается сильнее его еще неокрепшей воли.

В книгах советских писателей и раньше встречались образы ребят, которые под воздействием учителя и всего класса становились успевающими. Но мы не видели, как проходил этот процесс в сознании самих двоечников. Носову же удалось заглянуть в мир мыслей и чувств своего героя. «Открытие, которое совершает Витя Малеев, впервые самостоятельно решив задачу, - говорил С. Я. Маршак на II съезде писателей,- это не только открытие Вити, но и самого автора. Не так-то легко показать, отчего непонятное становится вдруг понятным, как соображение зависит от воображения».

Гораздо сложнее проходит процесс исправления у Кости. Он меньше, чем Витя, способен анализировать свои поступки, критически относиться к ним. Костя даже перестает ходить в школу и, обманывая мать, притворяется больным. Ему кажется, что легче выступать на арене цирка, чем написать диктант. А Витя хоть и испытывает угрызения совести, все же скрывает правду от учительницы, от всего класса. Иначе поступать, думает он, будет не по-товарищески. Но вскоре Витя осознал, что настоящий пионер должен не скрывать плохие поступки друга, а помочь ему исправиться. Страницы, описывающие, как Малеев занимается с Шишкиным, как они, несмотря на первые неудачи, добиваются успеха, особенно интересны в повести.

Говоря словами Льва Кассиля, «воспитатели найдут в повести Носова немало такого, что пригодится в их труде». Пусть родители задумаются над тем, как мать Кости не сумела верно направить увлечения сына и внушала ему, что у него нет воли. А тетя Зина все грозилась «взяться за него, проверять его учебу, но каждый раз забывала это делать». Поучителен и пример родителей Вити. Мать каждый раз ругала сына за то, что он поздно садится за уроки, но не помогала ему правильно распределить свое время. А отец, взявшись помочь мальчику по арифметике, просто решил за него задачу, а объяснял так нетерпеливо, что Вите не захотелось больше к нему обращаться.

Книга «Витя Малеев в школе и дома» уже в первые три года издавалась 30 раз. Сотни писем о полюбившейся ребятам повести хранятся в Доме детской книги.

Повесть-сказка «Приключения Незнайки»

Н. Носов рассказывает, что при обсуждении его книг ребята часто говорят: без дружбы не может быть полноценного школьного коллектива, причем девочки жалуются на мальчиков, которые нередко ведут себя по отношению к ним высокомерно. Этой теме в основном и посвящена повесть-сказка «Приключения Незнайки и его друзей» . Но почему же писатель решил прибегнуть к фантазии? Он объясняет, что «сама форма сказки, как произведения, рассказывающего о вымышленных событиях, своей занимательностью близка к игре, что возбуждает интерес ребенка, который всегда охотно играет». Как обычно в произведениях Носова, главный герой новой книги - Незнайка - наделен и недостатками. Он любознателен, активен, но трудиться не умеет, ему для этого не хватает терпения. Стремясь к славе, этот коротыш не пренебрегает даже обманом. Незнайку перевоспитывают.

Увлекательные эпизоды новой сказочной повести Носова «Незнайка в солнечном городе» говорит о том, что добрые дела нужно совершать бескорыстно, что, обладая преимуществами, следует пользоваться ими обдуманно, иначе нанесешь вред окружающим. Картины солнечного города явно устремлены в будущее.

Пожалуй, нет в нашей стране человека, который не читал в детстве произведения Носова или не знал хотя бы одного героя его замечательных книг и рассказов. Эта статья - об удивительном детском писателе, Николае Николаевиче Носове.

Детские годы писателя

Родился в царской России, в прекрасном городе Киеве, 23 ноября 1908 года. Детство и юность писателя были связаны с небольшим городком Ирпень, расположенным неподалеку от Киева. Отец Николя был эстрадным артистом, и, скорее всего, от него мальчик получил в наследство яркое воображение. После смерти Носова была опубликована автобиографическая повесть «Тайна на дне колодца», где он описал свои детские годы.

Будучи страстной и быстро увлекающейся натурой, маленький Коля пытался заниматься музыкой, но быстро понял, что это не для него. Он очень любил театр, хорошо играл в шахматы, интересовался электротехникой, фотографией и химией.

Детство и юность писателя пришлись на очень сложные годы - Первая мировая и Гражданская война, революция. С 14 лет он начал работать, чтобы помочь семье, а после окончания школы стал чернорабочим.

Писатель окончил Московский институт кинематографии и 19 лет, до 1951 года, работал режиссером-постановщиком научных, мультипликационных и учебных фильмов.

Осознание себя и воображение

По воспоминаниям писателя, осознавать себя и вещи вокруг он начал годам к четырем. Предметы, окружающие мальчика, обладали для него характером и своей особенной жизнью. Шкаф погружен в думу и говорит на странном скрипящем языке, буфет - существо легкомысленное, а кресла - это словно две чопорные тетушки, которым очень хочется посудачить, да нельзя им показывать, что они могут интересоваться всякими пустяками. Все эти детские впечатления затем очень помогли писателю, и некоторые из них впоследствии вошли в произведения Носова для детей. Можно для примера вспомнить один из знаменитых его рассказов «Шляпа». В нем мальчики в первую очередь думают не о том, что под ней спрятался котенок, а в панике решают, что она ожила. Вообще, надо сказать, что все рассказы Носова показывают великолепное знание детской психологии.

Начало творческого пути

Дебют Носова как писателя состоялся в 1938 году. Это был рассказ «Затейники». Автору тогда было 30 лет. Как признавался сам писатель, его приход в литературу - случайность. Маленький сын требовал все новых сказок и интересных рассказов, и Носов стал их сочинять сначала для него, а потом и для его друзей. Писатель понял, что это творчество требует и больших знаний, и понимания детской психологии. А главное - уважения. И такой вот большой любовью и вниманием к детям пронизаны все произведения Носова.

Первые сборники рассказов

Затем появляются другие детские рассказы Носова - «Живая шляпа», «Мишкина каша», «Огурцы», «Фантазеры». Каждый из них уже с нетерпением ждали маленькие читатели, сразу же высоко оценившие произведения нового писателя. Печатали его тогда в лучшем детском журнале «Мурзилка». Чуть позднее эти рассказы были объединены в пока еще тонкую книжку «Тук-тук-тук». Произошло это событие не сразу, в 1945 году. Но уже через год появляется новый сборник веселых рассказов писателя - «Ступеньки».

Одно за другим выходят произведения Носова. Список их обширен:

- "Бобик в гостях у Барбоса".

- "Веселая семейка".

- "Веселые рассказы".

- "Витя Малеев в школе и дома".

- "Дневник Коли Синицына".

- "Огородники".

- "Приключения Коли Клюквина".

- "Телефон".

- "Чудесные брюки".

Произведения Носова нравятся детям, но всеобщая популярность приходит к нему после издания повести «Витя Малеев в школе и дома». Взяв за основу совершенно обыденный сюжет о школьнике и его учебе, писатель смог написать о реальной, настоящей жизни обычных мальчишек, искренних и наивных.

Повести о Незнайке

Даже те, кто не знает писателя Носова, слышали о Незнайке - самом знаменитом и любимом детьми литературном персонаже. Автор характеризовал своего героя следующим образом: «Это обобщенное представление о ребенке с неуемной жаждой деятельности, с огромным желанием все узнать, но одновременно несобранном и неспособном еще удерживать свое внимание. Это совершенно обычный нормальный ребенок. У него есть прекрасные задатки, которые он разовьет в будущем, и недостатки, с которыми нужно бороться».

Незнайка - представитель народа коротышек, живущих в красивых городах с поэтическими названиями Цветочный, Солнечный. Очень деятельный и жизнерадостный, главный герой искренне хочет помогать всем друзьям, но из-за своей неусидчивости и спешки постоянно оказывает им Друзья прощают Незнайку, хотя его поступки частенько доставляют большие неприятности. Всего писатель создал три повести о маленьких человечках.

Кстати, имя своему герою Носов придумал не сам, а заимствовал из книжки о лесных человечках. Там Незнайка был не главным персонажем, а одним из самых незначительных. Писатель никогда не скрывал этот факт. Это, кстати, сейчас мешает наследнику Носова, его внуку, бороться с пиратством в отношении творчества деда. Несколько раз его иски были отклонены с формулировкой, что Незнайка придуман не Николаем Носовым.

Говорят, что непоседливый коротышка списан писателем с его сына Пети, а шляпу герою Носов подарил, потому что сам очень любил их носить.

Герои произведений Носова

Самое удивительное - все произведения Носова, которые считаются веселыми, написаны им вовсе не для смеха и развлечения. Он никогда не ставил перед собой задачу рассмешить читателя. Носов описывал обычную повседневную жизнь детей, наполненную победами и неудачами, маленькими открытиями и большой радостью жизни. Даже если герои его произведений лентяи или двоечники, они все равно вызывают симпатию тем, что искренне раскаиваются в своих поступках.

Экранизация произведений Носова

По книгам писателя было снято 6 художественных и огромное количество мультипликационных фильмов. В их числе два сериала о приключениях Незнайки.

Творчество замечательного писателя Николая Носова востребовано и сейчас. Его книги все так же популярны и любимы и маленькими детьми, и их родителями, как и много лет назад.