Проектно исследовательская работа по литературе. Проектно-исследовательская работа «Цветы в литературе, фольклоре и мифологии. Проводит организационную работу по объединению, школьников, выбравших себе конкретные подтемы

Исследовательский проект

по литературе

ТЕМА ПРОЕКТА

Что является источником нравственной силы героев В.П.Астафьева?

Выполнила

учитель русского языка и литературы

Верхне-Гуторовского филиала

МБОУ «Полевской лицей»

Курского района

Курской области

ТАТАРЕНКОВА М.Н.

КУРСК

2016 год

  1. Цели, задачи, проблемы проекта; пути решения; ожидаемые результаты………..

  2. Практическая, теоретическая познавательная значимость результатов………….

    Деятельность обучающихся…………………………………………………………

    Этапы проектной деятельности…………………………………………………….

1.1. Выбор темы проекта

А) определение проблемы и задач исследования;

Б) выдвижение гипотезы их решения;

В) обсуждение методов исследования.

1.2. Выделение подтем

1.3. Формирование творческих пар (групп)

1.4. Подготовка материалов: формулировка вопросов

1.5. Определение форм выражения итогов проекта

2.Разработка проекта .

3. Оформление результатов

А) оформление конечных результатов;

Б) анализ полученных данных;

4. Презентация и защита проекта

А) подведение итогов, корректировка данных, выводы;

Б) творческие отчеты обучающихся, создание и просмотр презентации «Читательский дневник».

5. Рефлексия

5. Литература…………………………………………………………………………

6. Приложение……………………………………………………………………………

Краткая аннотация проекта

Цели, задачи, проблемы проекта; пути решения; ожидаемые результаты.

Творческое (рабочее) название проекта: Где источник нравственной силы?

Проект может выполняться индивидуально и в группе.

Объект исследования :данный проект направлен на привитие интереса к творчеству писателя Астафьева В.П., много и интересно пишущего о деревне, деревенской культуре. Основной проблемный вопрос , над которым предстоит задуматься девятиклассникам, участвующим в проекте - В чем заключается источник нравственной силы героев книг В.П.Распутина и как этот проект поможет помочь им, подросткам, в осмыслении окружающей действительности и собственном личностном становлении?

Основной целью данного проекта является желание привлечь внимание подростков к творчеству писателя В.П.Астафьева и философии героев его книг, сравнении и осмыслении этой философии с собственной личностной позицией.

Задачи : помочь обучающимся вглядеться в героев писателя, оказавшихся в пограничных ситуациях - беспутных или нашедших свой путь, не слышащих Бога или верящих в него, поразмышлять вместе с автором книг об ответственности человека.Привлечь внимание подростков к чтению через использование и библиотекарем, и ими современных интернет-технологий.

Среди используемых технологий - тематическая группа для коллективного обсуждения прочитанного, для представления результатов исследований в группах используются сервисы, помогающие создать электронную презентацию

Возраст обучающихся - участников проекта

Обучающиеся 9-х классов. Работа ведется в группах

Библиотекарь (работа ведется в тесном сотрудничестве со школьным библиотекарем) и автор и координатор проекта (учитель) общение с группами ребят будет выстраивать также с использованием новых интернет-возможностей - в созданной в Google тематической группе "Читающие В.П.Астафьева ". Индивидуальные консультации будут предоставляться старшеклассникам очно в библиотеке (классе) и с использованием электронной почты или личной странички в социальных сетях. По завершении проекта возможна "защита" исследований по проекту группами школьников с использованием Интернет-переписки, (при бо льших возможностях в других школах может использоваться Скайп-чат или видеоконференция).

Практическая, теоретическая познавательная значимость результатов.

Ожидаемые результаты:

    Развить умение самостоятельно приобретать знания из различных источников (работа с материалом по книге И.И. Стрелковой В.Астафьев, В.Белов,В.Распутин, В.Шукшин в жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей.-3-е изд.-М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»,2008.-112 с.; с электронными и справочными ресурсами;

    Развить умение пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных, поставленных перед обучающимися, задач.

    Постичь процесс работы над произведениями и пособиями по теме, научить обучающихся «проживать» ими конкретные, описанные в литературе ситуации, отождествлять, переносить их в реальную жизнь.

    Приобщать обучающихся к проникновению «вглубь» произведений В.Распутина и явлений, в них (произведениях) описываемых.

    Научить обучающихся управлять процессом исследования самостоятельно, самостоятельно конструировать новее объекты исследования.

6. П ривлечь внимание подростков к творчеству писателя В.П.Астафьева и философии героев его книг, сравнении и осмыслении этой философии с собственной личностной позицией.

7. Привлечь внимание подростков к чтению через использование и библиотекарем, и ими современных интернет-технологий.

8. Развить у обучающихся коммуникативные умения, умения работать в парах (группах-для большего количества детей в классе), развить исследовательские умения (умение выявить проблему, умение собрать информацию, умение наблюдать, анализировать, строить гипотезы, обобщать (синтезировать), систематизировать и обрабатывать полученные данные, умение делать выводы и.т.д

1.Результатом работы группы станет работа над Лентой времени судеб о жизни и творчестве писателя

2.Результатом работы группы старшеклассников явится "мозговой штурм" по обсуждению проблемы и работа старшеклассников над созданием книги по одной из глав повести «Последний поклон»и издание ее в виде книги –презентации(«Читательский дневник»)

3. Результатом работы этой группы может стать работа над созданием Литературной анкеты

Деятельность обучающихся: выбирают тему, обсуждают и принимают общее решение по теме, выбирают координатора пары (группы), эксперта, наблюдателя и т.п. (в зависимости от количества человек в классе), создается тематическая группа (пара индивидуально) в Google для коллективного обсуждения прочитанного, для представления результатов исследований в группах (парах) используются сервисы, помогающие создать различного вида отчеты: электронную презентацию. (Более подробно деятельность обучающихся см.в таблице)

Этапы проектной деятельности.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Разработка проектного задания

1.1. Выбор темы проекта: Что является источником нравственной силы героев В.П.Астафьева

- определение проблемы и задач;–исследование выдвижения гипотезы их решения; -обсуждение методов исследования;

Учитель предлагает тему обучающимся.

Обсуждают и принимают общее решение по теме

1.2. Выделение подтем

Предварительно вычленяет подтемы и предлагает их:

«Жить не по лжи»(Солженицын),

"Увидеть лицо человеческое», «Испытание войной»

Каждая группаобучающихся выбирает себе подтему или предлагает новую.

1.3. Формирование творческих групп

Проводит организационную работу по объединению, школьников, выбравших себе конкретные подтемы

Группируются в группы, распределяют роли

1.4. Подготовка материалов: формулировка вопросов: Что значит, по мнению героев "Жить не по лжи", «Увидеть лицо человеческое», « Каково это испытание войной», задания для пар и отбор литературы: работа с основным пособием И.И. Стрелковой В.Астафьев, В.Белов,В.Распутин, В.Шукшин в жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей.-3-е изд.-М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»,2008.-112 с.; с другими электронными и справочными ресурсами;

    Заранее выбирает список литературы и Интернет-ресурсов (см.список литературы), задания для групп: "мозговой штурм" по обсуждению проблемы и работа старшеклассников над Литературной анкетой, работа над Лентой времени о жизни и творчестве писателяс комментариями, работа над книгой- главкой "издание" ее в виде книги-презентации («Читательский дневник»).

Обучающиеся принимают обсуждение в корректировке заданий

1.5. Определение форм выражения итогов проекта (электронная презентация –книга, читательский дневник, форум и т.д.)

Учитель (и библиотекарь) принимает участие в обсуждении.

Обучающиеся в группах обсуждают формы представления результата.

2.Разработка проекта.

Осуществляют поисково-исследовательскую деятельность

3. Оформление результатов А) оформление конечных результатов;

Б) анализ полученных данных.

Консультирует, координирует и стимулирует деятельность обучающихся

Оформляют результаты

4. Презентация и защита проекта

А) подведение итогов, корректировка данных, выводы;

Б) творческие отчеты обучающихся, создание и просмотр презентации «Читательский дневник».

Организует экспертизу (учителя, родители, обучающиеся других классов)

Докладывают в выбранной форме о результатах работы

5. Рефлексия

Оценивает свою деятельность, деятельность своих помощников (в д.случае-библиотекарь), учитывает оценки детей

Оценивают свою работу (инд, в паре, группе) с учетом работы других.

Краткое описание этапов проекта

Размещаем мини-анкету по авторскому праву для читателей-детей

В задачи координатора (библиотекаря) и автора проекта (учитель работает в сотрудничестве со школьной библиотекой) входит задача консультирования обучающихся по грамотному использованию источников и ресурсов в своих исследованиях, предполагается перед началом работы по проекту провести занятие, посвященное авторскому праву , для которого можно подготовит не только презентацию, но и провести с ребятами разминку «Что мы знаем о понятии авторское право»

* Обязательно

Вопрос1

На какие произведения, существующие в объективной форме, распространяется авторское право: *

обнародованные

необнародованные

обнародованные и необнародованные

Вопрос 2

Определите произведения, которые являются объектами авторского права: *

фотографии

официальные документы

произведения живописи

литературные произведения

аудиовизуальные произведения

Вопрос3

тридцать лет

Учитель: Какая работа над книгами, чтением обходится без вопросов? Спрашивая и отвечая - мы размышляем о проблемах, донесенных до нас автором произведения...

Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка (Красноярский край) в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в младенчестве. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». Во время очередной поездки Лидии к мужу лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. Лидия Потылицина, упав в воду, зацепилась косой за сплавную бону и утонула. Её тело нашли лишь через несколько дней. Виктору тогда было семь лет. После смерти матери Виктор жил у её родителей - Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных. О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившим в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон».
Выйдя из заключения, отец будущего писателя женился во второй раз. Решив податься за «северной дикой деньгой», Пётр Астафьев с женой и двумя сыновьями - Виктором и новорождённым Николаем - отправляется в Игарку, куда выслали раскулаченную семью его отца - Павла Астафьева. Летом следующего года отец Виктора заключил договор с игарским рыбзаводом и взял сына на промысловую рыбалку в местечко между посёлками Карасино и Полоем. После окончания путины, возвратившись в Игарку, Пётр Астафьев попал в больницу. Брошенный мачехой и родными, Виктор оказался на улице. Несколько месяцев он жил в заброшенном здании парикмахерской, однако после серьёзного инцидента в школе получил направление в детский дом. В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Военному делу обучался в школе пехоты в Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, артразведчиком, связистом. До конца войны Виктор Астафьев оставался простым солдатом. После демобилизации в 1945 году уехал на Урал, в город Чусовой, Молотовская область (ныне Пермский край).
В 1945 году Астафьев женился на Марии Семёновне Корякиной. У них было трое детей: дочери Лидия (родилась и умерла в 1947 году) и Ирина (1948-1987) и сын Андрей (род. в 1950 году).
В Чусовом Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком.
В 1951 году в газете «Чусовской рабочий» опубликован первый рассказ Астафьева «Гражданский человек». С 1951 года работал в редакции этой газеты, писал репортажи, статьи, рассказы. Первая его книга «До будущей весны» вышла в Молотове в 1953


В 1958 году Астафьев был принят в Союз писателей СССР. В 1959-1961 годах учился на Высших литературных курсах в Москве.
С 1989 года по 1991 год Астафьев был Народным депутатом СССР.
В 1993 году подписал «Письмо 42-х».
Умер 29 ноября 2001 года в Красноярске. Похоронен в Овсянке.
После демобилизации в 1945 году уехал на Урал, в город Чусовой, Молотовская область (ныне Пермский край).

Задание по созданию своей анкеты

    Придумайте вопросы к интернет-анкетированию своих друзей-читателей по прочитанной книге В.Астафьева или литературным персонажам из его книг Создайте свою анкету в Google.

    Разместите ее на своей страничке в соц.сетях Интернета

Пример литературного опросника

Знаете ли Вы, что такое нравственность?

Нравственность-понятие вечное?

Как решается проблема о том, что является нравственной силой героев В.П. («Пролетный гусь» , «Последний поклон», «Пастух и пастушка» и т.д.)?

Какие нравственные категории поднимает писатель своих произведениях?

Рабочие группы школьников будут исследовать эту проблему по-разному:

1.Первая рабочая группа, читающая книгу «Пролетный гусь» , попытается ответить на вопрос " Какие качества помогают героям рассказа остаться людьми до конца своих дней?

Результатом работы группы девятиклассников явится создание Ленты времени о жизни и творчестве писателя

2.Вторая группа, читающая "Последний поклон» , ищет ответ на вопрос " Результатом работы группы станет коллективная работа над созданием книги-главки по повести «Последний поклон» и издание в виде «Читательского дневника»

3.Третья группа, читающая книгу этого же автора «Пастух и пастушка» , исследует вопрос " Какие качества человека обнажает война в пасторале В. Астафьева»
Результатом работы этой группы может стать коллективная работа над созданием Литературной анкеты

Ключевые слова (на доске)

    10 слов, характеризующих содержание книги Стрелковой И.И. В.Астафьев, В.Белов,В.Распутин, В.Шукшин в жизни и творчестве о писателе Сибири:

    Сибирь Астафьев

    Справедливость

  • Целесообразность

    Терпение

    Сострадание

    Страдание

Самостоятельные исследования учащихся в рамках учебного проекта

1.Тема "Жить не по лжи" (Солженицын) :

Вопрос для исследования:

Какие качества помогают героям рассказа остаться людьми до конца своих дней?
Цель исследования:познакомиться с биографией В. Астафьева, прочитать рассказ "Пролётный гусь" Результат.По итогам исследования создается Лента времени о жизни и творчестве писателя

2. Тема "Увидеть лицо человеческое"

Вопрос для исследования:

В чём заключается духовная красота героев В. Астафьева?
Цель исследования: прочитать повесть "Последний поклон" и понять красоту героев повести
По итогам исследования провести "Мозговой штурм" в библиотеке и подростки издают
книгу-главку по одной из глав повести.

в форме читательского дневника.

3.Тема:"Испытание войной"

Вопрос для исследования:

Какие качества человека обнажает война в пасторале В. Астафьева

Продолжительность работы над проектом- 1 месяц

Критерии оценивания работ учащихся

    полнота раскрытия темы,

    аккуратность и эстетичность проектной работы,грамотность и др.

    Каковы ваши главные результаты, что вы поняли, чему научились?

    Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?

    Как вы выполняли задания, какими способами?

    какими трудностями вы столкнулись и как вы их преодолевали?

    Каковы замечания и предложения на будущее?

Ссылки на ресурсы Интернет по теме проекта

Итоги (Рефлексия)

    В проведенном исследовании мне было интересно...

    В проведенном исследовании я сделал...

    В проведенном исследовании меня удивило...

    В проведенном исследовании было трудно...

    В проведенном исследовании я научился(-лась)...

    В проведенном исследовании мне понравилось...

Литература

    Давыденко Т. В., Тонков Е. В. Проектирование учебного занятия. Белгород. Белгородский государственный университет. 2002.

    Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.:Изд-во НИИ шк. технологий, 2005.

    Стрелкова И.И. В.Астафьев, В.Белов,В.Распутин, В.Шукшин в жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей.-3-е изд.-М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»,2008.-112 с.; с электронными и справочными ресурсами;

Литературная анкета

Определяем жанр - пастораль

В каждом вопросе выбрать правильный ответ или дать свой вариант ответа * Обязательно

Вопрос 1

Пастораль - это *

Жанр в литературе

Жанр в живописи

Жанр в музыке

Жанр в театре - Другое:

Вопрос 2

Пастораль в переводе с латинского языка означает: *

Любовная лирика

Пастушеская поэзия

Драма

Деревенский мотив - Другое:

Вопрос 3

Определите главные приметы "современной пасторали": *

Любовь - ненависть

Счастье - зло

Другое:

Вопрос4

Укажите причину смерти Бориса в повести "Пастух и пастушка" *

Гибель в бою

Раны

Тоска по утраченной любви -Другое:

В статье рассказывается о преимуществах проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы, приводятся примеры исследования литературных произведений или эпизодов в 5, 9, 11 классах. Наглядно показаны результаты и продуктивность проектно - исследовательской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектно – исследовательская деятельность на уроках литературы.

Проектно – исследовательская деятельность на уроках литературы является одной из приоритетов современного образования. Развивающие приёмы обучения, семинары, эликтивные курсы поискового характера позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию. Оба метода (проектный и поисковый) не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, сопряжённые с практической деятельностью.

Проектно – исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она

Личностью ориентирована.

Характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения.

Позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах.

Позволяет учиться на собственном опыте.

Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелёгкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, учить их мыслить.

Исследовательской деятельностью я занимаюсь три года, в основном опиралась на журнал « Литература в школе», книгу « Путь к сотворчеству» автора Г. С. Меркина, пользовалась услугами интернета.

Считаю, что в основу урока литературы должна быть положена учебно – познавательная деятельность учащихся, направленная на стимулирование личностного восприятия литературы, где каждый ученик, читая произведение, видит в нём не только средство для получения оценки или обогащения своего словарного запаса, но находит в нём пищу для размышлений и глубоких переживаний.

Всё начинается с создания проблемной ситуации на уроке. Развитию навыков исследовательской деятельности учащихся способствуют педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения нужно использовать такие ситуации, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить аргументы, доказательства, факты, задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний.

Ситуациями такого рода является рецензирование ответов одноклассников, сочинений и др., то, что связано с экспертизой, советом, активным поиском нового.

Исследование может быть организовано на всех этапах обучения литературе, некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следует осваивать уже в среднем звене.

В 5 классе я проводила урок-игру с элементами исследования. Урок назывался « Проникновение в тайны замысла». Проводила я его после чтения и обсуждения в классе стихотворений о природе. Построен он на материале трёх стихотворений: И. С. Никитина « Засохшая берёза», « Дуб» и « Тихо ночь ложится». Трудно объяснить пятиклассникам, что в стихах всё взаимосвязано, что каждый образ у поэта внутренне обусловлен. Как зримо дать в этом убедиться? Конечно же, соприкоснувшись с процессом творчества. Каждый ученик в процессе работы получает необходимый текст стихотворения, в котором обозначены пропущенные места (слово, словосочетание). Говорю детям о том, что злой волшебник тайно унёс из стихотворения поэта очень важные слова, и оно распалось, перестало быть художественным произведением. Нам нужно найти эти слова и поставить их на место. Ребята принесли конверт и фишки. За каждое интересное предложение даётся одна фишка, а за авторское слово-2 фишки.

Тихо ночь ложится

На вершины гор,

И луна глядится

В …………. Озёр.

Начинается поиск слова. Дети предлагают слова: в глубине озёр, в синеву озёр, затем в зеркала озёр. Объясняют, что им найти нужное слово помог глагол « глядится». В следующей строфе пропущено тоже трёхсложное слово, карандашом написали цифру три. Дети характеризуют пространство « над широкой»; пробуем характеризовать состояние, звучание. Появляется слово « безмолвной», но ещё не авторское, подбираем к нему синоним. Так находится нужное слово «глухою» и так далее. Когда работа над стихотворением закончена, отвечаем на вопрос: « Какова роль заключительной строфы? Что нового вносит она в стихотворение?». Затем по такому же принципу работаем со стихотворением И. С. Никитина « Дуб». Ребята учатся внимательно вчитываться, вслушиваться, всматриваться в строки, угадывать настроение автора. А главное, в творческом поиске они начинают размышлять. Так, например, в стихотворении « Дуб», когда поиск слов – образов завершён, ребята увидели, что автор имеет ввиду не только старое одинокое дерево – речь идёт о человеке, об одиночестве, о том, как это трудно. Таким образом, урок развития творческого воображения стал и уроком нравственности и эстетического прозрения.

В 11 классе я с ребятами проводила групповую исследовательскую работу по поэме А. Ахматовой « Реквием». Чтобы пробудить у ребят интерес к фактам, приблизиться к пониманию творческого пути Ахматовой, я воспользовалась статьёй Абелюк Евгении Семёновны « Читательский комментарий: замысел и воплощение».

Учащимся предстояло научиться ориентироваться в литературе (художественной, библиографической, мемуарной, исторической, литературоведческой), сравнивать разные комментарии к одному и тому же произведению, изучать комментарии профессиональных литературоведов. В результате углубленного комментированного чтения ребята узнали много нового о жизни и творчестве А. Ахматовой, о той эпохе, которую показала поэтесса в поэме. Творческие группы занимались исследованием по таким направлениям:

Значение слова « реквием»

Страшные годы « ежовщины»

Арест сына, семнадцать месяцев в тюремных очередях.

Библейские мотивы в поэме.

Сопоставление поэмы со стихами А. С. Пушкина, с декабристами (« каторжные норы»).

Магия цвета и цифр.

Мандельштам в судьбе Ахматовой.

Анна Ахматова и Царское село.

В итоге такой огромной творческой работы ребята прониклись уважением к лирической героине поэмы, к трудностям, которые она пережила; с интересом читали другие произведения Ахматовой, с удовольствием писали сочинение и учили наизусть понравившиеся отрывки.

С учащимися 5 – 9 – х классов приходилось не раз рассматривать литературу с другими видами искусств: музыкой, живописью. Перед ребятами встают вопросы: как с помощью языковых средств художник слова описывает какое – то явление действительности, передаёт свои ощущения и впечатления; и как те же самые явления и внутренние переживания раскрываются в произведениях живописца, композитора.

В 11 классе при изучении повести Куприна « Гранатовый браслет» учащиеся слушали « Лунную сонату» Бетховена, которая помогла более глубоко раскрыть чувства героев, их переживания. В 9 классе, изучая роман А. С. Пушкина « Евгений Онегин» на уроке « Плоды сердечной полноты» (рассматриваются образы Ленского, Татьяны и Ольги), перед учениками ставлю проблемный вопрос: « Почему Ольга забыла Ленского скорее, чем Татьяна?». Разрешение проблемного вопроса ведёт к сопоставлению сестёр Лариных. Сначала учащиеся рассказывают с помощью устного словесного рисования, как они представляют себе облик Татьяны и Ольги, затем мы обращаемся к портретам героинь Пушкина в иллюстрациях Рудакова. Рисуя почти одно и то же лицо, Рудаков очень тонко подчёркивает несходство сестёр. Портрет Ольги выдержан в розово – золотистой гамме. Она смотрит на зрителя лукаво и весело, чуть подняв голову, довольная явно тем впечатлением, которое производит. Голова Татьяны чуть опущена, глаза задумчиво отведены в сторону. Она занята своими чувствами, а не миром вокруг. Её печаль усилена голубовато – сиреневым тоном портрета. Художник прав. Пушкин отмечает бледность лица Татьяны. Эта бледность – признак сильных чувств, страданья и внутренней сосредоточенности отличает Татьяну от цветущей и легкомысленной Ольги.

В зависимости от объекта исследования ученические работы можно разделить на следующие виды:

Работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов. Например, способы создания образов – персонажей в рассказах А. П. Чехова.

Работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Например, в 8 классе при изучении « Слова о полку Игореве» мы сравнивали древнерусский текст и его переводы (Лихачёва, Жуковского, Заболоцкого).

Работы, предлагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики.

Работы, посвящённые изучению жизни и творчества писателей, чьи судьбы связаны с историей города, области (литературное краеведение). Учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения мемуарной литературы, критических статей создать нравственно – психологический портрет писателя, отразив своё восприятие его личности в форме художественно – публицистического очерка.

Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст. Заметила, что учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, а главное, повысилось качество знаний.


На этой странице предлагаются темы исследовательских работ по литературе для учащихся 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класса с целью развить творческие способности в литературе, провести увлекательное исследование и написать свой индивидуальный исследовательский проект, сформировать навыки проведения научно-исследовательской работы.

Правильно выбранная тема проекта по литературе в 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классе школы, соответствующая уровню подготовки и знаний учащегося, его интересам и хобби, способствует действительно проведению познавательной и интересной работы над ней.

Приведенные ниже темы проектов по литературе являются примерными и очень интересными в плане исследования, изучения, сбора и поиска информации для реализации по ним индивидуального проекта. Данные темы исследовательских проектов по литературе показывают литературу не только как предмет, но и как связующее звено в различных сферах и отраслях деятельности человека.

Любую тему исследовательской работы по литературе для 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 класса можно выбрать из списка тем класса постарше, если уровень знаний школьника это позволяет и есть желание изучить более глубокий и интересный материал.

Ниже на странице темы исследовательских работ и проектов по русской и зарубежной литературе распределены в соответствии с разделами Русская литература, Классическая литература, Современная литература, планируется добавить раздел зарубежной литературы.

Темы проектов по литературе

Примерные темы исследовательских проектов учащихся по русской литературе:
Авторский литературный перевод трех стихотворений и их сопоставительный анализ.
Добро и зло в русской литературе.
Изучение физики по произведениям русских классиков.
Изображение любви как одной из главных человеческих ценностей (на примере рассказа).
Изображение национального характера в народных сказках.


Искусство создания книги.
Календарь погоды в поговорках и пословицах русского народа.
Кот в мировой литературе.
Лингвистическая стилизация и пародия.
Мое имя в литературе.

Образ птицы: от мифа к поэзии.
Образ кота в русском фольклоре.
Проблемы молодежи в современной русской литературе.
Птичьи фамилии в литературе.
Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии.
Сравнительный анализ испанского и русского переводов элегии Овидия.
Символическое значение образа луны в произведениях русской классической литературы.
Сны и сновидения в русской литературе.
Тема памятника в русской литературе.
Тема пророчества в русской лирике.
Тема семьи в пословицах и поговорках.
Тема добра и зла в литературе.
Цензура и литература: свобода творчества и государственный надзор.

Темы исследовательских работ по литературе

Примерные темы исследовательских работ по классической литературе:
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» (Особенности басни как литературного жанра).
Образ сокола и его символика в памятниках древнерусской литературы.
Твой выбор: жизнь или… (проблема наркомании в произведениях М. Булгакова «Морфий» и Ч. Айтматова «Плаха»).
Соня… вечная Сонечка (по произведениям классической и современной литературы).
«Родом из детства» (По мотивам произведений В.П. Астафьева).

Цветовые обозначения в лирике И. Северянина: психологический аспект.

Только эта жизнь имеет цену (по дневниковым записям Л. Толстого и роману Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»).
Слуги и господа (по произведениям А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя).

Концепция дома, семьи, родины в произведениях В. Распутина, А. Солженицына, Л. Улицкой.
Художественные приёмы и особенности романов Бориса Акунина «Азазель», «Турецкий гамбит», «Статский советник», «Смерть Ахиллеса», «Левиафан», и «Коронация».
Особенности восприятия лирики А. Ахматовой через художественные образы.
Образ женщины в литературе разных эпох.

Темы проектов по современной литературе

Примерные темы исследовательских работ по современной литературе:


Бардовская песня сегодня.
Влияние литературы, содержащей элементы мистики, на мировоззрение современного читателя.
Жанр и язык стихотворений И. Губермана.
Жизнь литературного произведения в искусстве и времени.
Использование современного бестселлера в изучении классической литературы.
Как интернет влияет на язык?
Молодежный сленг. Его происхождение и функционирование.
Молодежный жаргон в речи современных школьников.
Мусорный язык рекламы.
Особенности стилистической системы поэзии К.К. Случевского.
Особенности языка СМС сообщений..
Отражение стереотипов в сказке Джона Толкина «Хоббит».
Пушкинские мотивы в современной поэзии Светланы Сырневой.
Повесть А. Битова «Молодой Одоевцев, герой романа» как произведение эпохи постмодернизма.
Путешествие слова «шпаргалка» из одного языка в другой (история языкового заимствования).
Речевой портрет DONKEY в мультфильме «Шрек».
Рок - революция в России: взаимовлияние рок-поэзии и русской истории.
Русский рок: идея протеста и ее языковое воплощение.
Своеобразие стиля сатирических рассказов Михаила Жванецкого.

Своеобразие поэзии Виктора Цоя.
Современные бестселлеры - подлинная литература или дань моде.
СМС как современный эпистолярный жанр.
Способы актуализации газетного заголовка.
Способы создания образа героини в рассказе В. Пелевина «Ника».
Тексты современных песен - поэзия и антипоэзия.
Топонимы вокруг нас (значение, происхождение).
Трагедия времени (по роману Ф. Абрамова «Братья и сестры»).
Традиции и новаторство в изображении Петербурга в рассказах Т. Толстой.
Фразелогизмы в рекламе.
Цветовые обозначения в лирике И.Северянина: психологический аспект.
Читательское досье моего класса.
Что читает наше поколение?

Знание только тогда становится знанием,
когда оно приобретено усилиями своей
мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, семинары, элективные курсы поискового характера, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Оба метода (проектный и поисковый) не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

Действительно, проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она:

  • личностно ориентирована;
  • характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
  • позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;
  • позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
  • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить».

Более пяти лет я серьёзно занимаюсь проблемой организации проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы. Изучила серьёзные источники по описанию данных методов (научные разработки Кульневича, Богдановой, Безруковой, Д. Дьюи, Шацкого и др.) Выступала с докладом «Модель организации исследовательской деятельности учащихся» на районной научно-практической конференции «Мастерство». (Приложение 1)

Исследовательская деятельность учащихся глубоко рассматривается в работе М.Г. Качурина «Организация исследовательской деятельности на уроках литературы» (М.,1998). В ней современный ученый-методист отстаивает идею исследования на уроках литературы, т.к. «исследовательский путь познания естественнен, соответствует природе человеческого мышления». М.Г. Качурин убежден, что «исследовательскую работу на уроках литературы целесообразно рассматривать с двух взаимодополняющих точек зрения: как метод и как уровень, до которого в идеале могут подняться многие виды учебного труда школьников».

Исследовательская деятельность учащихся может быть представлена разными способами: предметная исследовательская деятельность учащихся (по алгоритму) и проектирование и исследовательская деятельность учащихся (подкрепление реальными действиями).

В основу учебного проекта так же, как и исследования, положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы. Организация проектно-исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия. Необходимо через различные формы организации: урок, элективный курс предпрофильного уровня, профильное обучение, групповую, индивидуальную, парную формы работы формировать у учащихся навыки проектно-исследовательской деятельности. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.

Глубоко убеждена, что литература как искусство и литература как учебный предмет обладают значительным воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от продуманной организации воспитательной среды, содержания и форм взаимодействия учащегося и учителя. Чтобы способствовать воспитанию свободной личности, организую такое учебно-воспитательное пространство, которое обеспечивает реализацию на практике принципа свободы, предоставляющего учащемуся реальную возможность самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирования чувства ответственности за ее результаты. В основу урока литературы должна быть положена учебно-познавательная деятельность учащихся, направленная на стимулирование личностного восприятия литературы, когда каждый подросток, постигая объективное содержание произведений искусства слова, видит в них не только средство получить оценку или обогатить свой словарный запас, но находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний.

Поэтому обозначу вопросы, которые для меня и сегодня важны: как организовать уроки литературы исследовательской направленности, как найти тему для исследования, какие алгоритмы дать в помощь ученикам, и самое главное, как сделать занятия увлекательными и плодотворными? На многое я для себя уже ответила.

Хочу отметить, что всё начинается с создания проблемной ситуации на уроке.

Развитию навыков исследовательской деятельности учащихся способствуют педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения использую такие ситуации, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие обучающегося задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний. Ситуациями такого рода являются рецензирование ответов одноклассников, сочинения, что связано с экспертизой, советом, активным поиском нового.

Учебное исследование становится реальным, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и учащихся. Речь идет о постепенном освоении исследовательского подхода к темам, о работе, требующей настойчивости в накоплении знаний и умений, полезной – в том смысле, что она может стать дорогой к творческому труду.

Исследование может быть организовано на всех этапах обучения литературе: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следует осваивать уже в среднем звене, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности.

Курс литературы в 5-7 классах предоставляет много возможностей для этого. Например, изучается сказка К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб". Очень добрая и умная, она нравится детям идеей покаяния и очищения. Но ученики сразу обращают внимание на её жанровые особенности. Почему К. Паустовский назвал своё произведение сказкой? Всё ли в нём похоже на сказку? Так начинается наблюдение над тем, как переплетаются в произведении сказочные и реальные мотивы, как обычное превращается в сказочное – в реальное и к чему ведёт нас автор своей фантазией и мудрым словом. Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебный и научный смысл. В период изучения сказок А.С. Пушкина, В.А.Жуковского возникает вопрос: «Какова история рождения литературных и авторских сказок?». Ученикам интересно и важно выдвинуть свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе. В соответствии с программой дети в среднем звене должны освоить начальные понятия о литературе как искусстве слова; именно на этой ступени крайне важно вести детей к обобщениям, учить не только повторять и иллюстрировать теоретические понятия, но пользоваться ими как инструментом познания. Изучая в 7 классе народные придания, учащиеся ищут ответ на вопрос: «Каким предстают в предании «Пётр и плотник» Иван Грозный и Пётр Первый?». Они проводят исследования, сопоставляя художественные и исторические образы. Не менее интересны исследовательские работы учащихся по былинам на тему «Так говорили былинные герои», «Незаслуженно забытые слова», в которых велось наблюдение над речью былинных героев.

С учащимися 5-6 классов приходилось не раз рассматривать литературу в связи с другими видами искусств- музыкой, живописью, театром. Перед ребятами встают вопросы: как с помощью языковых средств художник слова описывает какое-то явление действительности, передает свои ощущения и впечатления и как те же самые явления и внутренние переживания раскрываются в произведениях живописца, композитора? Какими приемами пользуются писатели, художники, композиторы при создании близких образов? Какие средства изобразительности, эмоционального воздействия имеются у музыкантов и художников, и как с этими средствами соотносятся языковые возможности в передаче сходных образов? Как взаимодействуют основные роды искусств, какое влияние оказывают роды искусств друг на друга? Работая с драмой А. С. Пушкина «Борис Годунов», идут исследования на материалах искусствоведов, иллюстрациях известных русских художников (В.И. Суриков, В. А. Фаворский, В. Г. Перов, С. Галактионов). На уроке внеклассного чтения по лирике «Музыка звучит в стихах» (5 класс) ученики выдвигают свои гипотезы на проблемный вопрос: Что было бы со стихами, если бы не было музыки? В ходе исследования они находят черты сходства поэзии и музыки: интонация, рифма, паузы, ритм, темп, динамика, виды развития, мелодичность фраз.

В старших классах проектно-исследовательская деятельность в обучении предполагает введение общих и частных методов научного познания на всех его этапах – от восприятия до применения на практике. Практически это достигается через введение в содержание изучаемого материала фактов из истории литературы и её современного состояния, а также информации, знакомящей учащихся с методами научного познания литературы как науки. Это создаёт основу для профилизации обучения и обеспечивает повышение научного уровня преподавания.

В зависимости от объекта исследования ученические работы по литературе можно разделить на следующие виды:

  • работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов. Например: «Способы создания образов-персонажей в рассказах А. П. Чехова», «Приёмы изображения полесских жителей «полесского цикла» повестей А. И. Куприна», «Поэтика рассказов «Тёмные аллеи» И. Бунина»;
  • работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер – теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический. Например, сопоставление текста произведения, написанного на иностранном, с его переводами на русский язык. Изучая в разделе древнерусской литературы «Повесть временных лет» (7 класс), сравниваются древнерусский текст и его переводы, «Слово о полку Игореве» (8 класс) – древнерусский текст и перевод Д. Лихачёва, переложения В. Жуковского, А. Майкова, Н. Заболоцкого, А. Чернова, Н. Рыленкова;
  • работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например: «Образ «маленького человека» в русской литературе XІX », «Литературный тип «лишнего человека» в русской литературе»;
  • работы, посвящённые изучению жизни и творчества писателей, чьи судьбы связаны с историей города, области (литературное краеведение). Учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создать нравственно-психологический портрет писателя, отразив своё восприятие его личности в форме художественно-публицистического очерка.

Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст.

В организации исследовательской деятельности учащихся я использую следующий алгоритм работы: после определения проблемы и объекта исследования необходимо организовать работу с текстом. Для этого сначала провожу несколько занятий исследовательских групп, на которых актуализирую знания учащихся о методах анализа произведения, о том, как выбор метода связан с поставленной задачей, как фиксировать результаты наблюдений, а затем организовываю индивидуальные консультации по каждой теме. Только после того, как будет накоплен и проанализирован необходимый материал, сформулированы самостоятельные выводы, можно предложить поработать в библиотеке, найти имеющиеся критические статьи, монографии по изучаемой проблеме, вместе с руководителем определить, какие из них следует прочитать, законспектировать, из каких сделать выписки. Поскольку непременной частью работы должен стать анализ прочитанного, нужно научить старшеклассников это делать, используя метод рецензирования критических статей, сопоставления параллельных конспектов, тезисных планов, аннотирования, создания творческих работ, предполагающих сравнение разных подходов к анализу одного и того же произведения. Следующий этап – повторное обращение к анализу текста и переосмысление его результатов с учётом новых знаний, полученных в процессе освоения научной литературы по проблеме. Именно такая последовательность работы над темой способствует появлению мотивированного интереса к истории вопроса, к суждениям других исследователей, позволяет учащимся определить собственную позицию, оценить степень новизны своего исследования.

Максимальной активизации познавательной деятельности и практической реализации проектно-исследовательского подхода способствуют ситуации, которые предполагают выполнение заданий повышенной трудности, что требует от учащихся изучения дополнительной литературы, научных источников и проведения теоретического или практического исследования. Ученики 9-11 классов достигают активизации познавательной деятельности при подготовке к читательским конференциям, которые проводятся не только по художественным произведениям, изучающимся по программе, но и по текстам литературных произведений, которые выходят за рамки учебной программы, но входят в обязательный минимум образования. На итоговой читательской конференции в 9 классе представлены следующие произведения: А.С.Пушкин «Египетские ночи», Н.В.Гоголь «Старосветские помещики», Н.С.Лесков «Тупейный художник», А.Н.Толстой «Русский характер»; в 11 классе в разделе Литература русского зарубежья исследованы мемуары: «Курсив мой» Н. Берберовой, «Я унёс Россию» Р. Гуля. Изучая военную прозу, нельзя обойти стороной роман-эпопею «Жизнь и судьба В. Гроссмана и трилогию «Живые и мёртвые» К. Симонова, составляющую настоящую гордость литературы XX века. Изучая современную прозу, учащиеся проводят исследование на тему «Миф-фольклор-литература в произведениях В. Распутина и В. Шукшина». Таких тем и проблем в литературе великое множество.

При организации обучения с применением проектно-исследовательского метода изучаю материал крупным блоком, широко применяя лекции. Основное внимание учащихся акцентирую на вводной лекции, где сообщаю основные идеи темы, формулирую её проблемы с привлечением художественного текста. Наряду с уроком в традиционной форме применяю урок-семинар, урок-практикум (филологический анализ текста, анализ отдельных эпизодов, картин природы и т.д.), урок – исследование, урок- поиск, творческая мастерская, урок- творческий отчёт, урок- защита идей, урок открытых мыслей, урок- ролевая игра, урок-семинар, урок-конференция, урок – круглый стол, дискуссия, экскурсия.

Например, при изучении романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» провожу урок-диспут «В чём смысл судьбы Онегина и Татьяны?» Размышляя над вопросами, какой духовный путь проходят герои, находят ли себя, ученики, опираясь на материалы критиков, литературоведов (В. Г. Белинского, Ф. М. Достоевского, Г. А. Гуковского, Ю. М. Лотмана, Дм. Мережковского), спорят, приводят доводы в защиту героев, выражают собственный взгляд.

На уроке-практикуме, рассматривая черты антиутопии в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» ученики обращаются к идее утопического социализма, сравнивают отдельные фрагменты из «Утопии» Т. Мора и «Истории одного города»; наблюдая за идейным содержанием рассказа А. П. Чехова «Попрыгунья» – сопоставляют рукописный и журнальный вариант отрывков из рассказа. Урок-творческая мастерская по роману И. А. Гончарова «Обломов» посвящён сравнительному анализу двух редакций романа (массовые издания и издание 1862 г.). Большой исследовательской работе над принципами изображения и оценки героев романа эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» способствует работа с эпизодами, их способам сцепления на уроке-исследовании. Ученики ведут наблюдение, устанавливают внутреннюю связь эпизодов романа, характеризуют состояние героев, их поведение. На уроке-семинаре по теме «Человека на войне» рассматривается проблема поступка и подвига на войне. Опираясь на художественные произведения (В. Некрасов «В окопах Сталинграда», Э. Казакевич «Звезда» и др.), проводится сопоставление ситуаций войны, героев, поэтики повествования. В ходе семинара помимо исследовательских групп создаётся аналитическая группа, которая выражает неоднозначность суждений, подводит итоги, формулирует выводы.

При практической реализации исследовательского подхода в обучении использую разнообразные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную. Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно в соответствии со своими индивидуальными возможностями, без взаимодействия с другими учениками.

Работу по проектированию ввожу постепенно, стараюсь брать большие и интересные темы. Ведь с помощью учебного проекта создаются условия для самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся, а это всегда эффективно, если начинается с сильного мотива. Значит, нужна не просто проблема, она должна быть актуальна с точки зрения ученика и иметь практическую направленность. Деятельность учащихся в учебном проекте подчинена определённой логике, которая реализуется в последовательности её этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и её осуществление. Завершается работа презентацией полученных результатов. Поскольку деятельность детей в проекте в основном самостоятельная, то именно во время защиты проекта мы узнаём, что было сделано во время проектной работы.

Учитель руководит проектной работой, направляя поиск в нужное русло, и подсказывает источники информации. Условиями успешности проектной деятельности становятся:

  • личный интерес учащегося;
  • четкость и конкретность постановки цели проекта;
  • определение планируемых результатов;
  • констатация исходных данных.

Виды презентационных проектов могут быть различными. В своей работе использую монопроекты и интегрированные проекты.

Например, в процессе наблюдения над поэзией символистов (Д. С. Мережковского, З. Гиппиус, В. Брюсова, А. Белого) учащиеся ведут наблюдение над языком символов. В результате групповой работы учащихся с поэтическими текстами, литературоведческими материалами расставляются акценты и делается вывод: символ многолик, неисчерпаем и беспределен в своём значении. Так рождается проект на тему «Символ как «земной знак несказуемых истин» (М. Гаспаров). Исследования по символике проведены по произведениям И. С.Тургенева, Ф. М.Достоевского, А. И. Куприна, И. А.Бунина. В работе по творчеству Куприна применили интересные приемы: исследование языка жестов.

Вот другой пример: изучая роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», ученики подмечают, что он не укладывается в привычные схемы анализа художественного произведения, так как в его основе концепция о «троемирии» (В. Акимов). Как и зачем соединил автор библейское предание, историю двух влюблённых и московские сатирико-бытовые сцены? Такой проблемный вопрос побуждает рассмотреть философско-эстетическую проблематику романа: через художественные образы Булгаков обращает нас к комплексу важнейших нравственно-философских проблем (проблеме выбора, ответственности за содеянное, власти, веры и безверия, истины и смысла человеческого существования).

Эффективными оказываются проекты, занимающие несколько уроков. В качестве домашних заданий к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываясь о проделанной работе в начале следующего урока. Последние 2 урока (спаренные в старших классах) используются для презентации подготовленных проектов. На уроках литературы в профильных классах учащиеся выполняют как персональные, так и групповые проекты.

Особое внимание уделяю интеграции знаний для реализации проекта. Глубоким и содержательным получился проект восьмиклассников «То было время мятежных бурь». Этот проект был запущен в ходе изучения романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Предметом исследования явился исторический образ Емельяна Пугачёва. Ученикам был предложен основополагающий вопрос: Пугачёв- злодей и самозванец или народный заступник? Выдвижение различного рода гипотез послужило поводом для глубокого исследования. Одна группа рассматривала роль народного восстания под предводительством Пугачёва, образ предводителя в истории. Другая – образ Пугачёва в исторической хронике А. С. Пушкина «История Пугачёва» (Пугачёв предстаёт народным героем, истинным предводителем крестьянского восстания). Третья группа работала по теме «Восприятие Пугачёва Гринёвым» (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»). Анализируя встречи героев на протяжении романа, ученики наблюдают, как меняется отношение Гринёва к «бунтовщику» (от ненависти к уважению и сожалению за трагичность судьбы Пугачёва). В романе нет прямого выражения отношения самого Пушкина к своему герою, но уже то, что великий классик уделил этому образу большое внимание, доподлинно изучив все исторические материалы, выказывает косвенное отношение. Через художественные детали (портрет, речь, поступки, эпиграфы к главам) ученикам четвёртой группы удалось аргументированно доказать, что Пугачёв в романе – образ-символ. Женское восприятие «крупной фигуры» Пугачёва – романтического образа представила пятая группа, исследовав очерк М. И. Цветаевой «Пушкин и Пугачёв». В целом же нет однозначного видения образа Пугачёва, до сих пор идут споры, но уже то, что он – историческая фигура, запечатлённая в художественной форме, говорит о его значении для народа.

Есть учебные проекты, направленные на интеграцию знаний учащихся по русскому языку и литературе. Например, «О чём говорят фамилии персонажей Д.И. Фонвизина «Недоросль» или «Язык действующих лиц комедии», где «говорящие фамилии», речь персонажей отражают не только общественное положение, но и характер личности. Ученики рассматривают лексические обороты, синтаксические конструкции, раскрывающие смысл понятий. Не менее интересны наблюдения ребят по темам «Крылатые слова в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» или «Языковые контрасты в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

При изучении «Слова о полку Игореве» групповая работа шла по разным направлениям: литература, музыка, изобразительное искусство. В чём загадка древнерусского литературного памятника? Доводы юных исследователей на защите проекта были убедительны. Во-первых, «Слово» послужило поводом для поэтического переложения этюда в стихотворение А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», во-вторых, способствовало созданию оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки и «Князь Игорь» А. П. Бородина, которые воскрешают былинный дух Киевской Руси. В-третьих, написанию картины В. М. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами», которая воссоздаёт трагическое событие, описанное в «Слове».

Есть работы по современному осмыслению творчества писателей 19 века. Например, «Творчество Достоевского в оценке потомков».

В профильном обучении проектирование следует рассматривать как основной вид познавательной деятельности школьников.

Исследовательская деятельность, организуемая учителем на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету. Известно, что на уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углубленного осмысления фактов, явлений и закономерностей. Логическим продолжением урока или серии уроков по теме может стать какая-либо форма научно-образовательной, поисково-творческой деятельности во внеурочное время (предметные недели, научно-практические конференции, викторины, конкурсы, олимпиады, творческие мастерские, конкурсы проектов), материалом к которым служат работы школьников, выполненные ими как самостоятельные исследования.

В последнее время наблюдается все большая потребность школьников участвовать в проектной и исследовательской деятельности.

Кроме того, уже не первый год в 5-6 классах веду кружок «Юный исследователь», в 7-8 классах курс «Основы исследовательской деятельности». Учащиеся овладевают способами сохранения информации, получают основы библиографической грамотности, приобретают навыки конспектирования, реферирования, учатся представлять результаты исследования. Занятия проводятся в школьной, районной библиотеках, компьютерном классе, школьном, районном музеях. Эффективны групповые формы работы, уроки-презентации с участием учащихся старших профильных классов, индивидуальные консультации.

Активизировать познавательный интерес школьников помогает разработанный дидактический материал: рабочие карты на печатной основе, раздаточный материал, обучающие таблицы, видеоматериалы с выступлениями учащихся, а также мультимедийные презентации по темам курса, которые демонстрируются с помощью интерактивной доски. Материалы готовятся вместе с учащимися. Это стало возможным благодаря использованию ИКТ при организации проектно-исследовательской деятельности учащихся. Кроме того, в учебном кабинете мною оформлен стенд «Проектно – исследовательская деятельность учащихся», где представлены памятки, советы и рекомендации не только для учащихся, но и родителей по организации поисково-исследовательской работы. Собрана папка достижений и портфолио творческих, исследовательских, проектных работ учащихся, а также составлена картотека исследовательских работ, рефератов и проектов с их описанием.

Алгоритм стратегии научного поиска – Приложение 2 .

Критерии выполнения исследовательской работы – Приложение 3 .

Критерии защиты исследовательской работы – Приложение 4 .

Памятка «Как готовиться к уроку – исследованию» – Приложение 5 .

В старших классах веду элективный курс «Литературное исследование», где учащиеся работают над учебными проектами, проводят глубокие исследования, оформляют их, представляя на школьной, районной научно-практической конференциях. Например, с учащимися 9 классов создали информационно-исследовательский проект «Пушкин – начало всех начал…», исследовательский проект «Преемственность в литературе» (9-10 классы); в рамках урочной и внеурочной деятельности (краеведение) с учащимися 8-9 классов создали интегрированный творческо-исследовательский проект «Здесь Родины моей начало», посвящённый юбилею посёлка. Из чего складывается любовь к родному краю? Размышляя над этим вопросом, ребята организовались в малые группы сотрудничества и распределили роли: первая группа – историки, вторая – хронографы, третья – экскурсоводы, четвёртая – очеркисты, пятая – географы, шестая – экологи. Творческий аспект рассматривали живописцы, лирики, прозаики.

Это стало результатом большой поисковой работы во внеурочное время. Каждая группа должна была выполнить поиск и анализ материала, оформить выводы в виде презентации, публикации, буклета, реферата. В ходе исследования школьники изучили материалы по истории посёлка, представив результаты в виде обобщенной презентации «Помнить – значит жить».Проводя экскурсия в районный, школьный краеведческий музеи, изучая документы, встречаясь со старожилами, ученики оформили сборник очерков «Пишем летопись Чанов». Проводя исследование по названиям улиц посёлка, изучая их этимологию, создали презентацию «Пройдусь по улицам родным». Изучение своеобразия местоположения посёлка Чаны, описание климатических условий, природы родного края оформили в форме презентации «Синь озёр небесная» и веб – сайта «Живём в гармонии с природой». Анализируя поэтические тексты русских поэтов о природе, подбирая стихи поэтов – земляков, ученики подготовили и организовали фотовыставку «Поэзия родной природы» и выставку рисунков «Как прекрасен этот мир». Размышляя на тему «Есть счастье домой возвращаться», была организована самостоятельная работа по созданию собственных творческих работ: написания сочинений нетрадиционных жанров, стихов. Совершая экскурсии на предприятия, встречаясь с руководителями, проводя самостоятельные исследования экологических проблем посёлка, социологический опрос населения, школьники сформулировали предложения по благоустройству посёлка и сами внесли посильный вклад в общее дело. Итогом большого исследования стала презентация «Мы здесь живём».

С этой работой мои ученики вышли на районную научно-практическую конференцию, где получили Диплом І степени. Затем в школе был проведён вечер «Моя малая родина».

В заключении хочется сказать, что системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов.

Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникативны, активно участвуют в деятельности школьной, районной научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ разного уровня.

Литература

  1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
  2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.
  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.
  4. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – 204 с.
  5. Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2003. № 3. – С. 136-138.
  6. Прищепа Е. М. «Ученическая исследовательская работа по литературе в гуманитарной прфильной школе»//Литература в школе.-2004.№12. с.25-28
  7. Рождественская И.В. Межпредметный элективный курс "Школа исследователя: основы учебно-исследовательской деятельности" //Исследовательская работа школьников.-2005.-№4. – с.102-106.