Проект (подготовительная группа) на тему: Паспорт проекта мини-музея "История часов". Мини-музей часов

В 2016 году в ДОУ №17 «Волшебный замок» был создан мини-музей

«Тик-так ходики»

Силами педагогов и родителей были собраны экспонаты для нашего музея: разные виды часов. Основная идея — показать, какими разными бывают часы, познакомить ребят с их историей.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини - музее не только можно, но и нужно. Разрешается менять, переставлять экспонаты, брать в руки, рассматривать.

В обычном музее ребёнок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. Причём не только он сам, но его семья.

Музей оказывает бесценное влияние на воспитание детей. Дети получают яркие, на всю жизнь остающиеся впечатления. В мини-музее собраны сохранившиеся в семьях старинные часы. Ведь любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

С древнейших времен люди пытались осмыслить суть времени. В древние времена даже астрономы не могли определить маленькие промежутки времени, и их наблюдения велись с точностью лишь до одной четверти часа; а теперь все самые обыкновенные люди, в самых обычных житейских ситуациях считают время минутами, а подчас и секундами.

СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ

Есть и солнечные часы - всех часов предки!
Сейчас они редки.
Циферблат на земле лежит, а по небу солнышко бежит!
Они бывают на площадях, на лужайке, в саду - у солнышка на виду!

Давным-давно, когда часов ещё не было, люди узнавали время по солнцу. Всходило солнце, значит, пора вставать, и так до самого вечера. Человек заметил: солнце по небу идёт, а тень от дерева за солнышком тянется, по земле движется. Так солнце подсказало человеку, что можно сделать солнечные часы.

Человек вкопал в землю столб, вокруг начертил круг и разделил его на равные части. Каждая часть равнялась одному часу. Солнце вставало, а тень от столба медленно двигалась по кругу. Так были изобретены первые часы. Назывались они солнечными. Но пользоваться ими человек не всегда мог.

ЧАСЫ-ПЕТУХ

Узнавали люди время и по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат «ку - ка - ре - ку!».

Человек заметил, что петушок по утрам и вечерам поет примерно в одно и то же время. Да не один раз, а целых три. Первый раз петух начинал кричать, когда солнышко еще и не показалась, а лишь выпустило первый луч. Именно с первым криком петуха и вставали хозяйки доить коров, да выгонять их на пастбище. Помогал петушок договорится и о встрече. Например, говорили так: «Завтра пойдем в лес по грибы по ягоды. А встретимся за околицей после третьих петухов».

Но по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалится - раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнет кричать, то лиса петуха унесет и съест. А если нет петуха? Как узнать время ночью, когда нет солнца и звезды не светят в пасмурную погоду?

И придумал человек часы более надежные: они и с жердочки не свалятся и лиса их не унесет.

ЦВЕТОЧНЫЕ ЧАСЫ

Люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер, а третьи - только ночью, а днем всегда закрыты.

Открываются цветы не когда им вздумается, а в «свое собственное» время. Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время. Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем часам дня они гасят свои золотые фонарики и засыпают.



Современному миру так понравилась идея цветочных часов и во многих городах появились такие часы - цветы. Самые большие цветочные часы находятся в Москве на Поклонной горе. В диаметре циферблат достигает 10 метров, а минутная стрелка весит более 30 килограммов.

Цветочные часы есть и в Липецке.


ВОДЯНЫЕ ЧАСЫ

ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЧАСЫ

Человек еще немного подумал и придумал часы, которыми мы пользуемся до сих пор. Это часы с механизмом. Внутрь их поставил пружину, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико, и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы. У них есть заводная головка. Когда ее поворачивают, то слышится внутри часов поскрипывание. Это закручивается пружина. Чтобы часы не останавливались, их постоянно нужно заводить.

НАРУЧНЫЕ ЧАСЫ

Часы бывают наручными.

Их надевают на руку с помощью браслета или ремешка.

Женские часы Детские часы Мужские часы

ЧАСЫ-БУДИЛЬНИК

Будильник - это те же часы, в заданный момент времени подающие звуковой или световой сигнал. Они умеют командовать: пора вставать.

Самый первый будильник придумал ученый философ Платон для своих ленивых учеников две тысячи пятьсот лет назад. Он ставил три таза один под другим.

В верхний таз, самый большой, он наливал воду. Вода стекала из верхнего таза в тот, который стоял ниже, и в конце концов переливалась через край в третий таз. А третий таз был непростой. Из него выходила узкая трубка. Это была флейта, на которой играл металлический флейтист. Когда вода попадала в нижний таз, воздух с шумом выходил из трубки - флейты. Услышав этот сигнал, ученики вскакивали с постелей и бежали на уроки.

А вот китайцы, изобрели свой будильник. Из опилок и смолы они лепили длинные, тонкие палочки на тонких нитях привешивали металлические шарики. Перед тем, как лечь спать, будильник «заводили» - поджигали смоляные палочки. Они медленно горели, а в назначенное время нити, державшие шарики, сгорали, и со звоном падали в металлическую тарелку. От грохота спящий в миг просыпался.

НАСТОЛЬНЫЕ ЧАСЫ

Часы, которые обычно ставят на письменный стол, — называются настольными.


НАСТЕННЫЕ ЧАСЫ

Часы, висящие на стене, — называют настенными.

А есть часы настенные -
Чинные, степенные!
Не убегают,
не отстают!
вовремя бьют!
Маятник: туда - сюда…
Сегодня, завтра и всегда!

НАПОЛЬНЫЕ ЧАСЫ

Напольные часы - это часы, стоящие на полу.

Они высокие, массивные, с тяжелыми гирями, укрепленными на цепях, и с мелодичным боем.

ЧАСЫ С КУКУШКОЙ

В часах, изготовленных в виде узорной деревянной избушки, прячется «кукушка». Каждый час дверца домика открывается, и кукушка появляется на его пороге. Она звонко распевает: «Ку-ку, ку-ку», напоминая нам о том, который сейчас час.

УЛИЧНЫЕ ЧАСЫ

На городских улицах и площадях тоже есть часы. Их устанавливают на башнях, зданиях вокзалов, театров и кинотеатров. Они называются уличные и башенные.

БАШЕННЫЕ ЧАСЫ

Проект в детском саду «Удивительный мир часов» (6-7 лет)


Варшавская Наталья Владимировна, воспитатель МБДОУ № 54 «Веснушки», г. Междуреченск, Кемеровская обл.
Описание: Данный материал будет полезен воспитателям детских учреждений и просто любознательным.
Пояснительная записка: Нашим детям хочется что-то нового и интересного, думаю, что мой проект поможет взглянуть на работу с дошкольниками по новому, ведь наше подрастающее поколение такое любознательное!
Цель: Развитие интереса к истории возникновения различных видов часов.
Задачи:
- Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем.
- Закрепить знания о принципе их работы и роли в жизни человека.
- Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.
Для детей 6- 7 лет (подготовительная группа)
Вид проекта - исследовательско -творческий, групповой.
Продолжительность - среднепродолжительный (апрель 2015 год)
Участники - дети 6- 7 лет
Проблема, её актуальность:
Проект реализуется в подготовительной группе детского сада в рамках программы «Детство» в разделе формирование элементарных математических представлений. Главная цель-дать детям представление о понятии времени в игровой форме, интересной детям. Что такое время? Для чего нужны часы? Какие бывают часы? В рамках проекта попробуем найти ответы.
Часы! Какая распространенная и всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Одни часы - круглые, другие - квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине не увезешь. Как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку! Я предложила детям представить себе, что завтра во всем мире сразу испортятся все часы…сколько было высказано предположений о том, какой страшный беспорядок это вызовет! В море корабли потеряют дорогу, потому что без часов ни один капитан не сможет определить, где находится корабль. Магазины будут работать как захотят. На заводах работа станет невозможной – ведь машины на заводе работают по точному расписанию. Дети будут опаздывать в детский сад, а родители на работу. Я рассказала детям, что сейчас трудно представить, но когда – то часов и в самом деле не было – никаких, ни с пружинами, ни с батарейками, ни с гирями. Не было даже бабушкиных ходиков! И уж, конечно никто не спрашивал друг у друга: «Скажите, пожалуйста, который час?» Время определяли приблизительно: по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или смотрели на солнечное небо. Если солнышко только поднимается из – за горизонта, значит на дворе утро. Солнце прямо над головой? Настал полдень. Мой рассказ вызвал интерес у детей- они захотели узнать, как люди много лет назад могли обходиться без часов, какие часы были раньше, как они возникли. В процессе бесед так же было выявлено, что у детей недостаточно знаний о разновидностях и современных часов. Поэтому я решила в систему воспитательно-образовательной деятельности с детьми включить цикл совместной деятельности на тему «Удивительный мир часов».
Прогнозируемый результат реализации проекта:
- в практику работы с детьми внедряются методы проектной деятельности;
- сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого;
- дети познакомятся с историей возникновения часов (что стало причиной их появления);
- дети получат новые знания: главное назначение часов – фиксация времени; что давным-давно были: солнечные, часы- цветы, часы-петух, огненные часы, водяные часы, песочные часы. Часы давних времен не могут показывать точное время. Приобретут навыки совместной работы со взрослыми и сверстниками, умение анализировать и делать выводы. Полученные знания окажут влияние на формирование навыков исследовательской деятельности.
- используются интернет-ресурсы в целях улучшения качества работы;
- разработаны цикл бесед, рассказов, совместной деятельности по формированию интереса к истории возникновения часов, их разновидностям.
Этапы работы над проектом
1 этап - подготовительный
Цель: Определить основные направления работы.
- Систематизация материала по данному вопросу.
- Подбор экспонатов для организации мини- музея «Часы».
- Изучение научной литературы по данному вопросу.
- Подбор художественной, энциклопедической литературы.
- Изготовление альбома «Виды часов».
- Привлечь родителей к поиску необходимой информации по данной теме.
- Подбор и изучение воспитателем литературы по проблеме.
- Подбор материалов для проведения исследования.
- Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей.
- Работа с родителями (беседы с целью создания коллекции часов).

2 этап- основной
Цель: провести мероприятия проекта по ознакомлению с видами часов прошлого и настоящего.
- Беседы: «Какие часы были давным- давно», «Что мы делаем в разное время?», «Что случится, если часы будут идти по- разному?», «Часы у меня дома», «Часы моей бабушки», «Что я знаю о часах», «По часовой стрелек и против часовой стрелки», «Какие бывают часы?», «Пространство и время», «что такое время?».
- Цикл рассказов для детей: «Живые часы»; «Солнечные часы или часы на небе»; «Похитительница воды следит за временем»; «Часы – свечи»; «Часы без стрелок(песочные часы)»; «Механические часы»; «Электронные часы»; «Живые барометры времени (цветочные часы)» , «Самые известные часы в мире».
- Чтение художественной литературы: Анофриев «Тик- Так», Берестов «Без четверти шесть». Стихи о человеке и его часах. (С.Баруздин) , «Песочные часы» Мирошникова Ирина, «Стихи про часы и о времени», С.Маршак «Мы в часы мячом попали», Н.Чупрунова «Всю ночь часы стучат», Ю.Мориц «Шли часы через дорогу», сборник Т. Вишняковой «Часы-будильник», О.Подтуркина «Часы», И.Фомичёва «Солнечные часы», А. Прохоров «Весёлые часики», А.Мальгинова «Часы для Биби», М.Манакова «Мой день».
- Рассматривание энциклопедий «Как работают вещи (про часы)», Степанов «Время», «Часы».
- Книжка с наклейками «Время», С.Гаврина.
- Заучивание физминутки «А часы идут, идут…».
- Чтение познавательной литературы о различных видах часов.
- Рассматривание иллюстраций часов.
- Подготовить с детьми рассказы о водяных, песочных часах, о цветочных и солнечных часах.
- Рисование часов «Настенные часы с кукушкой», «Часы такие разные и нужные».
- Лепка «Весёлые будильнички» (пластилинография), «Часы-солнышко» (тестопластика).
- Конструирование из природного материала «Настенные часы» (коллективная).
- Аппликация «Наручные часы».
- Дидактическая игры: «Путешествие в страну часов», «Всё о времени», «Часы», «Успей вовремя», «Тик-так», «Поможем Элли вернуться домой», «Назови предыдущее и последущее число», «Назови сутки», «Мои первые часы» , «Мой день», «Время», «Учим время», «Четвёртый лишний», «Какие часы сломались?», «Когда это бывает?», «О чём нам солнце говорит?».
- Создание проблемно-игровой ситуации «Что будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»
- Проведение исследования с макетами часов (могут ли показывать часы давних времен точное время).
- Создание альбома «Часы» , «Самые известные часы в мире».
-НОД «Социализация» с элементами экспериментирования «Путешествие в прошлое часов»
- НОД. Развитие речи на тему: «Удивительный мир часов. Знакомство с часами», «Мы живём по часам», « Какие бывают часы?».
- НОД. Математическое развитие «Волшебные часы», «Знакомство с часами», «Определение времени по часам».
- Создание презентации «Путешествие в прошлое часов»
- Изготовление макетов солнечных, цветочных, водяных, огненных часов
- Экскурсии: «Магазин часов», «Часовая мастерская».
- Работа с родителями: рисование совместно с детьми старинных часов (для выставки).
- Просьба принести для мини-музея группы «Мир часов» интересные экспонаты.
- Совместная деятельность детей и родителей (создание коллекции часов)
- Консультации для родителей «Какие бывают часы?», «Прочитайте детям», «Мои первые часы», «Формирование чувства времени у детей старшего дошкольного возраста», «Как наблюдать часы, не будучи несчастными», «Отмечаем день часов».
3 этап- заключительный.
Цель: обобщение полученного опыта.
- Создание мини- музея «Мир часов»
- Создание коллекции современных часов (наручные)
- Создание альбома детских рисунков «Такие разные часы».
- Создание альбома «Часы»
- Создание презентаций «Путешествие в прошлое часов», «Цветочные часы».
- Подборка разнообразных видов часов с их подробным описанием.
- Подборка энциклопедий «Часы».
- Подборка детских книг о часах и времени.

Информационное обеспечение проекта:
Рекомендации, консультации для родителей, стихи, загадки, конспекты занятий, альбомы для рассматривания, дидактические игры, книги, энциклопедии.
При создании мини- музея «Мир часов» перед собой поставила следующие задачи:
-формировать музейную культуру, внутреннюю духовную потребность в посещении музеев;
- формировать представление о музее как об особом источнике культурно-исторического опыта человечества;
- формировать бережное отношение к музейному предмету как к части материальной и духовной культуры;
- формировать визуальную грамотность (наблюдательность, умение в элементарной форме анализировать и обобщать зрительные впечатления, эмоционально переживать визуальный образ, а также творчески воспринимать и осмыслять увиденное);
-пробуждать интерес детей к истории родного края через историческое и культурное наследие;
-дать элементарные знания об окружающем.
заинтересованность родителей совместным с детьми посещением музеев;

Используемая литература
1. Дыбина О. Что было до. – М.: Издательство «Творческий центр», 2001
2. Кобитина И. Дошкольникам о технике. – М.: Издательство «Просвещение», 1991
3. Гризик.Я познаю мир.- М: Издательство «Просвещение», 1995
4. Глухова Н. Колесо времени. // Обруч № 6 – 2005. с 14
5. Савенков. А. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Самара.: Издательство «Учебная литература», 2000
6. Савенков А. Методика проведения учебных исследований в детском саду. - Самара.: Издательство «Учебная литература»,2004
7. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. // Дошкольное воспитание № 7 – 1994. с 43
8. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. // Дошкольное воспитание № 4 – 2006. с 10
9. Д. Галенс. Книга ответов для почемучки.- Харьков.: Издательство «Книжный клуб семейного досуга», 2006

Фотоматериал:











Наталья Ляхненко
Детско-родительский творческий проект. Мини-музей часов «Делу время-потехе час»

Этапы проекта :

1. Подготовительный этап.

2. Практический этап (или этап реализации проекта .)

3. Заключительный этап.

Подготовительный этап : В начале работы мы (дети, воспитатели) вместе с родителями определили тему и название мини-музея , выбрали места для размещения на педагогическом совете. Мини -музей получился индивидуальный, и по оформлению и по содержанию.

Практический этап (или этап реализации проекта ) : Следуя своей модели, мы создали мини-музей в группе . Большую роль в этом процессе сыграли родители, сотрудники которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа мы вместе с детьми разрабатывали содержание экскурсий по своему музею.

Главное, мы достигли своей цели : как во время создания мини-музея , так и после этого многие родители посещали с детьми «настоящие» музеи - о чем дошкольники потом с удовольствием рассказывали друг другу и воспитателям. Мини -музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашей группы и всего детского сада .

Экспонаты мини – музея используются для проведения различных занятий по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка.

Наш мини- музей «Делу время – потехе час » гармонично соединился с интерьером группы. Экспонаты располагаются на стене и стеллажах. Они постоянно дополняются.

Благодаря проекту , мы получили возможность «погружения» в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – накоплен достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление и т. д.

МИНИ-МУЗЕЙ «ЧАСОВ »

Цели проекта :

Сплотить коллектив детей, воспитателей и родителей;

Расширить представления о содержании музейной культуры;

Создать условия для творческого

Познакомить дошкольников с историей возникновения часов , календарей.

Задачи проекта .

Формирование у детей интереса к коллекционированию.

Развитие представлений о времени у дошкольников .

Активизация познавательной сферы ребенка.

Воспитание бережного отношения к экспонатам.

Пополнение экспонатов.

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

Наименование музея : Мини-музей «Часов »

Профиль музея : познавательный, творческо-информационный .

Продолжительность проекта : долгосрочный.

Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников.

Цель : сплотить коллектив детей, воспитателей и родителей;

Расширить представления о содержании музейной культуры;

Создать условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей, родителей и детей;

Познакомить дошкольников с историей возникновения часов , календарей.

Задачи :

Привлечение родителей к культурно – досуговой деятельности деятельности детского сада ;

Расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;

Обогащение предметно-развивающей среды детского сада ;

Включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; развивать познавательную активность детей;

Приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям.

В основу решения этих задач положены следующие принципы :

Принцип учета возрастных особенностей дошкольников;

Принцип опоры на интересы ребенка;

Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

Принцип наглядности;

Принцип последовательности;

Принцип сотрудничества и взаимодействия.

Актуальность темы.

Создание мини – музеев в детском саду является одним из источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства.

Дошкольники способны воспринимать и оценивать реальное и воображаемое, сюжеты старины и современности .

Тема : «Делу время – потехе час » возник в соответствии с реализацией «Программы воспитания в детском саду » по разделу «Формирование элементарных математических представлений» - блок : ориентировка во времени .

Силами педагогов и родителей были собраны экспонаты для нашего музея : разные виды часов и календарей .

Сделать этот мир понятным и интересным для каждого ребёнка и было задачей данного проекта . В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини – музее не только можно, но и нужно. Разрешается менять, переставлять экспонаты, брать в руки, рассматривать. В обычном музее ребёнок – лишь пассивным созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции . Причём не только он сам, но его семья.

Одно из требований, предъявляемых к расположению музея, было следующим : он обязательно должен вписываться в интерьер помещения. И мы попытались органично «вписать» музей в интерьер нашей группы. Экспонаты располагаются на полках, стеллажах, изготовленных родителями.

Возраст детей. Содержание, оформление и назначение мини -музея отражает специфику возраста детей данной (средней) группы.

Мини -музей постоянно пополняется новыми экспонатами.

Разделы и экспонаты :

В мини-музее представлены : Природные часы (солнце, петушок) ;часы древних времен (песочные часы, солнечные часы, водяные часы, огненные часы) ; современные часы .

Площадь, занятая под экспозицию : мини -музей организован в 2014 году. Под экспозицию выделена площадь на втором этаже детского сада в старшей группе.

Руководитель музея : Ляхненко Наталья Петровна.

Структура управления музеем :

Руководитель музея планирует, координирует, контролирует работу в музее.

ПОЛОЖЕНИЕ О МИНИ-МУЗЕЕ

«ЧАСОВ »

МБДОУ детский сад № 25

1. Общие положения

1.1 Музей является одним из источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства. Работа музея тесно связана с различными формами воспитательно – образовательного процесса дошкольного учреждения.

2 Цели и задачи

2.1 Музей способствует пониманию ценности времени в жизни человека ; формированию представления о единицах измерения времени- секундах , минутах,часах.

2.2 Задачами музея являются :

Сделать этот мир понятным и интересным для каждого ребенка

Приобщение родителей и воспитателей к социокультурным ценностям.

3.1 Актив музея проводит следующую работу :

Изучает литературно – исторические источники, соответствующие профилю музея;

Систематически пополняет фонды музея, путем активного поиска, используя различные формы поисковой работы (привлечение к поисковой деятельности родителей воспитанников дошкольного учреждения);

Обеспечивает сохранность музейных предметов;

Создает и обновляет экспозиции, стационарные и передвижные выставки;

Проводит экскурсионную работу для воспитанников дошкольного образовательного учреждения, их родителей, педагогов.

Оказывает содействие в использовании экспонатов и фондов музея в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.

4. Руководство работой музея

4.1 Работа музея организуется на основе самоуправления. Педагогическое руководство работой музея осуществляется педагогом, назначенным приказом заведующего по решению педагогического совета дошкольного учреждения.

ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ

1. Подготовительный этап Педсовет 1. Определение темы и названия музея.

2. Выбор места для размещения

2. Практический этап Сбор изготовление экспонатов. Оформление выставки. Индивидуальная работа с детьми (подготовка экскурсоводов) . В течение года Создание мини-музея

3. Подведение итогов Экскурсии в мини -музее В течение года Создание пополнение мини-музея

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ МУЗЕЯ

1. Экскурсии, просветительская работа.

2. Работа с родителями.

3. Пополнение музея экспонатами.

4. Театрализованные досуги.

5. Составление альбома участников создания мини -музея и каталога экспонатов.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МИНИ-МУЗЕЯ ЧАСОВ

Сентябрь Октябрь Ноябрь

«История часов »

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Определение времени по часам » .

Опыты экспериментирование

1.«Часы и время »

Цель : Развивать способности ребенка, понимать ценность времени в жизни человека ; формировать представления о единицах измерения времени – секундах , минутах, часах.

«Изготовление солнечных часов » .

Цель : продемонстрировать через перемещение тени движение Земли вокруг Солнца. Чтение литературных произведений : «Часы с боем» , «Часы с кукушкой» , «Петушок» , «Сказка о потерянном времени » , загадки, потешки, считалки.

Дидактическая игра

«Кто больше занят?»

Цель : Закреплять знание детей о разных видах часов , их строении. Расширять ориентировку в окружающем, развивать сообразительность.

Декабрь Январь Февраль

Рисование «Нарисуй часы, которые ты бы хотел иметь» .

Цель :Закрепить умение выделять особенности (циферблат, стрелки) . Развивать воображение, творчество .

Роль родителей в реализации проекта .

Участие в сборе экспонатов

Развлечение «История часов , или какие бывают часы?» .

Консультация «История возникновения часов » , «Восточный календарь» , «Календарь на глиняном сосуде» .

Досуг :

«Путешествие в мир часов » .

Цель :Закрепить знание детей об истории часов ; подвести к пониманию их назначения и функции; закрепить умения выделять особенности предметов (форму, размер, части, определять признаки материала; научить устанавливать причинно – следственные связи между назначением (узнавать время ) и строением (песочные, карманные и т. д.) ; подвести к пониманию, что часы человек создал для облегчения своей жизни.

Март Апрель Май

Викторина :

«Какие бывают часы»

Цель : расширить представление ребенка об окружающем мире; о приборах, измеряющих время , - часах. 1. Дидактические игры. «Каждому предмету свое время »

Цель : закреплять умение определять, к какому времени относится предмет – прошлому или настоящему.

2. Дидактическая игра

«Выбери, что нужно для часов »

Цель : развивать логическое мышление, сообразительность.

«Путешествие в страну часов »

Цель : закрепить с детьми как люди узнавали время до изобретения часов ; какие самые большие и верные часы в России, где часы изготавливаются, как узнавать время по часам , как человек должен относится к часам.

МБДОУ № 22 «Гамма»

Исследовательский проект - Создание мини музея в группе

«Мир часов»

Выполнили:

Воспитатели, дети и родители

Старшей группы № 9

Невинномысск 2016 г

Тема: Создание мини-музея «Мир часов», как средство развития у дошкольников исследовательского интереса, любознательности, творческого воображения.

Цель: Развитие интереса к истории возникновения различных видов часов. Обогащение представлений детей о времени, часах, часовом механизме.

Объект: Развитие организации и навыков исследовательской деятельности детей старшей группы.

Предмет: Создание психолого-педагогических условий для развития у детей старшего дошкольного возраста навыков исследовательской деятельности.

Задачи для педагога:

1.Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем.

2.Закрепить знания о принципе их работы и роли в жизни человека.

3.Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.

4. Побуждать к совместной работе детей и их родителей при изготовлении музейных экспонатов.

Задачи, поставленные перед детьми:

1.Самоутверждение личности ребенка: снятие скованности

и зажима у детей.

2. Развитие у ребенка связной речи, посредством пересказа сообщений по заданной теме.

3. Формирование навыков исследовательской деятельности.

4. Побуждение желания к совместной работе с родителями.

Формы работы

с детьми

Чтение худ. Литературы (сказки, загадки, стихи)

Просмотр мультфильмов по теме.

Продуктивная деятельность

с родителями

Сбор материала.

Изготовление экспонатов

Подготовка выступлений детей.

Консультации.

Мастер-класс

Перспективный план проекта «Мир часов»

Сентябрь

1.Беседа на тему «Часики-часы»

2. Ситуативный разговор на тему: «Какие часы ты знаешь?»

2. Рассматривание иллюстраций на тему: «Какие бывают часы»

1. Рисование «Часы на кремлевской башне».

2. Конструирование из деталей конструктора «Башня с часами».

3. Просмотр мультфильмов «Фиксики-часы» и «Сказка о потерянном времени». «Крот часовщик».

1. Подборка энциклопедий «Часы».

2.Чтение художественной литературы: Анофриев «Тик-так». Берестов «Без четверти шесть», «Песочные часы». Мирошникова «Стихи про часы и о времени».

3. Создание коллекции современных часов.

4. Оформление выставки часов.

5. Презентация мини-музея.

Вед: Ребята, сегодня мы открываем музей, а что мы там увидим если вы отгадаете загадку:

И днем не спят,

И ночью не спят.

А все стучат-стучат-стучат.

Вед: Правильно это часы. О каких часах мы сегодня узнаем из стихотворения Э. Котияра, которое называется «Часы-часики

Катя С

Каких часов на свете нет!

И в каждых свой секрет.

Есть часы на полу стоящие,

Басом говорящие: Бом, бом, Бом.

На весь дом.

Это уличные часы на столбе

Знакомые тебе?

Они здесь очень нужны:

Стрелки великаны

Издали видны.

А ходики в избушке!

В них живут кукушки.

Окошко распахнётся

Кукушка «встрепенётся «ку-ку», «ку-ку»

Как в лесу на суку.

А будильник с вечера заведёшь и спокойно спать пойдёшь.

Будильник разбудить не забудет.

Вед : Ребята, представьте, пожалуйста: в нашем городе исчезли все часы. Что было бы тогда? А ведь когда-то очень-очень давно часов не было, люди узнавали время по солнцу.

Это были первые Солнечные часы.

Влад с мамой : Давным-давно, пока человек не изобрел часы, он ориентировался по солнцу, даже договаривался о каком-нибудь деле, смотря на солнце. Например, в старину мама говорила детям приходить домой, когда солнце коснется верхушки деревьев. Солнце в течении дня перемещалось по

небу, и люди воспользовались этим.Наблюдал человек за этим чудом и вот что придумал: вбил в землю столбик, а вокруг столба начертил круг и поделил круг на 12 частей, каждая часть - 1 час. Солнце взошло, и тень медленно от столба двигалась по кругу, отмеряя каждый час.

Вед : Но пользоваться солнечными часами человек мог не всегда.

– Как вы думаете, почему?

– В пасмурный, дождливый, хмурый день определить время трудно, потому что нет солнца. – Знаете ли вы, какие часы называются живыми?

– А вы слышали про Живые часы?

Богдан : Когда человек стал приручать животных, у него появился еще один помощник-петух. Человек заметил, что по утрам и вечерам петух кричит в одно и тоже время, да не один раз, а целых три. Первый раз он кричал, когда солнышко выпускало первый луч. Вот говорили два соседа: - Пойдем в лес за грибами после первых петухов.

Вед: Но по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалиться – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнет кричать, то лиса петуха унесет и съест, а еще живыми часами весной и летом могут быть поющие птицы. Как вы думаете, как соловьи, жаворонки, зяблики могут нам помочь определить время? Они поют утром.

Вика : Если запел соловей, то значит еще ночь, он поет самый первый. Позже поет жаворонок. В пять утра – зяблик. А воробей? Он у нас соня, спит долго, встает только в 6 утра. Как воробьи проснулись – значит, и нам скоро пора вставать в садик.

Вед : Знали люди и др. Живых часах - это растения . Об этих часах расскажет Максим : Часы открывают свои лепестки и закрывают их строго в определенное время. Как по команде. И они никогда не путаются! Например, вьюнок открывается в 9 утра, а закрывается в 8 вечера. Лютик открывает цветки в 7-8 утра, а закрывает в 3-4 часа дня. Одуванчики открываются ровно в 5 утра. Люди внимательно наблюдали за цветами и травами и могли определить, сколько времени.

Вед : Как вы думаете, чем удобны такие живые часы? А чем они неудобны?

Каких только часов не изобрел человек на протяжении своего существования: водяные, песочные.

Водяные часы -Алиса: в высокий стеклянный сосуд с отверстием у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. На стенках сосуда были сделаны отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду. Они оказались неудобными, потому что в сосуд нужно было постоянно доливать воду. Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!»

П/И «Часы»

Вед : Очень похожие на водяные часы- Песочные

Игнат : Стали люди думать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем, и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали. У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами, ни зубчатых колесиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит прошло определенное количество времени. Часы переворачивают и счет времени продолжается.

Вед : Где используют такие часы расскажет:

Санна : Песочные часы до сих пор используют в поликлиниках и больницах. По этим часам больные получают лечебные процедуры, но узнать который час по ним нельзя.

Вед : Люди стали придумывать новые часы. И придумали много механизмов для часов. Сейчас существует очень много разных часов.

Механические часы

Полина с мамой: Часы с механизмом. Внутрь их поставил пружину, закрутил ее, а, чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико, и вертит его.

Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы. У них есть заводная головка. Когда ее поворачивают, то слышится внутри часов поскрипывание. Это закручивается пружина. Чтобы часы не останавливались, их постоянно нужно заводить.

Есть часы без пружины. Вместо нее внутри часов находится маленький электрический моторчик, который работает при помощи батарейки. Такие часы заводить не надо.

Вед: На этом человек не остановился и придумал часы без стрелок.

Электронные часы

София : В таких часах на циферблатах только светящиеся цифры, которые меняются с каждой прошедшей минутой. Эти часы называются электронными и работают от электрической сети и на батарейках.

А есть и новые – электронные

заведешь – и год ходи!

Только раз заведи,

часы неугомонные!

Вед : У нас есть еще одни часы, которые люди одевают на руку и называются они: Наручные часы

Вера: Часы бывают наручными. Их надевают на руку с помощью браслета или ремешка.

Модницам нравятся красивые часики в виде кулона или перстня. Кулон на цепочке надевают на шею, а перстень - на палец.

А еще есть часы – малютки! Как сердечко бьется в грудке! «Тики-таки, тики-таки» –
Круглые сутки.

Вед : Ребята, а вы знаете кто делает часы?

Ева : Часовщик- Мастер по изготовлению и ремонту настенных, наручных и прочих часов.

Вед : Давайте по играем.

П/И «Мышь и часы»

Вед : Есть часы, которые стоят на полу Напольные часы

Назар А .: Всю-то ночь часы стучат.

Ни минуты не молчат!

Я прошу: «Часы, постойте,

Вы меня не беспокойте,

Дайте мне еще поспать,

Так не хочется вставать!»

А часы в ответ: «Тик-так,

Просыпайся же, чудак!

Ночка где-то далеко,

Солнце в небе высоко,

Славный ждет тебя денечек,

Открывай глаза, дружочек!»

Вед : Ребята, а какие часы умеют куковать? В нашем музее есть такие часы.

Часы с кукушкой

Аня: В часах, изготовленных в виде узорной деревянной избушки, прячется "кукушка". Каждый час дверца домика открывается, и кукушка появляется на его пороге. Она звонко распевает: "Ку-ку, ку-ку", напоминая нам о том, который сейчас час.

Вед : На городских улицах и площадях тоже есть часы и называются они

Уличные часы.

Еся : Их устанавливают на башнях, зданиях вокзалов, театров и кинотеатров. Они называются уличные и башенные. Во многих городах мира есть башни с красивыми старинными часами. Каждый час они отбивают время и играют какую-нибудь мелодию

Вед : Самые главные часы нашей стран, которые находятся они на Красной площади в Москве.

Соня: Самые старые башенные часы находятся в Москве. Это Кремлевские Куранты на Спасской башне.

Кто не слышал,

на Спасской башне гиганты – куранты

Они часы главные –

Державные!

Вед : Спасибо всем. Вот мы и попутешествовали во времени, в прошлое часов. Узнали какие были первые часы. И мама Меланы испекла нам пряник Часы. Давайте пить чай.

Любовь Иванова

Мини - музей часов .

В нашей группе появился свой мини – музей часов , который расположен в раздевальной комнате. Вначале появились часы из дома, которые уже не носились или вышли из строя, потом из дома родителей и знакомых, которые узнав о нашей коллекции, просто дарили их нам. Ребят очень заинтересовала идея создания музея и они, с разрешением родителей, принесли домашние и сохранившиеся в семьях старинные часы. Основная идея нашего мини – музея – показать , какими разными бывают часы, познакомить детей с историей создания и возникновения. В обычном музее ребенок лишь созерцатель, а здесь соавтор. Причем не только сам, но и его папа и мама, бабушка и дедушка. Где еще увидишь столько часов вместе : настенные, настольные, наручные мужские, женские и детские, карманные, различные будильники, песочные, водяные и многие другие. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в нашем, можно брать в руки, самому менять и переставлять экспонаты. Используем экспонаты на занятиях, когда учим детей ориентироваться во времени. Так как, мини – музей находится в приемной комнате, то его каждый день посещают родители, приходя в детский сад за детьми. Они не редко останавливаются, рассматривая экспонаты и альбомы, где собраны пословицы, стихи, загадки, сказки о часах и времени и наверное вспоминают о чем то своем.


Публикации по теме:

Коллекционирование имеет огромное значение для полноценного развития детей дошкольного возраста: расширяет кругозор детей, развивает их.

Алгоритм создание мини – музея и его документация Алгоритм создания мини-музея 1. выбор темы мини-музея, 2. определение места размещения.

Мини-музей "Колокольчики" в средней группе №11 "Радуга". В ноябре мы оформили совместно с детьми и их родителями мини-музей "Колокольчики".

Наш детский сад работает по музейной педагогике. В группах созданы мини-музеи разной тематике, Начиная со средней группы дети вместе с воспитателями.

С целью обогащения предметно – развивающей среды во всех группах ДОУ № 20 кв г. Богородицка Тульской области, были созданы мини – музеи.

Мини-музей "Насекомые" в средней группе Цель: систематизировать представления детей о насекомых Задачи: 1. Познакомить дошкольников с отличительными.

В нашем детском саду создание мини-музея является источником приобщения детей к истории нашего народа, побуждает воспитывать любовь к родному.