Загадка про музыкальный зал в детском саду. Увлекательные загадки про пианино. Загадки про музыку и музыкальные инструменты для детей

Елена Шадрина
Тематическое музыкальное занятие «Музыкальные инструменты»

Цель : развивать тембровый слух

Задачи :

Учить детей отгадывать загадки о музыкальных инструментах ;

Реагировать на смену частей музыкальной игры , в соответствии выполнять движения;

Различать на слух тембры музыкальных инструментов : арфа, виолончель, контрабас, скрипка, труба, орган, гитара, аккордеон, музыкальный треугольник , металлофон, барабан, дудочка, бубен;

Познакомить со звучанием кастаньет и способом игры на них;

Выразительно исполнять песню, передавая веселый радостный характер;

Передавать ритмический рисунок с помощью музыкального треугольника и барабана;

Учить озвучивать русскую народную потешку на детских музыкальных инструментах (арфа, дудка, свистулька, барабан, трещотка, тарелочки и т. д.)

Исполнять русскую народную мелодию оркестром.

Методы эстетического воспитания :

Приучения, упражнения в практических действиях;

Убеждения в процессе формирования первоначальных проявлений вкуса

Дети заходят в зал, садятся на стулья.

Музыкальный руководитель : Ребята, сегодня мы с вами поговорим о музыкальных инструментах .

На земле у каждого

Есть родимый дом.

Хорошо и весело,

И уютно в нем.

У собаки – конура,

У лисы – нора,

У малиновки – гнездо,

У совы – дупло.

Отгадай загадку,

Маленький мой друг,

Где живет, по-твоему,

Музыкальный звук ?

Может в крике чайки,

В клетке у орла?

Или в трубном зове

Доброго слона?

Дети : Музыкальный звук живет в музыкальных инструментах .

Музыкальный руководитель : Правильно, музыкальные звуки живут в музыкальных инструментах . А звучать музыкальные инструменты начинают тогда , когда на них играют музыканты .

Ребята, у меня есть волшебный короб, в котором находятся загадки про музыкальные инструменты . Хотите их отгадать?

Дети : Да!

Музыкальный руководитель : Подходите по одному и вытягивайте загадку.

1. Если хочешь поиграть,

Нужно в руки ее взять

И подуть в нее слегка –

Будет музыка слышна .

Подумайте минуточку…

Что же это?

Дети : Дудочка!

2. У него рубашка в складку,

Любит он плясать в присядку,

Он и пляшет, и поет –

Если в руки попадет.

Сорок пуговиц на нем

С перламутровым огнем.

Дети : Баян!

3. Он под шапочкой сидит,

Не тревожь его - молчит.

Стоит только в руки взять

И немного раскачать,

Слышен, будет перезвон :

«Дили-дон, дили-дон.»

Дети : Колокольчик!

4. Инструмент – как огромная скрипка.

Звук густой как баритон.

Музыкант играет сидя .

Как, скажи, зовется он?

Дети : Виолончель!

Дробь отбивает,

Шагать помогает.

Дети : Барабан!

6. В руки молоточки взяли

По пластинкам застучали.

Слышен музыкальный звон ,

Так звучит…

Дети : Металлофон!

7. Есть бубенчики на нем,

По нему мы громко бьем.

С ним сейчас играть мы будем,

Дайте в руки звонкий …

Дети : Бубен!

На столике перед детьми лежат картинки музыкальных инструментов . Дети отгадывают загадку, находят изображение этого музыкального инструмента и вывешивают его на магнитную доску.

Музыкальный руководитель : А сейчас я предлагаю вам поиграть с бубном в музыкальную игру «Кто скорей ударит в бубен»

Игра «Кто скорей ударит в бубен» украинская народная мелодия

Музыкальный руководитель : Сейчас я предлагаю вам послушать тембры музыкальных инструментов и определить их .

«Определи инструмент »

На магнитофоне записаны тембры музыкальных инструментов : арфа, виолончель, контрабас, скрипка, труба, орган, гитара, аккордеон.

1. Звучит арфа

2. Звучит виолончель

3. Звучит контрабас

4. Звучит скрипка

Аня Елкина исполняет на скрипке пьесу

5. Звучит труба

6. Звучит орган

Дети смотрят на экране видеозапись игры на органе.

7. Звучит гитара

8. Звучит аккордеон

Медсестра Татьяна Федоровна исполняет на аккордеоне пьесу «

Музыкальный руководитель : Как вы хорошо определяете тембры музыкальных инструментов . А сейчас я предлагаю вам определить тембры детей. Давайте поиграем в игру «Узнай по голосу»

Музыкальный руководитель : А сейчас мы подойдем к этой необычной ширме, где вас ждут музыкальные загадки .

Музыкально-дидактическая игра «Веселые инструменты »

1. Звучит дудочка

2. Звучит барабан

3. Звучит музыкальный треугольник

А сейчас давайте, исполним песню «Треугольник и барабан»

4. Звучит металлофон

5. Звучит бубен

6. Звучат кастаньеты

Музыкальный руководитель : Кастаньеты – испанский народный инструмент со звонким , щелкающим звуком. На кастаньетах отстукивают четкий ритм.

Дети смотрят видеоролик о приемах игры на кастаньетах.

Музыкальный руководитель : А сейчас я предлагаю вам попробовать самим поиграть на кастаньетах.

Экспериментирование с кастаньетами.

Музыкальный руководитель : Ребята, а скажите, на что похож звук кастаньет?

Дети : На цокот копыт, дятел стучит на дереве.

Музыкальный руководитель : Дети, скажите, пожалуйста с помощью каких музыкальных инструментов мы можем изобразить дождь?

Дети : Колокольчик, музыкальный треугольник , металлофон.

Музыкальный руководитель : Раскаты грома?

Дети : Барабан, кастаньеты.

Музыкальный руководитель : А сейчас я предлагаю вам озвучить русскую народную потешку на детских музыкальных инструментах .

Как у нашего соседа

Весела была беседа :

Утки - в дудки,

Гуси – в гусли,

Овцы – в донцы,

Тараканы – в барабаны.

Чечетки – в трещотки,

Свиристели – в свирели,

Кукушки в колотушки

Скворцы в бубенцы,

Две синички крошки

Заиграли в ложки.

Играют, играют

Всех потешают

Удары по музыкальному треугольнику в ритме стиха.

Тарелочки

Трещотки

Свистульки

Колотушки

Бубенчики

Деревянные ложки

Тутти на всех инструментах

Музыкальный руководитель : И в завершении нашей музыкальной гостиной давайте сыграем в оркестре.

Оркестр «Кадриль» русская народная мелодия

Музыкальные инструменты в загадках .

В руки ты его берёшь, то растянешь, то сожмёшь,

Если это повторять, начинает он играть.

Сбоку клавиши ряды, чтобы петь на все лады.

Не рояль и не тромбон.Это что?

(Аккордеон)

Рояль с баяном подружились и навсегда объединились.

А ты названье угадаешь содружество мехов и клавиш?

(Аккордеон)

Он по виду брат баяна, где веселье, там и он.

Я подсказывать не стану. Всем знаком…

(Аккордеон)

Чуть побольше скрипочки, а поёт пониже,

Деревянный бочок, четыре струнки и смычок.

(Альт)

В струнно-смычковых звучу постоянно,

(Альт)

Звенят серебряные струны как будто струйки водяные,

И на волнах качая шхуны, резвятся ветры удалые!

И ветер, и волну морскую – все струны нам изображают.

Все звуки музыки рисуют. Какой же инструмент играет?

Зовут его красиво, звонко, но не Татьяна и не Марфа.

А звуки нежны, струны тонки. Наш инструмент зовётся…

(Арфа)

Богиня инструментов всех –звучит журчанье, шелест.

По струнам пальцы пролетят – что даже птицы замолчат.

(Арфа)

Слог первый без труда даётся – так мера площади зовётся.

А слог второй узнает тот, кто назовёт одну из нот.

(Арфа)

Треугольник, три струны – звуки звонкиеважны.

Собой хвалиться я не смею, всего лишь три струны имею!

Но я тружусь, я не лентяйка. Я озорная…

(Балалайка)

Ой, звенит она, звенит, всех игрою веселит,

А всего – то три струны ей для музыки нужны.

Кто такая? Отгадай-ка! Ну, конечно…

(Балалайка)

Треугольная доска.А на ней три волоска.

(Балалайка)

Три струны, а звук какой! С переливами, живой.

Узнаю его в момент –самый русский инструмент.

(Балалайка)

Струн дано мне очень мало, но пока что мне хватало!

Струны ты мои задень и услышишь: длень, длень, длень!

Ну-ка, кто я? Отгадай-ка! Озорная…

(Балалайка)

Самый шумный инструмент, круглый и большой.

Если палочкой ударишь –раздаётся гром!

(Барабан)

Кто в оркестре всем поможет? Сложный ритм стучать он может.

Ритм любой из разных стран! Кто же это?

(Барабан)

Есть у нас весёлый друг, обожает громкий стук,

Бей его сто раз подряд, он ударам только рад.

Не драчун и не буян, просто это…(Барабан)

У него рубашка в складку, любит он плясать в присядку.

Он и пляшет, и поёт – если в руки попадёт.

Много пуговиц на нём с перламутровым огнём.

(Баян)

Три медных подруги –три лучших подруги.

В оркестре они помогают друг другу. Играют подруги то громко, то тихо,

Их медные платья закручены лихо.

(Валторны)

Инструмент – как огромная скрипка. Звук густой, как баритон.

Музыкант играет сидя. Как, друзья, зовётся он?

(Виолончель, виолончелист)

Смычком по струнам проведу и сразу в сказку попаду.

Мне дивный инструмент поможет по – разному звучать он может:

То нежно, ласково, легко, то низко, сочно, глубоко.

Он звуком бархатным поёт и сразу за душу берёт,

Не контрабас и не свирель, зовут его…(Виолончель)

Смычок таинственно скользит, мелодия прекрасная звучит,

А музыкант себе сидит на стуле, водя смычком по струнам,

Ту мелодию творит. Инструмент его прекрасный

Назовите поскорей, чуть поменьше контрабаса

Имя ей…(Виолончель)

Бычий пузырь, деревянные трубочки, дудочкой это не назовёшь.

Но если историю музыки знаешь, взглянув на рисунок,

Ты всё поймёшь.

На этой картинке

Мы видим…

(Волынку)

Кнопок стройные рядочки –он баяну младший брат.

И на свадьбе и в оркестре - так сыграет – всякий рад!(Гармонь)

А это что за чудеса? В лесу мы слышим голоса,

Ребята у костра сидят, поют, и на неё глядят.

Чтобы она вдруг зазвучала, щипни струну ты для начала,

А струн бывает семь иль шесть, её достоинств нам не счесть.

Всем под неё легко поётся, скажите, как она зовётся?(Гитара)

Этот струнный инструмент зазвенит в любой момент –

И на сцене в лучшем зале, и в походе на привале.(Гитара)

Французы музыкальный инструмент высоким деревом давным–давно прозвали.

Задумчивей его в оркестре нет, за нежный голос инструменту имя дали,

А был простым пастушеским,рожком пел песни он когда–то над лужком.

(Гобой)

Больше скрипки в десять раз, инструмент тот - …(Контрабас)

Музыкант смычок берёт, к инструменту он идёт.

Назовём мы как сейчас в оркестровой яме бас?(Контрабас)

Деревянные ладошки, а звучат, как будто ложки.

Ну–ка дайте мне ответы, как зовутся?(Кастаньеты)

Это что за инструмент? Ясно музыка звучала,

В чёрный фрак всегда одет, пуговицы из металла.

Есть на нём утиный клюв, может птицей прокричать.

Но запомни: не подув, музыку нельзя сыграть!

Этот инструмент прекрасный называется…(Кларнет)

Мы ворчуны, мы самые большие из семьи смычковых,

Но симфонический оркестр, как без нас?

Не сможет передать всей красоты гармонии, а имя наше …

(Контрабас)

Отпускаем молоточки, на железные листочки

И летит весёлый звон. Что звенит?(Металлофон)

Это что за инструмент высотою в целый дом?

В трубы, в дерево одет, украшения на нём.

Он то ласковый, то строгий, а зовут его…(Орган)

Инструмент то с давних пор украшал собой собор.

Украшает и играет, весь оркестр заменяет.(Орган)

Я стою на трёх ногах, ноги в чёрных сапогах.

Зубы белые, педаль. Как зовут меня?(Рояль)

У какого инструмента есть и струны, и педаль?

Угадать его несложно, это звонкий наш …(Рояль)

Приложил к губам я трубку – полилась по лесу трель.

Инструмент тот очень хрупкий, называется…(Свирель)

Движенья плавные смычка приводят в трепет струны.

Мотив звучит издалека, поёт про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка,

Звучит мечтательный мотив. Я называюсь…(Скрипка)

Как будто девушка запела, и в зале словно посветлело.

Скользит мелодия так гибко. Затихло всё: играет…(Скрипка)

В руках неумелых скрипит, о мастере старом грустит.

Чарует, волнует, искрится, поёт волшебница…(Скрипка)

Самый нежный и певучий, коль смычком проводишь плавно.

Назовите-ка, ребята, инструмент волшебный…(Скрипка)

Знайте они с барабаном соседи. Сделаны они из меди.

Вовремя нужно руками взмахнуть, звонко ударить, потом отдохнуть.

Партия их не пустяк, не безделка, в музыке тоже бывают…(Тарелки)

В самый сказочный моментвступит этот инструмент.

Но совсем не каждый знает, что в оркестре он играет!

Тихо, нежно зазвенит, будто всё посеребрит.

А затем умолкнет скоро по сигналу дирижёра.

Знает это каждый школьник.Что такое...(Треугольник)

Меня не каждая включает партитура,

Но в геометрии я важная фигура.

(Треугольник)

Деревянные пластинки, разноцветные картинки,

Стучат, звенят – плясать велят!(Трещотки)

Этот медный духовой то короче, то длиннее.

Ведь кулису он имеет! Громче всех в оркестре он.

Как зовут его?(Тромбон)

Звучит сигнал, на бой зовёт!

Вставай, солдат, она поёт!(Труба)

Деревянный духовой, не кларнет и не гобой,

Весёлая птичка в орешнике пела,

Лесного ручья где–то струйка звенела,

А, может, в траве колокольчик звенел?

А, может, не птичка, а ветер свистел?

Весёлую, звонкую песенку лета

Пропела волшебная дудочка…(Флейта)

Чудесная трубочка, не простая дудочка,

Бывает золотой, фарфоровой, костяной,

Изумительно поёт, всех в концертный зал зовёт.(Флейта)

Форте – громко, пиано – тихо. Кто наигрывает мне?

Без ошибки, без изъяна. Ну, конечно…(Фортепиано)

Если мы на ней играем, струны мы перебираем.

Инструмент совсем не хитрый,

Знают все, что это…(Цитра)

Инструмент, как пианино, но гораздо меньше он.

Вместо струн внутри пластины, слышен звонкий перезвон,

Если клавиш кто коснётся. Как же инструмент зовётся?(Челеста)

Загадки о музыке .

Ну, а если все танцуют, песен и в помине нет,

То такое представленье называется…(Балет)

Слышно льва, хоть он не близко. Его голос тоже низкий.

Мальвина всех разбудит рано высоким голосом – сопрано.

А Карабас – Барабас? Его рычанье – это…(Бас)

Ярко зал весь засверкал, приглашает всех на бал,

Попрошу ответить вас, что за танец этот…(Вальс)

Вот мелодия звучала, вдруг куда – то убежала.

Но потом опять явилась, в кружева принарядилась

Отдохнув, пошла плясать, каблуками ударять.

И, кружась, подмигивать и в басах подпрыгивать!

Вот так изменение – всем на удивление!

Изменение, новация – это значит…(Вариация)

Взмахнёт волшебник палочкой и музыка звучит.

Палочка застынет и весь оркестр замолчит.

Палочка подскажет, кому пора вступать,

Палочка укажет, как музыке звучать.

Палочка волшебная оркестром управляет,

А как назвать волшебника? Кто, ребята, знает?(Дирижёр)

На параде дружно, чётко воины шагают.

Ну, а в музыке шаги – Как их называют?(Доли)

Если двое музыкантов инструменты в руки взяли

И всем зрителям на радость вдвоём спели иль сыграли

Так вот спели иль сыграли, что доволен целый свет,

То такое выступленье называется…(Дуэт)

Веселятся музыканты, улыбнулся дирижёр,

Лад, в котором мы играем, называется…(Мажор)

Если в нашей пьесе тучи, дождик льёт во весь опор,

Это лад ужасный грустный, называется…(Минор)

Семь ребят на лесенке заиграли песенки.(Ноты)

В кассе мы билет купили и вчера в театр ходили.

Мы во все глаза глядели! Весь спектакль артисты пели.

Слаженно оркестр играл, от певцов не отставал.

Мы в ладоши хлопали, все мы любим…(Оперу)

Я – ваша подруга, я ваша – попутчица,

Впути без меня ничего не получится.

Со мною, друзья, всегда интересно.

Узнали кто я? Ну, конечно же…(Песня)

После знаков ключевых цифры выставляют.

Каждый должен знать о них, что обозначают?(Размер)

Большой музыкальный рассказ про долгую жизнь человека

Мы с вами услышим сейчас, как будто промчаться два века.

Почувствуем радости час, борьбу и тревоги узнаем…

Симфонического оркестра рассказ как мы называем?(Симфония)

Это в хоре запевала, называется…(Солист)

Оркестр молчит, только скрипка звучит.

Одной только скрипке слово! Оркестр молчит,

Только скрипка звучит, ведь скрипка играет…(Соло)

Весь оркестр играет вместе! Чудо слово не забудьте!

Если весь оркестр играет, то зовётся это…(Тутти)

Чисто, ровно мы поём. Слышен в хоре…(Унисон)

Оперу мы слушать будем.

Нам певцы расскажут сказку:

Про злодея – Черномора,

Про борьбу, добро и ласку…

К пульту дирижёр выходит,

Открывает партитуру.

Мы со сцены глаз не сводим,

Зазвучала…(Увертюра)

Стихи о музыкальных инструментах и о музыке.

Арфа.

У арфы струн ужасно много, капризна арфа – недотрога.

Чтобы мелодию сыграть, все струны надо перебрать.

Рояль.

Рояль много клавиш имеет и струн. У каждой струны – молоточек-игрун.

У клавиш два цвета – чёрный и белый. Пианист на рояле играет умело.

Рояль.

Посмотри-ка, у рояля крышка есть, и есть педали,

На спине крыло большое, словно парус над волною.

Много чёрных, белых клавиш – сразу их не сосчитаешь!

Скрипка.

По ним смычок гуляет и звуки извлекает.

Струнно-щипковые инструменты.

Шесть или семь струн у гитары, у балалайки только три.

Щипково-струнными зовутся и та, и эта посмотри:

Чтобы струна вдруг зазвучала щипни её ты для начала

Фортепиано.

А по – другому рояль зовут странно, чудно, непонятно –фортепиано.

И пианино так называют. А «пиано» - «тихо», «тихонько».

Клавиш коснись рукою легонько. Слышишь, рояль начинает звучать?

И громко, и тихо он может играть

Бекар.

Вот бекар – знак непростой: музыкальный постовой.

За порядком наблюдает, эти знаки отменяет

Бемоль.

Что за знак написан тут? Для чего он, как зовут?

Звать меня бемоль, друзья.Понижаю ноту я.

А скажи, на сколько? - На полтона только.

Вальс.

Танцор партнёршу подхватил, и в вихре вальса закружил.

Чтоб вальс красиво станцевать давай под музыку считать.

Движенья лёгкие, смотри: шажок, другой! И раз, два, три!

Диез.

Ну, а это что за знак? Чем усердно занят так?

Я диез, Бемоля брат. Сообщить вам очень рад

Про свою работу – повышаю ноту.

А скажи, насколько? - На полтона только.

Динамические оттенки (Е. Королёва).

Здесь живёт кот Василий. Ленивый кот!

Острые зубы и толстый живот.

Очень ТИХО всегда он ходил.

ГРОМКО , настойчиво кушать просил,

Да ЧУТЬ ПОТИШЕ на печке храпел –

Вот вам и всё, что он делать умел.

Кот как раз видит сон вот такой,

Будто затеял с мышами с мышами он бой.

ГРОМКО крича, он их всех исцарапал

Своими зубами, когтистою лапой.

В страхе тут мыши ТИХО взмолились:

Ой, пожалей, пощади, сделай милость!

Тут ЧУТЬ ПОГРОМЧЕ воскликнул кот: «Брысь!» -

И врассыпную они понеслись.

А на самом деле в то время,

Когда наш кот Василий спал, происходило вот что.

Мыши ТИХО вышли из норки,

ГРОМКО хрустя, съели хлебные корки,

А потом ЧУТЬ ПОТИШЕ смеялись над котом,

Они ему хвост завязали бантом.

Василий проснулся,

ВНЕЗАПНО ГРОМКО чихнул,

К стене повернулся и снова заснул.

А мыши лентяю на спину забрались,

До вечера ГРОМКО над ним потешались.

«Динамические оттенки» (Н. Кончаловская).

Две латинских буквы тут. Эти буквы знать дают:

ЭФ () где громче, ПЭ (Р) где тише, композитор так и пишет.

Там, где стрелка вот такая, ты играешь, затихая.

Повернулась стрелка вдруг – надо здесь усилить звук.

Жига.

Танец «Яблочко» на судне русские матросы пляшут.

Ну, а Англии считают: «Нам милее жига наша».

«Звонкий день» (Б.Заходер).

Взял Топтыгин контрабас:

Ну-ка, все пускайтесь в пляс!

Ни к чему ворчать и злиться,

Лучше будем веселиться!

Тут и волк на поляне заиграл на баяне:

Веселитесь, так и быть! Я не буду больше выть!

Чудеса, чудеса! За роялем – Лиса,

Лиска-пианистка, рыжая солистка!

Старик Барсук продул мундштук:

До чего же у тромбона превосходный слух!

От такого звука убегает скука!

В барабаны стук да стук зайцы на лужайке.

Ёжик-дед и ёжик-внук взяли балалайки.

Подхватили белочки медные тарелочки:

Дзинь- дзинь! – Трень-брень! Очень звонкий день!

Квартет.

Вот четыре музыканта замечательно играют.

Этот маленький оркестрик все квартетом называют.

Мажор и минор.

Жили – были два соседа: До-минор и До-мажор.

И всегда у них беседа превращалась в жуткий спор.

Говорит Минор Мажору с осужденьем и тоской:

«Разве можно без разбору веселиться день-деньской?

Мне совсем не до улыбки: нужно поиграть на скрипке,

Подмести в квартире пол, а потом накрыть на стол».

Возразил Мажор Минору: «Это всё не для меня.

У меня весёлый норов и другой порядок дня.

Для начала – погулять, пообедать и поспать.

А потом - опять игра не отпустит со двора».

Ты – прыгун», - пропел Минор.

«Ты – ворчун», - Сказал Мажор.

От рассвета до заката длится этот разговор.

Помогите им, ребята, разрешите этот спор.

Марш.

Вот отряд большой шагает разрешите этот спор.

По широкой мостовой, маршировке помогает

Барабанный чёткий бой ждёт их доблесть,

Ждёт их слава, и глядит на них страна

Левой…Правой… Левой…Правой… Раз, два! Раз, два!

Ноты.

ДО – Дом убирает и охраняет,

РЕ – на Речке весь день пропадает,

МИ – Миндаль в саду собирает,

ФА – Фасолью Фасад украшает,

СОЛЬ – СОЛЬю с хлебом знакомых встречает,

ЛЯ – гуЛЯет всегда на поЛЯне,

СИ – Сидит целый день на диване,

ДО – в Домике весело нотам живётся –

Видно не зря он ОКТАВОЙ зовётся.

Ноты.

До, ре, ми, фа, соль, ля, си, кошка едет на такси.

Заплатила сто рублей и поехала в музей.

А весёлые котята к ней уселись позади

И проехали бесплатно. До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Нота «соль».

А теперь, дружок, изволь, познакомься с нотой «соль».

Точный адрес ноты той: «Нотный стан – этаж второй».

Опера.

Это что за представленье, людям всем на удивленье?

Вроде бы спектакль идёт, но любой артист – поёт!

Вот так чудо – расчудесное, разговаривают… песнями!

Такой спектакль, где все поют, в театре оперой зовут!

Полька.

А вот весёлый праздник полька! Здесь счёт другой. Раз, два и только.

Чтобы не кружилась голова, считаем мы: «Раз, два! Раз, два!»

Ритм (из «Нотной азбуки» Н.Кончаловской)

Слушай, слушай, различай звук короткий и протяжный,

Чувство ритма развивай, это очень, очень важно!

Всё вокруг для нас привычно, каждый звук для нас не нов.

Но послушай, как ритмично ходит маятник часов:

Тик-так! Тик-так! Тик-так! Тик-так!

Вот суворовцы шагают по широкой мостовой,

Маршировке помогает барабанный чёткий бой.

Ждёт их доблесть, ждёт их слава и глядит на них Москва,

Левой…Правой…Левой…Правой…Раз, два! Раз, два! Раз, два! Раз, два!

Регистр (Н.Кончаловская).

У рояля много клавиш! Ты их все звучать заставишь.

В крайних слева бас гудит, будто он всегда сердит.

В крайних справа звук высок, будто птичий голосок.

Скрипичный ключ.

Нотный стан тут на замке. Ключ – у ноты «соль» в руке.

От замков ключи различны, у неё же- «Ключ скрипичный».

Это ключ- совсем особый – открывает нотный стан,

Приглашает всех садиться аккуратно по местам.

Скрипичный ключ.

Ключ скрипичный самый главный называется ключ «соль».

Открывает нотный стан он, нотной азбуки – король.

Скрипичный ключ.

Строчка в пять линеек, как пальцы у руки,

И на каждой линии написаны значки.

А в начале строчки – знак необычный.

В музыке все знают – это ключ скрипичный.

Командир скрипичный ключ всеми управляет,

Потому и ноты ключ этот уважают.

Скрипичный ключ.

Только скажет нотам он: «Быстро стройтесь в ряд!»

И бегут к нему все ноты и встают подряд.

Ключ скрипичный ноты строит по порядку тесно

Тот, кто их потом споёт, тот получит песню.

Трио.

Если музыканты сели и втроём играть взялись,

А потом им все кричали: «Замечательно!» и «Бис!»,

То такое исполненье, когда трое выступают,

Музыканты во всем мире, словом трио называют.

Шумовые звуки (Е. Королёва).

Все на свете дети знают, звуки разные бывают.

Журавлей прощальный клёкот, самолёта громкий ропот,

Гул машины во дворе, лай собаки в конуре,

Стук колёс и шум станка, тихий шелест ветерка.

Это звуки шумовые. Только есть ещё другие:

Не шуршания, не стука – музыкальные есть звуки.

Русские народные музыкальные инструменты: балалайка, домра, гусли, колокола и другие. Детские познавательные видеофильмы о русских народных музыкальных инструментах из цикла «Большая музыка для маленьких детей» . Загадки, стихи, речевые упражнения.

На дворе – Масленица! Русское раздольное гуляние! И как же в этот день не вспомнить о наших исконно русских народных музыкальных инструментах. Поэтому я предлагаю всем нам сегодня отправиться в Большой Концертный Зал имени Петра Ильича Чайковского на занятие для детей дошкольного и младшего школьного возраста «В старину на Руси» , а также побеседовать с детьми о русских народных музыкальных инструментах.

Русские народные музыкальные инструменты: детям о Руси.

Видео о русских народных музыкальных инструментах для детей.

В этих прекрасных познавательных и очень красивых музыкальных видеофильмах для детей Вы увидите основные инструменты оркестра русских народных инструментов (балалайку, домру, гусли и другие), узнаете о том, какая музыка звучала раньше на народных гуляниях, откуда произошло слово «балалайка», как проходили ярмарочные гуляния и колядование и многое другое. Приятного просмотра! И спасибо большое телеканалу «Радость моя», который делает для наших детей такие замечательные программы!

Во второй части этой программы для детей Вы не только продолжите знакомство с известными русскими народными музыкальными инструментами и известными произведениями для русского народного оркестра, но и узнаете о таких малоизвестных, но очень интересных народных музыкальных инструментах, как «ладошки», «черепашка», «кокошник», а также… рубель, пила, ложки и трещотки!

Лучше всего каждый видеоролик посмотреть отдельно и после просмотра обсудить с малышом. Спросите, что больше всего удивило в фильме, что нового он узнал, что еще хотел бы узнать о русских инструментах. А после этого через несколько дней вспомните еще раз путешествие в мир русских народных музыкальных инструментов – загадайте загадки. Пусть ребенок попробует, опираясь на полученный опыт, отгадать названия русских народных инструментов. А помогут отгадывать наши картинки, задания и стихи. Не спешите рассказать сразу обо всем! Вполне достаточно за один раз познакомить малыша с 1-2 инструментами!

Русские народные музыкальные инструменты: загадки, стихи, картинки и задания для детей.

Отгадайте загадку:

У неё есть три струны,
Их рукой щипать должны,
Можно под неё плясать
И по-русски приседать. (Балалайка).

О каких признаках этого инструмента говорится в загадке? (У балалайки три струны, их щиплют рукой, этот предмет нужен чтобы играть музыку).

К каким инструментам относится балалайка – к струнным, к ударным или к духовым? Да, это струнный инструмент. Почему? (у нее есть три струны, на струнах играют мелодию).

Балайка – это струнный щипковый инструмент . Почему же «щипковый»? Вспомните с ребенком, как играет музыкант на балалайке.

О балалайке есть еще одна загадка: «Из дерева вырубается, а в руках плачет».>О каких еще музыкальных инструментах, можно сказать, что они «из дерева вырубаются»? (Вспомните с ребенком известные музыкальные инструменты, изготавливаемые из дерева – домра, гитара, скрипка и другие)

Балалайка – инструмент очень веселый! Ноги сами в пляс идут. И не зря название этого инструмента похоже на слова «балаганить», «балагурить», «балаболить», «балакать», «баловаться». О каком человеке говорят, что он «балагурит» ? А о ком можно сказать, что он «балаболит»? Есть такое мнение среди ученых, что слово балалайка произошло от татарского слова «бала» — ребенок.

Загадайте ребенку загадку о домре:

Играет, а не гитара.
Деревянная, а не скрипка.
Круглая, а не барабан.
Три струны, а не балалайка.

Что это за музыкальный инструмент? Мы его видели в видеофильме. Это домра! Вот она — рассмотрите домру на картинке.

Есть еще одна загадка о домре:

Ой, звенит она, звенит!
Всех игрою веселит
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.

К этой загадке подходит несколько отгадок. Какие? Это может быть и уже знакомая детям балалайка, и домра — любой инструмент, у которого три струны. Домра – это очень старинный музыкальный инструмент. Дети видели домру в ролике выше и узнают ее на картинке.

Расскажите ребенку о домре: «На домрах играли музыканты – скоморохи. Под игру домры рассказывали былины.
Некоторые ученые считают, что уже очень давно у музыкантов были разные домры: от самой маленькой – она называлась очень смешно, как бы ты ее назвал? (Выслушайте предположения детей) Называлась она «домришка» 🙂 До самой большой под названием «домра басистая». Спросите ребенка, как он думает — какой звук был у маленькой домры (высокий), а у домры басистой? (низкий)

У нашей русской домры есть много родственников. Какие у нас с тобой есть родственники? Перечислите их с малышом. А вот какие родственники есть у русской домры – У грузин чунгури, у украинцев – бандура, у казахов – домбр, у калмыков – домр, у туркменов – дутар».

Рассмотрите с ребенком домру. Чем она похожа на балалайку? (У нее тоже три струны, корпус у нее тоже деревянный). А чем домра отличается от балалайки? (У балалайки треугольный корпус, а у домры он круглый – как половина шара)

Оказывается, у скромной русской домры — огромная родня. У грузин – чунгури, у украинцев – бандура, у туркменов – дутар, у киргизов и татар – думра, у казахов – домбр, у калмыков – домр.

На чём в гостях, вдали от дома,
Играл Садко царю морскому?
Тот музыкальный инструмент
Сломал он, улучив момент.

А Ваш малыш знаком с былиной о Садко? Если нет, то посмотрите замечательный фильм по этой былине.

Слово «гусли» похоже на слово «гудеть», «гудьба». И их звук похож на гудение. Во многих былинах гусли называются «яровчатыми». Откуда произошло такое странное слово «яровчатый»? Дело в том, что раньше — давным–давно корпус гуслей делали из дерева явора. Вот и называли их поэтому «яворчатыми» или «яровчатыми».

А в сказках часто гусли называют «звончатыми». Спросите ребенка, почему? Какие еще музыкальные инструменты можно назвать этим красивым словом – «звончатые» (например, звончатые колокола).

Кто же играет на гуслях? Гусляр.

Загадайте загадки:

Кричит без языка, поет без горла,
Радует и бедует, а сердце не чует. (Колокол)

Язык есть, речей нет, вести подает. (Колокол)

Колокола – это какой музыкальный инструмент – струнный, духовой или ударный? Что нужно сделать, чтобы получить музыкальный звук? Ударить в колокол! Значит, это ударный инструмент.

Есть разные колокола. У одних колоколов внутри корпуса есть язык как и у нас во рту, только металлический. И корпус колокола тоже сделан из специального металла. Язык колокола ударяет по корпусу. Получается красивый звук. Найдите на картинке язык колокола.

А есть колокола без языка. Попросите ребенка догадаться, как же может звучать колокол без языка? Что надо сделать, чтобы он зазвучал? Да, надо ударить по корпусу колокола снаружи, и он зазвучит. Чем же можно ударить? Палочкой – «колотушкой».

Спросите ребенка, где он видел настоящие колокола? Наверняка, на колокольне!

А как же быть, если нужно изобразить колокольный звон в театральном спектакле или в музыке? Ведь не принесешь колокольню в театр или в концертный зал? Попросите ребенка придумать, чем можно заменить колокола? Оказывается, для этого существуют оркестровые колокола – специальный музыкальный инструмент. Это небольшие металлические трубки или пластинки, которые висят на перекладине. Их заставляют звучать, ударяя колотушкой, обтянутой кожей. И получается колокольный перезвон. Вот как выглядят оркестровые колокола.

Почему в этой загадке говорится, что гармонь то худеет, то толстеет? Попросите ребенка изобразить руками, как играют на гармошке и как гармошка растягивается – она толстеет, и как она сжимается – худеет.

Вспомните с малышом песенку «Я играю на гармошке у прохожих на виду. К сожаленью, День рождения только раз в году». На каком инструменте играл Крокодил Гена? Конечно, на гармони – на гармошке!

У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть - не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается.
(Гармошка)

В загадке говорится о пуговках на гармони. Что за пуговки есть у гармони? Рассмотрите внимательно картинку. Зачем нужны эти пуговки- кнопочки?

Предложите ребенку послушать еще одну загадку о гармони и сказать, какой называется гармонь в этой загадке.

В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее?

Как называют гармонь в этой загадке – она какая? (Русская, звонкая, нарядная, двухрядная). Почему гармонь называют двухрядной? Где у нее эти два ряда? А если бы было три ряда, то как бы мы могли сказать про гармонь? (Пусть ребенок попробует по аналогии придумать слово «трехрядная»). А если был бы один ряд, то как бы мы сказали? (Однорядная).

Гармонь – это очень интересный музыкальный инструмент. Он и не струнный, и не ударный, и не духовой. Он клавишно-пневматический.

Почему «клавишный» ? Потому что у него есть клавиши – кнопочки. Музыкант нажимает на кнопочки, и раздается звук. Правой рукой музыкант играет мелодию, а левой аккомпанирует.

Рассмотрите с ребенком части гармони на рисунке. По бокам у гармони клавиатура с кнопками или клавишами. А между ними – камера, в которую накачивается воздух. Воздух накачивается к звуковым планкам гармошки, и она звучит. Именно поэтому инструмент – «пневматический» , в нем работает невидимка-воздух. Вспомните с ребенком, какую еще работу выполняет воздух-невидимка, как он людям помогает (интересный материал о том, какую работу выполняет воздух Вы найдете )

Интересно об истории любимой русским народом гармошки рассказано в телепередаче «История одной вещи. Гармонь». Это передача для взрослых. Но, показав малышу отдельные фрагменты из нее, Вы поможете ему увидеть, как работает гармонь, какие кнопочки на ней, услышать как гармонь звучит, ее переливы. А также узнаете много нового об истории гармони в России.

Жалейка, рожок, свирель – народные духовые инструменты.

А на ней пастух играет
И овечек собирает,
Фью-фью-фью,
Фью-фью-фью,
Идём мы к пастуху. (Свирель)

Свирель – это деревянная дудочка. С одной стороны у нее острый клюв. В самой дудочке есть игровые отверстия. Бывает и двойная свирель, которая состоит из двух спаренных дудочек. Свирель изготавливается из дерева с мягкой древесиной — крушины, орешника, клёна или черёмухи, ивы, бузины. Сердцевину дерева вынимали тоненькой палочкой, один конец дудочки срезали. А в дудочке делали обычно 6 отверстий, но могло быть от 4 до 8 отверстий. Вот и получалась свирель – деревянная дудочка, на которой играли пастухи. Ее еще называли на Руси «сопилкой»

Рожок.

Мы собрали хоровод.
Пригласили весь народ,
А пастуший рожок
Дополняет наш кружок.

Какой инструмент – рожок: духовой, струнный или ударный? Конечно же, духовой. Почему? Конечно же ребенок ответит, что в него дуют, чтобы получился звук. И действительно, духовыми инструментами называются те музыкальные инструменты, в которых звук получается в результате колебаний воздухе в трубке.

Рожок представляет собой конической формы прямую трубу. В этой трубе пять отверстий вверху, и одно отверстие внизу для игры. В трубу дуют, зажимают игровые отверстия пальчиками, и получается звук. А свирель – это какой инструмент – тоже духовой или нет?

Рожки бывают разные: во владимирские рожки играли во Владимирской области. А как называют рожки, в которые играли в Костроме? (Костромские – пусть ребенок сам образует это слово от слова «Кострома»). А в Ярославле? (Ярославские). В Курске? (Курские).

Из чего можно сделать рожок? Из березы, клена, можжевельника. Раньше их делали из двух половинок и скрепляли берестой. А сейчас появились токарные станки, и рожки делают сразу же целиком. Звук рожка очень пронзительный, сильный.

На рожке играют наигрыши. Наигрыши бывают разные. Под песенные наигрыши поют песни, под плясовые и танцевальные можно плясать. А для чего нужны сигнальные наигрыши? Что за сигналы можно подать с помощью рожка? Когда людям могут пригодиться эти сигналы? (напомните ребенку, что на рожках раньше играли пастухи. А это значит, что звуком рожка пастух собирал стадо, охранял его)

Если Вы хотите больше узнать о рожках, то можете посмотреть передачу канала «Ремесло» об этих народных инструментах. Это ролик для старших детей и взрослых.

Речевое упражнение «Оркестр»

А теперь, когда ребенок познакомился с наиболее известными русскими народными музыкальными инструментами, можно поиграть в слова. Попросите малыша отгадать, как называется музыкант, который играет на данном инструменте.

Задания для игры:

  • На гитаре играет гитарист, а на домре играет кто?… (домрист), а на баяне — ? …(баянист). А на гармони играет кто?… (Гармонист). На флейте — ?… (флейтист)
  • А как называют музыканта, который играет на гуслях? (гусляр)
  • А кто играет на балалайке? (балалаечник)
  • На барабане играет… ? (барабанщик), а на жалейке?… (жалейщик). А на свирели — ? (свирельщик)

Главное в этом задании – стимулировать словотворчество детей, их желание экспериментировать со словами, развивать языковое чутье. Все дети в этом задании ошибаются, и это отлично! Если ребенок, например, скажет «На балалайке играет балалай», ответьте ему: «Такое слово могло бы быть в русском языке, но люди договорились называть этого музыканта по-другому. Догадайся, как». Пусть малыш попробует придумать другие слова. Дети могут назвать такие слова – «балалайщик», «балалист» и другие. Стимулируйте ребенка искать правильный вариант, но ни в коем случае не смейтесь над ошибками. Ведь это не ошибки, а словотворчество ребенка, его активный поиск точного слова, его экспериментирование с языком. В конце, если малыш так и не догадался, подскажите началом слова: «балала-е…» и назовите правильный вариант – «На балалайке играет балалаечник». В любом случае похвалите ребенка за его поиски ответов.

Еще раз хочу обратить внимание на то, что в этой игре главное не запоминание ребенком правильных названий профессий музыкантов, а активный поиск ответа и экспериментирование со словом.

Загадка — картинка для дошкольников.

На каких инструментах играют эти сказочные герои?

Вот и подошло к концу наше первое знакомство с русскими народными музыкальными инструментами. Но мы с Вами не прощаемся!

По просьбам читателей сайта для более удобного использования материала я выкладываю картинки из этой статьи в высоком разрешении в виде презентации «Русские народные музыкальные инструменты» в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (найти их можно в разделе группы «Документы» — для тех, кто не знает где это находится — это правый столбик странички группы). Эту презентацию можно редактировать.

А с детьми можно выполнять задания и рассматривать картинки из статьи, данные в презентации ниже.

Еще на сайте о музыкальных инструментах для детей:

Презентация «Русские народные музыкальные инструменты» для игр и занятий с детьми.

В презентацию вошли картинки из этой статьи для занятий с детьми. Скачать презентацию бесплатно можно:

  • здесь по этой ссылке: ,

    Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

    "Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

    Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Музыкальные загадки с ответами для детей 5-8 лет

Седова Вера Олеговна, преподаватель фортепиано, концертмейстер МДУДО ДДШИ, отделение в городе Дмитров, Московская область
Описание. Авторские загадки о музыкальных инструментах можно использовать на музыкальных занятиях в подготовительной группе детского сада, в подготовительном, первом и втором классах детской школы искусств и образовательной школы в процессе ознакомления с музыкальными инструментами, на которых ребята играют в детском оркестре, при проведении викторин, конкурсов, КВНов для расширения кругозора обучающихся в области искусства. Загадки доступны детям 5 - 8 лет и могут быть использованы в работе воспитателями детских садов, учителями общеобразовательных учреждений и преподавателями учреждений дополнительного образования, заинтересованными в разностороннем образовании своего ребёнка родителями, самими детьми в качестве полезного развлечения и самообучения.
Цель: знакомство с музыкальными инструментами через народное творчество.
Задачи:
1) обучать детей видеть и слышать признаки предметов;
2) развивать любознательность ребёнка, смекалку, мышление, память, внимательность;
3) воспитывать интерес к творчеству через сочинение детьми собственных загадок.

1. Я похож на барабан,
Грома звук напомню вам.
Платье медное на мне,
Бьют по кожаной спине.
Звуков разной частоты
От меня добьёшься ты.
А в оркестре двое нас:
Мы для труб играем бас.
(литавры)

Литавры

2. Я старинный инструмент,
Мне уже немало лет.
Сторож по двору ходил,
И в меня он колотил.
Злых людей он отгонял
и порядок сохранял.
Я из дерева и кожи,
С колотушкой мы похожи.
Шарик бьёт по мне, и стук
с пулеметом схожий звук.
Шар - отличный мне помощник...
Как зовут меня?.. (кокошник)


Кокошник

3. Выстроились дружно в ряд:
Если дуть, они гудят.
Сделаны из камыша,
Пятушкой звать малыша.
Женщины на нас играют
И, играя, подпевают.
Хорошо звучим с свирелью,
Скрипкой и жалейкой.
Наигрыши мы играем,
В пляс народ мы вовлекаем.
(кувиклы)


Кувиклы

4. В старину меня ценили:
Если засуха, то мной
Люди борются с бедой.
Вызывая дождь и ветер,
Иль пугая силу злую,
Лишь тихонько посвистят...
В нашем мире современном
Я из глины иль полена
Для забавы у ребят.
(свистулька)


Свистульки

5. На ремне в рядок висим,
Сухо, весело трещим.
Ритм отстукивает чётко
Звонкий инструмент … (трещотка)


Трещотка

6. По пластинам деревянным
Молоточками стучим.
Звука глуховатый тон
Выдаёт нам … (ксилофон)


Ксилофон

7. Ударяешь по пластинам, -
Мы светло звучим - звеним,
Словно Эльфы, говорим.
Кампанелла мы зовёмся,
Нежным хрусталём смеёмся.
(колокольчики)


Колокольчики

8. А на ней пастух играет
Стадо быстро собирает.
Тонко он выводит трель,
Эта дудочка - … (свирель)


Свирель

9. Я - пастушеский рожок,
Жалобный, гнусавый.
Я тонка, стройна, как змейка.
А зовут меня … (жалейка)


Жалейка

10. Барабан большой и малый
Дружат - не разлей вода.
Звуки ты играй ритмично,
Извлекай их без труда.
(бонго)


Бонго

11. У неё рубашка в складку,
Пляшут с нею все вприсядку.
Много пуговок на ней,
Нажимай - ка посмелей!
Может песни выводить, -
Задушевно говорить.
Веселее топай ножка,
Это русская … (гармошка)


Гармошка

12. Я кубинский инструмент,
Родом я - из Африки.
Палочку рукой держи,
А другой по мне стучи,
Чётко отбивая ритм...
Инструмент заговорит.
(клавес)


Клавес

13. Ими друг о друга бьют,
А они в ответ поют.
Медью звонкою блестят
В резвых пальчиках ребят.
(музыкальные тарелочки)


Музыкальные тарелочки

14. В руки молоточки взяли,
По пластинкам застучали.
Слышите металла звон?
Так звучит … (металлофон)


Металлофон

15. Я стучу как каблучок,
Как лошадка - цокаю.
Я внутри совсем пустая,
Постучи по мне, играя.
(коробочка)


Коробочка

Преподаватели и воспитатели могут использовать как подкрепляющее дополнение к загадкам картинки с инструментами, аудио и видеозаписи звучания данных инструментов, а также сочинить с детьми авторские загадки, опираясь на признаки предметов.

Их семь сестричек
На нотном стане.
Все они важны,
Без них не будет музыки. (Ноты)

Это шестиструнный инструмент.
У костра на ней играют,
Песни дружно сочиняют.
Как собирается компания
Без нее нет веселья. (Гитара)

Целый день марширую и стучу в такт.
И рад, что купили... (Барабан)

Целый день играл,
Пел, плясал под... (Дудочку)

Изнутри собранной гармошки,
Звуки льются.
То протяжно стонет,
То задорно пляшет. (Гармошка, баян)

На скрипочке играет? (Скрипач)

Песни исполняет нежно.
К нему приходят на концерт,
Дарят букеты, аплодисменты,
Все восхищаются... (Певцом)

На гитаре он играет,
Песни романтические исполняет.
Он всегда в центре шумной компании!
Наш любимый... (Гитарист)

В детском саду без его музыки,
Не пройдет ни один праздник!
Может польку, может вальс,
Исполняет быстро, звонко,
Нет в инструменте изъяна,
Мелодичное... (Фортепьяно)

Смычок двигается назад вперед.
И она звуки издает!
Нет нежнее мотива,
Чем исполняет...(Скрипка)

Белые клавиши,
Черный костюм.
В нем поселилось множество

Запомните ребята!
Если музыка исполняется
Четырьмя музыкантами,
То группа называется... (Квартет)

Без сна и отдыха,
Сочиняет мелодию
Наш знаменитый... (Композитор)

Руководитель оркестром
Опытный мастер
Это... (Дирижер)

Дудочка, кларнет, баян
Вместе музыкальные... (Инструменты)

Сверху круг,
Внизу маленькие тарелки.
Мы целый день играть будем
В звонкий... (Бубен)

Всего три струны,
Треугольная форма.
А ну - ка, заиграй ка
Веселая... (Балалайка)

Этим ключом дверь открыть нельзя!
Пишется он вначале нот... (Скрипичный ключ)

Что общего между легковой машиной
И пианино?
У них общая деталь
Под названием... (Педаль)

Талант, терпение,
И умение играть на арфе.
Получился... (Музыкант)

Без него не может
Музыкант играть!
Молча он стоит,
Держит нотную тетрадь. (Пюпитр)

Это бродячий музыкант
Ходит, крутит он шарманку,
И встает рано... (Шарманщик)

Чтоб научиться играть на
Нужно желание и... (Терпение)

Слышен нам со всех сторон
Мелодичный перезвон.
Это с утра звучат... (Колокола)

Тоненький звук гремит
Нам подыграет... (Колокольчик)

На баяне играет? (Баянист)

Брат скрипки, немного больше,
Деревянный корпус.
Струн четыре,
Звук на тон пониже,
Играет... (Альт)

Этот сложный инструмент
Украшает весь собор,
Как заиграет, весь оркестр заменяет! (Орган)

Сколько нот в музыке? (Семь)

Как захочешь поиграть,
Так к губам поднеси трубочку
И подуй в... (Дудочку)

Волшебная трубочка
Истребила войско мышей.
Называется... (Дудочка)

Он удары любит,
Чем сильнее ударяешь,
Тем громче он играет! (Барабан)

Можно суп ими есть,
Но, положите друг к другу ребром,
А мы под них частушки споем! (Деревянные ложки)

У него воротник в складку,
Сорок кнопок на нем,
Звонкий и веселый,
Подпеваем хором!
Замечательный... (Баян)

Композиторам подсобляет,
К ноткам дорогу прокладывает! (Скрипичный ключ)

Вот так шумная игрушка,
Но, только не погремушка! (Маракас)

Этот ключ не простой.
Открывает нам путь
В мир волшебной мелодии. (Скрипичный ключ)

Внутри воздух,
По бокам натянут круг.
Издает громкий звук,
При сильном ударе.
Если слабо стукнуть,
То будет тихий звук. (Барабан)

Волшебная трубочка,
Внутри дырочки.
Как дунешь в нее,
Так польются звуки. (Дудочка)

Маленькие точки,
Вверху крючочки.
Сели на семь строчек,
Если их исполнять,
Будет музыка играть. (Ноты)

Мелодию соединили со стихами,
Получилась... (Песня)

Без нее мелодия плохая
Это нота -... (Ля)

Инструмент очень полезный,
Он, конечно, всем известный.
Проверяет звук и тон.
Это... (Камертон)

Если ты не можешь петь,
Значит, наступил на ухо... (Медведь)

В песне четверостишие повторяется,
Как оно называется? (Куплет)

Инструмент с юбкой в складку,
Посмотри играет звонко,
То растянет звук,
То быстро проиграет... (Гармошка)

Мы ими кушаем, раскладываем пищу,
Положив ребром друг к другу,
Мы сыграем буги - буги. (Ложки)

Мы частушки вам пропели,
На свистульках проиграли,
Нас четверо - славный... (Квартет)

Круглый как погремушка.
Это... (Маракас)

Нежное звучание,
Так играет... (Скрипка)

Ноту эту мы найдем:
В слове секрет,
Спряталась и в винегрете.
Очень близко,
Поселилась в редиске! (Нота Ре)

Этой нотой пищу солят,
И находят в словах:
Фасоль, сольфеджио. (Нота Соль)

Специальная тетрадь,
Чтобы музыку сочинять.
Подумай хорошенько,
Посмотри, назовем... (Нотная тетрадь)

Фазан, фасоль, сарафан,
Факел, факстрот, фараон,
Содержат ноту -... (Фа)

Спряталась в словах:
Кабаре, каре, пюре, погремушка,
Гарем, терем, ребята.
Наша любимая нота... (Ре)

На пяти проводах
Сидят сестрички.
Все он дружат,
Поочереди звучат,
И музыку творят!
Ты их быстро назови,
Это ноты: ... (До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си)